Сенека – о постижении мудрости: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Стихи о знании

Знания в карман ты не положишь,И в магазине ты купить не сможешь.Знания умом добыть всегда сумей,

Вовремя всё сделать только ты успей.

*****

Знаний много не бывает,И об этом каждый знает.Учимся порой всю жизнь,

К знаниям всегда — всегда стремись.

*****

Знания пусть распускаются, словно цветы,И их в букет побольше собирай же ты.Они тебе помогут в жизни, пригодятся,

Просто так они не залежатся.

*****

Саки! Познание — священное вино,Не знавших знания лишать его грешно,Незнающий живет и трудится бесцельно.

Познание как цель живущим суждено.

Омар Хайям

*****

Знание — сила, давно доказали.Как? Вы, простите, об этом не знали?Вот ведь досада, ну как же вы жили?Знаниям вас никогда не учили?

*****

Всегда в полёте знаний стаяИ ни исчезнуть, ни истлетьНе может мудрость вековая,Но из сознанья улететь,Из мыслей целых поколенийСпособно знание вполне,Да только тленье и забвеньеИ угасание на днеЕму ни чуть не угрожает.К тем, кто не только лишь желает,А ищет вечных знаний след,Они придут, чтоб дать ответ

На все возможные вопросы.

Шнайдер Дмитрий

*****

Знания всю жизнь даются,И надолго в голове же остаются.Ими только пользуйтесь умело,

И идите к цели очень смело.

*****

Великие, что знанья стяг взметнули,Светилами поэзии сверкнули,И те из мглы не вырвались ночной:

Нам сказку рассказали — и уснули.

Омар Хайям

*****

Знания скорей к себе зовите,А когда дают — быстрей берите.С ними будет легче жить,

Родине своей служить.

*****

Вот уж тают снега,Шумно потоки бегут,Скоро и лес и луга

В новой красе зацветут.

В небе сине и светлоСолнышку скажем: «Привет!»Солнце дает нам тепло,

Солнце приносит нам свет.

Праздник весны засиял,Пусть же и в сердце твоемВсё, что из книг ты узнал,

Ясным засветит лучом.

Солнышком правды согрет,Возненавидишь ты зло:Знание приносит нам свет,

Знание приносит тепло.

Водовозов В.

*****

Знания как воздух нужны человеку,Без них в жизни никуда!Ничем другим не заткнуть прореху,

От незнанья, господа!

*****

Знанья лишними не бывают никогда,Хоть как бы быстро не бежали все года.Берите их в свою корзину жизни больше,

Чтобы успех искрился ваш подольше.

*****

В знании сила, писатель сказал,Должны мы с ним согласиться,Ведь, если не знаешь чего-то,

Тогда не нужно этим хвалиться.

Английский учу я, чтоб книжки читать,Шекспира в оригинале,Чтоб Льюиса Кэрролла расшифровать,

Чтоб песни АВВА понятными стали.

Знание – столь драгоценная вещь –Всю жизнь собирай по крупицам,И, если стремление к знанию есть,

Мы можем этим гордиться.

Ведь только знание делает насСвободными и сильными,Нельзя жажду к знаниям нам терять,

Незнание – есть бессилие!

Весь смысл нашей жизни —В усилии больше познать,И покорить неизвестность!— Как долго должны мы предметизучать, чтоб стать эрудитами?

— Вечность!

Olgamaria

*****

Знания носить не тяжело,Жить же с ними и прекрасно, и легко.Потому стремись побольше их собрать,

Чтобы в жизни больше знать.

*****

Учись! Прошу, чтоб светоч знаньяТвой путь житейский озарил,Любя добро, без колебанья

Для пользы родины ты жил.

Учись! Лишь в знаньи только – сила!И повторит тебе отецВсего, что тех гнело и било,Кто были родины светила,

И счастья даст тебе венец!

Белоусов В.

*****

Знания способны жизнь преобразить,Многих моментально удивить.Я желаю всем побольше их иметь,

Чтобы в жизни всем вам преуспеть.

*****

Знания важны для всех чрезмерны,С ними будете необыкновенны.Пожелаю их побольше вам в «дорогу» взять,

В жизни чаще — чаще применять.

*****

Двенадцать змей шуршат в песках…Небесный шар зажат в тискахдвух чёрных скал –двух мёртвых рук…

Что я искал – со мною, друг.

Здесь камень есть горяч и нем,что бродит ночью при Луне,и след глубокий сохраня,

зовёт Пустыня в путь меня…

Со мною каждый говорит,кто был сожжён и кто горит…И лишь молчиткто был врагом… —

он в измерении другом.

Чтоб умирая вспоминать,
живущий вынужден спешить…

Здесь надо ЖИТЬзатем, чтоб знать.Там надо ЗНАТЬ

затем, чтоб жить.

Мальчевский Владимир

*****

Знания полезны везде и всегда,Без знаний в этом мире просто никуда.И дату им же посвящаемПервый осенний день встречаем.Кто в школу тут идет, кто на работу,Все окружены уже заботой.Все знать хотят что-то новое,Уже получат это в скором все.А мы пока вас мило поздравляем,

Учиться хорошо всем пожелаем!

*****

Познание — великая страна,Как бесконечность, глубока она.В страну ведут великие пути,Не всякому легко по ним идти.Тому в страну познанья путь открыт,В ком жажда знаний тайная горит.Пусть долог путь, но идущий дойдет — В страну познанья дух его ведет.

Искаков Б.

*****

Морили прежде в розницу,Но развивались знания.Мы, может, очень поздние,

А, может, слишком ранние.

Сидел писец в Освенциме,Считал не хуже робота —От матерей с младенцами

Волос на сколько добыто.

Уж сожжены все родичи,Канаты все проверены,И вдруг пустая лодочкаОторвалась от берега,Без виз, да и без физики,Пренебрегая воздухом,Она к тому приблизилась,

Что называла звёздами.

Когда была искомаяИ был искомый около,Когда ещё весомаяЕму дарила локоны.Одна звезда мне нравится.Давно такое видано,Она и не красавица,

Но очень безобидная.

Там не снует история,Там мысль ещё не роздана,И видят инфузории

То, что зовём мы звёздами.

Лети, моя любимая!Так вот оно, бессмертие, —Не высчитать, не вымолвить,

Само собою вертится.

Эренбург Илья

*****

И первый крик новорождённого —то радость появления на свет,от суеты пока что отрешённого,не ведающего предстоящих бед.

Путь далёкий впереди познанийпройти придётся не без помощиокружающих, их верного участия.Но в знаниях такая сила, мощь —без них на свете не проживёшь.

Познаний путь через препятствия,встретить придётся их в судьбе,следуя к знаниям, запомнить правиланеобходимо, и если их соблюсти,

до истины великой можно дойти.

Первое — не создай себе кумира,запомни, равны все люди в мире,не стоит ни на кого равняться —поможешь душе своей поднятьсянад мира суетой, и признаться,что ты на свете один такой,ты индивидуум, неповторимый —

свободой дорожи своей в эфире.

Второе правило — твори добро,через него достигнешь ты того,что приведёт тебя к прозрению,откроешь в себе третье зрение —через добро путь проще к знаниям,

Читайте также:  Человек и война в романе «Война и мир»

и не страшны будут препятствия.

И третье — оно в твоём терпении,что необходимо будет приложитьна пути к познанию, и везениек тебе не применёт уже придти,так силы все свои ты собери,

вперёд иди, исключая негатив.

Четвёртое — врагов определи,которые препятствуют идти —не явные, что для тебя открыты,гораздо хуже, что находятся в тени,не думай, что ты у них в чести,если дифирамбы тебе поют они.Честнее те, тебя что критикуют,ведь тем они лишь помогаютдостигнуть совершенства твоего,не бойся их — скорей наоборот,

скажи спасибо им, иди вперёд.

Знаниями, что тобой получены,непременно с другими поделись,тогда они имеют смысл и силу,если к другому могут перейти.А если знаний недостаточно,лучшее из дел будет мирскихвзять их от людей других.Лишь не отнесись предвзяток советам, что здесь даны,ведь не бывает знаний много,

так познавай, учись, делись.

И если мудрость высшая дана,её другим необходимо передать,не зря тебе открылись небеса —

теперь не смеешь ты молчать.

Мудрость знаниями получена —
человек мудр тем, что знает.

— — — — — — — —

К чему же мудрость дана мудрецу —ему молчание как раз и не к лицу,знаниям его всего лишь грош цена,

если он ими не делится сполна.

Линдвест Татьяна

Источник: http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-znanii/

50 великих стихотворений. Николай Заболоцкий. Во многом знании – немалая печаль… – Православный журнал “Фома”

Всем известен поэтический призыв Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!» Его стихи полны веры в человеческий разум и его неограниченные возможности.

Что же заставило оптимистичного поэта вступить в диалог с ветхозаветным мудрецом, провозгласившим «Суета сует, всё — суета»,  — в нашей рубрике «50 великих стихотворений».

Не усомнился ли Заболоцкий в том, что человек способен познать все?

Во многом знании – немалая печаль…

Во многом знании — немалая печаль,Так говорил творец Экклезиаста.Я вовсе не мудрец, но почему так часто

Мне жаль весь мир и человека жаль?

Природа хочет жить, и потому онаМиллионы зёрен скармливает птицам,Но из миллиона птиц к светилам и зарницам

Едва ли вырывается одна.

Вселенная шумит и просит красоты,Кричат моря, обрызганные пеной,Но на холмах земли, на кладбищах вселенной

Лишь избранные светятся цветы.

Я разве только я? Я – только краткий мигЧужих существований. Боже правый,Зачем Ты создал мир, и милый и кровавый,И дал мне ум, чтоб я его постиг!

Стихотворение Заболоцкого «Во многом знании — немалая печаль» читает Валерий Захарьев

Исторический контекст

Стихотворение «Во многом знании — немалая печаль…» Николай Заболоцкий написал в 1957 году. В 50-60-е годы многие поэты заговорили вновь, пережив репрессии и запреты 30-40-х. После смерти Сталина в марте 1953-го наступила эпоха «оттепели» в литературе и культуре страны.

Ослабевает цензура, у писателей появляется возможность говорить о пережитом и переосмысливать прошлое. Проблемы человека и общества стали одними из ключевых в поэзии того времени.

Главный представитель философской лирики середины ХХ века Николай Заболоцкий, «молчавший» долгие годы, снова поднимает самые значимые для людей «вечные темы» — жизни и смерти, человеческой судьбы, разума и веры.

Автор

Николай Заболоцкий (1903–1958) ворвался в литературу как остроумный авангардист 1920-х годов.

Заболоцкий с женой Екатериной и дочерью Натальей (1946)

Поэт вырос в семье агронома, который страстно желал, чтобы сын продолжил его сельскохозяйственное дело. Однако тот выбрал иной путь — взаимоотношения природы и человека он стал постигать поэтически. Особый взгляд на природу сохраняется у Заболоцкого на протяжении всего творческого пути. Поэт был увлечен идеями о человеке как Разуме природы, читал труды ученых и философов-космистов.

1950-е годы для Николая Заболоцкого стали одновременно и вершинным этапом творчества, и «лебединой песней». Заболоцкого, как и многих интеллигентов, коснулись репрессии 1930-х.

В 1938-м поэт был обвинен в том, что якобы состоял в контрреволюционной антисоветской писательской организации, и отправлен в исправительно-трудовые лагеря, где он пробыл до 1944 г.

Арест, лагерный опыт, тяжелейшие условия заключения (Заболоцкий валил лес в тайге, участвовал в строительстве дорог и проч.), из-за которых поэт чуть не погиб, очень сильно изменили его самого и стиль его поэзии.

Она становится намного ближе к классической русской лирике, особенно к Федору Тютчеву, в ней начинают появляться библейские мотивы («Это было давно»), которые свидетельствуют о внутренней перемене автора. Теперь он не игрок-новатор, а поэт-трагик, абсолютно искренний перед своим читателем.

Выписка из протокола о приговоре Заболоцкому (1938)

В отношении поэтического труда Заболоцкий был чрезвычайно упорным и оптимистичным: называл свое заключение «творческой командировкой» и даже в тюрьме продолжал писать.

Поэтический перевод на современный русский язык одного из главных памятников русской письменности — «Слова о полку Игореве» был создан в заключении.

Быт заключенного Заболоцкий подробно описал в книгах «Сто писем периода 1938–1944 годов», «История моего заключения» и в своих стихотворениях.

Поэт не оставлял пера практически до конца жизни. Стихотворение, о котором мы говорим, написано Заболоцким за год до кончины.
 

Во что верил Заболоцкий?

У Заболоцкого было почти религиозное отношение к природе. В ней он видел некое торжество разумного начала, ключевую роль познания отводил человеку. В отношении же его собственной религиозности свидетельства его знакомых расходятся.

Некоторые близкие поэта часто указывали на то, что поэт был рационалистом, материалистом и чуть ли не атеистом. Его друг, писатель Николай Корнеевич Чуковский, отмечал: «всякая религиозная, метафизическая идея претила его конкретному, предметному, художественному мышлению».

Николай Чуковский — писатель, переводчик, сын Корнея Чуковского

Однако многие хорошо знавшие Заболоцкого люди говорили о его христианской вере (к примеру, известный литературовед Николай Степанов). Поэт воспитывался в православной семье, с детства хорошо знал молитвы и даже пел на клиросе.

Позднее он вспоминал: «Тихие всенощные в полутёмной, мерцающей огоньками церкви невольно располагали к задумчивости и сладкой грусти.

Хор был отличный, и когда девичьи голоса пели «Слава в вышних Богу» или «Свете Тихий», слёзы подступали к горлу, и я по-мальчишески верил во что-то высшее и милосердное, что парит высоко над нами и, наверное, поможет мне добиться настоящего человеческого счастья».

Читайте также:  Нужна ли человеку правда? (по пьесе горького «на дне»)

Борис Леонидович Пастернак

К библейским темам и образам Заболоцкий обращался не раз. Особенно интересовала поэта тема Рождества. Одним из главных лирических шедевров поэт считал «Рождественскую звезду» (1947) Бориса Пастернака. Заболоцкий сам под конец жизни, перечитывая Евангелие, собирался написать поэму, в основе которой — история Рождества Христова. Сохранилась часть этого плана.

Известно также, что Заболоцкий хранил Библию на полке вместе с книгами Пушкина, Тютчева, Баратынского, Гёте и других поэтов, которые считал «жизненно необходимыми для работы». Библия была конфискована при аресте писателя в конце 1930-х.

О произведении

Стихотворение «Во многом знании — немалая печаль…» Николай Заболоцкий написал в 1957 году, за год до кончины.

С одной стороны, в тексте сохранено свойственное поэту внимательное отношение к природе, утверждение разумности ее устройства и красоты. С другой стороны, нервом стихотворения становится религиозное вопрошание. Герой стихотворения обращается к Творцу с вопросом о смысле своего существования.

Первый поэтический сборник Заболоцкого «Столбцы» (1929)

Если раньше в поэзии Заболоцкого первостепенным был культ разума, его непогрешимость и абсолютность в процессе познания мира, то здесь основой мироздания отчетливо признается Бог, а автором подчеркнута непостижимость для человека Божественного миропорядка.

В последних строчках соотносится необъяснимость Божественного творения, природы и непостижимость ума, данного человеку. Герой не может до конца понять смысл существования не только мира, но и собственного ума, данного ему Богом.
 

Отсылки к Библии

В первых же строках Заболоцкий обозначил источник своих размышлений: «Во многом знании — немалая печаль, / Так говорил творец Экклезиаста». Именно эта мысль из ветхозаветной книги подтолкнула поэта к написанию стихотворения: Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (Еккл 1:17,18).

Царь Соломон (иконографическое изображение)

Экклезиаст (полное название книги в синодальном переводе: Книга Екклесиаста, или Проповедника) — одна из библейских книг Ветхого Завета. В церковной традиции ее автором принято считать царя Соломона.

Согласно традиционному толкованию, Соломон — человек, совершивший много противоречивых поступков, мудрец, поведавший в книге о главном уроке, который он вынес из своего опыта. Структуру Экклезиаста составляют различные мудрые, часто афористичные, суждения о жизненных наблюдениях.

Главная мысль книги проста: кроме Бога в мире ничто не важно по-настоящему.

Экклезиаст, будучи философом-скептиком, одновременно является верующим проповедником, который через признание суетности мира, утверждает Бога.

Для мудреца особенно важна идея непостижимости мира, интересующая и Заболоцкого в последний период творчества.

Всесторонне охватить жизнь невозможно, нельзя подчинить себе мироздание и исчерпать его мыслью. Все эти попытки тщетны: «суета сует, всё — суета!»

Портрет Н. А. Заболоцкого

В книге Экклезиаста постоянно обращается внимание на то, что все явления, происходящие вокруг нас, преходящи, недолговечны, всё было уже в веках, бывших прежде нас (Еккл 1:10).

Для того чтобы это подтвердить, ветхозаветным мудрецом приводятся примеры из различных природных и социальных явлений. Это же делает и Заболоцкий в своем стихотворении.

Хоть герой и утверждает, что не является мудрецом, его умонастроения во многом схожи с мыслями, изложенными Экклезиастом.

Экклезиаст с глубоким скептицизмом относится к мудрости, данной ему.

Даже самый умный человек не способен постичь Творца и Его цели: Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца (Еккл 3:11). Эта мысль также созвучна рассуждениям Заболоцкого.

Как автор книги Экклезиаст, так и герой Заболоцкого испытал мудростью все, что делается под небом (Еккл 1:12–13). И если первый понял тщетность устремлений ума, то и второй тоже усомнился в них.

Памятник Заболоцкому в Тарусе

Во многих словах Экклезиаста слышна поучительная интонация, рассчитанная на незримого слушателя. Лирическое обращение Заболоцкого иное — исповедальное, личное. Здесь поэт пытается понять тайну творения и тайну Творца. Но самый главный риторический вопрос поэта — о нем самом, о его назначении, роли познания и смысле собственного существования.

Источник: https://foma.ru/50-velikih-stihotvoreniy-nikolay-zabolotskiy-vo-mnogom-znanii-nemalaya-pechal.html

Стихи о старости

Старики
Николай НекрасовНеизбежные напасти, Бремя лет, трудов и зла Унесли из нашей страсти Много свету и тепла.

Сердце – времени послушно – Бьется ровной чередой, Расстаемся равнодушно, Не торопимся домой. Что таиться друг от друга? Поседел я – видишь ты; И в тебе, моя подруга, Нету прежней красоты.

Что ж осталось в жизни нашей? Ты молчишь… печальна ты… Не случилось ли с Парашей –

Сохрани господь – беды?..

Старость
Алексей ЖемчужниковСколько мне жить?.. Впереди – неизвестность. Жизненный пламень еще не потух; Бодрую силу теряет телесность, Но, пробудясь, окрыляется дух.

Грустны и сладки предсмертные годы! Это привычное мне бытие, Эти картины родимой природы – Все это словно уже не мое. Плоти не чувствую прежней обузы; Жду перехода в обитель теней; С милой землей расторгаются узы, Дух возлетает все выше над ней.

Чужд неспокойному страсти недугу, Ведая тихую радость одну,- Словно хожу по цветистому лугу,

Но ни цветов, ни травы уж не мну!..

Старик, ожидающий весны
Василий КапнистВесна коснит – и дни бегут, И нашу жизнь уносят. Вот миг – и парки нить спрядут, Вот миг – и ножниц спросят. Ах! сколько, старец, я друзей, Друзей младых, любезных, Покрыл уже сырой землей И пролил токов слезных! Им жить было,- а мне зачем Влачить век мрачный, скучный? Хариты с ними ночью, днем Бывали неразлучны..

. Ко мне ж болезнь, забота, скорбь Приходят на беседу, И всё еще грузнее горб Седому вьючат деду! В дому ли скук влачу часы,- Дом пахнет уж пустыней; Вот сад; как старость мне власы – Его так пудрит иней; Там гнется вяз на утлом пне, Как старца гнут уж годы; И, как под шубой кровь во мне, Под льдом так стынут воды.

Но вот они опять с весной, Как из пелен, прорвутся, Деревья, с прежней красотой, Вновь в зелень облекутся; А мне весна, хоть придет вновь,- Не усладит печали: Мне младость, резвость и любовь Навек “прости!” сказали!..

Читайте также:  Сочинения 15.1, 15.2, 15.3 по тексту Троеполького из повести «Белый Бим Чёрное ухо»

Но нет; приди, весна! – цветы На травку брось зелену; Хотя спрямить не можешь ты Мне спину, в крюк согбенну, Хоть в свете счастьем мне своим Нельзя уж наслаждаться, Так, вспомня прежнее,- чужим

Я буду утешаться.

Тебе ль оплакивать утрату юных дней?
Константин БатюшковТебе ль оплакивать утрату юных дней? Ты в красоте не изменилась И для любви моей От времени еще прелестнее явилась.

Твой друг не дорожит неопытной красой, Незрелой в таинствах любовного искусства. Без жизни взор ее – стыдливый и немой, И робкий поцелуй без чувства.

Но ты, владычица любви, Ты страсть вдохнешь и в мертвый камень; И в осень дней твоих не погасает пламень,

Текущий с жизнию в крови.

Ты прав: мы старимся. Зима недалека
Афанасий ФетТы прав: мы старимся. Зима недалека, Нам кто-то праздновать мешает, И кудри темные незримая рука И серебрит и обрывает. В пути приутомясь, покорней мы других В лицо нам веющим невзгодам; И не под силу нам безумцев молодых Задорным править хороводом.

Так что ж! ужели нам, покуда мы живем, Вздыхать, оборотясь к закату, Как некогда, томясь любви живым огнем, Любви певали мы утрату? Нет, мы не отжили! Мы властны день любой Чертою белою отметить, И музы сирые еще на зов ночной Нам поторопятся ответить. К чему пытать судьбу? Быть может, коротка В руках у парки нитка наша! Eme разымчива, душиста и сладка Нам Гебы пенистая чаша.

Зажжет, как прежде, нам во глубине сердец Ее огонь благие чувства,- Так пей же из нее, любимый наш певец:

В ней есть искусство для искусства.

Старость
Дмитрий МережковскийЧем больше я живу – тем глубже тайна жизни, Тем призрачнее мир, страшней себе я сам, Тем больше я стремлюсь к покинутой отчизне, К моим безмолвным небесам.

Чем больше я живу – тем скорбь моя сильнее И неотзывчивей на голос дольних бурь, И смерть моей душе все ближе и яснее, Как вечная лазурь.

Мне юности не жаль: прекрасней солнца мая, Мой золотой сентябрь, твой блеск и тишина, Я не боюсь тебя, приди ко мне, святая, О, Старость, лучшая весна! Тобой обвеянный, я снова буду молод Под светлым инеем безгрешной седины, Как только укротит во мне твой мудрый холод

И боль, и бред, и жар весны!

Что думает старуха, когда ей не спитсЯ
Николай НекрасовВ позднюю ночь над усталой деревнею Сон непробудный царит, Только старуху столетнюю, древнюю Не посетил он.

— Не спит, Мечется по печи, охает, мается, Ждет — не поют петухи! Вся-то ей долгая жизнь представляется, Все-то грехи да грехи! «Охти-мне! часто владыку небесного Я искушала грехом: Нутко-се! с ходу-то, с ходу-то крестного Раз я ушла с пареньком В рощу…

Вот то-то! мы смолоду дурочки, Думаем: милостив Бог! Раз у соседки взяла из-под курочки Пару яичек… ох! ох! В страдную пору больной притворилася — Мужа в побывку ждала… С Федей солдатиком чуть не слюбилася… С мужем под праздник спала. Охти-мне…

ох! угожу в преисподнюю! Раз, как забрили сынка, Я возроптала на благость господнюю, В пост испила молока,— То-то я грешница! то-то преступница! С горя валялась пьяна… Божия матерь! Святая заступница!

Вся-то грешна я, грешна!..»

Советские старики
Михаил СветловОльге Берггольц Ближе к следующему столетью, Даже времени вопреки, Все же ползаем по планете Мы — советские старики.

Не застрявший в пути калека, Не начала века старик, А старик середины века, Ох, бахвалиться как привык: — Мы построили эти зданья, Речка счастья от нас течет, Отдыхающие страданья Здесь живут на казенный счет. Что сказали врачи — не важно! Пусть здоровье беречь велят…

Старый мир! Берегись отважных Нестареющих дьяволят!.. Тихий сумрак опочивален — Он к рукам нас не приберет… Но, признаться, весьма печален Этих возрастов круговорот. Нет! Мы жаловаться не станем, Но любовь нам не машет вслед — Уменьшаются с расстояньем Все косынки ушедших лет.

И, прошедшее вспоминая Все болезненней и острей, Я не то что прошу, родная, Я приказываю: не старей! И, по-старчески живописен, Завяжу я морщин жгуты, Я надену десятки лысин, Только будь молодою ты! Неизменно мое решенье, Громко времени повелю — Не подвергнется разрушенью, Что любил я и что люблю! Не нарочно, не по ошибке, Не в начале и не в конце Не замерзнет ручей улыбки На весеннем твоем лице! Кровь нисколько не отстучала, Я с течением лет узнал Утверждающее начало, Отрицающее финал. Как мы людям необходимы! Как мы каждой душе близки!.. Мы с рожденья непобедимы,

Мы — советские старики!

Старик
Алексей Жемчужников«Жарко, дедушка! Вставай-ка! Ты под солнцем целый день… Вон прохладная лужайка И кругом от кленов тень». — «Не прельщайте тенью, дети; Нет, я с солнца не сойду! Знаю сам, что клены эти Хороши в моем саду. Им годов теперь немало,— Мне ровесники они…

Отдохните вы, пожалуй, В освежающей тени; Но прохлады не хочу я; Этот зной меня живит. Может быть, теплом врачуя, Солнце дни мои продлит. О небесное светило! Озаряй меня и грей На краю сырой могилы, У предела ясных дней! Дорожить нас старость учит В жизни солнечным теплом. Будет время!..

Как умрем —

В холодке лежать наскучит…»

Не время года эта осень
Илья ЭренбургНе время года эта осень, А время жизни. Голизна, Навязанный покой несносен: Примерка призрачного сна. Хоть присказки, заботы те же, Они порой не по плечу. Всё меньше слов, и встречи реже. И вдруг себе я бормочу Про осень, про тоску. О боже, Дойти бы, да не хватит сил. Я столько жил, а всё не дожил,

Не доглядел, не долюбил.

Источник: http://RusPoeti.ru/stihi/life/old/

Ссылка на основную публикацию