Творчество марины цветаевой: темы, идеи, сборники, циклы

  • Сегодня на уроке мы:
  • · Поговорим о творчестве Марины
    Ивановны Цветаевой.
  • · Выделим основные темы
    творчества этой замечательной поэтессы.
  • · Узнаем, что значило быть
    поэтом для Марины Цветаевой.

В творчестве каждого поэта есть ключевые темы. Это тема
Родины, тема любви, тема поэта и поэзии. Но каждый поэт в своей лирике эти темы
раскрывает по-своему. И сам раскрывается в них, пропуская эти темы сквозь
призму личного восприятия.

Тема поэта и поэзии одна из важнейших для Цветаевой.

Марина Цветаева очень рано осознала своё
предназначение и поняла себе цену, как поэту. Это понимание можно увидеть уже в
ранней лирике Цветаевой.

Стихотворение «Моим стихам,
написанным так рано…»

было создано в мае 1913 года, когда поэтессе исполнился всего лишь 21 год.
Первая книга поэтессы вышла всего 3 года назад. И не все критики были к ней
благосклонны.

Например, Валерий Брюсов, признавая талант поэтессы, говорил о
небрежности цветаевского стиха.

Творчество Марины Цветаевой: темы, идеи, сборники, циклы

Но в стихотворении «Моим стихам, написанным так рано…» мы видим
абсолютную, безоговорочную уверенность поэтессы в силе своего таланта и
неизбежности признания. Лирическая героиня стихотворения – сама поэтесса,
выражающая свои чувства и мысли о собственном творчестве.

Обратите внимание на то, какие сравнения использует Марина
Цветаева. Свои юношеские стихи поэтесса называет искрами из ракет, брызгами
фонтана, подчёркивая яркую красоту и динамичность своих стихотворений. А также
стремительный полёт вдохновения, в котором они рождались.

  1. Первые две строки второго четверостишия указывают на
    бунтарскую, новаторскую природу цветаевских стихов, которой поэтесса так
    гордилась.
  2. Ворвавшимся, как маленькие черти,
    В святилище, где сон и фимиам
  3. О стихотворении «Моим стихам, написанным так рано…» часто
    говорят как о пророческом.
  4. Моим стихам о юности и смерти,
  5. – Нечитанным стихам! –
  6. Разбросанным в пыли по магазинам
  7. (Где их никто не брал и не берет!),
  8. Моим стихам, как драгоценным винам,
  9. Настанет свой черёд.

Действительно, творчество Марины Цветаевой долгие годы не
было востребованным ни в Советском Союзе, ни в эмигрантской среде. Настоящая слава пришла к
поэтессе уже после смерти, когда в 1961 году в СССР вышла её книга «Избранное».
До этого книги Цветаевой не печатали на родине почти 40 лет.

Обратите внимание, что лирическая героиня стихотворения «Моим
стихам, написанным так рано…» ощущает своё одиночество и невостребованность. Её
драгоценные стихи не нужны читателю. Вот этот мотив одиночества, отчуждённости
очень характерен для цветаевской лирики. Как и ощущение стихийности творчества.

Критики отмечали, что ранняя лирика Марины Цветаевой
жизнерадостна. И полна света, искренней любви к миру, тёплых воспоминаний о
детстве. Вдохновение поэтесса находило во всём: в разлуках, встречах, радости,
горе, многочисленных романах с мужчинами и женщинами.

Так, стихотворение «Попытка
ревности»
написано в ноябре 1924 года после завершения бурного романа
поэтессы с Константином Родзевичем. Белогвардейским офицером, с которым Марина
Цветаева познакомилась в эмиграции.

Стихотворение «Попытка ревности» относится к любовной лирике,
хотя по сути своей оно довольно едкое и жёсткое. Язвительный тон стихотворения
объясняется его темой – темой болезненного расставания мужчины и женщины и
разочарования в любви.

Само название «Попытка ревности» указывает на желание
показать адресату стихотворения, что по-настоящему героиня не ревнует. Не может
ревновать, поскольку считает себя неизмеримо выше соперницы. В стихотворении
лирическая героиня постоянно сравнивает себя с соперницей. И сравнения эти
довольно унизительны для последней.

Как живётся вам с сто-тысячной –

Вам, познавшему Лилит!

Лирическая героиня – плавучий остров в небе,
государыня на престоле, Лилит. Её соперница – простая женщина без божества,
рыночный товар, подобие.

В сравнении-противопоставлении двух женщин
раскрываются взгляды Марины Цветаевой на то, какой должна быть любовь и
отношения между мужчиной и женщиной.

Бывшего возлюбленного лирическая героиня
постоянно упрекает в том, что он отказался от волшебного мира высоких чувств
ради обыденной плебейской жизни с простой удобной женщиной. То есть променял
духовность на быт, с которым поэтесса несовместима.

Стихотворение очень эмоционально. Поэтесса использует
огромное количество средств художественной выразительности. Здесь яркие эпитеты
и метафоры, например «Обо мне, плавучем острове» или «Стыд Зевесовой вожжою».

Чтобы усилить контраст, Марина Цветаева прибегает к
гиперболам: «пошлина бессмертной пошлости», «государыню с престола свергши». В
стихотворении можно встретить любимую поэтессой парцелляцию.

  • После мраморов Каррары
  • Как живётся вам с трухой
  • Гипсовой? (Из глыбы высечен
  • Бог – и начисто разбит!)

Современники Марины Цветаевой говорили о её
неприспособленности к быту. Для неё быть поэтом – значит жить высокими
чувствами, вдохновением, страстью, не касаясь грязи повседневности. И от
жизненных тягот поэтесса пыталась скрыться в волшебном мире поэзии. Поэтому в
самые тяжёлые периоды жизни, вопреки всему в лирике Марины Цветаевой появлялись
необыкновенно лёгкие, игривые строки.

  1. Например, в 1920 году, переживая разлуку с мужем, потерю
    ребёнка, поражение белого движения, которому поэтесса сочувствовала, Цветаева
    пишет одно из самых жизнеутверждающий стихотворений.
  2. Кто создан из камня, кто создан из глины, –
  3. А я серебрюсь и сверкаю!
  4. Мне дело – измена, мне имя – Марина,
  5. Я – бренная пена морская.

Основой для стихотворение стало толкование имени поэтессы,
которое переводится с латыни как «морская». В стихотворении поэтесса
противопоставляет две стихии, созидающие жизнь.

По библейским преданиям, Бог
создал человека из глины. Глина податлива, из неё можно вылепить всё что
угодно. Но после обжига глина превращается в камень, теряя способность
меняться.

Для поэтессы это значит духовную смерть.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и нагробные плиты…

Себя же она ассоциирует с водой. Изменчивой стихией, которая
постоянно находится в движении. Со стихией вечной и непобедимой. Свободной и не
признающей границ.

  • Дробясь о гранитные ваши колена,
  • Я с каждой волной – воскресаю!
  • Да здравствует пена – весёлая пена –
  • Высокая пена морская!

В 1922 году Марина Цветаева покинула Россию, как и многие
писатели, художники, поэты. Но жизнь в эмиграции у Цветаевой, как и у многих её
собратьев, сложилась не лучшим образом.

Поэтесса страдала от бедности,
невостребованности. Её мучила тоска по Родине. В начале 30-х годов Марина
Цветаева создавала множество стихов-обращений.

Она писала стихи к Анне
Ахматовой, Владимиру Маяковскому, Борису Пастернаку.

Творчество Марины Цветаевой: темы, идеи, сборники, циклы

Тогда же был создан поэтический цикл «Стихи к Пушкину»,
состоящий из 7 стихотворений.

Александр Сергеевич Пушкин был любимым поэтом Марины
Цветаевой. Так же, как и Анна Ахматова, Марина Цветаева чувствовала духовную
связь с великим русским поэтом. Цветаева прямо заявляет об этом в стихотворении
«Станок»
:
Вся его наука –
Мощь. Светло – гляжу:
Пушкинскую руку
Жму, а не лижу.
Прадеду – товарка:
В той же мастерской!
Каждая помарка –


  1. Как своей рукой.
  2. Но образ Пушкина у Цветаевой был свой, совершенно особый и
    абсолютно непривычный даже для тех, кто отрицал хрестоматийную трактовку
    личности Пушкина.

Так какой же он, цветаевский Пушкин? Прежде всего, бунтарь.
Это заявлено в первом из семи стихотворений цикла.

  • Бич жандармов, бог студентов,
  • Желчь мужей, услада жён,
  • Пушкин – в роли монумента?
  • Гостя каменного? – он,
  • Скалозубый, нагловзорый
  • Пушкин – в роли Командора?

Для Марины Цветаевой Пушкин не только поэт, который изменил
всю русскую культуру и стоял у основ классической русской литературы. Пушкин –
человек, повлиявший на судьбу Русской империи. Пушкин – подарок свыше всему
русскому народу.

В стихотворении «Пётр и Пушкин» поэтесса утверждает, что
лучшее деяние Петра для России вовсе не флот, не победа над шведами, не
строительство новой столицы.

Самым важным для страны, по мнению поэтессы, было
то, что император привёз и приблизил к себе предка Пушкина, арапа Ганнибала.

  1. И шаг, и светлейший из светлых
  2. Взгляд, коим поныне светла…
  3. Последний – посмертный – бессмертный
  4. Подарок России – Петра.

Критики говорят о том, что Марина Цветаева слишком уж делала
великого поэта похожим на себя. И даже отрицала некоторые стороны личности и
биографии поэта, если они не вписывались в систему её взглядов.

В некоторых
стихотворениях поэтесса почти что демонизировала жену поэта Наталью Гончарову и
императора Николая I.
Поэтесса была убеждена, что холодная красавица Наталья Гончарова не любила, не
ценила и не понимала поэта.

А Николая I поэтесса рисовала тираном и палачом Пушкина, называя «жалким
жандармом» и «зверским мясником».

Такое специфическое восприятие исследователи творчества
Марины Цветаевой объясняют тем, что поэтесса познавала мир эмоционально, а не
рационально. Чтобы понять какое-то явление или личность, поэтессе необходимо
было приблизиться к нему, посмотреть сквозь призму собственных чувств и
«присвоить».

  • Интересно, что, выступая против идеализации Пушкина,
    поэтесса сама окружает его ореолом святости.
  • То – серафима
  • Сила – была:
  • Несокрушимый
  • Мускул – крыла.
  • Такое же открытое обожествление можно увидеть и в другом
    поэтическом цикле, посвящённом Александру Блоку.
  • Думали – человек!
  • И умереть заставили.
  • Умер теперь, навек.
  • – Плачьте о мёртвом ангеле!
  • Или:
  • Предстало нам – всей площади широкой! –
  • Святое сердце Александра Блока.

Поэтический цикл «Стихи к Блоку»
создавался 4 года. Он состоит из 16 стихотворений. Первая половина цикла была
написана словно на одном дыхании, с середины апреля по середину мая 1916 года.
Вторую половину цикла Марина Цветаева писала после значительного перерыва,
остро переживая смерть поэта.

  1. Цикл «Стихи к Блоку» очень неоднороден по своей структуре,
    богат средствами художественной выразительности. Поэтесса, оплакивая своего
    кумира, привносит в цикл фольклорные мотивы, подражая структуре народного плача:
  2. Останешься нам иноком:
  3. Хорошеньким, любименьким,
  4. Требником рукописным,
  5. Ларчиком кипарисным.
  6. Всем – до единой – женщинам,
  7. Им, ласточкам, нам, венчанным,
  8. Нам, злату, тем, сединам,
  9. Всем – до единой – сыном

Заглавное стихотворение цикла «Имя
твоё – птица в руке»
можно назвать своеобразным гимном Александру
Блоку. Имя его в стихотворении не произносится, но увидеть его не стоит
большого труда. Марина Цветаева играет с ассоциациями, которые вызывает у неё
имя её кумира. Раскрывая в этой игре всю гамму ощущений и образов, которую
вызывает у неё личность поэта и его творчество.

Творчество Марины Цветаевой: темы, идеи, сборники, циклы

Обратите внимание, насколько разные эти ассоциации. Тёплая,
трепетная «птица в руке» и холодная «льдинка на языке». Тихий всхлип брошенного
в пруд камня и тут же:
В лёгком щёлканье ночных копыт

Читайте также:  Стихи про андрея: красивые стихотворения с именем мальчика известных русских поэтов классиков

Громкое имя твоё гремит.

Стихотворение «Имя твоё – птица в руке» запредельно искреннее
и эмоциональное. Как и весь цикл «К Блоку», в котором нежные интимные чувства
соединяются с гимном блоковскому таланту, пониманием масштаба его личности и
значимости его для страны.

Творчество Марины Цветаевой никого не оставляет равнодушным.
Кто-то влюбляется в стихи и личность поэтессы навсегда, а кто-то испытывает
совершенно противоположные чувства. Причиной этому невероятный накал эмоций,
исповедальность и резкость цветаевской лирики.

Об этой особенности творчества Марины Цветаевой писал Иосиф
Бродский:

«Цветаева – поэт чрезвычайно искренний, вообще, возможно,
самый искренний в истории русской поэзии. Она ни из чего не делает тайны, и
менее всего – из своих эстетических и философских кредо, рассыпанных в её
стихах и прозе с частотой личного местоимения первого лица единственного
числа».

Урок 10: Марина Цветаева

В работе представлены материалы по жизни и творчеству Марины Цветаевой, изложена ее биография, определены основные темы и мотивы ее поэзии, дан анализ стихотворений, необходимых для понимания ее творчества.

Лучшие условия по продуктам        Тинькофф по этой ссылке

Перейти

Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера

Перейти

!!! 500 руб. на счет при заказе             сим-карты по этой ссылке

Перейти

Лучшие условия по продуктам  ТИНЬКОФФ по данной ссылке

Перейти

  • План урока:
  • Особое место среди поэтов Серебряного века
  • Основные вехи трагической судьбы Марины Цветаевой
  • Основные темы и мотивы лирики. Черты личности поэта, отраженные в поэзии
  • Образ Родины и Москвы в творчестве Цветаевой
  • Заключение. Марина Цветаева – поэт всех времен

Особое место среди поэтов Серебряного века

Цветаева вошла в русскую литературу, когда все были увлечены символизмом, но уже зарождались и набирали популярность новые течения: футуризм и акмеизм. Но она обрела свой особенный путь, не желая поддаваться чужим влияниям, стараясь избегать заимствования и подражания, сама о себе говорила, что «ни в одну форму не умещается».

Тем не менее высоко ценила талант своих литературных кумиров: Блока, Ахматовой, Маяковского, хотя не разделяла многих творческих или политических взглядов.

Во времена повсеместного увлечения декадентской поэзией ее творчество выделялось своей «жаждой жить», которую она, несмотря на трагедии в своей судьбе, пыталась сохранить до конца жизни.

Основные вехи трагической судьбы Марины Цветаевой

Родилась 26 сентября 1882 г. в интеллигентном московском дворянском семействе в церковный праздник Иоанна Богослова. Сама Марина считала это пророческим знамением в своей судьбе.

Отец, Иван Владимирович – профессор кафедры древнеримской словесности, искусствовед, посвятивший себя делу создания в Москве первого музея всемирного искусства, который Марина называла «гигантским младшим братом», настолько было любимо отцом это «детище».

Мать, Мария Александровна – выдающаяся профессиональная пианистка. Благодаря матери, которая заметила, что у дочери абсолютный музыкальный слух, с 4 лет стала заниматься музыкой и читать, начала пробовать рифмовать с 5 лет.

Марина и ее сестра Анастасия часто сопровождали мать, лечившуюся от чахотки в поездках по Италии, Германии, Франции, Швейцарии, где девочки учились в различных учебных заведениях. В это время Марина приобщается к европейской культуре, сочиняет стихи на французском и немецком. В 1906 г.

мать умирает, Марина рано обретает зрелость и самостоятельность. Но учится она с неохотой, поменяв несколько московских гимназий. В 16 лет прервала обучение, настояв на своем желании поехать в Сорбонну, чтобы слушать лекции по старофранцузской литературе.

Первую книгу «Вечерний альбом» (1910 г.), состоящую из 111 стихотворений, написанных с 14 лет, печатает за свой счет, будучи 17-летней гимназисткой. Это воспоминания о детстве, как ни странно это звучит, совсем юной девушки, уже много узнавшей и пережившей смерть матери. Во многих стихотворениях звучат далеко не детские мотивы.

Обычно начинающий автор старается сначала заручиться поддержкой и рекомендациями известных литераторов, напечататься в журналах. С Мариной вышло все иначе. На неизвестную поэтессу обратили внимание уже состоявшиеся и знаменитые поэты. Ее книга вызвала волнение в литературной среде, одними из первых дают рецензии Брюсов, Гумилев.

Художник и поэт Максимилиан Волошин сам знакомится с Цветаевой, пишет о ней большую статью, отметив, что никто еще так не писал «из детства о детстве». Они становятся друзьями, в 1911 г.

Волошин приглашает Марину на дачу в Коктебель, где она познакомится с Сергеем Эфроном, приехавшим лечиться от туберкулеза. У них много общего: он тоже недавно потерял мать и младшего брата, увлекается литературой, пишет. Вернувшись в Москву, они обвенчаются.

Это время у Марины наполнено счастьем: рождение дочери Ариадны в 1912 г., публикация книги «Волшебный фонарь», через год – сборника, составленного из двух книг.

В 1914 г., вскоре после начала войны, муж уходит добровольцем на фронт и служит в санитарном поезде, после заканчивает военное училище. В 1917 рождается дочь Ирина. После революции Сергей Эфрон сначала воюет против большевиков в Москве, потом уходит в добровольческую белую армию.

Цветаева пишет пронизанный чувством обреченности поэтический цикл «Лебединый стан», посвященный добровольческому движению. Но страдает за каждую из враждующих сторон, не принимая кровопролития гражданской войны. Убитые все равны: «Белым был», обагренный кровью «красным стал».

«Красным был», побеленный смертью «белым стал», потому нужно молиться и за тех, и за других. Картины страшного времени отражены в книге «Версты» (1921 г.)

Для молодой женщины из состоятельной семьи, в которой всегда была прислуга, наступило время страшного и голодного быта.

В дом Цветаевой подселят чужих людей, ее счета в банках национализированы[1], вещи распроданы, мебель почти вся изрублена на дрова.

Единственной неприкасаемой вещью для нее был «в грудь въевшийся» письменный стол, про который она напишет семь стихотворений. Цветаева подрабатывает переводами, однажды гонорар выплатили мешком мерзлого картофеля.

В 1919 г., не имея возможности прокормить дочерей, отдает их в приют, который снабжали гуманитарной помощью. Заболевшую Алю оттуда забирает, чтобы ухаживать за ней. А в приюте умирает от голода Ирина, которой не было еще и трех лет. До 1922 г. Цветаева не печатается.

Не имея известий от мужа более 4 лет, в 1921 г. узнает о том, что он жив. После разгрома белогвардейцев в Крыму, Сергей эмигрировал в Чехию, где учится в Пражском университете. Марина добивается разрешения на выезд к нему. Три с лишним года семья живет в пригородах Праги.

Несмотря на денежные трудности, у Марины время творческого подъема. В Чехии будут написаны самые значительные ее произведения: «Поэма горы», «Поэма конца», «Крысолов». В 1925 г., после рождения сына Георгия, семья уезжает в Париж в надежде найти работу.

В эмигрантской среде ее поэзию не оценили, принимали лишь прозаические произведения и мемуары о русских поэтах Серебряного века. В 1928 г. издает книгу «После России», которая станет последним прижизненным изданием. Но Цветаева продолжает писать, ею созданы циклы «Стихи к Пушкину» (1931 г.), «Стихи к сыну» (1932 г.

), проза «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев» (1937 г.), она занимается переводами пушкинских стихотворений.

Эфрон мечтает о возвращении в Россию, этим воспользовались сотрудники НКВД[2], завербовав его для агентурной работы. В 1937 г. Дочь Ариадна возвращается на Родину, позже тайно в СССР бежит Эфрон, спасаясь от ареста французской полиции, как агент иностранной разведки.

В Париже от Марины, как от жены советского шпиона, отворачивается вся русская эмиграция, называя большевичкой. В 1939 г. Цветаева вместе сыном получает разрешение на выезд в Россию. Но и на Родине ее ждали разочарования, здесь ее считали женой бывшего белогвардейца.

Она не вписывалась ни в одну политическую или литературную среду, везде была чужой.

Приехав в Москву, узнает первое страшное известие: арестована ее сестра Анастасия. Семью содержат под домашним арестом на подмосковной даче в Болшево, принадлежавшей НКВД.

Вскоре арестовывают Ариадну, предъявив обвинение в шпионаже, потом Сергея Эфрона. Больше Марина никогда не увидит ни мужа, расстрелянного в октябре 1941 г.

, ни дочь, отсидевшую в лагерях более 15 лет и вернувшуюся после реабилитации только в 1955 г. Но она уже не узнает об их трагической участи.

В начале войны, в августе 1941 г. Цветаева оправляется в эвакуацию[3] в Татарстан, городок Елабуга.

Надеясь найти хоть какую-нибудь работу, чтобы прокормить себя и сына, 28 августа пишет заявление руководству Литфонда о принятии ее на должность посудомойки, но не дождавшись решения чиновников, через три дня покончила с собой, повесившись в доме, куда их определили на постой[4].

Место захоронения на местном кладбище неизвестно. Также неизвестны могилы расстрелянного мужа и 19-летнего сына, ушедшего на фронт в 1944 г. и погибшего от смертельного ранения в первом бою.

Основные темы и мотивы лирики. Черты личности поэта, отраженные в поэзии

Уже в раннем творчестве наметились основные темы: о Родине, любви и творчестве. Все написанное в юные годы пронизано ожиданием счастья и верой, что жизнь предназначена для высокого смысла.

В 20 лет Цветаева создает стихотворение «Моим стихам, написанным так рано», в котором дает оценку своим искрометным творениям, сравнивая с «фонтанными брызгами», «искрами ракет», «чертенятами», врывающимися в поэтическое «святилище», в котором «сон и фимиам[5]», «драгоценными винами», для которых настанет свое время. Поэт верит, что не нужные никому сейчас, валяющиеся в пыльных магазинах, ее стихи будут востребованы будущими поколениями. Строчки стихотворения стали пророческими.

Особое место отведено русским поэтам в лирике Цветаевой. Темой творчества проникнуты стихотворения, посвященные Блоку, Ахматовой, Маяковскому и многим другим. С 1916 г. создается цикл «Стихи к Блоку», открывающийся стихотворением «Имя твое – птица в руке».

Блок ни разу не назван по имени, оно обыгрывается в образах птицы, льдинки, мячика, пойманного на лету, серебряного бубенца. Имя осязаемо, его можно услышать в окружающих звуках, увидеть в движении губ, попробовать на вкус.

В этих образах переданы особенности поэзии Блока: трепетность, восторженность, звонкость звучания, полет мысли.

Весь цикл – это преклонение перед «святым сердцем» рыцаря Прекрасной Дамы, «Божьего праведника», «нежного призрака», «светоносного ангела», чья душа и талант несовместимы со «страшным миром». Последние стихотворения будут написаны после смерти поэта в 1921 г.

Читайте также:  Зачем человеку заглядывать в будущее?

Во многом перекликается с темой творчества «Кто создан из камня, кто создан из глины» (1920 г.). Но это и философская лирика: поэт через самопознание, сравнивая себя с другими, осознает свое творческое начало как морскую стихию, свободную и неподвластную законам времени и человеческого бытия.

Философское и жизнеутверждающее размышление «Уж сколько их упало в эту бездну»(1913 г.

) хотя начинается с воспоминания об ушедших из жизни и осознания своего неизбежного ухода, переходит к призывам веры и просьбам любви к «живым и настоящим». Смерть – напоминание о том, как нужно любить жизнь.

Самих слов «смерть», «умру» нет в тексте, вместо этого – «упали в бездну», «исчезну с поверхности земли», но все равно «будет жизнь».

Уникальна любовная лирика Цветаевой, вершиной которой стала «Поэма горы». Любовь передана в образе горы, как символа огромного, высокого и чистого чувства.

Цветаева часто обожествляла предмет своей влюбленности, о котором пишет с восторженным любованием, торжественно, упоительно, открыто и искренне. Одним из шедевров ее любовной лирики, ставшим романсом, является «Мне нравится, что вы больны …» (1915г.

), в котором даже нелюбовь может стать выражением любви. Истинные чувства героини выражены одним словом – «увы».

Своеобразие лирики Цветаевой состоит в том, что она умела сочетать в поэзии «старомодную учтивость и бунтарство», архаизм[5] и новаторство, ее творчество соткано из внутренних противоречий, содержит многоплановые смыслы.

Она виртуозно обращалась со звукописью, звучание всегда согласуется с настроением текста и его содержанием. Используя особый синтаксис фраз – обилие тире, резких переносов, дробление слов на части создает музыкальность текстов смысловыми паузами.

Ее поэзия афористична, одной фразой поэту удавалось выразить глубокий философский смысл.

Образ Родины и Москвы в творчестве Цветаевой

Москва олицетворяла для Цветаевой патриархальную Россию, освященную божественным провидением. С этим городом связаны радостные и трагические периоды ее жизни: сказочное детство, замужество, разлука с мужем, рождение дочерей, голод во время гражданской войны, смерть младшей дочки.

В цикле «Стихи о Москве», состоящим из 9 стихотворений, провозглашается первенство любимого города, в котором «сорок сороков церквей» смеются над гордыней Петра I, построившего новую европейскую столицу.

Цветаева создала поэтический образ старинной Москвы, «странноприимного дома», с его привольным колокольным семихолмием, святынями, храмами.

Часто сравнивают творчество московского поэта Цветаевой и петербургского поэта Ахматовой. Лирика Ахматовой и Цветаевой тесно связаны с их любимыми городами. Если Петербург своим «строим и стройным видом» влиял на поэзию «златоустой Анны всея Руси», по выражению Цветаевой, то стихийность и святость Москвы определили ее собственное мировоззрение.

Тема России в творчестве Цветаевой определена, по ее выражению, не «условностями территории», а «принадлежностью к памяти и крови». В стихотворении «Лучина» (1931 г.

), отзываясь о скучном чужом Париже, с тоской пишет: «Россия, моя Россия, зачем так ярко горишь?» Тяжелыми раздумьями о том, что прошлой России нет, а есть новая страна СССР, проникнуто стихотворение «Страна» (1931 г.) В стихотворении«Тоска по Родине»(1934 г.

) содержание противоречит названию, звучит горечь утраты связи с родной землей, только последнее оборванное предложение и образ рябины передают ностальгические настроения.

Заключение. Марина Цветаева – поэт всех времен

Поэт-мыслитель за 30 с небольшим писательских лет создала 29 поэм, 50 прозаических произведений, 8 пьес, более 800 стихотворений, сохранилось множество писем, похожих на стихи. Сама Цветаева говорила, что вся ее судьба – это «роман с собственной душой». Страстность, безмерность, неутолимая жажда любви и жизнелюбие звучат в каждом произведении.

К сожалению, для публикаций часто отбирались наиболее простые для понимания стихотворения Цветаевой. Она сама говорила, что ее творчество, как вода, которой кому-то хватит на стакан, а для кого-то она может стать морем.

Многие тексты Цветаевой представляют собой интереснейшие загадки, для понимания которых необходимы определенные знания Библии, античной мифологии и истории, классической мировой литературы, фольклора. Чтение, по мнению Цветаевой, – это активное сотворчество автора и читателя.

Иногда дается не образ, а только намек на образ. Остальное нужно домысливать, познавая глубинный смысл текста.

Только в конце XX в. Цветаеву стали издавать не выборочно, а полностью. В России было открыто 7 музеев, установлены памятники в местах, связанных с ее именем.

Словарь

  1. 1. Национализированный – переданный из частной собственности в общественное, государственное
  2. 2. НКВД – народный комиссариат внутренних дел
  3. 3. Эвакуация – выезд из мест, опасных из-за военный действий, в безопасную местность
  4. 4. Постой – проживание в нанятом помещении
  5. 5.

    Фимиам – благовония, используемые при богослужениях

  6. 6. Архаизм – устаревшее слово

Назовите годы жизни Марины Ивановны Цветаевой и место рождения: 21882 г.- 1941 г. Петербург 31889 г. – 1939 г.

Москва Как называлась первая книга, опубликованная Цветаевой: Кто из поэтов решил сам первым познакомиться с юной Цветаевой: Какая из поэм признана лучшим произведением о любви в творчестве Цветаевой: Какой темой проникнуто стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…»: 1 вопрос:

Назовите годы жизни Марины Ивановны Цветаевой и место рождения: 1) 1882 г.- 1941 г. Москва 2) 1882 г.- 1941 г. Петербург 3) 1889 г. – 1939 г. Москва

2 вопрос:

Как называлась первая книга, опубликованная Цветаевой: 1) «Волшебный фонарь» 2) «Вечерний альбом» 3) «Из двух книг»

3 вопрос:

Кто из поэтов решил сам первым познакомиться с юной Цветаевой: 1) Валерий Брюсов 2) Николай Гумилев 3) Максимилиан Волошин

4 вопрос:

Какая из поэм признана лучшим произведением о любви в творчестве Цветаевой: 1) «Поэма воздуха» 2) «Крысолов» 3) «Поэма горы»

5 вопрос:

Какой темой проникнуто стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…»: 1) Тема творчества 2) Тема любви 3) Тема Родины

Творчество Марины Цветаевой: темы, идеи, сборники, циклы

Марина Ивановна Цветаева увековечила свое имя в литературной истории как великая поэтесса. Родилась она в 1892 году в Москве. По собственным словам, писать стихи начала с семи лет.

Весь ее бурный и тернистый жизненный путь был впоследствии неразрывно связан с творчеством.

А оно, в свою очередь, не только находило источники вдохновения в знакомстве, общении и дружбе с великими литераторами той эпохи, но и опиралось на воспоминания о детстве, жизнь в эмиграции, трагизм судьбы России и личные драмы.

Поэзия Марины Цветаевой

Творческие профессии родителей Марины (отец был известным филологом и искусствоведом, мать — пианисткой) оказали прямое влияние на ее детство.

С родителями она часто бывала за границей, а потому свободно владела несколькими иностранными языками, в большей степени французским. Впоследствии Цветаева много занималась переводами и написанием критических статей и эссе.

Но начало ее пути положила именно поэзия. Чаще на французском языке Марина Ивановна и сочиняла свои первые стихи.

Сборники

Первую книгу стихов Цветаева начала собирать после смерти матери от чахотки в Тарусе. В октябре 1910 года она вышла в Москве под названием «Вечерний альбом». После одобрительного отзыва на нее М. А. Волошина началась его дружба с юной поэтессой.

В феврале 1912 года после венчания с Сергеем Эфроном автор вновь выпускает книгу. Увидел свет второй сборник стихов «Волшебный фонарь». Ровно через год в печать вышел третий сборник «Из двух книг».

С 1912 по 1915 годы Цветаева работала над книгой «Юношеские стихи». Но, согласно некоторым источникам, она так и не была издана, а сохранилась в виде рукописей поэтессы. В книгу вошла поэма «Чародей».

С момента публикации третьего сборника стихов пройдет долгих восемь лет, прежде чем Марина Ивановна снова начнет издавать собрания сочинений. Писать она не переставала: стихи 1916 года потом войдут в первую часть сборника «Версты», а творения с 1917 по 1920 годы составят вторую часть сборника. Свет он увидит в 1921 году.

Период, ознаменованный Октябрьской революцией и спровоцированными ей изменениями, и вызвал поэтический всплеск в творчестве Цветаевой, нашедший отражение во второй части «Верст». Политический переворот она восприняла как крушение всех надежд и чрезвычайно тяжело переживала его. Многие ее стихотворения впоследствии станут частью книги «Лебединый Стан».

Но и она, увы, не вышла в печать при жизни поэтессы.

В 1922 году были опубликованы книги «Конец Казановы» и «Царь-Девица». Спустя год — «Ремесло» и «Психея».

В 1925 году семья Цветаевой переехала во Францию. Жили они в пригородах Парижа, фактически в нищете. Спустя три года был опубликован сборник «После России». Он стал последним, вышедшим в печать при жизни Марины Ивановны.

Циклы

С октября 1914 по май 1915 годов Цветаева создавала цикл нежных стихов, вдохновленных знакомством с поэтессой Софией Парнок. Об их любовных отношениях ходило множество слухов, тем не менее, цикл из семнадцати стихотворений вышел под названием «Подруга».

1916 год ознаменован выходом циклов стихов, посвященных приезду в Москву Осипа Мандельштама, а также самой Москве. В том же году как из рога изобилия стихи к Александру Блоку выливаются в одноименный цикл «Стихи к Блоку».

Лето 1916 года, названное искусствоведами «Александровским летом», ознаменовано созданием цикла стихов к Анне Ахматовой. В том же году на фоне разочарований и расставаний Цветаева создала цикл «Бессонница», в котором раскрыла темы одиночества и уединения.

Семь стихотворений, написанных в 1917 году, легли в основу цикла «Дон-Жуан». Это своего рода отсылка к пушкинскому «Каменному гостю». Учитывая особое отношение поэтессы к Пушкину, складывается впечатление, что посредством своих сочинений она вступает с ним в диалог.

1921 год связан со знакомством с князем С. М. Волконским. Ему тоже посвящены стихи, объединенные в цикл «Ученик». В дальнейшем Цветаевой было написано много лирических стихотворений, обращенных к мужу, в рамках циклов «Марина», «Разлука», «Георгий». О «Разлуке» чрезвычайно высоко отзывался Андрей Белый, которого Марина Ивановна встретила в Берлине в 1922 году.

В 1930 году она написала реквием Владимиру Маяковскому, состоящий из семи стихотворений. Гибель поэта глубоко потрясла Марину Ивановну, несмотря на то, что дружба между ними в одно время отрицательно сказалась на литературной судьбе Цветаевой.

В 1931 году она приступила к работе над циклом «Стихи к Пушкину».

В 1932 году был создан цикл «Ici-haut» («Здесь — в поднебесье»), посвященный памяти друга М. А. Волошина.

С июля 1933 года параллельно с окончанием работы над стихотворным циклом «Стол» Цветаева пишет автобиографические очерки «Лавровый венок», «Жених», «Открытие музея», «Дом у Старого Пимена». Спустя два года она создает цикл стихов на смерть поэта Н. Гронского «Надгробие», с которым познакомилась в 1928 году. В городке Фавьер был написан цикл «Отцам», состоящий из двух стихотворений.

Знакомство и переписка с поэтом Анатолием Штейгером привели к созданию цикла «Стихи сироте».

Лишь к 1937 году «Стихи к Пушкину», работа над которыми началась в 1931 году, были готовы к печати.

В дальнейшем Цветаева работала над циклами «Сентябрь» и «Март», посвященными жизни в Чехии, где она воссоединилась с мужем после долгой разлуки. Завершился труд циклом «Стихи к Чехии».

Основные мотивы лирики М. Цветаевой презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Слайд 1

М.И. Цветаева Основные темы в лирике

Слайд 2

Марина Ивановна Цветаева н ачала писать стихи в 6-летнем возрасте. Первый сборник стихов «Вечерний альбом» вышел, когда ей было 18 лет.

Цветаева написала более 500 лирических стихотворений, 8 драм, 17 поэм (среди них поэма-сказка «Царь-девица», поэмы «Переулочки», «На красном коне», «Поэма Горы», «Поэма конца», «Перекоп»), великолепные прозаические произведения.

Наиболее интересны те работы, в которых она серьёзно исследует поэзию Пушкина, Пастернака, Маяковского («Мой Пушкин», «Поэт и время», «Световой ливень», «Эпос и лирика современной России»).

Слайд 3

Её литературным наследием являются не только стихи, но и автобиографическая, мемуарная, историко-литературная проза (в том числе философско-критические этюды), большое количество писем, дневников, эссе. Поэтесса никогда не была связана ни с одной литературной группировкой: « Литературных влияний не знаю, знаю человеческие » .

Слайд 4

Главные темы в лирике Это — любовь, Россия и «светлое ремесло» поэта.

Темы проникнуты настрое н иями одиночества, отъединённости от окружающих ( отъединённость проистекала из нравственного максимализма: поэтесса требовала и от жизни, и от людей соответствия высоким идеалам).

И в то же время стихи наполнены простой человеческой любовью к природе, стремлением к счастью. Цветаева всегда упорно оставалась вне всякой политики, но её неприятие революции, личные трагедии, эмигрантская жизнь, конечно же, нашли отражение в стихах.

Слайд 5

Особенности поэзии Её поэзия своеобразна и непосредственна: особый распев, узнаваемые интонации. Стихи Цветаевой отмечают: Необычность ритмического строя. В её стихи надо вслушиваться, а не вчитываться.

В них богатство звуков, что выражено построением одних и тех же соглас­ных звуков в разных словах, неоднократными повторами ключевого слова, звуковой перекличкой сходных по звучанию слов.

Сила её стихов не в зрительных образах, а в завораживающем потоке всё время меняющихся ритмов.

Слайд 6

Неожиданная рифмовка строк в строфе. Рифма часто лишь приблизительная. Смысловая сжатость.

Стремительный ритм рвёт плавное течение фразы, и в результате она дробится на отдельные смысловые куски — в тексте остаются только опорные фрагменты, а всё понятие опускается, вместо них — тире, пауза. Афористичность.

Формально все эти особенности проявляются в выходе фразы за рамки традиционной поэтической строфы и в многочисленных паузах-тире.

Слайд 7

Стихи о Москве Марина Цветаева 17 лет прожила вдали от Родины . Этот период в жизни и творчестве поэтессы стал величайшим испытанием .

Вот стихи этого времени , в них боль души поэта : Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма… 1934 г.

Слайд 8

Домики старой Москвы Слава прабабушек томных, Домики старой Москвы, Из переулочков скромных Все исчезаете вы, Точно дворцы ледяные По мановенью жезла.

Где потолки расписные, До потолков зеркала? Где клавесина аккорды, Темные шторы в цветах, Великолепные морды На вековых воротах, Кудри, склоненные к пяльцам, Взгляды портретов в упор… Странно постукивать пальцем О деревянный забор! Домики с знаком породы, С видом ее сторожей, Вас заменили уроды,- Грузные, в шесть этажей. Домовладельцы — их право! И погибаете вы, Томных прабабушек слава, Домики старой Москвы . 1911 -1912 гг.

  • Слайд 9
  • Москва в этих стихах — воплощение гармонии : прозрачными акварельными красками рисует Цветаева лирический образ города ; в ритмическом плане стихотворение напоминает старинную танцевальную мелодию ; слова передают аромат давних времен : « вековые ворота » , « деревянный забор » , домики , где « потолки расписные » и « клавесина аккорды » .
  • Слайд 10

Облака — вокруг, Купола — вокруг, Надо всей Москвой Сколько хватит рук! — Возношу тебя, бремя лучшее, Деревцо мое Невесомое! В дивном граде сем, В мирном граде сем, Где и мертвой — мне Будет радостно, — Царевать тебе, горевать тебе, Принимать венец, О мой первенец! Ты постом говей, Не сурьми бровей И все сорок — чти — Сороков церквей. Исходи пешком — молодым шажком!- Все привольное Семихолмие . Будет твой черед: Тоже — дочери Передашь Москву С нежной горечью. Мне же вольный сон, колокольный звон, Зори ранние – На Ваганькове . 31 марта 1916

Слайд 11

Мимо ночных башен Площади нас мчат. Ох, как в ночи страшен Рев молодых солдат! Греми, громкое сердце! Жарко целуй, любовь! Ох, этот рев зверский! Дерзкая — ох — кровь! Мой рот разгарчив , Даром, что свят — вид. Как золотой ларчик Иверская горит. Ты озорство прикончи, Да засвети свечу, Чтобы с тобой нонче Не было — как хочу. 31 марта 1916

Слайд 12

Над городом, отвергнутым Петром, Перекатился колокольный гром. Гремучий опрокинулся прибой Над женщиной, отвергнутой тобой. Царю Петру и вам, о царь, хвала! Но выше вас, цари, колокола. Пока они гремят из синевы — Неоспоримо первенство Москвы. И целых сорок сороков церквей Смеются над гордынею царей! 28 мая 1916

Слайд 13

Облик Москвы в ранней поэзии светел. Город присутствует и в снах героини, и в ее мечтах. Гармония их взаимоотношений еще ничем не нарушена. Это представление о городе совпадает с представлениями о Родине.

Слайд 14

Родина О, неподатливый язык! Чего бы попросту — мужик, Пойми, певал и до меня: «Россия, родина моя!» Но и с калужского холма Мне открывалася она — Даль, тридевятая земля! Чужбина, родина моя! Даль, прирожденная, как боль, Настолько родина и столь — Рок, что повсюду, через всю Даль — всю ее с собой несу! Даль, отдалившая мне близь, Даль, говорящая: «Вернись Домой!» Со всех — до горних звезд — Меня снимающая мест! Недаром, голубей воды, Я далью обдавала лбы. Ты! Сей руки своей лишусь,— Хоть двух! Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля — Гордыня, родина моя! 1931 г.

Слайд 15

В стихотворении слышится зов родной земли : « Вернись домой ! » , и столько боли , потому что родина стала чужбиной .

Слайд 16

Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно — Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что — мой, Как госпиталь или казарма. Мне все равно, каких среди Лиц ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды Быть вытесненной – непременно — В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины Где не ужиться (и не тщусь!), Где унижаться — мне едино. Не обольщусь и языком Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично — на каком Непонимаемой быть встречным! (Читателем, газетных тонн Глотателем , доильцем сплетен…) Двадцатого столетья — он, А я — до всякого столетья! Остолбеневши, как бревно, Оставшееся от аллеи, Мне всe — равны, мне всe — равно, И, может быть, всего равнее — Роднее бывшее — всего.

Все признаки с меня, все меты, Все даты — как рукой сняло: Душа, родившаяся — где-то. Так край меня не уберег Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей — поперек! Родимого пятна не сыщет! Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все — равно, и все — едино. Но если по дороге — куст Встает, особенно — рябина… 3 мая 1934

Слайд 17

Возникает ощущение безысходности , нескончаемое боли и обыденности , будто уже привык к этому состоянию , сжился с ним . Оно уже не очень ранит — просто навсегда поселилось в душе . Какое — то безразличие … — и от этого особенно страшно .

Словно ты во сне , с полуприкрытыми глазами , а губы монотонно , без выражения , как заклинание , шепчут : Мне совершенно все равно — где совершенно одинокой … Мне все равно , каких среди лиц — ощетиниваться пленным львом … Где унижаться — мне едино .

Слайд 18

Невозможно представить себе героиню цветаевской лирики вне любви, что означало бы для нее вне жизни. Предчувствие любви, ожидание её, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки – все эти состояния цветаевской героини запечатлены в любовной лирике в многочисленных нюансах. Тема любви в лирике

Слайд 19

Надпись в альбом Пусть я лишь стих в твоем альбоме, Едва поющий, как родник; (Ты стал мне лучшею из книг, А их немало в старом доме!) Пусть я лишь стебель, в светлый миг Тобой, жалеющим, не смятый; (Ты для меня цветник богатый, Благоухающий цветник!) Пусть так. Но вот в полуистоме Ты над страничкою поник… Ты вспомнишь все… Ты сдержишь крик… — Пусть я лишь стих в твоем альбоме! 1901 — 1910

Слайд 20

Лирическая героиня, совсем юная, с особой остротой ощущает изменчивость и пленительность каждого мига. В стихотворении явно звучит желание героини остаться в памяти любимого человека: Ты вспомнишь все… Ты сдержишь крик… — Пусть я лишь стих в твоем альбоме!

  Краткое содержание Даррелл Моя семья и другие звери

Слайд 21

Ссылка на основную публикацию