Будущее в пьесе «Вишневый сад» (А. П. Чехов)

Будущее в пьесе «Вишневый сад» (А. П. Чехов)

В 1904 МХАТа поставил пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад», который стал последним произведением писателя и своеобразным завещанием. Несмотря на то что постановка имела необычайный успех у зрителя, у многих критиков она вызывала много споров и сомнений. Сюжет пьесы, как и герои, и обстоятельства, в которой они оказались, вызывали много вопросов. Да и тема и идея были спорными.В своей пьесе драматург поднимает целый ряд проблем: любви и страдания, отцов и детей, современного образа человека. И все они объединены лейтмотивом прошлого, настоящего и будущего, а вишневый сад – это символ всей нашей страны, и от того зависит ее будущее, кто станет хозяином сада.Почему же Чехова так волновала эта тема?

Крепостное право отменили почти полвека назад, но до сих пор многие так и не смогли перестроиться на новую жизнь.

Причем это были не только дворяне, которых лишили власти над крестьянами, но и многие крестьяне не знали, как им обращаться теперь со своей свободой.

Сквозь всю пьесу рефреном звучит мысль о том, что и дворянин, и крестьянин долгое время были неразделимым целым, каждому из которых теперь приходилось жить самостоятельной жизнью.

Но это все прошлое. А будущее писатель связывал с молодым поколением в пьесе. И самым ярким представителем можно назвать Петю Трофимова. Выросший в бедной семье аптекаря, гордый и независимый Петя пытался всего в жизни добиться сам.

Он очень много рассуждает о будущем, оно не страшит его, и он верит в то, что сможет окончить университет и найти хорошую работу. Его речи красивы и призывны и легко увлекают Аню – дочь Раневской. Это молоденькая девушка, которая открыта новому.

Аня любит свой дом и вишневый сад, но она верит, что все можно построить заново. Без страха говорит она своей матери о том, что можно построить новый сад.

Раневская недовольна Трофимовым, ведь он никак не может найти свое место в жизни, даже из университета его дважды отчисляли. Но хозяйка сада — прошлое, такое понятное и привычное, но отжившее свое.

Петя и Аня – это уже люди нового поколения, будущая интеллигенция страны, у них еще все впереди, перед которыми открыты все двери. А ведь будущее всегда таит в себе неизвестность и неопределенность.

Именно поэтому писатель наделяет своих героев такими прекрасными чертами, как смелость, вера в светлое будущее, жизнелюбие, но совершенно лишает предприимчивости и практичности.

В пьесе есть еще одни представители нового поколения: горничная Дуняша и лакей Яша. Это люди без принципов, ленивые и наглые. И если Дуняша – просто не обремененная трудолюбием девушка, но с большим желанием жить по-господски, то Яша, на мой взгляд, куда страшнее. Он презирает всех, даже собственную мать. Для достижения своих целей он готов пойти на все.

Дуняша и Яша – это люди, лишенные всяких моральных качеств. По замыслу автора, они играют второстепенную роль в произведении, и, возможно, неслучайно в статусе прислуги. Сейчас они в тени, но придет время, и они еще сыграют первую скрипку в истории России. Именно такие дуняши и яковы разорят вишневые сады, построенные Аней и Петей Трофимовым.

Конечно, Антон Павлович не мог знать наверняка, что ждет наш народ впереди. Он мог только предположить, наметить путь России. Но он твердо был уверен в том, что к прошлому возврата нет. Но и вероломно ломать его было бы ошибочным.

Фирс, забытый всеми, но умирающий без упрека своим хозяевам – символ прошлого, которое тихо, естественным образом должно уступить новой жизни, сохранив для него лучшие духовные ценности.

Будущее в пьесе Чехова “Вишневый сад”

Пьеса “Вишневый сад”, написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, отцов и детей, любви, страдания и других. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России.

В последней пьесе Чехова – один центральный образ, определяющий всю жизнь героев. Это – вишневый сад. У Раневской с ним связаны воспоминания всей жизни: и светлые и трагические. Для нее и ее брата Гаева –

Это родовое

гнездо. Вернее даже сказать, что не она владелица сада, а он – ее владелец. “Ведь я родилась здесь, – говорит она, – здесь жили мой отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…” Но для Раневской и Гаева вишневый сад – символ прошлого.

Другой герой – Ермолай Лопахин смотрит на сад с точки зрения “циркуляции дела”. Он деловито предлагает Раневской и Гаеву разбить имение на дачные участки, а сад вырубить. Можно сказать, что Раневская – сад в прошлом, Лопахин – сад в настоящем.

Сад в будущем олицетворяет молодое поколение пьесы: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Петя Трофимов – сын аптекаря. Ныне он студент – разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Его жизнь тяжела.

Он сам говорит, что если зима, то он голоден, встревожен, беден. Варя называет Трофимова вечным студентом, которого уже два раза увольняли из университета. Как и многие передовые люди России, Петя умен, горд, честен. Он знает, в каком тяжелом положении живет народ.

Трофимов думает, что это положение можно исправить только непрерывным трудом. Он живет верой в светлое будущее Родины. С восторгом Трофимов восклицает: “Вперед!

Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!” Его речь ораторская, особенно там, где он говорит о светлом будущем России. “Вся Россия наш сад!” – восклицает он.

Аня – это семнадцатилетняя девушка, дочь Раневской. Аня получила обычное дворянское воспитание. Большое впечатление на формирование мировоззрения Ани произвел Трофимов.

Душевный облик Ани характеризует ее непосредственность, искренность и красота чувств и настроений.

В характере Ани много полудетской непосредственности, с детской радостью сообщает она: “Ая в Париже на воздушном шаре летала!” Трофимов возбуждает в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка порывает связи с прошлым. Аня решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жить по-новому.

Речь Ани нежная, душевная, наполненная верой в будущее.

Как видим, Чехов воплотил в образе Ани и Трофимова все лучшие черты. Но в то же время мы видим в них недостатки. Трофимов обличает дворянский паразитизм и в то же время живет в дворянской усадьбе долгое время. Трофимов смотрит на Лопахина как на хищника и в то же время говорит ему: “Как-никак я люблю тебя”.

Но у Пети есть даже комические черты. Раневская называет его недотепой, а Варя – облезлым барином.

Образы Ани и Трофимова вызывают мои симпатии. Мне очень нравятся такие черты как непосредственность, искренность, красота чувств и настроений, а также вера в светлое будущее своей Родины.

Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России, именно им в уста вкладывает он слова надежды, свои собственные мысли. Поэтому эти герои могут восприниматься и как резонеры – выразители идей и мыслей самого автора.

Так, Аня прощается с садом, то есть со своей прошлой жизнью, легко, радостно. Она уверенна в том, что несмотря на то, что раздается стук топора, что имение будет продано под дачи, несмотря на это, придут новые люди и насадят новые сады, которые будут прекраснее прежних. Вместе с ней в это верит и сам Чехов.

Будущее вишнёвого сада в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

Будущее вишнёвого сада в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» перекликается с будущим России в целом.

Последняя пьеса, представленная на театральной сцене в 1904 году, стала итогом творческих размышлений драматурга. И хотя сам автор был недоволен постановкой, считая, что режиссёр неверно трактовал его идеи, премьера была принята с восторгом.

Сразу же появилась неоднозначная критика: спорные оценки давались теме пьесы, её идее, образам основных героев. И главное — вопросу, что же ждёт в будущем вишнёвый сад и всё общество в целом. Поэтому разберёмся, почему А.П.

Чехов вообще поднимает тему будущего.

Итак, начало XX века характеризуется большими социальными переменами. Более сорока лет проходит со дня отмены крепостного права. Несколько сотен лет всё идёт, как говорится, по накатанной колее: «Мужики при господах, господа при мужиках».

Теперь же уклад жизни распадается, а вот перестроиться многие так и не могут. Дворяне страдают от потери крестьян, а сами бывшие крепостные от того, что не привыкают к свободе. И ни те, ни другие не хотят самостоятельно принимать решения.

Но так долго продолжаться не может, поэтому-то для драматурга и важно выяснить, а что же будет дальше. Петя Трофимов (один из персонажей пьесы) говорит: «Вся Россия — наш сад».

Так, Чехов, используя образ конкретного вишнёвого сада из поместья Раневской, наглядно объясняет, что ждёт всех дальше. То есть сад выступает символом России.

Вообще этот образ очень сложный и неоднозначный. Символизирует он и красоту природы в целом, и ушедшую жизнь, погибающую вместе с вырубленным садом. Это же и центр, объединяющий всех персонажей пьесы. Это не просто родственники, старые знакомые, которые решают обыденные житейские задачи.

Чехов представил нам социальный и возрастной срез населения России. И собрал всех, чтобы не только решить вопрос с продажей имения, но и чтобы каждый разобрался в личных проблемах (тут уместно вспомнить про новаторство комедии, про то, что конфликт перенесён внутрь отдельного персонажа).

Читайте также:  Сочинение: Образ Федора Долохова в романе Льва Толстого «Война и мир»

Владельцами вишнёвого сада являются Раневская и Гаев. Это русские помещики, образованные и умные люди. Вспомним, например, доброту Любови Андреевны, проявленную по отношению к Лопахину, когда он ещё мальчиком пришёл к ней с окровавленным лицом. Или любовь Гаева к сестре и племяннице.

Они тонко чувствуют красоту, сентиментальны и богаты духовно. Для них вишнёвый сад олицетворяет юность, беззаботную жизнь. Недаром Раневская сравнивает жизнь в Париже с «тёмной ненастной осенью» и «холодной зимой». И лишь в имении она вновь чувствует счастье. Чехов — мастер детали — не зря начинает действие весной, когда деревья цветут.

Эта атмосфера вновь погружает героев в молодость, когда вся жизнь впереди. Сад для брата с сестрой похож на живого человека, поэтому они не соглашаются поделить его на участки и сдать их в аренду.

И эта наивность, нежность, романтичность не может не трогать зрителя (кстати, есть и такое определение жанра пьесы, как «лирическая комедия» именно благодаря этим чертам характеров героев).

Но есть и обратная сторона — отсутствие практичности, ответственности, чувства реальности. Они не хотят, да и не могут позаботиться ни о близких, ни о себе. Их не волнует ни судьба Ани и Вари, у которых нет приданого, чтобы устроить судьбу.

Ни последние годы преданного слуги Фирса, отдавшего господам все силы и молодость. Какое будущее ждёт этих дворян? Раневская бежит за границу, забирая последние деньги. Гаев устраивается служащим в банк. Их жизнь закончена, а прошлое потеряно безвозвратно.

Недаром сад вырубают, а Фирса забывают в старом доме (где он один и погибнет). Будущего у дворянского вишнёвого сада нет.

Новым владельцем имения становится Лопахин. Это разбогатевший купец, который при этом остался «мужик мужиком». Он крепко стоит на ногах, практичен и рационален, но не утратил тонко чувствующей души. Именно он замечает «имение, прекрасней которого нет на свете», а не только возможность нажиться.

И видеть, как гибнут бывшие владельцы, он не готов, поэтому искренне предлагает выход из сложившейся ситуации — сдавать имение под дачи. Но также искренне не понимает отказ Раневской и Гаева, считая его странным, нелогичным.

И потом, став хозяином сада, также (повторюсь, искренне!) жалеет прежних владельцев, даже просит у Любови Андреевны прощения: «Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая…»

Однако, получив желаемое, Лопахин не может поверить своему счастью и торжествующе произносит: «За всё могу заплатить!» Его отец и дед были здесь «рабами», а теперь он хозяин всего имения, поэтому воспринимает покупку как награду за долгие годы упорного т руда и лишений.

Однако ему не хватает такта, душевной чуткости (за которую он так ценит Раневскую), и он тут же вырубает вишнёвый сад, даже не дожидаясь отъезда хозяев. Новый владелец, за которым стоит настоящее, прекрасно понимает, что он не просто уничтожает плодовые деревья, но рушит весь многовековой уклад жизни, разрубая связывающие хозяев и крепостных оковы.

Но и здесь будущее не определено: Лопахин после отъезда Раневской остаётся один, семьи у него нет, с Варей отношения не складываются. Здесь также можно отметить отсутствие такта: с девушкой он не объяснился. То есть деньги не смогли купить ему счастья, любви.

А копить ради накопительства — в этом нет смысла (вспомним, к примеру, во что превратился некогда рачительный хозяин Плюшкин — в «прореху на человечестве»). Да и возродят ли дачники новый вишнёвый сад, неизвестно: ведь это не их земля, а лишь взятые в аренду участки, так стоит ли здесь строить новую жизнь?

С вишнёвым садом связаны и жизни Вари, Яши, Дуняши. Какое будущее ждёт их? Варя — девушка здравомыслящая, практичная, но очень приземлённая. Её мир ограничен хозяйством, ключами, экономией.

Она настолько не подходит Лопахину, человеку широкой души, что он даже не считает нужным ей что-либо объяснять. На вишнёвый сад в качестве наследницы она претендовать не может, то есть и на будущее тоже.

Точнее, её будущее ничем не отличается от настоящего, поэтому она уходит, сняв ключи с пояса и бросив их на пол.

А вот Яша и Дуняша вполне могут устроиться в будущем. Вишнёвый сад для них — лишь средство для осуществления собственных планов. Они к нему не привязаны, поэтому легко сменят место проживания.

Малообразованные, эгоистичные, без строгих моральных принципов, они готовы переступить через каждого. Как Яша пренебрежительно относится к матери, так не испытывает он никакого почтения и к другим, более старшим, умным, успешным.

Можно предположить, что именно они — Яша и Дуняша — будут спустя всего несколько лет убивать бывших хозяев, громить дворянские усадьбы (речь идёт о революции).

Бездушный Яша противопоставлен преданному Фирсу. Именно старый слуга готов оберегать от всех бед вишнёвый сад, так как считает имение своим домом. Но сил у него нет, защитить хозяев и усадьбу он не может. Фирс погибает вместе с садом. И так уходит безвозвратно целая эпоха — прекрасный и романтичный мир, для которого слова «честь» и «верность» не были пустыми.

Самое радостное будущее у вишнёвого сада в представлении Пети Трофимова и Ани. Вечный студент с воодушевлением говорит: «Я предчувствую счастье…» И хотя он много рассуждает, свою судьбу устроить не может.

Поэтому Раневская замечает: «Вы ничего не делаете…» То есть настоящей жизни он не знает, обо всём лишь красиво говорит, да и то его размышления поверхностные. Петя нескладен, некрасив, неуклюж, мелочен. Его называют «недотёпой», «облезлым барином», «смешным уродом».

Кроме того, он ни к кому и ни к чему не привязан, не зря же прямо заявляет: «Мы выше любви». Но как без любви строить будущее? Если он не любит конкретный вишнёвый сад, где провёл много времени, как он может любить весь остальной мир?

Однако его речи зажигают юную Аню: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…» Она простая, искренняя, наивная. При этом мечтательная, склонная к идеализму. Но опять-таки её будущее расплывчато, ведь бороться за имение она не собирается. А полностью отрицая прошлое, построить что-то новое нельзя. Как можно идти вперёд, зная, что за спиной раздаётся звук топора?

Так кто же спасёт вишнёвый сад, а точнее — Россию? Ответа на этот вопрос А.П. Чехов не даёт. Но он ясно показывает, что вернуться к прошлому невозможно, поэтому необходимо сохранять в душе всё лучшее, что дали нам предыдущее поколения, и учиться жить по-новому. А спасти вишнёвый сад как символ красоты, доброты могут только люди, которые способны ценить его и бороться за него.

Будущее в пьесе «Вишнёвый сад» Чехова – представление героев для сочинения по теме – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

В 1904 году на сцене МХТа была поставлена последняя пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад», которая стала итогом всего творчества драматурга. Встреченная восторженно зрителями, эта постановка вызвала неоднозначную оценку критиков. Споры вызывали и герои, и обстоятельства в которых они оказались.

Тема и идея пьесы так же были спорными. Несомненно то, что Чехов постарался понять какое будущее в пьесе «Вишневый сад» ждет героев, да и все русское общество в целом. Чем же было вызвано это стремление? После отмены крепостного права прошло уже более 40 лет.

Привычный уклад жизни, строящийся веками, распался, а перестроиться для нового не у всех хватило сил и способностей. Причем не только дворянство страдало от потери своих крестьян, но и многим крестьянам было тяжело привыкнуть к свободе.

Одни привыкли жить за счет труда других, а те другие просто не умели самостоятельно думать и принимать решения. В пьесе это звучит довольно часто: «Мужики при господах, господа при мужиках».

Но это прошлое. А что ждет всех их в будущем – именно это и хотел понять драматург. Чтоб было наглядное объяснение, Чехов использовал образ вишневого сада, как символ России, а через отношение к нему – отношение к родине. Будущее вишневого сада – будущее России.

Будущее и герои пьесы «Вишневый сад»

Так какое будущее героев «Вишневого сада» ожидает? Ведь каждый из героев очень жизненен. Прошлое безвозвратно потеряно и это факт, символичным доказательством служит вырубка сада и смерть Фирса.

« …без вишневого сада я не понимаю своей жизни…» – говорит Раневская вновь бежит заграницу после его продажи, растрачивать последние деньги. Гаев устраивается служить в банк, с определенным годовым окладом. Для брата с сестрой, будущее совершенно неясно, ведь вся их жизнь тесно связана с прошлым, да там и осталась.

Они на клеточном уровне не способны свыкнуться с настоящим, начать рационально мыслить и принимать решения, а такому багажу в новой жизни просто нет места.

Читайте также:  Владимир набоков: тоска по родине в романе «машенька»

Лопахин с его деловой хваткой, это настоящее. Он вырубает вишневый сад, прекрасно понимая, что разрушает многовековые традиции, как бы разрывая узел, связавший землевладельцев с работающими на их земле и принадлежащими им крестьянами.

Поэтому закулисная сцена прощания крестьян с хозяевами так же весьма символична. Он понимает, что будущее за дачниками, которым земля не принадлежит, и работать на ней не является их повинностью и обязательством.

Для Лопахина есть будущее, но оно тоже весьма туманно.

Самым радостным будущее в представлении чеховских героев «Вишневого сада» у Пети и Ани. Петя очень красиво размышляет о благе всего человечества, призывает к действию, но что ждет его, он и сам не знает, ведь его речи так расхожи с его действиями, он пустослов.

Даже Раневская замечает: «Вы ничего не делаете, только судьба бросает вас с место на место, так это странно…». Для него нет прошлого, он не находит места в настоящем, но он искренне верит, что найдет себя в будущем: «…Я предчувствую счастье…я уже вижу его». Почти так же восторженно к будущему стремится и Аня.

Она искренне верит, что сможет сдать экзамен в гимназии, и найти работу. «Мы построим, новый сад!» – говорит юная семнадцатилетняя девушка. Петя и Аня – это новые люди, зарождающийся слой- интеллигенция, для которых во главе угла стоит нравственная красота.

Однако, Петя не совсем таков, он лишь старается это показать, и это видно, со слов Раневской, назвавшей его «чистюлькой», и после, когда эта свободная и гордая личность, искала старые галоши.

А что же ждет Варю, приемную дочь Раневской и молодых слуг Яшу и Дуняшу? Варя, очень хозяйственная и здравомыслящая девушка, но она настолько приземлена, что не вызывает никакого интереса у Лопахина, которому хотели ее сосватать. Очевидно, что нет впереди у нее ярких впечатлений, что ждет ее будущее, не отличающееся от настоящего.

А вот будущее Яши и Дуняши способны вызвать множество споров. Они оторваны от своих корней, будучи малообразованными, не имеющие строгих моральных принципов ради удовлетворения своих желаний способны на многое. Они без уважения относятся к хозяевам, в чем- то даже способны их использовать.

Так наглый и хамоватый Яша, напрашивается с Раневской обратно в Париж, так как для него стало тягостным жизнь в российской глубинке, среди простых крестьян. Он пренебрежительно относится даже к собственной матери, и видно, что в любой момент он так же переступит и через свою хозяйку.

Именно такие как Яша через 13 лет будут громить Зимний дворец, разрушать дворянские усадьбы и расстреливать бывших хозяев.

Можно утверждать, что будущее в комедии «Вишнёвый сад» весьма расплывчато.

Чехов только указал, в каком направлении могут двинуться герои, ведь будущее России очень занимало всех, живших в столь сложное историческое время.

Бесспорно лишь то, что Антон Павлович ясно показал, что к прошлому возврата не будет и необходимо учиться жить по–новому, сохранив лишь самое лучшее в виде набора духовных ценностей.

Мысли о будущем вишневого сада и описание будущего в представлении чеховских героев могут быть использованы учениками 10 классов при написании сочинения на тему «Будущее в пьесе «Вишнёвый сад»».

ПредыдущаяСледующая

Конспект урока по литературе в 10 классе по теме "Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Новаторство А.П.Чехова-драматурга

Разработка урока литературы преподавателя ГБОУ НПО Профессионального лицея №25 Санкт-Петербург

Тема: Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Новаторство А.П.Чехова-драматурга.

  • Цели урока: 1) рассмотреть тему прошлого, настоящего и будущего на примере образцов героев пьесы, выяснить в чем заключается новаторство Чехова-драматурга;
  • 2) развивать учебно-познавательную компетентность учащихся – умение анализировать художественный текст;
  • 3) воспитывать общечеловеческие ценностные ориентации, формировать общекультурные компетенции и личностное определение учащихся.
  • Тип урока: Урок-диалог.
  • Оборудование: 1) таблицы, опорные схемы-конспекты по теме
  • 2) иллюстрации к пьесе (рисунки учащихся)

3) портрет А.П. Чехова

  1. 4) презентация, проектор, компьютер
  2. Словарная работа: лексическое значение слов драматизм, порядочность, интеллигентность
  3. План урока
  1. Вступительное слово учителя

  2. Беседа по вопросам, основанная на работе с текстом, работе с таблицами, ОСК (опорная схема-конспект)

  3. Презентация «Новаторство Чехова-драматурга»

  4. Итоги урока

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя

Представим Антона Павловича Чехова в последние годы его жизни, обреченного, знающего, что ему предстоит. Ольга Леонардовна Книппер в Москве, Ялта, одиночество. В это время он создает свою последнюю пьесу о жизни, о Родине, о любви, об утрате, о безжалостно ускользающем времени.

В ней он передал свои думы о человеке, о смысле земного бытия.

Пьеса «Вишневый сад» стала завещанием читателям, театру, ХХ веку.

Учитель читает письмо Чехова Суворину (9 декабря 1890 г. Москва).

«Хорош Божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас осталось справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний – нахальство и самомнение паче меры, вместо труда – лень и свинство, справедливости нет… Работать надо, а все остальное к черту. Главное – надо быть справедливым…»

Пьеса была написана на переломе веков, Чехов изобразил уходящее дворянство (Раневская, Гаев) – это прошлое России, век девятнадцатый, уходящий; расцвет буржуазии (Лопахин) – начало ХХ века и новые демократические силы, с которыми автор связывал будущее России (Петя Трофимов, Аня). Тема нашего урока – прошлое, настоящее и будущее в пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».

  • 2.Беседа по вопросам
  • «…прожила за границей пять лет, не знаю, какая она стала… Хороший она человек. Легкий, простой человек»
  • «Хотелось поглядеть на вас, поговорить. Вы все такая же великолепная»
  • (ответ: Раневская)
  1. Что мы знаем о прошлом Раневской?

Ответ: Когда-то она была богата, ездила на лошадях в Париж, на балах у нее танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу на юге Франции. Прошлое теперь стоит перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги.

  1. Какие положительные и отрицательные черты характера вы видите в образе Раневской?

  1. Ответ: Образ Раневской очень сложный, его нужно рассматривать в двух
  2. планах: внешняя линия
  3. внутренняя линия
  4. На первый взгляд, она простая, непосредственная, добрая.
  5. В ней много положительных черт: обаятельная, изящная, непосредственная и искренняя, эмоциональная, восторженная.

Она любит природ, музыку, свой дом, вишневый сад. Вишневый сад для нее «самое прекрасное, что может быть на земле». Рассматривая образ Раневской более глубоко, мы приходим к выводу, что в ее душевных переживаниях нет глубины, что она эгоистична. Доказать это можно ее поступками:

  • А) Бросает 12-летнюю дочь Аню и уезжает в Париж на 5 лет
  • Б) В конце пьесы снова оставляет дочь, забрав у нее 15 тысяч, которые ей прислала ярославская бабушка
  • В) Забывает преданного слугу Фирса (он остается в заколоченном доме)
  • Раневская легкомысленна, ей свойственны такие черты, как безделье, непрактичность, мотовство, неспособность защитить дорогое ей имение.
  1. Как Раневскую характеризует ее отношение к Ане, Варе, Фирсу и ее отказ от предложения Лопахина?

В отношении к Ане, Варе, Фирсу она поступает эгоистично, она их всех предает.

Раневская отказывается от проекта спасения вишневого сада, который делает Лопахин, т.к. для нее сад – это самое дорогое, что у нее есть, это ее детство, ее счастье.

Цитата из текста: «Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».

В Раневской развито чувство красоты, она не может от нее отказаться. С другой стороны, ее отказ характеризует ее как человека непрактичного, легкомысленного. Лопахин говорит о Раневской и Гаеве: « Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал».

Работа с таблицей по образу Раневской (обобщение).

Образ Раневской

Внешняя линия

  1. Внутренняя
  2. Линия
  3. Поступки
  4. Обаятельная, изящная, непосредственная, искренняя, эмоциональная, восторженная
  5. Добрая, простая. Сочувствует людям
  6. В душевных переживаниях нет глубины, эгоистична

1.Бросает 12-летнюю дочь Аню и уезжает в Париж на 5 лет.

2.В конце пьесы снова оставляет дочь, забрав ее деньги.

  • 3.Забывает преданного слугу Фирса и оставляет его в заколоченном доме
  • Любит природу, музыку, свой дом, вишневый сад
  • Неспособность защитить дорогой ей вишневый сад, беспомощность, легкомыслие, мотовство, безделие, непрактичность
  • Отказывается от проекта Лопахина спасти вишневый сад
  • Драматизм
  • (тяжесть положения)
  1. Лишена чувства реальности: время для нее остановилось. Прошлое невозвратно уходит.

  2. Неустроенность в настоящем.

  3. Душевный кризис, угасающая воля к жизни.

  4. Одиночество.

Отношение автора к героине

Ирония неотделима от сочувствия и сожаления

  1. Чем похож Гаев на Раневскую? Чем он отличается от нее? Докажите цитатами из текста.

Ответ: Гаев, как и Раневская, кажется добрым, гуманным, в нем развито чувство красоты, сентиментализм. Он любит свой дом, вишневый сад, родных.

Гаев неспособен к труду, ему свойственна лень, беспомощность. В своей жизни много времени он тратит на два занятия: игру в бильярд и вкусную еду.

Цитаты из текста: «Говорят, что я все состояние проел на леденцах»

Читайте также:  Тот шагает быстрее, кто шагает один

«От шара направо в угол! Режу в среднюю». Вся его жизнь похожа на игру.

Появление Фирса, его фразы помогают раскрыть неспособность Гаева к труду.

Цитаты: Гаев: «Проценты мы заплатим…Я убежден! (кладет в рот леденец)

Фирс: «Леонид Андреевич, Бога вы не боитесь! Когда же спать?»

  1. В другой сцене Гаев: «Мне предлагают место в банке. Шесть тысяч в год…»
  2. Фирс: «Извольте, сударь, надеть, тут сыро» (одевает пальто).
  3. Гаев легкомысленен, занимается пустым философствованием, иногда доходящих до глупостей.
  4. Цитата: «Многоуважаемый шкаф, приветствую твое существование…»

В нем также, как и в Раневской, нет глубины душевных переживаний. Очень ярким доказательством этого является сцена, когда Гаев возвращается с аукциона. «Я сегодня ничего не ел. Сколько я выстрадал (дверь в бильярдную открыта, слышен стук шаров…он уже не плачет). От Раневской он отличается тем, что бывает бестактным, грубым, хамоватым. В нем есть барское высокомерие.

Работа с таблицей по образу Гаева (обобщение)

Образ Гаева

Положительные черты

  • Отрицательные черты
  • Как и Раневская, кажется добрым и гуманным
  • Беспомощность, лень, неспособность к труду
  • Развитое чувство красоты, сентиментализм
  • Барское высокомерие, капризность, бестактность
  • Любовь к своему дому, вишневому саду, к родным
  • Легкомыслие, пустое философствование, душевная пустота и эгоизм
  • «Говорят, что я все свое состояние проел на леденцах»
  • «От шара направо в угол! Режу в среднюю»
  • «Отойди, любезный, от тебя курицей пахнет»

«Хам…» (О Лопахине)

«Да и сад продадим за долги, как это ни странно»

«И сегодня я речь говорил перед шкафом — так глупо»

«Я сегодня ничего не ел. Сколько я выстрадал» (дверь в бильярдную открыта… слышен стук шаров… он уже не плачет)

  1. В чем драматизм Раневской и Гаева? Как относится к ним автор?

Ответ: Раневская и Гаев переживают крушение последних надежд. Прошлое невозвратно уходит. Время для них как бы остановилось (лишены чувства реальности). Жизнь прожита впустую, нет воли к жизни, они переживают духовный кризис. Чехов с сочувствием и сожалением относится к Раневской и Гаеву, ирония неотделима от этих чувств.

  1. Узнай героя (о каком герое идет речь?)

«Мой отец, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках… Со свиным рылом в калашный ряд… Только вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужи мужиком».

Ответ: Лопахин

  1. Что автор говорит о прошлом Лопахина?

Ответ: Отец и дед были крепостными, жили бедно, его били, отец пьянствовал. Образования Лопахин не получил. Всего, что он добился в жизни, он добился самостоятельно и своим трудом.

  1. Чем отличается Лопахин от Раневской и Гаева? Докажите цитатами из текста.

Ответ: Лопахин трудолюбивый, деловой, предприимчивый, честный и порядочный человек. Цитата из текста: «Я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера…и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей».

Доказательством его предприимчивости, деловитости является проект спасения вишневого сада.

  1. Вопрос классу: Какие черты характера можно назвать главными (именно на них указывает Чехов)?

Ответ: Лопахин порядочный человек, он не способен на низкие поступки, он честный, интеллигентный. Лопахин искренен и добр.

  1. Словарная работа: Ученики в тетрадях записывают лексическое значение слов:
  2. Подрядочность- честность, неспособность к низким, аморальным поступкам.
  3. Интеллигентный – обладающий большой внутренней культурой, интеллигентным поведением, образованный.
  1. Почему Петя Трофимов говорит о Лопахине, что он «нежная душа» и «хищный зверь»? (найдите цитаты в тексте)

Ответ: в Лопахине сочетается «нежная душа» и «хищный зверь». «Нежная душа» («У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа»). Да, он добрый, способен любить и поступаться собственными интересами ради любимой (Раневской).

Он «хищный зверь» – ради наживы уничтожает прекрасное – вишневый сад.

В какой сцене проявилась его хищническая натура?

Цитата из текста: «Я купил! Приходите смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья. За все могу заплатить!»

  1. Какие слова доказывают, что Лопахин мечтает о новой жизни, хочет жить иначе?

Ответ: «Скорее бы все это прошло, скорее изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

Ответ: У Лопахина есть стремления, настоящая и искренняя жажда духовности. Он не может жить только в мире денег. Но как жить иначе, ему тоже неизвестно. Отсюда его глубочайший трагизм, странное сочетание грубости и мягкости.

  1. В чем заключается отношение автора к Лопахину?

Ответ: Чехов писал к Станиславскому (30 октября 1903 г.): «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов. Эта роль центральная».

Работа с текстом

Учитель: Давайте постараемся услышать голос автора.

Задание: Найдите ключевые слова и объясните их смысловое значение, какой смысл в них вкладывал автор (действие второе. Лопахин: «Иной раз, когда не спится, я думаю: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами».

  • Работа со схемой
  • Образ Лопахина
  • социальное происхождение
  • (дед и отец — крепостные крестьяне)
  • необразованный,
  • критическое отношение к этому

трудолюбивый, деловитый,

предприимчивый, честный и порядочный

  1. «нежная душа»: «хищный зверь»:
  2. добрый, способный ради наживы
  3. любить и поступаться уничтожает
  4. собственными прекрасное –
  5. интересами вишневый сад
  6. ради любимой
  7. желание жить иначе,
  8. мечты о будущем
  9. «скорее бы все это прошло,
  10. скорее бы изменилось как-нибудь
  11. наша нескладная, несчастливая жизнь»
  12. « мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен… беден, как нищий, и – куда только судьба не гоняла меня… И все же душа моя всегда… была полна неизъяснимых предчувствий»
  13. (Ответ: Петя Трофимов)
  1. Что мы знаем о Пете Трофимове?

Ответ: Петя Трофимов – бедный студент-разночинец. Его уже два раза увольняли из университета, он не всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой.

Живет верой в светлое будущее «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставайте, друзья!». Он видит сегодняшние беды и одушевлен мечтой о будущем.

  1. В чем драматизм Трофимова? Является ли он настоящим героем?

Ответ: В мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен.

Он бескорыстен и трогателен, но он не герой. Монологи его не приводят к никаким конкретным поступкам.

  • 3. Презентация «Новаторство Чехова-драматурга»
  • Задание классу: составить краткий конспект по ходу презентации
  • 4. Итоги урока:

Учитель: 1) На какие вопросы мы сегодня ответили на уроке??

  1. 2) Что показалось особенно интересным?
  2. 3) Что удивило?
  3. 4) Скажите, когда вам было трудно?
  4. 5) Скажите, когда вам было радостно?

Будущее в пьесе «Вишневый сад»

Одной из ключевых идей пьесы Чехова «Вишневый сад» является связь времен — прошлого, настоящего и будущего. Через образы героев писатель постарался показать особенности этих периодов в России.

На примере Любови Андреевны и Гаева мы можем увидеть типичных представителей дворянства 19 века (прошлое), в характере Лопахина виден переломный момент — настоящее.

Будущее же — за молодыми людьми, стремящимися к переменам — в пьесе это Петя Трофимов и Аня.

Туманное будущее страны после отмены крепостного права и распада дворянского общества определенно читается в произведении.

Разные герои относятся к этому весьма неоднозначно: такие, как Раневская, всей душой остаются в прошлом, они не готовы к переменам.

Однако время не стоит на месте, оно уходит безвозвратно — вырубка вишневого сада служит символом необратимых изменений. Лопахин — это то настоящее, которое рубит узел между прошлым и будущим, выкупая и вырубая сад.

Самые молодые персонажи — Петя и Аня — не имеют такой крепкой связи с прошлым, напротив, они стремятся к переменам, больше заботясь именно о будущем.

Петя — человек слова, а не дела, он красиво размышляет, но слова его расходятся с действиями. Однако он уверен, что именно в будущем сумеет найти своё место и счастье.

Большие планы и у Ани — она стремится поступить учиться и вырастить новый сад.

Эти люди — яркие представители новой эпохи, зарождающейся в России 20 века интеллигенции.

Другая сторона будущего — это молодые слуги Яша и Дуняша. Они не имеют должного образования, связи с семьей и уважения к старшим.

Яша после продажи вишневого сада напрашивается вместе с Раневской в Париж, чтобы не жить в глубинке с простыми крестьянами.

Хамоватость и пренебрежительное отношение к окружающим — черты, характеризующие этого молодого человека, именно такие, как Яша, в скором времени устроят в России разгромную революцию.

Пьесой «Вишневый сад» Чехов не пытался предопределить будущего России, но в этом произведении очень ясно показана потеря прошлого.

Настоящее — это момент перелома, с туманными и размытыми путями для героев, и от того, какой путь они выберут, во многом зависит будущее всей страны.

Писатель также показал, насколько важны духовные ценности, честность, уважение к окружающим и нравственность для светлого и счастливого будущего, и какие ошибки в прошлом привели к распаду общества.

Название произведения: Чехов А. П. – Вишневый сад manager Дата опубликования сочинения: 03.03.2017

Ссылка на основную публикацию