Рецензия на роман джона фаулза «коллекционер»

Рецензия на книгу Д. Фаулза — «Коллекционер», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга» литературного портала «Букля». Автор рецензии: Дарья Уразина.

«Мой герой совершил зло, — пишет автор, — но я старался показать, что это зло в значительной степени, а может быть, и целиком, является результатом плохого образования, посредственной среды, сиротства: всех тех факторов, над которыми он не волен».

Д.Фаулз.

 Совсем недавно я открыла для себя новую удивительную, глубокую по смыслу книгу. Книгу, написанную Джоном Фаулзом, под названием «Коллекционер». Едва прочитав последнюю страницу данного романа, я вскочила и произнесла, обхватив голову руками: «Да, вот это книга!» Я была сильно впечатлена ею. Почему? Я попытаюсь объяснить.

Рецензия на роман Джона Фаулза «Коллекционер»

 Фредерик Клегг служит простым клерком, в то же время, имея собственное хобби-коллекционирование бабочек. С первого взгляда это может показаться хорошей особенностью нашего героя.

Мы похвалим этого молодого человека за его неординарное увлечение. Ведь у одного хобби — вязание крючком, у другого — собирание марок. Это все такое заезженное и устаревшее. А третий и вовсе увлечения не имеет.

А наш герой — настоящий коллекционер, а это поистине незаурядное хобби.

 Это если посмотреть на дело с одной стороны. В процессе чтения книги мы, читатели, словно снимаем с глаз тёмные очки, открывая перед собой противоположную сторону характера нашего юного героя.
Фредерик всю свою жизнь любил лишь одну девушку, имевшую «…такое же красивое имя, как она сама — Миранда».

Что и говорить, она была прекрасна! «Она и не обернулась ни разу, а я долго смотрел на её затылок, на волосы, заплетенные в длинную косу, очень светлые, шелковистые, словно кокон тутового шелкопряда. И собраны в одну косу, длинную, до пояса. То она её на грудь перекидывала, то снова на спину».

Она была словно бабочка, только что прорвавшая стенки своего тесного кокона, вылетевшая на свободу, начавшая жить и радовать окружающих своим великолепием.

 Фред же был собирателем этих прекрасных созданий. Наша юная «бабочка» была студенткой художественного училища, девушка умная, образованная, разносторонняя и вообще глубоко творческая и тонкая натура, но недостаточно мудрая, даже наивная по причине своей юности.
Она «попалась в сети» нашего богатого рассказчика (разбогател он в результате выигрыша большой суммы денег на скачках).

Фредерик силой затащил её в свой дом и поместил в одну из комнат подземелья, заперев на все замки. Подобно бабочкам, которых коллекционирует наш герой и помещает в специальные ящички, героиня осталась в неволе на попечении богатого, но малообразованного Фредерика. «Тюрьма» её была шикарна — богато отделанная и комфортабельная комната под землей.

Тем более, Фред исполнял любые прихоти нашей Миранды. Он любил её всем сердцем, любовь эта была чиста, непорочна, без различных похотливых помыслов и фантазий. Но он думал, что имеет власть над ней. О, как он ошибался! Да, в его руках была её свобода.

Но всё остальное имелось у неё: ум, красота, душевная чистота, умение видеть и чувствовать искусство, способность творить и бескорыстно отдавать людям частичку себя. Она уже в свои двадцать лет была человеком. Неопытным, да, но ЧЕЛОВЕКОМ со своей точкой зрения и способностью понимать окружающий её мир. Она стремилась жить, творить, учиться, самосовершенствоваться.

Её жизненные цели были поистине высокими, благородными. Такой человек — один на миллион. Она — дефект этого напыщенного, завистливого, серого общества. У неё было то, что называется «внутренним светом». Этим всем она и была богата.

 Фред тоже был богат. Любого, кто получил чек на 73 091 фунт, можно считать богатым. Но был ли в нём «внутренний свет», светилась ли его душа во мраке серых дней подобно маяку? Нет! Серая мышь — вот он кто! Серый, запуганный зверёк с пустой душонкой. Он жалок и нищ на фоне Миранды.

Таким, как он, судьбой предначертано только забирать и наблюдать. Он в принципе, по натуре своей, отдавать и творить не способен. Он — жалкий наблюдатель, она — творец.

Они оба не были счастливы, для завершения картинки пазла не хватало части: для неё — свободы, для него — того, чем обладала наша героиня.

С уверенностью можно сказать, что Миранда не оправдала надежд нашего героя. Ведь Фредерик ожидал, что она, получше узнав его, привяжется к нему, потом влюбится, затем они поженятся и «будут жить долго и счастливо, и умрут в один день», как в добрых детских сказках.

Миранда же, напротив (как мы позже узнаём из её личного дневника), не то чтобы не привязалась к Фреду, но даже стала чувствовать к нему ненависть.

Да как он, глупец, вообще мог подумать, что такая, как она, отдастся ему?! Как можно сравнивать море, бескрайнее, чистое, светлое и манящее в погожий день; но бушующее, нетерпеливое, могучее и устрашающее во время шторма, и затхлое болотце, спрятанное среди жалких кустов?! Фред — собиратель, алчный и ненасытный, Миранда — редчайший и прекраснейший экземпляр в его коллекции. Ну, как, всё еще уважаете нашего коллекционера?

 Наша героиня питала ненависть к собирателям вообще. «Ненавижу тех, кто коллекционирует, классифицирует и даёт названия, а потом напрочь забывает о том, что собрал и чему дал имя»,- сказала она однажды. Фредерик показывал ей свою коллекцию бабочек, на что та молвила: «…Ну и кто это видит? Вы, как скупец деньгами, набили свои ящики красотой и заперли на замок».

Вот и с ней так: она на замке, в его власти. Он не давал ей цвести для мира, дарить другим людям свою красоту, свой свет. Он все забирал себе, однако сам не стал богаче. Он, словно паук, схватил жертву, попавшуюся в его сети, высосал из неё внутренности, оставив лишь пустую оболочку.

Его можно сравнить с сухарем, который может размякнуть только будучи опущенным в стакан с водой. Но Миранда — не стоячая вода, она — быстрая волна, которая может лишь толкать этот сухарь от берега к берегу, но не размочить его, не изменить. Что ж, надо отдать должное нашей героине-художнице, ведь она не стала такой же чёрствой, как Фред.

Она сохранила свою свежесть, её внутренний свет не погас, его не затмила серая душа-камень нашего несчастного коллекционера.

 Итак, пора подходить к концу этой печальной истории. Героиня заразилась от Фреда простудой, которая, к несчастью, осложнилась. Миранда скончалась буквально на руках Фредерика. А он… он просто сколотил для неё гроб и засыпал землёй.

«Я все думал о ней, даже подумал, может, и моя вина была в том, что она сделала, из-за чего потеряла мое к ней уважение, а потом подумал, нет, она сама во всем виновата, сама напросилась и получила по заслугам»— так он отозвался об её кончине. Он сам убил её. Можно даже сказать, убил своей любовью, своим помешательством на ней.

Давайте отныне называть нашего героя так: Убийца Красоты. Думаю, его можно даже назвать Ничтожеством.

 Что ж, он нашел замену этой Красоте — девушку, внешне похожую на Миранду. Он собирался проделать с ней то же самое. Ему хотелось сравнить их. Ненасытный коллекционер снова выбрался на охоту…

 Я советую всем прочитать книгу «Коллекционер». Она помогла мне понять , что жадный человек не добьется успеха, алчность его приведет к беде. Так же и любовь. Старуха Изергиль из одноимённого рассказа М.

Горького говорила: «Видишь — не меньше чумы губит любовь людей». А если эти два чувства действуют рука об руку — тут уж быть беде. Также я поняла, что в борьбе между Ничтожеством и Красотой побеждает второе. Прекрасное не забывают, его боготворят.

А Ничтожество… что ж, название говорит само за себя.

  • Рецензия написана в рамках конкурса “Моя любимая книга”.
  • Автор рецензии: Дарья Уразина.

Самые свежие новинки и классные подборки книг в Вашей ленте:

Рецензия на роман Джона Фаулза «Коллекционер»Рецензия на роман Джона Фаулза «Коллекционер»

Коллекционер – роман Джона Фаулза, отзыв и сюжет книги, главные герои, идея произведения

Рецензия на роман Джона Фаулза «Коллекционер»

Коллекционирование само по себе выглядит вполне безобидным хобби. Одни люди собирают марки, значки, монеты, вазы, картины, автомобили, оружие и прочие неодушевленные предметы. А есть энтузиасты, которые не против коллекционировать бабочек, жуков и шкуры подстреленных ими на охоте животных. Но что если найдется индивидуум, который начнет коллекционировать людей?

Содержание

  • Сюжет
  • Герои
  • Фредерик Клегг
  • Миранда Грей

Сюжет

Джон Фаулз в своем романе «Коллекционер» описал невероятно пугающую историю. В ней нет моря крови, избытка физического насилия и изрядной доли фантастики. История пугает своей обыденностью, своей правдивостью и безысходностью. Уже в середине чтения понимаешь, что все закончится очень плохо. Благополучно разрешиться конфликт не сможет.

Молодой человек, всю свою жизнь проведший в статусе неудачника, влюбляется в местную красавицу. У него абсолютно нет шансов, но он не перестает любоваться ей, наслаждаться ее существованием в мире. Сам он изредка отвлекается на домашние хлопоты, работу и любимое хобби – коллекционирование бабочек.

Однажды он выигрывает на скачках приличную сумму, и в голове сам собой рождается коварный план – похитить объект своего восхищения. И это ему удается. Девушка оказывается в подземном плену, откуда невозможно сбежать. А ее пленитель всячески ухаживает за ней и не позволяет себе пошлости, грубости и дурных слов.

Он становится добровольным рабом для пленницы, и вся ситуация приобретает сюрреалистический характер. Особенно когда девушка оказывается в роли стервы за нападки и нелицеприятные слова, обращенные к своему мучителю. И ее реально периодически начинает одолевать угрызение совести. Локальный Стокгольмский синдром.

Только концовка у истории куда менее позитивная.

Рецензия на роман Джона Фаулза «Коллекционер»

Герои

Фаулз правильно делает, что не добавляет в свое произведение посторонних героев. Единственный, кто может считаться третьим лишним в этом недоромане между главным персонажами, так это Чарльз Вестон, которого Миранда в своих дневниках зовет просто Ч.В.

Но он встречается только в ее рукописях, которые она невольно составила из-за абсолютной обреченности и безнадеги, ввиду нахождения в полной изоляции от внешнего мира, где единственный ее собеседник – тот самый похититель, которого она прозвала Калибаном, в честь одного из главных персонажей романтической трагикомедии Уильяма Шекспира «Буря».

Читайте также:  Сочинение: Почему «Мертвые души» — это поэма?

В остальном же читатель концентрирует свое внимание исключительно на судьбе двух людей, к каждому из которых волей-неволей приходится проникаться сочувствием. Даже по отношению к похитителю, и вот в чем штука.

Фредерик Клегг

Фредерик, или как он сам просит себя называть Фердинанд, ребенком не получил должной порции любви и вырос весьма замкнутым человеком.

На работе он постоянно попадает под насмешки сослуживцев, в его круге общения нет настоящих друзей, а единственные развлечения – ставки на лошадиные бега и коллекционирование бабочек.

Образ классического неудачника, чье помутнение обусловлено жизненной несправедливостью вкупе с жестокостью и равнодушием общества. И вот угораздило этого парня влюбиться в красотку.

Подготовка к похищению Миранды выдает во Фредерике весьма осмотрительного, педантичного и при этом умелого человека. Значительный выигрыш на скачках позволяет ему обустроить «темницу» подальше от цивилизации и подготовиться к визиту столь достопочтенной леди.

Вообще завязка основных событий происходит так быстро, что не успеваешь как следует разозлиться на Фредерика за этот бесчеловечный поступок. И как только начинаешь закипать во власти праведного гнева, он обезоруживает почтительностью и обходительностью по отношению к своей пленнице.

Потом начинается тщательная работа похитителя по убеждению Миранды и читателя в своих чистых и благих помыслах. Да, он сотворил преступление, но у них в мыслях нет ничего грязного, только высокие и, по его же словам, благие намерения. Но штука в том, что в еще большей степени он старается убедить в этом и самого себя.

До последнего момента продолжаешь верить, что Фредерик одумается, что вот следующий дурной шаг будет перекрыт благородным поступком (если о таком вообще можно говорить в данных обстоятельствах). И даже самый ужасный ход событий оставляет шанс на раскаяние, на признание вины и раскрытие страшной тайны. Но все оказывается тщетно. Фредерик все-таки монстр, лишенный сострадания и чувства вины.

Миранда Грей

Миранда же, как и следовало ожидать, полная противоположность своего мучителя. Стоит сразу отметить ее стойкость и самообладание в момент осознания, что и как с ней случилось. Естественное ощущение страха сменилось анализом происходящего, изучением ситуации и поиском выхода из нее.

Самое главное, что девушка не потеряла саму себя, хотя, стоит признать, у нее были щадящие условия, которые позволяли вести себя вольготно. Она читала, слушала музыку и даже занималась делом всей своей жизни – живописью.

По мере снижения градуса напряжения между жертвой и преступником между ними начинают завязываться диалоги, в которых разница в интеллектуальном и личностном развитии заметна невооруженным взглядом. Миранда старается открыть Фредерику мир прекрасного, но в тесном пространстве его сущности есть место только ей и коллекции бабочек.

Он не хочет разделять ее интересы, ему достаточно сохранять власть над Мирандой и любоваться ее красотой, слушать ее речи и в то же время совершенно их не понимать.

Образ девушки и ее мысли, изложенные в дневнике, так и навеяны экзистенциальными мотивами Жана-Поля Сартра. Что неудивительно, ведь Джон Фаулз еще в студенческую пору попал под влияние Сартра и Камю. Миранда, несмотря на свой юный возраст, мыслит как зрелая личность, как женщина.

Гордая, умная, своенравная, она при этом оставляет место и для слабости. Влюбленная в мужчину много старше нее, Миранда даже в заточении находит место обсудить сама с собой щепетильную ситуацию. Ведь она всю жизнь привыкла быть на коне – достаток, хорошее образование, восхищение мужчин.

Но всего этого ей было не нужно. Девушка упивалась обществом Ч.В.

, страдала от его выходок, ломала голову над его измышлениями, но сохраняла непреступность, хотя в глубине души уже давно бы бросилась в объятия этого несносного, но завораживающего знатока искусства и всего поистине прекрасного.

Миранда купалась в мыслях, находивших отражение в дневниковых записях, с наслаждением, потому что на поверхности ее ждала реальность – сумасшедший похититель с неясными намерениями. Он не позарился на ее тело, он не просит ее ни о чем недозволенном, он даже боится прикоснуться к ней. От этого негодование вспыхивает с еще большей силой. Что ему нужно?

Если проследить все терзания и метания Миранды, узнаешь в ее лице бабочку, которая попала в сачок, а затем и в стеклянный сосуд коллекционера. Сначала он с ней ничего не делает, просто любуется, а бабочка все бьется и бьется о стекло в попытке вырваться на свободу.

А потом насекомое засыпает вечным сном, когда коллекционер замаривает ее. Так и попавшей в плен девушке предстоит пройти все ступени мучения бабочки, что при осознании случившегося пугает сильнее всего – жизнь человека низведена до жизни насекомого.

Доказательством чего становится тот факт, что Миранда – не последняя жертва Фредерика.

Книга «Коллекционер»

Читала книгу в рамках Новогоднего Флешмоба. Жанр психологического триллера – один из моих любимых, но в случае с Коллекционером что-то сразу пошло не так.

На первый взгляд Фредерик совершенно обычный парень. Дом, работа, увлечение коллекционированием бабочек и…соседской девушкой Мирандой, студенткой художественного колледжа. Которое постепенно перерастает в настоящую одержимость и желание владеть ей, как еще одним экземпляром из своей коллекции..

Случайный денежный выигрыш подталкивает Фредерика перейти от грез к действиям. И, если вы вдруг сейчас решили, что он, обретя почву под ногами в виде денег, решится на нормальное знакомство и свидание с девушкой своей мечты, то крупно ошибаетесь. Вместо этого наш “герой” купит домик на отшибе и начнет оборудовать там подвал для самого желанного…

Развернуть 2021-09-10 23:08:51 www.livelib.ru/review/2281651

10 сентября 2021 г. 23:08

1K

Это наверно первая книга, которая рассердила меня своим окончанием. Потому что жертва здесь одна из двух главных персонажей и читая ее дневник, ее мысли, ее желания, ты переживаешь за нее. И когда все закончилось плохо, несправедливо, не так как должно быть для счастливого конца, мне стало грустно. Вот совсем не ожидал такого окончания. Но книга хороша. Интрига в ней на высшем уровне.

Читал и не мог остановиться. Особенно дневник коллекционера. На дневнике жертвы приходилось немного скучать, но это из-за того, что уже знал к чему все идет. Ведь рассказывалось в нем о том же периоде, о котором перед этим прочитал в дневнике похитителя. Думаю если бы чередовалось, было бы не так скучно. Немного дневника колекционера, немного жертвы. А тут получается сперва его целиком, потом ее.

И от…

Развернуть

Фредерику Клеггу повезло. Он выиграл очень большую сумму денег в лотерее. Казалось бы, теперь можно полностью насладиться полноценной и нормальной жизнью. Но Фредерику это не нужно. Ему нужна лишь она – Миранда Грей. Поначалу дерзкая идея о похищении Миранды, превратилась в жестокую действительность. Теперь Миранда пленница Фредерика. Каков будет исход этого противостояния?

Фредерик Клегг – главный герой, безумно влюбленный в Миранду. Персонаж показан был интересно. Этому поспособствовала предыстория героя, наглядный ход его мыслей, ну и взгляд Миранды по отношению к Фредерику. С одной стороны он, как верно сказала Миранда

Девственно чистый юноша

Не помышляет ни о каком физическом влечении к девушке, даже думать об этом не хочет. Этакий чистый романтик.
С другой стороны, у него…

Развернуть 2021-09-23 13:19:22 www.livelib.ru/review/2300341

23 сентября 2021 г. 13:19

284

Что нужно знать человеку, который никогда не читал «Коллекционера»? Это отличный психологический триллер о похищении. Это отвратительный шедевр, книга, от которой по-настоящему жутко. Главный герой – коллекционер, который не видит разницы между бабочкой, приколотой к листу, и живым человеком, заключенным в подвале его дома.

Коллекционер примитивен, ему не хватает слов описать свои чувства, мысли. Он сторонний наблюдатель, в нем нет любви. Его чувства строятся исключительно на визуальной симпатии.

Он «почти свихнулся» на человеке, о котором ничего не знает, кроме того, что она вполне в его вкусе. Он просто любуется и восхищается новым образцом в своей коллекции, но не сущностью человека.

В этом чувствуется эгоизм и сосредоточенность только на своих чувствах. Он живет в рамках, укладываю…

Развернуть

Она мечтала стать художницей, чтобы писать “солнечный свет на детских лицах, цветы на зеленой изгороди или улицу после апрельского дождя”, но оказалась пойманной в сачок любителя-энтомолога.
Он коллекционировал бабочек и вел дневник энтомологических наблюдений, куда вписывал крестиками встречи с той, которая была самым ценным экземпляром, являясь при этом человеком.

Я знаю, что я для него такое. Бабочка, которую он всю жизнь мечтал поймать.

На этом книга могла бы и закончиться, если бы ни крупный выигрыш на скачках.

О том, что сумма герою досталась колоссальная, можно судить по перечисленным покупкам: билеты в Австралию на двоих, старинный особняк с обстановкой, куча всяких-разных вещей, дорогая еда…

Для меня факт внезапно свалившегося богатства всегда будет минусом произведению, так…

Развернуть

Известное произведение известного автора. Но что-то у меня пошло не так. И если бы не рекомендация в Новогоднем флешмобе, думаю, еще долго бы оно не было прочитано.
Что могу сказать? Бесил меня главный герой с самой первой главы. Речь идет о молодом клерке Фредерике Клегге, который выигрывает крупную сумму. А еще он коллекционирует бабочек.

Ну и что, казалось бы, живи и радуйся, пополняй коллекцию… Он и пополнил… соседкой Мирандой Грей. Почему-то решил, что она будет принадлежать только ему, и он будет приходить и любоваться ей… Без всякого сексуального насилия, разумеется. В книге три части. Первая часть – откровения Фредерика, где он обо всем достаточно подробно рассказывает. И вот тут хотелось героя встряхнуть хорошенько.

Он искренне не понимает, почему Миранда так себя…

Развернуть

Книгу я слушала в начитке Евгения Терновского.

Читайте также:  Реферат: литература периода вов — великой отечественной войны

https://www.youtube.com/watch?v=fgdFXKqvLAg

Роман перекликается с романом “Парфюмер” Зюскинда. Однако, у Зюскинда рождение и становление героя было подробно описано. В “Коллекционере” почему-то нет отправной точки психозу Фредерика. Да, он жил с какими-то тётками  вместо полноценной семьи, но всё же психопатами так просто не становятся. Этого момента мне не хватило.

Нашему коллекционеру хочется иметь красивую вещь, но он  не обладает ни единым качеством, чтобы завладеть ею так,  как это обычно делают люди. Он застенчив, нелюдим, небогат, некрасив да и умом особо не блещет.

Всё перевернулось, когда ему на голову упала огромная сумма денег (деньги – страшная сила!), с деньгами ты можешь обладать любой вещью.

Ну подумаешь, вещь живая, ну и что? Ведь надо просто иметь сильное желание и…

Развернуть

История коллекционера бабочек, с повернутым сознанием.

Выиграв на скачках кучу денег, он покупает дом с глубокими подвалами, говорят, что когда- то там был потайной алтарь и комнаты для молений и похищает девушку, за которой следил 2 года.

Сажает не просто в темный подвал, но оборудует комнату – электричество, кровать, одежда..готовится.Первая часть книги- это дневник его самого, Клегга, вторая часть- дневник девушки Миранды, которую он похитил.Девушка умирает.

А книга заканчивается тем, что Клегг присматривает себе новую девушку, новую жертву и начинает готовится к новому похищению.

Мелкий клерк Фредерик Клегг, увлекающийся на всём свете лишь коллекционированием бабочек, неожиданно для себя выигрывает огромную сумму на скачках.

Это становится поводом распрощаться с ненавистной работой и полностью отдаться мечтам о девушке, на которую он так давно смотрит. Миранда, юная студентка художественной школы, манит Клегга, как редкая яркая бабочка – но он боится и подойти к ней.

Вместо попытки завязать знакомство Клегг приобретает дом на отшибе и начинает обустраивать комнату в подвале…

Во всём этом так и звучит: моё, моя, запереть, замуровать и смотреть, и больше никому не отдать. Никакого интереса к личности Миранды, к её чувствам, её интересам, жизни, у Клегга нет и не было. Можно сказать, что в некотором роде “Коллекционер” – про эгоистичную сторону любви. Впервые эта…

Развернуть Текст вашей рецензии…

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Всего 1K Всего 359

«Коллекционер» отзывы и рецензии читателей на книгу????автора Джона Фаулза, рейтинг книги — MyBook

Одна из редких книг, отношение к которым у меня при перечтении не поменялось. Более того, я со своей куричьей памятью успела основательно забыть детали и черты характера, оставив на долгое хранение только общее впечатление, так что заново переживала все оттенки неприязни и раздражения, только теперь уже с дежавюшным налётом “а в первый раз ведь было точно так же”.

“Коллекционер” Фаулза — самый простенький его роман, но и он построен по принципу многослойной луковички. Правда, слоёв не так много, как, например, в “Имени розы” Умберто Эко, зато и более глубокие спрятаны чуть более искусно, чтобы у читателя даже не возникало желания их искать.

Можно ведь остановиться только на первое слое — триллере с увлекательным сюжетом, показанном с точки зрения обоих главных действующих лиц. Всё красиво и пристойно, почти равное количество страниц участникам, роли чётко распределены, есть серый волк, есть белая овечка, есть зачин и многообещающий финал.

Действительно, даже от одного этого слоя можно с лёгкостью получить удовольствие, а уже если добавить в него второй слой психологического романа, так и вообще выходит конфетка. Разность восприятия одного и того же у жертвы и охотника, ах чудесный апельсиновый мягкий ковёр и оранжевая жуткая гадость на полу.

На этом уровне можно самому себе объявить, что вот он коллекционер, фотограф, мещанин, собирает мёртвое и серенькое, камень, чувствовать не способен. Ну а овечка, как водится, из мира прекрасного духа, полна творчества, свободы и легко порхает над землёй, творя красоту из самой жизни. Дихотомия-с.

Вот только мы всё забываем, что фамилия Грей (гусары, отставить шутки за пятьдесят!) — вовсе не у такого очевидного Калибана, а у Миранды. И если заглянуть под третью чешуйку луковицы, то всё не так просто.

Чёрных и белых нет, оба персонажа именно что серые по самое не балуйся. Миранда — редкостная и неприятная курица (что, впрочем, не означает автоматического оправдывания Фердинанда-Фредерика-Калибана).

Попробую повнятнее.

Поначалу у нас идёт часть романа, рассказанная Фредериком. Мы видим всё его простоватыми глазками и вряд ли будем отрицать, что он действительно простоват. Есть в нём кое-что от выдающейся личности (то же мастерство коллекционера бабочек), но всё же он чрезвычайно зауряден.

Впрочем, у него множество неплохих черт, которые не так видно за общей его серостью: родственничкам своим он вовсю помогает, хоть и видит, что добра от них не жди, только корысть. Он способен на настоящую любовь, одновременно чистую и невероятно уродливую. Ну да, вот такое у него получилось чувство, которое он неожиданно воплотил в ужасную, в общем-то, вещь.

Но это уже недостаток искорёженной психики, которую в своё время не подлечили, не проследили. Представьте себя этого же человека, если бы его с детства воспитывала любящая семья и при первых же симптомах “странностей” с ним поболтал бы психиатр. Он готов умереть, как в “Ромео и Джульетте”, он искренне хочет большой и чистой, как в прекрасных романах.

Недостаёт только… А вот чего? Чего недостаёт каменному Фредерику? Мне всё кажется, что он не так-то прост. Вспомните, например, чем он занимался в жизни: считал какие-то скучные циферки на бюрократической службе и накалывал бабочек на булавки. При этом у него единственные оценки “похуже” были именно по биологии и математике.

Зная Фаулза, это очень неспроста, какой-то психологический пазл, из попытки разгадать который мы должны сами сделать выводы.

Уже в той части романа, где всё описывает Фредерик, мне не понравилась Миранда. Хотя, казалось бы, он о ней рассказывает, как о богине, недостижимом идеальном духе красоты, гармонии и прочих добродетелей.

Первый звоночек был на сцене, когда она рисовала наброски вазы с фруктами и предложила Фредерику выбрать лучший. Настоящий ЕГЭ, чёрт побери, Фредерик, у тебя нет права на собственное мнение (пусть и мещанское, узкое, серое, но своё), лучший именно тот, который я считаю лучшим.

Потому что кто я, а кто ты. Истерические сцены это подтвердили, так что к концу длинного монолога первого рассказчика я её уже очень сильно не любила. Опять же, повторюсь, это не значит, что она заслужила сидеть в затхлом подвале.

Просто дамочка она неприятная, как могут быть неприятны только выпендривающиеся подростки, но что простительно лет в 13-16, то в 20 лет уже как-то… Глупо?

Когда же я прочитала всю ситуацию глазами Миранды, то всё стало на свои места. Курица и есть курица, будь она хоть трижды нитакаякаквсе, одухотворённая и пафосная. Удивительно, как точно Фаулз рисует её мерзоватенький портрет, да ещё и от первого лица.

Ей богу, как будто читаешь блевничок ЖЖшку (хотя, скорее, дайрюшку или лирушечку, судя по наполнению) современной школьницы, резко заболевшей синдромом необычности (то есть, блевничок каждой второй школьницы).

Ох я такая, ох растакая, у меня вот есть миссия сделать из недочеловека (как будто это ей решать) настоящего человека, и я её гордо понесу на своих плечах. Что же мы без тебя делали-то, Мирандочка, лохи позорные? Самодовольство, впрочем, ещё можно как-то читать, мы люди привыкшие. Но когда она переходит к части про Ч. В.

(сейчас бы было уместно обозвать его Ч. С. В.), то уже начинается передоз.

Обычный дядька, что уж там скрывать, неудачник, который сам неспособен творить, поэтому ударяется в пафос и критику (вспомним мнения всего общества о его картинах, и не стоит отвлекаться на идею Миранды о том, что всё общество такое тупое и не понимает его гения, ага, как же, Ван Гога понимает, а Ч. В. — нет).

Внешностью, богатством и прочим на баб производить впечатление не может, поэтому берёт на понт необычностью, эдакий гуру с индийским налётом, который вроде как одной ногой уже в вечности, зато другой бодренько так стоит на нашей земле и прямо из вечности потрахивает дев направо и налево. Впрочем, это не главное.

Главное, что он довольно посредственный тип сам по себе, а Миранда берёт его за образец и умудряется довести его пафосную пошлость до настоящей филигранности, если вообще может быть филигранность в этом ужасном деле. Ни одной своей мысли, ни одного своего слова, ни одного своего мнения, а Ч. В.

(мужчин такого типа моя сестра почему-то неизменно называет “пенёк обоссанный”) из под своей плешки с перхотью рулит ею, как хочет. Впрочем, у Миранды остаётся ещё власть гламурной кисы с прекрасными формами, которой она вертит и в своём же дневничке кокетничает, что, дескать, хихи, ни в чём не виноватая я. Этим уже не Ч. В. руководит, а собственно Ч.С.В. Миранды, ну я же совсем-совсем никого не дразнила, так, прижалась пару раз голой молодой жопкой к его телесам, потрясла сиськами, поулыбалась призывно, а потом вся не при делах удалилась в туманах, не виноватая я, а в душе всё так и поёт, ну надо же, меня хотят. Очуметь, какая заслуга!

И в тот самый момент, когда Миранду уже не можешь выносить, начинаются последние строчки её дневничка. Когда прямым текстом написано, что она даже простого, как пять копеек (центов?) Фердинанда не способна понять (да и не хотела никогда). Его “хитрости” она вдруг принимает за чистую монету: и про импотенцию, и про строящуюся для неё комнату…

И вдруг понимаешь, что Миранда не такая уж безобразная курица. Просто она чудовищно глупа, не по возрасту. У неё мозги тринадцатилетней девочки, которая корчит из себя перед одноклассницами умудрённую интеллектуальную даму-вамп, покуривая сигарету в женском туалете и покачивая томиком Бродского (с неразрезанными дальше десятой страничками).

Читайте также:  Анализ стихотворения Маяковского «Ночь»

Все её “ненавижу маму” и прочие юношеские максимализмы только подтверждают эту догадку, и вот тут-то Миранду становится жалко. Ведь мы все знаем, что дети вырастают. Может быть, она наломала бы дров, наделала бы ошибок, но выросла ещё нормальным человеком, пусть и позже, чем здоровые люди.

А так она ничем не лучше Клегга: тот погряз где-то в младенчестве и рыцарских романах, смешивая кодекс о прекрасных дамах с садистским удовольствием помучить живое существо, смешивая любопытство и стыдливость до красноты; она же погрязла в том же младенчестве, но уже со своей девичьей колокольни. Маленький мальчик и маленькая девочка в телах взрослых людей.

И вроде должны они символизировать мещанский класс и серенькую прослойку служак за копейки, да только… Что могут дети символизировать? Только самих себя. А испортить человека может абсолютно любой класс.

Джон Фаулз "Коллекционер"

“Я – энтомолог. Коллекционирую бабочек.

– Ну конечно же, – говорит. – Вспомнила, в газете об этом писали. А теперь вы включили в свою коллекцию меня.”

Жизнь молодого клерка Фредерика Клегга ничем не отличалась от жизней сотни других людей. Совершенно обычный молодой человек, который работает в Ратуше и коллекционирует бабочек.

Однажды, он выигрывает на скачках огромную сумму денег и решает потратить их на мечту всей своей жизни – девушку Миранду, за жизнью которой он уже долгое время следит. Вот только он не собирается дарить ей цветы или отвозить на море.

Фредерик похищает Миранду и запирает в подвале нового купленного дома, стараясь сделать так, чтобы она его полюбила.

“Коллекционер” – это талантливо написанный психологический триллер, который погружает нас в мир двух совершенно разных людей. Джон Фаулз очень ловко играет с читателями, показывая нам безумие главных героев. Книга разделена на три части – в первой повествование ведётся от лица похитителя, во второй – от лица жертвы. Третья – потрясающий финал, последний штрих на этом ярком холсте.

“Совершенно сошел с ума.

Из-за меня. Я – его безумие.

Годы напролёт он искал, во что бы воплотить своё безумие. И нашел меня.”

Итак, перед нами два антипода, две противоположности, две личности, которые на всём протяжении книги пытаются понять друг друга. Фредерик – ничем не примечательный клерк, не красив, не талантлив, не очень умён. Он ставит перед собой цели и выполняет их, он прост и прозрачен, он – человек дела.

Миранда – его заточенная возлюбленная. Молодая художница, набитая снобизмом и жаждой жизни. Она говорит о высоком, творит, следует идеалам и принципам, которые ей навязали. Она – лишь ещё одна бабочка в коллекции Клегга, его самый редкий и ценный экземпляр.

Герои рассуждают о ядерном оружии, искусстве, жизни, о человеческих ценностях и собственных страхах. Но вот только Клегг в силу своей простоты и одержимости не может понять воодушевленную Миранду, а она из-за своего снобизма и нежелания его слушать, не может понять Клегга.

Заложницей является Миранда, но по сути, оба героя заточены в тёмном подвале из которого им ещё предстоит выбраться.

Фаулз ведёт повествование так, что создаётся ощущение, что читатель наблюдает за шахматной партией двух игроков, каждый из которых не собирается уступать другому. Я в этом сражении встал на сторону Фредерика. Миранда хоть и должна вызывать сочувствие, но вызывает лишь ненависть постоянным самолюбованием, хрустальными идеалами и повышенным чувством собственной важности.

Это только снаружи она красива, словно бабочка с яркими крыльями, но на деле оказывается лишь пустышкой. Она разрушает и презирает всё то, что ей непонятно. Она ненавидит Клегга, но не как собственного похитителя, тирана, а как человека, в котором видит лишь внешнее уродство.

Фредерик же в свою очередь вёл себя с этой “бабочкой” не как обычный бандит, одержимый сексом и насилием, а как заботливый любовник, как коллекционер, который осторожно следит за тем, чтоб от экземпляра не отвалилось и волоска. Потакал всем её прихотям и делал то, что она говорит (за исключением, конечно, свободы).

И тут роли между “плохим” и “хорошей” меняются, краски на этом холсте размываются, сливаясь в один сплошной хаос, в котором непонятно, что есть правильно, а что нет.

“Самое главное – это чувствовать и жить в соответствии со своими идеалами, если только эти идеалы не ограничиваются собственным идеальным комфортом.”

Что есть истинная красота? В чём она заключается? В идеальной внешности? В душе человека? В его творчестве, через которое он самовыражается? Фаулз поднимает эти и ещё множество вопросов в этой книге. Он рассуждает о любви, искусстве и красоте.

То, что для одного является воплощением прекрасного, для другого – лишь барахло, пустышка.

И если не пытаться понять другого человека и не стараться увидеть то, что видит он, то можно так и остаться жить в своём ограниченном мире, в котором всё делится лишь на чёрное и белое.

Красоту, заключающуюся будь то в прелести бабочки или внешности человека, нельзя лишать свободы. Рано или поздно она начнёт сохнуть и умирать от недостатка жизни, недостатка любви. Как ненужная, выцветшая картина, которую только и остаётся, что выкинуть. Что и доказал Фаулз в “Коллекционере”.

Об этой книге можно много говорить, рассуждать, спорить, принимать ту или иную точку зрения. Эта книга многогранна и этим она и привлекает.

В ней есть и интересный сюжет, и отличные герои, и темы для размышлений, и потрясающий финал, который бьёт не столько резким сюжетным поворотом, сколько выявлением на свет человеческих пороков.

Фаулз тыкает читателя носом, словно нашкодившего котёнка, и в очередной раз напоминает о том, что от себя не убежишь, что люди не меняются.

Всем советую прочитать и сделать свои выводы по данному произведению.

“Я думаю, все мы просто насекомые, живем какое-то время, потом умираем, вот и все. Нет в жизни никакого милосердия. Нет никакого Великого Предела. И за ним – ничего.”

Рецензия на книгу Коллекционер

Встретились как-то два абсолюта: Абсолютное Добро и Справедливость (М.) и Абсолютная Безнравственность (Ф., или К.). 

«Коллекционера» Джона Фаулза можно описать как борьбу двух противоположностей, а образы главных героев воспринимать как собирательные.

Можно до бесконечности рассуждать, что подразумевал Фаулз под смертью главной героини, было ли это своеобразным символом, имел ли в виду автор гибель Искусства, а также людей, способных не просто созидать, но и создавать, и т. д. и т. п.

А можно описать всё гораздо проще: человек с явной латентной, или пассивной, формой диссоциального расстройства личности (проще говоря, социопат) похищает молодую девушку. 

То, что она молодая, достаточно важно подчеркнуть, ровно так же, как и то, что она — художник. Искусство для неё — религия, и она (поначалу уж точно) верит в мир во всём мире, верит в то, что активные действия каждого приносят плоды для всего человеческого общества, придерживается пацифистских взглядов и даже верит в бога. 

Я не могу утверждать, что Фаулз имел в виду именно это, но мне лично представляется, что все её мысли есть не что иное как юность. Она всё возводит в некие абсолюты, она презирает (откровенно презирает!) тех, кто придерживается мнения, которое отличается от её собственного. Она тщеславна.

Скорее всего, не смогла бы всю жизнь любить одного человека; её чувства к Ч. В.

не иначе как своеобразное проявление психологического абстрагирования от ужаса происходящего: находясь в заточении и изоляции, постоянно думать о неудавшихся чувствах, анализировать и вспоминать её с ним встречи — едва ли не единственный способ забыться. 

Однако в защиту скажу, что Миранда — интересная личность, хотя и не лишённая закономерных минусов. То, что Фаулзу удалось создать такого женского персонажа, откровенно говоря, чудо. И даже её тщеславию можно найти оправдания. Во-первых, этого мало кто лишён, если уж быть честными. 

Во-вторых: . 

Что касается Фредерика/Фердинанда/Калибана, то про него даже сказать нечего. Он пустой. Белый, как лист. Отдельно хочется отметить, что, пока читала от его лица, думала, буду плеваться до самого конца и поставлю на всех сайтах не выше двойки — настолько были унылы мысли персонажа.

Даже фишка с невыделением его слов как части диалога там, где повествование от его лица, очень эффектно получилась: его слова обесцвечены. — Знаете, что вы делаете? Видели, как дождь размывает краски? Вы делаете то же самое со своей речью. Вы лишаете слово цвета, как только собираетесь это слово произнести.

— Вас очень трудно передать. Вы безлики. Все черты неопределенные. 

Чего только стоит его реакция на её смерть: . . 

Собственно, поэтому я против того, чтобы считать Ф. и М. собирательными образами. Он — абсолют тех, кого она причисляла к «новым» (хотя бы с учётом того, что он нездоров, его стоит обособить от этой классификации). 

Она — абсолют тех, кого называла «иными». 

Подвод итог, хочу обязательно сказать следующее: я ни в коем случае не думаю, что целью книги было лишь показать портреты преступника и жертвы.

Фаулз берёт представителей принципиально разных классов (разбогатевший низший и обнищавший высший), учитывает специфику времени, помещает героев в неординарную ситуацию, приправляя своими любимыми аллюзиями (в данном случае не зря так часто и напористо упоминается «Буря» Шекспира) и показывает, что из этого выходит.

А вышло в итоге не то, что зло победило добро, а невежество — ум и просвещение. Вышло — своеобразное предупреждение «иным», призыв менять образ жизни, призыв использовать накопленные знания, иначе, бучдучи абсолютными мирандами, можно погибнуть, попав в лапы озлобленных калибанов.

Ссылка на основную публикацию