Путь Раскольникова к преступлению (по роману Ф. М. Достоевского)

Действие развертывается в предельно сжатые сроки (в течение девяти с половиной суток, не считая эпилога, где повествуется о событиях, происходящих спустя полтора года).

Главный герой романа – бывший студент юридического факультета Петербургского университета Родион Романович Раскольников. Он около трех лет в Петербурге, куда приехал из провинциального городка, где живут его мать и сестра. Отец умер. Мать и сестра, во всем себе отказывая, регулярно посылают ему деньги, чтобы он смог учиться в университете.

Еще в детстве Раскольников узнал о жестокости мира, испытал острое сострадание к «униженным и оскорбленным». Раскольников пошел на юридический не потому, что хотел стать юристом, как Лужин, а потому что хотел разобраться в проблеме преступления. Мать и сестра не понимают его, думая, что он сможет работать помощником Лужина.

И ушел он из университета, скорей всего, не потому, что не мог себя содержать. Он – автор статьи «О преступлении». В статье он доказывал, что гений иногда, в случае необходимости, может совершить преступление. Раскольников считал себя гением. Свое преступление он потом «загладит тысячью добрых дел».

Он и потом, после преступления, не находит ошибок в своих логических построениях и злится, что нервы не выдержали.

Мать полагает, что он оставил университет, так как не мог себя содержать из-за того, что она перестала ему помогать, а он потерял уроки. Последний раз она посылала ему деньги четыре месяца назад. Два месяца назад Раскольников узнал об унизительном положении сестры в доме помещика Свидригайлова, писал об этом матери, но ответа не получил.

Месяца полтора до преступления Раскольников познакомился с процентщицей Аленой Ивановной, отнес ей в заклад колечко сестры. Во время первого посещения старухи у него возникло отвращение к ней. Он решил, что если убить старуху и ограбить, а затем на ее деньги совершить тысячу добрых дел, то это было бы справедливо.

Более месяца созревало его решение убить старуху, а после письма матери он понял, что медлить больше нельзя. Чтобы спасти сестру от Лужина, Раскольников окончательно решается на преступление. Раскольников давно, еще в своей статье, дал себе нравственное разрешение на это преступление.

Он полагал, что все сможет сделать хладнокровно, не оставив улик, потому что задуманное убийство «зловредной вши», которая «чужой век заедает», – «не преступление». Он считает, что «все в руках человека». Больше всего он мучается вопросом, способен ли он на этот шаг. Уже целый месяц он вынашивает эту идею.

Он полагает, что ради счастливого будущего человек может разрешить себе «перешагнуть через кровь». Главная мысль статьи Раскольникова – «разрешение крови по совести». Он называет свое преступление «новым шагом, новым собственным словом».

На самом деле теория Раскольникова о «праве» сильного, о двух разрядах людей, условности моральных запретов не была «новым словом». Близкие идеи высказывались Максом Штирнером в его трактате «Единственный и его собственность» (1844), в книге Наполеона III «История Юлия Цезаря» (1865).

После письма матери он решил, что лучше он пожертвует собой ради своих близких. Но он лишь потом поймет, что они не примут такой жертвы.

Раскольников и до преступления был страшно одинок. Автор изображает трагизм одиночества героя. У Родиона глубокий конфликт с миром, но этого не понимают его близкие. Вместе с тем Раскольников не противопоставлен обществу, в котором живет. Он впитал его «яды и начала». Его душа – отражение этого мира. Поэтому так больна его душа.

Идея убить старуху охватывает Раскольникова, как страсть, от которой он не в силах освободиться. Достоевский показывает, что в подсознании человека глубоко скрыта страсть к преступлению, даже такому страшному, как убийство. В этой страсти все: стремление отомстить, восстановить справедливость, помочь себе и близким.

После преступления Раскольников пытается жить, как будто ничего не произошло, но у него не получается, он волнуется, у него дрожат руки, он срывается, выдает себя, боится, что его арестуют. С другой стороны, ему все время хочется признаться, кому-то рассказать о своем преступлении.

В полицейской конторе ему вдруг захотелось признаться квартальному надзирателю Никодиму Фомичу, который произвел на него впечатление порядочного человека. После посещения Лужина, напомнившего ему о его бессмысленной жертве, он выходит на улицу в поисках хоть какого-нибудь выхода.

Заходит в трактир «Хрустальный дворец», где встречает Заметова из полицейской конторы и фактически признается ему в убийстве. Постепенно крепнет решение пойти в контору и признаться. Но в это время гибнет чиновник Мармеладов, с которым он познакомился в распивочной еще до преступления.

Раскольников понимает, что нужен семье Мармеладова, особенно его дочери Соне, и решает еще побороться.

Затем приезжают в Петербург мать и сестра. Приезжает Свидригайлов. Раскольникову необходимо продолжать бороться за себя, не сдаваться, потому что надо спасти Дуню от Лужина и Свидригайлова.

Поэтому он ведет настоящий поединок со следователем Порфирием Петровичем, который подозревает Раскольникова. В конце концов Порфирий Петрович предлагает ему сделать явку с повинной, в противном случае он арестует его.

Раскольникову ничего другого не остается, но даже на каторге он не раскаивается.

В романах Достоевского сюжет не главное. То, что Раскольников убил старуху и Лизавету, не главное. Главное – это те вопросы, которые ставит Достоевский. Вопрос о несправедливости мира, безусловно, основной. Суть не в том, что Раскольников убил. Суть в том, что у него не было другого выхода из его ситуации. Но и это тоже не выход.

Суть не в том, что Катерина Ивановна послала Соню на панель. А суть в том, что другого выхода не было. Преступление – это поиски «исхода» из безысходного положения. Но потом, после убийства, выясняется, что мир – это не только «юдоль слез», страданий, с ним можно вполне примириться.

После преступления он начинает ценить жизнь, готов жить «на аршине пространства».

Другая проблема романа: можно ли построить счастливое будущее, если для этого надо убить никому не нужную и вредную старушонку? Об этом говорят в трактире офицер и студент. Раскольников и ставит такой эксперимент.

Раскольников уже прошел разные пути. Например, путь альтруизма, когда еще учась в университете, помогал своему больному товарищу, а затем, когда тот умер, его отцу. Потом он стал искать другие пути борьбы со злом. Разные герои романа представляют разные пути: путь Свидригайлова, Лужина, Сони.

Перед Раскольниковым в его ситуации открываются разные возможности в российской действительности того времени. С большим трудом закончив университет, стать юристом и работать в лучшем случае в адвокатской конторе под началом Лужина.

Такой путь видят для него мать и сестра. Но читателю трудно представить Раскольникова в этой роли.

Или есть другая возможность существования: переводить пустые статьи с немецкого, которые закажет издатель, например, «Человек ли женщина», как это делает энергичный, предприимчивый Разумихин. Можно спиться, как Мармеладов. Можно погрузиться в разврат, как Свидригайлов.

Можно убить и ограбить старуху-процентщицу. Ни один из этих путей для Раскольникова неприемлем. В конце романа автор предлагает Раскольникову утопический выход. Но на самом деле у Раскольникова нет выхода.

Для того, чтобы вынести преступление, надо быть подлецом, надо лгать, надо согласиться на то, чтобы вместо тебя засудили Миколку, чтобы за тобой, преступником, ухаживал Разумихин и покрывал тебя, обманывать мать и сестру – всего этого и не выдерживает Родион.

После преступления перед Раскольниковым тоже открываются разные пути: забыться в вине и разврате; покончить с собой, стать подлецом, как Лужин; пойти признаться в контору. В конце концов он склоняется к последнему решению, но его осуществлению помешала сначала гибель Мармеладова, затем приезд матери и сестры.

Достоевский так построил роман, что все виноваты в преступлении Раскольникова, даже его мать и сестра. И Соня косвенно. Ведь рассказ Мармеладова тоже подтолкнул его к убийству.

Еще до убийства он решил, что пойдет к Соне, расскажет ей обо всем, она поймет, она такая же грешница. А она требует, чтобы он сознался в преступлении и, следовательно, пошел на каторгу. 

Если бы теория Раскольникова восторжествовала, она бы привела к разобщению людей, к войне всех против всех, которая снится ему в эпилоге. Только после этого сна он окончательно отказывается от своей теории.

Раскольников полюбил Соню в остроге, и это в какой-то степени напоминает то, как Онегин влюбился в Татьяну именно на балу, где она была первой, все ей улыбались и кланялись. Арестанты тоже полюбили Соню, она была для них идеалом.

Человек спасается только любовью, то есть если он любил кого-нибудь в жизни. В этом смысле любовь спасла Раскольникова. Онегина тоже спасает любовь. Если Раскольников смог полюбить Соню, то он спасен. Пьяница Мармеладов, который перед смертью нес сахарного петушка детям, тоже спасен.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Путь Раскольникова к преступлению (по роману Достоевского)

Дороги эти исхожены многими. Многократно описаны они в специальных статьях и книгах. И все же, подходя к Кокушкину мосту, каждый раз чувствуешь приближение к тайнам великого романа…

Маршрут прокладывается в первых же строках: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.»

Теперь мы знаем не только полные названия улиц, сокращенные в тексте, – конкретные адреса «дома Раскольникова» и «дома старухи» можно легко отыскать в путеводителях по Петербургу Достоевского.

Вот эти адреса: Гражданская улица, дом 19, угол Столярного переулка – дом Раскольникова; Средняя Подъяческая, дом 15, угол канала Грибоедова – дом старухи-процентщицы.

(На доме Раскольникова установлена памятная доска, но мало кто замечает, что на нём есть отметка уровня наводнения 1824 года, описанного в «Медном всаднике».)

Образ Раскольникова

С первых страниц романа становится понятно, что Родион Раскольников является человеком угрюмым, гордым, не приемлющим жалости к себе. Он никогда не принимает помощи от своего универститетского друга Разумихина. Также с большим трудом он принимает денежные средства от матери.

https://www.youtube.com/watch?v=RXwXF68TRZM

В герое будто уживаются два человека. Один – угрюмый меланхолик, держащийся в стороне от людей, другой – великодушный и добрый, способный пожертвовать собой ради близких людей.

  Образ Птицы-тройки в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Статья «О преступлении», которую герой посылает в одну из петербуржских газет, может много рассказать о портрете Родиона Раскольникова.

В статье говорится о том, что всех людей можно разделить на два вида: люди, созданные двигать этот мир, так называемые «Наполеоны», и обыкновенные люди, то есть «материал». «Наполеонам» позволено совершать намного больше, чем «обыкновенным людям», им позволено совершать преступления и нарушать законы.

Читайте также:  Характеристика Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Именно к таким людям пытался причислить себя Раскольников, когда замышлял убийство, однако в итоге не получил удовлетворения от содеянного.

Dom_staruhi_spb.jpg

И тут меня буквально осенило ! Почему Раскольников отправился к дому старухи через Кокушкин мост? Ведь разумней было пойти дорогой покороче: из ворот направо по Средней Мещанской, перейти Вознесенский проспект и затем Вознесенский мост и по каналу дойти до Средней Подъяческой. Прохожу этот путь, считая шаги. Результат получается ошеломляющий – ровно семьсот тридцать! Вот что измерил шагами Раскольников – кратчайшее расстояние между двумя домами!

Отчего же путь на пробу приравнивают к нему? Об этом позже. Сначала посмотрим на район, куда поселил своих героев Достоевский, на этот «серединный город» с некоторой высоты, как бы с колоннады Исаакиевского собора, крест которого весь район осеняет.

Вот какая открывается картина. У самого Кокушкина моста канал делает резкий сильный слом, будто меняет направление. А под крыльями канала – три Мещанские улицы: Малая (теперь Казначейская), Средняя (Гражданская) и Большая (Казанская). Столярный переулок идет от Кокушкина моста, под прямым углом пересекает Малую и Среднюю Мещанские и упирается в Большую.

Топография этих улиц, если смотреть сверху, весьма напоминает большой погостный крест. Крыша его – канал на сломе, вершина – Кокушкин мост, Столярный – стойка креста, три Мещанские – перекладины. Дом Раскольникова – в самом центре, в самой сердцевине. На краю поселена Соня Мармеладова – угол Малой Мещанской и канала.

В угловых домах по Малой Мещанской в разное время (и когда создавался роман) жил сам писатель.

Всю топографию организует канал. После достаточно большого прямолинейного участка он опять меняет направление, вычерчивает несомкнутую петлю. И внутри этой петли, ничем не пересеченные, расположились три параллельные улицы: Малая, Средняя и Большая Подъяческие . Внутри петли, на углу Средней Подъяческой и канала, стоит дом старухи.

По этим улицам бродит Раскольников, измеряет шагами расстояние от «креста» до «петли», мечтает и осуществляет задуманное. Отсюда, с этого креста потом уйдут и Раскольников, и Соня…

Пройдем еще раз по пути в семьсот тридцать шагов. Медленно. С остановками. Попробуем рассмотреть то, что мог видеть Родион Раскольников, «когда уж очень размечтался».

Из «серединного города» трудно выбраться – улицы, утыкаясь друг в друга, образуют тупики лабиринта, и водяной ров обособляет пространство, замыкает лабиринт – если не погостными крыльями, так петлей. Летом душно, совсем нет ветра: «Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек», – замечает приехавшая из провинции Пульхерия Александровна, мать студента.

Но вот первое перепутье – Вознесенский проспект. Одна из важнейших артерий города, сквозной пролет, берущий начало у Невы, у Адмиралтейства, идет через Исаакиевскую площадь и уходит в далекую перспективу у Варшавского вокзала. Вместе с Невским и Гороховой организует лучевое строение города.

В романе упоминается часто, иногда как В-й, иногда без сокращения. В начале проспекта, у площади, во дворе под камнем будет спрятано похищенное у старухи. На проспекте, рядом с «крестом», между «горячими точками» романа поселены мать и сестра.

По этой же дороге, но в другую сторону, ходил Раскольников в университет…

Пересекая оживленный проспект, он не мог не видеть кипения жизни, не мог не чувствовать освежающий невский ветер. Зовущая перспектива здесь слишком очевидна. Но он ее именно пересекает, уходит в бесперспективность – в грязь и вонь канала-омута-канавы…

Следующая остановка – Вознесенский мост. «Раскольников прошел прямо на –ский мост, стал на середине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль.

» Это одно из его любимых мест – середина моста. Стоя здесь, хорошо понимаешь гениальную простоту пространственных решений Достоевского: Раскольников живет по эту сторону канавы, старуха – по ту.

И для того, чтобы попасть от него к ней, необходимо

перейти канаву. Вот почему так подолгу, до обморока, стоит он на середине моста. И все же переступает этот «водный рубеж»…

prestuplenie_i_nakazanie.jpg

Дом старухи – конечная цель пути. Сегодня этот дом не кажется слишком большим, таких много: низкие арки ворот, два двора, темные узкие лестницы подъездов. В романе же это преогромнейший дом: «Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника.

» В день убийства и дом, и все с ним связанное кажется Раскольникову огромным: «…въехал в ворота огромный воз сена, совершенно заслонявший его все время»; «…много окон, выходивших на этот огромный квадратный двор, было отперто в эту минуту». Поистине – у страха глаза велики. Но дело не только в этом. Дом производит странное впечатление и сегодня.

Это особенно ощущаешь, когда обойдешь его много раз кругом. Если теперь мысленно подняться и взглянуть на него с высоты, то заметишь, что это не просто угловой дом, а что дом этот – краеугольный; что выходит он не в две, а в три улицы: на канал, на Среднюю Подъяческую и на Екатерингофский проспект (ныне Римского-Корсакова).

Таких домов не так уж много во всем городе. Ясным становится выбор именно его – это камень преткновения…

И вот входим с улицы через подворотню во двор. «Лестница к старухе была близко, сейчас из ворот направо». Сделаем здесь последнюю остановку и посмотрим вокруг.

Слева – мрачный тупик второго, малого двора дома, там даже днем темно, веет сыростью… Справа – лестница к старухе. Но прямо… Пойдем прямо, пересекая двор, к небольшому светлому проему в глубине.

Это узкий и низкий, ỳже и ниже первого, другой выход из двора, В конце его открывается свободное пространство, оно выводит на набережную. Если теперь идти все по ней, то опять окажешься у Кокушкина моста. И будто не было того странного и страшного дома.

Такой вот выход предоставляет Раскольникову в последнюю решительную минуту Достоевский. Но тот не идет прямо. Заслоненный возом сена, «он мигом проскользнул направо». «Он был уже на лестнице…».

Когда проходишь с остановками эти семьсот тридцать шагов, то возникает ощущение богатырского масштаба личности героя, испытуемого дорогами, их раздвоениями, растроениями.

«Так идти, что ли, или нет,» – думал Раскольников, остановясь посреди мостовой на перекрестке и осматриваясь кругом, как будто ожидая от кого-то последнего слова.

Но ничего не отозвалось ниоткуда; все было глухо и мертво, как камни, по которым он ступал, для него мертво, для него одного…»

Теперь проложим еще один, третий маршрут между домом Раскольникова и домом старухи. Это его путь на убийство, дорога с топором.

После дворницкой, после закрепленного в петле топора, «…он шел дорогой тихо и степенно, не торопясь, чтобы не подать никаких подозрений».

Сказано, что шел дорогой, но нет еще никаких признаков, чтобы выяснить – какой? Когда шел на пробу, ориентир был указан сразу – Кокушкин мост.

На этот раз сказано весьма загадочно: «Заглянув случайно, одним глазом, в лавочку, он увидел, что там, на стенных часах, уже десять минут восьмого. Надо было и торопиться, и в то же время сделать крюк: подойти к дому в обход, с другой стороны…»

Ориентир все-таки появляется – позже. Он единственный, но вполне достаточный, чтобы определить маршрут совершенно точно: «Проходя мимо Юсупова сада, он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов…» Итак – Юсупов сад! Теперь весь путь вырисовывается с полной очевидностью.

Сюжет романа

История жизни главного персонажа в его 23 года складывается весьма печально. Родион Романович Раскольников – бедный студент юридического факультета. Автор описывает его высоким брюнетом с красивым лицом:«..он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен…»

Главный герой едва сводит концы с концами, живя в маленькой комнатушке. Ему нечего есть, нечем платить за квартиру и оплачивать учебу. Помощь со стороны матери и друга по университету он считает унизительной. Все эти обстоятельства мучают его, доводят до отчаяния. Родион решается на отчаянный шаг: он собирается убить старуху-процентщицу Алену Ивановну, которую он считает «недочеловеком».

В результате события развиваются совсем не так, как рассчитывал бедный студент. Зарубив топором старуху, к которой он не испытывал симпатии, и считал, что совершив такой поступок, сделает мир чище, он также убивает Лизавету – младшую ни в чем не повинную сестру пожилой женщины.

Свидетелей преступления не осталось, однако следователь Порфирий Петрович подозревает в убийстве именно Раскольникова из-за его заметки в статье о «необыкновенных людях» и «обыкновенных людях», где первым позволено намного больше, чем вторым.

Знакомство с семейством Мармеладовых, а именно с Соней Мармеладовой, меняет жизнь главного героя романа. Молодая девушка, вынужденная заниматься проституцией, спасает его душу, наполняет ее верой, и без тени сомнений следует за ним на каторгу.

1024px-Raskolnikov_House_SPB.jpg

Итак, Родион Романович вышел из дома в Столярном переулке и отправился к Кокушкину мосту. А шел он к «преогромнейшему дому, выходившему одною стеною на канаву, а другою в –ю улицу», в котором жила Алёна Ивановна. Маршрут, следовательно, означен точный: дом Раскольникова – Кокушкин мост – дом старухи.

Из первых же строк мы узнаем и о цели этого похода: «Он даже шел теперь делать пробу своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало все сильнее и сильнее». А перед этим сообщается: «Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался.»

Пройдем по этому маршруту. Вот как выглядит путешествие: от ворот дома Раскольникова идем до угла Столярного переулка, по нему – до Кокушкина моста, переходим мост и сворачиваем на набережную канала, а затем по набережной доходим до угла Средней Подъяческой, входим в нее и приближаемся к воротам дома старухи.

Это – путь Раскольникова н а п р о б у. Остается только сосчитать вслед за ним количество шагов… Но тут начинаются сюрпризы – длина этого пути никак не хочет умещаться в семьсот тридцать шагов. Их получается больше, гораздо больше тысячи. Значит, в романе ошибка? Не будем спешить.

Путь в семьсот тридцать шагов должен быть!

Правда, Н. Анциферов, весьма авторитетный исследователь этой темы, предупреждал, что шагов будет больше. Но вот Ю.

Читайте также:  Тема любви в повести «Бедная Лиза»

Раков приводит чертёж и уверяет: «Если только вы правильно шли, не сбивались со счета, ну и, конечно, мерили путь шагами молодого человека, а не ребенка, вам нетрудно будет убедиться, что расстояние составит 730 шагов (не считая пути через дворы)».

Шли-то мы правильно и со счета не сбивались, а вот результат никак не получается. Надо возвращаться к началу, то есть к дому Раскольникова.

Снова стою у ворот дома № 19 по бывшей Средней Мещанской… Вспоминаю, как в молодости приходил сюда, приводил друзей. Мы поднимались по лестнице до самой его каморки и даже заходили в неё – тогда это было возможно.

И однажды герои романа ожили – они шли мимо меня по улице. Это были съёмки фильма.

Жена включила свою кинокамеру и запечатлела как мы обнимаемся с Раскольниковым – Юрием Тараторкиным, с которым вместе учились, а оператор фильма кричит, что снимать нельзя…

Урок Путь к преступлению (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Тема урока: «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

  • Цели урока: расширить представление о герое романа;
  • помочь понять сложный и противоречивый характер героя;
  • раскрыть причины зарождения теории Раскольникова;
  • показать власть теории над человеком.

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, роман

  1. Ход урока
  2. І Организационный момент
  3. ІІ Мотивация учебной деятельности
  1. Предварительное домашнее задание:

Рассказать о Раскольникове. Подобрать цитаты, характеризующие внешность героя, его жилище, город, назвать определяющие черты характера героя.

  • (ответы учащихся)
  • III Изучение нового материала
  • Вступительное слово учителя.

Что толкнуло Раскольникова на путь преступления? – главный вопрос урока.

Подумаем и поразмышляем вместе о причинах и пагубности теории насилия.

Трудно представить, что все события в романе «Преступление и наказание» происходят в течение двух недель. Причем подготовка и само преступление описаны Достоевским в первых главах, а мотивам и наказанию посвящен весь роман.

Беседа:

  1. Каким мы видим Раскольникова в начале романа?

Предварительные ответы:

  • Герой не принимает «безобразия современного ему мира». Такая жизнь вызывает в нем чувства омерзения и злобного презрения к богатым и имеющим власть.
  • Герой находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен.
  • Не бедность и нужда мучают Раскольникова, а попытка решить какой-то вопрос.
  1. Какой именно?
  2. Слово учителя :
  3. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сказать, что Раскольников не просто главный герой романа, он герой идеологический.
  4. Что  это значит? ( герой одержим какой-то идеей )
  5. Он выстраивает свою теорию, полную презрения к людям, обществу, полную желания властвовать  над этим стадом, полную деспотизма:
  6. «Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее».
  7. Его теория напрямую связана с актуальной в то время идеей отказа от веры.

Богоборческие идеи Раскольникова — следствие разочарования его в самой сутихристианской религии, потому что христианские заповеди и морально-нравственныке нормы в современном ему обществе не помогают людям. Не облегчают их страдания.

Итак, перед нами герой-мыслитель, идеолог, философ.

Многие читатели ошибочно считают, что причиной преступления Раскольникова является его нищета. На самом деле главной причиной преступления оказывается теория Раскольникова. Об этом не раз говорит и сам Раскольников, и, например, Порфирий Петрович:

“…а убил, двух убил, по теории…” (Порфирий Петрович)

Раскольников довольно подробно объясняет свою теорию в нескольких эпизодах романа. Суть теории сводится к тому, что, по мнению героя, всех людей можно разделить на 2 вида:

– “низшие люди”, то есть обычные, заурядные люди (“материал”, по словам Раскольникова). Эти люди послушны и консервативны.

  • – “собственно люди”, то есть выдающиеся люди, которые двигают мир, которым разрешено больше, чем остальным, и которые сами определяют, что можно, а что нельзя.
  • (запишем в тетрадь суть теории Раскольникова)
  • Слово учителя:

До убийства Раскольников надеется, что сам он относится ко второму разряду, то есть к числу выдающихся людей. Он хочет верить, что является человеком, который способен сказать “новое слово” в своей среде. Вот как сам Раскольников объясняет суть своей теории:  “Я только в главную мысль мою верю.

Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

”  

Размышляя над ходом истории, герой приходит к выводу, что исторический прогресс всегда осуществляется на чьих-то страданиях. Суть теории Раскольникова состоит в следующем.

Исходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на «тварей дрожащих» и «право имеющих», для которых не действуют законы и мораль большинства, разрешена «кровь по совести», потому что именно они двигают человечество вперед.

Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Другими словами, «цель оправдывает средства», но определить эту цель и достичь ее может только личность исключительная. Так возникает в романе тема наполеонизма и связанная с ней проблема индивидуализма.

  1. Была ли в теории Раскольникова праведная цель?

Слово учителя :

Да, безусловно. Цель была высокая и праведная: исправить несовершенство современного мира, помочь «униженным и оскорбленным», избавить («очистить») мир от зла.

Преступление героя.

Какие события романа приводят Раскольникова к мысли о преступлении, а затем к оправданию «крови по совести»?

  1. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступить закон.

  2. Через 3,5 месяца он впервые идет к старухе заложить колечко.

  3. По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чай, задумывается и вдруг слышит разговор студента и офицера о старухе-процентщице и о «праве» на убийство.

  4. Через две недели у Раскольникова созревает решение : убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем — убийство.

  5. Исповедь Мармеладова еще раз убеждает героя в несправедливости и жестокости современного мира.

  6. Письмо матери.

  7. Встреча на бульваре с пьяной девочкой.

Что стало основной причиной преступления?

Слово учителя: Главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь… счастлив был»,— говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория.

Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие — «необыкновенные» люди – являются подлинными двигателями истории человечества.

При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей.

Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю.

Запись в тетради:

– нищета, желание помочь матери. Сестре. Другим людям;

  1. – мир жесток, а жизнь, полная страданий, толкает людей на преступление;
  2. – Раскольников не может спокойно смотреть на страдания людей;
  3. – идея героя, мысль об особых людях, которые выведут остальных на праведный путь; ради этой идеи они могут убрать с дороги других, и Раскольников причисляет себя к особым людям.
  4. Наказание героя
  5. В чем вы видите наказание героя?
  6. 1) муки совести;

2) по природе своей Раскольников не способен на убийство. Это противоречит его натуре.

  • Первый сон Раскольникова (наказание начинается еще до убийства).
  • 3) «как ножницами отрезал» себя от всего мира, одиночество тяготит и мучает героя.
  • 4) «убить-то убил, а не переступил»

Итак, перед нами не уголовник, а «идейный» преступник. Далее, казалось бы, писатель должен был показать, как государство покарало человека, нарушившего его законы. В этом и заключалось бы «наказание» героя романа. Но у гениального Достоевского все иначе.

Писатель заставляет задуматься о том, какие страшные последствия могут иметь и для отдельного человека, и для всего общества индивидуалистические «идеи» о праве сверхчеловека повелевать «дрожащей тварью». Совершив преступление, Раскольников неожиданно для себя понимает, что, словно «ножницами, отрезал себя от всего и всех».

Больше всего на свете любил он мать и сестру — и вот, с отвращением к ним и к себе, почувствовал, что начинает ненавидеть их, «физически ненавидеть», что он утратил право на человеческие чувства: дружбу, любовь. «Я принцип убил!» — говорит Раскольников. Да, он хотел убить принцип гуманизма, освободить себя от человечности, совести, человеколюбия.

До самого конца романа он так и не сможет понять логически, в чем неправильность его «идеи», которая продолжает казаться ему арифметически точной. Но всей своей «натурой» он не верит более в справедливость этой «идеи». 

Мы видим невыносимые муки Раскольникова, который понимает, что преступление разъединило его с людьми. 

Действительность сразу показала ему, что он не сможет жить по-человечески после содеянного, что он утратил связи с людьми, разъединен с ними. Вся жизнь Раскольникова превращается в непрерывную пытку. Каждое слово — удар, рана, боль. Одиночество среди людей — это и есть самое страшное наказание за преступление.

Каторга должна показаться раем по сравнению с такой мукой. Нет, не удалось Родиону Романовичу убить принцип, преодолеть в себе человека! На это намекает и страшный сон Раскольникова, в котором он вновь убивает старуху, вновь и вновь опускает на ее голову топор, а она смеется над ним.

Несбыточной была надежда на возвращение к людям. А понимание того, что и ненавидимый им Лужин живет по его теории («все дозволено»), и со страшным, безнравственным Свидригайловым они «одного поля ягоды», приводит Раскольникова на грань сумасшествия.

Перед ним — тупик, потому что он человек, потому что его «натура» оказалась гораздо выше, человечнее теории, им созданной.

IV Домашнее задание

Написать мини-сочинение «Тварь я дрожащая или право имею?»

Путь Раскольникова к преступлению (по роману Достоевского)

Предпосылки преступления задаются с первых же страниц романа, хотя автор пока не обрисовывает причины.

В первой же сцене описывается страх главного героя за приметную шляпу, когда он хочет заложить часы процентщице, его посещают мысли о некоем страшном событии, которое скоро произойдет.

Подталкивают Раскольникова к совершению преступления внешние события: сначала он слышит разговор студента и офицера именно про эту процентщицу, потом узнает, что старуха в определенное время остается одна, ее сестры не будет.

Читайте также:  Анализ стихотворения «Я не люблю иронии твоей» (Н.А. Некрасов)

Внешней причиной, толкающей героя на преступление, являются испытываемые им моральные страдания при виде безответных и униженных людей.

Герой наблюдает историю семейства Мармеладовых и проникается жалостью к Соне и ненавистью к бездушным растлителям вроде Свидригайлова или франта на мосту.

Письмо матери, в котором она повествует о жертве, приносимой ради него сестрой, также утверждает героя в мысли о необходимости противодействовать злу в лице таких жестоких и беспринципных людей, как Лужин или процентщица.

Краткая сюжетная линия романа

Стоит отметить, что ключевой герой «Преступления и наказания» взят из реальной жизни. Ещё в 1865 году в газетах появилось извещение об убийстве прачки топором, которое совершил москвич Чистов Герасим.

Главному герою произведения Достоевского всего 23 года. Его бытие невозможно назвать радужным. Родион — студент юридического факультета, вынужден платить за то, что учится, и ведёт весьма бедственное существование.

Сделать с этим он ничего не может. Автор при описании его внешности отмечает, что Раскольников весьма недурен собой, отличается высоким ростом и тёмными глазами. Ему мог принадлежать весь мир, а его кумир — Наполеон.

В самом начале герой повествования проживает в небольшой коморке, он очень беден. Раскольников Родион (отчество Романович) не знает, чем оплатить своё образование, где взять наличности на оплату жилплощади, а также где добыть еду.

Помощь мамы и его университетского друга более высокого социального происхождения кажется ему достаточно унизительной. Все обстоятельства жизни приводят его к полной панике и отчаянию. Мужчина даже подумывает умереть, теряя смысл жизни.

Юноша решается посвятить себя благому делу: убить старуху-процентщицу по имени Алёна Ивановна из-за личной неприязни.

  • Хотя особу ключевой личности романа Достоевского невозможно назвать дружелюбной. Мужчина превозносит себя над всем миром, чувствует постоянно пропасть между собственным «Я» и другими людьми окружения. Ему позволено многое, «серой массе» — ничего. Что это может означать? Сколько смертей могло это убеждение повлечь за собой?
  • В результате происшествия в произведении принимают другой характер, чем рассчитывал бедняга Радион Раскольников. После смерти бабушки, Раскольников также убивает младшую сестру Алёны Ивановны Лизавету, который он встречает в неподходящий момент. Его невозможно оправдать или осудить тут же. Он — «раскольник», двойственная натура.

Свидетелей преступного деяния нет. Раскольников продолжает получать свою профессию. Однако, Ю по мнению следователя Порфирия Петровича, именно Родион виновен в убийстве. Мужчина получит все же свое наказание. Ведь он пишет заметку в газете о необыкновенных и вполне земных людях, которым позволено или нет совершать противозаконные поступки.

Жизнь главного героя меняется кардинально при знакомстве с семейством Мармеладовых, а именно Соней.

Молодой особе не безразличен Раскольников. Она занимается «продажей себя», чтобы спасти его и даже отправляется на каторгу с ним.

Путь Раскольникова к преступлению (по роману Ф. М. Достоевского)

(380 слов) Главным героем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является Родион Романович Раскольников. Он погряз в полной нищете, не работает и не учится, живет в маленькой, тесной, душной комнате, похожей на шкаф.

Путь юноши к преступлению начинается с того, что он узнает о ростовщице, которая может материально «помочь». После того, как он впервые заложил кольцо, которое ему подарила сестра, он подслушал разговор студента и офицера, где ярче всего запомнилось предложение студента убить старуху для общего блага.

Затем он закладывает у старухи-ростовщицы Алены Ивановны отцовские часы. После этого Раскольникова раздирает чувство неприязни к самому себе:

О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..

Образ ростовщицы символизирует никчемную и вредную жизнь: «Сухая старушонка, лет 60-ти, с вострыми и злыми глазками с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длиной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье…».

Пользуясь тем, что часто ее клиенты находятся в безвыходном положении, старуха назначает огромные проценты и по сути обкрадывает людей, тем самым толкает их на преступление, еще глубже закапывая их в нищету.

Понимая это, герой делает вывод, что без старухи беднякам будет легче жить: они хотя бы не будут по глупости расставаться с ценностями, становясь жертвами обмана. Кроме того, ритуальное убийство должно было стать актом гражданского возмездия тому, кто был вреден для общества.

Все эти мысли убеждали Родиона в возвышенности его предназначения и исключительности его роли в жизни остальных людей. Это утешало нищего «бывшего студента» на грани отчаяния, в которое к тому времени повергло его сообщение о замужестве сестры.

Дуня продавала себя ради него и матери подлому и низкому эгоисту — господину Лужину. Сам Раскольников был беспомощен перед ее самоотверженней решимостью, ему нечего было предложить взамен этого плана.

Но приобретение великого призвания все меняло: молодой человек мог перешагивать моральные запреты и провести за собой семью. Бедному несостоявшемуся юристу нужно было принять позорное решение сестры, но убийце и «право имеющему» было подвластно изменить ход судьбы, роить все проблемы. Это самовнушение и последующее преступление были необходимы Раскольникову.

Таким образом, Родион пришел к убийству по пути, вымощенному добрыми намерениями. Нечего и удивляться, что они, согласно вековой афористичной мудрости, привели его в ад. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Подготовка к преступлению и внутреннее состояние героя

Когда Раскольников начинает готовиться к убийству, его останавливают не сомнения в своей теории, а инстинктивный страх перед умерщвлением живого существа. В этом плане значимым является первый сон героя, в котором он видит убийство лошади. Его чувства подсказывают, что это зло независимо от обстоятельств.

Подготовка Раскольникова к преступлению выглядит внешне продуманной и спокойной — он пришивает петлю к изнанке пальто, заранее готовит фальшивый заклад. Однако его спокойствие рушится, как только он не обнаруживает топора на привычном месте, что косвенно показывает, как трудно ему покушаться на жизнь человека и сколько внутренних терзаний он испытывает.

Теория Раскольникова

О действительных мотивах преступления читатель узнает уже после убийства, из разговора героя со следователем Порфирием Петровичем. Родион Раскольников озвучивает мысль, которая будет лейтмотивом проходить через всю идейную и сюжетную канву романа:

  • есть люди обыкновенные, расходный материал;
  • и люди выдающиеся, чья воля, ум и, главное, стремление к высшему благу для всех дают им исключительное право преступать все законы: моральные, религиозные и человеческие.

Люди обыкновенные живут только для биологической функции — плодиться, люди же высшего разряда двигают вперед все сферы человеческой жизни и посему наделены правом определять для себя сами границы дозволенного.

Нужда и связанные с нею унижения и обиды для самолюбивого юноши Раскольникова послужили одним из первых толчков к принятию решения (см. также статью Теория Раскольникова).

Закладывая свои вещи у старухи, занимавшейся ростовщичеством, Раскольников испытывал отвращение и злобу, вызываемый в нем видом и всей обстановкой зловещей процентщицы.

И когда однажды ему удалось нечаянно подслушать в пивной беседу двух молодых людей по вопросу об убийстве, то доводы одного из них были как бы отголоском бессознательного убеждения самого Раскольникова.

Достоевский. Преступление и наказание. Краткий пересказ в картинках

«С одной стороны, – говорил студент, – глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и напротив всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. С другой стороны, молодые свежие силы, пропадающие даром, без поддержки, и это тысячами и это всюду.

Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченный в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, избавленные от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, – все это на её деньги.

Убей ее и возьми себе её деньги, с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел. За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.

Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной и злой старушонки? Не более, как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна».

Хотя защищавший так горячо эту точку зрения студент и сознался, что сам бы не мог подтвердить он действием и на убийство бы не пошел, но в голову Раскольникова запала эта мысль, и он много о ней думал.

Он останавливался и на практических последствиях преступления: деньги старухи дали бы ему возможность окончить университет, помочь матери и сестре, начать полезную для общества деятельность. Но потом его всецело захватывает собственная теория о гении и толпе, о людях силы и волн, о строителях – сильных одиночках – и толпе, как материале для построек.

Раскольникову становится необходимым, во что бы то ни стало, доказать, что у него сил и решимости хватит оправдать на деле свою смелую теорию. Совершенно разбитый лихорадочной и упорной работой мысли, истощенный голодовкой, он в конце концов делается жертвой своей навязчивой идеи, и, как загипнотизированный, уже не имеет сил оторваться от намеченного пути.

Вначале он боролся сам с собой, в нем что-то протестовало против его решения, мысль об убийстве наполняла тоской и отвращением. Но потом он как-то механически подчинился своей идее, уже не владея собой, а словно исполняя чужую волю.

«Как будто, – говорит Достоевский, – его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».

Случайные внешние обстоятельства побуждают его пойти и привести в исполнение весь задуманный план.

Предусмотрев некоторые мелочи, Раскольников думал, что произвёл полную подготовку к новой жизни по своей «новой морали».

Но развернувшиеся вслед за свершением убийства обстоятельства показали теоретику, что в непосредственной жизни и её событиях есть своя особая логика, разбивающая в прах все доводы и рассуждения отвлеченной человеческой теории. На собственном страшном опыте Раскольников убедился в сделанных им ошибках.

Ссылки на другие статьи о творчестве Ф. М. Достоевского – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

Ссылка на основную публикацию