Что мы можем сделать для развития национальной культуры?

Россия – одно из крупнейших многонациональных государств в мире, в котором проживает более 190 народов. Они говорят на двухстах семидесяти семи языках и диалектах. Большинство из них сложились как этнические общности на территории нашей страны и сыграли огромную роль в формировании российской государственности.

Что мы можем сделать для развития национальной культуры?

Среди народов России есть многочисленные и малочисленные, даже такие, которые насчитывают несколько тысяч или даже сотен человек.

Пожалуй, ни в одной другой стране мира культура не испытывала такого разнообразного влияния от многочисленных народов и этнических групп.

А что такое культура? В широком смысле – это, прежде всего, всё то, что создано человеком. А в узком смысле – это традиции народа, поэзия и литература, фольклор, кухня и многое другое. Богатство национальных культур – это достояние всей страны.

Культура каждого народа, проживающего в нашей стране, уникальна, интересна и обладает своим темпераментом и национальными особенностями. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это прежде всего язык, фольклор (сказки, песни, танцы), обычаи, обряды, национальная кухня, одежда, предметы быта и так далее.

Учёные-лингвисты насчитывают в нашей стране примерно двести семьдесят языков и диалектов. Ими на равных учтены и такой язык, как русский, которым владеют более девяноста семи процентов населения нашей страны, и язык негидальцев – маленького народа (менее шестисот человек), живущего на реке Амур.

Что мы можем сделать для развития национальной культуры?

Визитной карточкой культуры любого народа является национальный костюм. Уникальны и интересны не только покрой, но и цвета костюма, вид головного убора и орнаментальные вышивки на одежде.

«По одёжке встречают, по уму провожают». Эта народная мудрость знакома каждому из вас. Но в старину, когда родилась эта поговорка, смысл её был значительно глубже.

Ещё сто лет назад в деревнях по одежде узнавали, откуда человек родом, встречая пришлых людей, догадывались об их занятиях, легко отличали девицу-невесту от «мужней» жены. Так складывалось первое мнение о человеке.

Этнографы давно доказали, что одежда, кроме своего главного предназначения, – предохранять человека от воздействия внешней среды – напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле.

И хотя в повседневной жизни на улицах наших сёл и городов человека в таком костюме встретить практически невозможно, вышитые рубахи, сарафаны, черкески и бешметы, головные уборы, поясные подвески по-прежнему хранятся во многих семьях и, конечно, в многочисленных музеях нашей страны.  

А представить себе народные танцы без национальных костюмов практически невозможно. Трудно определить, сколько народных танцев и плясок бытует в России. Их просто невозможно сосчитать.

У каждой национальности есть свои народные танцы со своими неповторимыми особенностями и манерой исполнения.

В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых – людей самых разных возрастов и профессий.

Выдающийся танцор Махмуд Эсамбаев, имевший в своём репертуаре танцы разных народов мира, отмечал: «Для меня узнать народ – значит узнать его танец, рождённый выдумкой, изобретательностью, воображением, разумом народа.

Танцы, которые издревле живут в народе, – подлинная энциклопедия жизни.

В каком бы далёком краю вы ни оказались, взглянув на танцы народа, вы живо почувствуете склад обитателей этой страны, существо их национального характера».

Многонациональная культура народов России проявляется также в различных народных промыслах и ремёслах.

Возьмём, к примеру, европейскую часть нашей страны. Сколько здесь уникальных народных промыслов! Это и федоскинская лаковая миниатюра, и жостовская роспись, и абрамцево-кудринская резьба по дереву, и хотьковская резьба по кости, и богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву и множество других.       

Огромное количество уникальных народных промыслов и ремёсел существует на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока.  Они продолжают древние традиции заготовки и обработки сырья, изготовления и украшения изделий из меха, шерсти, дерева, бересты, корня кедра и других материалов.

Сохранилось оригинальное искусство обработки бересты у народов Приамурья – нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев, нивхов; изготовление из неё различных вещей для своего хозяйства, в частности, посуды.  

Широко известно в нашей стране и мире искусство обработки металлов у народов Северного Кавказа. Например, дагестанское село Кубачи является одним из крупных центров производства кованых и чеканных изделий из меди и латуни. Это разнообразные литые бронзовые котлы, латунные чеканные кувшины и сосуды, декоративные подносы, различные чаши и кубки.

Но наряду с традиционными ремёслами, творческая энергия нашего народа создаёт и новые, которые тоже обогащают культуру нашей страны.

Что мы можем сделать для развития национальной культуры?

Например, придуманная уральской художницей Верой Леонтьевой технология филигранной бересты. Эта технология позволяет создать из простой берёзовой коры настоящие произведения искусства.

Конечно же, в культуру России входят не только народные сказания, обряды, ремёсла, но и произведения писателей и поэтов – Александра Пушкина, Льва Толстого, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Владимира Набокова, Бориса Пастернака; композиторов и музыкантов – Мстислава Ростроповича, Сергея Прокофьева, Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича; художников – Казимира Малевича, Марка Шагала, Ивана Айвазовского, Исаака Левитана, Ивана Шишкина и представителей других творческих профессий, творческий путь которых связан с нашей страной.

Неотъемлемой частью культуры любой страны являются памятники архитектуры, которые являются своеобразными национальными символами. Например, для французов – это Лувр и Эйфелева башня в Париже, для итальянцев – римский Колизей и Пизанская башня, для американцев – Белый дом в Вашингтоне и статуя Свободы в Нью-Йорке.

В России, в том числе и благодаря многонациональной культуре, было построено такое огромное количество ярких, уникальных памятников архитектуры, что выбрать из них самые лучшие достаточно сложно.

Россия богата памятниками архитектуры, отразившими вехи её многовековой истории.

Собор Василия Блаженного, Мамаев курган и монумент «Родина-мать», Кирилло-Белозерский монастырь, Нижегородский кремль, Кёнигсбергский кафедральный собор, цитадель Нарын-кала, башня Сююмбике, мечеть Кул-Шариф, Иволгинский дацан и множество других памятников истории и архитектуры, которые находятся в различных уголках нашей страны, являются национальным достоянием для всех жителей нашей страны.

Филолог Дмитрий Лихачёв отмечал: «Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают… Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего».

  • Естественно, что сохранить культуру народов России в современном обществе крайне сложно, однако многие жители нашей страны прикладывают все усилия, чтобы сберечь свои исконные традиции и «лицо» своего народа.
  • Согласитесь, что, бывая за границей, мы с уважением относимся к народам, сохранившим своё национальное искусство, промыслы, ремёсла, национальную самобытность, но знаем ли мы и ценим ли национальную культуру народов своей страны?
  • Согласитесь, очень важно для взаимопонимания и взаимоуважения наших народов знать, что дорого и свято для каждого народа, что кощунственно, а порой неприемлемо и даже оскорбительно в силу их национальных традиций, нравственных ценностей, религии, национального воспитания и этики.

Что мы можем сделать для развития национальной культуры?

После написания диктанта многие с удивлением узнали, что табасаранский язык внесён в Книгу рекордов Гиннесса, потому что в нём около сорока шести различных падежей.

Что чукчи, вопреки распространённому мнению, живут не в чумах, а в ярангах. В переводе с чукотского языка слово «яранга» означает «дом». На строительство каждой яранги может уйти до пятидесяти оленьих шкур. Такой вот чукотский домик может выдержать мороз до минус пятидесяти градусов.

Для многих стало открытием, что в якутский эпос олонхо, рассказывающий о том, как появились люди на земле, входят песни, содержащие тридцать шесть тысяч стихотворных строк, а это почти в два раза больше, чем в знаменитом на весь мир произведении древнегреческого поэта Гомера «Илиада».

Средняя оценка за диктант составила пятьдесят шесть баллов из ста возможных. Итоги диктанта продемонстрировали, что вопросам изучения истории и культуры народов России необходимо уделять повышенное внимание.

Кстати, вы и сами можете оценить свои знания о культуре народов нашей страны, написав данный диктант. Найти его можно в Интернете. Интересно, сколько баллов вы наберёте.

Для нашей многонациональной страны чрезвычайно важно, чтобы всё наше культурное богатство не было замкнуто в пределах одного народа. Живя бок о бок, представители разных народов привносят в общество свою культуру, обычаи, взгляды на жизнь, обогащая тем самым культуры друг друга.

Ярким примером творческого союза народов нашей страны служит прекрасная песня, посвящённая солдатам Великой Отечественной войны, – «Журавли».

Что мы можем сделать для развития национальной культуры?

Автором слов песни является дагестанский поэт, аварец по национальности, Расул Гамзатов. На русский язык их перевёл русский поэт Николай Гребнев. Положил на музыку композитор, еврей по национальности, Ян Френкель.

Ещё одним ярким примером взаимообогащения культур народов, проживающих в нашей стране, является «Памятник русской учительнице», который находится в столице Дагестана, Махачкале. Это символ признательности народов Дагестана многим русским учителям, приезжавшим сюда в разные годы, чтобы учить детей.

Что мы можем сделать для развития национальной культуры?

В наши дни сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к культурной самобытности многонационального народа России является одной из главных задач государства и современного общества.

Яков Гольфельд: Повышение уровня культуры в обществе – путь в будущее

Каким мы себе представляем завтра куда очень хотим войти? Завтра – это что-то новое и отличное от сегодняшнего! В завтра могут войти люди, отличающиеся от сегодняшних именно повышенным уровнем культуры, так как эволюцию творят по Образу и Подобию Его.

И слово «культура» раскрывает смысл этого глубокого понятия «Образ и Подобие, как культ Ра или культ Бога». Не представляя этого понятия, мы не умеем творить, но что-то делать надо и мы начинаем вытворять, что кому вздумается.

Поэтому завтра не приходит, и мы остаемся в прошлом.

Что мы можем сделать для развития национальной культуры?

Данная статья представляется читателю в форме проекта подготовленного для реализации в одном из регионов России.

Дело в том, что в основе основ переходных процессов от одного уровня жизни к более прогрессивному, лежит уровень культуры общества, культуры отношений при решении не простых вопросов. Актуальность культуры, как важной сферы нашей жизни не требует особого доказательства.

Но не все четко представляют суть культуры и воспринимают её как искусство. Да, искусство – часть культуры, но не культура, поэтому есть необходимость разобраться в понятии «Культура».

Актуальность проекта

Мы живем в переходное время осмысления нового тысячелетия эпохи Водолея.

В настоящем важна культура переходных процессов, как развитие культуры мышления. Следовательно, мышление – это фундамент, с которого начинается любое изменение личности в её развитии. Привычная ограниченность мышления пытается ограничить пространство жизни людей и тем препятствует широте понимания процессов происходящих вокруг нас. Возвышенное мышление позволяет избежать вредного ограничения.

Но нелегко человеку установить прекрасный уровень высокого мышления среди житейских невзгод. Мало кто подготовлен к пониманию того, что сами трудности должны помочь возвышенному мышлению. К трудностям можно отнести процессы объединения, интеграции. Проблема разрозненности – вот что стоит на пути эффективности преобразовательных процессов. Объединяющая роль культуры в этом случае архи важна.

Читайте также:  Сочинение: Любимое произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Суть предлагаемого проекта заключается в создании условий для интеграционных процессов и эффективному управлению пространством жизни – согласованному управлению. Всякое объединение между людьми, коллективами становится возможным на основе объединяющей роли культуры.

В разных государствах, регионах проводятся мероприятия по повышению уровня культуры, но эти мероприятия нельзя назвать системными. Мир продолжает деградировать, невзирая на работу многих учреждений культуры, в том числе образовательных. Значит, что-то не недорабатываем в интеграционных процессах и необходимо в этом разобраться. Отсюда вытекает актуальность проекта.

Реализация проекта предусматривает практически ежедневную работу с населением по повышению уровня культуры через овладение новыми знаниями и расширением мировоззренческой системы человека.

Понимание роли Культуры в преобразовательных процессах

Культура – понятие всеобъемлющее. Это не только музыка, живопись, искусство танца. Это наше внутреннее состояние духа, что определяет мысли, поступки, этику отношений друг с другом и в масштабном соотношении – политику и жизнь каждого государства.

Назначение термина «культура» с самого начала заключается в том, что он служит средством, с помощью которого выражается идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы»», «человеческого бытия», «человеческого начала в человеке».

Культура органично связана с творчеством. Человек творит «вторую природу» как высшую гармонию по сравнению с естественной природой, находясь в непрерывном творческом конфликте.

К области культуры мы можем отнести, прежде всего, те проявления человеческого духа, которые как бы сами собой изливаются из таинственных глубин человека и естественны для него.

«Истинно, спасение в культуре»,утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светоносноезначение культуры, обращая внимание на этимологию этого слова, что значительно углубляет взгляд на привычное понятие культуры и одновременно конкретизирует его.

Цитата Н. К.

Рериха: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным, став образованным он делается интеллигентным, затем следует утонченность и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культура… Культура есть синтез. Культура, прежде всего понимает и знает основы бытия и созидания, ибо она есть почитание творческого огня, который есть Жизнь».

Культура умолкает там, где сердце немо,гласит мудрость. Сердце – средоточие человеческих чувств, и без культуры сердца как без культуры чувств нет и самой культуры.

При росте культуры рождается монолит. При росте духовности также рождается монолит. Люди становятся едины и монолитны в единении вокруг истинных ценностей, так как в процессе взаимодействия нет разногласий среди единомышленников. Повышение уровня культуры связано с приобретением знаний расширяющих сознание.

Современность такова, что каждый человек наслушается радио, телевидения, начитается книжек и думает, что он все знает. А что такое знание? Это практика применения.

Начитанность никому не нужна! Если человек не живет по законам природы (по Богу), значит, человек ничего не знает. Поэтому знания – это возможность применения и накопления нового опыта, что и расширяет сознание.

Нет возможности применения – это не знания, это информированность.

Есть большая разница между тем, как понимали культуру Рерихи, и тем, что есть сейчас. Рерихи говорили о культуре, как о синтезе всей мировой культуры12-ти цивилизаций, о культуре древних познаний, а сейчас говорят о культуре, как об абстракции.

Сейчас люди понимают культуру, как хорошо себя вести, слушать музыку, быть примерным. Любой человек, организация развиваются по определенной технологии. А по какой технологии? Технология законов природы!!! Ведь культура – это культ Ра, культ Бога, Бог – это есть закон по Моисею.

Законы имеют проявление в моделях.

Ставим вопрос: у человека, общества есть другие (какие-то) модели? Очевидно, нет! Тогда давайте изучать те, которые построены по законам природы.

Для этого необходимо ввести культ Ра, разобраться что такое Бог Ра, что такое божественность. У Моисея Бог есть законы природы. Можно через это: если говорят «Культура», давайте изучать культ Ра. В любом случае, выходить на законы природы, потому что абстрактная культура ничего не даст. Нам нужны истинные знания и важно обучающий процесс строить на новых, прорывных знаниях.

  • Миссия проекта: Формирование нового мышления, нового мировоззрения, как гаранта повышения уровня культуры в обществе, культуры отношений, а значит стабильности и процветания в регионе, государстве.
  • Цель проекта: Выработка стратегической направленности в сфере культуры, как единую культурную политику в обществе.
  • Задачи проекта:

1.​ Создание экспериментальной площадки по апробации технологий повышения уровня культуры в обществе.

2.​ Подготовка кадров (специалистов) по применению новых технологий повышения уровня культуры .

3.​ Составление учебных программ по курсу: «Объединяющая роль культуры».

4. Проведение круглых столов, семинаров, конференций, форумов культуры на основе новых технологий повышения уровня культуры.

  1. Механизм реализации проекта:
  2. – инновационные модели управления – моделирование успеха;
  3. – система непрерывного образования на основе прорывных знаний;
  4. – оздоровительные технологии;
  5. – методика коллективной стратегии;
  6. – теория и практика интеграционных процессов.

Реализация проекта требует глубокого осмысления сути мировоззренческой системы человека, так как человечество подошло к крайней черте в деградационных процессах. На пути безысходности может стать только мудрый подход согласованного сотрудничества в сфере культуры.

Проект отличается не стандартным подходом в решении проблем в сфере культуры, требующий не стандартного мышления, тогда мы войдем в будущее.

Чтобы будущее вошло в настоящую жизнь человеку нужно научиться мыслить категориями будущего, формируя образ будущего в своем сознании, а затем воплощая этот образ в реальность решения каждодневных вопросов.

Если проанализировать, как поступает человек, когда ему нужно решить любую задачу: он строит решение этой задачи на своем прошлом опыте. Но при этом нестандартную задачу, которую человек ранее не решал, он не сможет решить, основываясь на прежнем опыте.

И тогда будущее в его жизни не наступит, так как для будущего нужен алгоритм новых решений, а не старых.

Именно с таким алгоритмом предлагается ознакомится в реализации проекта. Таким алгоритмом является универсальный природный алгоритм действия Законов Природы.

На экспериментальной площадке планируется открыть следующие отделы: 1) мировой культуры; 2) интеграционных процессов; 3) коллективной стратегии (лидер в коллективной стратегии); 4) непрерывного образования, прорывные знания; 5) управление пространством жизни (модель согласованного управления); 6) проектирование образа Будущего (нестандартное мышление); 7) природоориентированные оздоровительные технологии.

Формирование культуры в обществе на современном этапе невозможно без наследия всей мировой культуры. Не восприятие, игнорирование культурного опыта прошлого, ввело наше общество в тупиковое положение.

Наша 12-я Славянская цивилизация в пространстве планеты формируется в 2-х географических частях: 1-я Евразия (сфера причин); 2-я другие континенты (сфера следствия). Евроазиатская часть цивилизации по аналогии повторяет 12 исторических этапов формирования.

Две части цивилизации проходили свое развитие относительно одновременно. Основной тенденцией нашей цивилизации является социальная индивидуализация, его яркое и творческое проявление в коллективе, самостоятельность и тяготение к свободе выбора и альтернативности.

Рассмотрим условия развития нашей цивилизации формирующейся по 12-ти этапам как мировая культура и опыт наиболее эффективного управления пространством жизни человечества посредством ступеней эволюции: от личностного к коллективному, общественному, общечеловеческому сознанию.

Этапы формирования цивилизации

1-я цивилизация – Урало-Сибирская или Гиперборея соответствует первому из 12-ти этапов развития человечества. Это мифологическая Земля, истоки которой находились на северных территориях Евразии и Америки.

Туда в земли северные, по завершению полного цикла развития нашей цивилизации, вернется импульс формирования человечества. Истинно, «могущество Руси Сибирью прирастать будет» (по М. В. Ломоносову), но не её природными богатствами, которые безнаказанно растаскиваются, распродаются и уничтожаются.

Могущество проявится на основе разумного взаимодействия с природой. Это же пространство явится завершением этапов в полном цикле формирования цивилизации.

2-я – Беловодье. Это великая мистерия древности о народе, населяющем сибирские Земли. Именно туда свернул Александр Македонский, чтобы увидеть удивительный и мудрый народ.

По преданиям, остатки Беловодья существовали вплоть до Петровских времен, но, как и любая другая цивилизация, этот народ исчез, а накопленный опыт передается потомкам 12-й подрасе по линии горизонтальной полярности, однако, к сожалению, передается в очень искаженном, догматичном и языческом виде.

3-я – Монголы. Это таинственный народ. Об этой высокой культуре свидетельствует огромная способность к концентрации сил и ресурсов для расширения в пространстве и управления им, в том числе и народами, населяющими эти земли.

Потому монголы учили, если так можно сказать, русичей через боль и страдания умению объединяться, и в единстве составлять силу нерушимую и братство духа невиданного.

Такое единство, как его видел Сергий Радонежский и должно возникнуть в наступившей новой эпохе Водолея.

4-я – Японская. Характерной чертой этой культуры является консервативность системы традиций, догматичная иерархичность и т.д.

5-я – Китайская. Эта культура постигает дуализм конкретизации, системности и познания: управления и подчинения, прославления и увековечивания и т.д.

6-я – Тибетская. Эта культура вынашивала новую систему отношений при увековечивании старых традиций – постоянный конфликт (без осознания его сущности) для рождения нового мировоззрения.

7-я – Индийская (Арийская). Явилась 1-м этапом развития человеческой цивилизации в эволюционной фазе или в том историческом периоде, который более полно изучен, чем предшествующие.

7-й тип цивилизации из Центральной Азии перешел в Индию с севера континента и обосновался на юге Гималаев.

Эта культура стала господствовать на Индостане, подчинив своей власти туземные народы, которые населяли Индию в ту пору.

8-я – Вавилоно-Ассирийская (семиты, арабы, мавры и т.д.). Сформировала систему взаимодействия человечества с окружающим миром царств природы, развила медицину.

9-я – Персидская. Сформировала ментальную активность управления и концентрацию сил в обществе, а также философию звездного мира, организующее человечество к достижению поставленных целей. Были интегрированы знания астрологии в основы космологии и исследована причинность возникновения земных событий во взаимообусловленности космическими явлениями.

10-я – Греко (иудейско)- Римская. Эта культура является переходной из сферы следствий в сферу причин, проявила двойственность, как конфликт тенденций личного и общего блага – прообраз народного правления и единоначалия Спатры (Греция) или парламента и императора (Рим).

11-я – Англо-Саксонская (тевтонская). Это североевропейские народы и их потомки во всем мире. Создала условия синтеза предшествующего опыта, творчество интеллектуальной активности преображения материи. Однако при этом экзальтирован до эгоцентризма и безответственности личностный фактор, превалирующий над общим благом.

12-я – Славянская. Эта культура рождается в наше время как синтез уже существующих культур всей планеты, вмещая поэтапно все общечеловеческие накопления.

Как сохранить национальную культуру в условиях глобализации

На постсоветском пространстве отмечается повышенный интерес к истории как со стороны населения, так и государства. Как евразийские партнеры могли бы помочь друг другу в данной сфере, обсудили казахстанские и российские эксперты.

Читайте также:  Помещики в «мертвых душах» сочинение

В странах Евразии возросло количество музеев, улучшилась их техническая оснащенность и досуговая инфраструктура, констатировали участники заседания «Музейный мир и диалог культур: современные тенденции сотрудничества», организованного в Алматы экспертными клубами «Мир Евразии» (Казахстан) и «Сибирь-Евразия» (Россия). В пустовавшие в 90-е годы музеи сейчас выстраиваются очереди, заметен бум и в музейной архитектуре.

Один из самых ярких примеров – Национальный музей Республики Казахстан в Астане. Здание площадью 74 тыс. кв. метров из семи блоков с переменной этажностью, отличающееся необычной внешней формой, построено на века. Подобное музейное строительство означает повышение статуса и государственной значимости данной институции, подчеркнули эксперты.

«Россия и Казахстан сталкиваются с общими темами и проблемами формирования культурной и общественно-политической идентичности.

В этом смысле история, ее нарративы, места памяти играют фундаментальную роль, – отметил заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Сибирского института управления – филиала РАНХиГС при президенте РФ Дмитрий Березняков.

– Сейчас в полноценную взрослую жизнь входят поколения, которые социализировались, во-первых, уже в постсоветской среде, а во-вторых, в совершенно другой коммуникативной и медийной культуре.

Важно, как музеи адаптируются к этой специфической ситуации, поскольку это влияет на формирование культурных стереотипов и исторической памяти новых, уже постсоветских, поколений. Это долгосрочная, иногда невидимая, но большая работа на будущее. Поэтому наши музеи являются своего рода адаптерами политики памяти государств».

Казахстанская общественность широко обсуждает и активно комментирует статью президента Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи». Показательно, что среди шести проектов, предложенных казахстанским лидером как продолжение программы «Рухани Жангыру», есть проект музея древнего искусства и технологий Великой степи «Ұлы дала».

Другие проекты – «Архив-2025», парк-энциклопедия «Великие имена Великой степи», «Тюркская цивилизация: от истоков к современности», «Антология степного фольклора» и специальный цикл фильмов и сериалов – в той или иной степени связаны с музейным делом.

Этот пример демонстрирует, какое значение придается вопросам сохранения национальной культуры в Казахстане.

На постсоветском пространстве также стали появляться корпоративные, частные музеи. Открываются музеи при крупных предприятиях, в ряде случаев их деятельность становится успешным бизнесом, приносящим доход. Музеи также создают новые возможности для экономического развития на местном, региональном и национальном уровнях, обеспечивая доход и новые рабочие места.

Сохранение ТРАДИЦИЙ СИЛА НАРОДА

Всякий народ, заботящийся о будущем, бережет свои традиции.

Сохраняя исторические традиции и используя богатейший опыт предыдущих поколений

В XXI веке проблемы сохранения, развития и возрождения традиционных народных традиций приобретают все большую актуальность. Процессы глобализации унифицируют культуры разных народов, навязывая единые стандарты жизнедеятельности. В этой связи этнические проблемы приобретают особенно острый характер.

Человек обращается к этническим ценностям, дающим возможность вновь ощутить себя частью некоего целого, найти психологическую поддержку в традиционной культуре своего народа.

Традиционная культура является корневой основой многовековой культуры народов России, сохраняет свою жизнеспособность, систему духовных ценностей народа, направленных на формирование патриотизма, воспитание всесторонне развитого, национально ориентированного человека.

Российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности.

Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры.

Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся, в чем уникальность нашей культуры и ценность не только для нас, но и для всей мировой цивилизации. 

Ключ к пониманию этого, по мнению видного исследователя в области культуры профессора В.А. Сапрыкина, лежит в уникальности тех исторических, природно-климатических, геополитических условий и факторов, под влиянием которых формировалась российская культура.

Прежде всего, давайте вспомним, что народы, населяющие Россию, сумели создать неповторимое социально-экономическое пространство на поражающих воображение просторах Евразии. Его протяженность в широтном направлении – около 9 тысяч километров, в меридианом – от 2,5 до 4 тысяч километров.

   Причем была обустроена и сделана приемлемой для жизни самая неблагоприятная в природно-климатическом отношении часть Земли: свыше 70% ее приходится на Север и зону рискованного земледелия.

В этих суровых условиях было создано многоотраслевое хозяйство мирового уровня, родилась такая специфическая социально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни человека, как община. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в нашей жизни и культуре огромную роль.

В результате длительного исторического взаимодействия русского и других народов Россия сформировалась как сложная полиэтническая система цивилизации с самобытной многонациональной культурой. По мнению     академика Д.С.

Лихачева: “Россия выполнила историческую культурную миссию, объединив в своем составе более двухсот народов, требовавших защиты”.    Особый отпечаток на российскую культуру наложила, конечно же, и многоконфессиональность русской цивилизации.

В России столетиями успешно сосуществовали христианство, ислам, буддизм, иудаизм, лютеранство и целый “блок” протестантских течений. 

Национальные традиции народов России были и остаются фундаментальной формой культуры, ибо связана с жизнью наиболее устойчивого в историческом плане объединения людей. Вместе с тем, национальные культуры не могут успешно развиваться в условиях изоляции от других культур.

И своеобразие российской культуры, как раз и заключено в том, что генеральной исторической тенденцией ее формирования и развития всегда была тенденция преодоления этнической разобщенности. Именно изначальная много этничность России определила ее уникальную восприимчивость к другим культурам. Ф.М. Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи назвал ее “все человечностью”.

А это и позволило сформировать на основе национальных традиций великую общенациональную российскую культуру.

В настоящее время в Российской Федерации проживают представители более 150-ти этносов. Чрезвычайно важно подчеркнуть то, что для коренных основ нашей культуры, для нашего самосознания, совершенно органично рассматривать все народы, населяющие Россию, как равноправные в создании и развитии российской государственности и культуры. 

         Помните у Пушкина: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий 

Тунгус, и друг степей калмык… 

То есть наш национальный гений утверждал, что он творил для всех народов России. Это сознание равноправия племен и народов России пронизывает нашу культуру от истоков и до наших дней. И это мы должны передать и будущим поколениям. 

Традиции не дают человеку забыть своих предков и родных. Зная свои корни, историю и традиции, можно сохранить свою отличительность, а передавая эти знания детям – будущим поколениям. Поэтому традиции  являются мостиком между прошлым, настоящим и будущим.

  • сохранение традиций – результат общих усилий.
  •         Очевидно, что задача сохранения и развития национальных культур народов России является сегодня основополагающей не только для развития российской государственности, но и самого существования многонационального российского народа. 
  • Необходимо выработать долговременную стратегию действий в этой сфере, основанную на концептуальных подходах к вопросам сохранения и развития национальных культур. 

При этом особое внимание должно быть обращено на государственную поддержку развития языков и литератур народов России, всех жанров народного искусства, воспитание и сохранение уникальных творческих кадров, творческих коллективов, певцов, сказителей, танцоров, народных музыкантов, развитие музыкальной и хореографической культуры, сохранение и развитие традиционных и новых народных художественных промыслов и ремесел. Необходимо также предусмотреть меры по поддержке инфраструктуры национальных культур: учреждений культуры, в том числе клубного типа, фольклорно-этнографических и национальных культурных центров и т.п. 

Власти вправе принимать федеральные и региональные целевые программы сохранения и поддержки культуры, выделять и распределять средства. Но инициировать и продвигать эти проекты должны сами люди.

Основы знаний о традициях своего народа закладываются в семье. Вместе с ребенком полезно составить генеалогическое древо и красиво его оформить. Дети узнают свою историю, наглядно увидят, как одна семья дала начало целому роду. Уважая своих предков, ребенок научится уважать себя, свой народ, а впоследствии такое же отношение воспитает в своих детях.

Большие возможности для ознакомления с культурой в детском саду и в школе.

Многие педагоги уже используют национальные мотивы и сюжеты на уроках, в игровой деятельности, при подготовке внеклассных мероприятий.

 Опираясь на помощь ученых и деятелей культуры, можно сделать это качественнее и разнообразнее. Ребят нужно шире вовлекать в исследовательскую деятельность, в том числе по сбору этнографического материала.

Хорошо в детском саду и школе организовать небольшой музей культуры народов своего региона. Дети в силах собрать этнографические материалы, передать на хранение свои лучшие поделки.

Обычаи и традиции своего народа нужно знать и соблюдать на практике, чтобы дети усваивали их из опыта своей семьи, как в селе и маленьких провинциальных городах.

Мы сохраним свою культуру, если она будет частью нашей повседневной жизни, а не книжной и музейной истории.

Сохранение традиций и национальных культур народов России в рамках школьного проекта: «Мы великая и сильная Россия!»



Мы живём в самой прекрасной многонациональной стране мира — Россия. В условиях современной глобализации становится актуальной забота о сохранении национальных традиций и культур народов России.

Каждый народ исторически проживающий на территории страны формировал эту поистине уникальную культуру, которая объединятся общей идей: «Мы великая и сильная Россия!» [1]. Каждый народ, который жил и живёт в России, всегда ощущал себя частью большой страны.

Мы вместе сражаемся бок о бок за Родину! Мы вместе делаем величайшие открытия, покоряем Космос, исследуем океаны и страны [8].

В современном мире, мы часто слышим в средствах массовой информации, как негативно относятся к нашей стране, как её критикуют и пытаются выставить агрессором на мировой политической арене, в защиту страны мы всегда слышим обращения нашего Министерства иностранных дела [2].

Мы, дети России не желаем мириться с таким отношением к нашей стране. И поэтому выступаем за то, чтобы мир больше узнал о России, о её народах, о её традициях, о её национальностях, о её красоте и стремлении сохранить мир на Планете.

Быть может тогда, когда правда о том, что Россия никогда не будет агрессором, а лишь всегда выступает в качестве миротворца позволит изменить мнение о нашей стране.

В нашей школе в рамках проведения государственного праздника «День народного единства» был реализован общешкольный проект, выходом которого было проведение школьного фестиваля «Мы едины и непобедимы», в рамках мероприятий состоялись классные часы на тему: «Мы единый народ — мы великая Россия!».

Наш класс 4 б решил провести классный час в новом формате, это не привычная беседа классного руководителя и обучающихся, а увлекательное путешествие в историю национальных культур и традиций народов России.

Для осуществления реализации проекта мы проделали большую подготовительно работу. Актив нашего класса провёл анкетирование с целью выявить национальный состав класса.

По итогам проведённого анкетирования мы выявили, что в классе обучаются: русские — 64 %, татары 15 %, армяне — 3 %, узбеки — 3 %, казахи — 11 %, буряты — 3 %, азербайджанцы — 1 %.

Читайте также:  Сочинение по картине «февральская лазурь» грабаря

Таким образом в одном классе присутствуют 8 разных национальностей, при этом по процентному соотношению сразу становится видно, что есть малочисленные национальности.

На втором этапе подготовки, мы поделились на группы, и каждая из них занималась поиском научного материала о национальной культуре.

Занимаясь поиском материала, мы обратились в национальные общества, расположенные в Астраханской области: «Дуслык» — национальное татарское общество, «Жолдастык» — национальное казахское общество, «Арев» — национальное армянское общество, «Узбекистон» — национальное общество узбекского народа, «Азербайджан» — национальное азербайджанское общество. Также мы посетили музей города Астрахани и научную библиотеку им. Н. К. Крупской.

Материал, который нашли группы, мы объединили, для того, чтобы каждый в нашем классе мог познакомиться с различными народами.

Мы оформили это в виде красочных стенгазет, где были размещены историческая справка о народе, представлен национальный рисунок или узор, а также стихи национальный поэтов с переводом на русский язык, а также фотографии и рисунки национальных памятников и природных мест проживания народов.

Наш классный час «Мы единый народ — мы великая Россия!» мы начали с прослушивания Гимна России.

Затем каждая группа представила небольшую историческую справку о национальных культурах, и постаралась показать национальный колорит с помощью танцев и песен.

По итогам классного часа, мы все собрались за круглым праздничным столом, где смогли отведать национальные блюда. Ниже мы представим Вам выдержки из выступления, обучающихся о национальных культурах нашего класса:

В нашем классе самой малочисленной группой оказались азербайджанцы. Азербайджан — страна, свято соблюдающая свои многовековые национальные традиции. В традициях Азербайджана отражены элементы и культы различных верований, существовавших на его территории.

Сегодня многие бережно хранимые национальные традиции можно наблюдать в ходе театрализованных представлений на народных праздниках или на торжествах в честь встречи почетных гостей. Азербайджанцы были представлены ещё в дореволюционной Астрахани.

В источниках того времени их обозначали как «персы» (обобщённое название для выходцев из Персидской державы) или «татары» (например, «шемахинские татары») [4]. В советское время доля азербайджанского населения в Астрахани была сравнительна невелика. Она стала возрастать только в последней четверти XX — начале XXI в.

Азербайджанцы — мусульмане-шииты (хотя среди них немало и суннитов — в основном, выходцев из Северного Азербайджана). По согласованию с руководством Астраханского регионального духовного управления мусульман, для отправления своих религиозных нужд азербайджанская диаспора г.

Астрахани получила в своё распоряжение бывшую татарскую Криушинскую мечеть (на совр. ул. Бакинская, 141). Средствами от пожертвований мечеть недавно была полностью отреставрирована и получила порядковый номер 38 и новое наименование — мечеть Бакы (т. е. Баку).

Астрахань — один из крупных центров татарской культурной и общественной жизни. Татары проживали в Казанской татарской слободе. С 1892 г. функционировало медресе «Низамия». Выходили газеты «Азат халык» (1917–1919), «Ирек» (1917), «Ислах» (1907), «Тартыш» (1917–1919), «Идель» (1907–1914; возобновилась с 1991).

Издавались журналы «Азат ханым» (1917–1918), «Магариф» (1909), «Туп» (1907) и др. Татары являются третьей по величине этнической группой в Астраханской области, составляя порядка 7 % её населения. Татарская культура всегда очень яркая, красочная. В городе часто проходят мероприятия, праздники.

Многие татары в Астрахани занимаются сельским хозяйством и представляют свою продукцию на городские рынки. За районом, в котором расположена наша школа (Казачий), есть посёлок Мошаик, исторический центр татарской культуры.

В этом селе есть кладбище, и особые захоронения, к которым в период празднования мусульманских праздников приезжают паломники из других регионов [7].

Очень близкая культура к татарской — казахская, их язык и культура во многом схожи и имеют длительную и сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов прослеживаются у племен эпохи неолита.

Следы стоянок найдены при археологических раскопках в долине реки Бухтармы на востоке Казахстана. Астраханские казахи — выходцы из Младшего жуза, переселившиеся в междуречье рек Волги и Урала в 1801 г. (переселение продолжалось до 1803 г.).

Основным инициатором казахской миграции был султан Букей, сын хана Младшего жуза Нурали. Астраханские казахи в основном вели степной и кочевой образ жизни, занимались скотоводством и земледелием [6]. Сейчас очень много именно казахов вовлечены в работу административного и управленческого аппарата города.

Таким образом эта культура поднялась за последние годы на более высокое положение в Астраханской области, это невозможно не заметить и не оценить.

Уникальная национальность и культура представлена в нашем классе — буряты. Духовная культура бурят многогранна — наследие империй и государств кочевников, союзов племен охотников. Видение о происхождении мира наполнено глубочайшим смыслом и символикой. Согласно ему, сначала существовал хаос.

Из хаоса образовалась вода — колыбель мира, что соответствует современным научным версиям. Из воды появился цветок, а из цветка — девушка. От нее исходило сияние, которое превратилось в солнце и луну, рассеяло мрак. Эта божественная девушка — символ созидательной энергии — создала землю и первых людей: мужчину и женщину.

Высшим божеством стало Хухэ Мунхэ Тенгри — Вечно Синее Небо, воплощение мужского начала. Земля — женское начало. На небе живут боги. Во времена их правителя Асаранга-тенгри небожители были едины. После его ухода власть стали оспаривать Хурмаста и Ата Улан. В итоге никто не одержал победу и тенгрии разделились на 55 западных, добрых и 44 восточных, злых.

Между ними продолжает идти борьба. Исторические связи нижневолжского и среднеазиатского регионов были давними и прочными, уходящими своими корнями в хазарскую и золотоордынскую эпохи. В конце XVI в. или в первой четверти ХVII в.

в русской Астрахани возник один из первых восточных гостиных дворов — Бухарский, на котором останавливались купцы из Средней Азии. На основе этого двора в Астрахани и начала формироваться среднеазиатская диаспора.

В 1996 г. при областной администрации было зарегистрировано объединение узбекистанцев «Астраханская областная общественная организация узбекской культуры «Узбекистон» [5]. С момента своего создания общество вело активную работу. Так, в 1997 г. именно в узбекском обществе родилась идея проведения праздника Навруз.

С тех времен и по сегодняшний день Навруз проводится в городском Центральном парке культуры и отдыха «Аркадия»; сейчас праздник отмечается с большим размахом, в нём принимает участие большинство национальных общин региона.

Общество также организовало в Астраханском этнографическом музее экспозицию, посвященную узбекской культуре.

По численность узбекской диаспоры в Астраханской области достигает 15 тысяч человек. В основном узбеки в Астрахани занимаются торговлей, они торгуют на крупнейшем рынке Астрахани — Больших Исадах. В крытом павильоне, называемом Узбек-базаром. В целом, узбекская диаспора в Астрахани хорошо интегрирована в общество.

Ряд узбеков являются успешными предпринимателями, владельцами торговых точек, магазинов, есть несколько узбекских кафе. Крайне важным представляется то, что по инициативе лидеров узбекской общины традиция возродилась традиция мужских собраний — джура, уже на новом месте, в Астраханской области.

Старшие члены общины еженедельно собираются по пятницам, готовится небольшое угощение. За угощением ведутся беседы, обсуждаются важные проблемы. Если члены общины считают, например, что существует та или иная проблема с некими молодыми людьми, их (и даже их родителей) могут пригласить на собрание.

По примеру старших молодые члены узбекской общины также организовали молодежную джуру [5].

Изученные источники позволяют сделать вывод, что астраханская армянская община в течение более чем двух веков занимала важное место в экономической и социально-культурной жизни не только Астрахани, но и региона в целом.

Основными причинами особой привлекательности Нижнего Поволжья, и в частности Астрахани, для армянских переселенцев были выгодное географическое положение города, а также покровительственная политика русского правительства в отношении восточных переселенцев, среди которых армяне пользовались особыми привилегиями [3].

В Астрахани действовали также армянское епархиальное училище, а также приходские школы. Немало учеников-армян обучалось и в русских учебных заведениях. Все это способствовало появлению среди астраханских армян большого количества образованных и культурных людей.

На развитие культурно-просветительской деятельности астраханских армян очень большое влияние оказала армянская типография (Халдаряна), которая была переведена в Астрахань в конце XVIII в. Это была первая в России армянская типография.

Благотворное взаимовлияние армянской и русской культур играло важнейшую роль в укреплении связей и контактов этих двух народов.

В Астраханской области русские представлены потомками переселенцев из центральных губерний России: Воронежской, Нижегородской, Тамбовской, Пензенской и др., которые смогли сохранить свои самобытные обычаи, традиции. Прежде всего, они сохранили свои особенности в строительстве и украшении домов, а также кулинарные.

Исследуя национальную культуру различных народов, мы пришли к выводу, что невозможно «в двух словах» описать, то что народ создавал веками.

Каждая культура включает в себя, историю народа, историю быта, особенности национальных костюмов, различие в языке, кулинарные традиции, особенности менталитета и т. д.

Каждое из этих направления имеет огромнейший пласт научного материала и порой лишь по одной области и даже теме можно проводить целые научные исследования и защищать диссертации.

Таким образом, культура и традиция — это тот, что мы передаём из поколения в поколение. Но что мы сможем передать, если не сможет это узнать? Таким вопросом мы задались в начале нашего большого проекта.

«Как мы сможем передавать, то, что мы не знаем? — А что мы не знаем? Культуру и историю собственных народов!».

Поэтому, чтобы мы с гордостью могли сказать фразу «Мы, дети России!», надо изучать с большим увлечением и интересом историю, географию, литературу, национальные языки своей родной страны. Беречь национальные традиции и культуру каждого народа России!

Литература:

  1. Послание Президента Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года, Выступления и стенограммы, 22 сентября 2016 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/50864

2. Интервью Министра иностранных дел России С. В. Лаврова для программы «Вести в субботу», Нью-Йорк, 24 сентября 2016 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.mid.ru/ru/press_service/minister_speeches//asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/2468390

  1. Армяне. Этноконфессиональный совет при Губернаторе Астраханской области [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://etnokonf.astrobl.ru/document/581
  2. Всероссийский Азербайджанский конгресс. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://vakrf.ru/
  3. Зотова Н. А. Узбекская и таджикская общины в Астраханской области // Перекрёстки истории. Актуальные проблемы исторической науки: Материалы Всероссийской научной конференции. Астрахань, 11 апреля 2007 г. / Сост. и отв. ред. А. В. Сызранов, Д. В. Васильев. Астрахань, 2007. С. 151.
  4. Казахи. Этноконфессиональный совет при Губернаторе Астраханской области[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://etnokonf.astrobl.ru/document/576
  5. Памятники истории и культуры РФ. Министерство культуры РФ 1.1. 1.9.8. Индекс Паспорт объекта «Мошаик» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nasledie-ast.ru/index.php/arkheologiya/poselenie-moshaik/25-poselenie-moshaik
  6. Сорокин А.С,. О многообразии государственностей в России [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://histrf.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): Астрахань, Астраханская область, Россия, культура, классный час, класс, народ, традиция, армянская типография, великая Россия.

Ссылка на основную публикацию