Анализ комедии «Свои люди — сочтемся» А.Островского

У гениального драматурга Александра Островского героями пьес были самые обычные люди, поэтому их жизненные судьбы не оставляли равнодушными его современников. Его произведения актуальны и сейчас.

И сегодняшним читателям близка тема, проблематика, характеры героев, причины их поступков в пьесе «Свои люди — сочтемся».

Анализ комедии поможет учащимся написать итоговое сочинение и хорошо подготовиться к ЕГЭ.

Анализ комедии «Свои люди — сочтемся» А.Островского

Краткое содержание пьесы

Дочь купца Большова Липочка сидит у окна с книгой в руках и думает, как бы поскорее ей нашли жениха. Девушка недовольна, что «все подруги с мужьями давно», а она словно сирота, никому не нужна. И она, устав ждать, заявила матери, что убежит с каким-нибудь гусаром.

История создания, тема, идея

Находясь одно время на службе в коммерческом суде, Островский насмотрелся на множество родственных споров из-за имущества. При наблюдении за всем этим накопился материал для будущей комедии. Было несколько вариантов для названия: «Банкрот».

«Несостоятельный должник» и другие. С первого чтения комедия «Свои люди — сочтемся» вызвала множество одобряющих откликов. В кругу писателей и друзей пьеса была принята с восторгом.

По мнению Гончарова, автор прекрасно знает «сердце русского человека», а Толстой назвал комедию «чудом».

Анализ комедии «Свои люди — сочтемся» А.Островского

Читатели журнала «Москвитянин», где она была напечатана в 1850 году, сравнивали пьесу Островского с «Мертвыми душами» Гоголя.

Николай I, прочитав произведение, наложил запрет на театральную постановку, а цензура не пропустила пьесу к публикации отдельным изданием как остросоциальную. За молодым писателем правительственные органы установили негласный надзор.

После смерти царя в 1859 году постановку возобновили, но в «смягченном» варианте. Пьеса на сцене Малого театра не выходила из его репертуара вплоть до 1904 года.

Тема комедии Островского основана на конфликте «отцов» и «детей», который развивается в купеческой среде.

На основе взаимоотношений семьи и приближенных к ней людей писатель раскрывает назревшие в обществе проблемы. Никто из главных героев не вызывает особых симпатий:

  • купец Большов жаден до невозможности,
  • его дочь Липочка живет лишь одной мечтой — выйти замуж за состоятельного человека и уйти из-под опеки отца.

Анализ комедии «Свои люди — сочтемся» А.Островского

Большов всю жизнь наживался на обмане покупателей («не обманешь — не продашь») и считал это абсолютно нормальным, в итоге сам оказался обманутым.

А самый страшный для него удар — предательство родной дочери, которая, живя в роскоши, не хочет платить долги и оставляет умирать в тюрьме.

Пьеса Островского, осуждая нравы купечества, однозначно настраивает читателя и зрителя против такого несправедливого порядка вещей, где деньги и страсть к наживе ставятся выше даже самых близких людей. В этом и состоит смысл произведения.

Главную мысль пьесы можно выразить в народной поговорке — «что посеешь, то и пожнешь»: нельзя ждать от детей любви и преданности, если сам относился к ним как к своей собственности.

Анализ пьесы "Свои люди — сочтемся" Островского (взгляд Писемского, Добролюбова, Дружинина)

Анализ комедии «Свои люди — сочтемся» А.Островского
Художник В. Федяевская

Пьеса “Свои люди — сочтемся” была написана Островским в 1849 году и впервые поставлена в 1861 году. Изначально комедия носила название “Банкрот” (в письмах современников пьеса называется “Банкрут”). В этой статье представлен анализ пьесы “Свои люди — сочтемся” Островского: взгляд Писемского, Добролюбова, Дружинина.
Смотрите: 
Все материалы по пьесе “Свои люди сочтемся!”

Все материалы по творчеству Островского

А. Ф. Писемский:
“Достопочтенный наш автор “Банкрута”!
…я тотчас же решил писать к Вам и высказать нелицеприятно все то, что чувствовал и думал при чтении вашей комедии: основная идея ее развита вполне – необразованность, а вследствие ее совершенное отсутствие всех нравственных правил и самый грубый эгоизм резко обнаруживается в каждом лице и все события пьесы условливаются тем же бесчестным эгоизмом, т.е. замыслом и исполнением ложного банкрутства. Ваш глубокой юмор, столь знакомый мне, проглядывает в каждом монологе. Драматическая сцена посаженного в яму банкрута в доме его детей, которые грубо отказываются платить за него, превосходна по идее и по выполнению. Искусный актер в этом месте может заставить плакать и смеяться.

Самое окончание, где подьячий, обманутый тем же Подхалюзиным, инстинктивно сознавая свое бессилие перед официально утвердившимся тем же подлецом Подхалюзиным, старается хоть перед театральной публикой оконфузить его, продумано весьма удачно.

…потом я стал вглядываться внимательнее в каждую сцену и в каждый характер: Липочка в 1-м своем монологе слишком верно и резко знакомит с самой собою; сцена ее с матерью ведена весьма искусно, бестолково, как и должны быть сцены подобных полудур…

Бестолково-многоречивая и, вероятно, хлебнувшая достаточно пива Фоминишна очень верна. Про Устинью Наумовну и говорить нечего, – я очень хорошо помню этот глубоко сознанный Вами тип из ваших рассказов. Ее поговорки: “серебряный”, “жемчужный”, “брильянтовой” как нельзя лучше обрисовывают эту подлянку.

Рисположенский – и этот тип я помню в лице безместных титюлерных советников, стоящих обыкновенно у Иверских ворот, и столь любезных сердцу купеческому адвокатов, великолепно описывающих в каждом прошении все доблестные качества своего клиента и неимоверное количество детей. В том месте, где Рисположенский отказывается пить вино, а просит заменить его водкою, он обрисовывает всю его многопутную, грязную жизнь, приучившую его наперекор чувству вкуса исключительно к одной только водке.

Главное лицо пьесы Большов, а за ним Подхалюзин, оба они похожи друг на друга. Один подлец старый, а другой подлец молодой. Старость одурила Большова, затемнила его плутовские очи, и он дался в обман одному, думая обмануть и удачно обманывая прежде 100 людей.

…кладя на сердце руку, говорю я: Ваш “Банкрут” – купеческое “Горе от ума”, или, точнее сказать: купеческие “Мертвые души”.”

(А. Ф. Писемский – А. Н. Островскому, 7 апреля 1850 г.)

Н. А. Добролюбов:

“… [в пьесе] мы видим опять ту же религию лицемерства и мошенничества, то же бессмыслие и самодурство одних и ту же обманчивую покорность, рабскую хитрость других… < ...> Здесь нам представляется несколько степеней угнетения, указывается некоторая система в распределении самодурства, дается очерк его истории… < ...>

…сама по себе комедия эта принадлежит к наиболее ярким и выдержанным произведениям Островского… не будучи играна на сцене, она менее популярна в публике, нежели другие его пьесы… …

В ней изображаются подвижные плутовские натуры, развившиеся под гнетом самодурства. Таковы здесь все лица, исключая Аграфены Кондратьевны.

Они деятельно подчинились самодурству, растлили свой ум, сделались сами участниками гадостей, порождаемых деспотическим гнетом.”

(Н. А. Добролюбов, статья “Темное царство”, 1859 г.)

А. В. Дружинин:

“Комедия “Свои люди – сочтемся”… главная и несравненная ее красота заключается в ее постройке. С этой точки зрения ей уступают и “Ревизор”, которого интрига не нова и отчасти грешит противу правдоподобия, и “Горе от ума”, где она раздроблена и не довольно энергична. Интрига комедии г. Островского – совершенство по замыслу и по блеску исполнения. Она истинна, проста, всеми сторонами соприкасается действительной жизни, без усилия принимает в себя несколько комических и характерных эпизодов, обнимает собою значительнейшие моменты в быте русского торгового класса, ни на один миг не замедляется в своем течении, вполне захватывает собой внимание читателя и, наконец, на последних страницах произведения, как громовым ударом, разражается катастрофой, в которой не знаешь, чему более удивляться – потрясающему ли драматизму положений, или простоте средств, какими этот драматизм достигнут. Оттого вся драма, взятая в целости, производит впечатление, какое только могут производить первоклассные творения.

Лица комедии живы, объективно художественны, верны действительности в сфере, в которой они действуют. В отношении типическом… они стоят ниже лиц грибоедовских и гоголевских.

Как ни новы и ни правдивы Подхалюзин, Большов и Ризположенский*, их нельзя равнять с Хлестаковым, Скалозубом, Молчалиным, Подколесиным.

Диапазон наших умерших драматургов чище, их лица более общие и, следственно, более типичны.

Такой широты создания нельзя требовать от действующих лиц первой комедии Островского. Типичность Ризположенского и Подхалюзина не есть общая типичность, по которой всякий человек увидит в этих лицах воплощение той или другой частицы своего собственного я. Эти люди совершенно на своем месте в их драме, в их сфере, в их среде интересов. В области искусства они явление, а не проявление, мастерское создание художника, но не вдохновенное порождение великого поэта.

Язык, которым говорят действующие лица комедии г. Островского, не уступает языку Гоголя и Грибоедова. Мы очень знаем, что у писателя, подобного г. Островскому, мужик не заговорит речью купца, купец – речью чиновника, а чиновник – речью дьячка, недавно покинувшего семинарию…

Язык, на каком говорят действующие лица комедии “Свои люди – сочтемся” (и всех других произведений г. Островского), есть сила и несомненная принадлежность первоклассного писателя, вековой штемпель, который он кладет на свои произведения, квинтэссенция его могущественного таланта.

О таком языке стоит говорить и думать не одним защитникам чистоты русского слога.

Язык господина Островского не только меток, верен, энергичен, поражает комическими особенностями – всех этих достоинств недостаточно, чтоб поставить его наряду с языком Гоголя и Грибоедова. Автору комедии “Свои люди – сочтемся” с первого разу далась высшая наука. Его действующие лица говорят так, что каждою своей фразою высказывают себя самих, весь свой характер, все свое воспитание, все свое прошлое и настоящее. Язык, доведенный до такой художественной степени, есть сильнейшее орудие в руках писателя, он дается только писателям образцовым, первоклассным.” (А. В. Дружинин, “Библиотека для чтения”, 1859 г.)

*Дружинин называет героя Ризположенским, тогда как в современных академических текстах эта фамилия пишется как Рисположенский.

Проблематика пьесы Островского «Свои люди — сочтемся!»

Одним из ярких примеров драматургической русской литературы считается комедия Александра Николаевича Островского «Свои люди – сочтемся».

В ней автор с присущим ему юмором описывает проблематику взаимоотношений в купеческой среде, наделяя своих героев яркими и самобытными чертами.

Читайте также:  Отзыв о рассказе Чехова «О любви»

Предлагаем литературный анализ пьесы по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Анализ комедии «Свои люди — сочтемся» А.Островского

Краткий анализ

Год написания – 1849 год.

История создания – Пьеса была опубликована в журнале «Москвитянин», и была очень тепло принята в литературных кругах. Однако из-за поднятой тематики произведение оказалось под запретом, и пьесу смогли поставить в театре лишь после смерти императора Николая I.

Тема – Конфликт двух поколений, который происходит в купеческой среде, живущей по принципу «не обманешь – не продашь».

Композиция – Особенность композиции пьесы заключается в отсутствии экспозиции. Завязка – купец Большов занимает крупную сумму денег, его дочь Липочка мечтает о замужестве. Развитие событий – Большов признает себя банкротом, и все свои деньги переписывает на Подхалюзина, и для упрочнения сделки женит его на Липочке.

Кульминация – отказ Липочки выплачивать долги отца, оказавшегося в долговой тюрьме. Развязка – логический итог – обманщик обманул обманщика.

Жанр – Пьеса. Комедия.

Направление – Реализм.

История создания

Первым серьезным произведением Александра Николаевича стала пьеса «Свои люди – сочтемся», написанная в 1849 году. Островский в течение трех лет упорно работал над комедией, название которой менялось на протяжении всего творческого процесса: «Несостоятельный должник», «Банкрот», окончательной же версией стало название «Свои люди – сочтемся».

Впервые пьеса была опубликована в 1850 году в мартовском номере журнала «Москвитянин». Ее появление вызвало большое оживление в литературных кругах России, поскольку молодой автор в ироничной форме поднял серьезные проблемы общества. Неудивительно, что остросоциальная пьеса была запрещена цензурой, а Островский оказался под негласным полицейским надзором.

Лишь после смерти императора Николая I в 1859 году постановка пьесы оказалась возможной, но только при условии более «смягченного» ее варианта. Представление комедии на суд публики в оригинальной версии состоялось только в 1881 году.

Тема

Для своего произведения Островский выбрал одну из популярных в 19 веке тем – противостояние двух поколений, «отцов» и «детей». Однако фоном для развития конфликта им был выбран мощный социальный пласт в России – купечество. Сквозь призму взаимоотношений главных героев автору удалось в полной мере раскрыть насущные проблемы общества.

Купеческую среду, в которой царит пошлость и невежество, Островский изображает во всей своей неприглядности. Примечательно, что ни одни из главных героев пьесы не вызывает положительных эмоций. Большов отталкивает своей жадностью и тяжелым характером, а его дочь Липочка видит в образовании лишь дань моде и мечтает лишь об одном – удачно выйти замуж и избавиться от гнета отца-самодура.

Видя смысл жизни только в получении наживы и считая абсолютно нормальным жить по принципу «не обманешь – не продашь», Большов сам остается у разбитого корыта. Для него страшным ударом становится предательство Липочки, которая отказывается выплачивать его долги и равнодушно оставляет «гнить» в долговой тюрьме.

Основная мысль произведения заключается в простой истине – «что посеешь, то пожнешь». Невозможно требовать от своих детей быть честными, благородными и душевно чуткими, если сам не обладаешь этими качествами.

Композиция

При проведении в пьесе «Свои люди – сочтемся» анализа композиции, следует отметить, что в произведении отсутствует экспозиция. Автор не раскрывает перед читателем предысторию событий, и сразу приступает к повествованию.

В завязке Островский знакомит читателя с купцом-самодуром Большовым, который занимает крупную сумму денег, но не спешит ее возвращать. Его дочь Липочка страстно мечтает удачно выйти замуж, и навсегда покинуть дом, в котором так тяжело живется под отцовским гнетом.

Развитие действий пьесы сводится к тому, что Большов, не желающий выполнять свои долговые обязательства, решает признать себя банкротом.

Он переписывает все свое огромное состояние на приказчика Подхалюзина, и выдает за него Липочку, чтобы таким образом обеспечить сохранность своего капитала.

Большов отправляется в долговую тюрьму, но он не сомневается в том, что Липочка и Подхалюзин вызволят его оттуда.

Кульминация пьесы – решительный отказ Липочки, довольной своей новой жизнью, оплачивать кредиты отца.

В развязке автор подводит итог своей комедии, разоблачая перед читателем главную ее идею – обманщик всегда будет обманут другим обманщиком

Жанр

Александр Николаевич отнес свое произведение к жанру комедии, хотя, по мнению многих литературных критиков, оно имеет в себя ряд трагических черт. Направление – реализм.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    Как зовут дочь купца Большова?

    • Ифигения
    • Олимпиада
    • Антигона
    • Исидора

(новая вкладка)

Урок литературы в 10 классе "Комедия А.Н.Островского "Свои люди – сочтёмся!"

Урок литературы в 10 классе

Тема урока: Проблематика комедии А.Н.Островского «Свои люди – сочтемся!»

Цели урока: 1. Раскрыть идейно-художественное своеобразие комедии «Свои люди – сочтемся!», проблематику пьесы.2. Развить коммуникативную культуру учащихся (навыки пересказа, участия в беседе, формулирования вывода), навыки анализа текста.

3. Способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, включенных в систему общечеловеческих ценностей.

ХОД УРОКА

  А.Н.Островский родился 31 марта 1823 года. О месте своего рождения он напишет в своей пьесе «Тяжёлые дни»:

«А живу в той стороне, где дни разделяются на лёгкие и тяжёлые; где люди уверены, что земля стоит на трёх рыбах, и что, по последним известиям, кажется, она начинает шевелиться: значит, плохо дело; где заболевают от дурного глаза, а лечатся симпатиями; где есть свои астрономы, которые наблюдают за кометами и рассматривают двух человек на луне; где своя политика, и тоже получают депеши, но только всё больше из белой Арапии и стран, к ней прилежащих

– Назовите точное место рождения А.Н.Островского.

(Москва, район Замоскворечья)

Именно здесь, в Замоскворечье, находясь на службе ?? родился сюжет первой комедии А.Н.Островского.

  • – Как эта комедия называлась в первой публикации? («Банкрот»)
  • Удивительное дело: первое произведение никому еще не известного автора сразу же получило высокую оценку одного из современников.
  • – Кому принадлежат эти слова?

Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я ставлю номер четвёртый.

(В.Ф. Одоевский, писатель, журналист, философ, искусствовед).

– Актуально ли это произведение сегодня, какие проблемы, поднятые автором, и сейчас злободневны?

  1. Сюжет и композиция (краткий пересказ одного из учеников).

Беседа.

– Где же происходит действие?

(В доме Большова, в гостиной – дейст.1,3.

Потом в конторе, в доме Большова – дейст.2.

  1. Дейст. 4- в доме Подхалюзина и Липочки)
  2. – Сколько времени проходит с начала действия до конца всех событий? (несколько месяцев)
  3. – Соблюдены ли требования классицизма (единство места, времени и действия)?

– А какая традиция времен классицизма все же соблюдается? (Говорящие фамилии).

– Какие «говорящие» фамилии встречаются в реалистической комедии «Свои люди – сочтёмся!» и  о чём они «говорят» зрителю и читателю?

(Подхалюзин – подхалюза ( у В.И.Даля), пролаз, пройдоха; лукавый, скрытный,   льстивый.

  • Рисположенский – «упиться до положения риз»
  • Самсон Силыч Большов – весомость и значительность в кубе.)
  • Липонька – Олимпиада – с одной стороны, фальшивка, подделка, с другой – воображает себя образованной, культурной, стремится занять высокое положение в обществе – мечтает выйти замуж за благородного.
  1. Характеристика персонажей (по группам).

  1. Творческое задание: «Вам была поручена роль, сформулируйте свое представление о том, как нужно играть эту роль, что вы хотите раскрыть в образе?
  2. 1 и 2 группы
  3. Женские образы – Липа, Аграфена Кондратьевна, Устинья Наумовна, няня
  4. 3 и 4 группы
  5. Мужские образы – Большов, Подхалюзин, Рисположенский, Тишка
  6. Подготовка и обсуждение выполнения творческого задания (можно задавать вопросы, делиться своими соображениями, как играть ту или иную роль.

4. Беседа.

  • – Есть ли в пьесе положительные герои?
  • Что объединяет всех героев комедии? (Жадность, непорядочность, стремление к власти, нажива, накопительство, обман)
  • – Вызывает ли кто-либо из персонажей комедии ваши симпатии?
  • – А сочувствие кто-нибудь из героев вызывает?
  • 5. Анализ сцены «Большов просит Липочку и Подхалюзина спасти его из долговой ямы»

(чтение отрывка действие 4, явление 4)Большов. Уж ты скажи, дочка: ступай, мол, ты, старый черт, в яму! Да, в яму! В острог его, старого дурака. И за дело! Не гонись за большим, будь доволен тем, что есть. А за большим погонишься, и последнее отнимут, оберут тебя дочиста. И придется тебе бежать на Каменный мост да бросаться в Москву-реку.

Да и оттедова тебя за язык вытянут да в острог посадят.Все молчат. Большов пьет.А вы подумайте, каково мне теперь в яму-то идти. Что ж мне, зажмуриться, что ли? Мне Ильинка-то теперь за сто верст покажется. Вы подумайте только, каково по Ильинке-то идти. Это все равно, что грешную душу дьяволы, прости господи, по мытарствам тащат.

А там мимо Иверской, как мне взглянуть-то на нее, на матушку?.. Знаешь, Лазарь, Иуда – ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем… А что ему за это было?” А там присутственные места, Уголовная палата… Ведь я злостный – умышленный… ведь меня в Сибирь сошлют. Господи!..

Коли так не дадите денег, дайте Христа ради! (Плачет.)

– Прокомментируйте эту сцену (обсуждение

)

– Что ответили ему дочь и зять?

– В заголовок комедии вынесены слова одного из героев, Подхалюзина: «Свои люди – сочтёмся!» Раскройте смысл названия комедии.

6.Обобщение.

Какие проблемы затрагивает комедия?

  • Проблему взаимоотношений “отцов и детей”,
  • проблему стяжательства, накопительства;
  • чести и достоинства,
  • продажности и бесчестия,
  • предательства.

– О главной мысли в пьесе высказался А.Ф.Писемский:

 “Основная идея её развита вполне: необразованность, и вследствие её совершенное отсутствие всех нравственных правил и самый грубый эгоизм резко обнаруживается в каждом лице”.

– Вернемся еще раз к вопросу, который звучал в начале урока: « В чем актуальность пьесы “Свои люди – сочтёмся!” сегодня?»

  1. – Чем вызван интерес театральных и кинорежиссеров к этому произведению?
  2. Информация о фильмах
  3. Фильм – спектакль «Свои люди- сочтемся», режиссер А.Зиновьева (1970)
  4. Фильм «Банкрот», режиссер И.Масленников (2009)
  5. Домашнее задание
  1. Рецензия на фильм (по выбору)

  2. Составить сравнительную характеристику героев

Читайте также:  Короткие стихи про маму: красивые небольшие, маленькие детские стихотворения о матери

Липа-Митрофанушка (Фонвизин. “Недоросль”)

Аграфена Кондратьевна-мать Митрофанушки, г. Простакова.

Подхалюзин-Молчалин (Грибоедов, “Горе от ума”)

Тишка-Осип (Гоголь, “Ревизор”)

Анализ пьесы «Свои люди – сочтёмся» (А. Н. Островский)

Середина девятнадцатого века стала одним из самых плодотворных периодов русской литературы в целом и русской драматургии в частности.

Одним из известнейших представителей «золотого века» отечественной драматургии стал Александр Николаевич Островский (вот его биография), который в своих произведениях освещал жизнь российского дворянства, купечества и мещанства.

«Свои люди – сочтёмся» является одной из самых знаменитых пьес Островского наравне с «Бесприданницей», «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и многими другими не менее выдающимися пьесами.

История создания

Идею для пьесы «Свои люди – сочтёмся» писатель взял из самой жизни. Он родился в семье московского чиновника и всё детство провёл в Москве, сам занимался юридической деятельностью, а потому имел возможность наблюдать за жизнью простых горожан со всех возможных сторон. Полученного в результате этих наблюдений материала Островскому хватило на всю жизнь и множество произведений.

Работа над этой пьесой началась во второй половине сороковых годов девятнадцатого века и была завершена в 1849 году.

Однако, приобретя скандальную репутацию из-за своего обличительного характера, пьеса «Свои люди – сочтёмся» не имела возможности увидеть свет, а потому была поставлена на театральной сцене только в 1895 году.

Цензура увидела в ней злобный поклеп на социальную действительность в Российской Империи, где, конечно, не могло случиться ничего подобного.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Лесное озеро Ромадина (описание) Рассматривая картину Николая Михайловича Ромадина «Лесное озеро» не покидает ощущения присутствия тайны. Хочется погрузиться в эту сказочную атмосферу, где имеют место и вода, и растения, и ароматный воздух.
  • Герои рассказа Белый пудель Рассказ А. Куприна «Белый пудель», впервые изданный более столетия назад, до сих находит отклик в сердцах воодушевленных читателей. Сюжет произведения прост, взят автором из жизни:
  • Сочинения об Осени Сочинения про Осень

Жанр и направление

Пьеса «Свои люди – сочтёмся» относится к реалистическому направлению в литературе. В этом произведении писатель стремится максимально достоверно изобразить окружающую действительность.

Созданные им образы, мысли героев, их слова и действия очень натуральны. Читатель может легко поверить в то, что описанные в пьесе события могли произойти на самом деле.

Особенно интересен язык произведения: в нем читатель найдет живую и неприкрытую лестью речь купцов и купчих.

Почему же эта пьеса — комедия? «Свои люди – сочтёмся» предназначены для постановки на театральной сцене. Автор использует юмористичный подход для изобличения людских и общественных пороков.

Повествование насыщено огромным количеством комических ситуаций и элементов.

Например, юрист в самых важных моментах беседы всегда просит выпить, сваха меняет свое мнение каждые 5 минут, а Липа хвалится своими манерами при полном отсутствии оных.

Смысл названия

Название этой комедии «Свои люди – сочтёмся» напрямую произносится в самой пьесе и кратко характеризует общественную ситуацию с царящими в обществе кумовством, коррупцией и клановостью, что и было показано в пьесе.

Однако в сочетании с сюжетом пьесы название приобретает ещё и ироничное значение, ведь итог пьесы прямо противоречит названию. Свои люди на деле оказались более жестокими и жадными, чем чужие.

Родная дочь готова была сгноить отца в долговой тюрьме, а зять жалел его же денег на выплату долга.

Счеты со старым купцом оказались не в его пользу: в ответ на опеку и щедрые дары дочь и зять обманули и обокрали его.

Композиция и ключевые моменты сюжета

Пьеса отличается сложностью композиционного строения, которая объединяет описание быта с напряженностью интриги. Экспозиция произведения замедленная, в начале пьесы читатели знакомятся с членами семьи Большова и с остальными героями, узнают, как живут купцы, каковы мечты у каждого из них.

Развитие событий в пьесе в показе небольших стычек взбалмошной и своенравной дочери купца с матерью, посещения свахи, разговоры Самсона Силыча о женихах Липочки –эти сцены дают возможность представить пошлый мир купцов, их корыстные мечты. Все это отражает на самом деле процессы, происходящие в русском обществе того времени. Большов переписывает свое состояние на Подхалюзина, объявляет себя банкротом. Чтобы сохранить свой капитал, выдает за приказчика дочь.

Кульминацией произведения является момент, когда дочь Большова встает на сторону мужа и заявляет, что они с мужем не будут вызволять отца из долговой ямы.

Эта сцена, когда Большов просит со слезами помочь ему, вызывает сострадание к нему, ведь он всю эту махинацию делает ради дочери. Развязкой является логический исход всех происходящих событий в произведении.

У Островского это попытка Подхалюзина вести торг с кредиторами бывшего хозяина.

Композиция и конфликт

Пьеса «Свои люди – сочтёмся» имеет классическую композицию и состоит из четырёх действий.

  1. Первое действие сочетает в себе экспозицию, в которой нам представляют основных действующих лиц и предысторию, а также завязку, в которой намечается и приходит в движение основной конфликт.
  2. Второе действие знаменуется кульминацией, в которой конфликт достигает наивысшей точки напряжения.
  3. Третье действие отведено под развязку, в которой конфликт логично разрешается.
  4. В четвёртом действии происходит финал, который приводит все сюжетные линии к логичному завершению и подводит общие итоги всего повествования.

В основе повествования лежит конфликт порочного человека с обществом и самой судьбой, его борьба заведомо обречена на поражение. Ещё одной особенностью представленного конфликта является его моральная серость и неоднозначность, мы не можем точно определить положительных и отрицательных героев, они обладают как достоинствами, так и недостатками.

Конфликт в произведении

Драматург выбрал для своей пьесы самую популярную тему для середины XIX века —конфликт между «отцами» и «детьми». Если у Тургенева в романе «Отцы и дети» описывается конфликт между демократами и либералами, то Островский для конфликта взял социальное сословие — купечество.

А. Островский в своей комедии показывает конфликт безнравственного человека с обществом, в котором он живет, обреченность его на поражение.

Особенностью конфликта произведения является то, что четко определить, где отрицательные, а где положительные герои невозможно, так как в пьесе нет положительных персонажей.

Драматург критикует пороки купцов, которые ценят материальное положение выше всего.

Суть: о чём?

Богатый московский купец Самсон Большов решается на аферу, чтобы избавить себя от многочисленных долгов – объявить себя банкротом, временно передав всё своё состояние доверенному человеку.

В сообщники Большов выбирает своего приказчика и давнего друга семьи Большовых Лазаря Подхалюзина и посвящает его в свой план.

Подхалюзин демонстрирует полную лояльность, но на деле решает обмануть своего благодетеля и присвоить себе всё его богатство.

Подхалюзин начинает плести интриги, переманивая на свою сторону стряпчего Рисположенского, который тоже помогает Большову в его афере, а также сваху Наумовну, чтобы та расстроила помолвку дочери Большова – Олимпиады, в которую влюблён Лазарь.

План Лазаря приходит в движение. Помолвка Олимпиады с дворянином расстраивается, и Большов объявляет Подхалюзина её новым женихом. Олимпиада устраивает скандал, но Лазарь рассказывает ей о том, что весь бизнес её отца уже принадлежит ему. Он соблазняет девушку, суля ей большой дом и роскошные платья, и та соглашается на свадьбу.

Проходит некоторое время, Лазарь и Олимпиада поженились, они живут в роскошном особняке. Подхалюзин на вершине своего успеха, Самсон Большов отправлен в долговую тюрьму, а Рисположенский и Наумовна обмануты и выгнаны вон.

Внезапно появляется сам Большов, который просит Лазаря и Олимпиаду помочь ему расплатиться с долгами. Ни Лазарь, который был обязан Большову всем, ни родная дочь не проявляют к Самсону Силычу ни капли сочувствия и гонят его прочь.

Подхалюзин, однако же, оказывается не совсем гнилым человеком и всё-таки едет договариваться с кредиторами, не забыв одеть свой самый негодный сюртук, чтобы сбить цену.

СПАДИЛО.РУ

  • Главные герои:
  • Большов Самсон Силыч (богатый купец), Аграфена Кондратьевна (жена Большова), Липа (дочь Большова), Подхалюзин (приказчик Большова)
  • Второстепенные персонажи:
  • Устинья Наумовна (сваха), Сысой Псоич (юрист), Фоминична (ключница)

Островский А.Н. | 1849 |

  1. Форма произведения:
  2. Жанр:
  3. Время событий:
  4. Место событий:
  5. В школе:
  6. Возраст:
  7. Время чтения:

пьеса | сатирический | XIX век | Россия | 10 класс | взрослые | 1-3 часа |

  • Экранизация:
  • фильм (СССР, 1970 год, реж. Антонина Зиновьева)
  • Темы:
  • верность и предательство, жадность, изъяны общества, милосердие и жестокость

Действие первое

Дочь зажиточного купца Липочка рассуждает о танцах. Это ее любимое развлечение и больше всего ей нравится танцевать с военными. Маменька против ее увлечений танцами, считая, что такие движения постыдны для девушки, но Липочка осуждает ее за «суеверия».

Появляется Аграфена Кондратьевна, и снова начинаются упреки в легкомыслии. Липочка непочтительно обращается к матери, обвиняя ее в незнании светского обращения.

Также она напоминает, что родители отказали благородному жениху.

После этих слов у Липы начинается истерика: она уже давно хочет замуж, но не за купца, а за дворянина! Мать сначала выговаривает Липе, но затем смягчается и обещает подумать о свахе.

Сваха Устинья Наумовна сетует, что жениха подобрать будет трудно. Отец согласен на любого, лишь бы был богатым, мать — непременно за знатного купца и чтобы крестился по-старинному.

Липочка же согласна только на «благородного». Наконец, сваха предлагает вариант: богатый, к тому же, умный дворянин, в придачу, брюнет. Все соответствует требованию Липы.

Мать задумывается, подойдет ли им такой жених, ведь с ним и поговорить будет не о чем.

Появляется стряпчий Рисположенский, он рассуждает, что нельзя гневить Бога унынием. Его попросили покинуть зал суда из-за того, что он унес дело домой и забыл принести его на процесс.

Отец Липы Самсон Силыч обсуждает свои дела с юристом. Он хочет фиктивно обанкротиться, чтобы не отдавать долги. Юрист дает ему совет переписать имущество на другое лицо. Поступив так, купец сможет выплатить малую часть долгов, и жить безбедно на оставшиеся деньги. Самсон Силыч решает сделать этим лицом своего приказчика Лазаря Подхалюзина.

Появляется Подхалюзин и сразу соглашается с купцом, постоянно ему поддакивая. Когда-то Самсон Силыч взял его с улицы и приютил у себя, поэтому преданность приказчика никого не удивляет.

Читайте также:  Измена — это предательство или верность своим интересам?

Иллюстрация к пьесе. Художник Петр Боклевский

  Балет “Корсар”: содержание, авторы, действующие лица

Действие второе

Слуга Тишка жалуется на жизнь и встречает Подхалюзина. Тот непочтительно говорит о Самсоне Силыче, забыв о том, что еще недавно одаривал его комплиментами. Теперь же он считает, что хозяин ему не указ и посылает Тишку за спиртным.

Происходит внутренний монолог Подхалюзина, во время которого он обдумывает свою выгоду от предложения купца. Ему вовсе не хочется после двадцати лет работы подыскивать себе новое место.

У него зреет план шантажировать своего хозяина и таким путем получить согласие на брак с Липой. Благородному жениху она станет не нужна, поскольку отец ее будет объявлен банкротом.

Подхалюзин начинает действовать, посылая подношение свахе.

Также он дает взятку юристу, чтобы тот представлял его интересы в процессе сделки с Самсоном Силычем. Он считает Большова профаном в подобных делах и уверен, что обмануть его будет очень просто.

Свахе приказчик обещает вознаграждение в сумме двух тысяч и шубу за то, что она не допустит свадьбы Липы с благородным дворянином. Сваха не соглашается, но после того, как узнает о скором банкротстве Большова, идет на уступки и принимает условия Подхалюзина.

Появляется нетрезвый Самсон Силыч и узнает от приказчика, что дворянин передумал жениться на Липе. Подхалюзин начинает петь дифирамбы Липочке, и Большов сам предлагает ему жениться на дочери. Смущенный приказчик говорит, что не достоин такой девицы, как Липа. Сцена заканчивается договором о сватовстве.

Действие третье

К Самсону Силычу входят жена с дочерью. Супруга начинает упрекать его в холодности по отношению к Липочке: он не замечает ее нарядов и постоянно ворчит, что унижает ее и обесценивает, как девицу.

Мать же, наоборот, лебезит перед дочерью, но та с надменным видом игнорирует ее комплименты. Заявляется сваха и сообщает, что жених своенравничает и не собирается приезжать.

Большов реагирует на это спокойно и объявляет, что на примете есть жених и получше.

Сваха о чем-то шепчется с Липой, попутно то критикуя, то расхваливая ее наряд. После этого Липа объявляет, что теперь она хочет замуж за военного.

Все начинают ее отговаривать, отец высмеивает эту затею и сообщает, что жених уже есть и прибудет к обеду. Приезжает Подхалюзин. Самсон Силыч, соединив руки приказчика и дочери, благословляет их.

Липа на грани истерики: «Где это видано, чтобы воспитанные барышни выходили за своих работников?».

Молодые люди остаются наедине. Приказчик обещает, что будет потакать всем Липиным капризам, и она ни в чем не будет нуждаться. Он убеждает ее в том, что дворяне не такие уж и богатые, а у него, кроме денег, есть еще и лавка ее отца. Липа жалуется, что ей невыносима жизнь в родительском доме, и она желает жить по-своему. Наконец, молодые люди приходят к согласию и объявляют о своем решении.

Пьяный Самсон Силыч радуется такому исходу и обещает все состояние отдать зятю. Тот сначала отказывается, но это, всего лишь, игра на публику. Во время празднования Большов, ради шутки, выливает бокал вина за шиворот юристу. Так он проявляет к нему свое непочтение. Всех невероятно смешит эта выходка.

Действие четвертое

Богатый дом Подхалюзина. Супруги, одетые по последней моде, строят планы на будущее. Для бывшего приказчика слово молодой жены – закон.

К Липе приходит сваха. Она просит у нее хоть какое-нибудь платье. Она согласна и на самое дешевое, так как знает, что жадная Липа дорогое не даст. Липа уходи выбирать платье, а сваха напоминает Подхалюзину об уговоре. Вместо обещанных тысяч она получает от него сто целковых. Шубы также не видно на горизонте. Ее уход сопровождается скандалом и ругательствами.

Большова ненадолго отпустили из долговой ямы. Жена сокрушается, что она теперь сирота и просит зятя оплатить часть долгов, о которой было условлено заранее.

Подхалюзин объявляет, что кредиторы за каждый рубль долга требуют не меньше двадцати пяти копеек, он же может выплатить только по десять. Разъяренный от такой наглости Самсон Силыч, требует выполнения договора.

Зять с дочерью объясняют ему, что в данное время они должны думать не о стариках, а о своих будущих детях. Купец приходит в отчаяние: мало того, что он не может пережить позор из-за нахождения в яме, в дальнейшем ему еще грозит острог.

Но на лицах молодых супругов он не видит никаких чувств, кроме равнодушия. Большов покидает их со словами: «Ты уж не плати за меня ничего: пусть что хотят, то и делают». Мать стыдит дочь, но та остается безучастной к ее проклятиям.

"Свои люди – сочтемся!": анализ пьесы Островского – Островский А.Н. Литература 19 века

В 1846-1849 гг. Островский напряженно работает над созданием большой комедии, название которой менялось в ходе творческого процесса: «Несостоятельный должник» – «Банкрот» – «Свои люди – сочтемся!».

Но толчком к интенсивной работе в драматическом роде был успех первого опыта – «Картины семейного счастья», прочитанной 14 февраля 1847 г. перед очень компетентными ценителями на квартире профессора Шевырева.

Если первый драматический опыт Островского принес ему признание, то комедия «Свои люди – сочтемся!» поставила его в ряд лучших русских драматургов. 17 марта 1850 г.

, сразу после выхода комедии в свет (она была опубликована в мартовской книжке журнала «Москвитянин») Герцен писал из Парижа Георгу Гервегу о письме Грановского из России: «Он пишет, что появилась новая комедия, написанная молодым человеком, неким Островским…

его комедия – крик гнева и ненависти против русских нравов: он отзывается об этом произведении как о дьявольской удаче; пьеса была запрещена, название ее «Свои люди – сочтемся!».

Действительно, пьеса Островского была напечатана с большим трудом, а о сценическом ее воплощении не могло быть и речи. Пьеса удостоилась высочайшего осуждения: «…напрасно напечатано, играть же запретить…» Естественно, что переиздание комедии стало возможным только после смерти Николая I, в 1859 г.

, да и то со значительными изменениями и новой благополучной развязкой, в которой «порок» был наказан. В этом смягченном виде пьеса в 60-е годы появилась на сцене (раньше всего – 18 апреля 1860 года – в Воронежском кадетском корпусе). В 1861 г. ее поставили Александринский театр в Петербурге и Малый – в Москве, и лишь с 1881 г.

было разрешено представление комедии Островского по тексту первой редакции.

Естественно, что главной причиной такого нелегкого пути к читателю и зрителю была острота содержания и нравственная бескомпромиссность молодого автора. По справедливому замечанию В. Я. Лакшина, автора монографии об Островском, ключевое слово для понимания комедии – обман: «Обман в «Банкроте» выступает как потайная пружина всей жизни».

Богатый московский купец Самсон Силыч Большов, стремясь стать еще богаче, решает объявить себя несостоятельным должником, имитировать банкротство.

Чтобы ложный («злостный») характер банкротства не был установлен, он переписывает свое состояние – дом и лавки на имя главного приказчика – Лазаря Елизарыча Подхалюзина, которого, по его собственным словам, «поил, кормил вместо отца родного, в люди вывел».

Подхалюзин, однако, не так прост, каким он представляется своему благодетелю. По крайней мере, он хорошо знает две особенности Большова – человека опытного, тертого и житейски очень неглупого, которые делают его чрезвычайно уязвимым.

Во-первых, Самсон Силыч падок на лесть, и Подхалюзин не устает льстить ему. Во-вторых, (и это главное) Большов как истинный самодур не любит менять свои решения и признавать ошибки.

Дочь Большова, Олимпиада Самсоновна, Липочка – девица на выданье, до того сосредоточена на мыслях о женихе, что у нее, по ее собственному выражению, «рябит меланхолия в глазах», но жених ей нужен благородный, желательно военный, а не купец: «Затем разве я так воспитана: училась и по-французски, и на фортопьянах, и танцевать!». Однако Самсон Силыч, растроганный льстивыми речами Подхалюзина, решает быть благодетелем до конца и отдает Липочку за своего приказчика. Что же до желаний самой Липочки, то они мало волнуют Большова: «Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю». Впрочем, и Липочка быстро меняет гнев на милость, получив у Подхалюзина обещание полной независимости от родителей и возможность покупать самые дорогие наряды. Дом и лавки, переписанные на имя приказчика, Большов отдает вместо приданого, советуя при этом не спешить при расчетах с кредиторами, добиваясь наибольшей выгоды.

Очень скоро, однако, Большову придется пожинать плоды самодурства. Когда дело доходит до «ямы» – долговой тюрьмы, Подхалюзин не спешит выручить своего тестя, следуя его же советам – поторговаться с кредиторами.

Ни малейшего признака жалости к отцу не испытывает Липочка, наслаждающаяся положением замужней женщины.

Финал пьесы выразительно подтверждает иронический смысл ее названия «Свои люди – сочтемся!» Нравственная грубость, неразвитость, примитивизм, своекорыстие – такова изнанка патриархального купеческого быта в изображении молодого драматурга. Первая комедия была свидетельством духовной зрелости писателя.

Источник (в сокращении): Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. – Воронеж: Родная речь, 2003

Ссылка на основную публикацию