Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу»

«Не жалею, не зову, не плачу» – стихотворное произведение Сергея Есенина, образец философской лирики поэта. Пейзажную лирику С. Есенина изучают в 1–4 классах. Философский же пласт творчества поэта младшим школьникам понять сложно, зато старшеклассники знакомятся с ним с удовольствием.

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу»

Сочинение, а также краткий и полный анализ «Не жалею, не зову, не плачу» можно использовать на уроке литературы в 9–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Текст стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу»

  • Сергей Есенин
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Не жалею, не зову, не плачу,
  • Все пройдет, как с белых яблонь дым.
  • Увяданья золотом охваченный,
  • Я не буду больше молодым.
  • Ты теперь не так уж будешь биться,
  • Сердце, тронутое холодком,
  • И страна березового ситца
  • Не заманит шляться босиком.
  • Дух бродяжий! ты все реже, реже
  • Расшевеливаешь пламень уст
  • О, моя утраченная свежесть,
  • Буйство глаз и половодье чувств!
  • Я теперь скупее стал в желаньях,
  • Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
  • Словно я весенней гулкой ранью
  • Проскакал на розовом коне.
  • Все мы, все мы в этом мире тленны,
  • Тихо льется с кленов листьев медь…
  • Будь же ты вовек благословенно,
  • Что пришло процвесть и умереть.
  • 1921 г.

Краткий анализ произведения

Произведение “Не жалею, не зову, не плачу” — это философские размышления о прошедшей молодости и о смерти С. Есенина.

  • История создания – вышло из-под пера поэта в 1921, впервые было напечатано в журнале «Красная нива» за 1922 г.
  • Тема стихотворения – быстротечность человеческой жизни, воспоминания о молодости.
  • Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – пятистопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «страна березового ситца», «пламень уст», «тихо льётся с клёнов листьев медь».
  • Эпитеты – «Дух бродяжий»,«утраченная свежесть», «сердце, тронутое холодком».
  • Сравнения – «всё пройдёт, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

Монолог лирического героя характерен для поэта, размышления о жизни, о том, что все рано или поздно проходит, в частности об ушедшей юности, которую уже не вернуть.

Анализ стиха «Не жалею, не зову, не плачу»

Произведение было создано автором в 1921 году в возрасте 26 лет. Этот факт особенно любопытен в свете того, насколько сильной философской грустью по утраченной юности пропитано стихотворение.

Однако, если получше узнать мысли автора, то все становится на свои места: «…только памятуя о смерти, поэт может особенно остро чувствовать жизнь…» — говорит Есенин на одном из своих публичных выступлений.

Главная тема стихотворения

Основная мысль стихотворения – скоротечность бытия, Есенин сожалеет о том, как коротка человеческая жизнь и в то же время благодарен за возможность прожить ее ярко и красиво. Читателю кажется, что автор будто прощается с ним и с жизнью, подводя своеобразный итог. Он говорит, что ничего уже не заставит трепетать «сердце, тронутое холодком».

Здесь все просто от первого и до последнего слога, как и в остальных произведениях Есенина, тут нет потайного смысла или двойного дна. Автор с нежной грустью вспоминает былые времена

  1. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне? 
  2.   Словно я весенней гулкой ранью 
  3.   Проскакал на розовом коне.»

Он как бы намекает читателю: остановись и задумайся, ведь не успеешь оглянуться, а жизнь прожита, а у тебя ни впереди, ни позади ничего не осталось.

Тема увядания и человеческого заката – вообще очень сложная и глубокая. Что еще раз подчеркивает глубину натуры автора, его меланхолический темперамент и склонность к философским размышлениям. Мягко подводит нас Есенин к тому, каково же вообще предназначение человека на земле. Он спрашивает себя и читателя: для чего мы живем на земле?

Структурный анализ стихотворения

По структуре произведение является стихом-монологом. Автор излагает свои грустные думы невидимому собеседнику. Для него это своеобразная исповедь, открывая душу читателю, он надеется получить глубокий отклик и сопереживание с его стороны.

Именно эта доверительная интонация повествования, простота формы изложения мыслей так трогает читателя, заставляет его задуматься о собственной жизни.

Способом выражения авторской мысли является антитеза: Есенин противопоставляет весну и осень юности и зрелости. Осень природы Есенин сравнивает с закатом человеческой жизни: «Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым».

Народные корни поэта как нельзя лучше видны в этом стихотворении, однако, даже просторечья, здесь вписаны органично и лишь придают большей выразительности и целостности произведению.

Многие критики отмечают удивительную музыкальность слога: и действительно строки будто льются, подобно нежной песне. «Бродяжий дух» Есенина вырывается в данном стихотворении во всей своей полноте, он феерично использует образы природы для выражения собственных эмоций.

  • Тонко подобранные метафоры рисуют в воображении читателя с одной стороны, отдельный, ни на что не похожий мир, с другой – очень емко и точно описывают родную для наших глаз Россию.
  • «Страна березового ситца», «гулкая рань», «шляться босиком», «с белых яблонь дым» — все это помогает нам вспомнить и ощутить необъятные русские просторы, буквально вдохнуть родной воздух.
  • Заключение
  • В финале стихотворение пронизывает дух смирения и умиротворения, автор принимает то, что подготовила ему судьба, благодарит жизнь за то, что было и то, что, возможно, еще будет:«Будь же ты во век благословенно, что пришло процвесть и умереть».

В процессе повествования автор размышляет над тем, как много ошибок он допускал, ведь Есенин был всем известен как знатный дебошир и пьяница.

Именно потому, что он очень многое в жизни испытал в столь юном возрасте, у него рождаются поистине глубокие и проникновенные строки. Здесь мы слышим отчетливое раскаяние, боль разочарований и жизненных потерь. Однако, изменить уже ничего нельзя, а жизнь сама расставит все по своим местам, ведь по мнению Есенина «все мы в этом мире тленны».

Подробный анализ стихотворения

История создания

Анализируемое стихотворение С. Есенин написал в 1921 г., когда ему было 26 лет. Казалось бы, ещё рано думать о том, что молодость прошла, а смерть неумолимо близится.

Однако начало ХХ века обозначилось войной. Поэт не был участником военных событий, но входил в Царскосельский военно-санитарный поезд. Там он узнал, что жизнь граничит со смертью.

К моменту написания стихотворения Сергей Александрович уже успел издать несколько сборников. В том же 1921 г. он встретил женщину, с которой создал семью. Эти факты объясняют, почему поэт считал себя зрелым человеком.

Часто историю написания произведения связывают с «Мёртвыми душами» Н. В. Гоголя. В лирическом отступлении повести есть строки, смысл которых отобразился в творении Есенина: «…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!».

Впервые стихотворение увидело мир на страницах «Красной нивы» в 1922 г.

Тема

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализируемом стихотворении раскрыл тему быстротечности человеческой жизни, с которой тесно связан мотив воспоминаний о молодых годах. В центре произведения лирический герой. Строки написаны от первого лица единственного числа.

Уже в первых стихах лирический герой признаётся в том, что не жалеет о том, что молодость ушла безвозвратно. Свою зрелость он считает порой увяданья, но увяданье это золотое. Видимо, герой понимает, что прошедшие годы подарили ему бесценный опыт. Ему уже чужды юношеские забавы, не хочется больше «шляться босиком», даже сердце теперь бьётся по-другому.

Вместе с молодостью позади остался «Дух бродяжий», поэтому речи зрелого мужчины обдуманны, спокойны, а глаза больше не наполняются буйством. С. Есенин считает, что с возрастом чувства перестают бурлить.

Лирический герой замечает и то, что у него меньше желаний. В какой-то момент он начинает сомневаться, не приснилось ли ему то, что он называет молодостью. Во время этих раздумий рождается оригинальный метафорический образ юности. С. Есенин называет её розовым конём. Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь – быстрый бег молодых лет.

В последнем катрене автор обобщает сказанное, поэтому написан он от первого лица множественного числа. Лирическое «мы» повторяет известную истину: «все мы в этом мире тленны». С каждым днём человек потихоньку приближается к концу своей жизни. Так будет всегда, поэтому С. Есенин «благословляет и жизнь, и смерть».

Композиция

Стихотворение делится на две смысловые части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально оно состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Последнее четверостишие – вывод, который позволяет автору сделать философскую составляющую более выразительной.

Стихотворный размер – пятистопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как автор грустно раздумывает над вечными философскими проблемами. Хотя лирический герой утверждает, что «не жалеет, не зовёт, не плачет», в монологе преобладает грустное настроение.

Средства выразительности

Для передачи мыслей и эмоций лирического героя С. Есенин использовал богатый арсенал средств выразительности. В их наборе преобладают индивидуально-авторские тропы.

Главную роль в произведении играют метафоры: «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», страна берёзового ситца», «пламень уст», «тихо льётся с кленов листьев медь».

Дополняются пейзажи эпитетами: «Дух бродяжий», «утраченная свежесть», «сердце, тронутое холодком» и сравнениями – «всё пройдёт, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

Сочинение о стихе Не жалею, не зову, не плачу

К началу 20‑х гг. в творчестве Есенина начинают появляться философские размышления о смысле собственной жизни, тоска по безвозвратно прошедшей юности, растраченной впустую. Поэт уже испытал серьезные страдания и неудачи, он был непосредственным свидетелем бурных событий отечественной истории.

Читайте также:  Стихи про душу человека: красивые со смыслом стихотворения известных поэтов классиков

В прошлом остался неудачный брак с З. Райх. Отношения Есенина с советскими властями складываются не лучшим образом. Молодой поэт серьезно задумывается о неизбежной смерти.

Немногие знают, что стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» (1921 г.) написано Есениным под впечатлением от лирического вступления к шестой главе «Мертвых душ». Поэт признавался, что положительные отклики на произведение должны быть в равной степени отнесены и Гоголю.

Стихотворение проникнуто печальным настроением. Всего лишь в 26 лет Есенин ощущает, что его молодость ушла навсегда. Юношеские мечты и надежды никогда не повторятся. Жизнь становится медленным «увяданьем».

Автор понимает, что его чувства и желанья утратили свою силу и остроту. Он чувствует, что все реже «дух бродяжий» заставляет его совершать необдуманные поступки, которые хоть и доставляют неприятности, но позволяют жить полной насыщенной жизнью.

Прошедшие годы промелькнули очень быстро, они подобны мимолетному сновиденью. Теперь уже нельзя ничего изменить или исправить.

В финале стихотворения Есенин переходит к конкретному размышлению о смерти. Если раньше она представлялась ему чем-то далеким, не имеющим к нему никакого отношения, то теперь ее силуэт с каждым годом вырисовывается все отчетливее.

Поэт понимает, что слава и известность не уберегут его от неизбежного конца, перед которым все равны. Последние строки все же более оптимистичны: Есенин благословляет высшие силы, которые позволили ему прийти в этом мир, «чтобы процвесть и умереть».

Глубоко философское произведение содержит большое количество выразительных средств. Эпитетами поэт подчеркивает свое грустное настроение: «утраченная», «тленны». Очень трогательны и своеобразны применяемые метафоры: «белых яблонь дым», «страна березового ситца» и др.

Свою беззаботную молодость автор сравнивает со скачкой «на розовом коне». В финале Есенин приводит потрясающую по красоте лексическую конструкцию: медленное угасание человеческой жизни – льющаяся «с кленов листьев медь».

Анализ стихотворения «Гой, ты Русь, моя родная!» С. Есенина.

Произведение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» – это образец философской лирики Есенина. Это одно из первых стихотворений, в которых усматривают намек поэта на возможность самоубийства.

Краткий анализ произведенияПодробный анализ стихотворенияАнализ стиха «Не жалею, не зову, не плачу»Сочинение о стихе Не жалею, не зову, не плачу

Не жалею, не зову, не плачу… ???? краткое содержание, о произведении

  • Не жалею, не зову, не плачу,
  • Все пройдет, как с белых яблонь дым.
  • Увяданья золотом охваченный,
  • Я не буду больше молодым.
  • Ты теперь не так уж будешь биться,
  • Сердце, тронутое холодком,
  • И страна березового ситца
  • Не заманит шляться босиком.
  • Дух бродяжий! ты все реже, реже
  • Расшевеливаешь пламень уст.
  • О моя утраченная свежесть,
  • Буйство глаз и половодье чувств.
  • Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя! иль ты приснилась мне?

  1. Словно я весенней гулкой ранью
  2. Проскакал на розовом коне.
  3. Все мы, все мы в этом мире тленны,
  4. Тихо льется с кленов листьев медь…
  5. Будь же ты вовек благословенно,
  6. Что пришло процвесть и умереть.

Краткое содержание

В ранних произведениях Сергея Александровича Есенина редко встречаются стихотворения на философские темы, проблемы смысла жизни уступают в его творчестве темам о красоте русской природы, любви к родине, к женщине. Тем не менее, в 1921 году он пишет стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», ставшее своеобразным анализом его жизни и творчества.

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу»

«Сергей Есенин». Художник С. Фролов, 1967

Казалось бы, какие итоги может подводить двадцатишестилетний молодой человек, впереди у которого целая жизнь? Сам же Есенин так не считал, в своем духовном развитии он намного опережал своих сверстников и имел за плечами достаточно большой жизненный багаж. Еще не достигнув середины жизни, он успел примерить на себя образы гражданина и поэта, хулигана и пьяницы, кутилы и сластолюбца. Отсюда и ощущение самого себя, как умудренного жизнью, седовласого старца, много повидавшего и через многое прошедшего.

«Не жалею, не зову, не плачу» – с этой фразы начинается лирическое, наполненное печалью, стихотворение. Уже во второй строке ощущается, охватившее автора, чувство легкой грусти.

Прошлое он сравнивает с облетевшим яблоневым цветом, подчеркивая тем самым, что на данном этапе уже поздно что-либо менять в этой жизни.

Его сердце уже не пылает, как раньше, разум берет верх над эмоциями, а душевные порывы представляются юношеской глупостью.

Оглядываясь назад, поэт констатирует, что жизнь, по сути, уже прожита, а он, словно во сне, проскакал по ней на розовом коне, даже не заметив. Вместе с молодостью ушли беззаботность, мечты, ощущение счастья.

Лишь в ту пору можно было жить одними чувствами, а сейчас в своих скупых желаниях он руководствуется только рассудком. Вместе с тем, в тексте стихотворения не заметно явного сожаления о быстротечности жизни.

Поэт осознает, что ничто не вечно в этом мире и нужно благодарить судьбу за отпущенные моменты.

Анализ

История создания

Философские мотивы стали появляться в сочинениях Есенина к началу двадцатых годов. Они заключались в размышлениях о прожитых годах, об ушедшей бесшабашной, растраченной впустую, молодости.

За плечами поэта остались пережитые страдания, любовные победы и поражения, неудачи в личной жизни, крах брачного союза с Зинаидой Райх. Социальные потрясения на фоне бурных событий, происходящих в стране, также не могли не оставить следа в биографии Есенина.

 Все чаще молодого поэта посещают мысли о скорой кончине.

Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу..

Сергей Есенин – один из тех поэтов 20-го века, кто стал невероятно известен в очень молодом возрасте. Стихотворение “Не жалею,  не зову, не плачу” он написал будучи в 26 – летнем возрасте, и уже тогда поэт часто задумывался о прошедшей жизни и её переосмыслении.

  Сергей Есенин пытается решить проблему приятия ухода юности, одновременно с этим осознаёт необходимость смирения перед неизбежным. Содержание произведения наполнено поэтическими деталями и образами.

Розовый конь предстал перед читателями как символ начинающей молодой жизни, тот самый конь является олицетворением настоящего коня, на котором в детстве и юношестве Есенин скакал по родному рязанскому краю.

Если начинает автор с оттенков земного мира и розовых цветов, показывая в строке ” словно я весенней гулкой ранней” всю романтичность и доверчивость юности. Но всё же автор прочувствовал на себе суровость реальности, не веря в то, что всё в жизни произошло по – настоящему, это наблюдается в строке:  “Неужели это так на самом деле?

 Далее оттенки плавно переходят в более траурную гамму, которая показывает всё сожаление об ушедшей молодости и “свежести”.  Сердце “тронутое холодком” будто разворачивает перед автором все события, и испытания, которые он с трудом пережил, и после которого он перестал верить в то, что преподнесла ему судьба.

Произведение Есенина, очевидно, несет для читателя исповедальный характер. К нему приходит осознание, что жизненный круговорот не прекращается, начинают цвести новые поколения, которые познают радость и горе жизни и также должны умереть, эта мысль закрадывается в строках:

Будь же ты вовек благословенно,Что пришло процвесть и умереть.                    

Не каждый человек так спокойно может воспринять уход из этого мира, в этих строках ощущается огромный опыт автора. Есенин чувствовал жизнь и задумывался о смерти слишком часто,  хотя он совсем недавно перешёл порог двадцатилетия.

Стихотворения Сергея Есенина в большинстве своём написаны очень простым языком, в голове будто сразу картина встает на месте, и понимание будто достигает своей вершины, однако вскоре уже прокрадывается настоящее осознание его глубины и искренности.

Анализ стихотворения Не жалею, не зову, не плачу… Есенина

Это стихотворение с философским уклоном написано в 1921 году. Обычно философствуют люди в более зрелом возрасте. А тут совсем молодой человек в полном расцвете сил. Почему? По всей видимости, не нашёл он себе места в этом мире. Ни в России, ни в Америке, куда он ездил. Там ещё хуже, чем в России – там всем правит доллар.

Никому не нужен ни он, ни его творчество. В России того времени надо было писать о партии, революции, коллективизации. Восхвалять конкретных людей, а не писать о чём-то возвышенном и эфемерном.

Поэт как бы подытоживает свой жизненный путь. Он столько пережил в своей такой короткой жизни, что многие за всю длинную жизнь не переживают. Писал, любил, трижды женился, пьянствовал дебоширил.

Он понимает что, жалей – не жалей, плачь – не плачь, зови – не зови нет возврата назад. Это тройное отрицание показывает безропотное принятие своей судьбы. Молодым и беззаботным больше никогда не будешь, не будешь ходить босиком по лесам и полям в «стране берёзового ситца». Как он нежно и трогательно – красиво говорит о России!

Сердце тронуло холодом, и оно стало медленнее биться. Есенин разочаровался в жизни, в творчестве, даже женщины больше не интересуют его. Не хочется больше буянить и дебоширить, чтобы привлечь к себе внимание. Он теперь уже и ничего не желает. Жизнь так быстро пролетела. Он не понимает жил он или это всё приснилось ему. Проскакал по жизни «на розовом коне».

Розовый конь – это наверно, наивные и романтичные мечты юности, когда было так спокойно и счастливо, и поэт не замечал очевидного. Смотрел на жизнь сквозь розовые очки. Но рано или поздно эти очки обречены, упасть и разбиться.

А тут суровая реальность катит в глаза. Его не гнетут условности общества, он понимает, что все люди рано или поздно заканчивают свой жизненный путь. И уходят в вечность.

Откуда у молодого человека такое христианское смирение? Он как будто предчувствует свою смерть, понимает её неотвратимость.

Стихотворение написано любимым стихотворным размером поэта – хореем.

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу»

  • Анализ стихотворения Некрасова Ты не забыта
    Бывает такое, что человек совершает великие или просто хорошие дела, но один поступок способен перечеркнуть всю славу в глазах некоторых людей, тугих своим умом. И тугоумные или порицают, или забывают их. Но те, кого коснулось благо людей,
  • Анализ стихотворения Фета Весенняя гроза
    Прочитав стихотворение Афанасия Фета, мы можем нарисовать в своем воображение первую, весеннюю грозу, наполненную новыми впечатлениями, и предстоящими переменами . Можно сразу заметить, как писатель хотел передать радость сего
  • Анализ стихотворения Заболоцкого Признание
    Стихотворение «Признание» Входит в сборник лирических произведений Николая Заболоцкого. Все знают и любят это стихотворение как музыкальное произведение, воспетое многими исполнителями. Знакомы Заболоцкого, утверждали,
  • Анализ стихотворения Маяковского Левый марш
    1917 год в России полным ходом разгорается революция. В стране происходит смена власти. Казалось бы, все уже позади, но нет. Войска Атланты не признают новое правительство во главе с Лениным, и всякими способами пытаются захватить
  • Анализ стихотворения Бунина Няня
    Иван Алексеевич Бунин начал взрослую жизнь довольно таки рано. Уже в возрасте семнадцати лет он покинул родной дом, отправившись в самостоятельный путь. Таким образом он хотел показать не только свое право на личные взгляды,
Читайте также:  Стихи про апрель русских поэтов классиков: стихотворения для детей, взрослых про месяц

Краткий анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу …» по плану

1. История создания

Печальное, пронизанное тоской по ушедшей навсегда молодости, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» Сергей Есенин написал в 1921 году.

Тогда поэту было двадцать шесть, он познал горечь неудач, а жизнь не складывалась ни в личном, ни в общественном плане. Его не признавала новая власть, пытаясь притеснять и не давать возможности работать. За спиной остался полный боли, неудачный, тяжелый брак с Зинаидой Райх.

Сам поэт говорил, что написал это стихотворение, проникнувшись гоголевским вступлением к шестой главе бессмертных «Мертвых душ». По словам Есенина, все, что есть хорошего в его произведении, – заслуга Николая Васильевича.

Опубликовали стихотворение в 1922 году в журнале «Красная нива».

2. Литературное направление

Литературное направление, к которому относится произведение, – имажинизм с нотками романтизма и реализма.

3. Род

По роду произведение относится к лирике.

4. Жанр

Жанровая принадлежность анализируемого произведения – элегия.

5. Проблематика

Общественные или политические проблемы, раздирающие страну в то непростое время, поэт не затрагивает. Тут кроется нечто более глубинное, личное.

На первый план выдвигается проблема взросления, переосмысления жизни, понимания невозвратности молодости. Взрослея, человек меняется, и осознание этого стало основой произведения.

6. Тематика

Стихотворение затрагивает темы зрелости, изменения человека со временем. Кроме того, тут есть и размышления об увядании, грядущей старости, смерти.

7. Идея

В момент написания этого стихотворения в душе Есенина происходили определенные процессы: менялись жизненные приоритеты, интересы, да и вообще, отношение к миру в целом.

Автор написал произведение, чтобы отразить свое непростое состояние, осмыслить его, выразить все то, что накопилось внутри и требовало выхода. Он начал по-другому понимать жизнь, о чем и рассказал в элегии.

8. Пафос

Стихотворение наполнено грустью, некоторой ностальгией по ушедшей юности, печалью.

Но с другой стороны, автор ни о чем не жалеет. Об этом он заявляет в первой же строчке. Поэт смотрит с надеждой в будущее, и это настроение передается читателю.

9. Система образов

Есенин – мастер ярких художественных образов. Анализируемое стихотворение построено на противопоставлении, но неявном.

Автор не говорит открыто, что он уже другой, но через нарисованные образы молодости и зрелости читатель прекрасно понимает эту мысль: «я не буду больше молодым», «ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком», «и страна березового ситца не заманит шляться босиком».

Молодость ушла, а вместе с ней и та беззаботность, открытость всему миру. Мы понимаем это, читая произведение. Вся система художественных образов работает на главную мысль текста: все изменилось.

10. Центральные персонажи

Как таковых, центральных персонажей нет.

Автор передает собственные переживания, размышления и чувства через яркие картины, рисуемые буквально парой словесных штрихов.

11. Лирический герой

Лирический герой здесь – сам автор, вернее, его художественная проекция. Поэт говорит о том, что чувствует лично, и читатель понимает его.

12. Сюжет

Элегия представляет собой художественное описание того, что происходит в душе автора. Это просто чувства, мысли, без какого-то определенного сюжетного составляющего.

13. Композиция

Композиция линейная, трехчастная:

  • в первом четверостишии поэт говорит о молодости, о ее безвозвратном и таком неожиданном уходе.
  • Затем следуют размышления об увядании, старости, неизбежной смерти.
  • Наконец, в последнем, пятом, катрене читателя ждет вывод о том, что все живое – тленно, но потому оно и достойно благословления и любви. Ценить нужно каждый миг, ибо все они безвозвратны.

Формально можно сказать, что:

  • первое четверостишие – завязка,
  • следующие три – постепенное развитие действия,
  • последнее – кульминация и развязка.

14. Художественное своеобразие произведения

Язык любого есенинского текста поражает образностью, сочностью красок и яркостью сравнений. Анализируемое произведение тоже имеет все эти черты.

Несмотря на красивые картины, рисуемые автором, лексика максимально проста и понятна, нет никаких незнакомых или пафосных слов, все довольно прозрачно и четко.

15. Размер, рифма, строфика

  • Стихотворение написано пятью катренами.
  • Размер пятистопный хорей.
  • Рифмовка перекрестная (АБАБ), часто используется неточная рифма (плачу – охваченный, реже – свежесть).

16. Средства художественной выразительности

Тексты Есенина порой полностью состоят из различных средств художественной выразительности. Богато ими и рассматриваемое произведение.

  • Много эпитетов: «белые яблони», «дух бродяжий», «утраченная свежесть».
  • Метафоры: «увяданья золотом охваченный», «белых яблонь дым», «березовый ситец», «сердце, тронутое холодком».
  • Поэт очень любил риторические обращения и вопросы, и тут они тоже встречаются: «ты теперь не так уж будешь биться, сердце…», «жизнь моя? иль ты приснилась мне?», «будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть».

17. Значение произведения

Произведение помогает понять, что чувствовал автор в определенный период развития своего творчества. Оно наполнено философией, размышлениями о жизни и смерти, и в этом кроется особенное очарование такой лирики.

18. Актуальность

Люди всегда пытаются осмыслить неизбежность смерти, расставание с молодостью и вступление в пору зрелости. В этом смысле стихотворение никогда не потеряет своей актуальности.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение. Оно наполнено ощутимой грустью, но вместе тем заканчивается позитивно, жизнеутверждающе, на высокой ноте.

20. Чему учит

Стихотворение учит принимать свой возраст, радоваться текущему моменту и не жалеть о прошлом. Да, все меняется, но нельзя относиться к этому с негативом, ведь жизнь нам дается лишь раз.

С есенин "не жалею, не зову, не плачу" – стихи и анализ – блог stihirus24

Данное произведение было написано Сергеем Александровичем Есениным в 21 году прошлого столетия. В это время начинающему поэту было всего-навсего двадцать шесть лет. Постоянные проблемы и появившийся жизненный опыт побудили его создавать шедевры на грустную тематику, в текстах появились философские мысли о сущности бытия и скоротечности жизненного процесса.

Минорные нотки в творчестве поэта возникли достаточно рано, ведь он еще не прожил и половины обычной человеческой жизни, а уже начал рассуждать о возможности кончины. У поэта было свое личное мнение по этому поводу.

Есенин объяснял наличие таких философских раздумий просто: «Настоящий поэт обязан думать о смерти, только помня о ней, можно по-особенному ощутить важность жизни…»

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя! иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Свой путь поэта

Есенин никогда не был полным рабом желания, не стоит надевать цепи рабства на женщин и алкоголь – при желании он легко расставался с первыми и дистанцировался от второго.

Что же подразумевается над «скупость»? Возможно, Сергей указывает этим на растворение былых идеалов – нет понимания в массах, как тогда любили говорить строители нового государства – есть проблески искренней любви на фоне пренебрежения остальных.

Есенин говорит в стихах об утраченной свежести. Тут можно подразумевать сложность, с которой пишутся стихи. Раньше каждое стихотворение было взглядом вперёд, сейчас каждое второе – это исповедь, взгляд назад или сожаление о несбывшихся мечтах? А оборачиваясь горизонта не увидеть.

В последних строках проклёвывается позитив:

Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! Ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь. Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. 1921 Содержание этого стихотворения конкретно и в то же время условно.

Стихотворение наполнено поэтическими деталями гармоничного реального земного мира («белых яблонь дым», «страна березового ситца», «весенней гулкой ранью»).

В то же время в стихотворении присутствует и образ символический – образ розового коня.

Розовый конь – символ восхода солнца, весны, радости, начинающейся молодой жизни, невоплотившейся мечты (теперь сердце героя тронуто холодком безверия, разочарования в надеждах).

Читайте также:  Анализ стихотворения «Я Вас любил» (А. С. Пушкин)

Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. На таком коне скакал Есенин в детстве и юности на родной рязанщине.

Затем следуют строки о бренности всего земного и розовый цвет переходит в холодную, почти траурную медь:

Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь…

Но поэт не останавливается на этой траурной ноте. Человек в восприятии поэта – часть мира природы, а в природе все разумно. И жизнь человека подвержена тем же неотменимым и мудрым законам природы, что и все в мире.

И со смертью одного жизненный круговорот не прекращается, на смену придут новые поколения, чтобы тоже процвесть, тоже познать радость жизни, а затем тоже умереть.

Вот почему все венчают строки, благословляющие жизнь, весну, цветение:

Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Обычно в стихотворении выделяются первое и последнее слово в строке в силу своего положения. Тем большую роль должно играть в стихотворении слово, которым завершается весь текст – «последняя точка». В этом же стихотворении ситуация иная.

Хотя стихотворение фактически и заканчивается на слове «умереть», акцентируется в последней строке все-таки емкое слово «процвесть» (чему служат фонетические особенности слова и логическая интонированность). Кстати, слово «процвесть» тоже из мира природы. Это стихотворение – благодарственная песнь жизни, благословение всего сущего.

Само слово «умереть» звучит «мягче», приобретает элегический оттенок, оно как бы теряется среди других, благословляющих жизнь и цветение… И.

Бунин в «Жизни Арсеньева» утверждал, что люди совсем не одинаково чувствительны к смерти: «Есть люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни)». По отношению к теме смерти у Есенина это наблюдение И. Бунина особенно справедливое.

По своему философскому содержанию – размышление о жизни в предчувствии смерти – есенинское стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» перекликается с пушкинским «Вновь я посетил тот уголок земли…» Но эта вечная для поэзии тема у Есенина, как и в свое время у Пушкина, звучит оригинально и неповторимо.

Анализ в двух словах

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» Сергей Александрович написал ещё в 21 году, хотя свет оно увидело годом позже, что ценности его не уменьшает. В теме строк Есенин говорит о краткости (тенности) жизни человека и вспоминает о своей молодости.

  «Фонтан» – сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Фета

По композиции стих можно разделить на две части, завершая последнюю определением, что всё в этом мире тленно. Катрены связаны в единое целое, последующий продолжает предыдущий, что делает стихотворение цельным.

Жанр произведения элегия, написанная в размере пятистопного хорея и имеющая перекрёстную рифмы. Средства выразительности сравнения (всё пройдёт, как с белых яблонь дым и пр.) и эпитеты (я скупее, утраченная свежесть).

Особенности стихотворения «Не жалею не зову не плачу…»

Представленное читателям стихотворение – своеобразный монолог автора. Есенин старается поделиться своими раздумьями и чувствами, которые «затаились» у него в глубине души. Стихотворение создано в виде обращения поэта к своему другу, которым в данном случае является читатель.

Есенин рассчитывает на понимание, поэтому говорит очень искренно и вдохновенно. Создание иллюзии обращения у Сергея Есенина получилось, это сразу же понятно после прочтения первых строк. Следует отметить, что интонация произведения создана в форме исповеди, где прослеживается доверительное обращение к читателю.

Поэт передает всю грусть души, прощается и благодарит все окружающее за то, что оно подарило ему возможность жить на земле.

На протяжении всего стихотворения время от времени выплескиваются наружу различные яркие высказывания, чувства и напор просто захватывают читателя. Фразы просты и искренни, поэтому способны покорить и пленить даже самого скрупулёзного человека. Автор старался создать такой образ, где будет совмещена душа человека, его чувства и натуральность характера природы.

Текст

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

1922 год

Что делает стихотворение изысканным?

Сергею Есенину присуще использовать в своих произведениях всю палитру красок. Этой особенностью обладали не все поэты того времени. Автор в строках использовал множество оттенков, к примеру:

  • ♦ «…страна березового ситца…»; ♦ «…пламень уст…»;
  • ♦ «…гулкая рань…»;
  • ♦ «…розовый конь…».

  Краткий анализ стихотворения «К Чаадаеву» по плану

Таких фраз в строках стихотворения большое количество и они используются уместно. Цветовая гамма создана таким образом, что способна передать тончайшие настроения, а также одухотворенность с живописным характером.

Многие осудят данные строки и будут абсолютно неправы. К примеру, людям, анализирующим стихотворение, может показаться, что использование розового цвета здесь будет совсем неуместно, так как он маловыразительный и скорее промежуточный, разбавленный в характеристиках.

Но Есенин смог передать эту краску так, что вокруг нее сформировалась четкая выразительность. По мнению поэта, только розовый цвет способен передать все те чувства, которые связанны именно с молодостью, юностью, красотой и свежестью.

Не стоит забывать о «розовых очках», которые ассоциируются с безмятежностью, молодостью, неопытностью.

Стихотворение обладает своеобразной песенностью. Идея музыкальности звучит в каждой строке. Поэт использует большое количество всевозможных сравнений, метафор и создает изысканную красоту форм.

Все это используется для того, чтобы как можно полнее и глубже выразить особенные переживания и чувства. Здесь используются фразы о прошлом, настоящем, а также грустные раздумья о грядущем будущем.

Такие особенности позволяют создать картину душевной осени.

Следует отметить, что мотивы философского направления чаще всего встречаются у поэтов в зрелом возрасте, но бывают и исключения. Таким ярким примером является именно Сергей Александрович Есенин, который закончил свой жизненный путь в весьма раннем возрасте, а именно в тридцать лет.

У многих читателей возникает вопрос: «Что же заставило человека в молодом возрасте переосмыслить свою короткую жизнь?». По этому поводу существует множество мнений.

Вероятно, у него возникло чувство безысходности и невостребованности в настоящем мире, который постоянно меняется и удивляет своей скоростью развития, становясь «железным». Но поэт не теряет живости в своих произведениях, он постоянно использует живые образы.

Произведение «Не жалею не зову не плачу…» — это поэзия, распевающая о живом и одухотворенном мире.

Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу: Стих

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Текст стихотворения

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя! иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

История

В начале 1920 годов в творчестве С.А. Есенина появляются первые размышления о смысле жизни. Он анализирует свою юность, растраченную впустую.

Он растратил много сил на мимолетные увлечения, отчего чувствовал себя усталым и избитым жизнью. Он прожил только четверть века, но уже ощутил увядание, грусть и тяжесть прожитых лет.

Его жизнь была бурной также, как и время в России в начале XX века.

Во время первой мировой войны Есенин работал в Царскосельском военно-санитарном поезде, где видел много смертей и осознал, как тесно жизнь человека граничит со смертью, как много молодых уходят из жизни, не дожив и до его возраста.

В 1921 году, когда поэт написал стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» он пережил неудачный брак с З. Райх ( с 1917 по 1919 или 1920 год). Его отношения с новой властью нельзя было назвать гладкими, хотя признание его таланта было неоспоримо.

Произведение Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» можно назвать метафорой неотвратимости конца. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

В стране отвергали Творца и Его законы, и поэт не остался в стороне от общего направления. Как пользователь, отвергающий советы инструкции к применению от создателя, поэт слишком рано и не осмысленно израсходовал свой жизненный ресурс, поэтому в свои двадцать шесть ощущал себя угасающим и стареющим.

Ссылка на основную публикацию