Анализ стихотворения «Никого не будет дома» (Б. Пастернак)

Я думаю что в стихотворении Бориса Пастернака “Никого не будет дома” речь идёт об одиночестве. Герой стихотворения находится совершенно один дома, и его гложет неумолимая тоска.

Жизнь течёт очень медленно, размеренно, не торопясь, доходя до монотонности. Без каких-либо прикрас и радостных моментов. За окном царит зимняя природа, которая придаёт, и без того грустному настроению, ещё больше тёмных красок души.

Но в тот же момент героя не покидает мысль о том, что жизнь может измениться.

Несмотря на плохо настроение, зимний пейзаж за окном навивает более позитивные мысли. Этот белый зимний снег очень чувственен, с ним связываются вещи невинные, добрые. Снег – это символ чистого. Герой считает так, потому что с наступлением зимы, всё прошлое: обиды, грусть – стирается и даёт начало новым свершениям “”и опять зачертит иней…Прошлогоднее унынье”.

Также у героя присутствует ожидание чего-то хорошего. Надежда на счастливое будущее не покидает его до конца стихотворения. Эта надежда, как “сомненья дрожь” может появится совсем неожиданно. Мне даже показалось, что она приходит в гости только в самые плохие моменты, в пиковые моменты грусти.

Спасенье приходит к человеку когда он поистине в нём нуждается. Она облечена в белые одежды, она совершенно проста “В чем-то белом, без причуд”. Описание надежды героя очень похоже на описание зимы, ещё это может быть любимый человек или родственник, который давно не появлялся.

И очищение души от прошлых переживаний нужно для того, чтобы освободить место для новых. Пустота в душе оставаться не должна, одна савокупность эмоций уходит при помощи “гостьи” и приходит другая. Это можно назвать – бесконечный круговорот.

Человек живёт, и вместе с ним живёт его душа, которая не бывает пуста.

Таким образом, можно сделать вывод что автор хотел сказать о том, что на протяжении жизни всех людей бывают неприятные моменты, в свете которых теряется смысл жизни.

Но отчаиваться ни в коем случае не нужно никогда. Нужно находить хорошие моменты всегда, или хотя бы пытаться. Человек не одинок в своих эмоциях и переживаниях.

На помощь к морально сломанному человеку приходят близкие и любимые люди.

Анализ стихотворения Никого не будет дома Пастернака

Стихотворение написано в 1931 году. В России непросто – НЭП, очередная перестройка и ломка жизненных ценностей, устоев, судеб. Особенно тяжело было интеллигенции. У Пастернака свой собственный подчерк написания стихотворения. Читателю хочется поставить свои знаки препинания, но нельзя. Стихотворение написано хореем, рифма чередуется через строчку.

Это стихотворение поэт посвятил своей второй жене Зинаиде. Он практически «увёл» её у своего друга. У обоих были семьи, но это не остановило влюблённых.   В первом четверостишии он вспоминает о своей бывшей семье.

Сумерки, не задёрнутое шторами окно. Поэт сидит он в тишине спокойного зимнего дня. Он мучается от того, что виноват, сомневается в своём поступке. В оставленной семье остался ребёнок.

Его посещает «прошлогоднее унынье и дела зимы иной».

Как известно, такова физиология, и от этого никуда не денешься. Мужчины – существа полигамные. Инстинкты берут верх над разумом. Как человеку творческому, для создания новых произведений поэту нужны новые эмоции, новые впечатления. У Пастернака на первом месте чувства.

А за окном идёт снег, он ложится мохнатыми комьями  на крыши. И нигде никого, тишина.

Свою новую любовь он называет «будущность». Она появится неожиданно, затрепещет портьера, в тишине раздадутся лёгкие торопливые женские шаги. И, о чудо! Вот она выпорхнула из-за двери в простом воздушном белом платье, без прикрас, похожая на снежинку. Этим сравнением он хочет показать чистоту её чувств и помыслов.

В стихотворении много метафор. Поэт наделяет природу способностью испытывать те же чувства, что и человек. Его ощущения передаются не просто описанием чувств, а через природу.

Это стихотворение, положенное на музыку, прозвучало прекрасным, трогательным романсом в фильме «Ирония судьбы или «С лёгким паром!»»

7 класс

Анализ стихотворения «Никого не будет дома» (Б. Пастернак)

  • Анализ стихотворения Маяковского Облако в штанах
    Стихотворение Маяковского «Облако в штанах» длинное и изумительно красивое. Четыре его части воплощают в себе четыре разных посыла: «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию».
  • Анализ стихотворения Пушкина Пущину 6 класс
    Знаменитое стихотворение «И. И. Пущину» великого русского поэта Пушкина Александра Сергеевича было написано во время пребывания поэта в ссылке в селе Михайловское. Первое, с чего нужно начать анализ, так это указать,
  • Анализ стихотворения Некрасова Сеятелям
    В девятнадцатом веке с образованием было плохо. Это сейчас каждый умеет читать и писать, а тогда народ был безграмотен. В его душе не пробуждались всходы духовности, а церковь не всегда справлялась со своими обязанностями. Постоянные
  • Анализ стихотворения Блока Россия
    Октябрьская революция 1917 года повлияла на судьбы и творчество многих поэтов и писателей. Кто-то предпочёл старый режим новому и уехал из страны, оставаясь в душе верным своей Родине. Кто-то, как и А. Блок остался
  • Анализ стихотворения Бальмонта Фантазия
    К. Бальмонт – незаурядный лирик Серебряной эпохи. В многих его творениях властвуют не люди, а описательные фигуры и эмоции. Похожим образцом служить элегия «Фантазия». Элегию «Фантазия» Бальмонт издал в 1893 г. Лирик обрисовал

«Никого не будет в доме» анализ стихотворения Пастернака по плану кратко – тема, история создания – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Произведения Б. Пастернака могут многое рассказать о личной жизни поэта. Примером этого является «Никого не будет в доме». Школьники изучают его в 7 классе. Предлагаем узнать о стихотворении больше, ознакомившись с кратким анализом «Никого не будет дома» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в 1931 году, когда поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз, поэт включил стихотворение в сборник «Второе рождение».

Тема стихотворения – одиночество, мечты о встречи с возлюбленной.

Композиция – Анализируемое произведение условно делится на части: рассказ о пустом доме и мечты лирического героя о встречи с любимой женщиной. Б. Пастернак тесно переплетает эти части между собой.

  • Жанр – любовная лирика.
  • Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «только белых мокрых комьев быстрый промельк моховой», «и опять зачертит иней, и опять завертит мной прошлогоднее унынье», «по портьере пробежит сомненья дрожь».
  • Эпитеты – «зимний день», «белые, мокрые комья», «неотпущенная вина».
  • Сравнение – «ты, как будущность, войдешь».

История создания

История создания анализируемого произведения связана с переломным периодом в жизни Б. Пастернака. Оно появилось в 1931 г. после того, как поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз.

Женщина уже состояла в законном браке, имела детей, впрочем, как и Борис Леонидович.

Тем не менее, между ними вспыхнуло сильное чувство, и брачные узы не смогли удержать Пастернака и Нейгауз возле бывших половинок.

Расставание с первой женой и сыном поэту далось тяжело. Он чувствовал себя виноватым, а в душе поселилось смятении, поэтому лирический герой стихотворения говорит о «неотпущенной вине». Зинаида Нейгауз стала второй супругой Пастернака, прожившей с ним до последних дней. Однако она не стала последней любовью, ведь на закате своих лет Борис Леонидович влюбился в Ольгу Ивинскую.

Произведение «Никого не будет в доме» вошло в сборник «Второе рождение», увидевший мир в 1932 г.

Тема

В литературе Б. Пастернак больше известен как автор философской лирики. Он признавался, что не умеет красиво описывать эмоции и чувства. Однако его любовная лирика поражает откровенностью и оригинальными образами. В анализируемом произведении переплетаются философская тема одиночества и интимная тема встречи с возлюбленной.

В первых строфах авторское внимание сосредоточено на доме, о котором рассказывает лирический герой. Воображение мужчины рисует один из дней, который должен настать в будущем.

Он представляет пустой дом, наполненный сумерками. Эта деталь подсказывает, что герой чувствует себя одиноким. За окнами будет зимний снежный день.

Описание снега только усиливает ощущение пустоты в жилище и в душе рассказчика.

Лирический герой знает, что в такой атмосфере им обязательно «завертит… прошлогоднее уныние». Эта психологическая деталь автобиографическая. При помощи нее Б. Пастернак намекает на свое расставание с первой женой и сыном. Память о «делах зимы иной» вызывает у лирического героя чувство вины, терзающее сердце.

Вдруг взор мужчины переводится на портьеру. Душевные мучения начинают утихать, ведь герой видит свою возлюбленную. Ее он сравнивает с будущностью, намекая, что не представляет без нее жизни. Образ возлюбленной, отображенный в последних стихах, напоминает ангела. На женщине белое невесомое одеяние, которое символизирует чистоту, начало новой жизни.

Композиция

Анализируемое произведение условно делится на две части: рассказ о пустом доме и мечты лирического героя о встречи с любимой женщиной. Б. Пастернак тесно переплетает эти части между собой. Формально стихотворение состоит из шести катренов.

Жанр

Жанр произведения – любовная лирика. Главную роль в стихах играют эмоции и чувства. В стихотворении преобладает грустное настроение, что характерно для элегии. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Рифмовка в катренах перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Художественные средства служат для раскрытия темы и передачи внутреннего состояния лирического «Я». Основой для создания тропов являются ассоциации автора.

Практически в каждую строфу поэт вплетает метафору: «только белых мокрых комьев быстрый промельк моховой», «и опять зачертит иней, и опять завертит мной прошлогоднее унынье», «по портьере пробежит сомненья дрожь».

Атмосфера зимнего дня и смятение лирического героя передаются посредством эпитетов: «зимний день», «белые, мокрые комья», «неотпущенная вина». Сравнение в тексте всего одно «ты, как будущность, войдешь».

Интонация стихотворения плавная без восклицаний и вопросов. Кажется, автор не хочет нарушать тишину, царящую в пустом доме. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. В некоторых строках автор использовал аллитерацию, например, неуютную атмосферу он передал при помощи согласных «з», «с», «р»: «зимний день в сквозном проёме незадёрнутых гардин».

ПредыдущаяСледующая

Анализ стихотворения Пастернака Никого не будет дома 7 класс

Борис Пастернак не считал, что хорошо умеет передавать чувства и эмоции. Ему казалось, что у него нет лирического таланта, но поэт всегда хотел его развить.

Большая часть его произведений посвящена философским проблемам. Однако, в его творчестве большое место занимают стихотворения о чувствах, в том числе и о любви.

Примером такого стихотворения является произведение «Никого не будет в доме…».

Оно тесно связано с личной жизнью поэта. Борис Пастернак посвятил стихотворение своей второй супруге, Зинаиде Нейгауз.

Их отношения были окружены сплетнями, поэтому сейчас можно найти много недостоверной информации про их роман. Одно известно точно, что Пастернак встретил любимую, когда уже был женат на Евгение Лурье.

Стоит сказать, что Зинаида Нейгауз тоже была не свободна. Влюбленным было необходимо через многое пройти, чтобы быть вместе.

Стихотворение «Никого не будет в доме…» описывает знакомство Пастернака и Нейгауз, а также содержит чувства, эмоции и переживания.  Это своего рода биография их отношений.

Первая часть стихотворения посвящена переживаниям, связанным с уходом автора из семьи. Лирический герой вспоминает о делах минувшей зимы.

В то время Борис Пастернак находился на распутье, ему было необходимо сделать нравственный выбор: семья или любовь. Он как поэт знал, куда могут довести чувства, однако выбрал любимую женщину. Это далось ему непросто.

Он чувствует вину, что оставил жену и ребенка. Однако, обманывать супругу он не мог. Поэт поступил по-честному, хотя и причинил боль своей жене.

Вторая часть стихотворения посвящена образу Зинаиды Нейгауз. В описании ее наряда автор сравнивает его с хлопьями снега. Поэт подчеркивает белоснежность ее облика, что подтверждает непорочность, чистоту, искренность их чувств. Также это оттеняет воздушность, невесомость, легкость облика избранницы автора.

Стихотворение написано кристально чистым языком. Оно не содержит сложных стилистических приемов, не изобилует метафорами, эпитетами, сравнениями. Однако, именно таким языком автору удается максимально понятно и ясно описать свои чувства, сделать смысл понятным каждому читателю так, чтобы все могли найти в этом произведении что-то свое, отражение чувств и переживаний.

Отношения с Зинаидой Нейгауз стали началом нового этапа в жизни поэта. Любовь вдохнула в него новые силы, дала почву для раздумий.

Вариант 2

Это, на мой взгляд, одно из самых лиричных стихотворений Б. Пастернака. Композиционно стихотворение можно разделить на части.

В первую часть входят четыре строфы, в которой возникает лирический герой, проводящий этот зимний вечер в одиночестве.

В стихотворении очень много повторов, которые вводятся словами «только» и «кроме», они подчеркивают, что вокруг лирического героя нет ни души, только «сумерки», «крыши» и «снег».

Они словно проступают сквозь стены и окружают героя, подчеркивая его душевное состояние: грусть, чувство вины и уныния. В первой части автор использует интересные синтаксические приемы ярче расставить смысловые акценты в стихотворении.

  • Например, предложение первого четверостишья заканчивается посредине второй строчки, тем самым смысловая нагрузка на следующее слово увеличена, оно выделяется, и относится и к лирическому герою, и к зимнему дню:
  • Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один…
  • В третей строфе с помощью повтора «и опять завертит» и звукописи (повторения звуков м-н-т) создается образ метели.
Читайте также:  333. Какие цели могут стать смыслом жизни?

Вторая часть противопоставлена первой: «нежданно» появляется лирическая героиня, которая ассоциируется с чем-то новым, светлым, это “будущность” героя. Образ девушки очень нежен и воздушен, она облачена в белый наряд, похожий на белые хлопья. Образ такой светлой лирической героини является сквозным для любовной лирики Пастернака.

Изменяется и настроение стихотворения восхищение и благоговение, восторг перед любимой девушкой сменяют уныние и грусть. И через обычную обстановку словно проглядывает, высвечивается самое важное для человека. Тем самым Пастернак Б.

подводит читателей к мысли о том, что любовь – одно из важнейших чувств в жизни человека, оно помогает переживать неприятности, верить в лучшее и никогда не терять надежду.

Анализ 3

Удивительная тишина зимних вечеров, плавность легкого движения снежинок за окном, ожидание чуда, счастья – эти тончайшие ощущения, оттенки чувств стремится передать Борис Пастернак в своем произведении. Как равноправные собеседники, участники лирического действа входят в наш мир сумерки, тишина, зимний день. Они словно бы обретают свою волю, свое лицо.

В начале произведения лирический герой одинок. С этого чувства одиночества начинается произведение: «никого не будет», но в то же время он наедине с этим зимним днем, он весь обращен туда, где в раму окна смотрит на него синий зимний вечер.

Неподвижность героя внутри контрастирует с быстрым скольжением снежинок снаружи. И кажется, что это движение вот-вот нарушит уединение лирического героя, ворвется и в комнату. Первое слово стихотворения повторяется и в конце второй строфы, создавая кольцо одиночества, отсутствия живой души.

И даже сам лирический герой становится словно менее заметным, неподвижным, погруженным в сумерки.

Появление возлюбленной выглядит давно ожидаемым и одновременно внезапным, не случайно следующая строфа начинается противительным союзом «но». Синеватый сумеречный свет, одиночество в тесной комнате вдруг сменяется ярким светом, желанной встречей.

Ее приход ощутим для всего в этом устойчивом мире: кажется, даже неодушевленные предметы вдруг почувствовали дыхание чего-то нового, неожиданного.

Она входит «как будущность» – судьбоносно, неотвратимо, словно исполнение давнего предсказания.

И вначале кажется, что она возникает в темной комнате прямо из этого снежного мира за окном, появляясь из белизны заснеженных крыш, из морозного воздуха.

Обратим внимание, что в первой части стихотворения, изображающей одиночество, ожидание, практически отсутствуют глаголы, исключение составляет глагол «будет» в первой строке, а с появлением любимой жизнь обретает движение, что подчеркнуто глаголами в форме будущего времени и деепричастием: пробежит, войдёшь, появишься, меря. Свет, бодрость, ясность, надежду привносит она в сумеречный уют дома.

Образ возлюбленной удивительно сообразен этому снежному миру за окном, их роднят естественность и прекрасная простота, гармония, не зависящая от людских мнений.

Говоря о ней, поэт не описывает ее внешние черты: они не важны, не существенны.

Ее образ сплетается из удивительных, необычных метафор и сравнений: «тишину шагами меря», войдешь «как будущность», она одета в ткани, из которых «хлопья шьют». Земное и небесное, природное и человеческое соединяются в ее облике.

И хотя поэт не говорит об отношениях любящих, об эмоциях, сопровождающих момент встречи, у читателя возникает чувство, что встреча эта самая важная в жизни, судьбоносная, давно желанная. Возможно, она изменит навсегда всё течение жизни, как изменяет ее нежданно пришедшая любовь.

В своем произведении Борис Пастернак сумел так тонко и талантливо передать чувства, переживания, что порой кажется будто он писал о каждом из нас, заглянув в самые потаенные уголки души и увидев в них прекрасное.

Анализ стихотворения Никого не будет дома по плану

Возможно вам будет интересно

Художественный мир Бориса Пастернака

  •           Урок литературы в 7 классе.
  •   Использована технология проблемно-диалогического обучения.
  •               Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.
  •               Цель урока: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества
  •                                    поэта.
  •                Задачи урока:
  •                                      Обучающая : усвоение теоретических литературных понятий
  •                                                              (персонификация, пиррихий); дальнейшее развитие на-
  •                                                              выков анализа текста;
  •                                       Развивающая: развитие творческого воображения, умений выразить
  •                                                                свое суждение о поэтическом и музыкальном                        
  •                                                                произведениях; развитие зрительной, слуховой
  •                                                                памяти.
  •                                      Воспитательная:   содействовать воспитанию нравственных качеств
  •                                                                     учащихся :уважения к людям, любви к природе,
  •                                                                     благодарности за возможность жить и творить.
  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас состоится первая встреча с поэтом Борисом Пастернаком. В то время, когда стихотворения Пастернака получили широкую известность, это 10-20- годы 20 века, творили такие гиганты, как С.Есенин, В.Маяковский, И.Бунин, А.Ахматова. Какой же яркой индивидуальностью, каким ярким талантом надо было обладать, чтобы не затеряться в этой компании. Пастернак не затерялся. Не мог затеряться в силу своего миропонимания. Выросший среди знаменитостей, он и сам слышал, что талантлив.

Послушаем биографическую справку о Б.Пастернаке.

     2.Биографическая справка (реализация индивидуального домашнего задания).

  1.   -Во время прослушивания подумайте над вопросом:
  2.                                                  – Какие обстоятельства жизни способствовали развитию
  3.                                                    творческих способностей Пастернака?

     3.Ответы учащихся.     Дополнения учителя.

                                  Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало     пробуждению тяги к творчеству (родители одаренные художник и музыкант, знакомство со знаменитостями: Н.Ге, Поленовым, Серовым, Рахманиновым и др.

Дом был открыт для друзей, устраивались музыкальные, рисовальные вечера, на которые собирались известные люди того времени. Дети ( их в семье было четверо) копировали увлечения взрослых- они издавали рукописный журнал с произведениями собственного сочинения и иллюстрациями к ним).

Пастернак много переводил с английского, немецкого, венгерского. Польского, грузинского.

   Когда будете в 11 классе, мы поближе познакомимся с личностью Б.Пастернака, творческая судьба его не была гладкой. Но об этом, когда будете взрослее.

Итак, Пастернак не стал ни философом, ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов, слились воедино. Произведения П. необычны, фантазия увлекает нас в таинственный, иногда не совсем понятный с первого взгляда мир.

Сегодня мы попробуем проникнуть в этот мир, посмотреть, в чем своеобразие его поэтического почерка. Каков он, художественный мир Бориса Пастернака.

Для анализа авторы учебника предлагают нам два стихотворения: «Никого не будет в доме» и «Июль».

4. Анализ  стихотворения «Никого не будет в доме»   (1931г.)    

  •   Стихи  Пастернака нельзя читать молча, их обязательно нужно слышать, чтобы видеть.
  •   Чтение стихотворения.
  • – Какое настроение вызвало это стихотворение?
  •                                          (Несмотря на то,  что стихотворение  об одиночестве, оно не                                  
  •                                           создает настроения печального, в нем нет безысходности, тоски)
  • -П о ч е м у ?                (Учитель разворачивает доску, на которой  синими мелками напи-
  •                                         саны опорные слова:   никого
  •                                                                                зимний день
  •                                                                                сумерки
  •                                                                                мокрые комья снега

                                                                               только крыши, снег  -и перечеркивает их желтым мелком, ставит большой вопросительный знак. Мы проанализируем стихотворение с точки зрения композиции, содержания, интонационных особенностей.

И тогда ответим на наш главный вопрос.

-Обращаемся к первым строчкам стихотворения (первые две строфы). Какую картину мы себе представляем?      

                                (Видим дом,  в котором никого нет. Сумерки. В окне – мокрые комья                                                                                

                                 снега. Поэт смотрит на крыши за окном. Тишина.)

  1. -Каким словом поддерживается смысловое единство?
  2.                                 (Никого-дважды)
  3. -Обратим внимание на внутристиховую паузу во втором стихе (стих-строка!)
  4.                                  После этой паузы развертывается картина зимнего дня, в которой соче-
  5.                                  тается  неподвижность «только крыши, снег» с движением  «белых
  6.                                   мокрых комьев быстрый промельк маховой».

В русском языке предлог «кроме» обычно произносится со слабым ударением. Для Пастернака он очень важен, он полноправно входит в ритмообразующую систему стиха 2-го и 7-го.Он даже ударный. Итак, первая часть (это две строфы) создают унылое, грустное настроение.

-Смотрим на 3 и 4 строфы. Они вместе образуют одно сложное предложение (в учебниках опечатка – стоит после 3 строфы точка) Автор предпочел поставить запятую, объединив по значению 3 и 4 строфы.

  • -О чем вторая смысловая часть?
  •                                    В центре – переживания героя. Воспоминания о прошлой зиме рожда
  •                                    ют чувства неотпущенной вины, тоски.
  • -В каких изобразительно-выразительных средствах эти чувства находят художественное воплощение?
  •                      Метафоры: завертит мной, кольнут виной
  • -И во второй части найдем ключевые слова, которые поддерживают смысловое единство.
  •                      И опять…-3 раза
  • -Вспомните, как называется такая фигура речи? (анафора)
  • -Зачем такие повторы, какова их роль?
  •                      Они усиливают переживание, посетившее лирического героя, и служат
  •                      музыкальности и выразительности стихотворения.
  • Завершает центральную часть стихотворения бытовая деталь:
  •                                                     И окно по крестовине
  •                                                     Сдавит голод дровяной
Читайте также:  Лирический герой Маяковского

В трудные 30-е годы остро ощущалась нужда в дровах, и дом протапливался не настолько, чтобы освободиться от налета инея на внутренней поверхности окна. Чисто бытовая деталь вырастает у поэта в емкий метафорический образ.

-И наконец заключительная часть. С какого слова начинается 5 строфа?

  1.                          С противительного союза но. Уже этим подчеркивается                                                                                                            
  2.                           противопоставленность двум предыдущим частям.
  3. -В чем суть этого противопоставления?
  4.                          Там – никого, а тут – «нежданно» появляется образ вошедшей в дом.
  5. -Стоит воспроизвести первые строки:
  6.                          Но неЖданно По ПоРтьеРе
  7.                          ПРобеЖит втоРЖенья дРоЖь
  8. -Чем насыщена эта поистине колдовская метафора?

                         Аллитерацией. Образ «лепится» с помощью звуков. Мы не видим, кто это

                          идет, но понимаем, что это дорогой герою человек. Гостья дана намеками.

  • -Свежесть, новизна в 3 и 4 строках:
  •                            ТиШину Шагами меря,
  •                            Ты, как будуЩность, войдеШь.

-И вновь аллитерация. Сцепление похожих звуков ш, щ, т-заставляет замереть,как будто прислушаться к шагам.

  1. -Чем сменяется уныние, вызванное сумерками, одиночеством?
  2.                            Ощущением чуда, надеждой на счастье.
  3. -Образ вошедшей лишен каких-либо конкретных очертаний. Неопределенность образа

Подчеркнута повтором неопределенного местоимения в чем-то. Теперь уже нет никакой грусти и тоски. Восторг, восхищение овладевают лирическим героем.

  • -Как перекликаются последние и первые строки?
  •                            Вначале снежные комья безрадостно мелькали в проеме окна, теперь они  
  •                             Сродни тем материям, «из которых хлопья шьют». Эти хлопья делают
  •                             героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира, сотворенной
  •                             из снегового платья, любимой и недосягаемой.
  • -Так почему же стихотворение, пронизанное чувством уныния и одиночества, все-таки
  • не оставляет у читателя чувства тоски и безысходности?
  •                              Встреча лирического героя с любимой состоится, она и дана в будущем
  •                              времени «Ты как будущность войдешь».
  •                              Мы не знаем, состоялась ли встреча не можем сказать, была ли она
  •                              такой, какой ее описал поэт. Но ощущение тайны, загадки, связанной
  •                              с появлением любимой, оказывается ярче, весомее, чем его печаль и  
  •                              чувство вины.
  • Биографическая справка (учитель).
  •                               В 1931 году Пастернак, расставшись с женой и сыном, создает новую

                              семью. Процесс был трудным для всех. «И все-таки это не драма, потому

  1.                               что радости здесь больше, чем вины и стыда». Стихотворение «Никого  
  2.                               не будет в доме» связано с личными переживаниями, с новой любовью
  3.                               в его жизни.

5. Оформление записи в тетрадях.

  •         Особенности лирики Пастернака:
  •          А) Метафоричность поэзии
  •              (метафоры у Пастернака создавали впечатление случайных, слишком                                    субъективных)
  •          Б) Аллитерации  ( сцепления схожих звуков скрепляют текст, внедряют его в память)
  •          В)Анафоры  (служат музыкальности, общей выразительности)
  •          Г) Сложный ритмический рисунок.

             Разберемся в размере. После определения ударных и безударных слогов устанавливаем размер стиха (хорей). Но нас в заблуждение могли ввести два безударных слога, с этим мы уже встречались,  запишем новое понятие. Пиррихий – два смежных безударных слога в двусложных размерах стиха (на доске показать схему стиха)

  1. 6. Прослушивание песни «Никого не будет в доме»
  2.                                             Музыка М.Таривердиева
  3.                                                    Стихи Б.Пастернака

     Это стихотворение стало вершиной любовной лирики после того, как в виде песни прозвучало в фильме Э.Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»

  • -Какое впечатление вызывает у вас музыкальное произведение?
  •                       Высказываются  в первую очередь те, кто имеет начальное музыкальное
  •                       образование.
  •                       Композитор Микаэл Таривердиев написал музыку к более ста кинофильмам.
  •                       Для него текст стоял на первом месте. Он должен был прочувствовать его,
  •                       уловить ритм. Своеобразие рифмовки и лишь затем зафиксировать восприя-
  •                        тие.

?. Анализ стихотворения Б. Пастернака « Июль».

А сейчас знакомство еще с одним стихотворением Б.Пастернака. Мы понаблюдаем, как в этом стихотворении автор использует одно из ярчайших изобразительно-выразительных

  1. Средств, главное в его поэтическом арсенале.
  2. – Чтение стихотворения .
  3. -Так кто же этот необычный герой?
  4.                                                     (июльский воздух луговой)

-Давайте посмотрим, как автор создает этот образ. Во-первых, как он называет своего героя? Кто он?

  •                                                    (и привидение
  •                                                     и домовой
  •                                                     и баловник-невежа
  •                                                     и призрак
  •                                                     и отпускник
  •                                                     и двойник)

В начале стихотворения мы даже не понимаем, о ком речь, то ли это человек, то ли мифическое существо. Он странный, таинственный, не может устоять на месте.

  1. -Каковы его действия?
  2.                                            (мелькает, бродит, болтается, вбегает, мешается, срывает
  3.                                              скатерть , кидается, взвивается с занавеской)
  4. Ведь этот июльский воздух имеет вполне зримый образ со своим характером.
  5. -Каким вы себе его представляете?
  6.                                            (нечесаный растрепа, весельчак, болтун, пахнет липой и
  7.                                             ботвой)
  8. -Какие эмоции он вызывает?
  9.                                            (он нам симпатичен, потому что юморной, подвижный,
  10.                                             вольнолюбивый,хотя, возможно, не считается с правилами
  11.                                             приличия)
  12. -На каком изобразительно-выразительном средстве построено все стихотворение ?
  13.                                            (содержание всего стихотворения определяет олицетворение)

-Сегодня мы познакомимся еще с одним термином. Персонификация- развернутое олицетворение, Изображаемый предмет приобретает черты индивидуального лица, имеет свой характер (запись учащиеся делают в тетрадь).

-Установите самостоятельно размер стиха. (ямб с пиррихием).

8.Заключительное слово учителя.

Читая сборники ст. Пастернака, замечаешь, что много стихотворений посвящено природе.

Поэт в пристальном, постоянном внимании к зимам и веснам, к солнцу, снегу, дождю.

Главная тема его творчества – благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Стихотворения Пастернака требуют усилий читателя, его сотворчества.Пастернаком надо переболеть, мучаясь от невозможности до конца постигнуть того, чьими глазами ты вдруг посмотрел на мир и удивился его цельности, яркости. Так давайте вместе с нашими поэтами удивляться,  восторгаться, наслаждаться.

 9. Итоги урока.

 Оценки. Домашнее задание: выучить одно стихотворение Пастернака на выбор.

  •                                    Открытый урок.
  •                                            Литература     7 класс.
  •                          Художественный мир Бориса Пастернака.
  •                                                              Учитель высшей квалификационной
Читайте также:  Народ в поэме гоголя «мертвые души»

                                                     категории Медведева Т.А.

Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» (Б. Пастернак). Стихотворение "никого не будет в доме" пастернак борис леонидович

  • Только белых мокрых комьев
    Быстрый промельк моховой,
    Только крыши, снег, и, кроме
  • Крыш и снега, никого.
  • И опять зачертит иней,
    И опять завертит мной
    Прошлогоднее унынье
  • И дела зимы иной.
  • И опять кольнут доныне
    Неотпущенной виной,
    И окно по крестовине
  • Сдавит голод дровяной.
  • Но нежданно по портьере
    Пробежит сомненья дрожь, —
    Тишину шагами меря.
  • Ты, как будущность, войдёшь.
  • Ты появишься из двери
    В чём-то белом, без причуд,
    В чём-то, впрямь из тех материй,
  • Из которых хлопья шьют.

Анализ стихотворения Пастернака «Никого не будет в доме…»

Большинство поэтов в своих произведениях стремятся передать то, что ощущают в момент их написания.

Поэтому неудивительно, что у признанных мастеров лирики нередко встречаются стихи философского или же политического содержания, а поэты с четко выраженной гражданской позицией нередко пишут о любви.

Борис Пастернак в этом отношении не является исключением, и его авторству принадлежат стихи самой разнообразной тематики.

Сам поэт никогда не считал себя человеком, который способен изящно передавать словами чувства, и искренне мечтал о том, что когда-нибудь сможет этому научиться.

Однако именно по стихам Бориса Пастернака можно отслеживать наиболее значимые события его личной жизни.

Примером такого произведения является стихотворение «Никого не будет в доме…», которое поэт посвятил своей второй супруге Зинаиде Нейгауз.

Роман Пастернака и Нейгауз был окутан сплетнями и домыслами. Однако ни для кого не было секретом, что поэт фактически увел свою будущую супругу у лучшего друга. К тому моменту у Пастернака уже была семья, да и сама Зинаида Нейгауз без малого 10 лет состояла в законном браке. Однако это не помешало разорвать отношения со своими «половинками».

О самом начале этого необычного романа и повествует стихотворение «Никого не будет в доме…», созданное в 1931 году. Начинается оно с того, что автор, любуясь зимним вечером «в сквозном проеме незадернутых гардин», вспоминает о том, как разрушил свою первую семью.

Автор испытывает острое чувство вины, и на него находит «прошлогоднее унынье и дела зимы иной»
, когда он расстался с первой супругой Евгенией Лурье. Пастернак сомневается, что поступил правильно и благоразумно. Ведь на одной чаше весов оказалась семья и ребенок, а на другой – чувства, которые далеко не всегда являются залогом личного счастья.

Однако его сомнения развеивает та, которой он отдал свое сердце. «Тишину шагами меря, ты, как будущность, войдешь», — именно так описывает поэт появление Зинаиды Нейгауз не только в квартире с покрытыми инеем окнами, но и в его жизни.

Рассказывая о наряде избранницы, Пастернак отмечает, что он такой же белый, как и хлопья снега за окном, тем самым подчеркивая чистоту чувств этой женщины и бескорыстность ее поступков. Образ Зинаиды Нейгауз окутан романтическим ореолом, но вместе с тем поэт изображает ее обычным земным человеком, который умеет любить и дарить счастье тому, кто предначертан ей судьбой.

Лирический герой описывает зимний вечер. И с первых же строк читатель оказывается в особой атмосфере, созданной автором, в атмосфере тишины и покоя зимнего дня.

Стихотворение целиком метафорично.

Метафора у Пастернака совершенно необычна, и выполняет необычную роль. Описываемые поэтом природа и окружающие вещи словно испытывают те же чувства, что и лирический герой. Ощущения человека передаются не путем прямого описания его чувств. Пастернак сопоставляет их с природой с помощью метафор.

Предметы и явления у Пастернака переплетаются между собой, временами даже срастаясь.

Несмотря на то, что повествование в стихотворении ведется от первого лица, лирический герой как таковой отсутствует. Его образ не выделен, не ясен.

Он воспринимается не как отдельная личность, а как тот, чьими глазами мы видим эту чудесную картину зимнего дня.

Невыделенность лирического героя, его растворенность в окружающем мире создается в поэзии Пастернака не только с помощью метафоры, но и с помощью звуковой организации стиха.

Звуковой строй стихотворения также показывает единство поэта и вселенной, единство внешнего мира и лирического героя, его гармонию с самим собой и окружающим миром…

В следующих строках мы встречаем яркие примеры ассонанса и аллитерации:

  • Только белых мокрых комьев
  • Быстрый промельк маховой.

Повторение сонорных «м, р, л», согласных «б, х» и гласных «е, о» создает ощущение монотонности. Кажется, будто слышится неспешный шорох падения больших хлопьев снега.

  1. Цветопись стиха также красноречива, основной цвет здесь, конечно же, «белый»… Белый цвет-символ чистоты, божественного начала.
  2. Когда она появляется, за окном идет снег, с ее приходом мир становится намного чище.
  3. Стихотворение написано четырехстопным хореем, с перекрестной рифмой.
  4. Композиционно произведение можно разделить на две части.
  5. Первая — чисто описательная, статичная… В ней дается общая картина, атмосфера зимнего дня, тишины, одиночества.
  6. Вторая же часть разрушает состояние уединенности и умиротворения:
  • Но нежданно по портьере
  • Пробежит вторженья дрожь.
  • Тишину шагами меря,
  • Ты, как будущность, войдешь.

Появляется лирическая героиня, та, которую и ждал герой стихотворения, предвкушением которой и дышала вся зимняя идиллия… Она входит, «как будущность», олицетворяя собой все светлое, прекрасное и естественное:

  • Ты появишься у двери
  • В чем-то белом, без причуд,
  • В чем-то впрямь из тех материй,
  • Из которых хлопья шьют.

Каким трепетом, нежным чувством проникнуты эти строки! Перед глазами невольно возникает неземной и воздушный образ девушки, подобной легким хлопьям снега за окном… И долго еще после прочтения стихотворения в памяти остается эта картина ожидания чуда.

История создания

Стихотворение «Никого не будет в доме» было написано в 1931 г. Оно вошло в изданный в 1932 г. сборник «Второе рождение».

Это было время знакомства Пастернака с будущей второй женой, Зинаидой Нейгауз, на тот момент женой Генриха Нейгауза, знаменитого пианиста и друга Пастернака. Для соединения в браке, которое произошло в 1932 г.

, Пастернаку и Зинаиде Нейгауз пришлось пережить тяжёлый развод с прежними мужем и женой. Пастернак оставил сына, а дети пианиста Нейгауза жили в семье Зинаиды и Бориса. Младший, Станислав, тоже стал знаменитым пианистом.

Зинаида Нейгауз-Пастернак была женой писателя до самой его смерти в 1960 г., но фактически после 1945 г. супруги стали отдаляться друг от друга. Последней любовью Пастернака стала Ольга Ивинская, ради которой поэт так и не решился бросить вторую жену, как когда-то ради неё самой оставил первую.

Литературное направление и жанр

Стихотворение представляет собой прекрасный образец любовной лирики. Пастернак – яркий представитель модернизма 20 в., но после революции 17 в. он не входил ни в какое литературное объединение, оставаясь независимым самобытным поэтом.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – любовь, которая меняет жизнь, дарит будущее. Основная мысль связана с потрясающим свойством настоящей любви — возрождать человека к новой жизни, давать ему силы пережить прошлое, «унынье» и посмотреть в будущее.

Стихотворение состоит из 6 строф. Первые 4 строфы описывают состояние лирического героя, который поддаётся мрачному зимнему настроению, погружается в воспоминания. В последних двух строфах настроение лирического героя меняется с приходом возлюбленной. В некоторых изданиях последние две строфы даже печатаются как восьмистишье.

У стихотворения нет лирического финала, лирический герой не ставит никакой эмоциональной точки. Приход любимой скрашивает одиночество героя, но дальнейшее развитие событий непонятно, у лирического героя только теплится надежда на то, что героиня – его будущность.

Тропы и образы

Основное состояние и настроение лирического героя – одиночество.

Оно описано с помощью олицетворения сумерек, которые наполняют дом и являются не чем-то, а кем-то – определённой личностью, навевающей тоску.

Другая личность – одушевлённый зимний день – стоит за окнами, виден через незадёрнутые гардины. Сами незадёрнутые гардины – знак непорядка в доме лирического героя, отсутствие в его жизни уюта.

Вторая строфа контрастна по цветам. Чёрные крыши и белый снег, быстрое движение (неологизм промельк) белых снежинок, которые машут в окно, побуждают героя поддаться состоянию природы и «завертеться». Это внутреннее движение, которое лирическому герою придают чувства (прошлогоднее унынье), продолжает верчение снега и динамичные начертания инея на окнах.

Первые две строфы совершенно статичны, в них нет глаголов. Движения в стихотворении связаны со снегопадом и вторжением гостьи.

Дела зимы иной – очевидно, прошлая любовь лирического героя. Он не называет людей, которые причиняли ему боль, с которыми он не сумел договорится ранее.

Четвёртая строфа – это сложное предложение, первая часть которого – односоставное неопределённо-личное, то есть личность тех, кто кольнёт виной, которую не простили, не важна и не интересна лирическому герою.

Глагол кольнутьотносится к лирическому герою, который в данной строфе с помощью психологического параллелизма сопоставляется с окном, испытывающим давление «дровяного голода» (метафора). Глагол сдавитотносится уже к деревянным перекладинам окна, которые давят на стекло, но не могут его расколоть.

Четвёртая строфа единственная выброшена в романсе, исполняемом в фильме «Ирония судьбы». Очевидно, из-за сложности восприятия на слух и из-за намёка на некую вину за прошлое, которой не было у Лукашина.

Появление возлюбленной предваряет дрожь вторженья (метафора). Портьера – антипод гардины, она плотная и часто висит не на окне, а на двери. Очевидно, эта портьера задёрнута, но она колеблется от шагов.

Шаги, появляющиеся в следующей строчке, меряют и разрушают тишину, в которой всё это время находился лирический герой. Героиня не только сравнивается с будущностью, но и является будущим лирического героя.

Одежда возлюбленной для лирического героя сливается со снегом за окном, который представляется герою материалом для белых одежд женщины. Такая незавершённая концовка, в которой тишину в комнате нарушает ворвавшаяся прямо из мира «крыш и снега» гостья, не раскрывает тайны будущего, но меняет мировосприятие героя

Размер и рифмовка

Стихотворение написано хореем со множеством пиррихиев, что делает ритм похожим на неровное дыхание влюблённого. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • Нашли ошибку?Ctrl+Enter
  • Никого не будет в доме,
    Кроме сумерек. Один
    Зимний день в сквозном проеме
  • Незадернутых гардин.
  • Только белых мокрых комьев
    Быстрый промельк маховой,
    Только крыши, снег, и, кроме
  • Крыш и снега, никого.
  • И опять зачертит иней,
    И опять завертит мной
    Прошлогоднее унынье
  • И дела зимы иной.
  • И опять кольнут доныне
    Не отпущенной виной,
    И окно по крестовине
  • Сдавит голод дровяной.
  • Но нежданно по портьере
    Пробежит вторженья дрожь,-
    Тишину шагами меря.
  • Ты, как будущность, войдешь.
  • Ты появишься из двери
    В чем-то белом, без причуд,
    В чем-то, впрямь из тех материй,
  • Из которых хлопья шьют.

Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» Пастернака

Творчество Б. Пастернака невероятно сложно для понимания. Его произведения всегда насквозь метафоричны, заключают в себе тайный смысл. Не зная обстоятельств личной жизни поэта, не всегда можно уловить этот смысл. Стихотворение «Никого не будет в доме…» (1931 г.

) напрямую связано с важным событием в жизни Пастернака. В этом году он порвал отношения с первой женой и создал новую семью с З. Нейгауз. Это событие вызвало скандал и породило массу слухов, так как женщина также имела мужа, вдобавок являвшегося другом Пастернака.

Первая часть стихотворения описывает одиночество поэта. Вероятно, он уже покинул первую жену и ожидает прихода возлюбленной. У него есть время обстоятельно подумать о случившемся. Одиночество лирического героя никем не нарушается.

Он растворяется в окружающем мире. Уточнение «кроме» подчеркивает его оторванность от человеческого мира. «Кроме сумерек», «кроме крыш и снега» — присутствие неодушевленных предметов и явлений только обостряет одиночество автора.

Хмурый зимний пейзаж настраивает лирического героя на безрадостные воспоминания. «Прошлогоднее унынье», вероятно, связано с неудачно сложившейся семейной жизнью. Автор чувствует за собой «неотпущенную вину». Пастернак никак не упоминает свою первую жену. Можно предположить, что именно он стал причиной распада семьи.

Появление героини совершенно преображает действительность. Становится понятно, что автор ждал возлюбленную с огромным нетерпением, просто тщательно скрывал его от читателя. Он находился во вневременном и внепространственном состоянии.

Это подчеркнуто сравнением героини с «будущностью». Наверно, Пастернак не был до конца уверен, что женщина ради него бросит своего мужа. Поэтому он не строил никаких планов и не предавался мечтам.

Внезапное появление женщины озарило всю его жизнь и пробудило веру в счастливое будущее.

Изменение настроения лирического героя передает перемена в его восприятии действительности. Если в начале произведения снег ассоциируется с «белыми мокрыми комьями», то в финале возникает образ воздушных «хлопьев». Они символизируют неземной материал, из которого сшит наряд главной героини.

Стихотворение «Никого не будет в доме…» отражает глубоко личные чувства и переживания Пастернака. Оно является необходимым элементом для понимания жизни и творчества поэта.

Ссылка на основную публикацию