Сочинение: Образ Петербурга в русской литературе

Что мы знаем о Петербурге в русской литературе? Чем он характерен и чем отличается от других городов: Москвы, Пскова или Рязани? Чем же мрачный Петербург так привлекает поэтов и писателей? Ответы на все эти вопросы можно найти в великих произведениях русской литературы.

Петербург в них представлен чем-то мрачным, тяжёлым, но, одновременно, порождающим воображение и поощряющим творческую деятельность. Петербург, зачастую, отдельный и вполне самостоятельный персонаж русской литературы (примеры: “Нос” Н. В. Гоголя, “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского).

Этот персонаж может обладать как хорошими, так и плохими чертами, потому что каждый автор по-своему относился к Петербургу, по-своему выражал свои чувства к нему.

Каковы же основные характеристики Петербурга и какой же он бывает в произведениях русской литературы? Разберёмся в этом вопросе подробнее:

  1. Петербург бывает мрачным и тяжёлым. Этот город в силу своего географического расположения часто покрыт туманами, а серых дней в нем больше, чем солнечных. Однако, Петербург – это магнит для писателей и поэтов. Их вдохновляла и продолжает вдохновлять потрясающая архитектура Петербурга, его природа и погода, царящие в нем. Мрачным Петербург, зачастую представляется в русской литературе девятнадцатого века.
  2. Грязный, душащий город, подавляющий все светлое. В таком городе невозможно остаться светлым и дружелюбным человеком, надеяться на лучшее будущее. Город болен и люди в нем больны. Таким Петербург представлен в произведениях Федора Михайловича Достоевского – выдающегося русского классика.
  3. Революционный Петербург. Этот образ встречается в произведениях русской литературы начала двадцатого века, преимущественно в лирике. Здесь стоит учесть, что каждый автор по-своему понимал революцию и относился к ней по-разному. Например, в поэме “Двенадцать” А. Блока революция представлена всеобщей сумятицей и непониманием, бессмысленной жестокостью и варварством. Революционный Петербург в стихах Маяковского, напротив, представлен боевым, чистым и четким.
  4. Светлый и величавый Петербург. Такой образ Петербурга встречается в лирике Анны Ахматовой. Она восхищается своим любимым городом и его архитектурой в своих стихах, однако, тоже называет его холодным. Также величавый Петербург встречается в творчестве Ломоносова и Пушкина.
  5. Блокадный Ленинград. Этот образ Петербурга встречается в произведениях, посвященных войне. В тот период было неважно: плохой этот город или хороший, – важно было победить врага, отстоять свою родину, свою родную землю.

Таким образом, мы выяснили, какой бывает образ Петербурга в русской литературе того или иного периода. Также, из всего вышеперечисленного становится понятно, что образ Петербурга может различаться у разных писателей: у одних он гротескный и вычурный, у других – тяжелый и мрачный, а у третьих – холодный, светлый и величавый.

Замечание 1

Также, можно смело утверждать, что во многих произведениях русской литературы Петербург играет роль персонажа. Он выступает в них как особый герой, не влияющий на действия человека, но всегда определяющий его сознание.

Значение образа Петербурга

Какую же роль играет образ Петербурга в произведениях русской литературы? Чтобы разобраться с этим, нам нужно проанализировать несколько примеров произведений различных авторов, эпох и направлений. Так, возьмем произведение А.

С Пушкина («Медный всадник»), М. В. Ломоносова, Н. В. Гоголя («Нос»), Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание»), лирику Анны Ахматовой и поэму А. А. Блока «Двенадцать».

Таким образом, обобщая эту информацию, мы получим следующее:

  • Петербург в различных произведениях, безусловно, несет в себе историческую ценность, так как достаточно подробно описан в каждом из них. В разные эпохи в произведениях русской литературы мы видим разный Петербург: от молодого, только начавшего свою жизнь города, до современной архитектуры более позднего времени.
  • Петербург во всех без исключения произведениях считается городом мрачным и тяжелым, что не может не нести философского подтекста. Город будто наталкивает людей на раздумья, на творчество, на сомнительные дела и мысли. Он переворачивает взгляд на мир, поражает воображение своей красотой, холодностью и грязью. «Город болен» – как писал Федор Михайлович Достоевский. И это, пожалуй, действительно так.
  • Петербург имеет социально-общественное значение, так как во многих произведениях он является фоном к действию главных персонажей. Так, именно в этом случае Петербург определяет их действия, их поступки и мысли.
  • Петербург может также иметь философско-религиозное значение, так как это центр храмов, церквей. Именно в Петербурге находится культурная и духовная столица нашей родины.
  • Культурное значение обусловлено этими же причинами. Петербург – это северная столица России, город культуры и образования.
  • Как известно, Петербург – это не только культурная и духовная столица нашей страны, как уже было сказано выше, но и столица переворотов и революций. Именно здесь зародилась и случилась Великая Октябрьская Революция 1917 года. Возможно, это город, который живет своей жизнью, в котором всегда происходят какие-либо изменения и поэтому он так притягивает к себе творческих людей.

К писателям и поэтам, творившем в Петербурге или же писавшим о нем относятся: А. Ахматова, Н. Гумилев, А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Ломоносов, Ф. Достоевский и многие другие.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что Петербург в русской литературе играет огромное значение. Так, Петербург – это самостоятельный город, живущий как бы отдельно от всей остальной России. Это мрачный город, притягивающий к себе странных личностей. Именно таким его образ навсегда и останется в произведениях русской литературы.

Сочинение на 5.Ру

Сочинение на тему: Петербург в произведениях русских писателей XIX века

К теме Петербурга обращался в своем творчестве едва ли не каждый из русских писателей и поэтов.

Это объясняется тем, что петровская столица с момента своего возникновения воспринималась художниками слова, обществом в целом как символ России, олицетворяющий ее величие, красоту и открытость миру и вместе с тем воплотивший в себе противоречивость и драматизм русской жизни.

В русской поэзии первой четверти XIX века запечатлен образ декабристского и пушкинского Петербурга, города вольнолюбивых надежд, высоких стремлений.

В первой главе «Евгения Онегина» Пушкин рисует картины петербургской жизни 1810-х годов, насыщая повествование языком эпохи, в том числе гражданской лексикой («вольность», «гражданин», «свобода»), именами «властителей дум» того времени (Адам Смит, Руссо, Байрон, Чаадаев, Шишков). В то же время он пишет о противоречивости столичной жизни, двойственности вызываемых Петербургом чувств:

  • Город пышный, город бедный,
  • Дух неволи, стройный вид,
  • Свод небес зелено-бледный,
  • Скука, холод и гранит…
  • В поэме Медный Всадник» противоречивая природа города, возникшего не в результате естественного исторического развития, а по воле царя-преобразователя, отражена в композиции произведения (парадный Петербург во вступлении противопоставлен образу гибнущего, затопляемого города в основной части поэмы) и в характере его основного конфликта (мелкий городской чиновник, осознавший себя жертвой Петра и его творения, бросает вызов Медному Всаднику — символу города).
  • Петербург Некрасова — это «город роковой», беспощадный и жестокий к своим жителям. В поэме «Несчастные» Некрасов пишет о молодых людях, которые рассчитывают обрести в Петербурге славу и богатство:
  • …Воображенье
  • К столице юношу манит,
  • Там слава, там простор, движенье…
  • Однако провинциала часто ждет крушение надежд. Громадный город, подобно бездушному механизму перемалывает людские судьбы:
  • Пройдут года в борьбе бесплодной,
  • И на красивые плиты, Как из машины винт негодный,
  • Быть может, брошен будешь ты?
  • В то же время у Некрасова есть образы городского пейзажа, отразившие своеобразнее очарование Петербурга. В цикле «О погоде» поэт, описывая столицу, подчеркивает невесомость, «волшебное сияние» зимнего города, который увиден как бит сквозь морозную дымку, отливающую серебром:
  • Улицы, зданья, мосты
  • При волшебном сиянии газа
  • Получают печать красоты…
  • В серебре лошадиные гривы,
  • Шапки, бороды, брови людей,
  • И, как бабочек крылья, красивы
  • Ореолы вокруг фонарей!

Характерны для Некрасова стихи, описывающие эпизоды из жизни городских низов. Как правило, колорит таких стихотворений мрачен, их звучание трагично. В финале стихотворения «Утро» мы слышим выстрел:

  1. Дворник вора колотит — попался!
  2. Гонят стадо гусей на убой;
  3. Где-то в верхнем этаже раздался Выстрел — кто-то покончил с собой…

К числу типично петербургских произведений Некрасова относятся «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…, «Еду ли ночью по улице темной..» .

Достоевский в своих романах продолжает и развивает традиции Пушкина и Гоголя в изображении Петербурга. Как и у этик авторов, у Достоевского с образом Северной столицы связаны мотив безумия и идея иллюзорности внешнего облика города.

В «Подростке» герой, фантазирующий о конце петербургского периодам русской истории, рисует в своем воображении, как «весь этот гнилой, склизкий город подымется с туманом и исчезнет, как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди него, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне».

Если в произведениях Пушкина и Гоголя уже намечена тема вины города перед человеком, то у Достоевского, подробно разрабатывающего эту тему звучит и мысль о соучастии города в преступлениях героев. «Самый фантастический, самый отвлеченный и умышленный» Петербург Достоевского диктует жителям свою волю, определяет их мысли, поступки, судьбы.

Образ Петербурга в произведениях русской литературы XIX века отличается многообразием пейзажей, красок, символов, подробностей городской жизни; предстает как важный элемент образа России, воплощающий ее прошлое, настоящее и будущее.

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

2087. Образ Петербурга в русской литературе Русский язык

Этот город подарил России Пётр Первый, воплотив в нём все передовые, хорошие и плохие идеи того времени. Петербург неразрывно связан с русской литературой. В нём жили и творили Достоевский, Пушкин, Толстой.

Это не просто красивый и старинный город России, он является одним из главнейших центров русской культуры. Так каков же этот город в представлении тех, кто лучше всего выражает человеческие чувства, желания и мысли.

Иосиф Бродский отмечал, что в Петербурге есть загадка. Этот город формирует личность и накладывает на жителей свой особенный отпечаток. Лермонтов замечал, что люди Петербурга подвержены влиянию его неба. Его печальное равнодушие заставляет оцепенеть органы.

Сердце и ум становятся пассивными, Максим Горький в одном из своих произведений («Жизнь Клима Самгина») утверждал, что Петербург ─город множества личин, который сочетает в себе как лучшее, так и худшее проявления этой жизни.

А Некрасов в своих литературных трудах показывал нам город Петра с двух сторон: с видения мира вельмож и аристократов и с точки зрения крестьян и слуг, тем самым помогая познать читателю его двойственности.

Пушкин рисовал нам торжественную и строгую атмосферу Петербурга, передавая своими стихами задумчивую ночь, призрачный сумрак и блеск безлунный города на Неве. Каким бы плохим или хорошим не был Петербург в классических произведениях, в описании его неизменным остаётся всего лишь один факт: творческих людей тянет в этот город.

Он является воплощением их жизней: такой же яркий и тусклый одновременно, печальный и весёлый, романтичный и циничный. Петербург ─ всё то, что несёт в себе противоречие. Почти каждый выдающийся русский литератор отводил этому городу особое место в своём творчестве. Петербург ─ один из самых упоминаемых городов в творчестве писателей России.

Особенность его заключается в том, что он возводился на глазах людей, с уже сформировавшимся литературным языком.

Петербург, в отличие от множества русских городов, относительно молодой центр страны, а люди всегда стремятся к новизне, поэтому в Петербург слетаются со всех уголков России люди различных взглядов, идеологий, подходов к творчеству, делая город самобытным и привлекательным.

Так что же значит Петербург для русской литературы? Я считаю в первую очередь это источник вдохновения для всех тех, кто созидал тот культурный пласт, что оставил глубокий след в общемировой культуре. Ведь недаром золотой и серебряный век русской литературы длились в годы активного развития именно этого города.

Вариант 2

Новая столица, окно в Европу и город трех революций – эти характеристики позволяют довольно точно понять значение Петербурга для страны, для России в литературе.

Читайте также:  Краткое содержание повести «Собачье сердце» по главам (М. Булгаков)

Этот город действительно на протяжении своей относительно небольшой истории часто выступал своеобразным связующим звеном между Россией и европейской цивилизацией, а, если говорить в этом смысле о литературе, то между русской литературой и прогрессивными течениями других стран.

Литературные революции тоже нередко происходили именно здесь и, наверное, какими бы удивительными не были другие города, образ Петербурга в русской литературе является наиболее ярким по сравнению с ними, он обладает уникальностью и своеобразием, имеет, ставшие классическим примерами (пушкинский, достоевского и другие) описания и пополняется новыми, наподобие примера из начала этого сочинения.

Охватить литературный образ города довольно трудно, тем не менее, возможно отметить некоторые вехи, а также точки в литературе, которые могут быть наиболее интересными.

Безусловно, начать следует с классиков русской литературы: Пушкина, Гоголя, Достоевского, Некрасова, Толстого.

Все эти авторы говорят о городе, который способен быть просто великолепным в своем изяществе и привлекательности, но также может и проявляться как нечто таинственное и ломающее судьбы.

Конечно, тут следует учитывать столичный статус города, который многое менял в жизнях маленьких людей. Для них по большей части Петербург становится пространством трагедии, которая порой разворачивается в рамках мистической истории наподобие Носа, Двойника или Белых ночей.

При этом также у Пушкина Петербург остается «Петра твореньем», великолепием, которое способно возвышать практически любого, живущего здесь. Толстой (и многие его современники) описывают город, как пространство балов и роскоши.

В этом смысле следует отметить довольно характерный эпизод, когда дорогая коляска сбивает Мармеладова, в этом эпизоде довольно точное, контрастное описание города.

Наверное, самые мрачные образы рисуют Достоевский и Некрасов, которые сообщают про кровавую и полную грязи Сенную, про бедность, кабаки и распивочные, петербургских проституток и нищих, злых и подлых людей.

Все это существует в рамках изгаженных подворотен, бедных домов и давящей атмосферы, города полусумасшедших, как называет его Свидригайлов.

Серебряный век принес великолепные описания от Ахматовой, которые были посвящены красоте города и стихи Блока, которые часто говорили про революционный Петербург.

Все сочинения

Сочинение по литературе на тему: Петербург в русской поэзии

Петербург для русского сознания всегда был не просто городом, но символом новой России, символом её будущего. Поэты восемнадцатого века — Державин, Ломоносов, Сумароков — сравнивали Петербург с великими городами древности, с Афинами и Римом, имея в виду, что Петербург так же, как и они, есть средоточение великой культуры и столица великой страны.

И тема города всегда была связана с образом его основателя — Петра Великого.

Деятельность этой личности очень трудно было воспринимать объективно — и одни прославляли его, называя «волшебником», а другие вспоминали мрачное пророчество Авдотьи Лопухиной: «Петербургу быть пусту».

Точно такая же двойственность была и в восприятии самого города. Эту внутреннюю противоречивость гениально изобразил Александр Сергеевич Пушкин:

Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит…

Наверное, самое значительное произведение первой половины девятнадцатого века — «Медный всадник» Пушкина. Напряжение в поэме создает не только противостояние Евгения и Медного всадника, но и противостояние Медного всадника, «кумира на бронзовом коне» и Петра I, каким он предстает во вступлении.

В 30-40 годы особенно популярен стал мотив затопленного стихией города, петербургского апокалипсиса. Лермонтов, по свидетельству Владимира Александровича Соллогуба, любил «чертить пером и даже кистью вид разъяренною моря, из-за которого поднималась оконечность Александровской колонны с венчающим её ангелом».

Эти образы особенно полюбились славянофилам, для которых Петербург был олицетворением насильственной европеизации, мёртвенности и холодности:

Здесь, где гранитная пустыня Гордится мертвой красотой…

Но Петербург покорял своей магией и его нельзя было не любить, нельзя было не ненавидеть. Не было такого поэта, который не заявлял бы о своем неприятии этого города, и не было такого, который не признавался бы ему в любви:

Ах! Любовью болезненно-страстной Я люблю этот город несчастный.

К середине века в поэзию всё больше проникают социальные проблемы. Петербург — город контрастов, где большой и несчастный, как и вся Россия, но противопоставленный ей у Некрасова город предстает инородным телом в организме России:

Пройдут года в борьбе бесплодной, И на красивые плиты, Как из машины винт негодный,

Быть может, брошен будешь ты!

В 1903 году отмечался двухсотлетний юбилей Петербурга. К этому времени русская поэзия вышла на новые рубежи, появились новые течения, темы, идеи. У «первого символиста» И.Анненского мы видим образ, который потом несколько раз повторялся у А.Блока и других.

Уж на что был он грозен и смел, Да скакун его бешеный выдал, Царь змеи раздавить не сумел,

И прижатая стала наш идол.

Сравните, у А.Блока:

И ни один сустав не сдавлен Сверкнувших колец чешуи.

Символисты, погруженные в мистические предчувствия грядущей катастрофы, вспомнили о древнем пророчестве: «Петербургу быть пусту». Оно неоднократно вспоминается в стихах и романах Дмитрия Сергеевича Мережковского.

Петербургская поэзия всегда была особым явлением. Она одновременно строже, академичнее, но и мистичнее московской. Может быть, это влияние великого города над Невой, тень которого незримо витает над всей великой русской литературой.

Образ Петербурга в литературе 19 века

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ Петербурга в литературе 19 века

Петербург — один из крупных городов России, оказавший значительное влияние на русскую историю, общественную жизнь. Он оказывал влияние и на деятелей литературы — в своих произведениях к образу Петербурга обращались многие писатели и поэты.

Так, творчество А. С. Пушкина неразрывно связано с образом Петербурга. К этому образу он обращался в разные периоды своего творчества, образ Петербурга прослеживается во многих его произведениях. Например, во вступлении к «Медному всаднику» поэт воспевает Петра I, описывает то, как рождался город.

Пушкин обращается к образу Петербурга и в прозе, при этом описывая город с особой точностью. Так, например, в «Пиковой даме» улицы, части города описаны так детально, что читатель мог бы отыскать самостоятельно места, в которых оказались герои Пушкина.

Образ Петербурга прослеживается и в творчестве Н. А. Некрасова. Поэт стал свидетелем изменений облика города. Петербург становился более капитализированным, строились фабрики, заводы, по соседству с дворянскими особняками возникали многоквартирные дома.

Примечательно то, что Некрасов показал не только красивые места города, не только его блеск и красоту, но и окраины, и тёмные подвалы. В произведениях Некрасова противопоставляются два мира Петербурга — нищие и аристократы, обитатели дворянских особняков и люди из тёмных и сырых подвалов.

  Говорящие имена и фамилии в комедии фонвизина недоросль

Можно сказать, что Петербург Некрасова — явление, принципиально новое для русской литературы. В то время как другие литературные деятели в своих произведениях описывали красоту, роскошь города, Некрасов обращался к тяжёлой жизни бедняков и нищеты.

К петербургской теме в своих произведениях обращается и Н. В. Гоголь. У писателя есть даже цикл петербургских повестей. Гоголевский Петербург — это царство, в котором «маленький человек» может исчезнуть без следа, мир роскоши, мир власти, мир, в котором господствуют чины.

Гоголь видел внутренний, скрытый от многих, мир Петербурга. И этот мир он смог передать в своих произведениях.

Ф. М. Достоевский также стал одним из писателей, которые описывали Петербург и его жизнь в своих книгах.

Как и Гоголь, Достоевский смог вникнуть во внутренний мир Петербурга, смог понять, как город может влиять на человеческую душу.

Так, Свидригайлов, один из героев романов Достоевского, выразил следующую мысль: » редко где найдётся столько мрачных, резких и страшных влияний на душу человека, как в Петербурге.»

«Преступление и наказание» стал одним из самых наиболее тесно связанных с Петербургом романом писателя. Здесь Достоевский изобразил тесные комнаты бедняков, и душные полицейские конторы, трактиры и чёрные лестницы. В «Преступлении и наказании» Петербург словно душит, давит на главного героя, это город с тесными улочками, дворами-колодцами.

Таким образом, можно сказать, что образ Петербурга нашёл своё место в произведениях многих писателей. Для них Петербург стал фантастическим городом, где может случиться многое.

Образ Петербурга в произведениях отечественной классики XIX века

Петербург – особое историко-культурное пространство, особый мир, важный в русской литературе и культуре как миф. Петербург – город-призрак, город-фантасмагория, где соседствует странное и повседневное, реальное и фантастическое. Эта традиция изображения Петербурга открывается в русской литературе именами Пушкина и Гоголя.

В композиции романа «Евгений Онегин» образ Петербурга имеет ключевое значение, поскольку он начинает и замыкает сюжет. В Петербурге происходит действие первой и восьмой глав.

Из героев романа Онегин социально и культурно связан преимущественно с Петербургом, а Татьяна – с деревней, но в последней главе романа Татьяна тоже попадает через Москву в Петербург, где и свершается судьба обоих героев.

Петербург первой главы изображается в бытописательской, отчасти сатирической манере (показан дворянский быт, люди и вкусы, охарактеризованы особенности воспитания молодого дворянина). Онегин – частица этого Петербурга, но он и скучает в нем.

Петербург восьмой главы – город светского общества, но в этот раз оно изображается в очень отрицательном свете, а Онегин последовательно противопоставляется ему. В то же время, светское общество изображается не сплошь сатирически – например, на балу присутствует князь Вяземский, безусловно, авторитетная для Пушкина фигура.

Этот герой разговаривает с Татьяной. Наконец, сама Татьяна в восьмой главе – воплощение наиболее привлекательных черт петербургского высшего света.

Чрезвычайно притягательным был образ Петербурга и для Н.В.Гоголя. В «Ночи перед Рождеством» этот город представлен фантасмагорическим полусказочным пейзажем, который производит, пожалуй, более странное впечатление, чем даже полет Вакулы на чёрте.

Это описание сходно с тем, которое встречается в повести «Невский проспект» (Невский проспект – своего рода символ Петербурга, его лицо и маска): «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и полевые стены домов, когда весь город обратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

Иллюминация в ночном Петербурге «Невского проспекта» ассоциируется с демонической силой, как и в «Ночи перед Рождеством».

Традиция изображения Петербурга обнаруживается и в творчестве Ф.М.Достоевского. В отличие от Пушкина и Гоголя, он больше тяготеет к очерково-бытописательской стороне изображения Петербурга (детализация, топографическая точность, повышенное внимание к мелочам).

Город в его романах предстает не только как средоточие социально-экономических проблем всей тогдашней России, но и как некое заколдованное место. При этом подчеркивается, что Петербург, на самом деле, символ России, что в этом городе все российские несообразности представлены в концентрированном виде.

Слова Свидригайлова: «Я убежден, что в Петербурге много народу, хотя говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности.

Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге».

Достоевский берет такие мотивы и средства изображения Петербурга, как власть денег, богатство и нищета, жанровые сценки, городские пейзажи, интерьеры, мрачный колорит, нагнетание соответствующих эмоций. Эту традицию продолжили в своем творчестве символисты Блок, Андрей Белый, Маяковский и другие авторы.

Образ Петербурга проходит через творчество многих писателей и поэтов 19 века. В определенном смысле, это знаковое место, решающее судьбы, творящее добро и вершащее зло.

Читайте также:  Образ затерянного города в «Грозе» Островского

Внимание!

  Сочинение Что такое Память. Роль памяти в жизни человека

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • РефератОбраз Петербурга в произведениях отечественной классики XIX века.От 250 руб
  • Контрольная работаОбраз Петербурга в произведениях отечественной классики XIX века.От 250 руб
  • Курсовая работаОбраз Петербурга в произведениях отечественной классики XIX века.От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Отличия современного Санкт-Петербурга и 19го века

Сейчас от оригинальной Дворцовой пристани остались только львы. В 19 веке, до постройки Дворцового моста, на его месте был парадный спуск к Неве, созданный по проекту архитектора Карла Росси.

В 1914 году из-за строительства моста пристань со львами была сдвинута от Зимнего дворца на ось восточного павильона Главного Адмиралтейства.

После переноса внешний вид набережной изменился, пристань композиционно и функционально объединили с левой береговой опорой моста, а львы стали ниже уровня перил переправы.

Дом № 5 по Кузнечному переулку, на углу его с улицей Достоевского (при жизни писателя называлась Гребецкая, а затем Ямская) — доходный дом, который был построен в первой половине XIX века (точный год постройки неизвестен) по проекту архитектора С.

Пономарёва, а в 1882 году был частично перестроен по проекту архитектора Василия фон Витта.

Изначально (когда Достоевский короткое время прожил там в 1846 году) дом принадлежал купцам Кучиным, а затем, в последние годы жизни писателя, — купчихе Розалии-Анне Клинкстрем

Сейчас эта квартира музей, деленный на две части: ервая — это мемориальная квартира Достоевского с приблизительно воссозданной обстановкой, в которой жил писатель. Вторая — это литературная экспозиция, расположенная в залах напротив мемориальной квартиры. Разделение экспозиции на эти две части отражено в названии музея — «Литературно-мемориальный».

Принципиальное отличие двух частей заключается в том, что мемориальная квартира в целом остаётся неизменной, а литературная экспозиция, как не призванная статично отражать какую-либо обстановку, периодически подвергается изменениям[9]. Существующая сейчас литературная экспозиция является уже третьей по счёту за время существования музея, и открылась 9 февраля 2009 года.

В доме княгини Волконской на набережной реки Мойки «у Конюшенного мосту» семья А.С Пушкина снимала квартиру с начала сентября 1836. После смерти поэта дом неоднократно перестраивался. Существенно изменился и архитектурный облик квартиры.

Осенью 1924 бывшая пушкинская квартира перешла в ведение пушкинского кружка общества «Старый Петербург», и начались работы по её реконструкции, продолженные в последующие годы. в восстановленном кабинете поэта состоялось собрание, посвящённое годовщине смерти А. С. Пушкина.

Первый музей был открыт в нескольких комнатах , затем существенно преобразован к 100-летию со дня смерти поэта (по новому стилю).

Сегодня музей хранит немало подлинных вещей, которые спустя десятилетия вновь заняли здесь свои прежние места.

Письменный стол поэта и его любимое вольтеровское кресло, дорожный ларец и конторка, трости и курительная трубка, чернильница с арапчонком — все эти и другие предметы, находящиеся в кабинете, напоминают сегодня о жизни Александра Пушкина.

В комнате жены поэта можно увидеть её портрет, выполненный в 1832 году художником Брюлловым, а также принадлежавшие ей флакончик для духов, коралловый браслет, кошельки, вышитые бисером и шёлком, и другие памятные вещи.

Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века

В творчестве многих русских писателей можно найти немало примеров того, как автор наделяет личностными характеристиками какой-либо населённый пункт, создавая своеобразный «портрет» города, деревни, местности. Достаточно указать на следующие произведения: «Истоория села Горюхина» А.С. Пушкина; «Город без имени» В.

Достоевского, «Патриархальные нравы города Малинова» А. Герцена; «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Городок Окуров» М. Горького; «Город Градов» А. Платонова.

Названия некоторых произведений Гоголя ( «Миргород»,,«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Рим») так же указывают на стремление писателя описать особую атмосферу, которая всегда возникает там, где жизнь людей либо плавно «течёт», либо «кипит», либо бесцельно «проходит».

Кроме того, город в творчестве Гоголя часто выступает символом общества в целом или внутреннего мира героя. Так, объясняя смысл своей комедии «Ревизор», Гоголь писал в 1846 году, что место действия-«душевный город», то есть мир души, Хлестаков-«ветреная светская совесть», а чиновники- низкие и прочные страсти.

Однако это не означает, что образ города играет в его творчестве лишь роль яркой социальной аллегории. В сердце писателя всегда жила мечта о прекрасном Городе, который воплощал для него высший Идеал. Однако в разные периоды его творчества мечты об этом Идеале были связаны с одним конкретным городом. Сначала это был Петербург, потом – Рим.

О Петербурге Гоголь неотступно думает ещё во время учёбы в Нежинской гимназии. В 1827 году он пишет матери: «Ежели об чём я теперь думаю, так это всё о будущей жизни моей. Во сне и наяву мне грезится Петербург».

Однако первое время жизни в столице, когда юноша бедствовал и делал первые, пока ещё неудачный шаги на поприще литературы, Петербург показался ему бездушным и мрачным. Лишь через несколько лет, когда талант его окреп, душа города открылась ему до конца – причём не только в своём блеске, но и со своей жалкой и даже страшной стороны.

Но каким бы этот город ни виделся писателю, он словно приворожил его. Прямые или косвенные упоминания о Петербурге встречаются почти в каждом его произведении, даже в лиричных «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Самый яркий и праздничный образ столицы Гоголь показывает в «Ночи перед Рождеством»: «…вдруг заблестел перед Вакулой Петербург… Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажный стены. Ему казалось, что все ! дома устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели».

Однако, опьяняясь красотой роскошных дворцов, площадей и улиц столицы, Гоголь не забывает о том, что видимость, кокой бы прекрасной она ни казалась, всё же остаётся лишь видимостью, за пределами которой – иная красота, иная, высшая реальность.

Если в начале повести «Невский проспект» писатель восторженно восклицает: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге…, то в конце её, где трагедия и фарс объединены в сложное динамическое целое, он говорит: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нему, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!»

В жизни художника было два города, пленивших его душу мечтой об идеале, и второй из них – Рим, где он пишет свою бессмертную поэму «Мёртвые души». Словно пылкий влюбчивый юноша, писатель, познакомившись с Римом, готов забыть о своей прежней «влюблённости». Он пишет об этом городе: «Я родился здесь.

Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – всё это мне снилось. Я проснулся опять на родине». Однако Гоголь никогда не погрешает простив правды своего художественного видения и даже в самых фантастических картинках, порождённых его воображением, отталкивается от повседневной действительности.

В повести «Рим» Гоголь посредством своего героя подчёркивает, что ему чуждо смотреть на жизнь сквозь «розовые очки»: «Теперь ему казалось ещё более согласною с этими внутренними сокровищами Рима его неприглядная, потемневшая, запачканная наружность, так бранимая иностранцами.

Ему неприятно было выйти после всего этого в модную улицу с блестящими магазинами, щеголевато!

И все же мечта неизбежно разбивалась о жестокую земную действительность. В письме Погодину (из Рима) Гоголь с горечью замечает: «Я бездомный, меня бьют и качают волны, и упираться мне только на якорь гордости, которую вселили в грудь мою высшие силы».

И снова в который раз писатель убеждается в том, что «все обман, все мечта, все не то, чем кажется!» Эта его фраза – по сути, лейтмотив его творчества. «О, как отвратительна действительность.

Что она против мечты?» – в отчаянии восклицает его герой, художник Пискарев, который надеялся обрести идеал в тщетной погоне за призраком…

Гоголь глубоко страдал от того, что современная ему Церковь с равнодушием, а то и с явным неодобрением относилась к свободному творческому поиску. Писатель и христианин, Гоголь мечтал о воссоединении Церкви и Культуры.

Однако он понимал, что это едва ли было возможно – по крайней мере в той российской действительности, где среди бесчисленных «мертвых душ» так трудно было отыскать душу живую! Духовные искания Гоголя показывают нам, что его тоска по Идеалу, который воплощался для него в образе прекрасного города, сначала Петербурга, потом Рима, была не чем иным, как жаждой обрести Град Небесный, Небесный Иерусалим, в котором исполняются все чаяния души, влюбленной в образ высшего совершенства.

Образ Петербурга в русской литературе

1.3 Выводы: общее и различное во взглядах на Петербург двух поэтов

      Жизнь 
и творчество и Пушкина, и Лермонтова так или иначе объединяет один и тот же город – Петербург. Здесь они жили в разные годы, здесь творили, здесь посвящали стихи любимому городу. Однако Петербург Пушкина и Петербург Лермонтова – это два совершенно разных художественных образа, две разные ипостаси, настолько же непохожие и многогранные, насколько многопланов и сам град Петра. Это различие во взглядах на образ Петербурга связано с различием во взглядах на жизнь двух поэтов. Жизнелюбивый Пушкин показывает такой же светлый Петербург, яркие стороны его жизни: балы, красавиц итп…Одинокий и всеотрицающий Лермонтов, стоящий один против толпы серых людишек, рисует скучный унылый Петербург, где повсюду власть законов и правил, бюрократизм, самодовольство и бездушие

                 Таким образом, было два Петербурга: один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне своей вечной красотой и стройностью – «полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин.

Но был и другой – дома без всякой архитектуры, кишащие цеховым и ремесленным населением, Мещанские, Садовые, Подьяческие улицы, набережные «Канавы»; харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки и лотки мелких торговцев, ночлежки… И именно творчество обоих великих поэтов – как Пушкина, так и Лермонтова -помогает нам наиболее точно и многогранно представить  Петербург во всей его многоликости и непостижимости.

             Эти моменты ярко проявляются в двух стихотворениях поэтов: «Город пышный, город бедный» Пушкина и «Примите дивное посланье» Лермонтова. Анализ этих стихотворений помогает понять эту разность во взглядах поэтов на Петербург, его ментальность, его атмосферу и жителей

2.1 Анализ 
стихотворения А.С.Пушкина

«Город пышный, город бедный»(1828) [11,431]

  • Город пышный, город бедный,   
    Дух неволи, стройный вид, 
    Свод небес зелено-бледный, 
  • Скука, холод и гранит —
  • Все же мне вас жаль немножко, 
    Потому что здесь порой 
    Ходит маленькая ножка, 
  • Вьется локон золотой.

      «Город пышный, город бедный»(1828) – одно из стихотворений, посвященных Анне Алексеевне Олениной, написанное в связи с предполагавшимся отъездом из Петербурга в Малинники. Оно знаменует собой определенный рубеж в истории взаимоотношений Пушкина с Олениной, за которым сюжет существует уже в новом качестве – как печальное воспоминание о пережитом

     Стихотворение, при отсутствии автографа, неточно датируется между 5 сентября 1828 г., когда Пушкин в Приютине, по существу, прощался с А.А. Олениной, и 19 октября, когда уехал на три месяца из Петербурга в Малинники, а оттуда в Москву. “Прощаясь, Пушкин мне сказал, что он должен уехать в свое имение, если только у него хватит духу, – прибавил он с чувством” – записала (по-французски) их последний разговор в своем дневнике Оленина [9,81]

       Оленина Анна  Алексеевна (в замужестве Андро) – дочь Президента Академии художеств. С семьёй Олениных Пушкин был близок еще с 1819 года; по возвращении из ссылки старое знакомство было возобновлено. Летом 1828 года Пушкин часто бывал на оленинской даче в Приютине, где собирался тесный кружок литераторов и художников. Но, может быть, главной причиной частых посещений Пушкина была младшая дочь Олениных – Анна,19-летняя живая и остроумная девушка. Внимание знаменитого поэта не могло оставить молодую девушку равнодушной, но, насколько можно судить по ее дневнику, оно не вызвало в ней сколько- нибудь серьезного отклика. Пушкин же был влюблен, мечтал о женитьбе, писал взволнованные и чуть печальные стихи («Ее глаза», «Ты и вы»,    «Предчувствие», «Город пышный, город бедный»). Многочисленные свидетельства современников позволяют с уверенностью говорить о том, что Пушкин сватался к Анне Алексеевне и получил отказ: родители не считали поднадзорного поэта подходящей партией для своей дочери.

         Главной темой стихотворения является тема любви, однако это чувство и переживание автора показано через призму облика Петербурга пушкинской эпохи – Петербурга николаевской реакции

            “Город пышный, город бедный…”. Теснота контрастных характеристик задана первой строкой. “Стройный вид” и “гранит” скоро явятся у того же поэта той же рифмой, но под знаком “Люблю” (“Люблю твой строгий, стройный вид Береговой ее гранит…

Читайте также:  Итоговое сочинение: «Доброе имя будет жить вечно»

“), и мы не можем сказать, что и здесь, в лирическом портрете города за несколько лет до “Медного Всадника”, те же слова совсем уж не отражают той же его любви. Тонкая внутренняя контрастность проникает и в первое четверостишие.

Тем не менее в итоге своем оно слагается в общее и достаточно монолитное впечатление, которое можно назвать мрачным обликом Петербурга. Однако ненависти к николаевскому Петербургу у Пушкина не было.

      Картина северной столицы сложена из контрастов, не знающих, кажется, друг о друге, из обособленных, чуждых друг другу аспектов; и целое впечатление возникает из отпадающих друг от друга частей.

Стихотворение построено на антитезе, в центре которого – образ Петербурга. По своей структуре оно состоит из двух четверостиший, что свидетельствует о двухчастном построении стихотворения

В 1-ой части доминирует образ Петербурга. Пушкин показывает многоликий Петербург. С одной стороны «стройный вид», он построен по всем классицистическим канонам, а с другой стороны здесь «холод и гранит»

Во 2-ой части преобладает тема любви: по этому многоликому Петербургу «ходит маленькая ножка», являющаяся частью этого холодного и мрачного города и украшающая его.

Своеобразна и система поэтических образов стихотворения. 1-я его часть – описание Петербурга. Пушкин показывает нам не только  положительные стороны города («город пышный», «стройный вид»), но здесь присутствуют и отрицательные стороны Петербурга («скука», «холод», «гранит», «дух неволи»).

В этом стихотворении автор равен лирическому герою, следовательно, лирический герой выражает чувства и переживания самого автора, т.е.

Пушкина, отсюда и возникает множество антитез в стихотворении: с одной стороны, поэт влюблен, поэтому город, в котором он пребывает, красивый «пышный», а с другой стороны, он понимает, что родители Олениной отказали ему, и он не властен над таким поворотом судьбы. Это и есть «дух невольный», отсюда и возникает «скука», «холод».

2-я часть – воспевание прекрасной женщины, музы как части многоликого города («ходит маленькая ножка», «вьётся локон золотой»).

      Обе части стихотворения совершенно различны, и, казалось бы, совершенно не связаны между собой, как два отдельных камня, но в то же время они дополняют друг друга и организуются в единое целое наподобие цельной композиции из этих камней.

“Камни” между тем в этой самой своей отдельности тяготеют к цельному и монолитному “каменному” же единству, ложась в основание будущего петербургского мифа как основной его символ, “краеугольный камень”. Контрасты объединяются в монолит, и город пышный и город бедный взаимно предполагают друг друга как две стороны медали.

(Эпитет «пышный» – «город пышный»  стал ко времени пушкинского стихотворения постоянным, почти дежурным эпитетом Петербурга.

К этому полустертому поэтическому клише Пушкин и прижимает тесно эпитет противоречащий, строя двуипостасный, но цельный, нерасщепленный в этой двуликости образ), то же и “Дух неволи, стройный вид” – в своей контрастности два звена говорят об одном и том же; заключительные же две строки четверостишия даже уже контрастов и не содержат и довершают общее хмурое, до мрачного, впечатление.

Все же мне вас жаль немножко…

Кого это – “вас”? Трудно сразу понять, о ком или о чём идёт речь. Первое четверостишие говорило О ГОРОДЕ, второе теперь говорит ЕМУ. Связь и целое – в повороте, который стихотворение делает на своей середине. Поворот состоит в неожиданном обращении к безжизненному предмету.

Ввод лирической фигуры обращения и образует центральную ось поворота всей пьесы. Если в первой части стихотворения автор просто описывает неоднозначный и многоликий городской пейзаж, то во второй части происходит своеобразное олицетворение: Пушкин уже обращается к самому городу, называя его на «вы», как к лицу одушевлённому.

Именно в обращении чудесный эффект превращения, даже преображения. Эффект, состоящий в открытии, что внешнее третье лицо холодного города было “все же” нечуждым вторым лицом, к которому обращались, которому говорили.

Внезапный эффект узнавания в отчужденном третьем лице лирически близкого лица второго, с которым вели диалог в то самое время как его видели издалека и безжалостно. Поэтому можно говорить о том, что в данном стихотворении не последнюю роль играют исторические и политические мотивы (“Дух неволи…

“), – однако постепенно содержание превращается в стихотворение любовное, чуть ли не мадригал. Поэт почти признается в любви холодному городу за то, что здесь “ходит маленькая ножка”. Милый малый масштаб совершенно уравновешивает огромную панораму и оправдывает ее.

Бег ножки и грация локона музы поэта, живущей в Петербурге, не только сужает рамки и границы, но и помогает представить конкретного индивидуума на фоне огромной панорамы северной столицы. Кроме того, строка с интонацией разговорного обращения («всё же мне вас жаль немножко») не только вводит частночеловеческий масштаб, но и биографическую и лирическую сиюминутность.

        Именно поэтому стихотворение приобретает невольный биографический комментарий: отъезд ненадолго, поэтому лирическому герою жаль “немножко”, но знает ли он, что расставание с любимой навсегда? Наверное, знает.

Вполне реальный комментарий возможен и к космической панораме города – “свод небес” и “холод”, то есть хмурая осень.

  Петербург впервые, кажется, в русской литературе здесь обретает – и сохраняет в итоге стихотворения – свой реально-фантастический образ.

Итак, образуется сложное освещение в этой миниатюрной картинке. Как будто живая биографическая конкретность момента должна хотя бы отчасти снять, смягчить зловещую историческую значительность панорамы имперской столицы – ведь есть простое личное объяснение; но ничего уже не поделать – исторический вес панорамы небывало противоречивого города уже навсегда превзошел любое личное объяснение.

2.2 Анализ 
стихотворения М.Ю.Лермонтова

«Примите дивное посланье»(1832)  [5,140]

Примите дивное посланье 
Из края дальнего сего; 
Оно не Павлово писанье – 
Но Павел вам отдаст его. 
Увы! как скучен этот город,* 
С своим туманом и водой!.. 
Куда ни взглянешь, красный ворот 
Как шиш торчит перед тобой; 
Нет милых сплетен – все сурово, 
Закон сидит на лбу людей; 
Все удивительно, и ново – 
А нет ни пошлых новостей! 
Доволен каждый сам собою, 
Не беспокоясь о других, 
И что у нас зовут душою, 
То без названия у них!..  
 
И наконец я видел море, 
Но кто поэта обманул?.. 
Я в роковом его просторе 
Великих дум не почерпнул; 
Нет! как оно я не был волен, 
Болезнью жизни, скукой болен,  
(На зло былым и новым дням) 
Я не завидовал, как прежде, 
Его серебряной одежде, 

Его бунтующим волнам.

Стихотворение «Примите дивное посланье» написано в начале августа 1832 года и приведено в письме Лермонтова к С. А. Бахметевой.

Поэт в письме комментирует свои чувства и переживания: «Экспромтом написал я вам эти стихи, любезная Софья Александровна, и не имею духу продолжать таким образом.

— В самом деле; не знаю отчего, поэзия души моей погасла…»[5,673] Это письмо наполнено петербургскими впечатлениями. Оно начинается с обращения «Примите дивное посланье».

    Для Лермонтова, как поэта и человека, свойственна ироничность, а зачастую даже злая ирония, поэтому не случайно в первых же строчках стихотворения поэт использует некую игру слов: под «Павловым писаньем» подразумевается писание апостола Павла.

Однако к библейскому апостолу и к Библии в целом стихотворение отношения не имеет.

Павел же, который должен был доставить Бахметевой письмо Лермонтова с этим стихотворением, – родственник поэта Павел Александрович Евреинов, двоюродный дядя Лермонтова, офицер лейб-гвардии Измайловского полка.

Поэтому Лермонтов не случайно говорит, что это стихотворение «не Павлово писание», но тем не менее передаст его читателю человек с библейским именем Павел. Слова «посланье» и «Павлово» подчеркнуты Лермонтовым, чтобы вскрыть намек на «послания» апостола Павла и противопоставить их «писаньям» Павла Евреинова.

           Для Лермонтова как поэта всегда была характерна позиция всеотрицания, своеобразного нигилизма.

Поэт и его лирический герой в лермонтовских произведениях, как правило, показан стоящим в одиночку против всех: против общества, существующих порядков, необузданной стихии (это мы наблюдаем, например, в поэме «Мцыри», в «Песне про купца Калашникова») Однако 30-е годы знаменуются для поэта разочарованием, позицией всеотрицания, сомнением в истинности пути гордого одиночества, разрушением романтического ореола стихии. Эти тенденции проявляются и в раскрытии поэтом темы Петербурга. Написание стихотворения «Примите дивное послание» навеяно первой встречей с Петербургом, куда М.Ю.Лермонтов приехал августе 1832г. Город показался ему красивым, но безжизненным. Поэт восклицает:

Увы! Как скучен этот город

Своим туманом и водой!.

        Таким образом, Петербург видится Лермонтову серым и мрачным, также как и в Пушкинском стихотворении. Но для Лермонтова этот город оказывается ещё и скучным. Он, в отличие от Пушкина, не восхищён величием северной столицы.

Но в Петербурге Лермонтов не только получает разочарование от облика града Петра, а также и задумывается о политическом режиме России, господствующем как в столице государства, так и на всей её территории. Поэтому в стихотворении возникают также элементы политической сатиры:

Куда ни взглянешь, красный ворот,

Как шиш торчит перед тобой…

Эти строки – намек на полицейский режим в николаевской России («красный ворот» – ни что иное как полицейские мундиры). Мы считаем, что эти строки – своеобразная предпосылка к созданию Лермонтовым стихотворения 1841г. «Прощай, немытая Россия…», где Россия у Лермонтова показана как «страна рабов, страна господ», где вершат власть «мундиры голубые », а подчиняется им во всем «преданный народ»[5,213].

      Свобода слова¸ какая-либо политическая свобода в период николаевской реакции преследуются, поэтому у поэта вместо гласности и свободы слова в столице – «красный ворот» и «шиш», который «торчат» перед обывателем, запрещая ему всякую свободу мысли. Именно поэтому в Петербурге «всё сурово» и «закон сидит на лбу людей».

      Петербургские жители, живущие по этому суровому закону и давно привыкшие к нему, стоят в оппозиции по отношению к лирическому герою. Отсюда у Лермонтова возникает антитеза «они» – «мы»:

И что у нас зовут душою,

То без названия у них!..

«У них», то есть жителей Петербурга, «душа» оказывается, по мнению Лермонтова,  «без названия», а именно: петербуржцы – черствые и без- душные, а «у нас», то есть у провинциальных обывателей, эта душа имеется, потому что «мы» не живем только для себя, своими интересами, «нам» оказывается важна также судьба и благополучие ближнего в то время, как жители Петербурга:

Ссылка на основную публикацию