«Реквием», анализ поэмы Ахматовой

Главная страница » Школьное » Стихи

Слово «реквием» означает покой, успокоение, или заупокойная месса в католической церкви. Такое название для этой ключевой в творчестве писательницы поэмы Анна Ахматова выбрала неслучайно. То, о чем повествует произведение поэтессы, мало назвать просто трагическими событиями.

Ни сама Ахматова, ни современники писательницы даже представить не могли себе те зверства, которые люди, в годы репрессий, способны сотворить с другими людьми. «Реквием» создавался писательницей на протяжении 1938–1940 годов.

Мужа Анны Ахматовой расстреляли в реакционные годы, а сына арестовали, но и ребенку поэтессы было не суждено прожить долго.

Композиция «Реквиема» классическая: это пролог, которым начинается поэма, эпилог из двух последних глав.

Четыре стиха после пролога – это выражение горя матери, оплакивающей сына, пятая же и шестая части являются кульминацией произведения, высшей точкой страдания женщины.

«Реквием» – яркий пример акмеизма в русской литературе (в контексте определения литературного направления, в котором создано произведение Ахматовой).

Детальнее об истории создания «Реквиема»

1934 год. Именно в этот период Анна Ахматова начинает делать первые наброски к «Реквиему». Реакция – тяжелое время в истории российской культуры, которое унесло не только молодой цвет нации, но и ярчайших представителей творческой и научной интеллигенции.

«Реквием», можно сказать, случайное произведение, потому что поэтесса – по изначальному замыслу – планировала написать совершенно иной текст. Ахматова готовилась создать цикл лирических произведений, раскрывающий смысл и атмосферу реакции.

Как мы говорили выше, реакция унесла жертвами родственников Ахматовой, мужа поэтессы – Николай Гумилева, а также сына – Льва Гумилева. Поэтому эта поэма представляет для Анны Ахматовой особенное значение, так как выражает глубокое личное горе. Николай Гумилев пал, расстрелянный как контрреволюционер.

Сына же поэтессы арестовали исключительно потому, что тот носил фамилию «Гумилев», то есть фамилию «врага народа».

Разочаровавшись и обозлившись на новую власть и правящий, жестокий диктаторский режим – неизбежный удел постреволюционного периода, – Ахматова взялась за перо, изменив первоначальную идею и вознамерившись написать произведение о действительности периода реакции на развалинах Российской империи.

Революционное время и отображенный в литературе трагизм личных судеб

История знает много диктаторов и кровопролития в ней немало, но такое тотальное, системное уничтожение своего народа беспрецедентно. Большая часть населения страны объявлена «врагом народа».

Как такое вообще возможно в православном мире, как могли люди допустить такое обращение со своими родственника и друзьями. Ни один российский самодержец не позволял себе такого беспощадного убийства подданных.

Не удивительно, что Ахматова и современники писательницы десятки лет надеялись, что правительство опомнится и прекратит уничтожать русский народ.

«Реквием», анализ поэмы Ахматовой

Но время шло, а репрессии становились всеобъемлющими. И спасения искать было негде.

Когда люди поняли, что происходит на самом деле, кто стоит за этими зверствами и почему совершаются чудовищные преступления против человечества (против принципа гуманности в целом), было уже слишком поздно что-либо изменить.

Власть диктатора – сильна и непоколебима. Ужас и страх управляли целым народом. Великий, свободный, православный народ был повержен группой безжалостных террористов.

Образ поверженной России в творчестве Анны Ахматовой

Вот примерно так Анна Ахматова видела свою страну, когда «Реквием» вырвался из души писательницы наружу. Целых пять лет строчка за строчкой поэма росла в голове у поэтессы.

Стоит вспомнить, что Анна Ахматова принадлежала к той богемной среде, которая жила на две страны – Францию и Россию, на несколько городов – Париж, Санкт-Петербург, а порою – Воронеж (куда поэтесса приезжала навестить товарища по несчастью – русского поэта и писателя Осипа Мандельштама).

Ахматова переписывалась с Модильяни, и даже позировала художнику на обнаженных портретах… Тонкая натура писательницы не могла не ощутить краха прежней культуры, по которой оставалось написать лишь реквием – как произведение, которое венчает похороны известных лиц. Не только напечатать, а просто записать на клочке бумаги мысли было смертельно опасно.

Поэтому писательница устно читала отрывки поэмы друзьям. Это произведение рождалось как накопившаяся в душе боль, как страх за родного и близкого человека, как пережитое унижение. Однако реквием – это выражение вечного чувства, которое останется в веках как безмолвный приговор зверству невиданного ранее масштаба.

«Реквием» как кульминация творчества Анны Ахматовой

Поэтому совершенно естественно, что именно поэма «Реквием» стала кульминацией творчества Анны Ахматовой. Столько душевных переживаний накопилось за долгие годы унижений и преследований.

У новой власти законы выживания были довольно простые: либо ты пишешь то, что говорят, как говорят и когда говорят, либо же ты – бесправное существо, обреченное на голодную смерть. В 1946 году творчество Ахматовой подверглось острой критике.

Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» так охарактеризовали творчество поэтессы:

«Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии.

Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе».

Гонения на литераторов и судьба Ахматовой

В результате Анну Ахматову вместе с коллегой Михаилом Зощенко успешно исключили из Союза советских писателей. Это исключение означало не только запрет на издание произведений и другие ограничения, связанные с возможностью заниматься творчеством, исключенные лишались продовольственных карточек, то есть средств к существованию.

Сначала Ахматовой всеми средствами мешали писать, потом арестовали единственного сына и отправили юношу в лагеря – отбывать наказание за выдуманное преступление, а напоследок лишили возможности просто жить. Доведенная до отчаяния, писательница так подытоживает события прожитых лет:

Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей, Царскосельской веселой грешнице, Что случится с жизнью твоей — Как трехсотая, с передачею, Под Крестами будешь стоять И своею слезою горячею Новогодний лед прожигать. Там тюремный тополь качается, И ни звука — а сколько там

Неповинных жизней кончается…

Творчество Ахматовой – зеркало времени

Поэтесса не могла противостоять власти никак, кроме как путем творчества. Стоя в тюремной очереди, она видела вокруг себя униженных и запуганных женщин. Люди осознавали, что помощи ждать неоткуда, они это знали, но изменить ничего не могли.

Находясь в безвыходном положении, лишенные близких и родных людей, детей, мужей, эти женщины все же слепо надеялись, что смогут пережить этот кошмар, ведь это продолжаться вечно. Надежда умирает последней. Анна Ахматова находилась в таком же плачевном положении, как и «коллеги» поэтессы по этой тюремной очереди.

Чем же писательница может помочь соотечественникам? Только стихами:

Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов. О них вспоминаю всегда и везде, О них не забуду и в новой беде, И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомиллионный народ…

В этих строках столько наболевшего, измучившего душу поэтессы. Ахматова разделила судьбу миллионов жертв репрессий. Но сумела выжить, нашла силы для того, чтобы писать. Поэму «Реквием» впервые опубликовали в 1963 году в Мюнхене. Поэма распространилась, благодаря самиздату, и была напечатана без ведома и согласия автора. Голос Ахматовой прозвучал на весь мир.

Зарубежные писатели были поражены силе и глубине поэмы. Но, несмотря на признание таланта Ахматовой за пределами родины, в собственной стране (то есть уже в Советском Союзе) поэтесса так и не смогла свободно жить и творить. Полный текст поэмы напечатали в пространстве советских стран только в 1987 году.

Должно было пройти более двадцати лет, чтобы творчество Анны Ахматовой признали на родине.

«Реквием», анализ поэмы Ахматовой

Следует помнить о предостережении поэтессы. Ни на секунду нельзя забывать о тех страшных временах. Пусть «Реквием» станет не поминальной службой, а вечным напоминанием о миллионах невинных жертв. Пусть будущие поколения не допустят повторения этой трагедии.

Тематика «Реквиема» Анны Ахматовой

Выше мы довольно детально проанализировали исторические и биографические детали произведения, теперь же стоит перейти к характеристике каждой из выведенных писательницей в этом литературном шедевре тем и проблем по отдельности.

Несмотря на то, что литературоведы определяют жанр «Реквиема» как поэму, здесь можно отыскать элементы эпоса (в произведении присутствует пролог, эпилог, описывается историческая эпоха, а также проводятся параллели и сравнения между разными временами).

Мотив страдания народа

Личная трагедия, смерть мужа и сына позволила поэтессе обратиться к теме народного страдания, раскрыв эту тему удивительно целостно и полноценно. Но Ахматова не замыкается исключительно на своей личности, обращаясь к судьбам и горю матерей всего мира.

В разные исторические эпохи, во время войн и революций матери несли непосильную ношу, провожая детей на поле боя, зная, что сыновья могут не вернуться домой.

Но участь Ахматовой даже более жестока, ведь сын поэтессы погиб не в бою, а стал жертвой кровавого колеса репрессий, жернов реакции.

Миллионы женщин по всему миру стойко переносили страдания, или же, наоборот, сходили с ума, осознавая, что обстоятельства навсегда разлучат их с детьми и мужьями. Это вечная тема, которая будет питать литературные произведения в каждый из исторических периодов.

Читайте также:  Краткая биография Сергея Есенина: жизнь и творчество

Отечество превратилось в арену кровавых распрей и братоубийственной гражданской войны – это отдельная боль, которая отображается в строчках «Реквиема». Женщина – это только конкретное человеческое существо, образ женщины воплощается родиной-матерью, которая в войне теряет взращенных культурой детей.

Мотив вечной любви

В Библии говорится, что любовь «долготерпит и никогда не перестает», именно о такой любви – вечной и безграничной – пишет поэтесса. Любовь оказывается самым сильным чувством и самым сильным оружием.

«Реквием», анализ поэмы Ахматовой

Но любовь же придает страдающему человеку внутренний стержень и силы пережить беды, которые приключаются в такие жестокие периоды истории, как реакция или революция. Гуманность, любовь, надежда, вера в наступление лучших времен, дружба, верность и преданность помогают выстоять в моменты жизненных испытаний.

Мотив памяти

«Реквием» – это термин религиозной культуры, который отсылает к проведениям заупокойных церковных служб по покойному. Это означает, что человек умирает, однако остается жить – как образ в памяти тех, кто остался на этой земле. Так и Ахматова, используя название и коннотации реквиема, говорит о памяти, выделяя этот объект одним из центральных мотивов произведения.

«Реквием», анализ поэмы Ахматовой

Узники, жертвы режима, революции, войны, «пушечное мясо» и случайные «козлы отпущения», избранные правящей властью, чтобы преподать оставшимся в живых урок – это главные адресаты ахматовского произведения.

Кроме первого мужа поэтессы – Николая Гумилева, расстрелянного уже после бракоразводного процесса с Ахматовой (в 1921 году), жертвой режима третий муж писательницы – Николай Панин (мужчину трижды арестовывали, пока, наконец, Николай не скончался в лагере для «врагов народа» в 1953 году – примечательно и так ужасно иронично – в год смерти Сталина).

Единственного сына Ахматовой – Льва Гумилева – держали в тюрьмах в 1930–1940 годах (как раз во время написания «Реквиема»), а также в 1940–1950 годах. Всего сын Ахматовой провел в заключении больше десяти лет.

  • «Властителям и судиям», или Державинская экспрессия и ярость
  • «Ворона и лисица» – очередной урок нравственности от великого баснописца
  • «Лесной царь»: песня в творчестве Жуковского, Гете и Шуберта
  • «И вновь продолжается бой»: культовое творчество Николая Добронравова
  • «Сказка о глупом мышонке»: бессмертное произведение Самуила Маршака
  • «Я люблю свою работу»: стихи без автора, которые стали классикой
  • «Враги сожгли родную хату», или о творчестве поэта-песенника Михаила Исаковского
  • «Доктор Айболит»: детская сказка с глубоким смыслом
  • «Бармалей»: бессмертные образы Корнея Чуковского
  • «Зеленые глаза»: поэзия в стиле Марины Цветаевой
  • Анализ стиха «Я пришел к тебе с приветом» А. Фет
  • Александр Твардовский: анализ стихотворения” Я убит подо Ржевом”
  • «Мы живем, под собою не чуя страны…»: Мандельштам и литературная интуиция
  • «Некрасивая девочка»: нравственная красота сквозь призму творчества Николая Заболоцкого
  • «Звезда полей»: лирические пейзажи Николая Рубцова
  • «Ода на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны»: литературное ознаменование начала правления императрицы
  • «Вот и лето прошло»: любовь и прощание в творчестве Арсения Тарковского
  • Анализ стихотворения Исаковского «Катюша»
  • Анализ стихотворения «Мне нравится, что вы больны не мной»
  • «Со мною вот что происходит»: романтическая поэзия Евтушенко
  • «Люблю тебя»: нежная поэзия Роберта Рождественского
  • Мандельштам: символические смыслы, сквозные образы и «Сохрани мою речь навсегда»
  • «Шестое чувство»: чувственность, восприятие красоты и человечность сквозь призму творчества Гумилева
  • Стихотворения Фета: философское, пейзажное и любовное настроение
  • «Жираф»: африканские мотивы в поэзии Гумилева
  • «Заблудившийся трамвай»: Серебряный век и поэзия Гумилева
  • «Мы теперь уходим понемногу…»: о восприятии, смыслах и оценке есенинского шедевра
  • «Песнь о собаке»: настроение нежности и грусти от русского писателя
  • «Элегия», Пушкин и личные воспоминания поэта
  • «Не с теми я, кто бросил землю…»: патриотические аспекты ахматовской лирики
  • «По праву памяти»: меланхолически-горькое творчество Твардовского
  • «Учись у них – у дуба, у березы…»: экологическая и философская лирика Фета
  • «Лошади в океане»: жесткость, трагичность и бесстрастность Бориса Слуцкого
  • «Февраль. Достать чернил и плакать!»: строки от нобелевского лауреата
  • «Девушка пела в церковном хоре» как плод Серебряного века
  • «Родная деревня»: мотивы ностальгии по детству и юности в творчестве Рубцова
  • «Стихи о Прекрасной Даме» – произведение, посвященное любимой женщине Александра Блока
  • «На заре ты ее не буди…»: боль, сочувствие и нежность в поэзии Афанасия Фета
  • «Она сидела на полу», или биографические элементы в поэзии Тютчева
  • Державин и «Памятник»: уникальный пример автобиографической поэзии
  • «Мы с тобой бестолковые люди»: редкая любовная лирика Некрасова
  • Анна Ахматова: «Мужество» как пример гражданских мотивов в лирике поэтессы
  • “Жираф” Гумилева: экзотические образы в поэзии русского писателя
  • Ундина»: художественная мифология от Жуковского и Фуке
  • Пушкин: «Погасло дневное светило» и байронизм в русской литературе
  • Некрасов: «Русские женщины» как поэма-память о декабристах
  • «Не позволяй душе лениться» Николая Заболоцкого как пример философской лирики
  • Федор Тютчев: «Есть в осени первоначальной»…
  • «Вересковый мед»: Галлоуэйская легенда в изложении Роберта Льюиса Стивенсона
  • «Лиличка» Владимира Маяковского как литературная форма любви
  • Басня И. А. Крылова «Мартышка и очки»: социальная острота и актуальность произведения
  • В. А. Жуковский, «Море» и триумф романтизма в русской литературе
  • «Родина» Михаила Лермонтова: должны ли мы любить родину такой, какая она есть?
  • «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»: прижизненная слава (или нет) великого русского поэта
  • «К Чаадаеву» как выражение гражданских и социально-политических взглядов Александра Пушкина
  • «О, как убийственно мы любим»
  • «Гой ты, Русь моя родная» как пример раннего творчества Есенина
  • Александр Блок «Россия»: взгляд на родную страну
  • «Письмо к женщине»: бессмертное творчество Сергея Есенина
  • «Умом Россию не понять»: философско-лирическое осмысление отношения к Родине

«Реквием» анализ поэмы Ахматовой – смысл названия, особенности, жанр стиха – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

В основе поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» лежит личная трагедия поэтессы. Итогом пережитых лет сталинских репрессий стало произведение, о публикации которого долгое время не могло быть и речи. Предлагаем ознакомиться с анализом поэмы, который будет полезен ученикам 11класса при подготовке к уроку по литературе и ЕГЭ.

Содержание

  • Краткий анализ
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Жанр

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Реквием.

Год написания – 1938-1940 годы.

История создания – История написания поэмы тесно связана с личной трагедией поэтессы, чей муж был расстрелян в период реакции, а сын арестован. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в период репрессий только потому, что осмелился мыслить иначе, чем того требовала действующая власть.

Тема – В своем произведении поэтесса раскрыла много тем, и все они равнозначны. Это тема народной памяти, скорби, материнского страдания, любви и родины.

Композиция – Первые две главы поэмы образуют пролог, а последние две – эпилог. Следующие за прологом 4 стиха являются обобщением материнского горя, 5 и 6 главы – кульминация поэмы, наивысшая точка страданий героини. Последующие главы посвящены теме памяти.

Жанр – Поэма.

Направление – Акмеизм.

История создания

Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвященных реакционному периоду.

Одними из первых жертв тоталитарного произвола стали самые близкие и родные люди поэтессы – ее супруг, Николай Гумилев, и их общий сын, Лев Гумилев.

Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию.

Осознав, что царящий режим беспощаден в своей кровожадности, Ахматова спустя время изменила свой первоначальный замысел и приступила к написанию полноценной поэмы.

Самым плодотворным периодом работы стали 1938-1940 годы. Поэма была завершена, но по понятным причинам не опубликована.

Более того, Ахматова сразу сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала их самым близким людям, которым безгранично доверяла.

В 60-е годы, в период оттепели, «Реквием» стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене.

Полная версия «Реквиема» была официально допущена к печати лишь в 1987 году, с началом в стране Перестройки. Впоследствии произведение Ахматовой вошло в обязательную школьную программу.

Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы по умершему человеку. Свое произведение Ахматова посвятила всем узникам – жертвам режима, которым была уготована смерть правящей властью. Это душераздирающий стон всех матерей, жен и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.

Тема

Тема народного страдания раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии.

Читайте также:  Значение дуэли в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чем не повинных сыновей.

Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит ее с близким человеком, и эта боль вне времени.

В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за свое отчество, вынужденное стать ареной для бессмысленно жестоких казней своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего чада.

В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.

Основная мысль произведения – память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе, и помнить тех невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Эта часть истории, и вычеркивать ее из памяти будущих поколений – преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии – то, чему учит Ахматова в своей поэме.

Композиция

Проводя в поэме «Реквием» анализ произведения, следует отметить особенность его композиционного построения, указывающей на первоначальный замысел Ахматовой – создать цикл законченных отдельных стихов. Как следствие, создается впечатление, что поэма написана стихийно, урывками, отдельными частями.

  • Первые две главы («Посвящение» и «Вступление») являются прологом поэмы. Благодаря им читатель узнает, каково место и время действия произведения.
  • Последующие 4 стиха представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою молодость, не ведавшую никаких проблем, арест сына, последовавшие за ним дни невыносимого одиночества.
  • В 5 и 6 главах мать терзается предчувствием смерти сына, ее пугает неизвестность. Это кульминация поэмы, апофеоз страданий героини.
  • 7 глава – страшный приговор, сообщение о ссылке сына в Сибирь.
  • 8 стих – мать в порыве отчаянии взывает к смерти, она хочет принести себя в жертву, но уберечь от злой участи своего ребенка.
  • 9 глава – тюремное свидание, навсегда запечатлевшееся в памяти несчастной женщины.
  • 10 глава – всего в нескольких строках поэтесса проводит глубокую параллель страданий своего сына с мучениями невиновного распятого Христа, а свою материнскую боль сопоставляет с тоской Богородицы.
  • В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать тех страданий, которые перенес народ в те страшные годы репрессий.

Жанр

Литературный жанр произведения – поэма. Однако «Реквием» обладает и характерными чертами эпоса: наличие пролога, основной части эпилога, описание нескольких исторических эпох и проведение параллели между ними.

Направление, которому принадлежит поэма, называется акмеизм. Это одно из модернистских литературных направлений, для которого характерна ясность слога, образность, прямота и классическая строгость стиля.

ПредыдущаяСледующая

История создания поэмы Ахматовой «Реквием» :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

В основе поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» лежит личная трагедия поэтессы. Итогом пережитых лет сталинских репрессий стало произведение, о публикации которого долгое время не могло быть и речи. Предлагаем ознакомиться с анализом поэмы, который будет полезен ученикам 11класса при подготовке к уроку по литературе и ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1938-1940 годы.История создания – История написания поэмы тесно связана с личной трагедией поэтессы, чей муж был расстрелян в период реакции, а сын арестован. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в период репрессий только потому, что осмелился мыслить иначе, чем того требовала действующая власть.

Тема – В своем произведении поэтесса раскрыла много тем, и все они равнозначны. Это тема народной памяти, скорби, материнского страдания, любви и родины.

Композиция – Первые две главы поэмы образуют пролог, а последние две – эпилог. Следующие за прологом 4 стиха являются обобщением материнского горя, 5 и 6 главы – кульминация поэмы, наивысшая точка страданий героини. Последующие главы посвящены теме памяти.

Жанр – Поэма.

Направление – Акмеизм.

Первые строки

Наброски появились в 1934 году. Но это был лирический цикл, создание которого изначально и планировала Ахматова. «Реквием» (история создания которого и является нашей темой) стал поэмой позднее, уже в 1938-40 годах. Окончено же произведение было уже в 50-х годах.

В 60-е годы 20-го века поэма, вышедшая в самиздате, пользовалась огромной популярностью и передавалась из рук в руки. Связано это с тем, что произведение было запрещено. Многое перенесла, чтобы сохранить свою поэму, Ахматова.

История создания

Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвященных реакционному периоду.

Одними из первых жертв тоталитарного произвола стали самые близкие и родные люди поэтессы – ее супруг, Николай Гумилев, и их общий сын, Лев Гумилев.

Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию.

Осознав, что царящий режим беспощаден в своей кровожадности, Ахматова спустя время изменила свой первоначальный замысел и приступила к написанию полноценной поэмы.

Самым плодотворным периодом работы стали 1938-1940 годы. Поэма была завершена, но по понятным причинам не опубликована.

Более того, Ахматова сразу сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала их самым близким людям, которым безгранично доверяла.

В 60-е годы, в период оттепели, «Реквием» стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене.

Полная версия «Реквиема» была официально допущена к печати лишь в 1987 году, с началом в стране Перестройки. Впоследствии произведение Ахматовой вошло в обязательную школьную программу.

Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы по умершему человеку. Свое произведение Ахматова посвятила всем узникам – жертвам режима, которым была уготована смерть правящей властью. Это душераздирающий стон всех матерей, жен и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Реквием»

Сочинения

Анна Ахматова — любимая моя поэтесса, которую я читаю с удовольствием. Ее произведения и вдохновляют, и заставляют задуматься о жизни, о прошлой судьбе русского народа.

Это поэтесса двадцатого века, чей дух сломали горести, что были посланы ей судьбой. Она творила, описывая испытания, с которыми она сталкивалась.

Создала она и такую работу, как Реквием, по которому мы напишем сочинение, останавливаясь на истории создания этой поэмы.

Анна Ахматова: поэма Реквием

Поэма Ахматовой Реквием — это работа, где затрагиваются страшные годы, что изменили всю страну. Годы репрессий и гонений, годы арестов невинных людей, произвол властей.

Это бесконечные очереди в тюрьмы, в которых стояли родственники, чтобы увидеть родных арестантов, близких заключенных. Аресты коснулись и жизни Ахматовой, ведь и ей пришлось стоять в таких же очередях, когда был арестован ее сын.

В произведении Анна вылила душу и показала все горести, что коснулись ее жизни, да не только семейная боль показана в поэме, здесь вылилась общая народная боль.

Остановимся же на истории создания поэмы Анны Ахматовой Реквием. Какова данная история?

История создания пришлась на тяжелые для страны годы и создавалась поэма Реквием шесть лет. Замысел появился в момент, когда поэтесса стояла в тюремной очереди, чтобы проведать сына, которого обвинили в участии в антисоветской террористической группе. Там некая женщина, узнав Анну Ахматову, попросила описать все происходящее. Анна согласилась. О своей задумке Анна написала в предисловии.

Вообще, сына Ахматовой брали под арест несколько раз. Впервые это случилось в 1935 году и мать сумела добиться быстрого его освобождения, обратившись к Сталину. Далее второй арест в 1938 году. В 1939 году — третий арест и приговор — расстрел. Но приговор заменяют ссылкой.

Возвращаясь к истории создания Реквием Ахматовой, поэтесса сделала первые наброски в 1934-1935 гг. Она хотела напечатать стихи в запланированном лирическом цикле, но второй арест сына выбивает ее из колеи.

Теперь она поставила цель показать всю правду, донести обществу и показать читателям весь ужас и всю боль, что переживали люди в годы репрессий. Так лирический цикл стал поэмой, которую начала писать поэтесса в 1938-1940 гг. Завершила писать уже в пятидесятых годах.

Сразу работу не печатают, а передают друг другу в единичных экземплярах. Она стала очень популярной.

Впервые же ее печатают в Мюнхене в 1963 году, но это была лишь часть поэмы. Полностью Реквием был напечатан только в 1987 году. Так и вышел в свет Реквием, состоящий из разных частей.

Поэма, которую в свое время не зачитывали, а записывали на небольших листиках, заучивали, а после, сжигали.

Читайте также:  Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?

Мы же можем теперь не боясь ничего, читать произведение вслух и ставить себе в пример замечательную поэтессу Анну Ахматову.

Тема

Тема народного страдания раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии.

Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чем не повинных сыновей.

Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит ее с близким человеком, и эта боль вне времени.

В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за свое отчество, вынужденное стать ареной для бессмысленно жестоких казней своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего чада.

В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.

Основная мысль произведения – память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе, и помнить тех невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Эта часть истории, и вычеркивать ее из памяти будущих поколений – преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии – то, чему учит Ахматова в своей поэме.

Композиция

Проводя в поэме «Реквием» анализ произведения, следует отметить особенность его композиционного построения, указывающей на первоначальный замысел Ахматовой – создать цикл законченных отдельных стихов. Как следствие, создается впечатление, что поэма написана стихийно, урывками, отдельными частями.

  • Первые две главы («Посвящение» и «Вступление») являются прологом поэмы. Благодаря им читатель узнает, каково место и время действия произведения.
  • Последующие 4 стиха представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою молодость, не ведавшую никаких проблем, арест сына, последовавшие за ним дни невыносимого одиночества.
  • В 5 и 6 главах мать терзается предчувствием смерти сына, ее пугает неизвестность. Это кульминация поэмы, апофеоз страданий героини.
  • 7 глава – страшный приговор, сообщение о ссылке сына в Сибирь.
  • 8 стих – мать в порыве отчаянии взывает к смерти, она хочет принести себя в жертву, но уберечь от злой участи своего ребенка.
  • 9 глава – тюремное свидание, навсегда запечатлевшееся в памяти несчастной женщины.
  • 10 глава – всего в нескольких строках поэтесса проводит глубокую параллель страданий своего сына с мучениями невиновного распятого Христа, а свою материнскую боль сопоставляет с тоской Богородицы.
  • В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать тех страданий, которые перенес народ в те страшные годы репрессий.

История создания и анализ поэмы «Реквием» Ахматовой А.А

Почти весь «Реквием» написан в 1935-1940 гг., раздел «Вместо Предисловия» и эпиграф помечены 1957 и 1961 г. Долгое время произведение существовало только в памяти Ахматовой и ее друзей, лишь в 1950-е гг. она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 г., через 22 года после смерти поэта.

Само слово «реквием» (в записных книжках Ахматовой — латинское Requiem) значит «заупокойная месса» — католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. Латинское название поэмы, как и тот факт, что в 1930-е — 1940-е гг.

Ахматова серьезно занималась изучением жизни и творчества Моцарта, в особенности его «Requiem’а», наводит на мысль о связи произведения Ахматовой с музыкальной формой реквиема.

Кстати, в «Requiem’е» Моцарта — 12 частей, в поэме Ахматовой — столько же (10 главок + Посвящение и Эпилог).

Эпиграф и Вместо Предисловия — своеобразные смысловые и музыкальные ключи произведения. Эпиграф ( строки из стихотворения 1961 г. «Так не зря мы вместе бедовали…») вводит лирическую тему:

Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.

Вместо Предисловия (1957), подхватывая тему «моего народа», переносит нас в «тогда» — тюремную очередь Ленинграда 30-х годов. Ахматовский «Реквием», так же как и моцартовский, написан «по заказу»; но в роли «заказчика» — «стомильонный народ».

Лирическое и эпическое в поэме слито воедино: рассказывая о своем горе (аресты сына — Л.Н.Гумилева, мужа — Н.Н.

Пунина), Ахматова говорит от лица миллионов «безымянных»; за ее авторским «я» стоит «мы» всех тех, чьим единственным творчеством была сама жизнь.

  • Посвящение продолжает тему прозаического Предисловия. Но меняется масштаб описываемых событий:
  • Перед этим горем гнутся горы,
  • Не течет великая река,
  • Но крепки тюремные затворы,
  • А за ними каторжные норы…

Первые четыре стиха поэмы как бы намечают координаты времени и пространства. Времени больше нет, оно остановилось («не течет великая река»); «веет ветер свежий» и «нежится закат» — «для кого-то», но больше не для нас. Рифма «горы — норы» образует пространственную вертикаль: «невольные подруги» оказались меж небом («горы») и преисподней («норы», где мучают их родных и близких), в земном аду.

  1. Мотив «одичалой столицы» и «осатанелых лет» Посвящения во Вступлении воплощается в образе большой поэтической силы и точности:
  2. И ненужным привеском болтался
  3. Возле тюрем своих Ленинград.
  4. Здесь же, во Вступлении, появляется библейский образ из Апокалипсиса, сопровождающий героиню на протяжении всего ее крестного пути: «звезды смерти стояли над нами…», «…и скорой гибелью грозит огромная звезда», «…звезда Полярная сияет».

Многочисленное варьирование сходных мотивов, характерное для «Реквиема», напоминает музыкальные лейтмотивы. В Посвящении и Вступлении намечены те основные мотивы и образы, которые будут развиваться в поэме дальше.

В записных книжках Ахматовой есть слова, характеризующие особую музыку этого произведения: «… траурный Requiem, единственным аккомпанементом которого может быть только Тишина и резкие отдаленные удары похоронного колокола».

Но Тишина поэмы наполнена звуками: ключей постылый скрежет, песня разлуки паровозных гудков, плач детей, женский вой, громыхание черных марусь («маруси», «ворон», «воронок» — так называли в народе машины для перевозки арестованных), хлюпанье двери и вой старухи… Сквозь эти «адские» звуки еле слышны, но все-таки слышны — голос надежды, голубиное воркование, плеск воды, кадильный звон, горячий шелест лета, слова последних утешений. Из преисподней же («тюремных каторжных нор») — «ни звука — а сколько там / Неповинных жизней кончается…» Такое обилие звуков лишь усиливает трагическую Тишину, которая взрывается лишь однажды — в главе Распятие-.

  • Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне…
  • Распятие — смысловой и эмоциональный центр произведения; для Матери Иисуса, с которой отождествляет себя лирическая героиня Ахматовой, как и для ее сына, настал « великий час »:
  • Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел.
  • Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью: Магдалина — мятежное страдание, когда лирическая героиня «выла под кремлевскими башнями» и «кидалась в ноги палачу», Иоанн — тихое оцепенение человека, пытающегося «убить память», обезумевшего от горя и зовущего смерть.

Страшная ледяная звезда, сопровождавшая героиню, в X главе исчезает — «небесарасплавились в огне». Молчание Матери, на которую «так никто взглянуть и не посмел», разрешается плачем-реквиемом, но не только по своему сыну, но и по всем, «миллионам убитых задешево, / Протоптавшим тропу в пустоте» (О.Э.Мандельштам). В этом сейчас — ее долг.

Замыкающий поэму Эпилог «переключает время» на настоящее, возвращая нас к мелодии и общему смыслу Предисловия и Посвящения: снова появляется образ тюремной очереди «под красною ослепшей стеною» (в 1-й части).

Голос лирической героини крепнет, вторая часть Эпилога звучит как торжественный хорал, сопровождаемый ударами погребального колокола:

Опять поминальный приблизился час. Я вижу, я слышу, я чувствую вас.

«Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой — и мертвым, и живым. Всех их она оплакала своей «рыдающею лирою». Личную, лирическую тему Ахматова завершает эпически. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она дает лишь при одном условии: что это будет Памятник Поэту у Тюремной Стены:

Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь. Забыть, как постылая хлюпала дверь И выла старуха, как раненый зверь.

«Реквием» можно без преувеличения назвать поэтическим подвигом Ахматовой, высоким образцом подлинной гражданской поэзии.

Человеческую и поэтическую позицию Ахматовой критик Б. Сарнов назвал «мужественным стоицизмом». Ее судьба являет собой пример смиренного и благодарного приятия жизни, со всеми ее радостями и горестями. «Царственное слово» Ахматовой гармонически соединило здешнее с нездешним:

И голос вечности зовет С неодолимостью нездешней, И над цветущею черешней Сиянье легкий месяц льет. И кажется такой нетрудной, Белея в чаще изумрудной, Дорога, не скажу, куда… Там средь стволов еще светлее, И все похоже на аллею У царскосельского пруда.

Ссылка на основную публикацию