Роман Стендаля «Красное и черное» — вершина французского реализма. Здесь и поразительная детализация, и подробно описанные политические, социальные и психологические реалии того времени. Однако герой романа — Жульен Сорель — принадлежит к романтическим героям, поэтому его бытие в типичных для эпохи обстоятельствах оборачивается трагедией.
В чем смысл названия?
«Красное и черное» — это книга, название которой уже много лет заставляет читателей размышлять и анализировать, что же за ним стоит. При прочтении произведения ответ на этот вопрос не становится очевидным и предполагает многовариантность, которую каждый разрешает для себя сам.
Прямые ассоциации появляются в первую очередь с внутренним состоянием Жульена Сореля, в котором сочетались желание найти себя, совершить подвиг, стать образованным человеком, но одновременно с этим и корысть, тщеславие, цель достичь успеха любыми способами.
Так же название указывает и на общую проблематику произведения. Два эти цвета: красный и черный, в своей комбинации символизируют некую тревожность, борьбу, которая происходит внутри людей и вокруг них. Красный — это кровь, любовь, желание, черный — низменные побуждения, предательство.
В своей смеси эти цвета рождают драму, которая происходит в жизни героев.
Красное и черное – цвета рулетки, символ азарта, ставшего жизненной силой главного героя. Он поочередно ставил и на красное (на помощь любовниц, на свое обаяние и т.д.), и на черное (на коварство, на подлость и т.д.). На эту мысль наталкивает роковое увлечение самого автора: он был страстным игроком.
Другая интерпретация: красное – мундир военного, черное – сутана священника. Герой метался между мечтой и реальностью, и этот конфликт желаемого и действительного его погубил.
Также сочетание этих цветов образует трагический финал честолюбивого героя: кровь на земле, красное и черное. Несчастный юноша мог так много, а смог всего лишь обагрить землю кровью своей любовницы.
Кроме того, многие исследователи предполагают, что контрастное сочетание цветов означает основной конфликт романа – выбор между честью и смертью: либо пролить кровь, либо дать очернить себя.
О чем книга?
Стендаль рассказывает читателям о жизни молодого юноши Жюльена Сореля который устраивается гувернером в дом г-на де Реналя и его жены.
На протяжении книги читатель наблюдает за внутренней борьбой этого целеустремленного человека, его эмоциями, поступками, ошибками, умудряясь негодовать и сопереживать одновременно.
Важнейшей линией романа является тема любви и ревности, сложных взаимоотношений и чувств людей разных возрастов и разного положения.
Карьера завела юношу на самый верх, сулила множество радостей, среди которых он искал лишь одну – уважения. Честолюбие толкало его вперед, но оно же загнало в тупик, ведь мнение общества оказалось для него дороже жизни.
Образ главного героя
Жульен Сорель — сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает чего хочет, и который готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Юноша честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника.
Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия.
В образе Сореля содержатся черты характера революционера, одаренного простолюдина, который не готов мириться со своим положением в обществе.
Комплекс плебея заставляет героя стесняться своего происхождения и искать дорогу в другую социальную реальность. Именно этим болезненным самомнением объясняется его напористость: он уверен, что достоин большего.
Неслучайно его кумиром становится Наполеон – выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит в свою звезду, и только, поэтому теряет веру в Бога, в любовь, в людей.
Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.
Тематика и проблематика
В романе поднимается много проблем. Это и выбор жизненного пути, и формирование характера, и конфликт человека с обществом. Для рассмотрения любой из них важно понимать исторический контекст: Великая Французская революция, Наполеон, умонастроения целого поколения молодежи, Реставрация.
Стендаль мыслил этими категориями, он принадлежал к числу тех людей, которые лично видели слом общества и были под впечатлением от этого зрелища.
Помимо глобальных проблем, которые носят социальный характер и связаны с событиями эпохи, в произведении описаны также сложности взаимоотношений между людьми, любовь, ревность, предательство — то есть то, что существует вне времени и всегда воспринимается читателями близко к сердцу.
Основная проблема в романе «Красное и черное», это, конечно же, социальная несправедливость. Талантливый простолюдин не может пробиться в люди, хоть он и умнее знати, и способнее ее. В своей же среде этот человек тоже себя не находит: его ненавидят даже в семье.
Неравенство ощущается всеми, поэтому одаренному юноше завидуют и всячески мешают реализовать свои умения. Такая безысходность толкает его на отчаянные шаги, а показная добродетель священников и сановников лишь утверждают героя в намерении пойти наперекор моральным устоям общества.
Эта мысль подтверждается историей создания романа «Красное и черное»: автор нашел в газете заметку о казни молодого человека. Именно этот краткий отчет о чужом горе вдохновил его додумать недостающие подробности и создать реалистический роман, посвященный проблеме социального неравенства.
Конфликт личности и среды он предлагает расценивать не так однозначно: люди не вправе отнимать жизнь у Сореля, ведь именно они сделали его таким.
Нельзя не заметить и проблему невежества, царящего в правящих элитах. Те, кому дано править, преступно недооценивают свою миссию и лишь наслаждаются ее плодами, но ничего не делают для того, чтобы их подопечные стали жить лучше. Против таких глупцов и паразитов восстают Сорели, и в этом их справедливость.
Порядок реализуется не в казни недовольных, а в преобразованиях, которые должны уравнять в правах одаренных людей всех сословий, а бездарностей оттеснить назад. Но пока у власти лишь один социальный класс, революционных настроений не избежать, а значит и порядок будет водружен силой, но на пороховой бочке.
В чем смысл романа?
Сама история, заложенная в романе — это не выдумка, а реальные события, которые очень впечатлили Стэндаля. Именно поэтому в качестве эпиграфа автором выбрана фраза Дантона «Правда. Горькая правда». Так случилось, что однажды, читая газету, писатель прочитал о судебном деле Антуана Берте, с которого и был списан образ Сореля.
В связи с этим еще очевиднее становится социальная проблематика произведения, которая характеризует непростую эпоху и заставляет задуматься о ней. Тогда перед человеком очень остро стоял вопрос выбора: сохранить в бедности свою душевную чистоту или напролом и по головам идти к успеху.
Жульен хоть и выбирает второе, но тоже лишен возможности чего-то добиться, ведь безнравственность никогда не станет основой счастья. Лицемерное общество охотно закроет на нее глаза, но лишь до некоторых пор, и когда откроет, тут же отгородится от застигнутого врасплох преступника. Значит, трагедия Сореля – это приговор беспринципности и честолюбию.
Настоящая победа личности – это уважение к себе, а не бесконечные поиски этого уважения со стороны. Жульен проиграл, так как не смог принять себя таким, какой он есть.
Психологизм Стендаля
Психологизм является характерной чертой творчества Стэндаля. Он проявляется в том, что наряду с рассказом о действиях и поступках персонажа и общей картиной описываемых событий, автор на более высокой ступени анализа описывает причины и мотивы действий героя.
Таким образом, писатель балансирует на грани между кипящими страстями и анализирующим их разумом, создавая ощущение, что в то же самое время, когда герой совершает поступок, за ним ведется непрерывное наблюдение.
Например, это всевидящее око показывает читателю, как Жульен бережно укрывает от глаз свой приговор: маленького Наполеона, почитание которого уже накладывало свой отпечаток на действия героя с самого начала его пути.
Эта выразительная деталь указывает нам на душу Сореля – трепещущего мотылька, стремящегося к огню. Он повторил судьбу Наполеона, завоевав желаемый мир, но не сумев его удержать.
Жанровое своеобразие романа
Роман сочетает в себе черты романтизма и реализма. Об этом свидетельствует жизненная основа истории, наполненная глубокими и разнообразными чувствами и идеями. Это черта реализма. Но вот герой – романтический, наделенный специфическими чертами.
Он конфликтует с обществом, при этом незауряден, образован и красив. Его одиночество – гордое стремление возвыситься над толпой, свою среду он презирает. Ум и способности его трагически остаются не нужными и не реализованными.
Природа идет по его стопам, обрамляя чувства и события в его жизни своими красками.
Произведение часто характеризуют как психологическо-социальное, и с этим трудно не согласиться, так как в нем необычно перемешаны события действительности и подробная оценка внутренних мотивов героев.
На протяжении всего романа читатель может наблюдать постоянное соотнесение внешнего мира в целом и внутреннего мира человека, и до конца не выясненным остается, какой же из этих миров наиболее сложен и противоречив.
Дарья Куклина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Анализ романа Красное и черное Стендаля
Роман «Красное и черное» Стендаля стал первым образцом психологического реализма. Впоследствии это направление в европейской литературе стало доминирующим. Литературоведы много спорили, пытаясь понять, что символизировало название романа, но так и не пришли к истине.
Красный мог символизировать любовь, страсть, а черный низменные побуждения и смерть – то есть два начала, которые в душе Жюльена противостоят друг другу. Стендаль, назвав свой роман «Красное и черное» не оставил четкого обозначения этих цветов.
Но все же считается что, так автор обозначил выбор главного героя между церковью (черные одеяния) и служению родине (красная военная форма).
Книга «Красное и черное» повествует о судьбе бедного и очень амбициозного юноши, переполненном ценными идеями, мечтающем выбраться из нищеты. Жюльен Сорель тайно строит отношения с замужней женщиной, несколько старше него, в доме которой он работает.
Но из-за слухов ему приходится покинуть ее. В новом городе он заводит новые отношения, с богатой девушкой, близкой ему по духу. Он получает уничижительное фальшивое письмо от первой возлюбленной.
Жюльен выстрелил в свою первую любовь – за что был приговорен к смертной казни.
Образ Жюльена Сореля неоднозначен. Это красивый, сообразительный юноша, происходящий из бедной семьи. Он стремится стать епископом, но не верит в бога, он только жаждет получить привилегии от этой должности. Сорель умен, однако для достижения цели использует неблаговидные средства. Герой тщеславен и вспыльчив, он беспринципен и жаждет признания, но антигероем его назвать нельзя.
Тематика романа включает в себя выбор собственного пути, становление характера, конфликт человека с обществом. Нельзя рассматривать тематику без оглядки на историю того времени – Великая Французская революция тоже наложила отпечаток.
Стендаль затрагивает вечные темы, такие как верность и предательство, любовь, сложные перипетии взаимоотношений. Главная проблема, освещенная в романе, это социальная несправедливость. Выходцу из простого народа практически невозможно пробиться в более высокие социальные слои.
Талантливый молодой человек не может достичь целей честным путем, и ему приходится искать обходные.
Роман основан на реальных событиях, о них автор прочел в газете. В ту непростую эпоху у молодого человека было два варианта развития событий: оставаться честным и довольствоваться бедностью, или, отбросив любые принципы идти к своей цели.
Жюльен, выбрав второй вариант, не достиг желаемого, ведь даже продажное общество не всегда закрывает глаза на подобные действия. Смысл романа в том, что ни беспринципность, ни честолюбие не гарантируют выдающихся успехов.
Поэтому есть лишь один верный путь – уважать и принимать самого себя таким, какой ты есть. Сорель в стремлении заслужить чужое уважение оказался казненным.
«Красное и черное» – удивительно гармоничная квинтэссенция психологического и социального романа. Одной из узнаваемых черт творчества Стендаля является психологизм.
Психологизм этого романа основан на внутренних переменах и конфликтах, происходящих в душе главного героя. В ходе повествования в романе звучит голос автора, объясняющего мотивы героев, анализирующего их поступки.
Динамичный сюжет уравновешивается спокойными пояснениями автора, разбирающего душевные волнения каждого героя.
Жюльен Сорель как главный романтический герой романа сталкивается с реальностью, где его достоинства остаются неоцененными. Следовательно, роман по жанровому своеобразию сочетает в себе черты, как реализма, так и романтизма. Роман «Красное и черное» Стендаля по праву можно назвать шедевром французской литературы.
2 вариант
История создания Красное и Чёрное основана на реальной истории из жизни. Стендаль описал одну из историй произошедших в 1929 году.
Произведение относится к жанру роман, так как имеет большой объем. Прослеживается несколько сюжетных линий и действующих лиц.
Сюжет произведения описывает небольшой городок Верьер. История начинается с того, что мэр этого города берет на работу молодого юношу. Он начинает работать в качестве гувернанта и обучать детей мэра.
Однако у юноши завязывается роман с женой мэра. Вскоре его увольняют и он находит работу у другого влиятельного человека.
В этом доме он соблазняет молодую дочь хозяина. Все складывается серьезно. И молодые люди готовы пожениться.
Внезапно в дом хозяина приходит письмо от бывшей любовницы молодого человека. Все подготовки к свадьбе прекращаются и молодой гувернант уезжает, чтобы выяснить отношения с бывшей любовницей.
- Оскорбленный молодой человек стреляет в церкви в свою бывшую возлюбленную.
- Суд приговаривает юношу к смертной казни.
- Темы затронутые в романе чрезвычайно важны и актуальны во все времена.
- Любовь и ревность является главной темой романа.
- Тема взаимоотношения людей с разными социальными статусами.
- Тема выбора жизненного пути.
- В романе очень подробно описан каждый герой.
Сорель Жюльен – это главный герой романа. Достаточно рассудительный молодой человек. Стремится во чтобы то ни стало получить положение в обществе и добиться финансового благополучия.
Начинает карьеру в доме мэра в качестве гувернера. Главным недостатком Сореля является преобладание чувств над разумом.
Аббат Пирар наставник и покровитель Сореля. Полностью поддерживает и разделяет взгляды юноши. Аббат очень начитан и умен. За эти качества окружающие ненавидят его и стараются в любой ситуации подставить аббата.
Де Реналь Луиза первая возлюбленная Сореля. 30 летняя женщина. Чрезмерно сентиментальна, доверчива. Жена мэра города Верьера.
Господин Реналь мэр города. Взял на работу в качестве гувернера Сореля. Реналь очень тщеславен. Любит пустить пыль в глаза. Богат деньгами от взяток.
Был обманут своей супругой и всячески пытался наказать Сореля за содеянное.
Матильда де Ла Моль вторая возлюбленная Сореля. 19 летняя девушка с хорошим образованием. Постоянно читает революционные книги и мечтает о перевороте в государственной системе.
Граф де Таллер честолюбивый мужчина. Отчаянно защищает честь Матильды. Постоянно хочет казаться лучше, чем есть на самом деле.
Композиция романа имеет две логические части в которых главный герой описан на разных этапах своей психологической зрелости.
Первая часть романа показывает Сореля как молодого неопытного студента. Этот юноша не знает жизни и стремится всего добиться сам, но вскоре его постигает разочарование и он понимает, что честная игра невозможна. Он выбирает нечестный путь и хочет добиться положения в обществе путем отношений с влиятельной женщиной.
Вторая часть романа показывает нам умудренного жизнью и собственным опытом молодого человека, который полностью разочарован в жизни и видит только один путь избавления от тягостей – это смерть.
← Герои произведения Илиада
← Анализ пьесы Гамлет Шекспира↑ ДругиеОбраз Иисуса Христа в поэме Блока Двенадцать →
Мой любимый поэт Серебряного века (Маяковский) →
Краткий анализ романа Фредерика Стендаля «Красное и черное»
Главные герои
Центральный персонаж романа — Жюльен Сорель. Он сын плотника, отлично знает латынь. Юноша хорошо понимает, чего хочет добиться, и готов на все ради достижения цели.
Основные черты Сореля:
- сообразительность;
- честолюбивость;
- рассудительность.
Юноша мечтает о славе и успехе. Сначала он хочет построить карьеру на военном поприще, но потом задумывается о сане священника. Но не любовь к Богу им двигала, а привилегии, которые он хотел получить.
Жюльен часто поступает низменно, но его нельзя назвать отрицательным персонажем. Все дело в его противоречивом и сложном характере. Сорель не хотел мириться со своим положением в обществе.
В романе Стендаля есть и другие персонажи:
- Луиза де Реналь — жена градоначальника, простодушная и добрая;
- Матильда де Ла-Моль — юная и истеричная особа, любит протесты;
- аббат Пират — преподаватель семинарии, питал добрые чувства к Жюльену, но скрывал их.
Анализ романа «Красное и черное» позволяет лучше понять поступки главного героя. Сорель пытался добиться иного социального положения, поэтому проявлял такую напористость.
Его кумиром был Наполеон — выходец из народа, который оставил свое имя в истории.
Смысл названия
Чтение аннотации к «Красному и черному» дает только общее представление о сюжете. В центре истории — Жюльен Сорель. Юноша устроился гувернером в дом господина Реналя и его жены. На протяжении всего произведения ему приходилось делать выбор между карьерой в церкви и службой в армии.
У литературоведов нет единого мнения о смысле названия романа. Сам Стендаль никак не объяснил свой выбор. Есть несколько теорий:
- Контраст цветов символизирует метания главного героя, красный указывает на любовь и страсть, а черный — на предательство и похоть.
- Оттенки символизируют рулетку. Азарт стал главной движущей силой для Жюльена.
- Конфликт между мечтой и реальностью — черный цвет указывает на сутану священника, а красный — на мундир. Герой не мог выбрать между двумя этими желаниями.
Некоторые исследователи полагают, что сочетание цветов отражает финал романа: алая кровь на темной земле. Герой мог достичь многого, но в итоге пытается убить возлюбленную.
Анализ произведения
К созданию романа Стендаль приступил после изучения судебной хроники. В ней он узнал о деле Антуана Берте. Он сумел устроиться гувернером в семью Мишу. Через некоторое время юношу уволили. Антуан устроился в новую семью, завел роман с дочерью хозяина, но после этого его выгнали. Берте посчитал виноватой госпожу Мишу. В приступе гнева Антуан застрелил ее, после чего его казнили.
Стендаль в романе использовал разные тематики — поиск пути, формирование характера, конфликт между человеком и толпой. Писатель жил в то время, когда произошел перелом в обществе.
Обострилась социальная несправедливость, неравенство ощущается все острее. Главный герой был талантливым и умным, но он все равно находился ниже знати. Даже в семье его никто не ценил и не понимал.
Книга «Красное и черное» написана в жанре романа. В ней сочетаются черты реализма и романтизма. В тексте можно найти жизненную основу событий, которая пропитана чувствами и идеями. В то же время Сорель воплощает романтического героя — талантливого, умного, но очень одинокого и противостоящего толпе.
Роман Стендаля является наглядной демонстрацией того, к чему может привести неуёмное тщеславие. Произведение носит предостерегательный характер. Главный герой только хотел найти свое место в жизни. Он стремился любить и всегда придерживался определённых убеждений. Юноша стремился попасть в общество, но оно его отвергло.
В романе Стендаль показал, что тщеславие делает людей несчастными. Актуальность его произведения не теряется и в XXI веке.
Книгу полезно читать подросткам, взрослым людям. Главный герой мог добиться успеха, но он выбрал не тот путь и не те методы, поэтому его история закончилась печально.
Роман карьеры: "Красное и черное" Стендаля
Стендаль (настоящее имя — Анри Бейль, 1783–1842 гг.) принадлежал к первому этапу французского реализма. Его творчество — прямое связующее звено между Просвещением и реализмом XIX века.
Печататься он начал в 1815 году, когда жил в Италии в качестве отставного офицера наполеоновской армии, и в двадцатые годы, вернувшись во Францию, опубликовал трактаты “О любви” (1822 г.), “Расин и Шекспир” (1823–1825 гг.), в которых ратовал за “истинный романтизм”, то есть реализм.
Стендаль — уникальный пример писателя, разработавшего творческую лабораторию еще до создания своих главных романов, которые последовали в тридцатые годы: “Красное и черное” (1830 г.), “Красное и белое, или Люсьен Левен” (1837 г.) — не завершен и при жизни не опубликован, “Пармская обитель” (1839 г.).
Эти романы настолько обогнали свое время, что не были по достоинству оценены современниками, и история полностью подтвердила правоту Стендаля, считавшего, что признание придет к нему только в ХХ веке.
История реализма XIX столетия начинается с публикации сразу после Июльской революции 1830 года романа “Красное и черное”.
Подзаголовок романа — “Хроника XIX столетия”, и это “хроника” прежде всего в смысле принципов организации повествования, которое развивается стремительно, без ретроспективных сцен, при почти полном отсутствии описаний.
Кроме того, что, подобно средневековой хронике, Стендаль сосредоточивается лишь на важнейших событиях в жизни своих героев, термин “хроника” подчеркивает и документальную основу романа. Сюжет его автор заимствовал из действительности.
Во французских газетах двадцатых годов широко освещались скандальные судебные процессы молодых людей низкого происхождения, которые пытались войти в общество, женившись на богатых невестах.
Так, сын крестьянина Антуан Берте стал воспитателем детей состоятельного господина Мишу и влюбился в госпожу Мишу; вскоре ему пришлось покинуть это место, и в другом доме ему удалось стать женихом дочери дворянина. Когда отец невесты запросил рекомендации от его прежних хозяев, госпожа Мишу написала письмо, следствием которого стало изгнание Берте, за что он и выстрелил в свою прежнюю возлюбленную в церкви. Аналогичная история произошла с краснодеревщиком Лафаргом. Хотя в своем герое Стендаль, разумеется, не рисует портретов этих злосчастных молодых людей, сюжет романа типизирует события действительности.
Эпиграфом к роману стоят слова деятеля Французской революции Ж. Дантона: “Правда, горькая правда”. Стендаль подчеркивает этим эпиграфом и новую, небывалую прежде степень правдивости, нелицеприятности своего произведения, и связь его проблематики с революционной эпохой.
Очень показательно для реалистического романа XIX века начало “Красного и черного”. Стендаль как будто не спешит ввести читателя в гущу изображаемых событий, сразу познакомить с героями романа.
Неспешно, постепенно автор ткет основу реалистического повествования, сочетая общеизвестные географические, экономические факты с вымышленными. На карте Франции нет городка Верьер, где начинается действие романа, но неотразима его убедительность у Стендаля.
На первой же странице автор рисует красоту окрестных мест, к которой слепы жители Верьера, зачумленного атмосферой мелкого барышничества.
Никогда раньше предметом художественной литературы не становилось описание промышленного производства; Стендаль же называет источники доходов жителей городка: лесопилки, производство популярных тканей, “мюлузских набоек” и гвоздильная фабрика, принадлежащая мэру, г-ну де Реналю. Всей жизнью Верьера руководит один принцип — “приносить доход”, и в этом городке чужим для всех кажется главный герой романа Жюльен Сорель.
Жюльен Сорель, сын плотника, начинает подниматься по ступеням социальной лестницы: сначала он становится гувернером в доме г-на де Реналя, затем семинаристом, затем секретарем могущественного маркиза де ля Моля и, наконец, женихом его дочери, блестящим гвардейским офицером г-ном де ля Верне — вот ступени стремительной карьеры Жюльена, завершающейся трагическим концом, его казнью.
Жизнь Жюльена наполнена и яркими внешними событиями, и нравственными, психологическими приключениями. По складу личности он близок романтическому герою: он наделен огромной энергией, феноменальными способностями, гордым характером, железной волей, пылким воображением. В любом обществе Жюльен оказывается выше всех окружающих.
В нем — романтически предельное развитие всех черт и качеств, но изображен он не как романтический герой. Эта концентрация природных способностей в образе Жюльена объяснена бытовыми, историческими и политическими обстоятельствами.
У Стендаля, в отличие от романтиков, чисто аналитический подход к чувствам, и в образе Жюльена он показывает, какая огромная энергия была высвобождена в “низших” классах Французской революцией: “он был сделан из того же материала, что титаны 93 года”.
Все остальные герои смотрят на него как на потенциального революционера: г-жа де Реналь умоляет его не оставить в случае революции ее детей, чувство Матильды пробуждается вопросом “уж не Дантон ли это”, и она мечтает играть при Жюльене роль г-жи Дантон в грядущей революции. И сам Жюльен ощущает в себе эти силы, его кумир — Наполеон, сын революции, воплощение его честолюбивых грез.
Но действие романа разворачивается во Франции эпохи Реставрации; для человека с происхождением Жюльена возможности карьеры наполеоновских маршалов закрыты, и, остро ощущая несоответствие между своими способностями и своим положением, он решает проложить себе дорогу наверх любой ценой. Он верит, что один против всего враждебного мира он добьется высокого положения в обществе.
Честолюбие становится руководящей страстью Жюльена; само по себе честолюбие — качество, в котором проявляется живость, пыл души, но герой поставлен в такие условия, что честолюбие толкает его на низкие поступки.
Презирая свое окружение, он заставляет себя поступать в угоду ему, выполняет все, что ожидают от него сильные мира сего: в семинарии он, неверующий, разыгрывает набожность, у маркиза де ла Моля он, республиканец, выполняет поручения ультрамонархической партии.
День за днем он убивает в себе честность, великодушие и воспитывает те качества, которые необходимы, чтобы преуспеть в его мире, — эгоизм, лицемерие, недоверие к людям, умение подчинить их своим интересам.
Вот основное противоречие в образе героя и основной психологический конфликт романа — борьба природного благородства с чертами, обусловленными временем, с тем, что ему диктует в существующих условиях честолюбие.
Честолюбие толкает его на путь лицемерия и подлости; своим учителем Жюльен выбирает Тартюфа. Как Тартюф, он вслух произносит только то, во что сам не верит, и запрещает себе высказывать свои истинные мысли. Он последовательно вытравляет в себе все лучшее, возвышенное, на каждом шагу изменяет самому себе.
Таков он и в любви. Он вступает в связь с г-жой де Реналь исключительно по честолюбивым соображениям, чтобы доказать самому себе возможность победы над аристократкой. Поначалу это чувство он осмысляет в терминологии военной схватки, боя, и далеко не сразу начинает отвечать на искреннее чувство Луизы.
В истории с г-жой де Реналь Стендаль дает иллюстрацию своей концепции истинной страсти; на короткое время истинная страсть покоряет Жюльена. Но эта возвышенная страсть не имеет силы в особняке де ла Моль, где в истории Жюльена и Матильды Стендаль описывает любовь-тщеславие.
Здесь у обоих любящих любовь идет от головы, она построена на расчете, и их взаимоотношения строятся на том, чтобы как можно глубже уязвить гордость друг друга и тем самым привязать друг друга к себе покрепче.
По мере того, как Жюльен успешно делает карьеру, все выше поднимается по социальной лестнице, все больше черствеет его душа. Когда неблагоприятное письмо, написанное г-жой де Реналь по указке ее духовника, лишает его возможности жениться на Матильде, он в холодной ярости скачет в Верьер и в церкви стреляет в женщину, которая разрушила его карьеру.
Этот святотатственный выстрел в церкви возвращает Жюльену способность морального суждения о себе самом. В безансонской тюрьме он переживает духовное очищение, просветление, возвращение к самому себе. Любовь к г-же де Реналь вспыхивает в нем с новой силой, и время накануне казни, когда во время свиданий с ней он вспоминает их любовь, — самое спокойное и счастливое время его жизни.
Жюльен по сути сам отказывается от жизни, на суде бросая вызов своим обвинителям. Он не пытается оправдаться, он теперь прямо высказывает свои взгляды: в нем судят плебея, посмевшего взбунтоваться против установленного общественного порядка, и после такого политического заявления все усилия Матильды, направленные на спасение Жюльена, пропадают втуне.
Жюльен мужественно ведет себя на процессе и спокойно принимает смертный приговор: та жизнь, которая для него возможна в качестве мужа Матильды, утратила для него всякую привлекательность, он уже сполна доказал себе свои возможности и пришел к признанию собственных границ.
Смерть для него — и искупление собственной вины, и отказ от дальнейшего участия в схватке амбиций, признание своей непримиримости с законами этого мира.
История Жюльена Сореля могла произойти только во Франции эпохи Реставрации; специфика его столкновения со своим обществом, временем целиком обусловлена эпохой. Политика пронизывает всю концепцию, все сцены романа.
В “Красном и черном” три основных места действия — дом г-на де Реналя, безансонская семинария и парижский особняк маркиза де ла Моля. Это круг провинциальной буржуазии, католическая церковь и родовая знать — три социальные силы, составлявшие опору режима Реставрации.
Если бы Жюльен действовал только в одной из них, картина французского общества эпохи Реставрации была бы неполной.
“Красное и черное” вбирает в себя все социальное пространство Франции эпохи Реставрации; этапы карьеры героя проводят его через все основные социальные слои и дают автору возможность обрисовать панораму общества.
Однако было бы неверным акцентировать интерес Стендаля к общественному устройству в целом. Как он писал в своем дневнике: “Мне важно одно — картина человеческого сердца. Вне этого я нуль”.
Главный художнический интерес Стендаля и его главная сила лежат в сфере психологии, и для трех центральных героев романа — Жюльена, г-жи де Реналь и Матильды де ла Моль — автор использует особый прием создания образов: совмещение авторской точки зрения на события и персонажей с изображением тех же вещей через восприятие героев. Проникновение в мысли и чувства героев приближает их к читателю, а автор корректирует их восприятие, наделяет читателя способностью приподниматься над героями. Такая авторская позиция называется позицией “всеведающего автора”, при которой автор ведет читателя повсюду и показывает ему все тайники души своих персонажей.
- Если у Стендаля рассказана карьера исключительного героя, не удавшаяся именно в силу его исключительности, то вклад Бальзака в “роман карьеры” в обращении к более типичным случаям, в более универсальной постановке проблемы.
- ► другие темы главы “Литература XIX века”:
- ► Перейти к оглавлению книги “Зарубежная литература”
Билеты (вариант 6). 5. Особенности романа у Стендаля. « Красное и Чёрное»
|
5. Особенности романа у Стендаля. « Красное и Чёрное».
Стендаль (настоящее имя – Анри-Мари Бейль) родился в Гренобле в 1783 г. В 1800-1802 гг. служил сублейтенантом в итальянской армии Бонапарта; в 1805-1812 гг.
– интендантом; сопровождал императорские войска при их вступлении в Берлин, Вену, в походе на Москву. После падения Наполеона уехал в Италию, где соприкоснулся с движением карбонариев, встречался с Байроном, в 1821 г.
вернулся во Францию, а в 1831 г. поселился в качестве французского консула в итальянском городке Чивитавеккья.
Роман “ Красное и черное” вырос на творчески обработанной документальной основе: С. Поразила судьба двух молодых людей, приговорённых к смертной казни: один из них, Берте, молодой честолюбец, но личнность крайне ничтожная, стрелял в мать девушки, гувернёром которых он был. Второй, Лаффарг, рабочий-краснодеревщик, увлекающийся философией и литературой, был скоромен и горд.
Влюбивашаяся в него и отвергнутая девица обвинила его в попытке насилия.. В обоих случаях С. Видел характерное явление времени: общество убивает молодых людей, вышедших из третьего сословия, если они не подчиняются рутине, стремятся реализовать свои внутренние незаурядные возможности. Прототипы этими чертами обладали, однако, напомним, что С.
“придавал” своим героем “ немного более ума”.
В романе он создал типическую картину жизни современного ему общества. В обращении к читателю автор сообщает, что “ нижеследующие страницы были написаны в 1827 г.”. К подлинности даты можно относиться с осторожностью, как и ко многим подписям и эпиграфам: в романе упоминаются события, которые произошли во Франции в 1829 и нач.
30 годов, а многие эпиграфы были сочинены самим автором, хотя и были приписаны Гоббсу, Макиавелли, Канту и др. Действительно подлинны лишь эпиграфы из Шекспира, Байрона и древних авторов.
Зачем? Как художественное средство воссоздания колорита подлинности и для того, чтобы авторская мысль, выраженная образами, не всегда однозначно истолковываемыми, получила большую ясность.
Иногда же подпись несла в себе и скрытую, революционную направленность: “ Правда, горькая правда!”, – эпиграф к первой части романа – приписан Дантону, деятелю ВФР. В самом романе о революции не говорится, но имя Дантона поневоле направляет мысль к 1789г.
С Дантоном не раз сравнивает Жюльена Матильда, снова соотнося характеры с революционным прошлым и заставляя задуматься о возможном революционном будущем. Эпиграф “ из Дантона” сменяется эпиграфом “из Гоббса”: “ Соберите вместе тысячи людей – оно как будто и не плохо. Но в клетке им будет не весело”.
Весь роман – исследование направлен против тирании, тирании государственной власти, религии, привилегий рождения. Творческие задачи диктовали и систему образов: дворянство – де Ренали, буржуазия – Фуке, Вально, духовенство – аббат Шелан, мещанство – Сорели, полковой врач армии Наполеона и мировой Судья. Вторая группа – духовенство Безансона – семинаристы, аббат Пирар, Фрилер, Милон, епископ. Вне Безансона – епископ Агдский. Высшая аристократия – де Ла Моль и посетители его салона.
– Верьере ( вымышленном провинциальном городке), Безансоне ( семинария), Париж ( высжий свет, политическая жизнь). Напряжённость конфликта увеличивается по мере приближения к Парижу, однако личный интерес и деньги господствуют везде.
Де Реналь – аристократ, женившийся ради приданного, стремящийся выдержать конкуренцию буржуа, завёл фабрику, но в конце романа ему всё равно придётся уступить – мэром города становится Вально.
О Вально сам автор ещё в начале романа сказал, что он “ собрал самую шваль от каждого ремесла” и предложил им:” Давайте царствовать вкупе”. С. Знает, что в его время господа, подобные Вально, становятся социальной и политической силой.
Именно поэтому Вально отваживается прийти к де Ла Молю, а надменный маркиз принимает невежду, надеясь на его помощь во время выборов. “ Основной закон для всего существующего, это уцелеть, выжить”.
– семинарист: “ Продавать верующим места в раю”. “ Омерзительным” называет С.
Существование в семинарии, где воспитывают будущих священников, наставников народа: там господствует “ лицемерие”, “ мысль там считается преступлением”, “ здравое рассуждение оскорбительно”.
Аббат Пирар называет духовенство “ лакеями, необходимыми для спасения души”. В психологическом романе С. Духовенство, как и аристократия и буржуазия, принимают черты гротеска.
Автор не ставил себе целью создать сатирический роман, но общество, где господствует “гнёт морального удушья” и “ малейшая живая мысль кажется грубостью”, само по себе является гротесковым.
“ Красное и чёрное” – социально -политический роман, в котором явственно проступают черты романа-воспитания: в первой его части перед нами не знающий жизни юноша, который удивляется всему увиденному и постепенно начинает его оценивать, во второй части – уже человек с некоторым жизненным опытом, решающийся действовать самостоятельно, но в финале приходящий ко тому, что ему, “ возмутившемуся плебею”, к тому же ещё умному, деятельному, честному в основе своей – нет места в этом мире.
В стремлении охватит все сферы современной общественной жизни С. Сродни его мл. современнику Бальзаку, но реализует эту задачу по-новому. Созданный им тип романа отличается нехарактерной для Бальзака хроникально-линейной композицией, организуемой биографией героя. В этом С. Тяготеет к традиции романистов 18 в.
, в частности, к высокочтимому им Филдингу. Однако в отличие от него автор « Красного и Черного» строит сюжет не на авантюрно-приключенческой основе, а на истории духовного становления героя, представленного в сложном и драматическом воздействии с соц. Средой.
Сюжетом движет не интрига, а действие, перенесённое в дущу и разум Сореля, каждый раз строго анализирующего ситуацию и себя в ней, прежде чем решиться на поступок, определяющий дальнейшее развитие событий. Отсюда и огромная значимость внутренних монологов, включающих читателя в образ мысли и чувства героя.
« Точное и проникновенное изображение человеческого сердца» и определяет поэтику « Красного и черного» как ярчайшего образца социально-психологического романа в 19в.
|