Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка»

  •   Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка»
  • «Золотая рыбка» Константин Бальмонт
  • В замке был веселый бал,
    Музыканты пели.
    Ветерок в саду качал
  • Легкие качели.
  1. В замке, в сладостном бреду,
    Пела, пела скрипка.
    А в саду была в пруду
  2. Золотая рыбка.
  3. И кружились под луной,
    Точно вырезные,
    Опьяненные весной,
  4. Бабочки ночные.
  5. Пруд качал в себе звезду,
    Гнулись травы гибко,
    И мелькала там в пруду
  6. Золотая рыбка.
  7. Хоть не видели ее
    Музыканты бала,
    Но от рыбки, от нее,
  8. Музыка звучала.
  9. Чуть настанет тишина,
    Золотая рыбка
    Промелькнет, и вновь видна
  10. Меж гостей улыбка.
  11. Снова скрипка зазвучит,
    Песня раздается.
    И в сердцах любовь журчит,
  12. И весна смеется.
  13. Взор ко взору шепчет: «Жду!»
    Так светло и зыбко,
    Оттого что там в пруду –
  14. Золотая рыбка.

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка»

Анализ стихотворения Бальмонта «Золотая рыбка»
1 вариант

Каждый человек в глубине души верит в чудеса, даже если обладает прагматичным складом ума. Однако детские сказки и предания откладывают на всех нас свой отпечаток.

Что уж говорить про романтические и творческие натуры, к которым, без сомнения, принадлежал русский поэт Константин Бальмонт? Поэтому неудивительно, что среди его произведений можно встретить стихи-сказки, которые для многих являются посланием из далекого прошлого, из удивительного мира детства, в котором все мы были счастливы.

В 1903 году Бальмонт публикует стихотворение «Золотая рыбка», которое совершенно не вписывается в общую литературную тенденцию. Впрочем, и сам сборник «Только любовь» не подпадает под определение книги с передовыми жизненными взглядами.

В этом нет ничего удивительного, потому что именно в этот период Бальмонт пересматривает свои жизненные приоритеты и приходит к выводу, что революция является злом.

Не только конкретно для него, ставшего жертвой царских репрессий, но и для всего народа, который рискует лишиться даже тех крох, которые имеет.

Поэтому вполне понятно, что Бальмонт больше не хочет быть предвестником общественных катаклизмов и борцом за справедливость. Ему гораздо приятнее создать произведение-притчу, главной героиней которого является маленькая золотая рыбка, плавающая в пруду. В саду играет оркестр, и ночные мотыльки кружатся в такт прекрасной музыке.

Но не только они, но и собравшиеся люди понимают, что «от рыбки, от нее музыка звучала». Именно она и являлась источником тех чудес, которые происходили в этот волшебный вечер. И лишь ее присутствием можно объяснить улыбки на лицах гостей, опьяняющий запах весны и влюбленные взгляды, которые бросали друг на друга люди.

Плавая в пруду, эта таинственная волшебница буквально преображала окружающий мир, привнося в него настоящее счастье, огромное и безмятежное.

По мнению Бальмонта, у каждого человека в жизни есть своя золотая рыбка – маленький символ прошлого или же настоящего, который напоминает о том, что мир может быть действительно прекрасным и гармоничным.

Главное, нужно захотеть этого по-настоящему и суметь передать свое желание той, которая готова его исполнить без промедления.

Не ради корысти или же забавы, а из-за того, чтобы поддержать веру людей в чудеса, которые всем нам нужны время от времени, как живительный глоток влаги и символ надежды на лучшее.

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка»

Анализ стихотворения «Золотая рыбка» Бальмонта
2 вариант

Стихотворение К.Д. Бальмонта «Золотая рыбка» элегично, лирично и мелодично.

Кто еще как не он, один из самых романтичных поэтов русской культуры, мог так чутко обернуть мысль в слово, оживив ее, заставив играть в свете огней, как чешую настоящей золотой рыбки? Да и образ такой выбран не случайно.

С детства всем нам известно, что волшебная рыбка способна исполнять желания, пусть только в сказках, но, вырастая, мы сохраняем надежду на чудо. Это свойственно всем тонко чувствующим душам, а так же самому поэту.

Произведение было издано в 1903 году и вошло в сборник «Только любовь», — как необычно для тех времен, не правда ли? Тогда, на заре революции, измученные войнами и царскими репрессиями, обычные крестьяне, рабочие и люди культуры желали перемен, воспевали дух революции, общество буквально жило в пылу предвестия преобразований.

И как, казалось бы, не к месту, появляется этот сборник, превозносящий совсем иные ценности. «Гармония, любовь, надежда» — вот, чего не доставало тогдашнему человеку, думал поэт, а потому культивировал эти истины в своем творчестве.

К тому времени Бальмонт был весьма разочарован и потрепан жизнью в своем государстве, он хотел отойти от прежнего творчества, вдохнуть в него новую жизнь, и через него — нотки волшебства в самую обыденную реальность.

В стихотворении представлены два мира, которые словно проникают друг в друга: это бал, что происходит в замке, и сад с прудом, где плавает золотая рыбка.

Между людьми на празднестве возникают чувства, загораются искры, и автор хочет олицетворить эти чувства, передавая их с помощью «проводника» — рыбки: «Но от рыбки… Музыка звучала».

Ее никто не видит: ни музыканты, ни гости, но она где-то есть, плавает в своем пруду-царстве, нерушимом и вечном, под луной. И знание этого, сравнимо с тем, когда влюбленные понимают, что их чувства тоже бессмертны и живут свою возвышенную жизнь.

В стихотворении несколько раз прямо подчеркивается непосредственное влияние рыбки на присутствующих в замке: «стоит ей промелькнуть», причем не говорится где, но явно не на балу, а, скорее, в образе искрометного чувства блаженства от сладостной надежды, — как «…вновь видна меж гостей улыбка».
Само построение стиха мелодично, что свойственно всей поэзии Бальмонта, слова подобраны с обилием сонорных согласных, а также гласных, чтобы через них можно было передать плавность и, словно, хрустальный звон свершающегося таинства: «веселый», «бал», «пели», «легкие», «луной», «золотая».

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка»Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка»Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка»

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка»

Какие чувства вызывает стихотворение "Золотая рыбка" К.Бальмонта?

Да, действительно. Был такой случай.

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка»

  • Это Израиль Моисеевич Гельфанд (1913-2009).
  • История этого человека чем-то напоминает сказку о Золушке, только в роли “доброй феи” оказался другой великий

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка»

Но – давайте по порядку.

Израиль Гельфанд родился в приднестровской деревне “Окны”, но потом семья переехала в Винницкую область, где отец его работал бухгалтером в совхозе.

Мальчик учился в профессиональной школе “с углубленным изучением химии”, хотя наибольшие способности проявлял в математике. Но начался НЭП, его отец ушел из совхоза и построил небольшую мельницу.

Это не понравилось местным властям, его признали “буржуем”, а сына выгнали из школы, не дав даже закончить девятый класс. Он пришел к учителю математики, советоваться – как быть?

И тот сказал: “Знаешь, это даже к лучшему. Все равно, я уже научил тебя всему, чему мог. Ты уже сейчас знаешь больше, чем я. Поезжай в Москву и попытайся поступить в Московский университет.”

И мальчик поехал в Москву.

Но это легко сказать – “попытайся поступить”. Его даже к вступительным экзаменам не допустили – школу-то не закончил.

Он пошел в библиотеку и попросился на какую-нибудь техническую работу – хоть пол мыть, лишь бы ближе к книгам. Ну, и жить на что-то надо было.

Все свободное от работы время он проводил в читальном зале, за книгами по математике. И вот тут его случайно заметил

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка»

— Мальчик, зачем ты взял эту книгу? – спросил ученый. – Ведь ты ни слова в ней не поймешь.

— Почему же? – ответил юный читатель.

— Потому что для этого надо изучить сперва … и перечислил несколько разделов высшей математики.

— А я уже их изучил.

— Вот как! – засмеялся ученый. – Ну, тогда реши-ка вот такую задачку.

На следующее утро Андрей Николаевич снова пришел в библиотеку. И тут к нему подошел вчерашний его собеседник.

  1. — Товарищ академик, я решил вашу задачку.
  2. Тот посмотрел и увидел, что задача действительно решена.
  3. — Но тебе, конечно, кто-то помог?
  4. — Нет, я сам.
  5. Тогда он дал мальчику еще три задачки и сказал:

— Я буду здесь через четыре дня. Решишь к этому времени – подумаем, что с тобой делать.

Но уже на третий день мальчик разыскал Колмогорова в университете и положил перед ним несколько листочков.

Прочитав их, академик сказал:

— Извините меня, коллега, что я заподозрил вас в обмане. Потому что третью из этих задач до сих пор никто не мог решить. Вы – первый.

Он отвел Гельфанда к ректору МГУ и сказал:

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка»

Дайте, пожалуйста, соответствующее распоряжение.

Вот так наш герой стал аспирантом, не имея аттестата зрелости и не окончив университет.

Он учился у выдающихся математиков. Его учителями были А. Н. Колмогоров, М. А. Лаврентьев, Л. С. Понтрягин и другие. В 1941-м году он стал профессором МГУ, в 1953-м –

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка» Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка»

Гельфанд, академик Кудрявцев, академик Андрей Сахаров.

Бальмонт К. "Золотая рыбка"

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Константина Бальмонта:

“У чудищ”

Главные герои стихотворения “Золотая рыбка” и их характеристика

  1. Золотая рыбка. Волшебная, незаметная, дарит радость.

План пересказа стихотворения “Золотая рыбка”

  1. Бал и качели.
  2. Скрипка и пруд.
  3. Бабочки ночные.
  4. Звезда и травы.
  5. Незаметность.
  6. Возвращение улыбки.
  7. Весна смеётся.
  8. Взор ко взору.

Главная мысль стихотворения “Золотая рыбка”В жизни всегда есть место чуду.

Чему учит стихотворение “Золотая рыбка”

Стихотворение учит радоваться жизни, веселиться, наслаждаться каждым мигом. Учит романтично относиться к происходящему.

Отзыв на стихотворение “Золотая рыбка”

Это очень красивое стихотворение. Оно полно волшебства и тайны. Поэту удалось вызывать у читателя ощущение необычности происходящего. Вроде бы стихотворение весёлое, герои смеются, поют, испытывают чувства.

Но всё это неестественно, всё вызвано золотой рыбкой. Она, как дирижёр, командует людям что делать. И мне кажется, что только рыбка и получает удовольствие от происходящего на самом деле.

Анализ стихотворения “Золотая рыбка”

  • Стихотворение написано Константином Бальмонтов в 1903 году.
  • Жанр: лирика.
  • Тема: беззаботность, волшебство.

Главным героем этого стихотворения оказывается плавающая в пруду золотая рыбка. Она незаметна, её никто не видит из танцующих и играющих в замке. Но стоит рыбке мелькнуть, как все гости и музыканты улыбаются.

Этот волшебный образ выбран поэтом неслучайно. В сказках часто рыбки исполняют желания. И в стихотворении рыбка тоже исполняет желание людей быть счастливыми. Она снимает тревоги и заботы, которые мешают людям искренне веселиться.

Стихотворный размер: хорей.

Рифмовка перекрёстная: АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Золотая рыбка”

Эпитеты: весёлый бал, лёгкие качели, сладостном бреду, золотая рыбка.Метафоры: опьянённые весной, качал в себе, любовь журчит.Сравнения: точно вырезные.Олицетворения: ветерок качал, пела скрипка, весна смеётся.

Пословицы к стихотворению “Золотая рыбка”

  1. Сделал дело – гуляй смело.
  2. Делу – время, потехе – час.
  3. Какие думы, такие и песни.
  4. В весёлый час и смерть не страшна.
Читайте также:  Георгий ладонщиков - стихи для детей: читать детские стихотворения ладонщикова

За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит. Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Золотая рыбка”

В замке весёлый бал. Поют музыканты, ветер качает качели в саду.

В пруду плавает золотая рыбка. Над водой кружатся ночные бабочки, к ней гнутся травы. А рыбка мелькает в глубине.

Её никто не видит, но именно рыбка делает музыку. Стоит музыке стихнуть, как рыбка мелькает и вновь звучит музыка, на губах появляются улыбки. И люди тянутся друг к другу.

  • В замке был весёлый бал, 
  • Музыканты пели. 
  • Ветерок в саду качал 
  • Лёгкие качели. 
  • В замке, в сладостном бреду, 
  • Пела, пела скрипка. 
  • А в саду была в пруду 
  • Золотая рыбка. 
  • И кружились под луной, 
  • Точно вырезные, 
  • Опьянённые весной, 
  • Бабочки ночные. 
  • Пруд качал в себе звезду, 
  • Гнулись травы гибко, 
  • И мелькала там в пруду 
  • Золотая рыбка. 
  • Хоть не видели её 
  • Музыканты бала, 
  • Но от рыбки, от неё, 
  • Музыка звучала. 
  • Чуть настанет тишина, 
  • Золотая рыбка 
  • Промелькнёт, и вновь видна 
  • Меж гостей улыбка. 
  • Снова скрипка зазвучит, 
  • Песня раздаётся. 
  • И в сердцах любовь журчит, 
  • И весна смеётся. 
  • Взор ко взору шепчет: «Жду!» 
  • Так светло и зыбко, 
  • Оттого что там в пруду — 
  • Золотая рыбка.
  • Рисунки и иллюстрации к стихотворению “Золотая рыбка”

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка»

Анализ стихотворения Бальмонта Золотая рыбка 6 класс

Элегия «Золотая рыбка», была издана в 1903 г. Она не очень хорошо вписывалась в поэтическую тенденцию того времени. Хотя и сборник по названием «Только любовь» тоже не вписывался под современные жизненные взгляды.

В этом нет, не чего удивительного, в то время поэт находился в состоянии пересматривании своих жизненных ценностей. После чего он пришел к выводу, что революция это зло и жестокость и не чего более. Он стал жертвой монаршеских преследований и репрессии, но это коснулась не только его, а и всего народа. Народ мог потерять все до последней крошки.

Бальмонт больше не желает быть вестником публичных катастроф, борцом за правду и справедливость. Поэтому ему намного приятней написать произведение притчу, маленькая золотая рыбка, которая плавает в пруду стала настоящая героиня произведения. Ночные мотыльки кружат в саду, где звучит оркестр.

Все собравшиеся люди понимает, что мелодия доносилась от рыбки. Она и была виновницей того волшебства, что происходило в тот вечерний час в саду. Из- за рыбки происходило волшебство, вокруг чувствовался пьянящий запах весны, влюбленные взоры людей, приветливые улыбки, которые они раздаривали друг другу.

Плавая в пруду, рыбка преображала мир, делая его волшебным, в воздухе витало блаженство, казалось, будто наступило безмятежное время. По мнению стихотворца в жизни каждого человека есть своя золотая, волшебная рыбка.

Это как знак с прошлой реальной жизни, который помогает каждому верить, что мир все таки великолепный, гармоничный, прекрасный и восхитительный. Самое важное это огромное желание и вера, в то, что все наши сокровенные желания исполнимы.

Не из-за развлечения и забавы, а для того чтоб люди верили в чудеса, потому что это жизненно необходимо, как глоток свежего воздуха, в знак ожидания на лучшее будущее.

Прочтя эту элегию, я как будто оказалась в волшебной сказке, на балу, где звучала мелодия, которую создавала рыбка – волшебница.

Вся эта сказка вызвала у меня незаурядные таинственные, прекрасные чувства, так захотелось поверить в прекрасное, восхитительное и красивое.

Как будто обрушились необъяснимые чувства, что все таки, где то живет волшебство, и оно может воплотиться в реальной жизни. Людям свойственно верить в лучшее, счастливое будущее, уповать и ждать – это и есть вера в волшебство, в сказку.

4, 6 класс

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка»

  • Анализ стихотворения Пушкина Муза
    В 1821 году Пушкин пишет стихотворение под названием “Муза”. За главную мысль произведения Александр Сергеевич берет воспоминания о детских годах, в которых к нему впервые приходит мысль о посвящении себя литературе и поэзии. Начало
  • Анализ стихотворения Маяковского Послушайте!
    Одним из знаменитых произведений писателя и поэта Маяковского, является стихотворение «Послушайте!». Четкого построения и смысловой линии у стиха нет, понять его не просто. Кстати это касается практически всего творчества Маяковского,
  • Анализ стихотворения Есенина Я помню любимая помню
    Литературное наследие великого русского поэта Сергея Александровича Есенина содержит в себе немало лирических строк о любви, о счастье встреч и о грусти расставаний. Чуть более чем за год до своей смерти, он написал стихотворение
  • Анализ стихотворения Блока Летний вечер
    Каждое явление окружающей природы во все времена вызывало особый интерес у писателей русской литературы. Привлекая внимание своей таинственностью и безграничной красотой, они становились источником вдохновения.
  • Анализ стихотворения Жуковского Лесной царь
    Василий Андреевич Жуковский – один из самых талантливых поэтов 19 века, он является основателем такого направления в русской литературе как романтизм. Также за свое творчество Жуковский написал большое количество баллад, посланий,

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка»

Творчество замечательного поэта-символиста Константина Дмитриевича Бальмонта, творившего в период Серебряного века, представляет огромную ценность для русской литературы. Его уникальная поэзия вдохновила множество последователей на литературном поприще, таких как Марина Цветаева и Игорь Северянин. В 1923 году поэт был номинирован на получение Нобелевской премии.

Проанализируем одно из замечательнейших стихотворений Бальмонта «Золотая рыбка». Оно, как и весь поэтический сборник «Только любовь», в который оно вошло, стало некой отдушиной для России, переживающей в те времена колоссальные трудности.

История создания

В начале 1900-х годов Константин Дмитриевич Бальмонт отбывает наказание, назначенное властями: ему запрещается посещать несколько российских городов, в числе которых Петербург и Москва. Причиной такого решения стало распространение в широкие массы стихотворения Бальмонта «Маленький султан», обличающего принципы правления Николая Второго.

Этот инцидент способствовал значительному изменению творчества поэта. Поэзия этих лет отлична от первых творений Бальмонта, но она еще и не так рациональна, как более поздние его книги. Этот период явился расцветом его литературной деятельности.

Спустя два года ссылки, в 1903 году, Бальмонт возвращается в столицу и выпускает свой поэтический сборник «Только любовь». Стихотворения, входящие в него, навеяны автору пребыванием вблизи Балтийского моря. Там же создана «Золотая рыбка».

Жанровые особенности и размер

Жанр данного лирического произведения определяется как элегия. Но это вовсе не говорит о том, что данное стихотворение навевает грусть, напротив, оно сообщает о чем-то тайном и волшебном, близком каждому из нас, о мимолётном, радостном и чудесном.

Поэзия Бальмонта, согласно канонам символизма, далека от изображения реальности, она целиком и полностью устремлена в мир чудес и мечтаний, она выражает невыражаемое, но охватывает собой более масштабные, нежели у других символистов, понятия.

Стихотворение «Золотая рыбка» написано чередующимися четырёхстопным и трёхстопным хореем, что создает его необычное распевное звучание. Рифмовка перекрёстная с чередованием мужской и женской рифмы.

Композиционный строй

Композиция данного стихотворения представлена 8 строфами, которые по смыслу можно поделить на четыре части:

1-я часть (1-я строфа) – это введение читателя в изображаемую реальность. Всё реально и обыденно, без каких-либо следов волшебства.

2-я часть (2-я, 3-я и 4-я строфы) – появляется ощущение завораживающей таинственности происходящих событий.

3-я часть (5-я, 6-я и 7-я строфы) – волшебство становится реальным, ощутимым. Присутствие золотой рыбки не видно, но ощутимо.

4-я часть (8-я строфа) – это итог стихотворения, который логически завершает цепочку произошедших событий. В последних строках выражается радость и вера в чудо, уверенность, что желаемое обязательно произойдет.

Образы и символы

Автор выступает в роли лирического героя в своем стихотворении. От его лица ведется рассказ, именно он вводит нас в мир чудес и волшебства. Лирический герой находится в духовном поиске, он стремится через такие категории, как творчество и любовь, приобщиться к вечному. Его путь – это часть пути всеобщего, мирового.

Главный образ стихотворения – сама Золотая рыбка, наделенная властью исполнения желаний. Рыбка символизирует появление новых возможностей, процесс просветления человека.

Рыбка в стихотворении золотая, что, безусловно, содержит в себе определенную символику: золотой цвет олицетворяет собой мудрость. Золотой – цвет солнца, что ассоциируется у поэта с недостижимой мечтой.

Луна здесь является еще одним значимым образом. Она, словно зеркало, отражает солнечный свет. В контексте данного стихотворения луна отражает волшебство. Ведь именно при лунном свете природа безо всякого страха раскрывается, показывает свой сокровенный смысл, свою завораживающую душу. Луна символизирует покров и защиту.

Все лирические произведения Бальмонта наполнены особым музыкальным звучанием, что выгодно обособляет его поэзию от других. Наша «Золотая рыбка» тоже чрезвычайно музыкальна – ощущение звучности исходит как от скрипок, так и от самой рыбки.

Таким образом, мелодичные душевные звуки скрипки сливаются с мелодией от рыбки, бесшумной и волнующей, мелодией чудес, музыкой души. Говоря о сокровенных, личных чувствах человека, поэты часто употребляют выражение «струны души», что позволяет провести параллель между душой и скрипкой.

Это явление придает стихотворению некий таинственный смысл.

Тема, проблематика, настроение

Основной темой данного произведения является мечта и вера в то, что она рано или поздно исполнится. Автор стремится обратить внимание читателя на, так называемые, «бестелесные явления»: мечтания, фантазии, возвышенные человеческие устремления, наконец, — на вечность.

Очень часто мы не способны видеть волшебство в нашей обыденности, забываем, что в нашей жизни всегда есть место чуду. Именно эту вечную проблему поднимает автор в своем творении. Он показывает нам путь к обретению гармонии и счастья, помогает разглядеть это волшебство.

Настроение стихотворения «Золотая рыбка» — легкое, чудесное, волшебное, окрыляющее, подающее надежду и наполняющее силами.

Основная идея

Лирическое произведение «Золотая рыбка» доносит до читателя мысль о том, что чудесам всегда есть место в повседневности, нужно только в них поверить и открыть для них свое сердце. Несмотря на видимую простоту данной мысли, человек зачастую просто не готов впустить в свою размеренную жизнь что-то волшебное. Такой смысл вложил автор в свое произведение.

Средства художественной выразительности

Создавая свое произведение, Константин Бальмонт обильно наполнил его различными средствами, усиливающими образность текста. Это и яркие эпитеты и олицетворение (весна смеется, скрипка пела и др.), и метафоры: «золотая рыбка», например.

Использование приема аллитерации позволяет создать у читателя иллюзию звучащей скрипки. Еще мы видим сравнение: бабочки будто вырезные, метонимию и анафору. Несколько раз автором использован прием инверсии.

Читайте также:  Идиллические мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Золотая рыбка», анализ стихотворения Бальмонта

Даже человеку, что обладает прагматичным складом ума, не чужды мечты и мысли о чудесах. Те сказки и предания, что рассказывают людям в детстве, очаровывают их, откладывают неизгладимый отпечаток на их души.

Особенно это касается увлекающихся, романтичных и тонко чувствующих натур, к которым, без всякого сомнения, принадлежал русский поэт-символист Константин Дмитриевич Бальмонт. Хрупкая причудливость и сказочность многих из его стихотворений ярко свидетельствует об этом.

Неудивительным является и тот факт, что среди его произведений встречаются стихотворения-сказки, которые для многих являются посланием из счастливого, но уже такого далекого прошлого, из того удивительного и беззаботного мира детства, где каждый чувствовал себя счастливым.

Одно из таких стихотворений, «Золотая рыбка», было опубликовано Бальмонтом в 1903 году. Как и само произведение, так и сборник «Только любовь», в который оно включено, совершенно не вписывалось в картину общей литературной тенденции того времени.

Именно в этот период своей жизни Константин Дмитриевич находится на стадии переоценки ценностей, пересматривает свои жизненные приоритеты, приходя к неутешительному выводу о том, что революция приносит лишь разрушение, хаос и зло.

Злом она является не только для него, ставшего жертвой репрессий царского режима, но и для всего остального народа, что рискует лишиться даже тех крох, что у него еще остались. Бальмонт больше не хочет быть предвестником общественных трагедий, катаклизмов и борцом за справедливость.

Теперь он создает стихотворение-притчу о золотой рыбке, которая ярко выделяется на фоне его раннего творчества. Главной его героиней является маленькая сказочная рыбка, которая плавает в пруду. В этот вечер в тени сада играет оркестр, ночные мотыльки кружатся в такт прекрасным звучаниям.

Все собравшиеся на вечере люди понимают, что именно «от рыбки, от нее музыка звучала». Именно она стала источником того чуда, которое окутало волшебный вечер в саду.

Благодаря ее волшебной силе «кружились под луной, точно вырезные, опьяненные весной, бабочки ночные», «и вновь видна меж гостей улыбка», как только чудесная золотая рыбка вновь промелькнет.

Влюбленные взгляды людей, которые окутаны и очарованы ароматом весны, пение скрипки — все это дело рук главной героини стихотворения, ведь именно она приносит в мир истинное счастье, безмятежность и блаженство в души каждого из гостей.

Константин Дмитриевич верит, что у каждого человека в жизнь есть такая своя волшебная золотая рыбка, маленький символ прошлого или же настоящего, который служит напоминанием о том, что окружающий мир действительно может быть оплотом красоты и гармонии.

Нужно лишь по-настоящему возжелать этого, всеми силами своей души, суметь передать свое желание той, что готова выполнить его без колебания; сделать это не ради забавы или удовлетворения эгоистических потребностей, но ради того, чтобы вселить и укрепить веру людей в чудеса. Она так нужна каждому из нас время от времени, как символ надежды на лучшее и веры в лучшее будущее.

В стихотворении «Золотая рыбка» Бальмонт применяет различные средства художественной выразительности, среди них красочные эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения. Последние занимают особенное место в произведении.

Среди них такие великолепные поэтичные образцы: «в сладостном бреду пела скрипка», «опьяненные весной, бабочки ночные», «пруд качал в себе звезду», «взор ко взору шепчет», «весна смеется». Эпитетами являются такие выражения: «веселый бал», «легкие качели», «сладостный бред».

«Золотой рыбке», как и многим другим стихотворениям Бальмонта, присуща необыкновенная музыкальность, напевность.

  • «Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта

  • «Я мечтою ловил уходящие тени…», анализ стихотворения Бальмонта

  • «Люби», анализ стихотворения Бальмонта

  • «Русский язык», анализ стихотворения Бальмонта

  • «Белладонна», анализ стихотворения Бальмонта

  • «Камыши», анализ стихотворения Бальмонта

  • «Осень», анализ стихотворения Бальмонта

  • «Зачарованный грот» (Жизнь проходит…), анализ стихотворения Бальмонта

  • «Солнце удалилось», анализ стихотворения Бальмонта

  • Бальмонт Константин Дмитриевич, биография и краткий анализ творчества

  • По произведению: «Золотая рыбка»
  • По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич

Анализ стихотворения Золотая рыбка Бальмонта

Многие люди, которые обладают прагматичным разумом, которые видели многое в жизни, не перестают  хоть даже и немного верить в чудо. Существует много сказок и мифов, разных преданий, которые всё равно на каждом человеке оставляют свой след.

Поэтому наверно и не стоит даже подчеркивать романтические натуры, которых России много, к которым относится замечательный поэт Константин Бальмонт. Никого особо сегодня не удивляет, то что среди его работ есть множество стихов-сказок.

Для каждого взрослого человека, все еще верующего в чудеса, данные сказки несут чувство из беззаботного детства, чувства из прошлого.

В 1903 году поэт заканчивает работу над стихотворением, которое никак не относится к принятым в то время литературным меркам, произведение называлось «Золотая рыбка». Данная работа вошла в известный сборник «Только любовь».

Но, изучив биографию Бальмонта, становится ясно, что поворот в творчестве был всего вопросом времени. В это время поэт для себя определил, что революция являлась самым большим злом.

Ведь от этого зла пострадал не только поэт, которого репрессировали, но и простые люди, которые могли в один момент потерять даже то, что имеют.

Автор дает четко понять, что он не собирается поднимать народ на какие-то восстания, он не будет выступать за равенство и справедливость. Становится ясно, что Бальмонт получает удовольствие именно от работы над золотой рыбкой, которая не является злом, она просто безобидно плавает в пруду.

А в этот момент в саду можно услышать звуки оркестра, под музыку которого летают мотыльки. Так же кроме мотыльков, в саду очень много людей, которые созерцают, как рыбка плавает. Люди радостны, они улыбаются, получают удовольствие того, что видят в пруду.

Для людей именно рыбка является чудом, она несет в этот мир радость и счастье, которые заставляют людей улыбаться.

Бальмонт дает понять читателю очень интересную вещь. Автор данного произведения считает, что каждый человек имеет свою маленькую рыбку, которая может для него значить что-то особенное.

Именно такой символ может быть настоящим напоминанием о том, что люди живут в замечательном мире, но не успевают или не хотят им любоваться. Стоит только лишь захотеть увидеть чудо, и оно обязательно случится, у каждого человека оно свое.

Не нужно скрывать свои желания и эмоции на этот счет. Именно чудеса позволяют проживать нелегкую жизнь.

Анализ стихотворения Золотая рыбка по плану

Возможно вам будет интересно

С.Ю. Хромова. Чудо и сказка стиха (К.Д. Бальмонт. «Фейные сказки», «Золотая рыбка»). Урок литературы в 5-м классе

Цели урока: познакомить учащихся с фактами биографии из детства К. Бальмонта; продолжать обучение анализу лирического произведения (развивать умение исследования поэтического текста, закрепить знания учащихся о тропах, их роли в тексте, развивать творческое воображение, помочь увидеть и почувствовать чарующую красоту русского слова).

  • Словарная работа:
  • Троп, эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, стихотворные размеры (ямб, хорей), лирическая проза, лирика, лиризм
  • Ход урока

Мои первые шаги, вы были шагами среди цветов и песнопений… К. Бальмонт

1. Вступительная беседа.

– Здравствуйте, дорогие ребята. Тема нашего сегодняшнего урока близка, понятна и приятна всем: и детям, и взрослым. Разговор будет о детстве, о сказке, о волшебстве.

Каждый из своего детства выносит особые запахи, краски и звуки. Тема детства – одна из любимых тем русской литературы. Почти каждый большой писатель и поэт отдал дань этой светлой и радостной поре человеческой жизни. На предыдущих уроках мы читали стихи И.А. Бунина «Детство» и «Сказка».

Давайте вспомним, какие запахи вынес из детства Иван Алексеевич Бунин.

– Запахи леса, сосны, смолы – запах Родины.

– Правильно. А почему так дороги были ему эти запахи?

– Был эмигрантом, жил вдали от Родины.

– У каждого человека остаётся свой запах детства. Вы ещё не вышли из этой чудесной поры и в своих сочинениях рассказали об этих запахах. Что же вам запомнилось?

– У многих это запахи леса, ягод, грибов, высушенного сена.

– Запах садика, молока, конфет и школы (Панова В.).

– Запах бабушкиных пирогов – запах тепла, уюта, доброты и детства, нежный запах сирени, едва уловимый аромат розы – запах красоты (Кочина О.).

– Запахи весны и мандаринов – запахи счастья (Разина Н.).

– После густого леса приятно выйти на светлую поляну, где воздух напоён солнцем. «Запах солнца» – это запах скошенной травы, смолистых сосен, земляники и родной земли (Куликова Н.).

– Вот вы сами вернули нас к запаху родной земли, как у Бунина, и к аромату солнца. Кто писал об аромате солнца? (К. Бальмонт)

– Сегодня мы будем говорить о поэзии нашего великого земляка, которому в 2007 году исполнилось 140 лет со дня рождения. Мы вспомним его детские годы, прочитаем стихи, вслушаемся в них, попробуем увидеть в них чудо и сказку стиха, а главное – почувствовать чарующую красоту русского слова.

– Записываем тему урока и эпиграф.

2. Слово о поэте. Детство К.Д. Бальмонта. В ходе урока используется компьютерная презентация «Детство К.Д. Бальмонта».

(Стихотворение «ОБЛАЧНАЯ ЛЕСТНИЦА» в исполнении ученика.)

Если хочешь в край войти вечно-золотой, Облачную лестницу нужно сплесть мечтой. Облачные лестницы нас ведут туда, Где во сне бываем мы только иногда. А и спать не нужно нам, лишь возьми росу, Окропи вечернюю света полосу И, скрепивши облачко месячным лучом,

В путь иди, не думая больше ни о чём.

– Вот такую волшебную облачную лестницу придумал русский поэт Константин Бальмонт. Она невесома и призрачна, по её воздушным ступенькам можно совершить любое путешествие.

– Как вы думаете, кому открывается облачная лестница?

– Облачная лестница открывается каждому, кто умеет мечтать. Сам поэт по её ступенькам любил возвращаться в своё детство. Давайте мы тоже попробуем пройти по этой лестнице вслед за поэтом.

– Где же мы окажемся?

– Конечно, в селе Гумнищи, где в ночь с 3-го на 4 июня (по ст. ст.) 1867 года в семье Бальмонтов родился третий сын – Константин. Сельцо было небольшим; старинная усадьба, маленький пруд и несколько изб. Жители Гумнищ были трудолюбивыми.

Само название сельца говорило об этом. Гумно – это площадка, где молотили сжатый хлеб. Хозяином усадьбы и крестьян был барин Дмитрий Константинович, отец Константина.

Это был человек очень приятный, умный, спокойный, никогда в жизни не повышавший ни на кого голоса.

Дмитрий Константинович любил охоту. Когда наступала осень, он со сворой собак пропадал в лесу. Служил Дмитрий Константинович в Шуе, прошёл путь от мирового посредника до председателя Шуйской уездной земской управы.

Мать Константина – Вера Николаевна – была женщиной образованной, энергичной, пользовалась большим авторитетом. На свои средства она построила в Гумнищах школу и была её попечительницей. С юных лет она обожала книги, музыку, сама пробовала писать стихи и прозу. Хорошо знала языки.

В молодости она устраивала любительские спектакли, была режиссёром и актрисой. Комната её в Гумнищах, уставленная диковинными растениями – большими пальмами, диким виноградом, кактусами, – тонула в аромате лимонных и апельсиновых деревьев.

Вера Николаевна чудесно играла на фортепиано, и часто из раскрытого окна лились чарующие звуки музыки.

– Звучит фортепиано. («Времена года» П.И. Чайковского.)

– Вера Николаевна, как писал впоследствии Бальмонт, ввела его в «мир музыки, словесности, истории, языкознания».

Родители, как мы видим, оказали на Константина огромное влияние. Не меньшее влияние на него оказала чудесная природа.

Бальмонт писал: «Мои первые шаги, вы были шагами по садовым дорожкам, среди бесчисленных цветущих трав, кустов и деревьев, мои первые шаги были окружены первыми перебегами тёплого ветра по белому царству цветущих яблонь, вишен, первыми волшебными зарницами… Мои первые шаги, вы были шагами среди цветов и песнопений…» (Отрывок из прозы К.Д. Бальмонта читает ученик.)

– Рядом с усадьбой находился тенистый парк с липовыми аллеями (слайд «Парк»).

Этот парк любили все, но особенно – маленький рыжеволосый мальчик.

Он часто бродил по парку и пытался разгадать его тайны. Константин был тихим ребёнком, он не любил участвовать в шумных играх мальчишек. Несколько раз ходил он вместе с братьями на охоту, но ничего, кроме отвращения к убийству птиц и зверей, не вынес из этого. Он предпочитал часами сидеть в парке.

Здесь собирались все его необычные друзья: жёлтые, белые, красноватые бабочки, изумрудные жуки-бронзовки, «мохнатые и добрые пчёлы, злые красивые осы с тонкими талиями, огромные полосатые шмели». В траве быстро бегали, поворачивая маленькие головки, серые ящерки, по своим тропам озабоченно тащили ношу муравьи.

Мальчик любил беседовать с ними, каждому он говорил красивое, ласковое слово. Они же в ответ жужжали, звенели крыльями, стрекотали.

Однажды в парке «самый верхний листок, затрепетавший на самой высокой липе, толкнул в детской душе творческую основу, или иволга волнующе пела, или ветер донёс с близкого луга сладкий запах розовой кашки», но только мальчик сочинил первые стихи. Сам Бальмонт вспоминал: «Я начал писать стихи в возрасте десяти лет.

В яркий солнечный день они возникли, сразу два стихотворения, одно о зиме, другое о лете. Это было в родной моей усадьбе Гумнищи, Шуйского уезда, Владимирской губернии, в лесном уголке, который до последних лет жизни буду вспоминать, как райское, ничем не нарушенное радование жизнью.

Но первые мои стихи были встречены холодно моей матерью, которой я верил более, чем кому-либо на свете, и до шестнадцати лет я больше не писал стихов. Опять придя, опять стихи возникли в яркий солнечный день, во время довольно долгой поездки среди густых лесов.

Стихи плясали в моей душе, как стеклокрылые стрекозы-коромысла, и я сразу мысленно написал с десяток стихотворений и читал их вслух моей матери, которая ехала на тройке вместе со мной и которая смотрела на меня после каждого стихотворения восхищёнными, такими милыми глазами». (Отрывок из прозы К.Д. Бальмонта читает ученик.)

Вот так из маленького мальчика постепенно вырос поэт Константин Бальмонт. Через всю последующую жизнь он пронёс нежную, трепетную любовь к своему «милому раю», где провёл так много счастливых лет. И, наверное, благодаря сладостным воспоминаниям детства, так мило, задушевно и забавно прозвучат написанные в 1905 году уже известным поэтом «Фейные сказки».

3. Цикл стихов «Фейные сказки».

Эта книга стихов – одна из самых очаровательных в русской поэзии. Она соединяет и фантазию, и юмор, она завораживает живыми и трепетными образами.

– Кому же посвятил К. Бальмонт эти сказки?

– (Нинике – своей маленькой дочке. Нинике, которую любил со всей отцовской нежностью).

Давайте прочитаем первое стихотворение «Посвящение».

Солнечной Нинике, с светлыми глазками — Этот букетик из тонких былинок. Ты позабавишься Фейными сказками, После – блеснёшь мне зелёными глазками, В них не хочу я росинок. Вечер далёк, и до вечера встретится Много нам: гномы, и страхи, и змеи. Чур, не пугаться – а если засветятся

Слёзки, пожалуюсь Фее.

– А почему книга называется «Фейные сказки»? Кто такая Фея?

Рассказывает ученица: «Фея в легендах и сказках Западной Европы – сверхъестественное существо, волшебница в виде красивой женщины, иногда с крыльями. Лёгкие, изящные, они населяют всю природу.

Время, свободное от пляски и пения, феи проводят за пряжей и ткачеством, изготовляют плащи, ковры, шапочки, колпачки-невидимки, обладающие чудесными свойствами. Фея способна мгновенно являться и исчезать.

Этими свойствами она обладает благодаря своей волшебной одежде».

– Давайте прочитаем эти удивительные детские стихи. (В исполнении учащихся звучат стихи: «Фея», «Трудно Фее», «У чудищ», «Бабочка», «Детская песенка», «Трясогузка».)

Выходят дети, звучит музыка. Чтение стихотворений.

– Кто является героем этих стихотворений? (Яга, Кощей, Змей; цветы: одуванчик, маргаритка; насекомые, птицы.)

– Где мы встречаемся с этими героями? (В русских народных сказках.)

– К. Бальмонт использовал сказочные фольклорные образы в своей поэзии, опираясь на устное народное творчество.

  1. – Какой троп (троп – художественный приём, употребление слова в переносном значении) использовал поэт при изображении насекомых, цветов и птиц?
  2. – Олицетворение.
  3. – Что такое олицетворение?
  4. – Литературный приём, когда неживые предметы, явления природы изображаются в виде живых существ, называется олицетворением.
  5. – Где поэт встречался с этими героями, когда он так хорошо изучил их?
  6. – В детстве, в парке.

– Одуванчики, маргаритки, насекомые и птицы и до сих пор живут в парке и липовой аллее, куда мы с вами летом обязательно совершим путешествие. И, кроме липовой аллеи, мы увидим пруд, расположенный напротив парка. Пруд этот всегда был необыкновенный, его питали подземные ключи. Константин любил сидеть возле воды, и однажды ему показалась удивительная золотая рыбка.

4. Анализ стихотворения «Золотая рыбка».

– Чтение стихотворения «Золотая рыбка» (под музыку).

– Вы почувствовали красоту и музыкальность стихотворения? Сказка в поэзии! Какое волшебство она творит! Это может передать только лирическое произведение! Давайте вспомним, что главное в лирике?

  • (Лирика – род литературы, отражающий переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.)
  • Лиризм – это эмоциональная окрашенность, поэтическая взволнованность, задушевность.
  • – Каким настроением проникнуто стихотворение?
  • – Настроение радостное, приподнятое.

– Правильно. Скажите, что же сразу настраивает на такую радостную волну и встречу с волшебством? Даже до начала чтения!

  1. – Почему стихотворение так называется?
  2. (Золотая рыбка – центральный образ стихотворения.)
  3. – Появляется ли рыбка с самого начала?

– Нет. А волшебство мы чувствуем с самых первых строк. Какими средствами поэт передает необычность, волшебство?

  • – В стихотворении первые строки всегда отмечены особым вниманием автора: ими задаётся общий тон, намечается направление авторской мысли.
  • Давайте займёмся словесным рисованием.
  • В замке был весёлый бал – картина сказочного дворца и весёлого бала Музыканты пели – л – музыка Ветерок в саду качал Лёгкие качели – л – сад и качели.
  • Сказочный образ:
  • В замке в сладостном бреду – звукопись Пела, пела скрипка – музыка А в саду была в пруду – восторг, ликование, восхищение Золотая рыбка.
  • – Какие ещё образы, кроме рыбки, мы видим?
  • – Луна, бабочки, звезда, травы… весна, вечер.
  • – Какой вы видите рыбку: золотая рыбка – это изображение живого существа или сказочной героини?

– В чём волшебная сила золотой рыбки? Какие чудеса она творит? (От неё звучит музыка.)

  1. – Как мы слышим эту музыку? (к первым строчкам…)
  2. Мерный скрип качелей, музыку скрипки, песню музыкантов, шелест травы, шум крыльев ночных бабочек.
  3. Мягкие сонорные л, н – звуки скрипки
  4. Твёрдые з, р, п – звуки рыбки в воде, весёлого бала, танца.
  5. – Как пела скрипка?
  6. – Как вы понимаете строчку «пела в сладостном бреду»?
  7. – Какую роль играет повтор во второй строке строфы?
  8. – Звукопись, размер – ямб, разная длина строк в строфе.
  9. – Чередование длинной и короткой строки рождает своеобразный ритмический рисунок, помогая передать звуковые ассоциации.

– Пофантазируйте и скажите, какого характера музыку исполняет скрипка? Весёлую? Грустную? Тихую или громкую? Медленную, быструю? Танцевальную или нет?

  • – Танцевальная мелодия, прекрасная, лёгкая, то немного грустная, то безудержно весёлая.
  • – Что принесла людям эта золотая рыбка?
  • – Что из-за неё произошло и без неё не могло произойти?
  • – О чём же поет музыка?

– Музыка поёт о любви, весне, о красоте природы. Музыка и стихотворение рождают в нас настроение радости, счастья, восторга, полноты жизни.

  1. Стихотворение включено в книгу «Только любовь» (1903 г.)
  2. – Где ещё в литературе встречается образ чудесной золотой рыбки?
  3. – Похожа ли золотая рыбка на героиню сказки Пушкина?
  4. – Обе рыбки волшебные, обе творят чудеса, но у Пушкина рыбка дарит материальные богатства, а бальмонтовская – духовные.
  5. Бальмонтовский образ более сложен, романтически возвышен, он создает особое настроение восторженности, лёгкости.

Образ рыбки слит с миром живой природы. Рыбка невидима, она творит чудеса: дарит людям любовь. Весну. Радостное настроение. Музыку. Вдумчивый читатель видит «двойное свечение» поэтического образа: красота картины живой природы и гимн красоте, любви, искусству.

– Как нужно выразительно читать это стихотворение? (Нужно передать его тайну, музыкальность, напевность.)

– Поэзия близка не только живописи, но и музыке, где звук играет главную роль. Очень многие стихи разных поэтов стали песнями. Особенно любили композиторы К. Бальмонта. На его стихи написано свыше 600 музыкальных произведений.

– Послушайте песню «Золотая рыбка» на стихи К. Бальмонта.

Песня звучит в исполнении учеников.

– Вы почувствовали красоту и музыкальность стихотворения? Сказка в поэзии! Какое волшебство она творит! А этот чародей, сумевший преобразить обыкновенное, привычное превратить в чудо, это тот мальчик, который вырос и начал писать стихи.

  • – Возвратимся к эпиграфу.
  • – Почему столь дороги поэту, взрослому человеку, воспоминания о детстве?
  • – Стихи дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас умнее, добрее.

– Чему вас научил сегодняшний урок? Что вы узнали нового?

– Изменилось ли ваше настроение после урока?

Домашнее задание: 1. Прочитать стихотворение «Снежинка». 2. Выучить наизусть одно-два стихотворения на выбор. 3. Сделать иллюстрации к понравившимся стихам поэта.

Ссылка на основную публикацию