Идиллические мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Идиллические мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Символические образы

в романе

И.А. Гончарова «Обломов»

.

Идиллические мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Образ — воспроизведение объекта, информация о нём или его описание, структурно сходное, но не совпадающее с ним.

Символ в искусстве -характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

Обломов – человек, с присущими человеку качествами – искренность, доброта, чистота. Но лень, апатия, бездействие – это и есть огромный минус человека. То, что Обломов именно «человек» доказывает символика его имени:

  • ОблОмОв
  • Три буквы О .
  • О – это сфера, а сфера – это самая устойчивая форма материи (электроны, протоны, атомы, электростатические, магнитные поля, планеты, траектория движений электронов, планет, ядро клетки, яйцо – все имеют форму сферы или окружности).
  • Илья
  • Ильич
  • Обломов
  • Имя Илья ассоциируется со знаменитым Ильей Муромцем, который тридцать лет пролежал на печи.

Небесный покровитель Обломова ветхозаветный пророк Илия, имя которого Обломов носит.

Илья означает «Яхве — мой Бог, сила божья, крепость Господня, верующий»

  • Повторением в имени сына имени отца (Илья Ильич, Илья сын Ильи) Гончаров как бы подчеркивает неизменяемость, повторяемость образа жизни у представителей рода Обломовых.
  • Фамилию же героя и комментировать как будто не надо, до такой степени она выразительна. Одно из значений глагола «обламывать» в русском языке — уговаривать, убеждать в чем-либо.

Идиллические мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Сердце Обломова подобно цветку, небесной розе, чаше.

На такой ассоциативный ряд указывает Р. Генон.

  1. Он пишет, что чаша — это опрокинутый треугольник,
  2. цветок, небесная роза.
  3. Сердце героя, являясь «сердцем романа», вполне сопоставимо с сердцем Иисуса, являющимся «и реально, и символически центром бытия».

Идиллические мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

  • Обломов — легкая, мягкая подушечка, на которой он спал.
  • Какая она удобная, какая уютная!
  • Какая добрая и домашняя!
  • Она легко мнется и подкладывается, она вечно чистая!

Идиллические мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

  1. Диван, халат и туфли
  2. символы
  3. лени и
  4. апатии.

Диван для Обломова — это среда обитания, его лучший друг и “опора”, поддержка в любое время, занавес от внешнего беспокойного мира, преграда к любому действию. Это основной фон его жизни, это его суть и цель. Это привычка, привычка всей жизни, от которой невозможно отучиться даже когда ее ненавидишь. С дивана все начиналось, на диване все и закончилось…

  • Символ отдыха стал символом наслаждения,
  • символом лени, символом цели, символом жизни,
  • символом обломовщины.

Идиллические мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Халат Обломова

Халат под своими широкими полами “скрывает” и жизненный уклад Обломова, и его “философию покоя”.

Под халатом Обломова спрятаны его кристальная душа, его чистая совесть, его необычная жизнь, вспоминая о которой, нельзя охарактеризовать её однозначно..

Идиллические мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Сон

Обломова

Психологизм романа заключается в том, что автор исследует внутренний мир всех героев. Для этого он вводит внутренние монологи — рассуждения героя, которые он не произносит вслух.

  1. В монологах показывается отношение героя к себе и окружающим, к жизни, любви, смерти — ко всему.
  2. Мотив сна в романе Гончарова объединяется с мотивом мечты, грёзы наяву.
  3. «Сон» раскрывает наиболее глубокие пласты обломовского (и нашего) подсознания.
  4. Во «Сне» автор готовит почву для создания гигантской фигуры Обломова, призванного встать в ряд с известными в мировой литературе “вечными образами”.
  5. “ Сон Обломова” — это экспозиция романа, находящаяся не в начале, а внутри произведения; используя такой художественный прием, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его формирования, Гончаров показал основы и глубины души, сознания, психологии главного героя.

Идиллические мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

  • Штольц Андрей Иванович
  • “ Человеком деятельным” назвали Штольца Добролюбов и Писарев, а Куликовский назвал его “человеком движения”.
  • Имя Андрей напоминает об апостоле — покровителе Руси, да и просто о миссии странствующего проповедника.
  • Штольца можно сравнить с часами, которые работают не за счет батарейки, а за счет жизненной силы.
  • Он, как часы, движется всегда вперед, стремится к новому, Штольц не может остановиться на достигнутом, что делает его “новым” человеком.

Идиллические мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

  1. Ильинская Ольга Сергеевна
  2. Ольга воспринимается Обломовым и читателем подобно красивой статуе.
  3. Давая героине имя Ольга, автор ставит рядом с героем «волевую, активную, работоспособную, интеллектуальную» женщину.
  4. Имя Ольга означает «святая, светлая», а фамилия происходит от имени Илья.
  5. Отчество Ольги — Сергеевна (Сергей — «высокий, высокочтимый») — объясняет то обстоятельство, что героиня недосягаема для Обломова.

Идиллические мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Пшеницына Агафья Матвеевна

«Хозяйка» этого мира, Агафья Матвеевна Пшеницына , как и Ольга, как бы предназначена Илье: имя ее прочитывается как добрый «Божий дар», а «хлебная» фамилия прямо указывает на «генетическую» зависимость героини от Ильи, который воспет славянами как «покровитель урожая и плодородия, сеятель, жнец и податель благ…

Трофимов Захар Трофимович

“ Захар — это часть самого Обломова, Обломова без Захара нельзя себе вообразить, как Дон Кихота без Санчо Пансо” (Н.Д. Ахшарумов).

Имя Захар переводится как “Память Господня.

В Захаре вплоть до последней сцены подчёркивается комический аспект обломовщины.

Ольга и Штольц, лунный свет

Отношения Ольги и Штольца прежде всего разумны, а потому им постоянно сопутствует в романе лунный свет.

Их любовное объяснение происходит после захода солнца. Герои как бы специально ждут наступления темноты, чтобы раскрыть свои души друг перед другом.

Во время объяснения на лицо Ольги падает свет от окна, и Штольц «мог читать, что было у ней на уме».

Вечерний свет, свет лунный в романе осмыслен как родственный свету солнечному. Это свет истины, свет благодатный. Именно такое представление о ночном свете жило в сознании славян.

  • Недаром от этого света Ольга прячет лицо, желая скрыть от Штольца правду о своей любви к Обломову.
  • Счастливую жизнь Ольги и Штольца автор показывает на фоне «не обломовской», а южной природы — они живут около моря.
  • По мифологическим представлениям разных народов, «в воде пребывают жизнь, сила, энергия и вечность», — пишет Мирча Элиаде .

Конец…

Идиллические мотивы в романе И.А. Гончарова «Обломов». Сочинение по литературе

«Произведением русской жизни, знамением времени» назвал критик Н.А. Добролюбов роман И.А.Гончарова «Обломов». «Добряк-ленивец» Обломов воплотил в себе очень значительное явление русской жизни эпохи Добролюбова.

Но и теперь, по прошествии полутора веков, это явление отнюдь не потеряло своей актуальности и вряд ли потеряет впредь.

Обломовы были и будут всегда, и определить свое отношение к такому явлению, как «обломовщина», очень интересно.

Рассматривая образ Ильи Ильича Обломова нужно отметить, что главным составляющим его натуры является восприятие окружающего мира сквозь призму иллюзий.

«Обломовцам» действительность видится слишком мрачной, убогой и тяжелой, если не расцветить её яркими, тёплыми и приятными красками своих фантасмагорий.

Расцветил – и можно жить дальше, жить сколь угодно долго, и существование при этом кажется уже весьма сносным. Человек как бы побеждает несовершенства мира путём создания эстетической утопии.

Вырос герой Гончарова в Обломовке, родовом имении. Оно предстаёт перед читателем в воспоминаниях Ильи Ильича, становится героем его снов, один из которых подробно описан в романе.

Обломовка – это тот идеальный «остров счастья», который навсегда запечатлелся в душе маленького Илюши. Перед нами возникает не реальная Обломовка, в которой шла далёкая от идеалистических картин жизнь.

Перед нами – Обломовка приторно-сказочная, именно такая, которая грезится в самых сладких мечтах людям, подобным Илье Ильичу. Это нельзя назвать воспоминаниями детства, которые приятны и дороги любому.

Это – грёзы взрослого человека, не воспоминания, но страдания по утраченному, мечтания вернуться туда не на короткое время, а, желательно, навсегда. Жить утопией сейчас, заслонившись ею от постылой действительности, смешать иллюзию с реальностью.

Обломовка снится Илье Ильичу как уютный, совершенно отделенный от всего остального непредсказуемого и враждебного мира уголок. Автономный и безопасный. Даже небо «там прижимается ближе к земле», даже оно готово защитить и укрыть обломовцев.

Они знают, что где-то существует огромный мир, но имеют о нем весьма смутные представления. Где-то в неизведанных далях живут «французы или немцы», а еще дальше – великаны и чудища «о двух головах», и покоится всё это на рыбе, «которая держит на себе землю».

Жизнь в Обломовке подчинена раз и навсегда установленному порядку, обитатели имения довольны этим и никогда не стремятся выйти за рамки вековых традиций. Какие-либо страсти, будоражащие ум и чувства, душевные потрясения чужды обломовцам, они боятся их и всячески избегают.

«Подразделения» жизни незыблемы и неизменны: рождение, крестины, семейные праздники, соблюдение церковных ритуалов, свадьбы, именины и, наконец похороны – три акта жизни. Так было, есть и должно быть всегда, порядок никогда не нарушается.

Недостаток сильных эмоций обломовцы с успехом восполняют стремлением придать своей жизни некий мистический смысл и таинственность. Отсюда безусловная вера в приметы, в обязательность соблюдения тех или иных ритуалов, наличие предметов, обладающих якобы сверхъестественной силой и способных влиять на жизнь людей.

Причём всё вышеперечисленное не является для них какой-то постоянно присутствующей, но второстепенной частью их жизни, нет! Всё это является основой, на этом строится всё остальное. В таком постоянстве и неизменности обломовцы видят надёжность, защищённость, они не хотят ничего иного.

Читайте также:  Анализ стихотворения «в дороге» (н. а. некрасов)

В самом начале сна герой видит море. «Дикость и грандиозность» морской стихии вызывает у него неприятные чувства, так как лишает умиротворённости.

Илюша Обломов воспитывался под неусыпной опекой родственников, и это лишило ребёнка стремления к самостоятельности, труду, умертвило природное детское желание проявлять инициативу, настойчивость.

Зато жизнь под воздействием сказок развила в ребёнке такие качества, как мягкость, добродушие, утончённое, поэтическое восприятие мира. По мысли Обломова, «жизнь есть поэзия».

Но вот наш герой вырос, повзрослел, стал жить в Петербурге. Свет оказал на Обломова своё влияние, он «уж был не в отца и не в деда». Однако никакой роли в обществе Илья Ильич так и не сыграл, жизнь его в итоге свелась к лежанию на диване.

«Суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано», – такую характеристику можно дать герою, говоря словами из стихотворения Н.А. Некрасова. «Внутренняя вулканическая работа пылкой головы и гуманного сердца» ни к чему не приводила, ничего не меняла. Идиллические мечты – вот всё, чем жил Обломов.

Уединенная жизнь в уютном спокойном уголке, «маленькая колония друзей», милая, хозяйственная и полностью разделяющая его взгляды жена. То есть мечты Обломова – сфера сознательного – точно так же настроены на идиллию, как и его сны – сфера бессознательного.

Эта иллюзорность и бездействие неизбежно приводят героя к закономерному исходу – из его жизни в конце концов уходит поэзия, уходит духовность, а взамен Обломов приобретает спокойный и безопасный, но тесный и убогий уголок на Выборгской стороне, не имеющий ничего общего с его былыми мечтами.

И всё-таки идиллический идеал Обломова воплотился в романе Гончарова, и воплотился он в образах Штольца и Ольги Ильинской. Всё, о чём мечтал Обломов, Штольц и Ольга обрели в реальной жизни.

Почему же этим героям удалось осуществить всё, в чем состоял идеал бесплодных мечтаний Обломова? «Труд как образ, содержание, стихия и цель жизни» – вот то, что составило основу для воплощения обломовского идеала в реальность.

Чем же опасна обломовщина? Илья Ильич Обломов – это «герой на все времена». Бездеятельность, желание, чтобы всё каким-то чудесным образом совершалось без усилий, само собой, лень физическая неизбежно приводят к деградации духовной.

Человеку все меньше и меньше хочется прилагать реальные усилия к чему-то, ведь есть мир иллюзий, куда более приятный.

В итоге – несостоявшаяся личность, загубленные прекрасные задатки, осознание полного жизненного фиаско и невозможность что-либо изменить.

Урок литературы "Идеал и идиллия (Обломовка и Выборгская сторона. Сон Обломова как ключ к характеру героя)"

  • 10 класс
  • Литература
  • Составитель: Ермакова Ольга Баировна
  • Тема: Идеал и идиллия (Обломовка и Выборгская сторона. Сон Обломова как ключ к характеру героя)
  • Цель урока: помочь учащимся осмыслить образ главного героя с нравственной точки зрения; развивать навыки анализа текста.
  • Комментарий для учителя: необходимо заранее подготовить соответствующие закладки в тексте произведения.
  • Эпиграф:
  • «И Илюша…лелеемый, как экзотический цветок…рос медленно и вяло.
  • Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая».
  1. Слово учителя.

    Запись темы урока и эпиграфа.

Итак, мы продолжаем изучение произведения Гончарова «Обломов», продолжаем анализировать черты главного героя, строить предположения на основе прочитанного текста, как и почему наш герой стал таким, а не другим. Тема нашего урока сегодня такова.

Скажите, если у вас идеалы? И что для вас идиллия? Давайте постараемся создать сегодня на уроке атмосферу идиллии.

Обратите внимание на слайд, вам даны дефиниции этих слов, а с какой точки зрения мы будем рассматривать эти слова в рамках нашего урока?

Идеал (от лат. idealis, греч. idea — образ, идея) — 

1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к.-л. явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч.-л.

, как правило, касающийся личных качеств или способностей; — 2) в строгом этическом смысле: а) в теоретическом плане  наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственноепредставление (о благом и должном), б) в нормативном плане – совершенство в отношениях между людьми или — в форме общественного И.такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство, в) высший образец нравственной личности. 

Идиллия –

1) жизнь простая, полная мира, любви и нежности, без тяжелых забот и борьбы; 2) картина, на которой изображается сцена мирной, счастливой жизни из быта поселян, далеких будто бы от забот и борьбы; 3)поэтическое произведение в этом же роде, когда действительность прикраивается и даже искажается в угоду чувствительности и сентиментальному прекраснодушию.

  1. Давайте же обратимся к тексту. Откроем первую часть 9 главу, вам известную, «Сон Обломова».

Аналитическое чтение главы 9 части 1 (образы сна и смерти; покоя и тишины). Комментированное чтение.

Давайте начнем с пейзажа.

Из жизни исключены всякие движения, потрясения – правильно и невозмутимо совершается там годовой круг (95/5); обломовский мир искусственно отделён от большого мира: «99/4».

    – Жизнь обломовцев природоподобна. Здесь «всё идёт обычным, предписанным природой порядком». Времена года чередой сменяют друг друга, а в человеческой жизни за рождением приходит свадьба и смерть.

      (Из жизни, как из окружающей природы, изъяты сильные движения,         весь воспитательный надзор за сыном сводится к ограждению его от ярких впечатлений, какого – либо напряжения… Сумма воспитательных наказов няньки состоит из бесконечных «нет» и «не»: «102».Постоянные запреты, неутомимая опёка, в итоге формировался характер бесформенный, пассивный).

Быт

 Первейшие жизненные потребности обломовцев – еда и сон.

– Символом обломовской жизни стал послеобеденный всепоглощающийсон«105/3».

С каким упоением предаются обломовцы сну! «106/1» Никто и ничто не в силах «противиться обаянию сна»:  ни человек, ни матушка-природа.

Даже воздух «сонно висит без движения»,даже солнце будто дремлет,«стоит неподвижно».Нет места духовности. Полным контрастом этой статичной картине выступает описание поведения Илюши во время «сна».

   Гончаров, чтобы изобразить лень и апатию во всей её широте и закоренелости, опирается на язык как первоэлемент литературы. В целях воспроизведения однообразной, спокойной, сонной жизни обломовцев, использует пространные конструкции, характеризующиеся замедленным ритмом, предполагающие перечисление однородных членов предложения. В качестве примера прочитаем.

Воспитание Илюши: одни «Не».

   Первая главная жизненная заботав Обломовке – забота о пище.

Ну чем несказочное царство с ревами мёда и молока?  В состав «обломовщины» входит и поэзия деревенского уединения, и картины щедрого русского хлебосольства с исполинским пирогом, и гомерическое веселье, и красота крестьянских праздников под звуки балалайки… Подробно Гончаров описывает изготовление «исполинского пирога», поедаемого в течение целой недели. Пирог, которого хватает всем, начиная от господ и кончая дворником Антипом, служит в романе символом всеобщего равенства и земного  благополучия.

Единственная форма духовной жизни, доступная обломовцам, – причастность к миру сказки, легенды, мифа. Развивая мечтательность, сказка только больше привязывала мальчика к дому. Ведь в сказках живёт та же Обломовка, только поэтически украшенная; няня.

В Обломовке всё овеяно сказкой про «Емелю-дурачка», про «добрую волшебницу, являющуюся… в виде щуки»и осыпающую его «ни с того ни с сего разным добром», про «неслыханную красавицу Милитрису Кирбитьевну», про «неведомую сторону», где«текут реки мёду и молока».

Духовная жизнь такого рода культивирует созерцательность, бездействие. Псевдожизнью подменяется подлинная жизнь.

     Так духовное переживание оказывается не стимулом движения, а тормозом его. Сказки, мифы заронили в душу Илюши страх перед жизнью, робость перед всем непонятным, внутреннюю скованность.  Не случайно у воспитанного в атмосфере сказки Ильи Ильича и во взрослом состоянии«сказка… смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

     – Отношение обломовцев к трудуТруд воспринимали как наказание: избавление от которого возможно и должно. Жители очень боятся хлопот, волнений, перемен. Бездействие и безделие здесь возведены в культ.

– Как обломовцы воспринимаютвремяипространство?  Эта обессмысленность узаконена традиционным повторением такой жизни из поколения в поколение.

Не разум, а традиция, привычка, – главный аргумент в этом мире, иррациональном по существу. Пространство Обломовки ограничено, оно не связано с другим миром.

Конечно, обломовцы знали, что в 80-ти верстах о них находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове. И о Москве, Петербурге.

     Они очень настороженно настроены к чужакам. Никто из жителей Обломовки не стремился выйти из этого мира, ибо там – чужое, враждебное, их вполне устраивало счастливое «житьё – бытьё», и их мир – самостоятельный, целостный и завершённый.

Читайте также:  Анализ произведения «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого

      Идиллическим обломовцам вместе с тем присущи мягкость, сердечность и благодаря этому человечность.

   Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть – вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.

 –  Любовь в Обломовке носит совсем иной хар – р, чем в реальном мире, она не может стать каким-то переворотом в душевной жизни человека, она не противостоит другим сторонам жизни. Любовь-страсть противопоказана миру обломовцев.

      В состав обломовщины входит у Гончарова безграничная любовь и ласка, которыми с детства окружён и взлелеян Илья Ильич. 

   – Обряды, обычаи обломовцев.Кажется, вся жизнь их состоит только изодних обрядов и ритуальных праздников. Отсчёт времени ведут по праздникам или по семейным событиям.

То, что для обыкновенного человека считается вполне естественным, здесь возведено в ранг мистического бытия – обломовцысмотрят на мир как на таинство, святость.

Отсюда особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Есть здесь и таинственные места – овраг, например. Отпуская Илюшу гулять с няней, мать строго наказывала.

   – Название деревни: одно из архаических значений слова «обло» –круг,         окружность.

   «Такой смысл как будто вполне соответствует мягкокруглому, шароподобному человеку Обломову и его округлой, мирно блаженствующей вотчине», – таково заключение исследователя Ю. Лощица.

По его мнению, в названии деревни также явственно проступает другой символический смысл: «В самом деле, что такое обломовское существование, как необломок некогда полноценной и всеохватной жизни? И что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» –обломок Эдема» Здешним обитателямобломилось доедать археологический обломок, кусок громадного когда-то пирога. Вспомним, что пирог в народном мировоззрении – один из наиболее наглядных символов счастливой, изобильной, благодатной жизни…».

Вывод.    По мнению Гончарова, именно первые бессознательные детские впечатления формируют натуру будущего  человека. Детство, отрочество – в них начало судьбы Обломова, недаром картины патриархальной жизни в родном доме (вечерние зимние часы с.

117; кормление булочками – 102, история с письмом с. 124.) навсегда остались для И. И. идеалом настоящей жизни –спокойной, сытой. И никакие последующие влияния – книги, университетский быт, служба в Москве – не смогли его серьёзно поколебать.

И это, по Гончарову, естественно, потому что «113» в обломовском доме воспиталось в Илюше и чувство избранничества, на которое опирается его убеждение «я – другой» и бессознательный эгоизм, чуждый его кроткой и доброй натуре.

А главное, с детства заложены в герое основы нравственного иждивенчества, предопределившие трагедию его жизни.

   «Сон Обломова» и должен объяснить, почему И. И. стал таким, каким он показан в начале романа. Характер героя – объективный результат условий рождения и воспитания. Он, как жидкость, принял форму сосуда, в который был налит.

   Если в первых главах Обломов был представлен читателю как воплощение своей среды, то «Сон Обломова» доказал правомочность такого представления. Нет никаких намёков на способность героя противостоять сложившемуся порядку жизни: более того, сами потенциальные задатки сопротивления среде (природная живость, любознательность) подавляются в ребёнке воспитанием.

«Сон Обломова – это великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена,- был  первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной», –писал критик Александр Васильевич Дружинин.

  1. Создание таблицы в тетрадях:

  1. Цитаты из текста, отображающие параллели между изображением Обломовки и жизни Обломова на Выборгской стороне (хозяйственные хлопоты, культ еды, сближение отношения Агафьи Матвеевны к Обломову и мифического материнского чувства к маленькому Илье из сна).
  2. Какова роль Пшеницыной в жизни Обломова?
  3. Секрет имени:
  4. Илья – сила божья, крепость Господня (но имя женственное, его носитель – человек мягкий).
  5. Агафья – хорошая, мудрая.
  6. Матвей – дар Божий, дарованный Господом.
  7. Какова связь между Пшеницыной и Обломовым?
  8. Отсылка к эпиграфу.
  1. Небольшая письменная работа в тетрадях «Что же такое обломовщина?». Чтение работ учащихся.

  2. Домашнее задание. Подведение итогов.

В романе и.а. гончарова «обломов»

Кондратюк О.В. ФЛ-ЛН-41.

Идеал и идиллия

в романе И.А. Гончарова «Обломов».

— Да ты поэт, Илья!

— Да, поэт в жизни, потому что жизнь есть

поэзия…

— Это не жизнь!

— Что же это, по-твоему?

— Какая-то… обломовщина…

И.А. Гончаров Обломов”. Цели: 1. Научиться работать в группах, формировать навык анализа эпизода и умения работать в группе на примере данного текста. 2.

Развить навыки комментирования текста. 3.Побудить учеников к активной жизненной деятельности. Задачи урока: 1. Показать историческую и социальную ограниченность идиллии как цели и образа жизни.

.

2. Продолжить работу над формированием навыка анализа эпизода и умения работать в группе.

3.Разобраться прав ли Штольц, назвавший идиллию Ильи Ильича “обломовщиной”?

Методы: репродуктивно – продуктивная деятельность, комментирование эпизодов произведения с помощью текстовых материалов. Приемы: слово ученика, работа в группах.

Оборудование: тексты произведений, карточки с вопросами для групп, видео материалы. Домашнее задание: 1.Подготовиться к написанию сочинения. 2.Придумать темы для сочинения.

3.Составить план по придуманной теме.

I. Слово учителя.

Ведущая тема творчества многих писателей и поэтов, русских и европейских, — победа над несовершенством мира путём создания эстетической утопии.

Дружба, любовь, искусство — вот немногочисленные покровители поэта в его уединении, но они сполна обеспечивают ему счастье, радость и гармонию.

Идиллия — в античности это небольшое стихотворное произведение с описанием мирной жизни пастухов, их простого быта, нежной любви, свирельных песен. Эта жизнь разворачивается на фоне идеального пейзажа с мягким ветерком, доносящим приятные запахи; прохладным ручейком; цветами, широким ковром устилающими землю; деревьями, дающими тень; птицами, поющими на ветвях.

Основные черты идиллического мира:

  • идеальный пейзаж
  • единение человека и природы
  • замкнутое пространство
  • неопределённое время
  • бездействие
  • бесконфликтность

Алгоритм анализа эпизода:1. Пересказ эпизода или просмотр видео материала по нему, его главная мысль, оценка фактов, событий. 2. Как в этом эпизоде раскрываются характеры героев? Что нового мы узнаем о них?

З. Место этого эпизода в композиции произведения.

Предварительные задания учащимся –знать близко к тексту эпизоды из романа:

“Сон Обломова” (ч. I, гл. 9)

“Мечты Ильи Ильича Обломова” (ч. II, гл. 4)

“Выборгская сторона” (ч. IV, гл. 9)

“Жизнь Андрея и Ольги Штольцев в Крыму” (ч. IV, гл. 8).

Работа в группах:

Группа 1. Анализ эпизода “Сон Обломова” (ч. I, гл. 9) (после анализа просмотр видео материала)

Вопросы и задания:

  1. Идиллический пейзаж во сне Обломова. Какую функцию он выполняет?
  2. Время и пространство в Обломовке.
  3. Обычаи, обряды Обломовки. С какой целью так подробно рассказал о них автор?
  4. Фольклорные мотивы сна. Проанализировать вступление ко сну Обломова. Почему картины моря, гор не привлекают автора? Какой характер носит описание моря, гор?

В Обломовке человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, “там ближе к земле”, и это небо распростёрлось над землёй, как кровля. Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире.

Идиллический пейзаж неотделим от конкретного пространственного уголка, где жили отцы и деды, будут жить дети и внуки. Пространство Обломовки ограничено, оно не связано с другим миром.

Конечно, обломовцы знали о том, что в восьмидесяти верстах от них находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове, и о Москве, Питере, “что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, тёмный мир, неизвестные страны, населённые чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак — и, наконец, всё оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю”.

Никто из жителей Обломовки не стремится выйти из этого мира, ибо там — чужое, враждебное, их вполне устраивает счастливое “житьё-бытьё”, и их мир — самостоятельный, целостный и завершённый.

Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть — вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.

Читайте также:  Аргументы из литературы по направлению «Человек и общество»

Любовь в Обломовке носит совсем иной характер, чем в реальном мире, она не может стать каким-то переворотом в душевной жизни человека, она не противостоит другим сторонам жизни.

Любовь-страсть противопоказана миру обломовцев, они “плохо верили… душевным тревогам, не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то; боялись, как огня, увлечения страстей”.

Ровное, спокойное переживание любви естественно для обломовцев.

Существенное место в жизни обломовцев занимают обряды и ритуалы. “И вот воображению спящего Ильи Ильича начали…

открываться сначала три главные акта жизни, разыгравшиеся как в его семействе, так и у родственников и знакомых: родины, свадьба, похороны.

Потом потянулась пёстрая процессия весёлых и печальных подразделений её: крестин, именин, семейных праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слёз и улыбок”.

Кажется, что вся жизнь обломовцев состоит только из одних обрядов и ритуальных праздников. Всё это свидетельствует об особом сознании людей — мифическом сознании. То, что для обыкновенного человека считается вполне естественным, здесь возведено в ранг мистического бытия — обломовцы смотрят на мир как на таинство, святость.

Отсюда особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Есть здесь и таинственные места — овраг, например.

Отпуская Илюшу гулять с няней, мать строго наказывала “не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией”.

Особое отношение у обломовцев к приметам: в них мир подаёт человеку знаки, предупреждает его, диктует свою волю.

Если в зимний вечер погаснет свеча, то в ответ “все встрепенутся: “Нечаянный гость!” — скажет непременно кто-нибудь”, и дальше начнётся самое заинтересованное обсуждение этого вопроса, кто бы это мог быть, но в том, что гость будет, в этом никто не сомневается.

Мир обломовцев абсолютно свободен от каких-либо причинно-следственных связей, которые очевидны для аналитического ума. Вопрос “почему?” — это не обломовский вопрос.

“Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, — они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то Марфа или Степанида — ведьма, они будут бояться и барана, и Марфы: им и в голову не придёт спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да ещё накинутся на того, кто бы вздумал усомниться в этом”.

Мистическое восприятие мира уводит обломовцев от истинного его познания, следовательно, и от борьбы с ним, тем самым обеспечивает миру какую-то надёжность, неизменность.

Масштаб сна позволяет разглядеть в нём черты античного мира. Античные реминисценции постоянно присутствуют в тексте сна. Уже в самом его начале читаем: “Небо там, кажется…

ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью… чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяческих невзгод”. Это описание точно рифмуется с мифом о браке Земли с Небом — Геи с Ураном.

Отсюда возникает образ мира, который весь заключён в любовные объятия; он несёт в себе утопию “золотого века”.

Вернёмся к начальным фрагментам сна. Почему стихия, “дикость и грандиозность” моря вызывает у автора неприятие? Всё это не соответствует умиротворённости жизни обломовцев, романтический пейзаж не в их духе, он тревожит сердце, он может быть опасен. Эта стихия не из “золотого века”, где всё говорит об идиллическом восприятии мира.

Детство Ильи Ильича Обломова. Какие внутренние силы Обломова увяли, какие развились его воспитанием, образованием?

Любознательность, активное участие в любых проявлениях жизни, сознательное отношение к жизни, трудолюбие — всё это утрачено под влиянием чрезмерной опеки матери, няни, слуги.

В то же время развились черты мечтательности, воображения, поэтического восприятия жизни, широта души, добродушие, мягкость, утончённость. Все эти черты — результат воздействия сказок, таинственного восприятия жизни.

Итак:Сон Обломова выдержан в духе идиллии. Он не пророчествует, не предупреждает, он своеобразный ключ к пониманию характера героя.

Группа 2. Анализ эпизода “Мечты Ильи Ильича Обломова” (ч. II, гл. 4)

Вопросы и задания:

Внимательно прочитайте эпизод о мечтах Обломова (ч. II, гл. 4). Соотнесите со сном Обломова: что общего и различного?

1. В какой период жизни мы встречаемся с Обломовым на Гороховой улице Петербурга? Сохранил ли он черты обломовского восприятия мира?

О петербургском Обломове сказано, что он “уж был не в отца и не в деда. Он учился, жил в свете: всё это наводило его на разные чуждые им соображения Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих человеческих скорбей”.

Илья Ильич предстаёт перед читателем в тот момент, когда все его попытки деятельности потерпели фиаско, когда его роль в обществе окончательно не удалась и когда жизнь его свелась к лежанию на диване.

Вместе с тем лежание на диване сопровождалось у него “внутренней вулканической работой пылкой головы и гуманного сердца”. “Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире”.

2. Как могло произойти перерождение восприимчивого к жизни Обломова? О чём мечтает герой?

Практически всё, из чего складывается идиллия, вошло в мир мечты. Уютный уголок, в нём уединяется поэт. Уединение не подразумевает одиночества, участие друзей — непременный атрибут жизни.

“Он думал о маленькой колонии друзей, которые поселятся в деревеньках и фермах, в пятнадцати или двадцати верстах вокруг его деревни, как попеременно будут каждый день съезжаться друг к другу в гости, обедать, ужинать, танцевать”.

Идеал жены, с одной стороны, спроецирован на Ольгу (“тут музыка, Casta diva!”), с другой — на Агафью Матвеевну Пшеницыну (“На кухне стучат в пятеро ножей; сковорода грибов, котлеты, ягоды”).

“Погода прекрасная, небо синее-пресинее, ни одного облачка… В ожидании, пока проснётся жена, я надел бы шлафрок и походил по саду подышать утренними испарениями; там уж нашёл бы я садовника, поливали бы вместе цветы, подстригали кусты, деревья. Я составляю букет для жены.

Потом иду в ванну или в реку купаться, возвращаюсь — балкон уже отворён; жена в блузе, в лёгком чепчике…

Она ждёт меня …Потом, надев просторный сюртук или куртку какую-нибудь, обняв жену за талию, углубиться с ней в бесконечную, тёмную аллею; идти тихо, задумчиво, молча или думать вслух, мечтать, считать минуты счастья как биение пульса: слушать, как сердце бьётся и замирает; искать в природе сочувствия…

Посмотреть персики, виноград… А тут то записка к жене от какой-нибудь Марьи Петровны, с книгой, с нотами, то прислали ананас в подарок или у самого в парнике созрел чудовищный арбуз… Ты слышишь: ноты, книги, рояль, изящная мебель…” – это мечты Обломова.

Итак:Созданный идеал жизни у Обломова строится по законам искусства и сориентирован на идиллию, когда, подобно Фаусту — герою Гёте, хочется воскликнуть: “Остановись, мгновенье, ты прекрасно!”

Может Илья Ильич воплотить свой идеал в жизнь? Почему?

Группа 3. Анализ эпизода «Выборгская сторона» (ч. IV, гл. 9).

Однако возвращение в Обломовку, совсем другую, «гаже», по словам Штольца, всё-таки произошло. Это домик вдовы Пшеницыной на Выборгской стороне.

Вопросы и задания:

Жизнь Обломова у Агафьи Матвеевны Пшеницыной: что общего и различного с жизнью в Обломовке?

Нетрудно разглядеть в доме Пшеницыной черты сходства с миром детства, мечты. Но в то же время ощущается теснота этого мира: “тощие сады”, “дворик”, “немощёные улицы”, “двор величиной с комнату”.

Там, в Обломовке, — огромный мир, где небо и земля соединились под родительской кровлей, здесь — мир размером в комнату. Выборгская сторона — это царство быта, в нём нет поэзии, он лишён духовности.

Илья Ильич ушёл на Выборгскую сторону от страданий большого мира, но тем самым ушёл в конце концов и от самой жизни.

“Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и всё более и более обживаясь в нём, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии, без тех лучей, которыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспечное течение жизни…”

Поиск по сайту:

Ссылка на основную публикацию