Анализ романа «Тихий Дон» (М. Шолохов)

Роман-эпопея «Тихий Дон» создавался М. А. Шолоховым в течение пятнадцати лет (1925-1939 гг.). Первая и вторая книги были опубликованы в 1928 г. в журнале «Октябрь». По мере создания книги романа выходили в свет отдельными изданиями. В одном томе «Тихий Дон» впервые был издан в 1941 г.

Одновременно с созданием романа Шолохов неоднократно подвергал текст переработке. Самая существенная авторская правка состоялась в 1933 г. Писатель избавился от многих документальных подробностей, снял навязываемые цензурой «правильные» оценки Верхне-Донского восстания, уточнил характеристики главных героев.

В издании 1953 г. были допущены значительные цензурные искажения. Против воли самого Шолохова в романе было сделано огромное количество языковых и стилистических поправок, множество купюр и имеющих политический смысл правок.

После смерти Сталина «Тихий Дон» печатался по первым журнальным публикациям. Писатель успел принять участие в подготовке издания своего собрания сочинений 1985-1986 гг. Текст романа в этом собрании сочинений Шолохова считается последним прижизненным и окончательным.

Смысл названия

«Тихий Дон» — ласковое и почтительное народное обращение к главной реке донского казачества. Поставив эпиграфом к роману фрагменты из старинных казачьих песен о «батюшке тихом Доне», Шолохов подчеркнул неразрывную связь и преемственность многих поколений. Великая и могучая река олицетворяет собой весь казачий род, которому нет конца и края.

Главная тема

Анализ романа «Тихий Дон» (М. Шолохов)Главная тема эпопеи — трагическая судьба казачества на крутом историческом переломе. Раскрывается эта тема через мучительный поиск народной правды главного героя.

«Тихий Дон» можно справедливо назвать одним из самых честных, искренних и трогательных произведений о Гражданской войне в России. В центр повествования писатель ставит обычную казачью семью и на ее примере показывает разрушительное влияние братоубийственной розни.

Мелеховы ничем, кроме «турецкой крови», не выделяются среди остальных. Их жизнь наполнена обычными житейскими радостями и печалями, надеждами и огорчениями. Первый раскол в счастливую и дружную семью вносит Григорий, которого судьба обрекает на долгий нелегкий путь в поисках правды.

Семейная трагедия развивается параллельно с масштабными историческими событиями. Добровольный уход Григория из родного дома предваряет разразившуюся Первую мировую войну.

Казачество испокон веков славится своими воинскими традициями. Большинство молодых казаков воспринимает войну не в качестве смертельной угрозы, а как удачный способ отличиться, проявив храбрость и отвагу.

Поначалу Григорий разделяет всеобщий энтузиазм, но постепенно в его душу начинают закрадываться сомнения в целесообразности кровавой бойни. Именно война открывает молодому казаку глаза и наталкивает его на раздумья о народной правде.

Раскол в настроениях прежде монолитного казачества ярко показан на примере братьев Мелеховых. Петро убежден в незыблемости вековых традиций. Он не задумывается над смыслом происходящего, мечтая лишь об успешной воинской карьере. Григорий проявляет чудеса героизма, но при этом чувствует острую неприязнь к начальству, обрекающему тысячи людей на гибель.

Революция переносит далекую войну к самому порогу казачьих станиц. Теперь нелегкий выбор лежит перед каждым человеком. Большинство без колебаний принимает одну из противоборствующих сторон.

Безжалостный Григорий, как это ни странно, продолжает метаться между красными и белыми. Он видит часть народной правды и в том, и в другом лагере.

Большевики близки ему требованиями равноправия и справедливости, царские офицеры — приверженностью казачьим традициям.

Гражданская война полностью разрушает привычный жизненный уклад казачества. Самым страшным становится не противостояние двух идей, а глубокое проникновение лютой ненависти в душу каждого человека.

Ярче всего характеризует эту чудовищную ситуацию Григорий в разговоре с Натальей: «Какая уж там совесть, когда вся жизнь похитнулась… Неизвестно для чего всю эту кашу… Как нашим обчим обидам счет произвесть?».

Лишь к финалу романа, пережив гибель всех членов семьи, Григорий приходит к осознанию «главной» правды, не зависящей от политических и идеологических убеждений. Война — абсолютное зло, какими бы высшими идеями она не оправдывалась. Человек должен жить, работать, любить, продолжать свой род. Высшая народная правда заключается в заботе и сохранении семьи — основной ячейки любого общества.

Возвращение главного героя к родной земле Шолохов считал своей «самой большой находкой». В последних строках романа Григорий завершает свой долгий поиск: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…».

Проблематика

Главная заслуга Шолохова — объективное рассмотрение проблемы Гражданской войны. Писателю пришлось выдержать напряженную борьбу против искажения своего романа: восхваления красного движения и критики белого, требования Сталина сделать Григория Мелехова большевиком и т. д.

Для Шолохова важна не политическая ориентация героев, а их нравственные качества. Хорошие, искренне верящие в свою дело люди, были с обеих сторон. Зачастую сама ситуация вынуждала их совершать зверские поступки.

Разница заключается не в убеждениях, а в оценке своих действий. Григорий мучительно переживает за вынужденные убийства людей.

Даже непримиримый борец со старым режимом Бунчук приходит в ужас от участия в ежедневных расстрелах.

В братоубийственной войне просто не может быть правых и виноватых. В этом мысли заключается гуманистический ответ писателя на любые предвзятые суждения о противостоянии красных и белых.

Композиция

Роман состоит из четырех книг. Хронологически сюжет охватывает время с 1912 по 1922 гг. Основным местом действия являются земли казачьего Донского войска. Кроме главных героев (Мелеховы, Коршуновы, Астаховы и др.) в произведении детально представлено более 150 персонажей, многие из которых являлись реальными историческими лицами.

Чему учит автор

Шолохова часто ошибочно причисляют к убежденным коммунистам, обласканным властью и закрывающим глаза на все недостатки режима. Писатель постоянно находился под подозрением НКВД, обращал внимание Сталина на голод и массовые репрессии на Дону. Принимая господствующую идеологию, Шолохов стремился облегчить судьбу своего родного казачества.

Истинный взгляд Шолохова на Гражданскую войну, вероятно, выражен в высказывании Григория Мелехова: «Кабы можно в Татарский ни белых, ни красных не пустить — лучше было бы». Народ должен сам решать свою судьбу и не позволять втягивать себя в яростное политическое противостояние.

Шолохов М.А. "Тихий Дон". Краткий анализ

Роман – эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» в четырех томах создавался с 1925 по 1940 годы. Тома с 1 по 3 были написано с 1925 по 1932 год, публиковались в журнале «Октябрь» в 1928-1932 гг. Четвертый том был закончен в 1940 году и опубликован в журнале «Новый мир».

Тема, проблема, идея и значение произведения

Основная идея романа Шолохова «Тихий Дон» заключается в том, чтобы описать жизнь донского казачества и связать ее с историческими событиями. В эпопее охватывается период великих потрясений в истории страны, которые отразились на судьбе донского казачества.

Основные ценности казачества – это любовь к Родине, к женщине, уважение к старшему поколению и необходимость свободы. Жизнь казаков основана на двух понятиях – они одновременно являются и воинами, и хлеборобами. Казаки в произведении Шолохова показаны именно традиционными.

Вечные законы бытия, по которым живет вольное казачество, широко представлены в романе. И именно на эти законах основывается сюжет произведения.

Замечание 1

Основной темой романа-эпопеи является революция, переросшая в гражданскую войну, а также ее влияние на жизнь народа. Кроме темы революции, в романе поднимаются вечные темы любви, семьи и Родины.

В романе любовь проявляется в разных ипостасях. Это и страсть Аксиньи и Григория, и преданная любовь Натальи. Это и любовь и дело революции у Дуняши и Михаила Кошевого, Анны и Бунчука. Это ветреная любовь Дарьи, материнская любовь Натальи и Ильиничны к своим детям. Чувства в этом романе не такие возвышенные, но настоящие и чрезвычайно сильные.

Семья является основой для жизни всех главных героев. Именно в семье заключается их смысл существования, а дом для героев является тихой гаванью. Поэтому тема семьи в романе является одной из магистральных. Григорий постоянно хочет вернуться в семью, насладиться крестьянским бытом и забыть о войне и крови. Любовь семьи и покой отражается даже в повседневных заботах.

С темой семьи пересекается тема Родины. В первую очередь Родина – это родной хутор, семья, дом, это место, которое хочется защитить для того, что потом туда вернуться. Это является одной из причин метаний Мелехова.

Перед читателем встает также и тема казачества, которое неоднозначно приняло революцию. Для большинства казаков революция и ее последствия – настоящее бедствие, которое практически уничтожило их как общественный класс.

Проблематика романа Шолохова разнообразна:

  • проблема поиска правды является одной из ключевых проблем. В романе эта проблема предстает в виде выбора стороны в гражданской войне. И главный герой не может сделать этот выбор, однако жизнь заставляет выбирать. В узком смысле проблема выбора заключается в выборе главного героя между двумя женщинами.
  • проблема революции и гражданской войны в романе рассматривается с пацифистской точки зрения. Война для писателя – это трагедия. Автор поддерживает большевиков, но не рассматривает их исключительно положительно.
  • проблема кризиса нравственных ценностей раскрывается в осуждении войны, убийства, измены и распутства, трусости и подлости. Автор выступает за вечные ценности – Родину, правду, семью, любовь.
  • проблема отцов и детей.

Жанр, сюжет, композиция

Роман написан в достаточно редком жанре. «Тихий Дон» – это роман-эпопея.

Определение 1

Роман-эпопея – это крупное эпическое произведение, для которого характерны сложное повествование, большое количество героев и общенародных событий.

Повествование начинается с описания Мелеховского куреня. Затем постепенно писатель погружает читателя в повседневную жизнь казачьего хутора. Затем действие разворачивается за пределами хутора, захватывает фронт и империалистическую войну.

Расширение места событий сопровождается сужением времени действия. В первых двух частях время действия составляет почти два года, в третьей части – восемь месяцев.

С конца первой книги принцип двуплановости композиции становится характерной структурной особенностью. Описание быта народа чередуется с описаниями общеполитических событий и показом фронтов империалистической войны.

В композиции произведения выделяются два начала: внутреннее движение и внешнее.

Композиционное значение приобретают картины народного быта, олицетворяющие состояние покоя, которое предшествует социальному взрыву. Чередование картин, описывающих противоборствующие лагеря, является важнейшим композиционным принципом.

Действие романа «Тихий Дон» охватывает период времени с мая 1912 по март 1922 г. В романе подробно описывается жизнь донского казачества перед Первой мировой войной. Начало первой мировой войны показано в третьей части первого тома, действие которой заканчивается приездом Григория в ноябре 1914 года в отпуск и разрывом с Аксиньей, изменившей ему.

События третьей части происходят далеко от Дона. Четвертая часть начинается с октября 1916 года, до Февральской революции остается несколько месяцев и всего год до Октябрьской. Однако кульминацией романа становятся не сами революции, первая попытка установления советской власти на Дону ставшая неудачной, описывается значительно подробнее.

В шестой части третьей книги время повествования уплотняется. Книга посвящена по большей части Верхнедонскому восстанию 1919 года. В конце седьмой части Мелехов и его товарищи, которые в составе белой армии отступили до Новороссийска, остаются в городе, когда туда входят красные.

Григорий, уволенный из Красной армии, даже на родном хуторе не находит покоя и вынужден бежать. После разгрома банды Фомина, куда привел его случай, он пытается уехать с Аксиньей, однако ее гибель лишает Григория возможности начать жизнь сначала. Не дожидаясь амнистии, Григорий возвращается в свой хутор.

Там от большой семьи осталась только Дуняшка, сестра Григория и маленький сын Мишатка. Четвертая часть романа рассказывает о затянувшейся агонии семьи Мелеховых.

Читайте также:  Аргументы: Равнодушие и отзывчивость в рассказе Горького «Старуха Изергиль»

Система персонажей и их характеристика

Главные герои романа

Григорий Мелехов противоречив и многогранен. Это запутавшийся искатель правды. Его жизнь бездумна, но подчинена традициям. Григорий будто живет без интереса, следуя традиционным принципам и правилам. Даже страстная любовь к Аксинье не всколыхнула в нем жажду жизни. не являясь сторонником кровавых мер, Григорий был вынужден взять в руки саблю.

https://www.youtube.com/watch?v=sufnZ9IVdbo

Особое место в романе отведено образу Наталью. Ее образ связан с любовным треугольников, в котором две женщины полюбили одного мужчину. Жизнь Натальи трагична. Наталья – трудолюбивая, работящая женщина. Ее образ является олицетворением незыблемых нравственных устоев.

Образ Аксиньи является центральным в произведении. Аксинья сильная, независимая, привлекательная женщина, способная пожертвовать собой во имя любви. Образ Аксиньи – образ истинной казачки. Героиня шла за любимым, подчиняясь любви и страсти.

Второстепенные персонажи

Степан Астахов, обладатель железных рук и свинцовых кулаков. Муж Аксиньи.

Пантелей Прокофьевич Мелехов, отец Григория. Горяч и своенравен, но трудолюбив и энергичен.

Василиса Ильинична Мелехова, мать семейства Мелеховых. Гостеприимная хозяйка. После смерти мужа и сына Петра умирает, не дождавшись Григория.

Петр Мелехов, старший брат Григория. Покладистый и располагающий к себе человек. Жена Дарья изменяет ему со Степаном.

Дарья, жена Петра. Дерзка, остра на язык и любительница мужчин. Заразилась сифилисом и покончила собой.

Дуняша, младшая сестра Григория и Петра. Вышла замуж за Мишу Кошевого вопреки протестам семьи.

Мирон Коршунов, тесть Григория. Гордится своим богатством. С приходом советской власти его арестовывают.

Замечание 2

Всего в романе более 800 персонажей.

Анализ романа Тихий Дон, Шолохова

Шолохов — автор многих произведений, но его главной работой все же является роман-эпопея Тихий Дон. Роман состоит из четырех томов. Это масштабный труд, который рассказывает о жизни казаков в начале XX века.

Краткий анализ произведения

Вопреки всем сложностям, цензуре с ее жесткими рамками и запретами, Шолохову удалось показать жизнь казачества в переломные годы, а мы получили возможность сделать краткий анализ Тихого Дона.

Прочитав произведение, мы увидели картину прошлых лет и познакомились с казачеством.

Писатель описывает события большого промежутка времени, где читатель знакомится с жизнью героев до начала Первой Мировой, в годы войны и в годы становления Советской власти.

В центре внимания обычная казачья семья Мелеховых. Старший Мелехов — Пантелей, его жена Василиса, два сына Петр и Григорий, да дочь Дуня. С помощью описания судьбы этой семьи, автор показал донское казачество, с трагедией, которая нагрянула и перевернула всю их размеренную жизнь. Начинается роман описанием жизни казаков, их быта, затрагивается и тема любви.

Все идет своим чередом, герои женятся, ищут любви на стороне, занимаются земледелием. И вот Первая мировая, которая изменила жизнь казачества, а дальше революция и гражданская война. Гармония в жизни казаков нарушена, вокруг царит жестокость, люди начинают делиться на красных и белых. Рушатся судьбы, гибнут люди, испытывают проблемы и персонажи романа Тихий Дон.

Так, умирает от тифа отец, и уходит из жизни мать Григория Мелехова. Задолго до смерти отца, убивают старшего брата Петра. Умерла от неудачного аборта и жена Григория, а в конце романа погибает и его любовница Аксинья, которую тот считал своей второй женой. Жена Петра также погибла, бросившись в воду Дона.

Решилась на самоубийство и Дарья, так как не могла жить с мыслью о неизлечимой болезни, что забирает ее молодость и красоту.

В конце романа мы узнаем, что в живых остались Дуняша — сестра Гришки Мелехова, сам Григорий, да его сын Михаил. Роман очень интересный и его стоит прочитать полностью.

История создания романа

Еще в середине двадцатых годов у Шолохова появляется идея создать роман о казаках, показав их жизнь в годы революции. Однако, начав писать произведение, стало понятно, одной книгой будет невозможно передать все мысли об этом сложном времени.

Так и стал создаваться Тихий Дон, над которым писатель активно работал с 1926 года по 1939. В процессе творческой работы, Шолохову пришлось сталкиваться с разными трудностями, приходится дорабатывать, дополнять и изменять уже написанный материал.

Во время создания своего произведения, Шолохову пришлось изучить много исторических документов и фактов, пересматривая архивы, путешествуя и разговаривая с очевидцами.

В Тихом Доне Шолохов поднял серьезные проблемы, среди которых основная — человек в годы войны и в революционное время. Роман показывает состояние людей во времена, когда приходилось придерживаться одной из сторон, решив кто твой враг.

Здесь автор задействовал более ста пятидесяти персонажей, выделив среди них главных героев. Как мы уже говорили, это семья Мелеховых. Коме того, из могочисленных персонажей стоит выделить их соседей: Митьку Коршунова, и семью Астаховых.

Сюжет и композиция романа

Сюжет и композиция романа построена так, чтобы показать читателям всю жизнь казаков, которые оказались перед нелегким выбором. Мы видим их внутреннее состояние, когда возвращаясь с войны, люди узнают, что дома их ждет все та же война. Противостояние с большевиками. Противостояние с офицерами.

И после многочисленных потерь, метаний из стороны в сторону, казачеству пришлось принять Советскую власть и пути назад уже не было.

Роман Шолохова "Тихий Дон": сюжет и анализ – Шолохов М.А. Литература 20 века

«Тихий Дон» — великое произведение русской и мировой классики. Его по праву называют главной книгой XX века. Основное внимание в романе-эпопее уделено изображению казачества, наряду с этим в нем изображены и другие социальные слои. Время действия — 1912—1922 гг.

В романе органично соединились достоверность изображения и художественный вымысел. Шолохов изображает не только действительных участников событий (Иван Лагутин, Федор Подтелков, Михаил Кривошлыков, генерал Краснов и др.).

Основные же герои его романа вымышленные (семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Листницких), как вымышлен и сам хутор Татарский.

Повествование о трагической истории семьи Мелеховых во взаимоотношениях ее с другими семьями, а также различными социальными слоями хутора разворачивается в широкую панораму народной жизни. Шолохов изображает Первую мировую войну, две революции, корниловский мятеж, события Гражданской войны на юге России.

Повествование переносится с одного участка фронта на другой, из царской ставки — в столицу, из донских хуторов и станиц в Новочеркасск и Ростов. В структуру романа вводятся десятки эпизодических персонажей.

Одним из главных композиционных принципов в построении явился принцип двуплановой композиции, суть которого — в чередовании событий в их причинной и следственной связи, движении и развитии. Щолохов чередует описание быта народа, его трудовой жизни с батальными картинами, показом фронтов мировой и Гражданской войн, политических событий в стране, в которых участвуют его герои.

Рисуя хутор Татарский — центр эпопеи, куда стягиваются все сюжетные линии, — Шолохов обнажает социальный разрез общества с его экономическим неравенством и классовыми противоречиями. Писатель развенчивает пресловутую легенду о сословном монолите донского казачества, его социальной и кастовой замкнутости.

Активным участником всех событий в романе выступают коммунисты (Штокман, Бунчук, Котляров, Кошевой). Среди образов-типов в «Тихом Доне» видное место занимают женские характеры (Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и др.).

Основная сюжетная линия романа «Тихий Дон» Шолохова связана с судьбой главного героя — Григория Мелехова. Развертывающаяся с первых и до последних страниц произведения любовная интрига придает роману особый колорит.

Григорий полюбил замужнюю женщину Аксинью Астахову, чья жизнь сложилась драматически: изнасилованная в шестнадцатилетнем возрасте пьяным отцом, она была выдана замуж за Степана Астахова, соседа Мелеховых. Неся в его доме тяжелый груз хозяйственных забот, она терпеливо сносила побои и унижения мужа, расчетливо вымещавшего на ней свою злобу.

Естественное стремление Аксиньи к простому человеческому счастью вылилось в бескорыстную и верную любовь к Григорию. Свою грешную, но возвышенную любовь герои Шолохова пронесут через все жизненные испытания.

С самого начала писатель подчеркивает в Григории чувство раздвоенности, который вначале ничего не предпринимает, чтобы как-то защитить свою любовь к Аксинье. Он уступает воле деспотичного отца и женится на Наталье. Два месяца спустя он признается жене: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся.

Не хотел гутарить про это, да нет, видно, так не прожить». Бросая вызов хутору, патриархальной морали, Григорий с Аксиньей покидают хутор. Поборов стыд, они нанимаются в работники к пану Листницкому в его имении Ягодное. Вскоре Григория призывают на военную службу.

Там он свято будет оберегать свою казачью честь. В столкновении с вахмистром, поднявшим на него руку, Григорий бросает: «Ежели когда ты вдаришь меня — все одно убью! Понял?» Душа Григория протестует против унижения человеческого достоинства.

Он не может безучастно смотреть на грязную сцену надругательства его товарищей над горничной Франей. Григорий будет мучительно переживать бессмысленную смерть заколотого им австрийца.

Шолохов оттеняет в характере героя черты благородства и великодушия, органично гармонирующие с его прямой, честной, безудержной в своих порывах и открытой натурой. В одной из атак Григорий спасает жизнь своему врагу Степану Астахову.

В годы Первой мировой войны Григорий Мелехов участвовал в боях на границе, Галицийской битве, в сражениях на полях Восточной Пруссии, в Брусиловском прорыве, в боях на румынском фронте. Храбрый и мужественный казак, он вернулся с войны офицером, с полным бантом Георгиевских крестов.

Война, посеявшая в его сознании «семена большой правды», была важной вехой на пути его жизненных исканий. На фронте он столкнулся с неравенством (простые солдаты, казаки и офицерская верхушка). Перед ним не раз вставал вопрос о смысле навязанной народу войны («людей стравили»).

Памятной для Григория Мелехова оказалась встреча с большевиком Гаранжой в московском госпитале.

Вернувшись после революции на Дон, Григорий служил в Красной гвардии. «Про Григория мало говорили, — пишет Шолохов, — не хотели говорить, зная, что разбились у него пути с хуторными, а сойдутся ли вновь, не видно». Встреча с автономистом Извариным, а чуть позже с Подтелковым явятся предварением трагической судьбы Григория Мелехова.

Одним из самых драматических этапов жизни Григория Мелехова было его участие в Верхне-Донском восстании. Увлеченный автономистскими идеями Изварина, он оказался в рядах повстанцев, явился свидетелем казни Подтелкова и его соратников.

В восстании Григорий командовал Вешенским полком и дивизией, проявил себя как талантливый полководец. Усилившиеся в нем колебания порождают неприязнь к Советской власти («Казакам эта власть, окромя разору, ничего не дает»).

По мере развития событий мятежа Григорий приходит к осознанию «неправоты своего дела». В его душе нарастает усталость, опустошенность. Он приходит к мысли, что восстание обречено на поражение: «А мне думается, заблудились мы, когда на восстание пошли…

», «Спутали нас ученые люди… Господа спутали! Стреножили и нашими руками вершат свои дела».

Глубину душевного смятения Григория Мелехова передает сцена рубки матросов, когда в нервном припадке он просит своих сослуживцев предать его смерти. Смутное осознание неправоты содеянного усиливает метания Григория. На вопрос Прохора Зыкова, когда кончится восстание, он отвечает: «Как набьют нам, так и кончится».

Отступая с остатками белой армии, Григорий берет с собой Аксинью, которая заболевает в дороге тифом. Добравшись до Новороссийска, Григорий отказывается от места на пароходе, сдается красным, вступает в Конную армию Буденного, участвует в боях против белополяков.

Его шатания от красных к белым и от белых к красным привели к тому, что он испытал недоверие к тем и другим. Если раньше он воспринимал красных как «чужих», то теперь красные воспринимали его как чужого и не доверяли. И хотя, вступив в Красную Армию, Григорий, по словам Прохора Зыкова, «переменился», однако недоверие убивало его.

Читайте также:  Дворянство в пьесе «вишневый сад» (а. п. чехов)

Он желал служить у красных до полного прощения своих прежних грехов, но из-за недоверия был уволен со службы. В родной хутор он возвратился уставшим от войны, от недоверия к себе, намереваясь выйти из борьбы («Никому больше не хочу служить») и пожить возле детей, заняться хозяйством. Однако Григорий снова сталкивается с недоверием.

Друг юности, муж любимой сестры Мишка Кошевой, видит в нем врага Советской власти. Боязнь возмездия за участие в восстании гнетет Григория. «Жидковат оказался на расплату. Сробел», — признается он себе. Встававший перед ним ранее вопрос о выборе пути (с кем быть) сменился теперь другим: о расплате за свои ошибки и заблуждения.

По требованию Кошевого он отправляется в Вешки, где проходит регистрацию в политбюро Чека. Как бывший командир повстанцев он встает на учет, заполняет анкету. Встреча на улице станицы с Яковом Фоминым, сообщившим, что бывших офицеров арестовывают, усугубила опасения Григория.

Вернувшись с регистрации, он убеждается, что ареста, а может быть, и расстрела ему не избежать. Пьяный батареец Крамсков, призвавший Григория «перевоевать», подтолкнул к мысли об уходе из хутора («Плохая воля лучше хорошей тюрьмы»).

Предупрежденный Дуняшкой о приезде уполномоченных из станицы, перед которыми Кошевой настаивал о его аресте, Григорий бежит из Татарского. Два месяца он скрывается на хуторе у чужих людей. По дороге в хутор Рубежный он сталкивается с бандой Фомина, куда, не имея другого выхода, и вступает.

При первой же возможности он покидает банду и вместе с Аксиньей пытается пробраться на Кубань, чтобы переждать там смутное время. В ночи он натыкается на заставу расположившегося на ночевку продотряда. Шальная пуля обрывает жизнь Аксиньи. «Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное в его жизни уже случилось».

Похоронив Аксинью, он три дня бесцельно шатался по степи, «но ни домой, ни в Вешенскую с повинной не пошел». Он ушел в Слащевскую дубраву, где, по слухам, жили дезертиры. Сломленный и расставшийся с намерением «обороняться», если Советская власть возьмет «за хрип», он за два месяца до ожидаемой амнистии переходит по мартовскому льду Дон, топит в нем оружие и появляется на пороге родного куреня, встретив сына Мишатку. Таков сюжет «Тихого Дона». Финал романа открытый. Шолохов оставляет своего героя на пороге новых жизненных испытаний.

Образ Григория Мелехова — великое открытие Шолохова. Это любимейший герой писателя. В нем воплощены лучшие черты русского национального характера: правдоискательство, совестливость, самокритичность, сострадание к чужому горю, отзывчивость и благородство.

В многогранности образа Григория Мелехова читателя покоряет прежде всего правдоискательство — отличительное свойство таких персонажей русской и мировой литературы, как Дон Кихот, Гамлет, Пьер Безухов, Иван Карамазов.

В правдоискательстве — сила «очарования человека» и нравственно-социальная значимость трагедии Григория Мелехова.

Григорий Мелехов — трагический герой, переживший вместе с казачьей массой историческое заблуждение, участвуя в Верхне-Донском восстании. Свойственные ему иллюзии порождены сословными предрассудками казачества. Он наивно заблуждался, пытаясь отыскать не существующий в революции «третий путь». Встав «на грани в борьбе двух начал», он пережил крушение этих иллюзий.

В судьбе Григория Мелехова преломились исторические процессы, происходившие в глубинах крестьянско-казацкой жизни, в сознании и психологии простых тружеников. Его стремления и помыслы отразили иллюзии и заблуждения большей части казачества, уставшего от войны и истосковавшегося по мирному труду и вместе с тем сохранившего готовность к анархическому порыву.

В своих шатаниях от одного политического лагеря к другому Григорий Мелехов стремился найти ту правду, которая ближе всего народу. Эпос и трагедия мятущейся личности в его характере, познавшей всю сложность социальных столкновений эпохи, органически сливаются.

Они прошли через его сердце, не утратившее при всех горчайших утратах и заблуждениях трогательной человечности.

Многие сомнения и противоречия Григория Мелехова, увиденные им в борьбе белых с красными, ныне воспринимаются как трагические прозрения (его диалог с председателем хуторского ревкома Иваном Алексеевичем Котляровым и Михаилом Кошевым).

За его слова Котляров обозвал Григория Мелехова «контрой» и врагом Советской власти. На что Григорий ответил: «…Ежли я думаю за власть, так я контра? Кадет?» Некоторые критики увидели в судьбе Григория Мелехова трагедию человека, оторвавшегося от народа и ставшего отщепенцем.

Другие считали, что его трагедия есть трагедия исторического заблуждения. Шолохов же изобразил Григория Мелехова правдоискателем, человеком добрым, страдающим и запутавшимся, но не потерявшим себя, а потому сохранившим еще силы для жизни.

Автор не скрывал своего отношения к герою: «Больше всего нужно для писателя, ему самому, передать движение души человека. Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове…»

Громадное по философской глубине жизнепознания эпическое полотно «Тихого Дона», пронизанное мощью фольклорной стихии, соткано из тысяч обыденных сюжетов: сватовство, похороны, проводы на военную службу, военные будни, цикл сельскохозяйственных забот, патриархальные отношения.

Величественные пейзажные картины донской степи свидетельствуют о сыновней влюбленности Шолохова в природу его родного края.

У него пейзаж, выступающий как эпическая параллель событиям, всегда очеловечен, выполняет различные идейно-художественные функции, помогая писателю раскрыть чувства и настроения своих героев, передать их отношение к событиям.

Шолохов мастерски пользуется пословицами, поговорками, казачьим песенным фольклором, раскрывающим философскую глубину народной жизни.

Война изображается Шолоховым как страшное народное бедствие. Она явилась главной причиной распада старого жизненного уклада, принеся в казачий мир разруху и запустение: обезлюдел мелеховский курень.

Погибла Наталья, утопилась Дарья, убит Петро, убиты на фронте соседи Мелеховых Аникушка и Христоня, умер в отступлении вдали от дома Пантелей Прокофьевич, умерла, не дождавшись своего «младшенького», Ильинична.

И в этом тоже — высокий трагизм романа-эпопеи «Тихий Дон».

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. – СПб.: “Нева”, 1998

Изображение войны в романе М. Шолохова "Тихий Дон" – Зарубежная литература

Роман-эпопея «Тихий Дон», краткое содержание которого раскрывает суть исторической трагедии в контексте жизненных драм героев, — объемное произведение. Сюжет охватывает десятилетие. Литературоведы подсчитали: в тексте представлено около 900 персонажей.

В изучении романа «Тихий Дон» краткое содержание по главам — вспомогательный материал, который позволит обобщить прочитанное, проследить за судьбами главных героев.

Изложение содержания эпопеи Шолохова «Тихий Дон по главам раскрывает драматизм метаний главного героя — Григория Мелехова:

«Тихий Дон»: первая книга, часть I

События первой части знакомят читателя с главными героями:

Глава 1

Мелеховых в Татарском хуторе называют турками: родоначальник Прокофий Мелехов с турецкой войны вернулся с женой-турчанкой. Она родила сына Пантелея, у которого, в свою очередь, было трое детей:

  • Петр — старший сын, женат на Дарье.
  • Григорий — средний сын.
  • Дуняша — младшая дочь.

Эпитеты войне

Описание войны в «Тихий Дон» не сравнимо с обычным. Слова, которые выбирает автор для описания военных действий, не придают красоты и величия. «Мертвоглазые», умирающие под «артиллерийскую панихиду», люди истлевают на всех фронтах.

Простой казак боится бойни. Природа предупреждает об ужасах предстоящих событий. Сыч ревет на колокольне, стонет над могилами. Ночная птица переселяется на кладбище, кричит оттуда, тревожа набожных людей.

Фронт – смертельный жгут, пережимающий страну на части.

В душах людей на войне пустота, как в колодце без воды. Чернота поселяется внутри мужчин и женщин. Казачество не понимает ни белых, ни красных. Их тянет к степи, к земле, к Дону, но путь домой закрыт. Изображение картин мирной жизни противоположно военным действиям.

«Тихий Дон»: анализ произведения

Если говорить о романе «Тихий Дон» кратко, то это произведение, в котором затрагиваются культурные, историко-политические стороны жизни донского казачества в период революции и гражданской войны. Воспользуйтесь подсказками литературоведов, чтобы оценить художественные особенности романа.

Кадр из фильма «Тихий Дон»

«Тихий Дон»: история написания

В учебниках указано, что Шолохов «Тихий Дон» писал пятнадцать лет:

  • начал работу над произведением в 1925 году;
  • в 1927 году благодаря Серафимовичу печатают части эпопеи;
  • через десять лет три книги опубликовали полностью (в 1932 году напечатали «Тихий Дон», текст которого урезала цензура);
  • четвертую книгу подготовил к 1940 году.

Замысел у писателя родился, когда в 1925 году он жил в станице Вешенской. Он хотел описать события от Октябрьской революции до 1922 года, но начал историю Мелеховых с 1912 года.

Подвиг

Классик показывает военные баталии с позиции участника, чувств, возникающих внутри. Война идет вокруг, а сказывается на психологическом состоянии человека. Интересна позиция автора, дающего новое восприятие подвигов.

В обычном понимании, подвиг – это героическое действие, совершаемое ради людей, в сложных, часто опасных, условиях. Подвиг – доблесть, отвага, синонимичные понятия. В романе подвиг не носит такого характера. Воины бегут в разные стороны от звуков орудия, на поле боя солдаты калечат себя и друг друга.

Штыки становятся предметом, ведущим к уродству. Битвы без побед и поражений становятся подвигами. Доблестью гордятся люди, нравственно искалеченные войной, убивающие себе подобных. Этим они совершают подвиг. Общечеловеческие ценности уходят в сторону.

На их место встают сиюминутные политические авантюры, стремление быстро поднять по военной карьере, приукрасить свое поведение, объяснять убийства благими порывами.

СПАДИЛО.РУ

Военная тема в романе в целом

Действие романа М. А. Шолохова начинается в 1912 г. Мирная и спокойная жизнь казачества напоминает течение самого «тихого Дона». Подобно волнам могучей реки поколение за поколением сменяют друг друга, следуя одним и тем же правилам и традициям.

Картина всеобщего умиротворения резко нарушается грозным призывом «Сполох!», моментально превращающим донские земли в растревоженный муравейник. Масштабы несчастья еще не осознаны большинством людей: «Супротив нас какая держава на ногах устоит?».

Размышляющие таким образом казаки даже не подозревают, что «на ногах не устоит» сама Российская империя.

«Сполох», охватив поначалу Европу, перекинется на российские территории. Если на западных фронтах казакам будет противостоять чужой по языку, вере, всему образу жизни противник, то дома в роли кровного врага выступит сосед, брат, отец. На протяжении долгих восьми лет большинство мужчин не сможет выпустить из рук оружие, сделав своей основной «профессией» убийство людей.

Основная часть романа резко противопоставлена счастливому и беззаботному началу. Самым ужасным следствием войны становится даже не гибель людей, а полная ликвидация нормальных человеческих взаимоотношений, разрушение родственных и семейных связей, чудовищная трансформация сознания.

На протяжении всего произведения Шолохов подчеркивает, что как белое, так и красное казачество испытывает к войне лютую ненависть.

За исключением отдельных извергов, чувствующих наслаждение от вида крови, простые люди мечтают только о возвращении к нормальной жизни и сельскому хозяйству.

В конце концов для рядового «пушечного мяса» все призывы о величии самодержавия или идеалах коммунизма остаются далекими и непонятными. Люди остаются пешками в кровавой игре царских генералов и революционных фанатиков.

Читайте также:  Смысл песни группы Сплин «Романс»

Первая мировая война

В начале войны подавляющая часть населения Российской империи разделяла «шапкозакидательские» настроения. Веру в неизбежную быструю победу хранило воинственное казачество. «Ложкой дегтя» выглядит страшное пророческое обращение пьяного старика к уезжающим на фронт казакам: «Милая ты моя… говядинка!».

  Твардовский, Анализ произведения Василий Тёркин, План

Одна из самых ярких сцен Первой мировой войны в романе — описание «подвига» Крючкова: «люди… в животном ужасе натыкались, сшибались… уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека».

Мучительная ломка человеческого сознания на войне ярко раскрывается в образе Григория Мелехова. Совершив первое «законное» и поощряемое убийство врага, он долго не может забыть о нем. Полной противоположностью «мягкому сердцем» Григорию выглядит Чубатый и его рассуждения: «Ты — казак, твое дело — рубить, не спрашивая».

Чтобы остаться в живых, Григорий вынужден принимать суровые законы войны и черстветь душой. При этом он не может согласиться с прямолинейностью Чубатова. Мелехов проявляет незаурядное мужество и хладнокровие, но при этом критически оценивает все происходящее. Для него отчетливо видна пропасть, отделяющая командный состав и знать от ежедневно гибнущих тысячами рядовых солдат.

Первым «бунтом» Григория становится его «чудовищная, непростительная выходка в присутствии высокой особы» в госпитале. К этому его подтолкнули не только собственные раздумья, но в большей степени разговоры с Гаранжой. Украинский пулеметчик занес в сознание Григория новые «истины» о сути войны.

Большевистская пропаганда в армии падала на благодатную почву.

Неудачи на фронтах, невиданные прежде масштабы гибели и разрушений, тяжелая ситуация с продовольствия и снабжением, затяжной характер «окопной» войны вели к росту недовольства.

Неумелые действия царского и Временного правительств еще больше усугубили положение. Массовое дезертирство стало закономерным результатом и единственным выходом для многих людей, измученных страшной войной.

Гражданская война

В годы Гражданской войны мучительный поиск Григорием Мелеховым правды приобретает главное значение для понимания всего смысла романа. Вернувшиеся домой казаки мечтали о том, что жизнь постепенно войдет в нормальное русло. Однако их надеждам было не суждено сбыться. Война пришла не просто на их земли, но буквально ворвалась в каждый дом.

Люди втягиваются в братоубийственную войну невольно. Взаимные насилия и преступления растут подобно снежному кому, вовлекая все новых и новых участников, которыми двигает одно желание мести.

При этом втянутые в кровавый водоворот противники с горечью продолжают обращать особое внимание на остатки мирной жизни.

Например, «хозяйственный» большевик Лагутин, даже оказавшись в окружении, отвлекается на коровье стадо.

Переходы Мелехова от одного лагеря к другому, его «метания» — лишь самый яркий образец всеобщего разброда в мыслях. Убежденный сторонник старого режима Пантелей Прокофьевич умиляется до слез на выборах войсковым атаманом Краснова, однако вид победного шествия немецких войск вновь заставляет его задуматься о правильности выбранного казачеством пути.

О роковом расколе казачества образно высказывается Петро Мелехов в разговоре с братом: «Будто с плугом проехались: один — в одну сторону, другой — в другую, как под лемешом. Чертова жизня, и время страшное!».

Петро не называет конкретных виновников, он и сам не знает этих «гадов». Оказавшись в белом лагере (попав «на свою борозду»), Петро отказывается от «шатаний» брата.

Старшему Мелехову легче идти по жизни и переносить все ужасы войны.

Григорий отличается от Петро склонностью к постоянным сомнениям. Даже в отношении врагов он задает себе вопросы: «А что за люди? А какие они?». Григорий отказывается от расправ над пленными, строго карает за мародерство («За такие штуки на германском фронте людей расстреливали!»). Такая мягкость становится причиной его разжалования в рядах белого движения.

При временном установлении советской власти Григорий не может избавится от других вопросов и жестко ставит их перед Иваном Алексеевичем: «Чего она даст нам казакам? …Казакам эта власть, окромя разору, ничего не дает! …Что коммунисты, что генералы — одно ярмо».

Избавиться от противоречивых раздумий Григорию ненадолго удается после смерти брата. Охватившая его душу жажда мести за Петро позволяет забыть о жалости и справедливости.

Неопределенное позиция Григория приводит его в конце концов к простым бандитам. В банде Фомина он начинает понимать, что единственный выход из порочного круга — любой ценой вернуться к мирной жизни.

Авторский приговор войне

Возвращение Григория к «воротам родного дома» сближает финал эпопеи с началом — описанием «мелеховского двора».

Место осталось прежним, но главному герою пришлось пройти через все «круги Ада», потерять практически всех близких людей, зачерстветь душой и сердцем. В основе всех бед и потрясений Григория лежит одна причина — война.

Это страшное бедствие искалечило судьбы нескольких поколений. Последствия двух войн будут его еще долго сказываться в жизни людей всей страны.

Проблематика

  • Война . Шолохов осуждает войну, которая заставляет людей убивать друг друга. Несёт лишь разрушения и озлобление. Ломает судьбы и оскверняет человеческие души. Проблема войны в произведении подробнее раскрыта в этом эссе.
  • Социальная несправедливость . Писатель не идеализирует дореволюционную жизнь, изобличая несправедливости старого строя. Главными мишенями становятся помещичье дворянство и офицерство. Именно из-за этих жадных и порочных людей начинается и затягивается гражданская война. Их равнодушие к судьбе народа особенно сильно проявляется в сцене посещения госпиталя, когда георгиевский кавалер Григорий видит скучающую и безразличную «особу императорской фамилии», которая с надменным видом раздает бойцам иконки как милостыню.
  • Женская доля . Шолохов показывает женскую жизнь как череду страданий и лишений. Символом и олицетворением женских страданий становится Василиса Ильинична. Эта казачка состарилась и подурнела раньше времени из-за побоев и грубости мужа-пьяницы. Она бесхитростно рассказывает невестке, как неделями лежала и не могла подняться, скованная ушибами и ранами от супруга, который позволял себе гулять и не ночевать дома. Лишь любовь к детям способна сгладить мучения женщины, которые лишь усиливаются с началом исторических катаклизмов.
  • Революция . Принимая необходимость революции, Шолохов не может смириться с кровопролитием, лишениями и страданиями, которые приходят вслед за ней. В этом он винит не только представителей правящего класса, которые не смогли смириться со своим низвержением, но и обычных людей, которые затягивали войну из-за своего эгоизма. Нежелание работать на общее благо и выйти за рамки своих национальных предрассудков побудило казаков бунтовать против перемен.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе невероятно многоранна и богата: в повествовании упоминаются более 700 героев. Поэтому здесь Многомудрый Литрекон перечислил только основных персонажей книги, но если Вам кого-то не хватило, напишите об этом в х, и он пополнит список героев.

  Краткий анализ стихотворения «Зимняя дорога» по плану

  • Григорий Мелехов — справедливый, умный и сильный донской казак. Правдоискатель, смельчак, но в душе стремится к мирной и простой жизни хлебороба. Мягкосердечный, но отважный и умелый воин. Являет собой живую демонстрацию разрушительной силы войны. По ходу повествования теряет всё самое дорогое, превращаясь в бледную тень самого себя.
  • Наталья Мелехова — сильная и гордая, но робкая и слишком эмоциональная жена Григория по договорённости между родителями. Символ семьи в романе. Красивая девушка, верная жена и любящая мать. В первых главах романа одерживает победу над символом любви в романе — Аксиньей. Однако с началом гражданской войны семейные узы распадаются, и Григорий снова отдаляется от неё. Озлобившаяся Наталья делает аборт и мучительно умирает.
  • Аксинья Астахова — находчивая, бойкая и волевая любовница Григория. Самая красивая женщина станицы. Претерпела изнасилование в детстве и несчастливый договорной брак с жестоким и мстительным Степаном Астаховым. Пытается заполнить внутреннюю пустоту любовью, страстной и разрушительной. Символ первобытной страсти. Искренне любит Григория. Погибает в конце романа на пороге своего счастья, в последний раз отправляясь за Мелеховым.
  • Ильинична — терпеливая и мудрая мать Григория. Символизирует собой материнство. Сильная старая казачка. Несмотря на тяжёлую жизнь, сохранила в себе доброту и любовь к детям. Теряет почти всех своих детей и мужа. Перед смертью мечтала в последний раз увидеть сына, но так и не дождалась его. Подробнее об этом образе написано в эссе, посвященном судьбам казачек.
  • Дуня Мелехова — упрямая и смелая сестра Григория. Влюблена в убийцу своего брата — красного казака Михаила Кошевого. В конце романа выходит за него замуж, что символизирует окончательную смерть дореволюционных порядков и победу нового мира. Подробнее о ее образе Многомудрый Литрекон написал в эссе, раскрывающем образы казачек в романе.
  • Пантелей Прокофьевич — хозяйственный, но грубый и невежественный казак старой закалки. В мирное время предстаёт перед нами авторитарным лидером семьи Мелеховых. Символизирует консервативную часть казачества. Ярый противник советской власти. С началом войны теряет контроль над членами семьи. Деградирует, как личность, превращаясь в жадного мародёра, одержимого страхом потерять своё богатство. Бежит от красной армии и умирает от тифа вдали от дома.
  • Петр — брат Григория, белый офицер, получивший награды не за риск и смелость на фронте, а за умение угодить начальнику. Он пошел в отца и тоже стремится нажиться на войне. Всегда действовал осторожно и умеренно, подстраивался к любой власти и весьма символично погиб от руки принципиального Кошевого.
  • Дарья — жена Петра. Это один из немногих негативных женских образов среди казачек, добродетель и стойкость которых автор ставит очень высоко. Дарья — «баба порченная, с ленцой». Циничная и грубая женщина изменяла мужу, но после его смерти распоясалась окончательно и заболела сифилисом, которым был заражен офицер, гулявший с ней. Она убила себя сама, чтобы слухи по хутору не поползли.
  • Михаил Кошевой — «красный» казак, который еще до войны стал большевиком и посещал кружок Штокмана. Это сильный и волевой человек, который твердо стоял на своей позиции и не сомневался в том, во что верил. Он предан партии и ее делу, его типаж отличен от того, которые распространен в среде казаков. Михаил не хочет наживать и копить, его предназначение — служба во благо общества.
  • Митька Коршунов — брат Натальи, служил в белогвардейских карательных отрядах. Является антиподом Кошевого. Митька развращен с отрочества: он совратил дочь Мохова и даже приставал к родной сестре. Потом он воевал, а в гражданскую войну присоединился к движению казачества против большевиков. Он, жестокий и беспринципный, примкнул к отряду палачей и убивал мирных жителей.
  • Прохор Зыков — верный ординарец Григория, который полюбил его как брата и следовал по пятам, куда бы он не пошел. Это антипод Григория: мягкий и трусоватый, ограниченный и лишенный амбиций, робкий и покорный, он сдается раньше Григория и находит свое место при советской власти, однако до конца с нежностью вспоминает о друге и даже плачет, жалея его.
  • Евгений Листницкий — сын крупного помещика и военного. Офицер, доблестно служивший на фронте, честный, храбрый, но слабовольный и испорченный средой дворянин. Он до последнего стремится противостоять революции, но критически относится к руководству и тактике Белой Гвардии. Получив инвалидность, женится на вдове друга и хочет найти покой дома, но Ольга изменяет ему с генералом, чего он не может пережить, как и гибели той России, которую он любил. Заканчивает жизнь самоубийством.
Ссылка на основную публикацию