Анализ произведения «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин)

«Капитанская дочка» была написана А.С. Пушкиным в 1836 году. Это историческое произведение (здесь вы можете прочитать его полностью), охватывает события, произошедшие в русской истории в 1773-1775 годах. Пугачевский бунт, крестьянская война, пугачевское восстание такое название получили эти события в русской истории.

Анализ произведения «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин)

Тема и идея произведения

В романе рассматривается несколько тем. Центральная тема произведения – крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. И конечно, образ Пугачева в этом произведении занимает не последнее место. Свое отношение к крестьянскому бунту Пушкин выразил в конце произведения.

Анализ произведения «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин)

Тема любви выражена в отношениях Маши Мироновой и Гринева, в отношении Швабрина к Маше, и наконец, в поступке Маши, когда она не побоялась отправиться к императрице.

Тема офицерской чести выражена в противостоянии между Гриневым и Швабриным.

Литературные герои произведения

Повествование ведется от лица молодого дворянина Петра Андреевича Гринева, посланного его отцом на службу в Армию, чтобы стать настоящим солдатом и офицером. Петр Андреевич был отправлен в Оренбургскую губернию, где и развернулись все описанные события. Это был молодой человек, не лишенный чувства чести и порядочности. Он всегда поступает так, как диктует ему совесть.

Здесь молодой дворянин знакомится с Емельяном Пугачевым. Пугачев симпатизирует Гриневу и помогает ему в трудных обстоятельствах, например, позволяет увести Машу из крепости, где она осталась под властью Швабрина. Раскрытию образа Гринева помогают противостояние Гринева со Швабриным.

Швабрин тоже офицер, но разжалованный за какие-то неблаговидные поступки. Является антиподом Гринева. Он тоже вроде влюблен в Машу, но девушке он не нравится. Она его боится. Это, пожалуй, единственный отрицательный герой в романе «Капитанская дочка». Даже разбойнику Пугачеву автор симпатизирует, и создает образ благородного разбойника.

Пушкин не осуждает Зурина за то, что тот выиграл и потребовал свой выигрыш у молодого офицера. Напротив, впоследствии, Зурин поможет Гриневу, и между офицерами сложатся теплые отношения. А проигрыш стал хорошим уроком Гриневу на будущее.

Не последнее место в романе занимает Савельич. Это обаятельный персонаж. Он трепетно оберегает своего молодого барина и его имущество, не боится спорить с Пугачевым.

В повести есть герои второго плана. Это родители Гринева, старички инвалиды, священник с женой и сотоварищи Пугачева, выполнявшие его приказы.

Композиция

Композиция в этом произведении в целом классическая. Завязкой служит сюжет в доме родителей Гринева, когда отец принимает решение отправить сына на службу. Далее следует развитие сюжета. Это эпизоды, повествующие о приезде Гринева в Белогорскую крепость, его знакомство со Швабриным и дуэль из-за Маши.

Кульминацией произведения является казнь дворян и офицеров царской армии на площади, момент, когда гибнут капитан Миронов с женой, а на шее Гринева оказалась петля. Далее следует развязка. Лирическим отступлением произведения можно назвать сон Гринева, когда он попал в метель и заблудился.

В то же время каждая глава построена по классической схеме, в каждой главе встречаются свои кульминационные сюжеты.

Жанр произведения

Хотя «Капитанская дочка» имеет небольшой объем, многие считают ее романом, поскольку это многоплановое произведение, и в нем просматриваются несколько сюжетных линий:

  • Взаимоотношения Гринева с родителями;
  • Взаимоотношения Гринева с Машей;
  • Швабрин, и его поступки;
  • Пугачевская война.

И, наконец, встреча Маши Мироновой с императрицей. Каждую из этих сюжетных линий иной писатель развил бы до размеров всего произведения, Но одной из характерных черт творчества Пушкина является его краткость, способность сосредоточиваться на главном.

Произведение называется «Капитанская дочка», хотя Маша не является центральным персонажем. Пушкин все события выстраивает как бы вокруг девушки. Из-за Маши происходит дуэль Гринева со Швабриным. О Маше заботятся, пекутся и беспокоятся родители, ради нее Петр Андреевич едет в крепость.

В условиях обычной жизни в крепости она хрупкая, трепетная девушка, ужасно боится пушечных выстрелов. Однако, оказавшись в крепости, одна без поддержки близких, во власти Швабрина, она проявляет удивительную стойкость духа.

И потом, когда узнает, что ее любимому грозит каторга, решается ехать к самой Императрице, чтобы рассказать всю правду, свидетельницей которой она стала.

Государыня тепло приняла девушку, прислушалась к ее словам, и даже одарила свадебным приданым.

Анализ романа "Капитанская дочка" Пушкина: анализ героев и сюжета

Анализ произведения «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин)
“Капитанская дочка”.
Художник Д. Шмаринов

Исторический роман “Капитанская дочка” является вершиной творчества А. С. Пушкина как прозаика. 
В этой статье представлен анализ романа “Капитанская дочка” Пушкина: разбор характеристик героев и сюжета.

Смотрите: Все материалы по “Капитанской дочке”

(статья М. Гофмана из книги “Пушкин. Библиотека великих писателей”) “В «Капитанской дочке» необходимо различать два наслоения, два плана: один… план военных действий, картина Пугачевщины, и другой, возникший на этом фоне… хроника семейства простых людей Гриневых и Мироновых. Достоинства этих двух планов далеко не одинаковы: в том время, как мы не можем сделать ни единого упрека семейной хронике, фон этой семейной хроники страдает крупными недостатками.

…в повести совершенно не затронута социальная сторона движения, все ограничивается бродягой Емелькой, господами “енаралами” и башкирцами, весь бунт стянут к очень маловажному и начальному пункту: от…

такого художника, каким был Пушкин, мы в праве требовать стихии бунта, картины того движения, которое захватило чуть ли не всю Россию, а эта-то стихия бунта как раз и отсутствует в повести Пушкина.

Но геройская смерть простого русского человека, героизм смерти никогда не изображался до Пушкина так правдиво и такими простыми и величавыми словами.

Соединены оба плана в повести анекдотической благодарностью и великодушием Пугачева к автору записок – Петру Андреевичу Гриневу: завязкой служит заячий тулуп, подаренный Гриневым бродяге Емельке на постоялом дворе – и это соединение нельзя не признать мелодраматичным.

Слишком неестественно и вредит правдивости образа Пугачева многократное спасение Гринева милостями Емельки. Но как прекрасно семейное предание Гриневых, по которому благодарный Пугачев и перед казнью кивнул головою Гриневу, как трогательна эта легендарность предания.

П. А. Гринев – полная противоположность Швабрину. Если Швабрина мы можем назвать человеком по преимуществу головным, рационалистом – аналитиком, то Гринева – человеком душевным, сердечным: центр жизни Гринева находится в сердце, сердце – его единственное и драгоценное сокровище.

Подобно Марье Ивановне, он всегда руководится побуждениями сердца и даже в решительные, критические минуты – ум его “безмолвствует”… В нем сильно чувство долга и сознание своих обязанностей – чувства эти он унаследовал от своего отца, в котором, однако, сердце никогда не господствует. Гринев – настоящий сын несколько крутого, но доброго
Андрея Петровича и мягкой доброй “матушки” Авдотьи Васильевны, и в обрисовке этого семейства… Пушкин оказался великим психологом. …семейство Гриневых иным мы не можем себе и представить. Швабрин только набросан, но набросан яркими, резкими чертами; Гринев нарисован гораздо тщательнее и тоньше. Тонкий рисунок Гринева и давал повод видеть в нем нашей критике совершенно бесцветное лицо, его незначительность. Между тем Гринев, автор записок, вырисовывается перед нами совершенно явственно; правда мы не знаем его внешнего облика… но внутренний мир его души, все его помысли и чувства – его чистое и своей простотой, целомудрием и свежей силой сердце мы знаем вполне. Гринев в высшей степени прост и в этом значение его образа. Нельзя не видеть, однако, некоторых недочетов в повествовании Пушкина о Гриневе. Так, нам остается совершенно непонятным его слишком скорый физический и духовный рост…. …мы совершенно не можем уяснить себе, как этот 16-летний деревенский недоросль, который только то и делал, что гонял голубей, играл в чехарду… рассуждает о литературе с образованным и умным Швабриным. Трудно также понять, как умный и образованный Швабрин мог снизойти до нашего Петрушки, как мог серьезно драться, видя в 16-летнем мальчике опасного противника…
С… чувством любви, с… нежным отношением, Пушкин создавал и образ Марьи Ивановны в “Капитанской дочке”. Не потому ли и мы очаровываемся Марьей Ивановной, что Пушкин какою-то магической силой передал нам свое отношение, свою любовь к этой совсем простой и совсем не замечательной девушке и заставил нас проникнуть в это чудное простое сердце – в святое святых красоты. В самом деле, что, казалось бы, замечательного в девушке “лет осьмнадцати, круглолицей, румяной, с светло-русыми волосами…”. Такой представляется Марья Ивановна на первый, беглый взгляд. Швабрин описал ее Гриневу совершенной дурочкой, и вряд ли описание его далеко от истины. По крайней мере, немногое можно сказать об уме Марьи Ивановны по ее разговору с Гриневым. Пушкин сознательно лишает всякого ореола эту “благоразумную и чувствительную девушку”…: она не красива, не образована, не умна – и тем не менее всякий, прочитавший “Капитанскую дочку”, никогда не забудет эту неумную, необразованную и некрасивую девушку. …русская природа создала и воспитала… Марью Ивановну: Марья Ивановна вышла из сердца русской природы и из сердца простого русского народа, которых не поймет и не оценить гордый взор. Марья Ивановна от дедов и прадедов усвоила свою красоту души, свой героизм и свою мудрость. Марья Ивановна не умна, но она мудра мудростью русской сказки и многовекового прадедовского опыта. Она только унаследовала от своих отцов-созидателей лучшие черты: “добродетели” Марьи Ивановны, если можно выразиться, не личные, не индивидуальные, а семейные, принадлежащие всему роду… Отсюда и проистекает та бессознательность, которая так характерна для героизма Марьи Ивановны; отсюда же проистекают и другие характерные ее черты: необычайная чуткость (при небольшом уме) и нежная, глубокая красота души. Марья Ивановна, конечно, героиня, но как странно звучит это имя, прилагаемое к ней, и как удивилась бы она сама, если бы узнала, что ее называют этим громким именем. Героизм Марьи Ивановны совершенно не имеет личной инициативы… Героизм Марьи Ивановны, истинный, подлинный, но скромный, бессознательный героизм сказался не только в ее путешествии в Петербург к императрице Екатерине с просьбой о помиловании ее жениха Гринева, но и в том особенном героизме любви, на который была способна природа Пушкина и которым он оделил Капитанскую дочку. Необычайная чуткость и мудрость сказывается в каждом поступке, в каждом слове капитанской дочки. Не умом своим, а мудростью и чуткостью она сразу угадала и оценила Гринева и Швабрина, и мы не удивляемся тому, что она отдала предпочтение бесхитростному, правдивому Гриневу пред блестящим, образованным, едким Швабриным. Швабрин… имеет много нравственно-чудесного. Швабрин чудесен, и не только нравственно-непонятно, чудесно появление этого мелодраматического злодея. Откуда Пушкин его взял, что хотел рассказать Пушкин, набрасывая, а не рисуя “чудесный” образ Швабрина? …надо признать, что этот образ не принадлежит к числу лучших, художественно-выдержанных созданий Пушкина.

Читайте также:  Итоговое сочинение: Где смелость, там и победа

Одно можно сказать с полною достоверностью… это то, что Пушкин хотел представить им чужое, чуждое, вторгающееся в мирную обстановку Белогорской крепости. Пушкин вводит Швабрина в мир Гриневых и Мироновых, чтобы оттенить им этот нравственно-здоровый мир.

Швабрин – это чуждая стихия… та чуждая стихия, которая производит всюду, где ни коснется, бурю и опустошение, стихия, разрушающая диссонансом первобытную гармонию. …он необходим для романа… без него мы не узнали бы так и не полюбили бы Гриневых и Мироновых… без него пропали бы лучшие страницы повести.

Швабрин оттеняет Марью Ивановну, как Онегин оттеняет Татьяну… Швабрин не имеет никакого очарования, его не окружает никакой романтический ореол… Швабрин не только не производит никакой бури и опустошения, он не может смутить ничей покой. Почему? Потому что Швабрин набросан, а не нарисован…

Швабрин непонятен… Спесивый дворянин-циник мог изменить долгу, но не мог вступить в союз со “смердами”. Непонятна и история отношений Швабрина к Марье Ивановне… Швабрин не живое лицо в портретной галерее Пушкина.

…Емелька Пугачев нарисован… такими же правдивыми огромными чертами, какими рисует своих богатырей русская народная песня и сказка. Пугачев Пушкина не соответствует Пугачеву истории, но вполне соответствует тому богатырю, каким его создал народ.

Пушкинский Пугачев – этот тот народный богатырь, у которого силы рвутся из груди от избытка, от переполнения и которому некуда деть их, некуда приложить свои силы, которые тяжело носить в груди. Пушкин не сделал Пугачева мелодраматическим злодеем, но он впал в другую крайность, в другую ошибку и сделал Пугачева мелодраматическим великодушцем. Как не подходит к этому “страшному мужику” женская чувствительность и сентиментальность… Совершенно непонятно, почему Пугачев мог так растрогаться от подаренного ему заячьего тулупа, который ему стол нескольких рюмок водки и который ему не был вовсе необходим… …с точки зрения художественного творчества создание образа Пугачева является одним из значительных у Пушкина, хотя и обладает указанным нами существенным недостатком.”

(Модест Гофман, статья в книге “Пушкин. Библиотека великих писателей” под ред. С. А. Венгерова, издание “Брокгауз-Ефрон”, 1910 г.)

Это был анализ романа “Капитанская дочка” Пушкина: разбор характеристик героев и сюжета произведения.

Смотрите: Все материалы по “Капитанской дочке”

Анализ романа «Капитанская дочка» Пушкин

Емельян Пугачёв –бунтовщик, вождь крестьянского движения, выдававший себя за Петра III. Злодей, который для Гринёва становится благодетелем и спасителем. Неоднозначный персонаж, вызывающий сочувствие. С Гринёвым его связывают человеческие отношения. Порой Пугачёв относится к Петру по-отечески, это видно из его “поступков покровителя”.

Алексей Швабрин – сослуживец Гринёва, человек без моральных принципов. В момент захвата крепости переходит на сторону Пугачёва, хотя не разделяет идей народного восстания. Не сумев добиться взаимности от Маши Мироновой, пытается силой заставить её выйти за него замуж. Швабрин противопоставляется Гринёву, их поступки рассматриваются в формате контраста, антитезы.

Иван Кузьмич Миронов – капитан, комендант крепости, простой и честный человек, не побоявшийся сохранить верность принципам. Отказывается присягнуть Пугачёву, за что и казнён. Герой раскрывается через отношение к семье, к делу, к военному долгу. Комендант и его жена воспринимаются целостно, так как их связывают крепкие узы.

Василиса Егоровна – жена коменданта Миронова, разделившая с ним тяготы военной службы. Трагически погибает во время захвата крепости. Добрая, храбрая, умная женщина.

Мария Миронова – дочь капитана, 18-летняя девушка с тихим, но твердым характером. Возлюбленная Петра. Когда жениху угрожала вечная ссылка в Сибирь, в одиночку поехала с прошением о помиловании к императрице и получила положительный ответ. Характер девушки закаляется после гибели родителей и пережитых потрясений.

Иван Зурин – случайный приятель Гринёва, которому он проиграл 100 рублей в бильярд. Позднее становится прямым начальником Гринёва во время Пугачёвских восстаний.

Параллелизм – описание сходных ситуаций или одинакового поведения героев (уместен термин “зеркальные сцены”): * Гринёв дарит Пугачёву заячий тулуп, а позднее тот одаривает Петра овчинным тулупом и конём.* Пугачев помогает Гринёву в качестве “царя”, позднее Маше помогает настоящая царица Екатерина.

  • * Казнь над Гринёвым отменена, но позже читатель видит состоявшуюся казнь Пугачёва.
  • Метафора (перенос признака с одного предмета на другой) – “заснул, убаюканный пением бури“.
  • Олицетворение – “Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым“.
  • Эпитет (свойство или качество предмета, имеющее художественную образность) – “Все мои блестящие надежды рушились”, “свинцовые волны чернели”.
  • Сравнение – “Взглянул, как бы ножом насквозь”.

В романе выделяют 2 основных конфликта: – между народом и системой власти (проявляется в Пугачёвском бунте)

– столкновение нравственных ценностей героев (Гринёв и Швабрин)

Но также внутри каждого героя есть внутренняя борьба сомнений, как поступить в ситуации, когда тебе грозит гибель. Можно отстаивать свои взгляды (Гринёв, капитан Миронов), а можно передать их, чтобы сохранить жизнь (Швабрин). Этот внутренний конфликт и является самым сложным для героев.

Но именно он раскрывает характеры и даёт читателям пример для подражания.

«Капитанская дочка» (А. Пушкин)

Цитата: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».

История создания

С 1832 г. Пушкин активно работал над историей восстания Емельяна Пугачёва. Он обращался к архивам, собирал редкие документы и материалы, чтобы увидеть объективную картину восстания. В 1833 г. Пушкин написал «Историю Пугачёвского бунта». Однако результаты работы не вполне удовлетворили его.

При выборе сюжета автор колебался: его интересовали два реальных лица, о которых он узнал из архивов. Один — дворянин, перешедший на сторону Пугачёва. Другой — дворянин, бежавший из пугачёвского плена и присоединившийся к усмирителям восстания. Замысел сложно трансформировался, и в результате в «Капитанской дочке» — два героя-дворянина: благородный Гринёв и подлый Швабрин.

Образ Маши Мироновой полностью вымышленный. 

Проблематика:

  • роль личности в истории (Пугачёв);
  • гуманность (Пугачёв — Гринёв; Екатерина II — Маша Миронова);
  • проблема чести и долга (отражена уже в эпиграфе — «Береги честь смолоду»);
  • проблема воспитания (Гринёв и Швабрин).

Смысл названия: главным героем «Капитанской дочки» является Пётр Гринёв, а название всё же отсылает нас к Маше Мироновой. Почему? Наверное, здесь стоит снова вспомнить эпиграф («Береги честь смолоду»).

  • Несмотря на то, что Машу в романе называют то «дурочкой», то «трусихой», она являет собой пример непоколебимой чести и незыблемого достоинства.
  • Идти за Гринёва без благословения родителей плохо — и Маша отказывается от привлекательного предложения.
  • Белгорскую крепость захватывают пугачёвцы — Маша, несмотря на свой страх, готова защищать крепость до конца.

Гибнут родители Маши, и Швабрин пытается принудить девушку выйти за него замуж. Маша ни секунды не колеблется: лучше смерть.

И, наконец, неслыханный поступок капитанской дочки — обращение к императрице с просьбой помиловать жениха. Это кажется немыслимой дерзостью, но Маша уверена: правда восторжествует.

Капитанская дочка Маша Миронова ничем не опорочила свою честь. Возможно, она иногда выглядит несколько наивной. И тем не менее именно Мария Миронова воплощает в этом произведении идеал автора. Отсюда и название — «Капитанская дочка».

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: повесть (социально-исторический роман).

Жанровые особенности: в «Капитанской дочке» мы можем найти черты как повести, так и романа. Да и сам автор называл «Капитанскую дочку» то повестью, то историческим романом.

Пушкин выбрал для своего произведения форму семейных записок: главный герой Пётр Гринёв пишет воспоминания для внуков. При этом в «Капитанской дочке» описан не только семейный быт, но и значимые исторические события, поэтому можно сказать, что это социально-исторический роман.

Время и место действия: действие происходит в Симбирске и Оренбурге во время крестьянских войн (1773-1775).

Читайте также:  Анализ стихотворения «Жираф» (Н.С. Гумилев)

Действующие лица

  • Пётр Андреевич Гринёв — главный герой; юный русский дворянин. Повествование ведётся от его лица. Добр, справедлив, неуверен в себе и довольно робок.
  • Емельян Пугачёв — донской казак, предводитель крестьянского восстания. По определению Петра Чайковского, «удивительно симпатичный злодей».
  • Алексей Иванович Швабрин — дворянин; сослан в Белогорскую крепость за дуэль. Сначала вступает в товарищеские отношения с Гринёвым, но потом становится его противником. В ответственный момент нарушает присягу и присоединяется к армии Емельяна Пугачёва. Стремится жениться на Марии Мироновой против её воли.
  • Мария Ивановна Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Удивительно честная и порядочная девушка.
  • Архип Савельич — в прошлом «дядька» Петра Гринёва, на момент повествования — его верный слуга. Преданный, но отнюдь не бесхребетный.
  • Иван Кузьмич Миронов — комендант Белогорской крепости. Во всём слушается свою мудрую супругу. Казнён армией Пугачёва.
  • Василиса Егоровна Миронова — жена коменданта Белогорской крепости. Казнена армией Пугачёва.

Краткое содержание

Рассказчик в «Капитанской дочке» — зрелый Пётр Андреевич Гринёв, который хочет поделиться с потомками историей о встречах с Емельяном Пугачёвым, предводителем крестьянского восстания.

Пётр родился в небогатой дворянской семье, образование получил домашнее, в юные годы развлекался и ожидал, когда его направят в Петербург, ведь ещё до рождения был записан сержантом в полк.

Но отец Петра решает научить сына жизни и направляет 17-летнего Гринёва в Оренбургскую крепость. Главный завет Гринёва-сташего — «береги честь смолоду». Воспитатель Савельич отправляется вместе со своим подопечным.

Подъезжая к Оренбургу, Гринёв и Савельич сбиваются с дороги. Им помогает незнакомец, которого Петруша в благодарность угощает вином и снабжает заячьим тулупом.

Пётр Гринёв прибывает в Белогорскую крепость. Он поражён слабой экипировкой и комплектацией войск: войско состоит из нескольких «инвалидов», а из оружия — одна только пушка. Комендант крепости — Иван Кузьмич Миронов, не очень умный, но добрый человек.

В действительности все вопросы решает его жена — Василиса Егоровна. Гринёв дружит с семейством Мироновых. Поначалу его другом становится и офицер Алексей Швабрин, но потом Швабрин и Гринёв ссорятся: Швабрин плохо отзывается о Маше Мироновой, дочери Ивана Кузьмича.

Между молодыми людьми происходит дуэль, Гринёв ранен. Маша Миронова ухаживает за раненым и рассказывает ему, что когда-то Швабрин просил её руки, но получил отказ.

Пётр Гринёв хочет жениться на Маше и в письме спрашивает у своего отца благословения, но отец против: Маша бесприданница.

Пришёл октябрь 1773 г. Комендант Белогорской крепости получает письмо, из которого узнаёт об опасности. Донской казак Емельян Пугачёв выдаёт себя за императора Петра III, собрал войско и даже уже захватил несколько крепостей. Белогорская крепость готовится дать Пугачёву отпор.

Иван Кузьмич хочет отправить Машу в Оренбург, но не успевает: войско Пугачёва захватывает крепость, жители деревни оказывают бунтовщикам помощь. Все служащие — в плену, они должны принести Пугачёву присягу или умереть. Миронов и его жена казнены, а Гринёв, несмотря на публичный отказ присягать, отпущен.

Эту тайну Петру объясняет Савельич: оказывается, Пугачёв — это и есть тот незнакомец, которому Пётр Гринёв пожаловал заячий тулуп.

Гринёв уезжает, но в Белогорской крепости остаётся Маша. Она больна, и местная попадья выдаёт девушку за свою племянницу. В крепости новый комендант — Швабрин, присягнувший Пугачёву на верность. Гринёв ищет помощи в Оренбурге, но тщетно.

Тем временем он получает от Маши письмо, в котором девушка рассказывает о своём сложном положении. Швабрин вынуждает её выйти за него замуж, а если она откажет — грозит рассказать пугачёвцам, что Мария — дочь покойного коменданта. Гринёв и Савельич едут выручать девушку, но по дороге попадают в плен к Пугачёву.

Пётр Андреевич честно рассказывает Пугачёву обо всём, и неожиданно самозванец решает вступиться за сироту Машу.

В крепости Швабрин сообщает Пугачёву, что Маша — капитанская дочка, но Пугачёв всё равно освобождает девушку. Пётр Гринёв отвозит Машу к своей семье, а сам возвращается в армию.

Восстание подавлено, Пугачёв арестован, но и сам Гринёв попадает под арест: Швабрин лжесвидетельствует, уверяя, что Пётр Гринёв — шпион Пугачёва. Гринёва судят и приговаривают к вечной ссылке в Сибирь. Маша Миронова решает действовать самостоятельно.

Она отправляется к императрице, рассказывает ей всё и добивается помилования Петра. На каторгу отправляется Швабрин. А Маша и Пётр женятся и счастливо живут.

Экранизации

«Гвардии сержант» (СССР, 1928); «Волга в огне» (Франция, 1934); «Капитанская дочка» (Италия, 1947); «Буря» (Италия, 1958); «Капитанская дочка» (СССР, 1958); «Капитанская дочка» (СССР, 1978, телеспектакль); «Русский бунт» (Россия, 2000); «Капитанская дочка» (Россия, 2005, мультфильм).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Почему повесть называется «Капитанская дочка»?

Ответ. Мария Миронова, дочь погибшего русского офицера, оказывается носительницей высокой нравственности и чести. Она отказывается присягать Пугачёву и выходить замуж по принуждению. За это Маша Миронова вознаграждена поддержкой императрицы Екатерины II.

За кого не хотела выходить замуж Маша Миронова?

Ответ. Маша Миронова отказывалась от брака с Алексеем Швабриным. При этом Швабрин пытался принудить Машу Миронову к браку, шантажируя девушку. Машу спасло лишь вмешательство Емельяна Пугачёва.

Поделиться ссылкой

«Капитанская дочка» анализ произведения Пушкина – тема, план, смысл названия и жанр рассказа – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

События повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий, и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения по плану «Капитанская дочка». Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе, и при подготовке к ЕГЭ.

Содержание

  • Краткий анализ
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Главные герои
  • Жанр

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.

Год написания – 1833 – 1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов, у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведет рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

История создания

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева.

Пушкин собирал исторические факты, вел разговоры с участниками событий пугачевского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. У писателя было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачева.

Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

В «Капитанской дочке» анализ произведения требует раскрытия основной мысли данного повествования. Любая власть действует на подавление личности, используя жесткий режим. Поэт приходит к мнению, что: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

В этом и весь смысл его повести.

Тема

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринева, ради нее, он готов на подвиги.

Чувство любви, испытываемое Гриневым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте с Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить ее жизнь.

Пугачев, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринева, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу, посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нем чувстве любви, Гринев, смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачеву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Читайте также:  Оправдывает ли цель средства?

Швабрин же, с его бездуховностью и мелочным подлым характером, не сумел выдержать испытания, и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. Своими выразительными художественными средствами, как бы излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря, между которыми идет война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачев, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский поэт дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют описания пейзажей. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведенные факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергаются его убеждения.

Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек.

Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, становится ясным, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твердые убеждения, и сильная воля, дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Капитанской дочки».

Жанр

  • Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.
  • Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении, смог придать достоверную историческую окраску, приводя непоправимые факты событий той эпохи.
  • Современники поэта были убеждены, что его книга относится к направлению реализма, отображающая реальные события, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачев, придают ему характеристику романтизма.
  • И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

ПредыдущаяСледующая

Содержание и анализ "Капитанской дочки" Пушкина

«Капитанская дочка» — историческая повесть, автором которой является Александр Пушкин. Это произведение о чести, достоинстве и гордости.

Название произведения и его эпиграф связаны между собой. «Береги честь смолоду» — именно эта цитата встречает читателя. Эти слова главному герою Петруше Гриневу постоянно говорил его отец. При этом истинным воплощением чести в произведении является Маша Миронова, капитанская дочка.

Она способна сохранять достоинство даже в самых сложных жизненных испытаниях. Маша готова защищать себя и своих близких, при этом оставаясь честной и кроткой. Она воплощает в себе нравственный идеал Пушкина, именно поэтому повесть названа в честь героини.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

История написания «Капитанской дочки»

На Александра Пушкина оказали влияние тенденции мировой литературы. В тот период на русский переводили исторические романы Вальтера, Скотта. Русские авторы, как и зарубежные, стремились зафиксировать, передать настроение эпохи. Примечательно, что сам Пушкин называл свое произведение не повестью, а историческим романом.

Работа над историческим романом «Капитанская дочка» велась три года — с 1833 до 1836. Впервые произведение было опубликовано в четвертой книжке журнала «Современник». Имя автора в данном издании не указывалось.

Изначально произведение задумывалось как документальное повествование о пугачевском восстании. Для этого писатель получил от Николая I доступ к материалам восстания: документам, архивам. Также автор встречался с участниками и свидетелями событий, многие рассказы реальных людей были использованы для написания повести.

Постепенно произведение из документального трансформировалось в художественное, где восстание Пугачева является фоном для основных действий.

Пушкин несколько раз переписывал содержание повести из-за цензуры. Первоначально главным героем должен был стать дворянин, который добровольно перешел на сторону восставших. Однако позже писатель пришел к идее создания двух противостоящих образов, имевших прототипов в реальной жизни.

Анализ произведения и характеристика героев

Первая глава повести рассказывает о жизни дворян конца 18 века. Описывается их среда, культура, быт. Главный герой вспоминает свое детство, воспитание. Чувствуется любовь Гринева к своему укладу жизни, но это не мешает ему немного смеяться над ним.

Во втором эпизоде описывается Оренбургский край, впечатления Гринева от него. Значимым является то, что в этой главе впервые появляется Пугачев, хоть и мельком. Но образ его довольно яркий, а потому читатель сразу заостряет на нем внимание.

Третья глава знакомит с Белогорской крепостью, ее комендантом Иваном Кузьмичом и его семьей. Уклад жизни классический для того времени. Жена коменданта, Василиса Егоровна, занимается административными делами и хозяйством, а сам комендант обучает строю старых инвалидов, которые являются гарнизоном «фортеции».

В следующих трех главах взгляд читателя фокусируется на отношениях Пети Гринева и Маши Мироновой.

Между молодыми людьми возникает взаимная любовь, из-за чего Швабрин начинает ревновать и злиться. Все эти сложности в отношениях становятся причиной ссоры и приводят к дуэли Гринева и Швабрина.

Гринев сватается к Маше, получает согласие, однако его отец не дает согласия на брак. 

В этих главах раскрываются главные действующие лица, их характеры и мотивы.

В главах с шестой по тринадцатую речь идет о «пугачевщине». В них Емельян Пугачев описывается с разных сторон, при различных обстоятельствах, что в полной мере показывает отношение писателя к данной фигуре. 

Именно в этих главах случаются все роковые для героев события.

Четырнадцатая глава является развязкой произведения. В ней описываются суд над Гриневым, жизнь Маши в его имении и ее поездка в Петербург. Действие переносится из деревни в город, дворец императрицы Екатерины.

Герои произведения получают от судьбы то, что они заслужили: некоторые счастье, некоторые наказание. 

Главным героем произведения является молодой Петр Гринев. В начале повести он предстает малообразованным, но добрым человеком. Его становление как личности проходит через весь роман, а основной причиной этого является его любовь к Маше Мироновой. Благодаря этому чувству он открывает в себе силу, мужество, честь и отвагу.

Маша Миронова — воплощение идеала о честном, гордом человеке, который стойко выносит все удары судьбы, несмотря на свою юность. Пугачев захватил крепость и казнил ее родителей, но Мария нашла в себе смелость просить о помощи саму императрицу и молить ее пощадить «предателя» Гринева.   

Савельич — еще один герой произведения, который покоряет читателя своей человечностью. Это добрый и отзывчивый человек, который готов рискнуть своей жизнью, чтобы спасти другого. Именно в этой доброте и заключается вся сила Савельича.

Алексей Швабрин — в начале произведения Алексей и Петр кажутся схожими персонажами. Однако по ходу развития действий различия проявляются все сильнее и сильнее. Швабрин, в отличие от Гринева, привык добиваться всего хитростью, подлостью, ложью. Это персонаж, который полон злобы и обид, без чести. Для него ничего не стоило нарушить присягу и перейти на сторону бунтовщиков.

Емельян Пугачев — хотя для власти он чистой воды преступник, Пушкин не делает его образ на сто процентов отрицательным. Автор подчеркивает силу духа героя, его отвагу и честность. Остается вопросом лишь то, насколько образ, созданный писателем, сопоставим с реальной исторической личностью.   

Композиция повести «Капитанская дочка»

Произведение построено на описании двух противоборствующих групп. Одна из них — восставшие во главе с Емельяном Пугачевым, другая — дворяне с Екатериной Второй. Такой контраст помогает писателю показать, чем на самом деле являются противостоящие друг другу силы. 

Повествование ведется от лица Гринева. Через записки герой нам рассказывает о происходящих событиях, в том числе и о пугачевском восстании.

Проблематика произведения

Основная тема романа — нравственный выбор, который встает перед человеком в сложных жизненных обстоятельствах.

Почему люди поступают так или иначе? Почему в одинаковых условиях одни сохраняют свое достоинство, а другие — нет? На эти и другие ответы писатель дает свой ответ.

Как одна из составляющих выступает проблема воспитания детей: принципы, которые закладывают родители в своего ребенка.

Также в произведении поднимается тема любви и то, на какие поступки она может сподвигнуть человека. Ведь именно любовь к Маше можно проследить во многих поступках Гринева. И именно из-за любви Мария пошла на такой смелый шаг, как обращение за помощью к самой Екатерине Второй.

Эти проблемы описываются на фоне большого для страны потрясения — крестьянского восстания. Оно становится своего рода катализатором, лакмусовой бумажкой, которая позволяет увидеть реальность. 

Ссылка на основную публикацию