В чем различие между честью и честностью

Пожалуй, только честный с самим собой человек никогда не станет жить с тем, кого не любит, и убегать от того, к кому прикипело сердце, заниматься нелюбимым делом с натянутой улыбкой и встречать лишних людей в своём доме.

Можно подумать, что я призываю вытащить голубую розу и давать всем её понюхать. Нет.

Правда, особенно истинная, не всегда бывает полезна. И далеко не всегда она нужна. Честность заключается не в том, чтобы всегда и всем в лицо говорить только то, что есть, а в том, чтобы вести себя по-честному.

Например:

–   Нечестно, встречаясь с одной девушкой, приглашать на свидания другую – это нечестно. В таком случае или отношения с первой должны быть неофициальными, причём она должна об этом знать, или они должны прекратиться в тот день, когда вторая девушка согласилась пойти с вами в кино.

– Нечестно, забеременев от одного человека, уйти к другому. Отец имеет право на своё чадо, даже если мать так не считает. И решать сразу за троих, не спросив одного и наплевав на интересы второго, – это подло, а не просто бесчестно. Другой разговор, что можно честно промолчать и родить ребенка для себя. Если изначально цель была именно такой, а не «нагадить в душу». 

– Нечестный метод – попытаться увести мужчину от другой женщины или, что ещё хуже – из другой семьи, получив от него внеплановый приплод.Вообще игра на страстях и слабостях – это всегда нечестно.Нечестно залезть в чужой карман, взять без спроса чужую вещь, не оплатить покупку в лавочке рассеянного продавца. 

Если такие поступки совершаются человеком легко и непринужденно, не задевая его совести, значит, по отношению к окружающим людям такой человек – сплошная личина. И доверять тому, кто легко может поступиться честностью, уже не очень-то хочется.

Крепко задумайтесь, стоит ли верить словам того, кто бесчестно поступает с окружающими на ваших глазах, уверяя, что вы – это, конечно, иное, и с вами он другой.

Да, другой – до поры. Пока у него на вас свои виды, своя игра. Как только в правила этой игры перестанет входить показная честность, с вами поступят так же, как и с остальными.

Мерило чести

Иногда более честно уйти в тень и промолчать, а иногда, напротив, сказать открыто то, что тебе известно. 

От чего это зависит? От ситуации.

Как определить, что правильнее? Пожалуй, только руководствуясь законом «не навреди». Если от вашей «правды» кому-то станет незаслуженно хуже, то кому такая правда нужна? 

Например, некоторые особо «честные» личности, узнав о том, что в какой-либо их знакомой семье воспитывается неродной ребенок, при первой же возможности спешат «открыть чаду глаза». И вот тут мы сталкиваемся с наглядной иллюстрацией того, что внешне честный поступок становится подлостью. 

Почему? Потому что он противоречит понятию о чести и морали.

Да, честность не равно честь

Поэтому будьте честными перед собой в первую очередь и думайте, не обернутся ли ваша показная правильность бедой для другого человека. Тогда и люди рядом с вами окажутся именно такие, какие достойны честного поведения с ними.

В чем различие между честью и честностью

Современный человек знает, что значит понятие “честность”, а вот схожий по звучанию термин “честь” не слишком распространен сегодня. Не многие из нас могут дать четкий ответ на вопрос, связанный с обозначением данного слова.

Честность представлена в форме некой меры правдивости той информации, которая звучит из уст человека. Это степень достоверности излагаемых им фактов и описания событий. Понятием честности часто пользуются в повседневном лексиконе подавляющее большинство людей.

Этому термину суждено не скоро выйти

из обихода, а его актуальность продлиться на длительный период времени.

Это произойдет, если человечество не займется изобретением универсального детектора лжи, потому что тогда каждый, самый отъявленный лжец будет вынужден говорить правду.

Понятие чести в современном мире является каким-то размытым.

Наше представление о ней черпается из художественных романов, в которых описаны люди, жившие в прошлые столетия, когда храбрые рыцари становились на защиту чести прекрасных дам (также своей собственной), участвуя в кровавых поединках. Джентльмены когда-то, следовали кодексу чести, и вызывали на дуэль менее благочестивых противников.

Только представители старшего поколения честь не считают пустым звуком, так как они ценят порядочность в людях.

По какой причине одно понятие принято применять в словесном обиходе современного человека, а другое становится постепенно пыльным архаизмом? Неужели понятию чести суждено исчезнуть из лексикона и жизни людей? Это качество просто сегодня не имеет достаточно внушительного веса.

Это печально, но больше всего современные люди ценят материальные блага, куда там им до духовных. Уважения сегодня заслуживает обладающий огромным состоянием человек, заработавший все нечестным путем, а не тот, кто ведет праведную жизнь, руководствуясь понятиями чести и долга.

Возможно сохранение понятия чести на многие столетия, но название оно обретет иное. Всегда будут существовать люди, верные нравственным идеалам, и те, кто ни перед чем не остановится, лишь бы достичь собственных целей.

(1 votes, average: 5.00

Что такое ложная честь. Сочинение: Честь истинная и ложная (Лихачев)

На первый взгляд, утверждение Дмитрия Сергеевича Лихачева, известнейшего ученого, писателя и общест­венного деятеля, о существовании так называемой лож­ной чести кажется несколько странным и непонятным: не может быть честь, понимаемая как высшее достоинст­во человека, быть ложной. В этом случае, вероятно, ее уже можно называть бесчестьем. Но великий русский мыслитель XX века именно так трактует понятие чести, обозначая две возможные ее составляющие — истину и ложь. Попытаемся вслед за ученым понять, что есть честь истинная и ложная.

Обратимся к письму «Честь истинная и ложная» из известного сборника писем для юношества «Письма о добром». Д.С. Лихачев пишет: «…представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представ­ления наносят колоссальный вред обществу».

Как по­нять это утверждение автора? Он говорит о так называе­мой «чести мундира», которая тяжелым грузом ложится на плечи чиновников.

Однако писатель заставляет заду­маться: а действительно ли современным чиновникам и власть придержащим сложно соблюдать неписаные за­коны чести? Оказывается, практически невозможно! И когда того требуют обстоятельства, понимаемые автором как собственные корыстные интересы, тогда и появляет­ся искаженное современными бюрократами выражение «честь мундира». Именно она заставляет чиновников от­стаивать ложные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, сносить памятники культуры. Примеров подобного попрания чести довольно много. В этом нельзя не согласиться с Лихачевым: для современ­ных чиновников не существует понятия чести, для них есть лишь огромное желание скрыть свои недочеты и провалы, отстоять право и в дальнейшем жить и работать исключительно в собственных интересах, а не ради блага людей. Это честь ложная, которую следует называть и признавать бесчестьем.

А что же в понимании Лихачева истинная честь? От­вет автор дает простой и однозначный.

Честь — это со­весть человека, то внутреннее мерило всего хорошего и дурного, которое не позволит оступиться и совершить что-либо дурное, безнравственное.

И тогда будет уже не пресловутая «честь чиновничьего мундира», а просто честь — общечеловеческое понятие и принцип, в соответ­ствии с которым должна строиться жизнь порядочного человека.

Таким образом, можно сделать вывод: честь истин­ная — это совесть. Сегодня в бездуховном мире это поня­тие столь важно и значимо, что осознавать его должен каждый, кто считает себя человеком.

Ложная честь — это неписаные правила солидарности чиновников, дейст­вующих в интересах государства и людей, а лишь из со­ображения собственных выгод и стремлений.

Невозмож­но не восхищаться выводами русского мыслителя, на рубеже веков предупреждавшего о последствиях истин­ного и ложного понимания чести.

Здесь искали:

  • ложная честь примеры
  • текст честь истинная и ложная

sochineniye.ru

  Три версии «Орля» – Мопассан Ги Де

Что такое честность

Честность — это избегание лжи, обмана и мошенничества с другими людьми. Важно быть стойким и говорить правду, даже когда это особенно трудно.

Умение понимать главную суть и находить ее. Также это умение самому принимать горькую правду, и работать над ней.

Быть честным — значит быть порядочным человеком, который сможет прямо и достойно сказать правду, при этом никого не обижая. Честность не означает грубость. Быть честным — значит быть тем, кто понимает чувства людей.

Честный человек добивается наибольшего успеха, чем все остальные, как в бизнесе, так и в личных отношениях. Он, во-первых, понимает, когда ему солгут, а, во-вторых, он будет честен с сотрудниками и семье. Это создаст авторитет в глазах других людей. Честный человек всегда заслуживает уважения.

Критерии честности:

  1. Самому себе о себе говорить только правду. Не скрывайте свои эмоции и чувства, не подавляйте их. Разберитесь в этом: почему пришло это ощущение? Почему оно вызывает у вас негатив? Таким образом, вы проработаете над проблемой и решите ее.
  2. Говорите себе правду о других. Если какой-то человек вызвал у вас негатив, также разберитесь в этом.

    Может этот человек раздражает, потому что у вас самих така же ошибка?

  3. Говорите честно другим людям, что думаете. Таким образом, вы никому не угождаете и помогаете другим осознавать их ошибки.
  4. Другим людям о себе также говорите честно. Говоря о себе правду, вы вызываете уважение. Приукрасить или наоборот может каждый, а вот рассказать правду — некоторые.

  5. Говорите честно всегда и везде.

Академик Дмитрий Лихачев: «Честь истинная и ложная»: philologist — LiveJournal

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН (АН СССР до 1991 года).

Председатель правления Российского (Советского до 1991 года) фонда культуры (1986—1993). Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры.

Ниже приведен фрагмент из книги: Лихачев Д.С. Письма о добром. — СПб.: Наука, Logos, 2006.

ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью. Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко).

Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена.

И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т.д.

Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много. Честь истинная — всегда в соответствии с совестью.

Честь ложная — мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Про честь

Вторая часть статьи про волю и свободу; в конце статьи всплыло слово “честь”, которое кажется современником анахронизмом и бессмыслицей, но которое имеет совершенно банальный и при этом крайне обидный для всех смысл.

Меня тут пару статей назад обличали в неуважении к читателю – ну, родное сердце, сегодня попробую показать, что носителя современной культуры уважать в общем-то и не за что. Это не приговор, скорее диагноз, и банально лечится даже без лекарств – основная проблема в собственной голове, как обычно.

Поговорим за честь и бесчестье?

Часто ругаюсь на состояние общественного дискурса – сплошь и рядом вещи называются не своими именами; а некоторые – как в данном случае – выставляются сложными и непонятными; слово “Честь” выглядит настолько сложно определяемым, что его используют только популисты, которым всё равно, о чём трындеть.

Из повседневной культуры оно начисто вымыто и подразумевается как нечто настолько высокое и далёкое, что лучше его и не трогать, дабы не выглядеть дураком.

И в этом я вижу одну из основных проблем современности, краеугольный камень разрушения традиционной человечьей культуры – не только русской, вообще обще-человечьей, в хорошем смысле этого слова; слово “честь” в ходу и на Кавказе и в монгольских степях, и только в вонючих мегаполисах ему нет места. А хотите простой ответ, почему? По определению.

Википедия даёт весьма мутное определение термина “честь”; хотя по нему уже можно догадаться, про что пойдёт речь. Годное определение нашёл в словаре Дмитриева:

1. Честь — это добрая, незапятнанная репутация, честное имя.

2. Честь — это честность, порядочность, добросовестность, достоинство, вообще все моральные качества и принципы, достойные уважения.С некоторыми оговорками термин “честь” можно заменить термином… “честность”. И, собстно, на этом статью можно завершать – умному достаточно, чтобы понять, почему термин “честь” сейчас не может использоваться; современная экономика и культура == дистиллированная Ложь и противоположность Чести и Честности. Но залётному читателю может стать непонятно, чего это автор обзывается; приведу несколько примеров.

Честность (и честь) неразрывно связаны с понятием Правды и Идеи вообще; и это опять же не какие-то возвышенные и непонятные термины для запаривания мозга, а производные от вполне научно определяемого термина “Истина”. Как показывал в прошлой статье, честность – это примат Истины над Выгодой; то есть намерение сохранять собственную правоту даже ценой материальных лишений.

Не стоит слишком идеализировать понятия Чести и Честности – например, псевдо-либералы настаивают, что “истина” вполне может оказаться и ложной; и это тоже логично; вполне честный дурак по этой причине может наломать дров на уровне умного лжеца.

Но тут разница в том, что в одном случае совершается глупость, которая может быть исправлена просвещением; а с другой стороны творится преступление, которое лечится только репрессиями. Результаты могут быть схожи, только лечение принципиально разное.

Кое-кому по-прежнему может показаться непонятным, почему я обзываюсь на современность Ложью.

Как показывал ранее, в современной “культуре” нет понятий Добра и Зла, они заменены Выгодой; и верхней ценностью современности являются деньги, сиречь материальные ценности.

Напрямую это сформулировать нельзя, потому что последнему коню станут ясны выводы, сделанные в прошлой статье – людей держат за скот, разменявший первородство на чечевичную похлёбку; поэтому монетаристскую суть экономики прикрывают обманкой “либеральной” культуры, где постулируется примат Свободы – дескать, надо быть свободным, и спасёшься.

Но ведь и это является ложью – Свобода часто прямо противоположна материальным интересам, об этом также было в предыдущей статье; хочешь Свободы, бери палатку, спальник и вперёд, за туманом и за запахом тайги. Может, и не надо излишне демонизировать материальность, но вообще-то примат материального комфорта является первым признаком внутреннего закабаления – ты не можешь то и сё без костылей комфорта, какая ж это свобода.

Но псевдо-либерализм, повторюсь, всего лишь обманка для прикрытия основных смыслов и основной мотивации современной экономики – личного обогащения.

Успех в современной культуре неразрывно связан с материальными благами; чего бы ты ни добился, если это не приносит материального благополучия – значит, всё зря.

И наоборот – застройщики втыкают небоскрёбы посреди старинных особняков, продавцы барыжат токсинами под видом продуктов, промышленники всеми силами экономят на качестве – заради чего? Заради собственной наживы. Грабь, бухай, отдыхай – всё по заветам Щаранского.

Может показаться, что Честь и Честность против материального и против прогрессу вообще; на этом всячески настаивают квази-либералы.

Но, как постоянно говорю, всё на свете от смыслов – вся история Человечества это путь освобождения, от рабства до первого бесклассового общества, и всё это худо-бедно сопровождалось прогрессом.

Тут скорее вопрос приоритетов – какую цену мы можем заплатить во благо материального прогресса? Чем можем поступиться? И тут как раз на помощь приходят Честь и Честность – если вас можно купить за банку варенья и пачку печенья, то не дешёвка ли вы? И дело тут не столько в обзывательствах, сколько во вполне научно определяемой Честности – давайте не будем называть стремление к комфорту каким-то там “прогрессом”, если это банальное оскотинивание и лишение себя разумности и субъектности (опять же см. предыдущую статью). Грубо? Зато про войну. (с)

Можно ли совместить Честь и Прогресс – разумеется. Возможно, он будет идти не так безудержно – в материальном плане; но при этом люди будут оставаться людьми, а не тварями дрожащими.

По сути Честь – одно из важнейших качеств, выработанных Человечеством для обороны себя от скатывания обратно в жЫвотный мир.

И то, как мы сейчас к нему относимся, показывает наше собственное позиционирование в этом мире.

Не самая сильная песня по теме, но в качестве иллюстрации вполне сгодится.

В термине Честь нет ничего сложного и непонятного. Вся сложность – в нашем неприятии Чести и Честности как необходимого условия повседневности. Можно ли это исправить – более чем возможно. Это даже не потребует никаких грантов и инвестиций, кроме укладывания кирпичиков в собственной голове.

Следом, надеюсь, выйдет связанная статья про Обман, зеркальная противоположность темы этой статьи; чтобы не мешать тёплое с мягким, разделю тему на две части. Не переключайтесь.

>>> Про обман и ложь >>>

«Какая связь между понятиями, честь, долг и достоинство?» – Яндекс.Кью

Источник:https://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-chest-ot-dostoinstva/

Разница между честью и достоинством

Этические понятия «честь» и «достоинство» имеют непосредственное отношение к ценности личности. Но в каждом случае можно заметить свои нюансы. Рассмотрим подробней упомянутые категории и узнаем, чем отличается честь от достоинства.

  • Определение
  • Честь – это соответствие облика человека или социальной группы высоким нравственным представлениям, которые существуют в обществе.
  • Достоинство – это значимость личности, а также внешнее проявление самоуважения за имеющиеся положительные качества.
  • Сравнение

Обе этические категории касаются духовности, нравственности. А отличие чести от достоинства заключается в том, что первое понятие характеризуется объективностью, а второе – более субъективное.

Честь имеет отношение к общественной оценке поведения человека, его образа жизни, поступков, заслуг. Созвучными здесь являются понятия «репутация», «почет», «авторитет».

Обладать честью значит заслужить доброе имя.

В этом случае человек часто рассматривается как представитель какой-либо профессии, сословия, социальной группы (честь офицера, девичья честь). Чтобы поддерживать мнение о себе на должном уровне, необходимо, благодаря усилиям воли, сохранять определенные качества и выполнять все обязанности, соответствующие общественной роли. Нередко честь ставится даже выше, чем жизнь человека.

Тем временем достоинство больше относится к личности как таковой. Оно основано на мнении человека о себе, своих способностях, достижениях. Речь здесь идет о самоуважении, которое, естественно, не может быть беспочвенным. Однако тут важно соблюдать некоторый баланс. С одной стороны, не следует приуменьшать свое достоинство, с другой – не стоит и возвышаться, становиться нескромным.

Необходимо упомянуть и о контролирующей функции достоинства. Имеется в виду, что оно, являясь как бы внутренним стержнем, не позволяет человеку переступать некую черту и удерживает от безнравственных деяний. Тот, кому важно не потерять свое достоинство, не опуститься, вызывает уважение окружающих.

В чем разница между честью и достоинством? В том, что первая категория связана с определенным статусом личности, который нужно завоевать. Достоинство же раскрывается и в другом значении. Под этим словом также понимается благо, которое дается человеку уже с рождения. Не стоит забывать, что честь и достоинство каждого из нас охраняются законом.

Источник: https://www.planet-kob.ru/articles/2385

Долг, по определению, – внутренняя, не навязанная силой принуждения или выгодой потребность человека поступать в соответствии с моральными ценностями, принятыми в обществе. Понятие долг соответствует понятию обязанность.

  1. ——————————————————————
  2. Что имеем в итоге 
  3. Внешняя оценка личности это честь, естественно положительная.
  4. Внутренняя оценка это достоинство.
  5. Долг-это стремление к выполнению возложенных обязанностей, без принуждения, по собственной воли.

I. О честности и чести

  • “Береги честь смолоду”.
  • (поговорка)
  • “Честь” и “честность” в
    русском языке слова однокоренные.
  • Мой ребёнок – честный! •

У моего сына, как и у каждого ребёнка,
есть масса недостатков, и я, как и
большинство мам, в повседневной жизни
больше фиксируюсь именно на них (“Сынок,
надо быть собранней (внимательнее,
активнее…) и проч.

“), а о его достоинствах
я, как правило, узнаю со стороны, потому
что отношусь к ним, как к чему-то само
собой разумеющемуся.

Пример. Прошедшим летом мы по традиции
отдыхали втроём (мы с сыном и моя подруга)
на море.

Моя подруга меня спросила
как-то: “Ну, он прочёл вчера рассказ?”
Я ей ответила полушутя: “Сказал, что
прочёл, если не соврал, конечно!” И
неожиданно для меня моя ближайшая
подруга (мы дружим больше 20 лет), которая
знает моего сына “изнутри”, но имеет
возможность подмечать и оценивать его
со стороны (а теперь, когда у неё подрастает
внук, она ещё и критически примеряет
все его достоинства и недостатки на
своего мальчика), мне бросила с каким-то
возмущением: “Ты чего?! Если он сказал,
то значит сделал! Он у тебя честный!

  1. Я после этих слов действительно задумалась
    и с удовлетворением призналась себе,
    что:
  2. – Я никогда не прячу от него конфетки,
    витаминки, даже когда он остаётся дома
    один: если он захочет съесть 4-ю конфету,
    он мне позвонит и спросит разрешения.
  3. Если я в его тарелке (а он кушает отдельно,
    в своей комнате) отделю порцию, которую
    он должен съесть обязательно, он никогда
    не преуменьшит её.
  4. Если он остаётся дома один и сам себе в
    микроволновке разогревает свою порцию
    еды, которую я требую, чтобы он обязательно
    съел, он не выльет (если её не осилит)
    тайно остатки в унитаз, чтобы избежать
    маминого ворчания.
  5. – Он в моё отсутствие (несмотря на все
    вопли с его стороны) будет играть домашнее
    задание на гитаре, а потом честно скажет:
    “У меня на это ушло 6 минут!”
  6. – Я ему разрешала на море днём выпивать
    1 банку кока-колы, и когда ему в баре
    предлагали налить 2-й стакан (мы видели
    с подругой это не один раз со стороны),
    он отказывался, хоть и выпрашивал у
    меня.

– Я запрещаю ему смотреть по ТВ мультики,
которые помечаются “14+” (т.е. от 14
лет и старше), и он не смотрит их даже в
моё отсутствие.

  • Если я ему покупаю диск, в котором есть
    фильмы не по его возрасту, он не будет
    их смотреть, даже в моё отсутствие.
  • – Если я ему говорю, что он должен выключить
    свой телевизор и засыпать, когда
    закончится этот кусочек сериала, он
    отключит телевизор, хотя ещё может
    поканючить.
  • Честный или правдивый? •

В моем глубоком детстве мне попалась
на глаза книжечка, которая сильно
перевернула моё детское мировоззрение.
Это была книжка о “правде”.

Меня,
как и всех детей социалистической
системы, воспитывали в представлении:
“Только правда! И ничего кроме правды!”
А в той книжечке было написано, что не
всегда “правда – это хорошо”, и не
всегда “ложь – это плохо” (именно
так я сейчас и воспитываю своего сына).

И хотя примеры там были тоже
“социалистические” (например,
разведчик и под пыткой не должен выдавать
правду; что больному раком нельзя
говорить правду о его диагнозе), но сама
мысль (видимо, я своим детским сознанием
уже дозрела до осмысления, что у “правды”
не (всегда) доброе лицо) стала для меня
важным открытием.

В русском языке понятие “честный”
происходит от слова “честь”, а во
многих других языках, это понятие
передается от слова “правда”. Да,
мы также в русском языке используем и
слово “правдивый”, но как одно из
составляющих понятия “честный”.

Я специально заглянула в словари:

Честный– правдивый, прямой и
добросовестный, свободный от всякого
лукавства. Не преступающий принятых
правил морали, целомудренный (устар.)

Правдивый– склонный говорить
правду, стремящийся к правде.

NB. Я считаю своим материнским долгом
воспитывать своего сына не “правдивым”,
а “честным”, поскольку я не хочу,
чтобы мой парень вырос справедливым
правдолюбом, таким как Антон в фильме
В. Абдрашитова “Плюмбум, или Опасная
игра”.

Для того чтобы я была правильно понята
в этом вопросе, следует внимательно
прочесть мои записки “Воспитывать
по правде или по справедливости”,
и я вынуждена адресовать читателя ко
всем моим предыдущимзапискам,
ибо без них не будет полной и понятной
тема, которую я здесь рассматриваю.

Воспитание чести •

Воспитание честности, не возможно без
воспитания чести. Честность не является
отдельной характеристикой, это комплексное
понятие, совокупность целого набора
определенных моральных качеств.

Примечание. Вообще, мне кажется, есть
большая разница между “процессом
воспитания” и “процессом образования”
ребёнка.

На мой взгляд, то, что является
финалом у образования (прочесть лекцию,
обсудить-запомнить), является только
лишь началом (отправной точкой) в процессе
воспитания.

Если родители пытаются
объяснить ребёнку какую-то теорему по
алгебре, закон по физике-химии или
грамматическое правило, ничего в этом
не смысля, для их ребёнка это не послужит
основанием усомниться в существовании
данного закона (правила, теоремы), или
в их неправильности.

НО это совсем не то же самое, если родители
сами не будут соблюдать тех правил
поведения (морали), которые они пытаются
на словах внушить своему ребёнку.

Признаемся себе, что если наш ребёнок
так и не усвоит что-то в процессе
образования (теорему, закон), то без
этого знания его жизнь (и жизнь окружающих!)
не будет ущербной в отличие от того,
если им (ребёнком) не будут усвоены нормы
воспитания (морали).

NB. Воспитание складывается из мелочей!
“Совершенство складывается из мелочей.
А совершенство это уже не мелочи!”
(Микеланджело Буонарроти).

Враньё / Фантазии •

Психологи отличают враньё от фантазёрства
тем, что, по их мнению, “враньё всегда
преследует какую-то цель, а фантазёрство
бескорыстно”.

Я не вполне разделяю эту точку зрения,
потому что, как в том моём примере, за
фантазиями девочки, что она была в Индии
и каталась
на слоне, может стоять и просто
потребность выдать желаемое за
действительное, а может и желание быть
глазах других лучше всех. Потому что
она не только нафантазировала это для
себя, но и наврала, выдав другим свои
фантазии за правду.

Я не психолог, поэтому я буду рассматривать
вместе эти формы детской лжи:
“враньё/фантазии”, тем более, что
между понятиями”почему” девочка
соврала (хотела с родителями в Индию!)
и “зачем” она соврала (какого эффекта
добивалась?) стоит очень тонкая
лингвистическая грань (по значению
слова “зачем” и “почему” очень
близки), но их разделяет очень широкая
психологическая дистанция (согласитесь,
есть большая разница между причинами(почему)
и целями(зачем) вранья). И каждый конкретный
случай следует изучать досконально!

И когда я в предыдущих записках писала
про ложь,
я подразумевала, что детское
“враньё/фантазии” не могут (не
должны!) не настораживать родителей,
что это нельзя оставлять без внимания,
пускать на самотёк.

Пример. Моему сыну летом в каникулы
иногда приходится одному оставаться
дома, пока мама на работе. Мамины
инструкции, заготовки по отдельным
тарелочкам завтраков-обедов-полдников
и телефон – наша с сыном опора.

А случай
(ему было 7 лет), который я вам описываю,
произошёл в один из его первых опытов,
когда он остался один дома.

Внешне мой
мальчик никак не проявлял беспокойства
по этому поводу, но вот однажды в очередной
из его многочисленных звонков мне на
работу у нас произошел вот такой
(дословно, из дневника) диалог:

Сын: Ало! Это Малыш звонит.

  1. Мама: А как его зовут?
  2. Сын: Я не знаю.
  3. Мама: Спроси у родителей.
  4. Сын: А у меня никого нет.
  5. Мама: А где они?
  6. Сын: Один в море, другая на небесах.
  7. Мама: А что они там делают?
  8. Сын: Папа рыбу ловит, мама умерла.
  9. Мама: А на что же ты живешь?
  10. Сын: У меня в углу сундук стоит с
    сокровищами от папы.
  11. Мама: А кто тебе готовит?
  12. Сын: Я сам – блинчики, макароны.
  13. Мама: А тебе не скучно?
  14. Сын: Нет, у меня через дорогу друзья
    живут, они ходят ко мне в гости.
  15. Мама: А как они тебя называют?

Сын: А никак. Они не знают, как меня зовут,
я не знаю, как их зовут. Дружим, да и всё!
Ну, всё, пока! (и он весело бросил трубку!)

И, несмотря на то, что ларчик просто
открывался (вечером мне сын сказал:
“Мамочка! Ну что же ты, это же шутка!
Как про Пеппи Длинныйчулок.

Она жила
одна с лошадкой и обезьянкой! А ты что
же подумала, что это про меня?”), что
я сделала: 1) Очень насторожилась.

И не
только потому, что у нас особая семейная
ситуация, но и потому, что мой мальчик
уже несколько лет не позволял себя
называть маленьким и малышом.

2) Я стала “заставлять” (обратите
внимание – всё сказко-творчество построено
на нашем диалоге) сына сочинять сказки.
Перед сном, лёжа в кровати, он спрашивал
меня: “Мама, тебе рассказать сказку
из мультиков, из жизни или из сказок?”
И он начинал мне рассказывать и показывать
(руками, голосом, выражением лица). Вот
что у него получалось (одна из его 10
сказок, наугад):

“Кролик в гостях у Барбоса”.

Сын: Всем известно, что собака – самый
лучший друг человека. А кому не известно,
поднимите руки.

  • Мама: Соглашусь только в том смысле,
    если речь идет о прирученной собаке.
  • Сын: Барбос спал на коврике у двери.
  • Мама: У двери внутри дома?

Сын: Конечно! Вввв (он выделил предлог)
доме! Он же – друг человека. А у него был
хозяин. И звался он дядя Володя. Это было
весной. Мама, а в сезон весны можно
стрелять на охоте?

Мама: Точно не знаю, но в какие-то периоды
можно.

Сын: И дядя Володя с Барбосом пошли на
охоту. И там они встретили зайца. Мама,
а я про кролика или зайца рассказывал?

Мама: Про кролика!

Сын: Тогда они встретили кролика! И дядя
Володя хотел его застрелить. А Барбос
ему говорит (ведь это же сказка, и Барбос
умеет разговаривать): “Не стреляй в
него, я хочу его взять к нам домой и с
ним подружиться”. Всем известно, что
звери такие же, как и люди, только другой
формы.

И ум у них как у зверей. У кролика
ум – как у кролика. И они забрали его к
себе домой. Барбос его дома отмыл и стал
за ним ухаживать, как и за дядей Володей.
А потом пришла беда. Барбос спал на
коврике, а дядя Володя вышел из дома и
забыл закрыть дверь, и кролик убежал.

А
в лесу он встретил другого охотника.
Злого. Он захотел убить кролика. Но
кролик убежал домой. Дверь была открыта,
и он спрятался.

А злой охотник пришел к
ним домой и постучал в дверь и спрашивает
дядю Володю (здесь сын говорит злым
басом): “Это у вас живет Кролик?”, а
дядя Володя был достойный и соблюдал
московские права.

Мама: Ты имеешь в виду “законы”?

Сын: Да! Московские законы! И дядя Володя
сказал, что кролик у них жил раньше, но
убежал. Злой охотник сказал: “Ну,
хорошо. Если вы мне сказали неправду,
не сносить вам головы!” И ушел. А они
закрыли дверь и стали вместе петь песенку
“Человек – собаке друг!” и танцевать.
Мама, мы на ритмике сейчас такой танец
танцуем. Всё!

NB. Мне вовремя удалось взять ситуацию
под контроль. Мне удалось не дать сыну
увязнуть в его фантазиях. Я направила
их в нужном русле. Нашла им реализацию.

Мой сын не путает реальность с
ирреальностью: если он начинал
“фонтанировать”, я его спрашивала:
“Это сказка?” И мой сын признавал(-ся!),
т.е.

он не тушевался, не чувствовал себя
виноватым, что его поймали во вранье,
он не упирался, не настаивал!

Пример. Вспомните, я приводила в предыдущих
записках пример “Пеппи Длинныйчулок”
из нашего двора, она (эта девочка, как и
мой сын, растёт в неполной семье), на мой
взгляд, абсолютно не отличает, в каком
же из своих миров она живёт.

Например,
она вечером может попрощаться со всеми
детьми во дворе, потому что, якобы, завтра
она уезжает на море.

А ей уж больше 7 лет,
и она прекрасно ориентируется во времени
и знает, что на море они поедут только
летом, и она не может не осознавать, что
завтра она должна будет что-то объяснить
детям в своё “оправдание”, появившись
во дворе.

Так ли уж безвредны враньё/фантазии
для самого ребёнка? •

Эссе "Размышление о чести и совести"

Честь и совесть… На мой взгляд, это важнейшие  человеческие  достоинства. Именно они являются движущей силой развития личности. Страшно представить, что было бы с людьми, если бы они не обладали этими качествами. Но  я начну  по порядку…

Честь издавна считалась нашими мудрыми предками главным человеческим качеством. Вспомним такую пословицу, как «Береги платье снову, а честь смолоду». Уже с ранних лет нас приучают быть честными, порядочными, справедливыми, и это неслучайно! Честь – не простое слово, оно несет в себе огромной силы значение и необъяснимое  чувство. Её нельзя отнять, ее можно только потерять.

Примером честности и порядочности всегда в нашей стране были служивые люди, солдаты и офицеры русской армии.  Вспомним повесть  А.С Пушкина «Капитанская дочка». Важный момент в произведении – освобождение Маши Мироновой с помощью Пугачева.

Мы с вами прекрасно знаем, что Пугачев был предводителем бунтовщиков  и не был обязан помогать Петру Андреевичу, но он же поступил по совести. По моему мнению, честь и совесть сплетены между собой крепкой цепью. Невозможно представить одно без другого.

После того, как Машу вырвали из чудовищных  лап Швабрина, Гринев сказал Пугачеву, врагу: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы и заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй от меня того, что противно чести моей и христианской совести».

Вот эти заветные слова! Пройдя столько испытаний, герой не забыл о своем долге, долге перед Отечеством.

А есть ли в нынешнее время такие люди?! Что происходит сейчас с честью и совестью людей? На первый взгляд, можно вообще утверждать, что эти понятия сейчас устарели, никому не нужны. Вспомним, например, наших чиновников.

Люди все далеко не бедные, по должности и не должны являться таковыми, впрочем, это не столь важно, сколько личных средств у каждого, больше всего интересует: почему и куда деваются те деньги, которые выделяются на различные потребности населения, но не достаются им в полной мере?! И где же тут справедливость? Где совесть и честь людей, которые по долгу своему обязаны служить народу?

Можно до бесконечности приводить такие примеры, только, дорогие друзья, давайте не будем забывать, что наше общество не без добрых людей. Есть и такие, которые помогают бедным, работают на  добровольных началах, люди, спонсирующие детские дома.

И наряду с бесчестными «единицами», о которых не останется и доброго слова, в нашей памяти навечно будут имена многих, настоящих, честных и совестливых людей, героев, таких,  например, как майор Сергей Солнечников, спасший ценой своей собственной жизни солдата-новобранца.

Нет, не исчезли из нашей жизни эти высокие слова – «честь» и «совесть»! Иначе погибло бы человечество!

В заключение процитирую стихотворение Юлии Оленек, оно мне очень близко:

 Вот совесть. Светлое понятье.

  •  Ты нас от бед не раз спасала,
  •  Ты за проступки нас карала.
  •  Но совесть вовсе не проклятье.
  •  Она мораль диктует людям
  •  И очерняет слово месть.
  •  И верю я, её мы не забудем,
  •  Как не забыли мы когда-то честь.
  • Она чиста, прозрачна и невинна,
  • Её храним мы с детских лет,
  • И потерять нам честь противно,
  •  Иначе наша жизнь сойдет на нет.
  •  А если ты живешь не по закону:
  •  На совесть и на честь ты наплевал,
  •  И чувство долга  если незнакомо,
  •  То сам поймёшь, зачем так много ты страдал…
Ссылка на основную публикацию