Анализ произведения «Бабушке» М.И. Цветаевой

Анализ произведения «Бабушке» М.И. Цветаевой

  • Марина Цветаева Бабушке
  • Продолговатый и твёрдый овал,
    Чёрного платья раструбы…
    Юная бабушка! Кто целовал
  • Ваши надменные губы?
  1. Руки, которые в залах дворца
    Вальсы Шопена играли…
    По сторонам ледяного лица
  2. Локоны, в виде спирали.

Тёмный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.

  • Юная бабушка, кто вы?
  • Сколько возможностей вы унесли,
    И невозможностей – сколько? –
    В ненасытимую прорву земли,
  • Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.
Тёмные звёзды погасли.
– Бабушка! Этот жестокий мятеж

В сердце моём – не от Вас ли?..

Дата создания: 4 сентября 1914 г.

Анализ произведения «Бабушке» М.И. ЦветаевойМАРИНА ЦВЕТАЕВА С МУЖЕМ СЕРГЕЕМ ЭФРОНОМ И СЕСТРОЙ АНАСТАСИЕЙ.
НА СТЕНЕ — ПОРТРЕТ БАБУШКИ, МАРИИ БЕРНАЦКОЙ

Анализ стихотворения «Бабушке» Цветаевой  
1 вариант

Стихотворение “Бабушке” Марина Цветаева посвятила не живой женщине, так как она не знала ни одну из своих бабушек, а портрету своей бабушки. Краткий анализ “Бабушке” по плану поможет понять переживания поэтессы.

  1. Краткий анализ
  2. История создания – двадцатипятилетняя поэтесса написала это стихотворение в 1914 году в попытке понять женщину, которую никогда не знала, но от которой, возможно, унаследовала какие-то черты своей личности.
  3. Тема стихотворения – связь поколений.

Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой поэтесса описывает портрет своего предка, во второй – рассуждает о смерти и оставленном ею наследии.

  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – трёх- и четырёхстопный дактиль с перекрёстной рифмовкой.
  • Эпитеты – “продолговатый и твёрдый овал”, “чёрное платье”, “юная бабушка”, “надменные губы”, “ледяное лицо”, “взыскательный взгляд”.
  • Метафоры – “руки играли Шопена”, “взгляд, к обороне готовый”, “день был невинен”, “звёзды погасли”.
  • История создания

Марина Цветаева написала это стихотворение в 1914 году. Поэтессе тогда было двадцать пять лет – почти столько же, сколько её бабушке Марии Бернацкой, когда та умерла.

Портрет этой красавицы-польки висел в доме Цветаевых, и, глядя на него, Марина часто размышляла о фамильном сходстве, причём не столько внешнем, сколько внутреннем. Поэтесса искала духовную связь с женщиной, которая могла передать ей что-то от себя.

Она пыталась разобраться в себе, рассматривая портрет и размышляя, не от бабушки ли ей достался такой сложный характер.

В момент его написания как раз шла Первая Мировая война, что также не могло не отразиться на настроении стихотворения – оно пронизано тоской о времени, которое ушло, о XIX веке, когда жили галантные кавалеры и дамы.

Тема

Это стихотворение посвящено связи поколений, которая существует, даже если человек давно в могиле – это главная мысль произведения.

Именно о ней размышляет лирическая героиня, рассматривая красивую женщину, изображённую художником совсем молодой, когда ей только исполнилось двадцать.

В образе юной бабушки она пытается отыскать себя и понять, не передались ли основные черты характера ей по наследству

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф. Первые три строфы поэтесса посвящает тому, чтобы описать внешность бабушки – совсем еще молодой девушки, у которой при этом холодное и неприступное лицо. Создавая ее описание, Цветаева использует обращение “юная бабушка”, своеобразный оксюморон, подчеркивающий тот факт, что она говорит не о живом человеке.

Эта мысль развивается во второй части стихотворения, где автор говорит о том, что бабушка не принадлежит миру живых. При этом у неё осталось наследие – внучка, которая и размышляет, не достался ли ей “мятежный дух” как раз от прекрасной женщины на портрете.

Поэтесса задается вопросом, исчезает ли с уходом человека всё, чем он жил, или что-то остается в его потомках? Сама Цветаева ощущает родство с бабушкиной душой.

Она ищет себя через своего предка, и читатель вместе с ней проходит через все этапы размышлений к выводу, сформулированному с помощью риторического вопроса.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором автор описывает свои мысли и переживания, размышления, связанные со старым портретом. Такой жанр характерен для лирики Цветаевой, которая выражала в поэтическом слове свои эмоции.

Написано стихотворение трёх- и четырёхстопным дактилем, что делает его лёгким для восприятия и очень ритмичным. Перекрёстная рифма подчёркивает эту лёгкость и помогает читателю воспринять эмоциональный настрой произведения, передать настроение максимально искреннего человека (а таким и была Цветаева), который всматривается в себя и пытается понять, кем он является.

  1. Средства выразительности
  2. Стихотворение “Бабушка” насыщено разнообразными тропами, которые работают на то, чтобы передать чувства и идеи, вкладываемые поэтессой в стихотворение. Так, Цветаева использует:
  3. Эпитеты – ”продолговатый и твёрдый овал”, “чёрное платье”, “юная бабушка”, “надменные губы”, “ледяное лицо”, “взыскательный взгляд”.
  4. Метафоры – “руки играли Шопена”, “взгляд, к обороне готовый”, “день был невинен”, “звёзды погасли”.
  5. Тропы помогают поэтессе создать максимально реалистичный образ своей бабушки, показать читателю не только её внешность, но и характер.
  6. Цветаева также использует в своём произведении аллитерацию и ассонанс, чтобы, с одной стороны, придать ему музыкальность в ритме вальса, а с другой – создать атмосферу задумчивости, показать, что лирическая героиня серьезно размышляет о волнующих её вопросах.
  7. Риторический вопрос, использованный в конце стихотворения, призван привлечь внимание читателя к основной идее, которую выражает поэтесса.

Анализ произведения «Бабушке» М.И. Цветаевой

Анализ стихотворения Цветаевой «Бабушке»  
2 вариант

Марина Цветаева не застала в живых ни одну из своих бабушек, которые скончались в достаточно молодом возрасте. Однако в семейных архивах хранились их портреты.

И если по линии отца бабушка поэтессы была простой и работящей женщиной, супругой сельского священника, то по материнской линии в родственницы ей досталась светская львица и польская аристократка Мария Бернацкая.

Видимо, рассматривая ее портрет, в 1914 году Цветаева написала свое знаменитое стихотворение «Бабушке», в котором пыталась постичь тайну красоты и благородства этой удивительно привлекательной женщины.

Описывая ее внешность, поэтесса обращает внимание на «продолговатый и твердый овал» лица, «локоны в виде спирали», «надменные губы», а также «прямой и взыскательный взгляд».

Со стороны эта таинственная незнакомка может показаться холодной, жестокой и даже коварной, однако Цветаева видит в ней не только очень красивую женщину, но и собственную бабушку, которая по определению не может быть плохой.

Мария Бернацкая ушла из жизни в 20-летнем возрасте, поэтому Цветаева, рассматривая ее портрет, обращается к родственнице не иначе, как «юная бабушка». И это действительно так, потому что самой поэтессе недавно исполнилось 18 лет, и она не чувствует сильной разницы в возрасте между собой и своей родственнице.

Правда, их разделяют десятки лет, которые вместили в себя целую эпоху, однако Марину Цветаеву это ничуть не смущает. Она видит «руки, которые в залах дворца вальсы Шопена играли», а также чувствует, что даже на фотографии, ее прародительница готова к обороне. Поэтому Цветаева с любопытством вопрошает: «Юная бабушка, кто вы?».

У самой поэтессы нет однозначного ответа на этот вопрос, однако она сожалеет, что ранняя смерть этой молодой женщины, успевшей подарить миру дочь, лишила ее множества удивительных открытий. В наследство Цветаевой достался «жестокий мятеж в сердце», который доставляет поэтессе множество проблем, вынуждая ее идти против воли судьбы и поступаться желаниями близких.

Однако в этом Цветаева видит особую прелесть, так как нет ничего слаще, чем чувство внутренней свободы. И именно уму она обязана собственной бабушке, которую никогда не знала, но смогла полюбить по старой фотографии. Это чувство поэтесса пронесет сквозь всю свою жизнь и всегда будет помнить о том, что в ее жилах течет благородная польская кровь женщины удивительной судьбы, трагической и романтической одновременно.

Ещё по теме:  Марина Цветаева ~ Быть нежной, бешеной и шумной…Анализ произведения «Бабушке» М.И. Цветаевой

Анализ стихотворения «Бабушке» Цветаевой 
3 вариант

Стихотворение «Бабушке» (1914 г.) Цветаева написала под впечатлением от настоящего портрета своей бабушки по материнской линии – Марии Бернацкой.

Поэтесса очень часто, особенно после революции, утверждала, что родилась не в свое время. Бурному двадцатому веку она предпочитала романтичный и таинственный девятнадцатый.

Портрет своей прямой родственницы наводит ее на размышления о глубокой связи между поколениями.

На портрете Мария Бернацкая выглядит ровесницей Цветаевой. Поэтому поэтесса использует противоречивое обращение – «юная бабушка». Ее восхищает образ своей родственницы («надменные губы», «ледяное лицо»).

Бабушка Цветаевой была прирожденной аристократкой, что отразилось даже на картине. Поэтессе бесконечно жаль навсегда ушедшей эпохи «вальсов Шопена». Она понимает, что в то время жили совершенно другие люди, внутренний мир которых сегодня составляет большую тайну.

Читайте также:  Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)

Она пытается с помощью портрета разгадать загадку своей бабушки («кто вы?»).

Мария Бернацкая умерла в молодости. Цветаева сожалеет об этой ранней смерти. Она считает, что бабушка забрала с собой огромное количество «возможностей» и «невозможностей». Ее ждала блестящая и счастливая жизнь. К тому же поэтесса могла бы лично встреться с живой свидетельницей интересующей ее эпохи.

В конце стихотворения Марина Цветаева приходит к мысли о возможности передачи потомкам душевных качеств. Она предполагает, что ее «жестокий мятеж в сердце» вполне может быть бабушкиным наследством.

Свое неприятие окружающего буржуазного мира поэтесса связывает с унаследованным аристократизмом.

«Взгляд, к обороне готовый», свидетельствует об огромном чувстве гордости и ощущении собственного достоинства.

Стихотворение «Бабушке» — это не только описание конкретного человека, но и стремление Марины Цветаевой проникнуть во внутренний мир своей родственницы. Поэтесса уже в то время остро ощущала свое одиночество и непохожесть на остальных людей.

Возможную причину она видела в своих предках. Аристократы считали, что их душевные качества вырабатывались веками и естественным образом передавались по наследству. Портрет бабушки во многом подтверждает догадку Марины Цветаевой.

Изображенная на нем женщина символизирует собой строгость и неприступность.

Анализ произведения «Бабушке» М.И. Цветаевой
Анализ произведения «Бабушке» М.И. Цветаевой

Анализ произведения «Бабушке» М.И. Цветаевой

Самые лучшие и популярные стихи Марины Цветаевой (1892-1941)
Цветаева Марина Ивановна (1892-1941)Анализ произведения «Бабушке» М.И. Цветаевой

Смысл стихотворения "Бабушке" Марины Цветаевой | Какой Смысл

Марина Цветаева — поэтесса из серебряного века русской литературы, имя которой знает почти каждый человек, обучавшийся в школе. Одно из ее стихотворений под названием «Бабушке» многие школьники учили наизусть и помнят его до сих пор. Попробуем разобраться в его значении, которое хотела передать нам известная поэтесса.

Смысл названия произведения

В целом смысл названия стихотворения очевиден. Стих посвящен бабушке, только вот ни одну из своих бабушек Марина не видела при жизни.

Она ни разу не чувствовала бабушкины тепло и заботу, но однако чувствовала связь со своими предками, от которых унаследовала некоторые черты своей личности, которые помогли ей стать тем, кем она есть.

Поэтому, будет вернее сказать, что поэтесса посвятила стихотворение не самой бабушке, а ее портрету, о чем мы можем понять по началу стихотворения:

«Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы…»

Написано произведение было в 1914 году, когда Цветаевой исполнилось 25 лет. В таком же возрасте погибла ее бабушка Марина Бернацкая, чей портрет постоянно висел в доме Цветаевых. Писательница вдохновилась им и решила поразмышлять, какой же была ее бабушка в юные годы, размышляя не только о внешнем сходстве, но и о внутреннем.

Смысл стихотворения

Произведение написано довольно эмоционально и чувственно, что дает читателю гораздо больше проникнуться его атмосферой и полноценно понять его посыл.

Стихотворение наталкивает читателя на мысль о непрерывной и тесной связи поколений. Совершенно неважно, жив сейчас ваш родственник или нет, видели вы его когда-нибудь или не видели, все равно он оставил в вашей судьбе определенный отпечаток, пускай и не самый большой.

Цветаева же осталась верна тому мнению, что именно от бабушки ей достался этот сложный, но в то же время интересный характер. Также она отмечает, что и мировосприятием, интересами бабушка и внучка тоже схожи. Обе женщины своевольны и горды, но благодаря этому знают себе цену.

Бернацкая — это двойник лирического героя стихотворения.

  • Поэтесса делает акцент и на противоречивости характера ее бабушки. Например, она имела и играть Шопена на фортепиано, покоряя всех своим умением, женственностью, и быть стойкой, холодной:
  • «Руки, которые в залах дворца
    Вальсы Шопена играли…
    По сторонам ледяного лица
  • Локоны, в виде спирали…»

Однако точных черт характера своей родственницы поэтесса знать не могла, поэтому стих посвящен выдуманному и романтизированному образу, логически основанному лишь на внешнем сходстве и возможных рассказов мамы.

Мать Марины также умерла, еще не успев прожить полноценную и яркую жизнь, скончавшись в возрасте 35 лет.

Но с помощью средства художественной выразительности в виде оксиморона «юная бабушка», Цветаева создает не только контраст, но и дает впечатление о том, что говорит о живом человеке.

Смысл концовки стихотворения

В конце стихотворения Цветаева заканчивает основную мысль своего произведения и наталкивает читателя на явные размышления о духовной близости с родственниками строками:

«— Бабушка! — Этот жестокий мятеж
В сердце моем — не от вас ли?…»

Марина в принципе чувствовала себя «лишним человеком», что заметно отразилось на всем творчестве писательницы, и стих «Бабушке» тоже частично посвящен данной теме. Она больше ощущала себя человеком из 19-го, прошлого столетия, когда и жила ее бабушка.

Двадцатый век Марина любила уже не так, потому что не могла принять нынешние жизненные обстоятельства, которые происходили из-за различных исторических событий. Ей оставалось либо смириться, либо идеализировать прошлое.

Марина предпочла второй вариант и так и не смогла смириться с настоящим.

Анализ произведения «Бабушке» М.И. Цветаевой

Вам также может понравиться

Анализ стихотворения Цветаевой Бабушке

Марина Ивановна достаточно долгое время тосковала по своим родным бабушкам, которых она не застала. Это произошло из-за того, что они скончались в сравнительно молодом возрасте. Две бабушки: по отцовское и материнской линиям. Они были совершенно разные.

По отцовской линии, бабушка была обычной и простой женщиной, которая трудилась без устали целыми днями. А вот по материнской линии, у нее была достаточно богатая бабушка, которую звали Мария Бернацкая.

Она принимала участие во всех светских мероприятиях, которые проходили в закрытом обществе. В 1914 году, обратившись к портрету своей богатой и рано умершей бабушки, Цветаева видимо была вдохновлена на написание такого замечательного стихотворения, которое мы можем сейчас прочитать.

В нем, она пыталась понять, как ей удавалось достичь столь необыкновенной красоты своего лица и удивительного благородства.

В своем произведении, внучка тщательно описывает все примечательные стороны лица своей бабушки. Посмотрев на портрет, можно подумать, что она является властной и надменной женщиной, но в действительности, Цветаева видит в ней только хорошие черты.

Марина Ивановна рассматривает свою бабушку как родственницу. Это связано с тем, что, уходя из жизни, Марии Бернацкой было всего лишь 20 лет, а на момент написания стихотворения, Цветаевой постигла рубеж восемнадцатилетия.

В наследство от своей бабушки, внучке достался жесткий характер, который доставлял поэтессе множество проблем, связанных с вынуждением идти против своей же воли. Свою бабушку, она смогла полюбить по фотографии, всего лишь посмотрев ей в глаза.

Она была обязана столь высшему разуму, которым она обладала благодаря своей бабушке.

До конца своих дней, Марина Ивановна Цветаева, будет нести с собой судьбу своей бабушки, которую она недавно узнала по фотографии. Она считала ее судьбу очень трагичной, но в то же время удивительной и трагичной.

Анализ стиха Бабушке Цветаевой

В начале первой мировой войны в 1914 году Цветаева издала элегию « Бабушке». Маленькая Марина не зала своих бабушек. В доме Цветаевой был лишь портрет ее бабушки, которая прожила очень короткую жизнь всего 27 лет. Это и стало вдохновением для создания этого произведения.

В элегии поэтесса пытается понять терзания, страдания и радости женщины. Цветаева полагала, что ей достался именно бабушкин характер.

Она пытается рассмотреть в образе своей бабушке начало своего характера, понять себя, воскресить связь, потерянную во времени. В начале элегии описывается внешность женщины.

Этому описанию отводится большая часть элегии, три строфы. Бабушка была поэтессе вовсе не знакома, она пытается всмотреться в черты молодой женщины.

В произведении используются эпитеты для создания образа Юнной бабушки.

Читая произведение, представляешь холодный, бездушный, непреступный женский портрет, который в тоже время не лишён чистой, девственной, нежной красоты. Она отрешена от этого мира и будто принадлежит миру мертвых.

Цветаева скорбит о том, что бабушка так рано покинула мир в очень раннем возрасте. Так и не испытав настоящие чувства, мысли и радости жизни.

Как же безжалостна жизнь, в один миг она может оборваться так и не дав людям за короткий промежуток времени реализовать свои возможности. Что же происходит с чувствами и мыслями людей, что покидают этот грешный мир.

Ответов на свои вопросы она так и не находит. Элегия «Бабушке» написана мелодично в ритме вальса трехстопным дактилем, смешанной рифмой.

В элегии есть аллитерация, которое помогает достичь эффекта плавного скольжения пары танцующей на паркете.

Читайте также:  Как тягостно равнодушие к самому себе

Большая часть произведения окрашена в эмоциональные чувства горести и печали. Вопросы, что задает поэтесса бабушке усилена восклицанием. Цветаева применяет в произведении олицетворение, метафоры, эпитеты.

В этой элегии поэтесса с необыкновенной открытостью и прямодушием раскрывает свои эмоции и ощущения. Она оголяет свои задушевные внутренние волнения и без преувеличений очень правдиво раскрывает истину своих чувств читателям. Она на своем опыте делится мыслями и думами о поиске осмысления поколений, размышляет об изумительном феномене под названием Человек.

Мне очень понравилось произведение « Бабушке». Элегия является литературной и поэтической ценностью, которая задевает главные вопросы существования человека, жажду быть самим собой в любых жизненных условиях бытия.

По плану 9 класс кратко.Средство выразительности, образ лирического героя

Анализ произведения «Бабушке» М.И. Цветаевой

  • Анализ стихотворения Есенина Под венком лесной ромашки
    «Под венком лесной ромашки» было написано в 1911 году, но мотив потери кольца существовал в поэзии и раньше. Как народные, так и литературные источники одинаково негативно толкуют это событие. Потерял кольцо – потерял любимую.
  • Анализ стихотворения Маяковского Хорошее отношение к лошадям
    Знаменитое стихотворение “Хорошее отношение к лошадям” великого русского писателя Владимира Маяковского, было написано в сложные для нашей страны годы, а именно во время гражданской войны. Это произведение
  • Анализ стихотворения Гумилева Слово
    Элегию «Слово» Гумилёв издал в 1919 г в Петрограде. А напечатали его в 1921 г. в сборнике «Огненный столп». Являясь стихотворцем, Н. Гумилев хорошо понимал, какой мощной энергией обладает обычное слово. Душевная тонкость к словесному
  • Анализ стихотворения Фета В дымке невидимке
    Фет написал “В дымке-невидимке” в апреле 1873 года. В данном произведении чувствуется печаль и грусть самого автора. Он описывает вишневый сад и вечерний звон. В его стихотворении всегда ярко выражается образ природы.
  • Анализ стихотворения Есенина Сторона ль моя сторонка
    Есенин всю свою жизнь писал на различные темы. Каждый раз в своих строчках он описывал то что с ним произошло. В его стихотворениях можно увидеть описание природы, разных людей и творения на протяжении многих лет

«Бабушке» анализ стихотворения Цветаевой по плану кратко – композиция, главная мысль, жанр – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Стихотворение “Бабушке” Марина Цветаева посвятила не живой женщине, так как она не знала ни одну из своих бабушек, а портрету своей бабушки. Краткий анализ “Бабушке” по плану поможет ученикам 9 класса понять переживания поэтессы. Он может использоваться на уроке литературы в качестве основного или дополнительного материала.

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бабушке.
  • История создания – двадцатипятилетняя поэтесса написала это стихотворение в 1914 году в попытке понять женщину, которую никогда не знала, но от которой, возможно, унаследовала какие-то черты своей личности.
  • Тема стихотворения – связь поколений.

Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой поэтесса описывает портрет своего предка, во второй – рассуждает о смерти и оставленном ею наследии.

  1. Жанр – лирическое стихотворение.
  2. Стихотворный размер – трехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой.
  3. Эпитеты – “продолговатый и твердый овал”, “черное платье”, “юная бабушка”, “надменные губы”, “ледяное лицо”, “взыскательный взгляд”.
  4. Метафоры – “руки играли Шопена”, “взгляд, к обороне готовый”, “день был невинен”, “звезды погасли”.

История создания

Марина Цветаева написала это стихотворение в 1914 году. Поэтессе тогда было двадцать пять лет – почти столько же, сколько ее бабушке Марии Бернацкой, когда та умерла.

Портрет этой красавицы-польки висел в доме Цветаевых, и, глядя на него, Марина часто размышляла о фамильном сходстве, причем не столько внешнем, сколько внутреннем. Поэтесса искала духовную связь с женщиной, которая могла передать ей что-то от себя.

Она пыталась разобраться в себе, рассматривая портрет и размышляя, не от бабушки ли ей достался такой сложный характер.

В момент его написания как раз шла Первая Мировая война, что также не могло не отразиться на настроении стихотворения – оно пронизано тоской о времени, которое ушло, о 19 веке, когда жили галантные кавалеры и дамы.

Тема

Этот стих посвящен связи поколений, которая существует, даже если человек давно в могиле – это главная мысль произведения.

Именно о ней размышляет лирическая героиня, рассматривая красивую женщину, изображенную художником совсем молодой, когда ей только исполнилось двадцать.

В образе юной бабушки она пытается отыскать себя и понять, не передались ли основные черты характера ей по наследству

Композиция

Композиция стихотворения, состоящего из пяти строф. Первые три строфы поэтесса посвящает тому, чтобы описать внешность бабушки – совсем еще молодой девушки, у которой при этом холодное и неприступное лицо. Создавая ее описание, Цветаева использует обращение “юная бабушка”, своеобразный оксюморон, подчеркивающий тот факт, что она говорит не о живом человеке.

Эта мысль развивается во второй части стихотворения, где автор говорит о том, что бабушка не принадлежит миру живых. При этом у нее осталось наследие – внучка. И она размышляет, не достался ли ей “мятежный дух” как раз от прекрасной женщины на портрете.

Поэтесса задается вопросом, исчезает ли с уходом человека все, чем он жил, или что-то остается в его потомках? Сама Цветаева ощущает родство с бабушкиной душой.

Она ищет себя через своего предка, и читатель вместе с ней проходит через все этапы размышлений к выводу сформулированному с помощью риторического вопроса.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором автор описывает свои мысли и переживания, размышления, связанные со старым портретом. Такой жанр характерен для лирики Цветаевой, которая выражала в поэтическом слове свои эмоции.

Написано стихотворение трехстопным дактилем, что делает его легким для восприятия и очень ритмичным. Перекрестная рифма подчеркивает эту легкость и помогает читателю воспринять эмоциональный настрой произведения, передать настроение максимально искреннего человека (а таким и была Цветаева), который всматривается в себя и пытается понять, кем он является.

Средства выразительности

Стихотворение “Бабушка” насыщено разнообразными тропами, которые работают на то, чтобы передать чувства и идеи, вкладываемые поэтессой в стихотворение. Так, Цветаева использует:

  • Эпитеты – “продолговатый и твердый овал”, “черное платье”, “юная бабушка”, “надменные губы”, “ледяное лицо”, “взыскательный взгляд”.
  • Метафоры – “руки играли Шопена”, “взгляд, к обороне готовый”, “день был невинен”, “звезды погасли”.
  • Тропы помогают поэтессе создать максимально реалистичный образ своей бабушки, показать читателю не только ее внешность, но и характер.
  • Цветаева также использует в своем произведении аллитерацию и ассонанс, чтобы, с одной стороны, придать ему музыкальность в ритме вальса, а с другой – создать атмосферу задумчивости, показать, что лирическая героиня серьезно размышляет о волнующих ее вопросах.
  • Риторический вопрос, использованный в конце стихотворения, призван привлечь внимание читателя к основной идее, которую выражает поэтесса.

ПредыдущаяСледующая

???? Бабушке

Стихотворение «Бабушке» 23-летняя Марина Цветаева посвящает своей бабушке Марии Лукиничне Бернацкой – польки по происхождению, которую, к сожалению, знала только по портрету. В строках Марина обращается к бабушке «юная» и это легко объяснить, ведь она умерла в 27 лет.

Что могла знать Цветаева о бабушке? Много ли сказали ей черты лица на портрете?

Темный, прямой и взыскательный взгляд.Взгляд, к обороне готовый.

Сравнение себя с бабушкой

Характер, самое главное – это характер, ведь Марина считает, что ей передался от бабушки характер. Марина всегда была готова к обороне, к несчастью, жизнь часто преподносила ей неприятные сюрпризы.

Анализ показывает, что в стихах Цветаева пытается соединить всё, что она знает о своей родственнице и понять, кем была мать матери, как она жила, какие возможности не реализовала из-за ранней смерти. Марина как-бы чувствует, что и её будет бить судьба плетью и надо быть к этому готовой, как была готова бабушка.

Тот мятеж, который Марина увидела в глазах бабушки, передался характеру Цветаевой. Об этом говорят последние строки стихотворения:

– Бабушка! – Этот жестокий мятежВ сердце моем – не от вас ли?..

Одно из ранних стихотворений Цветаевой легко читается. А смешанная рифма не усложняет запоминание стихов.

Литературный анализ

Произведение «Бабушке» написано Цветаевой в жанре лирики, его тематика – это попытка автора связать вместе несколько поколений. Композиционно стихотворение состоит из двух частей, в первой даётся описание лирической героини, вторая отдана на откуп рассуждениям о смерти и том, что бабушка оставила после себя.

Строки написаны в размере трёхстопного дактиля и имеют перекрёстную рифму, которая украшена эпитетами (чёрное платье, ледяное лицо, твёрдый овал и пр. и метафорами (взгляд, к обороне готовый, звёзды погасли, руки играли Шопена).

Читайте также:  Краткое содержание рассказа Евгения Носова «Кукла» и отзыв для читательского дневника

Вопросы и ответы

  • Что пытается передать в строках Цветаева?
  • Автор предлагает не разрывать связь времён, всегда помнить о своих предках и делать из их жизни выводы для своего движения вперёд.
  • Сколько лет было Цветаевой на момент написания строк?
  • Родилась поэтесса 8 октября 1892 года, бумага увидела строки в сентябре 1915… считаем – написано стихотворение, когда Марине Ивановне было 22 года, через месяц стукнуло 23.

Текст

Продолговатый и твердый овал,Черного платья раструбы…Юная бабушка! Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворцаВальсы Шопена играли…По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.Взгляд, к обороне готовый.Юные женщины так не глядят.

  1. Юная бабушка, кто вы?
  2. Сколько возможностей вы унесли,И невозможностей – сколько? -В ненасытимую прорву земли,
  3. Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.Темные звезды погасли.- Бабушка! – Этот жестокий мятеж

В сердце моем – не от вас ли?..

сент 1915 года

Читает Лика Нифонтова

В завершении анализа блог Stihirus24 предлагает послушать стихотворение в прочтении Лики Нифонтовой. Аудио поможет понять глубину строф и даст возможность быстрее из выучить наизусть.

Анализ стихотворения М.Цветаевой "Бабушке"

Анализ стихотворения М. Цветаевой «Бабушке».

Цели и задачи урока:

Обучающие – показать своеобразие поэзии М.И. Цветаевой, помочь ученикам разобраться в особенностях поэтического текста, расширить словарь литературоведческих понятий.

  • Развивающие – формировать навык анализа и интерпретации поэтического текста, формировать навык исследовательской работы над художественным текстом.
  • Воспитательные – воспитывать любовь к русской поэзии, бережное отношение к поэтическому слову, уважение к личности поэта.
  • Ход урока.

I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока.

Сегодня нам предстоит познакомиться с одним из интереснейших стихотворений М.Цветаевой «Бабушке», провести анализ стихотворения, определить характерные особенности цветаевской лирики.

II. Выразительное чтение учителем стихотворения М. Цветаевой «Бабушке».

Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы…

  1. Юная бабушка! — Кто целовал
  2. Ваши надменные губы?
  3. Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

  • По сторонам ледяного лица —
  • Локоны, в виде спирали.
  • Темный, прямой и взыскательный
  • взгляд,
  • Взгляд, к обороне готовый.
  • Юные женщины так не глядят.
  • Юная бабушка, кто вы?
  • Сколько возможностей вы унесли,
  • И невозможностей — сколько? —
  • В ненасытимую прорву земли,
  • Двадцатилетняя полька!
  • День был невинен, и ветер был свеж,
  • Темные звезды погасли.
  • — Бабушка! — Этот жестокий мятеж
  • В сердце моем — не от вас ли?
  • 4 сентября 1914 года

III. Лингвистический анализ стихотворения.

В сентябре 1914 года совсем еще юная Марина Цветаева с мужем и двухлетней дочерью Ариадной въехала в московский дом в Борисоглебском переулке.

Он находился в Арбатской части недалеко от фонтанчика Собачьей площадки. Это была двухэтажная квартира в особняке, поделенном между четырьмя семьями. «Волшебный дом» – так назвала его Марина Цветаева.

Первым стихотворением, написанным ею здесь, стало знаменитое «Бабушке».

Марина Цветаева не застала в живых ни одну из своих бабушек, которые скончались в достаточно молодом возрасте. Однако в семейных архивах хранились их портреты.

И если по линии отца бабушка поэтессы была простой и работящей женщиной, супругой сельского священника, то по материнской линии в родственницы ей досталась светская львица и польская аристократка Мария Бернацкая (Мейн) (1841 — 1869 гг.).

Видимо, рассматривая ее портрет, в 1914 году Цветаева написала свое знаменитое стихотворение «Бабушке», в котором пыталась постичь тайну красоты и благородства этой удивительно привлекательной женщины.

1. Какую картину вы «увидели», прослушав стихотворение? (М. И. Цветаева перед портретом бабушки. Первые строки создают двойную картину: перед нами героиня, вглядывающаяся в портрет девушки, — название подсказывает, что это ее бабушка.)

2. Кто изображен на портрете? (Молодая полька в строгом черном платье с высоким воротником.)

3. На какие детали портрета обращает внимание автор? («Продолговатый и твердый овал», «надменные губы», «ледяное лицо», локоны, «взыскательный взгляд», «взгляд, к обороне готовый»…)

4. О каких чертах характера они могут свидетельствовать? Если затрудняетесь с ответом, то обратитесь к толковому словарю, чтобы объяснить значение образных определений. (Надменный — «высокомерный»; взыскательный (книжн.

) — «требовательный, строгий»; ледяной — «1. Покрытый льдом; 2. перен. Очень холодный; 3. Враждебно-холодный»; твердый — «1. Сохраняющий свою форму и размер в отличие от жидкого и газообразного; 2. Жесткий, крепкий, не поддающийся при надавливании; 3.

Непоколебимый, устойчивый, прочный».)

В каких значениях употреблены прилагательные?

Эпитеты, используемые для описания внешности молодой женщины, помогают читателю понять ее характер. Это строгая, даже суровая, независимая женщина, возможно, несколько высокомерная. В то же время это натура творческая (Руки, которые в залах дворца Вальсы Шопена играли).

5. Что означает выражение ненасытимая прорва земли! В чем сила и выразительность этой метафоры? (Речь идет о ранней смерти бабушки.

В данном случае ненасытимая прорва — это могила, куда уходят все люди, и этот процесс неостановим. М. Цветаева горько сожалеет о ранней смерти бабушки, о нереализованности ее таланта.

Для поэта бабушка навсегда останется молодой, именно потому она и названа юной. И это обстоятельство усугубляет скорбь.)

6. Как вы объясните значение образного выражения жестокий мятеж? (Мятеж — «вооруженное выступление, возникшее в результате заговора против государственной власти». Мятежный — «2.

Тревожный, неспокойный, бурный (высок.)». Жестокий – «2. перен. Очень сильный, превосходящий обычные размеры, степень».

Жестокий мятеж — это буря чувств, сильных, противоречивых, сложных, которыми полна душа М. И. Цветаевой.)

7. Как развивается поэтическая мысль в стихотворении? (1 —3-я строфы — описание внешности, пристальное всматривание в черты дорогого лица, незнакомого, но родного по крови; 4-я строфа — скорбь о ранней смерти и нереализованных возможностях; 5-я строфа — осознание родственности душ бабушки и внучки.)

8. Определите, каким размером написано стихотворение. (Стихотворение «Бабушке» написано напоминающим ритм вальса трехстопным дактилем, и выбор этого размера оправдан. Вот как характеризует дактиль Вс.

Рождественский: «Читая вслух стихотворение, написанное дактилем, вы, конечно, заметите, что при нем стих течет плавно, медлительно, даже величаво. Этот размер очень подходит к спокойному, неторопливому рассказу».

Цветаева использовала для написания произведения перекрестную рифму. В произведении преобладают открытые рифмы.)

9. Знакомство с новыми литературоведческими терминами. В стихотворении присутствует аллитерация, создающая эффект плавного скольжения танцевальной пары; также поэтесса использует ассонанс. Повторы гласных «е» и «и» придают лиричность и напевность произведению. Обращение «Юная бабушка!» звучит, как оксюморон, создавая ощущение невозможности.

Такое словосочетание вполне оправдано: по родственным связям женщина на портрете приходится Цветаевой бабушкой, но по возрасту она – ровесница самой поэтессе, и навсегда останется в памяти молодой. В последней строфе для привлечения внимания читателя Цветаева использует риторический вопрос: «Бабушка! Этот жестокий мятеж// В сердце моем – не от Вас ли?».

(Записать новые термины и их определения в тетрадь.)

Один из самых искренних поэтов, Цветаева, всматриваясь и вслушиваясь в себя, в стихотворении «Бабушке» максимально честно и пронзительно рассказывает читателю о поиске понимания, о феномене самого Человека

10. Для более объемного звучания темы связи поколений можно прочесть еще одно стихотворение М. Цветаевой:

  1. У первой бабки — четыре сына,
  2. Четыре сына — одна лучина,
  3. Кожух овчинный, мешок пеньки,
  4. Четыре сына -да две руки!
  5. Как ни навалишь им чашку — чисто!
  6. Чай, не барчата —Семинаристы!
  7. А у другой — по иному трахту! —
  8. У той тоскует в ногах вся шляхта.
  9. И вот — смеется у камелька:
  10. «Сто богомольцев — одна рука!»
  11. И зацелованными руками
  12. Чудит над клавишами, шелками.
  13. Обеим бабкам я вышла внучка:
  14. Чернорабочий — и белоручка!
  15. Январь 1920

Здесь уместно вспомнить слова И.Е. Эренбурга: «В одном стихотворении Цветаева говорила о своих бабках; одна была простой русской женщиной, сельской попадьей, другая — польской аристократкой. Марина совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, высокомерность и застенчивость, книжный романтизм и душевную простоту» («Люди, годы, жизнь». Кн. II).

IV. Повторное выразительное чтение стихотворения «Бабушке». Рекомендации учащимся по художественному чтению текста.

V. Домашнее задание; выучить наизусть стихотворение М. Цветаевой «Бабушке». Сильным учащимся — обобщить наблюдения над поэтическим текстом.

Пожалуйста, подождите

Ссылка на основную публикацию