Анализ произведения «Чародейкою зимой», Тютчев Ф.И.

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация по литературе на тему: “Анализ поэтического текста Ф.И. Тютчева “Чародейкою зимою…”

Анализ произведения «Чародейкою зимой», Тютчев Ф.И.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Анализ произведения «Чародейкою зимой», Тютчев Ф.И. Описание слайда:

Ф. Тютчев Чародейкою зимой…

2 слайд Анализ произведения «Чародейкою зимой», Тютчев Ф.И. Описание слайда:

Приходилось ли вам когда-нибудь бывать в зимнем лесу? Расскажите, что вам запомнилось?

3 слайд Анализ произведения «Чародейкою зимой», Тютчев Ф.И. Описание слайда:

Познакомимся с пейзажами русских художников. Заглянем в зимний лес вместе с известными живописцами: И. Шишкин В. Васнецов Ю. Клевер а также с современными фотографами.

4 слайд Анализ произведения «Чародейкою зимой», Тютчев Ф.И.
5 слайд Анализ произведения «Чародейкою зимой», Тютчев Ф.И. Описание слайда:

Понравился ли вам живописный лес? Чем? Что особенно запомнилось?

6 слайд Анализ произведения «Чародейкою зимой», Тютчев Ф.И. Описание слайда:

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. Ф. Тютчев

7 слайд Анализ произведения «Чародейкою зимой», Тютчев Ф.И. Описание слайда:

Каким вам видится зимний лес Ф.

Тютчева? Какие слова и выражения помогают его изобразить? под снегом ели в «снежных шалях»; расцвеченные блестками солнца, могучие дубы в мохнатых снеговых шапках; сухие стебли камыша на замершем лесном озере, превращенные зимой в армию стройных солдатиков в белых папахах. Тихо в лесу, только иногда прошелестит осыпавшийся с веток деревьев снег, упадет с ёлки отяжелевшая от намёрзшего льда шишка, процокает где-то в вершинах сосен неугомонная белка – и снова все стихнет и замрёт в величественной тишине.

8 слайд Анализ произведения «Чародейкою зимой», Тютчев Ф.И. Описание слайда:

Олицетворения Зима названа «чародейкой». Лес «околдован» зимой, «блестит» «чудной жизнью». Эпитеты «чудной жизнью» «сном волшебным» «легкой цепью пуховой» «ослепительной красой»

9 слайд Анализ произведения «Чародейкою зимой», Тютчев Ф.И. Описание слайда:

Обратите внимание на выражение «легкой цепью пуховой».

Какой интересный секрет скрыт в этом красивом обороте? Есть ли в нем какое-то внутреннее противоречие, противопоставление? У Тютчева «легкой цепью пуховой» означает: цепь – легкая, невесомая.

«пуховая», обладает волшебной силой и держит не тяжестью и крепостью, а колдовством. Образ «легкой пуховой» цепи помогает представить сонное оцепенение зимнего леса.

10 слайд Описание слайда:

О какой «чудной жизни» леса говорит поэт? Кому она открывается? Наверное, это жизнь тихая, незаметная с первого взгляда. «Чудная жизнь» леса невидима взору равнодушному, невнимательному, но открыта любознательным людям с поэтической душой.

11 слайд Описание слайда:

Что видит равнодушный, невнимательный, а что замечает наблюдательный, поэтичный человек? Равнодушный просто скользнет взглядом по заснеженному лесу, отметит, что зимой много снега, и пойдет дальше, думая о своём, а любознательный и поэтичный будет вглядываться в узор белоснежный ветвей на сияющем синем небе, следить за игрой света на снегу, «читать» в рыжих иглах на тропинке, в рассыпанных сухих ягодах и крестиках птичьих лапок на снежной пелене тайны зимнего леса…

12 слайд Описание слайда:

Посмотрите фрагмент фильма «Снегурочка» Павла Кадочникова, снятый по одноименной весенней сказке А.Н.Островского. Подумайте, похож ли лес в фильме на тютчевский лес?

13 слайд Описание слайда:

А теперь попробуем и мы представить «чудную жизнь» леса. Почему о ней говорится, что она «блестит», что краса леса ослепительна? В какой момент ее можно увидеть?

14 слайд Описание слайда:

Как вы думаете, что «снится» лесу зимой?

15 слайд Описание слайда:

Как вы думаете, кто хозяйничает в зимнем лесу? Какой вы себе представляете Зиму-чародейку»? Зима-чародейка – молодая, красивая женщина, в белой пушистой шубе, расшитой серебряными узорами.

На голове ее чудесный кокошник, украшенный сверкающими каменьями. Глаза у Зимы-чародейки синие, щеки румяные, а коса длинная, пышная, перевязанная голубой лентой.

В руках у нее ледяная волшебная палочка, которая превращает все неприглядное в красивое, наряжает в шубки, шапки и рукавички.

16 слайд
17 слайд

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал

Общая информация

Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою околдован лес стоит 3, 5 класс

“Чародейкою зимою” – одно из самых ярких произведений в пейзажной лирике Тютчева. Краткий анализ “Чародейкою зимою” по плану поможет ученикам 3 класса оценить всю красоту этого произведения и понять, как Федор Иванович добился такого художественного эффекта. На уроке литературы его можно использовать для простого и понятного объяснения материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Чародейкою зимою.История создания – написано это произведение 31 декабря 1882 года, как раз накануне Нового года. Но опубликовали его только более чем три десятка лет спустя.

  • Тема стихотворения – зимняя природа, находящаяся в состоянии покоя.
  • Композиция – одночастная, но при этом каждая строфа разделяется на две части с помощью тире.
  • Жанр – пейзажная лирика.
  • Стихотворный размер – пятистопный хорей.
  • Эпитеты – “неподвижная, немая снежная бахрома”, “чудная жизнь”, “сон волшебный””, ” легкая пуховая цепь”, “косой луч”, “зимнее солнце”, “ослепительная краса”.
  • Метафоры – “Чародейка Зима околдовала лес”, “лес окутан пуховой цепью”.
  • Олицетворения – “лес стоит”, “солнце мещет”.

История создания

Тютчев написал одно из самых прекрасных своих произведений накануне волшебного праздника – Нового года, который в 19 веке в России уже приобрел достаточную популярность, точно неизвестно, запечатлел ли он картину, которую увидел именно 31 декабря или что-то навеяло на него воспоминания о красоте зимнего леса, но поэтические строки появились из-под его пера как раз в последний день 1852 года.

Однако опубликован стих был значительно позже – уже в 1886 году, спустя четырнадцать лет после смерти Федора Ивановича.

Стихотворение Ф. И. Тютчева

  1. «Чародейкою Зимою…»
  2. УМК «Школа России». II класс
  3. Цели:
  4. совершенствование навыка выразительного чтения стихов; освоение изобразительных средств языка на этапе анализа произведения; обогащение словарного запаса, развитие навыка точного употребления слов в речи; развитие творческого воображения с использованием приема словесного рисования на этапе первичного восприятия произведения; формирование чувства любви к природе.
  5. Формирование универсальных учебных действий.
  6. Учебно-информационные, познавательные
  7. (работать с художественным текстом, правильно и осознанно читать вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; строить монологические высказывания).
  8. Учебно-управленческие
  9. ,регулятивные (оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму; осуществлять рефлексивные действия; овладевать основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль); понимать учебную задачу).
  10. Учебно-логические
  11. (анализ и синтез; сравнение; обобщение).
  12. Оборудование:

портрет Ф. И. Тютчева; репродукции картин И. И. Шишкина «Зима», презентация.

Ход урока.

I. Организационный этап.

  • Урок начинается. Послушайте и посмотрите, что там за окном.
  • Постарайтесь найти самое яркое слово для описания сегодняшнего утра. Закройте глаза и шепотом произнесите: «Зима…»
  • Какое чувство у вас возникло?
  • Вы видели, как идет снег?

Расскажите, какие снежинки вы видели. (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие.)

  1. С чем можно их сравнить?
  2. Белые, как… (сахар, молоко).
  3. Легкие, будто… (пух, пушинки).
  4. Ажурные, словно… (кружева, звездочки).

Что делают эти легкие снежинки? (Летают, падают, кружатся, ложатся.)

  • Можно ли сказать, что они шепчутся или танцуют, грустят, плачут, если мы хотим наделить их свойствами живых существ?

К нам прилетели снежинки. Они танцуют, опускаясь на землю. Это подарок, которым нас одаривает природа. Все они разные, нет одинаковых. Я вас попрошу закрыть глаза и представить в воображении свою снежинку. Представили? Опишите ее.

Назовите «снежные» слова.

Как прочитаем фразу, записанную на доске: «Тишина, даже ветка не хрустнет»? (Тихо, чтобы не нарушить тишину спящего леса.)

Вспомним, что такое темп речи. Поработаем над скороговоркой: «Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел». (Слайд 2)

Как произнесем строку «Дремлет лес под сказку сна»? (Медленно, ведь лес спит.)

Интонируем фразу «Иней лег на ветви ели». Читаем сначала грустно, затем передаем радость.

  1. Актуализация опорных знаний.

Мы продолжаем знакомиться со стихами замечательного поэта XIX в. Ф. И. Тютчева. Вспомните его биографию. (Слайд 3)

  1. Сообщение темы.
  2. Мотивация:

    определение цели урока. Формулировка контрольного вопроса.

  • Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, олицетворения, узнать, почему поэт написал это стихотворение.)

Для чего это нужно? (Чтобы уметь правильно и красиво говорить.)

Цели урока записаны на доске:

  • учиться рисовать в воображении картины природы, описанные поэтом;
  • учиться выразительно читать стихотворение;
  • находить в тексте образные средства;
  • определять настроение автора и свои чувства при чтении;

открытие нового знания, ответ на контрольный вопрос: «Что сказочного в стихотворении Ф. И. Тютчева?». (Слайд 4)

  1. Первоначальное чтение стихотворения учителем

    .

  • Я прочитаю, а вы постарайтесь представить себе картины, описанные автором. (Книги закрыты.)
  • К какому литературному жанру относится данное произведение?
  • Назовите отличительные признаки стихотворения.
  • Поделитесь своими мыслями с нами.
  • Какое настроение автора вы почувствовали?
  • Какие чувства возникли в вашем сердце?

Вывод: лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

  1. Работа по развитию речи. Анализ непонятных слов и выражений.

Чародейка —

волшебница, колдунья, может делать чудеса.

  • Как еще называют Зиму? (Волшебница.)

Что чародейка сделала с лесом? (Околдовала, он стоит околдован.)

  1. Бахрома
  2. — полоска с кистями у шали, у платка.
  3. Снежная бахрома —
  4. покрытые снегом ветви деревьев, переплетаясь, образуют снежные узоры.
  • Какими словами описана снежная бахрома в стихотворении? (Неподвижная, немая, значит, тихая, безмолвная. В лесу стоит тишина, ничто не нарушает покоя.)
  • Чудная(жизнь) — чудо, очень красивая, необычная, прекрасная, удивительная, волшебная.

Очарован —

околдован под действием чар волшебницы Зимы.

  • Чем очарован лес? (Сном волшебным.)

Какие «волшебные» слова встретились

нам в стихотворении? (Чародейка, околдован, чудная, очарован, волшебный.)

О чем говорят эти слова? (О сказке, о сказочном описании леса.) (Слайд 5)

Физминутка (Слайд)

  1. Анализ стихотворения по вопросам.
  • О чем это стихотворение?
  • Какие картины вы себе представляете после чтения стихотворения?
  • Почему Зиму поэт называет чародейкою?
  • Какое волшебство, колдовство она совершила?
  • Почему слово Зима
  • написано с большой буквы?

Почему Зима, лес, солнце обрисованы как живые существа? Подтвердите ответ примерами.

В каком состоянии находится зимний лес?

В каких словах показаны неподвижность леса, состояние покоя?

Почему такое состояние Ф. И. Тютчев характеризует словами не мертвец и не живой?

Что относится к слову мертвец,

а что — к словуживой ?

Укажите «волшебные» слова. Почему эти слова необходимы при описании зимнего леса?

  1. Какой волшебный сон снится лесу?
  2. Что такое «чудная жизнь»?
  3. Как преображается лес, когда на него падает луч солнца?

Опишите подробно зимний лес. Почему Ф. И. Тютчев назвал эту картину ослепительной красой?

Вам хотелось бы совершить прогулку в такой лес, какой нарисован у поэта?

  1. Работа над выразительным чтением стихотворения.
  • Какой выберем тон для чтения? Темп? Где будем делать паузы?
  • Работа по таблицам «тон», «темп», выделение ударных слов.
  • Чтение за диктором. (Слайд 6)
  • Чтение в парах, цель — проверка выразительности.

—Оцените чтение своего товарища. Критерии: карточка зеленого цвета — выразительно, без ошибок; синего — выразительно, одна-две ошибки; красного — невыразительно, ошибки.

  1. Кто не согласен с оценкой?
  2. Творческая работа. (Слайд7)
  3. 1 ряд – Опишите зимний лес.
  4. 2 ряд – Нарисуйте зимний лес.
Читайте также:  Как Бунин изображает детство в «Цифрах»?

Природа нашей Республики Алтай тоже очень богата, щедра, красива особенно зимний лес. Он сказочно прекрасный, загадочный. Наши поэты тоже пишут стихи о зиме.

— Посмотрите, кто это? (Б.Суркашев) (Слайд

— Вспомните, какое мы его стихотворение изучили о зиме?

-Давайте все прочитаем стихотворение «Кыш тужет». (Слайд 9)

Что сказочного в стихотворении Ф. И. Тютчева? (Слайд 10)

  • Почему Зима названа чародейкою?
  • Как изображены Зима и лес?
  • Что за «чудная жизнь» скрывается за внешней неподвижностью?

Вывод: Ф. И. Тютчев — сказочник, в его стихотворении лес предстает загадочным, сказочным царством, где Зима — волшебница, а заколдованные деревья — живые существа, околдованные ею.

Сегодня на уроке мы почувствовали красоту зимнего леса, увиденного Ф.И.Тютчевым. Раскрыли тайну стихотворения «Чародейкою зимою». Поэт представляет природу живой, имеющей свой язык и способной давать человеку почувствовать ее красоту и величие.

«В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

  • Для чего нужна такая работа над стихотворением?
  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Пригодятся ли вам знания, полученные на этом уроке, в дальнейшей жизни?
  3. Каким для каждого из вас был урок?
  4. Если вам было интересно и комфортно на уроке, то закрасьте свои снежинки голубым цветом, если скучно, однообразно и не уютно, то закрасьте свои снежинки фиолетовым цветом. (Слайд 11)
  5. XIII. Домашнее задание

дифференцированное:(Слайд 12) 1.Выучить наизусть стихотворение.

  1. Написать стихотворение о зиме, используя рифмы:

…снежинки … у реки …дома

…на тропинке … уголки … зима

Композиция

Композиционное строение этого стихотворения очень интересно: с одной стороны, Тютчев использует одночастную композицию, описывая одно и то же природное явление на протяжении трех строф.

С другой стороны, невозможно не заметить деление внутри этих строф.

Каждая из них делится на две части по простому принципу: открывающие строки – это обобщенное описание природного явления, а строки с третьей по пятую используются для детализации описываемого пейзажа.

Таким образом Тютчев показывает, что существует две жизни природы: внешняя, которую могт видеть все, и внутренняя, которую можно лишь угадать. Такой романтический взгляд на окружающий мир проявляется во многих пейзажных произведениях этого автора.

Он также показывает, что изменить что-то в прекрасной картине может только сама природа, более никто на это не способен. Тютчев также доносит до читателя мысль, что место чуду в жизни есть всегда – достаточно только внимательно посмотреть вокруг, чтобы его увидеть.

Анализ стихотворения «Чародейкою зимой…»

Фёдор Иванович Тютчев создал большое количество произведений, которые поражают воображение как читателей, так и критиков. Его творчество было оценено ещё при жизни. Именно пейзажной лирике автор уделяет особенное внимание – большинство его произведений рассказывают про особенности природы.

Фёдор Иванович считается основоположником романтического направления в России. Автор огромное внимание уделяет описанию природных ландшафтов и в каждом произведении восхищается особенностями именно русской природы, считая ее единственным совершенством на Земле.

Интересные и красочные зарисовки пейзажей встречаются в поэзии Тютчева в различные периоды его жизни. Началось все с юношества, но и в преклонном возрасте автор отдавал предпочтение изящной русской природе. Он полагал, что именно натуральная природа – это источник вдохновения автора, позволяющий создать настоящие шедевры.

Наиболее ярким и по-особенному запоминающимся среди читателей стало стихотворение, которое Фёдор Иванович назвал «Чародейкою зимою…». Создано данное произведение в далеком 52-м году девятнадцатого столетия.

Уже после прочтения первых представленных строк, читателю становится понятно, что это самое любимое время года автора. Он сравнивает его с прекрасной и очаровывающей внешним видом женщиной, которая способна своими действиями изменить все окружающее пространство, изменить весь мир и придать ему изысканную роскошь.

Средства выразительности

Как и всегда, Тютчев использует множество тропов. Средства выразительности помогают ему создать завораживающий и волшебный образ леса. Поэт выражает свою идею с помощью таких художественных приемов, как:

  • Эпитеты – “неподвижная, немая снежная бахрома”, “чудная жизнь”, “сон волшебный””, ” легкая пуховая цепь”, “косой луч”, “зимнее солнце”, “ослепительная краса”.
  • Метафоры – “Чародейка Зима околдовала лес”, “лес окутан пуховой цепью”.
  • Олицетворения – “лес стоит”, “солнце мещет”.

Благодаря им поэту удается передать философскую идею о том, что природа – такая же живая, как человек, она прекрасна и самостоятельна. Федор Иванович также использует устаревшие слова, которые делают все сказанное им более торжественным.

Урок 35. ф. тютчев «чародейкою зимою…» – Литературное чтение – 2 класс – Российская электронная школа

Литературное чтение, 2 класс

Урок № 35 Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. В данной теме мы рассмотрим стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою.»
  2. На этом уроке необходимо научиться формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении.
  3. Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроения автора; выявлять творческую индивидуальность поэта;

Цель:

  • знакомство с творчеством Ф.Ю. Тютчева.

Задачи:

  • развить умения вслушиваться в стихотворение;
  • научиться определять чувства и настроения автора.
  • На уроке
  • мы узнаем:
  • мы научимся:
  • анализировать поэтический текст;

мы сможем:

  • совершенствовать навыки чтения, правильность, выразительность.
  1. Тезаурус
  2. Чародейка — волшебница, колдунья.
  3. Очаровывать – произвести сильное, неотразимое впечатление на кого-нибудь, что-нибудь; околдовать.
  4. Бахрома – тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками.
  5. Чудный – дивный, вызывающий удивление; фантастический.
  6. Мещет, метать — бросать с размахом, кидать, целясь куда -либо.
  7. Трепетать — колебаться, дрожать.
  8. Литература по теме урока:
  1. Горецкий В.Г., Климова Л.Ф. Литературное чтение 2 класс, часть 2;
  2. Электронные ресурсы по теме: отсутствует.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Русские поэты создали великолепные стихотворения о природе. Каждое время года предстает в их стихах как волшебное существо, наделяющее все вокруг уникальной красотой.

Нужен большой талант, чтобы с помощью слов описать свои впечатления. Описать так, чтобы читатель смог представить картину, почувствовать то, что чувствовал поэт.

Федор Иванович Тютчев — один из великих русских поэтов, чьи стихотворения мы и сегодня читаем с восхищением.

Прочитаем стихотворение «Чародейкою Зимою…».

  • Чародейкою Зимою
  • Околдован, лес стоит —
  • И под снежной бахромою,
  • Неподвижною, немою,
  • Чудной жизнью он блестит.
  • И стоит он, околдован, —
  • Не мертвец и не живой —
  • Сном волшебным очарован,
  • Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

  1. Солнце зимнее ли мещет
  2. На него свой луч косой —
  3. В нём ничто не затрепещет,
  4. Он весь вспыхнет и заблещет
  5. Ослепительной красой.
  6. Уточним значение слов.
  7. Чародейка — волшебница, колдунья.
  8. Очаровывать – произвести сильное, неотразимое впечатление на кого-нибудь, что-нибудь; околдовать.
  9. Бахрома – тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками.
  10. Чудный – дивный, вызывающий удивление; фантастический.
  11. Мещет, метать — бросать с размахом, кидать, целясь куда -либо.
  12. Трепетать — колебаться, дрожать.
  13. Стихотворение посвящено описанию зимнего леса.

Но он будто бы спит волшебным сном. Ничто в нем не трепещет, не шевелится. Лес будто застыл, он неподвижен под снежной бахромой в полной тишине.

  • Но упадет на ветви солнечный луч, и лес
  • весь вспыхнет и заблещет
  • Ослепительной красой.
  • Ослепительный — это очень яркий, блестящий.
  • Чтобы сильнее подчеркнуть торжественность картины, поэт использует устаревшие слова «околдован», «чудный», «очарован», «мещет», «затрепещет», «заблещет».
  • Подобранные поэтом слова помогают создать картину древнего, старинного леса, сказочного.
  • Поэтому и зима изображена как чародейка, волшебница.

Слово «Зима» написано с большой буквы. Так пишутся только имена собственные. Поэт описывает зиму как живое существо. Зима царствует в это время года. Под ее чарами лес засыпает волшебным сном.

  1. Даже солнце не просто светит, а направляет косой луч на заснеженные ветви деревьев.
  2. Природа в целом описана поэтом как живое, таинственное существо.
  3. Точно подобранные эпитеты дополняют сказочную картину: бахрома немая; чудная жизнь; сон волшебный; цепь пуховая; ослепительная краса.

Увиденная поэтом картина очаровала его, и он сумел выразить своё впечатление в стихотворении. «Чародейкою Зимою…» одно из красивейших стихотворений в русской поэзии. Написал его поэт в канун нового года, 31 декабря 1852 года. Может быть, поэтому стихотворение полно очарования и волшебства.

Секрет красоты стихотворения Федора Ивановича Тютчева в том, что поэт описал природу как живое существо. Для этого он подбирает точные слова: эпитеты, торжественность картины подчёркивает с помощью устаревших слов.

Только любящий свой край, родную природу человек мог увидеть и описать такую яркую, наполненную жизнью картину.

А какие картины природы восхитили Вас?

Передайте свои впечатления в творчестве. Сделайте рисунок или попробуйте написать стихотворение.

  • Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
  • Выберите стихотворения, которые относятся к творчеству Федора Ивановича Тютчева:
  • 1. «Чародейкою зимой»
  • 2. «Белая берёза»
  • 3. «Зима недаром злится»
  • 4. «Мороз и солнце»
  • 5. «Поёт зима аукает»
  • Правильные варианты:
  • 1 «Чародейкою зимой»
  • 3 «Зима недаром злится»

Анализ стихотворения «Чародейкою зимою» (Ф.И. Тютчев)

Федор Иванович Тютчев – поэт-классик 19 века, которого считают основоположником русского романтизма в литературе. Отличительной чертой лирических произведений этого автора было стремление понять жизнь, ее тайны и сокровенный смысл, ее красоту.

В его стихотворениях тесно связаны темы природы, философии, любви. Одним из интереснейших произведений школьной литературы является стихотворение «Чародейкою зимою», которое Многомудрый Литрекон анализирует в данной статье.

Перед Вами его разбор по плану.

История создания

Стихотворение «Чародейкою зимою» было создано зимой, накануне Нового 1852 года.

Может быть, именно поэтому оно пронизано волшебством и светом предновогодней поры, когда каждая снежинка ассоциируется с чудом.

Однако маленькое и незаметное произведение затерялось на фоне более серьезных работ автора, поэтому его опубликовали лишь спустя 30 лет с момента написания — то есть уже после смерти автора.

Автор написал это произведение, будучи признанным мастером в своем деле. Однако он никогда не стремился сделать творчество основным занятием. Он был дипломатом, участвовал в жизни государства, поэтому не хотел славы поэта. Ему не нужно было признание публики, ведь писал он для души, а не для одобрения общества.

«Чародейкою зимою», анализ стихотворения Тютчева

Одно из самых ярких произведений пейзажной лирики Ф. Тютчева, стихотворение «Чародейкою зимою» было написано в канун Нового года, 31 декабря 1852 года.

Основная тема

Основной темой стихотворения является изображение зимней природы в состоянии покоя, «волшебного сна». Поэт отождествляет Зиму с очаровательной женщиной, которая своими чарами может изменить лес до неузнаваемости. В этом сказочном королевстве, где правит чародейка Зима, по своим законам течет скрытая от посторонних глаз «под снежной бахромой» чудная, прекрасная жизнь.

Тютчев увидел застывший и затаившийся зимний лес взглядом сказочника, используя в стихотворении «волшебную» лексику: лес околдован, сон волшебный, чудная жизнь, краса ослепительная, чародейка Зима .

Автор изображает в картине зимнего леса двойную жизнь природы: внешнюю, видимую и внутреннюю, угадываемую. Такой эффект достигается за счет использования в композиции стихотворения тире, которое делит каждую строфу на две части: первые две строки представляют общий план картины, а 3-5 строки детализируют зимний пейзаж.

Поэт-романтик подчеркивает, что лишь сама природа может изменить зимний пейзаж: «В нем ничто не затрепещет». Однако солнечный луч, скользнувший по заснеженным ветвям, удивительным образом меняет природу, превращая застывший лес («не живой и не мертвец» ) в роскошный дворец. Лес вспыхивает всеми цветами радуги, блестит «ослепительной красой» .

Стихотворение состоит из трех строф-пятистиший, написанных четырехстопным хореем. Поэт использует двухсложную стопу с ударением на первом слоге.

Читайте также:  Дружба в романе «Герой нашего времени»

Завораживающий образ леса. рождающий в душе радость и ощущение совершенства природы, создается с помощью тончайших поэтических штрихов.

Стихотворение насыщено тропами, помогающими воспринимать лес как живое существо: эпитетами (снежная бахрома, луч косой, чудная жизнь, волшебный сон ), олицетворениями (зима-чародейка, вспыхнет лес, солнце мещет, лес околдован ), метафорами (лес под снежной бахромою окутан цепью ).

Тютчев использует инверсию (луч косой, цепью пуховой ), оксюморон (легкой цепью пуховой ), подчеркивающие торжественность пейзажа устаревшие слова (пуховой, краса, мещет ).

Удивительные метаморфозы зимнего пейзажа восхищают поэта, который показал в своем стихотворении, что в бесконечно прекрасном мире, окружающем нас, всегда есть место для чуда, стоит лишь внимательно вглядеться.

3, 5 класс

Композиция

Композиция стихотворения «Чародейкою зимою» одночастная, но каждая строфа разделена на две малые части при помощи тире. Таким построением автор обращает внимание читателя на двойственность, двусторонность зимы. Такой романтический взгляд на природу прослеживается во многих произведениях Федора Ивановича.

Каждая строфа начинается с общего описания увиденной картины, а заканчивается точным и ярким описанием деталей, что тоже подчеркивает загадочную двойственность зимнего леса.

Композиция и жанр

Произведение относится к пейзажной лирике. Проводя анализ «Чародейкою зимою» Тютчева, нельзя не заметить, что автор написал стихотворение в характерной для себя манере, восхищаясь и преклоняясь перед природной красотой. Творить в жанре пейзажной лирики у поэта всегда получалось хорошо, а направление романтизма наилучшим образом раскрыло его талант.

Произведение было написано четырехстопным хореем. Это сделало его мелодичным, легким для чтения и понимания.

Строение стихотворения очень необычно. Сначала за счет одночастной композиции может показаться, что поэт описывает одно несменное состояние природы во всех трех строфах. Но все же в произведении присутствует логическое деление внутри строф. Все три четверостишья делятся на две части по следующему правилу:

  • первые строчки — общая характеристика природных явлений;
  • в следующих трех строках происходит детальное и точное выстраивание рисунка природы.

При помощи этого приема Федор Иванович пытается сделать ударение на мысли, что природа живет в двух состояниях: внешнее удается наблюдать, а о ее внутреннем состоянии человек может лишь догадываться, предполагать. Столь романтичное отношение к природе проявляется во многих поэзиях автора.

Тютчев также показывает, что изменить что-либо в этом пейзаже способна только природа. В этот же момент автор пытается донести до читателя идею, что в жизни есть место для чуда — нужно только осмотреться вокруг и заметить его.

Образы и символы

Автор одаривает зиму женским лицом. Зима – колдунья, которая преобразила лес, окутала его белой простыней. В основе произведения лежит олицетворение: время года становится прекрасной волшебницей и действует осознанно.

Образ зимы в произведении «Чародейкою зимою» получился живым, глубоким и сильным благодаря определенным средствам выразительности.

Например: При помощи метафор автору удалось передать спокойствие и умиротворенность природы зимой.

«И стоит он, околдован, — Не мертвец и не живой» — эта фраза о лесе выдает восторг автора, его изумление, удивление тому, как обычный снег меняет окружающий мир, превращая его в загадочное царство сна и неги.

Символика стиха

Федор Иванович пишет о зиме, как о колдунье, которая изменила лес окутав его белой простыней. Благодаря этому столь ярко подобранному олицетворению холодное время года становиться прекрасной волшебницей, именно так её должен увидеть читатель.

Поэт вложил в образ снежной поры года в лирическом произведении «Чародейкою зимою», благодаря такому подходу образ зимы вышел глубоким и живым. Благодаря многим метафорам, что автор очень умело, подобрал, во всем стихе чувствуется умиротворенность и спокойствие.

Крылатые фразы автора показывают его восторг зимним лесом, он сумел с огромным восхищением описать вроде бы простую вещь, как снег изменил в лесу всё вокруг и теперь это уже не совсем лес, а загадочное царство, которое манит.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения «Чародейкою зимою» — жизнь окружающего мира. Гармония в отношениях человека и природы, влияние природы на человека – это всегда актуальные темы, которые автор поднимает в своих произведениях данной тематики.

Еще одной темой можно назвать красоту зимней поры, которую многие не признают из-за суровости и опасности этого времени года. Автор обращает наше внимание на белоснежный сон, окутавший окружающий мир. Он по-своему очарователен, хоть и немного пугает своей неподвижностью. Но истинный художник не боится взглянуть в глаза красоте, даже если она таит угрозу.

Настроение произведения «Чародейкою зимою» — праздничное, таинственное, восторженное. Автор не устает восхищаться прелестью окружающего мира.

Общее настроение и проблема стиха

Стихотворение «Чародейкою зимою» в первую очередь демонстрирует жизнь прекрасного мира, что вокруг нас, главное только научится вовремя видеть окружающий мир. Федор Иванович поднимает важный вопрос отношений человека и природы, вед эта тема вечна.

Поэт максимально романтично передал красоту и особенности зимнего периода года, который многие недолюбливают из того что эта пора года наиболее опасна, чем все остальные.

Автор предлагает посмотреть на зиму иными глазами, Федор Иванович пишет о белоснежном сне, что окутал не только лес, но и весь мир. Ведь истинный поет, ровно, как и художник, всегда смотрит красоте прямо в глаза, даже если эта красота таит в себе угрозу.

Не сложно догадаться, что общий настрой стиха «Чародейкою зимою»- восторженный и праздничный, и пусть при этом он немного таинственный. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Основная идея

Смысл стихотворения Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою» — это искреннее восхищение русской зимой, русской природой. Это стремление открыть глаза читателям на то прекрасное и удивительное, что окружает нас и, зачастую, не удостаивается нашего внимания.

Главная мысль стихотворения «Чародейкою зимою» — показать, что мы проходим мимо удивительных открытий и изменений в природе, которые достойны нашего обожания и преклонения. Магия зимы холодна, но безмерно красива и изящна.

Художественные средства

В анализе стихотворения «Чародейкою Зимою…» Тютчева нужно указать, какие литературные приемы использовал поэт в своем произведении. Чтобы погрузить читателя в мир сказки и создать атмосферу покоя и гармонии, Федор Иванович использовал большое количество литературных тропов.

Это и яркие эпитеты, которые создавали образ сказочного леса. Олицетворение, с помощью которого поэт сумел создать образ таинственной и прекрасной женщины, Зимы, которая и была хозяйкой зачарованного царства.

Федор Иванович использовал очень точные метафоры, при помощи которых он хотел передать спокойное умиротворенное состояние природы.

Поэт использует инверсию и устаревшую лексику, чтобы добавить возвышенности и торжественности стихотворению.

Ф. И. Тютчев восхищался природой, ее совершенством. И в каждом времени года он мог найти неповторимое очарование.

В его стихотворении зима – это не холодная высокомерная женщина, а загадочная волшебница, которая погружает лес в сказочное оцепенение до прихода весны.

И тот, кто приходит в зимний лес, чувствует там спокойствие и восхищение красотой лесного пейзажа, который в это время года похож на сказочное царство.

Анализ стихотворения «Чародейкою зимой…»

Фёдор Иванович Тютчев создал большое количество произведений, которые поражают воображение как читателей, так и критиков. Его творчество было оценено ещё при жизни. Именно пейзажной лирике автор уделяет особенное внимание – большинство его произведений рассказывают про особенности природы.

Фёдор Иванович считается основоположником романтического направления в России. Автор огромное внимание уделяет описанию природных ландшафтов и в каждом произведении восхищается особенностями именно русской природы, считая ее единственным совершенством на Земле.

Интересные и красочные зарисовки пейзажей встречаются в поэзии Тютчева в различные периоды его жизни. Началось все с юношества, но и в преклонном возрасте автор отдавал предпочтение изящной русской природе. Он полагал, что именно натуральная природа – это источник вдохновения автора, позволяющий создать настоящие шедевры.

Наиболее ярким и по-особенному запоминающимся среди читателей стало стихотворение, которое Фёдор Иванович назвал «Чародейкою зимою…». Создано данное произведение в далеком 52-м году девятнадцатого столетия.

Уже после прочтения первых представленных строк, читателю становится понятно, что это самое любимое время года автора. Он сравнивает его с прекрасной и очаровывающей внешним видом женщиной, которая способна своими действиями изменить все окружающее пространство, изменить весь мир и придать ему изысканную роскошь.

«Чародейкою зимою околдован лес стоит»

Фёдор Иванович Тютчев – представитель древнейшего дворянского рода. Это изысканный русский лирик, дипломат с душой поэта. Свои произведения он начал писать еще с юношеского возраста.

Первый раз стихотворения вышли в печать в 1819 году в вольном приложении «Горация».

Спустя два года, Фёдор Иванович заканчивает словесный факультет, который располагался на базе Московского университета.

Как только он заканчивает обучение, причем с отличием, его берут на работу в специализированную Коллегию по иностранным делам.

На протяжении 20-30 годов Федор Иванович пишет множество произведений. В большей степени они относятся к пейзажной лирике, и рассказывают про особенности человека и природы. Были созданы стихотворения «Летний Вечер», Видение», «Осенний вечер» и многое другое.

История создания

Стихотворение «Чародейкою зимою» было создано зимой, накануне Нового 1852 года.

Может быть, именно поэтому оно пронизано волшебством и светом предновогодней поры, когда каждая снежинка ассоциируется с чудом.

Однако маленькое и незаметное произведение затерялось на фоне более серьезных работ автора, поэтому его опубликовали лишь спустя 30 лет с момента написания — то есть уже после смерти автора.

Автор написал это произведение, будучи признанным мастером в своем деле. Однако он никогда не стремился сделать творчество основным занятием. Он был дипломатом, участвовал в жизни государства, поэтому не хотел славы поэта. Ему не нужно было признание публики, ведь писал он для души, а не для одобрения общества.

  Сочинение по картине Айвазовского Море. Лунная ночь 9 класс

Особенности жизненного пути

За время своей работы автор участвовал во многих миссиях дипломатического плана. Это был Мюнхен, Турин и другие города. За границей Фёдор Иванович прожил более двадцати лет.

На протяжении этого времени Тютчев не потерял душевной близости с родиной, постоянно думал о ней и писал стихи. Жизнь в Европе, в Мюнхене дала Фёдору понимание особенной немецкой философии.

Он познакомился с Шеллингом, а также дружил с известным на то время немецким поэтом Гейне. Первая известность Тютчева состоялась в 36-м году девятнадцатого столетия. Именно в это время тетрадь с мыслями и записями автора была отправлена в руки Пушкина, прямиком из Германии.

Александром Сергеевичем стихотворения были восприняты с восторгом и он сразу же опубликовал шедевры в своем распространенным на то время журнале под названием «Современник».

Признание Фёдора Ивановича как поэта случилось значительно позже. Он получил широкую известность и был главным предметом обсуждений у критиков только тогда, когда вернулся в родные места из заграничной службы. Это были 50-е года. О нем с восхищением говорили и Некрасов, и Тургенев, и Фет, и Чернышевский, которые прочли его первый сборник, вышедший в печать в 54-м.

По возвращении в Россию, в 44-м году он занял должность в качестве цензора и имеет высокий пост в Министерстве по иностранным делам. К концу своей жизни Тютчев сменил место деятельности и работал в Комитете по иностранной цензуре.

Читайте также:  Сочинение 15.3: Что такое сила духа? (по тексту Г.Я. Бакланова)

Композиция

Композиция стихотворения «Чародейкою зимою» одночастная, но каждая строфа разделена на две малые части при помощи тире. Таким построением автор обращает внимание читателя на двойственность, двусторонность зимы. Такой романтический взгляд на природу прослеживается во многих произведениях Федора Ивановича.

Каждая строфа начинается с общего описания увиденной картины, а заканчивается точным и ярким описанием деталей, что тоже подчеркивает загадочную двойственность зимнего леса.

Художественные приемы

Федор Тютчев использует большое количество средств выразительности. Они помогли поэту воссоздать прекрасную словесную иллюстрацию волшебного леса. Свои мысли автор подчеркивает при помощи таких тропов:

  1. Инверсия — «косой луч».
  2. Эпитеты — «неподвижная, снежная бахрома», «жизнь чудная», «сон волшебный», «зимнее солнце».
  3. Олицетворения — «солнце мещет», «лес стоит».
  4. Метафоры — «Чародейкою зимою околдован лес».
  5. Оксюморон — «лес окутан белой цепью».

Федор Иванович указывает на торжественность пейзажа словами, которые давно устарели, — «краса», «мещет». За счет этого поэт доносит до читателя мысль, что природа также прекрасна и самостоятельна, как человек.

Образы и символы

Автор одаривает зиму женским лицом. Зима – колдунья, которая преобразила лес, окутала его белой простыней. В основе произведения лежит олицетворение: время года становится прекрасной волшебницей и действует осознанно.

Образ зимы в произведении «Чародейкою зимою» получился живым, глубоким и сильным благодаря определенным средствам выразительности.

Например: При помощи метафор автору удалось передать спокойствие и умиротворенность природы зимой.

«И стоит он, околдован, — Не мертвец и не живой» — эта фраза о лесе выдает восторг автора, его изумление, удивление тому, как обычный снег меняет окружающий мир, превращая его в загадочное царство сна и неги.

Как создавалось произведение

Стих был написан в конце 1891 года, не удивительно, что он пронизан ожиданием чудес новогодней поры. Стих небольшого размера затерялся среди его более серьезных работ, потому читатели смогли с ним познакомится почти 30 лет спустя, когда Федора Ивановича уже не было в живых.

Автор сочинил его в то время, когда к нему уже давно пришло признание. Главная особенность его творчества в том, что он писал от души и для души, вед он даже не стремился сделать искусство своим основным занятием.

Слава поэта к нему пришла сама, пока он работал дипломатом и влиял на жизнь страны.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения «Чародейкою зимою» — жизнь окружающего мира. Гармония в отношениях человека и природы, влияние природы на человека – это всегда актуальные темы, которые автор поднимает в своих произведениях данной тематики.

Еще одной темой можно назвать красоту зимней поры, которую многие не признают из-за суровости и опасности этого времени года. Автор обращает наше внимание на белоснежный сон, окутавший окружающий мир. Он по-своему очарователен, хоть и немного пугает своей неподвижностью. Но истинный художник не боится взглянуть в глаза красоте, даже если она таит угрозу.

Настроение произведения «Чародейкою зимою» — праздничное, таинственное, восторженное. Автор не устает восхищаться прелестью окружающего мира.

Анализ стихотворения «Чародейкою зимой…»

Фёдор Иванович Тютчев создал большое количество произведений, которые поражают воображение как читателей, так и критиков. Его творчество было оценено ещё при жизни. Именно пейзажной лирике автор уделяет особенное внимание – большинство его произведений рассказывают про особенности природы.

Фёдор Иванович считается основоположником романтического направления в России. Автор огромное внимание уделяет описанию природных ландшафтов и в каждом произведении восхищается особенностями именно русской природы, считая ее единственным совершенством на Земле.

Интересные и красочные зарисовки пейзажей встречаются в поэзии Тютчева в различные периоды его жизни. Началось все с юношества, но и в преклонном возрасте автор отдавал предпочтение изящной русской природе. Он полагал, что именно натуральная природа – это источник вдохновения автора, позволяющий создать настоящие шедевры.

Наиболее ярким и по-особенному запоминающимся среди читателей стало стихотворение, которое Фёдор Иванович назвал «Чародейкою зимою…». Создано данное произведение в далеком 52-м году девятнадцатого столетия.

Уже после прочтения первых представленных строк, читателю становится понятно, что это самое любимое время года автора. Он сравнивает его с прекрасной и очаровывающей внешним видом женщиной, которая способна своими действиями изменить все окружающее пространство, изменить весь мир и придать ему изысканную роскошь.

Основная идея

Смысл стихотворения Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою» — это искреннее восхищение русской зимой, русской природой. Это стремление открыть глаза читателям на то прекрасное и удивительное, что окружает нас и, зачастую, не удостаивается нашего внимания.

Главная мысль стихотворения «Чародейкою зимою» — показать, что мы проходим мимо удивительных открытий и изменений в природе, которые достойны нашего обожания и преклонения. Магия зимы холодна, но безмерно красива и изящна.

Главная тема

Проведем анализ стихотворения «Чародейкою Зимою…» Тютчева. Главная тема призведения описание красоты зимнего пейзажа, который кажется еще более прекрасным в состоянии покоя. Поэт сравнивает зиму с таинственной и красивой женщиной, которая своими чарами была способна изменить пейзаж, сделав его похожим на сказочный.

Зима была главной хозяйкой в лесу, где его красоты были спрятаны под «волшебной бахромой». Поэт видит не просто зимний лес, но особое сказочное царство. Лирический герой был удивлен и восхищен тем, как простой снег может так изменить пейзаж. Все вокруг как будто замирает, засыпает до прихода весны.

Но вместе с тем, пейзаж не становится мрачным и печальным, наоборот, он вызывает восхищение и стремление понять зимнюю магию. Также поэт «укрывает» деревья мягким пушистым снегом, что усиливает атмосферу спокойствия и гармонии.

Федор Иванович подчеркнул в своем стихотворении, что это очарование нельзя разрушить – оно пройдет с приходом весны, уступая место другим чудесам этого времени года.

И солнечный луч не пытается пробудить лес ото сна, он показывает, насколько зимний пейзаж может быть красив.

Главная мысль

Анализ «Чародейкою Зимою» Тютчева позволяет лучше понять смысл стихотворения. Поэт показал красоту зимней природы в период покоя. Чтобы передать свои чувства, Федор Иванович использует олицетворение, поэтому в строчках зима предстает в виде живой женщины.

Поэт намеренно подчеркивает, что природа ни мертва, ни жива. Она заколдована и погружена в волшебный сон. Под воздействием колдовства появляется особый мир. Он скрыт от посторонних снежной бахромой.

Главная идея произведения — в повседневных моментах можно найти множество красивых деталей. Автор показывает природу живой, наделенной способностью чувствовать. В тексте ощущаются философские мотивы. Зима напоминает старость, но даже в этом возрасте есть немало прекрасного.

Если человек способен чувствовать и понимать красоту, то ему проще жить.

Тютчев умел подмечать особенности любого времени года, поэтому его стихотворения пронизаны восхищением. Он искренне любит российские просторы.

Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения «Чародейкою Зимою. «

Роскошная природа русского леса непревзойденно отображена Федором Тютчевым в стихотворении «Чародейкою Зимою.

С первых же строк поэт погружает читателя в свое излюбленную пору — зиму, тайно отожествляя зимний лес с обожаемой им женщиной – баронессой Дёрнберг.

Но, возможно, и не с ней, а со спящей красавицей-царевной, которую другой великий русский поэт, Александр Пушкин, описал в своей «Сказке о мертвой царевне…».

У Тютчева лес умиротворен, он «сном волшебным очарован… околдован, не мертвец и не живой», он «весь опутан, весь окован легкою цепью пуховой».

Такая цепь из хрупкого снега и инея, сковавшего гигантскую, дикую мощь, коей являлся в ту пору русский лес, под силу только «Чародейке Зиме».

И теперь «в нем ничто не затрепещет», даже луч солнце не способен разрушить ее снежные вериги.

Но, влюбленный в дремучие дебри, луч этот, нежный, но дотоле еще слабый, все же заставит лес зардеться в ответных чувствах: «…он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой».

Однако скоротечно зимнее солнце, высверкнет в небе и погаснет. И теперь под «снежной бахромою», уже стоит другой лес: «не мертвец и не живой». И все же он… жив! «чудной жизнью он блестит».

Как точно подметил поэт состояние спящего леса: «не мертвец и не живой»!

…Примерно в этом ракурсе оценивали это произведение ранее. И никто не подумал, что стихотворение, по существу, являет собой гимн жизни!

Попробуем в этом разобраться.

В русском языке есть выражение, характеризующее человека, как живое существо: стоит «ни жив, ни мертв». Это бывает, когда тот впадает в оцепенение от только что перенесенного потрясения.

И в таком состоянии он пребывает, пока какое-либо действие или добрая весть не выведут его из шока. Лес же из зимнего оцепенения выведет Весна, которая раскует «цепи пуховые».

Она разбудит его вместе с медведем в берлоге, вместе с муравьями в муравейнике, вместе с закипающим в корнях деревьев питающим их соком. Разбудит для новой жизни…

Но ведь так было всегда и везде: за сонным затишьем океана следует сокрушительный шторм, за ясным небом — грозовые тучи с ливнем, за человеческим сном – кипящее бытие, где есть место всепоглощающей любви и бессмертному подвигу. Вот это и есть жизнь!

Тютчев знал и любил ее, и описал на примере, вроде бы, «не живого» леса. А мог, используя образ, «Спящей Красавицы», но… его опередил Шарль Перро, а потом и Пушкин…

Краткое содержание

Лирический герой выступает в роли наблюдателя. Он видит лес, который околдован зимой. Деревья покрывает снежная бахрома, все замерло и затихло. Но в то же время лес чудесно блестит.

Лес не мертвый и не живой. Он околдован чародейкой, поэтому погрузился в волшебный сон. Снег покрывает ветви, кусты, землю. Он напоминает белый пух, который выполняет роль цепи. Если внимательно смотреть на лес, то можно подумать, что его опутало и сковало неведомое волшебство.

Даже если солнце бросит на деревья свои лучи, то ничто не затрепещет и не откликнется. Но свет отразится от белоснежной поверхности и заставит воздух заискриться.

После этого создается впечатление, что лес вспыхнул. Именно это делает его очень красивым.

Средства выразительности

Как и всегда, Тютчев использует множество тропов. Средства выразительности помогают ему создать завораживающий и волшебный образ леса. Поэт выражает свою идею с помощью таких художественных приемов, как:

  • Эпитеты – “неподвижная, немая снежная бахрома”, “чудная жизнь”, “сон волшебный””, ” легкая пуховая цепь”, “косой луч”, “зимнее солнце”, “ослепительная краса”.
  • Метафоры – “Чародейка Зима околдовала лес”, “лес окутан пуховой цепью”.
  • Олицетворения – “лес стоит”, “солнце мещет”.

Благодаря им поэту удается передать философскую идею о том, что природа – такая же живая, как человек, она прекрасна и самостоятельна. Федор Иванович также использует устаревшие слова, которые делают все сказанное им более торжественным.

  • Предыдущая
  • Анализ стихотворений«Черемуха» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – художественные приемы, тема, идея
  • Следующая
  • Анализ стихотворений«Не то, что мните вы, природа» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – главный герой, композиция
Ссылка на основную публикацию