Сочинение: Отличительные черты лирики А.А. Фета

Вопрос № 56.А. А. Фет. Основные мотивы лирики Фета. Идея гармонии человека и природы(4 стихотворения по выбору)

  1. «Я пришел к тебе с приветом…»,

  2. «Шепот, робкое ды­ханье…»,

  3. «Прости и все забудь…»,

  4. «Осень»,

  5. «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…»,

  6. «Какие-то носятся звуки…»,

  7. «Музе» («Надолго ль опять…»),

  8. «Хоть счастие судьбой даровано не мне…»,

  9. «Одним толчком согнать ладью живую…»,

  10. «На Днепре в половодье»,

  11. «На заре ты ее не буди…»,

  12. «Сияла ночь. Луной был полон сад…»,

  13. «Учись у них, у дуба, у березы…»,

  14. «Я тебе ничего не скажу…»,

  15. «Это утро, радость эта…»,

  16. «Скрип шагов вдоль улиц белых…»

Я между плачущих Шеншин,И Фет я только средь поющих.

А.А. Фет

Ещё люблю, ещё томлюсь Перед всемирной красотою…

А.А. Фет

Сочинение: Отличительные черты лирики А.А. Фета

ПОЭТ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА» А. А. ФЕТ

В обстановке ожесточённой борьбы, развернувшейся в 60-е годы, между революционными демократами и сторонниками правительства, сложилась школа поэтов «чистого искусства», которая резко противопоставила себя писателям-демократам, идейным соратникам Черны­шевского и Добролюбова.

В основе этой теории — идеалистическое представление о высоком и вечном искусстве, не связанном с обыденной «грязной» реальностью, с насущными воп­росами времени.

Поэты «чистого искусства» утверждали, что творчество поэта бессознательно и непреднамеренно, что поэт служит не задачам современной ему жизни, а вечным идеям красоты, добра и правды. Они стремились отделить искусство от политической борьбы, а литературную критику ограничивали анализом художественной формы произведения.

Под влияние теории «чистого искусства» иногда попадали и талантливые писатели и поэты. Одним из самых крупных поэтов этой школы был Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892).

В 17 лет он поступил в Московский университет. Здесь Афанасий Афанасьевич познакомился с поэтами и писателями. А. Фет сам стал писать стихи. Он решил показать Н. В. Гоголю. Гоголь нашёл у юного поэта “несомненное дарование”, и в 1840 году вышел первый сборник стихов Афанасия Фета.

Эстетические взгляды А. А. Фета

В сознании современников А.А. Фет запечатлелся в двух ипостасях: Фет – поэт и Шеншин – человек. Эта двойственность во многом определила эстетические воззрения А. Фета.

Взгляды поэта на то, что есть прекрасное в жизни, складываются под воздействием различных факторов и обстоятельств: момент рождения, детства, условия жизни, отношения к любви – все играет свою роль. В этой раздвоенности формируется эстетика А. Фета.

Фет считал, что поэзия и жизнь – несовместимы и им никогда не слиться. Поэтому, занимаясь хозяйственными делами, жизнеустройством, он на долгие годы уходил из литературы. Жизнь скучна, бессмысленна, тяжела. Она наполнена борьбой, работой, страданиями и поэтому не может быть предметом изображения поэзии.

Поэзия, по мнению Фета не должна отражать житейские невзгоды и скорби, она должна говорить только о красоте, которая одухотворяет природу и облегчает человеческую жизнь. Эта та область, где человек живет настоящей жизнью:

  • Где бури пролетают мимо,
  • Где дума страстная чиста, –
  • И посвященным только зрима
  • Цветет весна и красота.

Фет постоянно подчёркивал, что искусство не должно быть связано с жизнью, что поэту не следует вмешиваться в дела, по его выражению, «бедного мира». Истинная поэзия, утверждал он, доступна только избранным. «Благороднейшие произведения гения для тупого большинства людей вечно должны оставаться закрытыми книгами, как общество государей недоступно для черни»,— заявлял Фет.

Тонкий лирик, блестящий мастер стиха, А. А. Фет пытался отделить свое поэтическое творчество от общественной позиции и житейских дел. Он, как и его единомышленники повзглядам на искусство (критики В. П.Боткин, Дружинин, поэты Я. П. Полонский, А. Н. Майков и др.), отводил поэзии особую область прекрасного, куда якобы не долетают крики с житейского «рынка».

Эта позиция передана в таких стихах Фета:

  1. Неизбежно,В мир стремлений,
  2. Страстно, нежноПреклонений
  3. Уповать,И молитв;
  4. Без усилийРадость чуя,
  5. С плеском крылийНе хочу я
  6. ЗалетатьВаших битв.
  7. Некрасовской музе, «сестре наро­да», «музе мести и печали», Фет противопоставлял свою музу — «не­тленную богиню», «в венце из роз», чуждую народу.
  8. Заботливо храня твою свободу,
  9. Непосвящённых я к тебе не звал,
  10. И рабскому их буйству я в угоду
  11. Твоих речей не осквернял,— писал он о своей музе.
  12. Темы лирики
  13. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэ­зию тремя темами: природа, любовь, искусство.
  14. Первая тема лирики Фета — природа.

В историю русской поэзии Фет вошел преж­де всего как замечательный пейзажист.

Чувство природы в его лирике универсально по свое­му характеру, отношение художника к природе пантеистическое и оптимистическое.

Природа в лирике Фета – это прекрасное жи­вое существо: у синего неба «пытливые очи», хор светил «живой и дружный», у роз «молодое сердце», «прыгает как мяч» перекати-поле.

Природа живет, как человек, по тем же зако­нам, ее жизнь наполнена поэтическими событи­ями: звезды «молятся…, мерцают и рдеют», осенняя ночь «изрыдалась» ледяными слезами, «устало все кругом» – и ветер, и река, и цвет небес, и «месяц, что родился», «овеяны яркими снами», дремлют розы.

  • Человек в лирике Фета ощущает себя части­цей природы, существом, равноправным ей:
  • Ночь и я, мы оба дышим,
  • Цветом липы воздух пьян,
  • И, безмолвные, мы слышим,
  • Что, струей своей колышим,
  • Навевает нам фонтан.

Природа у поэта представлена в различных пространственно-временных сферах: «зима», «весна», «лето». Пейзаж символизирован: вес­на – молодость, пора любви; осень – старость, закат жизни; ночь – беда, невзгоды, неприят­ности.

Весна – любимое время года, поэтому временные изменения происходят «от весны до весны». Фет любит изображать «переходные состоя­ния» природы, поэтому в его лирике она часто представлена как явление или процесс.

Напри­мер, предутренний пейзаж («На рассвете») – это процесс «перетекания» ночи в утро:

  1. Плавно у ночи с чела Мягкая падает мгла;
  2. С поля широкого тень Жмется под ближнюю сень;
  3. Жаждою света горя, Выйти стыдится заря;

Холодно, ясно, бело, Дрогнуло птицы крыло…

  • Солнца еще не видать, А на душе благодать!
  • Для поэта характерно очень личное вос­приятие природы, пейзаж его, как правило, субъективен:
  • Какая грусть! Конец аллеи
  • Опять с утра исчез в пыли,
  • Опять серебряные змеи
  • Через сугробы поползли.

Природа у Фета — мудрый советчик, лучший наставник чело­века («Учись у них – у дуба, у березы…»).

«Стремясь от людей утаиться», он уходит в мир природы, стремится слиться с нею: «Меж теми звёздами и мною какая то связь родилась».

«Природы тайный соглядатай», он обладает острым поэтическим зрением и слухом: видит, как летящий «против бури» ворон «крылами машет тяжело», как «в росинке, чуть заметной», отражается солнце, слышит крики перепелов, «порывистые трели» соловья. Жизнь природы не была для него тайной, и на исходе своей долгой жизни Фет имел право сказать о себе:

  1. Покуда на груди земной
  2. Хотя с трудом дышать я буду,
  3. Весь трепет жизни молодой
  4. Мне будет внятен отовсюду.

Он умел очеловечить природу, находить в ней отзвук своим настроениям и чувствам, тонко ощущал прелесть русской природы, любил красоту полного пейзажа. «Оригинальность Фета состоит в том, что очеловеченность природы встречается у него с природностью человека», – сказал Н. Скатов.

Сын севера, люблю я шум лесной

И зелени растительную сырость…—

писал он в стихотворении «Италия». Италии он противопоставляет свою северную родину, где «бархат степи зеленей» и где «смелей, и слаще, и за­дорней весенний свищет соловей». Замечательная пейзажная лирика Фета – лучшая часть его поэзии.

  • Фет является одним из самых замечательных поэтов-пейзажистов. Он описывает природу детально, обстоятельно, наделяя животный мир присущими ему качествами, чертами характера:
  • Вчера – уж солнце рдело низко –
  • Средь георгин я шел твоих,
  • И как живая одалиска
  • Стояла каждая из них.
  • Как много пылких или томных,
  • С наклоном бархатных ресниц,
  • Веселых, грустных и нескромных
  • Отовсюду улыбалось лиц!

В лирике Фет шел от человека, от природы, от чувства и утверждал, что красота — единственная цель поэзии. В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» поэт говорит о природе и о любви.

Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции, описываемы через таинственный полумрак во время свида­ния в саду. Особенность этого стихотворения – безгольность.

Любовная и пей­зажная лирика составляют у Фета одно целое. Стихотворение импрессионистично, оно наполнено «музыкой любви».

Ключевые образы лирики — «роза» и «со­ловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». Это символ света люб­ви, восхода, новой жизни — высшее выражение душевного подъема.

О стихотворении «Пчёлы» смело можно сказать, что на рус­ском языке еще не бывало подобного изображе­ния весенней ночи, доходящей до болезненно­сти, смутных душевных порывов, не поддаю­щихся даже тени анализа прозаического!..

Философские стихи Фета посвящены жизни природы: “Ещё майская ночь”, “Это утро, радость эта…”, “Летний вечер тих и ясен…”, “Я пришел к тебе с приветом…”, “Заря прощается с землею…”.

Фет – мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Природа важна для него не сама по себе, а как источник красоты, рождающей ответные движения к прекрасному в человеческой душе.

Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы.

Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека. Философский смысл восприятия Фетом мира как красоты – идея гармонии человека и природы.

Фет, по словам Л. Толстого, проявил «лирическую дерзость, свойство великих поэтов». Он сумел открыть в жизни природы, в духовном мире людей то, чего до него никто не подмечал. После Пушкина он дерзает по-своему писать о светлой северной ночи и создает поразительную картину:

  1. Робко месяц смотрит в очи,
  2. Изумлен, что день не минул,
  3. Но широко в область ночи
  4. День объятия раскинул.
  5. Фет достиг высокого мастерства в изображении едва уловимых переживаний человека, органически связанного с природой. Вот гимн утру, наполненный радостью проснувшейся жизни:
  6. Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало,
  7. Что оно горячим светом По листам затрепетало;
  8. Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой…

Характерные особенности творчества и лирики Фета

Афанасий Фет — поэт девятнадцатого века, который внес свой огромный вклад в развитие русской литературы. Читая его работы, начинаешь понимать особенность его творчества. В чем они?

В стихотворениях реальный мир идеализирован, наделен особыми чертами. Благодаря его стихам, мы можем отвлечься от проблем, погружаясь в мир прекрасного и удивительного. Все работы Фета переполнены чувствами, он не просто писал, а воспевал окружающую красоту любви и природы.

В этом и есть основные особенности творчества Фета. Читаешь произведения поэта и чувствуешь, как звучат ноты разных эмоций и настроений, которые вызывают прекрасные чувства.

Это автор, который старался обходить стороной темы социальные и политические, он был поэтом чистого искусства, в чьих работах описывалась природа и любовь. Тонкое поэтическое настроение переплелось с художественным мастерством, позволяющее создавать чистую поэзию.

В основном его работы — это любовная и пейзажная лирика, и только в конце жизненного пути он прибегал к лирике философской. Давайте подробнее остановимся на характерных особенностях лирики писателя.

Особенности любовной лирики Фета

Знакомясь с любовной лирикой Фета, мы можем обозначить, что любовь у писателя — это слияние противоречий в гармоничном объединении. Особенностью его любовной лирики в том, что нет здесь нот драмы и трагизма.

Его лирика о любви звучит музыкально и тонко со своеобразными нотками, где нет любовного томления, нет ревностных мучений, нет страсти. Здесь присутствует только описание красоты этого необыкновенного и неземного чувства любви.

Его любовная лирика — это возвышенно идеальные, чистые, по юношески благоговейные стихотворения, которые, как ни странно это прозвучит, были написаны в основном в преклонном возрасте.

Природа — это то, о чем также любил писать поэт. При этом пейзажи в творчестве писателя оживают, а природа всегда спокойная и тихая. Его картины, словно замирают, но при этом все вокруг наполняется звуками, где стучит вертлявый дятел, кулич стонет или сыч.

Особенностью же пейзажной лирики является то, что писатель наделяет пейзажи человеческими свойствами, где роза улыбается, молятся звезды, грезит пруд, а березы ждут. При этом автор часто использует непривычные для нас образы птиц. Так в его стихотворениях появляются часто стрижи, чибисы, сычи, черныши.

К тому же автор не наделяет природу и животных каким-то символическим смыслом. У него все наделяется только теми свойствами, какими обладают представители живого мира природы в реальности.

Пейзажная лирика Фета полна непосредственности, остроты восприятия природы, его пейзажи проникновенны, а сами стихи в целом наполнены свежестью. Каждая строчка прекрасна, независимо от того, о весне автор пишет или лете, описывает осень или зимние пейзажи.

Фет — замечательный поэт, и я рада, что в истории русской литературы был такой писатель, который сумел оставить после себя светлый след в виде прекрасной лирики.

Характерные особенности лирики Фета, ее новаторские черты – Фет А.А. Литература 19 века

Анализ новаторства поэзии Фета стоит начать с выявления особенностей его поэтического мироощущения.

При сходстве поэзии Фета с романтической лирикой начала века (преобладание эмоциональной стихии нал рациональной, стремление выразить «невыразимое», устремлённость к идеалу и т. д.) есть принципиальное различие.

Если для романтической традиции важнейшим является понятие двойственности, разлада, дисгармонии (мечты и реальности, человека и природы, любящего и любимой и т. д.), то для поэзии Фета основополагающее понятие — единство, слияние, гармония.

Анализ стихотворения «Ещё майская ночь» убеждает, что человек предстаёт у Фета центром вселенной, любимцем и избранником природы, для которого всё в ней радостно трепещет и блистает красотой. Благодарная песня в ответ — всё, чего ждёт природа от поэта.

Для Фета природа не сфинкс и не равнодушная богиня с металлическим голосом. Ему не надо уверять себя самого, что в ней «есть душа… свобода… любовь и язык».

Фет ежеминутно слышит этот голос в тревожной песне соловья, видит эту душу в кротком взгляде звёзд, чувствует эту любовь в застенчивом трепете берёзовой листвы. Природа для Фета жива и одухотворена. Но и сам поэт предельно открыт всем природным стихиям.

Его душа как совершенный музыкальный инструмент, настроенный в лад с гармонией вселенной. Поэт буквально пронизан этими токами, колыханьями, звуками.

Такое же единство свойственно любящим. Их могут разделять невысказанные слова, годы разлуки, даже смерть, но слияние душ не знает предела и препятствий. За людей говорит благовонная ночь, огонь камина, кленовый лист, рыдающие звуки рояля.

Именно в этой особенности мироощущения Фета ключ к его поэтике. Отсюда кажущаяся «замкнутость» поэта на самом себе, его внимательность к тончайшим переливам собственных переживаний.

Отсюда нежелание высказываться полными синтаксическими конструкциями, развивать последовательно мысль, «объяснять». Эмоциональный резонанс — вот то действие, к которому стремится поэт и которому подчинены (которым обусловлены) все конкретные приёмы его лирики.

Так, например, обратившись к стихотворению «Это утро, радость эта…», мы можем выявить некоторые особенности его формы:

•        Простота композиции: без всякого вступления нанизываются признаки, перечисляются приметы и последняя строка подводит итог: «Это всё — весна».

•        Единообразие повторяющихся синтаксических конструкций (сочетаний указательного местоимения этот всё с новыми существительными) и на фоне их повторяемости, задающей быстрый, летучий ритм стихотворения, интонационно выделяются строки, где единообразие нарушено каждый раз по-другому (то определением: «этот синий свод», то дополнением: «этот говор вод», то особым знаком, придающим другой смысл строке: «эти капли — эти слёзы» (вместо перечисления — пояснение с оттенком противопоставления), то отрицательным оборотом «этот пух — не лист»). Так достигается ощущение разнообразия в единстве, движения в статичном на первый взгляд образе.

•        Безглагольность поэтической речи — излюбленный приём Фета, нарушающего привычные представления о возможностях языка.

•        Ещё один его любимый приём — смешение ритмов, разнообразие строфики. В данном случае общий хореический рисунок разнообразится довольно сложным строением каждой строфы, в которой четырёхстопные попарно зарифмованные строки перебиваются укороченными 3-й и 6-й строками, рифмующимися между собой, причём в 1—2-м и 4—5-м стихах рифма женская, а в 3—6-м — мужская.

•        Динамика заключена и в движении лирического сюжета от утра к свету дня, к вечерней заре и ночной мгле с соловьиными трелями.

•        В веренице весенних примет образы природы (стаи, ивы, берёзы, мошки, пчёлы) и обозначения человеческих состояний (радость, слёзы) перемешаны, даны в едином потоке.

•        Так же парадоксально смешаны просто названия предметов, явлений, самих по себе не связанных именно с весенним временем (ивы, берёзы, горы, долы), и метафоры, олицетворения (мощь света, говор вод, капли — слёзы), изображающие черты весны. Благодаря этому создаётся ощущение, что горы и долы заново возникли, только что родились вместе с весной.

•        Недоговорённость, непроявленность образов (этот зык и свист, этот вздох ночной селенья, эта мгла и жар постели), допускающих многозначные истолкования.

В итоге все особенности стихотворения подчинены одной цели: создать неповторимое чувство весенней захлёбывающейся радости, оглушённости звуками, переполненности неясными, но могучими чувствами. Ещё раз отметим, что Фет далёк от тщательного воссоздания весенних картин.

Мгновенность впечатления передаётся распадением законченного (оформленного) образа на живописные детали (ивы — берёзы — капли — слёзы — пух — лист). Если попробовать «восстановить» законченность образа в «академической манере», получится что-то вроде «на листьях ив и берёз, нежных, как зелёный пух, блестят капли, похожие на слёзы».

После импрессионистических мазков Фета подобный образ кажется старомодно тяжеловесным и слишком рационалистичным. Конечно, лирика Фета не сводится к этим воздушным видениям, невесомым образам. В ней есть и воплощение вполне реального житейского опыта, и раздумья о человеческой судьбе, и конкретные приметы времени.

Однако именно поэзия неуловимых мгновений составляет её новаторскую черту и потому находится в центре нашего внимания.

Новаторство поэтического языка не было для Фета самоцелью, не являлось стихотворным экспериментаторством. Своеобразие лирики было обусловлено особым духовным обликом поэта, словно бы оставившим всё «материальное», рассудочно-приземлённое своему двойнику Шеншину и в результате достигшему нечеловеческой тонкости и чуткости в поэзии.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. – М.: 2014

Внутренний и внешний мир в лирике А. А. Фета

Произведения Афанасия Афанасьевича Фета по праву принадлежат к числу шедевров русской классической поэзии.

Как это часто бывает с талантливыми людьми, при жизни и долгое время после смерти поэта его лирические шедевры оценивались не по законам искусства, а с точки зрения их социальной значимости, с классовых позиций.

Поэзия Фета – одно из драгоценнейших достояний классической литературы. Интерес к творчеству великого лирика-мыслителя, проникновенного выразителя человеческих чувств, вдохновенного певца природы все возрастает.

Писать стихи Фет начал в раннем возрасте. Следует отметить, что поначалу появление лирических откровений молодого поэта сопровождалось положительными откликами.

Поэзия Фета органично входила в свою эпоху, рождалась ею и связывалась многими нитями с искусством того времени. Его заметили такие именитые критики, как В. Г. Белинский и И. С. Тургенев.

В период обострения общественной борьбы Фет оказался в лагере реакционеров, и интерес к его поэзии резко упал.

Фет искал красоту и находил ее. В свох стихах искал свободу, цельность и гармонию – и находил их. Фет – романтик. В своей поэзии он не касался политики. Так же как и Ф. И.

Тютчев, относясь к поэтам «чистого» искусства, он считал, что искусство и жизнь – два различных мира, и искусство не может интересоваться чем-либо, кроме красоты, ему не следует вмешиваться в дела внешнего мира.

Свежесть, природность, богатство эмоционального мира человека в лирике Фета рождала русская атмосфера середины XIX в.

Любовь, природа и искусство – основные мотивы поэзии Фета. Причудливо переплетаясь между собой, дополняя друг друга, они создают неповторимую поэзию А. А. Фета. В его лирике отчетливо чувствуется слияние внутреннего и внешнего мира. Фет – поэт природы в очень широком смысле. Он отгораживался, уходя в природу, от жизни во всей ее полноте.

  • При всей конкретности описания природы стихи Фета строятся по-особому: вначале дается пейзаж – зримая картина природы, нарисованная яркими красками и проникнутая определенным настроением, а в конце выражается лирическое чувство героя, раскрывается его внутренний мир:
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Рассказать, что солнце встало,
  • Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье» начинается с выразительного описания летней ночи, которая сменяется рассветом, появлением первых лучей солнца, и в отношениях между влюбленными наступает та же ясность, умиротворенность.

Из всех ранних стихотворений поэта это самое необычное и нетрадиционное. И оно не могло не обратить на себя внимания критики – как положительного, так и отрицательного. О стихотворении много писалось и по разным поводам. Заканчивается стихотворение описание зари, символизирующей начало нового дня жизни природы и человека:

  1. В дымных тучках пурпур розы,
  2. Отблеск янтаря,
  3. И лобзания, и слезы,

И заря! Заря!..

Так легко, незатейливо, романтично в произведениях А. А. Фета во внешний, иногда идеализированный мир вплетается внутренний, духовный мир человека, заставляя нас, читателей, почувствовать, насколько они близки.

Он часто подчеркивал необходимость музыкального звучания в лирике. Она создана в традициях романса и в русле этой традиции воспринимается. Именно поэтому лирика Фета послужила прекрасным материалом для многих русских композиторов: П. И.

Чайковского, С. В. Рахманинова и др.

Особое место в творчестве поэта занимает любовная лирика, насыщенная трагедийностью и глубоким психологизмом в раннем творчестве, в более поздних стихах обретает более жизнеутверждающие и оптимистические мотивы. Например, «Еще одно забывчивое слово…» или «Хоть счастие судьбой даровано не мне…»

Ценность поэзии А. А. Фета – в ее необыкновенной чистоте, возвышенности, очищенной от обыденности и пошлости, в ее необыкновенной музыкальности. Поэзия Фета выдержала испытание временем, и в наши дни он является одним из самых читаемых поэтов-классиков.

Особенности поэзии А.Фета

Слайд 1

Особенности поэзии А.А.Фета Выполнила ученица 10 класса МБОУ СОШ №8 Карлаш Римма. Учитель: Сергеенко Л.В.

Слайд 2

ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ А.А.ФЕТА 1. В русской поэзии трудно найти более мажорного и жизнеутверждающего поэта 2.В поэзии Фета отсутствуют гражданские мотивы и социальные вопросы – он поэт чистого искусства. 3.

Природа в творчестве Фета – только лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, ее образы никак не связаны с человеческими нуждами и трудом. Это отличает поэзию Фета от поэзии, например, Н.А.Некрасова. Явления природы описываются более детально и подробно, чем у других поэтов. 4.Поэзия Фета ограничена узким кругом тем.

Основные темы его поэзии – природа и любовь 5.Поэт стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений. Его стихи создают настроение, как картины импрессионистов. Его основной художественный прием – психологический параллелизм. Главный мотив и идея творчества Фета – красота.

Он считал, что назначение поэзии – помочь человеку выйти из мира страданий и печали и погрузиться в мир красоты. Фет утверждал: «Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, на молиться».

Слайд 3

ИМПРЕССИОНИЗМ В ЛИРИКЕ А.ФЕТА Термин «импрессионизм» образован от французского слова impression , что означает впечатление. Воспроизведение не предмета, а впечатления о нем впервые появилось в лирике Фета.

Живописцев, работающих в этой манере называют импрессионистами Ярким солнцем в лесу пламенеет костер, И, сжимаясь, трещит можжевельник; Точно пьяных гигантов столпившийся хор, Раскрасневшись, шатается ельник… Фет сознательно изображает не предмет, а впечатление, которое он производит.

Его не интересуют детали, Неподвижные формы, он передает изменчивость природы или души человека: (Здесь ночь безветренна, это блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются.

Запечатлены не ели-гиганты, а впечатление поэта Поэт широко использует олицетворение: Цветы глядят с тоской Влюбленной Безгрешно чисты, как весна… Он не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями.

Слайд 4

Основные черты импрессионизма в поэзии Фета Преклонение перед чистой красотой Нарочитая красивость Частое употребление эпитетов: Волшебный, Нежный, Сладостный, Чудный Интерес не к предметам, а к впечатлениям Ярким примером является стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» Три строфы о любовном свидании.

Без единого глагола, только короткими назывными предложениями передано напряженное лирическое переживание. Это стихотворение сравнивают с картинами импрессиониста Поля Синьяка: написанные легкими мазками, даже точками, они создают самые различные ощущения, связанные с законом оптического восприятия.

Соединяя световые лучи, зритель сам находит нужный цвет. Примерно то же при чтении стихотворения Фета. Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

Слайд 6

Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. Во втором четверостишии – описание ночи любви.

В первой строке эпитет ночной усиливает магию ночи, волшебно изменившую черты возлюбленной. В третьем четверостишии мы видим утро, слезы счастья и расставания.

Используется прием психологического параллелизма: картины природы в красках зари соответствуют состоянию души влюбленных: И лобзания, и слезы, И заря, заря… Многоточие не заканчивает ночь любви.

Слайд 7

В каждой строфе – свои краски и звуки, а все вместе сливается в красоту и магию ночи любви и любовного свидания. Использованы чередующиеся длинные и короткие строчки – это усиливает напевность и музыкальность. Хотя в стихотворении нет ни одного глагола, но присутствует ощущение постоянного беспрерывного движения.

Слайд 8

ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ А.А.ФЕТА 1 . Реальный мир в конкретных деталях. 2. Многомерность (использование слова в необычных позициях и новых смыслах) 3. Передача особого состояния человека. 4. Музыкальность. Фет познает мир через чувства.

Свою философию он строит на культуре и культе красоты. Ценность красоты поэт видит в том, что она помогает человеку вырваться из обыденной жизни. Красота – для художника, который выше человеческого, так как поэт и человек не одно и тоже.

Слайд 9

«СИЯЛА НОЧЬ. ЛУНОЙ БЫЛ ПОЛОН САД…»(МАРИИ ЛАЗИЧ. 1877) Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна – любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь, Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! Лирический герой испытывает восторг и преклонение перед силой вокального искусства. Радость восприятия бытия. Поэт создаёт целостную, динамическую картину, в которой обобщение и соединение образов природы, любви, музыки помогают поэту выразить всю полноту радости восприятия бытия. Человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить.

Слайд 10

Опять осенний блеск денницы… Опять осенний блеск денницы Дрожит обманчивым огнем. И уговор заводят птицы Умчаться стаей за теплом. И болью сладостно-суровой Так радо сердце вновь заныть. И в ночь краснеет лист кленовый, Что, ночь любя, не в силах жить.

Слайд 11

“Какая ночь! Как воздух чист…” Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна! Полночный свет, ты тот же день: Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирнее нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть.

  • Слайд 12
  • Поэт действительно слагал восторженные гимны личности… Два мира властвуют от века, Два равноправных бытия: Один объемлет человека, Другой – душа и мысль моя… Для поэта природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий; Поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благоговеет перед берёзой, любуется беспредельными просторами, вслушивается в тишину…
  • Слайд 13

В 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт размышляет о связи человека и природы. Фет создаёт целые циклы стихов «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «вечера и ночи», «Море». Пейзажи в этих стихах выражают состояние человеческой души. Растворяясь в природе, герой Фета обретает возможность видеть прекрасную душу природы.

Это счастье – чувство единства с природой: Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдёт Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветёт. Цветение сердца – символ духовного соединения с природой.

Характерное состояние героя Фета – это состояние эстетической восторженности: Как нежно содрогнулась грудь Над этой тенью золотой! Как к этим призракам прильнуть Хочу мгновенною душой!

Слайд 14

Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В этом смысле характерно стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы».

Кругом зима, жестокая пора! Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся кора. Всё злей метель и с каждою минутой Сердито рвёт последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне.

Её примчится гений, Опять теплом и жизнию дыша, Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.

Слайд 15

СТИХИ О ЛЮБВИ Почти все стихи о любви А. А.

Фета написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание, оставшееся в прошлом: Где ты? Ужель, ошеломлённый, Кругом не видя ничего, вставший, вьюгой уделённый, Стучусь у сердца твоего? Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными женщинами, вдохновившими его на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. Особенно ярко эта фотография женской красоты воплощена в стихотворении «Призыв к любимой Бетховена» Пойми хоть раз тоскливое признанье, Хоть раз услышь души молящей стон! Я пред тобой, прекрасное созданье, Безвестных сил дыханьем окрылён. Я образ твой ловлю перед разлукой, Я полон им, и млею, и дрожу, И, без тебя томясь предсмертной мукой, Своей тоской, как счастьем, дорожу. Её пою, во прах упасть готовой. Ты предо мной стоишь как божество – И я блажен; и в каждой муке новой Твоей красы предвижу торжество…

  1. Слайд 16
  2. 22 мая 1891 года Софья Толстая писала в своём дневнике: « Был Фет с женой, Марией Боткиной, читал стихи, – всё любовь и любовь… Ему 70 лет, но своей вечно живой и вечно поющей лирикой он всегда пробуждает во мне поэтические и несвоевременно молодые мысли и чувства. Пусть несвоевременно…но всё же хорошо и невинно»
  3. Слайд 17

Я ПРИШЕЛ К ТЕБЕ С ПРИВЕТОМ… Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало.

Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой. Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова.

Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь ,– но только песня зреет.

Слайд 18

А. Фет как-то написал: ” Поэзия требует новизны , под новизной я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства”. Тема стихотворения – любовь. Необычно уже самое начало стихотворения: Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что… Фраза по законам грамматики построена неправильно.

Сам автор шутливо, но не без гордости называл свои стихи стихами “в растрепанном роде”. Вот еще несколько примеров: “Можно ль тужить и не жить нам в обаянии?”, “Теснее и ближе сюда! Раскрой ненаглядное око!”. Неточные слова, неряшливые, “растрепанные” выражения в стихах Фета создают неожиданные, яркие, волнующие образы.

Создается впечатление, что поэт не задумывался над словами, они сами к нему пришли. Пересказать стихотворение прозой нельзя, но мы можем найти опорные слова, передающие настроение. (привет, солнце, свет, трепет листьев) Радость, счастье, любовь – это то, о чем пришел рассказать Фет в русской поэзии.

Это еще одна особенность всей фетовской поэзии: человек, природа, красота – нераздельны. О последних строках стихотворения: …не знаю сам, что буду петь, но только песня зреет, Л. Н. Толстой сказал: “…этим он выразил настоящее, народное чувство поэзии.

Мужик тоже не знает, что он поет, -ох, да -ой, да -эй, – а выходит настоящая песня, прямо из души, как у птицы”.

Слайд 19

В конце жизни Фет написал такие строки: Сад весь в цвету, Вечер в огне. Так освежительно-радостно мне? Вот я стою. Вот я иду. Словно таинственно речи я жду. Эта заря, Эта весна Так непостижна, зато так ясна! Счастья ли полн, Плачу ли я, Ты – благодатная тайна моя. Его тайна – это поэзия.

Здесь была его настоящая жизнь, здесь его любовь, его душа. Упоение природой, любовью, искусством, женской красотой, воспоминаниями, мечтами – вот основное эмоциональное содержание поэзии Фета. Его лирическая миссия – певец любви и природы. Мир Фета-это особый мир.

Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста, И посвященным только зримо Цветет весна и красота.

Слайд 20

Л.Н.Толстой писал: «Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить…» ВЫВОД: особенности лирики Фета: интуитивность, метафоричность главное – воспевать красоту мира, природы, любви цель поэзии – сама поэзия безглагольность импрессионистичность двоемирие жизнерадостность

Сочинение на тему: ЛИРИКА А. ФЕТА

Афанасий Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Широкому кругу читателей известны его стихи, а вот проза и публицистика, переводы, письма и мемуары менее популярны. В прозе поэт был другим — гневным, же­стким, обличающим. Но таков был реальный мир.

А стихи Фета — это чистая поэзия, воспевающая прежде всего красоту. Он умел видеть красоту в са­мом обыденном — в дожде и снеге, в других явлениях природы, в искренних и простых движениях челове­ческой души. Вся поэзия Фета радостна и светла, а природа спокойна.

Так же светло и спокойно поэт пишет и о любви, которая, даже будучи неразделен­ной, прекрасна сама по себе, а потому никогда не бу­дет несчастной. В целом этими двумя темами — те­мой природы и темой любви — и можно очертить круг поэзии Фета. В ней нет места политическим, граж­данским мотивам.

Фет считал, что поэзия не должна вмешиваться в суетные дела этого мира. Вопросы времени он раскрывал в прозе, а поэзия была чужда политике, грубости, грязи, так как ее предназначе­ние — служить красоте.

Когда Фет пишет о природе, он не скрывает своего любования, хотя природа у него притихшая, застыв­шая, словно замерзшая. Но она все равно богата звука­ми и красками, все равно живет и меняется, пусть да­же незаметно для кого-то.

Природу никогда не нужно было приукрашивать, поскольку первозданная красота и без искусства прекрасна, а вот искусство питается только за ее счет. Искусство, по мнению Фета, всегда было беднее жизни. Поэт с необычайным мастерством психолога тонко улавливал самые разные оттенки пе­реживаний человека.

В природе Фет находил созвуч­ное и своим чувствам. Даже мимолетные, мгновенные душевные движения он воплощает в ярких поэтичес­ких образах:

  • Шепот, робкое дыханье,
  • Трели соловья,
  • Серебро и колыханье Сонного ручья,
  • Свет ночной, ночные тени,
  • Тени без конца,
  • Ряд волшебных изменений Милого лица.

В поэзии Фета почти нет действия — это множество чувств, впечатлений, мыслей. При этом поэт фиксирует только одно проявление чувства, но глубоко и полно раскрывает его. Будучи сотканной из летучих грез, вся поэзия Фета легка, воздушна, изящна.

Но как бы ни звала нас его лирика в далекую страну мечты, как бы ни стремилась душа поэта к неземному, космическому, к звездам, пишет Фет и о земном. Просто поэт видел красоту во всем и воспевал ее.

Он так рисует описывае­мые им явления, что читатель тоже любуется ими:

  1. Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,
  2. И, сжимаясь, трещит можжевельник;
  3. Точно пьяных гигантов столпившийся хор, Раскрасневшись, качается ельник.

В описаниях природы Фет с безукоризненной точ­ностью отображает мелкие детали и настроения, как бы фотографируя их. Хотя, на мой взгляд, он стремил­ся не столько зафиксировать сами движения души и природы, сколько впечатления от этих движений. Стихи Фета о природе разнообразны, непохожи друг на друга, но в каждом из них поэт постоянно подчер­кивает единство природы и жизни человека.

Любовная лирика Фета — самая откровенная в его поэзии, она оптимистична и спокойна. Поэт раскрыва­ет нам свое сердце, рисует пережитые любовные дра­мы. Но все его стихи о любви заканчиваются светлы­ми, радостными нотами. Афанасия Фета называют певцом красоты и любви.

И поэтическое искусство, и любовь он считал проявлениями чего-то неземного, потустороннего. В то же время это что-то глубоко лич­ное, безмерно дорогое. Любовь, как и все другие доб­рые чувства, даны человеку природой, а потому они гармоничны, полны силы и чистоты.

Два любящих че­ловека понимают друг друга, их отношения трепетны и бережны.

  • Между счастием вечным твоим и моим
  • Бесконечное, друг мой, пространство.
  • Не клянись мне, я верю: я точно любим,
  • И похвально твое постоянство.

Свет идеала в поэзии Фета преобразовывал его жизнь. И стихами он сопротивлялся обыденности, по­шлости, грубости действительности, предлагая в сво­ей поэзии другой мир, другой, красивый и восторжен­ный, вариант этой реальности.

Стихи Фета и сегодня любимы, для многих они остаются совершенными об­разцами, примерами красоты и ценности слова.

Его поэзия близка нам, поскольку находит путь к нашим сердцам, затрагивая самые сокровенные для нас про­блемы и помогая открывать красоту мира, в котором мы живем.

На этой странице искали :

  • сочинение на тему лирика фета
  • сочинение на тему любовная лирика фета
  • сочинение лирика фета
  • любовная лирика фета сочинение
  • сочинение по лирике фета

Сохрани к себе на стену!

Ссылка на основную публикацию