Аргументы из литературы по направлению «Человек и общество»

Тема взаимосвязи человека и общности людей — одна из самых актуальных, как в классической русской литературе, так и в современном мире. Общество — часть мира, которая живёт, развивается, имеет определенные временные рамки, ценности и традиции.

А единицей общества является ни кто иной, как человек. Он не может выбрать объединение людей конкретно для себя: он становится частью социума уже с рождения. Именно он впоследствии формирует личность, её интересы и образ мысли.

Но способна ли личность перевернуть жизнь окружающих людей? Может ли она развиваться вне его структуры? Как отражается общественное давление на индивидуальности? В данной подборке мы собрали аргументы из литературы для итогового сочинения по направлению «Человек и общество», которые могут помочь ответить на эти вопросы.

  1. В своём романе-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстой раскрывает двойственность природы русского высшего общества начала 19 века. С одной стороны, читатель наблюдает за жизнью высшего света Петербурга и видит целый мир, со своими законами и нравственными устоями, ориентированными на Европу. Однако во всех высоких взаимоотношениях Толстой подчеркивает одну яркую деталь — неестественность. Приторные натянутые улыбки, дамы в красивейших платьях, но холодные и мертвенно-бледные, словно созданные из мрамора, а за всем этим мнимым великолепием скрыты пустота и равнодушие. Обсуждение зарубежных новостей на великосветских приемах человеку думающему быстро наскучивало, и он вскоре разочаровывался во внешнем великолепии напыщенных господ. С другой стороны Толстой рисует портреты таких благородных и чутких представителей высшего сословия, как Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова и других. В них теплится живой ум, есть интерес к миру и людям, они противопоставлены мертвецам из петербургских салонов. Однако все они чувствовали себя чужими в высшем свете, и даже не раз были им обмануты и опозорены. Их индивидуальность, выгодно отличавшаяся от серости и лицемерия общества, смогла сформироваться лишь в отдалении от него, благодаря исключительным семьям или же воспитанию за границей.
  2. Свой романтический идеал воспел М.Горький в произведении «Старуха Изергиль». Он воплотился в прекрасном юноше Данко, которому автор противопоставил образ юноши Ларры. Ларра, сын орла и женщины, не способный к истинной любви, жалости, самопожертвованию. Жизнь, великая ценность, хранимая человеком, становится для него сущим адом. Он не способен понять её хрупкости и быстротечности. Эгоистичный Ларра может лишь получать, но не отдавать взамен. И Горький подчёркивает, что Ларра никогда не обретет свободу, так как истинная свобода должна быть разделена с другими людьми для установления гармонии. Данко же, напротив, ничего не жалеет для общества. Он открыт миру и, не задумываясь, жертвует своей жизнью ради спасения родного племени. Он заведомо не ждёт благодарности, ибо всё его существование направлено на людское благо. В служении обществу Горький видел смысл жизни.
  3. М.А.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» остро ставит вопрос взаимоотношения общества и отдельно взятого человека. Его герой — истинный гений, написавший удивительный роман. Однако после публикации Мастер не обретает всенародную любовь, а наоборот, подвергается гонениям в печати. И от кого он получает эти полные ярости рецензии и памфлеты? От общества жалких графоманов из МАССОЛИТа, псевдописателей и завистников. Едким и коварным представляет автор группу «людей искусства», сам зная о нем не понаслышке. И в итоге это самое общество бесконечными нападками и травлей заставляет Мастера уничтожить своё прекрасное творение и доводит его до сумасшедшего дома. Он — больше не часть этого скверного сборища, и всем его социумом становится возлюбленная Маргарита, а душа обретает вечный покой.
  4. Любое общество непременно должно развиваться. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» демонстрирует закостенелое фамусовское общество — сборище высокородных людей, жалкое и невежественное. Гости Фамусова, как гиперболизированные западники, немеют от восторга, когда к ним заезжают французики из Бордо, парижские модистки и безродные иностранные проходимцы. Им противопоставлен Чацкий, обличающий их пагубное поклонение западному миру и непринятие собственного пути. Он ярок, горяч, стремится узнать что-то новое, нетерпелив и страстен. Именно он становится на защиту свободы, искусства, ума и несёт в фамусовский мир новую высокую мораль, однако чопорный мир Фамусова не приемлет перемен и рубит любые зачатки нового, светлого и прекрасного на корню. Таков извечный конфликт прогрессивной личности и толпы, которая тяготеет к консерватизму.
  5. Бунтарского духа преисполнен и главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин не приемлет многие устоявшиеся общественные правила, но все-таки пытается найти общий язык с окружающим его миром. Его личность, как личности многих других, формируется под действием нескольких сил: первая — его воля, вторая — общество и эпоха, в которых он существует. Внутренние терзания заставляют Печорина искать гармонии среди других людей. Он срывает с них маски, дает им внутреннюю свободу, но неизменно каждый из них терпит крушение. Именно поэтому герой каждый раз остаётся в одиночестве, погруженный в глубокий самоанализ и поиски своего собственного «я». В таком обществе он просто не может найти себя и реализовать внутренний потенциал.
  6. В романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» на примере одной зажиточной семьи показана жизнь дворянского сословия. Семья Головлевых, как непосредственная ячейка высшего общества, отражает все его самые чудовищные пороки: алчность, праздность, невежество, лень, лицемерие, глупость, неспособность к труду. Арина Петровна Головлева всю жизнь управляла имением, бездумно накапливала богатство, и вместе с этим морально и нравственно разлагала своих отпрысков. Она постоянно употребляла в речи слово «семья», но увидев, как всё нажитое ею добро расхватали её коварные дети, Арина Петровна поняла, что жила ради призрака, а настоящей семьи в её жизни никогда и не было. Так и «высшее» общество, жадное, беспомощное и ленивое, непременно найдёт свою погибель в собственных грехах, как показала история.
  7. Мир повести А. И Солженицына «Один день Ивана Денисовича» безрадостен, скуп на краски, беспросветен. Здесь у людей больше нет имён, главный определитель — лагерный номер. Человеческая жизнь утратила ценность, и повадки обитателей лагеря больше походят на звериные: всё, о чём они думают — это утоление своих биологических потребностей, чтобы не умереть. Среди них Иван Денисович Шухов и сам должен был давно озвереть, утратить человеческие качества. Однако он, наперекор всем трудностям судьбы, радуется каждому прожитому на Земле дню. Его маленькие удачи превращаются в большие в масштабах замкнутого пространства лагеря. Заключенный под номером восемьсот пятьдесят четыре не зачерствел и не оскотинился. Он ещё способен на сочувствие и жалость к ближнему. В противовес Ивану Денисовичу поставлены лагерные надзиратели, обеспечившие себе прекрасную жизнь, превратив заключенных в рабов. Они ставят себя выше обитателей лагеря, тем самым нарушая человеческие законы, исключая себя из человеческого общества.
  8. Противопоставляет героя обществу и А.П. Чехов в рассказе «Ионыч». В начале произведения перед нами предстаёт Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач, который противопоставляется героям города С., людям серым и невежественным. Особенно хорошо это видно на примере семьи Туркиных, которых Старцев навещает. Всё семейство стремиться блеснуть своими мнимыми «талантами», которых на самом деле не существует, и каждый из них упивается своей глупостью. Туркины статичны, в их образах нет развития. Но Старцев не пытается что-то изменить, а наоборот, сам потихоньку начинает подстраиваться под окружающий мир. Под действием внешних сил он также деградирует, опускается на нравственное дно, увлекается накопительством, полнеет, глупеет, перестает интересоваться чем-либо. И вот в конце мы видим уже просто Ионыча, человека без имени и без стержня, перекроенного под низкие стандарты общества города С.
  9. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» главный герой проходит долгий путь в поисках своего места в неспокойном обществе революционных времен. Григорий Мелехов мечется, пытается понять, к какому лагерю ему примкнуть и кого поддержать в жестокой братоубийственной войне. «Безумный мир» пугает героя, внутренние терзания мучают его. Вдобавок к этому появляются и любовные перипетии. Его чувства к Аксинье, запретные, но глубокие, толкают Мелехова на серьёзные поступки — он бросает семью, идёт вразрез с общепринятыми нормами, чтобы решить, наконец, все неурядицы и бури души. Ему, уставшему от постоянных раздумий и разладов, хочется покоя и умиротворения. Именно поэтому, вернувшись домой, Мелехов выбрасывает ружьё в воду. Однако недальновидное общество не принимает его поисков, наклеивает ярмо «предатель» и преследует уже безоружного и сломленного человека, не зная сострадания.
  10. Ф.М.Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» показывает, на что упадок общества толкает рядовых его граждан. Тому, что Родион Раскольников решил убить старуху-процентщицу, есть несколько причин. Одна из них, безусловно, имеет корни в личности Родиона. Но существенную роль в решении студента сыграло и общество, погрязшее в нищете и грехах. Самого Раскольникова душила паршивая нищета, и он, восприимчивый к чужим страданиям, пошёл на страшное преступление. Больше ничего не имеет смысла в обществе, где главной ценностью стали деньги, простые бумажки, и все давно забыли про высокую мораль. Простая девушка Соня Мармеладова становится на путь проститутки, чтобы заработать денег для семьи. А её отец, не думая о родных, пропивает всё в провонявших гнилью человеческих душ кабаках, в то время как увесистые толстосумы упиваются своим богатством, заработанным на жизнях простых людей. Так автор показывает, что жить в обществе и быть от него свободным нельзя: его проблемы автоматически становятся твоими.
Читайте также:  Смысл последней главы книги Лермонтова «Герой нашего времени»

Диана Валавичюте Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Идиот»

Данное произведение – одно из самых известных у Ф. М. Достоевского. В «Идиоте» изображен идейный конфликт. Князь Мышкин сильно отличается от общества, в котором ему приходится находиться. Он немногословен, обладает крайней чувствительностью, отчего остро переживает любые события.

Остальные персонажи противопоставлены ему своим поведением и взглядами на жизнь. Ценности князя Мышкина базируются на христианском понимании добра и зла, на его стремлении помогать людям.

Сочинение на тему «Человек и общество»

Человек – это главный элемент общества, который постоянно с ним взаимодействует. С раннего детства мы начинаем социализироваться, приспосабливаться и жить по правилам, установленным в обществе.

В очень давние времена философ Аристотель называл человека «общественным животным».

Однако социум не всегда оказывает благотворное влияние на индивидуума, нередко под влиянием общества человек утрачивает свою индивидуальность.

Вспоминается повесть Куприна «Олеся», где героиня становится жертвой общественных предрассудков. Крестьяне считают её ведьмой, так как она живёт в лесу и собирает лечебные травы. Люди ненавидят несчастную только за то, что она от них отличается.

Она пыталась сблизиться с коллективом ради любви к молодому человеку, в результате девушка покидает уединенный край и идёт в церковь. Но ничего хорошего из этого не вышло – толпа набросилась на неё и едва не убила.

Вот так желание «подружиться» с обществом чуть не закончилось для героини трагедией, и такое обращение часто заставляет человека покориться давлению и стать таким, как все. Олесю от такой участи спасло бегство, но не каждый может применить этот радикальный метод.

Некуда бежать обитателям ночлежки, героям пьесы Максима Горького «На дне». Каждый из них сам по себе неплохой человек, но все вместе люди дна образовали клоаку, из которой невозможно выбраться никому из них.

К примеру, Сатин был вполне успешным и благополучным человеком, но, наказав обидчика сестры, получил наказание в виде тюремного заключения.

Однако, даже находясь в тюрьме, этот человек сохранял достоинство, он отбыл срок, а, когда вышел, обнаружил, что за человека его теперь не считают, и все нормальные люди от него отвернулись. Чтобы не умереть от голода, он был вынужден продолжать идти по кривой дорожке.

Так, одна социальная группа его погубила своим равнодушием, а другая затянула в свои порочные сети, не давая очиститься. Сатин стал жертвой социума, мыслящего предрассудками и шаблонами.

В реальной жизни также человеку нередко приходится сталкиваться с проблемой общественных отношений.

Иногда мы упорно пытаемся бороться с точкой зрения и поведением большинства, но чаще всё-таки оказывается проще и удобней принять общественную точку зрения.

Я считаю, что, не смотря ни на что, мы должны стремиться изменить общество в лучшую сторону, при этом не боясь с его стороны упрёков и порицаний. Только в таком случае можно надеяться на прогресс.

  • Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Человек и общество» читают:
  • Сочинение на тему «Жизненные ценности»
  • Сочинение на тему «Равнодушие и отзывчивость»
  • Сочинение на тему «Смелость и трусость»
  • Сочинение на тему «Цели и средства»
  • Популярные страницы
  • 7 класс
  • Сочинение на тему «Будь не скор на обещания, а скор на исполнение» Сочинение на тему «Детство – золотая пора» Сочинение Читать далее…
  • Сочинение по картине Попова «Первый снег», 7 класс

Картина Попова «Первый снег» сразу же поразила меня своим настроением. Зима укутала всё вокруг красивым белоснежным покрывалом. Преобразились и крыши Читать далее…

Сочинение: Женские образы в романе «Герой нашего времени»

  Эссе на тему: «Что значит быть настоящим учителем.»

Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени» использовал четыре очень интересных и неординарных образа абсолютно не схожих между собой девушек. Каждая Читать далее…

Сочинение на тему: Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» (9 класс)

Печорин – человек, неудовлетворённый жизнью. У него было хорошее образование, но он не видел для себя возможности быть счастливым. В Читать далее…

Сочинение на тему «Весна», 2 класс

Вот и закончилась морозная зима. Ей на смену с тёплыми лучиками солнца пришла весна. Всё кругом засверкало радужными красками. Снега Читать далее…

Сочинение-рассуждение «Зачем нам нужен речевой этикет?», 7 класс

Так как человек существо биопсихосоциальное, вся его жизнь связана с социумом, а значит и с общением с другими людьми. И Читать далее…

«Степной волк»

Это один и самых запоминающихся романов Германа Гессе. Главный герой – Гарри Галлер — оторван от общества. Он выбрал для себя жизнь неприступного и гордого одиночки, потому что не может найти в ней для себя подходящего места.

Персонаж сам себя называет «степным волком», который случайно забрел в город к людям. Конфликт Галлера идейного плана и заключен в невозможности принять правила и установки социума.

Окружающая действительность представляется ему картиной, лишенной смысла.

Таким образом, отвечая на вопрос, что такое конфликт в литературе, следует обязательно принимать во внимание внутренний мир главного героя. Миропонимание одного персонажа очень часто противопоставляется окружающему обществу.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Итоговое сочинение по литературе «Человек и общество». 2017-18 уч. год

Общество – могучая сила. Человек не может жить вне общества. Однако огромное количество законов, написанных для защиты человека от общества, свидетельствует о том, что не всё нормально в отношениях между гражданами и социумом.

Мы боимся выйти на улицу вечером, нам бесконечно угрожают мошенники из социальных сетей. Вступая в жизнь, мы уже напуганы теми опасностями, которыми грозит этот недобрый, а подчас и откровенно злобный мир.

Как прожить свою жизнь по своему плану? Как не сломаться под ударами судьбы?

В знаменитой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой Александр Андреевич Чацкий, наделённый умом и свободомыслием, человек открытый и честный, оказывается во враждебной среде «фамусовского общества».

Прожив в течение трёх лет в отъезде, встречаясь, очевидно, с умнейшими людьми своего времени, прочитав много книг, он считает, что общество движется вперёд, благодаря прогрессу. Свои идеи он высказывает прямо, предполагая найти единомышленников в знакомой с детства среде. Однако на всё так просто.

Прогресс не коснулся застывших в своём развитии представителей высшего света Москвы. Они остаются приверженцами правил, которыми руководствовались ещё их деды, они считают, что «по отцу и сыну честь» и «кто беден, тот … не пара». В этом мире делают выбор в пользу богатства, а не любви: «…будь плохонький, но если наберётся душ тысячки три – тот и жених».

Читайте также:  Краткое содержание произведения «антоновские яблоки» по главам (и. бунин)

Их дом открыт «для званных и незванных, особенно из иностранных». Эти постулаты позволяют льстивым и недалёким Молчалиным сделать карьеру, а может, и войти в богатенькое семейство, благодаря сговорчивости и умению угождать!

В итоге общество объявляет Чацкого сумасшедшим, потому что не желает принимать его нелицеприятных обличений. Чацкого гонят из этого круга, хотя он во многом прав. Покидая дом Фамусова, пронизанный ложью и лицемерием, герой уходит, унося «мильон терзаний», раздавленный высокомерием, он остаётся верен своим убеждениям, хотя сердце его разбито.

Герой другого классического произведения – Евгений Онегин – презирает общество. В одноимённом романе А.С.Пушкина показаны три круга дворянства: поместное, московское и петербургский высший свет. Онегин не показан только в Москве.

Как складываются его отношения в этих кругах? Петербургский свет сразу принял Онегина, благодаря ему умению «кланяться непринуждённо», говорить по-французски совершенно и умению танцевать. «Чего же боле? Свет решил, что умён и очень мил!» Да, петербургский свет не терпит только открытой лести и смешного подражания. Здесь Онегин чувствует себя вполне комфортно.

Совсем по-другому складываются его отношения с поместным дворянством. Уже в самом начале молодой повеса всем своим поведением выказывает неуважение к гостям, которые пытаются его навестить. На именинах Татьяны на салфетках рисует шаржи на примитивных провинциалов. Ему безразлично мнение этого общества.

Но он, боясь быть этими людьми осуждённым, принимает вызов Ленского на дуэль, вместо того чтобы отрезвить своего юного друга и предотвратить смертоубийство. Так, нелепый страх быть осуждённым обществом оборачивается для Онегина трагедией.

Общество может повлиять на жизнь любого человека. Никто не застрахован от обсуждений, осуждения и разного рода пересудов. Все мы можем оказаться в безвыходном положении и от того, как поведёт себя общество, зависит много. Его влияние нельзя игнорировать.

Итоговое сочинение по литературе по направлению «Человек и общество»

Сочинение по направлению «Человек и общество»

«Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один»,- утверждал У.Блэкстоун. И это, действительно, так. Человек живет среди людей. Окружение влияет на его характер, на его личность в целом. Живя в обществе, невозможно быть свободным от его влияния.

Но насколько сильным и решающим будет это влияние,зависит только от самого человека. Если в нем есть внутренний стержень, чувство чести и достоинства, то он сумеет не сломаться, когда на него будут давить, сумеет сохранить в себе индивидуальность.

Общество формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум.

Размышляя над темой сочинения, я решил обратиться к произведениям художественной литературы. Писатели всегда проявляли интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Так, например, в произведении Джорджа Оруэлла «1984» показано, как тотальный режим влияет на человека. Главная цель государства-власть не только над материальной действительностью, но и над сознанием и чувствами членов общества. Ни на работе, ни на улице, ни в квартире человек не чувствует себя свободным.

Загоняя себя в рамки стандартов, человек теряет свой истинный облик, теряет свою индивидуальность. Контролируется все: работа, личная жизнь человека, его мысли, чувства, эмоции. Законы общества построены на ненависти, лжи, уничтожении индивидуальности. На улицах, в магазинах, даже в домах установлены мониторы.

Их предназначение в том, чтобы круглые сутки транслировать лживые новости о жизни государства, прославлять партию и быть камерой слежения за личной жизнью человека. Любовь, чувство привязанности к близким – это мыслепреступление. Члены семьи друг к другу безразличны.

Дети готовы донести на любого человека, даже на родителей, если тот совершает мыслепреступление. Главный герой романа, ничем не примечательный сотрудник Министерства Правды, Уинстон Смит, решается на протест против законов общества. Его внутренний протест начинается с мыслепреступления. Он испытывает ненависть к Партии.

А далее он совершает преступные действия, влекущие за собой серьезные наказания в виде каторги или расстрела. Он ведет дневник, в который записывает свои чувства, мысли, купил стеклянный пресс- папье, поддерживает интимные отношения с женщиной.

Таким образом, прочитав роман, я понял, как это опасно, когда идеология проникает в сознание, в личную жизнь человека. Она губит человеческое в человеке. Система порабощает человека. Думаю, что автор предостерегает читателей о подобных событиях.

Не менее актуальным является произведение Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». В романе автор показывает современное общество, общество потребителей, утративших интерес к искусству ,литературе и науке. Люди теряют связь с интеллектуальным наследием прошлого, природой, друг с другом.

Они вечно куда-то бегут, не говорят о своих мыслях и чувствах. Стены их домов –плазменные панели. На экранах телевизоров – бессмысленные сериалы и телепередачи. По радио можно услышать музыку и новости, которые фильтруются правительством. Люди превращены в зомби, в роботов, лишенных чувств и эмоций.

Все книги, способные заставить человека мыслить, чувствовать, созидать, находятся под запретом. Их нужно сжечь. Хранение литературы становится преступлением, а люди, способные критически мыслить,- преступниками. «Пожарные» сжигают все обнаруженные книги, вместе с домами, их провинившихся владельцев.

Главный герой романа, Гай Монгэн, служит таким «пожарным». Сначала он уверен, что делает свою работу в интересах всего человечества. Но быстро разочаровывается в идеальных, навязанных ему обществом, становится «изгоем», уходит «за город», присоединяется к «маргиналам», заучивающим книги наизусть, чтобы сохранить знания для потомков.

Из блюстителя порядка становится злостным нарушителем, зато приобретает способность думать, анализировать. Понимает, что все, что показывают по телевизору,-лживая пропаганда, тупое развлечение. Чтение книг помогло понять, что людей превращают в послушных роботов, не думающих ни о чем.

Главный герой романа протестует против законов общества. Он полюбил книги, он способен наслаждаться природой, он может чувствовать, страдать, любить, он изучает мир.

Прочитав этот роман, я задумался о современном обществе. Этот роман не о любви к книгам. Этот роман о деградации людей, об обществе, которое идет вникуда, о влиянии общества на человека.

Как много еще людей, которые с благодарностью принимают то, что диктует им общество, зачастую не имея собственного мнения. Они зомбированы новостями, верят дикторам, вещающим с экранов, не помнят своей истории. Так не должно быть. Я согласен с мнением А.

Моруа: « Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни».

Приведенные мною аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают меня в том, что каждый человек индивидуален. Живет он в обществе других людей, в чем-то похожих, но всегда особенных.

История показала, что превращение человечества в совокупность «винтиков» ведет к преступлению против человека и человечества. Конечно, между личностью и обществом должна быть гармония в отношениях.

Будет ли т так? Будущее зависит от нас.

Подготовка к итоговому сочинению

Тематическое направление «Человек и общество».

Возможные темы сочинений:

  1. «Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?»
  2. «Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?»
  3. «Конфликт поколений как общественная проблема».
Читайте также:  Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?

С чего начать? Вступление или введение.

Для сочинений по литературе существует несколько клише. С помощью них можно создать первые эффектные фразы. Приведем примеры некоторых из них, а заодно и ответим отчасти на сложный вопрос о том, с чего начать сочинение по литературе.

  1. Ни для кого не секрет, что… Этой теме посвящали свои произведения великие авторы, потому как она была, есть и останется актуальной.
  2. О том, как важно… знает каждый. А писатели посвящают этой теме свои многотомные труды. Но, несмотря ни на что, проблема не разрешена, а ответы на насущные вопросы остаются на уровне теоретических знаний.
  3. (Идет риторический вопрос.) Этот вопрос волнует человечество на протяжении многих веков.

Формулировка тезиса.

Тезис – это не введение. Не путайте! Тезис – это главная мысль введения, который помещается в одно (максимум в два) предложения, выражает ваше личное мнение и пишется в самом конце вводной части сочинения. Именно к тезисам подбирают аргументы.

Тема Вступление Тезисы
«Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?» Кого мы можем считать сильной личностью? 1.Как должен себя проявить человек, чтобы про него можно было сказать, что он сильная личность?2.Сильная личность, сыгравшая значимую роль в жизни общества.
«Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?» У каждого из нас  свои интересы, свой взгляд на взгляд на мир. Когда мы попадаем в общество, наше мировоззрением начинает меняться. 1.Сложность отстаивания своих интересов перед обществом.2. Собственный выбор как нравственная категория.
«Конфликт поколений как общественная проблема». Конфликт поколений является естественным явлением. 1.Причиной разногласий двух поколений являются разногласия в обществе.2.Старшее поколение с трудом принимает перемены, а младшее не желает держаться за прошлое.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.  РАСКРЫТИЕ ТЕЗИСА СОЧИНЕНИЯ.

Тема: «Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?»

 Первый аргумент: Чацкий, герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», является по-настоящему сильным человеком, у него хватило смелости идти не только против одного влиятельного человека, Фамусова, но и против толпы его сторонников. Чацкий проповедовал правду, свободу, выступал против чинопочитания и лжи. От него все отвернулись, но Александр все равно не сдавался, это ли не сила духа?

Второй аргумент: Андрея Соколова, главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», можно назвать сильной личностью. Он отправился на войну, потому что Родина в опасности, прошел все ее ужасы, потом и плен, и концлагерь. Соколов – настоящий герой, хотя сам никогда не понимал своей силы.

________________________________________________________________________

Тема: «Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?»

Первый аргумент: Пушкин в произведении «Евгений Онегин» показывает человека, судьба которого складывается трагически, прежде всего потому, что он сформирован тем обществом, правила которого вызывают у него отторжение.

Он не желает жить по этим правилам, но и противиться им он не способен. Он боится пойти против общественного мнения и показаться трусом в глазах окружающих. Это приводит не только к нелепой дуэли с Ленским, но и смерти невинного человека.

Мы увидели, как общество может влиять на поведение человека. Онегин так и не смог противостоять мнению света.

Второй аргумент: Грибоедов в произведении «Горе от ума» тоже показал, насколько трудно противостоять обществу. Конфликт возникает между Чацким и фамусовским обществом, которое герой не понимает и не принимает.

Когда сплетни про сумасшествие Чацкого так быстро разносятся среди гостей Фамусова, он ощущает всю жестокость этого общества на себе и осознает, что пути с ним окончательно разошлись.

Чацкий отступает, потому что понимает, что в одиночку ему не справиться с фамусовским обществом.

____________________________________________________________________

Тема: «Конфликт поколений как общественная проблема».

Первый аргумент: Конфликт поколений показал А. Н. Островский в пьесе «Гроза», если считать представителей «темного царства» поколением «отцов», а Катерину отнести к поколению «детей».

Идея пьесы в противостоянии консервативного, не готового к переменам поколения «отцов» города Калинова, ярко выраженного в образах Кабанихи и Дикого, и свободолюбивой Катерины, мечтающей о личной  свободе и  женском счастье.

Второй аргумент: Самым ярким примером конфликта двух поколений является роман Тургенева «Отцы и дети», где автор противопоставил Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Взгляды этих героев  расходились во всем: политика, искусство.

Отношение к людям,  природа, традиции – любой разговор заканчивался противостоянием. Причина тому – категоричность и нежелание держать связь между прошлым и будущим. Молодой базаров был уверен, что взгляды отцов давно устарели, а Павел Петрович.

Напротив, старался не замечать перемены в обществе и не хотел принимать что-то новое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СВОЕГО РАЗМЫШЛЕНИЯ.

Выражение собственной позиции, объяснение того, как Вы лично понимаете, можно ли быть независимым от общественного мнения; сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом; как лично вы понимаете конфликт поколений как общественную проблему.

«Человек и общество»

ЧЕЛОВЕК — термин, употребляемый в двух основных смыслах: биологическом и социальном. В биологическом смысле человек — представитель вида Homo sapiens, семейство гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития органической жизни на Земле.

В социальном смысле человек — существо, возникшее в коллективе, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы и т.д.

формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Человек — элементарная единица различных групп и общностей, в том числе этносов, государств и т. д., где он выступает как личность.

Признанные в международных организациях и в законодательстве государств «права человека» есть прежде всего права личности.

Синонимы «Человек»: лицо, личность, особа, персона, индивидуум, индивидуальность, душа, единица, двуногий, человеческое существо, индивидуум, царь природы, некто, рабочая единица.

ОБЩЕСТВО — в широком смысле — большая группа людей, объединенных какой-либо единой целью с устойчивыми социальными границами.

Термин общество может быть применен ко всему человечеству (человеческое общество), к историческому этапу развития всего человечества или отдельных его частей (рабовладельческое общество, феодальное общество и т. п. (см.

Формация общественно-экономическая) , к жителям государства (американское общество, российское общество и т. п.) и к отдельным организациям людей (спортивное общество, географическое общество и т. п.).

Социологические концепции общества различались прежде всего толкованием природы совместности человеческого существования, объяснением принципа образования социальных связей. О. Конт усматривал такой принцип в разделении функций (труда) и в солидарности, Э.

Дюркгейм — в культурных артефактах, называемых им «коллективными представлениями». М. Вебер объединяющим началом называл взаимно ориентированные, т. е. социальные, действия людей. Структурный функционализм основанием общественной системы считал социальные нормы и ценности. К. Маркс и Ф.

Энгельс рассматривали развитие общества как закономерный естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций, в основании которых лежит определенный способ производственной деятельности людей.

Его специфику определяют не зависимые от сознания людей производственные отношения, соответствующие достигнутому уровню производительных сил. На базисе этих объективных, материальных отношений надстраиваются системы соответствующих социальных и политических институтов, идеологических отношений, форм сознания.

Благодаря такому пониманию каждая общественно-экономическая формация предстает как целостный конкретно-исторический социальный организм, характеризующийся своей экономической и социальной структурой, ценностно-нормативной системой социальной регуляции, особенностям и духовной жизни.

Для современного этапа развития общества характерно нарастание интеграционных процессов на фоне усиливающегося многообразия экономических, политических и идеологических форм.

Научно-технический и социальный прогресс, разрешив одни противоречия, породил другие, еще более острые, поставил человеческую цивилизацию перед глобальными проблемами, от решения которых зависит само существование общества, пути его дальнейшего развития.

Синонимы «Общество»: социум, люди, община, стадо; толпа; общественность, окружение, среда, публика, человечество, свет, род людской, род человеческий, братство, братия, ватага, группа.

Ссылка на основную публикацию