Тема маленького человека в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

  • Сегодня на уроке мы:
  • –         
    Поговорим о типе «маленького человека» в русской литературе.
  • –         
    Узнаем, какими чертами наделён «маленький человек» в творчестве Фёдора
    Михайловича Достоевского.
  • –         
    Познакомимся с романами Достоевского «Униженные и оскорблённые» и Бедные
    люди».

Тема «маленького человека» считается одной из ключевых
тем русской литературы. Своё развитие она получила в XIX веке. Но и в произведениях сатириков
XX века, и даже в
советской литературе тема «маленького человека» продолжает жить.

Тип
«маленького человека» встречается в произведениях Чехова и Куприна, Булгакова и
Зощенко, Андрея Платонова и Владимира Войновича.

Считается, что впервые к типу маленького человека обратился Николай
Михайлович Карамзин
.

Тема маленького человека в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

В повести «Бедная Лиза» «маленькие люди» ‒ это сама
Лиза и её старушка-мать. Карамзин показал живую душу человека из низшего
сословия, доказав, что «и крестьянки любить умеют».

Некоторые исследователи уверены, что тип «маленького
человека» намечается ещё в литературе XVIII века. Например, в «Путешествии из Петербурга в Москву»
Радищева
.

Там писатель обращает внимание на социальную несправедливость и
негодует, наблюдая беды «униженных и оскорблённых» крестьян.

А понятие
«маленький человек» можно встретить ещё у Сумарокова: «Никак не
вообразительно мне, что вельможа от маленького человека, а малочинный от
крестьянина весьма отличен был».

Однако традиционно литературоведение связывает появление темы
«маленького человека» с зарождением реализма. А значит, с творчеством
Александра Сергеевича Пушкина. Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» и
Евгений в «Медном всаднике» воплощают в себе черты «маленького человека». Какие
они?

«Маленький человек» из низших слоёв общества. Он страдает и
остро переживает социальную несправедливость. Это сломленный, задавленный
средой человек. «Маленький человек» осознаёт своё положение и мечтает его
изменить, но часто эта мечта сводится к желанию немного улучшить свой быт.

Например, Акакий Акакиевич Башмачкин мечтает о шинели. И «маленький человек»
всегда становится жертвой обстоятельств, общественного устройства. Или
стихийных злых сил, как Евгений из «Медного всадника». У «маленького человека»
сложный, живой характер.

Его судьба вызывает сочувствие читателя.

Маленький человек Гоголя – это, прежде всего, Акакий
Акакиевич Башмачкин
из «Шинели». Он жалкий, убогий человек,
задавленный социальной средой. Это примитивный человек, винтик бюрократической
машины. Он мечтает только о тёплой сытой жизни. Тем не менее, Акакий Акакиевич
вызывает жалость и сочувствие. В теме «маленького человека» у Гоголя
трагедия смешивается с сатирой.

Тема маленького человека в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

Создавая свой образ «маленького человека», Фёдор Михайлович
Достоевский обращается к традициям Гоголя, Пушкина и Карамзина. Впервые тема
«маленького человека» у Достоевского звучит в романе «Бедные люди», который
стал для писателя пропуском в литературу.

«Бедные люди» ‒ это роман в письмах. Он состоит
из 54 писем, которые пишут друг другу бедный чиновник Макар Девушкин и его
дальняя родственница Варя Доброселова.

Интересно, что Некрасов после этого романа назвал
Достоевского новым Гоголем. Но в теме «маленького человека» Достоевский спорит
с Гоголем.

Маленькие люди Достоевского находятся в той же социальной
среде, что и герои Гоголя, но они способны на высокие чувства. Герои
Достоевского мечтают, философствуют, помогают ближнему. Достоевскому мало
жалости к маленькому человеку. Ему важно показать духовную красоту этого типа
героя.

Главный герой романа «Бедные люди» Макар Девушкин такой же
бедный чиновник, как и герой Гоголя. И он тоже занимается переписыванием бумаг.
Но герой Достоевского гораздо сложнее Башмачкина, который всего лишь винтик
бюрократической машины. Он чувствует, думает, размышляет.

Его главная забота – не минимальный комфорт, а счастье
Вареньки, к которой испытывает душевную привязанность. Ради девушки Макар готов
отказывать себе абсолютно во всём. Он голодает, чтобы оплачивать ей квартиру,
которая лучше его собственной. Балует Варю конфетами, но его одежда износилась
так, что над ним насмехаются даже его нищие соседи.

Макар Девушкин осознаёт себя личностью: «Я не хуже других,
только так, не блещу ничем, лоску нет, но всё-таки я человек, сердцем и мыслями
я человек
».

Обратите внимание, что Макар Девушкин в романе читает
«Шинель» Гоголя и «Станционного смотрителя» Пушкина. Эти книги присылает ему
Варенька Доброселова.

Книга Пушкина Макара Девушкина потрясла: «Cлучается же так, что живешь,
а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя как по
пальцам разложена
». Макар Девушкин видит в Самсоне Вырине себя. Жизнь
Вырина была замкнута на его дочери.

Центром жизни Макара Девушкина стала Варя.
Макар пишет, что без Вари он умрёт, потому что его жизнь потеряет смысл. Более
того, Макар Девушкин видит «маленьких людей» в своём окружении.

«Да и
сколько между нами-то ходит Самсонов Выриных, таких же горемык сердечных!», ‒
восклицает он.

Повесть Гоголя у Макара Девушкина вызывает негодование. Макар
называет книгу злонамеренной. Он узнаёт себя в Башмачкине, и это узнавание
кажется ему унизительным. Кроме того, обнаруживается ещё одна черта этого
«маленького человека». Макар Девушкин болезненно самолюбив.

Его очень заботит то, что о нём думают другие, особенно те,
кто выше него чином. Даже чай Макар Девушкин пьёт «для вида, для тона»,
потому что «чаю не пить как-то стыдно».
То есть для него главным становится
казаться со стороны достойным человеком. И достоинство это выражается в том,
что он пьёт и что носит.

Любовь к Вареньке становится эгоистичной. Девушка терзается
тем, что она стала обузой для своего благодетеля. Варя видит его страдания и
хочет изменить свою жизнь, устроиться гувернанткой. Макар Девушкин запрещает
ей, говоря, что погибнет без неё. «Так и живите там смирненько», ‒ пишет
он.

То, насколько сильно Макар Девушкин задавлен средой
проявляется в попытке внутреннего бунта. После прогулки по Петербургу, чиновник
вдруг допускает мысль о социальной несправедливости.

Он думает о том, что
почему-то негодяи и бездельники живут в роскоши, а хорошие люди, которые много
работают, страдают от нищеты.

Но за эти мысли Макар Девушкин корит себя,
называет их грешными и «либеральными». 

По словам Белинского, Макар Девушкин «даже и несчастным-то
себя не смеет почесть от приниженности и почти за вольнодумство считает
малейшую жалобу, даже права на несчастье за собой не смеет признать, и, когда
добрый человек, его генерал, даёт ему эти сто рублей, – он раздроблен,
уничтожен от изумления, что такого как он мог пожалеть „их превосходительство“».

«Маленький человек» в творчестве Достоевского показан
личностью, раздавленной нищетой, но не потерявшей чувства собственного
достоинства, сохранивший духовное и нравственное начало. Чувство собственного
достоинства у Макара Девушкина превращается в болезненное самолюбие. Его
духовное и нравственное начало проявляется в сочувствии ближнему, преданной
заботе о Вареньке.

Макар Девушкин стремится к личностному росту. Например,
отмечает, что у него в переписке с Варей «слог формируется». В отличие от
Башмачкина, Макар Девушкин рассуждает о литературе и задумывается о проблемах
человечества.

Мы видим, что тема «маленького человека» в творчестве
Достоевского развивается в русле сентиментализма Карамзина, спорит с
гоголевской сатирой. «Маленькие люди» у Достоевского – это бедные люди,
униженные и оскорблённые. Требующие сочувствия несчастные.

Но значит ли это, что писатель идеализирует «маленького
человека», перекладывая все его грехи на общественный уклад?

Нет. «Маленький человек» Достоевского – это личность. И характер
этой личности под давлением среды проявляется по-разному. Варенька Доброселова
из романа «Бедные люди» страдает от нищеты и болезни. Но девушку тяготят чужие
жертвы. Она старается брать работу.

А потом и вовсе решается выйти замуж за
помещика Быкова, который обесчестил её. Варенька действует, пытается изменить
свою жизнь, облегчить жизнь своих благодетелей.

И в романе «Белые ночи» Мечтатель
– пассивный человек, а Настенька стремится вырваться из среды.

Тема маленького человека в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

В романе «Униженные и оскорблённые» появляется ещё
один тип «маленького человека. Это бедная сирота Нелли. Если Варенька
смиряется со своей тяжёлой судьбой, то Нелли бунтует. И бунт её выражается в
ненависти.

Она ненавидит отца-князя, который виноват в её страданиях и
страданиях её матери. Эта ненависть распространяется и на всё общество. Мир
петербургских трущоб научил её не верить людям. Девочка видела, что страдают
хорошие люди, а те, кто заставляют страдать, живут в роскоши и счастье.

Поэтому
она отрицает само право на счастье. По её мнению, счастливыми могут быть только
негодяи.

Тема «маленького человека» проходит через всё творчество
Достоевского. Маленький человек Достоевского не просто социальный тип,
задавленный средой. Писатель открыл душу так называемого «маленького человека»,
показал его духовное богатство, чувство собственного достоинства, не
уничтоженное тяжелейшими условиями жизни. Это было новаторством не только в
русской, но и в мировой литературе.

Николай Добролюбов писал о творчестве Достоевского: «В
произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее
заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в
силах или наконец даже не в вправе быть человеком, настоящим, полным,
самостоятельным человеком, самим по себе».

Тема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание»

Тема «маленького человека» существовала в русской литературе и до Достоевского. Кого же подразумевали писатели, называя так какой-то обобщенный образ своего героя? Это человек, который не мал по своему объему или росту, в русской литературе так называют человека, который может быть одет небогато, но главное, он тихий и забитый, запуганный вышестоящими чиновниками.

До Федора Достоевского таких героев описывали такие писатели, как Александр Пушкин в своем произведении «Станционный смотритель», Николай Гоголь в рассказе «Шинель». Но глубже всего проник в эту тему и показал «маленького человека» именно Достоевский в своем глубоко психологическом романе «Преступление и наказание».

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Читайте также:  Анализ стихотворения «ночь, улица, фонарь, аптека…» а.а. блока

Связаться с нами:

Главный герой романа — Родион Раскольников, с которым читатель может познакомиться уже на первых страницах романа, так как автор показывает его уже в первой главе. Читатель узнает, что Родион — студент, который настолько беден, что голодает и живет в жалкой и тесной каморке.

Его одежда — это лохмотья, в которых стыдно было даже выходить на улицу. Но главный герой, стыдясь своего бедного существования, ничего изменить не может. Он привык жить в такой каморке, ходить в лохмотьях, хотя такая жизнь ему совсем не нравится.

Ему даже приходиться бросить обучение в университете, так как нечем было платить за учебу.

У Раскольникова нет денег, он постепенно закладывает и все свои вещи. Его родственники, которые жили в деревне, раньше хотя бы что-то ему присылали, но теперь и сами совсем обнищали и матери негде взять эти деньги.

Такая жизнь обычно ломает человека, делая его забитым и тихим. Но герой Достоевского оказывается другим, его дух невозможно сломить. Родион считает себя «необыкновенным человеком».

И как бы судьба не поступала с ним, он все равно старается выбраться из того положения, в котором оказался.

Главный герой романа Достоевского готов пойти на преступление и убить беззащитную старуху-процентщицу, чтобы доказать свою теорию.

Но жертв оказывается больше: случайной свидетельницей преступления оказывается сестра старухи — Лиза, и Раскольников вынужден убить и ее.

Родион думает, что он сделал благое дело, ведь он избавил общество от мелкой вши и ничтожества, который мешает всем и пьет их кровь. И тут своими мыслями он очень сильно похож на Наполеона.

Но почему же герой Достоевского поступает именно так? Почему он не выбирает другой путь? Он мучился, страдал, но после убийства не испытывал угрызения совести, так как молодой человек считал, что поступил правильно и справедливо.

Даже находясь на каторге, признавая свой поступок, он все равно не считается себя неправильным. Ведь долгое время он пытался уверить себя в том, что прав, что его теория верна. По его теории выходило, что все люди делятся на два типа: обыкновенных и необыкновенных, которые имеют право на убийство.

Скорее всего, и себя он тоже относился ко второму типу людей, так как позволил себе убийство.

Получается, что Раскольников — это сильный и целеустремленный человек, который способен на решительные поступки и не покоряется судьбе, а старается бороться с ней, правда, не всегда оправданными способами.

И тогда больше к «маленькому человеку» можно отнести не Раскольникова, а Мармеладова. О Мармеладове известно немногое, но даже из того, что легко узнает читатель со страниц романа Достоевского понятно, что Мармеладов несчастлив.

Когда-то он решается на прекрасный поступок, и жениться на Катерине Ивановне, многодетной матери.

Он оказывается в тяжелом положении, женившись на вдове офицера и взяв под свою опеку трех ее детей. У него самого уже была дочь Соня от первого брака, о которой тоже нужно было заботиться.

В результате Мармеладов никого не смог сделать счастливее, а в какой-то момент им даже тяжелее становиться жить с ним, так как он начинает вести разгульный образ жизни: пьет, постоянно куда-то уходит из дома, маленькое жалование, которое он пропивает, голодание детей.

Он принимает и не противоречит решению родной дочери пойти на панель. И не сопротивляется, когда жена бьет его.

Вот Мармеладов оказывается типичным «маленьким человеком», который не может выдержать те испытания, которые ему приготовила жизнь. Он тих и забит, честен, но слаб. Он ищет мир, где можно обо всем забыть. Он, «маленький человек», оказывается намного слабее того общества, в которое живет и в котором правят жестокие порядки.

Такой же оказывается и его жена — Катерина Ивановна. Он пытается поддержать свою семью, но даже ради детей она не может больше продолжать эту жизнь и умирает. И единственной надеждой в этой семье является молодая девушка, которая реально ищет выход, которая не сломалась.

Ею оказывается Соня, на руках которой оказываются малолетние дети.

Судьба этих людей печальна и трагична. По теории Раскольникова они относились к числу людей обыкновенных, низших, поэтому жили только настоящим. Родион Раскольников немного другой. Он смог решиться на то, чтобы совершить преступление, не видя другого выхода из той ситуации, в которой он находился.

Но он нашел в себе смелость, чтобы в этом признаться. Его же поступок вызвал в нем огромнейшие чувства и эмоции. Он так и остается несчастным и отдаленным от этого общества. И поэтому его тоже можно отнести к разряду «маленьких людей».

И это подтверждается тем, как относится к нему Лужин или Свидригайлов.

Главный герой попытался хотя бы что-то изменить, вырваться из бедности, он боролся, когда другие просто сложили свои руки. Но, к сожалению, он тоже «маленький человек». Сонечка тоже относиться к таким людям, но она борется и вместе с Раскольниковым побеждает.

Ей пришлось нелегко: пройти голод, оказаться на панели, чтобы выжить и остаться при этом нежным и милым существом. Соня на протяжении всего романа покоряется своей судьбе, но смириться до конца с таким положением вещей она не может.

Поэтому она и ищет свой мир, где сможет найти спасение.

Соня Мармеладова находит свой мир, который поддерживает ее в жизни, не может сломать ее, как это сделали родители — это мир Бога.

И несмотря даже на то, что и Соня, и Родион — это «маленькие люди», но они смогли проявить себя, смогли бороться за свое существование, а не ничтожно прозябать и влачить свое жалкое существование.

Они родились в семьях, где были обречены стать «маленькими» людьми, поэтому и проходили путь этих самых «маленьких людей», покоряясь, так как их этому учили жизнь. Но в какой-то момент они решили не покориться и восстать над этой ужасной реальностью.

Соня не только сама пыталась найти новую жизнь, поверить в нее, но и помогала в этом Родиону. Он наконец-то приобрел веру в новую жизнь, в то, что впереди будущее будет лучше, чем настоящее.

И начинает новая история в жизни этих людей, где их ждет обновление и перерождение. Так Достоевский показал, как может «маленький человек» нравственно переродиться.

И эту спасению, по мнению автора, можно найти, лишь имея веру в Бога, ведь это самый справедливый суд.

Маленький человек в романе Преступление и наказание

Маленькие люди — это одна из центральных тем многих русских произведений. Ее пытались раскрыть такие писатели как Пушкин, Чехов. Особенно ярко раскрыта тема маленького человека Гоголем.

Его традицию продолжил в своем творчестве Достоевский, описывая с болью и любовью в своих философских работах социального характера, маленького человека, проживающего в несправедливом, холодном, жестоком мире.

Как писал Достоевский: Все мы вышли из гоголевской шинели.

Очень ярко раскрыта Достоевским тематика маленьких людей в романе Преступление и наказание, в котором перед читателем сменяются картины извечной нищеты. То видит читатель бросающуюся из моста женщину, то пьяную девочку, за которой плетется толстый франт.

Видит читатель и Мармеладова, который ушел в мир иной, оказавшись слабее жестокого общества. Измученная нищетой Екатерина Ивановна — жена Мармеладова. Соня, которой пришлось идти на панель, Раскольников со всем своим семейством.

Все эти персонажи и есть маленькие люди, о которых мы поговорим в сочинении.

Преступление и наказание: маленькие люди

Тема маленького человека в романе Преступление и наказание — одна из основных. Все персонажи являются незначительными. Чтобы в этом убедиться, давайте разберемся, кто такой маленький человек? Это скромный, забитый, бедный человек, не имеющий статуса, ничего из себя не представляющий, которому приходится терпеть несправедливость и невзгоды.

Это люди ведут вечную борьбу с несправедливостью, страдают от безразличности окружающего мира. Их судьба всегда сложная и тяжелая. Такая судьба наблюдается и у героев романа Преступление и наказание, где читатель познакомился с семьями Раскольникова и Мармеладовых.

Лизавета, служанка Настасья, студент Разумихин — все они маленькие люди со сложной судьбой, которым приходится выживать.

Так, Мармеладов живет на грани нищеты. Отставной чиновник ничего не собирается менять, пытаясь найти забытье в алкоголе. Он понимает, что из-за него страдает жена, а Соне приходится заниматься проституцией, но не находит в себе сил и ломается под гнетом обстоятельств.

Катерина Мармеладова, став в свои тридцать дважды вдовой, борется с чахоткой, и не выдерживает, выбирая смерть.

Соня берет ответственность за семью на себя. Из-за нищеты и желания помочь родителям, продает свое тело, чтобы никто не голодал.

Семья Раскольниковых также бедна. Мать живет на скромную пенсию, Дуне приходится работать гувернанткой, а чтоб спасти семью от нищеты, решается даже на ненавистный ей брак с Лужиным. Раскольников тоже маленький человек, едва сводящий концы с концами.

Судьба героев, представленных в романе, печальна и убога, персонажи живут в полном отчаянии, у них совершенно незначительные потребности, а возможности еще меньше. По теории Раскольникова, они относятся к тварям Божьим.

Несмотря на то, что Раскольникова мы относим к маленьким людям, он отличается от других. Этот герой попытался изменить судьбу, не побоялся пойти против закона. Он убил, но раскаялся. Он попробовал вырваться из нищеты, не покорился, противостоял и выстоял. Пусть не без помощи Сонечки, которая в романе тоже маленький человек.

Познакомившись с работой Достоевского, мы увидели отличия романа от работ других авторов, поднимающих тему маленьких людей. Если Гоголь показывал бесправие маленьких людей, Пушкин делал акцент на их несчастной судьбе, то Достоевский показал, что даже маленькие люди способны на перерождение и противостояние. Главное, надеяться на победу, на лучшее будущее и не сдаваться.

Читайте также:  Краткое содержание книги «Уроки французского» (В. Распутин)

Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя».

Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты.

Вот бросается с моста женщина, «с желтым, продолговатым испитым лицом и впавшими глазами». Вот идет по улице пьяная обесчещенная девочка, а за ней следует жирный франт, который явно охотится за нею.

Спивается и кончает с собой бывший чиновник Мармеладов, которому «некуда идти» в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки его жена, Екатерина Ивановна. Соня идет на улицу торговать своим телом.

Достоевский подчеркивает власть среды над человеком. Бытовые мелочи становятся у писателя целой системой характеристик.

Стоит только вспомнить, в каких условиях приходится обитать «маленьким людям», и становится понятно, почему они такие забитые и униженные. Раскольников живет в комнатке с пятью углами, похожей на гроб.

Жилище Сони – одинокая комната со странным острым углом. Грязны и ужасны трактиры, в которых под крики пьяных можно услышать страшные признания обездоленных людей.

Кроме того, Достоевский не просто изображает бедствия «маленького человека», но и вскрывает противоречивость его внутреннего мира. Достоевский был первым, кто вызвал такую жалость к «униженным и оскорбленным» и кто безжалостно показал соединение в этих людях добра и зла. Очень характерен в этом отношении образ Мармеладова.

С одной стороны, нельзя не испытывать сочувствия к этому бедному и измученному человеку, задавленному нуждой. Но Достоевский не ограничивается умильным сочувствием к «маленькому человеку».

Сам Мармеладов признается, что его пьянство окончательно погубило его семью, что старшая дочь вынуждена, была пойти на панель и что семья кормится, а он пьет именно на эти «грязные» деньги.

Противоречива и фигура его жены Екатерины Ивановны. Она старательно хранит воспоминания о благополучном детстве, о своей учебе в гимназии, где танцевала на балу.

Она вся отдалась стремлению не допустить окончательного падения, но неродную дочь все же послала заниматься проституцией и тоже принимает эти деньги.

Екатерина Ивановна своей гордыней стремиться укрыться от очевидной истины: ее дом разорен, а младшие дети, возможно, повторят судьбу Сонечки.

Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, служит гувернанткой у циника Свидригайлова и готова выйти замуж за богача Лужина, к которому испытывает чувство отвращения.

Мечется по безумному городу герой Достоевского Раскольников и видит только грязь, горе и слезы. Этот город настолько бесчеловечен, что кажется даже бредом безумца, а не реальной столицей России.

Поэтому не случаен и сон Раскольникова перед преступлением: пьяный парень под хохот толпы насмерть забивает маленькую, тощую клячонку. Этот мир страшен и жесток, в нем царят нищета и порок.

Именно эта клячонка становится символом всех «униженных и оскорбленных», всех «маленький людей» на страницах, над которыми глумятся и потешаются сильные мира сего – Свидригайлов, Лужин и им подобные.

Но Достоевский не ограничивается этим утверждением. Он отмечает, что именно в головах униженных и оскорбленных рождаются мучительные мысли о своем положении.

Среди этих «бедных людей» Достоевский находит противоречивые, глубокие и сильные личности, которые в силу некоторых обстоятельств жизни запутались в себе и в людях.

Безусловно, наиболее разработанным из них является характер самого Раскольникова, чье воспаленное сознание создало противоречащую христианским законам теорию.

Характерно, что одна из самых «униженных и оскорбленных» – Соня Мармеладова – находит выход из, казалось бы, абсолютного тупика жизни. Не изучая книг по философии, а просто по зову сердца она находит ответ на те вопросы, которые мучают философа‑студента Раскольникова.

Ф. М. Достоевский создал яркое полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя. Пристально вглядываясь в душу «маленького человека», он открыл в ней залежи душевной щедрости и красоты, не сломленные тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и в мировой литературе.

Тема «маленького человека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

  • Сострадание есть величайшая форма 
  • человеческого существования… 

Ф. Достоевский Л. Толстой

Тема «маленького человека» в русской литературе широко представлена в творчестве многих великих русских писателей. Интерес к судьбе простого человека в условиях социальной несправедливости проявил А. С. Пушкин в «Станционном смотрителе», Н. В. Гоголь описал трагедию «маленького человека» в повести «Шинель», А. П.

Чехов обратился к этой теме в рассказах «Тонкий и толстый», «Смерть чиновника», А. Н. Островский в пьесе «Бесприданница» создал образ мелкого чиновника Карандышева.

Всех этих писателей можно справедливо считать великими гуманистами, потому что они проявили милосердие, сострадание, сочувствие к бедным людям и поставили в своих произведениях вопрос о необходимости кардинальных перемен в жизни «униженных и оскорбленных», отверженных обществом.

Не оставил в стороне тему «маленького человека» и Ф. М. Достоевский. Трагический мир его героев создает впечатление небывалой нравственной чистоты и духовной возвышенности.

В грязи пороков живут бедные люди в романе «Преступление и наказание». Достоевский находит в падших и обездоленных героях чистоту души, достоинство и то высшее начало, которое называется челоечностью. Все «маленькие люди» в романе тоскуют по истинно человеческому существованию.

Мармеладов и его жена рыдают в напрасных поисках справедливости; мучается над вопросом, человек ли он, Раскольников; и даже безнравственный Свидригайлов хочет умереть, совершив перед смертью добро.

Вера Достоевского в неиссякаемые глубины человечности волнует и убеждает писателя в том, что надо предостерегать людей от зла.

Разбросанные по всему роману описания ужасающей нищеты и безысходности доведены до трагизма в изображении семьи Мармеладовых. В чиновнике Мармеладове Достоевский показал крайнюю степень обездоленности и бедности. Трагедия этого «маленького человека» раскрывается в его исповеди.

В грязном трактире, за липким столом, на котором стоит штоф с водкой, Мармеладов открывает свою душу. Обращает на себя внимание описание внешности этого героя: старый, совершенно заношенный фрак, застегнутый на единственную сохранившуюся пуговицу, скомканная грязная манишка.

Это был человек «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом».

Но портрет Мармеладова не только социально заострен, это в то же время превосходный психологический портрет, в котором передается одиночество «маленького человека» в буржуазном мире, его тщетные усилия вызвать к себе сочувствие и сострадание.

Из исповеди мы узнаем, что Мармеладов дошел до крайней степени нищеты. В его рассказе звучит трагическая история Сонечки, которая пошла на панель, чтобы спасти от голодной смерти своих близких людей.

Вот поэтому Мармеладов и пьет, чтобы забыть свою распроклятую жизнь. «А разве у меня сердце не болит? Разве я не чувствую? Разве я не страдаю?» — в отчаянии говорит Мармеладов.

Оказавшись в жизненном тупике, этот «маленький

человек» выбирает пассивную форму протеста. Смирение и покорность судьбе Мармеладов дополняет беспробудным пьянством. «…Ведь надобно же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели», — говорит этот несчастный человек. Им владеет полное отчаяние от сознания своей безысходности.

«Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь,— обращается Мармеладов к Раскольникову, — что это значит, когда уже некуда больше идти?» Эти слова выражают последний предел отчаяния.

Мармеладов не может противостоять жестокостям жизни, он находит смерть под колесами экипажа на мостовой, в грязи, на виду у десятка равнодушных глаз.

Главным обвинением буржуазному миру является образ Катерины Ивановны, жены Мармеладова. Ее портрет дан Достоевским на фоне убогого жилища: «Огарок свечи освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной. Через задний угол была протянута дырявая простыня… В комнате было душно …с лестницы несло вонью…». Этот интерьер подчеркивает крайнюю нищету семьи Мармеладовых.

Дрожащий свет догорающей свечи освещает лицо Катерины Ивановны. Видны яркие чахоточные пятна на ее щеках, запекшиеся губы, обращает на себя внимание лихорадочный взгляд.

Анализируя историю жизни и характер Катерины Ивановны, следует отметить, что она не из лагеря забитых и смирившихся с жизнью людей. Она принадлежит к лагерю бунтующих и ожесточенных людей. Достоевский пишет, что «ее можно было убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю, нельзя было».

Поэтому так отчаянно Катерина Ивановна борется с нищеой. Она моет, скребет свою убогую комнату, штопает, стирает по ночам детское тряпье, старается, чтобы в ее семье было все, как у порядочных людей. Для этого она учит детей французскому, следит за их манерами и поведением.

Озлобленная ударами судьбы, Катерина Ивановна исступленно ищет и требует справедливости. Это выражается в ее бунтарских поступках: и в сцене поведения ее на поминках мужа, и в драматичном эпизоде, когда она устраивает «демонстрацию нищеты».

Несуразно нарядив своих детей, она заставляет их петь французские песни, как безумная, носится по городу, пока замертво не падает на мостовой, Вот последние слова, которые произносит Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!»

Бунт Катерины Ивановны — это протест человека, доведенного до последней степени отчаяния, но не примирившегося с жестокой действительностью. Об этом свидетельствует ее решительный отказ от предсмертного причастия: «Что? Священника? Не нао… На мне нет грехов! Бог и без того должен протить… Сам знает, как я страдала!»

Читайте также:  Образец написания сочинения по русскому языку для ЕГЭ

А. М. Горький назвал Ф. М. Достоевского «больной совестью нашей», потому что писатель воспитывает нравственную чуткость, милосердие, учит не знать покоя, пока человек страдает.

Достоевский рассчитывал на то, что человечность можно восстановить за счет нравственного самоусовершенствования личности. Но, чтобы противодействовать злу, нужны решительные изменения несовершенного общества, в котором возникают трагедии «маленького человека».

Вот почему снова и снова неотступно волнует душу главного героя романа Раскольникова тоска, которая зовет его к действию, к защите человечности.

Образ «маленького человека» в романе Преступление и наказание Достоевского Ф. М

Чистых, умытых покойничков мы все жалеем, любим, а ты живых полюби, грязных. В. М. Шукшин В романе Ф. М.Достоевского “Преступление и наказание” описывается необычное преступление, совершённое нищим студентом для проверки своей страшной теории, в романе она называется “кровь по совести”.

Раскольников делит всех людей на обыкновенных и необыкновенных. Первые должны жить в послушании, вторые “имеют право, то есть не официальное право, а сами имеют право разрешить своей совести перешагнуть…

через иные препятствия единственно в том только случае, если исполнение их идеи того требует” (3,V).

Раскольников, насмотревшись на горе, на разбитые судьбы обыкновенных (“маленьких”) людей – обитателей петербургских трущоб, решает действовать, так как смиренно наблюдать безобразную окружающую жизнь более не в силах.

Решительность, глубокий и оригинальный ум, стремление исправить несовершенный мир, а не подчиняться его несправедливым законам – вот черты, которые не позволяют отнести образ самого Раскольникова к типу “маленьких людей”.

Чтобы поверить в себя, герою надо удостовериться, “тварь ли он дрожащая” (то есть обыкновенный человек) или “право имеет” (то есть выдающаяся личность), сможет он позволить себе “кровь по совести”, как успешные исторические герои, или не сможет.

Если проверка покажет, что он относится к избранным, тогда следует смело приниматься за исправление несправедливого мира; для Раскольникова это значит облегчить жизнь “маленьких людей”. Таким образом, в теории Раскольникова счастье “маленьких людей” вроде бы является главной и конечной целью.

Этому выводу не противоречит даже признание, которое герой сделал Соне: он убил не для того, чтобы помочь матери и сестре Дуне, а “для самого себя” (5, IV).

Из приведённых рассуждений следует, что тема “маленького человека” является одной из основных в романе, так как связана и с социальным, и с философским содержанием. У Достоевского в “Преступлении и наказании” эта тема прозвучала ещё сильнее и трагичнее, чем у Пушкина в “Станционном смотрителе” и у Гоголя в “Шинели”.

Местом действия своего романа Достоевский выбрал самую бедную и грязную часть Петербурга – район Сенной площади и Кузнечного рынка. Одну за другой разворачивает писатель картины беспросветной нужды “маленьких людей”, оскорблённых и униженных бессовестными “хозяевами жизни”.

В романе более или менее подробно описаны несколько героев, которые безусловно могут быть отнесены к традиционному типу “маленьких людей”: сестра старухи процентщицы Лизавета, которая у Достоевского становится символом “маленького чело-века”, мать Раскольникова Пульхерия Александровна, жена Мармеладова Катерина Ивановна.

Однако самым ярким образом в этом ряду является, конечно, сам Семён Захарович Мармеладов, рассказывающий свою историю Раскольникову в трактире. В этом герое Достоевский объединил пушкинскую и гоголевскую традиции в изображении “маленьких людей”.

Мармеладов, как и Башмачкин, жалок и ничтожен, бессилен изменить свою жизнь (покончить с пьянством), но в нём сохраняется, как в Самсоне Вырине, живое чувство – любовь к Соне и Катерине Ивановне.

Он несчастлив и, сознавая своё безвыходное положение, восклицает: “А вы знаете, что значит, когда некуда пойти?” (1,II). Так же, как Вырин, Мармеладов начинает пить с горя, от несчастья (потерял службу), страха перед жизнью и бессилия что-нибудь сделать для своей семьи.

Как Вырин, Семён Захарович переживает из-за горькой судьбы своей дочери Сони, которая вынуждена “переступить” и пойти на панель, чтобы прокормить голодающих детей Катерины Ивановны.

Разница, однако, в том, что дочь станционного смотрителя была счастлива (своей любовью к Минскому), а Соня несчастлива. Достоевский выстроил в романе сюжетную линию семьи Мармеладовых так, чтобы подчеркнуть трагичность образа Семёна Захаровича.

Пьяный Мармеладов попадает под колёса щегольской коляски по собственной вине и умирает, оставляя без средств к существованию свою большую семью.

Он хорошо понимает это, поэтому его последние слова обращены к Соне – единственной опоре для Катерины Ивановны и детей: “”Соня! Дочь! Прости!” – крикнул он и хотел было протянуть к ней руку, но, потеряв опору, сорвался и грохнулся с дивана…” (2, VII). Катерина Ивановна внешне непохожа на традиционного “маленького человека”, безропотно принимающего страдания.

Она, по отзыву Мармеладова, “дама горячая, гордая и непреклонная” (1, II), она хлопочет перед генералом за мужа, устраивает пьяному супругу “воспитательные” скандалы, доводит Соню упрёками до того, что девушка идёт на панель, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи.

Но по сути Катерина Ивановна, как и все “маленькие люди”, сломлена жизненными неудачами. Она не может сопротивляться ударам судьбы. Её беспомощное отчаяние проявляется в последнем безумном поступке: она с маленькими детьми выбегает на улицу просить милостыню и умирает, отказавшись от последней исповеди.

Когда ей предлагают пригласить священника, она отвечает: “Что? Священника?..

Не надо… Где у вас лишний целковый?., на мне нет грехов!… Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала!..

А не простит, так и не надо!..” (5,V). Эта сцена свидетельствует, что “маленький человек” у Достоевского доходит даже до бунта против Бога. Соня Мармеладова – главная героиня романа – внешне очень похожа на традиционного “маленького человека”, который смиренно подчиняется обстоятельствам, безропотно идёт к гибели.

Чтобы спасти таких людей, как Соня, Раскольников и придумал свою теорию, но, оказывается, Соня только на первый взгляд слабый по характеру человек, а на самом деле она сильная личность: увидев, что её семья дошла до крайней нищеты, она приняла тяжёлое решение и спасла хотя бы на время своих родственников от голодной смерти.

Несмотря на свою позорную профессию, Соня сохраняет душевную чистоту. Она с достоинством переносит издевательства окружающих по поводу своего положения в обществе.

Более того, благодаря своей душевной стойкости, именно она смогла поддержать убийцу Раскольникова, именно она помогает ему найти правильный, сточки зрения Достоевского, выход из морального тупика: через искреннее покаяние и страдание вернуться к нормальной человеческой жизни. Она и сама искупает свои невольные грехи, и поддерживает Раскольникова на каторге.

Так неожиданно поворачивается тема “маленького человека” в романе “Преступление и наказание”. Совсем непохож на традиционного “маленького человека” друг Раскольникова Разумихин – очень привлекательный, цельный герой.

Мужество, здравый смысл, жизнелюбие помогают Разумихину выдержать все невзгоды: “Он был ещё тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его” (1, IV).

Таким образом, Разумихин не может быть отнесён к “маленьким людям” потому, что постоянно сопротивляется несчастьям и не сгибается под ударами судьбы.

Верный товарищ, Разумихин ухаживает за больным Раскольниковым, приглашает к нему доктора Зосимова; зная о подозрениях Порфирия Петровича насчёт Раскольникова, пытается выгородить главного героя, объясняя странные поступки друга болезнью. Сам нищий студент, он опекает мать и сестру Раскольникова, искренне влюбляется в бесприданницу Дуню.

Она, правда, неожиданно и очень кстати получает наследство-приданое от Марфы Петровны Свидригайловой.

Итак, в литературном типе “маленький человек” можно выделить общие признаки: маленький чин, бедность, а главное – неспособность противостоять жизненным неудачам и богатым обидчикам.

После гоголевской “Шинели” (1842) русские писатели в своих произведениях стали часто обращаться к образу “маленького человека”. Н. А.

Некрасов, выступая в роли редактора, выпустил в 1845 году двухтомный сборник “Физиология Петербурга”, в который вошли очерки о людях из городских трущоб и закоулков столицы: В. И.Даль изобразил петербургского дворника, И. И.Панаев – фельетониста, Д.

В.Григорович – шарманщика, Е. П.Гребёнка – жителей захолустной петербургской окраины.

Эти очерки были в основном бытописательные, то есть содержали портретные, психологические и речевые характеристики “маленьких людей”. Достоевский в своих повестях и романах предложил глубокое осмысление социального положения и характера “маленького человека”, что приyципиально отличало его произведения от повестей и очерков вышеназванных авторов.

Если у Пушкина и Гоголя главными чувствами по отношению к “маленькому человеку” были жалость и сострадание, то у Достоевского выражен другой подход к подобным героям: он более критически оценивает их. “Маленькие люди” до Достоевского были преимущественно глубоко и безвинно страдающими, а Достоевский изобразил их людьми, которые во многом сами виноваты в своём бедственном положении.

Например, Мармеладов своим пьянством подталкивает к гибели любимую семью, сваливая все заботы о малолетних детях на Соню и полусумасшедшую Катерину Ивановну. Иными словами, образ “маленького человека” у Достоевского усложняется, углубляется, обогащается новыми идеями.

Это выражается в том, что герои Достоевского (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня и другие) не просто страдают, но уже сами заявляют о своих страданиях, уже сами объясняют свою жизнь.

Ни Самсон Вырин, ни Акакий Акакиевич Башмачкин не формулировали причины своих несчастий, а только безропотно терпели их, покорно подчиняясь ударам судьбы. В формуле “маленький человек” Достоевский делает акцент не на маленький, как его литературные предшественники, а на человек.

Для униженных и оскорблённых героев “Преступления и наказания” страшнее всего потерять самоуважение, человеческое достоинство. Об этом рассуждает Мармеладов в исповеди, кричит перед смертью Катерина Ивановна.

То есть сами “маленькие люди” у Достоевского опровергают теорию Раскольникова, который считал их только “тварями дрожащими”, материалом для экспериментов “необыкновенных” людей.

Ссылка на основную публикацию