Дворянство в пьесе «вишневый сад» (а. п. чехов)

ДВОРЯНСТВО В ПЬЕСЕ

Перед нами – типичное «дворянское гнездо», усадьба, окружённая старым вишнёвым садом, в пьесе «какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо!..» – восторженно говорит героиня пьесы Раневская.

Дворянское гнездо это доживает последние дни. Имение не только заложено, но и перезаложено. Вскоре, в случае неуплаты процентов, оно пойдёт с молотка. Что же предпринимают для спасения усадьбы её владельцы? И что вообще представляют собой эти последние хозяева вишнёвого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим?

В прошлом – это богатая дворянская семья, которая ездила в Париж на лошадях и на балах которой танцевали генералы, бароны, адмиралы. Раневская имела дачу даже на юге Франции, в Ментоне.

Прошлое стоит теперь перед Раневскими в виде цветущего вишнёвого сада, который предстоит продать за долги.

Лопахин предлагает владельцам имения верное средство спасти усадьбу: разбить вишнёвый сад на участки и сдавать в аренду под дачи.

Но с” точки зрения их барских понятий это средство кажется им недопустимым, оскорбительным для чести и фамильных традиций. Оно противоречит их дворянской эстетике.

«Дача и дачники – это так пошло, простите», – барски высокомерно заявляет Раневская Лопахину. «Поэзия» вишнёвого сада и его «дворянское прошлое» заслоняют от них жизнь и требования практического расчёта.

Лопахин правильно называет их «легкомысленными, неделовыми, странными людьми».

Безволие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить характеризуют прежде всего Раневскую. Личная жизнь этой женщины сложилась неудачно. Потеряв мужа и сына, она поселилась за границей и тратит средства на человека, который её обманул и обобрал. Жизнь так ничему и не научила её.

После продажи вишнёвого сада она снова уезжает в Париж, беспечно заявляя, что денег, присланных тётушкой, ей хватит ненадолго.

В характере Раневской на первый взгляд много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу и музыку. Это, по отзывам окружающих, милая, «добрая, славная» женщина, простая и непосредственная.

Раневская доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях её нет глубины, настроения её мимолётны; она сентиментальна и легко переходит от слёз к беззаботному смеху.

Она как будто чутка, внимательна к людям.

А между тем какая душевная пустота скрывается за этим внешним благодушием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы вишнёвого сада и её личного благополучия!

Раневская в сущности эгоистична и равнодушна к людям. В то время как её домашней прислуге «есть нечего», Раневская сорит деньги направо и налево и даже устраивает никому не нужный бал.

Жизнь её пуста и бесцельна, хотя она и много говорит о своей нежной любви к людям, к вишнёвому саду.

Язык Раневской – это язык мягкой, доброй, сентиментальной женщины. Для её речи характерна прежде всего эмоциональность. Даже вид комнат и мебели в доме Раневской чрезвычайно трогает её. «Детская!.. Детская, милая моя, прекрасная комната…» или: «Шкапик, мой родной!» – восклицает она.

Особенно восторженно звучит её речь, когда она, глядя на сад, вспоминает своё милое детство: «О, моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро… (Смеётся от радости.

) Весь, весь белый! О, сад мой!» Она, как и Гаев, любит красивые, чувствительные слова.

Для настроений и речи её характерны также частые переходы от смеха к слезам.

Таким же, как и Раневская, безвольным, никчёмным в жизни человеком является и её брат Гаев. Всю жизнь он прожил в имении, ничего не делая. Он сам сознаётся, что проел своё состояние на леденцах.

Единственное «занятие» его – биллиард. Он весь погружён в размышления о различных комбинациях биллиардных ходов: «…жёлтого в середину…

Дублет в угол!», «Режу в среднюю» – невпопад вставляет он во время разгово- ров с окружающими.

«Деловая» связь с городом выражается у него только в покупке анчоусов и керченских сельдей.

Гаев – фразёр и любитель поговорить. Он обращается с торжественной «юбилейной» речью даже к книжному шкафу: «Дорогой, многоуважаемый шкап! приветствую твоё существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости…

» Так же высокопарно звучит его хвалебное слово, обращенное к «матери-природе» во время прогулки. Но все его речи лишены настоящего чувства и искренности, и поэтому Гаев не обижается и послушно умолкает, когда его просят помолчать.

Смешно и наивно звучит для такого беспомощного человека клятва Гаева: «Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано!..

Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука! Назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом своим клянусь!» Его слова всегда расходятся с делом.

В противоположность сестре, Гаев несколько грубоват. Барское высокомерие к окружающим чувствуется и в его словечках: «кого?» и «хам», и в репликах: «А здесь пачулями пахнет», или: «Отойди, любезный, от тебя курицей пахнет», бросаемых по адресу то Лопахина, то Яши.

Эти люди, привыкшие беспечно жить, не работая, не могут осмыслить даже трагизма своего положения. «А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего!» – восклицает Лопахин. Это полностью относится к таким людям, как Раневская и Гаев.

У Раневской и Гаева отсутствуют подлинные, глубокие чувства. А. М. Горький тонко отмечает, что «слезоточивая» Раневская и её брат – это люди, «эгоистичные, как дети, и дряблые, как гтарики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая».

Чехов придал им некоторые черты, вызывающие сочувствие. Но, как правильно отмечают критики, даже положительные свойства их легче всего поддаются отрицательному определению: они не глупы, не злы, не невежественны, не грубы и т. п.

И Раневская, и Гаев, и Симеонов-Пищик в сущности не любят родину и живут только личными чувствами и настроениями. Раневская страстно восклицает: «Видит бог, я люблю родину, люблю нежно!»- и в то же время неудержимо рвётся в Париж.

У них нет будущего. Это – последние представители вырождающегося дворянства, которых во множестве в разных вариациях порождала дворянская эпоха. В пьесе «Вишнёвый сад» Чехов довёл эту галерею образов до конца.

К группе дворян, изображённых в пьесе, относится и Симеонов-Пищик. Он ещё борется со своим разорением, проявляет

кипучую активность, всюду ищет денег для уплаты долгов, верит в какую-нибудь счастливую случайность, которая спасёт его ог гибели: то в продажу своей земли по дорогой цене, то в выигрышный билет дочери.

Фигура Симеонова-Пищика производит комическое впечатление, но в ней заложен глубокий смысл: этим образом Чехов вскрывает полнейшую беспомощность дворян, идущих к разорению и готовых продать свою землю кому угодно.

Необходимой фигурой на фоне дворянско-усадебной жизни является в пьесе слуга Ф и р с. Порождение крепостной эпохи, Фирс живёт воспоминаниями о «счастливом прошлом». «Волю», т. е. освобождение крестьян от крепостного права, Фирс рассматривает как «несчастье».

Он полон забот о своём барине и ухаживает за ним, как за маленьким ребёнком. «Опять не те брючки одели. И что мне с вами делать?» – обращается он к пятидесятилетнему Гаеву. Без Фирса образ Гаева был бы так же неполон, как образ гончаровского Обломова без Захара.

Фирс – тип верного слуги дворянского гнезда.

История литературы знает немало таких добрых и преданных слуг: Еремеевна из «Недоросля», Савельич из «Капитанской дочки», няня из «Евгения Онегина», Захар из «Обломова», Фирс из «Вишнёвого сада» – всё это вариации на одну и ту же тему.

То, что Фирс оказался в заколоченном доме и в сущности обречённым на смерть, – символический эпизод в пьесе. .Смерть его, совпадая с гибелью вишнёвого сада, знаменует конец эпохи, верным хранителем традиций и рабом которой был Фирс

Дворянство в пьесе а. п. чехова “вишневый сад”

Основными темами пьесы А. П.

Чехова “Вишневый сад”, написанной в 1904 году, являются гибель “дворянского гнезда”, победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и тема будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани. Прощание новой, молодой России с прошлым, с отживающим, устремленность к завтрашнему дню – в этом заключается содержание “Вишневого сада”.

Россия прошлого, отживающего представлена в пьесе образами Раневской и Гаева. Обоим героям вишневый сад дорог, дорог

как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, легкой и изящной жизни. Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор.

При этом они остались верны красоте вишневого сада, и поэтому они так ничтожны и смешны.

Раневская – в прошлом богатая дворянка, имевшая дачу даже на юге Франции, в Ментоке, обладательница имения, “прекраснее которого нет ничего на свете”.

Но своим непониманием жизни, своей неприспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием она довела имение до полного разорения, до того, что предстоит продажа его с торгов!

Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает владельцам имения путь спасения усадьбы. Для этого нужно лишь разбить вишневый сад на дачные участки и продать или сдать в аренду. Но хотя Раневская проливает потоки слез-по поводу потери своего сада, уверяет, что жить без него не может, она отказывается от предложения Лопахина, которое кажется ей недопустимым и оскорбительным.

Читайте также:  Краткий анализ рассказа Шукшина «Срезал»

Но проходят торги, и Лопахин сам покупает имение. И тут оказалось, что никакой драмы для хозяйки вишневого сада нет. Раневская возвращается в Париж к своей нелепой “любви”, к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова о том, что она не может жить без родины.

Драма, касающаяся продажи вишневого сада, вовсе не является для его владельца драмой.

И объясняется все это тем, что Раневская не способна на серьезные переживания. Она легко может переходить из состояния озабоченности, беспокойства к веселому оживлению. Так произошло и на этот раз.

Она быстро успокоилась и даже заявила всем: “Нервы мои лучше, это правда”.

Ее брат, Леонид Андреевич Гаев гораздо мельче своей сестры. Недостатки Гаева доходят до карикатурных размеров. Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой любимый шкаф.

Гаев же произносит перед ним речь. Гаев – жалкий аристократ, проевший свое состояние на леденцах. На протяжении всей пьесы Раневская и Гаев переживают душевное потрясение, они “ничего не видят вокруг себя, ничего не понимают.

Они – паразиты, лишенные сил снова войти в эту жизнь.

Гаев – представитель заключительного этапа эволюции таких героев Чехова, как Иванов, Иван Иванович Чимша-Гималайский и им подобные герои “своего времени”, не сумевшие воплотить свои идеалы.

Несостоятельность дворянской либеральной интеллигенции в прошлом определила приход им на смену людей типа Лопахина, Но на самом деле Чехов связывает будущее процветание с молодым поколением (Петей Трофимовым и Аней).

Именно им предстоит строить новую Россию, сажать новые вишневые сады.

“Вишневый сад” – великое творение Чехова-драматурга, продолжившего традиции русских писателей. Еще Гоголь и Грибоедов мечтали поставить комедию в один ряд с драмой и трагедией, осуждали пренебрежительное отношение к ней как к “низкому” жанру. Следуя их традициям, Чехов поднял жанр комедии на недосягаемую высоту.

Сочинение дворянство в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»

Дворянство в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»

С давних времен и вплоть до сегодняшнего дня последнему слову человека всегда придавалось особое значение. Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад» – последнее слово писателя перед его смертью. Именно поэтому воспринимается она как послание России, как нравственный укор прошлому и призыв сделать выводы на будущее.

Пьеса создавалась в 1903-1904-е годы – сложное для России время. Тема дворянства, затронутая А.П.Чеховым, волновала всё русское общество. То немногое и хрупкое, что ещё оставалось от феодально-дворянского строя, уже должно было рухнуть, и вишневый сад — это цветы на могиле.

Проблемы, освещённые в пьесе – общенациональные и животрепещущие. Гибель старого уклада жизни неизбежна, а сам сад является символом старой России. Этот изживающий себя быт, особенно дорог его представителям, тем, кого он обеспечивал и кому дарил беззаботную и счастливую жизнь.

Для Гаева и Раневской сад значит очень много, потому что является напоминанием о лучшей жизни, свидетельством прежнего счастья и благополучия. Однако эти воспоминания туманят их разум, мешают понять и принять требования, которые перед ними ставит новое время.Саму Раневскую нельзя назвать глупым человеком.

Милая и наивная, но вместе с тем, а может быть и оттого, несчастная, она способна мыслить трезво, оценивая себя и свои поступки. Однако, по своей сути, Любовь Андреевна — очень противоречивый человек. Понимая, насколько неразумно бесцельно тратить деньги в их финансовом положении, Раневская продолжает это делать.

Говоря о трепетной привязанности к Ане и Варе, она оставляет их на произвол судьбы, уезжая с последними деньгами. Несмотря на всё это, довольно много в Раневской вызывает теплые чувства, и это вполне объяснимо. Её поступки, даже нерациональные, а порой и глупые, не были продиктованы ни злобой, ни жестокостью. Она не способна ничего менять или исправлять.

Столь выраженная внутренняя беспомощность, столь яркие конфликты личности кажутся одновременно и причинами, и следствиями её поступков. Даже любовь ее – побег от реальности, потому что чувства свои она стремилась дарить недостойному и подлому человеку.

Образ другого представителя уходящего склада жизни в России – это образ Гаева, ставший своего рода карикатурой на всё дворянское сословие. “Проевший состояние на леденцах”, он живёт в старом, разрушающемся поместье, не имея ни жены, ни детей.

В сердце этого человека теплится несбыточная мечта – чудесным образом получить деньги: выдать Аню за богатого человека, завладеть наследством и прочие, кажущиеся сказкой, фантазии.

Характер Гаева – это все отрицательные стороны Раневской, обличенные в ещё более непривлекательную форму.

Эти два представителя дворянства служат олицетворением того, что время этого поколения проходит, и процесс этот закономерен. Жизнь без забот, в достатке, без мыслей о завтрашнем дне приносит свои горькие плоды. Лопахин, один из героев пьесы, утверждал, что в России существуют люди, которые живут неизвестно для чего.

Эти слова с точностью описывают Гаева и Раневскую. В их лице видна вся дворянская эпоха. В сущности, ни в одном из них не было ни искренней любви к родине, ни чувства причастности к чему-то большему, чем собственное имущество.

Такова натура дворянского сословия в России, именно поэтому его конец кажется вполне закономерным.

Завершается пьеса в тишине, прерываемой звуками ударов топора. Символический топор, занесенный над столпами прежнего склада жизни, превращал в щепки всё то, что казалось незыблемым и вечным. А.П.

Чехов с помощью этой пьесы обнажил проблемы общества того времени, но черты дворян, явно высмеиваемые и осуждаемые в этом произведении, всегда были свойственны людям. Независимо от склада жизни и привычного устоя, стремление жить только сегодняшним днём – губительно. Расплата за праздность наступает неизбежно, иногда на это нужно время.

Но если сейчас жить, не задумываясь ни о других, ни о том, что ждёт завтра, то можно не сомневаться, что в нужный момент топор будет заточен остро.

Дворянство в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»

/ Сочинения / Чехов А.П. / Вишневый сад / Дворянство в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»

  Скачать сочинение

    Основными темами пьесы “Вишневый сад”, написанной в 1904 году, являются: гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и тема будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани.

    Прощание новой, молодой России с прошлым, отживающим, устремленность к завтрашнему дню России — в этом заключается содержание “Вишневого сада”.
    Россия прошлого, отживающего в пьесе представлена в образах Раневской и Гаева. Обоим героям вишневый сад дорог как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, легкой и изящной жизни.

Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор, и сейчас они просто ничтожны и смешны. Раневская — в прошлом богатая дворянка, имевшая дачу даже на юге Франции в Ментоне, обладательница имения, “прекраснее которого нет ничего на свете”.

Но своим непониманием жизни, своей неприспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием хозяйка довела усадьбу до полного разорения, до того, что предстоит продажа имения с торгов!
    Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает владельцам способ спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь разбить вишневый сад поддачи.

Но хотя Раневская проливает потоки слез о потере своего сада, хотя она жить без него не может, она все-таки отказывается от предложения Лопахина. Продажа или сдача участков сада в аренду кажутся ей недопустимыми и оскорбительными. Но проходят торги, и Лопахин сам покупает имение. Впрочем, на деле никакой драмы для бывшей хозяйки вишневого сада и не оказалось.

Раневская возвращается в Париж к своей нелепой “любви”, к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова о том, что она не может жить без родины. Порой кажется, что героиня вообще не способна на серьезные переживания, она легко может переходить от состояния озабоченности, беспокойства к веселому оживлению. Так произошло и на этот раз.

Раневская быстро успокоилась и даже заявила всем: “Нервы мои лучше, это правда”.
    А каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Такой же пустой, никчемный человек, жалкий аристократ, просадивший свое состояние. И Раневская, и Гаев “ничего не видят вокруг себя, ничего не понимают. Они — паразиты, лишенные силы снова присосаться к этой жизни”.

    Несостоятельность дворянской либеральной интеллигенции в прошлом определила господство в настоящем людей типа Лопахина. Но на самом деле Чехов связывает будущее процветание с молодым поколением (Петя Трофимов и Аня), именно им предстоит строить новую Россию, сажать новые вишневые сады.

    “Вишневый сад” — великое творение Чехова-драматурга, продолжившего традиции русских писателей. Еще Гоголь и Грибоедов хотели поставить комедию в один ряд с драмой и трагедией, осуждали пренебрежительное отношение к ней как к “низкому” жанру. Следуя их традициям, Чехов поднял жанр комедии на недосягаемую высоту.

20431 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Вишневый сад / Дворянство в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»

Сочинение Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

  • Эгоистичные, как дети, и дряблые,
  • как старики, они опоздали вовремя
  • умереть и ноют, ничего не видя
  • вокруг себя, ничего не понимая.
  • М. Горький
Читайте также:  Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка»

Пьеса А. П.

Чехова «Вишневый сад» является не только вершиной его драматургии, но и величайшим произведением XX века. Это произведение до сегодняшнего дня привлекает актеров и режиссеров, не оставляет равнодушными и простых читателей.

Написанная в 1903 году, пьеса «Вишневый сад» явилась откликом на то состояние ожидания перемен, которое назрело в общественной жизни России перед революцией 1905 года.

И сам вишневый сад в пьесе не только объединил вокруг себя героев различных возрастов и сословий, но и явился образом-символом старой помещичьей России, символом отживающего свой век дворянства, бесполезного для нового общества, живущего «на чужой счет».

Старшее поколение, дворянство, в пьесе отображается в образах русских помещиков — брата и сестры Гаева и Раневской.

Постоянно демонстрируя несоответствие между их словами и делами, Чехов стремился подчеркнуть их беспомощность, непрактичность, неумение нести ответственность не только за чужую, но и за свою собственную жизнь.

Однако в то же время в интонации автора всегда чувствуется какая-то теплота к этим полувзрослым-полудетям, поскольку они на самом деле неплохие, добродушные люди.

Бесконечно дорог для Раневской и Гаева вишневый сад, потому что здесь выросли и получили воспитание не только они сами, но и их отцы, деды. Это — родовая память, к тому же с этим местом у них связаны многие личные — светлые и трагические — воспоминания.

Но несмотря на глубокую привязанность к имению, на любовь и восхищение цветущим садом, на то, что продажа дома грозит им разорением, ни Раневская, ни Гаев не способны даже сделать попытки, чтобы спасти свое прошлое и обеспечить будущее.

Не зря Лопахин называет их «легкомысленными», «неделовыми, странными» людьми, невзирая на глубокое уважение и привязанность к Раневской: «Вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я … люблю вас, как родную… больше, чем родную».

Вся беда в том, что бескорыстная доброта, умение видеть и ценить прекрасное, способность признавать свои ошибки сочетаются в Раневской с удивительным безволием, слабохарактерностью.

Она привыкла жить на всем готовом, и когда настало время менять свою жизнь, приспосабливаясь к новым требованиям времени, принимать собственные решения, оказалось, что этот человек умеет решать проблемы только страусиным методом — уходя от них, прячась.

Именно поэтому Раневская, привыкшая жить на широкую ногу, прекрасно видит, но не хочет признавать того бедственного положения на грани банкротства, в котором оказалась ее семья. Варя дома старается сэкономить даже на еде, отказывает себе во всем, а Раневская продолжает бессмысленно сорить деньгами.

Так же неадекватно ее отношение к человеку, на которого она потратила очень много денег, но который ее обманул и собирается дальше использовать в своих целях, на что она, хотя и ощущая обиду и оскорбленное чувство собственного достоинства, но все же почти безоговорочно соглашается.

Гаев так же безволен и слабохарактерен, как и его сестра. Но он к тому же бесплодный мечтатель, болтун, любящий строить неосуществимые планы, в которые сам же и верит. В отличие от Раневской, Гаев часто даже не может критически оценить свое поведение, поскольку бесконечно легкомыслен.

Сентиментальный, но эгоистичный, временами забавный, временами высокомерный по отношению к людям, которые ниже его по происхождению, Гаев еще больше, чем его сестра, напоминает ребенка. Но он так же не способен ничему научиться, сделать что-то полезное или решительное, не желая даже пальцем пошевелить, чтобы спасти имение.

Его вполне удовлетворяют беспочвенные надежды на наследство ярославской тетушки или на богатство несуществующего жениха Ани.

Не умея найти себя в новой жизни, Раневская и Гаев не только приходят к разорению в конце пьесы, но и вольно или невольно предают все дорогое им: и сад, и близких, и даже преданного им старого слугу Фирса, которого забыли в запертом доме из-за небрежности господ. Рассеянность дворян оборачивается жестокостью, и в этом видится бесчеловечность крепостнического барства.

И все же А. П. Чехов провожает своих героев в царство теней без сарказма, но с легкой усмешкой. Без сожаления, хотя и с некоторой грустью мы принимаем их уход, понимая всю нежизнеспособность и бесполезность этих милых и достаточно безобидных, но не умеющих нести ответ за свою жизнь людей.

Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»

Дворянство в пьесе А. П. Чехова “Вишнёвый сад”

Антон Павлович Чехов – великий русский писатель и драматург, чьи пьесы неизменно вызывают восхищение у зрителей во всём мире.

Своеобразие пьес Чехова в новом соотношении между внешним и внутренним действием. Внешнее действие чеховских пьес буднично, обыденно, наполнено мелочами повседневного быта.

Однако значение всего, что происходит на сцене, раскрывается в глубине, во внутреннем, как бы скрытом действии.

Лебединая песня Чехова, пьеса “Вишнёвый сад” была написана на закате жизни писателя, в 1904 году. Основной конфликт пьесы заключается в вынужденной продаже родового имения, принадлежащего обедневшим дворянам. Действие разворачивается в доме главной героини, Любови Андреевны Раневской.

Чехов, являясь преемником Ивана Сергеевича Тургенева, также освещает в своей пьесе “Вишнёвый сад” проблему гибели дворянских гнёзд. Основной темой его произведения является тема уходящего мира.

В пьесе три героя принадлежат к дворянскому сословию. Это Любовь Андреевна Раневская, её брат Леонид Андреевич Гаев и помещик Борис Борисович Симеонов-Пищик. В этих образах представлена Россия прошлого, отживающего.

В начале пьесы Любовь Андреевна предстаёт перед нами по-детски радостной всему окружающему: родственникам, дому, саду: “Я не переживу этой радости… Шкафчик мой родной… Столик мой”.

Она возвращается из Франции в ностальгическом, сентиментальном настроении.

Вишнёвый сад дорог ей как воспоминание о молодости, благополучии, лёгкой и изящной жизни: “О моё детство, чистота моя!”, “глядела на сад…счастье просыпалось вместе со мною…весь, весь белый! О, сад мой!”.

Всё счастливое детство, юность и молодые годы Любови Андреевны протекали в этом имении, в этом саду. Она выходит замуж по любви за присяжного поверенного, человека, не принадлежащего к дворянскому сословию.

Потом в её жизни чередой проходят несчастья: умирает от пьянства муж, семилетний сын Гриша тонет в реке. Не выдержав испытаний судьбы, Любовь Андреевна уезжает в Париж, бросив и двух дочерей, и брата, и своё имение.

Аня вспоминает об этом: “Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки… Как я её понимаю…”.

Если в начале произведения Раневская привлекает читателя своей открытостью, добротой, то в дальнейшем наше отношение к ней резко меняется. Теперь перед нами равнодушная эгоистка, которой чужды проблемы её родных. В самом деле, уезжая в Париж, она не задумывалась над судьбой своих дочерей, хотя Ане было только 12 лет.

Находясь во Франции, она сорила деньгами, не понимая того, что в её имении еле сводят концы с концами и “дома людям есть нечего”. С другой стороны смысл её жизни – любовь, именно поэтому Чехов даёт ей это имя.

Оставив родных, она едет в Париж, к своему любовнику, “мелкому негодяю, ничтожеству”, которого интересуют только деньги, и когда они закончатся, он бросит Раневскую, и она останется в одиночестве.

Гаев, брат Раневской, в сущности такой же эгоист, как и сестра. Оставшись на пять лет хозяином в доме, он не только не приумножил состояние семьи, но и довёл имение до полного разорения. Самое страшное то, что он абсолютно не понимал этого.

Гаев радостно встречает сестру после возвращения из Парижа и, пытаясь быть во всём на неё похожим, в глазах читателя становится ещё более смешным. В его пафосном обращении к шкафу больше трагического, чем комического, он обращается к нему, как к человеку: “Дорогой, многоуважаемый шкаф!”.

Аня любит его, но, несмотря на это, иногда просит его “не говорить лишнего”: “Милый дядя, тебе надо молчать, только молчать”. Гаев – это карикатурный образ дворянина в пьесе. Его постоянные реплики с бильярдными терминами, вопрос “Кого?” и слухи, что он “состояние проел на леденцах” вызывают у читателя смех.

За всеми его красивыми фразами стоит внутренняя пустота, которую он пытается закрыть. Чехов сознательно занижает образ Гаева, чтобы создать впечатление его несамостоятельности и безответственности.

Гаев и Раневская одинаково отрицательно относятся к предложению Лопахина вырубить сад: “Извините, какая чепуха”, “Милый мой, простите, вы ничего не понимаете”, но их можно понять, потому что они выросли, наслаждаясь красотой этого сада.

С другой стороны, они уже должны понимать, что вишнёвый сад на их ответственности и то, что Лопахин предлагает решительные меры к спасению семьи и имения. Беда Раневской и Гаева как хозяев сада в том, что они не привыкли к ответственности, а то, что они не понимают этого – их вина.

Горький так говорит о них: “Эгоистичны, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимают”.

Не менее интересен нам ещё один персонаж пьесы – Борис Борисович Симеонов-Пищик. На протяжении всего повествования проявляются его комические черты: он съел целую ладонь пилюль, “на святой полведра огурцов скушал”.

Если Раневская мечтает лишь о Париже, а Гаев говорит только о бильярде и ни тот, ни другой не думают об улучшении благосостояния семьи, то Симеонов-Пищик занят именно этой проблемой.

Для него главная ценность в жизни – это деньги, он уверен, что за них всё покупается и продаётся. Пищик всё время пытается выпросить их в долг, хотя, вероятно, сам не знает, как будет его возвращать.

Симеонов-Пищик настолько же несамостоятелен, как и Раневская с Гаевым, сам он не имеет представления о том, как зарабатываются деньги, ему просто повезло: по его земле прошла железная дорога, англичане нашли на его участке белую глину.

Читайте также:  Сочинение: Судьба, принесенная в жертву (по рассказу «Матрёнин двор»)

Все представители дворянского сословия показаны Чеховым в пьесе неспособными к самостоятельному существованию. Гаев, клявшийся своей честью не допустить потери сада, в итоге ничего не смог сделать, Раневская вообще равнодушно отнеслась к продаже.

В конце произведения мы видим, что для Гаева и Раневской особой трагедии в продаже вишнёвого сада нет.

Леонид Андреевич отправляется на службу в банк, хотя мы не уверены, что он надолго там останется: “Где тебе! Сиди уж…”, а Любовь Андреевна уезжает в Париж к своей нелепой “любви”. Дворяне не знают, что такое труд, живут в мире воспоминаний и иллюзий.

Петя Трофимов говорит: “Громадное большинство той интеллигенции, которую я знаю…к труду пока не способно”. Чехов доказывает, что только люди, посвятившие себя труду, имеют право на счастье, а потому дворянство неизбежно уходит в прошлое.

Вся Россия – Вишнёвый сад (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»)

Прочитав пьесу А.П. Чехова «Вишнёвый сад», можно прийти к выводу, что вся Россия – это своего рода вишнёвый сад. В основе произведения лежит социальная тема – гибель дворянских усадеб, их переход к буржуазии. В этой пьесе отображаются различные стороны общественной жизни, выражающие национальный характер, русский народ в целом.

Кроме того, здесь раскрываются перемены эпохи в целом: изменение дворянских устоев, разрыв культурных традиций, нравственные и духовные конфликты людей с различными взглядами. Автор изобразил жизнь в движении, отобразил исторические перемены и показал социальную трагедию на примере отдельных личностей, а также всего населения.

Эту пьесу Чехов писал в начале 20 века, когда Россия находилась на пороге больших перемен. Тогда многие писатели пытались осмыслить происходящее, понять, что останется в прошлом и предугадать будущее.

И Антон Павлович относился к их числу, а итогом его размышлений о судьбе Родины и всего русского народа стала фраза, произнесённая одним из героев пьесы: «Вся Россия – наш сад».

Целью автора было изобразить не сам вишнёвый сад, а отношение к нему действующих лиц. Герои стали яркими представителями своего времени, проявляя истинную сущность в чувствах к родной земле. Таким образом, в пьесе «Вишнёвый сад» тема прошлого, настоящего и будущего России занимает главное место.

Всех героев можно разделить на три группы, каждая из которых характеризует отдельный этап исторического развития России. К первой группе относится Раневская, Гаев и Фирс. Они символизируют прошлое, не оставляют надежды вернуть прежнюю власть.

Такие люди не могут приспособиться к новой жизни, они не осмеливаются покинуть свою зону комфорта.  Вплоть до самой отмены крепостного права общество состояло из аристократов и крестьян.

Дворянам не о чем было беспокоиться, налаженный раннее порядок вещей ограждал их от бытовых забот и гарантировал сытую, обеспеченную жизнь за счёт труда крепостных. Благодаря этому всё свободное время господа могли посвятить своему образованию и развлечениям, приносящим удовольствие.

Сад для них был отдушиной, напоминал о тех беззаботных временах, когда они ни в чём не нуждались. Посредством этих образов Чехов хотел показать, что дворянству нет места в настоящем и тем более в будущем. Вся аристократия уходила в прошлое, унося с собой свои порядки и культуру.

Но уходила она не потому, что изжила себя, а из-за неспособности своих представителей приспосабливаться к изменениям. Эти люди не умели принимать самостоятельные решения и не знали, что делать для того, чтобы сохранить свой сад, свою Россию.

Многие исследователи считают, что можно провести аналогию между Раневской и государем. Любовь Андреевна не может совладать со своим садом, но изо всех сил за него держится, продолжая жить воспоминаниями о былых временах. Так и  Николай II не хотел покидать престол, оказавшись неспособным сделать Российскую империю сильнее и улучшить жизнь своих подданных.

Фирс тоже относится к сторонникам бывшего жизненного уклада, но он является представителем крестьянства. Всю свою жизнь Фирс прислуживал семье Раневского и Гаева. Во время описываемых событий ему уже далеко за восемьдесят, а крепостное право было отменено ещё тогда, когда ему было около пятидесяти лет.

Он мог бы изменить свою жизнь, начать всё заново, создать семью и быть свободным, но вместо этого выбрал карьеру лакея.

В чём же заключалась причина такого решения? Дело в том, что мировоззрение крестьян уже было сформировано таким образом, что необходимость в прислуживании и привязанность к хозяевам передавалась по наследству.

На протяжении многих лет они выполняли одну и ту же работу, никто и представить себе не мог другой образ жизни. Обретённая свобода для большинства крестьян стала не подарком, а тяжёлым испытанием. Лишь спустя не один десяток лет, их потомки стали иначе относиться к этим социальным переменам.

Исключением из представителей уходящего дворянства является Борис Борисович Симеонов-Пищик, который смог приспособиться к новой жизни. Он был рад строительству железной дороги, часть которой прошла по его земле и принесла ему неплохую прибыль. Далее он стал сдавать в аренду свои участки, снова отыскав способ заработать деньги.

Новый виток в развитии России рождают представители «новой жизни», одним из которых является Лопахин. Он купец, но не в том понимании, которое было раньше.

Он получил образование, умел грамотно мыслить и рассуждать, с уважением относился к культуре уходящего времени и ценил красоту окружающего мира. Наверное, он единственный, кому действительно была не безразлична судьба сада.

Он понимает, что сад – это не просто деревья, а и участок земли, который может получить новую жизнь даже после вырубки.

Будущее России в пьесе изображено в образах семнадцатилетней дочери Раневской Ани и «вечного студента» Пети Трофимова. Именно они могли преобразить родное государство, по мнению А.П. Чехова. Аня была готова окончательно проститься с прошлым, в отличие от своей эмоциональной матери.

Она энергичная, решительная, с энтузиазмом и радостью ждёт грядущие перемены. Аня стремится к новой жизни, убеждая Раневскую в том, что дальше будет только лучше. Она обещает маме посадить новый сад, роскошнее прежнего. В этом заключается уверенность автора в том, что Россию ждёт светлое будущее, которое будет намного лучше настоящего.

Именно Аня является символом обновления окружающего мира, не зря Петя называет её весной.

Петя Трофимов – ещё один человек будущего в пьесе. Его называют «вечным студентом», потому что он никак не может закончить университет.

Петя мечтает обойти жизненную суету, быть свободным и счастливым, поэтому смотрит только в будущее.

Настоящее представляется ему всего лишь пошлостью, которую можно искоренить самоотверженным трудом на благо отечества. Именно ему принадлежит философская фраза «Вся Россия – наш сад».

На примере этих персонажей автор изобразил все социальные изменения в стране. После отмены крепостного права всё общество разделилось на два лагеря: сторонников и противников происходящих событий. Причём таковые имелись во всех слоях, не только в рядах представителей дворянства.

Продажа сада и расставание его обитателей символизируют новую эпоху. Начало 20 века характеризуется разрушением «дворянских гнёзд», потерей родственных связей. В дальнейшем всё это приведёт к началу кровопролитной гражданской войны.

Неспособность слышать и понимать друг друга всегда приводит к конфликту, именно от этого и пытался предостеречь А.П. Чехов.

Будущее России представлено в пьесе «Вишнёвый сад» неопределённым. Оставляет надежду только фраза «Мы насадим новый сад». Однако тех, кто способен это сделать в самом произведении не оказалось.

Это говорит о том, что писатель не видел в своём окружении таких людей, которые бы смогли создать светлое будущее для родного государства. А.П. Чехов прощается в этом произведении со старым поколением, с былой интеллигенцией.

Наступила эпоха грубых и прагматичных людей, таких как Лопахин.

Пьеса «Вишнёвый сад» – предупреждение, символом грядущих перемен в ней стал звук топора, которым вырубали деревья в саду. Именно это напомнило о неотвратимой гибели дворянской России. А в последней сцене старый и больной Фирс оказался заколоченным в доме.

Так получилось, что все герои, занятые своими заботами, совсем забыли о нём. И становится ясно, что бедный старик Фирс обречён на гибель из-за равнодушия окружающих, олицетворяя собой уходящую эпоху. Уходит прежняя Россия, а за ней и люди, которые в ней жили.

Финальная сцена содержит в себе основную идею всей пьесы – старый жизненный уклад безвозвратно исчезает в прошлом, а на смену ему идёт совершенно новое и неизведанное.

Именно из-за этой неизвестности будущее так сильно и тревожило А.П. Чехова. Он не ожидал перемен к худшему, но и предвестников лучшей жизни не видел.

Ему оставалось только верить и надеяться, поэтому писатель смело смотрел в глаза своей судьбе, стараясь быть готовым к любым её переменам.

Ссылка на основную публикацию