Достоевский, «Белые ночи»: анализ

Достоевский, «Белые ночи»: анализ

Каждому обязательно нужно изучить книгу «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, краткое содержание которой представлено далее.

Это одно из выдающихся произведений автора, написавшего множество важных и актуальных по своей сути романов и повестей, с каждым из которых следует непременно познакомиться.

Это поможет узнать мотивы действий героев, проанализировать рассказ и сделать анализ конкретного отрывка. Рассмотрим далее произведение в сокращении, историю создания, характеристику героев и дадим небольшой анализ.

О повести «белые ночи» ф. м. достоевского

«Белые ночи» легендарное произведение, которое автор написал в 1848 г. (год написания и издания).

Достоевский, «Белые ночи»: анализ

Фёдор Михайлович Достоевский (1821 — 1881) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Классик русской литературы и один из лучших романистов мирового значения.

Это повесть, которая была создана автором во время дружбы с поэтом А. Плещеевым и общения с другими писателями в литературном кружке. В октябре того же года цензура приняла повесть на публикацию и ее впервые напечатали в 12 номере Отечественных записок.

В последующее время ее многочисленно переделывали под рамки цензуры. Так, были убраны сентиментальные фразы, противоречивые монологи, добавлены пушкинские образы.

Окончательно повесть была отредактирована в 1860 г. На вопрос, сколько страниц осталось после редакции, можно ответить – 20 страниц.

Стоит отметить: сформированный в сюжете образ главного героя автобиографичный. Многие критики утверждают, что создавая мечтателя, Достоевский описывал себя.

В эти годы писатель чувствовал себя одиноким и мечтательным, утверждал, что призрачный вид жизни грешен, поскольку направляет человека не в том направлении, далеко от истины.

С иной стороны, она подчеркивает ценность настоящей творческой жизни.

В целом, это детище критики называют идиллической утопией о людях и тем, кем они могли бы стать, если бы проявляли все позитивные качества. Но такое невозможно, поэтому мечты остаются грезами и не становятся отражением действительности.

Главные герои и их характеристика

В центре внимания три героя и множество второстепенных персонажей.

Достоевский, «Белые ночи»: анализ

Каждый из них раскрывается читателю отчетливо, показывается во всем проявлении, поэтому составить подробную характеристику несложно:

  1. Мечтатель действующий герой произведения. Точный возраст, имя и конкретные сведения об образовании и работе неизвестны, но понятно, что он является молодым петербуржцем, которому примерно 30 лет. Хорошо образован, работает мелким чиновником в каком-то государственном учреждении. Имеет низкое жалование и незначительную должность. Ему ничего не интересно. Все существование построено на мечтах. Он мечтает о лучшей жизни, где все наполнено смыслом, о любви и друзьях.
  2. Настенька абсолютная противоположность мечтателя. Она семнадцатилетняя красавица, имеющая жизнерадостный и бойкий характер. Смотрит на жизнь такой, какая она есть. Живет с бабушкой, но желает уйти из домашнего плена, который ей она устроила. Девушка строит планы, цели и стремительно движется к ним. Так, Настенька встречает молодого парня, нового жильца и влюбляется в него. Все силы устремляет на то, чтобы стать женой. Напор пугает парня и когда девушка съезжает к нему сама, то теряется и уезжает. После такого действия героиня решается стать женой мечтателя, однако любит не петербуржца.
  3. Новый жилец — молодой человек, внешне приятен и интеллигентен. Живет под одной крышей с Настенькой. Ему нравится девушка, но жилец старается выглядеть тактичным. Вначале предлагает ей почитать, затем пару раз зовет Настю с бабушкой на спектакль. После ненавязчивых ухаживаний, Настя переезжает к нему без приглашения. Вскоре герой изъявляет желание отправиться в командировку в столицу на год и обещает сделать ее своей женой, если она дождется. Но по истечении срока ожидания, не желает отвечать на письма.

  Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Метель»

Второстепенные персонажи

Достоевский, «Белые ночи»: анализ

Второстепенными героями картины являются:

  1. Бабушка пожилая, слепая представительница обедневшего дворянского рода. В молодости имела деньги и власть, а теперь питается и живет с внучкой Настенькой за счет сдачи комнат в доме. Мечтает, чтобы внучка выросла высоконравственным и образованным человеком и вышла замуж за порядочного мужчину. Поэтому не пускает ее гулять, не дает ей читать плохую литературу, обучает французскому и учит хорошим манерам.
  2. Господин во фраке законопаченный мужчина средних лет. Способствует знакомству мечтателя с юной девушкой Настенькой, когда та гуляет поздней ночью одна. Он решает с ней познакомиться, но этому мешает мечтатель, который ударяет его палкой.
  3. Матрена служанка мечтателя. Старая дама, не отличающаяся качествами хорошей служанки. Занимается наведением чистоты в доме.
  4. Фекла глухая домработница бабушки.

Краткий пересказ

В центре внимания рассказа одинокий мечтатель. В культурной столице страны в период действия белых ночей главный герой встречается с обаятельной красавицей Настенькой и начинает испытывать к ней чувства.

Достоевский, «Белые ночи»: анализ

Она рассказывает о том, что все детство провела рядом с бабушкой, которая не выпускала девочку гулять. Из-за этого девушка была невеселой. Однако все изменилось после приезда постояльца. Через год знакомства парень покинул девушку, но обещал вернуться.

История Настеньки была печальная, поэтому мечтатель пожалел девушку и решил помочь встретиться влюбленным, передав письмо возлюбленному красавицы. При этом сам начал испытывать чувства влюбленности к девушке.

Ее возлюбленный не ответил. Решив, что постоялец ее бросил, Настенька решает его забыть и отвечает чувствам мечтателя, когда тот признается в любви. Но внезапно видит своего бывшего и убегает, написав прощальное письмо.

В свою очередь юноша продолжает любить Настеньку, поскольку она стала самым запоминающимся моментом в его существовании. Осознав, что любовь не возвратится, герой становится одиноким.

Краткий анализ произведения

Повесть «Белые ночи» Достоевского является красивой утопией и мечтой о счастье двух влюбленных людей, честности и бескорыстности намерений и чувств. Это детище в творчестве автора самое поэтичное и романтичное. Благодаря красоте описанных ночей создается невероятная утопическая атмосфера повести.

Достоевский, «Белые ночи»: анализ

Центральной темой произведения является одиночество, поиск смысла существования, любовь и неразделенные чувства, а также жизнь молодых людей, которые существуют в мире иллюзий и нуждаются в невыдуманных чувствах.

По композиции повесть включает в себя пять глав. Четыре главы именованы петербургскими ночами, а конечная утром. По жанру это роман направления сентиментализма, но по структуре повесть.

  Краткое содержание романа «Герой нашего времени»

Названы главы не случайно ночами и утром. Ночью мужчина жил бесплодными мечтами, нереальными чувствами и иллюзорной любовью, а на утро герой будто бы отрезвел, поняв, что потерял свою возлюбленную и ему вновь суждено жить в иллюзорном мире.

На утро исчезает то волшебство, которое происходило с героем ночью. Он вновь становится одиноким и несчастным, но уже с разбитым сердцем. Глава «Утро» является своеобразным эпилогом или аннотацией, которая полна драматизма с надеждами на лучшее будущее.

Интересно, что несмотря на предательство, мечтатель прощает девушку и не чувствует обиды с разочарованием, будто бы благословляя ее на счастье.

Отдельное место в повести занимает городской образ старинных улочек и скверов. Описанию этих красивых мест посвящена большая часть повествования, поэтому город по праву можно даже считать отдельным персонажем. Четких мест не было названо, но аура города передана хорошо.

Заключение

В целом, повесть Достоевского или ее отрывок обязателен для анализа, чтобы сделать последующее школьное и выпускное сочинение. Для лучшего анализа, авторского анализа и составления собственного мнения, ее нужно обязательно читать самостоятельно в оригинале.

В повести, как и в фильме с соответствующим названием, поднимаются актуальные темы и проблемы современного общества, поэтому произведение так ценится и изучается в школе.

Урок 8: Достоевский "Белые ночи" – 100urokov.ru

  • План урока:
  • История создания повести «Белые ночи»
  • Краткое содержание повести «Белые ночи»
  • Характеристика Настеньки и главного героя-рассказчика
  • Образ Петербурга. Авторское отношение к городу
  • Нравственно-философская проблематика повести «Белые ночи». Актуальность повести

История создания повести «Белые ночи»

Повесть «Белые ночи» относится к раннему периоду творчества Федора Михайловича Достоевского. Впервые она была опубликована 27-летним писателем в 12 номере журнала «Отечественные записки» в 1848 г.

Критики приняли повесть благосклонно, называли одним из самых поэтических произведений русской литературы, оригинальным по смыслу и совершенно изящным по исполнению.

Молодой выпускник инженерного военного училища Федор Достоевский уже к тому времени был известным писателем благодаря своей первой повести «Бедные люди» (1846 г.), ставшей сенсацией в литературном мире.

В произведениях этого периода отразились попытки писателя решить многие актуальные проблемы, волновавшие его современников. Герои произведений Достоевского – бедные люди, сюжеты – о безрадостном существовании и печальной участи «маленького человека».

В это время благодаря В. Белинскому Достоевский в его кружке познакомился со многими передовыми русскими литераторами.

Молодой писатель был увлечен их революционно-демократическими идеями, но считал, что задачи литературы гораздо глубже,они не должны быть ограничены только проблемами общественного переустройства.

Призвание литературы он видел в постижении сложности и изменчивости характера человека, живущего в противоречивом мире, исследовании тайн человеческого сознания. Со временем из-за разногласий с Белинским Достоевский перестанет посещать его кружок.

С 1847 г. Достоевский станет постоянным посетителем «пятниц» М. Петрашевского. В апреле 1849 г. Достоевский вместе с другими членами этого нелегального политического кружка был арестован. Его в числе других петрашевцев приговорили к смертной казни, замененную за несколько минут до исполнения на 4-летнюю каторгу с последующей ссылкой.

Долгие годы он будет лишен возможности читать и писать. После каторги и ссылки он полностью откажется от своих революционных воззрений, его произведения будут пронизаны христианскими мотивами. Трагическая биография Достоевского разделила его творчество на два значительных этапа.

Повесть «Белые ночи» стала последним значительным произведением раннего периода.

Образы мечтателей, людей особого склада, Достоевским были отражены в нескольких ранних повестях. До появления этих образов состоялась публикация в 1847 г. цикла фельетонов под названием «Петербургская летопись», в которых Достоевский попытался проанализировать причины появления людей такого образа жизни.

Читайте также:  Может ли доброта изменить мир?

Он считал, что мечтательность развивается от неудовлетворенности существующей реальностью у слабого человека. Не имея сил бороться, он уходит в придуманный мир своих грез и мечтаний.

Достоевский писал, что в характерах, жаждущих деятельности, но «слабых, женственных, нежных» постепенно зарождается мечтательность, и человек превращается в мечтателя, становясь среднего рода странным существом.

Окружающая действительность страшит мечтательную натуру, оказывая на нее тяжелое и враждебное влияние, вследствие чего той хочется «забиться в свой заветный уголок», кажущийся «золотым», а в сущности он «запыленный, неопрятный, беспорядочный и грязный». Но мечтатель мнит, что наслаждения, порожденные его фантазией «полнее, роскошнее, любовнее» настоящего житья.

Со временем мечтатель начинает сторониться людей и их интересов. Он становится неспособен к деятельности, негоден для службы, которую не любит. Такие люди «тянут дело свое» без интереса, лишь для заработка, что «хуже безделья». Так незаметно притупляется «талант действительной жизни».

Достоевский понимал социальную сущность возникновения мечтательности и не искал ей оправданий. С одной стороны, относился сочувственно к героям-мечтателям, с другой стороны, осуждал их оторванность от реальности. Он показал, что при столкновении мечтаний с реальной жизнью от них не оставалось и следа.

Наиболее полно Достоевский раскрыл образ мечтателя в повести «Белые ночи».

Краткое содержание повести «Белые ночи»

Смысл эпиграфа. Особенности композиции и жанра. Художественное своеобразие

У названия есть подзаголовок – «сентиментальный роман». Он указывает на жанр произведения «Белые ночи». На первом плане изображение чувств главного героя, основа сюжета – классический любовный треугольник: герой любит девушку, она любит другого.

Для эпиграфа писатель взял строчки стихотворения И. Тургенева «Цветок», несколько изменив их.

Смысл эпиграфа отражает главную мысль произведения: четыре ночи героя, которые он провел, прикоснувшись к сердцу любимой, были единственным счастливым мгновением в его жизни.

Главный герой – 26-летний чиновник, уже восемь живущий в столице, снимая маленькую квартиру на набережной Екатерининского канала. Он любит мечтать и гулять по Петербургу.

Время событий – это время белых ночей, когда все разъехались по дачам, а ему «некуда и незачем ехать». Хотя герой ни с кем не общается, его охватывает беспокойство на безлюдных улицах вовремя прогулки.

Прохожие, которых он привык встречать на улицах, покинули город до осени, и он бродит по городу совсем один, мечтая и любуясь белой ночью.

В таком взволнованном состоянии он встречает на мосту плачущую девушку, красавицу в желтой шляпке, с отчаяньем смотрящую на воду канала. Это его настораживает, и он обращается к ней. Испугавшись, незнакомка поторопилась уйти, но ей преградил путь подвыпивший прохожий.

Молодой человек вступается за девушку, показавшуюся ему «премиленькой брюнеткой», она принимает его предложение проводить ее. Он деликатно утешает ее, не спрашивая о причине слез. Прощаясь, она предлагает дружбу, взяв обещание никогда в нее не влюбляться. Он дает обещание, но уже влюблен.

Они договариваются встретиться следующим вечером на мосту.

Встретившись, он узнал, что девушку зовут Настенька. Она просит рассказать нового знакомого свою историю. Юноша ответил, что у него нет истории, он одинок и спасается мечтами от своей «затхлой, ненужной жизни».

Девушка рассказывает немного о себе и своей бабушке, с которой живет. Уже два года подслеповатая бабушка, чтобы контролировать внучку, пристегивает булавкой подол ее платья к своему. Так Настенька и проводила почти все время с бабушкой, за шитьем или читая вслух.

Лишь тайком ей удается иногда убежать на волю.

Она поведала, что влюблена, ее избранником стал жилец, который снимал у них комнату. Он давал Настеньке читать книги, однажды пригласил ее с бабушкой в оперу на «Севильского цирюльника». Год назад Настенька, узнав, что постоялец должен уехать, призналась ему в своих чувствах и готова была даже бежать с ним.

Ее возлюбленный оказался человеком благородным, но бедным. Он обещал вернуться через год, поправив свои дела, и попросить ее руки у бабушки. Уже минул год, а известий от него не было, хотя по слухам уже как три дня приехал. Настенька просит своего нового друга отнести письмо для любимого к их общим знакомым.

Любя Настеньку и желая ей счастья, он соглашается выполнить ее просьбу.

Герой отнес письмо по указанному адресу. Вечером встретился с Настенькой, которая в ожидании была необыкновенно говорливой, веселой и шаловливой. Она была очень признательна за дружбу, не замечая его влюбленного взгляда. Но когда пробили часы на колокольне одиннадцать, и жених так и не объявился, ее радость исчезла. Мечтателю удалось успокоить девушку и уверить в лучшем.

На четвертый вечер мечтатель признается девушке, что ответа от ее жениха так и не было. Настенька пытается доказать себе, что она больше не будет любить человека, обманувшего ее. Герой признается ей в своих чувствах.

Растроганная девушка с благодарностью отвечает, что он лучше того, кого она любит, и готова ответить взаимностью. Они начинают мечтать о будущем: он переедет в пустующий мезонин их дома, она со временем полюбит его. В разгар их мечтаний проходящий мимо мужчина окликнул Настеньку по имени.

И она, не раздумывая, «порхнула» в объятия того, того ждала. Мечтатель лишь с горечью наблюдал за трогательной внезапной встречей возлюбленных.

Следующим пасмурным дождливым утром незадачливый влюбленный получил письмо. Настенька поделилась радостью о своем скором замужестве, надеясь, что ее жених и мечтатель подружатся.

Также просила простить ее и призналась, что его любовь останется для нее «сладким сном, который долго помнишь после пробуждения». Долго перечитывая письмо, мечтатель понял, как «неприветлива и грустна перспектива» его дальнейшей жизни.

Но он не укоряет Настеньку, а благодарен ей за те четыре ночи, которые никогда не забудет.

Характеристика Настеньки и главного героя-рассказчика

Образ мечтателя и его рассказ-исповедь

Сентиментальные герои повести «Белые ночи» типичны для раннего творчества Достоевского. Они оба тонко чувствующие натуры, бережно относящиеся к чувствам друг друга.

Из их эмоциональных, часто очень взволнованных, по-детски наивных разговоров становится ясно, что для них важны незначительные детали и мелочи, касающиеся вопросов любви, дружбы, будущего.

Ничего не известно об их социальном статусе, они и сами не ищут причин во внешнем мире, живут своим внутренним миром. Оба любят мечтать.

Героине повести Настеньке семнадцать лет. Себя она называет девушкой простой, мало еще видевшей и мало учившейся. Но мечтатель считает ее умницей, что ее «красоте не мешает», возможно идеализируя возлюбленную.

Она, как и ее новый друг, жила изолированно, но не по собственной воле, а по бабушкиной прихоти. Эта домашняя изоляция сделала из нее тоже мечтательницу, в мечтах ей даже мерещилась свадьба с китайским принцем.

Но к своим мечтаниям она относится иронично.

Девушка – внимательный и чуткий собеседник, боится ранить чувства влюбленного в нее человека неосторожной фразой.

В собственное чувство она окунается полностью, ее любовь чистая и безграничная, как и у мечтателя.

Поэтому, когда она, сомневаясь в возвращении любимого, пытается отречься от своих чувств и построить свое счастье с другим, это выглядит беспомощной и обреченной попыткой самообмана.

Герой повести «Белые ночи» сентиментальный, впечатлительный, добрый человек. Он живет уже 8 лет в Петербурге, но так и не смог завести ни одного друга. Несмотря на свое одиночество, он духовно богат.

Мечтатель пытался уйти от реальности, погрузившись в собственный вымышленный мир. Мечты героя – это ответная защитная реакция на монотонность, однообразие, скуку и пошлость окружавшей его жизни, которой он не способен противостоять.

В своем воображении он создал фантастический мир, погрузившись в который живет вне времени и пространства. У него даже нет биографии. На просьбу Настеньки рассказать про себя, он удивленно отвечает, что у него нет истории. Не было значимых поступков, событий, знакомств.

Его жизнь – это бесконечная история фантазий и грез. Он даже справляет годовщины своих милых ощущений.

Герой осознает, что однажды ему придется столкнуться с реальным миром, и его призрачная жизнь будет разрушена. Он понимает, что его фантазии бессильны перед жестокой реальностью.

Для него жизнь представляет собой клубок противоречий, в котором перепутаны добро и зло, и зло порабощает добро. Но все же он тянется к жизни, откликаясь на малейшее участие к своей судьбе со стороны других людей.

Благодаря влюбленности в Настеньку в нем вспыхнули новые надежды. Он даже готов отказаться грезить о несбыточном ради маленького реального счастья. Но Настеньку он не смог удержать, она ушла из его жизни так же внезапно, как и появилась. Его счастью не суждено было сбыться.

В первом же столкновении с суровой реальной жизнью мечтатель был сломлен. Он замкнулся в себе, окончательно уйдя в мир своих отвлеченных размышлений.

Автор осуждает словами своего героя всех мечтателей, бегущих от пошлости и зла в обществе, неспособных бороться против них. Сам мечтатель говорит, что за один день этой жалкой, но реальной жизни готов отдать «все свои фантастические годы».

Но осуществить свое желание он не в состоянии, не проявив достаточной настойчивости для его осуществления. Отчасти в образе мечтателя угадываются автобиографические черты.

Писатель восклицает: «И не все ли мы более или менее мечтатели!» О себе уже в зрелые годы Достоевский писал: «И чего я только не перемечтал в своей юности… До того замечтался, что проглядел всю мою молодость».

Читайте также:  Равнодушие — это первый признак чёрствости

Образ Петербурга. Авторское отношение к городу

Действие повести происходит в северной столице. Петербург тесно связан с именем Достоевского, там он прожил большую часть своей жизни, хотя не любил столицу империи, называл самым промышленным и угрюмым городом России, «чухонским болотом».

Достоевского считали писателем, по страницам произведений которого можно изучать топонимику[1] Петербурга: названия площадей, улиц, зданий, набережных, мостов. Литературные герои его петербургских произведений жили по реальным адресам, ходили по настоящим улицам.

Образ Петербурга в повести «Белые ночи» иной, чем в других произведениях Достоевского, где он, как правило, враждебен человеку и является воплощением пороков. Рассказчик-мечтатель любит город, который считает своим другом и собеседником.

В этом произведении отсутствуют проблемы внешней городской жизни, город откликается на внутренние переживания героев.

Живущий уединенно мечтатель любил бродить по улицам, считая дома своими единственными друзьями, которые «глядят на него во все окна», делятся проблемами. Одному в мае «прибавят этаж», другому «завтра в починку», третий чуть не сгорел, четвертый изуродовали, перекрасив в «канареечный» цвет. Мечтатель о петербургских зданиях рассказывает, как о живых людях.

Он представляет, как они с ним здороваются, желают здоровья. Герой «Белых ночей» рассказывает о местах своих гуляний. Он упоминает о канале (Екатерининский канал), речке Фонтанке, Невском проспекте, Каменном, Крестовском и Аптекарском островах. Жил он в отдаленнейшей части города, в районе Коломны и Сенной площади.

В XIX веке эти районы были населены небогатыми людьми, считались местом обитания нищих, пьяниц, мелких преступников.

В самом названии повести «Белые ночи» создается образ величественного города, который славится своими чарующими, полными романтики июньскими ночами. Не случайно действие происходит в это время года, когда все настраивает на романтический и мечтательный лад. К тому же название-оксюморон[2] намекает на некую нереальность и фантастичность событий повести.

Нравственно-философская проблематика повести «Белые ночи». Актуальность повести

В повести «Белые ночи» нашли отражение важнейшие вопросы, волновавшие общество 40-х годов XIX в., а именно противоречия между идеалом и реальностью, мечтой и действительностью. В эти годы мечтатель стал весьма распространенным общественным типом.

Эпоха реакционного правления Николая I принуждала смириться с действительностью, порождала стремление исключить себя из общественной жизни. Люди передовых взглядов того времени не могли мириться с подобными проявлениями гражданской пассивности. Белинский еще в 1840 г.

записал: «Что такое мечта? Призрак, форма без содержания, порождение расстроенного воображения, праздной головы…». Критик называет современный ему XIX век врагом мечтательности, которая «смешна, пошла и приторна».

Критическое отношение к мечтательности сложилось у Достоевского под влиянием Белинского.

Тем не менее, осуждая своих героев за бездеятельность и оторванность от жизни, писатель не прячет своего сочувствия к ним, понимая униженное и забитое положение жертв социальной несправедливости.

Добролюбов писал, что в произведениях раннего периода Достоевского слышна «боль о человеке», который понимает, что «не в силах … быть человеком настоящим».

Повесть «Белые ночи» не теряет актуальности и в наше время, являясь неким предостережением об опасности погружения в мир заманчивых, но бесплодных иллюзий, которые рано или поздно рассеиваются. В XX в. подобное явление в психологии получило название «эскапизм».

Волшебный мир фантазий помогает обманчиво забыться, уйти от реальных забот. В этом выдуманном мире человек чувствует себя защищенным от обид, тревог, неудач, потерь. Он перестает беспокоиться об улучшении качества своего реального существования, думать, как решить насущные проблемы.

Современные технологии и технический прогресс предоставляют человеку множество способов убежать от реальности и ее трудностей: виртуальное пространство, СМИ, вредные и даже смертоносные зависимости.

Иногда слабые люди, погрузившись в иллюзорный мир, уже не в состоянии вернуться к нормальной повседневной жизни, чтобы сделать ее более увлекательной и интересной.

Словарь

1. Топонимика – раздел лексики, занимающийся изучением географических названий, их происхождением и значением

2. Оксюморон – словосочетание из противоречивых по смыслу слов.

В материалах урока использованы кадры из к/ф “Белые ночи”, 1959

Анализ романа Ф.М. Достоевского "Белые ночи"в рамках подготовки к ОГЭ по литературе

Ф.М. Достоевский «Белые ночи»

Год написания – 1848 год.

История создания – Сразу после написания роман был опубликован в журнале «Отечественные записки». Посвящен близкому другу писателя – Алексею Плещееву.

Тема – Любовь, одиночество, поиск смысла жизни. Однако центральной является тема так называемых «мечтателей» – одиноких молодых людей, живущих в иллюзорном мире, но при этом нуждающихся в реальных событиях и невыдуманных чувствах.

  • Композиция – Произведение состоит из пяти глав: четыре из них представляют собой нумерацию петербургских ночей, в то время как последняя названа «Утро».
  • Жанр – Роман.
  • Направление – Сентиментализм.
  • Тема

Центральная тема произведения – одиночество в большом городе. Подобное состояние было весьма распространено в Петербурге образца середины XIX века, чему способствовала нестабильная социальная ситуация в городе. Как следствие, большинство молодых людей чувствовали себя одинокими и глубоко несчастными, утратившими смысл жизни.

Настенька и Мечтатель – типичные представители «маленьких людей». Они живут простой, скромной и безыскусной жизнью. Круг их общения чрезвычайно узок: Мечтатель общался лишь с сослуживцами, а Настенька – с бабушкой и жильцами. Чтобы уйти от серой реальности и на время позабыть о насущных проблемах, молодые люди перешли в разряд «мечтателей», с головой погружаясь в собственные фантазии.

Тема любви раскрывается в произведении сквозь призму чувств Настеньки к ее возлюбленному, и безответную любовь Мечтателя к хрупкой девушке. Последний не злится на Настеньку, обвиняя ее во всех своих бедах, когда та оставляет его в полном одиночестве.

Напротив, он приходит к выводу, что нужно быть благодарным даже за те минуты счастья, которые она ему подарила. Он с бережностью вынашивает свою идею счастья – пусть в его жизни будут лишь крупицы истинного блаженства, но он навсегда сохранит их в своей душе.

Основная мысль произведения – оторванность «мечтателей» от реального мира, их неспособность жить среди людей и получать радость жизни от простых, обыденных вещей. Предпочитая витать в облаках, они неизбежно обрекают себя на одиночество.

Композиция

Особенность композиции романа заключается в интересном построении сюжета: первые четыре из пяти глав посвящены петербургским ночам, в то время как последняя глава называется «Утро». Это как нельзя более точно отражает динамику развития сюжетной линии – от сна к пробуждению.

Построение носит символически характер. На фоне романтических белых ночей Петербурга читателю открываются все стадии влюбленности главного героя в Настеньку, все его мечты и душевные переживания.

Но, в итоге, неизбежно наступает «утро» – момент прозрения, которое становится для Мечтателя личной драмой. Он уже обрел любовь, пусть и неразделенную, но такую сладостную.

И теперь он вынужден распрощаться с ней навеки – безжалостное утро рассеивает пустые фантазии, но вместе с тем дарит надежду на светлое будущее.

Произведение наполнено различными художественными приемами и средствами. Так, Федор Михайлович искусно использует метод параллелизма: практически каждая глава начинается с детального описания природы, которое дает невольную подсказку на то, как закончится данная глава – весело или печально.

Помимо двух главных героев – Мечтателя и Настеньки, в произведении незримо присутствует третий персонаж, создающий особую атмосферу.

Это – Петербург, выступающий в роли собеседника и старого приятеля рассказчика.

Город чутко отзывается на внутренние переживания Мечтателя, создавая непередаваемо прекрасный антураж к его романтическому настроению и оправдывая смысл названия произведения – «Белые ночи».

Жанр

Проводя в «Белых ночах» анализ произведения, следует отметить, что оно написано в жанре повести. Но сам автор настаивал на его принадлежности к сентиментальному роману.

Специфика направления сентиментализма заключается в том, что в центре внимания оказываются душевные переживания, эмоции и чувства главных героев. Они могут быть вполне реалистичными, поскольку образы Настеньки и Мечтателя как нельзя более точно подходят под описание любимой писателем категории «маленьких людей». Однако в романе они показаны излишне идеализированными, их отношения утопичны.

В романе Достоевского «Белые ночи» герои не находятся в конфликте с окружающей средой: она их не подавляет и не вынуждает направлять все свои силы на сопротивление. В центре внимания – внутренний мир персонажей, их душевные порывы и чувства.

Кроме того, терзания Мечтателя не приводят к трагической концовке. Напротив, даже потерпев неудачу на любовном фронте, он благодарен судьбе даже за призрачный намек на счастье, которое ему выпало. Герой находится в полной гармонии с самим собой, что еще раз доказывает принадлежность романа к направлению сентиментализма.

Характеристика героев «Белые ночи»

Главные герои

Второстепенные персонажи

Достоевский, Анализ произведения Белые ночи, План

О повести «белые ночи» ф. м. достоевского

«Белые ночи» легендарное произведение, которое автор написал в 1848 г. (год написания и издания).

Фёдор Михайлович Достоевский (1821 — 1881) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Классик русской литературы и один из лучших романистов мирового значения.

Это повесть, которая была создана автором во время дружбы с поэтом А. Плещеевым и общения с другими писателями в литературном кружке. В октябре того же года цензура приняла повесть на публикацию и ее впервые напечатали в 12 номере Отечественных записок.

  Психологические портреты героев Достоевского

В последующее время ее многочисленно переделывали под рамки цензуры. Так, были убраны сентиментальные фразы, противоречивые монологи, добавлены пушкинские образы.

Окончательно повесть была отредактирована в 1860 г. На вопрос, сколько страниц осталось после редакции, можно ответить – 20 страниц.

Читайте также:  Творчество Есенина: темы, мотивы, особенности стиля

Стоит отметить: сформированный в сюжете образ главного героя автобиографичный. Многие критики утверждают, что создавая мечтателя, Достоевский описывал себя.

В эти годы писатель чувствовал себя одиноким и мечтательным, утверждал, что призрачный вид жизни грешен, поскольку направляет человека не в том направлении, далеко от истины.

С иной стороны, она подчеркивает ценность настоящей творческой жизни.

В целом, это детище критики называют идиллической утопией о людях и тем, кем они могли бы стать, если бы проявляли все позитивные качества. Но такое невозможно, поэтому мечты остаются грезами и не становятся отражением действительности.

Главные герои и их характеристика

В центре внимания три героя и множество второстепенных персонажей.

Каждый из них раскрывается читателю отчетливо, показывается во всем проявлении, поэтому составить подробную характеристику несложно:

  1. Мечтатель действующий герой произведения. Точный возраст, имя и конкретные сведения об образовании и работе неизвестны, но понятно, что он является молодым петербуржцем, которому примерно 30 лет. Хорошо образован, работает мелким чиновником в каком-то государственном учреждении. Имеет низкое жалование и незначительную должность. Ему ничего не интересно. Все существование построено на мечтах. Он мечтает о лучшей жизни, где все наполнено смыслом, о любви и друзьях.
  2. Настенька абсолютная противоположность мечтателя. Она семнадцатилетняя красавица, имеющая жизнерадостный и бойкий характер. Смотрит на жизнь такой, какая она есть. Живет с бабушкой, но желает уйти из домашнего плена, который ей она устроила. Девушка строит планы, цели и стремительно движется к ним. Так, Настенька встречает молодого парня, нового жильца и влюбляется в него. Все силы устремляет на то, чтобы стать женой. Напор пугает парня и когда девушка съезжает к нему сама, то теряется и уезжает. После такого действия героиня решается стать женой мечтателя, однако любит не петербуржца.
  3. Новый жилец — молодой человек, внешне приятен и интеллигентен. Живет под одной крышей с Настенькой. Ему нравится девушка, но жилец старается выглядеть тактичным. Вначале предлагает ей почитать, затем пару раз зовет Настю с бабушкой на спектакль. После ненавязчивых ухаживаний, Настя переезжает к нему без приглашения. Вскоре герой изъявляет желание отправиться в командировку в столицу на год и обещает сделать ее своей женой, если она дождется. Но по истечении срока ожидания, не желает отвечать на письма.

«Белые ночи»: краткое содержание повести Достоевского

Герой «Белых ночей», от имени которого ведется повествование, — это молодой человек, мелкий чиновник, годового жалованья которого размером всего в тысячу двести рублей недостаточно для того, чтобы позволить себе жениться.

Вот такой бедный служивый человек, у которого нет в Петербурге ни собственности, ни связей, является типичным для Достоевского интеллигентом. Достоевский и сам какое-то время вел жизнь мелкого служащего — когда работал чертежником в Санкт-Петербургской инженерной команде.

За свою жизнь Федор Михайлович написал около тридцати художественных произведений, в трети из них главным героем выведен чиновник — наверное, оттого, что это был типаж, наиболее известный писателю.

«Бедные чиновники» Достоевского — это люди низкого статуса, их работа неинтересна и скучна. Никто из них не любит ее, они ждут окончания рабочего дня, словно школьники.

Вместе с тем эти бедные чиновники — подобно самому Достоевскому и его друзьям — не лишены в душе поэтического чувства, они находятся во власти прекрасных и несбыточных снов, и им нужны понимающие друзья, которым они могли бы излить душу.

Начиная с мелкого чиновника Макара Девушкина, героя первого произведения Достоевского «Бедные люди», который мечтает стать поэтом, эта парадигма не меняется. Герой «Белых ночей» тоже «мечтатель», он ненавидит службу — спит и видит, как бы сбежать с нее.

После службы он бродит допоздна в полном одиночестве и без всякой видимой цели по летнему Петербургу, над которым стоят белые ночи, — он мечтает обрести друга, который бы выслушал его заветные мысли. Дома при этом оживают, от тех, с кем он в приятельских отношениях, герой слышит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят второй этаж»; «Как ваше здоровье? а меня завтра в починку» и т. д. Вот такие «разговоры» ведет молодой человек в глубине своей души.

В этом типаже одинокого мечтателя, слоняющегося по городу, тогдашние читатели — молодые российские интеллигенты — узнавали самих себя, и он возбуждал их сочувствие.

И вот однажды вечером этот молодой человек, изголодавшийся по разговору с «другом», вдруг случайно знакомится на берегу канала с Настенькой — семнадцатилетней девушкой, чистой и прекрасной, которой тоже требуется «друг».

В том же месте и в тот же вечерний час они встречаются и на другой день, и на следующий. Молодой мечтатель, которому прежде не доводилось встретить человека, который бы выслушал его, с воодушевлением и без устали повествует о своих мечтах, мыслях и чувствах. Настенька же, будто бы растворяясь в этом монологе, позабыв обо всем на свете, сочувственно выслушивает его признания.

В конце концов и она сама начинает рассказывать о себе. Она живет вместе со своей слепой бабушкой. Какое-то время назад в их доме снимал комнату молодой жилец, который пообещал жениться на ней.

Однако по каким-то делам ему пришлось уехать в Москву на год. Он пообещал сразу по возвращении связаться с ней.

И вот год прошел, ей точно известно, что он в Петербурге, но он не появляется у нее в доме и даже не дает знать о себе.

Мечтатель, хоть он и страстно влюблен в Настеньку, словно старший брат своей младшей сестры, соглашается доставить письмо Настеньки ее возлюбленному. Однако ответа от него все равно нет.

И тогда на четвертый вечер Настенька, вроде бы порывая с ним, предлагает Мечтателю поселиться в их доме в качестве нового жильца. Счастью Мечтателя нет границ. Но в эту самую минуту рядом с ними проходит, словно черная тень, этот самый молодой человек.

И тогда Настенька немедленно бросается ему в объятья. В самом конце повествования Мечтатель, находясь в своей комнате и пребывая в самом мрачном расположении духа, получает послание от Настеньки, в котором она называет Мечтателя своим другом и братом.

Мечтатель же обещает молиться за ее счастье и вспоминает счастливые минуты, проведенные подле нее. «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?» — восклицает он.

Второстепенные персонажи

  Краткое содержание Паустовский Подарок

Второстепенными героями картины являются:

  1. Бабушка пожилая, слепая представительница обедневшего дворянского рода. В молодости имела деньги и власть, а теперь питается и живет с внучкой Настенькой за счет сдачи комнат в доме. Мечтает, чтобы внучка выросла высоконравственным и образованным человеком и вышла замуж за порядочного мужчину. Поэтому не пускает ее гулять, не дает ей читать плохую литературу, обучает французскому и учит хорошим манерам.
  2. Господин во фраке законопаченный мужчина средних лет. Способствует знакомству мечтателя с юной девушкой Настенькой, когда та гуляет поздней ночью одна. Он решает с ней познакомиться, но этому мешает мечтатель, который ударяет его палкой.
  3. Матрена служанка мечтателя. Старая дама, не отличающаяся качествами хорошей служанки. Занимается наведением чистоты в доме.
  4. Фекла глухая домработница бабушки.

Краткий пересказ

В центре внимания рассказа одинокий мечтатель. В культурной столице страны в период действия белых ночей главный герой встречается с обаятельной красавицей Настенькой и начинает испытывать к ней чувства.

Она рассказывает о том, что все детство провела рядом с бабушкой, которая не выпускала девочку гулять. Из-за этого девушка была невеселой. Однако все изменилось после приезда постояльца. Через год знакомства парень покинул девушку, но обещал вернуться.

История Настеньки была печальная, поэтому мечтатель пожалел девушку и решил помочь встретиться влюбленным, передав письмо возлюбленному красавицы. При этом сам начал испытывать чувства влюбленности к девушке.

Ее возлюбленный не ответил. Решив, что постоялец ее бросил, Настенька решает его забыть и отвечает чувствам мечтателя, когда тот признается в любви. Но внезапно видит своего бывшего и убегает, написав прощальное письмо.

В свою очередь юноша продолжает любить Настеньку, поскольку она стала самым запоминающимся моментом в его существовании. Осознав, что любовь не возвратится, герой становится одиноким.

Утро

Идёт дождь, и наш герой сидит в своей комнате. Он уныл, печален и у него болит голова. Вдруг раздаётся стук в дверь – это принесли письмо от Настеньки. В нём девушка извиняется за свою любовь к другому.

Она пишет, что понимает, как обидела Мечтателя, но и благодарит его за помощь и участие. Ведь у неё всё сложилось хорошо и через неделю она выходит замуж за своего возлюбленного.

Девушка просит не забывать её, она хочет дальнейшего общения и надеется, что Мечтатель станет хорошим другом её жениху.

Наш герой понимает, что его жизнь потеряла только что приобретённый смысл. Он смотрит на себя, свою комнату, на квартирную хозяйку – и всё ему кажется старым, ненужным и скучным.

Но он благодарен новой знакомой, которая пробудила его от этого сна, показала подлинные чувства. Он никогда не забудет Настеньку, ведь она подарила ему пусть на минуту, но настоящее счастье. И этого хватит на всю его оставшуюся жизнь.

Ознакомившись с кратким содержанием по главам романа Достоевского «Белые ночи», настоятельно рекомендуем прочитать этот прекрасный рассказ о любви, мечтах, дружбе и бескорыстии.

Ссылка на основную публикацию