Сочинение: Наполеон в романе «Война и мир»

XIX век – время, когда в русской литературе  все чаще и чаще  в произведениях использовались  в сюжетах европейские образы. Начало XIX века – эпоха Наполеона не только в истории, но и в русской литературе, авторы которой не смогли оставаться в стороне, чтоб не затронуть происходящие события, всполошившие половина мира.

События того времени принесли в литературу новые сюжеты, новых героев. Внимание всего мира было приковано к Наполеону – великому полководцу. Русская литература не могла остаться в стороне, ведь войска затронули и Россию.

Большинство писателей  использовали  в своих произведениях образ наполеона в образе главного героя своих произведений. Лев Николаевич Толстой не  остался в стороне, написал роман «Война и мир» , в котором главный герой – Наполеон.

1812 год – эпоха наполеонизма. Это  одно из ведущих направлений в русской литературе нескольких направлений патриотической тематики связанной с событиями 1812 года в обличии Наполеона и романтической, где образ Наполеона  – символы свободы и величия.

Характеризуя образ Наполеона, автор использует карикатурный стиль, в котором  неоднократно использует такие определения, как «Маленький, малый ростом, жирные ляжки, круглый живот и так далее, неоднократно повторяя их на протяжении всего произведения.

Наполеон, с точки зрения Толстого – холодный самодовольный человек. Он резко вырисовывает  его  позерство. Используя неоднократные повторения, автор знакомит своих читателей с главным героем романа, как с плохим актёром. У него холодные и черствые черты лица.

Интересно то, что автор подчеркивает кардинальные изменения внешности полководца на фоне разных военных действий. Вот, например, на Аустерлицком сражении, Наполеон, радостный воодушевленный, а на Бородинском сражении, с уставшими поблеклыми глазами, тяжелым взглядом и припухшими веками.

Толстой на страницах своего романа  создает контрастные образы двух противоположных личностей, используя для сравнения образ Кутузова, который так же, как и Наполеон, известная личность, военный полководец. Только вот Кутузова все любили и уважали за его человечность, чего не скажешь  о Наполеоне, которому всегда было наплевать на всех, будто враг или нет.

Автор   своим романом показывает свое собственное отношение к великому полководцу. По его мнению, все те поступки, которые совершает Наполеон, перечат всем понятиям человеческого. Не зря полководец стал великим, переполошив пол мира.

Образ и характеристика Наполеона в романе Война и мир сочинение кратко

В романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой описывает начало 19 века. Начало романа приходится на довоенное время. Позже, автор описывает события и битвы первой мировой войны. В конце романа читатели погружены в послевоенное время.

Образ Наполеона и отношение к нему героев романа постепенно меняется. В первых главах Наполеон предстает перед читателями, как важная и видная фигура того времени. Пьер Безухов и Андрей Болконский считают Наполеона великим человеком и политическим деятелем. Они стремятся к такой же славе и известности, считают, что Наполеон Бонапарт может и должен изменить мир.

Но в ходе развития действия  романа образ Наполеона и его величие меняются в глазах читателей. Величие политика показывается, как зло и деспотизм. Его действия не несут ничего кроме зла и смертей.

Глазами главных героев мы видим маленького, озлобленного человека, который ради мирового господства не остановится ни перед чем. Император пропагандирует тиранию, он не живет в согласии со своей совестью и разумом. Лев Николаевич изображает императора Франции, как помешанного человека.

Герои романа, восхищавшиеся Наполеоном, изменили свое отношение к нему. Пьер Безухов начинает ненавидеть тирана-императора и одержим мыслью убить его.

Андрей Болконский, стремящийся к подобной славе и известности на военном поприще, при встрече с Наполеоном под Аустерлицем не испытывает никаких эмоций.

Андрей Болконский после ранения в бою и переосмысления своих идеалов, больше не видит в Наполеоне великой и значимой фигуры.

Автор романа негативно настроен по отношению к французскому императору и всячески пытается развеять мифы о его превосходстве и величии.

Сочинение: Наполеон в романе «Война и мир» Образ Наполеона в романе Война и мир

Сейчас читают:

  • Сочинение Раскаяние (Что такое раскаяние?) 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение
    Раскаяние – это чувство, которое может испытывать провинившийся в чём-либо человек, сочетающее в себе чувство вины за последствия своего поступка и сожаление по поводу его.
  • Жестокие нравы города Калинова в пьесе Островского Гроза сочинение
    Одним, из первых, кто показал жизнь маленького провинциального местечка и его обитателей, был драматург Островский. Он тщательно проанализировал и вывел на сцену все, те, отрицательные, человеческие качества, которые были многосторонне представлены
  • Характеристика и образ Анны Одинцовой из романа Тургенева Отцы и дети сочинение
    Главным женским образом в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Анна Сергеевна Одинцова. И хотя это не единственный образ, представительниц прекрасного поля, в произведении, есть еще Фенечка, мать Базарова, Катя Одинцова, но автор
  • Образ и характеристика Мцыри в поэме Лермонтова сочинение 8 класс
    Характеризуя Мцыри, можно найти много похожих деталей во взглядах на жизнь литературного персонажа и самого М. Ю. Лермонтова. Главный герой, как и Михаил Юрьевич, готов отдать жизнь ради Отчизны, уважает историю, чтит память предков, ненавидит рабство.
  • Сочинение по картине Верещагина В Успенском соборе
    Василий Верещагин – человек высокой судьбы, необыкновенный художник – живописец, путешественник и отважный воин. Всю жизнь он посвятил творчеству, не только рисовал, но и писал мемуары. Его любимой темой были военные сюжеты.
  • Сочинение по картине Перова Рыболов
    Картина Перова «Рыболов» для каждого ценителя живописи предстаёт в исключительном свете. Её пронизывают самые разные смыслы. Она как наполовину заполненный стакан: каждый воспринимает её исходя из собственного психологического состояния.

Наполеон Бонапарт и его роль в истории

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Толстой

Л.Н. Толстой написал произведение «Война и мир». События в романе происходят в девятнадцатом веке. В самом начале автор описывает довоенный период, затем началась первая мировая война. В конце произведения Л.Н. Толстой рассказывает о послевоенном периоде. Автор в своем романе осветил три периода жизни людей.

Наполеон постоянно вызывает разные эмоции у героев романа. В самом начале романа мы видим его важность. Это довольно видный и знаменитый человек того времени. Главные герои романа боготворят его и идеализируют.

Они считают Наполеона великим и могущественным политиком. Пьер Безухов вместе с Андреем Балконским стараются подражать ему. Они хотят быть настолько известными и популярными как Наполеон.

Они верят в то, что Бонапарт в состоянии переменить мир.

Чем дольше читатель погружается в чтение романа, тем хуже у него становится отношение к Наполеону. Он предстает перед всеми в образе злого и деспотичного политика. Все, что он делает, приводит к разрухе и смерти.

Читатели и главные герои романа воспринимают Наполеона как маленького и злого человека. Который ради удовлетворения своих желаний готов использовать абсолютно все методы. Он хочет править всем миром. Он предпочитает тиранию. Наполеон ужа давно пошёл против своей совести и здравого смысла. Л.Н. Толстой изобразил французского императора в виде одержимого властью человека.

Автор описывает Наполеона как гнусного и противного. У него отталкивающая внешность и мерзкие поступки. Он любит власть и внимание к своей персоне.

Герои произведения, которые восхищались и подражали Наполеону, впоследствии в корне поменяли свое мнение. Пьер Безухов проникается ненавистью к «маленькому» императору.

Теперь у него есть одно желание – убить Наполеона. Андрей Балконский раньше хотел быть похожим на Бонапарта, но вскоре категорически поменял свое мнение и стал испытывать равнодушие к французу.

Все герои разочаровались в Наполеоне.

Император очень плохо относился к людям. Ему была безразлична их судьба. Он хорошо умел манипулировать и управлять. Наполеон страдал манией величия. Внешность у него была довольно своеобразная. Маленький рост, большой живот и толстые ноги так его описал автор в своем произведении.

Читайте также:  Смысл песни Егора Летова «Евангелие»

Л.Н. Толстой испытывает искреннюю неприязнь к Бонапарту. Поэтому он переносит свои эмоции на бумагу. В своем романе он попытался развенчать мифы о величии и значимости французского императора.

Наполеон — император

Наполеон Бонапарт после захвата власти стал первым консулом. В 1804 г. он принял титул императора под именем Наполеона I.

В том же году в стране был принят Гражданский кодекс, то есть свод законов, который защищал собственность от различных посягательств.

На основе этого кодекса, который выражал интересы крупной буржуазии, позднее были созданы законодательства многих государств. Наполеона поддерживали буржуазия и зажиточные крестьяне, которые не желали возвращения старых феодальных порядков.

Наполеон-император. Жан Энгр. 1806 г.

Сочинение: Образ Наполеона в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

(433 слова) Несмотря на то, что действие в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» происходит на фоне важнейших исторических событий девятнадцатого века, сами элементы реальной истории занимают отнюдь не центральное место в произведении.

Однако нельзя сказать, что такие исторические фигуры, как Наполеон Бонапарт, Александр Романов и Кутузов, служат лишь декорациями.

С помощью их образов, в частности с помощью образа французского императора, писателю удалось выразить свои взгляды на исторический процесс и роль человека в нём.

Впервые образ Наполеона Бонапарта появляется в самом начале романа, во время светского вечера в Петербурге. Князь Андрей Болконский и его друг Пьер говорят об этом полководце с нескрываемым восхищением, а сам Болконский и вовсе мечтает повторить пусть своего кумира, для чего и едет на войну в Австрию.

Однако Толстой наносит удар по светлому образу в голове горделивого князя. Когда тот, уже порядком насмотревшись на ужасы войны, лично встречается с самим Наполеоном, тот не вызывает у него и доли былого восхищения.

Образ великого правителя и полководца, окружённый сиянием славы, уступает место толстому, нескладному самодовольному человеку, по приказу которого льются реки человеческой крови.

Толстой показывает, как в людском сознании искажается реальная историческая персона, постепенно уступая место рафинированному кумиру, и что происходит, когда реальность сталкивается с мифом.

В дальнейшем образ Наполеона изменяется в ещё более худшую сторону. Мы снова видим императора уже в двенадцатом году. Перед нами предстаёт погрязший в роскоши самодовольный властолюбец, который не слышит никого, кроме себя.

Финальной точкой развития образа французского императора становится Бородинская битва. Мы видим Наполеона жалким и испуганным. Он теряет контроль над своей армией, его приказы не доходят до солдат или оказываются неактуальными и бесполезными.

Ему остаётся лишь надеяться на благоволение судьбы, что становится невыносимой пыткой для этого гордеца, привыкшего считать себя центром мироздания.

Понимая возможность поражения, Наполеон впадает в уныние, перед ним проносятся картины его амбициозных планов, в которых он предстаёт земным воплощением бога, которому суждено построить новый идеальный мир и самолично изгнать всё зло, чтобы купаться в лучах обожания.

Бонапартом Толстого движет не забота о своей стране, а жажда славы и величия, что, по мнению автора, недопустимо для настоящего правителя.

Более конкретную оценку Наполеону и его вкладу в историю человечества Толстой даёт в своих многочисленных авторских монологах. По мнению писателя, ход истории движется по воле народных масс, и никому не хватит сил взять под контроль эту непредсказуемую стихию. Наполеону просто повезло оказаться на гребне народной волны.

С помощью образа Бонапарта Толстой стремился уничтожить такое понятие, как «историческая личность». Показав Наполеона порочным и ничтожным человеком, писатель стремился отнять лавры творца истории у мифологизированных императоров и отдать их простому народу, без усилий и стремлений которого все великие планы сильных мира сего никогда бы не воплотились в жизнь.

Многомудрый Литрекон проследил эволюцию образа Наполеона, уместив ее в краткое сочинение-рассуждение. Если же Вам не понравился его труд, напишите, пожалуйста, почему?

Михаил Щепин

Наполеоновские войны

Наполеон стремился установить контроль над Европой, а может быть, и над всем миром. Он создал сильную армию и одержал несколько побед.

Россия, Великобритания, Австрия, Пруссия и другие государства регулярно объединялись против него в коалиции, но Наполеон стал контролировать разные страны Европы, сажая на престолы своих братьев и сестер. С Россией в 1807 г. был заключен договор.

В Испании и Португалии Бонапарт столкнулся с сильным сопротивлением, которое поддерживала Великобритания, господствовавшая на море.

Детство

Биография Наполеона Бонапарта – это жизненный путь выдающейся личности, обладающей феноменальной памятью, несомненным интеллектом, незаурядными способностями и необыкновенной работоспособностью.

Наполеон Бонапарт родился на Корсике в городе Аяччо. Это событие в семье Карло и Летиции ди Буонапарте произошло 15 августа 1769 года. Буонапарте принадлежали к небогатому дворянскому роду. Всего у родителей будущего завоевателя Европы росло восемь детей.

Отец был адвокатом, а мать посвятила свою жизнь рождению и воспитанию детей. Интересно отметить, что фамилия известной корсиканской семьи, впоследствии правящей династии Франции, в итальянском языке произносилась Буонапарте, а во французском – Бонапарт.

Получив домашнее образование, в шесть лет Наполеон отправился учиться в частную школу, а в возрасте десяти лет его перевели в Отенский колледж. Через некоторое время способный юноша переехал в небольшой французский город Бриенн и там продолжил обучение в военном училище.

В 1784 году сдал экзамены в Парижскую военную академию, после окончания которой получил звание лейтенанта и отправился на службу в артиллерию. Помимо страсти к военному делу, Наполеон много читал и писал художественные произведения. Сочинения будущего императора практически все хранятся в рукописях. Об их содержании известно немного.

Поражение Наполеона

Русская армия перешла границу и вместе с союзниками — Австрией, Пруссией, Великобританией и Швецией — начала наступление. 16—19 октября 1813 г.

в битве под Лейпцигом, которую назвали битвой народов, Наполеон потерпел поражение, и 31 марта 1814 г. союзники вступили в Париж. Наполеон отрекся от престола и был сослан на остров Эльба у берегов Италии.

Во Франции была восстановлена династия Бурбонов, королем стал Людовик XVIII.

Британский кавалерист в битве при Ватерлоо

Сочинение на тему наполеон

Сочинение на тему: Образ Наполеона в романе «Война и мир»

Автор бессмертной эпопеи «Война и мир» Лев Николаевич Толстой отнюдь не был воинственным человеком. Он истово спорил с теми, кто находил в боевых действиях «красоту ужаса». И, тем не менее, описывая в вышеупомянутом романе перипетии 1805 года с точки зрения пацифиста, происходившее в 1812 году писатель преподносит уже как истинный патриот, призывая к бою ради счастья Родины.

Образ императора Наполеона в романе – ярчайший пример воплощения толстовских принципов описания крупных исторических фигур. Образ далеко не на сто процентов соответствует тому, каков был реальный император Франции.

Лев Николаевич не старался до мельчайших подробностей зафиксировать достоверные исторические портреты знаменитых людей, для него такие образы были, прежде всего, носителями глобальной идеи (для каждого — своей).

Образ Наполеона в романе – своеобразная антитеза образу Михаила Кутузова. Кутузов является, безусловно, положительным героем того времени, тогда как Наполеон превращен в антигероя. Лев Толстой всеми возможными изобразительными приемами подчеркивает ограниченность и самодовольство французского завоевателя. Эти качества Наполеона проявляются буквально во всех его жестах и деяниях.

Портретная характеристика Наполеона призвана подчеркнуть его рафинированность, то, насколько французский император, как это ни странно, далек от народных корней и трудовых будней: у императора «потолстевшая» фигура, суетливая походка, «жирные ляжки», «толстые плечи», «белый пухлый живот». Этот самовлюбленный эгоист полагает, что его воле должна подчиниться вся планета. Люди, их жизнь, их мнение Наполеона не интересуют.

Читайте также:  В.В. Маяковский «Про это»: краткий анализ произведения

Поведение императора, его манера разговаривать также являются прекрасными примерами самовлюбленности, крайнего эгоизма императора. «Хорошо» для Бонапарта – не то, что действительно хорошо, а то, что пришло в голову ему, а не кому-то другому.

Каждую минуту, каждую секунду жизни Наполеон играет на публику, он просто не может быть самим собой. Этот позер свято уверен в том, что каждое его слово и действие невероятно ценны для истории.

Очень показателен в этом плане эпизод, когда Бонапарт на Бородинском поле любуется портретом сына: он смотрит на картину, ощущая, что «это есть история» и желая показать «отеческую нежность».

А получается бездарная игра посредственного актеришки…

В образе Наполеона Толстой яркими красками рисует судьбу человека, наделенного властью, но лишенного какой бы то ни было нравственности. Наполеон – человек глубоко несчастный, потому что он духовно и душевно слеп. Он не в состоянии увидеть прекрасное, доброе, познать истину.

Он не может осознать всей ужасности своих собственных деяний, которые, как пишет Толстой, «далеки от всего человеческого». Лев Николаевич считал, что познать добро и правду можно, только отказавшись принимать за чистую монету непомерно раздутое чувство собственной важности.

А на такой героический поступок не способен даже великий император…

Название произведения: Толстой Л.Н. – Война и Мир manager Дата опубликования сочинения: 18.04.2016

Сочинение на тему: Образ Наполеона в романе Толстого «Война и мир»

Война и мир — роман Толстого, который стал шедевром русской литературы. Там автор использует разные образы, создает множество персонажей, где переплетаются судьбы как вымышленных героев, так и реальных, исторических.

Среди всех фигур важное место отведено образу Наполеона, которого автор упоминает уже вначале своего романа. Его личность активно обсуждается в салоне, где собрался весь бомонд. Многие герои им увлекаются, восхищаются его стратегиями, его упорством.

Однако есть и те, кто не поддерживал его и называл преступником.

Создавая образ Наполеона, писатель дает неоднозначную характеристику герою, краткую оценку которого мы отразим сегодня в своем сочинении.

Создавая образ Наполеона в Войне и мире, писатель показывает историческую личность с нескольких ракурсов. Мы видим Наполеона как полководца, что был военно силен, эрудирован, был человеком с опытом и талантом, которые проявлялись в военном деле и в его стратегиях.

Многие герои в начале романа восхищаются им, однако тут же мы видим в лице Наполеона деспотизм, тиранию и жестокость. Для многих некогда кумир превращается в отрицательного героя, что был опасен не только для других стран и народов, но и для самой Франции в целом.

Образ Наполеона

Толстой же открыл свое отношение к французскому императору уже во второй части, где развенчивает ореол величия Наполеона. Вообще в своей работе автор часто повторяет описание Наполеона, где применяет к нему такие прилагательные, как низкий, не так красив, толст, неприятен.

Он пишет, что это толстый человек с большим животом и широкими толстыми плечами. У него жирные ляжки, толстая шея и полное лицо. Ко всему прочему Наполеон наделен негативными чертами. Читая произведение, понимаешь, насколько он был страшным и жестоким человеком, который верил в свою сверхеловечность и решил вершить судьбы людей.

Он самоуверен, эгоистичен, самовлюблен, напыщен и надменен.

Как-то даже становится жаль такого человека, что является немного ущербным и нравственно бедным. Ему чужды любовь, нежность, незнакомы радости жизни, даже получив фото сына, Наполеон не смог по-человечески, по-отцовски проявить радость, лишь имитация чувств.

Наполеону Бонапарту не были интересны судьбы людей, для него люди, что пешки на шахматной доске, где ему оставалось лишь двигать фигуры. Он по трупам к своим целям и могуществу, это человек, как выразился Болконский, испытывает счастье от несчастья других людей.

Наполеон принес на землю войну, а значит не заслуживает он величия и почета. Толстой в своем романе развенчивает личность Наполеона, как завоевателя, развенчивает культ сверхчеловека представляя его в работе избалованным и капризным, жестоким тираном, что не умеет читать в умах людей и в их душах.

TESTSOCH.RU

Все материалы с раздела: Сочинения по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

         В грандиозном романе Л. Н. Толстого «Война и мир» наряду с вымышленными персонажами пред нами предстают реальные исторические деятели, которых писатель показывает в новом свете с интересной авторской характеристикой. И одними из главных являются образы императора Наполеона и полководца Кутузова.

         Наполеон сам по себе неоднозначная историческая личность, но в романе Толстого он раскрывается с явно негативной стороны. Французский император у писателя относится к той группе персонажей, которые своим существом несут силу разрушения и разъединения людей и всего мира.

Такие люди наполнены фальшью и позёрством, они не видят никого, кроме себя и своих желаний. Таковым, согласно автору, и является Наполеон.

Захватывая всё новые земли, вторгаясь в русло установившегося ритма жизни других стран с благородной идеей сделать мир лучше под своей властью, он забывает о том, что любые военные действия – это не есть хорошо, это абсурдное зло и смерть.

Для него не то что чужестранцы, а даже свои собственные солдаты – средство достижения цели, пушечное мясо, использование которого продиктовано его мелочной рассудительностью.

Наполеон буквально ослеплён своей славой; гордыня и себялюбие захлестнули его полностью, он тонет в раболепии верноподданных, но не замечает этого, находясь в сладком тумане самонадеянности. Превыше всего на свете он ставит свою личность, считая, что вправе вершить историю, как ему вздумается, а в этом кроется великий грех и ужасающее фиаско. Да что говорить о характере, если даже по внешности вырисовывается в корне неприятная личность: «маленький человек» с «круглым животом», «жирной грудью», «жирными ляжками коротеньких ног» и с «неприятно-притворной улыбкой».

         Полную противоположность Наполеону в романе составляет отечественный полководец Михаил Кутузов. Он изображается как старик с тучным телом и полностью поседевшей головой, лишённый одного глаза и тяжело передвигающийся.

Но, несмотря на заметное отсутствие здоровья, физической силы, он не потерял силу духа и положительные человеческие черты. Один-единственный глаз смотрит на людей с простотой и лаской, лишь иногда выказывая некоторую насмешливость.

Выражение его лица всегда ясное, он не принимает «поз» перед другими, он показывает свой характер, как есть. Толстым подчёркивается престарелый возраст Кутузова, поскольку он означает в данном случае богатый жизненный опыт и истинную мудрость, накопленную и выверенную годами.

Полководец не разбрасывается своими солдатами, он бережёт их жизни, как может, потому что понимает весь страх и ужас войны. Он наверняка пережил столько кровавых битв и потерь, что теперь понимает всю ценность жизни, жизни любого, пускай неприметного, бойца.

         Кутузов – это родной человек для русского народа, только он может спасти страну от нависшей угрозы.

Именно поэтому его (против своего желания) царь поставил главнокомандующим, ведь чужой человек (Барклай де Толли) хорош для службы только в случае, если Россия относительно здорова.

   Если же опасность уже стоит на самом пороге, хочет вторгнуться в сердце, здесь поможет только свой человек. В нём, в отличие от Наполеона, живёт могучая сила единения людей, в нём живёт душа, радеющая за общее благо, истинные ценности жизни, а не за единоличную власть и довольство.

         Способность быть частью целого, жить ради кого-то и во имя чего-то – вот одна из главных черт, отличающих двух исторических персон друг от друга.

Кутузов близок и понятен любому, он искренен и мудр: «ничего вредного не допустит и ничему полезному не помешает».

По мысли Льва Толстого, он истинно велик, а не Наполеон, который считает себя таковым, ведь «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

         Роман с твёрдой и ясной позиции раскрывает нам характеры великих деятелей, в то же время умело и тонко вписывая в их описание простую человеческую мораль: следуй истине, твори единое благо.

Читайте также:  Краткая биография гёте: самое главное и важное

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: Сочинения по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Сочинение на тему образы кутузова и наполеона в романе. Сочинение на тему Кутузов и Наполеон в Войне и мире кратко

Образы Кутузова, Наполеона в романе «Война и мир» Толстого занимают одно из центральных мест. Изображая войну с Францией, автор населяет свой роман реальными историческими личностями: император Александр, Сперанский, генерал Багратион, Аракчеев, маршал Даву.

Главными среди них, безусловно, становятся два великих полководца. Их масштабные фигуры возникают перед нами, как живые. Мы уважаем и сочувствуем Кутузову и презираем Наполеона. Создавая этих героев, писатель не даёт подробной характеристики.

Наше впечатление складывается на основании поступков, отдельных фраз, внешнего вида персонажей.

Основным приёмом композиции произведения является приём антитезы. Противопоставление звучит уже в самом названии, как бы предвосхищая события. Фигуры Кутузова и Наполеона в «Войне и мире» тоже противопоставлены друг другу. Оба, по мнению Толстого, сыграли большую роль в истории.

Разница в том, что один из них герой положительный, а другой – отрицательный. Читая роман, надо иметь в виду, что это художественное произведение, а не документальный труд. Некоторые черты героев намеренно преувеличены, гротескны.

Таким образом писатель добивается наибольшего эффекта и даёт оценку персонажам.

Вариант 2

В основе романа Л.Н. Толстого «Война и мир» лежит идея противопоставления. Во-первых, в самом названии произведения звучит яркая антитеза двух философских понятий – войны и мира. Во-вторых, характер противопоставления имеет соотношение двух важнейших персонажей, ярких и талантливых полководцев – Кутузова и Наполеона.

Автор изобразил русского главнокомандующего как подлинного вдохновителя, сумевшего привести русский народ к победе. Кутузов – поистине народный герой. Ему чуждо лицемерие и притворство, это честный и простой человек, с одной стороны, но яркая историческая фигура и мудрый полководец — с другой.

Кутузов отлично понимает ход военных событий, дает им правильную оценку, логически верно предсказывая их последствия.

Благодаря развитому стратегическому мышлению, непревзойденному таланту лидера, удивительной интуиции и богатому опыту, военные решения полководца оказываются победоносными, а предсказания сбываются.

Именно так и произошло, когда Кутузов подчеркнул важность Бородинского сражения и заявил, что победа в нем будет за Россией.

Кутузов идеально подходит для того времени, для ведения войны 1812 года. Когда же приблизилось ее завершение, и русская армия стала вести военные действия в Европе, понадобился новый главнокомандующий. Кутузову в тот момент ничего не оставалось, как сложить полномочия и уйти со сцены. «Представитель народной войны» никак не вписывался в новые обстоятельства, для него там не было места.

Толстой изображает Кутузова по-настоящему живым человеком, со своими эмоциями, жестами, мимикой, характером и поведением. Он подчеркивает выразительную фигуру полководца, его живое лицо.

Интересно, что персонаж этот представляется читателю через его восприятие различными по своим взглядам и социальному статусу лицами. В высшей степени гуманным делают Кутузова беседы с близкими и приятными ему людьми.

При этом насколько бы не была велика фигура русского полководца как личности, Толстой отрицал и высмеивал культ великих людей, способных влиять на ход исторических событий.

По мнению писателя, судьбу страны может вершить только сам народ, а предводитель может лишь наблюдать и, насколько это в его силах, руководить неуловимой силой войны, исход которой уже заранее известен. Здесь четко прослеживается признание автором идеи фатализма, согласно которой все исторические события предрешены судьбой.

В противовес Кутузову автор ставит Наполеона. Толстой выступает ярым противником культа французского предводителя.

Для него этот человек лишь агрессор и варвар, напавший на Россию, разоривший города и села, уничтоживший великие культурные ценности, погубивший столько человеческих судеб. В начале романа писатель высмеивает глупое преклонение перед ложным величием Наполеона.

Толстой обращает внимание на то, что поступками французского полководца руководила лишь прихоть, и кроме нее, в его действиях не было никакого смысла.

У каждого из персонажей романа сложилось собственное мнение о Наполеоне. Автор изображает его самовлюбленным, слишком самоуверенным лидером, которого опьяняет собственный успех и мировая слава, и который считает себя вершителем исторического процесса.

Вывод Толстого очень прост – не может быть личность по-настоящему великой, если в ней нет ни грамма добра, истины и простоты.

Таким образом, по-настоящему великой исторической фигурой является русский полководец Кутузов, для которого на первом месте находится не собственная слава и успех, а победа русского народа в борьбе за свободу своего Отечества.

Портрет героев

Прежде всего, Кутузов и Наполеон сравниваются внешне. Русский фельдмаршал – человек старый, грузный, больной. Ему тяжело передвигаться и вести активный образ жизни, которого требует обстановка военного времени. Утомленный жизнью полуслепой старик не может, по мнению представителей светского общества, стоять во главе армии. Таково первое впечатление о Кутузове.

То ли дело бодрый молодой французский император. Здоров, активен, полон сил и энергии. Только читатель странным образом чувствует симпатию к пожилому человеку, а не к блистательному герою. Такого эффекта писатель добивается с помощью незначительных деталей в портрете своих персонажей. Описание Кутузова бесхитростно и правдиво. Описание Наполеона проникнуто иронией.

Образ Наполеона

Император Наполеон Бонапарт — полная противоположность Кутузову. В отличие от цельной личности русского генерала, Толстой изображает французского императора в двух ипостасях: человек и полководец. Как полководец Наполеон талантлив, обладает богатым опытом и знанием военного дела.

Но для Льва Николаевича главным является именно человеческая составляющая, душевные качества, Именно в этом отношении писатель развенчивает романтический образ вражеского полководца. Уже в Наполеона видно отношение автора: «маленький», «жирный», ничем не примечательный, позер и эгоист.

Наполеон — император Франции, но ему мало власти над своей страной, он видит себя властителем мира, считает себя выше других. Стремление к обладанию поглотило его, он нравственно беден и неспособен чувствовать, любить, радоваться. Наполеон идет по трупам к своей цели, ведь она оправдывает любые средства. «Победителей не судят», — вот его девиз.

Главная цель

Противопоставлены и жизненные цели героев. Император Наполеон стремится завоевать весь мир. Уверенный в своей гениальности, он считает себя безупречным полководцем, способным управлять ходом исторических событий. «Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу».

Этот человек ради достижения своих целей не остановится ни перед чем. Он готов жертвовать жизнями людей, чтобы потешить своё самолюбие и тщеславие. Сомнения, угрызения совести, раскаяние в содеянном – понятия и чувства незнакомые герою.

Наполеону важно «только то, что происходило в его душе», а «всё, то было вне его, не имело для него значения, потому что всё в мире зависело только от его воли».

Фельдмаршал Кутузов ставит перед собой совершенно другие цели. Он не стремится к власти и почестям, равнодушен к людской молве.

Старый человек оказался во главе армии по желанию русского народа и по велению долга. Его цель – защитить свою Родину от ненавистных захватчиков. Путь его честен, поступки справедливы и осмотрительны.

Любовь к Отчизне, мудрость и честность руководят действиями этого человека.

Григорий Мелехов в романе Тихий Дон

Сочинение на тему кутузов и наполеон в изображении толстого

Ссылка на основную публикацию