Анализ пьесы Чехова «Дядя Ваня»

Время на чтение: 12 минут

История написания

В 1889 г. Чехов написал комедию «Леший», однако через время решает полностью переделать произведение. Хотя спектакль уже был поставлен в таком виде и премьера проходила с успехом, писатель был неудовлетворен результатом. Так появляется новый текст пьесы «Дядя Ваня». Полностью автор завершает работу в 1896 г.

В обновленном варианте использовались выдержки из дневника писателя, который заносил в него наблюдения из жизни, а после переносил их в свои произведения. Помимо этого, он полностью поменял структуру повести.

Так, история написания «Дяди Вани» началась с «Лешего», который показался автору не очень удачным, потому он после премьеры убрал пьесу из репертуара, сделав из нее нечто новое, то, что критики в своих рецензиях после назовут «лучшей работой Чехова». Однако это произойдет совершенно не сразу.

Новый взгляд писателя на театр не воспринимали в обществе: спектакль «Чайка», к примеру, в том же 1896 г. полностью провалился. Затем Чехов переделывает «Дядю Ваню» в повесть, но не успевает по времени и ее печатают уже как пьесу. Но, невзирая на неоднозначную и резонансную карьеру писателя, к нему постепенно стекаются предложения о постановке нового произведения.

Жанр и направление

Это произведение реалистического направления. В пьесе писатель пытается достоверно и понятно описать реальную действительность. Ее герои тщательно проработаны, а разные тонкие детали позволяют создать нужную атмосферу. Описанная автором ситуация могла на самом деле случиться в обычной жизни.

Но модернизм наложил свой след на драматургию Антона Павловича. Для своего времени писатель являлся новатором, его не воспринимали. Большинство зрителей видели только точный сюжет и были разочарованными, поскольку не видели интриги и конфликта.

Однако вместо этого Чехов, который стал родоначальником театра абсурда, предлагает зрителю глубокий социальный и психологический конфликт, где главные персонажи переживают внутри себя. На это указывают случайные движения и звуки, жесты и реплики. Только через время произведение автора стало понятно публике.

Как и с остальными пьесами писателя, точно определить жанр «Дяди Вани» сложно. Непосредственно Чехов определил это так: «Не комедия, не драма — просто сцены…».

Сегодня произведение определено как трагикомедия.

Оно наполнено множеством комичных диалогов, сцен, разборок между героями, но все это служит только прикрытием для трагического сюжета о разочаровании в жизни и сложной судьбе человека.

Конфликт и композиция

Композиция произведения является классической. Оно делится на четыре действия:

  1. Первое — экспозиция, которая знакомит зрителя с героями и рассказывает предысторию.
  2. Второе — завязка, где описано начало появления конфликта.
  3. Третье — кульминация, при этом конфликт достигает апогея.
  4. Четвертое — финал, где конфликт разрешен, а сюжетные линии обретают свое завершение.

Описанные автором конфликты являются не явными, это их основная особенность. В течение всей постановки ситуация в поместье не изменяется каким-то образом.

Все проходит как обычно, однако в воздухе со временем начинает чувствоваться напряжение, вызванное накапливаемыми противоречиями между главными героями.

Как следствие, в дальнейшем взрыв может показаться чем-то внезапным, но вполне логичным.

При этом к особенности конфликтов можно отнести их моральную серость. Сложно определить, какая сторона зло, а какая — добро. Произведение дает большой простор для фантазии. Обычно каждый зритель делает для себя собственный вывод.

Краткое содержание

Профессор Серебряков из-за материальных сложностей переезжает в поместье своей умершей первой супруги, в котором хозяйничают брат покойной жены — Иван Войницкий и дочка профессора от первого брака — София.

Иван переживает кризис мировоззрения, он разочаровывается в собственной жизни и в Серебрякове, поскольку до этого его боготворил и постоянно поддерживал финансами в ущерб себе и поместью. Сейчас же Ванечка считает профессора ничтожеством.

На фоне этого появляется любовный треугольник между Софьей, доктором Астровым и супругой Серебрякова — Еленой, который ничем не заканчивается, но еще сильнее раздражает Войницкого, который любит Елену.

Неожиданно профессор собирает семейный совет, где предлагает продать поместье Ивана, а на вырученные средства приобрести более доходный участок земли. Войницкий впадает в ярость и не хочет продавать владение сестры. Между ними начинается ссора, заканчивающаяся тем, что Иван стреляет в Серебрякова, однако промахивается.

Произведение завершается примирением Ивана и профессора, последний с супругой переезжает в Харьков. Софья и Войницкий остаются в поместье, пообещав и в дальнейшем помогать материально Серебрякову.

Главные персонажи

Характеристика главных героев построена в виде иерархии. Существуют лентяи, находящиеся на содержании, и обычные работяги, несчастные в кабальном труде:

  1. Иван Войницкий — пожилой мужчина, добрый, безропотный и слабохарактерный. В течение всей жизни он лишь отдавал. Отказался от наследства, чтобы семья купила поместье для сестры. Когда она вышла замуж, он заведовал ее поместьем, выжимая все, чтобы финансово помочь Серебрякову. Вначале произведения Войницкий описан полностью разочарованным в жизни, думая, что попросту потратил годы на поддержку Серебрякова, считая его бездарным человеком. При этом психологическое состояние Ивана только ухудшается, это приводит вначале к попытке застрелить профессора, а после к краже морфия у доктора, чтобы покончить с собой. В конце произведения Иван смиряется с судьбой и дальше влачит незавидное существование.
  2. Доктор Астров — образованный и активный человек, который занимается высадкой новых лесов. При этом постоянно жалуется на усталость. Недоволен своей жизнью, не может испытывать глубокие чувства, поэтому холоден к Софии.
  3. София Серебрякова — дочка профессора. Работящая, скромная и добродушная. Любит доктора Астрова, при этом он ей не отвечает взаимностью. Это последняя отрада для Войницкого, которая поддерживает в нем жизнь. В конце произведения остается с Иваном в поместье. София непривлекательная женщина, проживает в глуши, трудится не покладая рук, полученные деньги отправляет профессору. Но все-таки пытается верить в жизнь, хоть и за счет спиртного.
  4. Профессор Серебряков. Самодовольный человек, однако пытается оправдать это почтенным возрастом. Постоянно ноет, не ставит в грош заслуги родных, принимая их помощь как должное.
  5. Елена Серебрякова является супругой профессора. Привлекательная, однако скучная и пустая молодая девушка. Вышла замуж за Серебрякова из-за его авторитета, но быстро поняла, что это было ошибкой. Несчастна в браке с бесчувственным профессором. Ощущая напряжение в поместье, она сильно переживает, однако ничего не может сделать.

Основная тематика

Описанная тема в пьесе вполне современна, поскольку публика постоянно заполняет театры, чтобы посмотреть ее. Чехов в своем произведении попытался раскрыть такие моменты:

  1. Семья — семейная жизнь в пьесе описана не совсем гладко. В семье профессора царят холодные отношения, это вполне логично, поскольку в мире, в котором нет любви, вряд ли сможет появиться нормальная семья.
  2. Любовь — писатель показал, что в настоящей жизни обычно нет места настоящим чувствам. А то, что люди воспринимают как любовь, оказывается ложным и приносит разочарование. На фоне любви один человек просто использует другого.
  3. Жизненные ценности — главные герои живут бесцельно. Все персонажи потеряны, не понимают свою цель в жизни. Труд Софьи и безделье Елены Андреевны являются бессмысленными, поскольку обе девушки не чувствуют собственного предназначения.
  4. Красота — Чехов говорит в пьесе, что красота обречена на постепенное увядание. Елена Андреевна, которая губит собственную жизнь в браке с Серебряковым, София, потратившая все силы на бесполезный труд. Леса, которые вырубаются, — это обозначает приход новой эпохи, где нет места красоте.
  5. Труд — писатель жалеет людей, проводящих все свое время на тяжелой работе, которые при этом не могут вкусить плоды своего труда.

Проблематика в пьесе

Проблематика в произведении также актуальна для современных людей. Чехов поднимает следующие проблемы:

  1. Пошлость — жизнь, которая описана в произведении, заслуживает порицания. Бессмысленная, лишенная красоты это самое ужасное, что может быть с людьми. Ни один персонаж не находит своего основного предназначения.
  2. Экология — с помощью доктора автор выражает беспокойство за вырубку лесов. Работа Астрова по их восстановлению описана как благое дело. Чехов затрагивает не столько материальное нанесение ущерба природе, сколько его реальное воплощение. В месте, в котором нет красивых пейзажей, живут только несчастные люди.
  3. Тоска — пьеса буквально пропитана ощущением безысходной тоски. Все главные герои тяготятся ей и скучают не находя себе дела, которое было бы достойно применением собственных сил.
  4. Равнодушие — герои почти полностью лишены эмпатии. Их абсолютно не интересуют проблемы остальных людей. Все силы направляются на удовлетворение собственных потребностей.
  5. Разочарование — практически все герои произведения разочарованы в жизни и недовольны судьбой. Такую проблему писатель нередко поднимает в произведениях.
  6. Приспособленчество — герои не пытаются бороться с обстоятельствами, а смиряются с ними. Как считает писатель, это поведение не сможет принести счастья.
  7. Мещанство — в произведении описаны персонажи, которые жизнь потратили на бесполезный труд, а время — лишь на себя. Они зациклены на собственной персоне. Порицание этого мещанского быта является лейтмотивом многих произведений писателей того времени.

«Дядя Ваня» показывает трудности человеческой жизни. Основная идея писателя является неизменной: жизнь — это активное мышление, проявление чувств, а не просто нахождение на обочине.

Смысл произведения Дядя Ваня – Антон Чехов | Какой Смысл

Трагизм пьесы заключён в двух простых словах пьесы, в драме маленького человека «дяди Вани». При всем благородстве души и высоких идеях Иван Петрович остаётся для своих близких и родственников незначительным и мелким.

Разве что племянница разглядела красоту богатого внутреннего мира смиренного и тихого дяди Вани. Внутренний конфликт между собой настоящим и собой нереализованным толкает Войницкого на отчаянный шаг – убийство, после – попытка самоубийства.

И в конечном итоге – продолжение той же безысходной для себя формы существования.

Сюжет

События разворачиваются в деревне, где в родовом поместье живёт профессор Серебряков с молодой женой Еленой Андреевной и дочерью Соней от первого брака. Иван Петрович Войницкий, брат покойной жены Серебрякова, живёт здесь же.

Он не создал семью, не реализовал себя в карьере, потому как в буквальном смысле посвятил свою жизнь, материальному обеспечению семьи сестры для раскрытия талантов зятя-ученого. Но с течением времени Иван Петрович понимает, что идеалы его – фикция, а Серебряков – посредственность, привыкшая жить за чужой счёт.

Прозрение делается ярче от безответной влюбленности в Елену Андреевна. Соня образом жизни схожа с дядей и также безответно питает симпатию к врачу семьи Астрову. Серебряков планирует продать поместье, чем окончательно настраивает Войницкого против себя. Иван Петрович стреляет в зятя, промахивается.

После – пытается отравиться, но безуспешно. В финальном разговоре с племянницей становится ясно, что Войницкий вынужденно смирился со своей судьбой, пребывая в глубокой печали.

Смысл произведения Дядя Ваня

Вся пьеса пронизана болью и душевным смятением немолодого дяди Вани, чья жизнь (по его собственному убеждению) не сложилась. Это ода «маленькому человеку», чей рутинный, безрадостный труд совсем не облагораживает и кажется бессмысленным.

На фоне темы жизненного кризиса и безысходности главного героя прослеживаются и отношения внутри семьи. Отчужденность, непонимание, равнодушие, – все это превращает жизнь в ад на земле всех членов семьи. От собственного эгоизма каждый герой пьесы в состоянии видеть только себя, свои несчастья.

В финале словами Сони о «прекрасной, светлой жизни» автор наконец лишает читателя гнетущего ощущения от происходящего.

Становится ясно, что и дядя Ваня, и другие герои произведения нуждаются не во внешних переменах, а во внутренних: забота о ближних, честный и полезный труд, чистота помыслов, – все то, что обновляет человека, все то, чего не нашёл в себе и в своих близких Войницкий Иван Петрович.

Смысл финала

Несмотря на всю мрачность финал пьесы по-чеховски светлый и печальный одновременно. В последней сцене дядя и племянница, чьи судьбы и характеры так похожи, становятся антиподами по отношению друг к другу. Время Ивана Петровича ушло безвозвратно. Его уныние и апатия не дают ему переродиться внутренне.

Но Чехов дарит надежду на лучшее в лице юной Сони, чьи не по возрасту мудрые слова, вдохновляют читателя на веру в человечность, в возрождение красивой, духовной жизни. Автор в который раз своим произведением пытается достучаться до читателя, «пробудить» его сознание, меняться в лучшую сторону здесь и сейчас, не откладывать жизнь в долгий ящик.

Чтобы с течением времени и жизни отчаявшийся «Войницкий» не победил стремящуюся светлому и радостному «Соню».

Анализ пьесы А.П. Чехова "Дядя Ваня"

Тема пьесы А.П.Чехова «Дядя Ваня» (1896) — жизнь «маленьких» людей, с ее незаметными страданиями и само­отверженным трудом во имя чужого счастья, тема красоты, пропадающей понапрасну.

Самим названием пьесы Чехов указывает на простоту, повседневность, обыкновенность и своих героев, и их страданий.

Дядя Ваня и его племянница Соня всю свою жизнь работают не покладая рук для чужого счастья: для того, чтобы создать материальное благополучие отцу Сони, про­фессору Серебрякову, которого они привыкли считать та­лантливым, передовым, большим ученым.

Серебряков, уже отставной профессор, женат вторым браком на молодой красивой женщине. Его первая жена, мать Сони и сестра дяди Вани, умерла уже давно.

Имение, где трудятся дядя Ваня и Соня, принадлежало покойной матери Сони. Теперь оно принадлежит Соне. В течение двадцати пяти лет дядя Ваня трудился для того, чтобы погасить долг отца и привести расстроенное имение в порядок.

Читайте также:  Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» (Н. Гумилев)

Двадцать пять лет работал он, «как самый добросовестный приказчик», получая нищенское жалова­нье от Серебрякова и высылая ему в столицу весь доход до последней копейки, чтобы тот мог спокойно писать свои ученые труды и ораторствовать с кафедры.

Проза повсе­дневных хозяйственных дел, ночи, отданные переписыва­нию бумаг, переводу книг для профессора, полный отказ от личных радостей, нищенское жалованье — все это было освящено в глазах дяди Вани и Сони высокой целью.

Их вдохновляла мысль, что, служа ученому, они служат науке, культуре, прогрессу — общей идее. Профессор был для них «существом высшего порядка».

Дяде Ване сорок семь лет. Он — нищий. Он никогда не знал ни радости, ни отдыха. И вот теперь, когда его лучшие годы уже прошли, у него открылись глаза на ужасную правду. Он понял, что отдал лучшие годы, моло­дость, всего себя на служение ничтожеству. Он увидел, что его кумир — просто напыщенная бездарность, набитая претензиями  и  самомнением,  «старый  сухарь,  ученая вобла».

Избалованный легко давшейся ему успешной карье­рой, любовью женщин, работой на него дяди Вани и Сони, Серебряков бездушен, эгоистичен. За двадцать пять лет он ни разу не поблагодарил дядю Ваню, не прибавил ему ни копейки к его мизерному жалованью.

Приезд Серебрякова в имение нарушает весь строгий трудовой порядок в доме. Профессор тиранит всех окружа­ющих своими капризами, своей подагрой, своим черствым эгоизмом. Все в доме вынуждены заботиться только о нем.

Дядя Ваня переживает тяжелое состояние человека, которому под старость пришлось убедиться в бессмыслен­ности всей прожитой им жизни. Так он приходит к своему трагически запоздалому «бунту». Он как будто требует обратно свою загубленную жизнь. Влюбляется в жену про­фессора.

Впервые в жизни начинает пить. Его удручают мысли о том, что все потеряно, жизнь пропала.

Профессор объявляет о своем проекте: продать име­ние, чтобы на вырученные деньги он мог жить в столице. Дядя Ваня потрясен. Мало того, что он отдал все свои средства и всю свою жизнь Серебрякову. Теперь, когда он стал стар, его вместе с Соней в благодарность за все гонят из родного угла.

«Бунт» дяди Вани заканчивается выстрелом в профес­сора. После этой кульминации дядя Ваня еще лелеет мысль о самоубийстве, но затем, под влиянием нежной и кроткой Сони, он возвращается опять к своему труду — все на того же Серебрякова.

Такова история жизни, отданной «идолу». Сколько таких никем не замечаемых тружеников отдавали свои лучшие силы счастью ничтожеств, ложным кумирам, убежденные в том, что служат своим трудом «общей идее», обманутые жизнью!

В пьесах Чехова проходят истории человеческих жиз­ней. Прошлое, настоящее, будущее героев, развитие их судеб и характеров предстает перед читателями с такой же полнотой, как это бывает в романе.

Тема разоблачения страшной бесплодности служения «избранным» личностям — эта чеховская тема нашла ост­рое, сильное выражение в «Дяде Ване». Ведь и бунт глав­ного героя бесплоден потому, что он направляется против отдельной личности — той самой, служению которой он отдал все свои силы.

Тема пропадающей, гибнущей красоты жизни являет­ся лейтмотивом пьесы. Она связывается со всеми главными действующими лицами.

С точки зрения Чехова и его героев, только труд, творчество создают человеческую красоту. Поэзия труда и тоска по этой поэзии — вот в чем тайна обаяния героев и героинь Чехова.

Доктор Астров, друг дяди Вани, говорит о жене Сереб­рякова, Елене Андреевне: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но… ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своей красотой — и больше ничего. У нее нет никаких обязан­ностей, на нее работают другие… Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою».

Это говорит Астров, увлекшийся Еленой Андреевной, Астров, для которого, как и для других чеховских героев, такое огромное значение имеет красота. Но в красоте Елены Андреевны он чувствует нечто оскорбляющее чув­ство красивого. Ложная, нечистая красота не может вну­шить глубоко человеческого чувства.

Красиво то, что служит творчеству, созиданию.

Страстно влюбленный в прелесть родной земли, в ее леса, сады, страдающий от того, что леса вырубаются хищничес­ки, Астров говорит: «Да, я понимаю, если бы на месте этих истребленных лесов пролегли шоссе, железные дороги, если бы тут были заводы, фабрики, школы, — народ стал бы здоровее, богаче, умнее, но ведь тут ничего подобного! Везде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, тиф, дифтерит, пожары… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего». Астров скорбит о разруше­нии красоты земли, красоты человека.

Он размышляет в разговоре с Еленой Андреевной: «Вот вы приехали сюда с мужем, и все, которые здесь работали, копошились, создавали что-то, должны были побросать свои дела и все лето заниматься подагрой вашего мужа и вами. Оба — он и вы — заразили всех нас вашей праздностью.

Я увлекся, целый месяц ничего не делал, а в это время люди болели, в лесах моих, лесных порослях, мужики пасли свой скот… Итак, куда бы ни ступили вы и ваш муж, всюду вы приносите разрушение… и я убежден, что если бы вы остались, то опустошение произошло бы громадное».

Чуждая труду и творчеству и поэтому постепенно ста­новящаяся чуждой самой жизни, опустошенная и опусто­шающая других, Елена Андреевна, сама того не понимая, разрушает все красивое, большое, человеческое, что встре­чается на ее пути. Она — хищница, которая сама не понимает этого. Она разрушила дружбу и возможную лю­бовь Астрова и Сони.

Разрушив чужое счастье, Елена Андреевна не способна создать счастье ни себе самой, ни Астрову. Она опустошает других так же бессмысленно, бесцельно, как бесцельно влачится по жизни и ее пустая красота, не способная служить счастью. Бездушная, неодухотворенная и некраси­вая красота.

Лейтмотив пьесы — гибнущая красота — звучит во множестве вариаций. Ведь и сам Астров, тоскующий из-за разрушения красоты жизни, тоже представляет собой образ гибнущей красоты. Красота Астрова, его прекрасный внут­ренний и внешний образ разрушаются самою жизнью.

Уезжает из имения Серебряков с Еленой Андреевной. Уезжает Астров, навсегда уходит он из жизни Сони. Но все уже стало по-другому в их жизни. Навсегда ушли из нее надежды.

Чехову удалось в финале «Дяди Вани» выразить ту красоту человеческого горя, которую, по его словам, «не скоро еще научатся понимать и описывать и которую умеет передавать, кажется, одна только музыка».

Мудрость финала пьесы заключается в том, что упо­минание о «жизни светлой, прекрасной, изящной» — это упоминание о той жизни, которой заслуживают и Соня, и дядя Ваня, и Астров, и множество «маленьких» людей, тружеников, отдающих всю свою жизнь счастью других…

А над всей этой беспросветной жизнью «маленьких» людей, над темной, злой силой разрушения поднимается чеховская мечта о той будущей жизни, когда все в человеке будет прекрасно. И, как всегда у Чехова, представление о прекрасном сливается с представлением о правде, о твор­ческом труде.

Правда и труд — основа, вечный живой источник красоты.

И жизнь должна быть такою, чтобы душевная сила, самопожертвование, самоотверженное тру­долюбие не расхищались, не служили ложным кумирам, чтобы не Серебряковы задавали тон в жизни, а Астровы, дяди Вани, Сони могли украсить родную землю творчес­ким, свободным трудом.

Анализ драмы "Дядя Ваня"

Анализ пьесы Чехова “Дядя Ваня”

В 1899 году в Ялту долетает сообщение о триумфе драмы “Дядя Ваня”. Она выросла из ранней пьесы “Леший” и обогатилась “результатом наблюдений и изучения жизни” самого автора.

В сценах из деревенской жизни Чехов находит художественные возможности широко охватить российскую действительность, раскрыть особенности духовной жизни интеллигенции. Удается это сделать, прежде всего, благодаря выбору действующих лиц. Помещик Войницкий, доктор Астров, Соня принадлежат к разряду людей, интересы, заботы которых выходят далеко за границы личной жизни. Насколько мрачна провинциальная жизнь, говорит нынешнее состояние Ивана Петровича Войницкого – его хандра разочарование, чувство безысходности. Тревожное ощущение усиливает мотив пьянства. Угнетают своей нищетой описания народной жизни.

Мотивы пьесы. Но с мотивами одиночества, непомерной усталости противоборствуют мотивы романтической веры в высокий идеал, стремления в одиночку противостоять всеобщей неустроенности. Войницкий и Соня, материально обеспечивая Серебрякова, таким способом служат высокой цели – науке.

Карта, составленная доктором Астровым, отражает историю отношений человека к природе, прошлое, настоящее и будущее природного мира России, смысл жизнедеятельности провинциального доктора. Провинциальных жителей беспокоят глобальные вопросы. Уже сейчас для них важно увидеть итоги прожитого, осознать ценность содеянного и значимость смысла и цели жизни.

Каждый из персонажей на этот счет имеет свою точку зрения, а истина находится на пересечении разных мнений.

В образе Ивана Петровича Войницкого осмысливается драма утраченных возможностей, неудовлетворенности прожитыми годами. К кардинальной переоценка своей жизни он приходит сорок семь лет, когда уже наступает время “собирать камни”. Человека, посвятившего жизнь материальному лечению родных, настигает сознание того, что “жизнь пропала”, “растрачена напрасно”.

Трагическое ощущение бессмысленности прожитого спровоцировано несколькими причинами: открывшимся пониманием псевдо научности занятии Серебрякова, увлечением Еленой Андреевной, чувством безвозвратно ушедшего времени. Иваном Петровичем сделано многое, обеспечен достаток в семье. Но становится ясно, что не хватило времени для себя.

Сейчас, став дядей Ваней, Иван Петрович понимает, что “обманут – глупо обманут”, так как пожертвовал тем, без чего невозможна полноценная жизнь человека – любовью, личными интересами, созданием собственной семьи.

Но, даже осознав это, дядя Ваня ничего не меняет в жизни: время так затянуло его в житейские дела, что уже трудно из них вырваться.

Доктор Михаил Львович Астров привлекает масштабностью своей личности. Пожалуй, самую верную характеристику ему дает Елена Андреевна: “…это самый настоящий талант! Смелый, свободной головой, большим размахом… Посадит дерево и уже представляет, что же произойдет через тысячи лет от этого, он уже видит счастье человечества.

Очень редки такие люди, их нужно уважать и любить…” У Астрова есть – талант врача, мыслителя, практика. Его деловые качества в работоспособность проявляются в умении вести хозяйство, навести порядок в лесничестве, любить природу и заботиться о природном богатстве.

Личность Астрова сродни мифическому представлению о размахе, широте, обычных способностях русского человека.

Но и Астров “не удовлетворен жизнью”, у него тоже появляются ненависть к людям: “Я уже ничего не жду для себя, не люблю людей”.

Даже столь одаренная и сильная натура оказывается беспомощной, когда сталкивается с российской действительностью.

Среди общей неустроенности его деятельность выглядит поистине астральной, так как усилием двух “порядочных интеллигентных” человек трудно изменить реальность. Воздействие окружающей среды сильнее.

Несмотря на то, что в драматическом произведении позиция автора наиболее скрыта, в “Дяде Ване” ясно вырисовывается собственно чеховские критерии личности, представление о красоте. Его принцип “В человеческом облике должно все быть прекрасно: и душа, и лицо, и мысли” распространяется на всех действующих лиц.

Нет исключений даже для пожилого человека – отставного профессора Александра Владимировича Серебрякова. Под его профессиональной деятельностью уже подведена черта, его научные результаты уже налицо.

Сейчас человек, который долгое время для других “представлялся как существо высшего порядка”, чьи статьи знали наизусть, наиболее порицаем другими. В отношении к больному профессору жестоки близкие, а автор не отметил в нем ни одной положительной черты.

Безусловно, о Серебрякове можно судить только исходя из тех высоких требований, которые Чехов предъявляет к человеку, в частности к ученому. Насколько они высоки, говорит неприятие посредственности в науке, обвинение профессора в иждивенчестве.

В поведении и мыслях чеховских героев притягательны непреходящее стремление к возвышенному, неизбывная потребность в поиске смысла жизни. Существование глухой провинции, занятия хозяйственными делами немыслимы без высокой цели, которой освещено однообразие жизни.

Сила, красота дяди доктора Астрова, Сони заключается в том, что они смогли перешагнуть через обиды и разочарования, чтобы снова отдаться делу. Каждый из них опять видит перед собой цель жизни. Она – в труде, Михаил Львович вновь будет лечить людей, сажать деревья, дядя Ваня и Соня работать.

Они знают: обрести смысл жизни можно только трудом. И пусть они сами несчастны, но живут верой в счастье людей в будущем.

Героям “Дяди Вани” верили и сопереживали. М. Горький признавался: “…смотрел и плакал, как баба, хотя я человек нервный. Ваш дядя Ваня – это совершенство”. Пьеса укрепляла надежду на то, что со временем люди непременно увидят “жизнь изящную, прекрасную и светлую”.

Читайте также:  Можно ли оправдать равнодушие?

"Дядя Ваня": анализ пьесы Чехова – Чехов А.П. Литература 19 века

Каждый из героев пьесы «Дядя Ваня» (1897) стремится к сча­стью, и каждый несчастлив. Сорокасемилетний Иван Петрович Войницкий, всю свою жизнь подчинивший служению известному про­фессору Серебрякову, теперь нуждается в счастье, но его запоздалая любовь к Елене Андреевне безнадежна.

Доктор Астров талантлив, незауряден, любим женщинами, но он измотан мелкими дрязгами провинциальной жизни и потихоньку спивается. Некрасивая и крот­кая Соня, «немо» любящая Астрова, нелюбима, а чарующая краса­вица Елена, притягивающая сердца всех трех мужчин (Серебрякова, Войницкого, Астрова), не всегда может разобраться в самой себе.

Она страшится чувства, неумолимо влекущего ее к Астрову. Мешаю­щий всем и каждому отставной профессор Серебряков всего лишь доживает свою жизнь и мается от болезней и наступившей старости.

Не его вина в том, что на долгие годы мать и сын Войницкие смысл своего собственного существования оправдывали его профессио­нальными успехами, а молодая красавица полюбила его и стала ему женой.

Вместе с тем неизменным остается чеховский критерий в оценке человека — забота о ближнем.

Неслучайно поэтому у зрителей «Дяди Вани» практикующий доктор Астров, все еще не сдающийся перед обыденностью провинциальной жизни и активно занимающийся спасением лесов, вызывает симпатии, а старый и больной Серебря­ков, решивший продать имение и даже не задумавшийся над тем, что в дальнейшем ожидает всех живущих в нем, — неприязнь. Иду­щая от Серебрякова угроза уже нависла над Войницким, его матерью и племянницей, старой няней Мариной и проживающим в имении обедневшим помещиком Телегиным (Вафлей), все они могут ли­шиться крова.

Чехов определил жанр пьесы как «Сцены из деревенской жизни». В этих сценах немало «внешних» событий: объяснений в любви, вы­яснений отношений, ссор, столкновений.

Начинается пьеса бунтом Войницкого: он впервые за долгие годы пытается что-то изменить в своей жизни, перестает трудиться, переложив заботы о хозяйстве на племянницу Соню, объясняется в любви Елене Андреевне, жене сво­его бывшего кумира, обличает самого профессора Серебрякова. Из чеховской прозы в пьесу входит одна из любимых тем писателя — тема прозрения.

Еще в молодости Иван Петрович Войницкий сделал ставку на чужую исключительность. Двадцать пять лет Войницкий жертвенно трудился во имя чужой славы, а теперь он понял, что когда-то избрал, заблуждаясь, ложную цель. Сейчас ему кажется, что он может начать новую жизнь.

«Дядя Ваня» представляет собой переделку комедии «Леший», на­писанной Чеховым еще в 1889 г. В середине ранней пьесы дядя Жорж застрелился и тем самым «разрядил тяжелую, гнетущую атмосферу» жизни (З.С.Паперный).

В поздней — взбунтовавшийся дядя Ваня стреляет в Серебрякова, а промахнувшись, принимает решение от­равиться.

Однако ни предпринятая им попытка убить, ни задуман­ное самоубийство не могут разрядить тягостную атмосферу жизни, изменить ее ход.

Неохотно отдавая морфий, Войницкий говорит: «Но надо скорее работать, скорее делать что-нибудь, а то не могу… не могу…».

Он навсегда утратил надежды на новую жизнь, на личное сча­стье, но теперь, как никогда прежде, он осознает, что, преодолев одно заблуждение, уже не может в очередной раз впасть в следующее.

Герой понимает, что в первую очередь он должен подумать не о себе, а о людях, окружающих его: кроме него больше некому взять на себя ответственность за них. В своей жизни Войницкий уже трижды «про­махнулся» в отношениях с Еленой Александровной, с профессором Серебряковым.

«Не попал? Опять промах?!» — в сцене выстрела в Серебрякова произносит он «с гневом». В финале пьесы Войницкий уже не промахивается: он знает, что обязан заботиться о близких ему людях. В жизни героя происходит важнейшее измене­ние, его выбор, трудный, мужественный и внешне далеко не эффект­ный, — и есть настоящее событие в пьесе.

Разрядка наступает в душах дяди Вани и Сони. Завершающий пьесу монолог Сони о жизни их душ в будущем, позднее положен­ный композитором С. В.

Рахманиновым на музыку, напоминает зри­телям об иных, высших сферах Бытия и о необходимости в земной жизни, какой бы тяжелой и безысходной она ни была, трудиться, оставаться порядочным и быть внимательным к другому человеку. Этот монолог и поэтичен, и утопичен.

Дядя Ваня, вернувшийся к работе, занят хозяйскими подсчетами, записывает, сколько израс­ходовано постного масла и гречневой крупы. И читателю очень труд­но поверить, что он и Соня увидят когда-нибудь, в другой жизни, «все небо в алмазах».

Однако важно, что в жизни остав­шихся в имении людей все пока еще идет своим чередом. Последняя ремарка пьесы указывает: Вафля тихо играет на гитаре, мать Войницкого изучает очередную брошюру, а старая няня вяжет чулок.

Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. – М.: “Академия”, 2012

Анализ пьесы Чехова Дядя Ваня – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Комедийную пьесу «Дядя Ваня», написанную одним из величайших писателей той современности Антоном Павловичем Чеховым читатель увидел в конце девятнадцатого века. Писатель напрочь отбросил все традиции и стал писать в духе модернизма, пробуя что-то новое и неизведанное.

В первоначальной версии пьесу назвали «Леший» и зрители увидели, восторгались данной комедией. Однако, Чехову что-то не хватало в пьесе. Казалось, что произведение ещё не законченно, даже несмотря на головокружительный успех.

И вот через несколько лет пьеса была названа « Дядя Ваня» и завершена. В тексте присутствуют личные заметки писателя из реальной жизни.

Кстати, произведение должно было стать повестью, но только Чехов не решился из-за своих необычных видений всего мира.

Чехов никогда не даёт простые имена своим персонажам. Уже по фамилии, прозвищу или же имени можно разгадать суть сюжета. Эта так называемые говорящие фамилии и имена.

Так главными героями являются:

Серебряков Андрей Владимирович-бывший профессор, ныне в отставке. Отец Софьи.

  • Софья Андреевна-дочь Серебрякова, племянница Ивана Петровича.
  • Елена Андреевна — мачеха Софьи.
  • Войницкая Мария Васильевна — бабушка Софьи и мать Ивана Петровича.
  • Войницкий Иван Петрович — опекун племянницы, шурин профессора.
  • Астров Михаил Львович — доктор.
  • Телегин Илья Ильич — разорившийся помещик.
  • Марина — няня в престарелых годах.
  • Работник.

Главный герой Дядя Ваня вроде бы не плохой человек, добрый, отзывчивый и милосердный, однако, крайне без хребетного и неудачливый человек.

На протяжении всей жизни он обеспечивал всю семью и даже отказался от части наследства, чтобы сестра смогла купить себе и мужу имение. Он всегда завидовал учёной степени мужу сестры, поэтому старался не ударить в грязь лицом.

Но приходит озарение и Дядя Ваня понимает, что зря потратил годы, деньги на содержание бездарного человека.

Серебряков — это эгоистичный, наглый человек, который прикрывает свои капризов уже немолодым возрастом. Он вечно жалуется, чтобы привлечь к себе внимания и получить немного жалости, живёт не о чём не думая, не ставит родню ни во что, считая, что все должны и обязаны ему.

Софья Серебрякова наоборот же, добрая, скромная и трудолюбивая барышня, которая тянется в след за своим дядюшкой. Она безвозвратна влюбленна в доктора Астрова, которому плевать на чувства юной барышни. Эта девушка обеспечивает себя и отца, помогает справиться с депрессией дяди Вани и сама с помощью алкоголя обретает покой.

Астров — это умный, грамотный доктор, который занимается высадкой деревьев и вечно жалуется, что в глуши не с кем поговорить. Он не способен на серьёзные, глубокие чувства.

Елена Серебрякова — вторая жена профессора. Она полюбила его за учёную степень и статность, но после свадьбы поняла что всё было ошибкой и профессор, годящейся ей в отцы ничем уже не привлекает. Однако, она остаётся роковой женщиной, способной вскружить голову любому мужчине и плести интриги.

В этой пьесе автор поднимает вечную тему любви. Любовь съедает повседневная рутина. Чувства притупляются, когда на горизонте появляются деньги или заботы о деньгах. Любовь — это как средство использования людей друг другом.

Также в произведении присутствует тема природы. Природа, как утверждает Чехов это человеческое богатство, которое стоит оберегать.

Основной проблемой в произведении можно назвать Равнодушие. Главные герои, практически, все лишены сострадания. В семьях царит холод и отчуждение. Людей волнуют личные интересы и не важно, что это может пагубно отразиться на невинных.

Проблема Экологии. Благое дело делает Астров, высаживая деревья. Этот человек ещё не лишен внутренней красоты и доброты.

Смысл пьесы заключается в том, что люди сами должны становится лучше, тогда и мир изменится в хорошую сторону. Если сидеть и ждать у моря погоды ничего не изменится. Жизнь будет также скучна и однообразна. Многие люди заслуживают иной участи, однако боятся что-то поменять. Не надо бояться меняться самим и перемен. Только тогда всё изменится.

Картинка к сочинению Анализ пьесы Дядя Ваня

ПредыдущаяСледующая

Анализ пьесы «Дядя Ваня» (А. П. Чехов)

Творческая история написания «Дяди Вани» началась с другой пьесы Чехова – «Леший», рассказывавшей о жизни интеллигентов в провинциальном имении и их конфликте вокруг продажи леса. Однако Чехов оказался не удовлетворен итоговым результатом, а потому решил, взяв за основу «Лешего», создать принципиально другую пьесу.

https://www.youtube.com/watch?v=9RPbpm22kFw

Несмотря на серьезные различия, в «Дяде Ване» прослеживаются некоторые детали из «Лешего». Имение в глухой провинции, отставной профессор с финансовыми затруднениями, его противостояние по этому вопросу с одним из центральных персонажей, деятельность Астрова по спасению лесов. Всё это, пусть и не явно, но выявляет определённую связь между двумя пьесами.

Направление и жанр

«Дядя Ваня» является произведением реалистического направления в литературе. В своей пьесе Чехов стремится достоверно отобразить живую действительность. Его персонажи максимально проработаны, диалоги натуралистичны, а многочисленные детали создают нужную автору атмосферу. Мы можем поверить, что описанная Чеховым ситуация могла произойти в реальной жизни.

Однако модернизм оставил свой отпечаток на драматургии Чехова. Для своего века он был новатором, его не понимали.

Многие зрители видели лишь буквальный сюжет и оставались разочарованными: где конфликт? Где интрига? Но вместо этого автор, ставший одним из родоначальников театра абсурда (модернистского направления в театре), предложил публике глубинный психологический и социальный конфликт, который герои переживали внутри себя.

О нем говорили лишь случайные реплики и жесты, звуки и движения. Лишь спустя столетие драмы Чехова стали более понятными зрителю, ведь весть о появлении модернизма и переосмысления традиционного театра дошла до большинства образованных людей.

Как и в случае с другими пьесами Чехова, достоверно определить жанр «Дяди Вани» представляется довольно трудной задачей. Сам писатель дал своей пьесе такое определение: «Не драма, не комедия — просто сцены…».

На сегодняшний день принято считать «Дядю Ваню» трагикомедией.

Произведение наполнено большим количеством комичных сцен и диалогов, но они служат лишь прикрытием для довольно трагичного сюжета о непростой человеческой судьбе и разочаровании в жизни.

Композиция и конфликт

Композиция пьесы классическая. Она поделена на четыре действия.

  1. Первое действие – экспозиция, призванная познакомить нас с персонажами и раскрыть предысторию.
  2. Второе действие – завязка, обозначающая зарождение конфликта.
  3. Третье действие – кульминация, когда конфликт достигает своего пика в самой яркой сцене пьесы.
  4. Четвёртое действие – финал, в котором конфликт разрешается, а все сюжетные линии приходят к логическому завершению.

Особенность конфликтов, создаваемых Чеховым, заключается в том, что все они не явные. На протяжении пьесы ситуация в имении не меняется каким-либо коренным образом.

Всё идёт, как обычно, но в воздухе постепенно накапливается напряжение, порождённое долго накапливаемыми противоречиями между персонажами.

Как результат, кульминация в третьем действии, взрыв кажется чем-то неожиданным, но вполне закономерным.

Так же особенность конфликтов, создаваемых Чеховым, заключается их моральной серости. Довольно трудно понять, какая сторона конфликта является добром, а какая — злом. Пьеса даёт огромный простор для фантазии и рассуждений. Как правило каждый читатель приходит к своему выводу, непохожему на выводы окружающих.

Суть: о чём?

Профессор Серебряков вынужден из-за финансовых трудностей переехать в имение своей почившей первой жены, где заведуют его шурин – Иван Войницкий и помогающая ему дочь Серебрякова от первого брака — Софья.

Войницкий переживает мировоззренческий кризис, разочаровавшись в своей жизни и профессоре Серебрякове, которого он ранее боготворил и всячески поддерживал деньгами во вред себе и имению. Теперь же Иван считает Серебрякова ничтожеством и мошенником.

На фоне этого разворачивается и любовный треугольник между женой профессора – Еленой, доктором Астровым и Софьей, который, однако, ни к чему не приводит, а только лишь ещё больше раздражает Ивана, который явно неравнодушен к Елене.

Внезапно Серебряков собирает семейный совет, на котором предлагает продать имение Войницких, а на полученные деньги купить более доходный земельный участок. Иван приходит в ярость и отказывается продавать имение сестры. Между ним и профессором начинается словесная перепалка, которая заканчивается тем, что Войницкий дважды стреляет из ружья в профессора, но промахивается.

Читайте также:  Сочинение: Трагедия семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»

Пьеса заканчивается примирением Войницкого и Серебрякова, который с женой уезжает в Харьков. Иван и Софья остаются в имении, пообещав и дальше снабжать профессора деньгами.

Беседа во время чаепития

Пьеса описывается как «сцены из деревенской жизни в четырех действиях». Все повествование происходит в одном поместье. Писатель рассказывает нам о том, как устроена жизнь вдали от шума и суеты большого города. Все действия разворачиваются в поместье профессора Серебрякова.

Александр Владимирович приезжает туда вместе со своей молодой женой, Еленой Андреевной. Имением управлял его шурин, брат первой жены профессора, Войницкий. Для родных он — просто дядя Ваня. Ему помогает в этом дочь Серебрякова, Соня.

Краткое содержание «Дяди Вани» Чехова начинается с чаепития в имении Войницких. Няня Марина разговаривает с Астровым, врачом, другом Войницкого.

Он приехал по просьбе Елены Андреевны, потому что ее муж стал жаловаться на здоровье. Дожидаясь их возвращения с прогулки, Михаил Львович сетует Марине на долю врача.

Он рассказывает об антисанитарных условиях в крестьянских избах, о том, как приходится в любое время суток идти к больным.

К ним выходит Войницкий. Он тоже жалуется, но уже на то, что с приездом четы Серебряковых весь его распорядок дня изменился. Дядя Ваня говорит, что он ничего теперь не делает. Только ворчит, ест и спит. Войницкий разочарован в профессоре: раньше он восхищался им и его идеями, а теперь осознал, что Серебряков ничего не сделал существенного.

Дяде Ване непонятно, как его старый шурин может пользоваться успехом у противоположного пола. Войницкий в восхищении от его жены. Дядя Ваня спорит за чаепитием со своей матушкой, потому что она обожает профессора. Елена Андреевна упрекает Войницкого за его несдержанность. Он признается ей в любви, но она отвергает его ухаживания. Иван Петрович призывает ее не разрушать настоящее чувство.

Главные герои и их характеристика

Система образов в пьесе «Дядя Ваня» выстроена в виде строгой иерархии. Есть трутни и лентяи, которых содержат ничем не примечательные труженики, глубоко несчастные в своем кабальном труде. Многомудрый Литрекон объединил их в одну таблицу.

  Путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир»

герои пьесы «дядя ваня» характеристика
иван войницкий (дядя ваня) уже не молодой мужчина — добрый, покорный и слабовольный неудачник. на протяжении всей своей жизни только отдавал и был дойной коровой для всего семейства. отказался от своей части наследства, чтобы семья смогла купить имение для сестры. когда сестра вышла замуж, он управлял её имением, выжимая из него последние соки, чтобы обеспечить профессора деньгами. на момент начала пьесы иван предстаёт перед нами полностью разочаровавшимся в своей жизни человеком, он считает, что зря потратил свои лучшие годы на содержание профессора, которого считает бездарностью. по ходу пьесы эмоциональное состояние войницкого ухудшается, что приводит сначала к попытке убийства серебрякова, а потом к краже морфия у астрова с целью покончить жизнь самоубийством. в конце пьесы войницкий, по всей видимости, смиряется со своей судьбой и продолжает влачить своё незавидное существование.
софья серебрякова дочь профессора от первого брака. добра, скромна и трудолюбива. испытывает чувства к доктору астрову, который не отвечает её взаимностью. является последней отрадой дяди вани, поддерживающей в нём жизнь. в конце пьесы остаётся вместе с войницким в имении и произносит монолог о тяжёлой жизни, после которой их ждёт покой и рай. она некрасива, живет в глуши, работает за двоих и все деньги отдает отцу. но все же она старается сохранить веру в жизнь, хоть и с помощью алкоголя.
михаил львович астров врач и владелец имения. деятельный, умный и энергичный человек, занимающийся посадкой новых лесов. в то же время жалуется на усталость и притупление чувств. местность, где не с кем поговорить, действует на него удручающе. разочарован в жизни, не способен на глубокие чувства, чем и объясняет свою холодность к софье.
елена андреевна серебрякова жена профессора. красивая, но пустая и скучная женщина 27 лет. полюбила серебрякова из-за его авторитета и научной деятельности, однако вскоре поняла, что любовь эта была ошибкой. страдает в браке с капризным и холодным профессором, который годится ей в отцы. чувствуя напряжение в имении, елена очень тревожится, но не может ничего с этим поделать
профессор серебряков пожилой профессор. по словам дяди вани, мошенник и лжеучёный, однако прямых подтверждений этому нет. капризен и самодоволен, но оправдывает это своим почтенным возрастом. он часто ноет, жалуется и привлекает внимание. эгоист. оказался способным разработать план по спасению финансового положения своей семьи, но не ставит в грош заслуги родственников. принимает их жертвы как должное, а сам живет на широкую ногу.

Нарастание конфликта

Вроде бы ничего особенного не происходит с героями пьесы «Дядя Ваня» Чехова. Краткое содержание третьего действия, однако, показывает, что между присутствующими на чаепитии назревает конфликт.

Молодая жена профессора понимает, что Войницкий прав. Женщина не чувствует себя счастливой. Выйдя замуж за профессора, прельстясь его ученостью и положением, она не обрела того семейного уюта, которого ждала.

Елене хочется настоящего чувства, она влюблена в Астрова.

Она с волнением соглашается поговорить с ним о Соне. Но женщина догадывается, что врач влюблен в нее. Астров подтверждает ее догадки. Он пытается поцеловать женщину: в этот момент их видит дядя Ваня. Елена Андреевна, боясь нравственного осуждения, говорит, что покинет имение вместе с мужем.

Раскрывается личность профессора: он оказывается корыстным и эгоистичным человеком. Ему кажется, что доходы с этого поместья недостаточны, поэтому он решает продать его. Часть денег поместить в банк и жить на проценты. Дядя Ваня в ужасе: куда деваться ему, старушке-матери и Соне? Ведь они столько лет для него трудились, старались побольше денег ему отправить.

Профессор говорит, что позже обдумает это. Соня не может поверить в то, что отец выставляет своих близких родственников на улицу. Потрясенный такой несправедливостью, дядя Ваня два раза стреляет в профессора, но оба раза промахивается.

Темы

Тематика пьесы «Дядя Ваня» весьма современна, ведь сотни зрителей вновь и вновь заполняют театральные залы, чтобы увидеть ее.

  • Любовь – Чехов показал, что в реальности, как правило, не места настоящей любви. Чувства его персонажей притуплены ежедневной рутиной и постоянной заботой о деньгах. Те чувства, которые люди принимают за любовь, обычно оказываются ложными и не приносят людям ничего, кроме разочарования. Но под эгидой любви один человек без зазрения совести использует другого.
  • Семья – семейная жизнь также изображена в пьесе довольно неприглядно. В семье Серебряковых царят холод и отчуждение, что не удивительно, ведь в мире, где нет настоящей любви, едва ли может появиться здоровая семья. Это понятие лишь служит прикрытием для взаимного использования друг друга.
  • Природа – из «Лешего» в «Дядю Ваню» перекочевал мотив охраны природы. Уже в самом начале двадцатого века Чехов, как и многие, беспокоился об окружающей среде, страдавшей под прессом промышленной эры.
  • Жизненные ценности – персонажи пьесы живут максимально бесцельной жизнью. Что погрязший в самодовольстве Серебряков, что сломленный годами тяжёлого труда Войницкий. Все персонажи кажутся нам потерянными, не понимающими, что для них главное в этой жизни. Лень Елены и труд Сони одинаково бессмысленны, ведь ни одна, ни вторая не чувствуют в этом своего предназначения.
  • Идеализация авторитето в – Елена и Иван в своё время обманули сами себя, простодушно вручив свои жизни в руки профессора, после чего ощутили жестокое разочарование, когда реальность оказалась не такой, какой они её себе представляли.
  • Труд – Чехов явно жалеет людей, которые целые дни проводят в тяжёлых трудах, плоды которых они не могут вкусить. И хоть такой образ жизни вызывает у него неприятие, дядя Ваня и Софья в его глазах достойны сочувствия и покоя после смерти.
  • Красота – красота в мире пьесы обречена на медленное увядание. Елена Серебрякова, губящая свою жизнь в браке с профессором, Софья, которая потратит все свои силы на бессмысленный труд, леса, гибнущие под топорами лесорубов – всё это символизирует наступление новой эры, в которой не останется места красоте и счастью.

Отъезд Серебряковых

В последнем действии пьесы Чехова показано, как рушатся все надежды героев на лучшую жизнь. Дядя Ваня пребывает в удрученном состоянии и решается на самоубийство. Поэтому он тайно забирает из аптечки Астрова морфий. Врач обнаруживает пропажу и просит Войницкого вернуть его. Дядя Ваня согласился только благодаря уговорам Сони.

Михаил Львович пытается уговорить Елену Андреевну остаться с ним. Но она не решается на этот поступок из-за книжных идеалов. Елена прощается с дядей Ваней и врачом в теплых чувствах. Войницкий внешне примиряется с профессором. Он обещает присылать ему столько же денег, сколько и раньше.

Все, кроме Телегина, покидают поместье. Расстроенная Соня призывает дядю заняться делами. Иван Петрович жалуется племяннице, что ему тяжело. Тогда девушка произносит свой монолог о том, что их предназначение в том, чтобы трудиться. И потом они будут вознаграждены за свои труды.

Проблемы

Проблематика пьесы «Дядя Ваня» не менее интересна современному зрителю и читателю:

  1. Экология – через персонажа Астрова Чехов выражает свою обеспокоенность вырубкой лесов. Деятельность доктора по спасению окружающей среды показана, как достойное дело. Он затрагивает не столько материальный вред природе, сколько его социальное воплощение. В месте, где нет красивых пейзажей и свежего воздуха, не могут жить счастливые люди.
  2. Пошлость – жизнь, изображённая в пьесе, заслуживает осуждения. Лишённое мыслей, творчества, красоты и искренности бесцельное существование, по мнению Чехова, является самым ужасным, что только может стать с человеком. Ни один из героев не нашел своего места и предназначения, поэтому им скучно жить.
  3. Равнодушие – персонажи пьесы практически начисто лишены эмпатии. Их совершенно не волнуют проблемы окружающих. Все их силы направленны только на удовлетворение своих потребностей.
  4. Тоска – произведение пронизано чувством беспросветной тоски и бессмысленности жизни. Все персонажи тяготятся ею и скучают без дела, которое могло бы стать достойным применением их сил.
  5. Мещанство – в пьесе показаны люди, которые всю жизнь тратят на бессмысленный труд, а свободное время — только на самих себя. Они ограничены бытовыми аспектами жизни и зацикленны на своей персоне. Осуждение такого мещанского быта стало лейтмотивом многих писателей рубежа девятнадцатого и двадцатого веков.
  6. Приспособленчество – персонажи пьесы не борются с обстоятельствами, а прогибаются под них. По мнению Чехова, такое поведение никогда не принесёт человеку счастья.
  7. Разочарование в жизни – почти все персонажи пьесы разочарованы своим местом в мире и недовольны своей судьбой. Эту проблему Чехов очень часто поднимал в своём творчестве.

Основная идея

Чехов изобразил в своей пьесе вырождение русской интеллигенции, которая из локомотива, двигавшего русское общество в будущее, превратилось в новых паразитов – мещан, которых не интересует ничего, кроме них самих.

Смысл пьесы «Дядя Ваня» заключается в том, что ограниченность интересов и узость взглядов порабощают человека и опустошают его душу.

Пошлый эгоизм, сытое мещанство, дистанцирование от вопросов и проблем общества — все это сводит человеческую личность к минимуму базовых функций.

Также Чехов показал трудность человеческой жизни, и то разложение, которому подвергается человек, который перестаёт бороться и покорно плывёт по течению. Главная мысль Чехова остается неизменной: жизнь — это активность в мышлении, чувстве и действии, а не праздное пребывание на обочине.

Важные признания

Дальнейшие действия пьесы «Дядя Ваня» Чехова, краткое содержание которой поможет понять смысл и сюжет произведения, продолжаются в столовой Серебряковых.

Профессор и его жена живут на доходы с имения его первой жены. После того как Александр Владимирович вышел в отставку и приехал к Войницким, он только ворчит и жалуется на старость и здоровье.

Его брюзжание уже раздражает всех, даже его жену.

Только няня Марина жалеет стареющего профессора. Иван Петрович снова признается в своих чувствах к Елене Андреевне, но она отвергает его. Дядя Ваня, Телегин и Астров напиваются и рассуждают о жизни. Соня пытается признаться в любви к Астрову, но он не отвечает ей взаимностью.

Елена Андреевна и Соня откровенно разговаривают. Жена профессора признается, что ее любовь к Серебрякову оказалась лишь иллюзией. Девушка признается ей, что она влюблена во врача, но знает, что она некрасива, поэтому он не любит ее. Елена Андреевна решает ей помочь.

  Сюжет, герои и проблематика одной из баллад В.А. Жуков­ского

Ссылка на основную публикацию