Аргументы: Цели и средства в романе «Война и мир»

данное направление можно раскрыть на многих примерах русской литературы. “Война и мир” – это целый кладезь аргументов, поэтому и из этого романа мы можем привести много примеров, раскрывающих данное направление. сразу приходит на ум семейство Курагиных.

их цель – материально обогатиться. какими средствами они этого достигают? абсолютно любыми, им неважно, что о них подумают и как это отразится на окружающих. Элен выходит замуж за Пьера ради того, чтобы завладеть его имениями.

Анатоль увлекается Наташей тоже из-за того, что она богатая невеста.

Андрей Болконский едет на войну в начале произведения для чего? какова его цель? найти “свой Тулон”, прославиться. лишь позже его цель становится более благородной, когда он понимает, что жизнь важнее всего.

очень хорошее высказывание взято в качестве темы к первому направлению. действительно, пока есть верность, пока два человека любят друг друга, о ней не думаешь. но как только кто-то изменит или обманет, то о верности сразу вспоминается, и сразу мы понимаем, какая это ценность в нашей жизни. она как воздух, без нее жить нельзя. она необходима человеку.

в качестве аргументов можно привести увлечение Наташи Ростовой Анатолем Курагиным в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”. Анну Каренину из романа “Анна Каренина” Толстого, которая тоже была верна своему мужу, пока не поняла, что он увлечен только своей работой.

написание универсального вступления может позволять выпускникам облегчить себе работу по написанию сочинения на экзамене. написав вступление, им нужно будет только сделать “мостик” к определенной теме и большую часть времени уделить основной части и написанию аргументов.

что можно написать к этому направлению? можно начать с того, что человек и общество – понятия взаимосвязаны. так уж сложилось исторически, что общество всегда влияет на человека и, соответственно, человек на развитие общества тоже. здесь можно говорить и обо всем социуме в целом, и об отдельной группе людей, связанных определенными интересами и взглядами.

но бывает же и такое, когда человек противопоставляет себя обществу, в котором живет. это происходит потому, что он может не приветствовать те взгляды, которые в нем доминируют (здесь можно перейти к проблеме “лишних” людей) или пытается изменить его, но безрезультатно (тема революционеров).

таким образом, начав с общих фраз и собственных размышлений, можно перейти к основной части и к той теме, которую вы выберете по данному направлению.

Для вступления сочинения по направлению “Равнодушие и отзывчивость” нужно дать определения данных понятий, то есть определение понятия “равнодушие” и определение понятия “отзывчивость”.

Итак,

Аргументы: Цели и средства в романе «Война и мир»

Касательно отзывчивости

Аргументы: Цели и средства в романе «Война и мир»

Также можно использовать синонимы этих понятий. чтобы чередовать их в тексте сочинения и избегать повторов.Синонимы для слова “равнодушие”.

Синонимы для слова “отзывчивость”

Аргументы: Цели и средства в романе «Война и мир»

Рекомендую Вам также использовать пояснения к темам, взять из этих пояснений отдельные предложения, переделать их и вставить во вступление к сочинению.

Аргументы: Цели и средства в романе «Война и мир»

В принципе, мне кажнтся, что количество материала для вступления вполне достаточное.

Безусловно, старшее поколение более мудрое во всех основных жизненных вопросах. Наши родители могут научить нас многому.

Но молодое поколение лучше разбирается во многих вопросах, касающихся информационных технологий, а также, как бы это странно ни звучало, в каких-либо конкретных ситуациях могут выглядеть достойнее, чем старшие.

Например, молодое поколение может лучше относиться к животным, гуманнее относиться к окружающим и тд. (повторюсь – не все, а лишь немногие могут быть лучше своих родителей в каких-либо вопросах).

на каких примерах из русской литературы раскрыть эту тему? В басне Л.Н.Толстого “Старый дед и внучек” родители учатся именно у своего ребенка относиться к пожилому человеку с уважением и ухаживать за ним. Многому можно поучиться и фамусовскому обществу у Чацкого. так, мы видим, что не только старшее поколение – это идеал. А во многих случаях именно молодое поколение проявляет себя достойно.

Наверно в качестве доказательства темы любви, можно привести слова женщины, одной из главных героинь рассказа:

Аргументы: Цели и средства в романе «Война и мир»

Сюжет этого рассказа развивается вокруг шестидесятилетнего военного –отставника и сорока восьмилетней женщины, которая раньше была у него в прислугах.

Прошло 35 лет и они встретились, но если он желал просто видеть свою любовь молодости, то женщина все эти годы его любила и хранила верность.

Она его не могла простить за то, что он не понял её тогда, а точнее просто отказался, списав все на ошибки молодости. Хотя тут больше имело значение разница в социальном положении.

  • Прощаясь он поцеловал ей руки, но он и об этом где-то пожалел…
  • Для этого , уже старика, эта женщина, является только объектом его молодого воздыхания и очень жаль, что ему не дано узнать истинное значение Любви.

Аргументы: Цели и средства в романе «Война и мир»

Аргументы к итоговому сочинению по направлению «Война и мир»

Война становится критическим событием в жизни человека. И не важно, идет ли речь о солдате, погруженном в ход баталий, или о безоружном мирном населении. Война в судьбе каждого оставляет след слома — слома нравственного, духовного, этического. Русская литература подмечает позитивную эволюцию или, наоборот, упадок личности, пережившей войну.

Также она приводит примеры подвигов и уроков мужества и патриотизма. Предлагаем вспомнить ключевые литературные произведения. Само направление посвящено 150-летию одноимённого романа Л. Н. Толстого.

И при подготовке к сочинению из этого тематического блока следует обратить особое внимание на роман-эпопею, однако стоит рассмотреть аргументы на тему войны и мира и из других произведений.

«Война и мир»: аргументы для сочинения

«Слово о полку Игореве» (ок. 1185-1187 гг.)

  • В произведении находим:
  • 1) тему патриотизма
  • 2) проблему народного единения
  • 3) мотив героического подвига
  • 4) женский образ

Пафос патриотизма считывается буквально с первых страниц произведения.

Сразу мы встречаем Бояна — «старинного соловья», певца, повествующего о подвигах князей и событиях того времени. Боян хвалит правителей за их удаль, храбрость.

Однако сам автор «Слова о полку Игореве», личность которого нам не известна, судит о них по поступкам с точки зрения вклада в общечеловеческое благо.

Так, автор иллюстрирует проявление истинного патриотизма, он подмечает не только личные качества князей, но и их ошибки, которые привели Русскую землю к раздробленности. К примеру, князь Игорь, удовлетворив своё тщеславие, идёт на половцев, обрекая своих воинов на гибель или плен.

В «Слове…» формируется идея единения земель, единения народа, который живет в разобщенных княжествах. «Золотое слово» Святослава напоминает о прежних временах, о воинской славе:

  1. А ведь было время — без щитов, Выхватив ножи из голенища, Шли они на полчища врагов, Чтоб отмстить за наши пепелища.
  2. Плач Ярославны обращает женские стенания к природным силам:
  3. Возлелей же князя, господине, Сохрани на дальней стороне, Чтоб забыла слезы я отныне, Чтобы жив вернулся он ко мне!

Ярославна обращается и к ветру, и к Днепру, и к солнцу. Ее голос слышен издалека. Образ Ярославны вбирает в себя всю боль женщины, ждущей мужа с поля брани.

«Бородино» М. Ю. Лермонтова (1837 г.)

  • В произведении находим:
  • 1) тему патриотизма
  • 2) идею народного духа
  • 3) мотив героического подвига
  • 4) образ русского солдата

Историю о воинских подвигах автор вкладывает в уста участника баталий. Старый солдат — выходец из народа. В нем будто сливаются голоса однополчан:

Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

Солдат — человек простой, вместе с тем ему присущи честность, храбрость и благородство души.

Солдат не стремится приукрасить события, показать свою значимость, он правдиво, легко и с особым задором повествует о пережитом на войне. Его рассказ лишен скорби и печали от увиденных кровопролитий.

Солдат видит в борьбе против врагов проявление бравой удали русского народа, торжество патриотического начала. Рефреном звучат строки:

Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!

Аргументы: Цели и средства в романе «Война и мир»

«Белая гвардия» М. А. Булгакова (1923 г.)

  1. В произведении находим:
  2. 1) изображение гражданской войны
  3. 2) тему сохранения нравственности в условиях войны
  4. 3) тему семейных ценностей
  5. 4) тему мужества и благородства

В романе мы видим четкое противопоставление мира Турбиных и пространства гражданской войны.

Дом Турбиных отличается гостеприимством и уютом: в нем находит приют комичный Лариосик, неожиданно приехавший из Житомира. От жестокости и ужасов гражданской войны главные герои отделены стенами своего дома. Им удается сохранять тепло отношений, семейных ценностей, хотя угрозу им представляет пространство за окном.

Пережив потерю матери, Елена Турбина восстанавливает гармонию дома — она заботится о братьях, молится о близких, занимается бытом.

Благородство души проявляют Николка и Най Турс. Най Турс спасает солдат от переохлаждения, требуя, чтобы им были выданы валенки. Его отзывчивость и ответственный подход к людям восхищают Николку.

Николка берет такие уроки благородства себе на вооружение. В романе юноша совершает настоящий подвиг: он идет на риск, чтобы полковник Най Турс был похоронен по христианским обычаям. (Подробнее о героях — см. учебное пособие «Литература.

Русский и литература. 11 класс. Часть 2», А. К. Михальской, с. 69)

Противоположностью главных героев — Елены, Алексея и Николки — становятся Василиса (Лисович), пекущийся только о богатстве и накопительстве, и Тальберг, который предает Елену и сбегает с другой женщиной за границу. Ему чуждо ощущение ответственности по отношению к близким, он обманывает доверие Турбеных.

Нравственный выбор человека, в том числе и в разрушительных апокалиптических условиях войны, оценивается самим автором в соответствии со вторым эпиграфом «Белой гвардии»: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…»

«Судьба человека» М. А. Шолохова (1956 г.)

  • В произведении находим:
  • 1) изображение разрушительной силы войны
  • 2) изображение простого солдата
  • 3) идею национального духа
  • 4) тему мужества и благородства
  • 5) идею обретения смысла жизни после потрясений судьбы

Название произведения М.

 А. Шолохова подчеркивает, что его герой — собирательный образ человека, пережившего войну. Автор написал историю о человеке, заключив в ней историю миллионов. Судьба Андрея Соколова связана с беспощадностью военного бремени (см. учебник «Литература. Углублённый уровень. 11 класс. Часть 2», В. В. Агеносова, с.198).

В довоенное время в его судьбе тоже случались несчастья: Соколову пришлось участвовать в гражданской войне, в 22 года он потерял родителей.

Однако он находит свое счастье с девушкой Ириной, женится на ней, заводит семью, видит, как подрастают дети. У семьи появляются планы на светлое будущее… «А тут вот она, война.

На второй день повестка из военкомата, а на третий — пожалуйте в эшелон…»

Честный крестьянин становится солдатом. Он принимает удары судьбы, но, в то же время, проявляет стойкость духа. Лагерфюрер Мюллер видит его духовную силу и даже выказывает жест уважения русскому солдату.

Андрея Соколова не покидают надежды на лучшее, пока он не получает известие о том, что жена и дочери погибли. Дом, который Андрей строил, как строил свое счастье, был разрушен фашистским снарядом.

Даже День Великой Победы становится траурным для Соколова, потому что в этот день он теряет последнего родного человека — сына Анатолия. Главный герой остается один, он не чувствует своего героизма, торжества освобождения.

Однако смысл жизни обретается Соколовым, когда он встречает Ванюшку, за которым ухаживает как за родным: «Ночью-то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…»

Читайте также:  Александр галич стихи: читать лучшие стихи, тексты песен на одной странице поэта

«А зори здесь тихие…» Б. Васильева (1969 г.)

  1. В произведении находим:
  2. 1) изображение разрушительной силы войны
  3. 2) образы женщин на войне
  4. 3) идею национального духа
  5. 4) тему подвига и стойкости духа
  6. 5) проблему исторической памяти

Главными персонажами повести Бориса Васильева становятся пять юных девушек, судьбы и характеры которых очень различаются. И объединяет таких разных людей война. Война заставляет их связаться одной целью и пожертвовать своими мечтами и будущим ради этой цели — ради освобождения Родины. «Нету здесь женщин! Нету! Есть бойцы и есть командиры, понятно? Война идет, и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем…» — возмущается Васков в начале повести. И правда, девушки проходят целый путь перерождения, оказавшись на войне. Однако верно говорят, что у войны не женское лицо. Галя Четвертак — романтическая натура — не может побороть свою трусость. Только автор не укоряет ее за это, так как для девушки враждебность противоестественна. Но и женщины проявляют себя настоящими бойцами. Васкова удивляет усидчивость Лизы Бричкиной, которая примечает в лесу все, вплоть до маленьких росинок. Девушки даже способны совершать отважные подвиги: Соня Гурвич, получив удар ножом в грудь, вскрикивает, за что получает смертельный удар. Так Соня успевает предупредить остальных девушек и Васкова о вражеском присутствии. Смерть Жени Комельковой, девятнадцатилетней девушки, можно назвать героической: «…немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…» Перед смертью Риту Осянину не покидает ответственность за сына, она просит Васкова принять его и, получив обещание, она стреляет себе в висок. Война убивает всех героинь повести — убивает красоту, гармонию, естественность, ребячливость.

Проблема исторической памяти, памяти о войне раскрывается в эпилоге — маленьком фрагменте текста повести. Эпилог переносит нас на несколько десятилетий вперед. Лес, в котором погибли бойцы, соседствует, видимо, с базой отдыха, куда люди теперь приезжают порыбачить. Альберт, сын Риты Осяниной, и Васков же приезжают сюда как на место памяти, чтобы установить скромную мраморную плиту.

Аргументы: Цели и средства в романе «Война и мир»

Военная лирика Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» (1941 г.)

  • В стихотворении находим:
  • 1) образ Родины
  • 2) поэтизацию русской деревни, образа простого народа
  • 3) тему единства народа

Образ Родины Константин Симонов воплощает через мотив дороги.

По бесконечно длинной дороге, проходящей через деревни, идут солдаты, изнуренные «злыми дождями». Деревенские жители с отзывчивостью относятся к участи солдат, они подают им кринки, шепчут благословения. Это подбадривает русского бойца за свободу Отечества.

В этом пути лирический герой видит всю Россию:

Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась…

В деревне заключена естественность жизни, естественность чувства, потому что, проходя мимо деревенской местности, герой чувствует единение, связь с предками и целыми поколениями. Это будит национальный дух солдата, он осознает, ради чего ему суждено идти по этой дороге.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина – Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил.

Такая ощутимая поддержка меняет настроение бойца. Он обращается к Алеше — своему собрату-солдату — с рассуждениями о том, что именно война заставляет ощутить этот русский дух. Он слышит его повсюду. Голос русского духа исходит и от людей и от природы: пажитей, лесов. Чувствуя такую связь, герой признается, что горд отдать жизнь за свою Родину:

Я все-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился, За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила…

Последние строфы заключают в себе выражение высокого патриотизма, любви к своей Родине, своему народу. Солдат хочет быть лично причастным к освобождению, счастью своего Отечества, поэтому его покидает страх перед смертью и он готов дальше и дальше идти по бесконечной дороге.

Военная лирика Булата Окуджавы «До свидания, мальчики» (1958 г.)

  1. В стихотворении находим:
  2. 1) тему военного бремени
  3. 2) женские образы

Текст «До свидания, мальчики» был положен Б. Ш.

 Окуджавой на музыку, это автобиографическая песня, в основу которой легли искренние авторские переживания. «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее…» — так высказывался Булат Окуджава.

И это стихотворение-песня не исключение.

В этом произведении война называется подлой. Она опустошила дворы, забрала мальчиков на войну, заставила озорных детей вдруг повзрослеть. Теперь мальчики — солдаты, они должны защищать Родину, «не щадить ни пуль, ни гранат и себя не щадить…»

Автор в первой части стихотворения прощается с мальчиками, во второй части он обращается к девочкам. Потому что война забирает на фронт не только мальчишек, она беспощадно лишает детства, покоя и мира всех.

Девочкам суждено сменить хорошенькие платьица на сапоги и зеленые погоны. Девичьи розовые мечты рассеиваются с приходом войны — теперь никому не придет в голову грезить о свадьбе: «…вместо свадеб — разлуки и дым..

Рефреном стихотворения в обеих частях являются строки, обращенные как к мальчикам, так и к девочкам: «…постарайтесь вернуться назад!» Это негромкая надежда, которую таили в себе миллионы людей, проводивших родных и близких на фронт.

Военная лирика Андрея Дементьева «Баллада о матери» (1967 г.)

  • В стихотворении находим:
  • 1) тему военного бремени
  • 2) образ военных матерей

Центральным в произведении становится изображение образа матери, которая ждет возвращения своего сына с фронта. Тридцать лет она не видела своего сына.

Много лет, как все пришли назад, Кроме мертвых, что в земле лежат.

Но несмотря на это, она верит в то, что сын спасся, что он вернется домой, и надежда дает ей силы жить, в этом мать видит смысл своей жизни. Мать — тот человек, которому не важна военная слава, ордена сына. Ей нужно только то, чтобы он выжил на кровопролитной войне.

Когда в село привезли показывать кино, собралось много народу: и молодые и старики, и кто был на войне и кто не был. Но все имели тяжелые воспоминания о войне: «Трудно было это вспоминать…»

Когда мать видит в герое киноленты своего Алешеньку, она кричит, словно в бреду, она двигается вместе с героем:

Он рванулся из траншеи в бой. Встала мать прикрыть его собой.

Это состояние передалось и другим людям: все кричали вместе с матерью, подбадривали война. Испытав жестокость военного бремени, люди не могли оставаться равнодушными к чужому горю или переживаниям. Солдат же в киноленте — собирательный образ героя, бравого защитника, устремленного к защите Родины.

После просмотра киноленты мать продолжает верить в чудо, она все так же надеется на возвращение сына, надеется даже чуточку больше, ведь только недавно она видела его, звала его. И эта надежда навсегда останется в материнском сердце, которое как ни одно другое любит своего сына.

Также с аргументами на тему войны и мира можно познакомиться в статьях:

1. О литературе военных лет: учебник «Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 2» Т. Ф. Курдюмовой, с. 52.

2. О русской поэзии периода Великой Отечественной войны: учебное пособие «Литература. Базовый уровень.11 класс» Г. В. Москвина, с. 268.

3. Анализ поэмы «Василий Теркин».

4. Анализ «Кавказского пленника» Л. Н. Толстого.

#ADVERTISING_INSERT#

«Война и мир»: аргументы

10.09.2019

Подборка аргументов для итогового сочинения в 2019-2020 году по направлению «Война и мир» (для выпускников 11 класса).

Что помогает победить на войне? Л.Н. Толстой “Война и мир”

В одиночку выиграть войну невозможно. Только сплоченность народа перед лицом всеобщей беды, подкрепленная храбростью, преодолевающей страх, открывает путь к победе. Читатель с остротой ощущает чувство единства русского народа во время войны.

Борьба за жизнь, свобода объединила самых разных людей. Одержать победу над армией французов и защитить родную землю, русским помог боевой дух, солдатская храбрость, вера в свои силы.

Описание сражений под Шенграбеном, Аустерлицем, Бородино, наиболее ярко демонстрирует сплоченность защитников отечества. Победителями в этой войне выходят не те, кто гонится за наградами и чинами, не карьеристы, а простые солдаты, ополченцы, крестьяне, которые совершают подвиги ежеминутно.

Перед глазами читателя проходят образы Тушина – скромного командира батареи, Тихона Щербатого, Платона Каратаева, купца Ферапонтова, юного Пети Ростова. В них объединились основные черты характера русского народа, которые помогли противостоять врагу.

Все эти люди сражались по собственной воле. Им не нужен был приказ – они встали на защиту собственного дома, земли, родных и близких. И победили.

Война в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”

Описывая картины войны 1812 года, Толстой интересуется не солдатскими и офицерскими образами, а поведением и проявлением людских характеров.

В рассказах о партизанах героях ощущается любовь и уважение к ним автора, который показывает, что Денисов, Долохов и Тихон Щербатый (обычный русский мужик), совершая свои подвиги, не демонстрировали жестокость по отношению к врагу.

В партизанском отряде сам командир проявляет жалость к французам, находящимся в плену, по возможности заботится о них. Хотя поведение Долохова, которого в первую очередь волнует карьера, а не пленные, скорее исключение, чем норма.

Автор показывает не только проявление смелости, отваги на войне, но и черствости, безжалостности. Так, смерть Пети Ростова совершенно не трогает Долохова, который мечтает о мести. Ему нужна кровь побежденного врага. Победа в войне добыта русским народом, имеющим добрую душу, а не жестокими карьеристами типа Долохова.

Читатель видит, как искренно Денисов переживает гибель Пети во время атаки на французские позиции. Даже казаки были удивлены реакцией и стоном, напоминавшим «собачий лай», вырывающимся из груди офицера. Но, несмотря на боль утраты, Денисов держит себя в руках и не сгоняет злобу на пленных французах, не выказывает жестокости к ним.

В романе Толстой акцентирует внимание читателя на мысли о гуманности русского народа, об отсутствии у него жажды мести, чтобы любой ценой пустить кровь врагу, даже уже побежденному.

Об этом высказывается в книге главнокомандующий Кутузов, с сочувствием говоря о пленных французах: «Когда они были сильными, их не надо было жалеть, а сейчас можно, поскольку они ведь тоже люди».

Как война раскрывает характер человека? Л.Н. Толстой “Война и мир”

Война заставляет человека проявить свои внутренние черты, то есть показать себя трусом или храбрецом. Примеры можно найти в романе.

Например, Шенграбенское сражение открывает характер офицера Жеркова, из-за трусости которого погибает множество солдат и офицеров.

Багратион поручает ему доставить приказ об отступлении на левый фланг войска. Жерков трусит, он не готов рисковать жизнью ради победы.

Именно в это время французы атакуют левый фланг, приводя защитников в смятение. Командиры не знают что делать. Приказа отступать нет, а вперед идти невозможно. Начинается неразбериха: пехота бежит в лес, гусары решают атаковать врага. Из-за малодушия Жеркова огромное количество русских солдат гибнет.

Совсем по-другому проявляет себя юный Николенька Ростов, который вместе с гусарами отважно бросается в атаку. И, несмотря на полученное ранение, продолжает сражаться. За проявленное мужество его производят в офицеры.

Читатель в этом эпизоде видит последствия страха на войне, который одних парализует, а других толкает на подвиги. Гарантировать спасение жизни не может ни бегство от реальности, ни яростная борьба. Но отвага помогает сохранить честь, увеличивает силы в бою, а это повышает шансы на выживание.

Читайте также:  Сенека - о слове и деле: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Уроки войны. Л.Н. Толстой “Война и мир”

В романе на примере прозрения одного из главных героев, автор показывает уроки войны. А.Болконский, отправился на войну с восторженным настроением, с предвкушением, что его ждет блестящее будущее кадрового военного. Он готовился к ратным подвигам – карьере офицера. Для осуществления задуманного, он покинул семью, друзей, близких и пошел на войну за славой.

Но на деле все оказалось по-другому. Его охватила горечь и разочарование в тот момент, когда он понял, что его личная битва проиграна.

Все его эпические представления о блеске батальных сцен, окрашенных героическим сиянием, в реальности оказались жуткой кровавой бойней, лишенной привлекательности, наполненной человеческими страданиями, болью.

Увидев все это, герой прозрел, понимая, насколько война страшна и неприглядна. В ней нет ничего стоящего, кроме боли.

Осознав и приняв личное поражение, Болконский переоценил свою жизнь, отдав приоритет семье, дружбе, любви, отодвинув на второй план признание и славу.

Жестокость войны. Л.Н Толстой “Война и мир”

Зачастую романтические представления о неизвестном явлении рушатся, столкнувшись с суровой реальностью.

Яркий пример этому – сцена из романа «Война и мир», когда главный герой А.Болконский сталкивается с войной. Собираясь на фронт, чтобы сражаться с Наполеоном, он рисует в своем воображении героические картины, наполненные доблестью, храбростью, красотой подвига.

Но первое же боевое соприкосновение с французами, сбрасывает ореол романтики и показывает изнанку войны. Под непрерывным обстрелом, среди падающих снарядов, русская армия старается преодолеть мост через реку.

Болконский видит хаос, неразбериху, жуткие крики раненых, растерзанные тела убитых, бегущих солдат, грязь, кровь.

Эта картина поражает его своей реалистичностью и правдой жизни, приносит понимание, что война – не романтика и красота, а жестокость, боль и кровь.

Дети на войне (В. Катаев “Сын полка”)

Детям не место на страшной, бесчеловечной войне. Там люди гибнут, теряют близких, ожесточаются от боли и ужаса. Понимая это, взрослые изо всех сил стараются уберечь детей от кошмаров войны, хотя далеко не всегда это удается. Такова судьба Вани Солнцева, описанная в рассказе Катаева.

Потеряв на войне всех родных, он остается совсем один – бродит по лесу, не зная, как быть, пытается перейти линию фронта, чтобы попасть к «своим».Голодного, напуганного мальчика находят в лесу разведчики. Берут его с собой и приводят в лагерь, доложив командиру о «находке».

Капитан Енакиев, умудренный жизнью человек, понимает, что на фронте не должно быть детей, и отсылает Ваню в детский приемник для сирот. Но мальчик желает воевать и мстить за погибших родителей. Он сбегает, не доехав до места назначения, и возвращается (хоть и не с первой попытки).

Енакиеву ничего не остается делать, как смириться и оставить Ваню в отряде. Он видит его неимоверное желание помочь общему делу, принести пользу. Проявив инициативу, Ваня отправляется на разведку, зарисовывая на страницах букваря план местности, но попадает в руки немцев.

На его счастье, у них начинается суматоха, о нем забывают на время, Ване удается сбежать и вернуться к «своим». Командир восхищен патриотизмом ребенка, продолжая волноваться за него. Стремясь спасти мальчику жизнь, Енакиев отсылает его с важным поручением подальше от линии фронта.

Ваня приносит в батарею письмо от командира. Понимая, что расчету первого орудия предстоит тяжелая битва (по сюжету весь расчет в ней погибает), Енакиев пишет в послании прощальные слова с просьбой позаботиться о Ване.

Ответственность человека за поступки, которые он совершил на войне. В. Гроссман “Авель”

В рассказе автор рассуждает о войне, касаясь одной из ее трагических страниц, небольшого эпизода – взрыва урановой бомбы над Хиросимой, изменившего судьбы людей, городов, стран и всего человечества. Гроссмана интересует война не только как общечеловеческая беда или экологическая катастрофа, а как персональная трагедия человека, вовлеченного в нее разными обстоятельствами.

Читатель знакомится с экипажем самолета, поставившим ранним утром 6-го августа смертоносный груз в небо над Японией. Автор рисует разные характеры, с различным отношением к происходящим событиям и отличной друг от друга реакцией. Самый молодой в экипаже Дж. Коннор – бомбардир.

Именно ему довелось нажать на кнопку, пустившую бомбу в свободное падение на ничего не ведающий, просыпающийся город. И эта ответственность тяжелым бременем ложится на Джозефа. Для него это личная война, на которой каждый солдат – человек, со свойственным ему страхом, слабостью, стремится остаться в живых.

Но бывают ситуации, когда лучше умереть, чем потерять достоинство.

В рассказе автор старается донести, что истинной человечности присуща сопричастность к происходящим событиям и, как следствие, ответственность за них.

Члены экипажа, каждый по-своему реагирует на трагедию 6-го августа. Не всех трогает это событие, не все ощущают себя в ответе за произошедшее. В разговорах звучит оправдание беспрецедентного (даже с точки зрения фашистов) акта разрушения, ставшего якобы общественной необходимостью борьбы с фашизмом всеми силами. Но Дж.

Коннор очень остро, даже болезненно воспринимает случившееся. Испытывает вину и персональную ответственность. Он постоянно моет руки, стараясь смыть с них кровь невинных жертв. Обостренное чувство Мира, дисциплинированность, исполнительность солдата, привитые системой воспитания и государством, не могут ужиться в его сознании, что для юноши становится роковым.

В итоге он сходит с ума, не в силах вынести ношу, выпавшую на его долю.

Нравственная оценка войны. М. Зусак “Книжный вор”

Главная героиня романа – Лизель. Ей девять лет и буквально перед самой войной она попадает к приемным родителям. Из-за связи родного отца Лизель с коммунистами, мать решает отдать дочку на воспитание в чужую семью, чтобы защитить ее от фашистов.

У Лизель начинается новая жизнь в незнакомой обстановке, вдали от родных. Обживаясь, она учится читать, писать, проходит через конфликт со сверстниками, обзаводится новыми друзьями. Но в обычную жизнь ребенка вносит коррективы война, добавляя к детским заботам боль, страх, разочарование.

У девочки никак не укладывается в голове, почему люди убивают людей. От приемного отца она учится доброте и состраданию, невзирая на то, что эти качества во время войны могут принести одни неприятности. Лизель бесстрашно помогает родителям укрывать в подвале дома еврея. Читает ему книжки, ухаживает.

Вместе с другом, которого зовут Руди, дети разбрасывают куски хлеба по дороге, где должны провести колонну пленных. Лизель ощущает уверенность в чудовищности и непостижимости войны.

Как понять, почему люди не хотят жить, радоваться, а начинают убивать, арестовывать тех, кто против, сжигать книги, и повсюду царит смерть.

Показательно, что в книге рассказ ведется от лица Смерти – этой вечной противницы жизни, спутницы войны.

Как дети переживали военные события? Л. Кассиль и М. Поляновский “Улица младшего сына”

Во время войны Родину защищали все: и взрослые, и дети. Невзирая на возраст, ребята стремились помочь родным, городу, стране в тяжелый период борьбы с врагами. Герой повести – обычный мальчик. Его зовут Володя Дубинин, а живет он в Керчи. Действие произведения начинается в послевоенное время.

Подростки, увидев улицу, носящую имя их сверстника, очень удивляются, и у них возникает желание узнать историю Володи. Для этого они отправляются в музей, встречаются с мамой пионера-героя, знакомятся с его товарищами, школой, где он учился. Они узнают, что Володин отец был капитаном военного корабля. Он воспитал в сыне храбрость и стойкость.

Мальчик мечтал, как все обычные ребята о мирной счастливой жизни, строил планы на будущее, но война их жестоко разрушила. Володя храбро встал на защиту своей земли. Ушел в партизанский отряд и стал разведчиком. Рискуя жизнью, добывал ценные сведения из вражеского тыла.

Он первым сообщил новость о готовящемся отступлении немцев – во время проведения разминирования прохода к каменоломне подорвался на мине и погиб.

Володя Дубинин – настоящий герой, который, не страшась, каждый день, совершал подвиг, как многие взрослые, и отдал свою жизнь, чтобы спасти других. Родной город не забыл отважного героя, назвав его именем одну из солнечных улиц.

Забота о ближних в годы войны. Е. Верейская “Три девочки”

Главные героини повести – Наташа, Катя, Люся – подружки, живущие в одной большой ленинградской коммунальной квартире, которые учатся в одной школе. Беззаботное детство девочек оборвалось с приходом войны – впереди трудные испытания, которые ложатся на хрупкие детские плечи.

Школа разрушена, учиться негде. Уроки преподает сама жизнь, заставляя быстрее взрослеть. Еще недавно легкомысленная хохотушка Люся становится организованной и ответственной, Наташа – вдумчивой, Катя приобретает уверенность в своих силах.

Несмотря на сложные жизненные обстоятельства, девочки не утрачивают человеческое достоинство, окружая заботой близких. Трудности еще больше сплачивают их. Огромная коммунальная квартира превращается в одну дружную семью, где каждый думает в первую очередь о другом.

До слез трогает эпизод, когда доктор, не задумываясь большую часть хлебного пайка, отдает маленькому мальчику.

Несмотря на голод, слабость, рискуя умереть голодной смертью, люди всем, что имеют, делятся с ближними. Это объединяет, поддерживает, укрепляет веру в победу. Такие отношения, основанные на любви, заботе, творят чудеса. Они помогли людям пережить тяжелый период истории страны, выпавший на их долю.

Почему люди хранят память о войне? О. Берггольц “Стихи о себе”

Необходимо хранить память о войне, несмотря на то, что тяжелые воспоминания, вызывают боль и сожаления. У тех, кому пришлось столкнуться с потерей близких, на чьих глазах погибли родные, у матерей, потерявших детей – навсегда отпечатались в памяти страницы печальной истории страны. Но это должны помнить и современники.

Сохранить память помогают книги, кинофильмы, песни, стихи, рассказывающие о страшном прошлом. Например, ленинградская поэтесса О. Берггольц обращается к читателям с призывом никогда не забывать военное время, а особенно людей, которые сражались на фронте, терпели лишения и умирали в блокадном Ленинграде от голода.

Автор стихов обращается к желающим уменьшить «в робкой памяти людей» трагические воспоминания, уверенно заявляя, что не позволит забыть «как падал ленинградец на желтый снег пустынных площадей». Поэтесса сдержала слово.

Она прошла всю войну, потеряла мужа в блокаду и как завещание потомкам оставила стихи, очерки, записи в дневниках, чтобы память о войне продолжала жить.

Читайте также:  Анализ эпизода «Небо Аустерлица» из романа «Война и мир»

Какие цели важно ставить на жизненном пути? Аргументы Л. Н. Толстой «Война и мир», А. И. Куприн «Чудесный доктор» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Жизненный путь часть сравнивают с дорогой, и это неслучайно. Отправляясь в путь, человек посещает новые места, встречается с различными людьми, ищет себя и своё место в мире. Так и в жизни: новые события, встречи, люди, поиски места. И в путешествии реальном, и в «путешествии» по жизни люди ставят или не ставят цели (о последних говорят: «плывут по течению»).

Но какие цели важно и нужно ставить? Об этом я поразмышляю в своём сочинении.

В наше время всё чаще человек ставит перед собой достаточно примитивные цели: поступить в хороший вуз, найти высокооплачиваемую работу, построить дом, купить машину. Всё это, конечно, важно и нужно.

Но разве эти цели достойны высокого звания Человека? Разве Человек пришёл в этот мир только для того, чтобы что-то приобрести? Мне кажется, что высшая цель Человека — научиться отдавать — творить добро, помогать людям.

Именно этому нас учит русская литература.

Вспомним произведение Л. Толстого «Война мир». В начале романа князь Андрей Болконский ищет личной славы: он идет на войну, храбро сражается, в Аустерлицком сражении был ранен.

Именно тогда, глядя на бесконечно высокое небо, он понимает, как низка была его цель, а бывший кумир Наполеон кажется ему мелким и незначительным. Жить для других — эта мысль приходит к нему не сразу.

Мудрый писатель проводит своего героя через множество испытаний, сомнений и разочарований. Князь Андрей работает в комиссии Сперанского над составлением военных законов, однако и это оказалось ненужным.

Он разочаровывается в высшем свете, и только в Бородинском сражении ему открылся истинный смысл человеческого существования — любить людей и жить для них. Но герой, к сожалению читателя, умирает. Однако цель, которую он выстрадал, была, несомненно, высокой.

Размышляя о целях, достойных Человека, я вспоминаю рассказ А. Куприна «Чудесный доктор». В семье Мерцаловых целая череда неприятностей. Глава семьи лишился работы, его жена и дочь больны, денег на лечение нет. Живут герои в ужасных условиях: их дом больше похож на подвал, но так в начале 20 века жили многие.

Поэтому нам понятно желание Мерцалова покончить с собой: многочисленные попытки изменить ситуацию не приносят пользы, смотреть, как близкие угасают, он больше не может… И в этот момент он встречает удивительного человека — доктора Пирогова. Доктор не только подбодрил его, но и выписал рецепт для больной дочери, оставил денег.

По мнению Гриши Мерцалова, сына главного героя (он потом тоже стал доктором) профессор Пирогов является святым человеком и чудесным доктором: “Просто чудо совершил этот святой человек”. Я думаю, что этот доктор так же помогал и другим людям, попавшим в сложную ситуацию.

Ведь известно, что прототипом доктора из этого рассказа является Николай Пирогов — выдающийся русский хирург. Он не только первым применил наркоз, наложил гипсовую повязку в военно-полевых условиях (много сделал и других открытий в медицине), но и был отзывчивым, добрым человеком, который не делил людей на имущих и неимущих, богатых и бедных, своих и чужих.

Его целью всегда было приносить пользу — лечить людей, развивать медицину, и именно этому он посвятил свою жизнь. Мне кажется, что это цель, достойная Человека.

Таким образом, русская литература дала нам прекрасные примеры того, к чему должен стремиться человек. Жить не только для себя, но и для других, приносить пользу — каждый на своем месте. Только тогда наше общество будет развиваться не только в материальном плане, но и в духовном. А это намного важнее.

Аргументы к сочинению ЕГЭ по роману Л.Н.Толстого "Война и мр"

Литературные аргументы по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Пример для аргумента

Историческая память

Память о войне 1812 года, работа Л.Н. Толстого над романом, достоверность описываемых событий

  • Любовь к Родине
  • Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о
  • любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино,
  • Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле.

Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг, в минуту смертельной опасности отдавая жизнь за Родину.

Люди разных сословий,разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить.

Толстой даже пишет, что под Бородиным французская армия потерпела нравственное поражение – наше войсковыиграло это сражение благодаря духу и патриотизму.

  1. Примером истинного патриотизма служит Пьер Безухов, который на собственные деньги он снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона.
  2. Эпизоды Бородинского сражения, оставление жителями Смоленска, партизанская война
  3. Ответственность человека за жизнь окружающих

Кутузов, стремящийся к сохранению русской армии в войне 1805-1806 гг, совет в Филях. Образы Кутузова, Наполеона, Александра I.

  • Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг
  • Отцы и дети
  • Взаимоотношения в семье Болконских: дети не всегда понимают отца, но за строгостью скрывается огромная любовь и беспокойство за них.
  • Атмосфера семьи Ростовых: открытость, доверительные отношения Наташи с матерью
  • Воспитание человека
  • Воспитание в семье Болконских: гордость, честь, понимание жизни
  • Воспитание в семье Ростовых: доброта, искренность, открытость
  • Воспитание в семье Курагиных: приспособленчество, стремление к богатству, эгоизм
  • Самопожертвование
  • Отказ Сони от Николая ради благополучия семьи Ростовых, Соня в эпилоге
  • Сострадание, чуткость, милосердие
  • Наташа, ухаживающая за раненым князем Андреем,

Попав в плен, Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Каратаева. Платон, несмотря на свои страдания, любовно жил со всеми: с французами, с товарищами. Именно он своим милосердием помог Пьеру обрести веру и научил его ценить жизнь.

  1. Человек и власть
  2. Наполеон: наслаждение , упоение властью. Гибель улан при переправе через Неман, равнодушие к людям
  3. Александр Первый: солдаты-пушечное мясо для удовлетворения амбиций (Шенграбен, Аустерлиц),неспособность принятия стратегически важных решений
  4. Воздействие искусства на человека
  5. Пение Наташи, влияние на окружающих (влюбленность Денисова), танец Наташи у дядюшки
  6. Роль личности в истории
  7. Осмысление автором личности Кутузова. Одна из центральных проблем романа – роль личности в

истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём

величии, потому обречен на поражение. Толстой доказывает, что именно народ – творец истории. Миллионные массы простых людей, а не герои и

  • полководцы бессознательно движут общество вперед,
  • создают великое и героическое, творят историю.
  • Человек и природа
  • Небо Аустерлица
  • Старый дуб
  • Лунная ночь в Отрадном
  • Андрей и Пьер на пароме
  • Черствое и бездушное отношение к людям
  • Бездушие офицеров Жеркова, Несвицкого к солдатам, стремление выслужиться
  • Честь и бесчестие
  • Поступки князя Андрея, Пьера( желание защитить честь Наташи после истории с Анатолем), стремление кн.Андрея к честной службе
  • Поступки Элен
  • Русский язык
  • В высшем обществе предпочтение отдаются французскому языку, коверкание русских слов с французскими
  • Преданность животных человеку
  • Собака Каратаева, следовавшая за ним в плену
  • Взаимоотношения личности и коллектива
  • Салон Анны Павловны Шерер- «приличьем стянутые маски», неприязнь кн. Андрея к высшему свету, Петя Ростов в партизанском отряде, его умение влиться в коллектив
  • Чинопочитание
  • Стремление Анны Михайловны Друбецкой добыть сыну чин любой ценой, Борис, стремящийся сделать карьеру.
  • Окружение Александра Первого
  • Василий Курагин( мнение о Кутузове, когда тот был в опале и когда назначен главнокомандующим)
  • Нравственный выбор
  • Князь Андрей при Аустерлице

Подчинение воле старому князю Болконскому. Выбор Наташи между Андреем и Анатолем, ошибка.

  1. Роль детства в становлении человека
  2. Истоки характера формируются в детстве, в семье (см. воспитание человека)
  3. Душевная глубина человека
  4. Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример
  5. иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.
  6. Размышления кн. Андрея о жизни, понимание мира, людей после испытанных ужасов плена Пьером, переживания Наташи, Сони, Марьи
  7. Нравственная деградация, низость
  8. Для Анны Михайловны Друбецкой и ее сына главная

цель в жизни – устройство своего материального благополучия. И ради этого Анна Михайловна не гнушается ни унизительного попрошайничества, ни применением грубой силы (сцена с мозаиковым портфелем).

  • Долохов, отомстивший Николаю (проигрыш 40000 рублей) за любовь Сони,
  • Анатоль по отношению к Наташе.
  • Элен, ее нравственная деградация, стремление выйти замуж при нерасторгнутом браке.
  • Родительская любовь

Помощь графа Ростова Николаю (возврат долга), переживания старого князя Болконского перед смертью о судьбе Марьи, его любовь к детям. Поддержка Ростовыми Наташи в трудные минуты (история с Анатолем, смерть кн. Андрея)

  1. Героизм
  2. Солдаты на Бородинском поле, батарея Тушина, подвиг князя Андрея
  3. Поиск смысла жизни
  4. Путь Пьера, вступление в тайное общество, честная жизнь князя Андрея, его размышления перед смертью
  5. Маленький человек
  6. Сконфуженный, униженный Тушин перед начальством боится оправданий, чтобы не подвести вышестоящее начальство.
Ссылка на основную публикацию