Сочинение: Мотивы лирики Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов создавал свои бессмертные литературные произведения в период бурного расцвета русской классической литературы начала девятнадцатого века. Анализ основных тем и мотивов лирики Лермонтова позволит лучше узнать творчество автора и понять мысли, которые он стремился выразить в своих вольнолюбивых и поразительно мудрых стихотворениях.

Периодизация творчества

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил короткую, но насыщенную жизнь. Будущий поэт родился 15 октября 1814 года. Он посвятил свою жизнь военному делу. Однако занятия литературой занимали все его свободное время.

Скверный характер молодого корнета был причиной частых конфликтов с людьми из его окружения. Один из таких конфликтов, переросший в дуэль, стал причиной трагической смерти поэта.

27 июля 1841 года он был убит Николаем Мартыновым, бывшим товарищем по юнкерской школе и офицером в отставке.

Лермонтов оставил после себя огромное литературное наследие. Он жил и творил в период непростой политической обстановки в стране. В его поэзии воплотилась квинтэссенция общественной мысли того времени, сочетающая в себе стремление быть услышанным, тягу к свободе и борьбу за права человека.

В. Г. Белинский, занимавшийся исследованием лирики Лермонтова, условно разделил его творчество на три основных этапа:

  • ранний «юношеский» период (1828−1831);
  • срединный «петербургский» период (1832−1836);
  • финальный «кавказский» период (1837−1841).

Начало творчества свободолюбивого поэта совпадает с периодом становления его личности. Литературные сочинения юного Лермонтова наполнены максималистскими размышлениями. В них прослеживаются темы добра и зла, божественного и человеческого, правды и лжи.

Сочинение: Мотивы лирики Лермонтова

Своим идейным вдохновителем он считает английского поэта Джорджа Гордона Байрона, известного романтической лирикой, полной восточных героических приключений. Молодой Лермонтов не только переводил произведения английского классика, но и пытался скопировать его систему поэтических образов и лирических героев в своих работах.

С течением времени собственный литературный гений Лермонтова крепнет, его лирика обретает уникальные черты.

Начальный период творчества завершается созданием стихотворений «Нет, я не Байрон, я другой» (1832), «Молитва» (1829) и «Парус» (1832).

К произведениям первого периода относятся поэмы «Кавказский пленник» (1828) и «Измаил-бей» (1832), несколько театральных драм и более двухсот стихотворений.

Срединный период творчества литератора отмечен стремлением к поиску и развитию собственных тем. В это время Лермонтов почти не писал коротких стихов. Он работал над драмой в четырех действиях «Маскарад» (1836) и социально-психологическим романом «Княгиня Лиговская» (1836). Последний так и остался незавершенным.

Одним из первых произведений, написанных в рамках финального этапа творчества М. Ю. Лермонтова, считается стихотворение «Смерть поэта» (1837). Творчество этого периода отличается высокой эмоциональной зрелостью.

Автор словно осознает свое истинное предназначение и отстраняется от лирического героя, отказывается от избыточной эмоциональности и автобиографичности. На первый план выходит не образность, а сюжет.

В этот период рождаются:

  • лирико-психологический роман «Герой нашего времени» (1840);
  • поэмы «Мцыри» (1838) и «Песнь о купце Калашникове» (1838);
  • стихотворения «Не верь себе» (1839), «Из Гете» (1840), «Я к вам пишу…» (1840), «Утес» (1841), «Пророк» (1841) и т. д.

Философская лирика

Ведущий мотив философской лирики Лермонтова — мотив одиночества. Автор не страдает от недостатка женской любви, его гнетет душевное сиротство.

Одним из наиболее запоминающихся символов творчества поэта является образ паруса из одноименного стихотворения.

Лирический герой Лермонтова отличается мятущимся характером, страдает от неспособности обрести покой, в котором он отчаянно нуждается.

В стихотворениях, написанных в последние годы жизни, мотив одиночества перерождается в мотив тотальной отчужденности от мира. Автор больше не ищет одобрения людей или Бога, он отстраненно наблюдает за происходящим («Дума» (1838)).

Сочинение: Мотивы лирики Лермонтова

Богоборческие мотивы в поэзии Лермонтова рождаются не из мнимого атеизма литератора. Наоборот, лирический герой автора подсознательно религиозен. Он тянется к светлому, божественному началу, но не чувствует себя довольно правильным и святым для того, чтобы его возлюбил Бог. Эта борьба проявляется в стихотворении «Я не для ангелов и рая» (1831).

Другие мотивы, характе́рные для философской лирики автора — отчаяние, тоска по ушедшему прошлому и неверие в благоприятное будущее. Все эти эмоции встречаются в стихотворении «Не думай» (1830).

Перечисляя основные мотивы Лермонтова в его поэзии, невозможно не упомянуть тему тюрьмы и ограничения свободы. Их можно встретить в стихотворениях «Пленный рыцарь» (1840), «Соседка» (1839), «Желание» (1832) и в поэме «Мцыри» (1839). Больше физической несвободы Лермонтов страшится духовного узничества и запрета на высказывание своих собственных мыслей.

Вольность и вспыльчивый характер неоднократно ставили Лермонтова в дурное положение. Один раз он чуть не оказался в тюрьме за стихотворение «Смерть поэта» (1837), являющегося символической эпитафией А. С. Пушкину. Автор избежал заключения лишь благодаря вмешательству В. А. Жуковского, который вступился за молодого поэта. Вместо тюрьмы Лермонтов отправился в ссылку на Кавказ.

Любовь в творчестве поэта

Тема любви и отношений — еще один основной мотив творчества Лермонтова. Стихотворения, объединенные этой темой, драматичны. Метания лирического героя вызваны личными неудачами, случавшимися в жизни поэта. М. Ю. Лермонтов не жаловался на отсутствие женского внимания и считался сердцеедом. Однако в его жизни не было отношений, которые подарили бы покой его израненной душе.

Сочинение: Мотивы лирики Лермонтова

Ни один доклад или реферат по литературе, в котором рассказывается о любовной лирике Лермонтова, не обходится без упоминания самой важной женщины его жизни.

Ею была Варвара Александровна Лопухина, с которой он познакомился в 1831 году. Они сильно любили друг друга и даже хотели пожениться. Однако семья девушки была категорически против возможного брака с молодым литератором.

Варвара Александровна вышла замуж за другого мужчину, но она не переставала любить поэта до самой смерти.

В. А. Лопухиной было посвящено множество стихов, главными из которых принято считать «К Л.» (1831), «Валерик» (1840), «Она не гордой красотою» (1832) и т. д. Стихотворения, рассказывающие об этой любви, пронизаны светлым мотивом грусти.

В произведениях, адресованных другой любви Лермонтова, Наталье Ивановой, прослеживаются совсем иные мотивы. Краткие отношения литератора и Натальи закончились изменой женщины. Факт неверности стал причиной серьезной обиды Лермонтова. Тематика стихотворений «Ивановского цикла» — ревность и жажда мщения («Я не унижусь пред тобою» (1832)).

Сочинение: Мотивы лирики Лермонтова

Кроме того, в любовной поэзии Лермонтова присутствуют мотивы:

  • неразделенных чувств;
  • мятущейся природы, отражающей переживания лирического героя;
  • вечности и разлуки;
  • долгой дороги к недостижимой цели и т. д.

Гражданские и политические мотивы

Тема родины и патриотизма является сквозным лейтмотивом лирики Лермонтова. Он жил в сложный исторический период и был свидетелем событий, развернувшихся в стране после восстания декабристов 1825 года.

Поэт не являлся непосредственным участником восстания в силу юного возраста. Но он сочувствовал идеям, которые пропагандировали декабристы, и осознавал несправедливость царского самодержавия.

Стих «Жалобы турка» (1829) содержит в себе мотивы неприятия рабства и непререкаемой свободы человеческой воли. Патриотический дух поэта и его гражданские принципы, несломленные государственными репрессиями, можно наблюдать в произведениях «10 июля» (1830) и «Новгород» (1830).

Сочинение: Мотивы лирики Лермонтова

Прославляя могучую силу духа, М. Ю. Лермонтов пишет «Бородино» (1837), основной темой которого является война с Наполеоном. Французский полководец выступает в роли вероломного захватчика, потерпевшего крах при наступлении на святую русскую землю. Истинным героем стихотворения оказывается собирательный образ народа.

Мотив любви к родине в лирике Лермонтова имеет и другое, менее пафосное звучание. К примеру, в стихотворении «Монолог» (1829) тема гражданского долга перед отечеством стирается под гнетом трагических мыслей автора, считающего, что проблема поколения заключается не только в его представителях, но и в само́й стране, утратившей былое величие.

С течением времени сообщение, которое автор стремится передать потомкам, обретает конкретное звучание. Мотивы философской и гражданской лирики литератора постепенно смешиваются, он пишет кратко, но метко, печально реагируя на окружающую его действительность. Апогеем творчества Лермонтова являются стихотворения «Дума» (1838), «Прощай…» (1840) и «Первое января» (1840).

Сочинение: Мотивы лирики Лермонтова

Эти поэтические монологи становятся размышлениями на тему будущего. Они содержат в себе мотивы внутренней опустошенности и тотального неверия в благоприятный исход николаевской России.

По словам В. Г. Белинского, весь пафос лермонтовской поэзии заключен в поиске ответа на вопрос о том, какую плату несет человек за свободу и вольнодумие.

По мнению критика, вольнолюбивая лирика Лермонтова выходит из самой глубины его оскорбленного духа, она словно написана кровью и пропитана страданиями.

Благодаря бесспорному литературному таланту, Лермонтову удалось превратить свои глубокие внутренние переживания в нечто прекрасное — свою поэзию, которая откликается в сердцах многих людей.

Основные мотивы лирики Лермонтова

Сочинение: Мотивы лирики Лермонтова

Свою первую порцию настоящей славы и опалы он получил, написав стихотворение «На смерть поэта». Возможно, об этом произведении долго бы еще ничего не знали, если бы Лермонтов не показал его Раевскому. Печататься он начал, скорее, под давлением друзей, истинных ценителей литературного таланта.

Тема одиночества

Основным мотивом творчества Лермонтова остается одиночество. Эта тема проскальзывает в большинстве его лирических произведений, даже тех, которые посвящены природе, Родине, любви.

Непосредственно одиночеству посвящены стихотворения «И скучно, и грустно», «Одиночество» (Как страшно жизни сей оковы), «Пусть я кого-нибудь люблю…», «На севере диком стоит одиноко» и др.

Природа и природные явления служат поэту декорацией его любимой теме одиночества. Таковы стихотворения «Утес», «Листок», «Парус», «Тучи».

У Лермонтова особое место занимает философская лирика, где он задается вопросами бытия. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», слышится растерянность поэта перед дальнейшей жизнью. Стихотворение написано в 1838 году, а у поэта возникает вопрос: зачем он живет? Философским смыслом наполнено стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Гражданская лирика

Мотив борьбы с самодержавием в лирике Лермонтова проскальзывает, но таких стихотворений немного. Вершиной гражданской лирики можно назвать стихотворение «На смерть поэта».

До этого было написано незавершенное стихотворение «Опять вы, гордые, восстали». Это стихотворение, скорее всего, явилось эмоциональным всплеском поэта. Оно осталось незавершенным и потому оставляет больше вопросов, чем дает ответов:

Сочинение: Мотивы лирики Лермонтова

После поражения декабрьского восстания по стране поползли слухи о казненных вождях, о том, что царь после восстания декабристов дал волю крестьянам, а родные помещики скрывают их, чтобы заставлять крестьян работать на себя. Крестьяне возвели казненных в ранг мучеников, боготворили их. В ряде губерний то здесь, то там, вспыхивали волнения, которые подавлялись силами полиции и армии.

В 1830-31 годах в России вспыхивали так называемые «холерные бунты». Крестьяне, недовольные запретами на передвижение, возмущались и отвечали бунтами. Суворов в свое время подавил восстание Пугачева, поэтому Лермонтов называет Суворова врагом вольности и славы.

Читайте также:  Краткий пересказ рассказа Эрнеста Хэмингуэя «По ком звонит колокол»

В шестнадцатилетнем возрасте Лермонтов написал стихотворение «Предсказание», где предрек падение самодержавия. Некоторые исследователи видят в этом предсказании некое мистическое предчувствие. Но если вспомнить, что стихотворение написано в злополучном 1830 году, когда революции буквально сотрясали Европу, то это предсказание станет вполне логическим выводом из происходящих событий.

Гражданская тема неизменно перекликается с темой Родины. Таковы у Лермонтова стихотворения «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», « Монолог», «Печально я гляжу на наше поколенье». В двух последних стихотворениях слышится тревога поэта в том, что его поколение бездействует, не находит точки приложения своих сил.

Любовная лирика

Любовная лирика в творчестве Лермонтова занимает немного места. В основном, стихотворения о любви приходятся на период взросления. Но в любви он был разочарован. Сначала ветреная Сушкова, потом – таинственная Н.Ф.И – Наталья Федоровна Иванова заставили юного поэта разочароваться в любви. Этим барышням Лермонтов посвятил циклы стихотворений.

Варвара Лопухина была, наверное, самой большой привязанностью поэта. Правда, она вышла замуж за Бахметьева, но это не мешало им сохранять теплые, дружеские отношения до самой смерти Лермонтова. Варваре Лопухиной Лермонтов посвятил следующие стихотворения:

  • «Она не гордой красотою…»,
  • «Мы случайно сведены судьбою…»,
  • «Оставь напрасные заботы…».

Смешанные мотивы

У Лермонтова немало таких многоплановых произведений, перед которыми  встаешь в тупик:о чем оно? к какой теме причислить? Например, стихотворение «Спеша на север издалека…». Первая строка вроде о Родине.

Путник стремится скорее попасть в родную сторону, на север.  Описание Казбека и Кавказа и обращение к нему напоминает о любви Лермонтова к Кавказу. Затем поэт говорит о своем беспокойстве, в том, что его забыли или помнят.

Это – тема дружбы, взаимоотношений между людьми. Последние строки стиха – одиночество.

Основные мотивы лирики Лермонтова: кратко об основных мотивах

Основные мотивы лирики Лермонтова: кратко об основных мотивах добавить в закладки

Основные мотивы лирики Лермонтова кратко можно охарактеризовать двумя словами – самореализация, самопознание. Каждое стихотворение имеет двоякий, философский смысл. Автор изучает проблему душевного развития, одиночества. Настоящим открытием для художественной литературы стал исповедальный формат повествования. Уникальная пунктуация, синтаксис, используемый писателем, позволяют читателю максимально прочувствовать эмоции, боль, радость.

Многие черты характера лирического героя совпадают с качествами, взглядами писателя. Лермонтов проникался темой человеческой души, личности. Эти понятия определяли для него бытие, реальность. Тематика лирики Лермонтова охватывает вопросы мировоззрения, рока, жизненной тайны, гибели.

Основные мотивы лирики Лермонтова проявляются в стремлении к идеалам, попытках познать высшее совершенство, исследуя людей, мир. Это характерная черта большинства рассказов, стихов поэта. Лирика творчества Лермонтова поднимает проблему борьба зла с добром. Это является основным конфликтом, писатель возвращается к нему на протяжении всего творческого пути.

Сочинение: Мотивы лирики Лермонтова Сочинение: Мотивы лирики Лермонтова

Назовите основной мотив творчества М.Ю. Лермонтова – ответ на тест

В тестах часто встречается задание – назовите основной мотив в творчестве Лермонтова. Рассмотрим принципы лирики девятнадцатого века. Романтический пафос – характерная черта поэзии этого времени. Творчество Михаила Юрьевича часто содержит романтические ноты. Он восхищается свободой, волей, подвигами, героизмом. Популярное направление – описание красот природы. 

Поэт говорит о невозможности найти применение в жизни. Люди вынуждены были уезжать за границу, идти воевать, они чувствовали себя непонятыми обществом. Россия переживала переломный момент, что сказывалось на жителях страны. На фоне этих обстоятельств сформировались основные направления лирики Лермонтова:

  • Поэзия с ее высочайшим предназначением, сложностью поэтов. Пример: стихи «Поэт», «Пророк»;
  • Самодержавие, жизнь представителей высших сословий и народа, осознание смысла существования молодым поколением. Произведения «Бородино», «Дума», «Смерть поэта»;
  • Чувство сострадания, любви. Пример: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет»;
  • Проблема взаимоотношений между автором и миром, ощущение разочарования, горечь, тяготы одиночества: «Утес», «Горные вершины»; «Листок»;
  • Стремление к борьбе, свободной жизни: «Узник», «Парус».

Каков основной мотив лирики Лермонтова

Тема лирических произведений основана на поиске моральных, этических идеалов. Герой неоднозначный, противоречивый. Большое влияние на писателя оказал декабристский разгром. В мотивы творчества добавились элементы расплывчатости, неуверенности, сомнений. Автор выражает свои философские рассуждения через обилие пессимистических красок. Он верит – творчество всемогуще, поэзия бессмертна.

Несмотря на обилие разочарований, писатель пронизывает свои творения высокими помыслами, благородными чувствами. Он выражает идеальный образ в лице посланника Бога.

Михаил Юрьевич проникается темой поиска родины, дающей человеку чувство значимости, важности. Поиск великого предназначения приводит его к идее единения с природой.

Творец описывает вечную борьбу между образованностью, невежеством. В приоритете – нравственное одухотворение. 

Определенный класс произведений передает усталость, отрешенность Лермонтова от окружения. Он чувствует себя одиноким, праздное существование не приносит удовлетворения, кажется пустым, бессмысленным. 

Основные мотивы лирики Лермонтова – таблица с примерами

Основной мотив Суть, пример
Смешанный Для ряда рассказов характерна многоплановость. Критики часто сталкивались с проблемой поиска основной темы. Автор начинает стих с рассказа об отечестве, переходит к описанию личностных переживаний, заканчивая стихотворение рассказом о своем одиночестве. Ярким примером является стих «Спеша на север издалека».
Любовный  Поэт уделяет мало внимания любовной лирике. Данное направление характерно для юности творца. В жизни ему не везло в любви, но своим возлюбленным писатель посвящал прекрасные строки.  Пример: «Оставь напрасные заботы», «Она не гордой красотою».
Гражданский  Сражение народа с государственным устоем, самодержавие, тема светского общества редко встречаются в произведениях. В шестнадцать лет он создал стих «Предсказание», который предсказал смену самодержавного строя. Еще один пример – «На смерть поэта».
Одиночество Тяжелое детство, отрочество поэта наложили отпечаток на его творчество. В большинстве стихов поднимается тема одиночества, тоски. Она проявляется в любовной лирике, стихотворениях об отечестве.  Примеры стихов посвященных теме одиночества:«Листок», «Утес», «И скучно, и грустно», «Тучи».

Смотри также: Смысл названия романа «Герой нашего времени»: версии о названии

Сочинение на тему «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова»

Сочинение: Мотивы лирики Лермонтова 10 класс / 11 класс / 9 класс

Перед вами отличное сочинение по лирике Лермонтова. В данном сочинении автор останавливается на анализу следующих стихотворений:

  • Дума
  • Смерть поэта
  • Как часто пестрою толпою окружен…
  • Безумец я! Вы правы!…
  • И скучно, и грустно
  • Поэт
  • Я к вам пишу: случайно, право…
  • Бородино

Другие сочинения по лирическим произведениям этого автора можно найти здесь.

Основные мотивы лирики Лермонтова

Являясь духовным приемником Пушкина, М.Ю. Лермонтов поведал нам в своих произведениях о своем поколении, о времени, о родине и о себе.

Стихи поэта рожденные «из пламя и света» — написаны в годы реакции, проникнуты горечью одиночества, осознанием того, что бесцельное существование стало правилом для большей части общества. Об этом стихотворение «Дума».

Говоря, что будущее «иль пусто, иль темно», Лермонтов уточняет: «Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом». Тяжел вывод поэта, ведь отцы — это декабристы.

Отсутствие идеалов, отказ от всяких стремлений позорны, их дети, которые «в начале поприща… вянут без борьбы», не могут быть полезны Родине. Лермонтов говорит о них — «толпа угрюмая», сожалея, что гибнут лучшие силы современников, не возрожденные в новых поколениях. Осуждая их бездействие, он предрекает им бесславную кончину и презрение потомков.

Но Лермонтов видит и трагедию передовой мыслящей личности, он понимает те трудности и лишения, которые ждут борющегося, честного человека.

В стихотворении «Смерть поэта» он обличает строй и общество, страстный протест, негодование, бушующий гнев, обращенный против убийц, хладнокровно травящих «свободный, смелый дар».

Одновременно здесь и безутешная скорбь друзей, не защитивших «сердца вольного», не разглядевших опасность, и страстный приговор «свободы, гения и славы палачам».

Очень близко по теме и настроению другое стихотворение —«Как часто, пестрою толпою окружен…».

Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов, их лица —это «приличьем стянутые маски». Чувствует себя одиноким среди них, возвращаясь мыслями к детству, поэт как бы отдыхает душой.

Но ему не миновать пробуждения, тем страшнее, тем яростнее и непримиримее становится он и его бунт против фальши и духовной нищеты, царящих вокруг.

В постоянном конфликте находится поэт с обществом. Борьба рождает его стихотворения-отповеди («Безумец я! Вы правы!…»), размышления о смысле жизни («И скучно, и грустно»), о месте поэта «Поэт»).

Лермонтов пишет и о войне. В стихотворении «Я к вам пишу: случайно, право…» герой размышляет над бесцельностью, нелепостью жертв на войне, «под небом места много всем». Это раздумья о несправедливости захватнической войны. Но к войне освободительной у Лермонтова иное отношение.

В стихотворении «Бородино» от лица простого солдата, он с любовью описывает обыкновенных солдат, русских людей, объединенных единым желанием — победить! Лермонтов не мог не подчеркнуть решающей роли простого народа в победе над французами. «Бородино» — истинный поэтический памятник русским солдатам.

Лермонтов посвятил много стихотворений теме Родины, продолжая развивать идеи Радищева, Пушкина, мечтал увидеть страну цветущей, народ свободным. Остро воспринимает Лермонтов судьбу Родины. Он бесконечно любит ее и ненавидит одновременно.

Итогом многолетних раздумий стало стихотворение «Родина». Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Восприятие Родины связано у Лермонтова прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой. Герои Лермонтова счастлив своей малой Родиной, являющейся частью большой Родины — России!

  • «степей холодное молчание»,
  • «лесов безбрежных колыханье»,
  • «разливы рек ее, подобные морям»,
  • «И на холме средь желтой нивы
  • Чету белеющих берез».

Поэт рад, вместе со своим героем, показать нам «полное гумно» —знак крестьянского благополучия, предметы быта, «избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно», — из всего этого складывается образ Родины.

Таковы мотивы лирики Лермонтова. Выраженные в стихах, они будили мысль в людях его поколения, воспитывали истинных патриотов Родины.

Надеюсь, вам понравилось сочинение на тему «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова»

Сочинение на тему «Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова»

В такой обстановке Лермонтову казалось, что распалась связь времен, стало постоянным чувство ненужности обществу и стране. Жизнь проходила напрасно. Эти настроения и определили тематику лирики великого поэта.

В поэтических произведениях юного Лермонтова ярко выражен мотив отрицания. Он отрицает высший свет, презирает толпу, укоряет Бога, создавшего такой несправедливый мир, не верит, что в России возникнет свободное общество.

Читайте также:  Стихи про домашних животных для детей, школьников: детские стихотворения классиков

Лермонтов смело выступал как борец-одиночка. Он жестко и язвительно обвинял царя и вельмож в насилии и деспотизме.

На первый план в его поэзии выдвинуты, по словам Белинского, «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности».

Основная направленность лирики Лермонтова – это бунтарство, протест и трагическое восприятие действительности. Личность мыслящего человека оказалась в конфликте с обществом, в кризисе веры в будущее. Ранняя лирика поэта имеет романтическую направленность, в ней ощущается влияние поэзии Байрона.

У Лермонтова такие же мятежные и гордые лирические герои. Они хотят подвигов, свершений, а обстоятельства обрекают их на бездействие.

Эти мотивы звучат в стихотворениях «Я рожден, чтоб целый мир был зритель / Торжества иль гибели моей…», «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой…», «За дело общее, быть может, я паду…» и других.

Молодому дворянину того времени предлагалось жить великосветской жизнью, ездить на балы, собрания, проводить время с друзьями. Лермонтова не устраивает такая пустая жизнь. В его лирике отражено тотальное отрицание «толпы», «светской черни»:

Коварной жизнью недовольный, Обманут низкой клеветой…

Поэт прекрасно знаком с лживой моралью знати, с ее лицемерными нормами жизни:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

  • Поверь: великое земное
  • Различно с мыслями людей.
  • Сверши с успехом дело злое — Велик;
  • не удалось – злодей.

Мотив духовного одиночества – один из ведущих в лирике Лермонтова. Он уверен в избранности поэта, на которого небеса возложили великую миссию сказать людям правду. В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» он пишет:

  1. …Кто
  2. Толпе мои расскажет думы?
  3. Я – или Бог – или никто!

Часто лирический герой пытается вознестись душой в небеса и там попытаться найти ответы на мучающие его вопросы, но тщетно. В лирике Лермонтова прослеживается тяга к миру прекрасного, идеального.

Но чаще герой с горечью говорит о разочаровании в любви, дружбе, отрицает ценности земного тягостного существования.

Ему присуща двойственность сознания, когда он хочет понять и полюбить весь мир и в то же время ясно понимает безнадежность своих благих порывов.

В сложной, интересной, интеллектуальной лирике Лермонтова тесно переплетаются гражданские, философские и личные переживания.

Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы

Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике.

В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными.

В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него.

Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению.

Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика.

Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример.

Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя.

В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства.

К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное.

Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы.

С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления.

Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое.

Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели.

В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ.

Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей.

Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады.

Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.

В чем заключается своеобразие творчества лермонтова

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

За короткий жизненный путь М.Ю. Лермонтов успел оставить нам неоценимое наследие. Творчество поэта разнообразно по тематике. В его лирике мы можем выделить несколько основных тем: Родины, одиночества, любви и природы.

Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Отношение поэта к России было противоречивым. В своем произведении «Родина» автор пишет о «странной» любви к Отечеству.

Поэт не любит государственных чиновников, потому что они не заботятся о простых людях, но он восторгается традициями и культурой Отчизны, Лермонтову нравится пляска «с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков».

В «Бородино» Лермонтов гордится своей страной и историей России.

Любовная лирика поэта видна в первых стихотворениях, причем любовь переплетена с печалью и одиночеством. Лермонтов не находит счастья в любви: «счастья без обмана нет», «вечно любить невозможно».

В произведениях мы находим безнадежность героя, отчаяние, светлые чувства к нему не приходят, и он разочаровывается в любви: «не стоит труда», «все там ничтожно».

Поэт не верит в идеальную любовь и понимает, что в жизни может влюбиться только раз, потому что мимолетные увлечения быстро проходят, оставляя в душе пустоту.

Пейзажные зарисовки родной страны являются неотделимой частью лирических произведений поэта. В этих стихотворениях картины природы просты, точны, красочны: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студеный ключ», «белеющие березы».

Очень точно Лермонтов употребляет прием одушевления, он первый, кто стал привлекать сравнения из природы применительно к человеку: «Он был похож на вечер ясный…». Также автор рассказывает нам, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревога», «весело жить».

Часто лирический герой Лермонтова одинок, и именно природа помогает автору раскрыть душу этого героя. И природа помогает подчеркнуть это одиночество.

Тема одиночества проходит почти через всю лирику Лермонтова. Наиболее полно раскрыта эта тема в стихотворении «Узник». Поэт сам ощущает себя узником времени, ведь современники его не понимают. В «Пророке» лирический герой не нужен людям, они не желают его слушать, поэтому он вынужден удалиться в пустыню, там пророк обретет покой.

Лирика М.Ю. Лермонтова наполнена грустью, печалью и чувством одиночества, читая его поэзию, мы можем заглянуть в душу поэта и ближе узнать его как человека.

Сочинение Темы и мотивы творчества Лермонтова

Русскую литературу невозможно представить без такого писателя, как Михаила Юрьевича Лермонтова, который являлся романтической личностью, глубоко любящей собственную Родину.

Творил поэт как раз в то время, когда господствовал романтизм. Лермонтову удалось выявить на первый план лирическое «я», что неоднократно предстает центром мира всего. И тем, которыми руководствовался Михаил Юрьевич, было много. Основная – это тема, посвященная одиночеству.

Такое состояние для Лермонтова воспринималось как нечто повседневное, обыденное. Поэт считал, что так оно и есть, и было. В его творениях лирический герой противопоставляется реальному миру, наполненному бездумной толпой, что не может никак понять человека талантливого. Появляется конфликт, который никаким образом не может разрешиться.

Одиночество для персонажа Михаила Юрьевича представляется как плата за то, что искал, а затем и приблизился к внутреннему покою, душевному равновесию. Герой постоянно находится в поисках самого себя, своего внутреннего мира, своей души.

И в концепции писателя в конце то концов трактуется то, что лирический персонаж так и не обрел покой, даже оставшись совершенно в полном одиночестве…

Читайте также:  Горячий тур для толкиенистов

С другой стороны считается, что одиночество – это некий побег человека от окружающего сурового мира, который надоедает и раздражает своим шумом, в мир иной, иллюзионный. И сразу возникает наряду с этим отчужденность персонажа в сем мире, которое возрастает и неумолимо продолжает возрастать.

На смену первой теме приходит другая: тема воли, а также тема неволи. Для Михаила Юрьевича свобода – это самая главная ценность.

И лирический герой то и делает, что отстаивает собственное право на то, чтобы являться свободным и независимым от всего мирского. Это, прежде всего, замечается в поэме «Мцыри».

Связь проявляется и в стихотворении «Узник», что тоже полон мечтаниями о свободе, о том, чтобы вырваться из клетки.

Удивительно то, что мотивы лирики Михаила Юрьевича и темы неразрывно связаны друг с другом, потому как в произведениях Лермонтова прослеживается и мотив отчужденности лирического героя от пагубностей всего окружающего, и тема одиночества, которая проносится у поэта по всему его творчеству. И то, и то тесно связаны с темой природы, ибо персонаж, мечтая уйти от насущной действительности, обнаруживает утешение в прекрасной красоте природы, которая способна благоприятно воздействовать на человека, очищая и излечивая его душу.

Особое внимание в творчестве Лермонтова уделяется толпе, которую он старается ярко выразить, так как её влияние либо возвышает человека, либо принижает настолько, что дальше продолжать собственный путь гораздо тяжелее.

Общество Михаил Юрьевич сурово критикует, вырисовывает образы таких людей праздным, ветреным, довольно мелочным, легкомысленным. Их главный недостаток в том, как считает поэт, что отсутствует духовность. Толпа достаточно безынициативна, тщеславна.

Ей чужды переживания простого творца, поэтому персонаж Лермонтова и отходит все дальше и дальше от них, дабы не соприкасаться и не взаимодействовать с таким обществом «душевных калек».

Безусловно, Михаил Юрьевич не обошел такую тему, как тема Родины! В своих стихотворениях писатель показывает, насколько понятие «родина» далеко и не похоже на понятие «государство».

Это две совершенно отличные друг от друга ветви. Одна, как утверждает поэт, воодушевляет, делает благороднее, возвышенным тебя человеком.

Другая излучает лишь ханжество, легкомыслие, безучастность в судьбах людей.

И важная тема писателя – это тема любви, которая выражается у Лермонтова пессимистично. Взаимности наблюдать в творческих трудах Михаила Юрьевича бессмысленно, ибо лирический герой находит свое утешение лишь в одиночестве.

Таким образом, вклад Лермонтова в русскую литературу неоценим! Мысли витиевато располагаются на бумаге, поражая своим содержанием и великолепием!

Сочинение Основные темы лирики Лермонтова

За короткую жизнь Лермонтов оставил уникальное наследие. Творческая жизнь поэта представляет огромное разнообразие. В его лирике отмечают такие темы: Родины, одиночества, любви и природы. Давайте посмотрим, что хотел сказать автор в своём творчестве.

Тема Родины проходит через творческий путь Лермонтова. Он испытывает смешанные чувства по отношению к России. В своём творении «Родина» автор о привязанность к Отечеству.

Поэт презирает чиновников, так как они не заботятся о населении, но он боготворит традиции и культуру Отчизны. Автор восхищается танцами с «топаньем и свистом под говор пьяных мужиков».

В «Бородино» Лермонтов прославляет военных людей и историю страны.

Любовную лирику в творчестве поэта сопровождает печаль и одиночество. Поэт не обретает счастье: «счастье без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях отражена безнадёжность грея, отчаяние, светлые чувства его не посещают, поэтому он считает любовь таким чувством, которое посещает человека раз и на всю жизнь. Не забывая о мимолётных увлечениях, которые быстро проходят.

Различные пейзажи страны считаются частью конкретных произведений. В таких стихотворениях природа имеет простые краски: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студёный ключ», «белеющие берёзы».

Он стал внедрять в литературу приём одушевления и сравнения человека с природой: «Он был похож на ветер ясный…». Ещё автор отмечает, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревоги».

В основном герой Лермонтова испытывает одиночество, поэтому природа помогает автору раскрыть душу этого героя. Природа помогает отразить душевные переживания.

Тема одиночества идёт фактически в каждой работе Лермонтова. В полном объёме тема раскрыта в стихотворении «Узник». Поэт чувствует, что заперт во времени, ведь с современниками у него не получается диалога. В «Пророке» автор подчёркивает, что его лирика не нужна людям, они не желают его слушать, поэтому он желает уйти в пустыню и получить покой.

В лирике Лермонтова отражены грусть, печаль, чувство одиночества, читая его поэзию, изучая его поэзию, люди могут заглянуть в душу поэта и узнать его человеческие качества.

Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения о лирике Лермонтова, чтобы понять и рассмотреть его произведения. Не забывая анализировать все мысли поэта.

Для 9 класса

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Уже в ранних стихах Лермонтова проявляется, а затем стано­вится все более очевидным мотив бунтарства, «жажды» свобо­ды, стремления к борьбе. Поэт создает образ лирического героя, неудовлетворенного жизнью, мечтающего о настоящей деятель­ности.

«Жизнь скучна: когда боренья нет…» — провозглашает Лермонтов в стихотворении «1831-го июня 11 дня».

Идеалом поэта-борца для него становится Байрон, но Лермонтов осозна­ет свою национальную принадлежность, свой особый путь: Нет, я не Байрон, я другой,

  • Еще неведомый избранник,
  • Как он, гонимый миром странник,
  • Но только с русскою душой.

В вольнолюбивой, по сути своей, лирике Лермонтова воспе­вается подвиг во имя свободы, возникает образ величественно­го героя с «возвышенным челом», который несет возмездие уг­нетателям свободы («Настанет год. России черный год»).

Романтический образ ищущего, мятущегося героя, жажду­щего свободы, создает поэт в стихотворениях «Парус», «Плен­ный рыцарь». Лермонтов противопоставляет тирании свободу, и ее символом выступает одинокий парус.

Байронический мотив одиночества, разочарования, изгнан­ничества проходит через всю поэзию Лермонтова, но особенно ярко проявляется в стихотворениях «Выхожу один я на доро­гу…», «И скучно, и грустно…», «Утес», «На севере диком…».

У Лермонтова нет пейзажных стихов, в которых изобража­лась бы статичная, застывшая природа. Природа всегда законом мирозданья связана с человеком и соответствует его душевному состоянию или, наоборот, контрастна ему.

В стихотворении «Вы­хожу один я на дорогу…» величие ночи, тишина и покой пора­жают героя. Природа — божественная гармония, не знающая противоречий. Однако мысль поэта обращается к жизни людей, где нет «свободы и покоя», где бушуют страсти.

Поэту тяжело и грустно, мелькает мысль «уснуть холодным сном могилы», но жизнь еще дорога поэту.

У Лермонтова почти нет стихов, где природа давалась бы вне связи с человеком. В стихотворений «Тучи» изгнанничество ге­роя находит отражение в движении туч «с милого севера в сто­рону южную».

Каждое психологическое состояние человека, пе­ребирающего причины изгнанничества («судьбы ли лишения? зависть ли тайная? злоба ль открытая?»), соответствует состоя­нию природы.

Но тучи лишены человеческих страстей и страда­ний, и их летучий образ наводит поэта на мысль о счастье зем­ных привязанностей, о ценности несвободы от Родины.

Патриотические мотивы пронизывают всю поэзию Лермон­това. Любовью к родине наполнены многие стихи поэта («Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина»). В стихотворении «Ро­дина» Лермонтов называет свою любовь к Отчизне «странной». «Странность» эта происходит от двойственности чувств поэта в отношении к Родине. Он любит красоту русской природы, лю­бит русский народ.

При этом рассудок поэта не может победить ненависти к России крепостнической, самодержавной. Лермон­тов отделяет подлинный патриотизм от казенного, официаль­ного патриотизма николаевской России.

В стихотворении «Роди­на» проявляется национальное самосознание поэта, которое нашло отражение в «Бородино», в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашни­кова».

«Песня…» основана на историческом материале времен Ива­на Грозного, написана в народно-поэтическом стиле. Однако народна здесь не только форма, но и сама этическая позиция.

Молодой купец Степан Калашников, не убоявшись гнева царя, постоял за честь своей жены и убил царского опричника Кири­беевича. Калашников стоял «за правду до последнева». В «Пес­не…» столкнулись народная правда и своеволие власти.

Смысл произведения был очень актуален — в условиях деспотизма че­ловек должен защищать свою честь и достоинство любой ценой.

«Песня…» прочитывалась как призыв к свободе. По словам Бе­линского, в «Песне…» проявилось «кровное родство духа» поэта с «духом народным».

  1. Любовь к России народной сочеталась в поэзии Лермонтова с презрением и ненавистью к угнетателям. В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» поэт одной фразой дает убий­ственную характеристику светскому обществу:
  2. … образы бездушные людей,
  3. Приличьем стянутые маски.

Лермонтов видит пустоту, умственное и моральное ничтоже­ство этой толпы, слышит «затверженные речи», лишенные жи­вого чувства, порыва. Поэту чужда эта среда, в которой он вы­нужден жить.

Размышления о современниках, о судьбе его поколения со­ставляют содержание трагического по пафосу стихотворения «Дума». Поэт не отделяет себя от своего поколения и с горечью дает далеко не положительную его характеристику.

Бездействие, равнодушие, безверие, рабство — черты поколения, живущего «ошибками отцов и поздним их умом», т.е. идейным наследием декабристов.

Отсутствие цели, бесплодные занятия наукой, от­сутствие сильных чувств превращают современников в «тощий плод, до времени созрелый».

  • И ненавидим мы, и любим мы случайно,
  • Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
  • Нравственно опустошенные, лишенные цельности,
  • Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа…

Поэт осуждает пассивность, призывает к пробуждению гра­жданской совести, к действию. Критический пафос стихотворе­ния заключен в форму элегии, исповедальной и сатирической одновременно.

Постоянной темой поэзии Лермонтова, волновавшей его всю жизнь, была тема поэта и его предназначения, взаимоотноше­ния поэта с обществом.

«Смерть поэта» — стихотворение, в котором гибель Пушкина осознается как огромная национальная трагедия и как личная ут­рата. Со смертью «дивного гения», «невольника чести» «умолкли звуки чудных песен».

Скорбная песнь о погибшем поэте сменяется гневным обращением к тем, кто «жадною толпой» стоит у трона, кто является истинным виновником смерти великого поэта. Лер­монтов бесстрашно называет их «палачами свободы, гения и сла­вы».

Он обвиняет придворную чернь в гонениях на поэта, в умыш­ленной травле его. Лермонтов грозит им суровым и справедливым судом потомков, которые отомстят за гибель гения.

Ссылка на основную публикацию