Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности

Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности

Автор обращает внимание на то, что определить способен ли человек к данной деятельности можно, лишь увидев его погруженным в данную деятельность. На мой взгляд, автор справедливо подчеркнул в своем высказывании, что способность не может существовать отдельно от какой-то конкретной деятельности: сложно судить о том, способен ли человек на что-то, если он не попробует совершить это.

Деятельность — это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого человек сознательно меняет мир и самого себя.

Деятельность обычно связана либо с созданием чего-то нового, ранее не существовавшего, либо с переработкой, переосмыслением старого, уже существующего.

В обоих случаях человеку необходимо обладать определенным набором задатков, то есть врожденных особенностей нервной системы, которые впоследствии (непосредственно во время вовлечения человека в процесс деятельности) перейдут в разряд способностей, то есть индивидуальных качеств, позволяющих заниматься определенной деятельностью. Человек может обладать теми или иными задатками к данному виду деятельности, однако ели он не будет практиковаться, тренировать свои задатки, она так и останутся «врожденными особенностями» и не станут качествами, соответствующими конкретной деятельности.

История знает массу примеров, когда человек раскрывал и развивал свои способности  в различных видах деятельности. Тот же Людвиг ван Бетховен сумел раскрыть способности, которые со временем нашли выражение в его особом таланте композитора, стал таким благодаря хлопотам родителей, которые сделали все, чтобы мальчик добился успехов в музыке.

Так, например, его отец потратил много сил, времени и средств, чтобы мальчик научился играть на клавесине и скрипке.  Бетховен стал одним из самых влиятельных, талантливых и знаменитых композиторов благодаря тому, что упорно и с малых лет трудился. Его постоянная музыкальная деятельность вознаградила результатами.

Его способности раскрылись в тяжелой, постоянной трудовой деятельности.

В современную эпоху мы знаем также немало потрясающих примеров, которых показывают, что способности можно обнаружить, развить и усовершенствовать путем деятельности. Неважно, это трудовая деятельности, игра, учение или общение, важно действовать.

 Судьба Константина Хабенского тому отличный пример. Заслуженный артист России, профессиональный актер, один из немногих русских актеров, который несколько раз снимался в Голливуде, Хабенский прошел нелегкий путь.

Его способности развивались вместе с его актерской деятельностью. Хабенский в свое время забрал документы из техникума и пошел в ленинградский  театральный институт. Он много учился, много работал.

По мнению многих кинокритиков, его способности давно переросли в особый талант. Путем постоянной, длительной деятельности он стал тем, кем стал. Теплов снова прав.

Таким образом, можно подвести вышесказанному итог: если нам надо понять наши способности, раскрыть их и воплотить в жизнь, мы должны пробовать разные виды деятельности. Только на практике можно стать потрясающим композитором, актером, политиком, ученым и т.д. Никому ничего не падает «с неба».

К. Ярош

на сайте:

  • ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ «ПОЛИТИКА»
  • ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ «ЭКОНОМИКА»
  • ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ «ПРАВО»
  • ТЕОРИЯ ПРАВА: ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
  • ТРУДОВОЕ ПРАВО: ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ И ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  • УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО: СМЯГЧАЮЩИЕ И ОТЯГОЩАЮЩИЕ  ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НАКАЗАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
  • ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. КАК РАЗОБРАТЬСЯ В САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ФИЛОСОФАХ XVIII ВЕКА

Способности не могут возникнуть без конкретной деятельности (Борис Теплов)

Автор данного высказывания обращает наше внимание на то, что деятельность играет очень большую и даже решающую роль в развитии талантов личности.

Видный советский психолог акцентирует внимание на том, что эти способности не возникают сами по себе, а проявляются лишь под воздействием соответствующей деятельности.

Мало заложенного изначально таланта: для его развития потребуется время и терпение, и самое главное – осознанная деятельность в конкретной сфере.

Я полностью согласен с такой позицией учёного, поскольку также полагаю, что любая способность получает реальное развитие только в деятельности. Не только талант и удачное стечение обстоятельств, но и увлеченность выбранным делом, и усердный труд позволил потенциальным гениям стать гениями реальными. Без целенаправленной деятельности достичь высот они бы не смогли.

Данное высказывание имеет глубокое теоретическое обоснование. Под способностью мы понимаем индивидуальные особенности человека, которые позволяют ему наиболее успешным образом заниматься какой-либо деятельностью.

Любой талант берёт начало с природных задатков: с врождённых, устойчивых особенностей человека, и может развиваться в определённых условиях – окружения, среды, рода деятельности.

Деятельность — это форма взаимодействия человека с окружающим миром, которая состоит в преобразованиях в соответствии с целями человека. И только деятельно развивая способности, человек может в полной мере раскрыть свои таланты.

Подтверждение мысли автора высказывания мы неоднократно встречаем в кинематографе. К примеру, в фильме «Легенда №17» – о жизни великого советского хоккеиста Валерия Харламова.

Он с детства имел незаурядные способности в спорте, однако очень часто судьба ставила на его пути препятствия, которые не давали этим талантам раскрыться в полной.

Однако Харламов, несмотря на это, не терял целеустремлённости и рвения в деятельном саморазвитии. Что и помогло ему стать живой легендой советского и мирового хоккея.

В качестве примера из истории Древнего Мира можно вспомнить знаменитого античного оратора Демосфена. Он с ранних лет чувствовал в себе талант к красноречию, однако заикался, был косноязычен и стеснителен.

Демосфен не капитулировал перед обстоятельствами: он провёл огромную работу над собой, упражняясь в произнесении речей с набитым камнями ртом, а также перед шумящим волнами морским прибоем.

Без деятельной практики он не добился бы своей мечты – не стал бы оратором, дипломатом и видным государственным деятелем.

На основании всего вышеизложенного можно утверждать, что способности действительно возникают и получают своё развитие в процессе соответствующей деятельности.

От неё напрямую зависит успешность выполнения этой деятельности. Исключительно важно вовремя заметить свои таланты, понять, что тебе нравится, что подходит более всего, и с успехом практиковать свои умения.

Только через деятельность и можно добиться успеха в жизни.

"Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности" (Б.М. Теплов)

В своем высказывании Б. М. Теплов затрагивает
тему развития способностей. Он говорит, что способность у человека может возникнуть
лишь в том случае, если он прикладывает для этого усилия, осуществляет деятельность
в соответствующем направлении.

Для наилучшего понимания смысла высказывания
следует разобраться в понятиях, относящихся к данной теме, опираясь на курс
обществознания. Итак, что же такое способности? Способности – индивидуально
психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности,
общении и легкость овладении ими.

Способности могут быть общими и специальными.
К общим относится память, наблюдательность, воображение и т. д. К специальным
же относят математические способности, литературные способности и т. д.

Существует несколько уровней развития способностей: одаренность (такое
сочетание способностей, которое позволит достичь успеха), талант (высокий
уровень развития способностей, как правило, специальных) и гениальность
(наивысший уровень развития способностей, как общих, так и специальных).
Следует помимо этого понимать также, что такое деятельность.

Деятельность –
способ взаимодействия  человека с
окружающих миром, в процессе которого он удовлетворяет свои потребности и
сознательно преобразует мир и самого себя. Деятельность имеет продуктивный,
орудийный, преобразующий характер.

 
Каждый человек, рождаясь, имеет задатки (задатки – врожденные особенности
мозга, органов чувств, нервной системы, которые определяют темперамент
человека, его умственную работоспособность и т. д.), которые располагают к
развитию определенных способностей.

Но, не совершая деятельность, направленную
на развитие способностей, человек так и не обретет их, т. к. от задатков
зависит не самая большая часть успеха. Иногда человек может не иметь задатков в
определенном направлении, но, имея желания и совершая действия, в направлении
достижения цели, человек может развить очень высокий уровень способностей. Подтвердить
эту мысль эту мысль можно на примерах.

Приведу пример из СМИ. В телешоу «Пусть
говорят» я увидела сюжет о Нике Вуйчиче. Этот человек пришел в наш мир без рук
и ног. Казалось бы, все, что ему светит – это сидеть в инвалидном кресле, но
мужчина имел огромное желание жить полноценной жизнью.

Он много работал над
собой, совершал действия, направленные на достижение цели. И он смог! Ник
активно занимается плаванием и другими видами спорта, самостоятельно пишет
книги, в общем, живет гораздо активнее многих здоровых людей. Он не имел
задатков к развитию данных способностей, но, кропотливо работая, он развил их.

Это доказывает, что развитие способностей зависит от совершения деятельности.

Кроме того, приведу пример из личной жизни. Я
прочитала книгу Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Один из основных героев
произведения – профессор Мориарти.

Он родился в прекрасной, обеспеченной семье,
был обеспечен всеми необходимыми ресурсами для развития способностей, имел
множество задатков, но не стал развивать их. Мориарти связал свою жизнь с
преступностью. Вся его жизнь состояла из планирования очередного
правонарушения.

Он не обладал очень многими способностям, которые мог бы
развить. Итак, данный пример подтверждает, что, не совершая соответствующую
деятельность, способность возникнуть не может.

Многие из нас мечтают быть художниками,
учеными, спортсменами, но, не прилагая к этому усилий, не совершая
соответствующую деятельность, мечты, к сожалению, так и останутся мечтами.

“Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности” (Б.М. Теплов)

В своём высказывании Б. М. Теплов имел в виду то, что способности
проявляются в процессе соответствующей деятельности. Иными словами, человек, не
знавший о своих умениях, может обнаружить их тогда, когда занимается конкретным
делом.

Читайте также:  Образ народа в лирике Некрасова

Действительно, в обществознании деятельность – это специфический
вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира
и самого себя. Характерными чертами, отличающими её от поведения животных,
являются: сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер.

В структуру
деятельности входят: субъект, объект, мотив, цель, средства, действия, результат.

Она делится на практическую и духовную (по объектам и результатам),
индивидуальную и коллективную (по субъекту), репродуктивную и творческую (по
характеру), экономическую, социальную, политическую, духовную (по сферам
общественной жизни). Основные формы деятельности – это игра, учение, общение,
труд.

Условиями успешного выполнения 
какого-то вида деятельности являются способности, т.е. индивидуальные особенности
и свойства личности. Выделяют следующие уровни их развития: задатки,
склонности, одарённость, талант, гениальность.

В доказательство приведу пример из истории. Н. А.
Морозов, учёный и революционер, провёл в заключении около тридцати лет. За это
время он выучил одиннадцать языков и создал множество работ по различным
областям знаний.

При этом у него не было высшего образования. Кроме того, Морозов
в преклонном возрасте, а именно в 85 лет, освоил снайперское дело и стал
регулярно тренироваться стрелять.

Эти факты говорят об уникальных способностях личности,
которые раскрылись в конкретной деятельности.

Другим примером может служить сообщение СМИ, посвящённое фигурному
катанию. Чтобы научиться выполнять многооборотные прыжки, красиво скользить,
спортсмену необходимо прилагать немало усилий. Уже с малых
лет ребёнок должен постоянно посещать тренировки и быть дисциплинированным. Так
в процессе деятельности зарождаются способности, могущие привести к большому
успеху.

Таким образом, мысль Б. Теплова верна. Способность
и деятельность тесно связаны друг с другом. 

Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности

  • ID: 13571
  • Название работы: Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности
  • Категория: Эссе
  • Предметная область: Логика и философия

Описание: Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Б. М. Теплов Выбранное мною высказывание связано с ролью деятельности в развитии человеческих способностей в формировании личности. Данная тема крайне актуальна в современном мире и отно

  1. Язык: Русский
  2. Дата добавления: 2013-05-12
  3. Размер файла: 30 KB
  4. Работу скачали: 125 чел.

Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. (Б. М. Теплов)

Выбранное мною высказывание связано с ролью деятельности в развитии человеческих способностей, в формировании личности. Данная тема крайне актуальна в современном мире и относится к числу традиционных, так как на развитие индивида влияет множество факторов.

Рассматривая человеческую природу и говоря о врожденных и приобретенных качествах, мы должны обязательно коснуться тех внутренних и внешних сил, которые помогают людям проявлять и реализовывать себя, находить свое место в мире.

Надо с пониманием относиться  к вопросу развития человека.

Советский психолог, Борис Михайлович Теплов, полагал, что никакая способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности.

Таким образом, Теплов считает, что задатки не могут получить свое развитие только в процессе социализации, сопровождаемой деятельностью человека.

Я целиком и полностью согласна с автором высказывания и также полагаю, что никакие задатки не могут развиться сами по себе, что их необходимо взращивать в себе, а это возможно только в процессе деятельности и взаимодействия с обществом.

Под деятельностью понимается особая форма активности, присущая лишь человека. Деятельность отличается целенаправленностью. Цель практически любой деятельности – конструирование, создание самого человека.

Деятельность бывает учебная трудовая и игровая. Учебная деятельность дает человеку новые знания о мире, позволяет приобщиться к опыту прошлых поколений.

Труд (а на начальном этапе жизни игра) развивает социально-значимые качества человека, влияет на социализацию личности.

Под способностями ученые понимают врожденные особенности человека, позволяющие ему успешно заниматься какой-либо деятельностью. Способности имеют врожденный фундамент – задатки. Но далеко не факт, что, обладая этими задатками, человек их не погубит и разовьет.

Лень, нежелание работать над собой, прислушиваться к себе и советам близких людей и учителей могут  погубить на корню все задатки. Большая ответственность за превращение задатков в способности лежит на взрослых. Самые важные способности людей – умственные. Их совокупность и умелое применение в разных ситуациях называется интеллектом.

Есть также музыкальные способности, педагогические, организаторские, литературные, хореографические, художественные. Кроме способностей люди обладают и талантами. Талант – это очень высокий уровень развития способностей человека, проявляющийся в результатах его деятельности. Каждый человек ответственен за свои способности и таланты.

Гений – это высшая форма развития какого-либо таланта. Гении привносят что-то новое в жизнь людей. Таким образом, мы понимаем, что любой задаток преобразуется в способность в ходе какого-либо труда.

Во внешней среде человека очень важен какой-либо положительный фактор, влияющий на развитие способностей. Сергей Петрович Капица был сыном лауреата Нобелевской премии, он вырос в семье ученых, что и позволило ему в итоге самому заняться исследовательской деятельностью и совершить множество открытий в области физики. Мы видим, насколько семья влияет на социализацию личности и ее развитие.

В современном мире мы также можем столкнуться с подобными примерами. Дедушка моей двоюродной сестры был композитором, обучившим своего сына искусству игры на фортепиано.

Живя в интеллигентной семье, человек просто не могу вырасти кем-либо другим. Школа тоже играет очень важную роль.

Если педагоги уделяют  много внимания индивидуальным особенностям человека, поощряют его заниматься тем, что у него получается лучше всего, то задатки находят положительное развитие.

Таким образом, мы понимаем, что Теплов в своем высказывании был абсолютно прав. Проанализировав теоретический материал и примеры, можно сделать вывод, что действительно способность не может проявиться просто так сама по себе, чтобы она развилась нужно применять ее в соответствующей деятельности.

Читать

Ольга Викторовна Кишенкова

ЕГЭ 2017. Обществознание. Алгоритм написания сочинения

О. В. Кишенкова – кандидат исторических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобрнауки РФ

© Кишенкова О. В., 2017

© ООО «Издательство «Эксмо», 2017

Раздел 1. Рекомендации по написанию мини-сочинения (задание 29)

Написание мини-сочинения по обществоведческой теме – это последнее задание контрольно-диагностических материалов единого государственного экзамена по обществознанию. Оно является наиболее сложным для выполнения, так как ученику необходимо самостоятельно сформулировать проблему, обосновав её необходимыми теоретическими аргументами, и проиллюстрировать конкретными примерами.

Наши рекомендации, адресованные выпускникам, нацелены на то, чтобы максимально прояснить алгоритм написания мини-сочинения, сориентировать в подборе темы.

Предлагаем для начала ознакомиться с типичными темами, предлагаемыми для написания мини-сочинения на едином государственном экзамене по обществознанию.

Обзор типичных тем, предлагаемых для написания мини-сочинения

Темы мини-сочинений сгруппированы по пяти содержательным блокам. В качестве темы – афористические высказывания известных людей, мыслителей, общественных деятелей, публицистов, содержащих ту или иную актуальную обществоведческую проблему.

Блок «Философия»

Первый блок представляют темы, условно объединённые в раздел «Философия». Этот раздел максимально ёмкий с точки зрения представленных тем. Во-первых, предлагаются к рассмотрению темы, раскрывающие специфику общества в целом как систему целостных связей и взаимодействий между составляющими её элементами.

Так, к примеру, можно привести высказывание древнеримского мыслителя и политического деятеля Л. А. Сенеки: «Общество – свод камней, который непременно рассыпался бы, если бы каждый камень не поддерживал собою остальные».

Выбрав подобную тему, ученику предстоит раскрыть проблему целостности общества, взаимосвязи и взаимозависимости входящих в него институтов.

Также типично в философском блоке традиционно представляются темы, связанные с понятием «общественный прогресс». Приведём в качестве примера высказывание Н. Г. Чернышевского: «Прогресс есть возведение человека в человеческий сан» или афоризм Ж.

Ренана: «Промышленный прогресс совсем не параллелен в истории с прогрессом искусства и истинной цивилизации».

И в том и в другом случае необходимо раскрыть сущность прогресса и сформулировать позицию по соотношению в прогрессивных изменениях технической и гуманитарной составляющих.

Размышляя об общественном прогрессе, необходимо рассмотреть также отдельные способы, формы, проявления социальных изменений, сопоставить и сравнить их между собой. Так, к примеру, встречается высказывание французского учёного и политического деятеля, социалиста Ж. Жореса: «Революция есть варварский способ прогресса».

Приняв решение о написании мини-сочинения на эту тему, важно помнить, что проблему надо формулировать не в понимании революции как формы общественного прогресса, а существенно шире – как осмысление сути общественного прогресса в целом и сравнение его основных форм: эволюции и революции, пояснение мысли автора о варварстве в осуществлении общественных перемен, цене того, что люди обычно связывают с прогрессивностью перемен. Универсальным правилом при написании мини-сочинения, таким образом, становится представление расширенного проблемного поля темы. Подобный подход позволяет выявить большее количество аспектов, провести сравнительный анализ различных аспектов и сторон.

К философскому разделу также относятся темы, затрагивающие взаимосвязь человека и общества с природой, проблемы экологического кризиса, кризиса потребительского отношения человека к окружающей среде. Примером этой темы является высказывание Ф. М.

Достоевского: «…Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры». Экологическая проблематика максимально актуальна для современного человека и его миропонимания.

Раскрывая эту тему, можно выходить на понятие «коэволюции» общества и природы, сформулированное известным российским учёным Н. Моисеевым.

Актуальным представляется включение в содержательный контент тем афоризмов, высказываний, обращённых к специфике современного общества, его инновационной сущности, динамизму. В качестве примера приведём высказывание Стива Джобса, основателя и руководителя компании Apple: «Инновация сегодня рождает лидера».

Философский раздел включает в себя тематику философской антропологии, философского осмысления сущности и предназначения человека, соотношения человека и мира, в котором он живёт, понимания смысла человеческого бытия.

В качестве примера приведём афоризм русского религиозного философа П. Флоренского: «Человек в мире, но человек так же сложен, как мир. Мир – в человеке, но и мир так же сложен, как и человек».

Читайте также:  Подборка «умных» книг

Тема представляется чрезвычайно сложной для написания, так как потребует от выпускника сложных и абстрактных философских размышлений о природе человека, об отражении в человеке мироздания, о соотношении мира – космоса с микрокосмосом, человеком.

Думается, что выбор подобной темы можно рекомендовать только хорошо подготовленным по философской проблематике выпускникам, умеющим и любящим рассуждать.

Важной проблемой философской антропологии является вопрос о взаимосвязи человека с обществом, другими людьми. Приведём в качестве примера высказывание немецкого философа XIX века И.

Фихте: «Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живёт изолированно».

Раскрывая тему, вводим понятие личности как совокупности социально акцентированных качеств человека, доказываем органичность связи человека с обществом, его развитии в контактах и в общении с людьми.

В сочинении можно применить логический приём «от противного», то есть смоделировать ситуацию развития человека вне контактов с людьми, изолированно, например, показать на примере семьи Лыковых, отшельников, обнаруженных в алтайской тайге. Помимо этого, можно приводить примеры о том, что у многих народов в качестве самого тяжкого наказания предусматривалось изгнание человека из родного города, села, семьи, лишение его привычного круга взаимодействия и общения.

Также к проблематике философской антропологии можно отнести высказывание австрийского врача и мыслителя З. Фрейда: «Работа как ничто другое в жизни связывает индивида с реальностью.

В своей работе он по меньшей мере надёжно привязан к части реальности, к человеческому обществу».

Важно раскрыть при выборе этой темы роль труда в формировании человеческой личности, показать взаимосвязь и взаимозависимость, взаимообусловленность человека и общества.

Максимально сложны для раскрытия на экзамене темы сочинений, затрагивающие гносеологические проблемы, проблемы истины, познаваемости мира, постижения человеком самого себя.

Проиллюстрируем данную категорию тем следующими примерами: «Трудно понять, каким другим путём можно прийти к истине и овладеть ею, если не копать и не разыскивать её, как золото и скрытый клад» (Д. Локк); «Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины» (Л. Н.

Толстой); «Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок» (Т. Гексли); «Лишь в людях себя познать способен человек» (И. Гёте).

Выбор подобной проблематики потребует от выпускника раскрытия понятия «познание», специфики процесса познания, сложности путей познавательной деятельности, понятия «истина», её свойств и критериев. Последняя из приведённых тем предполагает выход на проблему самопознания, особенностей познания человеком самого себя через призму отношений к нему и понимания его другими людьми.

Б.М. Теплов. Способности и одаренность

Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии «способность» при употреблении его в практически разумном контексте.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

Такие свойства, как например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога.

Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик, «принимая во внимание его способности», мог бы иметь гораздо больше знаний.

Одинаковые знания и умения в области, например, математики для опытного учителя могут у разных учеников обозначать совершенно различное: у одного при блестящих способностях к математике они указывают на совершенно недостаточную работу, у другого они могут свидетельствовать о больших достижениях.

Мы не можем понимать способности как врожденные возможности индивидуума, потому что способности мы определили как «индивидуально-психологические особенности человека», а эти последние по самому существу дела не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.

Таким образом, отвергнув понимание способностей как врожденных особенностей человека, мы, однако, нисколько не отвергаем тем самым того факта, что в основе развития способностей в большинстве случаев лежат некоторые врожденные особенности, задатки.

Понятие «врожденный», выражаемое иногда и другими словами, – «прирожденный», «природный», «данный от природы» и т.п. – очень часто в практическом анализе связывается со способностями.

Важно лишь твердо установить, что во всех случаях мы разумеем врожденность не самих способностей, а лежащих в основе их развития задатков. Да едва ли кто-нибудь и в практическом словоупотреблении разумеет что-нибудь иное, говоря о врожденности той или иной способности.

Далее, необходимо подчеркнуть, что способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии.

В психологическом плане нельзя говорить о способности, как она существует до начала своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего полного развития, закончившей свое развитие.

Поняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической и теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности.

Только в ходе психологического анализа мы различаем их друг от друга. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответствующая деятельность, и только используется в этой последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука.

До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт.

Развитие способностей, как и вообще всякое развитие, не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и склонностями. Но из признания возможности таких противоречий вовсе не вытекает признание того, что склонности могут возникать и развиваться независимо от способностей или, наоборот, способности – независимо от склонностей.

Выше я уже указывал, что способностями можно называть лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности.

Однако не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.

Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Надо признать заслугой ряда зарубежных психологов, и в первую очередь Штерна в его «Дифференциальной психологии», выдвижение и разработку понятия компенсации способностей и свойств.

Именно вследствие широкой возможности компенсации обречены на неудачу всякие попытки свести, например, музыкальный талант, музыкальное дарование, музыкальность и тому подобное к какой-либо одной способности.

Для иллюстрации этой мысли приведу один очень элементарный пример. Своеобразной музыкальной способностью является так называемый абсолютный слух, выражающийся в том, что лицо, обладающее этой способностью, может узнавать высоту отдельных звуков, не прибегая к сравнению их с другими звуками, высота которых известна.

Имеются веские основания к тому, чтобы видеть в абсолютном слухе типичный пример «врожденной способности», т.е. способности, в основе которой лежат врожденные задатки. Однако можно и у лиц, не обладающих абсолютным слухом, выработать умение узнавать высоту отдельных звуков.

Это не значит, что у этих лиц будет создан абсолютный слух, но это значит, что при отсутствии абсолютного слуха, можно, опираясь на другие способности – относительный слух, тембровый слух и т.д.

, – выработать такое умение, которое в других случаях осуществляется на основе абсолютного слуха Психические механизмы узнавания высоты звуков при настоящем абсолютном слухе и при специально выработанном так называемом «псевдоабсолютном» слухе будут совершенно различными, но практические результаты могут в некоторых случаях быть совершенно одинаковыми.

Надо помнить, что отдельные способности не просто сосуществуют рядом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей.

Исходя из этих соображений, мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или иной деятельности.

Этот переход может быть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие.

Таким понятием и является «одаренность», понимаемая как-то качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Своеобразие понятий «одаренность» и «способности» заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность.

Читайте также:  Что такое гонзо-журналистика?

Поэтому нельзя говорить об одаренности вообще. Можно говорить только об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности.

Это обстоятельство имеет особенно важное значение при рассмотрении вопроса о так называемой «общей одаренности», которого мы коснемся несколько позже.

То соотнесение с конкретной практической деятельностью, которое с необходимостью содержится в самом понятии «одаренность», обусловливает исторический характер этого понятия. Понятие «одаренность» существенно зависит от того, какая ценность придается тем или другим видам деятельности и что разумеется под «успешным» выполнением каждой конкретной деятельности.

Подраздел: Хрестоматия по возрастной психологии

Похожие материалы в разделе Хрестоматия:

19.Способности: природа, типология, формирование и развитие

Способности
такие
индивидуальные особенности, которые
имеют отношение к успешности выполнения
какой-либо деятельности или многих
деятельностей.
Развитие способностей осуществляется
не иначе, как в процессе той или иной
практической или теоретической
деятельности.

Способности
не могут быть врожденными. Врожденными
могут быть лишь задатки,
т.е. анатомо-физиологические
особенности, которые лежат в основе
развития способностей,
сами же способности всегда являются
результатом развития,
осуществляющегося в процессе воспитания
и обучения.

Но
способности это и возможности, которые
на долгие годы, а иногда и навсегда,
могут
остаться
скрытыми и для самого человека, и для
других. В число этих потенциальных
возможностей входят природные предпосылки
способностей, задатки. Задача заключается
в их распознании, измерении и развитии.
Способность не может возникнуть вне
соответствующей конкретной деятельности.

Три
признака в понятии “способность”:

  1. под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

  2. способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей (например, вспыльчивость, вялость, медлительность не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей);

  3. понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. При хорошей работе ученик, “принимая во внимание его способности”, мог бы иметь гораздо больше знаний.

Общие
способности
включают те, которыми определяются
успехи человека в самых различных видах
деятельности. К ним, например, относятся
умственные способности, тонкость и
точность ручных движений, развитая
память, совершенная речь и ряд других.

Специальные
способности
определяют успехи человека в специфических
видах деятельности,
для осуществления которых необходимы
задатки особого рода и их развитие.

К
таким способностям можно отнести
музыкальные, математические,
лингвистические, технические,
литературные, художественно-творческие,
спортивные и ряд других. Наличие у
человека
общих способностей не исключает развития
специальных и наоборот.

Нередко общие
и специальные способности сосуществуют,
взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Природа
способностей.


Одна из распространенных точек зрения
ведет историю от Платона- утверждали,
что способности
биологически обусловлены
и зависит от
унаследованных хар-ик.
Было предположение о связи способностей
с массой мозга человека. (но эта точка
зрения оказалась не состоятельной).

Продолжал
развитие этой теории Франц Галль-френология-
степень развития способностей зависит
от величины соответствующих частей
мозга.

Френсис
Гальтон объяснял наследование способностей
исходя из принципов эволюц теории
Дарвина – совершенствование
человеческой природы возможно лишь
благодаря выведению на основе законов
наследственности расы особо одаренных.
(Например, семья Бахов, где родословную
музыкантов начал булочник, у которого
были способности к музыке, потом на
протяжении 2-ух веков в семье Бахов более
20 чел были выдающимися музыкантами


Другая точка зрения- особенности психики
определяются только
качеством воспитания и обучения.
Сторонники ссылались на случаи, когда
дети из отсталых племен были воспитаны
и ничем не отличались от европейцев.
Так же и случае детей-маугли-невозможность
развития человека вне общества.

Американский
ученый Уишби утверждал, что у каждого
человека можно сформировать любые
способности в детстве, в зависимости
от того, какая программа интеллектуальной
деятельности была заложена.


Подход отечественных психологов к
способностям – способности по своей
природе биосоциальны.
Наследственность имеет большое значение
для развития способностей, но и большую
роль будут играть социальные условия
(воспитание, системы образования…..)

Способности
и Задатки.
Задатки- врожденные анатомо-физиологические
особенности нервной системы, мозга,
которые составляют природную основу
развития способностей. Способности к
задаткам не сводятся, задатки – одна из
посылок для формирования способностей.

Рубинштейн
С.Л. задатки являются предпосылками
развития
способностей, но не определяют их.
Качество способностей определяется
уровнем генерализации
соответствующих
психических процессов.

  • Задатки
    характеризуют быстроту генерализации
    ( скорость, с которой у человека происходит
    обобщение).
  • Способности
    и Одаренность
  • Одаренность
    – качественно
    своеобразное сочетание способностей,
    от которых зависит возможность достижения
    большего или меньшего успеха в выполнении
    той или другой деятельности.

Нельзя
говорить об одаренности вообще. Можно
только говорить об одаренности
к чему-нибудь,
к какой-нибудь деятельности. Это
обстоятельство имеет особенно важное
значение при рассмотрении вопроса о
так называемой “общей одаренности”.

От
одаренности зависит не успех в выполнении
деятельности, а только возможность
достижения этого успеха. Для успешного
выполнения всякой деятельности требуется
не только одаренность, т.е.
наличие соответствующего сочетания
способностей, но и обладание необходимыми
навыками и умениями.

Общая
одаренность

– качественно своеобразное сочетание
способностей
к
широкому кругу деятельностей.

2
вида общей одаренности:

  1. интеллектуальная

  2. творческая (креативность)

  1. Специальная
    одаренность –
    качественно
    своеобразное сочетание способностей,
    обеспечивающее успешность выполнения
    какой-то деятельности.
  2. Способности
    оцениваются через темп и динамику
    развития человека: проявляются к 12-13
    годам, в науке – до 20 лет.
  3. Структура
    способностей:
  4. общие
    – проявляются во всех видах деятельности:
  5. *интеллект
    – глубина, обобщенность и подвижность
    знаний; первичные умственные способности:-
    вербальные – пространственные – мнемические;

    арифметические – умение выстраивать
    умозаключения (индукция)
  6. *обучаемость
    – способность овладевать уже известным
  7. *креативность
    – способность создавать новое
  8. специальные

    проявляются в конкретном виде деятельности

Рубинштейн:
способности – формальный эффект
обучения. Способности базируются на
задатках, но не сводимы к ним.Задатки –
анатомо-физиологические особенности:
*наследственные – от родителей и
*врожденные – сформированные во
внутриутробном развитии

Внутренние
условия развития способностей: -интерес
и склонность определенной сфере
деятельности; -профессиональные знания;
-потребность в творческом осмыслении
трудовой деятельности с целью ее
рационализации ;-подвижность
профессиональных знаний, умений и
навыков; вообще ЗУН способствуют развитию
способностей; -целеустремленность,
готовность преодолению трудностей на
пути достижения цели

Внешние
условия (действуют только через
внутренние): -самодеятельность
в разнообразных формах, развивают
интерес не только своей деятельности,
но и к смежным + развивают личную
активность;-
недостаточное
развитие одной способности может быть
скомпенсировано развитием другой, от
которой также зависит успешность
выполнения деятельности.Лазурский:
борьба между способностями – непременное
условие их развития, т.е. успешность
зависит от комплекса способностей. -разработка методов развития способностей;
-диагностика общих способностей, которая
может прогнозировать успешность
социальной и профессиональной карьеры

У
детей способности развиваются в
зависимости от условий, их окружающих
(куда родители отдали, те способности
и будут развиваться).

У взрослых
способности развиваются в основном в
процессе профессиональной деятельности,
возможны 3 сценария: – способности
развиваются в благоприятных условиях
(творчество); – для развития способностей
надо преодолевать трудности; – способности
не развиваются, т.к. деятельность не
интересна

Признаки
способного человека:

  1. склонность к какой-либо деятельности, мотивация

  2. высокий темп обучения ЗУН

  3. нестандартность результатов

  4. внутренняя и внешняя помехоустойчивость

  5. высокий уровень обобщенности, переноса

Градации
одаренности:*талант
– способность к достижениям высшего
порядка.
*гениальность
– способность создавать что-то
принципиально новое;

«Способность»
— одно из наиболее общих психологических
понятий. В оте­чественной психологии
многие авторы давали ему развернутые
определения. В частности, С.Л.Рубинштейн
понимал под способностями «…

сложное
синтети­ческое образование, которое
включает в себя целый ряд данных, без
которых человек не был бы способен к
какой-либо конкретной деятельности, и
свойств, которые лишь в процессе
определенным образом организованной
деятельности вырабатываются».

Б.
М. Теплов указывает на то, что, помимо
успеха в деятельности, способность
детерминирует скорость и лег­кость
овладения той или иной деятельностью.

Способности
не существуют вне конкретной деятельности
человека, а формирование их проходит в
процессе обучения и воспитания.

Самый
верный путь определения способностей
– это выявление динамики успехов ребенка
в процессе обучения, расхождение между
результатами самостоятельного решения
и решения с помощью взрослого.

(Путь
выявления уровня общих способностей
был обозначен Л.С.Выготским как метод
определения зоны ближайшего развития).

Специальные
способности

принято разделять
по двум основаниям:

  1. видам психических функций (моторные, сенсорные)

  2. по видам деятельности (технические, профессиональные)

Диагностика
моторных
и психомоторных способностей
:
моторные тесты направлены на изучение
точности и скорости движений,
зрительно-моторных и кинестетически-моторных
координаций, ловкости движений пальцев
рук, точности мышечного усилия.

Тест
ловкости пальцев О'Коннора, тест ловкости
Стромберга, тест ручной ловкости Пурдье,
Минесотский тест скорости манипулирования,
тест ловкости манипулирования с мелкими
предметами Крауфорда (+ Кулагин, Марищук,
Блудов); применяются в основном при
профотборе и в спорте.

Диагностика
сенсорных
способностей
:
стандартные методы созданы для изучения
зрения и слуха – тест визуальных и
слуховых способностей (таблица Спеллена,
тест Орто-Рейтера), тест музыкальной
одаренности Симора, Массачусетский
тест слухового восприятия; используются
в клиническом тестировании для выявления
дефектов развития тех/иных функций,
отбор военных и при профотборе.

Диагностик
технических
способностей
:
ранние тесты «карандаш-бумага», тест
Беннета (серия картинок с короткими
опросами, для ответа на которые необходимо
понимание общих технических принципов).

Ссылка на основную публикацию