Что делает человека человеком?

Become a Patron!

Биолог Роберт Сьери о том, что на самом деле помогло стать человеку венцом творения

“Человек разумный — вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время”.

Вот так скромно начинает Википедия свой рассказ о венце творения, раскручивая постепенно сюжет о рождении  уникального создания, чей большой мозг и аккуратная челюсть определили его царственное положение в животном мире.

Теперь кого ни спроси “что делает человека человеком?”, непременно получишь ответ: “умение мыслить, чувствовать, созидать…”. Кто-то даже вспомнит перлы марксистской идеологии, согласно которым именно труд сделал из обезьяны человека и был решающим фактором в процессе эволюции Homo Sapiens.

Что же, аргументы весьма интересные.

Особенно если не брать в расчёт умных дельфинов, чей интеллект, возможно, не уступает нашему, хитрых каланов, которые научились ловко использовать камни, чтобы раскалывать раковины и доставать моллюсков, и многих других не менее сообразительных и трудолюбивых млекопитающих. Однако, несмотря на свои несомненные достоинства, эти животные почему-то не ездят сегодня с нами в метро…

Что делает человека человеком?

Источник: Dolphin Kiss/Flickr

Пытаясь разрешить противоречия научных гипотез и найти истинную причину эволюции человека, учёные проверяют всё новые и новые версии.

Так, группа американских исследователей заинтересовалась вопросом, почему так называемая «творческая революция», ознаменовавшая своеобразный культурный всплеск в жизни наших предков-кроманьонцев, произошла лишь 50 тысяч лет назад, при том что анатомия древних людей приблизилась к анатомии современного человека гораздо раньше — около 200 тысяч лет (многочисленные окаменелые останки человека свидетельствуют, что скелеты людей, относящиеся к этому времени по сравнению с ранними образцами имеют более тонкий костяк, большие черепа с вертикальными плоскими лбами и небольшими челюстями — почти как у нас сегодня).

Как это произошло? Почему древний человек, приблизившийся к нам анатомически столь давно, стал мыслить подобно нам сегодняшним лишь через 150 тысяч лет свой эволюции в нашем теле? Как, на основе чего наши древние предки вдруг обнаружили в себе желание творить, создавать красивые предметы (не только полезные!), наделять явления символическим смыслом и передавать свои впечатления в наскальных рисунках?

Согласно мнению исследователей, опубликовавших  свою работу в Current Antropology в прошлом году, причину творческого бума стоит искать в способности к сотрудничеству, которая развивалась у человека наряду с  биологическими изменениями.

У вас не получится научиться чему-либо у человека, если вы не сможете поладить с ним, — отмечает Роберт Сьери, ведущий автор исследования, соискатель на получение докторской степени в области биологии. — Если вы хотите иметь возможность учить и работать вместе, если вы хотите учиться, вы должны быть терпимы.

Сложно поспорить. Но всё же что делает человека человеком и почему вдруг мы стали такими мягкими и пушистыми? По мнению Сьери, огромную роль в этом сыграло изменение уровня тестостерона в организме Homo Sapiens.

Как считает учёный, об уменьшении количества этого гормона в оргнанизме человека может рассказать эволюция черепно-лицевой части скелета.

Дело в том, что морфогенные особенности и остеогенные изменения костной ткани во многом зависят от медиаторов и гормонов, которые опосредуют агрессивность, социальное господство и другие доминирующие модели поведения.

У особей с большим количеством агрессивных мужских гормонов (андрогенов) лица более крупные и выпуклые, в то время как особи со сниженным уровнем андрогенов обладают более утонченными чертами лицами (этот механизм, кстати, является частью полового диморфизма, определяющего анатомические различия женщин и мужчин).

Что делает человека человеком?

Robert Ciery, Craniofacial Feminization, Social Tolerance,and the Origins of Behavioral Modernity. Photo: David Brill

Чтобы подтвердить свою догадку, Сьери с коллегами сравненил внушительное количество человеческих скелетов, ископаемых и современных, вплоть до тех, которые принадлежат охотникам-собирателям и земледельцам 20-го века.

Анализ показал, что черепа, возраст которых около двухсот тысяч лет, не совсем такие же, как у наших утонченных предков, появившихся пятьдесят тысяч лет назад: в эволюции черепов наблюдается постепенное снижение надбровных дуг и уменьшение размера лица.

А это, в свою очередь, подтвержадает гипотезу Сьери о постепенном снижении уровня мужского гормона агрессии в человеческой популяции.

Что делает человека человеком?

Robert Ciery, Craniofacial Feminization, Social Tolerance,and the Origins of Behavioral Modernity. Photo: David Brill

Почему тестостерона стало меньше, Сьери не объясняет. Возможно, на это повлияли другие социальные факторы. Например, исследование канадских учёных  2011-го года показало, что у мужчин, которые стали отцами, уровень тестостерона меньше по сравнению с запасами этого гормона у мужчин без детей.

Исследователи видят в этом необходимое физиологическое изменение взрослеющего человека, у которого появилась ответственность за беззащитного ребенка. Не исключено, что именно этот механизм лёг в основу постепенно снижения уровня воинствующего гормона в популяции Homo Sapiens.

Впрочем, имеют место и другие точки зрения. Так, палеоантрополог Ричард Кляйн рассматривает как первопричину изменений уплотнение населения в определенных участках земли, например, в долинах рек.

Именно в этих точках более плотного населения, по мнению исследователя, и возникла необходимость в кооперации и регулировании своих инстинктов.

Впрочем, эволюция вряд ли ограничилась одной или двумя причинами. Вероятно, на случившееся повлиял целый комплекс разнообразных факторов.

Но во всём этом запутанном лабиринте причин и следствий по-настоящему ценной остаётся одна мысль:  мы стали людьми, когда смогли контролировать свою агрессию.

Именно тогда, когда тестостерон перестал довлеть над людьми, их ежедневные взаимодействия постепенно привели к развитию общих идей, появлению искусства и снижению враждебности, которая встречается в более ранних эпохах.

Люди всегда считали, что причина успеха вида заключалась в их исключительном уме.

Но, может быть, секрет успеха заключается не в интеллекте отдельных личностей, а в человеческой способности сотрудничать друг с другом и становиться умнее в совместном развитии.

Конечно, не стоит списывать интеллект со счетов, — говорит, смеясь, Сьери. — Однако групповой интеллект может быть успешен до тех пор, пока в группе каждый достаточно умён.

Хороший вывод. И очень своевременный. Пожалуй, именно сейчас, когда уровень тестостерона в мире зашкаливает, стоит вспомнить о том, как и почему мы стали людьми. Кажется, канадский писатель-фантаст Питер Уоттс именно это имел в виду в своём романе «Ложная слепота»:

Когда судьба мира висит на волоске, хочется особенно внимательно приглядеться к человеку, чья карьера началась сотрудничеством с врагом.

Что делает человека человеком? Интересная и краткая информация

Каждый человек способен сам выбирать себе жизненный путь. Любой шаг – выбор внутреннего спора между добром и злом, высоким чувством и низменными помыслами.

Рассмотрим, что делает человека человеком — кратко? Любовь к жизни и окружающей среде, слияние с обществом с чистыми помыслами и разумом.

Каждый человек рождается человеком, а вот жизненные принципы и его умение адаптироваться в любой ситуации, наряду с другими факторами создают в человеке нравственность, один из главных критериев в жизни общественного существа.

Что делает человека человеком?

Как человек становится человеком?

Наедине со своим мышлением, человек сам воспитывает и формирует в себе те качества, которые делают человека человеком. Что для этого нужно, прежде всего:

  • любить и творить;
  • прощать и верить
  • уважать и защищать ближних;
  • уметь благодарить и быть благодарным;
  • быть ответственным и справедливым;
  • быть честным и совестливым.

Это, пожалуй, самые важные преимущества в развитии и самовоспитании человека. Также можно отнести и мудрость, но она приходит к человеку с годами. Кроме всего каждый человек первоначально способен:

  • обладать мышлением, разумом, членораздельной речью и сознанием;
  • к сознательной целенаправленной деятельности;
  • моделировать свое поведение;
  • выражать ценностное отношение к действительности;
  • предвидеть дальнейшие последствия своих действий;
  • удовлетворять потребности и духовные и материальные.

Каждому человеку присуще развивать в себе человеческие ценности и качества в процессе общения с себе подобными.

Что делает человека человеком?

Каждый человек имеет право на выражение своих эмоций и чувств, именно эти качества дополняют полный образ человека. Помимо всего прочего необходимо иметь семью, ради которой человек готов творить и совершать все начинания.

Самыми простейшими требованиями к человеку является поддержка в чистоте внешнего вида и создании в своей жизни комфортных условий на протяжении своего жизненного пути. Человек должен быть готовым прийти на помощь любому, нуждающемуся, попавшему в беду или сложную ситуацию. Он должен прививать себе и своим детям такие качества как доброта, искренность, сострадание и отзывчивость.

Что касается современных детей, они, обретая зрелость, лишь тогда становятся человеком, когда «впитывают» в себя опыт отцов. Это важно для нового поколения — это их жизненный пример.

Они должны чувствовать обязанность самим сохранять и обогащать, передавать детям все, что им оставило старшее поколение, вплоть до благодарной памяти.

Бесконечная наследственность поколений, скрепленных между собой духовным родством, мужественной готовностью к самоотречению ради тех, кто будет жить на земле, и есть та сила, которая делает человека человеком.

Сочинения «Что делает человека человеком»

Быть человеком, значит иметь цель, быть нравственным, высоко духовным, душевным, следует иметь личные качества и характер. Кроме того, надо быть терпеливым, честным, справедливым, милосердным. К этому же, человека человеком делают ум, знания, рассудительность, стремление постоянно развиваться.

Что делает человека человеком?

Что такое Человечность – сочинение

Все мы – люди, каждый из нас – человек. Мы умеем разговаривать, мыслить, творить и ходить прямо, но только ли по этой причине каждого из нас можно назвать человеком? Конечно, нет. Существует такое понятие, как гуманизм, то есть человеколюбие, именно на нём и строится понятие «человек».

Люди, которые живут на благо миру, помогают своим товарищам и другим людям, имеют полное право называться людьми. Тот же, кто только вредит, человеком считаться может лишь с натяжкой. Для того, чтобы им действительно стать, необходимы чистые помыслы и честные поступки. Такая модель поведения закладывается с детства.

Адекватные родители приучают ребёнка к тому, что он ответственен не только за себя, но и за других людей – он должен помогать им и в случае чего заботиться. Так и закладывается человечность.

С тех же родителей, которые обижали слабых, вели себя непристойно и так далее, ребёнок вряд ли сможет взять хороший пример, и также вряд ли вырастет человеком. Однако, бывают и исключения.

В наше время общество часто оценивает человека по тому, как он выглядит. Красиво и модно одетых считают добрыми и честными, а тех, кто носит «старомодную» или дешёвую одежду, стараются избегать. Правильно ли это?

Конечно, нет, ведь человек, который надевает на себя дорогие и красивые вещи, запросто может оказаться садистом, и наоборот, скромно одетый может быть добрейшим человеком. Внешность в человечности не играет никакой роли.

Ещё один критерий того, что человека можно назвать человеком – его культура. Если он разговаривает со всеми одинаково вежливо, никогда не перебивает и уважает своих собеседников, это делает его человеком, потому что обозначает, что он думает о чувствах других.

Если же человек через слово вставляет мат, обращается ко всем «эй, ты» и фривольничает в разговоре, то он уподобляется животному, хоть по определению и является человеком.

Итак, что же делает человека человеком? Безусловно, это умение помочь другим людям, поддержать их в сложных ситуациях. Без этого человек теряет своё социальное значение, он становится диким, одиночкой, а так в мире не выжить.

Читайте также:  Неоплатоническая концепция любви в эпоху ренессанса

Также здесь играют роль и внутренние качества, такие как доброта, понимание и вежливость. Повстречав человека, грамотно и по-доброму излагающего свои мысли, хочется благодарить его за то, что не перевелись ещё настоящие «человеки», а от грубиянов, наоборот, есть желание держаться подальше.

Быть человеком непросто, однако очень важно и приятно. Как всем окружающим, так и самому человеку с большой буквы!

Сочинение Что значит быть человеком

Кто такой человек? Это живое высокоорганизованное существо, у которого развита способность активно передвигаться, питаться, размножаться. Однако это всего лишь биологическая сторона вопроса. Но если смотреть с духовной стороны, то у человека, как и у всех живых существ, есть душа, сердце, совесть.

Но полностью ли используют это люди? Всегда ли они поступают по отношению к другим и к самим себе человечно? Человечно — это суметь помочь в трудной ситуации, дать совет, не отвернуться от брошенного всеми друга, не предавать и не бросать людей.

Порою говорят, что животные человечнее людей, ведь они никогда не бросят своего сородича в беде и останутся с ним до последнего. Однако это не всегда так. Помимо плохих людей в мире есть и добрые, и их довольно много, не стоит об этом забывать.

Человечные люди, на самом деле, есть на каждом шагу, но они совершают добрые поступки бескорыстно, не ожидая за это награды или похвалы, поэтому не все обращают на них внимание. Многие даже не замечают добрых дел, совершённых для них добрых дел, ведь эти дела такие крошечные по сравнению с огромным беспокойным миром.

Однако такие поступки обязательно нужно замечать и приближать к себе тех людей, которые поступают человечно по отношению к вам. Такие люди всегда смогут понять сложившуюся ситуацию, войти в положение человека в случае чего.

Конечно, несомненно важно иметь в своём окружении друзей с подобными чертами характера около себя. Но не менее важным будет и совершенствование себя, стремление стать человечным и добрым.

Такого приятеля захотят иметь довольно многие, он будет пользоваться уважением и поддержкой окружающих, ведь если того потребует ситуация, сам сможет поддержать. Не важно, богатый ты или бедный, красивый или не совсем, учёный или сантехник, главное в этой жизни — быть человеком!

Быть человечным — значит уметь поддержать своего друга, знать, как повести себя в любой ситуации, не обидев и не подставив никого, уметь защитить более слабого человека или животное, показывать свои моральные качества и высокоорганизованность. Человечных людей ценят в обществе, они пользуются уважением и имеют много друзей.

Но кроме человечных людей существуют и бесчеловечные. Это, конечно, грустно, но таким людям нужно стремиться к самосовершенствованию, хотя не каждый порою замечает “бревно в своём глазу”. Человечные люди добрые, отзывчивые, щедрые, и чем больше их будет среди нас, тем развитее будет наше общество.

Эссе Что делает человека человеком

«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть», — так говорил французский литератор К.А. Гельвеций. Действительно, существует множество внешних и внутренних факторов, которые формируют личность, закладывая в ней понятия морали и нравственности. Но какие именно качества позволяют человеку стать тем самым высшей элементом цепочки эволюции?

Ответственность, смелость, стойкость духа, готовность к самопожертвованию ради высшей цели, трудолюбие, доброта и милосердие, честность — основные черты характера, которые позволяют личности расти и развиваться, подавая пример остальным людям.

Достаточно вспомнить героя произведения Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев делает то, что никогда не сделало бы ни одно живое существо, кроме человека: он под угрозой смерти отказывается нарушить присягу, оставаясь верным царскому двору.

Животные больше всего дорожат жизнью, но только люди имеют убеждения и идеалы, которые стоят выше них самих. По этому признаку мы отличаемся от всего живого на земле. Почему же Петр так поступил, почему, подобно ему, собою жертвуют многие люди?

Потому что они воспитывают в себе все выше перечисленные мною качества характера. Они достаточно ответственны и отважны, чтобы пойти на риск ради того, что им дорого, а дорого им что-то потому, что они добры и милосердны.

Ради этого «дорогого» они трудятся, не покладая рук, и стойкость помогает им выдержать испытания. А честность помогает нам всем доверять и помогать друг другу.

Для того чтобы стать настоящим человеком, а не его иллюзорным подобием, нужно видеть не только глазами, но и сердцем, ведь именно оно направляет нас на подвиги, которые отличают людей от всех остальных живых существ. Ведь именно тот, кто умеет сочувствовать и переживать, уже не является обычным индивидом, а становится настоящей личностью.

Признаки настоящего человека

На сегодняшний день довольно распространенным является мнение относительно связи людей с животным миром, прямой связи. Человек воспринимается как социальное животное, об этом говорил Аристотель, да и не только, и с этим в некоторой степени трудно спорить.

Философ Ницше в свою очередь говорил о том, что человек является тем «что должно превзойти», имеется в виду превзойти самого себя, возможность преодолеть себя. Конечно, речь, пожалуй, идет, не о каком-либо превозмогании спортивного типа или чем-то таком, но тут тоже требуется усилие.

Только такое усилие является усилием более длительным и более глобальным, оно включает в себя всю человеческую жизнь.

На мой взгляд, именно такое усилие и делает человека человеком, способность действительно превозмогать себя, обстоятельства, условия.

Люди в некоторой степени обучились справляться с собственными инстинктами и более-менее продвигаются в понимании тех психологических механизмов, которые ими движут, но даже такие завоевания позволяют обладать только относительной свободой. Именно настоящая свобода дает человеку возможность быть человеком, не просто социальным животным или частью коллектива, вариантом множества.

Во многом человек является человеком в меру собственной индивидуальности и уникальности и здесь нужно сделать ремарку, чтобы указать не на простой набор увлечений или склонностей, но на нечто большее.

Оно часто заметно в людях, речь идет о том, когда мы можем говорить, что перед нами личность и когда видим не совсем формированного человека. Своеобразие, ясность и продуманность жизненных взглядов, идеалов и установок, наличие внутренней опоры делают человека человеком.

Помимо этого, человека делает настоящим человеком сострадание и понимание, что даже если кто-либо выглядит сейчас не совсем человеком, не полностью сформированной личностью, не следует относиться к этому высокомерно.

Глубокое уважение к жизни другого человека делает человека человеком, такое понимание выявляет личность, которая способна ценить себя и поэтому ценит других. Принятие и чуткое восприятие других делают человека человеком.

Рассуждение Что делает человека человеком

Прежде всего, стоит разобраться, кто такой человек, кем он является на самом деле. Для начала стоит сказать, что человек, это живое биологическое существо, которое нуждается в питании, сне и общении. Стоит обратить внимание прежде всего на то в какой обстановке рос человек, какая у него семья, друзья и знакомые, то есть на его окружение.

Так таковой человек начинает формироваться самого детства, его характер формируется на основе его поступков, всё что он делает, о чём думает, как поступает, чему его учат, всё это формирует его как личность, как человека. Так он общается с обществом, с родителями с друзьями помогает сформироваться ему в жизни.

  • Например, я если ребенка часто ругать, то в дальнейшем это даст свои плоды и ребёнок вырастет неуверенным в себе и озлобленным на жизнь, в тот же момент, если постоянно хвалит ребенка он вырастет и будет считать что всегда поступает правильно и все его поступки дают положительные результат, Хотя в этот самый момент он может совершать ошибку.
  • Если смотреть с внешней точки зрения все люди сами по себе похожи, У всех есть голова туловище руки и ноги, Но изнутри, с точки зрения души и разума все люди различаются.
  • К примеру, в семье родилось двое близнецов они похожи как две капли воды, их воспитывают в одинаковых условиях, им дают в равной мере любовь и заботу, дают одинаковые знания, одевают в одинаковую одежду, Но несмотря на это не являются двумя абсолютно разными личностями, это 2 похожих человека, лишь внешне, а изнутри это абсолютно два разных индивидуума.
  • Многие люди оценивают человека лишь по внешности, порой бывает, что ты видишь человека который дорого одет, у него дорогая рубашка дорогие штаны начищенные дорогие ботинки, качественная одежда, мобильный телефон, сумка, но несмотря на всё это когда ты остаёшься с ним один на один, с этим человеком абсолютно не о чем поговорить.
  • В тот самый момент когда рядом с тобой может находиться человек который абсолютно бедно одет, но является очень высоко развитым и культурным человеком, с ним есть о чём поговорить и очень интересно общаться, он является хорошим товарищем и другом.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что человек отличается от животного умением общаться, размышлять, думать, анализировать полученную информацию, это и делает человека человеком. Просто прежде всего стоит понимать, что внешность в жизни человека имеет не самую первую роль, главное какой человек изнутри.

Ф. М. Достоевский «Мальчики» – сочинения и анализ повести.

Настоящий человек – это творец. Она способна менять мир, окружающую действительность. И если ты не живешь для общего блага, то тратишь время зря. Человек рожден, чтобы оставить след на земле. Какой след ты оставишь после себя?

Ответы Mail.ru: Что делает человека человеком?

GHOST Искусственный Интеллект (118309) 1 год назад

Дубинка..)

Владимир Меченый Гуру (4758) 1 год назад

Моральные качества, наверное

David Reich Просветленный (29382) 1 год назад

бумажка

Аквариус *** Мыслитель (8326) 1 год назад

Челове́к отличается от людей гораздо более высоким уровнем осознанности, духовных потребностей и понимания. В отличие от людей, челове́ки не хотят «просто жить» или «жить, как все».

Поиски смысла жизни, объяснения происходящему вокруг, ответа на вопрос о том, а что же останется после меня в этом мире и что лучше делать, что такое хорошо и что такое плохо и почему — занимают человека всерьёз. Нравственные проблемы тоже по-настоящему важны для человеков.

Человек обычно способен к отказничеству, аскетизму, бескорыстной помощи другим, даже к диссидентству. Он готов лишиться привычных материальных и социальных благ, отказаться от мирского успеха, даже пострадать — лишь бы не поступиться своей совестью и принципами.

ВЕРОНИЧКА Высший разум (1756057) 1 год назад

Его поступки.

Майя Линда Мудрец (16476) 1 год назад

милосердие

Владимир Б Профи (993) 1 год назад Очень хороший вопрос. Однако для начала стоит разобраться, кто такой человек? Серьёзно, вы знаете ответ на этот вопрос? Вот я лично нет. Определений много.Давайте попробую ответить на вопрос: что отличает человека от животного?И тут ряд ответов. Например, умение разговаривать. Причём не просто о физических вещах (которые можно потрогать или которые реально существуют. Пример: камень, тигр, опасность жизни), но даже о вещах существующих исключительно в нашем сознании. Скажем, вопрос: человек гуманен? – куда более сложный, ведь понятия гуманности не существует в природе. И мы не останавливаемся на этом, мы задумываемся так же: почему? Хорошо ли это? А что значит “хорошо”?)Язык способен описать вещи, вымышленные человеком. И его существование само по себе является офигенским доказательством отличия человека от животного.Есть у человека и другие куда более сложные отличия от животного. Например, мне кажется, мы способны менять свой характер путём принятия свободных осознанных решений. Если я прав, человек способен меняться в ту сторону, в которую пожелает, чего не могут животные, реагирующие лишь на окружающий мир и неспособные представить себе, какими бы им стоило быть. Тут я неслучайно добавил “мне кажется”, ведь до сих пор неизвестно, насколько свободны воля и рефлексы человека, и то, что мы можем путём принятия решений менять свой характер – наблюдение из моего жизненного опыта, не научного эксперимента.

Сартр же и вовсе отмечал, что существование человека предшествует сущности. То есть нет никакого характера человека, есть только то, что он сейчас делает, и лишь описывая его поступки, мы начинаем судить о характере (вольная трактовка. Лучше перечитайте, не верьте мне. Будет достаточным “экзистенциализм – это гуманизм”). Однако так он описывал только человека, чем не отличие от животного?

НИКОЛАЙ ГИЛКА Просветленный (46169) 1 год назад

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое счастье?» по тексту Роя

душа каждого

Алексей Иванов Оракул (85053) 1 год назад

Осознание кто это – ЧЕЛОВЕК…

Виктор Журавлёв Оракул (69271) 1 год назад

В контексте физической/биологичемкой антропологии (и тогда какого человека – хабилиса, эректуса, неандертальца, сапиенса, кого-то ещё, или всех их вместе), или философской?

Наргуна Тхадан Ученик (125) 1 год назад

полный контроль естества разумом)

Евгений Попов Искусственный Интеллект (162945) 1 год назад ГР. §2 §2. В отличие от всех других образований природы, человечество представляет собой ту её часть, посредством которой она осознаёт самое себя. Человечество, следовательно, – это собственный агент природы, глазами и умом которого она познаёт себя и руками которого преобразует себя. В этом продолжающемся уже на протяжении десятков тысячелетий акте её самопознания сама природа выступает в роли познаваемого объекта, а человечество – в роли познающего её субъекта. Но поскольку человечество, взятое само по себе, также является вполне материальным образованием, то, соответственно, оно познаёт не только свою мать-природу, но и само себя. Природа и человечество в своём единстве составляют МИР КАК ТАКОВОЙ. ГР. §3 §3. Обретаемые человечеством знания являются достоянием всех людей. Сознание каждого человека наполнено ими и состоит из них. Без знаний сознания не существует. Об этом же говорит и сама этимология этого слова: со-знание. Каждое новое поколение людей в процессе своего воспитания, обучения и образования осваивает все ранее накопленные человечеством знания и только благодаря этому становится его составной частью. Факты естественной мауглизации однозначно говорят о том, что человеческий ребёнок, выросший вне общества, среди диких животных, является человеком лишь по своему внешнему облику, но не по сути. (Грамматика разума)Что делает человека человеком?

Таинственный фактор, или Что делает человека человеком?

  • «Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию».
  • Дж. Локк
  • Предлагаемый текст родился в результате размышлений практико-ориентированного теоретика и теоретико-ориентированного практика о сущностях образования.

Буквально на днях (на первой неделе карантинных мероприятий) Валерий Фальков, министр науки и высшей школы РФ, обсуждая модель образования в условиях «новой нормальности», подчеркнул невозможность отказа от традиционных форм в пользу «чистого» онлайн-обучения и указал на преимущества модели «смешанного обучения». Его аргумент был в том, что для полноценного образования важна «химия общения». «Химия общения»? Что это за таинственный фактор, вероятно способный повлиять на государственные управленческие решения?

Примерно тридцать лет назад сначала в западной социологии образования, а чуть позже и в России (например, Исак Фрумин, Тубельский и др.), много говорили о hidden curriculum – скрытой образовательной программе, формирующей основополагающие ценности, нормы и убеждения. Скрытая программа? Кто-то от кого-то что-то скрывает? Опять какой-то таинственный фактор?

Наша школа выросла как учебно-воспитательный комплекс, называясь УВК, затем Центром образования, затем гимназией (ныне – школа № 1811). Мы считали и считаем, что полноценное образование возможно лишь в рамках многообразия возможностей для развития учащихся и в рамках детско-взрослых общностей.

Когда приходилось объяснять, что мы в школе делаем, мы говорили прежде всего о создании широких возможностей для детей, «избыточной развивающей среде». И в те времена объяснить удавалось не всегда.

Образовательная среда – это вещь, которую нельзя пощупать, измерить, т.е. совсем не вещь. Как бы отвлеченное понятие, нечто нереальное – таинственный фактор!

А сегодня объяснять еще труднее.

Нам говорят: посмотрите, как много в Москве образовательных возможностей, образовательных ресурсов.

И каких ресурсов! Школе такой среды и в жизнь не создать, вся образовательная среда – там, а не у вас, а вы, пожалуйста, займитесь прямым делом – повышайте образовательный результат (читай «соревновательный результат»).

С другой стороны, «среда» сегодня – слово истертое, и его смысл от каждодневного трения почти испарился: безопасная среда, информационная среда, школьная среда, игровая среда, ценностная среда, учебная среда. Везде есть какая-то среда, причем без нас и без вас. О чем тут говорить? Ну, среда… Не морочьте голову, все понятно.

Существует обширная литература об «образовательной среде». Пишут, что ещё в первобытном обществе люди задумывались о воспитательных возможностях среды, позже великие педагоги, такие как Я. А. Коменский, подчеркивали её роль, а сегодня все поголовно не просто понимают значение образовательной среды, но даже её проектируют.

Но мы считаем, что реальные формы образования исторически изменяются, причем очень серьезно: что-то сохраняется, а что-то и вовсе отмирает, возникают совершенно новые элементы и т.д.

Также исторически меняются и наши «очки», через которые мы смотрим на мир, в том числе и наши понятия.

Мы полагаем, что понятие «образовательной среды» появилось исторически недавно, а вот спроектировать эту самую среду в принципе невозможно.

Мы предполагаем, что для прояснения вопроса надо восстановить смысл понятия «образовательная среда» в связи с задачами образования на разных этапах истории и в связи с картинами мира, лежащими в основе педагогики. Текст ниже – отчасти попытка восстановления понятия среды и его смысла, отчасти – размышление о практических вопросах педагогики.

Не так все просто со «средой» – этим таинственным фактором. И «химия общения», и «скрытая программа», и «развивающая среда» – разговор об одном и том же, все это – один и тот же неуловимый таинственный фактор в разных проявлениях.

Здравый педагогический смысл говорит: в воспитании, как говорили раньше (сегодня чаще говорят «в образовании» в том же смысле), активным и определяющим началом является педагог, его намеренное формирующее воздействие на ребенка. Ребенок – не трава, которая растет сама по себе.

Сам собой ребенок не научится, по крайней мере – абсолютное, подавляющее большинство детей. Воспитание – это воспитатель, его «деятельность», как сказали бы сегодня.

Этот здравый смысл воплощен в базовой педагогической схеме Нового времени, например, у Дж. Локка (1693 г.): «воспитатель (наставник) – формирующее воздействие – воспитуемый (ученик, индивид)».

У воспитателя есть идеал и цели, а также средства воздействия, а воспитуемый есть «чистая доска», ему присущи только какие-то задатки, предрасположенности, которые много позже стали связывать с наследственностью. Дискуссии вокруг задатков нас сейчас не интересуют.

Важнее понять, что в этой схеме никакой безликой среды предусмотрено не было. Этой схеме соответствовала как практика индивидуального воспитания в условиях поместья, так и практика классно-урочной системы, например, в иезуитских школах уже с середины XVI века.

Целью было воспитание «настоящего джентльмена», или «католика», или другого представителя «особой породы людей». А вот «среды» не было.

Позже, в XIX веке, общая схема воспитания начала обогащаться изучением «свойств» воспитуемого индивида. Так, программа нашего великого педагога К.

Ушинского, изложенная в двухтомнике «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии» (1871 г.), ставила целью снабдить педагогику знаниями о важнейших свойствах предмета воспитания.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Индивид перестал рассматриваться как «чистая доска». Антропологию, в смысле «знания об индивиде», брали из физиологии и психологии.

А вот знания об общественном существовании человека не входят в антропологию К. Ушинского.

Он, конечно, упоминает о необходимости педагогу знать и политическую экономию (социальных наук в современном смысле тогда не было), и историю, но наряду с географией и статистикой. И упоминает об этом лишь во введении к работе, однако далее в двух толстых томах К.

Ушинский излагает исключительно элементы анатомии, физиологии и психологии человека как отдельно взятого индивида. Интересно, что во введении К.

Ушинский упоминает о «роли среды», не употребляя этого слова: «…сильнейшими воспитателями являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество, народ, его религия и его язык, словом, природа и история…».

Посмотрим, каким образом К. Ушинский соотносит преднамеренное воспитание и непреднамеренное влияние. Внешние воспитатели, по его мысли, оставляют следы в душе дитяти, однако преднамеренное воспитание, школа со своим учением и своими порядками, оказывает такое определяющее действие на душу воспитуемого, которое должно преодолеть иные влияния.

Мы полагаем, что взгляд на воспитание у Локка и Ушинского в основе един. Программа научно обоснованной педагогики Ушинского серьезно развивает «педагогику формирования» за счет привлечения знаний о воспитуемом, но не меняет базовой схемы.

Основная схема воспитания, как и все педагогические воззрения и дискуссии Нового времени, отражали философию Нового времени – взгляд на человека как на индивида, как бы Робинзона, отдельное существо, познающее мир.

Здравый педагогический смысл и философская картина мира поддерживали друг друга.

Продолжение следует

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Разум это то, что делает человека человеком?!

Человека человеком делает его способность говорить и мыслить словом, понимать и передавать мысль

Человек, как Хомосапиенс, воспринимает разум, как нечто человеческое, что и приводит к недоразумениям при рассуждении.

Разум есть и у животных. Разум определяет только развитость ума. Разум  находится, как некая субстанция, во всех живых организмах.

Всё зависит от сознания и его осознания, что и определяет степень необходимости выживать.

Чтобы выживать все применяют разум. Движет инстинкт, определяет направление и действия – разум.

Животные имеют сознание, но оно не имеют функций осознания, самих себя животными.

Например, кошка может за котят, принят мышат и воспитывать их своим инстинктом и своим рефлексам.

Разум есть и у животных и даже как-то  им ставят приоритет разумности, но никогда не приписывают ему таких качеств, как благородство, доброта, веротерпимость, праведность. Никто не припишет это к качеству их разума.

Скажем доброта и некоторое подобие благородства, человек приписывает не разуму собаки например, а её производительным качествам наследственности. О веротерпимости и праведности собаки, вообще разговор не поднимается.

Почему эти качества приписывают разуму человека? Функции разума, работают у всех одинаково!

Человек готов приписывать разуму  любые качества, и даёт разуму некий приоритет возвышенности и главенства, только потому, что Разум, точно так же, как у животных, даёт возможность выживать в любых условиях, и особенно в борьбе за выживание.

Читайте также:  Краткий анализ рассказа «Петька на даче» ( Л. Андреев)

Рассуждают так: – Если разум спасает человека, значит он и главный в человеческих достоинствах, скажем так вожак в стае, человеческих свойств и качеств. И приписывают этому вожаку и те качества, которые присуще только человеку, да ещё и вождю.

Это примитивное рассуждение.

Разум это всего лишь инструмент определения угрозы выживания и способность устранения этой угрозы, и это ничем не отличается от животных. И даже наоборот, Разум, это то, что ещё делает в человеке животное.

  • Посмотрите глазами первочеловеков.
  • Разум постоянно определяет  угрозу жизни, и когда при необходимости, срабатывает зооинстинкт выживания, проявляя животные качества, то разум помогает устранению угрозы безопасности.
  • Инстинкт и рефлекс это животный зоологизм всех видов живых организмов, в том числе и человека, так как проявляется неосознанно.

Единственная разница с животными, что человек сознаёт, наличие самих инстинкта и рефлекса и осознает его, как нечто нечеловеческое проявление в человеке. Скажем так, не признаёт их своим естеством, считая это чуждым или примитивным.

Разум говорит о том, что зоологизм есть в наличии, но Понимание не даёт ответа – зачем?

И непонимание оттого, что Разум не хочет признавать, что человек живёт, только ради выживания на земле, как любое животное.

Человек осознаёт себя человеком! Человек хочет осознавать себя человеком разумным, а не человеком инстинкто-рефлексным.

  1. Разумом движет инстинкт живого организма.
  2. Любого организма, который дышит и размножается.
  3. Эти проявляется в человеке и становиться понятно, когда угроза явная.

НО,  самое поразительное, что эти проявления инстинкта выживания,  всё ещё в человеке, когда и нет этой явной угрозы жизни, поэтому и не замечаются, как проявление инстинкта. Инстинкт животного в человеке преобладает над разумом, даже в условиях отсутствия явной угрозы.

Инстинкт держит человеческий разум в постоянном напряжении. Он просто так не исчезает. Это его основная эволюционная функция. Инстинкт просто унифицируется в вопросы бытового уровня.

Всё что делает человек, это работа разума, направленная на предполагаемую угрозу, но уже в виде бытового характера, что так же не менее страшна, как и сам страх явного характера угрозы выживания. Всё, что делает человек, подчиняется только закону инстинкта выживания.

Постоянный страх, остаться без дома, без семьи, без работы, потерять успех, славу, власть, деньги, родных и близких и всё, всё всё, это инстинкт выживания, где человеческий разум, только инструмент.

Доброта, благородство, интеллигенция, маргиналы, преступники, милосердие, это уже вопросы не к разуму, а воспитанию, просвещению, случайным обстоятельствам, в основном независимых от человека.

Всё, что человек делает и создаёт, начиная от гвоздя и заканчивая космическими ракетами, всё это направленно для выживания и основано на элементарном зверином инстинкте, в котором  культурное и плотское удовлетворение  человеческого естества Разума, только второстепенно, но ставиться в некий мистический приоритет, эгоистической наклонностью, каждой человеческой личностью, потерявшей чувство безопасности и подменяя инстинкт, элементарной интуицией.

Разум – логика, рассуждение, интуиция. Разум это инструмент и этот инструмент человек делает приоритетом, над самой человеческой личностью.

Войны и конфликты, на протяжении всей человеческой цивилизации, этому подтверждение.

Другой пример, Князь Мышкин, Достоевского. Идиот. Слабоумен, но благороден. Благороден и кристально честен, но не способен выживать, приспосабливаясь к инстинкту выживания окружающего мира разумных людей.

Слабоумие в его разумности приспосабливаться к миру, в котором существует жёсткая конкуренция. Конкуренция за право обладания женщиной. Конкуренция в достижении вообще чего либо.

Это борьба, насилие безумие лжи и обмана, что в Идиоте не приемлемо, только по тому, что в нём менее разума, чем во всех остальных. Разум разумных, не освобождает от насилия, а наоборот, провоцирует его.

  • Как это не парадоксально!
  • Горе от Ума.
  • Не идиоты же делают революции и атомные бомбы.
  • Были бы все идиотами, жили бы как раю.
  • Изменились ли условия человека, с тех незапамятных времён?
  • Стал ли первочеловек, просто человеком или человеком выше, ступенькой выше?
  • Нет!

Изменился сам мир. Человек остался прежним.

Немного мыло, бритвы, духов, другая одежда и немного науки.

Всё!!! Сам человек своими качествами не изменился!

Основным качеством человека было выжить в условиях животного мира зверей.

Первочеловеку, чтобы выжить нужен инстинкт выживания.

Сам ли человек вышел из мартышек, Бог ли его создал, есть одно общее, абсолютно для всех живых организмом, положение выжит и нужен орган, который давал бы сигнал сознанию. Многое в выживании зависит от скорости и силы этого сигнала. И этот сигнал – инстинкт выживания.

Что движет этим инстинктом? Элементарный страх неосознанного неизвестного. Сознание само по себе не определяет страх, а только оценивает значение опасности и даёт сигнал Разуму.

Дальше от совокупности способностей и возможностей внутренних качеств человека и внешних  факторов окружающих обстоятельств события.

Единственная разница человека с животным это различие органов восприятия опасности.

Животные определяют его своим состоянием страха, не имеющего осознания, но фактор страха оценивается разумом животного, зависимого и выстроенного  на всё тех же инстинктах и рефлексах.

Человек включает инстинкт выживания, каждый раз от состояния своего чувства страха, которое осознается сознанием и в зависимости от степени опасности распределяет на разум или в особых случаях снова на инстинкты и рефлексы. Разум подчиняется инстинктам и преобладают умственными возможностями.

Человек на 10-20 % использует свой мозг. Но, остальные проценты, именно спящий зверь, на случай чрезвычайных опасностей.

Скажем так! В человеке заложен невероятно больший процент на выживание. Животный инстинкт и разум, делают человека как бы сверх выживаемым. Чтобы развиваться умственно, более чем достаточно и не более двадцати процентов.

Иначе человек сам начнёт губить себе подобных, очень быстрыми темпами.

Это процентное соотношение, баланс, некое «Золотое сечение» гарантирующий человеку достигнуть следующей эволюционной ступени развития, прежде чем уничтожит самих себя, животными качествами выживания.

Первочеловек это камень, дубина и чистый разум без ума!

Чистый Разум, отсутствие идей. Много ума, разум, как большая идеологическая помойка.

Развитие Разума определялось последовательным чередованием этих двух стихий человеческих качеств, свойств его природы- инстинкта и разума. Наполнение разума зависело от свойств умственных способностей и возможностей человека УМЕТЬ что-либо делать.

Разум развивается опытным путём. В отличие от животных, у человека есть  возможность, сохранять результаты своего умственного труда и передавать их поколениям. У человека есть слово! Именно словом  определялись предметы, вещи и процессы окружающего мира.

  1. И именно словом передавали смысл созданного.
  2. Самое важное, что вместе с умением что-либо делать, развивалось и возможность построения и передачи смысла созданного.
  3. Не мало важно и то, что развивалось и восприятие сказанного, так как это свойство оказывается решающим в развитии всего создаваемого.
  4. ПОНИМАНИЕ – вот основа всего развития человеческой цивилизации.

И именно понимание основа переходного процесса на новую ступень эволюции человеческой личности. Сама человеческая цивилизация измениться вместе с личностью.

Так снова вернёмся к нашим началам.

Изменился ли человек своими свойствами, от первочеловека?

Нет! Человек остался тем же человеком.

Изменились ли свойства понимания?

Да изменились. Само по себе понимание совершенно и дано от Создателя. Изменилось не само понимания, а его свойство понимать больше чем первочеловек. И это понимание и есть тот путь совершенства, по которому пойдёт человечество на новом уровне развития.

Как не странно, но само Понимание не развивается, в том представлении, как это определяется человеком.

Понимание совершенно по своим свойствам и пока зависит от развития именно человеческого Разума.

Вернее разум зависит от понимания. Но разум пока ищет понимания в том, чего считает нужным.

  • Изменится не понимание, а приоритеты понимания.
  • Сейчас приоритеты наука и техника в познании вселенной.
  • Создания неких механизмов, помогающих пониманию.
  • Но, от этого понимание в тупике познания бесконечного космоса.

Понимание всего сущего в самом человеке. Не надо никуда лететь за пониманием. Оно внутрь вас есть!

Хотите познать свойства вселенной, поймите самих и себя и человечества и путешествуйте по вселенной свободными.

Новая ступень человеческой цивилизации, это понимание СЛОВА и взаимопроникновенное понимание смысла сказанного и истинного понимания смысла слушающим.

Ничего не имею против научно-технического прогресса, но признайте, что он в тупике. И понимание истинности слова, только поможет человеку создавать созидательные научно-технические средства, в его стремлении познавать и открывать непознанное.

  1. Почему человек не изменился по своим качествам?
  2. Давайте нарисуем такую сравнительную картину.
  3. Всё, что двигало развиваться человеческую цивилизацию первочеловека это примитивный инстинкт – Выжить!

Не трудно представить, что кроме дубины, камня и пещеры, у человека ничего нет. Ну, кроме возможности говорить, конечно.

  • Так вот задача вложенная в человека на том этапе развития, была только выжить любой ценой.
  • И эта стратегия выжить, и определяла развитие разума этого человека.
  • Определяет ли эта стратегия выживания, развитие разума у современного человека.

Ответ как не парадоксален – Да! Зависит полностью и во всём.

Не трудно определить, что инстинкт самовыживания имеет собственнические корни. Главная задача это спасти самого себя.

Далее по развитию разума. Спасать то, что имеешь. В первую очередь это близко-родственное окружение и ценность имущественного обеспечения безопасности.

  1. И этот собственнический инстинкт выживания и есть основа развития всего того, что мы называем торговлей и её вершиной, идеологии капитализма.
  2. Сравните и поймёте, что рынок создаёт конкуренцию и это и есть борьба за выживание, и порой не менее жестокой в своих проявлениях агрессии и  бесчувственности.
  3. Даже элементарные  кастрюли и кофеварки это система обеспечения выживания.
  4. Создание семьи и забота о ней, это система выживания.
  5. Поиск работы и страх потерять её, это система выживания.
  6. Учение и развлечения и это система выживания. 
  7. Всё построено именно, для того чтобы выжить человечеству.
  8. И движущая сила всего этого, только на инстинкте.

Для чего? Вот с чём вопрос вопросов?

Именно для того, чтобы развиться до такого понимания состояния человеческой цивилизации, когда придёт необходимость стать на путь совершенствования в том самом слове и его понимании, которое давало человеку преимущество в выживании  и отказаться от выстроенной системы выживать и всей её структуры построенного капитализма и вообще любых измов и супер-пуперобществ.

В Понимании, человеку нет необходимости строить границы и правительства. Нет торговым отношениям.

Если рассмотреть одно из свойств торговли, то это природная потребность человека реализовать себя.

Человек продаёт что-то, чтобы заработать и покупает что-то, чтобы что-то купить и реализовать своей потребностью что-то создав и реализовывать себя самого в созданном.

И не важно, что это – научная книга, новое открытие или новая машина, или собственное дело, политика, известность или слава. Человек хочет реализоваться в этом.

Но, самое поразительное, что пока нет разницы, между пирамидой, которую построил фараон Хеопс и убийцей Джона Леннона, Марком Чепменом.

  • Человек периодически бунтует, чтобы просто рождаться, питаться, рожать и умираться.
  • Ему нужна вечность бытия.
  • И готов на многое, чтобы реализовать это реальностью своего свойства, как сущность человека мыслящего, а не просто выживающего.

Иначе чем же человек отличатся от животных и тараканов! Человек жить хочет, а не выживать.

Творческая потребность человека так же есть некая попытка этой реализации, пытаясь вырваться из животный когтей смерти, виртуальностью  образов вечного.

Продолжение следует…

Ссылка на основную публикацию