Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (С. Есенин)

  • Об авторе
  • Недавние публикации

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)Выдающийся русский поэт XX века. Знаток народного языка и народной души. В своих стихах Сергей Есенин предстает тонким лириком, мастером пейзажа и человеком, глубоко понимающим и любящим свою страну – Русь. Его поэзия пропитана самобытным, неповторимым стилем и авторским слогом. Сергей Есенин – уникальная фигура XX века. Его стихи читают и любят уже на протяжении двух столетий.Для тех, кто по-настоящему любит Творчество Сергея Есенина. Ценит, знает наизусть, но каждый раз открывает Его по-новому. Каждый день, мы обращаемся к строкам Cамого Русского Поэта, которые находят отклик в сердцах сотни людей…

Вместе, мы осознали, что Есенин неисчерпаем. И сколько бы не минуло лет, веков – Есенин вечно юн. Он всегда будет молод, пока у него есть те, кто чувствует, живет его поэзией. Поэзией Сергея Есенина. Спасибо, что Вы здесь. Есенина нужно знать. Есенина надо любить.

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (С. Есенин)

«Гой ты, Русь, моя родная…»Сергей ЕсенинАнализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (С. Есенин)Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

  • Как захожий богомолец,
    Я смотрю твои поля.
    А у низеньких околиц
  • Звонно чахнут тополя.

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (С. Есенин)

  1. Пахнет яблоком и медом
    По церквам твой кроткий Спас.
    И гудит за корогодом
  2. На лугах веселый пляс.
  3. Побегу по мятой стежке
    На приволь зеленых лех,
    Мне навстречу, как сережки,
  4. Прозвенит девичий смех.
  5. Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая,
  6. Дайте родину мою».
  7. 1914 г.
  8. Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (С. Есенин)Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (С. Есенин)

Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» 1 вариант

Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был идеалистом и прекрасно видел все недостатки страны, в которой ему довелось появиться на свет.

Тем не менее, он прощал России грязь и разбитые дороги, беспробудное пьянство крестьян и самодурство помещиков, возведенную в абсолют веру в доброго царя и нищенское существование народа.

Есенин любил свою родину такой, какая она есть, И, имея возможность навсегда остаться за границей, все же предпочел вернуться, чтобы умереть тем, где и родился.

Одним из произведений, в котором автор воспевает свою землю, является стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», написанное в 1914 году. К этому моменту Сергей Есенин уже жил в Москве, успев стать достаточно известным поэтом.

Тем не менее, крупные города навевали на него тоску, которую Есенин безуспешно пытался топить в вине, и заставляли мысленно обращаться к недалекому прошлому, когда он был еще никому неизвестным крестьянским пареньком, свободным и по-настоящему счастливым.

Ещё по теме:  Сергей Есенин ~ Преображение (Маленькие поэмы)

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» автор вновь вспоминает свою прошлую жизнь. Точнее, те ощущения, которые он испытывал, бродя по бескрайним русским лугам и наслаждаясь красотой родного края.

Себя в этом произведении Есенин отождествляет с «захожим богомольцем», который пришел поклониться своей земле, и, совершив этот нехитрый обряд, уйдет в чужие края.

Родина же у поэта при всех ее недостатках ассоциируется с один огромным храмом, светлым и чистым, который способен излечить душу любого странника и вернуть его к духовным истокам.

Собственно говоря, Россия до революции и являлась единым храмом, что подчеркивает в своем стихотворении и Есенин. Автор подчеркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа». И, вместе с тем, не моет пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».

Благодаря умению и поэтическому таланту в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенину удается воссоздать весьма контрастный и противоречивый образ своей родины. В ней органично переплетаются красота и убогость, чистота и грязь, земное и божественное.

Однако поэт отмечает, что ни на что не променяет аромат яблок и меда, который сопровождает летний Спас, и девичий смех, звон которого поэт сравнивает с сережками. Несмотря на множество проблем, которые Есенин видит в быте крестьян, их жизнь кажется ему более правильной и разумной, чем своя собственная.

Хотя бы потому, что они чтят традиции предков и умеют радоваться малому, ценят то, что имеют. Поэт по-доброму завидует сельским жителям, у которых есть их главное богатство – плодородная земля, реки, леса и луга, которые не перестают восхищать Есенина своей первозданной красотой.

И именно поэтому автор утверждает, что если и существует на свете рай, то он находится именно здесь, в сельской русской глубинке, которая еще не испорчена цивилизацией, и сумела сохранить свою привлекательность.

«Не надо рая, дайте родину мою», — этой простой и лишенной «высокого штиля» строчкой поэт завершает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», словно бы подводя некий итог. На самом же деле автор хочет лишь подчеркнуть, что безмерно счастлив возможности жить там, где он чувствует себя частью своего народа.

И это осознание для Есенина гораздо важнее, чем все сокровища мира, которые никогда не смогут заменить человеку любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, и оберегающую его на протяжении всей жизни.Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (С. Есенин)Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (С. Есенин)

Несмотря на то, что стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» относится к раннему творчеству Есенина, оно поражает оригинальными образами родной земли, безграничной любовью к ней. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Гой ты, Русь, моя родная!» по плану.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной. Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 г. в сборнике «Радуница».Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.

Композиция – Анализируемое стихотворение – это монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – лирическое стихотворение.Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.Метафоры – «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех».

Эпитеты – «Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий Спас», «весёлый пляс».Сравнения – «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как серёжки, прозвенит девичий смех».

Ещё по теме:  Сергей Есенин ~ Преображение (Маленькие поэмы)

История создания

История создания анализируемого стихотворения тесно связана с жизненными обстоятельствами Сергея Есенина. Из-под пера молодого поэта оно вышло в 1914 году, когда он переехал в Москву.

Напряжённые отношения с отцом, который считал, что труд писателя не лучший способ обеспечивать себя, первая серьезная любовь, выбор между учебой и службой.

Все эти переживания стали толчком для написания стихотворения.

Когда поэт начинал тосковать по спокойной жизни в селе, он обращался к деревенской тематике. В раннем периоде его творчества этот пласт занимает заметное место.

Тема

В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Произведение написано от первого лица, что максимально приближает лирического героя к автору.

Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Родные деревенские избы, хаты напоминают ему – образа в ризах. Это не случайно: эта деталь указывает на огромное значение религии для русского человека. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью.

Рассматривая пейзажи, герой чувствует в сердце такую же торжественность и умиротворённость, как во время пребывания в церкви, поэтому себя он сравнивает с богомольцем.

В третьей и четвёртой строфах автор изображает луг, зелёное приволье, но и здесь он находит место религиозной составляющей. Лирический герой ощущает запах Спаса, в котором смешались ароматы яблок и меда. Спас он не зря называет кротким, намекая на трепетное отношение людей к вере.

В изображении природы особое внимание обращается на звуки: смех и гул веселого пляса. Это всё наполняет сердце радостью.

В последней строфе лирический герой достигает пика своих эмоций. Он признаётся Родине в любви, сравнивая её с раем.

Композиция

Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу, так как все эмоции и переживания тесно сплетаются в единый монолог лирического героя. Только последняя строфа выделяется на фоне предыдущих: автор отходит от пейзажных зарисовок и дает волю эмоциям. Формальная организация такая же простая, как и смысловая. Стих состоит из пяти катренов.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в нём нет сюжета, строится оно на мыслях и чувствах лирического героя. Анализируемое стихотворение имеет ярко выраженный эмоциональный характер и наполнен пейзажными зарисовками. Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. Сергей Есенин использует перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В произведении поэт использует самые разные средства выразительности. При помощи них он создаёт панорамную картину родного края, выражает эмоции, которые переполняют лирического героя. Также языковые средства помогают Есенину лаконично отобразить особенности русской культуры.

Ещё по теме:  Сергей Есенин ~ Преображение (Маленькие поэмы)

В тексте часто встречаются метафоры: «синь сосёт глаза», «звонко чахнут тополя», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс», «прозвенит девичий смех». Воспроизведенные картины дополняются эпитетами – «кроткий спас», «весёлый пляс», «девичий смех» и сравнениями: «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «как серёжки, прозвучит девичий смех».

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (С. Есенин)

Сергей Есенин по праву считается одним из главных национальных поэтов. Его творчество – бесконечное служение своей Родине, которая олицетворялась для поэта в образах русской природы и простой крестьянской жизни.

Особое значение имеет ранний период творчества Есенина, когда он еще не был знаменит и не испытал страданий и лишений. Произведения молодого поэта были чистой и светлой струей в мутном потоке литературной макулатуры, наводнившей Россию в начале XX века.

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» — одно из лучших творений ранней лирики Есенина. Оно было написано в 1914 г.

Поэт начинает стихотворение с древнерусского обращения «гой». Это свидетельствует о любви поэта к богатому фольклорному наследию. К тому же в это время «Русь» звучало уже несколько старомодно. Есенин идет наперекор модным литературным течениям. Он подчеркивает свою приверженность старине и вековым традициям русского народа.

Еще одним смелым шагом начинающего поэта можно считать использование христианской символики. Авторитет православной церкви был значительно поколеблен, молодежь считала веру признаком консерватизма и отсталости.

Атеизм был не столько убежденной позицией, сколько данью современной эпохе. Есенин же считал православие неразрывной частью русской культуры.

Религиозные образы органически вплетаются в стихотворение («в ризах образа», «захожий богомолец», «кроткий Спас»).

Неприхотливый деревенский пейзаж расцветает у поэта яркими красками. Патриархальная жизнь стирает различия между человеком и природой. На необъятных русских просторах «девичий смех» воспринимается как органичная составная часть животного и растительного мира.

Стихотворение написано простым и понятным языком. Самая сложная метафора — «синь сосет глаза». Лирический герой сравнивает себя с «богомольцем», женский смех – с «сережками». Характерная особенность ранней лирики Есенина — употребление устаревших и «местных» слов («зеленые лехи», «корогод»).

Сергей Есенин, конечно же, не был строгим последователем христианства. Стихотворение завершается немыслимым для верующего человека отречением от райской жизни.

Тем убедительнее и эффектнее выглядит невозможность для поэта отречься от Руси. Строки «не надо рая, дайте родину мою» кому-то могут показаться слишком пафосными.

Но во всей русской поэзии это – наиболее сильное и искреннее признание в любви и верности России.

Читайте также:  Муса джалиль - короткие, легкие стихи: читать маленькие стихотворения мусы джалиля

Гой ты, Русь – Сергей Есенин (читает Сергей Безруков) #есенин #поэзия #стихи

Анализ стиха «Гой ты, Русь, моя родная!» Есенина

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» относится к раннему творчеству Есенина, оно поражает оригинальными образами родной земли, безграничной любовью к ней.

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (С. Есенин)

Сочинение, а также краткий и полный анализ «Гой ты, Русь, моя родная!» можно использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Текст стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!»

  • Сергей Есенин
  • Гой ты, Русь, моя родная!
  • Гой ты, Русь, моя родная,
  • Хаты – в ризах образа…
  • Не видать конца и края –
  • Только синь сосет глаза.
  • Как захожий богомолец,
  • Я смотрю твои поля.
  • А у низеньких околиц
  • Звонно чахнут тополя.
  • Пахнет яблоком и медом
  • По церквам твой кроткий Спас.
  • И гудит за корогодом
  • На лугах веселый пляс.
  • Побегу по мятой стежке
  • На приволь зеленых лех,
  • Мне навстречу, как сережки,
  • Прозвенит девичий смех.
  • Если крикнет рать святая:
  • “Кинь ты Русь, живи в раю!”
  • Я скажу: “Не надо рая,
  • Дайте родину мою”.
  • 1914 г.

Краткий анализ произведения

В произведении «Гой ты, Русь, моя родная!..», считающемся одним из лучших в наследии поэта, отразилась его безграничная любовь к родной стране.

  • История создания – стихотворение написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 г. в сборнике «Радуница».
  • Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.
  • Композиция – Анализируемое стихотворение – это монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех».
  • Эпитеты – «Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий Спас», «весёлый пляс».
  • Сравнения – «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как серёжки, прозвенит девичий смех».

Меня впечатлило это стихотворение, так как в нём автор говорит о любви к родине.

Анализ стиха «Гой ты, Русь, моя родная!»

Сергей Есенин как поэт оставил огромный след в русской литературе.  К моменту написания стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…» в 1914 году Есенин уже приобрел славу известного московского поэта. Поэтической славы он добился в том числе и благодаря стихотворениям на тему Родины, которой он посвятил большую часть произведений.

Главная тема стихотворения

Образ Руси для Есенина – это его деревенский мир, по которому московский озорной гуляка уже успел стосковаться, — мир деревенского быта и деревенской природы. В домах  «пахнет яблоком и мёдом », «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».

Это серенькая красота средней полосы России, но для каждого деревенского угла и для каждой кочки Есенин находит яркое слово. Критики отмечают, что в действительности описываемые поэтом явления гораздо скучнее и тусклее, чем подобранные им поэтические описания. Есенин сливается с природой, черпает из деревни силы и вдохновение.

В стихотворении поэт обращается к прошлой деревенской жизни, пытаясь воскресить живительные ощущения, которые он испытывал при прогулках в русских лесах и лугах, при работе и созерцании.

Главная тема стихотворения – любовь к Родине, желание питаться этой любовью, вдыхать её, переживая прошлое, и излучать ответно.

В поэтическом возвращении на Родину Есенин видит себя «захожим богомольцем», словно он находится в пути к некой святыне, спешит ей поклониться и трепетно прикоснуться к ней, мечтая о душевном исцелении. Деревенская Русь ассоциируется с большим храмом, светлым и ясным.

Стихотворение  пропитано светлой любовью к Руси, эмоции светлые, радостные. Краски яркие, блестящие: золото («хаты – в ризах образа»), синева («синь сосет глаза»), «зеленый лех».

Настроение стихотворения праздничное: это одновременно и радость свидания, и праздник в селе – Спас с девичьим смехом и плясками на лугах.

В последней строфе Есенин намекает, что он побывал уже во многих странах мира, но нигде не был счастлив так, как в России. И даже если ему предложат поменять Родину не на другую страну, а на рай, он знает, что не найдет счастья и в раю – ему нужна его нищая и богатая, пьющая, веселая и плачущая, возвышенная и примитивная, богомольная и богохульствующая Русь.

Структурный анализ стихотворения

Начало стихотворения показательно – оно стилизовано под обращение в диалогах в древних русских былинах («Уж ты гой еси, добрый молодец). «Гоити» на древнерусском означало пожелание здоровья и процветания. Всюду народный язык, диалектизмы, показывающие трепетное отношение автора к своей родине: «звонно», «корогод», «лех», «приволь».

  • Яркий поэтический прием, который применяет поэт, — олицетворение Руси. Поэт обращается к Родине, будто беседует с ней. Олицетворяется и пляс – он гремит, и смех – он звенит, и тополя – они «звонно чахнут».
  • Сравнения развернуты и многогранны: «хаты — в ризах образа», «как сережки, прозвенит девичий смех».
  • Метафоричен пейзаж: небо, котором тонут глаза, золотые хаты, деревья, шумящие так, что кажется, будто они звенят, не протоптанная тропинка, а «мятая стежка».
  • Рифма перекрестная, рифмуются между собой четные и нечетные строки. Рифма используется попеременно: в четных строках женская, в нечетных – мужская.

Размер, используемый поэтом, — пятистопный хорей, он сообщает стихотворению решительный, смелый ритм, и чем ближе к финалу, тем более решителен поэт – он осознает, что главное для человека – это любовь к родной земле, которую он впитал с молоком матери и которая спасительная для него на любых жизненных поворотах.

Подробный анализ стихотворения

История создания

История создания анализируемого стихотворения тесно связана с жизненными обстоятельствами С. Есенина. Из-под пера молодого поэта оно вышло в 1914 году, когда он переехал в Москву.

Напряжённые отношения с отцом, который считал, что труд писателя не лучший способ обеспечивать себя, первая серьезная любовь, выбор между учебой и службой. Все эти переживания стали толчком для написания стихотворения.

Когда поэт начинал тосковать по спокойной жизни в селе, он обращался к деревенской тематике. В раннем периоде его творчества этот пласт занимает заметное место.

Тема

В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Произведение написано от первого лица, что максимально приближает лирического героя к автору.

Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Родные деревенские избы, хаты напоминают ему – образа в ризах. Это не случайно: эта деталь указывает на огромное значение религии для русского человека. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью.

Рассматривая пейзажи, герой чувствует в сердце такую же торжественность и умиротворённость, как во время пребывания в церкви, поэтому себя он сравнивает с богомольцем. В третьей и четвёртой строфах автор изображает луг, зелёное приволье, но и здесь он находит место религиозной составляющей.

Лирический герой ощущает запах Спаса, в котором смешались ароматы яблок и меда. Спас он не зря называет кротким, намекая на трепетное отношение людей к вере. В изображении природы особое внимание обращается на звуки: смех и гул веселого пляса. Это всё наполняет сердце радостью.

В последней строфе лирический герой достигает пика своих эмоций. Он признаётся Родине в любви, сравнивая её с раем.

Композиция

Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу, так как все эмоции и переживания тесно сплетаются в единый монолог лирического героя. Только последняя строфа выделяется на фоне предыдущих: автор отходит от пейзажных зарисовок и дает волю эмоциям. Формальная организация такая же простая, как и смысловая. Стих состоит из пяти катренов.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в нём нет сюжета, строится оно на мыслях и чувствах лирического героя. Анализируемое стихотворение имеет ярко выраженный эмоциональный характер и наполнен пейзажными зарисовками.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. С. Есенин использует перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В произведении поэт использует самые разные средства выразительности. При помощи них он создаёт панорамную картину родного края, выражает эмоции, которые переполняют лирического героя. Также языковые средства помогают Есенину лаконично отобразить особенности русской культуры.

В тексте часто встречаются метафоры: «синь сосёт глаза», «звонко чахнут тополя», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс», «прозвенит девичий смех». Воспроизведенные картины дополняются эпитетами – «кроткий спас», «весёлый пляс», «девичий смех» и сравнениями: «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «как серёжки, прозвучит девичий смех».

Тропы, использованные в тексте, поражают соединением простоты и глубокого смысла. Несколькими словами поэт может рассказать то, на что другие выделяют целые абзацы.

В последней строфе поэт использует яркую аллитерацию, нанизывая слова с согласным «р», он подтверждает, что его слова не мгновенное восклицание, рождённое сиюминутными эмоциями, а обдуманное решение.

Сочинение о стихе Гой ты, Русь, моя родная!

Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был идеалистом и прекрасно видел все недостатки страны, в которой ему довелось появиться на свет.

Тем не менее, он прощал России грязь и разбитые дороги, беспробудное пьянство крестьян и самодурство помещиков, возведенную в абсолют веру в доброго царя и нищенское существование народа.

Есенин любил свою родину такой, какая она есть. Имея возможность навсегда остаться за границей, все же предпочел вернуться, чтобы умереть тем, где и родился.

Одним из произведений, в котором автор воспевает свою землю, является стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», написанное в 1914 году. К этому моменту Сергей Есенин уже жил в Москве, успев стать достаточно известным поэтом.

Тем не менее, крупные города навевали на него тоску, которую Есенин безуспешно пытался топить в вине, и заставляли мысленно обращаться к недалекому прошлому, когда он был еще никому неизвестным крестьянским пареньком, свободным и по-настоящему счастливым.

В стихотворении автор вновь вспоминает свою прошлую жизнь. Точнее, те ощущения, которые он испытывал, бродя по бескрайним русским лугам и наслаждаясь красотой родного края. Себя в этом произведении Есенин отождествляет с «захожим богомольцем», который пришел поклониться своей земле, и, совершив этот нехитрый обряд, уйдет в чужие края.

Родина же у поэта при всех ее недостатках ассоциируется с один огромным храмом, светлым и чистым, который способен излечить душу любого странника и вернуть его к духовным истокам.

Собственно говоря, Россия до революции и являлась единым храмом, что подчеркивает в своем стихотворении и Есенин. Автор подчеркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа». И, вместе с тем, не моет пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».

Благодаря умению и поэтическому таланту в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенину удается воссоздать весьма контрастный и противоречивый образ своей родины. В ней органично переплетаются красота и убогость, чистота и грязь, земное и божественное.

Читайте также:  Стихи про ангела и демона: читать красивые стихотворения поэтов классиков

Однако поэт отмечает, что ни на что не променяет аромат яблок и меда, который сопровождает летний Спас, и девичий смех, звон которого поэт сравнивает с сережками.

Несмотря на множество проблем, которые Есенин видит в быте крестьян, их жизнь кажется ему более правильной и разумной, чем своя собственная. Хотя бы потому, что они чтят традиции предков и умеют радоваться малому, ценят то, что имеют.

Поэт по-доброму завидует сельским жителям, у которых есть их главное богатство – плодородная земля, реки, леса и луга, которые не перестают восхищать Есенина своей первозданной красотой.

И именно поэтому автор утверждает, что если и существует на свете рай, то он находится именно здесь, в сельской русской глубинке, которая еще не испорчена цивилизацией, и сумела сохранить свою привлекательность.

«Не надо рая, дайте родину мою», – этой простой и лишенной «высокого штиля» строчкой поэт завершает стихотворение, словно бы подводя некий итог. На самом же деле автор хочет лишь подчеркнуть, что безмерно счастлив возможности жить там, где он чувствует себя частью своего народа.

И это осознание для Есенина гораздо важнее, чем все сокровища мира, которые никогда не смогут заменить человеку любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, и оберегающую его на протяжении всей жизни.

Анализ стихотворения «Край любимый. Сердцу снятся» С. Есенина.

Смысловая оригинальность при раскрытии темы родины в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» заключается в том, что родина для лирического героя привлекательнее самого рая. Более того – она и есть рай. Об этом говорится в заключительном четверостишии текста.

Краткий анализ произведенияПодробный анализ стихотворенияАнализ стиха «Гой ты, Русь, моя родная!»Сочинение о стихе Гой ты, Русь, моя родная!

Краткий анализ стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная…" по плану

  • Анализ стихов
  • Есенин
  • Гой ты русь моя родная

Есенин в своем стихотворении описывает красивую землю, родной край. Стихотворение описывают с разных сторон, в нем можно рассмотреть разные литературные темы которые использовал автор.

Поэт описывает Русь святой землей, которая имеет бескрайние поля и земли. Здесь празднуют святые праздники, чувствуется духовность и приближение с Богом. Поэт обращается к матушке Земли как к родной.

В произведении чувствуется боль, она отходит от родной Земли. Пройдя под небом и вдыхая ветер, автор передает тоску.

Есенин в собственной версификации постоянно применял писательские способы, которые делали её простой и незабываемой.

Первое что можно увидеть — это одушевление. Оно проявляется призывом стихотворца к Руси. Кроме того данный метод применен по взаимоотношению к пляскам. Есенин использует цвет опись. Небеса автор описывает голубыми и бескрайними. Взгляд утопает в их синеве. Луга – кажутся малахитовыми. Также насыщенный желтый цвет можно увидеть в солнце, меде и церковных куполах.

Он использует глаголы, для того чтобы читатели передвигались совместно с ним, и его сюжетом. Также в его тексте много метафор и эпитетов. Крестьян описывает как умный и правильный народ, который чтит многие традиции родного края.

Эти люди умеют добиваться своей цели, это те люди, у которых есть самое большое в мире богатство, это их природа. Деревня имеет духовность чистоты, она еще не затронута цивилизацией. Этот народ еще защищает свои Земли и то, что им дал Бог. В этом и вся суть.

Поэту это нравиться и он хочет защитить людей от риска цивилизации.

  «Волшебная скрипка», анализ стихотворения Гумилёва

«Не надо рая, дайте родину мою» — эта строчка завершает стихотворение, и дает понять всю суть безмерного счастья человека. Что для человека может быть лучше, чем родная земля и матушка природа. Золотые горы и любые сокровища никогда не заменят цену жизни. Вот поэтому автор и колеблется все стихотворение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Гой ты, Русь моя родная.История создания – стихотворение было написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 в сборнике «Радуница».

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.

Композиция – Анализируемый стих – целостный монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

  • Жанр – эллегия.
  • Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех».
  • Эпитеты – «Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий Спас», «веселый пляс».
  • Сравнения – «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как сережки прозвенит девичий смех».
  • https://youtu.be/8xJilqK5fjE

Лирический герой

Стихотворение начинается со старорусского слова «гой», которое обозначает пожелание здравствовать. Далее лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем, достигшим цели путешествия, взирающим с радостью и трепетом на край, перед ним представший. Его отношение к родной земле – восторженное и в то же время молитвенное.

Русь для него – место, наполненное небесным светом, место, где повседневная жизнь приносит радость и где царит душевная красота. Кроме того, лирический герой пребывает в гармонии с природой, тонко чувствуя ее.

Он замечает витающие в воздухе запахи меда и яблок, звонно чахнущие тополя, его взгляд словно тонет в бескрайней небесной синеве («синь сосет глаза»).

История создания

История создания анализируемого стихотворения тесно связана с жизненными обстоятельствами С. Есенина. Из-под пера молодого поэта оно вышло в 1914 году, когда он переехал в Москву.

Напряженные отношения с отцом, который считал, что труд писателя не лучший способ обеспечивать себя, первая серьезная любовь, выбор межу учебой и службой.

Все эти переживания стали толчком для написания стиха.

Когда поэт начинал тосковать по спокойной жизни в селе, он обращался к деревенской тематике. В раннем периоде его творчества этот пласт занимает заметное место.

Литературное направление

Раннее творчество Есенина принято относить к новокрестьянской поэзии. Это не совсем литературное направление. Скорее – условное название для творчества русских поэтов серебряного века, которые имели деревенское происхождение. В их числе – Клюев, Орешин, Ширяевец.

Творческого объединения они не образовывали, манифестов не провозглашали. Несмотря на это, были некоторые общие черты в лирике новокрестьянских поэтов. Например, обращение к теме деревенской России, близость к фольклору.

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» — как раз яркий образец новокрестьянской поэзии.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Гой ты Русь моя родная…»

  Анализ стихотворения Пушкина Чем чаще празднует лицей

По писателю: Есенин Сергей

Тема

В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Произведение написано от первого лица, что намекает на его автобиографическую основу, максимально приближает читателя к лирическому герою и автору.

Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Первое, что он замечает – образа в ризах. Это не просто неотъемлемый элемент русского интерьера, а деталь, которая указывает на огромное значение религии для русского человека. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью.

Рассматривая пейзажи, мужчина чувствует в сердце такую же торжественность и умиротворенность, как во время пребывания в церкви, поэтому себя он сравнивает с богомольцем.

В третьем и четвертом куплетах автор изображает луг, зеленое приволье, но и здесь он находит место религиозной составляющей. Лирический герой ощущает запах Спаса, в котором смешались ароматы яблок и меда. Спас он не зря называет кротким, намекая на трепетное отношение людей к вере.

В изображении природы особое внимание обращается на звуки: смех и гул веселого пляса. Это все наполняет сердце радостью.

В последней строфе лирический герой достигает пика своих эмоций. Он признается Родине в любви, позволяя себе сравнить ее с раем.

В чём смысл?

Главная мысль сосредоточена в последней строфе стихотворения. В ней Русь образно сравнивается с раем, что можно понимать и в прямом, и в переносном смысле (как любое место, где человеку лучше всего) – и герой выбирает Родину. Такая патриархальная, православная, дореволюционная отчизна – его идеал.

У читателя это стихотворение рождает идиллический образ. Плохо знакомые с реальностью деревенского быта, мы легко поддаёмся влиянию поэта, который опускает проблемы и трудности – ведь и он сам, находясь в городских стенах, не вспоминает о них, ему видится только лучшее.

Эта точка зрения и яркая, сильная, афористичная финальная строфа заставляют задуматься о собственном отношении к Родине.

Читатель думает о том, что, при всех недостатках, в ней гораздо больше прекрасного, а также о том, что любовь к отчизне, как и любовь в принципе – чувство абсолютное, и для истинного патриота иной выбор, кроме того, которым заканчивается стихотворение, невозможен.

Надежда Сидорова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Средства выразительности

В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи них он создает панорамную картину родного края, выражает эмоции, которые переполняют лирического героя. Также языковые средства помогают Есенину лаконично отобразить особенности русской культуры.

В тексте часто встречаются метафоры: «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс», «прозвенит девичий смех».

Воспроизведенные картины дополняются эпитетами – «кроткий Спас», «веселый пляс», «девичий смех» и сравнениями: «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «как сережки прозвучит девичий смех».

Тропы, использованные в тексте, поражают соединением простоты и глубокого смысла. Несколькими словами поэт может рассказать то, на что другие выделяют целые абзацы.

Переживания лирического героя подчеркиваются при помощи интонации, поэтому в тексте есть оборванное и восклицательное предложения.

В последней строфе поэт использует аллитерацию, нанизывая слова с согласным «р», он подтверждает, что его слова не мгновенное восклицание, рожденное сиюминутными эмоциями, а обдуманное решение.

Тематика и образы

Ключевая тема стихотворения – тема родины, которая раскрывается через образ деревенской Руси. Образ этот создан в первую очередь при помощи приема метафоры. Хаты поэт сравнивает с иконами в ризах.

Сравнение такое возникает неспроста. Лирический герой видит дома с окошками, украшенными наличниками. Из-за этого у него возникает ассоциация с иконами, обложенными ризами.

Деревенские хаты в стихотворении – это иконостас, находящийся в большом храме – Руси.

Смысловая оригинальность при раскрытии темы родины в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» заключается в том, что родина для лирического героя привлекательнее самого рая. Более того – она и есть рай. Об этом говорится в заключительном четверостишии текста.

Выразительные средства в произведении

Первый прием, который мы встречаем в стихотворении, — это олицетворение. Оно выражается обращением поэта к Руси. Также этот прием использован по отношению к плясу (танцам), который гудит.

Читайте также:  Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому?

Поэт применяет цветопись. Небо изображает настолько синим, что глаза в них тонут. Луга — зелеными. Также можно отметить золотой цвет, который представляется читателю, когда он встречает строки об образах, меде, церквях.

  Тема любви в романе «Евгений Онегин» (краткое сочинение)

Есенин активно применяет метафоры — веселый пляс, чахнут тополя, а также эпитеты — захожий, низенький, кроткий, мятый, зеленый.

Что показывает нам анализ «Гой ты, Русь, моя родная»? Есенин активно использует определения, чтобы передать свою характеристику Родины.

Он применяет глаголы, чтобы читатели двигались вместе с ним, его сюжетом. Сначала он осматривает родную землю, потом бежит по тропинке и слышит смех девушек.

Содержание стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»

Произведение начинается с обращения поэта. Оно направлено родной Руси. Он изображает ее с хатами, которые облачены образами. Русь бескрайняя, с синим небом, в котором тонут глаза. Автор смотрит на поля, словно «захожий богомолец». Вокруг изгородей шумят тополя.

Во время Спаса пахнет медом и яблоками. На лугах весело водят хоровод и пляшут. Поэт пишет, что он побежит по мятой тропинке между зелеными лугами и услышит девичий смех.

Он говорит, что даже если его позовут в рай, но он должен будет покинуть эти края, то он откажется. Только Родина нужна поэту.

Красочно описывает свои края Есенин («Гой ты, Русь, моя родная»). Анализ, который будет приведен далее, покажет нам с различных сторон это произведение. Мы рассмотрим которые использовал автор для создания своего детища.

Темы, проблемы и настроение

  • Основная тема стихотворения — тема Родины. Даже при условии переселения в Рай без родных просторов, лирический герой сохраняет верность стране. Герою ничего не нужно, кроме радости созерцать и чувствовать – жить полной грудью на Руси. Он не готов предать Родину ради какого бы то ни было прекрасного Рая. Отсюда вытекает любовь к Родине и русской природе вообще.
  • Тема природы тоже прозвучала в стихотворении. Автор любовно описывает красу родной земли и ее неповторимый образ.
  • Основная проблема тесно связана с темой стихотворения. В заключительных строках звучит призыв «кинуть Русь» — это и есть постановка главного вопроса. Автор свободен в выборе: Родина или Рай. Данная проблема особенно актуальна в современности при обострении ситуации с эмиграцией.
  • Настроение у С. А. Есенина бойкое, радостное, веселое. Все очевидно: его герой находится в любимой стране, в привычной для него обстановке, которая дарит силы, энергию. Родные просторы вдохновляют и успокаивают. Иначе говоря, здесь человек счастлив – настроение счастья и покоя наряду с безмерной радостью преобладает в произведении.

Центральные персонажи

Как уже было сказано, центральный образ стихотворения – Русь. Она настолько одухотворена, что кажется самостоятельным персонажем, высшей сущностью, любимой, матерью, невестой.

Второй персонаж – лирический герой, проходящий и пробегающий её просторы в жажде познать некую высшую красоту, духовную истину, открытую только любящим сердцам.

Наконец, в завершении стихотворения появляется «рать святая». Это могут быть ангелы, архангелы, мученики и праведники, охраняющие Русь, её святые покровители. Поэт представляет разговор с ними, но не мыслит, что земную родину можно покинуть, даже если за это ему обещают рай.

Актуальность

Стихотворение актуально для всех, кто ощущает живую связь со своей землёй, умеет восхищаться красотой природы и людей, горячо и преданно любит Родину.

Особенно близки эти строки молодым людям, которые испытывают благодарность той земле, которая дала им силу, вырастила, воспитала.

В произведении Есенина звучит мотив надмирной красоты, которая не зависит ни от правителей, ни от государства. Любование простором обогащает душу, даёт силы жить, мечтать, творить.

Основная идея

Смысл стихотворения сосредоточен в патриотизме. Однако слово «патриот» по отношению к лирическому герою здесь не совсем уместно. С. А.

Есенин просто стремится передать настроение, которое сам испытывает, думая о доме. Здесь нет скрытых смыслов – все лежит на поверхности: счастье рядом. Счастье – в тех самых сережках и девичьем смехе.

Для поэта и его лирического героя важно быть на Родине, быть верным ей до последнего.

Главная мысль стихотворения — отражение авторского кредо Есенина. Он величает себя крестьянским поэтом, то есть все свое творчество связывает с малой родиной.

Анализ стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная»

Родина, которую изобразил поэт, показана святой. В ее домах стоят иконы (образа). Сам поэт чувствует себя в ней «захожим богомольцем». Празднуется Спас в церквях. Все это показывает духовность Руси.

Родина, словно живая, и поэт обращается к ней, как к близкому человеку.

Чувство грусти выявляется в этой лирике. Поэт тоскует по родным местам, он всего лишь «захожий», странник. Его засасывает синее небо, манит мятая тропинка. Как четко назвал стихотворение Есенин — «Гой ты, Русь, моя родная»! Анализ этого произведения возвращает нас в детство и юность, когда на душе было светло. Это стихотворение — ностальгия по родному краю.

Чтобы передать всю духовность, красоту, тоску, автор использует различные выразительные средства. Какие именно, мы рассмотрим далее и на этом завершим анализ «Гой ты, Русь, моя родная». Есенин в своей поэзии всегда использовал литературные приемы, которые делали ее неповторимой.

Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом четверостишии присутствует завязка – восторг и любование необъятным простором.
  • Во втором, третьем, четвёртом четверостишии появляется развитие действия: «пробегусь», «прозвенит».
  • В пятом четверостишии звучит кульминация, которая одновременно является выводом:

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

Жизнь и творчество С. А. Есенина

Прежде чем начать рассматривать стихотворение, мы ознакомимся с некоторыми биографическими данными и творчеством поэта.

Есенин был родом из Рязанской губернии. Его с детства окружала природа. Он восхищался и вдохновлялся ею. Его первые стихотворения были посвящены именно ей.

Уехав из родного села в шумный город Москву, Есенин тосковал по родным местам. Там он был простым пареньком, который наслаждался окружающим миром. То, как поэт изображает свои края, нам покажет С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная».

1914 — год его написания. К этому времени поэт уже 2 года живет в столице и тоскует по родному селу.

Краткий анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» по плану

1. История создания

В 1912 году, после окончания Спас-Клепиковской церковно-приходской второклассной учительской школы, Сергей Есенин переезжает в Москву. Он чувствует, что должен следовать голосу призвания – быть поэтом, выходить на широкую литературную дорогу.

В 1914 году девятнадцатилетний юноша тоскует по рязанским полям и создаёт стихотворное признание в любви к родной земле: стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!».

В 1916 году оно будет опубликовано в первом сборнике стихотворений Есенина «Радуница».

2. Литературное направление

Принято считать период раннего творчества Есенина имажинистским.

Слово «имажинизм» происходит от французского «image» (образ).

Формально Есенин опубликует декларацию имажинизма вместе с друзьями-поэтами лишь в 1919 году, но образное звено есенинской лирики глубже формальных поисков.

Истоки его метафорического мышления кроются в народной культуре, образности русского языка и изобразительного орнамента.

Можно сказать, что данное стихотворение родилось на стыке реалистического искусства и модернистского направления, получившего название «имажинизм».

3. Род

Стихотворение «Гой, ты Русь моя родная» — образец лирики. В нём соединяются черты гражданской, философской и духовной лирики.

 4. Жанр

Жанр можно определить как лирическое стихотворение.

В нём чувствуется сильное исповедальное начало, определяющее своеобразие есенинского лиризма.

5. Проблематика

Поэт совершает попытку осмысления такой важной философской проблемы как поиск духовной родины. Выбирая между земным отечеством и раем, он провозглашает: «…Не надо рая. // Дайте Родину мою».

Любовь к Руси деревенской как неотъемлемой части собственной души становится высшей ценностью, противопоставленной даже божественному Абсолюту.

6. Тематика

Основная тема произведения – Русь поднебесная. Есенин словно пишет с неё иконы, подчёркивает её надмирный облик, святость.

«Хаты — в ризах образа», сам поэт – «как захожий богомолец». Даже тополя здесь чахнут «звонко». Всё звенит и переливается, манит в необъятные дали, словно в солнечный день Пасхи, когда благовестит деревенский колокол.

Этот бесконечный солнечный простор так дорог автору, что даже рай не манит его своими неведомыми красотами.

7. Идея

Бесконечный солнечный простор, синь, сосущая глаза, озорной девичий смех дороги автору.

Он прикипел всем сердцем к земле, которая его родила, и чувствует себя выразителем её несказанной красоты.

8. Пафос

В стихотворении сливаются воедино восторг влюблённого юноши, присягающего на верность Отчизне со всей силой молодой цветущей души и коленопреклоненный трепет странника-богомольца, понимающего, что он только гость в этом мире.

Стихотворение напоминает гимн родной земле.

9. Система образов

  • Образ святой Руси, который предстаёт перед глазами читателей в сборнике «Радуница», складывается из системы вспомогательных образов.
  • Это образы пространства: «не видать конца и края», «синь сосёт глаза», «вдали за корогодом», «приволь зелёных лех», «смотрю твои поля».
  • Образы дома и дороги как основных координат русского пространства: «хаты — в ризах образа», «побегу по мятой стёжке», «как захожий богомолец», «по церквам твой кроткий Спас».
  • Цветовые образы: «синь» небес, «зелёные» лехи (луга, луговины).
  • Звуковые образы: «гудит… пляс», «прозвенит девичий смех», «крикнет рать святая».
  • Образы запахов: «пахнет яблоком и мёдом».
  • В картину русского простора вписаны небо и земля, золото, зелень и лазурь пейзажа, жители деревень и хранители небесных высот.

10. Центральные персонажи

Как уже было сказано, центральный образ стихотворения – Русь. Она настолько одухотворена, что кажется самостоятельным персонажем, высшей сущностью, любимой, матерью, невестой.

Второй персонаж – лирический герой, проходящий и пробегающий её просторы в жажде познать некую высшую красоту, духовную истину, открытую только любящим сердцам.

Наконец, в завершении стихотворения появляется «рать святая». Это могут быть ангелы, архангелы, мученики и праведники, охраняющие Русь, её святые покровители. Поэт представляет разговор с ними, но не мыслит, что земную родину можно покинуть, даже если за это ему обещают рай.

11. Лирический герой

Лирический герой Есенина всегда узнаваем и ярок. Традиционно его отождествляют с самим поэтом.

  1. Сначала он спокоен, как человек, переступающий порог храма: «идёт», «смотрит», «как захожий богомолец».
  2. Затем его походка ускоряется, он уже бежит «по мятой стёжке», в звон девичьего смеха, в приволье и простор раскрытых ему навстречу материнских объятий.
  3. В своём разбеге он достигает небесных горизонтов и готов говорить с высшими силами, свидетельствуя перед ними, что навеки влюблён в родную землю.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения соотносится с мотивом странничества, характерным для всей русской лирики.

Сначала поэт стремится передать удивление и восторг от встречи с величием и простором своей Родины, затем описывает стремительное движение к самому её сердцу.

Стихотворение завершается предполагаемой встречей с Всевышним. Поэт подчёркивает, что не готов покинуть любимую землю, так она и является для него образом рая.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом четверостишии присутствует завязка – восторг и любование необъятным простором.
  • Во втором, третьем, четвёртом четверостишии появляется развитие действия: «пробегусь», «прозвенит».
  • В пятом четверостишии звучит кульминация, которая одновременно является выводом:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Ссылка на основную публикацию