Ростовы и Болконские: сравнительная характеристика

Сравнительная характеристика Ростовых и Болконских

Роман-эпопея «Война и мир» Л.Толстого – невероятно востребованное произведение благодаря обращению к коренным вопросам человеческого бытия и поиску ответов на них. А основой и отправной точкой, определяющей сущность человека, для автора всегда была семья.

Эта тема представлена ярко и многогранно в романе: семейная среда – воспитывающая и дающая начала в жизни. В период испытаний, через которые проходит русское общество, характер того времени ярко вырисовывается через соприкосновение различных представителей семей, их отношение к поступкам и событиям.

И все герои романа связаны между собой по родовому принципу: Курагины, Безуховы, Друбецкие. Истории различных семей раскрываются перед читателями, пересекаются, сравниваются и противопоставляются семейные уклады.

Толстому наиболее близки по духу взгляды на семейное устройство двух вроде бы таких непохожих дворянских семей – Ростовых и Болконских. Они разнятся не только лишь знатностью и родовитостью, но и обычаями, традициями, воззрениями.

Семья Ростовых – представитель московского русского дворянства. Все самые лучшие качества олицетворяет собой эта семья: духовная и душевная щедрость, бережное отношение к традициям, к понятию чести и достоинства. Московский дом Ростовых открыт для всех.

Обеды и балы, музыка и веселье наполняют этот семейный очаг, здесь все хорошо поют и танцуют. Многие тянутся сюда. Потому как глава рода – Илья Андреевич – щедрый и добрый, обожающий жену и детей, искренний и отзывчивый. Он не делец и не умеет вести хозяйство: материальное положение семьи крайне расстроено.

Но когда старший сын Николай проигрывает 43 тысячи Долохову, отец платит долг, хотя это было очень тяжело. Ведь честь семьи превыше всего. Здесь все основано на любви и доверии, поэтому дети и родители уважают желания и взгляды друг друга.

Гибель на войне младшего сына Пети подкосило здоровье и силы родителей, но не отпустить его в действующую армию они не могли. Как и из осажденной Москвы, они везут не приданное и оставшиеся предметы роскоши, а раненных русских солдат. Существующие основы семейной жизни не позволили спасать достаток вместо людей.

Хотя это и совершенно разорило их. Доброжелательные и дружеские отношения связывают и детей между собой. Естественность и широта натуры отличают любимицу отца – Наташу. При любых, даже не самых приятных стечениях обстоятельств, Наташа и Николай поддерживают друг друга, помогают найти новые силы, чтобы радоваться жизни.

Николай честен и порядочен, а Наташа – наделена любовью к людям и открытостью души. Созданный образ семьи Ростовых – идеальная и крепкая семья, нерушимая основа государства, источник нравственной силы.

Уже не чувствами, а умом и холодными соображениями руководствуются члены другой семьи – Болконских. Это семья служивых дворян, отличающихся суровостью и аскетичностью быта. Напряженная внутренняя работа и одухотворенность, особая талантливость и исключительность отличают и выделяют каждого члена этого рода.

Старый князь Болконский безвыездно живет в деревне, но по-прежнему интересуется политикой и близко к сердцу принимает все неуспехи русской армии. С одной стороны Николай Андреевич предстает неким деспотом и самодуром, особенно по отношению к дочери. С другой – разносторонне образованный и преданный своей стране до последнего вздоха.

Ведь в 1812 году он решает остаться в имении, несмотря на то, что французы взяли Смоленск. Отец и сын зачастую имели различные, прямо противоположные взгляды, но переубедить друг друга даже не пытались. Они могли молча понять мысли другого: старый князь «насквозь видел» Андрея.

Но оба иронично относились к сентиментальностям и религии, считали их источниками «людских пороков». Больше всего в семействе Болконских ценятся ум и деятельность. Поэтому и князь Андрей проходит непростой путь: от стремления к личной славе и уверенности в своем превосходстве над другими до осознания важности всеобщей любви и всепрощения.

Он идет служить в действующий полк, а не остается при штабе. На что Кутузов ему говорит: «твоя дорога – это дорога чести». Независимость и благородство, гордость и острота ума передаются в этой семье по наследству.

Два типа взглядов на мир выразил автор на примере этих семей. И не случайно он их сталкивает: отношения между Наташей и князем Андреем, Николаем и княжной Марьей.

Через войну и потерю близких, ошибки и страдания проходят герои, чтобы научиться понимать и принимать, как душа и ум.

Но земным семейным счастьем награждает Толстой именно вторую пару из-за возвышенной любви Марьи – символа духовной красоты и высокой нравственности.

  • Помимо сравнительной характеристики Ростовых и Болконских есть и другие сочинения:
  • По произведению: «Война и мир»
  • По писателю: Толстой Лев Николаевич

Семья Болконских и семья Ростовых. Сочинение

Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого — влияния общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего
— связь чувств с действиями; четвертого — анализ страстей; графа Толстого всего более
— сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души.
Н. Г. Чернышевский

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом.

Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья — это та среда, которая дает человеку все начала в жизни, воспитывает его.

Поэтому в его романе все герои объединены по родовому принципу. По-разному представлены семейства Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых, Друбецких.

Они отличаются не только степенью знатности и родовитости, но и совершенно различными укладами жизни — то есть привычками, обычаями, взглядами.

Семья Ростовых воплотила в себе лучшие черты русского дворянства: патриотизм, духовную и душевную щедрость. Двери московского дома графини Ростовой были всегда широко открыты «для званых и незваных». Илья Андреевич Ростов любил потратить деньги на устройство пира. В его семье любили балы, обеды, музыку. Здесь все прекрасно поют и танцуют.

Толстой по-разному выявляет особенность Ростовых. Вот одна из сцен романа. Именины двух Наталий. Съезжаются гости. Как и в салоне Анны Павловны Шерер, мы слышим привычные светские сплетни. Но здесь новости как-то иначе переживаются.

Вот как старик Ростов воспринимает рассказ о проделках долоховской компании: «Хороша фигура квартального!», — закричал граф, помирая со смеху».

Светские дамы в ответ восклицают: «Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?» Но уж такова сила непосредственности Ростова, что «дамы невольно сильно смеялись сами».

В этой семье никто не руководствуется холодными соображениями: пусть чувство, непосредственное чувство радости и любви вырывается беспрепятственно наружу. Вот Николай Ростов возвращается с войны. Толстой сначала даже не называет тех, кто выбежал его встречать.

«Что-то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло, и стало целовать его». Мы не видим облик встречающих, перед нами лишь «блестящие слезами радости любящие глаза», «губы, искавшие поцелуя». Все семейство Ростовых — это воплощенная любовь.

«В душе Николая и на лице распустилась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома».

Великолепны сцены охоты. Выехав всем семейством в усадьбу, Ростовы становятся такими же непосредственными и простодушными, как природа.

«А когда началась травля зайца, спокойный Илагин, Николай, Наташа и дядюшка летали, сами не зная, как и куда, видя только собак и зайца». Толстой любуется тем, как в Отрадном хранят верность старым русским обычаям.

Сцены охоты, сцены с ряжеными, описание святочного катания молодежи, лунной ночи, “заворожившей юную Наташу, придают романтическую привлекательность семье Ростовых.

Толстой с добродушной иронией показывает отношения старика Ростова и крепостных. Он несколько идеализирует отношения между барином и мужиком.

Вот охотник-крепостной обругал барина, на что Ростов отреагировал так: «Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению».

А после охоты граф рискнул лишь попенять Даниле, обругавшему его: «Однако, брат, ты сердит».

Толстой отмечает в семье Ростовых равнодушие к длительным рассуждениям, раздумьям. Они живут чувством, а не умом. Это выражается и в восторженном, ребяческом поклонении Николая императору Александру, и в опрометчивости, импульсивности некоторых поступков Наташи, и в слишком легком отношении к жизни почти разоренного старого графа Ростова.

Война 1812 года выявила глубокую патриотичность всей семьи Ростовых. Николай воевал и отличился смелостью. Его младший брат Петя, почти мальчик, буквально рвался защищать Отечество. Страшным потрясением для всей семьи была его гибель.

В романе Толстой со свойственным ему мастерством дает описание материнского горя. По силе производимого впечатления трудно найти что-либо подобное у других писателей. Старая графиня едва не потеряла рассудок от горя.

Наташа, пережив смерть брата и Андрея Болконского, разделяет горе с матерью, помогает ей справиться с отчаяньем.

Любимица всей семьи, Наташа Ростова тонко чувствует добро и правду, красоту человеческой души, русскую природу. Писатель показывает духовную связь своей героини с народной жизнью. Всем сердцем воспринимает она боль войны, не рассуждая и не произнося громких фраз.

Беды и горе, выпавшие на долю Ростовых, не озлобили их. Близость к народу и душевная порядочность составляют суть этой семьи.

Но в романе описана и другая семья. По духу своему она во многом противоположна Ростовым, но столь же любима писателем. В семье Болконских царит атмосфера напряженной внутренней жизни, несколько суровой и аскетичной.

Размеренный, осмысленный образ жизни ведет старый князь Болконский. Он интересуется политикой, во всех подробностях знает «все военные и политические обстоятельства Европы последних годов». Николай Андреевич Болконский болезненно переживает неудачи русской армии. Но немножко и злорадствует. Он подобен фонвизинскому Стародуму.

Был Суворов — и русская армия была непобедима. А теперешние? Что они могут?! Так рассуждает старший Болконский. С одной стороны, он весь в прошлом, но с другой, зорко следит за настоящим. «Князь Андрей слушал…

невольно удивляясь, как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такой тонкостью знать и обсуждать все военные и политические обстоятельства».

В оценке политической ситуации убеждения отца и сына совершенно различны. И переубедить друг друга они не пытались. Понимают ли они, чувствуют ли друг друга? Старый князь «насквозь видел» сына, говорить ничего не нужно было. «Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его».

С отцом князя Андрея сближало прежде всего ироничное отношение к религии, к сентиментальности. Отец считал, что суеверие и праздность — «два источника людских пороков». Сын непочтительно высказывается об образке, который княжна Марья хочет повесить ему на шею: «Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет».

Читайте также:  Сочинение: Проблема отцов и детей (по роману Тургенева)

Но полное взаимопонимание шло не от некоторого сходства взглядов — оно шло откуда-то изнутри, из области подсознательного.

В 1812 году, узнав о взятии Смоленска, Николай Андреевич Болконский, несмотря на свой почтенный возраст, решает «оставаться в Лысых горах до последней крайности и защищаться». Мысли о родине, о ее судьбе, о поражении русской армии не покидают его даже в предсмертные часы.

Старый князь был русским барином, в нем проявлялось иногда самодурство и деспотизм. Вот он учит княжну Марью математике, чтобы «не была похожа на наших глупых барынь».

Рассуждения о правилах рационального воспитания мешают ему проникнуть во внутренний мир дочери.

Потому-то и тяжело княжне Марье, что душа полна религиозным восторгом, а отец, ко всему прочему неумелый педагог, заставляет ее заниматься наукой, учить геометрию. Уже само это сопоставление проникнуто тонкой писательской иронией.

Князь Андрей прошел сложный жизненный путь: от эгоистических стремлений к личной славе до понимания необходимости всеобщей любви и всепрощения. Он отказывается остаться в штабе Кутузова: «…

я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили. Мне было бы жалко оставить полк». Кутузов понял и одобрил князя Андрея, сына своего друга. «Иди с Богом своею дорогою, — говорит Кутузов.

— Я знаю, твоя дорога — это дорога чести».

Итак, перед нами два типа отношения к миру, к людям, бытующие в семьях Болконских и семье Ростовых. Толстой постоянно сталкивает их на страницах своего романа.

С особой силой противоречие этих двух образов жизни выразилось в отношениях князя Андрея и Наташи.

Эти герои, такие разные, тянутся друг к другу и через страдания, ошибки учатся понимать друг друга, как разум и душа. Но их любовь не увенчалась земным счастьем.

Толстой награждает семейным счастьем княжну Марью и Николая: ее глубокая и бескорыстная любовь словно возвышает, облагораживает простые, слишком земные устремления и чувства Ростова.

Княжна Марья не отличалась внешней красотой и изяществом, но она покоряла людей светом «лучистых глаз», своей духовной красотой, высокой нравственностью.

«Душа графини всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна».

Приобщаться к новому, народному, не оставаться в состоянии покоя — это и является обязательным критерием нравственной оценки персонажей у Толстого. Толстой сплетает судьбы Ростовых и Болконских, подвергая их испытаниям через войну, утрату близких и любимых людей. И его любимые герои достойно выдерживают эти испытания.

Так в художественной форме Лев Николаевич Толстой реализует свои философские идеалы. Но, как великий художник, одновременно открывает нам что-то очень важное в бесконечной мудрости жизни, не укладывающейся ни в какую философию.

Сравнительная характеристика семей Ростовых и Болконских: описание их черт, сходство и различия

Это особенный мир чистоты, естественности, простоты, мир, за который и уважает Лев Толстой «ростовскую породу».

Все в этом доме наполнено любовью и заботой. Вспомним прием гостей на именины двух Наташ. «Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц», – говорит всем добродушный, гостеприимный граф Илья Ростов.

Все в этом доме уместно: светский такт, общие разговоры, условности высшего света и беготня детей с веселыми криками в гостевой зале. Все описание дома Ростовых строится не с помощью внешних характеристик стен, картин и сводов, а на основе проявления фамильных черт всего семейства.

Толстой дает нам это увидеть через характеристику всех членов семьи.

Сравнительная характеристика Ростовых и Болконских

Впрочем, читателю бросается в глаза, что князь Николай, преобладая разумом и хозяйственностью, уступает «силой души» Илье Андреевичу Ростову. Старый Болконский «чутьем души своей» не ловит, не ощущает веяния душ близких людей, их стремления. Но именно это сильная сторона Ростовых. Вызывает умиление их трогательное отношение друг к другу.

Это часто спасает семью.

Когда «растоптанный и уничиженный» Николенька Ростов, проигравший прохвосту Долохову по деньгам фактически имение, вернулся домой, то его уберегла, может быть, от самоубийства сестра Наташа.

Он услышал за стеной ее музицирование и пение, а затем к нему через это «душевное чувство» пришло понимание, что все зло мира не стоит той любви, которая витает вокруг его семьи.

Одним словом, сравнительная характеристика Ростовых и Болконских по критерию душевности семейных отношений – не в пользу отставного генерала суворовских времен. Ростовы, возможно, недалекие и недообразованные, но они пребывают в счастье, в постоянном общении, живя душевными порывами, превозмогая любовью и взаимопониманием вызовы жестокого окружающего мира.

Графиня и граф Ростовы

Начинается описание Ростовых в романе со сцены именин матери и дочери. Кстати, неслучайно, автор дает им одно имя на двоих – Наташа-дочь перенимает у Натальи-матери свойство семейного мира и уюта, гармонии при создании новой семьи. Граф радуется всем присутствующим, Толстой называет его «веселым старичком», который даже пускается в пляс с гостьей Марьей Дмитриевной.

Графиня же на вопросы гостей о детях отвечала ласково и непринужденно: «Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться!» И это было истинной правдой: «До сих пор я была, слава богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием». Естественность ее поведения говорит об отсутствии лжи в семье вообще.

Нет притворства даже перед гостями, все идет своим чередом.

Сочинение 2

Каждый человек, так или иначе, является членом семьи, и потому каждый человек очень привязан к людям, которых он называет семьей, и ради которых он готов сделать достаточно многое, дабы помочь им в той или иной ситуации.

Потому значение семьи для нас настолько сакрально, ведь это семья это то место, по приходу в которое тебя всегда примут и поймут тебя таким, каков ты есть.

Так как данная тема весьма важна для любого человека, многие литературные деятели, так или иначе, пытались обсудить данную тему в своих произведениях вместе со своим читателем. Примером такого произведения послужит “Война и мир” Толстого.

В данном произведении автор описывает поистине ужасающие вещи, которые затронули большое количество людей. Данная тема – это война. Война в произведении по правде ужасает своей реалистичностью.

Автор пытался передать все детали и краски данного события таким образом, чтобы у человека прочитавшего его, выработалась стойкая неприязнь к данному понятию, и чтобы он впоследствии никогда не возвращался к теме войны, и был активным пацифистом.

Таким образом, автор выражает свою неприязнь к данной теме, и потому призывает своего читателя также принять его мировоззрение, так как данная тема сама по себе ужасна. Однако Толстой также говорит о том, что война хоть и ужасна, но даже в таком ужасном понятии как война, присутствует некий лучик добра – семья.

В его произведении образом идеальной семьи перед читателем предстаёт семья Ростовых. В ней читатель видит все отражения идеальной семьи, которой присущи лучшие человеческие добродетели из всех возможных. Ростовы добры, всегда готовы поддержать и постоять друг за друга, они достаточно эрудированы и не порицают познание чего либо, словом идеальные люди.

Ростовы также весьма смелы, обладают не дюжей храбростью, и всегда готовы пойти в бой. Толстой показывает нам, какая должна быть семья, какие отношения в ней должны быть.

Даже в такое ужасное время, такое ужасное событие не разорвало их уз, и потому они решали держаться вместе до самого конца, чтобы не случилось, и тем самым автор показывает нам настоящую преданность.

Таким образом, мы видим, что в произведении “Война и мир” семья Ростовых представлена как некий идеал семейных и человеческих отношений, которого автор просит достичь и придерживаться всем людям, ведь это наилучший вариант для всех и каждого.

Вера Ростова

Старшая из дочерей Ростовых. Единственная, кто выбивается из ореола любви и доброты. Всегда держала себя сдержанно, даже немного надменно. Толстой дает ей точное описание: «Вера была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный…».

Но когда Вера вступала в разговор, «лицо ее становилось неестественно и оттого неприятно», хотя говорила она по разуму и нужные вещи.

Другие дети относились к ней с радушием, но она часто их обижала, и «красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие» не обращала на это внимание.

Графиня

Еще одним замечательным образом может похвастаться семья Ростовых («Война и мир»). Это графиня Наталья, мать семейства. Это была женщина с «восточным типом лица», изнуренная заботой о детях. Ее походка была очень медлительной из-за слабости, но она придавала ее виду дополнительную значимость и внушительность. На момент начала романа ей исполнилось 45 лет.

Графиня — настоящая мать, наделенная невероятным даром воспитателя. С детьми у нее очень доверительные, близкие отношения – все они бегут за советом к ней в любой ситуации. Графиня здраво рассуждает, что, если ругаться на детей и кричать, они не будут ничего рассказывать, зато неизвестно чего могут натворить потихоньку. А так она знает все, что делают ее дети, ей открыты все их мысли.

Несмотря на тяжелое материальное положение семьи, графиня остается великодушной и помогает достать денег на обмундирование сына княгини Анны Друбецкой. В отношении к деньгам она очень похожа на своего мужа.

Соня

«…тоненькая, миниатюрная брюнетка с мягким…взглядом», племянница в доме Ростовых. С детства считалась возлюбленной Николая, своего двоюродного брата. Злилась на него, когда тот обращал внимание на других девушек. Очень переживала по этому поводу.

Наташа Ростова назовет ее «пустоцветом». Она так и останется при семье Ростовых до конца. В новой семье Безуховых она помогала с детьми, ухаживала за старой графиней и «дорожила, казалось, не столько людьми, а сколько семьей.

Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому».

Граф

Рассмотрим образ главы этой семьи — старого графа Ильи Андреевича. Это беспечный, добродушный, чудаковатый и уже изрядно постаревший человек. Он является олицетворением той открытости, что несет в себе семья Ростовых. «Война и мир» передает не только дух эпохи, но определяет главные моральные ценности для людей, в ней живущей.

Именно поэтому Толстой с такой любовью описывает то обожание, которое граф испытывает к своим домочадцам. Автор описывает идеальные отношения отца к детям, для примера используя Илью Андреевича. Он не противится желанию Петра отправиться в армию, искренне беспокоится о самочувствии Наташи после расставания с Болконским, спасает Николая, который попадает в нехорошую историю с Долоховым.

Читайте также:  Сочинение на тему: Герои рассказа Александра Куприна «Тапер»

Ни разу старый граф не отвернулся от своих детей и не осудил их.

Однако доверчивость и добродушие Ильи Андреевича приводят семью к разорению. И изменить это граф оказывается не в силах. Однако Толстой преподносит эту расточительность и бесхозяйственность совсем по-другому.

Когда начинается война, граф Ростов легко отказывается от своего имущества, отдавая подводы раненым.

Тем самым показывая, что материальное не имеет никакой настоящей ценности в этом мире, важна лишь добродетель и готовность помочь ближним.

  Анализ стихотворения Сияла ночь. Луной был полон сад Фета

Николай Ростов

Предстает перед нами студентом пятнадцать лет, на лице которого «выражались стремительность и восторженность». Уже тогда он говорил: «…я знаю, что никуда не гожусь, кроме как в военную службу: я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую». Действительно, Николай прошел через все военные компании 1805-1812 годов.

Возмужав, повзрослев, пройдя чрез многие испытания жизни, он остался верен своему отечеству, «всеми силами души любил этот наш русский народ и его быт» (курсив Л.Толстого). После смерти графа Ростова он принял на себя все хозяйство семьи, хотя хорошим хозяином так и не стал.

Но даже огромные долги не позволили ему отказаться от имения Ростовых, в этом его преданность своей семье. Соединившись с Марьей Болконской, Николай спас материальное положение Ростовых, но он и искренне любил свою жену. Всю жизнь он думал, что любит Соню, племянницу Ростовых, но понял, что она «пустоцвет», как назвала ее Наташа.

Любовь Марьи смягчила его сердце. Он понимал, что только она могла быть его союзником во всех делах и благодетелем, когда это нужно было.

Популярные сочинения

  • Анна в произведении На дне (Образ и характеристика) Анна является одним из персонажей пьесы М. Горького «На дне». Ее героиня тридцати лет смертельно больна чахоткой и понимает, что скоро умрет. Она живет вместе с супругом Андреем Клещом
  • В доброй беседе всяк ума копит — сочинение 4 класс Многие пословицы созданы для того чтобы в емкой и понятной форме запечатлеть какую-то особенность человеческого существования. В доброй беседе всяк ума копит – фраза, которая практически полностью отражает ценность общения.
  • Что значит быть хозяевами своей земли? — сочинение Наверное, когда-то люди вообще не представляли себе, каково существовать на земле оседлым образом. Как говорят ученые, они были кочевниками и собирателями, поэтому и вопрос про свою землю отсутствовал

Наташа Ростова

Самая любимая героиня Л.Н.Толстого получила особое предназначение в романе. Именно через нее мы получаем полную характеристику семьи Ростовых в «Войне и мире». Наташа для Толстого – идеал женской любви, нежности, отверженности и открытости души.

Мы встречаемся с тринадцатилетней девочкой, «черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой…» Граф-отец восхищался дочерью: «…порох! В меня пошла! И какой голос…» Наташа очень чувственна, по-детски наивна, как в отношении с Анатолем.

Ее умение сопереживать и сочувствовать помогает ей жить по нравственным законам совести и чести в тяжелые для ее семьи времена. Она не кичится своим происхождением и с радостью помогает раненым при переезде.

Отношения с Болконским приносят ей боль и радость от того, что Андрей простил ее перед смертью и обрел душевный покой. Воссоединение с Пьером Безуховым Наташа приняла как воссоздание совершенно новой семьи, но с патриархальными устоями «ростовской жизни».

Она вся отдалась этому новому чувству – быть женой, быть матерью, быть Вселенной добра и любви для окружающих. «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, – была семья…» – пишет Толстой, раскрывая нам всю суть семьи Ростовых. Вот он идеал жизни, идеал любви, идеал человеческих отношений.

Моё сочинение на тему «Семья Ростовых в романе «Война и мир»» очень актуально и сегодня. Семья Ростовых для автора является настоящей русской семьей, хранящей патриархальные устои России.

Тест по произведению

Семья Ростовых

В простой и дружной семье Ростовых на первый взгляд, господствуют эмоции. Добрые и гостеприимные, они готовы воспитывать и растить чужих детей, например дальнюю родственницу Соню и сына бедной подруги Бориса.

Мать Наталья и отец Илья очень любят своих детей, они прощают им мелкие шалости, но, при этом они воспитывают в своем потомстве, прежде всего, порядочность и честность.

Эмоциональные, шумные, добрые Ростовы, кто бы это ни был: отец Илья, или сын Николай, или Наташа, да и младший сын Петя, все они живут чувствами, и порой сначала делают, а потом уже думают. Несколько особняком от всех детей стоит старшая сестра Вера, более эгоистичная, спокойная и расчетливая, чем остальные.

Младшие дети Ростовы – Николай, Наташа и Петя, переняли от родителей восторженное и наполненное внутренним живым огнем отношение к жизни.

На протяжении всего романа мы видим, как меняются эти люди, но неизменным остается одно – любовь к своей семье и к своей Родине.

Николай, которого мы в первый раз встречаем во время приготовления к приему гостей, предстает перед нами открытым молодым юношей, мечтающим о военных подвигах. Он привык к тому, что его все любят, и он сам готов любить всех.

Со временем мы видим, как меняется Николай, в конце войны он становится воякой, для которого приказ командира – закон, и рассуждать и тем более, спорить с командиром – это неправильно.

Наташа, пылкая, смешливая девочка в начале романа, со временем превращается в женщину, для которой семья – это главное в жизни.

Пережив ошибки и потери любимых, Наташа становится воплощением настоящей русской женщины. Самоотверженной и счастливой в своей любви к мужу – Пьеру Безухову.

Петя Ростов, маленький толстый мальчик, как говорит о нем Толстой в самом начале, со временем становится восторженным молоденьким офицером.

Попав на войну, он по-детски не хочет замечать и понимать ее ужасы и жестокость. Даже на поле битвы он продолжает играть в свою детскую игру в «войнушку», и это приводит к трагедии – он погибает, не послушав команды Долохова.

Тема семьи в романе Война и мир Толстого сочинение

Глава семьи Ростовых Илья Андреевич — дворянин, человек невероятно добрый, искренний и щедрый. Он очень любит супругу и детей, у них прекрасные взаимоотношения и полное взаимопонимание. В силу своей простоты Илья плохо справляется с делами, поэтому семья вот-вот разорится.

Но Ростов не способен отказывать домочадцам в чем-либо, он отдает долги сына, поддерживает комфортный образ жизни. В «Войне и мир» представлена семья Ростовых как пример идеальной семьи, образец любви и уважения.

Все их дети разные, но в то же время имеют много общего:

  1. Петр — настоящий патриот.
  2. Наташа невероятно сострадательна. Она попросила своих родителей вывести из осажденной Москвы не вещи, представляющие материальную ценность, а раненых солдат. Ростовы решили, что лучше они останутся без копейки за душой, зато их совесть будет чиста. Наташа Ростова взяла все самое лучшее от своих родителей. У нее добрая, щедрая душа, как у отца, и золотые руки, как у матери. Кроме того, девушка очень естественна, она не стремится играть роль, надевать на себя маску. Толстой считал эту героиню идеалом женщины.
  3. Николай не мог похвастаться высочайшим интеллектом или щедрой душой, но хорошее воспитание сделало его порядочным, честным и простым юношей.
  4. В семье Ростовых был единственный человек, избравший для себя иную дорогу — это Вера. Она стала супругой Берга и создала семью из желания обогатиться и жить роскошно. В ее отношениях с мужем не было ничего духовного.

Семьи в романе

Три абсолютно разных семьи вошли в основу произведения: Ростовы, Болконские, Курагины. Первое семейство представляет собой идеал семейной жизни, по мнению автора. Толстой показывает, что через взаимоотношения можно увидеть истинные поступки, понять убеждения и нравственные принципы людей.

  МОТИВЫ И ОБРАЗЫ ЛИРИКИ Н. С. ГУМИЛЕВА

Семейство Ростовых

Семья в понимании Толстого может достигнуть человеческого счастья тогда, когда между ее членами будет царить любовь, понимание, уважение и добро.

Ростовы показываются автором как эталон семейного счастья. Отношения этих людей строятся на помощи ближнему, благородстве, заботе, внимательности. Их дом всегда полон гостей, а столы ломятся от угощений. Эти добрые люди никому и никогда не отказывают. Дети не соперничают, вместе проводят время. Их главное семейное кредо — любовь.

Родители искренни между собой. Когда их сын проигрался в карты, они не упрекали его, а помогли. Эти люди научили своих детей состраданию и сопереживанию. Аргумент этого — эпизод с Наташей, когда она готова была отдать последнее раненым солдатам. Дети взяли от родителей самое лучшее.

Качества, присущие Ростовым:

  • искренность;
  • отзывчивость;
  • патриотизм;
  • отсутствие авторитарности родителей.

В этой семье все уважают друг друга. Родители не раздают команды и указы детям, а только наставление. Наташа Ростова — плод высокоморальной любви, вобравшая самые прекрасные качества, которые могут быть у человека. Это воспитанная, благородная девушка, которая хотела осчастливить весь мир.

Она любила литературу, творчество, музыку. Жажда жизни героини вдохновляла людей. Девушка переняла заботливость и хозяйственность от своей матери. Это был естественный персонаж, неспособный на ложь. Наталья отличалась от девушек светского общества.

Она не гналась за богатствами, была естественна, без лицемерия и фальши.

Ростовы, как идеальная семья, притягивают внимание читателя простотой и добродушием. Это образец для подражания, идеал, достойный уважения.

Аристократы Болконские

Жизнь семьи Болконских наполнена разными событиями. Об их богатстве ходила молва по всей Москве. Это были люди знатного происхождения.

Глава семейства был упрям и бестактен, он не уделял особого внимания детям. Несмотря на его самодурство, Андрей и Марья почитают отца, живут по его порядкам, уважают старших. Марья побаивается родителя, но переживает за него и любит. Девушка имеет следующие черты:

  • благородство;
  • доброта;
  • патриотизм;
  • сострадание;
  • сопереживание;
  • послушание;
  • духовность.

Андрей Болконский был умен, обладал богатым внутренним миром. Его жизнь полна печали, страданий и переживаний. Эти неприятности сказались на его личности.

Отношения в семье Болконских были сложными и натянутыми. Это тяготило детей, хотя между собой брат с сестрой были очень близки.

Андрею присущи следующие качества:

  • сильная воля;
  • ум;
  • твердость характера;
  • рассудительность;
  • патриотизм;
  • самообладание.

Персонаж всегда доводил начатое до конца, был истинным патриотом, настоящим воином. Со временем у него была своя семья, в которой он формировал свои устои.

Во время родов жена Болконского умерла, но ребенок выжил. Николенька воспитывался у тетки Марьи, которая очень любила малыша, заботилась о нем.

Читайте также:  Сочинение: Моя любимая книга (для школьников)

Андрей искал славы и званий, но со временем разочаровался в своих мечтах, обрел понимание жизни.

Старый князь Болконский с сыном были близки по духу, Андрей прислушивался к доброму слову отца. Честь и достоинство — самое важное в этой семье. Роскошь, знатный род не сделали их высокомерными и самоуверенными.

Эти люди решали судьбы крестьян, помогая им. В доме Болконских не было фальши. Они никогда не хвастались своим происхождением. Эта семья живет разумом, она имеет свои моральные принципы, требует того же от окружающих.

Анатоль, Элен, Василий Курагины

Иные представления о семейной жизни у семьи Курагиных, где царит подлость и обман. Этих людей нельзя назвать счастливыми, так как у них нет любви и уважения между собой. Князь Василий плохо отзывается о своих детях. Про сыновей он говорит, что «один дурак покойный, а второй беспокойный».

Он признается, что в нем нет родительской любви. Самое главное для князя — удачно пристроить своих детей, чтобы они жили своей жизнью. Курагин выдал замуж свою дочь Элен за Пьера Безухова, лишь бы не заботится о ней. Этот брак был неудачным, так как между супругами не было любви. Элен постоянно изменяла Пьеру, не ценила его и ни во что не ставила.

Анатоль Курагин — мерзавец и интриган. Он соблазнил Наташу Ростову, обманул ее, уговорил бежать вместе, хотя сам был уже женат на другой. Курагин разбил счастье Болконского и Ростовой.

Конец жизни этих людей печален. Анатоль был в бою, его сильно ранило, Элен умерла во время войны. Другие семьи обрели счастье и любовь, дома Болконских и Ростовых объединились, а эти люди получили только печаль и горе.

Чувство долга Болконских

Следующий образец семейных ценностей в романе «Война и мир» — Болконские. Каждый из членов этого дворянского рода — яркая, сильная, одухотворенная личность. Глава семьи Николай довольно резкий человек, но он не жесток. Окружающие уважают и немного побаиваются князя. Дети Болконских отличаются следующими качествами:

  1. Андрей Болконский умен, благороден и независим. Он не всегда следует родительским наставлениям, для него важно самому постичь смысл жизни, понять, какой путь ему необходим и обрести призвание. Это один из самых сложных героев Толстого, на протяжении всего повествования он проходит духовную эволюцию и в конце понимает, что счастье невозможно без любви.
  2. Марья Болконская — цельная, зрелая личность с высокими нравственными качествами. Ее нельзя назвать красавицей, но душа Маши прекрасна. Девушка романтична и религиозна, она мечтает о большом и чистом чувстве.

Можно сказать, что дети Болконских взяли все хорошие качества своего отца, не считая его властности и нетерпимости. И Андрей, и Марья равнодушны к светской жизни.

Эгоизм Курагиных

Конечно же, тема семьи в «Войне и мир» была бы неполной без примера Курагиных, они вносят в роман разнообразие. Представители этого рода противопоставляются Болконским и Ростовым. Глава семьи Василий — алчный, фальшивый и гнилой мужчина, олицетворяющий человеческий порок.

Его жизненный приоритет — признание и материальное благосостояние. Дети Элен, Ипполит и Анатолий красивы, образованы, но внутри они абсолютно пусты. Курагины представляют «светскую чернь», которую так сильно не любил Толстой. Проблема этого дома — нежелание задумываться о духовных ценностях.

Заканчивая пример сочинения «Война и мир. Жизнь слова в миниатюре», следует отметить, что для полного понимания романа Толстого, лучше ознакомиться с произведением полностью. Однако даже краткое содержание позволит понять смысл изложенного и подобрать аргументы на экзамене.

Основные семейства романа-эпопеи

В произведении показано несколько главных семейств и несколько второстепенных. Для большей наглядности и сравнения их характеристик используем таблицу:

Фамилия Состав семьи
Ростовы
  1. Граф Илья Андреевич — отец.
  2. Графиня Наталья — мать.
  3. Дети:
  • Николай;
  • Пётр;
  • Вера;
  • Наташа;
  • племянница Соня.
Болконские
  1. Князь Николай Андреевич – отец.
  2. Дети:

Лиза – жена Андрея, м-ль Бурьен – гувернантка, Николенька – сын Андрея и Лизы.

Курагины
  1. Князь Василий – отец.
  2. Алина — жена князя.
  3. Дети:
Безуховы
  1. Граф Кирилл Владимирович – отец.
  2. Пьер – незаконнорождённый сын.
Друбецкие
  1. Анна Михайловна – мать.
  2. Борис – единственный сын.
Долоховы
  1. Марья Ивановна.
  2. Сын Фёдор.

Теперь можно рассмотреть и провести сравнительный анализ каждой из фамилий более подробно.

Ростовы — гостеприимные и щедрые дворяне

Всеми уважаемые, гостеприимные, щедрые люди. Граф Илья Андреевич любит принимать гостей, посещает элитарные клубы Санкт-Петербурга. Он совершенно не умеет распоряжаться деньгами, и поэтому семейство оказывается на грани разорения.

Графине около 45 лет, она истощена многочисленными родами. Это образцовая мать, все её дети воспитаны в любви и взаимопонимании. Дочери доверяют матери самые сокровенные секреты.

Мальчики Пётр и Николай выросли честными и откровенными мужчинами. Николай говорит: «Не умею скрывать того, что чувствую», — и в этой фразе заключена вся суть его характера. Он благороден, очень любит родителей и сестёр, особенно Наташу.

  Биография и творчество Ломоносова М.В.

Вера и Наташа — родные сёстры, но очень отличаются друг от друга. Вера – спокойная, умная девушка. Она красива, но окружающие не любят её из-за холодности и притворства. Вера выходит замуж за Адольфа Берга, с которым они похожи характерами.

А Наташа – бойкая, весёлая девочка. Родители называют её «порох» — она может рассмеяться или расплакаться по самому незначительному поводу. Младшая сестра – всеобщая любимица, она всё тонко чувствует и умеет сопереживать.

Наташа – довольно легкомысленная особа. Дав слово князю Андрею выйти за него замуж, она безумно влюбляется в Анатоля Курагина и даже готова бежать с ним для тайного венчания.

Но заговор был вовремя раскрыт, и Ростовым почти удалось избежать позора. Впоследствии девушка искренне раскаивается в своём поступке, и Болконский её прощает.

В конце романа Ростова выходит замуж за Пьера и становится счастливой матерью большого семейства.

Наравне с родными детьми в семье воспитывается племянница Соня — приятная девушка, обладающая некоторой хитростью. Она влюблена в Николая Ростова, но им не суждено быть вместе, так как Соня небогата. Ростов женится на Марье Николаевне Болконской, а бедная бесприданница, скорее всего, останется старой девой.

Болконские — знатный род

Очень яркую роль в романе играют Болконские. Это древний знатный род, они состоятельные князья. Старый Николай Андреевич — отец — бывший генерал.

У него очень тяжёлый характер, он обожает запугивать домашних обитателей, но больше всего достаётся его дочери Марье. Всё в доме подчинено распорядку старого князя, расписанного поминутно.

Вместе с тем нужно отметить, что старик обладает острым умом и неутомимым трудолюбием.

Одним из главных персонажей повествования является князь Андрей. Это довольно красивый молодой дворянин, уставший от света и явно скучающий в так называемом высшем обществе. Он женат, но к жене холоден и жалеет о женитьбе вообще. Оживляется Болконский только в обществе Пьера, в диалогах с ним он показывает свою настоящую натуру.

Андрей Николаевич – умный человек, которому небезразлична судьба отечества. На страницах романа его личность и отношение к жизни несколько раз трансформируются.

После ранения под Аустерлицем и смерти жены Лизы он считает, что жизнь его кончилась и ему уже ничего не интересно. После внезапного знакомства с Наташей Ростовой князь вновь возвращается к жизни.

Впоследствии обман Наташи больно уязвляет его самолюбие, но перед смертью Андрей её прощает.

Марья Николаевна – некрасивая, но очень добрая девушка. Близко к сердцу воспринимает издевательства отца, но это не делает её чёрствой. Княжна готова на самопожертвование ради счастья близких людей.

В доме живёт гувернантка мадемуазель Бурьен — лживая интриганка. Она хороша собой и мечтает удачно выйти замуж. Женщина предаёт княжну Марью, преследуя свои интересы, но обман раскрывается, и ей не удаётся достичь своей цели.

Курагины — блестящие подлецы

Князья — отрицательные персонажи романа. Князь Василий – чиновник высокого ранга, надменный, фальшивый и подлый человек. Детей своих он не любит, говорит: «Мои дети — обуза моего существования». Старшего сына Ипполита считает «покойным дураком», а Анатоля — «беспокойным».

Ипполит — глупый и недалёкий человек, его лицо «отуманено идиотизмом». Он высокомерно себя ведёт, хотя его терпят только из-за статуса отца. Молодой человек сначала говорит и только потом понимает, что говорит.

Анатоль — блестящий прожигатель жизни и кутила. Он красив и любим женщинами. В произведении он показан как подлый и беспринципный человек, ни с кем не считающийся, двигающийся напролом к своей цели.

Элен — светская красавица. Она «как будто желала и не могла умалить действие своей красоты». Это подлая и порочная женщина, с братом их связывают «странные» отношения. Светская львица выходит замуж за нелюбимого, но богатого графа Пьера Безухова, постоянно изменяет ему, и он добивается развода.

Безуховы — отец и сын

Старый граф Кирилл Владимирович — чиновник со времён Екатерины II. Он очень привлекательный и богатый человек. Прожив бурную жизнь, произвёл на свет много незаконнорождённых детей, но больше всех любит Пьера.

Безухов-старший умирает почти в начале романа, и его смерть сопровождается подлыми поступками князя Василия и сестёр-княжон, живущих в его доме. Из-за огромного наследства возле смертного одра происходят почти батальные сцены.

Но всё достаётся Пьеру.

Пьер Безухов — внебрачный сын. Скромный, неуклюжий, рассеянный, но очень добрый и душевный человек. Ему не хватает силы воли и практичности. Почти все его значимые поступки продиктованы волей других людей.

После смерти отца он наследует его титул и состояние, становясь тем самым завидным женихом. Его обманом женили на Элен Курагиной, но в этом браке молодой человек был несчастлив и практически ненавидел жену.

Счастливо женился вторым браком на Наташе Ростовой.

Друбецкие и Долоховы

Анна Михайловна в «Войне и мире» — представительница обнищавшего, но знатного рода. Когда-то она была красавицей, но с возрастом красота угасла, а Друбецкая в начале повествования всё ещё пытается пользоваться былыми уловками. Женщина на всё готова ради сына Бориса — и на унижение, и на лесть, и на лицемерие.

Особо не отличается от неё и сын Борис — он напролом идёт к своей цели, очень тщеславен и честолюбив.

Очень живописными фигурами являются Долоховы — Марья Ивановна и её сын. Пожилая женщина души не чает в своём отпрыске. А Фёдор, отчаянный игрок и бретёр, постоянный участник пьяных пирушек Анатоля Курагина, злопамятный и мстительный человек, как ни странно, тоже нежно любит мать, боготворит её и старается ей всячески помогать.

Ссылка на основную публикацию