Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» (Н. Гумилев)

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» (Н. Гумилев) Шёл я по улице незнакомой

И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай. Как я вскочил на его подножку, В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня. Мчался он бурей тёмной, крылатой,
Он заблудился в бездне времён…
Остановите, вагоновожатый, Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трём мостам. И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик,- конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад. Где я? Так томно и так тревожно
Сердце моё стучит в ответ:
«Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?» Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят: «Зеленная»,- знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы В красной рубашке с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь в ящике скользком, на самом дне. А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон…
Остановите, вагоновожатый, Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковёр ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла? Как ты стонала в своей светлице, Шёл представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой. Понял теперь я: наша свобода
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет. И сразу ветер знакомый и сладкий
И за мостом летит на меня,
Всадника длань в железной перчатке Верной твердынею православья Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне. И всё ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить…
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить! Николай Гумилев весьма негативно воспринял Октябрьскую революцию, так как был убежден, что строить новое государство на крови и лжи недопустимо. Он неоднократно публично высказывался по поводу того, что Россия с ее богатым культурным и историческим наследием отдана на растерзание варварам, которые рано или поздно уничтожат все самое лучшее, что было создано в стране многими поколениями людей. После революции в России, которую так любил Гумилев, царила сплошная анархия, на фоне которой гражданская война была вполне закономерным явлением. О государственных устоях в тот момент никто не думал – шла банальная борьба за власть, жестокая и беспощадная. Поэтому цензура как таковая в стране отсутствовала, и в 1919 году Гумилеву удалось опубликовать стихотворение «Заблудившийся трамвай», в котором он обозначил свою гражданскую позицию. Само название этого произведения абсурдно, так как трамвай, едущий по рельсам, не может заблудиться. Однако автор использует это выражение в качестве метафоры, подразумевая, что таким трамваем является вся страна, погрязшая во лжи, утопических идеях и псевдопатриотизме. При этом поэт отмечает, что для него до сих пор остается загадкой, «как я вскочил на его подножку». Действительно, Гумилев, по 10 месяцев в году привыкший проводить за границей, совершенно случайно оказался на родине в разгар революции. И тут же стал не выездным не только из-за своих политических убеждений, но и в силу благородного происхождения. Поначалу поэт и не планировал покидать родину, считая, что является очевидцем исторических событий, которые принесут его стране истинную свободу. Однако уже через несколько лет он полностью отказался от иллюзий, осознав, что отныне ему предстоит жить в бесправном государстве, которым управляют вчерашние крестьяне. Поэтому в своем стихотворении Гумилев мысленно совершает путешествие в так любимые им страны и понимает, что, даже уехав за границу вряд ли сможет быть по-настоящему счастливым. Воспоминания об ужасах русской революции, голоде, эпидемиях и братоубийстве будут преследовать его даже в самых райских уголках мира, где раньше поэт мог обрести покой и душевное равновесие. В этом стихотворении Гумилев впервые предсказывает свою скорую смерть, отмечая, что его палачом станет представитель так называемой власти рабочих и крестьян «в красной рубашке, с лицом, как вымя». Этот факт не особенно беспокоит поэта, который за два года постоянного проживания в России сумел примириться со смертью. Гораздо больше Гумилева беспокоит то, что от той старой и патриархальной страны, в которой он родился и вырос, уже ничего не осталось. Неизвестная Машенька, к которой обращается в своем стихотворении «Заблудившийся трамвай» Николай Гумилев, является собирательным образом той самой дореволюционной России, которую поэт бесконечно любил. Поэтому он не может смириться с мыслью о том, что прошлое невозможно вернуть назад, и с недоумением восклицает: «Может ли быть, что ты умерла!». Из этого произведения становится очевидно, что Гумилев не желает участвовать в фарсе под названием «светлое будущее», который разыгрывается у него на глазах. Поэтому автор требует: «Остановите трамвай!». Но это никому не под силу, и поэт продолжает свое безрадостное и бесцельное путешествие, сожалея лишь о том, что «дом в три окна и серый газон», промелькнувшие за его окнами, навсегда останутся в прошлом. Также поэт осознает, насколько дорога ему та, старая Россия. И, обращаясь к ней, он отмечает: «Я никогда не думал, что можно так сильно любить и грустить». Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» (Н. Гумилев)

Стихотворения, написанные в период «позднего Гумилёва», сложны и символичны. Практически каждое из них — это погружение в себя. «Заблудившийся трамвай» — одно из таких.

Этот стих — погружение автора в себя. Гумилев негативно относился к происходящему в стране. Его не устраивала революция, и он считал, что страна отдана варварам на истерзание.

Название абсурдно, ведь трамвай не может заблудиться, но в этом стихотворении трамвай — метафора, которая подразумевает всю страну, погрязшую во вранье и вымышленном патриотизме. «Как я вскочил на его подножку» отмечает поэт.

Это связано с тем, что Гумилёв 10 месяцев проживал за границей, а в России оказался случайно во время революции и из-за своих политических убеждений стал невыездным.

Сначала поэт не собирался покидать Родину, напротив, считал себя свидетелем событий, которые принесут России настоящую свободу, но спустя несколько лет признал, что теперь ему придётся жить в бесправном государстве, которым управляют бывшие крестьяне.

Поэт отправляется мысленно в страны, любимые им, но одновременно понимает, что не будет счастлив, даже если уедет за границу. Ведь воспоминания об ужасах революции будут всегда его преследовать в любом уголке мира и никуда от них не деться.

Гумилёв предполагает свою смерть, и палачом будет та самая власть крестьян. Но этот его не сильно омрачает. Намного печальнее то, что его прежней Родины, прежней России больше нет и не будет. И он не в силах что-либо изменить.

Машенька, к которой поэт обращается — собранный образ той России до революции, которую Гумилёв так сильно любил, образ его настоящей Родины.

И поэтому он не может смириться с тем, что прошлую страну уже не вернуть назад, но все же восклицает, не веря, «Может ли быть, что ты умерла!».

Это говорит о том, что Гумилёв до последнего надеялся на то, что крестьянская власть сгинет и все вернется в прежнее русло, но в то же время он прекрасно осознавал, что ничего назад не вернуть.

Это стихотворение доказывает то, что Гумилёв не будет участвовать в фарсе, который те самые крестьяне называли светлым будущем». Он требует: «Остановите трамвай!».

Но остановить его никто не может и поэту приходиться ехать дальше, с горечью осознавая, что «дом в три окна и серый газон», которые промелькнули в окне, останутся в прошлом навсегда.

Только когда произошла революция, поэт по-настоящему понимает, как дорога ему была та прежняя страна! «Я никогда не думал, что можно так сильно любить и грустить».

Ещё по теме:  Николай Гумилёв ~ CredoАнализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» (Н. Гумилев)

Анализ стиха «Заблудившийся трамвай» Гумилёва

Творчество Николая Гумилёва сложно для восприятия из-за необычных метафор. Свидетельством этого является стихотворение «Заблудившийся трамвай», в котором поэт описывает своё отношение к России во время и после революции.

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» (Н. Гумилев)

Сочинение и анализ «Заблудившийся трамвай» можно использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Текст стихотворения «Заблудившийся трамвай»

  • Николай Гумилёв
  • Заблудившийся трамвай
  • Шёл я по улице незнакомой
  • И вдруг услышал вороний грай,
  • И звоны лютни, и дальние громы,
  • Передо мною летел трамвай.
  • Как я вскочил на его подножку,
  • Было загадкою для меня,
  • В воздухе огненную дорожку
  • Он оставлял и при свете дня.
  • Мчался он бурей тёмной, крылатой,
  • Он заблудился в бездне времён…
  • Остановите, вагоновожатый,
  • Остановите сейчас вагон!
  • Поздно. Уж мы обогнули стену,
  • Мы проскочили сквозь рощу пальм,
  • Через Неву, через Нил и Сену
  • Мы прогремели по трём мостам.
  • И, промелькнув у оконной рамы,
  • Бросил нам вслед пытливый взгляд
  • Нищий старик, — конечно, тот самый,
  • Что умер в Бейруте год назад.
  • Где я? Так томно и так тревожно
  • Сердце моё стучит в ответ:
  • «Видишь вокзал, на котором можно
  • В Индию Духа купить билет?»
  • Вывеска… кровью налитые буквы
  • Гласят — зеленная, — знаю, тут
  • Вместо капусты и вместо брюквы
  • Мёртвые головы продают.
  • В красной рубашке с лицом, как вымя,
  • Голову срезал палач и мне,
  • Она лежала вместе с другими
  • Здесь в ящике скользком, на самом дне.
  • А в переулке забор дощатый,
  • Дом в три окна и серый газон…
  • Остановите, вагоновожатый,
  • Остановите сейчас вагон!
  • Машенька, ты здесь жила и пела,
  • Мне, жениху, ковёр ткала,
  • Где же теперь твой голос и тело,
  • Может ли быть, что ты умерла?
  • Как ты стонала в своей светлице,
  • Я же с напудренною косой
  • Шёл представляться Императрице
  • И не увиделся вновь с тобой.
  • Понял теперь я: наша свобода
  • Только оттуда бьющий свет,
  • Люди и тени стоят у входа
  • В зоологический сад планет.
  • И сразу ветер знакомый и сладкий
  • И за мостом летит на меня,
  • Всадника длань в железной перчатке
  • И два копыта его коня.
  • Верной твердынею православья
  • Врезан Исакий в вышине,
  • Там отслужу молебен о здравьи
  • Машеньки и панихиду по мне.
  • И всё ж навеки сердце угрюмо,
  • И трудно дышать, и больно жить…
  • Машенька, я никогда не думал,
  • Что можно так любить и грустить!
  • 1920 г.
Читайте также:  Какие жизненные цели Вы считаете ложными?

Краткий анализ произведения

После революции в России, которую так любил Гумилев, царила сплошная анархия, на фоне которой гражданская война была вполне закономерным явлением. О государственных устоях в тот момент никто не думал – шла банальная борьба за власть, жестокая и беспощадная.

Поэтому цензура как таковая в стране отсутствовала, и в 1919 году Гумилеву удалось опубликовать стихотворение «Заблудившийся трамвай», в котором он обозначил свою гражданскую позицию.

  • История создания – произведение появилось из-под пера поэта в 1919 г., а спустя два года вошло в сборник «Огненные столпы».
  • Тема стихотворения – революционные события в России, воспоминания о прошлых событиях.
  • Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мёртвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.
  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – дольник, рифмовка перекрёстная АВАВ.
  • Метафоры – «он заблудился в бездне времён», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке».
  • Эпитеты – «огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» .
  • Сравнения – «лицо, как вымя».

Само название этого произведения абсурдно, так как трамвай, едущий по рельсам, не может заблудиться. Однако автор использует это выражение в качестве метафоры, подразумевая, что таким трамваем является вся страна, погрязшая во лжи, утопических идеях и псевдопатриотизме.

Анализ «Заблудившийся трамвай» по Д. Быкову

«Заблудившийся трамвай» — самое загадочное стихотворение Николая Гумилева. Поэт написал его минут за 40: он говорил, что кто-то ему словно продиктовал его без единой помарки. Стихотворение, очевидно, описывает сон, но что этот сон значит?

Известно, что в литературе трамвай — символ движения истории; а у Гумилева он становится символом русской революции. Гумилев действительно вскочил на подножку русской революции: в 1917 году его не было в России, но в 1918‑м он вернулся, хотя его отговаривали. В тот момент с пути революции уже невозможно было свернуть — как не может свернуть трамвай.

«Для Гумилева, акмеиста, всегда стремящегося к четкости, ясности поэтической фабулы, этот рассказ о сне действительно довольно удивителен, потому что это рассказ импрессионистский, путаный — это предсмертные стихи, по большому счету».

Дмитрий Быков

Трамвай провозит автора через три ключевых момента человеческой истории: через Неву, где совершилась Октябрьская революция, через Сену, где произошла Великая французская революция, и везет его к Нилу, где, начиная с бегства евреев из Египта, зародилась многовековая борьба против рабства.

Но есть в стихотворении и два специфически русских подтекста — пушкинских. Первый — это «Капитанская дочка».

«Это намек на участь человека в революции, на участь Гринева. Его биография здесь угадана необычайно точно. Человек, у которого есть твердые понятия о чести, человек, который отвечает Пугачеву: 

„Сам подумай, как могу присягать тебе“, — это и есть, собственно говоря, Гумилев в 1918 и 1919 годах, человек с железным офицерским кодексом чести, оказавшийся в стане Пугачева. И все, что он может здесь делать, это читать лекции студийцам и переводить для горьковской „Всемирной литературы“ Кольриджа или Вольтера».

Дмитрий Быков

Второй пушкинский подтекст, более неожиданный, — это «Медный всадник».

«Ведь, о чем, собственно говоря, пушкинский „Медный всадник“? Разумеется, не о том, что маленький человек расплачивается за гордыню Петра, построившего город на Неве. Весь образный строй поэмы Пушкина говорит, что Петр прав, потому что в результате над приютом убогого чухонца воздвиглись петербуржские башни и сады.

Но дело-то в том, что расплачивается за это маленький человек, и расплачивается он не за Петербург, а расплачивается за буйство порабощенной стихии. Когда порабощенная Нева идет обратно в город, это описано в тех же терминах, в каких в „Капитанской дочке“ описано восстание. 

Наводнение в „Медном всаднике“ — это русский бунт, бессмысленный и беспощадный, и жертвой этой революции становится Евгений, потому что его возлюбленная умерла».

Дмитрий Быков

Блок и Гумилев мало в чем похожи, но восприятие революции у них общее: революция — это гибель женщины, Прекрасной Дамы, Незнакомки, Катьки, Параши или Машеньки. Герой Гумилева пытается спасти возлюбленную и понимает, что обречен сам.

«Революция, этот заблудившийся трамвай, который прокатывается по живым судьбам, не несет свободы, а несет страшное предопределение. Все время хочется крикнуть: „Остановите, вагоновожатый, остановите сейчас вагон“, а он не останавливается, потому что у революции свой закон, не человеческий. 

А наша свобода — это только оттуда бьющий свет, только небесное обещание, только звездные послания, которые мы пытаемся расшифровать. Нет свободы на земле, нет свободы в реальности — свобода всегда откуда-то. И в зоологическом саду планет, волшебном космическом будущем».

Дмитрий Быков

«Заблудившийся трамвай» — первое и единственное суггестивное стихотворение у рационалиста Гумилева. Оно словно продиктовано ему из будущего, и в этой манере поэт писал бы потом, но Гумилев озарений и Индий духа нам остался неизвестен.

Подробный анализ стихотворения

История создания

В История создания произведения связана с общественной ситуацией в России начала XX века. Поэт негативно относился к Октябрьской революции, ведь был уверен, что нельзя построить новую страну на лжи. Он открыто заявлял, что Россия оказалась в руках варваров, которые совсем не жалеют то, что создавалось столетиями.

После революции вспыхнула гражданская война, что тоже не пришлось поэту по душе. Мятежные события вызывали у Н. Гумилёва неприятные ассоциации, которые воплотились в «Заблудившемся трамвае». Произведение было создано в 1919 г., а уже в 1821 его опубликовали в сборнике «Огненные столпы».

О том, как родилась задумка столь необычных стихов, вспоминала И. Одоевцева. Поэт рассказывал ей, как поздней ночью возвращался домой после веселой гулянки. Вдруг он увидел трамвай, который летел по небу.

Видение перенесло его мысли в прошлое, а потом показало будущее. После этого в его голове начали сами собой рождаться строки стихотворения. Текст был написан за 40 минут. Автор не скрывал, что искренне удивлялся результатам такого необычного творческого процесса.

Известно, что в первой версии Гумилёв использовал имя Катенька, но позже изменил его на Машеньку.

Тема

В стихотворении автор развивает тему революции и послереволюционной действительности. Исторические события поэт завуалировал при помощи метафор, искать смысл произведения нужно между строк.

Проблема раскрывается с точки зрения лирического героя, поэтому стихотворение написано от первого лица. Герой рассказывает о своих «приключениях», используя аллегорические и символические образы. Сначала он вспоминает, как увидел летящий трамвай. Этот образ символический.

В литературе под ним традиционно подразумевают историю. Н. Гумилёв подробно описывает звуки, которые слышатся в этот момент: воронье карканье, громы и звоны лютни. Такое сочетание не удивляет, так как символизирует хаос, царивший в начале ХХ века.

Лирический герой удивляется, как оказался на подножке железного зверя. Удивление сменяется страхом. Герой умоляет вагоновожатого остановиться. Но остановить бешеное движение не удаётся.

Трамвай подвёз пассажиров к странному вокзалу, где торгуют мёртвыми головами. В этом эпизоде автор намекает на участие тех, кто пытался «плыть против течения», как он. Лирическому герою тоже срезают голову.

Далее герой замечает дом, где жила Машенька, его невеста. Теперь её голос не слышен. И герой предполагает, что девушка умерла. В её смерти он винит себя, ведь слышал стоны, но вместо того, чтобы броситься на помощь, пошёл «представляться Императрице».

Исследователи считают, что под образом Машеньки скрывается Россия.

В последних строфах Н. Гумилёв выражает смелую мысль о том, что настоящая свобода наступает только после смерти, когда человек попадает на небеса. Завершается произведение признанием в любви, адресованным Машеньке.

Проблема, раскрытая в стихотворении, была распространённой в литературе первой половине ХХ века, однако произведение выделяется своей оригинальностью на фоне других.

Читайте также:  Итоговое сочинение: Что значит уметь дружить?

Композиция

Произведение можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мёртвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, ведь в нём представлены невёселые размышления автора о своей эпохе. Написано оно разностопным дольником. Н. Гумилёв использовал перекрёстную рифмовку АВАВ.

  1. Средства выразительности
  2. Для оригинальной подачи общественных мотивов и воспроизведения внутреннего состояния лирического героя автор использует средства выразительности.
  3. В тексте есть метафоры – «он заблудился в бездне времён», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке», эпитеты – «огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» и сравнение – «лицо, как вымя».

Сочинение о стихе Заблудившийся трамвай

Стихотворение “Заблудившийся трамвай” было написано в 1919 году. Тема и основная мысль, которую Гумилёв хотел передать в стихотворении, определить однозначно трудно, это зависит от того, что в то время Гумилёв находился на пути творческого искания.

Даже тот факт, что стихотворение было написано совершенно нетипично акмеистов, так как в нем множество символов вызывает, фантастику ведь Гумилёв относился к писателям акмеистам, а не к символистам.

Первая строфа была написана во время прогулки, когда Гумилев шёл по мосту через Неву. Он увидел трамвай после этого он написал строку за строкой за очень короткое время. Сам Гумилёв был удивлен от этого, что и случай повлиял на него и он писал строки совершенно несвойственные ему ранее.

Сам поэт считал, что “Заблудившийся трамвай” магическое произведение его жизни. Тема стихотворения связана со временем, так как писать, употребляет предложение, заблудившийся в бездне времен.

Однако в произведении имеется подтекст, связанный с революционными событиями примеру “красной палач”, “мёртвые головы”.

Стихотворение состоит из пятнадцати строф.

Первая строфа описывает героев реальном мире, остальные строфы посвящены путешествию лирического героя на волшебном трамвае. К концу, стихотворение мы видим воспоминания о любви. Чувства, любови и грусти связаны с погружением лирического героя в память, находясь внутри блуждающего трамвая. Композиция стихотворения поделена на три части.

В первой мы видим, как лирический герой замечает летящий по небу трамвай и вступает на его подножку. Вторая часть связана с пребыванием героя в трамвае. Третья же часть посвящена воспоминаниям жизни и революции. Стихотворение наполнено различными метафорами.

Например, заблудившийся в бездне, кровью налитые буквы, летит трамвай, знакомый ветер. Присутствуют в произведении и эпитеты: огненные дорожки, пытливый взгляд, сладкий ветер.

Имеются сравнения “в рубашке с лицом как вымя”. Данные средства выразительности помогают Гумилёву создать таинственную, магическую атмосферу, что способствует погружению читателя в внутренний мир героя.

Произведение написано дольником, рифмовка перекрестная. Чередование звуков и слогов, которые напоминают шум и стук трамвая и его колес.

Анализ стихотворения «Капитаны» Н.С. Гумилёва.

Итак, смысл стихотворения можно трактовать двояко. Я бы остановился на версии, которая является логическим продолжением интерпретации образов. Так вот, в какую бы эпоху ни жил герой стихотворения, сколько бы жизней и душ ни «пропустил» через себя, грусть и сожаление не покидали его душу.

Он чувствовал постоянное недомогание от того, что не может полюбить и просто быть счастливым. Но вдруг — озарение.

Внезапно лирический герой говорит о том, что ни в одной из своих прежних жизней даже и представить себе не мог, что любовь может быть такой, грустной, построенной лишь на воспоминаниях о былой красоте.

Главная мысль стихотворения состоит в том, что в сердце человека всегда есть любовь, просто иногда это чувство такое непривычное, что даже близко не напоминает эталон.

Краткий анализ произведенияПодробный анализ стихотворенияАнализ «Заблудившийся трамвай» по Д. БыковуСочинение о стихе Заблудившийся трамвай

«Заблудившийся трамвай» – анализ стихотворения Николая Гумилева

Время на чтение: 11 минут

История произведения

Стихотворение «Заблудившийся трамвай», история создания которого связана с революционными переменами в царской России, было написано в 1919 году. О том, почему у поэта появилась идея написать произведение, он поделился с ученицей, поэтессой и прозаиком Ириной Одоевцевой. Однажды, возвращаясь вечером после гулянки домой, он остановился на питерском мосту. Здесь его нетрезвый взгляд приковал трамвай, который приближался на большой скорости.

В какой-то момент Николаю пригрезилось, что он видит будущее. Первые строки нового стихотворения возникли в его голове сами собой, как и продолжение. Поэт был очень этим удивлен и вдохновлен своим творческим порывом. В финальной редакции он изменил только имя девушки, к которой обращался (с Катеньки на Машеньку).

Главная мысль и тема

Основную мысль и тему произведения определить непросто. Трактовка зависит от восприятия стихотворения. Это либо духовные искания поэта, либо память о его прошлом, которое пронеслось перед глазами во время поездки.

Основную мысль можно найти в заключительной строфе. Чувства, которые испытывает поэт во время прогулки (любовь и грусть), вызваны погружением в собственную жизнь, творчество, ностальгией.

С ними бок о бок идут чувство вины («закажу панихиду»), безнадежность и отчаянье («навеки сердце угрюмо).

Анализ по пунктам

Перед анализом следует изучить текст произведения. В нем описывается ситуация, когда поэт в образе лирического героя проносится сквозь время от светлого прошлого к темному, неизвестному будущему в охваченной революцией стране. Анализ стихотворения «Заблудший трамвай» Гумилева позволяет разделить произведение на такие основные части:

  • Рассказ, как герой очутился на подложке трамвая. Герой идет по улице, и тут, словно из другого мира перед ним предстает трамвай без вагоновожатого. Его появление сопровождается светом стуком, что одновременно восхищает и настораживает. Автор отправляет своего героя на подложку, и трамвай несется вперед, не оставляя времени для сомнений и раздумий.
  • Описание путешествия. Словно призрак, транспортное средство проносится по загробному миру, в котором герою вспомнилась прежняя жизнь. Он ностальгирует по местам, где был счастлив. «Через Неву, Нил и Сену» — места, где длительно жил и бывал поэт во время путешествий. Индия Духа — отсылка к поэтическому течению акмеистов.
  • Рассказ о Машеньке и мертвых головах. Трамвай сбился с пути, но несется по кем-то заранее предначертанной дороге. И вот уже он на Зеленной, где вместо капусты и брюквы торгуют мертвыми головами. Поэт переживает и свою смерть от палача в красной рубашке, а затем оказывается в переулке, где «жила и пела» Машенька. Девушка была возлюбленной поэта, но умерла в молодые годы. Обращаясь к ней, он вспоминает былое, и снова в его душе возникает гибельное предчувствие: «…отслужу молебен о здоровье Машеньки, и панихиду по мне».

Стихотворение открывает читателям тяжелое революционное время — период смятения духа, ломки старых устоев и неприятия новых. Многие интеллигентные люди все еще пытались найти предначертанный судьбой путь.

Проезжая в трамвае мимо улиц и домов, герой мысленно прощается с прошлыми понимает, что оно уже не будет таким светлым и безмятежным, как прежде. Он отказывается в это верить, и теряется в бездне времени.

Краткая характеристика

Сокращенный анализ стихотворения понадобится ученикам 11 класса во время изучения творчества Гумилева на уроках литературы. Произведение было написано за 40 минут, и оно считается сложным для трактовки. Кратко его можно проанализировать по такому плану:

  • дата сочинения — 1919 г., включения в сборник «Огненный столп» — 1921 г.;
  • тема — коммунистическая революция 1917 г.;
  • композиция — монолог лирического героя, состоящий из 15 катренов;
  • лирический сюжет — сон, в котором герою снится собственная казнь;
  • жанр — элегия (невеселые размышление автора о наступившей эпохе);
  • размер — четырехстопный ямб;
  • метафоры — «зоологический сад планет», «мчался он бурей», «заблудился в бездне времен»;
  • сравнение — «лицо, как вымя»;
  • эпитеты — «огненная дорожка», «ветер сладкий», «напудренная коса».

Средства выразительности

Неоромантическая сказка «Заблудившийся трамвай» Гумилева является одним из наиболее выдающихся образцов русской поэзии Серебряного века. Оно сочетает совершенные поэтические формы, многоплановость смыслов, искренность автора. Интерпретировать произведение непросто, поскольку многое сказано образами:

  1. Трамвай, в котором едет лирический герой через леса и дождь — пришелец из иного мира. Его появление в произведении «Заблудившийся трамвай» Гумилева средства выразительности сопровождают постоянно. Например, вороний грай (как знак смерти), раскаты грома вдали (идет война), звоны средневековой лютни (знак миссии автора). Транспорт героя заблудился в бездне времен. Его символика — корабль-призрак, который вдруг уносить героя в загробный мир.
  2. Некоторые критики видят в путешествии трамвая жизнь, которая проносится перед глазами умирающего героя. Он хочет остановить транспорт и сойти, однако сделать это не в силах. Каждый образ затрагивает определенный этап жизни поэта. Нева — Петербург 1920 года, Нил — африканская авантюра 1913-го, Сена — столица Франции в 1907-м. Дом 3 окна — бывшая супруга Ахматова, которую в стихотворении поэт величает Машенькой. Подобный метод оценки весьма уязвим. Никто до конца не раскрыл основной замысел поэта, ведь он бывал в Петербурге и в 1917.
  3. Загадка произведения в том, что его можно толковать по-иному. Существует мнение, что герой переживает не обратный отчет времени, а творческие муки. Он старается найти переход от искусства акмеизма к символизму. Тогда фразу «Индия духа» можно трактовать как символистский этап творчества поэта. В лавке зеленщика в городке он находит кочаны капусты, которые соизмеряет с человеческими головами (такая же в них пустота). Образы пальм намекают на возвращение к акмеизму.
  4. Многие исследователи полагают, что не стоит искать в незнакомых образах, которые описывает поэт, конкретно известных и реальных персонажей. Остается загадкой, знал ли Гумилев старика из Бейрута, однако его образ гармонично вписался в контекст произведения (смерть смешивается с жизнью). Прототипом Машеньки считают не только Анну Ахматову, но и умершую в молодости кузину Гумилева — Марию Кузьмину-Караваеву и даже Машу Миронову из художественного произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
  5. Антитезой Машеньке является императрица, в которой отражено противостояние официального и личного. Образ Машеньки из «Капитанской дочки» кажется более правильной трактовкой еще и потому, что с ним перекликаются образы дощатого домика и императрицы. Стихотворение можно назвать пророческим. Лирический герой (Гринев наоборот) идет к императрице, и, обвиненный в заговоре, погибает.
Читайте также:  Злострастие Олега ЛСП в композиции «Канат»

Фразу «сад планет» у домика Машеньки автор использует не случайно. Это символ смерти, космоса, противного человеческой природе. Для вечности же нет разделения между живым и мертвым, но лишь там человек находит свободу. Однако в земном существовании есть эта граница, и поэт меняет местами лирического героя и Машеньку по принципу жизни и смерти.

Есть мнение, что Машенька ассоциируется у автора с прошлой Россией, которую поэту невозможно не любить. Однако она умерла, и никогда не вернется назад. В отчаяньи его герой просит остановить трамвай, что уже невозможно. Все светлые образы прошлого приходят лишь в воспоминаниях.

В последних строфах поэт описывает образы Санкт-Петербурга: Исакий, Всадник на коне в железной перчатке. Это финальная точка маршрута, где у героя возникает желание заказать панихиду по себе.

Символика названия

Многие читатели задавались вопросом, почему стихотворение называется «Заблудившийся трамвай». Транспорт, который идет по рельсам, не может сбиться с пути.

Однако автор использует эту метафору, подчеркивая, что трамваем является страна, погрязшая в ложных идеях и псевдопатриотизме. Поэту до сих пор не верится, что он «вскочил на подножку трамвая».

Он привык проводить время за границей и по случайности оказался в стране в разгар революции.

Однако пребывание поэта в стране вызвало пристальное внимание новой власти. Он тут же стал невыездным отчасти из-за своей позиции, отчасти — из-за благородного происхождения.

В стихотворении он возвращается в любимые страны, где ему было хорошо и спокойно. Здесь же он словно предвидит скорую смерть (1921 год), описывает своего палача — крестьянина в красной рубашке с лицом, как вымя.

Однако это не так страшит поэта, как-то, что от его любимой России не осталось ничего привычного.

Стихотворение по сей день вызывает горячие споры у литературных критиков. Оно является вершиной творчества поэта, выражает его новаторский талант. Описанные события вращаются не вокруг конкретного человека, а вокруг чувств, эмоций.

Произведение было рождено под влиянием сиюминутного порыва, словно продиктовано ему из будущего. В подобной манере поэт мог бы писать и дальше, однако вмешались революционные силы, и Гумилев озарений и Индий духа остался нам неизвестен.

Анализ стихотворения Н. Гумилева "Заблудившийся трамвай"

Определение 1

Акмеизм – это модернистское течение в поэзии начала 20 века, которое, в отличие от символизма, провозгласило материальность тематики и образов, их предметность с позиции «искусства для искусства».

Творчество Н. Гумилева порой сложно для восприятия из-за необычных метафор. Стихотворение «Заблудившийся трамвай» является свидетельством этого. В этом произведении Гумилев описывает свое отношение к России во время Октябрьской революции и после нее.

История создания этого стихотворения связана с общественной ситуацией, сложившейся в России в начале 20 века. Отношение Гумилева к Октябрьской революции было негативным, так как он был уверен, что невозможно построить новую страну на лжи.

Гумилев открыто говорил, что Россия оказалась в руках настоящих варваров, которым совершенно не жалко того, что создавалась веками. После революции в стране вспыхнула гражданская война. Естественно, она тоже не была поэту по душе. Все эти мятежные события вызывали у поэта неприятные ассоциации. Они нашли воплощение в стихотворении «Заблудившийся трамвай».

Стихотворение было написано в 1919 году. В 1921 году «Заблудившийся трамвай» был опубликован в сборнике «Огненные столпы».

И. Одоевцева вспоминала о том, как появилась задумка этих необычных стихов. Гумилев ей рассказывал, как однажды возвращался поздней ночью после веселой гулянки домой. И вдруг он увидел трамвай, летевший по небу.

Это видение перенесло мысли поэта в прошлое, затем показало будущее. В голове сами собой стали появляться строки стихотворения. Произведение было написано за 40 минут.

Гумилев не скрывал, что был искренне удивлен результатам этого необычного творческого процесса.

Замечание 1

В первой версии стихотворения Н. Гумилев использовал имя Катенька, однако позже заменил имя на Машеньку.

«Заблудившийся трамвай» написан в жанре элегии. В этом произведении представлены грустные размышления поэта о своей эпохе. Стихотворение написано разностопным дольником. Поэт использует перекрестную рифмовку АВАВ.

Стихотворение можно разделить на несколько смысловых частей:

  • Рассказ о том, как лирический герой оказался на подножке трамвая;
  • Рассказ о странном путешествии;
  • Рассказ о Машеньке и мертвых головах.

Произведение формально состоит из 15 катренов.

Тема стихотворения

Гумилев в своем стихотворении развивает тему революции и жизни после нее. исторический события он завуалировал с помощью метафор, поэтому искать смысл стихотворения нужно между строк.

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» написано от первого лица, проблема произведения раскрывается с точки зрения лирического героя. он рассказывает о своих приключения, при этом используя символические и аллегорические образы. Герой сначала вспоминает о том, как увидел летящий трамвай.

Образ трамвая в этом произведении является символическим. Традиционно в литературе под ним подразумевается история. Гумилев в подробностях описывает звуки, которые слышны в этот момент: карканье ворон, звоны и громы лютни.

Это сочетание не удивляет, так как является символом хаоса, царившего в стране в начале 20 столетия.

Лирический герой произведения очень удивлен тому, как оказался на подножке трамвая. Затем удивление сменяется страхом. Лирический герой умоляет вагоновожатого остановиться, однако остановить это стремительное движение не удается.

Железный зверь подвозит пассажиров к странному вокзалу, в котором торгуют мертвыми головами. Этот эпизод – намек на участие тех, кто пытался сопротивляться, плыть против течения. Намек на таких, как он.

И лирическому герою тоже отрезают голову.

Затем лирический герой замечает дом, в котором жила его невеста Машенька. Но теперь ее голос не слышен. Герой предполагает, что Машенька умерла, и в ее смерти он винит себя. Он вспоминает, что слышал стоны, но не бросился в ту же минуту на помощь, а отправился «представляться Императрице».

По мнению исследователей, под образом Машеньки поэт подразумевает Россию.

В последних строфах произведения Н. Гумилев выражает довольно смелую мысль о том, что истинная свобода наступает лишь после смерти, когда человека оказывается на небесах. Стихотворение завершается признанием лирического героя в любви, адресованным Машеньке.

Проблема, которую Гумилев раскрывает в своем стихотворении, была весьма распространенной в литературе начала 20 века. Но «Заблудившийся трамвай» на фоне других выделяется своей оригинальностью.

Смысл произведения

«Заблудившийся трамвай» считается самым загадочным стихотворением Г. Гумилева. Очевидно, что стихотворение описывает сон. Трамвай у Гумилева становится символом революции.

Поэт действительно вскочил на подножку революции – его не было в России в 1917 году, но в 1918 он вернулся несмотря на то, что его активно отговаривали.

В этот момент свернуть с пути революции уже было невозможно, как невозможно свернуть трамваю.

Трамвай провозит лирического героя через три ключевых момента истории:

  • через Неву, на которой совершилась Октябрьская революция;
  • через Сену – здесь произошла Великая французская революция;
  • через Нил – здесь зародилась многовековая борьба против рабства.

Революция – заблудившийся трамвай. Он прокатывается по судьбам людей. Он не несет свободы, а только страшное предопределение. Хочется остановить вагон, но он не останавливается – у революции свой закон. А свобода – это только небесное обещание и звездные послания, которые человек пытается расшифровать. на земле нет свободы, свободы нет в реальности, она всегда откуда-то.

В этом заключается смысл стихотворения Н. Гумилева «Заблудившийся трамвай».

Средства выразительности

Гумилев использует средства выразительности, благодаря чему ему удается оригинально подать общественные мотивы и воспроизвести внутреннее состояние лирического героя:

  • метафоры: «зоологический сад планет», «он заблудился в бездне времён»;
  • эпитеты: «пытливый взгляд», «серый вагон», «огненная дорожка», «ветер сладкий», «нищий старик», «напудренная коса»;
  • сравнение: «лицо, как вымя».
Ссылка на основную публикацию