Сравнительная характеристика Аксиньи и Натальи в романе «Тихий Дон» (М. Шолохов)

Наталья Мелехова и Аксинья Астахова – главные женские образа в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Их единственное сходство в том, что они обе без ума от казака Григория Мелехова. У них получается настоящий любовный треугольник.

Григорий женат на Наталье, но любит Аксинью. А она, в свою очередь, замужем за казаком Степаном Астаховым. К сожалению, все закончилось не очень радостно, даже, можно сказать, трагично. Две важные для романа героиня умирают в конце.

Эти две женщины совершенно различны между собой, но что же привело их к одному жизненному исходу в конце романа? Единственный правильный ответ: любовь к одному мужчине – Григорию. Для Натальи стало огромным ударом, когда она узнала про любовь Гриши к Аксиньи.

В результате этого она не захотела иметь еще одного ребенка от мужа и решается на аборт, причем с исходом, который лишит жизни не только не рождённого малыша, но и ее самой. Что касается Аксиньи, то ее любовь к чужому мужу приводит к поездке вместе с ним на Кубань. Григорий в тот момент находился в бегах от государства.

Во время побега они натыкаются на патруль, и он смертельно ранит Аксинью.

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Наталья Мелехова отличается очень нервным характером. При этом трудолюбива, красива, добра, но страдает от семейного несчастья. Как только сказали, что ее будут сватать на Мелехове, то она сказала:

«Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!.. Не нужны мне, батенька, другие… Не пойду, пущай и не сватают. А то хучь в Усть-Медведицкий монастырь везите…».

Для Натальи христианство и вера превыше всего. Когда она решилась на самоубийство и на аборт, то должна была переступить через личные принципы и христианские заповеди. Девушка не умела показывать свои эмоции, этим поплатилась собственной жизнью.

Аксинья, в свою очередь, более уравновешение Натальи. У нее в жизни случилось огромное несчастье – смерть родной дочери. Но, несмотря на это, смогла выдержать это непростое испытание и не наделала глупостей.

Аксинье хотелось, чтобы их отношения с Григорием стали, как до женитьбы, чтобы они жили спокойно и не знали горя. У Аксинья прекрасно получалось ладить с детьми Мелехова, они почти уже начали называть ее матерью.

К сожалению, спокойная жизнь у пары так и не началась.

Григорию после возвращения из Красной Армии пришлось уйти в бега, так как государство хотело осудить его за предыдущие грехи. Аксинья не смогла пережить такой длительной разлуки с ним, а также переживает за его жизнь.

«Видно, и ее, такую сильную, сломили страдания. Видно, солоно жилось ей эти месяцы…».

Девушка отличается смелостью, уверенностью в себе, поэтому с удовольствием соглашается на предложение возлюбленного бежать с ним на Кубань.

«Как бы ты думал?.. Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Пети пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нету мне без тебя жизни. Лучше убей, но не бросай опять!..».

Можно сделать вывод, что обе женщины имели только одну одинаковую черту между собой – любовь к одному мужчине. А вот все остальное разниться. Возможно, если Наталья имела некоторые качества от Аксиньи (смелость, уверенность и уравновешенность), то она бы не сделала такого страшного поступка.

Аксинья и Наталья в романе Тихий Дон (сравнительная характеристика) сочинение – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Роман М. Шолохова «Тихий дон» описывает события во времена гражданской войны. В нём описана жизнь казачьей станицы. Быт и нравы казаков.

Немало места в романе отводится любви. Любви счастливой и страстной. В то же время отчаянно несчастной. Главными персонажами, определяющими суть любовной линии, являются две женщины. Женщины эти разные по характеру. Однако их объединяет одно: любовь к главному герою Григорию Мелихову.

Итак, первый персонаж Аксинья. Героиня в своей жизни много чего перенесла. Её в юности изнасиловал родной отец. Муж Степан Астахов  оказался тираном. Между супругами не было взаимопонимания. Скорее всего, поэтому Аксинья и потянулась к Григорию Мелихову. В нём она хотела обрести женское счастье, а именно, пылкие чувства и понимание.

Аксинья сильная, эмоциональная и чувственная натура. Вместе с тем она не обделена умом. Ради своего счастья Аксинья готова пойти на что угодно. Однако кроме расчётливого ума, Аксинья обладает чувством сострадания. Ведь после смерти Натальи — это второй персонаж истории, она ухаживает за детьми Григория и Натальи.

Наталья, о ней уже упоминалось выше, совершенная противоположность Аксиньи. Она описывается как трудолюбивая, терпеливая, нежная, добрая и красивая. Но в ней нет того пыла, который привлекает Григория в Аксинье. Наталья с первого взгляда влюбляется в Григория.

Их встреча состоялась, когда семья Мелиховых приехала свататься к семье Коршуновых. Именно Коршуновым принадлежала вторая героиня. Итак, Григорий с первого взгляда очаровал Наталью. Она  даже заявляет  своему батеньке: «люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду».

По договору двух семей Мелиховых и Коршуновых Гриша и Наташа становятся законными супругами. Однако Мелихова тянет к Аксинье. Он не может ничего с этим сделать. Однажды Григорий и Аксинья совершают побег и начинают совместную жизнь. Наталья сильно переживает. Умоляет Аксинью вернуть ей мужа.

Впоследствии пытается покончить с собой. Около семи месяцев она находится между жизнью и смертью.

Дело меняется, когда Григорий уличает Аксинью в измене. В тот момент она получила ложные сведения о гибели любимого. В результате Григорий возвращается к жене. У них налаживается семейная жизнь.

Появляются дети. Но счастье длится не долго. Тяга к Аксинье даёт знать о себе. Григорий не выдерживает и уходит от жены. На этот раз Наталья не может пережить предательства мужа.

Она делает аборт и умирает.

Но, трагической была и судьба Аксиньи. Из любви к Григорию, Аксинья соглашается бежать с ним на Кубань. Григорию приходится скрываться от властей. По дороге они нарываются на патруль, и Аксинья погибает.

Таким образом, любовь обеих женщин стала для них трагической. Обе были красивы. Обе трудолюбивы. И обе же они были и счастливы и несчастны одновременно. Они разные по характеру и образу жизни,  но объединённые одним большим чувством.

Сочинение 2

Замечательный роман под названием «Тихий Дон» написан русским писателем Михаилом Шолоховым. В нем показана трагедия, которую принесла Гражданская война и то, какой отпечаток она оставила на судьбах четырех семей.

В данном произведении есть два женских образа, которые играют ключевую роль в любовной линии романа – Аксинья и Наталья. Сравнительная характеристика данных героинь представлена в этом тексте.

Две девушки неподдельной любовью любят главного героя произведения Григория. Но они невероятно отличаются друг от друга и несут совершенно отличные взгляды и жизненные принципы.

Жизнь Аксинью действительно не пожалела. Разве можно не посочувствовать девушке, которая пережила насилие со стороны родного отца, тиранию не любящего ее мужа Степана?.. Существование этой героини заполнено множеством тягостных забот и печалей. Но это не лишает ее сил для борьбы за свое счастье.

На старте произведения она отыскивает его в главном герое произведения. Аксинья вся переходит во власть любви. Ее страсть нельзя умолить. Девушка ведет себя эгоистична.

Она готова совершить самые подлые поступки, дабы заполучить счастье всей своей жизни: разворошить чужую семью, опозорить Степана и Наталью… Все сделает, чтобы главный герой навсегда остался с ней, ведь именно в нем она видит радость всей своей жизни. Данная героиня является символом страстной части любви.

Ее эмоции, чувства и стремление к воле, несмотря на патриархальные казакские устои, смогли заманить в свой омут Григория. Но так как она живет только, руководствуясь чувствами и эмоциями, то смогла изменить любимому, когда получила ложную информацию о ее гибели.

Девушка Наталья кардинально отличается от Аксиньи. Она символизирует тот быт казаков, каков он должен быть. Именно от него убегают Аксинья и Гришка. Наталью выдали замуж за главного героя, предварительно сговорившись семьями. Она нежная, но скупая на эмоции.

Поэтому мало чем привлекает Григория. Девушка искренне любит своего мужа, в то время как он не может ей ответить теми же чувствами. В итоге он уходит от нее к Аксинье. Наталья идет к девушке и просит ее вернуть возлюбленного.

Потом пытается совершить суицид, но неудачно.

В финале романа Григорий, узнав про измену другой девушки, возвращается к своей жене, а та великодушно прощает его. В этом показана сила Натальи – умение принимать и прощать после предательства. Они живут долго и счастливо.

Картинка к сочинению Аксинья и Наталья в романе Тихий Дон (сравнительная характеристика)

ПредыдущаяСледующая

Женские образы в романе «Тихий Дон»: характеристика, описание своими словами, судьбы в романе, сочинение

Если вам нужно написать сочинение по теме «Женские образы по роману «Тихий Дон», то в этой статье вы найдете описание судеб и характеров настоящих русских женщин из этой эпопее.

Женские образы в произведении «Тихий Дон» являются воплощением любви, дома, верности, родной земли.

Женщины в этой эпопее утверждают простые, но такие важные человеческие ценности: воспитание детей, труд, любовь и сострадание к ближнему и своей земле. Ниже вы найдете описание этих образов.

Такая характеристика может пригодиться для написания сочинения, доклада, сообщения и других подобных работ, связанных с литературой. Читайте далее.

Читайте также:  Женские образы в «Ревизоре» Н.В Гоголя

Женские образы в эпопее «Тихий Дон» Шолохова: характеристика, описание по персонажам, кратко для презентации в таблице

Женские образы в эпопее «Тихий Дон» Шолохова

В произведении Шолохова гармонично сплелись множество ипостасей:

  • Война
  • Любовь
  • Тяжелая судьба народа

Отдельного внимания заслуживают женские образы, которые описаны настолько реалистично, что, казалось бы, и вовсе не выдуманы автором, а позаимствованы из реальной жизни.

Основными героинями можно назвать Аксинью Астахову, Дуняшу и Наталью Мелеховых. Впрочем, присутствует и несколько очень колоритных второстепенных персонажей, на которых также следует остановиться.

Вот характеристика и описание по персонажам главных женских образов в эпопее «Тихий Дон» Шолохова:

АКСИНЬЯ АСТАХОВА:

Аксинья запоминается как верная, преданная и влюбленная женщина, что волею судьбы оказалась супругой совершенно иного человека.

Она обладает привлекательной внешностью – мало того, автор намекает, что ее красота губительна, порочна.
Иногда кажется, что именно внешность мешает Аксинье стать счастливой. Ей часто завидуют другие женщины.

Даже возраст и беременность не делают Астахову менее привлекательной.

У нее пухлые губы, «зазывное» тело, черные брови, полноватые плечи, смуглое лицо и кудрявые волосы. А глаза казачки словно полыхают огнем. Чувствуется, что Шолохов симпатизирует ей.

Судьба героини непростая. В ней мало радости. Молодость ее началась с изнасилования отцом, а также замужества с тем человеком, что не ценил ее душевных порывов. Тем не менее, Аксинья ни перед кем не унижается. Она темпераментная и гордая. В ней также присутствуют такие качества:

  • Честность
  • Смелость
  • Хозяйственность
  • Трудолюбие
  • Доброта

Аксинья не стыдится работы, не делит ее на «мужскую» и «женскую». Может как готовить, так и гнать быков, и крыть крышу. Она не сидит без дела, и заботы помогают ей отвлечься от переживаний.

Она мечтает о детях и счастье. Но замужество оказывается совершенно иным. Аксинья терпит побои и издевательства. Опасностей она не боится.

Минута близости с по-настоящему любимым человеком для нее дороже целой жизни.

ДУНЯША МЕЛЕХОВА:

Ее образ важен для осознания переходного времени. У нее темные глаза, что постоянно имеют веселую искорку, длинные ресницы, стройная фигура, нос с горбинкой, тоненький голос.

Конечно же, облик героини меняется по мере ее взросления. Лет к 15-ти прибавляется статность и формы. Созрела Дуняша достаточно рано.

Что же касается характера, с годами она становится более сдержанной. Одевается скромно, но со вкусом.

Дуняша обучена грамоте, трудолюбива, практична. Михаила Кошевого она полюбила еще с юности. Однако гражданская война мешает их счастью. Они уже не могут так часто видеться.

Примечательно, что после того, как Кошевой расправляется с ее братом, который оказывается врагом, молодым людям запрещают видеться.

Так же, как и Аксинья, Дуняша проходит непростой жизненный путь, на ее долю выпадает много испытаний.

Однако такая девушка – это уже новое поколение казачек. Такие женщины формируются уже под влиянием новой власти. Именно поэтому девушка утрачивает связь практически со всеми членами семьи. Она хоронит близких, и понимает, что именно война виновата в неладах между ними. Тем не менее, у Дуни очень сильный характер. Она верит в семейное счастье и православные доктрины.

НАТАЛЬЯ МЕЛЕХОВА:

Казачка описывается как «дюже красивая». У нее смелые серые глаза, розовые щеки, сдержанная улыбка, крепкие руки, открытый взгляд, восхитительная фигура. Привлекательность Натальи остается и после попытки самоубийства, несмотря на то, что шея теперь искривлена.

Наталья скромна, не любит бросаться словами. Григорий для нее – любовь с первого взгляда. И это при том, что девушка из богатой семьи и могла бы выбрать себе какого угодно жениха. Ей не чужды:

  • Послушание
  • Трудолюбие
  • Хозяйственность
  • Доброта
  • Скрытность
  • Серьезность

Можно сказать, что она антипод Аксиньи. За счет таких сравнений, автор дает Наталье раскрываться.

Второстепенные женские образы эпопеи — кратко для презентации в таблице:

Персонаж Кто эта женщина? Основные черты Что символизирует Для чего нужна?
Елизавета Мохова Дочь купца
  • Взбалмошность
  • Злословие
  • Грубость
  • Избалованность
  • Гордыня
  • Страстность
  • Распутство
  • Утрата связи с корнями
Реализм (если бы не было таких образов как Лизавета, творение было бы его лишено)
Василиса Ильинична Мать Григория
  • Доброта
  • Отзывчивость
  • Любовь к своей семье
  • Мудрость
  • Женственность
  • Трудолюбие
  • Стержень женской силы
  • Гордость
  • Стать
Символ сильной матери, что не приемлет войны и более всего желает своим детям счастья
  • Хозяйка семьи
  • Настоящая казачка
Анна Погудка Большевичка, революционерка
  • Смелость
  • Доблесть
  • Трудолюбие
  • Отвага
  • Верность своим идеалам
  • Упорство
Анна – удачный симбиоз девичьей красоты, что способна умилять, с образом воина. Символ борьбы за интересы народа
Ольга Горчакова Жена Листницкого и причина его смерти
  • Игривость
  • Ветреность
  • Некая наигранность
Как и Лизавета, ассоциируется с распутством Нужна для описания судьбы одного из героев

Роль главных женских образов в романе-эпопее «Тихий Дон» Шолохова: сочинение своими словами

Женские образы в эпопее «Тихий Дон» Шолохова

Выше были описаны женские образы. Жизнь вех этих деревенских и не очень простых женщин сложная. У каждой свои проблемы и заботы. Вот сочинение своими словами по теме «Роль главных женских образов в романе-эпопее «Тихий Дон» Шолохова»:

Во – первых, благодаря всем главным героиням романа, раскрывается собирательный образ женщины с сильным характером, жертвенной, работящей казачки, которые во многом себе отказывали ради любимых мужчин, семейных ценностей и блага своей страны. Какими бы разными не были эти девушки, война изменила жизнь каждой, по-своему закалила, заставила переосмыслить многие вещи.

Мать Григория – это казачка старшего поколения. Она заботливая, любящая, порядочная, хозяйственная. Терпелива к переменам. Стойко переносит невзгоды. Ради счастья детей она готова пожертвовать всем, что имеет.

Аксинья – волевая и гордая. Никого не боится, готова нести ответственность за свои поступки. Действовала по зову сердца, не стала таить от мужа связи с Григорием. Свои проблемы предпочитает решать сама, за чужие спины не прячется.

Наталья – сдержанная, покорная, воспитанная. Это антипод бойкой Аксиньи. Любит Григория чистой любовью, боготворит его. Однако не проявляет чрезмерной активности, поскольку считает, что главным все-таки должен быть мужчина.

Во-вторых, женские образы эпопеи не только показывают читателю характер и поведенческие привычки прекрасного пола того времени, но и намекают на то, что любовь может быть как созидательной, так и губительной. Все зависит от обстоятельств.

Образ и характеристика мужского и женского образа Натальи и Григория Мелеховых из произведения «Тихий Дон» Шолохова: судьбы в романе, трагедия, сочинение

Образ мужского и женского образа Натальи и Григория Мелеховых

В тексте выше был описан образ Натальи Мелеховой как отдельной личности. Но ее судьба связана с Григорием.

В чем у них трагедия, и как протекала жизнь у этих персонажей, можно описать в сочинении, если тема будет связана с «Тихим Доном».

Вот описание мужского и женского образа и характеристики, а также судеб в романе Натальи и Григория Мелеховых:

Наталья появляется в романе еще совсем юной девушкой. Ей предстоит выйти замуж за желанного, статного и смелого красавца, казака Григория Мелехова. Однако девушке не так уж и повезло, ведь супруг не скрывает связи с замужней Аксиньей. Тем не менее, Наталья не сдается. Она искренне любит Григория и выходит за него.

Семья Григория очень полюбила девушку. Она хозяйственна, сдержана, скромна. Однако сам Мелехов недоволен молодой женой – дескать, она не такая страстная, как Аксинья, а какая-то холодная.

Именно поэтому он покидает Наталью. Но все дело в том, что возможно, по сравнению с любовницей, девушка просто еще совсем юна, скромна и неопытна.

А Григорий привык к совершенно иным женщинам, у которых в руках все горит.

Однако Наталья верит, что супруг вернется. Она решает поговорить с разлучницей, умоляет вернуть ей супруга. Но Аксинья не видит смысла уступать, ведь она также любит Мелехова.

Осознав, что попытки вернуть Григория тщетны, Наталья решает покончить с собой. Но все срывается, и она остается калекой. Однако казак к ней возвращается, поскольку Аксинья предала его. Героиня очень счастлива.

Она даже похорошела. Рожает ему двух близнецов.

Отношение Мелехова к Наталье меняется – он начинает любить ее, уважать и заботиться.
Но счастье длилось недолго. Мелехов простил Аксинью, и, не посмотрев на детей, вновь ушел. Вполне возможно, это подтверждение того, что «волк все равно смотрит в лес, сколько его не корми».

Мало того, даже на войну Мелехов взял Аксинью с собой. А Наталья страдала от одиночества и злости на мужа. После возвращения Григория на побывку, Наталья забеременела.

Она страдает от нелюбви, вновь говорит с Аксиньей, но последняя оскорбляет ее. Наталья идет на аборт, которого не переносит. Но умирая, она прощает неверного мужа и по-прежнему любит его.

Что же касается Григория, теперь он понимает, что был слеп и именно из-за его тяги к страстным удовольствиям искренне любящий его человек не только пострадал душевно, но и лишился жизни. В этом и заключается трагизм отношений Григория и Натальи.

Наталья:

  • Любящая
  • Жертвенная
  • Верная
  • Эмоциональная
  • Ранимая
  • Добрая
  • Отзывчивая
  • Хозяйственная
Читайте также:  Городничий в комедии Гоголя «Ревизор»

Григорий:

  • Сильный
  • Смелый
  • Мужественный
  • Но ветреный и безответственный

Ведь для него пылкость в отношениях становится важнее порядочной и скромной жены с детьми, а также счастливого брака. Однако после он понимает, что ошибся и поддался соблазнам, вместо того, чтобы ценить женщину, которая любит и ждет его дома.

Клип из «Тихого Дона»: женские образы

Существует много клипов песен с персонажами «Тихого Дона». Благодаря музыке, женские образы отлично прослеживаются. Композиция как бы дополняет сюжет.

Ниже, вы можете это увидеть в клипах на песни Елены Ваенги и другой неизвестной певицы.

Обратите внимание, как слова песен отлично подходят к сюжету, а все потому, что в этом романе автор реалистично описал судьбы простых русских женщин.

  • Прочитайте по теме:

Женские характеры в романе «Тихий Дон»

Женские характеры, с большим мастерством раскрытые автором в данном произведении, сложны и многогранны.

Михаил Александрович Шолохов, создавая «Тихий Дон» в переломные годы революции и гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке: ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу.

В образах донских казачек – Аксиньи, Натальи, Ильиничны воплощены лучшие женские черты, своеобразно дополняющие некоторые качества главного героя Григория Мелехова.

Аксинью автор наделил противоречивым характером. Создавая ее образ, Шолохов ставил задачу показать ее «живой, со всеми ее поступками, оправданными и убедительными».

Горячо любя Григория, Аксинья сходится с Листницким; не любя Степана и вопреки решению не встречаться с ним, Аксинья, возвращается к нему. Понять ее поступки можно, проследив за ее состоянием. Ее связи с Листницким предшествовало трагическое событие – смерть дочери.

Аксинья «сильнее ощущала свое одиночество», «терзала ее невыплаканная тоска», «рос в горле крик, но слез не было», «хотела и не могла плакать». В ее сознании смешались сон и явь: «То ей казалось, что дочь ее спит рядом с ней, то слышала невнятный шепот: “Мама, пить”».

И в это тяжелое время рядом с Аксиньей оказался Евгений. Аксинья немногословно объясняет Евгению причину своей связи с ним: «Меня нужда такой сделала. Измучилась я одна».

И именно нужда и одиночество вынуждают Аксинью, вопреки «черной гордости» и беззаветной любви к Григорию, вернуться к Степану, который «жизнь ее молодую затолочил», «сердце высушил».

Несмотря на порочные с точки зрения морали поступки, читатель не может осуждать и презирать Аксинью, потому что они жизненно оправданы.

Отношения Аксиньи с Листницким и Степаном не порочат ее, а подчеркивают красоту и глубину ее женской любви к Григорию.

Аксинья не святая и далека от идеала, но на протяжении многих десятилетий читатели не прекращают восхищаться ее любовью и силой характера. Автор многократно подчеркивает ее «порочную красоту», «порочно-зазывающий взгляд», «зовущие, порочно-раскрытые губы».

Но в конце романа, после смерти Натальи, мы видим совсем другую Аксинью – цельную и мудрую. К ней тянется Дуняшка, ее право на сына признает Ильинична, дети Натальи называют ее мамой, и даже Степан стал с уважением относится к ее чувству к Григорию.

Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. …Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: «Гришенька, миленький, поползу…

» Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остается надолго в памяти читателей.

Аксинья, в отличие от Натальи, наделена даром сопереживания, такта и соучастия. Она замечает и понимает мельчайшие оттенки настроения Григория, живет жизнью любимого, он для нее – сама жизнь. «…Мир умирал для нее, когда Григорий отсутствовал, и возрождался заново, когда он был около нее», – отмечает Шолохов.

Она увидела и поняла его душевную раздвоенность, когда он метался между красными и белыми, надеясь отыскать третью правду: «Она знала, о чем он думал, она сама страдала, видя, как ему тяжело. Она ни о чем не спрашивала. Пусть он решает сам». Когда Григорий мечется между ней и Натальей, воспитывавшей его детей, она с насмешкой советует ему завести гарем.

Но когда Наталья умирает, Аксинья, чувствуя себя виноватой в ее смерти, ждет, пока Григорий заговорит с ней первым.

Наталья – добрая, трудолюбивая и красивая женщина. Но природа не наделила ее той силой чувств, которой обладала Аксинья. Пытаясь свыкнуться с семейной жизнью, навязанной родителями, Григорий говорит жене: «Чужая ты какая-то… Ты – как этот месяц: не холодишь и не греешь…

И жалко тебя – кубыть, за эти деньги и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто…» Наталья по-своему любит Григория, но ее мир ограничен хозяйством, детьми и мужем. Воспитанная в патриархальной семье, она пришлась по нраву старикам Мелеховым. Но понять Григория она не смогла, да и не пыталась.

Его мысли и интересы, стремления и метания были ей чужды и непонятны. Если Аксинья спокойно принимает все решения любимого, живет спокойной надеждой на то, что в будущем все может измениться, то Наталья способна сгоряча совершить непоправимое.

В первый раз ее попытка свести счеты с жизнью оказалась неудачной, но она не оставила этого намерения.

Узнав, что Григорий продолжает ей изменять с Аксиньей, Наталья обвиняет мужа в распутстве и пьянстве: «…Напаскудил, обвиноватился, а теперь все на войну беду сворачиваешь». Григорий отвечает: «Больше не об чем с тобой гутарить… А я тебе зараз не утешник. Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось.

Детву – и ту почти не жалею, а о себе и думки нету. Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодце…

» Наталья не способна заглянуть в душу к любимому, и поэтому не к ней, а к Аксинье тянется душа Григория: «Одна она манила его к себе, как манит путника в знобящую черную осеннюю ночь далекий трепетный огонек костра в степи».

О Наталье же Григорий вспоминает редко. Он не ощущает ее поддержки. Не о ней, а главным образом о детях думает Мелехов в трудных ситуациях.

Любовь детей возбудила в нем ответное чувство, которое перешло и на Наталью. Но после смерти Натальи Григорий стал вспоминать о ней чаще: «Он изнурял себя работой… и все же вспоминал Наталью…

Он вспоминал ее фигуру, походку, манеру поправлять волосы, ее улыбку, интонацию голоса…»

В переломные моменты в судьбах героинь автор сопоставляет их внутреннюю жизнь с изменениями в природе. Так, жизнь Аксиньи и ее душевное состояние после того, как Григория женили на Наталье, автор сравнивает с вытоптанным табуном полем пшеницы и с чувством его хозяина: «Так и с Аксиньей.

На вызревшее в золотом цветенье чувство наступил Гришка тяжелым сыромятным чириком, истоптал, истолочил – и все…» Но Аксинья, а вместе с ней и автор, верит в продолжение жизни: «Встает же хлеб, потравленный скотом.

От росы, от солнца поднимается втолченный в землю стебель: сначала гнется, как человек, надорвавшийся непосиль- ной тяжестью, потом прямится, поднимает голову, и так же светит ему день, и так же качает ветер».

Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят Григория отчаянно и самозабвенно, и эта любовь приводит к трагическому исходу – обе героини в финале романа погибают.

Наталья не может смириться с мыслью, что ее муж любит Аксинью – решается на аборт и умирает, простив мужа за все. Аксинью же любовь к Григорию гонит на Кубань, где Мелехов надеется скрыться от властей.

Но не суждено было Аксинье обрести семейное счастье: патрульный, встретившийся им на пути, выстрелил, и пуля смертельно ранила ее. Финал каждой из героинь по-своему закономерен.

Незабываем образ матери Григория — Ильиничны. Вся жизнь ее прошла в труде. Немало побоев приняла она от буйного и своенравного мужа, немало тревог познала, немало потерь перенесла она за годы войн: империалистической и гражданской. Ильинична — скромная и трудолюбивая женщина, она обладает мудрым умом, мужественным и твердым характером, большим, любящим сердцем.

Она сумела обуздать и Пантелея Прокофьевича: незаметно, но твердо руководит им. Это под ее влиянием муж не пустил в дом брата Натальи, Митьку Коршунова, узнав, что тот вырезал семью Михаила Кошевого. «Не хочу, чтобы ты поганил мой дом! И больше чтоб нога твоя ко мне не ступала.

Нам, Мелеховым, палачи несродни, так-то!» — решительно заявил старик, руководимый суровым взглядом Ильиничны.

Самую горячую любовь питала Ильинична к своему младшему сыну Грише. Его до последней минуты ждала она с войны, потеряв и мужа, и старшего сына, и обеих невесток. Перед смертью, собрав последние силы, вышла она ночью из хаты.

«Светил полный месяц. Со степи набегал ветерок. От прикладка соломы на голый, выбитый каменными катками ток ложилась густая тень…

Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом негромко, как будто он стоял тут же возле нее, позвала:

– Гришенька! Родненький мой! — Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: – Кровинушка моя!»

Читайте также:  Худший грех по отношению к ближайшему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности

Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придает сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших переживаний героев, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится к описанию образов простых русских женщин.

Трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано его автором женщине и ее горькой доле. Нежность и боль по отношению к героиням исходят из глубин сердца автора.

«Не лазоревым алым цветом, а собачьей бессилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь…» – заметил Шолохов на первых страницах своего романа. Через многие испытания пришлось пройти любви Аксиньи и Натальи, но даже она не помогла им выстоять в буре того времени, в которое им выпало жить.

Но главное, что эта любовь все же вспыхнула таким светом, что все сразу стало ярче и придало силы будущей любви, взлетающей на высоты нового времени.

 Материалы о творчестве писателя и романе «Тихий Дон»:

    Сочинения

 Перейти к оглавлению книги «Тихий Дон» М.А. Шолохова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Шолохов М.А. "Тихий Дон" Сравнение Натальи и Аксиньи

Велики силы любви, располагающие любящих к трудным подвигам, перенесению чрезвычайных, негаданных опасностей.

                                                   Д. Боккаччо

Наталья Аксинья
Портрет
Красивая женщина. Автор сначала в словами Аксиньи оценивает внешние данные Натальи: «Наталья… Наталья – девка красивая… Дюже красивая». Даже изуродованная шея не особо повредила ее красоте. И опять Аксинья замечает: «…так же хороша, как и раньше, – щеки ее и рот свежи, не измяты временем, а у нее, Аксиньи, не по вине ли этой Натальи раньше времени сплелась под глазами паутинка морщин?» Красивая женщина: «…Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала круглую спину и налитые плечи…». Даже ведра с водой она носит гордо и величаво.
Отношение к Григорию
«Наталья, доверчиво и беззаветно отдавшая свое нерастраченное молодое чувство Григорию, не встретила ответного движения». Она вскоре поняла, что нелюбима, оплакивала свое «заплеванное счастье».  Вся любовь Натальи – в письме к Григорию в Ягодное. Борьба за любовь.
  • «Со всей силой и страстью впервые и на всю жизнь полюбила Аксинья, замужняя женщина, соседского парня, угловатого и неловкого в ласках Григория Мелехова». 
  • Чувство взаимное.
  • Борьба за любовь.
Женщина-мать
Наталья-мать приобретает одухотворенную и возвышенную красоту. У Григория все-таки просыпается любовь к Наталье (внутренний монолог). Материнство Аксиньи (доброе и нежное) обогатило характер Аксиньи. Это чувство особо проявляется в отношении ее к детям григория и Натальи.
Смерть
Жизнь без любви и верности Григория – жизнь без всякого смысла и ценности. Горе, которое вначале скрыто, надломило ее. Семейная драма завершается страшным исходом: гордая и оскорбленная Наталья не захотела родить от нарушившего верность Григория. После аборта, варварски сделанного хуторской бабкой-повитухой, она гибнет.  Любовь погубила Наталью. Вся сила характера Аксиньи выразилась в любви к Григорию. Ничего другого, столь же важного, не существовало для нее. И это в конечном счете привело Аксинью в суровых условиях гражданской войны к трагической гибели. Любовь к Григорию погубила и Аксинью.

Образы и судьбы Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой — это противопоставление «любви-стра­сти» и «любви семейной». В Григории борются два чувства — страстная любовь к Аксинье и тоска по семейной жизни. Не случаен такой выбор имен писа­телем: Аксинья означает «чужая», а «Наталья — «родная». 

– одна из главных героинь «Тихого Дона», соседка и возлюбленная Григория Мелехова. В восемнадцать лет Аксинья была выдана замуж за Степана Астахова, но брак не принёс ей счастья.

Степан, узнав, что жена досталась ему «нечистой», с первого дня супружества стал избивать её. Кроме того, он пил и постоянно изменял женщине.

Рождение малыша, казалось бы, должно было изменить отношение Степана к Аксинье, но ребёнок вскоре умирает, и мучения героини продолжаются.

Аксинью начинает преследовать сосед, Григорий Мелехов. Вначале женщина не принимает ухаживаний парня, но постепенно тоже проникается к нему нежными чувствами. Герои романа «Тихий Дон» вступают в любовную связь, которая, с перерывами, продолжается на протяжении всего произведения. Жизнь Аксиньи заканчивается трагично. По пути на Кубань, её настигает случайная пуля, и героиня погибает.

– дочь зажиточного казака Мирона Григорьевича Коршунова, выданная замуж за Григория Мелехова. Наталья полюбила мужа всей душой, только он не отвечает ей взаимностью. В «Тихом Доне» герои несколько раз пытаются наладить свою жизнь, но безрезультатно. Григорий, женившийся на Наталье не по любви, а по требованию отца, не может забыть Аксинью.

Наталья даже пытается покончить с собой, не выдержав позора и душевных мук. Наталья – женщина нервная, рефлектирующая. Она трудолюбива, красива, добра, но несчастна. Наталья, только узнав о сватовстве Мелеховых, заявляет: “Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!.. Не нужны мне, батенька, другие… Не пойду, пущай и не сватают.

А то хучь в Усть-Медведицкий монастырь везите…” Она – человек глубоко верующий, богобоязне 
нный. И чтобы решиться сперва на попытку самоубийства, а потом на убийство не родившегося еще ребенка, она должна была переступить через столь важные для нее христианские заповеди. Только сильнейшее чувство “любви и ревность подвигли Наталью на такие поступки.

Горе свое она переживает в себе, не выплескивая его наружу. 

Только рождение детей даёт героине силы и наполняет её жизнь новым смыслом. Судьба Натальи, как и многих других персонажей романа, трагична. Узнав от Дарьи, что Григорий вновь встречается с Аксиньей, она решает избавиться от беременности и умирает от потери крови.

Григорий переживает смерть обеих женщин. Но переживает по-разному. Узнав, что на роковой шаг Наталью толкнул разговор с Аксиньей, рассказавшей его жене всю правду, Григорий “из горницы вышел постаревший и бледный; беззвучно шевеля синеватыми, дрожащими губами, сел к столу, долго ласкал детей, усадив их к себе на колени…

” Он понимает, что виноват в смерти жены: “Григорий представил, как Наталья прощалась с ребятишками, как она их целовала и, быть может, крестила, и снова, как тогда, когда читал телеграмму о ее смерти, ощутил острую, колющую боль в сердце, глухой звон в ушах Как замечает автор: “Григорий страдал не только потому, что по-своему он любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виновным в ее смерти. Если бы при жизни Наталья осуществила свою угрозу – взяла детей и ушла жить к матери, если бы она умерла там, ожесточенная в ненависти к неверному мужу и непримирившаяся, Григорий, пожалуй, не с такой силой испытывал бы тяжесть утраты, и уж, наверное- раскаяние не терзало бы его столь яростно. Но со слов Ильиничны он знал, что Наталья простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты. Это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по-новому осмысливать прошлое и свое поведение в нем…” 

Григорий, который ранее относился к жене безразлично и даже неприязненно, потеплел к ней из-за детей: в нем проснулись отцовские чувства.

Он готов был одно время жить с обеими женщинами, каждую из них любя по-своему, но после смерти жены на время почувствовал неприязнь к Аксинье “за то, что она выдала их отношения и тем самым толкнула Наталью на смерть”. Однако гибель Аксиньи вызывает у Григория еще более глубокие страдания. Он видел, как “кровь текла…

из полуоткрытого рта Аксиньи, клокотала и булькала в горле. И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, – уже случилось…” Опять Мелехов невольно способствовал гибели близкой ему женщины, и на этот раз она умерла буквально у него на руках.

С гибелью Аксиньи жизнь для Григория почти потеряла смысл. Хороня любимую, он думает; что “расстаются они ненадолго…”. В “Тихом Доне” вообще очень много смертей. Умирают почти все члены семейства Мелеховых, и ни один курень на хуторе Татарском не обошла смерть. 

Так действительно было в гражданскую войну, когда погибло очень много казаков. И гибель двух главных героинь в этом смысле закономерна.

Смерть Натальи и смерть Аксиньи, по замыслу писателя, должны углубить одиночество Григория к финалу повествования, оставив его только с единственным уцелевшим сыном Мишаткой: “Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория.

Он лишился всего, что было дорого его сердцу- Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети” (Григорий еще не знает, что дочь Полюшка померла “от глотошной”). Обречены на гибель в шолоховском романе и сильная волевая Аксинья, и более слабая Наталья. 

Ссылка на основную публикацию