Согласны ли Вы, что собственные страдания и труд делают человека более добрым?

1. Страдание это чувство болезненного неудовольствия, которое мы испытываем, когда действительность не отвечает нашим желаниям.

Исходя из этого, можно вывести, что источник страданий заключается или в наших желаниях, или в действительности: или наши желания дурны, злы и противоречат природе вещей; или наоборот, действительность настолько дурна и извращена, что это противоречит нашим добрым желаниям; или, наконец, наша собственная нравственная деятельность противоречит нашим возвышенным желаниям. Таким образом, вопрос о причине страданийсвязан, прежде всего, с проблемой добра и зла.

2. Вопрос о смысле страданий,скорее всегосвязан с вопросом о смысле жизни, о том основном предназначении, ради которого живет человек: насколько он следует смыслу своего жизненного пути или уклоняется от него.

И если человек верит в ценность, цель, смысл своей жертвы и страдания, он способен на героические усилия. Но если он не видит смысла своих страданий, у него опустятся руки, ибо самое тяжелое в страдании – его бесцельность, бессмысленность.

Таким образом, смысл страдания в том, служит ли оно смыслу бытия человека, самовыражению и самоутверждению личности.

3. В связи с этим встает вопрос о результате страдания: к чему оно приводит, не может ли оно давать результатов, которые оправдывали бы его. С этой точки зрения, положительно в страдании то, что оно может рассматриваться как школа жизни.

  • · Страдание, испытанное нами вслед за каким-либо нашим дурным поступком, учит нас правде и справедливости, подтверждая наличие нравственного закона в жизни.
  • · Страдание очищает душу: иногда человек сам ищет наказания, страдания, лишь бы успокоить свою совесть.
  • · Страдание облагораживает человека, являясь источником нравственных ценностей: оно приводит нас к вере, любви, духовной силе, делает нас снисходительными к другому, воспитывает чуткость к чужому горю, понимание человеческой души.

· Из страдания человек, как правило, выходит крепче, т.к. оно закаляет волю, развивает выдержку, настойчивость.

· Страдание не только делает лучше нас самих, но вырабатывает в нас способность делать лучше других, воздействовать на них.

4. Одна из основных задач жизни – умение побеждать страдание, овладевать им. В этом заключается истинная «мудрость о страдании».

Принять жизнь – значит принять страдание,а уметь жить – значит уметь страдать. Реакция человека на страдание, модель его поведения зависит от понимания страдания и отношения к нему.

В результате мы или бежим от него, или принимаем его. Варианты отношения к страданию могут быть разными:

  1. а) страдание воспринимается как несправедливое, незаслуженное, не имеющее смысла, а состояние – как безысходное. В этом случае естественное стремление человека – бегство от страдания (формы этого бегства могут быть самые разные);
  2. б) человек относится к страданию как заслуженному, более того, имеющему смысл: его отношением к страданию становится его принятие, которое тоже может быть разным;
  3. в)одна из форм добровольного принятия страдания и, в то же время, противостояния ему – мученичество, ибо страдать во имя, ради кого-то или чего-то – значит победить страдание.
  4. г) но подлинный способ преодоления страдания – это любовь и творчество, ибо они не только приносят забвение от мук страдания, но и помогают находить в нем источник радости.
  5. Проблемы сострадания

Сострадание определяется как сочувствие чужому горю и страданию, соединенное с желанием помочь. Моральная ценность сострадания проявляется в ряде аспектов.

1. Внутреннее сопереживание чужого несчастья. Проявление сострадания со стороны других людей помогает страдающему легче переносить муки, избавляет от чувства одиночества, покинутости, заставляет проявлять терпение, мужество, выходить за пределы своей боли, думать о других с благодарностью.

2. Сострадание, непосредственно проявляющееся в поступке. Это активное сострадание, реализующееся в милосердии и благотворительности. Милосердие – реальная помощь нуждающимся, умение поделиться с ближним. Благотворительность может быть направлена не только на помощь отдельным людям, но и на поддержку искусств, науки, ремесел.

3. Сострадание как умение прощать. Прощение как форма любви и сострадания учит прощать не только «ближнему», но и «дальнему», и даже врагу. Мы просим прощения у тех, кому причинили страдание; мы должны уметь прощать тех, кто заставил страдать нас.

Остается ряд проблем: всегда ли и все мы должны прощать «врагам нашим»? Не приведет ли это к безнаказанности и даже поощрению зла? Каковы границы нашего милосердия и помощи ближнему? На кого должно распространяться наше сострадание: только ли на человека?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Согласны ли Вы с утверждением Ф. М. Достоевского, что страдание – естественная причина возникновения и развития сознания человека?

2. Согласны ли Вы с причинно-следственной связью, установленной студенткой О.С.?

Согласны ли Вы, что собственные страдания и труд делают человека более добрым?
Согласны ли Вы, что собственные страдания и труд делают человека более добрым?

Согласны ли Вы, что собственные страдания и труд делают человека более добрым?

3. Можно ли, изменяя социальные условия жизни человека, уменьшить неизбежность и естественность страданий людей?

4. Уменьшает ли страдание ценность бытия человека?

5. Как Вы считаете, почему кришнаиты относят к «кругу страданий» не только болезнь, старость и смерть, но и рождение человека?

6. В борьбе со страданием буддизм призывает к нирване, Аристотель к мужеству, Бердяев к любви и творчеству. Проанализируйте известные Вам способы «бегства от страданий» и дайте им оценку.

7.

Если человек оценивает свое страдание как заслуженное, имеющее смысл, то формой его отношения к страданию становится его принятие, но оно может быть разным: б-1) если человек принимает страдание как справедливое наказание за грех или преступление, то одна из возможных реакций – смирение и покорность; б-2) если он к тому же видит в страдании возможность искуплениясвоей вины, то он может воспринимать его с готовностью, даже с облегчением; б-3) если человек принимает страдание во имя веры или идеи, то он не просто героически претерпевает все муки, но и сознательно идет на них. Какие исторические или жизненные примеры можете Вы привести в подтверждение различных форм принятия страдания?

8. Почему страдание является средством познания других людей?

9. Как сострадание к другому может облегчить собственное страдание?

10. Известно, что большое внимание проблеме страдания и сострадания уделял Ф. Ницше. Проведите анализ следующих его высказываний:

  • – Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
  • – Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чувствительного – более высокая потенция сострадания.
  • – Сострадательные натуры, всегда готовые на помощь в несчастье, редко способны одновременно и на сорадость: при счастье ближних им нечего делать, они излишни, не ощущают своего превосходства и потому легко обнаруживают неудовольствие.

11. На семинаре разделились мнения студентов по поводу известного высказывания Аристотеля «Ничему хорошему в жизни нельзя научиться иначе, чем через страдания». Часть студентов соглашалась с этим, считая, что страдание делает человека способным к со-страданию.

Другие утверждали, что страдание озлобляет и вызывает желание причинять такие же страдания другим. Третьи считали, что способными к состраданию могут быть и люди, не перенесшие страдания.

От чего зависят различия во взглядах студентов на страдание и сострадание?

12. Ниже мы приводим высказывания студентов Белорусского коммерческого института управления и приглашаем Вас выразить свою точку зрения на роль страдания в жизни человека.

– Е. М.: Страдание обязательно должно присутствовать в жизни человека, чтобы он в полной мере мог ощутить прелесть радостных, счастливых моментов в своей жизни… Только в страдании человек до конца познает себя, свой внутренний мир, свое «я», то, что его окружает.

– О. С.: Если у человека не было страданий, он не может понять другого, его страданий. А если человек страдал сам, он понимает страдания другого. Если же ты можешь понять другого человека, его боль, то это в человеке его лучшее качество, и без этого качества ты не человек.

– С. К.: Лучший учитель – страдания, неудачи, ошибки, так как на них мы задерживаем свое внимание больше, чем на хорошем.

– И. К.: Я согласна с Аристотелем, ибо человек, не познав зла, не будет знать и добра; не будучи бедным – не будешь знать, что такое бедность, не будучи больным – не будешь представлять мук болезни… Все познается в сравнении. Не зная горя, нельзя узнать и счастья, тем более сделать счастливым кого-то.

– И. М.: А ведь, не познав мук страданий, невозможно понять и осознавать счастье. К спокойствию, отсутствию мук и страданий можно привыкнуть и тогда осознание счастья утрачивается. Разве не так? Встряски тоже иногда полезны!.

– И. Д.: Страдание – необходимый элемент жизни. Как гончар мнет глину, придавая ей необходимую форму, так и жизнь формирует человека. Жизнь полна трудностей и страданий, и их преодоление воспитывает у человека мужество и красоту духа… Хотя и не всегда.

– Е. М.: А я считаю, что несчастья делают человека или лучше, или озлобляют его. Все зависит от самого человека, от силы его души, характера. Одни, страдая, учатся жить, понимать, сочувствовать, другие озлобляются, начинают завидовать тем, у кого все хорошо, ненавидят их.

Конечно, трудно не «сломаться», когда ничего не получается, когда идет беда за бедой. И только когда ты видишь, что у кого-то такое же положение, как у тебя, то это где-то в душе тебя успокаивает.

Человек с сильной волей, духом, с хорошей душой постарается перебороть в себе это чувство, слабый же будет радоваться чужому страданию, а счастливым – отравлять жизнь своей завистью и злобой.

– И. Ф.: У каждого человека в определенный период жизни наступает момент, когда он сознательно и обостренно чувствует формирование своего «я». Происходит это под влиянием различных факторов, среди которых страдание занимает не последнее место.

Страдание – это состояние души, проявляющееся особенно сильно в определенных жизненных ситуациях. Например, при разлуке с любимым человеком или смерти близких. Вот тогда наступает это состояние «одиночества мыслей».

Внутри личности происходят перемены, изменяется отношение к внешнему миру и к окружающим тебя людям, к жизненным принципам и ценностям. Иногда задаешь себе вопрос: «Какая боль сильнее – физическая или моральная?» Так вот, страдание и есть та моральная боль, которая меняет внутренний мир человека и делает его мудрее.

Отрицательная черта страданий в том, что это состояние может даже вызвать психическую болезнь. Поэтому не стоит загонять себя в «угол», из которого трудно найти выход. Необходимо жить дальше. Ведь у каждого человека жизнь такая, какой он ее видит.

13. Оцените следующие высказывания выдающихся людей о страдании и сострадании. Согласны ли Вы с ними?

· Страдание – самое быстрое животное, которое довезет вас до совершенства (И. Экхарт, немецкий проповедник, 1260 – 1327).

· Если несчастье других людей оставляет вас безразличным и вы не чувствуете сострадания, вас нельзя назвать человеком (Д. Картер, 39-й президент США).

· Хотя мир полон страданий, он полон также и средств, чтобы превозмочь эти страдания (Х. Келлер, автор пособий для глухих и слепых, 1880 – 1968).

· Легче страдать, когда заешь – за что (Р. Роллан, франц. писатель, 1866 – 1944).

  1. · Жизнь нуждается в сострадании.
  2. Наши души – как топоры…
  3. Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры. (А. Дементьев, советский поэт)

2.3.4. Долг и Совесть

Долг и совесть – личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образуют морально-психологический механизм cамoконтроля, тесно связанный с ответственностью личности.

Читайте также:  Анализ повести «барышня-крестьянка» (а. с. пушкин)

Долг есть принятая личностью необходимость подчиняться общественной воле.

Нравственный долгэто превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес.

В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе.

  • =
  • Нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием внешних требований и внутренних побуждений

    +

  • Долг обогащает понятие обязанности:
  • Согласны ли Вы, что собственные страдания и труд делают человека более добрым?
    Согласны ли Вы, что собственные страдания и труд делают человека более добрым?

Таким образом, долг не тождественен обязанности: простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова.

Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости.

Таким образом, долг – это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений.

Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувствa долга.

СВОЙСТВА ДОЛГА

Хождение по мукам: почему полезны душевные страдания?

Не думай, что мы тут все заделались мазохистами. Страдания укрепляют нас, пусть и даются тяжело. Они делают нас прочнее, лучше и терпимее. Хорошие дни не изменяют нас, а вот плохое иногда заставляет все изменить. Если кому-то кажется, что хорошие дни делают нас лучше, потому что они все такие солнечные да на позитиве, скажу абсолютно точно: хорошие дни меняют нас лишь незначительно, а реальные проблемы — кардинально.

Страдание остается с нами весь день и всю ночь, впитываясь в наши сны и будя нас с резким напоминанием о его присутствии. Оно застряло в нашей одежде и мы носим его вместе с фальшивой улыбкой, пока не начинаем постепенно от него отходить.

Ты ходишь с кислой миной целый день, ты завидуешь всем людям, которые проходят мимо, потому что тебе кажется: они не были так несчастливы, как ты. Ты единственный в мире несешь на себе эту ношу, такого точно ни с кем не случалось, но это не так. В мире бывали ситуации и похуже, даже вспоминать голодающих Африки не стоит, и так много примеров.

Независимо от того, какие красивые или некрасивые, богатые или прекрасно подкаченные другие люди, кажется, что они не знают горестей. На деле у всех есть проблемы, тревоги, несчастья. Мы все узники наших собственных умов и мыслей, которые ведут нас к депрессии.

Вроде бы абсолютно неравноценные проблемы, могут приводить к равноценным страданиям — все зависит от восприятия.

Пока ты думаешь, что хуже твоих проблем быть не может, а страдания не могут приносить ничего хорошего, сегодняшняя статья про пользу душевных страданий и их благое действие.

1. Это воспитывает характер

Сильные волевые люди не рождаются такими. Люди, которые действительно впечатляют, когда-то давно могли быть жалкими хлюпиками, на которых любой авторитарный человек мог без зазрения совести поставить крест.

Только правильно перенесенные страдания, только закалка и трудности могут сделать из людей собственно людей. В большинстве литературных произведений, фильмов и историй из жизни герои из слабаков превращаются в героев именно хорошенько пострадав.

Уолтер Уайт превратился в Хайзенберга, когда заболел раком. Вилли Старк из романа «Вся королевская рать» стал таким, какой он есть, после того как осознал, что им банально пользовались и выставляли его дурачком.

Все это говорит о том, что резкие перемены в характере и образе жизни происходят тогда, когда в ней жизни наступают трудные времена.

2. Это сделает тебя более чувствительным к страданиям других людей

Раньше ты думал, что расставание с девушкой не повод для страданий. В море же полно рыбы! Потом ты понял эти чувства, испытав нечто подобное на собственном опыте.

Страдания помогают тебе понимать чужие точки зрения и своим умом дойти до простой истины: показной цинизм — обычная самозащита и ничего более.

Такой цинизм смешон и годится лишь для неопытных школьников или людей, которые боятся показать другим свои эмоции.

Страдания помогут нам оценить искусство, грустные фильмы, понять сложность человеческих эмоций и по-разному реагировать на разные вещи.

3. Это ужесточает тебя

Проблема современных людей в том, что они избегают страданий и с возрастом не становятся тверже. Страдания закаляют нас, делают более стойкими, спокойными и опытными.

Неправильно пережитый опыт может привести к тому, что ты выйдешь из ситуации не победителем, а проигравшим — с поломанными чувствами, очерствевшим и полным злобы. Это обозленность, которая представляет собой все то же перетирание старых страданий.

Ты ничего толком не пережил, а просто закрыл доступ к своим эмоциям. Сидишь как собака на сене, охраняешь ненужную тебе кучу и рычишь на каждого, кто проходит мимо.

Если у тебя есть на душе шрамы, впредь ты переживаешь сложности с большей легкостью. Тебя будет сложнее запугать и склонить к сомнениям в духе: «А не думаешь ли ты, что живешь неправильно?» У тебя есть свой специфический опыт, а значит, есть шанс вынести действительно свое суждение.

4. Перспектива

Когда мы имеем дело с настоящей скорбью, мы видим жизнь по-другому. Мы в полной мере понимаем важность счастья, когда его теряем. Также мы можем наконец-таки по-настоящему оценить приятные мелочи жизни.

Когда ты чувствуешь что-то реально плохое, ты куда лучше понимаешь, как на самом деле выглядит что-то хорошее. Самое главное — ты узнаешь, что есть надежда и почувствуешь ее. Вроде бы «луч надежды» — эта какая -то хрень, почти что единорог. Но он действительно существует. А еще, прямо как в статье про банкротство, ты научишься находить маленькие радости, например в мясной большой пицце.

5. «Заземление»

Вне зависимости от того, насколько ты умен, хитер и ловок, если ты не переживал страданий, первая же сложность собьет тебя с ног. Даже самая маленькая и ничтожная. В определенный момент мы забываем, что являемся лишь людьми, а страдания напоминают нам, что мы не главные существа во вселенной, а она живет по своим законам и будет жить после нас.

Равнодушие и отзывчивость

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой — персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

ПРИМЕРЫ  ФОРМУЛИРОВАНИЯ ТЕМ

  • Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинная вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу)
  • Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А. П. Чехов)
  • Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
  • Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. (Б. Ясенский)
  • Равнодушие есть наивысшая жестокость. (М. Уилсон)
  • Сочувствие во время несчастья подобно дождь во время засухи. (Индийская пословица)

ОПОРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н.  С. Лесков «Левша»
  • А. П. Чехов «Тоска»
  • А. И. Куприн «Чудесный доктор»
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • К. Г. Паустовский «Телеграмма»
  • В. Г. Распутин «Уроки французского»
  • И. С. Тургенев «Отцы и дети»
  • Л. Н. Толстой «Война и мир»
  • Н. В. Гоголь «Мертвые души»
  • А. Грин «Четырнадцать футов»
  • И. Курамшина « Сыновний долг»
  • М. А. Шолохов «Тихий Дон»
  • Б. Екимов «Ночь исцеления»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТЕМЫ

201. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?
202. Какого человека называют отзывчивым?
203. Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?
204. Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
205. Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?
206. Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?
208. Равнодушие – вина человека или его беда?
209. Когда равнодушие бывает показным?
210. Чем опасно равнодушие?
211. Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?

213. Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?

Источник: https://sochinenie11.ru/podgotovka/572-podgotovka-k-sochineniyu.html

Культ страданий как национальная идея

Одна из ключевых особенностей русского менталитета – культ страданий

Ценен не достигнутый результат, счастье или жизненный комфорт, а те страдания, тяготы и просто труд, которые вынесены на пути к этой цели (даже если она в итоге не достигнута)

А происходит это из культа жертвенности и смирения, свойственного православному христианству (и в меньшей степени – западным ветвям христианства), тесно связанного и с культом вины, прививаемым с детства – вины за “первородный грех”, “греховные мысли” и множество других мыслимых и немыслимых грехов, которые обязательно нужно искупать своей жертвой богу. https://pravoslavie.ru/60235.html и b17 .ru/article/o_jertvennosti/ (“В духовно-философском понимании «жертва» – это сакральный акт примирения творения с Творцом (человека с Богом) посредством признания высшей воли, как доминантной, с отказом от своей частной (человеческой) воли в надежде на согласие и искупление со стороны высшего божественного правосудия.” (с)) А стремление к личному счастью или комфорту церковь осуждает.

Туда же культ добровольного мученичества, Серафим Соровский там, и так далее. (И да, Православная церковь открыто хвалится, что она самая жертвенная из направлений христианства.

И вовсю осуждает женщин, ушедших от мужа-тирана, например, так как типа “клялись быть вместе в блаблабла и вместе терпеть любые страдания”.

) Проблема в том, что хотя яро верующих у нас осталось немного, но ментальность пропиталась этим ядом культа страданий и жертвенности чуть более, чем полностью – человек может быть и агностиком или атеистом, но всё равно терпеть гнёт древних заблуждений.

У протестантской этики есть некоторое сходство (там тоже гордятся тяжёлым трудом, пройденным на пути к успеху). Но у нас гордятся пройденными тяготами самими по себе, не важно, принесли ли они пользу.

А в протестантских странах человек, который трудился и старался, но облажался и все его труды оказались напрасны, скорее будет стыдиться, что так глупо лажанул.

Такого человека у них называют обидным словом “лузер”, а у нас его будут сочувствующе звать “бедолага” и “страдалец” (ну, желающие позлорадствовать и назвать неудачником тоже найдутся, конечно, но меньше).

Кстати, в связи с этим вспоминается роль психолога в общественной жизни США и Европы – у нас обычно жалуются на трудности и беды в жизни друзьям и знакомым, у них признаваться в страданиях (особенно по своей глупости перенесённых) просто стыдно, да и самим друзьям об этом говорить неприятно – вот и ходят к профессионалу, которому за это деньги платят, и вроде уже не так стыдно, вроде как признаваться в интимных проблемах врачу-специалисту.

Из этой разницы и происходит причина, почему столь многие люди у нас в стране не понимают Главный Принцип Бытия и Цель Жизни, и горы мусора во дворах валяются, и терпят ненавистную работу десятилетия, и домашних тиранов в семье терпят – они не ценят возможности лучшей жизни, вообще не понимают, что может быть лучше, максимум на жизнь пожалуются знакомым (читай – похвастаются своим терпением тягот и страданий). Самый типичный диалог по этому поводу – “Слушай, раз ты так страдаешь, ведь нужно что-то делать, что-то менять! – Да, нужно, ты прав” (но сделано ничего не будет, “может, когда-нибудь потом”). Я уже даже не помню, сколько раз я это слышал (да, признаюсь – в обеих ролях).

Сюда же и “тяжкая женская доля” как повод пожаловаться (читай – похвалиться), но ничего не менять.

При этом, если хвастаться реальными успехами в жизни, богатством, творчеством, карьерой или ещё чем – будут осуждать за “самомнение”, “ишь чего о себе возомнил!”, “чо, лучше других быть хочешь?” и вообще “хвастун-пустобрех, чего с таких взять”.

А хвалиться своими страданиями и бедами – абсолютная норма, ещё и похвалят, в самом деле. Даже если эти страдания перенесены лишь по собственной глупости, а успех полностью заслужен своим умом.

Успешным человеком быть не принято, особенно если враз “из грязи в князи”, не выстрадав свой успех тяжким и мучительным трудом.

Один типичный случай: человек проработал большую часть жизнь на тяжёлой и вредной работе, последние годы перед пенсией трудиться уже не мог, так как был практически инвалидом, ещё и пенсию начислили нищенскую – 11 или 12 тысяч рублей.

Но КАК он хвалится своей работой и жизнью! Мол, “Х делает из мальчиков настоящих мужчин (и только попробуй сказать “делает инвалидов”!), а вы тут все хлюпики инфантильные”. Ответить на это “я лучше сдохну сейчас, чем так впустую растрачу свою жизнь, ничего не добившись, и помру в нищете” – верный способ поссориться до конца (его) жизни.

Ну, зато такой человек перед глазами – постоянный мотиватор не уподобляться ему, как страшнейшему в жизни экзистенциальному ужасу.

Чего уж там, и себя на мыслях и действиях в таком русле ловил не раз и не два. Как-то пришлось выживать без работы на сумму в 50-100 рублей в день – повод похвастаться же! Любого рода сложности в жизни – повод для хвастовства!

Надо что-то делать. Только не говорите “Да, ты прав, вот когда-нибудь потом обязательно что-то сделаем и что-то изменится…” Это тот случай, где нужно начинать с себя. Рациональное мышление людям дано не для того, чтобы только мыслить, но не делать.

Следствия из этой особенности менталитета:

Нетерпимость к эвтаназии – ведь “лучше жизнь в жутких страданиях, чем смерть”.

А рожавшие женщины часто осуждают не рожавших – не за то, что у них детей нет, но за то, что они не перенесли таких же страданий и тягот, “жизнью, пустоцветы противные, насладиться желают!” И вообще “Вот родишь, тогда поймёшь”.

  • И странная традиция впахивать до надорванной спины над бесполезным огородом.
  • И немало других примеров, ещё более срачегонных.
  • Конечно, это далеко не единственный элемент современной русской ментальности, но один из самых ярко выраженных.
  • Вывод:

“Страдалец” в русском менталитете – всегда хороший человек, его всегда следует жалеть, сочувствовать, помогать ему. Не важно, кем он был в прошлом и почему страдает сейчас, важно, что он страдает. Одного этого факта достаточно, чтобы считать его хорошим человеком.

Я считаю, что именно поэтому в России так любят жаловаться на жизнь, но почти никто не готов действовать, чтобы что-то в жизни изменить.

Ведь они уверены, что страдать – не только нормально, но даже хорошо!!!!! Не только православные, но и агностики, и атеисты – наверное, процентов 90 населения!!!!!

Я не представляю, что с этим делать.

(Статья моя)

Итоговое сочинение в 11 классе. Критерии, тематические направления. Готовимся к ЕГЭ

 
Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):

1. «Разум и чувство»,

2. «Честь и бесчестие»,
3. «Победа и поражение»,
4. «Опыт и ошибки»,
5. «Дружба и вражда».

  • Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.
  • Санкт-Петербург Комплект тем итогового сочинения
  • № ИС07122016-03
  • Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

(Итоговое сочинение 07.12.2016) 103. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
207. Какой поступок можно назвать бесчестным? 313. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
401. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
506. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах? Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет». В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

«Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

«Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

«Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

«Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

«Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду. При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
соответствие открытым тематическим направлениям;
обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.
Источник: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie

  1. Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией
    для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе:
  2. Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).
  3. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Сострадание – чувство очищающее жизнь людей

Есть качество, которое почитается как одна из высших добродетелей во всех религиях и учениях.

Качество, которое показывает не только способность человека преодолевать в себе низкие порывы, но и быть человечным.

Этим качеством завоевывались сердца и устанавливался мир и это именно то качество, которое нужно нам и на духовном пути и в нашей обыденной жизни. Это качество – сострадание.

Что такое сострадание?

Сострадание – это качество, которое позволяет отказаться от зла в отношении другого живого существа из-за осознания возможных страданий, которые повлекут действия человека. Сострадание – это понимание того, что человечность стоит выше тех желаний и низменных порывов, которые можно удовлетворить путем причинения страданий другим.

Это касается как преступлений, так и более повседневных вещей, вроде способов манипуляции, обид, тирании, гнева, жадности, гнева и так далее. Сострадание противостоит любым грехам, которые причиняют зло окружающим, не только в других людях, но и в самом себе.

Ведь первое что сделает по-настоящему сострадательный и добрый человек – прекратит приносить страдание другим живым существам своими словами, делами и образом жизни.

Сострадание – это способность отказаться от действий, которые повлекут за собой чужие страдания, а также стремление уменьшить страдания других живых существ.

Такое качество как сострадание это некая форма жертвенности своих интересов ради спокойствия и радости других. Несмотря на то, что жертвовать чаще всего приходится низкими и невежественными привычками, это все воспринимается очень тяжело и негативно.

Ведь любая жертва переноситься через собственную боль. С другой стороны, боль другим причинять значительно легче и как-то обыденнее, чем самому себе.

Сострадание указывает нам на нашу неспособность меняться ради других, ради тех для кого мы живём, действуем и трудимся.

Мы часто замечаем лишь одну сторону монеты, предпочитая игнорировать тот факт, что даже исполнение мирских обязанностей не гарантирует хорошего отношения к нам окружающим, так как именно отсутствие сострадание не даёт нам увидеть наши же поступки в их объективном отражении.

Иначе говоря, из-за эгоизма, мы не способны увидеть, что ведём себя неправильно, предпочитая оправдывать свои действия, искать виновных и открещиваться от ответственности за страдание ближнего.

Это больше похоже на эгоцентризм, в центре которого стоит нежелание испытывать угрызение вины, ведь все мы понимаем, что даже если виноваты не мы, страдания причиненные нашими действиями – никуда не исчезнут.

Сострадание искренне указывает нам на то, что терпеть боль самому лучше – чем приносить боль окружающим. Как мы знаем, в корне причинения страданий другим живым существам лежат желания, невежество и стремления.

Когда мы очень хотим получить какую-то вещь, мы готовы причинить страдания другим. Когда мы стремимся выместить наше внутреннее недовольство жизни на других, мы не обращаем внимания на тот факт, что и сами способны справиться с этим.

Отсутствие сострадание делает из человека ребёнка, который сам не способен достать до своей игрушки, а потому постоянно плачет, обижается и убегает от всех. Такое поведение может указывать на незрелость и инфантильность личности.

Но разве можно себе представить старого святого мудреца, который из-за своей неудовлетворенности будет причинять другим людям страдания, доказывать им их несостоятельность, вымещать на них обиды, гнев, усталость и злость? Это невозможно представить, так как мы все понимаем, что способность разобраться в своих чувствах, самоконтроль и отказ от причинения страданий других живым существам ради собственных желаний – это признаки зрелой личности, которая не зависит ни от движения собственного настроения, ни от отношения окружающих к нему.

Как оно проявляется?

Сострадание проявляется в отказе от причинения страданий другим по причине желаний, неудовлетворенности или собственных страданий. Это тот случай, когда мы способны сдерживать в себе боль или сильные стремления, осознавая, что они способны принести боль другим.

Очень молодой влюбленный стремиться посадить возлюбленную на цепь, заявляя, что только с ним ей будет лучше. Это незрелое поведение суть эгоизма, которое противоречит состраданию.

Зрелая личность скорее даст возможность человеку сделать выбор самостоятельно, не играя на чувствах, угрожая или ставя ультиматумы. Сильная зависимость от исхода события, в котором необходимо применять насилие, – это указание на детскую натурую.

Незрелость – это та личность, которая не обрела самостоятельности и просто ищет зависимость выгоднее, которая может принести как можно больше наслаждений и как можно меньше страданий.

Удовлетворенный сам в себе человек – это тот, кто нашел сам в себе источник счастья. Такое не под силу незрелым людям и в то же время возможность черпать в себе счастья даёт сострадание. Совесть и понимание собственной правоты – это одни из важнейших условий внутреннего покоя.

Если мы способны увидеть, что наше счастье покоиться на страданиях других, разве будем мы на это смотреть? Нет. Скорее мы закроем глаза и будем искать различные оправдания в духе «цель оправдывает средства» или «если бы не я причинил им страдания, то другие бы это сделали».

В конце-концов, человек прямо может признаться себе, что собственное благополучие ему важнее, чем благополучие других – и это признак неспособности обрести счастье самому, внутри себя является указанием на незрелость.

Зрелый человек – сострадательный. Его внутренние принципы и совесть стоят выше низменных порывов, импульсов или желаний, которые приводят к причинению страданий другим, обману, насилию, манипуляциям и использованию других в своих целях.

Возможность отказа от этих действий диктуется знаниями, в корне которых лежит способность видеть последствия своих действий. Разумный признает, что счастье полученное от страданий других не способно ни удовлетворить, ни принести счастье самому себе.

Потому он, осознавая свои действия, мысли и поступки, способен отказаться от таких действий, не причиняя страданий другим живым существам.

https://www.youtube.com/watch?v=fzYvAf5dgxg

Стремление к собственному счастью, которое исходит изнутри себя – это не эгоизм, это природа человека, настоящее «Я», а потому, даже если и может показаться, что стремление человека обрести счастье таким образом это всего лишь эгоизм, то это, то же самое, что утверждать эгоизмом, стремление оленя на водопой – противоречит логике. Обретения счастья – одна из целей человеческой жизни и приход к нему через знания и сострадание – лучший из путей обретения счастья.

Сострадание проявляется не только в отказе от причинения вреда, но и в стремлении помочь другим избавиться от страданий. Пример доброго самаритянина указывает на то, что сострадание должно относиться ко всем живым существам, не говоря уже о всех людях.

Конечно, мы должны остерегаться тех, кто стремиться использовать доброту в своих корыстных целях, но это не повод отказывать всем и уж тем более причинять страдания. Обмануть это порок, а быть обманутым – это искупление.

Это осознается не сразу, но со временем понимание приходит, что сострадание, которое дало нам возможность не ответить на зло – дало нам возможность стать лучше и созреть намного сильнее чем месть.

Сострадание может проявиться когда мы видим, что наши способности и возможности позволяют уменьшить чьи-то страдания.

Для этого не требуется астрономических сумм или невероятного труда, иногда достаточно слова или небольшого действия, которое бы показало значимость другому человеку.

Сказать приятное слово, проявить терпение и сочувствие, исполнить свои обязанности надлежащим образом и не требовать от других всего того же – это проявления сострадания.

Итак, сострадание проявляется в:

  • отказе от причинения страданий другим
  • стремлении облегчить чужие страдания
  • осознание страданий другого живого существа

Почему сострадание важно?

Сострадание цениться как добродетель, проявление совести, знания и чистоты сердца человека, даже самой человечности. Низкие люди не способны испытывать сострадания, ведь они не могут контролировать себя и для них исполнения своих желаний важнее чужого счастья.

Стремление к состраданию и его проявление – это признак высокой человечности, признак верного пути. Ведь по сути, сострадание означает то, что человеку не нужно поддаваться своим низким привычкам и стремлениям, ради преступления против совести.

Сердце и совесть сострадательного человека чисто, а потому ему открывается счастье. Но разве может счастье открыться в оскверненном сердце? Очевидно, что нет.

Сострадание очищает сердце, давая нам возможность искупления и прощения, что возвышает нас над любыми пороками: гневом, жадностью, завистью, вожделением и другими.

Мы ценим сострадание как качество, которое не разрушает наше собственное счастье, которое протягивает руку помощи тому, кто упал и тому, кто нуждается.

Но разве поступали бы так люди, если не внушало бы им чистого счастье само сострадание? Такой образ действий очищает сердце и помыслы человека, это качества пожертвования на благо другого, качество служения другим.

Но это не то служение, которое совершает собака, это то служение, которое совершают ангелы. Разве на собаку можно смотреть снизу, разве на ангела можно смотреть сверху?

В первую очередь, сострадание это гарант собственного счастья и покоя, а также возможности чётко осознавать, что наша собственная жизнь не является источником страданий остальным.

Если наши действия приносят страдания – это очень часто означает, что мы движимы пороками, а потому нам стоит задуматься над тем, в должной ли степени мы проявляем сострадание.

Обиды и злость со стороны других людей это несомненно признак их страданий внутри, но разве понимая, что они так лишь говорят о том, что им больно будем ли мы причинять им еще больше боли? Разве будем мы избивать раненного в бою солдата, просто от того, что он изнывая от боли громко кричит? Способность к состраданию – это способность взглянуть на людей исходя не из собственного эгоизма, а из осознания их положения. Сострадание даёт возможность видеть сердца других, так как большинство движимы лишь собственным страданием и неспособностью найти удовлетворение в этой жизни.

Сострадание и духовный путь

Сострадание соотносится с духовным путем – как одно из важнейших качеств, которое необходимо для начала продвижения на нём.

Сострадание позволяет отказываться от различных материальных благ ради других, отказываться от своих материальных желаний и действовать исходя из стремлений к истинному благу, а не временному.

 Посвятив себя духовному пути, человек сострадательный должен показывать положительный пример, для того, чтобы не стать источником соблазна для других.

Без многих добродетелей вряд ли можно действительно продвинуться на духовном пути, так как он, без сомнения, является полной противоположность материальному. На духовном пути мы отказываемся от желаний, а на материальному – стремимся к ним. Духовный путь приносит нам очищение и счастье, тогда как деятельность в материальном – оскверняет и обусловливаем, вовлекает и делает зависимым.

Самое важное проявление сострадания на духовном пути – это способность отказываться и отказывать.

Истинное сострадание движет человека к вечному, духовному благу и отказ от различных почестей, наслаждений и удовлетворению желаний, в контексте сострадания, это осознание того, что собственное удовлетворение не сможет послужить избавлением от страданий другим, а напротив послужит источником множества бед. Поэтому отказ от использования других в своих материальных желаниях, осознавая что это приведет к бедам – это проявление духовного сострадание.

Отказывать из сострадания означает способность не только сказать «нет» в отношении стремления другого человека совершить непристойный поступок, который причинит страдание другим, но и способность отказать в знаниях другому, если есть чёткое понимание, что этот человек применит их в своих эгоистичных целях или если есть понимание того, что он их не поймет.

Такое сострадание приводит к возможности постепенного роста окружающих, подобно любому живому существу.

Если мы стремимся дать знания другим из ложного сострадания, то это часто оборачивается страданиями, так как и эгоист и неготовый к пониманию никогда не раскроют истину, однако будут способны использовать знания, чтобы оправдывать свои дурные поступки, что является признаком отсутствия сострадания.

Сострадание – это способность отказываться от импульсивных поступков и желаний, осознавая чужую боль и возможные страдания, которые последующие действия принесут другим. Это также стремление облегчить страдания других живых существ, не только людей, но и животных.

Сострадание – признак зрелой личности, так как только зрелая личность осознает, что каждый человек по сути равен в своих страданиях и будет испытывать боль, если ему её причинять.

Отсутствие эгоизма в зрелой личности даёт возможность смотреть на других не через призму своего эго или желаний, а по-настоящему, воспринимая их своим сердцем, таких же как сам наблюдатель.

С помощью сострадания человек способен очиститься, а также дать положительный пример и вдохновение окружающим, также очистив их как от страданий, так и от апатии и бессилия.

Сострадание – это возможность помочь другим и через это, жертвуя собой, искупить свои предыдущие грехи, которые есть у каждого человека.

Очищение и искупление позволит испытывать счастье, подобно тому, как от протирания окна через него способно просачиваться больше света.

Источник счастья находиться всегда внутри человека, а освободив восприятие от низких стремлений, мы будем способны ощущать его все больше и больше. Удачи.

Ссылка на основную публикацию