Анализ эпизода «Небо Аустерлица» из романа «Война и мир»

  • Статья «Как Толстой изобразил подвиг Андрея Болконского? (в Аустерлицком сражении)»
  • ____________
  • А
  • ндрей Болконский – один из центральных персонажей романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир».

Болконский принадлежит старинному роду. Он строго следует семейным традициям. Он благороден, честен и справедлив, из-за чего его карьера складывается весьма блестяще.

Как грамотный офицер, которому под силу поднять в бой воинов, Болконский уже в первом серьёзном бою под Аустерлицем показал себя именно таким – героически бесстрашным.

Внутренняя душевная опустошённость, выразившаяся в недовольстве лицемерием, сплетнями и бесполезной суетой высшего света, привела Болконского к тому, что он не боится смерти. Он презрительно смеётся над ней и постоянно рискует.

Болконский попадает под Аустерлиц с тяжёлым сердцем: он оставил беременную жену Лизу на попечение сестры и престарелого отца. Он не поддержал Лизу в период её беспокойства. В предстоящем сражении Болконский предвидит, что именно здесь он сможет полностью реализовать себя в крайне почётном деле – внести свой вклад в защиту своей Родины.

В битве его увлекает совершенно другое: он жаждет славы, причём собирается её добыть, честно выполняя свой воинский долг.

В ходе Аустерлицкого сражения он получает такую возможность: увидев, что ряды расстраиваются, подобрав полковое знамя, он поднимает упавших духом бойцов и устремляется вперед.

Казалось бы, он ничего сверхестественного не совершил, но его бесстрашие и безразличие к жизни привели его к славе. Он понимает, что будет ранен, но он всё равно упорно бежит вперёд со знаменем.

Итак, его основные черты так понравились Наполеону, принявшему Болконского за мертвеца, который лежал на поле со знаменем в руках. Наполеон ещё до сражения был кумиром Болконского, даже если он и враг.

Наполеон в свою очередь с уважением назвал его смерть «прекрасной», поскольку Болконский не отступил и по-своему внёс свою лепту в исход сражения. По-видимому великого французского маршала привлекала безудержная храбрость и отказ от всего, что есть в жизни, во имя Отечества.

Таким образом, в образе Наполеона просматриваются черты самого автора – Л.Н. Толстого.

Однако, увидев в этот момент Наполеона, Болконский понял, как ничтожен со своей стороны этот человек. И только голубое небо открыло ему глаза на его бесполезную жизнь. Вероятно, именно потому, что князь Андрей увидел себя и своего кумира с другой стороны, он нашёл в себе силы выжить после ранения и пуститься в долгий путь исканий себя.

На этой странице: статья, раскрывающая вопрос «Как Толстой изобразил подвиг Андрея Болконского в Аустерлицком сражении?».

Существуют два очень похожих понятия – мораль и нравственность. Мораль – это следование определенным правилам, существующим в обществе, а нравственность – это основа морали.

Для многих людей понимание правильности своих поступков и мыслей строится на доброте, духовности, честности, уважении к себе и другим, это и есть те самые понятия нравственности, на которых держится мораль общества.

На протяжении повествования, по мере изменения жизненных обстоятельств, нравственные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» отражают его взгляды на мир и события вокруг него в данный, конкретный момент времени.

Но при любых обстоятельствах Андрей Болконский сохраняет свой основной жизненный стержень – он всегда остается честным и порядочным человеком. Для него всегда остаются главными принципы, в основе которых стоит уважение к достойным, с его точки зрения, людям.

Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

В начале романа князь Андрей страдает от жизни, которой он живет, ему кажется, что все, что его окружает, лживо и фальшиво насквозь. Он рвется на войну, мечтает о подвигах, о своем Тулоне.

О славе и любви людей. А здесь ему все тошно и противно.

«Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» – говорит Болконский Пьеру, отвечая на вопрос, зачем он идет на войну.

То, что его молодая жена ждет ребенка, не только не останавливает его, напротив, княжна раздражает его своим кокетством, своей привычной для гостиных болтовней. «Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело» – пишет Толстой о Болконском в начале романа.

Путь духовных исканий Андрея Болконского начинается с мыслей о том, что настоящая жизнь – на войне, главное в этом мире – не семейный тихий уют, а воинские подвиги во имя славы, ради людской любви, ради Отечества.

Попав на войну, он с удовольствием служит адъютантом у Кутузова.

«В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».

Болконский, перед решающим сражением, размышляет о будущем: «Да, очень может быть, завтра убьют», — подумал он.

И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспомнил первые времена своей любви к ней; вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя… «Да, завтра, завтра!

Думал он. — Завтра, может быть, все будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, — даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать».

Он стремится к известности, к славе: «… хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую.

Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно.

И как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей»

Словно в насмешку, в ответ на возвышенные рассуждения о том, что на данный момент кажется Андрею самым главным в жизни, Толстой тут же вставляет глупую шутку солдат, которых вовсе не интересуют высокие размышления князя: «Тит, а Тит?» — Ну, — отвечал старик. — Тит, ступай молотить, — говорил шутник. — Тьфу, ну те к черту, — раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг».

  Почему важно соблюдать законы – конспект урока для 7 класса

Но даже это не сбивает Болконского с героического настроя: «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!» – думает он.

Болконский мечтает о подвигах, и, в отличие от Николая Ростова, не бежит с поля боя, напротив, князь поднимает в атаку отступающие войска. И получает серьезное ранение.

Вот здесь и происходит первый переломный момент в сознании Болконского, вдруг то, что казалось абсолютно правильным, становится совершенно ненужным и даже лишним в его жизни.

Лежа раненным под небом Аустерлица, князь Андрей явственно осознает, что главное – вовсе не геройски погибнуть на войне, чтобы заслужить любовь совершенно посторонних людей, которым до тебя и дела то нет вовсе! «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец.

Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»

Даже в тот момент, когда к нему подошел «Наполеон, его герой… в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был… чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

И вот уже Наполеон с его честолюбивыми замыслами кажется князю ничтожным существом, не понимающим истинного смысла жизни.

«Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял… Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

В бреду, не осознавая, Болконский грезит о семье, об отце, сестре, и даже жене и маленьком ребенке, который должен скоро появиться на свет – именно эти «мечтания… составляли главное основание его горячечных представлений». Для него стали вдруг главными «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах…».

И когда он вернулся родовое имение, успев застать жену в последние минуты жизни, «… в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть».

Рождение сына, смерть жены, все события, произошедшие с князем Андреем на войне, перевернули его отношение к жизни.

Болконский даже принял решение никогда более не служить в армии, главным для него теперь становится забота о маленьком сыне, который нуждается в нем. «Да, это одно что осталось мне теперь» – думает князь.

Мечты о славе и признании

В битве при Тулоне против сторонников короля на юге Франции никому не известный молодой Бонапарт резким вмешательством своей колонны принес победу республиканцам. Это была его первая победа.

Читайте также:  Отзыв о произведении «барышня крестьянка» для читательского дневника (а.с. пушкин)

Князя Андрея, служившего в штабе Кутузова, ни на минуту не отпускает мысль о славе. Поэтому «Тулон» постоянно соседствует с его именем как первая ступенька к ней. Наполеон стал для князя кумиром.

Перед сражением всю ночь идет внутренний диалог героя с самим собой, который никто не может перебить.

Ему не нужны ни отец, ни сестра, ни жена, ждущая ребенка. Туманной ночью перед битвой он отчетливо осознавал, до какой степени ему безразличны все близкие.

На небо Аустерлица он не смотрел, углубившись только в свои мысли. Всю ночь перед сражением он не мог спать.

Князь, пересматривая свою жизнь, еще кардинально не переменился: любовь чужих, неизвестных ему людей была необходима, как воздух, хотя возможная смерть его уже тревожит.

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Все, что касается бурной общественной жизни, которую ведет отец, то, что происходит в армии, кажется скучным и неинтересным, все это только раздражает Болконского. Даже то, что во время чтения письма от Билибина у князя Андрея вдруг просыпается интерес к написанному, даже этот интерес сердит его, потому что он не хочет принимать участия в этой чуждой, «тамошней» жизни.

Приезд Пьера, беседы и споры о том, что лучше: делать добро людям, как утверждает Безухов, или не делать зла, как считает Болконский, эти события словно пробуждают князя ото сна. Этот философский спор отражает нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в непростой для них обоих период жизни.

Они оба, каждый по-своему, правы. Каждый из них ищет свое место в жизни, и каждый для себя хочет понять, как жить сообразно понятиям чести и достоинства. Этот спор становится еще одним переломным моментом в жизни князя Андрея. Неожиданно для него «свидание с Пьером было… эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

В этот период своей жизни Болконский сравнивает себя со старым корявым дубом, который не хочет подчиняться весне и расцветать, «Весна, и любовь, и счастие!» — как будто говорил этот дуб, — «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман!»

Глядя на это дерево, князь Андрей убеждает себя «что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Но в том то все и дело, что ему приходится себя убеждать в этом, в глубине души, еще не осознав окончательно, он готов к новым метаморфозам. К тому, что перевернет его душу и всколыхнет в ней дремлющее ожидание радости и любви.

  Судьба: спор героя и автора (пьеса М.

Горького “На дне”)

Как раз в этот момент он и встречает Наташу Ростову, влюбляется в нее и вдруг обнаруживает, что на самом деле он может быть счастлив и может любить, и даже старый дуб подтверждает его мысли: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, — ничего не было видно».

Все, что было хорошего в его жизни, приходит ему на ум, и эти мысли приводят его к заключению, что на самом-то деле: «жизнь не кончена в 31 год». Любовь, еще не осознанная до конца, окончательно возвращает Болконского к деятельности.

Но в жизни всегда все меняется, изменятся и отношения князя Андрея с Наташей. Ее роковая ошибка приведет к разрыву с Болконским и к тому, что он опять разуверится в жизни.

Не захотев понять и простить Наташу, князь уедет на войну, и там, попав под обстрел и будучи уже смертельно раненным, Болконский все же придет к пониманию того, что главное в жизни – это любовь и всепрощение.

Жизнь князя Андрея, которая предшествовала войне

Это богатый светский человек, который глубоко несчастлив. До некоторой степени его образ создается автором как «лишнего человека». Одно из первых упоминаний о «лишних людях» появляется у А.С. Пушкина в черновом варианте 8 главы «Евгения Онегина»: «…почти ни с кем не говорит. Один затерян и забыт, меж молодых аристократов, между полезных дипломатов, для всех он кажется чужим».

Что вообще понимается в русской литературе под «лишним человеком»? Обычно это определенный социально-психологический тип. Главные его черты можно и самому реконструировать. С одной стороны, это значительные способности, яркая личность, а с другой – отчуждение от социума.

С одной стороны, чувство интеллектуального и нравственного превосходства над своей средой, а с другой – некая душевная усталость, скептицизм, который и делает его белой вороной. Лишние люди часто приносят несчастье не только себе, но и молодым женщинам, которые их полюбили.

Это все применимо к образу князя Андрея, созданному рукой великого мастера.

Сражение

Кутузов сразу предполагал, что оно будет проиграно. Князь Андрей надеялся своим вмешательством переломить ход сражения. И вот представился случай проявить личный героизм, когда началось массовое бегство солдат с позиции.

Он подхватил знамя и побежал вперед, не обращая внимания на пули, пролетавшие мимо. И солдаты пошли за ним. Но, раненый, он падает, и тут впервые замечает небо Аустерлица. Оно в необыкновенной дали.

В небе, в отличие от земли, все спокойно.

Нет ни шума, ни гама, ни криков, ни взрывов, ни бурного движения, ни злобы, ни драк. Там, высоко, есть тишина. Тихо ползут облака. Они спокойны и торжественны. Князь Андрей поражен, видя небо Аустерлица. Отрывок о небе показывает, как меняется взгляд князя – да, все обман, что прельщало его.

Используется антитеза – идет противопоставление жаркого боя и покоя, безмолвия. Есть только небо. «И слава богу!» Так изменился весь тон повествования. С помощью эпитетов и повторов замедляется ритм фраз. А неспешно плывущие облака показывают медленные, но постоянные изменения в мыслях князя.

Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» — сочинение и анализ эпизода

Мы подготовили для Вас несколько вариантов сочинений про Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир». Берите наши примеры для написания сочинения на урок литературы.

Вариант 1

Содержание:

  • 1 Вариант 1
  • 2 Вариант 2
  • 3 Вариант 3

Завершающим эпизодом первого тома романа «Война и мир» является Аустерлицкое сражение. Все сражения описанные в произведении — пиковые точки повествования, в них эпохальные события переплетаются с личными трагедиями и переживаниями героев, жизнь граничит со смертью, а высокопоставленные личности принимают участие в судьбах простых солдат.

Битва под Аустерлицем была проиграна заранее и все это понимали. Багратион даже не явился на военный совет, предшествующий баталиям, так как считал его бесполезным. Но большинство генералов были пропитаны ложными надеждами на победу и воодушевили всю армию на веру в нее.

Это сражение оказалось переломным моментом и в судьбе Андрея Болконского. Всю свою жизнь он восхищался Наполеоном и мечтал повторить его подвиг, когда полководец спас армию на Аркольском мосту.

Во время атаки князь Андрей поднимает знамя, ведя солдат за собой, но при этом получает тяжелое ранение.

В то мгновение, когда жизнь героя находится на грани смерти, автор проверяет истинны ли идеалы Болконского. Когда человек находится на волосок от смерти, все ложное сразу отсеивается, остается только важное и вечное.

Наблюдая величие природы и «бескрайнее небо Аустерлица» Андрей переосмысливает всю свою жизнь, его убеждения больше не кажутся безупречными, он сам не понимает, как не замечал раньше этого высокого безграничного неба.

Все остальное кажется ему пустым и ничтожным.

В то время Наполеон был примером для подражания многих молодых солдат, которые хотели быть такими же отважными и смелыми как он. Они романтизировали подвиги Бонопарта, не осознавая, что за ними стояли тысячи человеческих жизней.

Многие из них даже не могли подумать, что когда-нибудь встретятся с кумиром и для них такой случай был бы счастьем, но только не для Болконского.

Тогда его отношение к императору резко изменилось, он казался ему маленьким и не таким значимым, как момент единения его души с природой в ту минуту.

Можно сказать, что в этой битве произошло перерождение души князя Андрея. Всего его идеалы развеялись, как прах, он увидел жизнь с другой стороны. Но само ранение Болконского никак не повлияло на ход битвы, этим Толстой хотел показать, что один человек никак не мог повлиять на ход сражения и на его исход. А сколько таких историй сопровождало всю войну, можно только догадываться.

Описание Аустерлицкого сражения — играет важную роль в концепции романа, оно помогает многим героям осознать настоящий ужас войны и изменить свое отношение в военным действиям и к собственным жизням.

Вариант 2

Битва при Аустерлице была проигрышна изначально. Военные это понимали. Князь Багратион демонстративно не пришёл на военный совет. Он заранее знал исход этой битвы. Остальные генералы слепо верили в победу. Аустерлицкое сражение стало переломным моментом в жизни князя Андрея Болконского.

До этого он восхищался Наполеоном. Жаждал повторить его подвиг. Со знаменем в руках ворваться в боевые порядки противника и увлечь всех за собой. Андрей мечтает о славе, о награде. А вместо этого получает ранение. Лёжа на земле, он впервые в жизни обращает внимание на высокое небо и плывучие куда-то белые облака. Остальное для него теперь не важно.

После этого кумир был развенчан. Князь Андрей понял, что Наполеон обычный убийца, ему плевать на судьбы своих солдат и офицеров. Они, как марионетки, идут в бой по мановению его руки в белой перчатке. Наполеона интересуют собственные амбиции, слава.

Ранение повлияло только на мировоззрение Болконского, на ход битвы оно никак не повлияло. Один человек не в силах повлиять на ход сражения, как бы он ни старался. Если только он не Наполеон. Вот он повлиял на ход сражения. Он оказался талантливым гением, разгромившим две армии – русскую и австрийскую.

А всё из-за того, что союзники выясняли, кто из них главный – Россия или Австрия. Ведь Аустерлиц расположен на её территории. Кутузова всерьёз никто не воспринимал. Он не стал спорить с остальными. Забился в уголок и проспал весь совет. Он реально оценил силу, ум, военную хватку Наполеона

Читайте также:  Сенека - о родах и видах: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Да, две армии по численности были больше одной армии Наполеона. Поэтому, он собрал точные сведения о боеспособности обеих армий. Нашёл слабые места в их тактике и стратегии. И заманил их в ловушку.

А военный совет перед битвой был больше похож на балаган. Где, каждый высказывал своё мнение, перебивая и перекрикивая остальных. Умница князь Андрей сразу понял, что сражение уже проиграно. Но, как русский офицер, присягнувший царю и Отечеству, он не мог не идти в сражение.

Кутузов выжидал до последнего. Он пытался разгадать военную хитрость Наполеона. Он не может послать своих солдат и офицеров на верную гибель, не может взять на себя такую ответственность. Он ждёт, когда император отдаст приказ о наступлении. И он его отдал.

Не будучи опытным военным, не имея боевого опыта, он кинул русских солдат в мясорубку. Ему важно любой ценой вырвать победу у австрийского императора. Простым солдатам никто не объяснил, что надо делать. Они шли по полю навстречу своей гибели. И кем-то оброненное слово: «Обошли!» привело к панике, к хаосу.

Ряды дрогнули и смешались, армия спасалась бегством. И никто, даже сам Кутузов, не смог остановить бегущих солдат. Битва была позорно проиграна. Наполеон торжествовал победу. Он уже планировал новый поход на Россию.

Вариант 3

В истории всех военных событий, происходивших с Российской Империей в начале девятнадцатого века, особое место занимает битва по Аустерлицем – одно из решающих событий антифранцузской коалиции 1804-1805-ых годов, когда несколько сильнейших на тот момент держав, во главе с Россией, объединились дабы дать отпор набиравшей тогда существенное влияние Наполеоновской Франции.

Неудивительно, что в сюжете романа-эпопеи великого русского писателя Льва Николаевича Толстого «Война и мир» битве под Аустерлицем уделено немалое внимание, а само это событие становиться переломным как для отдельных персонажей, так и для всего сюжета произведения в целом.

Для начала стоит рассмотреть максимально общую характеристику сражения, данную Толстым. Автор уделяет большое внимание обстановке перед боем и настроем, царящем в каждом из лагерей.

И если же французы подробно изучили численность русско-австрийских войск, рассмотрели командование этих войск и сделали стратегические выводы, то атмосфера в русском лагере напоминала «ярмарку тщеславий», поскольку каждый на нем лишь пытался показать насколько он «умный и расчётливый военный стратег», в то время как реальная стратегия мало кого интересовала. Толстой делает большой акцент на том, как Михаил Кутузов, будучи отстраненным от управления войсками в данной битве, пытался предупредить всех остальных командующих о том, что враг намного более хитер, чем им кажется, что, вероятнее всего, Бонапарт попытается завести русские войска в ловушку, поэтому необходимо максимально оттянуть момент сражения.

Однако военный совет, во главе с генералом Войтером, ослепленный прошлыми незначительными военными успехами, получив благоволение Александра Первого, не принимает во внимание слова Кутузова, из-за чего войска наполеона наносят русско-австрийскому войску сокрушительное поражение.

Здесь же стоит рассмотреть Аустерлицкое сражение не только как поражение русской армии, но и как поражение или, скорее, крах системы ценностей одного из главных героев «Войны и мира» — князя Андрея Болконского.

Лежа под небом Аустерлицкого поля он понимает, что все те цели, которые он преследовал раньше (а именно – во время боя Андрей желал совершить геройский поступок ради славы и признания, ради удовлетворения собственных амбиций), в сущности являются пустышками, незаметной и маленькой суетой под этим «бескрайним голубым небом».

Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». «Небо Аустерлица» как главное событие в жизни князя Андрея Болконского, изменившее его мировоззрение

Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

«Небо Аустерлица» как главное событие в жизни князя Андрея Болконского, изменившее его мировоззрение

Природа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» одухотворена и очеловечена. Она с проникновенной глубиной помогает раскрыть и передать читателю все тончайшие оттенки чувств и переживаний главных героев, объяснить мотивы их дальнейших поступков.

Так, в сцене (эпизоде) Аустерлицкого сражения, там, где князь Андрей со знаменем в руках поднимает за собой в атаку расстроенные русские войска, это проявляется особенно наглядно. Получив тяжелое ранение, князь Андрей падает на землю. И что же он видит перед собой?..

«Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, -высокого неба… Как же я не видал прежде этого высокого неба?.. И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его.

Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»

Как мы видим, именно в этом эпизоде происходит кардинальная перемена в мировоззрении одного из главных героев произведения Л.Н. Толстого. Небо, по мнению Толстого, является олицетворением вечности, не только бесконечного и загадочного пространства, но и некоей высшей абсолютной истины, запечатленного Божьего промысла.

Словно он, герой романа, князь Андрей, заглянул в вечность, перешагнул через некую земную грань и увидел уже нечто иное. Вспомните, строчки Ф.И.

Тютчева, современника Толстого, замечательного русского поэта, гениально передающего все тончайшие нюансы человеческого духовного мира через незримое соединение его с природой:

  • Блажен, кто посетил сей мир
  • В его минуты роковые!
  • Его призвали всеблагие
  • Как собеседника на пир…

Так происходит и здесь. Совсем не случайно, что, соприкоснувшись с вечным, непостижимым, незыблемым и загадочным, герой полностью меняет свое мировоззрение и понимание об устройстве человеческого общества и о порядке восприятия в нем неких общечеловеческих истин и ценностей.

Так, князь Андрей открывает для себя некую новую неоспоримую истину: как мелки и тщеславны людские помыслы о мнимой славе, об успехе, о житейской карьере, как ничтожны все мечты и устремления к каким-то чинам, наградам и званиям, как, в сущности, смешны бывают люди в своей мелкой житейской суете, интригах, стремлению к материальным благам. Князь Андрей с отчетливой ясностью открывает для себя главную истину: нет ничего в этой жизни вечного и постоянного, кроме прекрасного, высокого и непостижимого неба, олицетворяющего собой тайну вечной жизни, Бога, непреходящих общечеловеческих ценностей- любви, истинной дружбы, сострадания к ближним, искренности и правды по отношению к другим и самому себе.

Анализ эпизода «Небо Аустерлица» из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Материалы к написанию задания 8.

Любимые герои Толстого проходят мучительный путь духовных исканий. Они меняются внутренне, мудреют, открывают для себя новое видение смысла бытия. Переломные моменты их жизни автор изображает подробно, выписывая тщательно каждое движение их души.

Духовное взросление Андрея Болконского связано с отказом от мечты о личной славе, индивидуалистической по своей сути, и приобщением к национальной, общенародной жизни. Несколько эпизодов играют ключевую роль в этом процессе. Один из них — «Небо Аустерлица» (I т. III ч. 16,19 гл.).

В начале эпизода князь Андрей, воодушевленный стремительным взлетом Наполеона, ждет своего Тулона, своего звездного часа: «Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело». И действительно, именно он в момент, когда дрогнули ряды русских солдат, первым, с флагом в руках, бросается навстречу врагу.

Но странно, эта сцена в изображении Толстого лишена хотя бы малейшего героического пафоса. Князь Андрей совсем не похож на картинного героя.

От волнения ли, от подспудного ли страха дрожит его нижняя челюсть, крик его не призывен и громоподобен, а детски-пронзителен, он еле удерживает в руках тяжелое знамя, надрываясь, волочит его за древко. Сам бой нелеп, бестолков. 

Перед глазами князя Андрея странная схватка из-за банника рыжего артиллериста со сбитым на бок кивером и французского солдата. Наконец, совершенно неэффектно изображает Толстой ранение героя. Он падает некрасиво, словно «со всего размаха крепкою палкою кто-то из ближайших солдат… ударил его в голову».

Почему все случилось не так, как представлялось князю Андрею в мечтах? Причина, наверное, кроется в самом видении войны Толстым, знавшим о ней не понаслышке. Толстой не эстетизирует войну, любая мифологизация ему чужда. Война уродлива, неестественна для человека, рожденного жить, а не гибнуть.

В ней нет ничего возвышенного, правда войны сурова.

Этой картине нелепого смертоубийства противостоит образ неба, обычного, «не ясного, с тихо ползущими облаками». Он символичен, небо ассоциируется с высотой, чистотой чувств, отрешенностью от суетного течения жизни.

Лежащий на поле боя раненый Андрей (рука не поднимается написать титул «князь»!) уже не герой, не будущий властитель дум. Он ребенок, слабый, нуждающийся в помощи, стонет «тихим, жалобным, детским стоном».

Предполагая, что умрет, думает о вечном, глядя в высокое, бесконечное небо.

По странному стечению обстоятельств (а в контексте художественного пространства эпизода это, естественно, не случайно!) рядом с Андреем в это время оказывается его бывший кумир Наполеон. Кумиры недосягаемы, обожествляемы. Но Толстой, глядя на Буонапарте глазами своего героя, несколько раз даст прямые характеристики: «маленький и ничтожный».

Отчего так? Наполеон в этой сцене явно ассоциируется с теми жизненными ценностями (слава, любовь людей), которые кажутся герою слишком мелкими по сравнению с тем вечным, что открыло ему небо. Когда-то он бежал от семьи, домашнего очага к славе… Теперь семейное счастье и сын кажутся ему единственным смыслом жизни. Надолго ли — покажет время.

 Алла Баландина

Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 3, глава 19)

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 3, глава 19).

  Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

    Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» открыл читателю галерею бессмертных образов, созданных рукой писателя-психолога. Благодаря его тонкому мастерству, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души.     Одним из положительных героев романа является князь Андрей Болконский.

Читайте также:  Краткое содержание книги Александра Пушкина «Сказка о золотом петушке» и отзыв для читательского дневника

Писатель наметил сначала эпизодическую фигуру офицера-аристократа, но затем она вылилась в фигуру главного героя, который в результате долгих поисков, ошибок и борьбы приходит к народу. Это, по мнению Толстого, и делает его положительным.
    Позиция князя Андрея в самом начале романа – это конфликт со средой.

Этот конфликт назревает из-за неудовлетворенности героя окружающей его действительностью. Болконского не устраивает общество, в котором он находится. Высший свет остановился в своем развитии, походит на болото, которое засасывает в трясину праздномыслия, бездействия, внешного блеска и внутренней бессодержательности.

Князь Андрей же хочет вырваться из этой трясины и имеет для этого достаточно сил.     Путь разрешения конфликта со средой, который намечает для себя герой, – попытаться достичь власти через воинский подвиг. Это становится лейтмотивом сюжетной линии образа Андрея Болконского на протяжении всего первого тома.

    Образцом героя, который владеет умами людей, долгое время является для князя Андрея Наполеон Бонапарт. Он стремится уподобиться этому кумиру, одержав победу в своем Тулоне, который пытается найти во время войны 1805 года. Аустерлицкое сражение завершает этот этап.

В день битвы князь Андрей с нетерпением ждет осуществления своих честолюбивых планов, но после поражения идеальный Тулон развенчивается самим героем.

    В девятнадцатой главе третьей части первого тома описывается тот сильнейший внутренний перелом в душе князя Андрея, который повлечет за собой перемену всех его взглядов и станет сильнейшим толчком к более глубокому самоанализу и самосовершенствованию.     Этот эпизод переносит нас на Працежную гору, где «упал с древком знамени в руках» раненый князь Андрей.

Его голова теперь уже не занята мыслями о сражении, о поражении и о неудавшемся Тулоне. Он смотрел в «высокое небо Аустерлица», понимая, что «… ничего, ничего не знал до сих пор».
    Там же он переосмыслил свое отношение к Наполеону.

Услышав рядом с собой голоса, князь Андрей понял, что среди них был и голос его героя, произнесший в его адрес свое знаменитое: «Вот прекрасная смерть».

Но для героя это уже были не слова великого императора, а всего лишь «жужжание мухи»: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками».

    Князь Андрей полностью разочаровывается в Наполеоне с «безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом».     Теперь, когда цель жизни Болконского – добиться славы – разрушена, героем овладевает беспокойство. Но небо обещает успокоение, а это значит, что есть надежда быть счастливым. Только искать счастье нужно где-то в другом месте.

И князь Андрей это понимает: «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»
    И мысли «о чем-то непонятном и важнейшем» постепенно завладевают им – князь Андрей думает о Боге, о жизни и смерти, о сестре, о жене и сыне: «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием…»
    Так меняется мировоззрение героя. Побывав на краю смерти, Андрей Болконский направляет все свои личные интересы в сторону семейной жизни, отказавшись от военной службы.     Эпизод на поле боя под Аустерлицем занимает очень важное место в романе. Во-первых, он раскрывает причины внутреннего перелома одного из лучших героев произведения. Этот перелом окажет впоследствии огромное влияние на дальнейшее развитие его личности. Во-вторых, перед нами предстает истинный образ Наполеона, увиденный глазами Андрея Болконского, образ жестокого, тщеславного, ничтожного человека, наслаждающегося несчастьем других людей.     Так, через восприятие одного из персонажей, писатель воссоздает правдивый облик реального исторического лица.

    И, наконец, размышления Андрея Болконского о смысле жизни заставляют и нас задуматься о том, что на самом деле важно на Земле: слава и общественное признание или тихое семейное счастье.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 3, глава 19)

Анализ эпизода Небо Аустерлица из романа Война и мир Русский язык

Главный герой произведения отправляется в жестокий и кровопролитный бой. Андрей понимает, что это сражение может стать для него последним. Болконский грезит о славе.

Всего его мысли заполнены помыслами о великих подвигах, наградах и почестях. Разум Андрей настолько помрачен, что он даже не задумывается о старом отце, беременной жене и чуткой сестре.

Андрей знает, что его смерть принесет сильнейшую боль старику, сын может остаться сиротой, жена и сестра будут убиты горем.

Несмотря на это, герой идет на пролом. Михаил Илларионович предупреждает его, что шансов остаться живым почти нет. Андрея не беспокоят чувства и переживания родных. Болконский подвергает себя серьезной опасности.

На поле боя Андрей хватает знамя и оружие, после чего на огромной скорости бежит на французов. За ним поднимается русское войско. Неожиданно князя протыкает чье-то орудие. Болконский падает, не понимая, что на самом деле происходит.

Андрей удивленно осознаёт, что начинает падать. Его ноги подкашиваются. Молодой князь упал на спину и открыл глаза. Болконский хотел узнать, чем кончилась бой французов с нашими артиллеристами. Его интересовал вопрос в каком состоянии находятся наши пушки. Однако, Болконский ничего не увидел, кроме прекрасного голубого неба.

Небо было таким высоким и неясным. Ничто не могло сравниться с ним. По голубой глади медленно и тихо ползли серые облака. Этот момент отдавал торжественностью осознания истины. Андрей понял, что все его мечты и притязания – бессмысленная глупость.

Это синее небо превыше всего, оно скрывает таинственную красоту и жизнь. Герой сравнил спокойствие и тишину, которая отличалась от шума и ужаса боя. Облака так медленно передвигались по голубому небосводу. Это было несравнимо с нашим бегом, криками и драками. У неба была совсем другая жизнь, независимая от нас.

Князь изумлён, как он раньше мог не видеть такой красоты. Как же он был глуп, когда гонялся за туманной и уходящей славой. Торжеством, которое длилось бы одну минуту. А это прекрасное небо всегда прекрасно.

Андрей был настолько восхищен величием неба, что не чувствовал боли и даже не заметил своего кумира. В момент созерцания к нему подошел сам Бонапарт и похвалил Болконского. Наполеон был убеждён, что тот уже мертв и лежит со знаменем в руках.

Этот момент перевернул всю жизнь князя. Он понял, что слава ничего не стоит. Ведь всё прекрасное уже рядом, его остаётся только заметить.

Все сочинения

33. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа л. Н. Толстого «Война и мир»)

В
жизни каждого человека бывают случаи,
которые никогда не забываются и которые
надолго определяют его поведение. В
жизни Андрея Болконского, одного из
любимых героев Толстого, таким случаем
стало аустерлицкое сражение.

Уставший
от суеты, мелочности и лицемерия высшего
света, Андрей Болконский едет на войну.
От войны он ждет многого: славы, всеобщей
любви. В своих честолюбивых мечтах князь
Андрей видит себя спасителем земли
русской. Он хочет стать таким же великим,
как Наполеон, а для этого Андрею нужен
свой Тулон.

И
в бою под Аустерлицем этот Тулон
наступает. Князь Андрей в какой‑то
степени действительно становится
героем‑спасителем.

В
ходе боя французы нанесли внезапный
удар по русской армии: «Французов
предполагали за две версты от нас, а они
явились вдруг, неожиданно перед нами».
Началась паника, неразбериха, русские
бросились бежать.

И в ту минуту князь
Андрей понял, что вот он, его Тулон,
именно сейчас суждено сбыться его
честолюбивым мечтам: «Вот она, наступила
решительная минута!» И как бы подтверждая
эти мысли Болконского, Кутузов «дрожащим
от сознания своего старческого бессилия
голосом» обратился за помощью именно
к князю: «Болконский, – прошептал
он, указывая на расстроенный батальон
и на неприятеля, – что ж это?» А князь
Андрей хватает знамя, бежит в атаку,
солдаты следуют его примеру. «Вот она!»
– думал князь Андрей, схватив древко
знамени и с наслаждением слыша свист
пуль, очевидно направленных против
него». Но честолюбивым мечтам князя не
суждено было сбыться. Его ранили.

Предположим,
что Андрея не ранили бы. Что было бы
тогда? После удачного боя он получил бы
орден, повышение, славу и уважение как
герой, храбрый человек.

Его гордость,
честолюбие были бы удовлетворены, и,
наверное, с войны бы вернулся герой‑эгоист
Андрей Болконский, довольный своей
славой, но жаждущий еще более великой
славы. Но не таков Толстой, чтобы допускать
подобное.

Его любимые герои должны
пройти нравственное очищение через
потери, страдания, испытания. И это
ранение сделало Андрея совсем другим
человеком.

Андрей
упал, и его глазам открылось высокое
аустерлицкое небо: «Над ним не было
ничего уже, кроме неба, не ясного, но
все‑таки неизмеримо высокого, с тихо
ползущими по нем серыми облаками».

Болконский понял свою ничтожность перед
вечностью, всю мелочность своих мечтаний
и честолюбивых порывов, всю бессмысленность
этой человеческой войны.

В мире есть
что‑то, что главнее, важнее и выше
всего этого: «Да, все пустое, все обман,
кроме этого бесконечного неба». «Да, я
ничего, ничего не знал до сих пор».

И
именно в этот момент Болконский увидел
своего кумира – Наполеона, увидел тот
идеал, к которому он так стремился. Перед
Андреем «был Наполеон – его герой, но
в эту минуту Наполеон казался ему
ничтожным человеком…» Это высокое небо
Аустерлица помогло Андрею увидеть
самого себя, того, прежнего.

Теперь
Андрей изменился, ему уже не был интересен
Наполеон и все связанное с ним, потому
что он теперь иначе понимал жизнь: «Глядя
в глаза Наполеону, князь Андрей думал
о ничтожности величия, о ничтожности
жизни, которой никто не мог понять
значения, и о еще большем ничтожестве
смерти, смысл которой никто не мог понять
и объяснить из живущих».

На
аустерлицком поле князь Андрей как бы
заново родился, обновился. Начиналась
новая жизнь, полная исканий, надежд,
«начинались сомнения, муки, и только
небо обещало успокоение».

Ссылка на основную публикацию