Слайд 1Описание слайда:
Тема любви в рассказе
А. П. Чехова «Дама с собачкой»
Слайд 2Описание слайда:
Анализ первой части рассказа Что мы узнаем о героях в начале рассказа? Как относился Гуров к женщинам? Как характеризует его мнение о женщинах: “Низшая раса!”? Почему, когда «дама села за соседний стол», Гурову вспомнились «рассказы о легких победах, о поездках в горы»? Кого и как эта ситуация характеризует?
Слайд 3Описание слайда:
Что можно сказать о Гурове, его жизни на основе следующей информации: Что можно сказать о Гурове, его жизни на основе следующей информации: «… по образованию филолог, но служит в банке; готовился когда-то петь в частной опере, но бросил, имеет в Москве два дома» Какое мнение составил Гуров о незнакомке после первого знакомства? Испытал ли он смятение сердца?
Слайд 4Описание слайда:
Вторая глава. Роль детали. В день, когда «роман» Гурова и Анны Сергеевны достиг кульминации, «было душно», «на улицах носилась пыль, срывало шляпы», «весь день хотелось пить». Как связано описание обстановки действия с душевным состоянием героев?
Слайд 5Описание слайда:
Объясните смысл следующей фразы. Кого она характеризует? Объясните смысл следующей фразы. Кого она характеризует? «Анна Сергеевна, эта «дама с собачкой», к тому, что произошло, отнеслась как-то особенно, очень серьезно, точно к своему падению, – так казалось, и это было странно и некстати». Обратите внимание на деталь: Гуров ест арбуз
Слайд 6Описание слайда:
Третья глава – кульминация Чехов «удивляет» читателя, потому что не заканчивает повествование «курортным романом», развязкой которого был бы отъезд героини.
Слайд 7Описание слайда:
Почему Гуров поехал в город С., где жила Анна Сергеевна? “И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил как следует, по-настоящему первый раз в жизни”. Счастье ли это? Почему Гуров поехал в город С., где жила Анна Сергеевна? “И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил как следует, по-настоящему первый раз в жизни”. Счастье ли это?
Слайд 8Описание слайда:
Четвертая глава. Что изменилось для героев? Они живут тайно и явно. Где истинная жизнь? Как вы понимаете концовку рассказа? Оптимистична или безнадежна она?
Слайд 9Описание слайда:
Герои оказались способны на настоящую любовь, которая помогла им увидеть мир, окружающий их: “Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном.
Ненужные дела и разговоры все об одном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах”. По Чехову, можно уважать людей за способность любить.
Герои оказались способны на настоящую любовь, которая помогла им увидеть мир, окружающий их: “Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном.
Ненужные дела и разговоры все об одном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах”. По Чехову, можно уважать людей за способность любить.
Сочинение на тему: Любовь в рассказе Дама с собачкой, Чехов
Главная>Сочинения по произведению Дама с собачкой
Любовь
21 предложение/ 399 слов
Рассказ А. П. Чехова «Дама с собачкой» (1898) посвящен одной из самых значимых тем в мировом искусстве — теме любви. Это произведение относится к поздней чеховской прозе, и потому в нем находят свое отражение яркие черты индивидуального стиля и философии писателя. Характерной чертой мировоззрения Чехова был новый взгляд на романтические отношения, ранее неведомый русской литературе.
Любовь, которая изображена в «Даме с собачкой», невероятно свободна и, несмотря на свою внешнюю порочность, чиста, искренна и прекрасна.
Главный герой произведения — еще достаточно молодой женатый мужчина Дмитрий Дмитрич Гуров неожиданно для себя смог полюбить несвободную, так же как и он, девушку Анну Сергеевну.
Это случилось с ним впервые в жизни, и не в юности, а лишь тогда, когда «у него голова уже стала седой».
Чувство, возникшие у мужчины к этой скромной, робкой и угловатой девушке, полностью преобразило героя и стимулировало его нравственный рост.
Из циничного аморального изменника, любившего и одновременно глубоко презиравшего женщин, считая их «низшей расой», Гуров вдруг превратился в нежного, пылкого, заботливого и, что очень важно, способного к состраданию мужчину, тяжело переживающего глубокую душевную драму. Каким же образом стали возможны подобные метаморфозы?
Конечно, совершить такое под силу только настоящей любви. И подтверждение этому мы находим в строках самого произведения: «Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди… им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга».
Но любовь у Чехова, какой бы прекрасной и чистой она ни была, всегда трагична. Она никогда не приносит героям его произведений счастья, и рассказ «Дама с собачкой» в этом плане не является исключением.
Сердце Анны Сергеевны, так же как и сердце Гурова, открыто для любви, но оба героя несвободны в социальном плане.
Они не чувствуют в себе решимости, позволившей бы им разорвать узы законного брака и избавиться от мучительных «невыносимых пут».
Это заставляет влюбленных скрываться от посторонних глаз и тайно встречаться в номере гостиницы «Славянский базар», который Анна Сергеевна снимает, когда, в очередной раз обманув мужа, приезжает в Москву к Дмитрию Дмитричу.
Рассказ «Дама с собачкой» имеет открытый финал, и потому читателю не известно, как сложатся взаимоотношения героев дальше.
Это оставляет определенную надежду на возможность счастливого совместного будущего для Гурова и Анны Сергеевны, ведь оба они понимают, что любовь их будет длиться еще долго.
Вместе с тем для героев очевидно и то, что желанное счастье может стать возможным лишь тогда, когда они пройдут по очень длинному и тяжелому пути. Они чувствуют, что «самое сложное и трудное только еще начинается».
- см. также:Другие сочинения по произведению Дама с собачкой, Чехов
- Характеристики главных героев произведения Дама с собачкой, Чехов
- Краткое содержание Дама с собачкой, Чехов
- Краткая биография Антона Чехова
Тема любви в рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой»
Чехов в своем творчестве уделял огромное внимание миру сложных, зачастую непредсказуемых движений человеческой души и особенно чувству любви.
Безусловно, любовь — самое светлое и прекрасное чувство, но жизнь в обществе накладывает на человека ограничения и запреты, призванные направить могучую стихию любви в спокойное семейное русло, где страсть узаконена и становится лишь одним из элементов повседневной жизни.
В России во времена Чехова были очень сильны патриархальные представления о любви и браке. Считалось вполне нормальным жениться
и выходить замуж не по любви, а либо по «разумному расчету», либо по договоренности родителей, либо из каких-то других соображений житейского здравого смысла.
Однако прожить без любви или же загнать в тесные рамки живое свободное чувство далеко не просто.
Если человека, обделенного любовью, не поглощали целиком интересы практического или духовного свойства, то в какой-то момент он с мучительной остротой и болью ощущал бессмысленность и бесцельность жизни.
Ему становилось страшно и скучно жить лишь для того, чтобы — по словам Пушкина — благополучно «скончаться посреди детей, плаксивых баб да лекарей».
Герои
рассказа Чехова «Дама с собачкой» живут спокойной и размеренной жизнью, которая уже давно определилась, приобрела вполне завершенную форму, а в перспективе у них — медленное старение. В их жизни нет места сильным страстям, в ней ничего не происходит. Скучно! Героиня едет на море лишь потому, что в обществе принято ездить на море.
Она, как сотни других праздных, старательно отдыхающих женщин, исполняет предписанный ритуал: прогуливается по набережной, греется на солнце, дышит полезным морским воздухом. Главный герой, Гуров, живет так же размеренно и скучно. Правда, он время от времени позволяет себе «маленькие шалости», чтобы как-то скрасить свои унылые серые будни в семье, которая всегда была ему чужой.
Он изменяет жене, которую не любит, да и никогда не любил, женившись, скорее всего, чтобы быть «как все». Его измены — отнюдь не романтические приключения, они — часть все того же рутинного порядка. Любовная связь Гурова и Анны Сергеевны представляется обоим чем-то случайным и мимолетным, хотя женщина впервые изменила мужу и искренне переживает это.
Тем не менее этот «южный» роман вносит в их существование оживление: их, словно детей, привлекает то, что их связь относится к сфере запретов, над ней тяготеет притягивающее понятие «нельзя», и они не задумываются о последствиях.
Но эта как будто ни к чему не обязывающая игра постепенно перерастает в серьезное чувство, а время летнего отдыха уже подошло к концу.
Хотя им и жалко расставаться друг с другом, они уверены, что справятся с собой и забудут приятный курортный роман.
Но зародившаяся любовь сильнее их — в общем-то слабых и безвольных людей. Гуров ничего не может с собой поделать и отправляется в городок, где живет его «дама с собачкой».
Он ни на что не надеется, но при встрече с Анной Сергеевной узнает, что и она тосковала по нему, тщетно пытаясь его забыть.
Гениальность Чехова в том, что он с потрясающей убедительностью показывает нам любовь людей самых обыкновенных и ничем не примечательных, «маленьких». Они — заурядные и, в общем-то, скучные люди.
Они не в силах совладать ни с любовью, ни с жизнью, и их связь так и остается обычной связью, ибо они не в состоянии ни разорвать свои отношения, ни вступить друг с другом в законный брак. Гуров боится свою жену, а Анна Сергеевна не хочет ранить своего мужа. Однако на самом деле не это главное: мы понимаем, что их обоих удерживает страх изменить привычный образ жизни.
Они продолжают время от времени тайком встречаться, чтобы «урвать» у жизни крупицу счастья, но это счастье искусственно и неподлинно.
Чехов оставляет конец рассказа открытым, он не показывает читателю, как любовь его героев неуклонно погружается в болото пошлой повседневности, но об этом нетрудно догадаться, поскольку рассказанная им история не может иметь конца.
Это — своего рода «дурная бесконечность» , ибо ни Гуров, ни Анна Сергеевна ни к чему не стремятся и жизнь их не наполнена смыслом, который могла им даровать любовь, если бы они не были так слабы…
(1
Сочинение на тему Любовь. Размышляя над рассказом (по рассказу Дама с собачкой : Чехов А. П.)
Раскрывая тему любви Гурова к Анне Сергеевне, Чехов говорит о том, что настоящая любовь может настигнуть человека в самый неожиданный момент.
В первых строках мы видим абсолютно обычных людей, приехавших на курорт: Анна Сергеевна по-мещански скучает на набережной Ялты в сопровождении белого шпица – дань тогдашней моде, Гуров, вспомнив рассказы о чужих легких победах, решает заговорить с ней.
Они не любят своих супругов: Гуров просто боится жены, считает женщин «низшей расой» и поэтому в их обществе более раскован, а Анна Сергеевна говорит, что ее муж «лакей», раз служит в «губернском правлении или в губернской земской управе» (и сама не может вспомнить, где), и еще совсем неопытна в незнакомом обществе, «еще так недавно была институткой».
Семейные отношения их, таким образом, лишены романтичности и высоких чувств.
Поначалу Гуров считает, что в ней есть что-то жалкое и когда они становятся любовниками, он бесцеремонно ест арбуз. Она плачет в позе грешницы, и его это тяготит. Только на рассвете (они бродят по Ялте, едут в Ореанду, и она успокаивается) Гуров задумывается, «как все прекрасно на этом свете».
Вернувшись в уже зимнюю Москву, Гуров погружается в свою привычную жизнь, работу в банке, обеды в ресторане, карты в клубе.
Но почему то он не может забыть даму с собачкой, она появляется в его памяти снова и снова, и теперь ее образ наполнен непривычными для него чувствами. Наконец в своей прежней жизни и окружении Гуров разочаровывается, он меняется.
Он хочет говорить со своим знакомым об очаровательной женщине из Ялты, но тот отвечает только, что «осетрина-то с душком!». Этот момент рассказа Чехова можно назвать кульминацией.
Теперь Гурову кажется весь уклад его жизни – семья, развлечения, банк – пустым, пошлым, бессмысленным. Настоящей ему кажется только дама с собачкой, то есть его любовь к ней.
Гуров разыскивает Анну Сергеевну в другом городе, узнает, что она тоже не забыла и любит его. Они продолжают встречаться, оба ведут двойную жизнь. Втайне она приезжает к нему в Москву, они советуются и пытаются решить, как избавится от необходимости прятаться и навсегда остаться вместе.
Чехов говорит «только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил как следует, по-настоящему – первый раз в жизни», но полюбив не может избавить от страданий любимую женщину и в этом заключается их несчастье.
Быть может Гуров полюбил Анну Сергеевну из-за контраста их курортного наивного романа с его привычной московской жизнью. Чехов оставил рассказ не закрытым, конфликт не разрешается, а остается с героями.
Благодаря этому, кажется, что герои и до сих пор живут, они все еще решают эту вечную проблему «несчастной любви», надеются, мечтают, и вместе с ними и читатель, задумывается об этом.
То есть тема любви в этом рассказе выводит читателя уже за пределы рассказа.
Сочинение: Тема любви в рассказе Чехова "Дама с собачкой"
Чехов в своем творчестве уделял огромное внимание миру сложных, зачастую непредсказуемых движений человеческой души и особенно чувству любви.
Безусловно, любовь – самое светлое и прекрасное чувство, но жизнь в обществе накладывает на человека ограничения и запреты, призванные направить могучую стихию любви в спокойное семейное русло, где страсть узаконена и становится лишь одним из элементов повседневной жизни.
В России во время Чехова были очень сильны патриархальные представления о любви и браке. Считалось вполне нормальным жениться и выходить замуж не по любви, а либо по “разумному расчету”, либо по договоренности родителей, либо из каких-то других соображений житейского здравого смысла.
Однако прожить без любви или же загнать в тесные рамки живое свободное чувство далеко не просто. Если человека, обделенного любовью, не поглощали целиком интересы практического или духовного свойства, то в какой-то момент он с мучительной остротой и болью ощущал бессмысленность и бесцельность жизни.
Ему становилось страшно и скучно жить лишь для того, чтобы – по словам Пушкина – благополучно “скончаться посреди детей, плаксивых баб, да лекарей”.
Герои рассказа Чехова “Дама с собачкой” живут спокойной и размеренной жизнью, которая уже давно определилась, приобрела вполне завершенную форму, а в перспективе у них – медленное старение. В их жизни нет места сильным страстям, в ней ничего не происходит.
Скучно! Героиня едет на море лишь потому, что в обществе принято ездить на море. Она, как сотни других праздных, старательно отдыхающих женщин, исполняет предписанный ритуал: прогуливается по набережной, греется на солнце, дышит полезным морским воздухом.
Главный герой, Гуров, живет так же размеренно и скучно. Правда, он время от времени позволяет себе “маленькие шалости”, чтобы как-то скрасить свои унылые серые будни в семье, которая всегда была ему чужой.
Он изменяет жене, которую не любит, да и никогда не любил, женившись, скорее всего, чтобы быть “как все”. Его измены – отнюдь не романтические приключения, они – часть все того же рутинного порядка.
Любовная связь Гурова и Анны Сергеевны представляется обоим чем-то случайным и мимолетным, хотя женщина впервые изменила мужу и искренне переживает это.
Тем не менее этот “южный” роман вносит в их существование оживление: их, словно детей, привлекает то, что их связь относится к сфере запретов, над ней тяготеет притягивающее понятие “нельзя”, и они не задумываются о последствиях.
Но эта как будто ни к чему не обязывающая игра постепенно перерастает в серьезное чувство, а время летнего отдыха уже подо шло к концу. Хотя им и жалко расставаться друг с другом, они уверены, что справятся с собой и забудут приятный курортный роман.
Но зародившаяся любовь сильнее их – в общем-то слабых и безвольных людей. Гуров ничего не может с собой поделать и отправляется в городок, где живет его “дама с собачкой”. Он ни на что не надеется, но при встрече с Анной Сергеевной узнает, что и она тосковала по нему, тщетно пытаясь его забыть.
Гениальность Чехова в том, что он с потрясающей убедительностью показывает нам любовь людей самых обыкновенных и ничем не примечательных, “маленьких”. Они – заурядные и в общем-то скучные люди.
Они не в силах совладать ни с любовью, ни с жизнью, и их связь так и остается обычной связью, ибо они не в состоянии ни разорвать свои отношения, ни вступить друг с другом в законный брак.
Гуров боится свою жену, а Анна Сергеевна не хочет ранить своего мужа.
Однако на самом деле не это главное: мы понимаем, что их обоих удерживает страх изменить привычный образ жизни. Они продолжают время от времени тайком встречаться, чтобы “урвать” у жизни крупицу счастья, но это счастье искусственно и не подлинно.
Чехов оставляет конец рассказа открытым, он не показывает читателю, как любовь его героев неуклонно погружается в болото пошлой повседневности, но об этом нетрудно догадаться, поскольку рассказанная им история не может иметь конца.
Это – своего рода “дурная бесконечность”, ибо ни Гуров, ни Анна Сергеевна ни к чему не стремятся и жизнь их не наполнена смыслом, который могла им даровать любовь, если бы они не были так слабы…
Тема любви в рассказе Чехова "Дама с собачкой"
Чехов в своем
творчестве уделял огромное внимание миру сложных, зачастую непредсказуемых
движений человеческой души и особенно чувству любви.
Безусловно, любовь – самое
светлое и прекрасное чувство, но жизнь в обществе накладывает на человека
ограничения и запреты, призванные направить могучую стихию любви в спокойное
семейное русло, где страсть узаконена и становится лишь одним из элементов
повседневной жизни.
В России во
время Чехова были очень сильны патриархальные представления о любви и браке.
Считалось вполне нормальным жениться и выходить замуж не по любви, а либо по
“разумному расчету”, либо по договоренности родителей, либо из
каких-то других соображений житейского здравого смысла.
Однако прожить без
любви или же загнать в тесные рамки живое свободное чувство далеко не просто.
Если человека, обделенного любовью, не поглощали целиком интересы практического
или духовного свойства, то в какой-то момент он с мучительной остротой и болью
ощущал бессмысленность и бесцельность жизни.
Ему становилось страшно и скучно
жить лишь для того, чтобы – по словам Пушкина – благополучно “скончаться
посреди детей, плаксивых баб, да лекарей”.
Герои рассказа
Чехова “Дама с собачкой” живут спокойной и размеренной жизнью,
которая уже давно определилась, приобрела вполне завершенную форму, а в
перспективе у них – медленное старение. В их жизни нет места сильным страстям,
в ней ничего не происходит.
Скучно! Героиня едет на море лишь потому, что в
обществе принято ездить на море. Она, как сотни других праздных, старательно
отдыхающих женщин, исполняет предписанный ритуал: прогуливается по набережной,
греется на солнце, дышит полезным морским воздухом.
Главный герой, Гуров, живет
так же размеренно и скучно. Правда, он время от времени позволяет себе
“маленькие шалости”, чтобы как-то скрасить свои унылые серые будни в
семье, которая всегда была ему чужой.
Он изменяет жене, которую не любит, да и
никогда не любил, женившись, скорее всего, чтобы быть “как все”. Его
измены – отнюдь не романтические приключения, они – часть все того же рутинного
порядка.
Любовная связь
Гурова и Анны Сергеевны представляется обоим чем-то случайным и мимолетным,
хотя женщина впервые изменила мужу и искренне переживает это.
Тем не менее этот
“южный” роман вносит в их существование оживление: их, словно детей,
привлекает то, что их связь относится к сфере запретов, над ней тяготеет
притягивающее понятие “нельзя”, и они не задумываются о последствиях.
Но эта как будто ни к чему не обязывающая игра постепенно перерастает в
серьезное чувство, а время летнего отдыха уже подо шло к концу. Хотя им и жалко
расставаться друг с другом, они уверены, что справятся с собой и забудут приятный
курортный роман.
Но зародившаяся любовь сильнее их – в общем-то слабых и
безвольных людей. Гуров ничего не может с собой поделать и отправляется в
городок, где живет его “дама с собачкой”. Он ни на что не надеется,
но при встрече с Анной Сергеевной узнает, что и она тосковала по нему, тщетно
пытаясь его забыть.
Гениальность
Чехова в том, что он с потрясающей убедительностью показывает нам любовь людей
самых обыкновенных и ничем не примечательных, “маленьких”. Они –
заурядные и в общем-то скучные люди.
Они не в силах совладать ни с любовью, ни
с жизнью, и их связь так и остается обычной связью, ибо они не в состоянии ни
разорвать свои отношения, ни вступить друг с другом в законный брак.
Гуров
боится свою жену, а Анна Сергеевна не хочет ранить своего мужа.
Однако на самом
деле не это главное: мы понимаем, что их обоих удерживает страх изменить
привычный образ жизни. Они продолжают время от времени тайком встречаться,
чтобы “урвать” у жизни крупицу счастья, но это счастье искусственно и
не подлинно.
Чехов оставляет конец рассказа открытым, он не показывает
читателю, как любовь его героев неуклонно погружается в болото пошлой
повседневности, но об этом нетрудно догадаться, поскольку рассказанная им
история не может иметь конца.
Это – своего рода “дурная бесконечность”,
ибо ни Гуров, ни Анна Сергеевна ни к чему не стремятся и жизнь их не наполнена
смыслом, который могла им даровать любовь, если бы они не были так слабы…
Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.),
обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.
Бесплатные корректировки и доработки. Бесплатная оценка стоимости работы.
«О любви»
Герои
этого рассказа – Алёхин и Анна Алексеевна
– заключают свою любовь в своеобразный
футляр внутренних запретов, и это
оборачивается для них драмой.
Алехин
колебался, рассуждал, сомневался, он
прожил много лет рядом с любовью, один
только шаг отделял его от возможности
счастья, но он так и не сделал этот шаг
– в этом его и Анны Алексеевны драма,
во многом неразрешимая.
«Я любил нежно,
глубоко, но я рассуждал, спрашивал себя,
к чему может привести наша любовь, если
у нас не хватит сил бороться с нею. Она
пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог
увести ей? И как бы долго продолжалось
наше счастье?»
При
расставании Алехин пронзительно ощутил,
что любовь – это настолько редкий,
счастливый дар, что её нужно отвоевывать
у судьбы, у будней, у случайностей жизни:
«Я понял, что когда любишь, то в своих
рассуждениях об этой любви нужно исходить
от высшего, от более важного, чем счастье
или несчастье, грех или добродетель в
их ходячем смысле, или не нужно рассуждать
вовсе».
Но дело именно в том, что Алехин,
истинный русский интеллигент, не может
«не рассуждать вовсе».
Его сомнения –
это не столько показатель его
нерешительности или даже слабости, но
и необходимое для каждого человека
ограничение своей личной свободы, своего
личного стремления к счастью: «Мне
казалось невероятным, что эта моя тихая,
грустная любовь вдруг грубо оборвет
счастливое течение жизни её мужа, детей,
всего этого дома, где меня так любили и
где мне так верили.
Честно ли это?» Герои
выбирают отказ от счастья, и вряд ли
стоит осуждать их за это, это – их выбор,
и они были вправе его сделать. Есть
благородство в том, что, обрекая себя
на несчастье, они не покушаются на
счастье других. Таким образом, одна из
важнейших для Чехова проблем – проблема
личного выбора и ответственности за
этот выбор.
«Дама с собачкой»
Любовь
в рассказах Чехова часто становится
мерилом нравственности человека, толчком
к его духовному прозрению, как это
произошло с героем рассказа «Дама с
собачкой» Дмитрием Гуровым. Пошлость
его обычной жизни Гуров остро осознал
лишь тогда, когда к нему пришла настоящая
любовь.
Фраза «осетрина-то с душком»,
прозвучавшая в ответ на вдохновенные
слова Гурова: «Если б вы знали, с какой
очаровательной женщиной я познакомился
в Ялте», резанула не только слух, а прежде
всего его душу.
«Что за бестолковые
ночи, какие неинтересные, незаметные
дни, какая куцая, бескрылая жизнь», –
вдруг понимает Гуров, осознавая лишь
теперь, что его чувство к Анне Сергеевне, милой даме с собачкой, с которой он
познакомился в Ялте, – настоящая, глубокая
любовь, счастливая и драматичная.
Анна
Сергеевна до встречи с Гуровым тоже
жила в этой «куцей, бескрылой жизни»,
ощущая, однако, ее бескрылость. Символом
такой жизни становится в рассказе деталь
городского пейзажа города С. – «серый
забор с гвоздями».
Любовь перевернула
жизни Гурова и Анны Сергеевны, однако
их нечастые встречи в Москве приносили
обоим и счастье, и мучение, и здесь
появляется еще одна символическая
деталь – птицы в клетках: «Точно это
были две перелётные птицы, которых
поймали и заставили жить в отдельных
клетках».
Рассказ
имеет открытый финал, в котором и надежда,
и безнадежность. В художественном мире
Чехова нет крайностей, в нем отражается
сложность реальной жизни обыкновенных
людей, где переплетаются добро и зло,
надежда и безнадежность, счастье и
страдание.
Тема женского счастья и любви в творчестве Чехова
Темой женского счастья и любви связаны чеховские рассказы “Попрыгунья”, “Душечка”, “Дама с собачкой”.
В романном содержании рассказа “Попрыгунья” (1899) поставлены и решаются проблемы взаимоотношения мужчины и женщины, нарушения моральной нормы, истинных и ложных ценностей, роли женщины в семье.
Интересно, что писатель долго не находил подходящего заглавия, которое настраивало бы читателя на объективное прочтение авторской мысли. Заглавие “Попрыгунья” рассказ “Великий муж” получил уже в редакции. Оно сразу вызывает в памяти стрекозу И. Крылова и ясное завершающее поучение басни.
В “Попрыгунье” центральной сюжетной линией, поведением Ольги Ивановны и других персонажей подчеркнут мотив обмана. Героиня “Попрыгуньи” – хорошая, милая, редкая женщина. И, казалось бы, ничто в жизни не подталкивает ее к обману.
Он начинается незаметно, непреднамеренно, но с очень важного момента – жизненной установки. Жену-попрыгунью больше всего привлекают необычные люди, например художники. Именно в среде живописцев ей хочется быть своей и добиться успеха.
Поддавшись влечению ложного чувства и порочной страсти, героиня постепенно погружается в сеть обмана.
Однако страшнее то, что острая драма самообмана и любовного романа превращается в трагедию для мужа Ольги Ивановны. И автор здесь не может скрыть своего отрицательного отношения к женщине, которая не разглядела рядом с собой по-настоящему любящего и поистине великого человека. Ее роль в судьбе мужа очевидна: в заболевании Дымова “виноват не один дифтерит”.
Конечно, возникает естественное недоумение и в отношении к Осипу Дымову: позволительно ли быть таким покорным, очевидно обманутым? Чехов затрагивает очень сложную психологическую проблему – особенностей душевного и интеллектуального склада человека-ученого.
Психологически точно в образе Дымова изображен особый тип характера, не приспособленного к бытовым мелочам, с детской наивностью верящего в святость женщины.
Поразительно, как далека от Дымова, оказалась Ольга Ивановна, превратившая мужа в “метр-д'отеля”, не заметившая его душевого величия и настоящего ученого рядом с собой.
В рассказе “Душечка” (1899) создан характер другой Ольги, во многом противоположный и дополняющий женский образ “Попрыгуньи”. По словам Л. Толстого, А. Чехов “хотел поведать в комическом стиле про любовь Душечки, но любовь к любимому человеку, привязанность – самое трогательное, что существует в женском облике”. Лев Николаевич был прав и тогда, когда предвидел, что “Душечка” как истинно художественное произведение, осталось прекрасным и смогло произвести различные впечатления. Действительно, привязанность к мужьям, безмерная опустошенность в одиночестве, любви обилие Ольги Семеновны Племянниковой по-разному принимаются читателем. А автор мудро не навязывает свою позицию.
Еще одна женская судьба, еще одна история любви и неразрешимых противоречий запечатлена в рассказе “Дама с собачкой” (1899). В истории отношений Дмитрия Дмитриевича Гурова и Анны Сергеевны интересен не только сюжет – его роль, как всегда у Чехова, ослаблена.
Увлекают не страсти – жажда обладания другим, острота чувств отсутствуют. Читатель захвачен лирическим повествованием, поэтизирующим любовь, верит в искренность и подлинность того чувства, которое Гуров в свои сорок лет осмысленно называет настоящей любовью.
Автор “Душечки” не изменил манере бытописания, реалистическому анализу. Его герои имеют устоявшееся представление о жизни. Дмитрий Дмитриевич настолько хорошо изучил характер женщины, что иронически причисляет ее к низшей расе.
Реалистично показана социальная среда, в которой живут герои. Она обрисована с помощью емкой детализации, которая обретает символическое значение. Первое, что видит Гуров, отыскавший дом Анны Сергеевны, – это забор, “серый, длинный, с гвоздями”.
“От такого забора не убежишь”, – думает Гуров.
Мужа Анна Сергеевна называет лакеем, и во всех последующих ракурсах он подтверждает эту характеристику.
В жене Гурова выделено волевое начало, подавляющее женственность, и как следствие – муж “побаивался своей возлюбленной и не любил проводить свободное время дома”.
Супруга Гурова явно противопоставлена Анне Сергеевне, которая “все время называла его добрым, необыкновенным, возвышенным…”. Как тут не вспомнить “Душечку”! В сравнении женских образов вырисовывается типология женского характера.
В “куцей, бескрылой жизни” трудно найти место “красивому поэтическому” чувству. Но подлинная любовь, показывает Чехов, – “чудное” состояние, преображающее влюбленных. Они “обожали друг друга, как очень близкие, привязанные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что судьба приготовила их друг для друга…”. Отрадно, что любовь не исчезла и в обществе, где люди больше обеспокоены, что “осетрина-то с душком!”.
Unknown