Анализ произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Инфоурок › Литература ›Презентации›Презентация к уроку литературы в 5 классе “В дурном обществе” (анализ повести В.Г.Короленко)

Анализ произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Анализ произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе» Описание слайда:

В.Г.Короленко «В дурном обществе»

2 слайд Анализ произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе» Описание слайда:

Задание на знание текста.

Установите соответствие Вася Валек Маруся Соня Отец Васи Тыбурций А) младшая сестра Васи Б) девятилетний мальчик с добрым и чутким сердцем В) бездомный мужчина с чистой доброй душой, приемный отец Маруси и Валека Г) нищий, бездомный мальчик, самостоятельный и ответственный, ровесник Васи Д) младшая сестра Валека, болезненная, слабая девочка четырех лет Е) средних лет мужчина, городской судья, вдовец

3 слайд Анализ произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе» Описание слайда:

Сюжет и композици «В дурном обществе». Что такое сюжет? Что такое сюжетная линия? Сюжет – это цепь событий, положенных в основу произведения. Сюжетная линия – ряд событий, происходящих с одним героем. Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении?

4 слайд Анализ произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе» Описание слайда:

Сюжет и композици «В дурном обществе». Рассказ — малая форма: одна сюжетная линия, один главный герой. Повесть — средняя форма: две-три сюжетные линии, два-три главных героя. Роман — большая форма: несколько сюжетных линий, большое количество героев. Почему «В дурном обществе» мы можем назвать повестью? Сколько в этом произведении главных героев?

5 слайд Анализ произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе» Описание слайда:

Анализ повести От чьего имени ведётся рассказ? Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создаёт автор?

6 слайд Анализ произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе» Описание слайда:

Анализ повести Как складывались отношения Васи с отцом? Почему мальчик начал бродяжить?

7 слайд Анализ произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе» Описание слайда:

Анализ повести Почему повесть названа «В дурном обществе»? Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей? Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?

8 слайд Анализ произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе» Описание слайда:

Анализ повести Как Вася познакомился с Тыбурцием? Как и когда изменилось мнение Васи от отце? Прочитайте разговор Валека и Васи (глава 4), высказывание Тыбурция о судье (глава 7).

9 слайд Анализ произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе» Описание слайда:

Анализ повести Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей? Какие уроки вынес Вася?

10 слайд Описание слайда:

Кульминация повести. Глава «Кукла» Кульмина́ция (от лат. culmen «вершина»)  — самый напряженный момент в развитии действия, решающий, переломный момент во взаимоотношениях героев. Прочитайте главу «Кукла».

11 слайд Описание слайда:

Анализ повести Каким предстаёт перед нами Вася в эпизоде с куклой? Как вы понимаете слова Тыбурция, обращённые к Васе: “Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу”? Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну?

12 слайд Описание слайда:

Анализ повести. Сопоставьте фразы: “Он быстро подошёл ко мне и положил мне на плечо тяжёлую руку”; “— Отпустите мальчика, — повторил Тыбурций, и его широкая ладонь любовно погладила мою опущенную голову”; “Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы”.

13 слайд Описание слайда:

Поясните и сделайте вывод «Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нём прежде.

Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос.

Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжёлый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына”.

14 слайд

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал

Краткое описание документа:

Проверен экспертом

Общая информация

«В дурном обществе» краткое содержание рассказа Короленко, анализ произведения и характеристика главных героев, смысл названия, основаня мысль

Анализ произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Изложить краткое содержание произведения «В дурном обществе» невозможно в нескольких простых предложениях.

А все почему? Потому что это произведение, которое выглядит как рассказ, по сути своей «тянет» на полноценную повесть.

На страницах шедевра Владимира Галактионовича Короленко читатель встретится с более чем десятком героев и проследит их богатую перипетиями судьбу на протяжении пары месяцев.

«В дурном обществе» В. Г. Короленко – история создания

Многих школьников интересует вопрос, сколько страниц в произведении? Объём небольшой, всего 70 страниц.

Анализ произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)

Владимир Короленко написал текст «В дурном обществе», пребывая в ссылке в Якутии (1881 – 1884 гг.). Дорабатывал книгу писатель уже в Петербурге, в 1885 году, находясь в доме предварительного заключения.

Напечатали опус, жанр которого определили как повесть, в том же году в журнале «Русская мысль».

Рассказ много раз переиздавался, по прошествии нескольких лет был изменен и выпущен под названием «Дети подземелья». Сегодня повесть, смысл названия и тема которой – тяжелая жизнь нищих и обездоленных – признана вершиной творчества писателя.

Главные герои и их характеристика

Анализ произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе»Основной герой произведения – мальчик Василий. Ребенок живет с папой в Юго-Западном крае, в городке Княжье-Вено.

Город, который, в основном, населяли поляки и евреи, прописан автором так натуралистично, что в нем легко узнать Ровно конца 19 века.

Мать мальчика умерла, когда малышу было всего шесть. Отец погряз в работе. Его профессия — судья, он — уважаемый и богатый человек. Погрузившись от горя в работу, отец не баловал ребенка вниманием и заботой.

Мальчик мог свободно выходить из дома без сопровождения, потому частенько бесцельно гулял по городу, увлеченный открытием его тайн и загадок.

Далее кратко разбирается содержание каждой главы.

Краткое содержание по главам

Глава 1

Одна из городских загадок – старый замок на возвышении среди прудов. Когда-то это величественное строение было резиденцией настоящего графа, а теперь оно заброшено и дало приют лишь группе нищих бродяг.

Между обитателями руин разгорается конфликт, часть нищих выбрасывают на улицу. «Победители» остаются жить в замке. Это старый Януш, который когда-то прислуживал графу, группа католиков и еще несколько бывших слуг.

  Гротеск в википедии, grotesque в литературе, значение слова

Глава 2

Анализ произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Глава этой группы нищих именует себя пан Тыбурций. Пан – человек таинственный и неоднозначный. О его прошлом практически ничего неизвестно.

Некоторые из собратьев по несчастью считают его волшебником, другие – изгнанным обнищавшим дворянином.

Тыбурций приютил двух сирот, Валька и его сестру Марусю. Вася знакомится с обеими группами нищих. Януш зовет мальчика в гости, но ребенку интереснее с Марусей и Вальком.

  • Глава 3
  • Старый интеллигентный слуга Януш, с которым Вася, все же, поддерживает отношения, корит мальчика за дружбу с «дурным обществом», каковым он считает вторую группу нищих.
  • Василий много думает о несчастном отце, вспоминает мать, размышляет о том, как сблизился с сестрой Соней после смерти родительницы.
  • Глава 4

Вася с приятелями направляется в часовню, чтобы повидаться с Марусей и Вальком. Дети начинают бояться таинственного места и разбегаются кто куда, не дойдя до него. Василий один заходит в заброшенное строение, встречается с Вальком и Марусей. Сироты рады гостю, приглашают его приходить чаще, но встречи держать в тайне от строгого пана Тыбурция, который приходится им приемным отцом.

Глава 5

Главный герой приходит к новым друзьям так часто, как только может. С некоторого момента Вася замечает, что Маруся чувствует себя все хуже и хуже. Приемный отец девочки уверен, что ее жизнь высасывает серый камень. Оно и понятно, жизнь в сырых подземельях небезопасна для детей.

Глава 6

Василий видит, как Валек вынужденно ворует булочку, чтобы принести ее голодной больной сестре. Главный герой осуждает бездомного мальчика за его неправильный поступок, но жалость в нем сильнее чувства справедливости.

Ребенок очень жалеет пораженную хворью Марусю. Придя домой, Вася плачет.

Глава 7

Василий совершенно случайно сталкивается с паном Тыбурцием. Мальчик немного пугается, но мужчина и ребенок очень быстро находят общий язык и становятся друзьями. Старый слуга Януш из замка жалуется судье на «дурное общество».

Главы 8 9

Анализ произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Чтобы хоть как-то порадовать больную девочку, Вася просит сестру отдать ему куклу. Та отдает ее, не спросив разрешения у отца. Обнаружив пропажу, родитель гневается.

Василий не может забрать игрушку у больной девочки, та бредит, прижимая куклу к себе, как символ последней надежды. Васю отец запирает дома.

  Что обозначает и на какие вопросы отвечает наречие

Через некоторое время история с куклой заканчивается. Игрушку приносит к Васе домой пан Тыбурций. Мужчина говорит, что Маруся отдала Богу душу, рассказывает отцу Василия о дружбе их детей. Папа отпускает Васю проститься с Марусей.

Тыбурций и Валек уезжают из городка. Чуть позже исчезают почти все остальные бродяги. Вася с семьей приходит на могилу подруги. Повзрослев, Василий и Соня произносят над могилой Маруси обеты и покидают родной город.

Анализ произведения «В дурном обществе»

Школьники изучают это сильное, лиричное и очень грустное классическое произведение в пятом классе, но повесть может быть так же интересна и полезна для взрослых.

Читайте также:  Краткий анализ произведения Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

Короленко невероятно достоверно сделал описание такого редкого феномена, как настоящая, крепкая, абсолютно бескорыстная дружба. Цитаты из истории Васи и «детей подземелья» никого не оставят равнодушным.

Заключение

Закончив читать книгу, школьники и студенты часто пишут отзывы или оставляют краткие отметки в читательском дневнике. Стоит отметить для себя следующую главную мысль: в конце повести главный герой Василий стал совсем по-другому относиться не только в папе, но и к самому себе.

Сделав выводы из всего случившегося, мальчик научился сочувствовать чужому горю, быть любящим, понимающим и отзывчивым.

Смысл Дурного общества В.Г. Короленко: анализ произведения

Известный общественный деятель, писатель и публицист В.Г. Короленко всю жизнь вставал на защиту обездоленных и невинно осужденных. Это отразилось на творчестве писателя. Не стала исключением и повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе», отличающаяся глубоким смыслом. Анализ произведения даст представление о том, каков истинный смысл дурного общества Короленко.

Краткое содержание

Произведение не оставляет равнодушным как детей, так и взрослых. Сколько бы раз не перечитывалась повесть «В дурном обществе», каждый раз находятся новые, скрытые ранее грани смыслов.

Место действия рассказа – небольшой городок Княжье-Вено. Время действия – вторая половина XIX века. Повествование ведется от имени автора, вспоминающего детские годы.

В произведении немало действующих лиц, называемых «темными личностями» и «дурным обществом». Каждый из героев отличается своим характером, судьбой, историей.

Главные герои

Краткий обзор персонажей станет ключом к пониманию смысла сюжета «В дурном обществе».

Главные герои:

  • Вася – 9-летний мальчик, три года назад потерявший мать, сын городского судьи, добрый, отзывчивый, умеющий хранить секреты;
  • Валек – ровесник Василия, сирота, бездомный, смышленый мальчик, рано повзрослевший и успевший испытать тяготы жизни;
  • Маруся – 4-х летняя сестра Валека, отличается слабым здоровьем, поэтому не может играть с другими детьми;
  • Тыбурций – бездомный мужчина средних лет, взявший под опеку Марусю и Валека, чтобы добыть средства пропитания для себя и детей, вынужден подворовывать;
  • Соня – младшая сестренка Васи;
  • Судья — отец Василия, тяжело переживающий потерю жены.

Структура повести довольно простая, события идут в хронологическом порядке. Краткое содержание сюжета поможет глубже вникнуть в смысл дурного общества.

После смерти матери отец Васи полностью отдался горю, перестав уделять внимание сыну. Утешение отец находил лишь в младшей дочери Сони, напоминавшей ему внешне жену.

Интересно! Некоторые черты отца Васи Короленко списал со своего отца, который тоже был судьей.

Дурное общество

Вася, предоставленный себе, целыми днями бродил по городу, исследуя все закоулки. Особый интерес у мальчика вызывали развалины старого графского замка, расположенного на острове. В стенах полуразрушенного замка нашли пристанище бездомные бродяги, которых респектабельные городские жители называли «дурным обществом».

Некоторое время Вася лишь издалека наблюдал за обитателями развалин. Но однажды, проникнув внутрь часовни, мальчик случайно столкнулся с Валеком и его сестрой Марусей. Дети быстро подружились. Вася стал часто навещать новых друзей.

Он знакомится с паном Тыбурцием, опекавшим Валека и Марусю. Поначалу Вася с опаской относился к членам «дурного общества», но со временем они стали для него как родные, были ближе, чем сестра и отец.

Поэтому когда Маруся заболела, герой очень сильно переживал и пытался помочь девочке. Он даже решился рассказать о своих новых друзьях Соне, попросив у сестры куклу для больной Маруси.

Соня отдала игрушку, пообещав хранить тайну. Маруся была так рада кукле, что даже почувствовала себя лучше.

Но через время отец обнаружил пропажу игрушки. Узнав, что сын общается с «дурным обществом», судья запирает Василия дома. Но мальчик отказывается говорить, кому отдал куклу.

Через несколько дней в доме судьи появляется Тыбурций с куклой в руках. Оказалось, что Маруся умерла, а Тыбурций пришел вернуть игрушку.

Он рассказывает отцу Васи, как его сын помогал бедным, обездоленным детям. Удивленный судья, не ожидавшей такого от сына, разрешает Василию попрощаться с Марусей.

Через некоторое время «дурное общество» покидает развалины, навсегда уехав из города. А Вася с отцом и Соней навещают могилу Маруси.

Объяснение сюжета

Многим читателям повесть известна под другим названием – «Дети подземелья». Но название «В дурном обществе» намного точнее отображает смысл произведения. Меткий заголовок с самого начала указывает на то, о чем пойдет речь в повествовании.

Писатель интересно обыгрывает данное словосочетание, видя смысл дурного общества не в материальном достатке, а в человеческих качествах. Дурным обществом обеспеченные, знатные горожане называли бедных, бездомных людей. Но Короленко показывает, что среди нищих гораздо чаще встречаются умные, высокоморальные личности, чем среди знати.

В отличие от богатых людей бедняки одинаково относятся к представителям любых сословий, оценивая их по человеческим качествам. Поэтому они не оттолкнули Васю.

В своем произведении Короленко поднимает множество важных тем:

  • доброты;
  • сострадания;
  • отношения отцов и детей;
  • дружбы.

Но ключевой темой является раскрытие проблемы социального неравенства. Короленко показывает эту проблему глазами детей, заключив в ней главный смысл сюжета «В дурном обществе».

Вася, росший в роскоши, познакомившись с «детьми подземелья», сталкивается с нищетой и голодом. Поначалу мальчик осуждает Валека, укравшего булку для голодной сестры. Но потом задумывается, считается ли это преступлением. Короленко предоставляет читателям право самим найти ответ на этот вопрос.

На заметку! Дети не случайно оказываются главными героями произведения Короленко. Для детей чужды расчет, предрассудки. Ими правят чувства. Если взрослые люди будут брать пример с детей, то и дурного общества не будет. В этом заключен гуманистический смысл повествования.

В чем суть концовки

Концовкой повести является глава «Заключение». В ней говорится о том, что Вася с отцом и сестрой часто приходит на могилу Маруси.

Знакомство с бедняками перевернуло жизнь семейства. До этого отец и сын не понимали друг друга. После визита Тыбурция они смогли разобраться в своих чувствах. И это сплотило семью. Смысл концовки произведения «В дурном обществе» – показать, что такая «темная личность», как Тыбурций, может научить большему, чем лучшие учителя и гувернантки.

Оказаться в трудной ситуации может любой человек. Никто не застрахован от нищеты и бедствий. Поэтому не стоит отворачиваться от попавших в беду людей, поддаваясь предрассудкам. В этом выражается смысл повести Короленко «В дурном обществе».

«В дурном обществе», анализ повести Короленко

Русский писатель Владимир Галактионович Короленко родился в Житомире, в обедневшей дворянской семье. Его отец, Галактион Афанасьевич, был судьей, суровым и замкнутым человеком, но при этом честным и неподкупным.

Скорее всего, под влиянием отца еще в раннем возрасте у мальчика возникло стремление к справедливости.

Но будущий писатель не хотел становиться судьей, как его отец, он мечтал стать адвокатом, чтобы не судить, а защищать людей.

Сейчас таких людей принято называть правозащитниками, ведь главным делом жизни Короленко стало отстаивание человеческих прав. Уже с юности он примкнул к народовольческому движению.

За революционную деятельность неоднократно ссылался на Урал и в Сибирь.

Уже став известным писателем, он добивался освобождения простых людей, несправедливо осужденных, во время Гражданской войны помогал военнопленным, создавал приюты и детские дома.

Одним из произведений, принесших славу писателю, стала повесть «В дурном обществе», позже в адаптированном для детей варианте ставшая рассказом «Дети подземелья». Автор был недоволен стремлением издателей знакомить юношество с писателем в «обкромсанном виде». Но именно этот вариант произведения был известен каждому советскому школьнику.

История мальчика Васи, оставшегося без матери в шесть лет и росшего, «как пугливый зверек», не могла оставить равнодушным никого.

Став бродягой, потому что его «преступные игры» с младшей сестрой Соней воспринимались старой нянькой и отцом негативно, мальчик страдает от «ужаса одиночества» и пропасти, которая разделяет его с отцом.

«Пан судья», как уважительно называли отца в небольшом городке Княжье-Вено, став вдовцом, горюет об утрате один, не подпуская к себе сына, испытывавшего те же чувства. Замкнутость и суровость отца и страх сына все больше отдаляли их друг от друга.

Неизвестно, чем бы закончилось для главного героя это испытание горем, если бы не его знакомство с «проблематическими натурами» — нищими бродягами, жившими в заброшенной часовне возле кладбища. Среди них оказался ровесник Васи — девятилетний Валек.

Первая встреча, едва не закончившаяся стычкой, обернулась дружбой благодаря Марусе. Эта четырехлетняя девочка, прижавшаяся к старшему товарищу, помешала выяснить отношения между мальчиками, что называется, по-мужски.

И это случайное знакомство обернулось для главного героя новыми жизненными впечатлениями.

Вася узнал, что на свете есть несправедливость, что его новые знакомые нищие и часто испытывают голод — чувство, доселе неведомое сыну судьи. Но от простодушного признания Маруси в том, что она была голодна, «что-то повернулось в груди» у героя.

Долго не мог мальчик осознать это «новое болезненное чувство, переполнявшее душу», потому что впервые по-настоящему задумался о том, что в этом мире хорошо, а что такое плохо. Как сын судьи, он прекрасно осознавал, что воровать нельзя, что это противозаконно, но, увидев голодных детей, впервые засомневался в правильности этих законов.

Читайте также:  Смысл названия пьесы «Горе от ума» (А. Грибоедов)

С его глаз «спала повязка»: он начал с новой, неожиданной для себя стороны открывать в жизни то, что ему казалось ясным и однозначным.

Сравнивая Марусю, «бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок», выросший без солнца, и свою сестру Соню, «упругую, как мячик», тоже четырехлетнюю девочку, Вася невольно сочувствовал малышке, из которой «серый камень» высосал всю жизнь.

Эти загадочные слова заставляли мальчика вновь и вновь размышлять о несправедливости мироустройства, и «чувство щемящего до боли сожаления» сжимало сердце юного героя, а сам он становился более смелым и волевым, готовясь защищать своих новых друзей от всех ужасов действительности, ведь грустная улыбка Маруси стала для него почти так же дорога, как улыбка сестры.

Оказавшись в «дурном обществе», мальчик с удивлением понял, что его отец не тот, кем кажется. Внешняя суровость и неприступность, по мнению пана Тыбурция, были свидетельством того, что он верный слуга своего господина, имя которому закон. От этих слов фигура отца в представлении мальчика «облеклась ореолом грозной, но симпатичной силы».

Однако проявление этой силы ему еще предстояло узнать. Когда Марусе стало совсем плохо, Вася принес ей куклу своей сестры — память о покойной матери. Эта «нарядная фаянсовая барышня» произвела на Марусю почти волшебное воздействие: девочка встала с постели и даже начала играть с куклой, звонко смеясь.

Эта первая и последняя радость недолгой жизни девочки стала переломным моментом в отношениях с отцом.

Узнав о пропаже, отец силой пытался вырвать признание у сына, но гнев и бешенство отца, наоборот, придали решимости главному герою: он готов был к тому, что отец швырнет, изломает, что его тело «беспомощно забьется в сильных и исступленных руках «человека, которого он любил и ненавидел в эту секунду. К счастью, «бешеное насилие» не успело разбить любовь сына вдребезги: вмешался Тыбурций Драб, пришедший сообщить печальную новость о смерти Маруси и вернуть куклу.

Именно этому бродяге, имевшему, по его словам, «крупную ссору» с законом, удалось не только примирить отца и сына, но и дать возможность слуге закона иначе взглянуть на «дурное общество».

Его слова о том, что Вася был в «дурном обществе», но не сделал дурного дела, позволили отцу поверить в сына.

«Тяжкий туман, нависший над душой отца», рассеялся, и долго сдерживаемая любовь сына потоком хлынула в его сердце.

После печальной сцены прощания с Марусей автор ускоряет время описываемых событий: быстро проносится детство юных героев, и вот уже у Васи и Сони впереди «крылатая и честная юность». И можно быть уверенными в том, что они действительно вырастут настоящими людьми, потому что прошли трудное, но необходимое испытание человечностью.

Проблема социального неравенства, поднятая Владимиром Короленко в повести, позволила каждому задуматься уже в юном возрасте о взрослых проблемах. Произведение учит проявлять милосердие и доброту и к своим близким, и к тем, кто оказался в трудной ситуации. Может быть, тогда наше современное общество перестанет быть «дурным»?

  • «В дурном обществе», краткое содержание по главам повести Короленко

  • «Слепой музыкант», анализ повести Короленко

  • «Слепой музыкант», краткое содержание по главам повести Короленко

  • «Парадокс», анализ рассказа Короленко

  • «Парадокс», краткое содержание по главам очерка Короленко

  • «Огоньки», анализ рассказа Короленко

  • «Река играет», краткое содержание по главам произведения Короленко

  • «Чудная», анализ произведения Короленко

  • «Мгновение», анализ произведения Короленко

  • «Река играет», анализ рассказа Короленко

  • «Без языка», краткое содержание рассказа Короленко

  • Владимир Галактионович Короленко, краткая биография

  • «Мороз» , анализ рассказа Короленко

  • По произведению: «В дурном обществе»
  • По писателю: Короленко Владимир Галактионович

Анализ произведения В дурном обществе Короленко

В основу рассказа легла реальная история о прошлом И.С. Тургенева. Мать писателя, Варвара Петровна, была властной, своенравной женщиной. Ее поведение писатель олицетворил в образе барыни «Муму».

Прототипом же Герасима был крепостной матери писателя, дворник Андрей, по прозвищу Немой.

История с Муму тоже была реальна, но итог был иным: по приказу Варвары Петровны Андрей утопил собаку, но от нее не ушел, а продолжал служить ей.

Жанр: рассказ

Сюжет и тема:

На одной из московских улиц жила барыня-вдова со своими приживалками, лакеями и слугами. Самым преданным был глухонемой дворецкий Герасим. Он отличался необыкновенной силой и богатырским телосложением.

Барыня принимает решение женить пьяницу Капитона Климова, который выполнял обязанности ее башмачника на застенчивой, несчастной прачке Татьяне. Герасим же испытывал чувства к Татьяне и в душе мечтал жениться на ней.

Гаврила, зная об этом, попросил Татьяну притвориться  хмельной. Когда Герасим увидел любимую в таком виде, то его чувства остыли, и он оставил попытки добиться ее расположения. Татьяна вступает в брак с Капитоном.

По прошествии года Капитон опять спивается, и барыня принимает решение об отправке их в далекое село. Герасим хотел проводить Татьяну, но передумал. На обратном пути в речке Герасим видит щенка, который тонет и мигом бежит спасать его. Он ухаживает за ней и та превращается в очень красивую породистую собачку. Он дал ей кличку Муму. Оба привязываются сильно друг к другу.

Спустя год барыня заметила Муму и попросила принести собаку к ней. Муму, верная лишь своему хозяину, начала лаять и скалиться. Барыня разозлилась и отдала приказ избавиться от собаки. Без ведома Герасима лакей вдовы увозит Муму и продаёт ее за полтинник.

Вскоре собака сама вернулась к хозяину, но спустя время из-за громкого лая под окнами барыни, та приказала немедленно избавиться от Муму. Дворецкий жестами пытается объяснить, что хотят сделать с его собакой. Герасим сам решает выполнить приказ вдовы. Глухонемой дворник берет лодку и плывёт по реке далеко за Москвой.

Герасим прощается со своим единственным, верным другом, обвязывает вокруг шеи Муму верёвку с привязанными кирпичами и бросает в воду.

Вернувшись домой, глухонемой дворник собирает вещи и пешком направляется в деревню. Позже вдова умирает. Герасим так и живет в деревне: на женщин не смотрит, собаку не заводит, работает за четверых.

Основная тема рассказа – бедственное положение крепостных в России. Герасим олицетворяет русский народ: трудолюбивый, добрый, выносливый, эмпатичный, но с другой стороны  такой же беспомощный, безмолвный. Несмотря на пережитые жизненные испытания, Герасим не ожесточился, а остался добрым и отзывчивым человеком.

Главные герои:

  • Барыня ­­­– вдова
  • Герасим – дворник
  • Капитон Климов – башмачник
  • Гаврила – дворецкий
  • Татьяна – прачка
  • Муму – собака Герасима

Композиция:

  1. Экспозиция – описание местности, где живет Герасим и описание самого глухого дворника.
  2. Завязка – решение барыни женить прачку Татьяну и башмачника Капитона.
  3. Кульминация – трагическая гибель собаки.
  4. Развязка – Герасим возвращается в родную деревню и живет в одиночестве.

2 вариант

Жанровая направленность произведения представляет собой реалистический рассказ, в котором поднимаются вопросы социального неравенства в обществе посредством детского восприятия.

Главным героем повести является Вася, представленный в образе девятилетнего мальчика, являющегося сыном уважаемого в городе судьи, считающегося справедливым и неподкупным чиновником.

Мальчик рано лишается материнской любви, а также отеческой заботы, поскольку после смерти жены отец замыкается в себе и не обращает внимание на воспитание детей, включая младшую дочь, сестру Васи, Соню.

Сюжет произведения разворачивается в момент знакомства Васи с детьми, живущими противоположной мальчику жизнью, в лице Валека, являющегося ровесником Васи, и четырехлетней Маруси. Дети вынуждены существовать в полуподвальном помещении, страдая от постоянного голода и холода в отсутствии продуктов питания и необходимой одежды под присмотром приемного родителя.

Валек представляется в повести в качестве худого и тонкого, как тростинка, подростка, отличающегося взрослым взглядом на жизнь и безмерной заботой о младшей сестренке. Маруся изображается в виде болезненной девочки с бледным, крошечным лицом, с трудностями при ходьбе по причине кривых ножек, тонкими и прозрачными руками.

С точки зрения общественного мнения, дружба с детьми, проживающими в подземелье, является дурным тоном, однако, поближе познакомившись с ребятами, Вася осознает возникновение у него симпатии к новым приятелям, поскольку сочувствует тяжелой жизни Валека и Маруси, пытаясь хотя бы минимально помочь им.

К примеру, мальчик приносит Маруси куклу своей сестры, которая становится для девочки настоящим чудом, а для Соня является лишь одной из многочисленных игрушек.

 Также Вася не осуждает поступок Валека, когда узнает о краже подростком булочки, поскольку понимает, что совершение правонарушения обуславливается жизненными обстоятельствами.

Встреча с людьми из другого социального класса становится для мальчика судьбоносной, поскольку способствует его пониманию чувства дружбы, сострадания, готовности оказать помощь и поддержку нуждающимся людям.

Смысловая нагрузка повести заключается в авторском осуждении социального неравенства в обществе, а также размышлениях о степени его воздействия на человеческую личность. При этом повесть отличается утопическим содержанием.

Анализ 3

Владимир Галактионович Короленко имел собственную точку зрения на современное общество и не боялся ее высказывать, за что неоднократно находился в ссылке.

Но смелость суждений, критика общественного строя и мнения, социального неравенства, оставались в характере писателя, не смотря ни на что. Скорее, все перенесенные Короленко невзгоды еще больше закалили в нем уверенность в борьбе с болезнями общества.

«В дурном обществе» Владимир Галактионович написал как раз, пребывая в ссылке. В этом произведении голос писателя звучит решительнее и еще убедительнее, нежели раньше.

Короленко писал свое произведение, стараясь как можно больше приблизить его к натуральности. Поэтому, даже замок писался с натуры, если будет позволено так говорить. Описываемый в произведении замок являлся намеком, аллюзией на замок Любомировых.

В этом рассказе Короленко в очередной раз поднимает тему социального неравенства в обществе. Главный герой-маленький мальчик из богатой семьи, искренне не понимает, почему его новые друзья– дети из трущоб, называются дурным обществом.

Ребенок, еще не испорченный болезнями социума, моральной нравственности, еще чист перед миром и позволяет себе вольность – дружить с кем хочет, а не с кем диктует ему социальный статус.

Главная идея произведения заключается в том, чтобы достучаться до людей с помощью детских слез мальчика Васи. Показать всю трагичность жизни в социальном неравенстве, когда маленький ребенок, искренне пытающийся помочь своим друзьям, часто плачет от бессилия, не в силах справиться с системой.

Показанная через детское восприятие тема социального неравенства Короленко, трагична и актуальна во все времена. Нет эпохи, когда бы социологов ни затронула эта проблема.

Представленная детскими глазами картина черствого, бездушного мира взрослых, которые уже перестали замечать всю гнилостность своего отношения к «низшему сорту» людей. Отношения человека и грязи, дворового шелудивого пса, смотреть на которого не достойно приличного человека, не говоря уже о том, чтобы удостоить псину добрым словом.

Мальчик Вася впервые узнает о неравенстве, о сортах людей, о том, кто достоин, а кто нет, по мнению сильных мира, за которых решает все количество денег, а не величина сердец.

Вася искренне не принимает сложившуюся модель жизни и пытается чем может помочь своим друзьям.

Будучи еще маленьким ребенком, он уже осознает ценность имеющегося и данного жизнью. Для его сестры очередная кукла значила совершенно не много, а вот для больной Маруси являлась абсолютным сокровищем, и Вася сделал свой выбор. Помочь хоть чем-то, хотя-бы ненадолго, но постараться что-то сделать, что-то изменить, хотя-бы временно.

Эта повесть Короленко рекомендована к школьному прочтению, хотя и сложна к восприятию ребенка. Она несколько утопично-мечтательна, поскольку поверить в философский анализ маленьким ребенком жизни и общества не представляется возможным.

Но, при пояснении основной проблемы и идеи произведения учителем, появляется хорошая возможность воспитания наших детей в идее равенства.

5, 6 класс

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Великая Отечественная война
    Каждый человек проживающий в России должен знать свою историю, что бы не повторять прошлых ошибок и знать устройство общества. Война, сколько всего вложено в смысл этого слова. Горе, печаль, потери, сплоченность
  • Анализ поэмы Байрона Дон-Жуан
    Байрон, вдохновленный успехом своего произведения «Беппо. Венецианская повесть», написанного в 1817 году, начал роботу над другой поэмой, наименованной позже, как «Дон Жуан»
  • Анализ рассказа Зощенко Аристократка
    Основным персонажем произведения, относящегося к комическому жанру, является рассказчик, от имени которого ведется повествование, представленный писателем в образе водопроводчика Григория Ивановича.
  • Патриотизм в повести Тарас Бульба (7 класс, Гоголь) сочинение
    Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» является частью сборника «Миргород», но при этом заметно выделяется на фоне остальных произведений. Она относится к раннему творчеству писателя
  • Анализ произведения Домби и сын Диккенса
    В данном тексте представлен анализ одного из самых удачных произведений Диккенса – романа, который называется, как «Домби и сын».

Анализ повести “В дурном обществе” В. Г. Короленко

Рассказ идет от первого лица – главного героя по имени Вася.

Описанный в повести город выглядит реалистично и напоминает украинский город Ровно, где провел детские годы сам писатель. А упоминание о каком-то гордом польском роде – это намек на князей Любомирских.

Лучшим архитектурным зданием в городе была тюрьма. Уже эта деталь многое говорит о культуре города.

Местечко располагалось внизу над прудами, покрытыми плесенью из-за того, что их давно никто не чистил. Людям необходимо спускаться по склону, чтобы оказаться в городе.

Перед входом стоит традиционный шлагбаум, который сонно подымает какой-то инвалид (так называли отставных солдат). После того, как люди его проходят, то оказываются в самом городе, хотя сразу могут об этом не догадываться.

Так писатель тонко намекает на то, что город выглядел убого и серо. Везде были только серые заборы, пустыри с хламом, осунувшиеся дома.

Через реку был перекинут деревянный мост. Он скрипел от старости, пугая жителей.

Посреди одного из прудов возвышался небольшой островок, на котором стоял заброшенный замок. Это место станет центром событий. Так как замок был старым и никому не нужным, то в середине его развалин поселились нищие бродяги. Среди них были новые друзья главного героя, Валек и Маруся. Дети жили под опекой приемного отца Тыбурция.

В замке было очень грязно и сыро, поэтому маленькая Маруся тяжело заболела. Вася проникся к ней жалостью и пытался порадовать хоть как-то. Однажды он принес ей куклу своей сестры. Из-за того, что он не спросил разрешения у отца, дома начались проблемы.

Ситуацию исправил Тыбурций, который вернул куклу и рассказал о добром поступке Васи.

Образ города не очень приятен и соответствует общей атмосфере в повести. На фоне серого города читатели видят равнодушие его жителей к тяжелым судьбам нищих детей, таких как Валек и Маруся. Главный герой не хочет быть равнодушным и поэтому всегда помогает лучшим друзьям.

Главный герой, Вася – порядочный мальчик из обеспеченной семьи. После смерти матери он много времени проводит на улице. Выясняется, что помимо устоявшегося «спокойного» уклада жизни, есть и ее изнанка. Его новые знакомые испытывают гораздо больше мучений в жизни – они живут в нищете, а чтобы заполучить кусок хлеба, этим детям приходится идти на многое, порой даже на преступления.

Его другом становится Валек. Вполне очевидно, что они ровесники. Только вот этот нищий мальчик несколько более самостоятелен, нежели Вася. Можно сказать, что обстоятельства вынуждают его быть более расторопным. Иначе он не выживет.

Ребенок носит старые лохмотья, часто голодает. Периодически он крадет еду для младшей сестренки и других бедняков – однако нельзя назвать его аморальным ребенком. Кражи для Валька – вынужденная мера, позволяющая не умереть в этом мире.

Младшая сестра Вали, Маруся, описывается как хрупкая и болезненная девочка – сложно сказать, является ли она от природы таковой, либо всему виною недоедание и образ жизни. Из-за существования в непозволительных условиях, четырехлетняя девочка болеет чахоткой, плохо видит, почти никогда не смеется и не любит играть.

Васе искренне жаль этих детей. Ему очень хотелось бы, чтобы и у них была крыша над головой, любящие родители и возможность есть не только «по праздникам», а как все нормальные люди – утром, в обед и вечером. Честно говоря, он впервые сталкивается с социальной несправедливостью. Потому, ужасы нищеты достаточно сильно ранят его юное, еще не привыкшее к горестям, сердце.

Отец Васи – местный судья, уважаемый и обеспеченный человек. После смерти жены он не занимается Васей и холоден с ним. Отец Васи – честный, неподкупный, справедливый человек.

В этом произведении прослеживается насколько конфликтов, например это отношения между Васей и своим отцом. Отец не замечал Васю и мальчик был предоставлен сам себе.

Но основной конфликт все-так не в этом, а в жизненных ситуациях, когда одни имеют все, а другие, работая должны влачить нищенское существование.

Поэтому можно сказать, что основным конфликтом, который прослеживается в рассказе Короленко является конфликт – социальный, где есть расслоение общества и присутствует социальное неравенство. В этом рассказе показано, что люди имеющие одинаковые потребности и желания, но находящиеся на разных социальных степенях, имеют разные возможности в достижении своих целей.

Основным конфликтом произведения является отношение богатых людей к бедным. Людей разделяют только по денежному признаку, а не по тому, кто они есть на самом деле, не по их поступкам.

Но Вася, главный герой произведения, не обращает внимания на все предрассудки и предпочитает общество «дурных», отверженных.

Там он находит настоящую дружбу, он жалеет тех, кто туда попал и старается помочь, чем может.

В обществе ребят мальчик получил то, что не мог найти дома. Здесь он чувствовал себя нужным, важным. Ему было уютно и душевно в старой часовне, несмотря на то, что она была сырой, темной, холодной.

Все-таки, важно не внешнее убранство, а внутреннее, душевное благополучие, комфорт, счастье. К этой мысли приходит автор.

В какой-то мере Валек и Маруся были счастливее Васи, так как их отец любил их, проводил с ними много времени, заботился о ребятах, несмотря на то, что они были ему неродные.

Ссылка на основную публикацию