Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Последняя туча рассеянной бури»

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури.
Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

  • Ты небо недавно кругом облегала,
    И молния грозно тебя обвивала;
    И ты издавала таинственный гром
  • И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Последняя туча рассеянной бури»

История создания произведения

Дата написания Александром Сергеевичем Пушкиным стихотворения «Туча» достоверно известна: 13 апреля 1835 г. Да и когда еще, как не весной мог поэт описать природу после грозы. Известно, что на следующий день Пушкин должен был отправиться на прием к Бенкендорфу. Александр Сергеевич подал прошение на издание газеты и ждал от шефа жандармов разрешения.

Чувство неизвестности, тревожно радостное ожидание, вера, в лучший исход задуманного вылились в это замечательное произведение.

1835-37 годы – это пора творческой зрелости Пушкина как литератора. В этот период Александр Сергеевич мало пишет стихов для печати. Стихи для него становятся выражением его настроения.

И тут трудно не согласиться с Белинским, который заметил, что стихотворение «Туча» — это образец «пушкинского созерцания природы». Однажды, после затяжного  и освежающего дождя поэт увидел задержавшуюся на чистом небосклоне, тучку.

Эта картина послужила темой для создания лирической зарисовки.

Стихотворение было впервые напечатано в «Московском наблюдателе». Журнал был создан в том же 1835 году, и Пушкин стал одним из первых его авторов. Журнал просуществовал всего 4 года.

Анализ стихотворения

Стихотворение «Туча» – это лирико-эпическое произведение, написанное в жанре послания. По тематической направленности стихотворение принадлежит к пейзажной лирике. Надо заметить, что в метком и точном описании природы Пушкину не было равных в русской поэзии того времени.

Композиция и построение стиха

Стихотворение «Последняя туча рассеянной бури! » состоит из трех строф-катренов, 12 строк. Рифмы парные. Первая пара строк в каждой строфе с женскими рифмами, вторая – с мужскими. Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием.

Композиционно стихотворение состоит из двух частей. В первой части Пушкин описывает тучу, говорит о ее благодатном действии. Во второй части, которая занимает всего одну строфу  поэт просит ее скрыться, прогоняет тучу.

Тема и идея стихотворения

Тема и идея стихотворения «Туча»  – это описание картинки природы после дождя. Здесь нет никаких скрытых идей, никаких намеков.

В этом стихотворении почти нет анахронизмов (устаревших слов), придающих литературным произведениям того времени официозность и торжественность. Лишь одно слово «древес».

Но при этом нежно-трогательно звучит слово «листочки», которое смягчает тяжеловесность последующего слова.

Правда, некоторые критики усматривают в этом послании к задержавшейся на небе туче, скрытую мысль. Они полагают, что автор хочет сказать о непостоянстве нашего бытия, в котором бывают и бури с грозами, и ясные солнечные дни.

Может быть, Александр Пушкин ничего подобного и не подразумевал, когда писал это лирическое послание.

Но всякое литературное произведение тем и замечательно, что оно будит мысль, вызывает ассоциации, заставляет размышлять и делать выводы.

Средства художественной выразительности

В стихотворении, как и в любом пейзаже обязательно присутствуют выраженные словами краски или тропы:

  • эпитеты – последняя (туча), ясной (лазури),
  • метафоры – унылая (тень) ликующий (день), таинственный (гром), алчную (землю), успокоенных (небес);
  • олицетворение – поила (дождем), буря (промчалась), ветер, лаская (листочки), гонит;

В первой строфе автор применил анафору. Слово «одна» повторяется в трех строках. Во второй строфе повторяется союз «и». В стихотворении «Туча»  для усиления выразительности картины имеются антитезы: унылая-ликующий.

Туча ???? краткое содержание, о произведении

  • Последняя туча рассеянной бури!
  • Одна ты несешься по ясной лазури.
  • Одна ты наводишь унылую тень,
  • Одна ты печалишь ликующий день.
  • Ты небо недавно кругом облегала,
  • И молния грозно тебя обвивала;
  • И ты издавала таинственный гром
  • И алчную землю поила дождем.
  • Довольно, сокройся! Пора миновалась,
  • Земля освежилась, и буря промчалась,
  • И ветер, лаская листочки древес,
  • Тебя с успокоенных гонит небес.

Краткое содержание

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Последняя туча рассеянной бури»

Иман Малеки. Две тучи. 2010

Стихотворение «Туча» Александр Сергеевич Пушкин написал весной 1835 года. Это был уже поздний период его творчества, и в сочинениях этой поры все меньше ощущалось влияние романтизма.

Последним произведением этого направления стала поэма «Цыганы». После ее написания Пушкин окончательно утвердился в литературе, как поэт-реалист.

Несмотря на это, «Тучу», все-таки, стоит рассматривать, как пейзажную лирику, выдержанную в романтическом стиле.

 

Этот очередной шедевр можно назвать гимном внезапно налетевшей, кратковременной летней буре. Уже в первых строках автор, словно с одушевленным существом, беседует с тучей. Он обращается к ней с упреком и обвиняет в том, что она своим присутствием затмевает ясный, погожий день. Непогода уже в прошлом, снова сияет солнце, и только туча на фоне лазурного неба омрачает жизнерадостную картину.

Во второй части автор немного смягчается. Вспоминая грозу и молнии, которые обвивались вокруг тучи, он справедливо отмечает, что она освежила воздух, «и алчную землю поила дождем». В тот момент она представляла собой величественную и жестокую повелительницу небес.

В третьем четверостишии поэт снова повышает тональность своего обращения. Он просит ее «сокрыться», потому что уже ничто не предвещает очередной грозы, и ее миссия выполнена. Даже ветер гонит ее со спокойного неба. Природа обновилась, все омыто дождем, везде царят умиротворение и покой. Поэтому туче уже не место среди этой гармонии.

Анализ

История создания

Стихотворение было написано 13 апреля 1835 года. На следующий день у поэта была назначена встреча с шефом жандармов Бенкендорфом, который должен был решить судьбу его прошения на издание газеты.

Скорее всего, в период этого тревожного ожидания поэт и стал свидетелем разыгравшейся бури, и у него возникла мысль описать эту послегрозовую картину.

Задержавшаяся на небе тучка стала героиней этого лирического стихотворения.

В,Г. Белинский назвал «Тучу» образцом «пушкинского созерцания природы». Оно стало одним из первых произведений, напечатанных в новом журнале «Московский наблюдатель», в 1835 году. К сожалению, судьба журнала оказалась короткой – он просуществовал всего четыре года, в отличие от стихотворения, которое живо до сих пор.

Персонажи и образы

Главные персонажи произведения – лирический герой и туча. Последняя выступает в роли незваного гостя, от которого хотят побыстрее избавиться. Герой радуется окончанию ненастья и лазурному, ясному небу. Но задержавшаяся на нем туча мешает наслаждаться умиротворенной природой.

Кроме тучи в стихотворении присутствуют образы грома, ветра, дождя, неба, при описании которых автор подразумевает, что в природе всему находится место, и все имеет свою очередность.

Буря сменяется грозой, на смену которой, в свою очередь, приходит ясный, погожий день. Таким образом, герой стремится к покою и свету после разбушевавшейся стихии, что нужно понимать не иначе, как усталость от переживаний и накала страстей.

Изгоняя тучу, автор избавляется от того негатива, который до сих пор омрачал его настроение.

В стихотворении вполне могло отразиться воспоминание о восстании на Сенатской площади, с момента которого прошло уже десять лет.

   Здесь также проходит параллель с образом тучи: несмотря на то, что она уже выполнила свою миссию и теперь выступает в роли изгнанницы, ее можно рассматривать, как важное  явление.

 Принято считать, что на смену грозе непременно приходит ясная погода, и пример с декабристами, которые своим выступлением вызвали определенные потрясения в обществе, этому подтверждение.

Символично, что после грозы туче предстоит бесследно рассеяться, как и восстанию, которое было жестоко подавлено. Равнодушие общества к судьбе декабристов Пушкину, возможно, представлялось землей, которая получила долгожданную влагу. Но, как только буря сменилась солнечным днем, туча была изгнана в небытие в виду своей ненужности.

Композиция

Стихотворение композиционно делится на три части – три катрена (четверостишия). Первый катрен можно назвать кульминацией всего повествования.

Экспрессивно окрашенное обращение героя к туче, главной героине этого вводного четверостишия, задает тон всему произведению. Второй катрен – воспоминание о буре, в котором звучит невольное восхищение тучей. Третье четверостишие наполнено спокойствием.

Эмоции героя улеглись, и он просит тучу удалиться. На этом автор заканчивает повествование, финал которого оказался очень логичным.

Жанр

Стихотворение относится к пейзажной лирике, три строфы-обращения к природе позволяют приобщить его к этому роду литературы. По жанру оно больше напоминает послание.

Черты реализма, свойственные позднему творчеству поэта, уступают место романтическим описаниям.

Таким образом, произведение можно охарактеризовать, как романтическое послание с ярко-выраженной принадлежностью к пейзажной лирике.

Размер и средства художественной выразительности

В стихотворении автор использует четырехстопный амфибрахий, который в сочетании с большим количеством союзов обеспечивает плавное, размеренное повествование. Женские и мужские рифмы попарно чередуются друг с другом: первые две строчки каждого катрена имеют женские рифмы, следующие две – мужские.

В тексте очень много эпитетов. Одни служат для описания ненастья: «унылая тень», «рассеянная буря», «таинственный гром». Другие изображают природу в состоянии покоя: «ясная лазурь», «ликующий день», «успокоенные небеса». Интересно, что в произведении нет эпитетов, которые обозначают цвет, что редко случается в пейзажной лирике.

Меткие и выразительные олицетворения помогают автору оживить природу: «молния обвивала», «земля освежилась», «буря промчалась», «ветер гонит». Особенно часто этот троп используется при описании тучи: «несешься», «наводишь», «печалишь», «облегала», «издавала», «поила».

Присутствуют в стихотворении и метафоры: «унылую тень», «ликующий день», «таинственный гром», «алчную землю», «успокоенных небес». Антитеза «унылая – ликующий» также служит для придания большей выразительности.

Стихотворение не содержит устаревших слов, которые были характерны для произведений того времени и придавали тексту официальность и торжественность.

Читайте также:  Стихи про душу человека: красивые со смыслом стихотворения известных поэтов классиков

Единственным исключением здесь является слово «древес», но в сочетании с ласкательной формой существительного «листочки» оно не выполняет здесь такой функции.

Проблематика и основная идея произведения

Главная тема стихотворения – человек и природа. Герой произведения становится свидетелем происходящих в ней изменений. Сначала он наблюдает за тем, как развивается буря, затем восхищается яркой картиной обновления. Образ земли сравним с человеком, который также полон жажды покоя и стремится освободиться от тревожащих его мыслей.

Мимолетно затрагивается в тексте тема одиночества, но она не является главной – одинокая тучка прогоняется набежавшим ветерком. В целом, все стихотворение, за исключением второго катрена, проникнуто умиротворением. Так автор соотносит тему с настроением человека – негативные эмоции всегда сменяются состояние покоя.

Таким образом, это выразительное и красивое стихотворение говорит о том, что в природе ничто не может оставаться неизменным. После дождя всегда появляется солнце.

То же происходит и с человеком: проходит время, и заканчиваются все проблемы и неприятности,  наступает ощущение легкости, прилив жизненной энергии. Буря в природе – это те же проблемы в человеческом мире.

Нужно набраться терпения и сил, чтобы переждать ее, избавиться от всего негативного и разрушительного. Наступление солнечного дня нужно воспринимать, как личную одержанную победу.

Краткий анализ стихотворения «Туча» по плану

1. История создания

Стихотворение написано 13 апреля 1835 года, накануне встречи с начальником императорской канцелярии А. Бенкендорфом – Пушкин подал прошение на издание газеты.

В стихотворении чувствуется состояние ожидания и, одновременно, вера в благополучный исход, вера в то, что и другие проблемы, – «тучи», – уйдут.

В конце концов, Пушкину разрешили издание журнала «Современник». А стихотворение было напечатано через месяц в «Московском наблюдателе».

2. Литературное направление

Стихотворение относится к литературному направлению русский романтизм.

3. Род

Литературный род этого произведения – лирика, выражение эмоционального состояния человека с помощью художественных средств и образов.

4. Жанр

Произведение относится к жанру пейзажной и философской лирики.

5. Проблематика

Проблематика стихотворения содержит философский подтекст:

  • жизнь, как в природе, так и в людском сообществе циклична;
  • бурные события и явления чередуются с периодами затишья и умиротворения.

6. Тематика

В произведении существует несколько, перекликающихся в сознании поэта тем:

  • тема любви к природе во всех её проявлениях;
  • тема-наблюдение послегрозового состояния природы;
  • тема надежды на перемены к лучшему.

7. Идея

Идея стихотворения «Туча» – ожидание нового; понимание и принятие неизбежного чередования бурных и спокойных периодов в жизни природы, в личной жизни человека и в обществе.

8. Пафос

У стихотворения эмоционально приподнятый тон повествования, выражающий состояние ожидание обновления, свежести в природе после грозы.

9. Система образов

Художественные образы в стихотворении — образ переменчивой стихии. Он стал результатом творчески воспроизведённой и переработанной автором реальности.

10. Центральные персонажи

Центральными персонажами произведения являются:

  • лирический герой, который соотносится с самим автором;
  • и природа в образе тучи или грозы.

11. Лирический герой

Лирическим героем в этом произведении является автор, наблюдавший грозу с дождём и пришедший ей на смену «ликующий день».

Он желает, чтобы туча, к которой он обращает свою речь, как можно скорее исчезла с «ясной лазури» небес.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения – разговор героя с последней, оставшейся после бури, тучей.

  • В первой строфе – описание послегрозового неба, его «ясной лазури», на которой последняя туча «печалит ликующий день».
  • Во второй – описание действий тучи во время грозы: «Ты небо недавно кругом облегала», «издавала таинственный гром», «землю поила дождём».
  • В третьей – призыв автора к туче: «Довольно, сокройся!» и предсказание её скорого исчезновения: ветер прогонит эту последнюю тучу с «успокоенных» небес.

13. Композиция стихотворения

Композиция произведения обратная: из настоящего момента автор обращается к уже свершившимся событиям (к прошедшей грозе), затем снова возвращается к настоящему.

Структурно делится на три части – три строфы или три картины.

14. Художественное своеобразие произведения

Пушкин был одним из первых, кто начал использовать в своём творчестве приём отождествления природных явлений с живым и разумным существом. Стихотворение построено на антитезе (противопоставлении) – на смену прошедшей буре идёт покой.

15. Стихотворный размер, рифма

  • Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий.
  • Рифма: смежная ААВВ.
  • Применяется чередование женской и мужской рифм в строчках.

16. Художественное своеобразие произведения

Наличие большого числа глаголов делает стихотворение динамичным.

Пушкин использует необычные словосочетания – ясная лазурь, успокоенные небеса, рассеянная буря, таинственный гром. А также устаревшие слова (древес, сокройся, алчную).

Автор прибегает к звукописи — использует аллитерацию, – много сонорных согласных (р, л, м, н), – что делает стихотворение звучным, придает стихотворению настроение приподнятости.

Новаторство произведения заключается в символизме, многослойности смыслов.

17. Средства художественной выразительности

Автор использует:

  • олицетворения (обращаясь к туче, автор наделяет её свойствами разумного существа, одушевляет)
  • большое количество эпитетов – «последняя туча», «унылая тень», «ликующий день»
  • антитеза (туча противопоставляется ясному небу),
  • метафоры («последняя туча рассеянной бури», «ты алчную землю поила дождём», «с успокоенных небес»).

17. Значение произведения

Это тонкое лирическое произведение побуждает к размышлению.

Оно развивает наблюдательность, учит сопоставлять факты и замечать происходящие вокруг нас изменения, – как в природе, так и в обществе.

18. Актуальность

Автор затрагивает тему, которая всегда актуальна – переменчивость мира с его сменой природных явлений, сменой настроений в обществе и эпох в истории.

19. Моё отношение

Стихотворение «Туча» – замечательный образец пейзажной и философской лирики. Оно заставляет чаще обращать внимание на красоту природных явлений.

20. Чему учит

Стихотворение учит наблюдательности и умению видеть красоту природы в самых разных её проявлениях.

Учит также с оптимизмом смотреть в будущее. И тому, что нужно быть готовым к переменам. После бури всегда наступает затишье. Нужно верить, что и в жизни любые неприятности рано или поздно заканчиваются и им на смену приходят позитивные события.

А. С. Пушкин «Туча» полный анализ стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин, написавший произведение «Туча», раскрывает достаточно важные для себя темы, понять которые нам поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, который будет полезен при изучении данного произведения.

История создания

Если рассматривать историю появления данного стихотворения, то мы сталкиваемся с двумя версиями.

Первая версия гласит, что Александр Сергеевич при помощи данного стихотворения старается показать свое душевное состояние, а так же, определенный отрезок своей насыщенной жизни. Стихотворение было написано 14 марта.

Следующий же день был очень важен для поэта, потому что он должен был встретиться с человеком, от которого напрямую зависела жизнь издания, где трудился автор.

Поэтому свое тяжелое состояние он воплотил в образ тучи, которую показывает в произведении.

По второй версии – данное стихотворение было написано в честь десятилетия восстания декабристов, которое было не менее важно для Александра Сергеевича. Многие моменты стихотворения говорят именно об этом.

Стихотворение появилось в 1835 году. Это был тяжелый период в творчестве Пушкина, поэтому насчитывает очень малое количество произведений.

Жанр, размер

Анализируемое стихотворение относится к пейзажной лирике. Но многие считают, что здесь проглядываются нотки философской лирики. Потому что в образе «тучи» Александр Сергеевич показывает восстание декабристов.

Написано стихотворение было в то время, когда автор пишет все меньше произведений в направлении романтизма. Но тем ни менее «Туча» является именно романтизмом.

Что же касаемо размера стихотворения, то «Тучу» Александр Сергеевич пишет при помощи четырехстопного амфибрахия. Рифмовку использует парную.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на три катрена. Каждый из них отличается настроением.

В начале стихотворения автор знакомит нас с тучей, описывая её действия.

  • Последняя туча рассеянной бури!
  • Одна ты несешься по ясной лазури,
  • Одна ты наводишь унылую тень,
  • Одна ты печалишь ликующий день.

Во втором катрене мы видим некое недоумение, которое возникает при прочтении строк.

  1. Ты небо недавно кругом облегала,
  2. И молния грозно тебя обвивала;
  3. И ты издавала таинственный гром
  4. И алчную землю поила дождем.

В заключительной части недоумение становится все более явным.

  • Довольно, сокройся! Пора миновалась,
  • Земля освежилась, и буря промчалась,
  • И ветер, лаская листочки древес,
  • Тебя с успокоенных гонит небес.

Образы и символы

Главным образом стихотворения является, конечно же, образ тучи. Это своего рода нежданный гость, которого никто не ожидал увидеть. Мы видим радость поэта от того, что гроза наконец-то миновала, и небо вновь окрасилось яркими красками.

Лишь образ тучи напоминает о недавней непогоде. В её образе хорошо просматривается угнетенное и подавленное состояние, которое навевает тоску. Но произведение заканчивается спокойным настроением. Которое обычно царит в природе после миновавшей грозы.

Так же проглядывается образы и других природных явлений: небо, день, гром, дождь, ветер. Здесь автор доносит то, что в природе все следует своим чередом и по времени. Всему свое время, и погодные катаклизмы не являются исключением.

В образе лирического героя мы видим самого поэта, который устал от событий, происходящих вокруг. Он хочет покоя, мира и света. Ему надоели все те «бури», которые происходят в его окружении.

Он старается прогнать тучу, которая все никак не хочет покидать светлое небо. Он ждет перемен. Но перемены обязательно должны произойти в лучшую сторону. Как после проливного дождя ярко светит солнце, так и в своей жизни, и жизни государства, он ждет яркого солнца после дождя.

Читайте также:  Тема любви в творчестве Бунина

Если говорить о туче, как о восстании декабристов, то мы понимаем, что на тот момент это была необходимость. Как в летнюю жару необходим проливной дождь (который многим не по нраву). Так и восстание – это была вынужденная мера в сложившимся строе.

Пушкин разделяет взгляды декабристов и находится на их стороне.

Темы, проблемы

Основной темой стихотворения является человек и его взаимоотношение с природой. Если долго наблюдать за природными явлениями, то можно найти очень много ответов на мучающие вопросы. Мы в стихотворении видим и буйство природы, которое автор показывает в роли бури. И ясный солнечный день, который следует за грозой.

Земле, так же как и человеку, необходим и отдых, и своего рода встряска. Как человек не может жить без перемен, так и нашей природе они необходимы. Без проливного дождя погибнет все живое, хотя буря может многое и разрушить. Так и в сложившейся ситуации в государстве необходим был переворот, потому что дальше так продолжаться просто не могло.

Да, восстание декабристов провалилось, но оно не прошло без следа.

Так же можно вскользь увидеть и тему одиночества. Ведь после бури туча остается одинока. Более того, ветер стремительно уносит её вдаль.

Само стихотворение имеет достаточно спокойный характер. Более того, у читателя возникает некое умиротворение, которое обычно бывает после буйства природы.

Средства выразительности

В данном стихотворении мы видим использование очень большого количества эпитетов, которые придают краски стихотворению и природе. С их помощью автор умело передает настроение. Описывая тучу, используются мрачные, негативные эпитеты. Но им на смену приходят яркие и радостные.

То же самое происходит с олицетворениями, которые отлично показывают смену настроения.

Данное стихотворение мало того, что необычайно красиво, так и рассказывает о весьма интересных мыслях поэта. При помощи описания природы, автор прекрасно передает свое собственное настроение, а так же описывает происходящие вокруг него события.

Основная мысль

Анализируемое стихотворение имеет очень глубокий смысл. На примере природы Александр Сергеевич показывает самого человека, который так же переживает весьма разные периоды в своей жизни. Бывают как «солнечные дни», так и «буйства природы». У всех бывают проблемы, которые рано или поздно обязательно пройдут. Поэтому не стоит зацикливаться на них. Нужно стараться идти дальше.

Ведь как бы ни было плохо сейчас —  завтра обязательно будет лучше. Как после сильного дождя появляется яркое солнце, так и после решения проблем в жизни все налаживается. Дождь не может идти постоянно, но без него погибнет все живое.

Поэтому он необходим природе. Так и человеку порой нужно пережить трудности, отогнать дурные мысли, которые омрачают его настроение.

И чем быстрее он это сделает, тем быстрее наступит ясный солнечный день, полный ярких красок и новых свершений!

А. С. Пушкин Туча – полный анализ стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин, будучи непревзойденным мастером пейзажной лирики, в своем произведении «Туча» очень тонко передал состояние души при помощи явлений природы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом стихотворения Пушкина «Туча», который будет полезен при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Туча.
  • История создания – Стихотворение написано в 1835 году.
  • Тема стихотворения – Переживания лирического героя, отражением которым стала природа.

  Тема поэта и поэзии в творчестве Александра Блока

  1. Композиция – Композиционно произведение делится на три части по числу строф.
  2. Жанр – Пейзажная лирика.

  3. Стихотворный размер – Четырехстопный амфибрахий.
  4. Метафоры – «алчная земля», «ясная лазурь».
  5. Эпитеты – «унылая», «рассеянная», «таинственный», «алчная».
  6. Олицетворения – «земля освежилась», «буря промчалась», «ветер гонит».

Анализ стихотворения «Туча»

Многие творческие приемы Александра Сергеевича Пушкина легли в основу современной словесности. Одним из них считается прием переноса свойств неодушевленных предметов на свойства одушевленных. Пример тому – лирическое стихотворение «Туча». Создание относится к 1835 году, т.е.

оно входит в поздний период его творчества. В последний период, как известно, автор пишет необыкновенно духовные, светлые произведения. Стихотворение наполнено любовью к природе. Туча здесь несет в себе образ души.

Подобно душе она проходит через бури, искушения, страсти, обновляется, становится чище, лучше, превращается в гармонию.

Краткий анализ стихотворения может помочь понять смысл произведения. Его жанр можно определить как пейзажная лирика. Это стихотворение можно назвать гимном летнему дождю.

С самого начала мы понимаем, что лирический герой обращается к туче, которая плывет по лазурному чистому небу. Поражает то, как автор смог описать восхищение и восторг изменчивостью природы.

Еще недавно тучу разбивала гроза, а теперь после окончания бури, ей необходимо оставить ясное небо.

В этом произведении ярко показано, что все взаимосвязано в природе. Дождь шел именно тогда, когда земля нуждалась во влаге. Грозность туче добавляли гроза и молния, ее сопровождающие. Несмотря на свой восторг, лирический герой гонит тучу прочь: «Довольно, сокройся! Пора миновалась».

Но разве легко согнать тучу? Автор хочет донести до читателей главную мысль: все в этой жизни подчиняется высшим силам. Разрушение законов природы может привести к потере гармонии. Точно также происходит в человеческих отношениях. Наши поступки и мысли должны быть своевременны, они не должны приносить окружающим боли и разочарования.

В противном случае, кто-то из нас может оказаться на месте тучи, задержавшимся не там, где нужно, мешающим и расстраивающим людей.

Анализ стиха «Туча» помогает прочувствовать прекрасные ощущения свежести, греет оттенками солнца и лазурного неба, дарит надежду на лучшее.

Рассмотрим композицию произведения. В первой части поэт негодует, что туча не скрылась после грозы, задержалась и напоминает о прошедшей буре.

Во втором катрене, мы понимаем, что земля жаждала воды, и гроза пришла как нельзя кстати. В последнем четверостишии можно заметить, что все заканчивается благополучно, и ветер потихоньку гонит тучу с лазурного и чистого неба.

Композиция классическая: прослеживаются введение, основная часть и заключение.

Украшают произведение выразительные средства языка. Оно наполнено различными тропами. Вроде бы главная мысль стихотворения одна, но стилистика катренов совершенно разная. Первые четыре строчки – унылые, мы встречаем словосочетание: «унылую тень».

Создается настроение угрюмости, угнетения. Но первый катрен имеет подготовительную функцию, потому что второй катрен звучит агрессивно, ярко и мощно. Стих наполнен аллитераций: «кругом», «грозно», «гром».

А заключается произведение умиротворенным четверостишием, где все образы спокойные. Слова и словосочетания: «миновалась», «освежилась», «лаская листочки древес» дарят чувства свежести и благоговения перед природой.

Также, анализируя стихотворение, можно с уверенностью сказать, что оно написано четырехстопным амфибрахием. В первых строфах преобладает женская рифма, во вторых – мужская.

Средства выразительности

  • Поэт использует разнообразные художественные средства, с помощью которых передает настроение произведения Эпитеты («унылая», «рассеянная», «таинственный», «алчная»), метафоры («алчная земля», «ясная лазурь») и олицетворения («земля освежилась», «буря промчалась», «ветер гонит») делают стихотворение богаче, ярче.
  • Предыдущая
  • Анализ стихотворенийАнализ басни “Обоз” Крылова – характеристика стихотворения (8 класс)

  Анализ стихотворения «Собаке Качалова» (С.А. Есенин)

Следующая

Анализ стихотворений«Родная земля» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, смысл, история создания, размышления

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Туча»

А.С. Пушкин написал стихотворение «Туча» в 1835 году. Скорее всего, он просто любовался природой после шумной грозы и увидел одинокую тучу, плывущую по уже ясному небу. Эта одинокая туча сподвигла его к написанию замечательного стихотворения.

«Туча» состоит из трех катренов. В первом катрене происходит кульминация. Автор говорит о туче, которая в одиночестве плывет «по ясной лазури». Здесь чувствуется уныние и тоска. Даже туча бросает «унылую тень». Присутствует много эпитетов, которые делают картину более живой и богатой.

Во втором катрене проявляется некая агрессия. Пушкин использует эпитеты, которые описывают прошедшую бурю. Кругом гроза, раскаты грома и даже землю он называет «алчной». Туча в восприятии автора это что-то пугающее, грозное, нехорошее, страшное. Хотя при этом она напоила «алчную землю» водой, т.е. принесла живительную влагу.

В третьем катрене автор как будто смилостивился над одинокой тучей. Он говорит ей, что уже хватит, довольно, пора ей уходить. Здесь чувствуется умиротворение. Только что Пушкин говорил о страшной непогоде, а в третьем катрене спокойно просит тучу уйти.

Все стихотворение наполнено эпитетами, метафорами и сравнениями. По литературному направлению его можно отнести к романтизму. Размер «Тучи» – четырехстопный амфибрахий. Если говорить о стопе, то здесь используется трехсложная стопа, в которой ударение на втором слоге. В стихотворении несколько рифмовок: перекрестная, гиперхолостая и смежная.

Текст и анализ стихотворения туча пушкина (7-8 класс)

Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем.

Читайте также:  Все стихи андрея белого на одной странице: список стихотворений белого

Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.

В данном стихотворении 3 четверостишия.

В 1-м идет описание текущей ситуации, которую автор видит перед собой. Это одинокая туча, которая осталась последним напоминанием о былой бури. Очень сильно чувствуется контраст: туча (как осколок бушевавшей стихии) и ясная лазурь, по которой туча несется словно некое напоминание о недавно бушевавшей стихии.

Так же контраст в 1м четверостишии дается следующими сравнениями:

«Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.» Есть спокойный пейзаж, есть ликующий день с его ясной лазурью, и лишь туча его омрачает. Особое внимание следует обратить на то, что автор обращается к туче как к живому существу. (ты обращение).

Во втором четверостишии А.С. Пушкин приводит описание грозы, этой могучей стихии, которая недавно закончилась. Он словно вспоминает грозу.

Небо было полностью затянуто тучами, грозная молния — как символ величия и силы стихии.

Это очень сильные образы, показывающие силу природы, ее мистическую власть (таинственный гром), а так же необходимость природы в этой грозной силе — алчная земля, нуждающаяся во влаге.

  Дмитрий Иванович Менделеев. Биография русского гения

Но время этой силы прошло (3 четверостишие). Автор вновь после воспоминания о былой грозе возвращается к текущей ситуации.

И словно опомнившись от воспоминания мощи грозы, он не хочет видеть на небе осколок этой рассеяной бури, это напоминание о грозной силе. Здесь чувствуется, что автор в своем порыве сливается с природой, он тонко чувствует изменения, происходящие в ней.

Он чувствует необходимость в грозе, но так же он ощущает, что природа переродилась и готова к ясному дню. Поэтому в этом порыве единения с силами природы он восклицает, обращаясь к туче: «Довольно, сокройся. Пора миновала. » Земля обновлена, и в бури необходимости больше нет.

И используемые в этом четверостишии слова отражают переход от бури к спокойствию природы: Довольно! Сокройся! Буря промчалась. — идет очень мощный ритм, отражающий волю автора и состояние природы.

Ветер, лаская, листочки — вновь переход к покою. «. с успокоенных гонит небес» — спокойная картина природы.

По сути своей — это стихотворение эмоционально очень яркое, в нем видна радость автора от единения с природой, от того, что он чувствует в этот момент окружающую себя действительность. И эта радость буквально взрывается в строках.

А.С. Пушкин «Туча». Анализ стихотворения

Одним из самых гениальных поэтов XIX века считается Александр Сергеевич Пушкин. «Туча» – это гимн дождю в летний день. Стихотворение излучает свежесть, которая появляется после грозы, оно проникнуто солнечным светом, обогревающим землю.

Поэт открыл новый стиль написания стихов, в его работах используется литературный прием отождествления природы с живыми существами. Деревья, камни, море, небо, земля – все они наделены способностью чувствовать, переживать, любить.

Словно к живым существам, к ним обращается Пушкин.

Туча – это главная героиня стиха, отношение автора к ней неоднозначно. В первом катрене он агрессивно настроен по отношению к ней. Облако наводит на поэта уныние, поэтому он ждет, когда оно скроется из вида, а небо станет чистым.

Автор укоряет тучу за то, что она вовремя не исчезла и нагоняет воспоминания о пережитой буре, ливне, грозе. Хоть и чувствуется восхищение тем, как устроен наш мир, но все же напоминает небесной страннице о завершении ее миссии Пушкин.

Туча во втором катрене предстает в образе владычицы неба, именно там она достигла небывалого величия. Автор признает тот факт, что она была нужна, ее прихода ждали люди и природа.

Туча напоила землю живительной влагой, она была в расцвете могущества, когда ее обволакивала ослепительная молния.

Но вот последние раскаты грома отгремели, ливень прекратился, и облако стало лишним на небе, оно мечется, ища пристанища, но все попытки тщетны.

Третий катрен уже более спокойным и наполненным умиротворением сделал Пушкин. Туча уже не кажется грозной и величественной, ее даже становится жалко. Автор не грозит никому, а лишь просит скрыться и не нагонять тоску.

Первый катрен является вводным, он рассказывает читателю о главной героине, задает настроение всему стихотворению. Здесь проскальзывает уныние, чувствуется досада. Во втором катрене преобладает боевой настрой, он является кульминацией, апофеозом. Поэт вдохновлен, он яркими красками описывает картину ливня в летний день.

Повторяющиеся рычащие согласные позволяют лучше воспринять настроение, которое пытался передать Пушкин.

Стихотворение «Туча» заканчивается в успокаивающей и умиротворяющей атмосфере. Автор уже ничего не требует — он просит уйти и не мешать. Александр Сергеевич очень ярко изобразил пробуждение природы после дождя, в строчках чувствуется свежесть.

Переменчивость, многообразие мира, подчиненность установленным законам – все это передало стихотворение «Туча».

Пушкин (анализ работы подчеркнул, что в понимании автора миром правят высшие силы, а не люди) показал, что нарушение гармонии лишает человека и природу счастья.

Всему свое время: в засуху все ожидали тучу, просили дождя, который смог бы напоить жаждущую влаги землю. После ливня люди хотят увидеть солнышко, чистое, голубое небо, а не грозовое облако.

Поэт настаивает на том, что все нужно делать вовремя, чтобы в будущем не быть изгнанным и не сожалеть о безвозвратно ушедших днях.

Тучка символизирует человека, который оказался не ко времени и не к месту, поэтому и не был понят.

«Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина 7 класс

В пейзажной лирике Александра Сергеевича Пушкина есть немало прекрасных произведений. Стихотворение «Туча» – одно из них. Оно относится к позднему периоду творчества поэта, когда он начал отходить от романтических традиций и принципов. Но это стихотворение еще целиком выдержано в духе русского романтизма .

«Туча» была написана 13 апреля 1835 года.

На следующий день Пушкин получил приглашение к начальнику III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии Александру Бенкендорфу по поводу ходатайства о разрешении издавать газету.

Свои надежды, что тучи над головой рассеются, поэт отобразил в стихотворных строках. В мае того же года «Туча» была опубликована в журнале «Московский наблюдатель».

Композиционно произведение можно разделить на три части по количеству строф. В первом четверостишии автор обращается к туче, которая, по его мнению, наводит уныние на ясный день. Вторая строфа повествует о прошедшей буре. В это время туча пролила на землю долгожданный дождь.

В третьей части туча исчезает, поскольку ее пора «миновалась». Такое композиционное построение указывает на временность житейских бурь и неприятностей в судьбе человека. Образ тучи типичен для романтической поэзии.

Он символизирует тревогу, надвигающуюся опасность, печаль.

Произведение построено на антитезе. недавняя буря противопоставляется наступившему покою. Пушкину удалась почти акварельная пейзажная зарисовка, пронизанная глубоким философским смыслом.

Вечный закон жизненного круговорота изображен здесь аллегорически. Вчерашний кумир, который был важен и необходим обществу, сегодня должен сойти со сцены, уступив место молодым талантам.

Главное – уметь вовремя остановиться, считает автор.

В такой трактовке легко предположить, что Пушкин в стихотворении «Туча» поведал читателям о своих творческих проблемах. К тому времени восхищение мастерством поэта стало угасать. Критики начали высказывать мнение, что Пушкин «уж не тот». Его произведения больше не казались бесспорными шедеврами.

Есть и другая точка зрения. Некоторые исследователи пушкинского наследия считают стихотворение «Туча» своеобразным откликом на памятную дату восстания декабристов. С момента события, всколыхнувшего всю Россию, прошло уже десять лет.

Но за это время поэт не изменил идеалам юности, остался «последней тучей рассеянной бури». Во времена декабристов его творчество было необходимо, оно «алчную землю поило дождем». Теперь все изменилось, буря революционных настроений прошла.

Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием с парным чередованием женских и мужских рифм. Такая форма не часто встречается в сочинениях Пушкина. Амфибрахий в сочетании с многочисленными союзами создает плавный, успокаивающий ритм повествования. Даже восклицания не нарушают размеренного развития сюжета.

Пушкин использует в тексте «Тучи» много эпитетов. Одни из них описывают непогоду: «унылая тень». «рассеянная буря». «таинственный гром». Другие эпитеты дают характеристику состоянию покоя, который установился после бури.

Эти пары символизируют позитивное настроение: «ясная лазурь». «ликующий день». «успокоенные небеса». Интересно, что в произведении нет эпитетов, которые обозначают цвет, что редко случается в пейзажной лирике.

Более четверти слов в «Туче» являются глаголами, что также нетипично для этого жанра.

Пушкин очеловечивает природу точными и выразительными олицетворениями. «молния обвивала». «земля освежилась». «буря промчалась». «ветер гонит». Чаще всего этот троп применяется к туче: «несешься». «наводишь». «печалишь». «облегала». «издавала». «поила». Повторное обращение к туче «одна ты» подчеркивает ее неуместность и одновременно одушевляет главный персонаж произведения.

Вторая строфа стихотворения содержит много гласных звуков «о» и «а», а также согласных «р» и «г». Они имитируют шум бури и раскаты грома. В третьей строфе большое количество звуков «с» и «л» создают атмосферу света, свежести и покоя.

Стихотворение «Туча» поражает литературных критиков глубиной содержания и совершенством художественных образов. Оно полностью оправдывает характеристику, данную Виссарионом Белинским пушкинским пейзажам: «полные невыразимого, но безмолвного очарования картины».

Ссылка на основную публикацию