Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад»

Чехов оставил после себя большую коллекцию своих произведений, среди которых были рассказы, повести, пьесы. Многие из них писатель посвящает теме России.

Всем его произведениям была присуща простота, но они заставляли задуматься, отражая переломное время. Это время ожидания скорых перемен, которые ждут герои.

Одной из таких его пьес является Вишневый сад, где столкнулись три поколения, а вместе с ними четко переплелись прошлое, настоящее и будущее.

Вишневый сад прошлое настоящее и будущее

Вишневый сад в творчестве писателя занимает важное место, где автор изображает действительность в развитии. Время идет, меняются уклады. Уходят в прошлое усадьбы дворян с их прекрасными вишневыми садами. Сменяют их люди деловые, что представляют настоящее страны. Прослеживаем мы и стремление к будущему в пьесе Вишневый сад.

Читаем произведение и вместе с героями, где представлена Россия прошлого такими персонажами как Раневская и Гаев, где настоящее страны в образе Лопахина, а будущее — в Трофимове и Ане.

Мы задумываемся о смысле жизни, о счастье и любви.

Мы видим проблемы того периода, видим в работе Чехова Вишневый сад не только прошлое время, настоящее и будущее героев, но и всей России, где страну олицетворяет в работе автора вишневый сад.

В пьесе, чей сюжет сводится к продаже сада, Чехов показывает читателю жизнь людей переломного времени, где и былые идеалы не принимаются, но и без них не живется. Вот герои и ищут новые морально-нравственные принципы. Кто-то пытается найти их в прошлом, а кто-то ищет заглядывая в будущее.

Все персонажи, представители разных поколений, собраны в одном месте, они объединены не общей целью и желаниями. Их объединил вишневый сад. Для людей прошлого века сад связан с детством, для них это воплощение ценностей прошлого.

Правда не смогли они уберечь сад, не смогли сделать его процветающим.

Персонажам настоящего вишневый сад интересен из-за его размеров, да еще и хорошее местоположение. Сад для них — место, что может приносить доход, только без корректив это невозможно, а значит нужно менять его первозданный вид.

Герои будущего полны надежд, идей и жизненных сил. Они верят в мечту о новом цветущем саде.

Когда наблюдаешь за жизнью героев, то понимаешь, что все они отстали от времени, только лишь сад и его жизнь неизменна и все происходит, согласно времени. Он цветет, плодоносит, одаривает урожаем, сбрасывает листья, стареет. В вишневом саду и его образе писатель показал свои мечты в лучшее будущее, на преображение страны, которую превратят в цветущее государство.

Сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад»

Но всегда ли мы можем и хотим воспользовать­ся настоящим как шансом изменить будущее?

Мы застаем семью Раневских, героев пьесы А. П. Че­хова «Вишневый сад», в переломный для них момент. Они поставлены перед фактом банкротства, долговой ямы и приближающегося аукциона, на котором будет продано все их имущество — имение и огромный, ста­рый вишневый сад, предмет их гордости. И немудрено: даже «в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад».

В нем прошла большая и лучшая часть их жизни, произошли все самые важные для них события. И сад, и дом полны воспоминаний для Любови Андреев­ны Раневской и ее брата Леонида Андреевича Гаева. Вернувшись после долгой отлучки, они как бы погружа­ются в них, в эти дорогие воспоминания, заново пережи­вая ключевые моменты своей жизни.

Войдя в свою быв­шую комнату, Любовь Андреевна восклицает: «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад…», а выглянув из окна, смеется от радос­ти: «Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье!» Гаев же с шутливым почтением поздравляет со столетним юбилеем древний книжный шкаф: «Привет­ствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и спра­ведливости…»

Не только само место, но и люди, с которыми встре­чаются вернувшиеся хозяева дома, вызывают у них воспоминания. Фирс, старый лакей, — это целая эпоха в жизни имения. «Меня женить собирались, а вашего папаши еще на свете не было», — говорит он купцу Лопахину, уже далеко не мальчику. Неудивительно, что Фирс незримо присутствует во всех воспоминаниях жителей имения.

Слезы вызывает у Любови Андреевны встреча с Петей Трофимовым, бывшим домашним учителем ее умершего сына, — как будто заново открывается за­жившая было рана.

С приездом Раневских оживают и воспоминания ожидающих их людей. Лопахин до сих пор помнит до­брое отношение к нему Любови Андреевны в юности: «Хороший она человек. Легкий, простой человек». Вспоминает ее добрым словом горничная Дуняша, а уж Фирс просто живет воспоминаниями о людях, которым он посвятил всю свою сознательную жизнь.

Старый лакей отлично знает привычки каждого из господ и не забывает проследить, как заботливый дедушка, чтобы они вовремя поужинали и тепло оделись: «Извольте, сударь, надеть пальто, а то сыро», — озабоченно хло­почет он и считает, что без него ничего в этом доме не будет так, как следует.

Эти заботы — смысл его жиз­ни, потерянный с отъездом хозяев, а теперь вновь об­ретенный.

Какими же — по собственным и чужим воспомина­ниям — предстают перед нами главные герои пьесы — Раневские и Гаев? Несомненно, они добрые люди, од­нако это ли главное? Леонид Андреевич искренне счи­тает себя прогрессивным «человеком восьмидесятых годов», которого «недаром мужик любит».

Но его един­ственное занятие — бесконечные пасьянсы. Да и к деньгам он относится безалаберно: не зря говорят, что он «все свое состояние проел на леденцах».

Цену ему знают даже родные: когда он пытается обнадежить их предложенным ему местом в банке, сестра только вздыхает: «Где тебе! Сиди уж…»

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена сочинения

Любовь Андреевна — чистая душа, хотя брат и об­виняет ее в порочности. Она не заносчива: родственни­ки не любят ее за то, что она «вышла за не дворянина и вела себя нельзя сказать, чтобы очень добродетель­но»; зато «она хорошая, добрая, славная» и готова от­дать последнюю копейку.

Правда, щедрость для нее — это привычка сорить деньгами, от которой она так и не смогла избавиться, несмотря на изменившуюся ситуа­цию.

Так, прошлое этих людей, ошибки, которые они повторяли раз за разом, делая долги и не желая отка­зываться от роскоши, стало причиной безрадостного настоящего семьи Раневских.

Каково же их будущее? Есть ли у них шансы спас­ти имение и их любимый сад? Вряд ли: эти неприспо­собленные к жизни люди даже не знают, откуда бе­рутся деньги.

Они, как в раннем детстве, надеются на ярославскую тетку, которая обещала прислать денег, на Лопахина, который, возможно, что-нибудь придума­ет, — на кого угодно, только не на себя.

Ни Гаев, ни Раневская не отваживаются посмотреть в лицо ре­альной действительности. Предложение вырубить сад и сдать землю в аренду отвергается только потому, что «дачи это пошло».

Кому же Чехов предназначает роль спасителя се­мьи Раневских? Возможно, молодое поколение лишено недостатков старших?

Анне, дочери Любови Андреевны, семнадцать лет, и она хочет сделать мир лучше. Вместе с Петей Тро­фимовым девушка мечтает о времени, когда все будут счастливы. Вечный студент Петя умеет поддержать интеллектуальную беседу, его ум и эрудиция у всех вызывают восхищение.

Так почему же Варя, единст­венный практичный человек в доме, не одобряет дружбы с ним Ани? Мечты этого «облезлого барина», как дразнят Трофимова, основаны на счастье, к кото­рому люди придут, отказавшись от имущества.

Не причина ли этого в том, что сам он ничего и не зарабо­тал своим умом? И Петя, и Аня мечтают о мире, где они не будут бесполезны, но их мечты остаются мечта­ми и ничего не могут изменить.

Может быть, Варя смогла бы помочь что-то сде­лать? Приемная дочь Раневской, она испытывает к ней любовь и благодарность и готова работать, чтобы она и Аня не голодали. Но разве ее сил хватит на то, чтобы спасти имение?

Варя не бросит Раневских, и, понимая это, на ней не желает жениться практичный купец Лопахин. Он хорошо относится к этим людям, но видит, что они всю жизнь будут только нахлебниками. Он пытается по­мочь им, но сразу же понимает бесполезность своих усилий. И, в отличие от Вари, не собирается взвали­вать на свои плечи заботу о них.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена сочинения

По воле автора именно из-за практичности, дело­вой жилки Лопахина заветный сад станет его собствен­ностью. А вместе с садом и будущее. Ермолай Алексе­евич — единственный из героев пьесы, приспособлен­ный к жизни в мире, описанном Чеховым — мире деловых отношений, где сад, как ни грустно, вырубят и отдадут под дачи.

Возможно, автору и самому жаль сада, упомянутого в «Энциклопедическом словаре», но действительность такова, что в приближающемся будущем ему нет места, как и людям, подобным Ранев­ским, Гаеву, Трофимову. Все они обречены остаться в прошлом, как и старик Фирс, очень символично за­бытый в покинутом доме.

Будущее России, которое представляется нам после прочтения «Вишневого са­да», им не принадлежит.

В чем же причина успешности одних и неприспо­собленности других? Возможно, в том, что миг, данный каждому, чтобы остановиться и задуматься, каждый использует по-разному. И будущее не примет того, кто растратил это заветное мгновение попусту.

Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад»: представители времени и их характеристики

На страницах пьесы «Вишневый сад» прошлое, настоящее и будущее встретились в одно время через объединение совершенно разных людей на страницах произведения.

Герои не просто представляли разные поколения, они олицетворяли целые эпохи. Волнения Антона Павловича о судьбе России стали центральной темой пьесы.

Сочинение о прошлом, будущем и настоящем по пьесе Чехова пригодится школьникам во время подготовки к уроку по литературе или составлении таблицы по теме.

Воплощение прошлого

Гаев, Фирс и Раневская — прошлое в «Вишневом саду». Именно эти самые старые персонажи всего действия являются представителями уходящей эпохи. Эти герои больше других говорят, что ушедшее время — это период, когда все было легко и хорошо.

В то время общество разделялось на господ и слуг, у каждого в мире было свое место и предназначение. Для Фирса отмена крепостного права не стала надеждой на новую жизнь. Это события потрясло его, он не желал свободы, а потому и дальше продолжил жить в имении Раневских.

Мужчина всей душой любил эту семью и оттого решил до конца быть им преданным.

Любовь Андреевна и ее брат Гаев скучают по прошлому, ведь в это время им не нужно было переживать о деньгах. Они жили счастливо и занимались тем, что приносило радость. Им оказалось тяжело перестроиться на новые порядки и унизительно было даже разговаривать о том, как заработать деньги.

Раневская посчитала пошлостью сдать в аренду под дачные участки землю, что стоит занятая никому не нужным садом. Ни Гаев, ни его сестра не были способны самостоятельно решить судьбу своего любимого имения, а оттого просто пустили все на самотек и стали ждать, как же за них все решит судьба.

В конце Любовь Андреевна забирает деньги тетушки, которые та прислала для Ани, и отправляется в Париж к любовнику, а Гаеву приходится идти на службу в банк. Кончина Фирса в конце произведения является очень символичной. Она словно говорит, что дворянство изжило себя, стало лишним и в мире больше нет места аристократии в том виде, в котором она была во времена крепостничества.

  Сон Обломова. Роман И.А. Гончаров “Обломов”

Герои будущего

В реалиях того периода было понятно, что стране необходимы новые люди — те, которые будут способны вершить великие дела. Таких людей в пьесе отображают Петя и Аня. Они молоды и полны желания изменить свою жизнь в лучшую сторону. Петр Трофимов — демократ по убеждениям и происхождению. В его образе автор рисует такие черты, как:

  • патриотизм;
  • смелость;
  • трудолюбие;
  • стремление к лучшему и преданность общественному делу;
  • принципиальность.
Читайте также:  Почему человек разочаровывается в своей мечте?

Но при этом Петя кажется только умельцем слова, что не способен реализовать свои планы в реальной жизни. Это мешает ему закончить учебу в университете или наладить личную жизнь. Персонаж отрицает привязанность к месту и людям.

Но несмотря на это Петя очень целеустремленный человек. За свои 26 лет он пережил немало трудностей.

Его дважды исключали из университета и он неуверен в том, что это не повторится, и он не останется до конца своих дней «вечным студентом».

Парень успел почувствовать на себе, что такое голод, нужда и политические преследования, но тем не менее продолжает верить в рождение новой жизни, в которой будут справедливые и гуманные законы.

Он считает дворянство несостоятельным, ведь его представители привыкли к праздности и лени и их не волнуют чужие проблемы. Буржуазия по его мнению положительно влияет на развитие экономики в стране, но она не способна создать новую жизнь. Его мысли и представления о будущем неопределенные, абстрактные. Его цель прекрасна, но как ее достичь парень не знает.

Анна также полна энергии и надежд на счастливое будущее, но она еще очень юна и неопытна. По натуре своей она похожа на Любовь Анреевну, также любит красивые слова и чувственные интонации. В начале произведения Аня ведет себя беспечно, она привыкла к беззаботной жизни без мыслей о материальном и завтрашнем дне. Но это не мешает героине меняться.

Новые взгляды Ани наивны, но при этом она навсегда прощается со старым домом и миром. Петя увлек девушку своими идеями, и у нее сразу же созрел план, как построить новую жизнь. Она полна идей и готова посадить новый сад краше прежнего.

Но хватит ли ей сил и упорства, чтобы пройти свой путь и сохранить веру в лучшее, неизвестно. Чехов не рассказывает об этом и будущее в его пьесе смутно и это естественно, ведь о будущем можно рассуждать только предположительно.

Помимо образованных Анны и Петра, в пьесе есть и другие люди, что символизируют будущее:

  • Дуняша — наивная крестьянская девушка.
  • Яша — беспринципный человек, не привязанный ни к кому и ничему.

В пьесе все герои прошлого, настоящего и будущего сошлись в одном месте. «Вишневый сад» заставляет задуматься, что держит всех персонажей вместе не желание поделиться своими мечтами и жизненным опытом, а старый сад и дом. Как только они исчезли, разорвалась и связь между персонажами и временем, которое они воплощают.

Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»

Так каким же образом встретились прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»? Чехов как бы разделил всех героев на эти три категории, изобразив их очень ярко.

Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено Раневской, Гаевым и Фирсом – самым старым персонажем всего действа. Именно они больше всех говорят о том, что было, для них прошлое- это время, в котором все было легко и прекрасно. Были господа и слуги, у каждого было свое место и предназначение.

Для Фирса отмена крепостного права стало величайшим горем, он не захотел воли, оставшись в имении. Он искренне любил семью Раневской и Гаева, оставшись преданным им до самого конца. Для аристократов Любови Андреевны и ее брата- прошлое это время, когда им не нужно было думать о таких низменных вещах как деньги.

Они наслаждались жизнью, занимаясь тем, что приносит удовольствие, умея ценить красоту нематериальных вещей – им тяжело приспособиться к новым порядкам, при которых на смену высокоморальных ценностей приходят ценности вещественные.

Для них унизительно говорить о деньгах, о способах их заработка, и реальное предложение Лопахина сдать в аренду землю занятую, по сути, никчемным садом, воспринимается как пошлость. Не способные принять решения о будущем вишневого сада, они поддаются течению жизни и просто плывут по нему.

Раневская с деньгами тетки, присланных для Ани, уезжает в Париж, а Гаев идет служить в банк. Смерть Фирса в конце пьесы очень символична, как бы говоря, что аристократия как социальный класс изжила себя, и ей нет места, в том виде, в каком она была до отмены крепостничества.

Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье. Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой.

И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние.

Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности.

Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.

Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь.

Петя отрицает всякие привязанности – будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное.

Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже – будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить.

Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши – беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.

В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.

Связь времен сегодня

Творение Антона Павловича по праву можно считать великим, оно отражает действительность и даже спустя много лет после написания не теряет актуальности.

Размышления автора о судьбе России стало одним из «подводных течений» творчества писателя и центральной темой пьесы. Истории свойственно повторятся.

И пусть общество развивается, меняются нормы морали и этики, все поддается переосмыслению.

Но так же, как Чехов с надеждой смотрел в XX век, мы сейчас, находясь в XXI столетии, также мечтаем об идеальной жизни, о своем «вишневом саде».

Одно поколение сменяет другое, одни строят, а другие разрушают. Так было при Чехове и так происходит в нынешнее время.

Писатель был прав, утверждая, что «вся Россия — наш сад», поэтому только от людей, живущих в своей стране, зависит, какой она будет.

Значение драматургии Чехова давно вышло за пределы России. Его творчество имеет ценность для всего мира и память об Антоне Павловиче не меркнет.

Новаторство писателя в драматургии широко признано за пределами его родины, а спектакли на его пьесы ставят во всем мире до сих пор. Многие фрагменты произведений автора уже стали афоризмами.

Сам же Чехов своим творчеством готовил мир к лучшей жизни, более справедливой и демократичной.

Будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

В 1904 МХАТа поставил пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад», который стал последним произведением писателя и своеобразным завещанием. Несмотря на то что постановка имела необычайный успех у зрителя, у многих критиков она вызывала много споров и сомнений. Сюжет пьесы, как и герои, и обстоятельства, в которой они оказались, вызывали много вопросов. Да и тема и идея были спорными.

В своей пьесе драматург поднимает целый ряд проблем: любви и страдания, отцов и детей, современного образа человека. И все они объединены лейтмотивом прошлого, настоящего и будущего, а вишневый сад – это символ всей нашей страны, и от того зависит ее будущее, кто станет хозяином сада.

Почему же Чехова так волновала эта тема? Крепостное право отменили почти полвека назад, но до сих пор многие так и не смогли перестроиться на новую жизнь. Причем это были не только дворяне, которых лишили власти над крестьянами, но и многие крестьяне не знали, как им обращаться теперь со своей свободой.

Сквозь всю пьесу рефреном звучит мысль о том, что и дворянин, и крестьянин долгое время были неразделимым целым, каждому из которых теперь приходилось жить самостоятельной жизнью. Но это все прошлое. А будущее писатель связывал с молодым поколением в пьесе. И самым ярким представителем можно назвать Петю Трофимова.

Выросший в бедной семье аптекаря, гордый и независимый Петя пытался всего в жизни добиться сам. Он очень много рассуждает о будущем, оно не страшит его, и он верит в то, что сможет окончить университет и найти хорошую работу. Его речи красивы и призывны и легко увлекают Аню – дочь Раневской. Это молоденькая девушка, которая открыта новому.

Аня любит свой дом и вишневый сад, но она верит, что все можно построить заново. Без страха говорит она своей матери о том, что можно построить новый сад. Раневская недовольна Трофимовым, ведь он никак не может найти свое место в жизни, даже из университета его дважды отчисляли. Но хозяйка сада — прошлое, такое понятное и привычное, но отжившее свое.

Петя и Аня – это уже люди нового поколения, будущая интеллигенция страны, у них еще все впереди, перед которыми открыты все двери. А ведь будущее всегда таит в себе неизвестность и неопределенность. Именно поэтому писатель наделяет своих героев такими прекрасными чертами, как смелость, вера в светлое будущее, жизнелюбие, но совершенно лишает предприимчивости и практичности.

В пьесе есть еще одни представители нового поколения: горничная Дуняша и лакей Яша. Это люди без принципов, ленивые и наглые. И если Дуняша – просто не обремененная трудолюбием девушка, но с большим желанием жить по-господски, то Яша, на мой взгляд, куда страшнее. Он презирает всех, даже собственную мать. Для достижения своих целей он готов пойти на все.

Дуняша и Яша – это люди, лишенные всяких моральных качеств. По замыслу автора, они играют второстепенную роль в произведении, и, возможно, неслучайно в статусе прислуги. Сейчас они в тени, но придет время, и они еще сыграют первую скрипку в истории России. Именно такие дуняши и яковы разорят вишневые сады, построенные Аней и Петей Трофимовым.

Конечно, Антон Павлович не мог знать наверняка, что ждет наш народ впереди. Он мог только предположить, наметить путь России. Но он твердо был уверен в том, что к прошлому возврата нет. Но и вероломно ломать его было бы ошибочным. Фирс, забытый всеми, но умирающий без упрека своим хозяевам – символ прошлого, которое тихо, естественным образом должно уступить новой жизни, сохранив для него лучшие духовные ценности.

Читайте также:  Сочинение на тему: Главные персонажи рассказа Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»

Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 году. В ней нашла отражение реальная ситуация, сложившаяся в России к этому времени.

Чехов показал в пьесе глобальные перемены в жизни людей. Период вишневых садов с их красотой старого помещичьего быта уходит в прошлое. Дворянская усадьба является в пьесе некоей моделью мира.

Участь всех «дворянских гнезд» представлена на ее примере.

Прошлое и все, что связано с ним, олицетворяет старшее поколение, которое представлено Гаевым и Раневской. Владельцы вишневого сада являются людьми пассивными и непрактичными. Их жизнь протекала когда-то легко и беззаботно.

С одной стороны, они имели возможность заниматься своим образованием и быть высококультурными людьми. С другой стороны, они утратили умение приспосабливаться к жизненным обстоятельствам.

Находясь на грани разорения, Гаев и Раневская вынуждены продавать свое родовое имение, с которым у них связаны все лучшие воспоминая и которое, в сущности, символизирует весь их мир, уклад, счастье и покой.

Почему им трудно пойти на продажу вишневого сада, которую предлагает им Лопахин? Не только потому, что они бездеятельны. Им жалко, что пропадет красота, которая воплощена в вишневом саде. Они не могут смириться с тем, что из поэзии сада нужно сделать коммерческое предприятие.

Таким образом, Чехов показывает, что дворянство в России уже утратило свои позиции. Оно потерпело не только экономический, но и духовный крах. Так, например, Раневская и Гаев не в состоянии бороться с новыми жизненными обстоятельствами. Они сами отдают свой сад в руки нового хозяина.

Почему же Раневская и Гаев не в состоянии бороться? Любовь Андреевна Раневская — неглупая и добрая женщина. Лопахин замечает, что она «легкий и простой человек». Она приветлива со всеми окружающими, отдает последние деньги лакеям и нищим. Однако добра ли она по-настоящему? Наверное, нет.

К примеру, она сорит деньгами, а дома людям есть нечего. Сама она была занята не семьей, а своим «содержанцем», который затем обобрал ее. Она не может, даже когда имеет деньги, помочь своей приемной дочери Варе, и той приходится наниматься в экономки в чужой дом.

И даже старого преданного слугу Фирса забывают в запертом доме по ее недосмотру.

В образе Гаева еще ярче проявляются беспомощность, легкомыслие и лень. Именно он «проел состояние на леденцах».

И Гаев, и Раневская ведут себя как маленькие дети — они не могут и не хотят посмотреть в глаза реальности. Они избегают мыслей о возможном спасении имения. Больше говорят о фантастических планах.

Может быть, Аня выйдет за богатого, или тетка денег пришлет. Они смирились и уступают без борьбы.

Если в Гаеве и Раневской нет стойкости, энергичности, воли и серьезного отношения к жизни, то всем этим как раз и обладает купец Лопахин. Это представитель буржуазии. Он все время в труде: встает в пять утра и работает до вечера. Он энергичен. Мы узнаем, что Лопахин сумел выбиться из нищеты и всего добиться своим трудом.

Однако постоянная необходимость работать вытравила в нем духовность. У него есть деньги, он модно одет, но нет в нем подлинной культуры, нет тех духовных корней, которые есть у Раневской или Гаева. Лопахин уже считает себя хозяином жизни «Идет новый владелец вишневого сада!» — гордо говорит он о себе.

Тем не менее, он ощущает свою ущербность, и это рождает в нем дисгармонию. Он не может понять, что вишневый сад — это не только символ прошлого. Это и тонкая ниточка между прошлым и настоящим. А желанием вырубить сад (уничтожить красоту) и настроить здесь дач Лопахин просто рвет эту ниточку. Свои корни рубить нельзя. Это главное, чего не понимает новый владелец.

Он покупает сад и уже начинает уничтожать его. Вот связь времен и разорвалась.

Будет ли создано что-то новое? На этот вопрос автор не дает прямого ответа. По всей видимости, будущее в пьесе связано с Петей Трофимовым и Аней. Они придут на смену дельцу Лопахину. Петя Трофимов — это интеллигент, «вечный студент». Он живет своим трудом, и порой ему приходится очень трудно.

Однако он не утратил веры в новую счастливую жизнь. Именно Петя видит несостоятельность дворянства, которое ничего уже не способно сделать. Он же дает и верную оценку Лопахину. Он сравнивает представителя буржуазии с хищным зверем, который не жалеет ничего на своем пути.

В «привычке размахивать руками» Петя видит жажду наживы, хищничество Лопахина.

Образ Трофимова несколько противоречив. Петя обличает дворянскую привычку жить за счет труда других людей, а сам месяцами живет в дворянской усадьбе. Осудив страсть Лопахина к накопительству, Петя любит в нем тонкую душу. Мало того, у Трофимова есть даже комические черты, снижающие его образ. Раневская называет его недотепой, а Варя — облезлым барином.

Чехов, таким образом, не идеализирует своего героя, изображая его обыкновенным интеллигентом, не лишенным недостатков. Писатель признавал, что этот персонаж у него не доработан в силу цензурных соображений: «Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а как изобразишь сии шутки?»

Однако мысли о будущем у Пети слишком неконкретны. Он говорит о яркой звезде вдали, но не знает, как ее достичь. Где та сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад? Петя заражает своим оптимизмом Аню.

Она говорит: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…» Аня решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жизнь собственным трудом. Так выразилась страстная мечта Чехова о свободном человеке и прекрасной жизни.

Обычно Аню и Петю связывают в пьесе с будущим. Но станут ли они творцами нового? Они, конечно, вызывают симпатию. Однако Петя смотрит на жизнь слишком поверхностно.

И в самом облике его чувствуется какая-то недостаточность. Кроме того, к судьбе сада он относится вполне равнодушно. Получается, что Петю не волнует та проблема, которая тревожит автора.

А, может быть, автор и не возлагает на него свои надежды?

Есть ли в пьесе связь времен? Быть может, звук лопнувшей струны — это разорвавшаяся нить поколений? Видит ли автор того, кто сумеет возродить Россию? На этот вопрос каждый из читавших пьесу должен ответить по-своему, так как точного ответа в ней нет.

Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад»: представители времени и их характеристики

На страницах пьесы «Вишневый сад» прошлое, настоящее и будущее встретились в одно время через объединение совершенно разных людей на страницах произведения.

Герои не просто представляли разные поколения, они олицетворяли целые эпохи. Волнения Антона Павловича о судьбе России стали центральной темой пьесы.

Сочинение о прошлом, будущем и настоящем по пьесе Чехова пригодится школьникам во время подготовки к уроку по литературе или составлении таблицы по теме.

Воплощение прошлого

Гаев, Фирс и Раневская — прошлое в «Вишневом саду». Именно эти самые старые персонажи всего действия являются представителями уходящей эпохи. Эти герои больше других говорят, что ушедшее время — это период, когда все было легко и хорошо.

В то время общество разделялось на господ и слуг, у каждого в мире было свое место и предназначение. Для Фирса отмена крепостного права не стала надеждой на новую жизнь. Это события потрясло его, он не желал свободы, а потому и дальше продолжил жить в имении Раневских.

Мужчина всей душой любил эту семью и оттого решил до конца быть им преданным.

Любовь Андреевна и ее брат Гаев скучают по прошлому, ведь в это время им не нужно было переживать о деньгах. Они жили счастливо и занимались тем, что приносило радость. Им оказалось тяжело перестроиться на новые порядки и унизительно было даже разговаривать о том, как заработать деньги.

Раневская посчитала пошлостью сдать в аренду под дачные участки землю, что стоит занятая никому не нужным садом. Ни Гаев, ни его сестра не были способны самостоятельно решить судьбу своего любимого имения, а оттого просто пустили все на самотек и стали ждать, как же за них все решит судьба.

В конце Любовь Андреевна забирает деньги тетушки, которые та прислала для Ани, и отправляется в Париж к любовнику, а Гаеву приходится идти на службу в банк. Кончина Фирса в конце произведения является очень символичной. Она словно говорит, что дворянство изжило себя, стало лишним и в мире больше нет места аристократии в том виде, в котором она была во времена крепостничества.

Вариант 2

Драматургия Чехова глубока и полна образных олицетворений. За счет них автор постарался в своем произведении показать в сравнении прошлое, настоящее и будущее. Для этого все герои произведения поделены им условно на три соответствующих лагеря.

Первыми перед читателем предстают герои прошедшего времени: Раневская, Гаев, слуга Фирс. Их разговоры полны ностальгии о былом, они говорят с нежностью и радостью о прошлых временах.

Для каждого из них важную роль играют старые вещи, предметы быта, являющиеся немыми свидетелями минувших дней.

В самом начале пьесы читатель узнает о комнате, именуемой «Детской», столетнем шкафе и, конечно же, вишневом саде – главном герое пьесы.

Гаев и Раневская – типичные представители русской аристократии. Это проявляется в их речи, манерах и образе жизни. Они привыкли жить на широкую ногу, не считая собственных расходов, принимать многочисленных гостей в имении, устраивать праздники и гуляния.

Даже в не лучшие времена денежные траты их неизменны, тем более, что всегда можно написать письмо богатой родственнице и попросить еще денег на текущие расходы. Раневской невыносимо слышать о необходимости врубки вишневого сада и сдачи в аренду участков земли под дачи.

По ее мнению, остаться без сада невозможно, не потому что от него есть какая-то выгода, а потому что каждое дерево в нем напоминает ей о счастливом времени из далекого прошлого.

Фирс – это потомственный слуга семейства, глубоко пожилой человек. Для него смысл жизни заключается в служении господам. Его забота и любовь к ним безгранична, он опекает Раневскую и Гаева словно малых беспомощных детей.

Но ведь они и в правду совершенно не приспособлены к практической жизни, не хотят признавать грядущих перемен.

Хлопотливость Фирса выглядит чудачеством, но он сам убежден, что только в заботе о господах заключается его жизненное предназначение.

Героев настоящего времени в произведении представляет Лопахин. По мысли автора именно такие люди должны «творить» настоящее. Они деятельные, целеустремленные, разумные. Они не строят иллюзий, что проблемы в жизни должны решиться сами собой. Судьба Лопахина – это пример того, как человек сам добивается всего в своей жизни, не уповая на отцовское наследство.

Будущее в финале произведения обозначено весьма туманно. Кто будут его герои? Автор показывает Петю и Аню как людей нового времени. Однако, молодой человек тоже мало приспособлен к жизни, больше его занимают бесконечные размышления о переменах, мечты о светлом будущем. Аню увлекают идеи Пети, она готова действовать – посадить новый вишневый сад «еще краше прежнего».

Герои будущего

В реалиях того периода было понятно, что стране необходимы новые люди — те, которые будут способны вершить великие дела. Таких людей в пьесе отображают Петя и Аня. Они молоды и полны желания изменить свою жизнь в лучшую сторону. Петр Трофимов — демократ по убеждениям и происхождению. В его образе автор рисует такие черты, как:

  • патриотизм;
  • смелость;
  • трудолюбие;
  • стремление к лучшему и преданность общественному делу;
  • принципиальность.

Но при этом Петя кажется только умельцем слова, что не способен реализовать свои планы в реальной жизни. Это мешает ему закончить учебу в университете или наладить личную жизнь. Персонаж отрицает привязанность к месту и людям.

Но несмотря на это Петя очень целеустремленный человек. За свои 26 лет он пережил немало трудностей.

Его дважды исключали из университета и он неуверен в том, что это не повторится, и он не останется до конца своих дней «вечным студентом».

Парень успел почувствовать на себе, что такое голод, нужда и политические преследования, но тем не менее продолжает верить в рождение новой жизни, в которой будут справедливые и гуманные законы.

Он считает дворянство несостоятельным, ведь его представители привыкли к праздности и лени и их не волнуют чужие проблемы. Буржуазия по его мнению положительно влияет на развитие экономики в стране, но она не способна создать новую жизнь. Его мысли и представления о будущем неопределенные, абстрактные. Его цель прекрасна, но как ее достичь парень не знает.

Читайте также:  Стихи беллы ахмадулиной о жизни: читать жизненные стихотворения

Анна также полна энергии и надежд на счастливое будущее, но она еще очень юна и неопытна. По натуре своей она похожа на Любовь Анреевну, также любит красивые слова и чувственные интонации. В начале произведения Аня ведет себя беспечно, она привыкла к беззаботной жизни без мыслей о материальном и завтрашнем дне. Но это не мешает героине меняться.

Новые взгляды Ани наивны, но при этом она навсегда прощается со старым домом и миром. Петя увлек девушку своими идеями, и у нее сразу же созрел план, как построить новую жизнь. Она полна идей и готова посадить новый сад краше прежнего.

Но хватит ли ей сил и упорства, чтобы пройти свой путь и сохранить веру в лучшее, неизвестно. Чехов не рассказывает об этом и будущее в его пьесе смутно и это естественно, ведь о будущем можно рассуждать только предположительно.

Помимо образованных Анны и Петра, в пьесе есть и другие люди, что символизируют будущее:

  • Дуняша — наивная крестьянская девушка.
  • Яша — беспринципный человек, не привязанный ни к кому и ничему.

В пьесе все герои прошлого, настоящего и будущего сошлись в одном месте. «Вишневый сад» заставляет задуматься, что держит всех персонажей вместе не желание поделиться своими мечтами и жизненным опытом, а старый сад и дом. Как только они исчезли, разорвалась и связь между персонажами и временем, которое они воплощают.

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

Глубокие философские основы чеховских размышлений о вишневом саде и его судьбе ведут к главному в этой пьесе – к мысли о людях, их жизни в прошлом, настоящем и будущем. История вишневого сада, отношение к нему героев выявляет и объясняет их характеры и психологию.

Прошлое и настоящее – весьма значительные категории в «Вишневом саде». Философское содержание пьесы заключено в прощании новой, молодой, завтрашней страны с прошлой, отживающей Россией. Можно сказать, что вся пьеса «Вишневый сад» устремлена к будущему родины.

  Гоголь Николай, “Тарас Бульба”, краткий анализ

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе олицетворяют персонажи «Вишневого сада». Каждый из них живет в настоящем, но для одних это – завершающий этап жизненного пути (пути, по которому идет Россия).

Таковыми являются Раневская, ее брат Гаев, их преданный старый слуга Фирс. Для этих героев все самое лучшее осталось в прошлом. Для других (Аня, Петя Трофимов) это — только начало прекрасного будущего, новой жизни, с новыми целями, новым счастьем, новой страной.

В пьесе возвращение от настоящего к прошлому связывается не только с некоторыми героями, но и со многими деталями произведения.

О седой старине нам напоминают старые камни, столетний шкаф, вишня, с которой сейчас не знают, что делать, а вот сорок-пятьдесят лет назад она приносила большой доход.

Кроме того, в пьесе упоминается, что шесть лет назад умер муж и утонул сын Раневской, уже три года бормочет слепой Фирс и т.д. От настоящего в будущее в «Вишневом саде» открывается дорога только для Ани, Вари, Пети и Лопахина. «Да, время идет», – замечает сам Лопахин.

Итак, «Вишневый сад» – пьеса о прошлом, настоящем и будущем России. Будущее предстает перед нами в образе прекрасного сада. «Вся Россия наш сад», – говорит Трофимов во втором действии, а в финальном акте Аня произносит: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…»

Вообще, образ вишневого сада играет в пьесе большую, многостороннюю роль.

Прежде всего, это символ уходящей старой жизни, уходящей дворянской культуры, уходящей России: «Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих… Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним…» – произносит в своем монологе Петя Трофимов. Именно в этих словах заключается идея пьесы.

Конец прошлому – вот ее основной смысл. С этим в «Вишневом саде» связан мотив близости счастья. Обращаясь к Ане, Трофимов зовет ее к красоте будущего: «Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его… Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!»

Вообще, символика и подтекст играют в пьесах Чехова огромную роль. Этим произведения Чехова близок такому направлению искусства, как модернизм. Именно символика и подтекст выражают авторскую позицию, «предсказывают» развитие сюжета, создают определенную атмосферу.

Так, на протяжении всей пьесы за сценой раздается стук топора, символизирующий неминуемую гибель старой России. Кроме того, о невозможности возврата прошлого говорит то, что в конце пьесы в заколоченном доме забывают старика Фирса, который там и умирает. Символично, что вишневый сад продают именно на торгах, с молотка.

Это говорит об отношении противоречивом отношении автора к новому времени.

Все герои в «Вишневом саде» четко делятся на две группы, которые как будто не слышат друг друга, не могут найти общий язык. Неудивительно: ведь одни из них остались в прошлом, другие шагают в будущее. Неумолимое время разделяет их. На самом деле, время – еще одно действующее лицо, может быть, самое главное в пьесе.

Оно незримо, но тем больше его значение. Время не стоит на одном месте, ему свойственно движение. Движение свойственно и историческому процессу, жизни. Это значит, что Россия пойдет вперед. Во всяком случае, вера в это очевидна в пьесе. Очевидно, поскольку сам А.П.

Чехов осознавал, что «все давно состарилось, отжило» и все только ждет «начала чего-то молодого, свежего».

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

  • Расчет стоимостиГарантииОтзывы
  • Поможем написать любую работу на аналогичную тему
  • Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Связь времен сегодня

Творение Антона Павловича по праву можно считать великим, оно отражает действительность и даже спустя много лет после написания не теряет актуальности.

Размышления автора о судьбе России стало одним из «подводных течений» творчества писателя и центральной темой пьесы. Истории свойственно повторятся.

И пусть общество развивается, меняются нормы морали и этики, все поддается переосмыслению.

Но так же, как Чехов с надеждой смотрел в XX век, мы сейчас, находясь в XXI столетии, также мечтаем об идеальной жизни, о своем «вишневом саде».

Одно поколение сменяет другое, одни строят, а другие разрушают. Так было при Чехове и так происходит в нынешнее время.

Писатель был прав, утверждая, что «вся Россия — наш сад», поэтому только от людей, живущих в своей стране, зависит, какой она будет.

Значение драматургии Чехова давно вышло за пределы России. Его творчество имеет ценность для всего мира и память об Антоне Павловиче не меркнет.

Новаторство писателя в драматургии широко признано за пределами его родины, а спектакли на его пьесы ставят во всем мире до сих пор. Многие фрагменты произведений автора уже стали афоризмами.

Сам же Чехов своим творчеством готовил мир к лучшей жизни, более справедливой и демократичной.

Популярные сегодня темы

  • Русский язык
  • Сочинение по картине Рериха Заморские гости 4 класс Центральное место в картине занимает вереница кораблей. Две большие ладьи, заполненные людьми, изображены на переднем плане. Остальные суда небольшими пятнами виднеются вдалеке
  • Хронологическая таблица жизни и творчества Рахманинова 1873 – появляется на свет в селе Семеново, Новгородская губерния. С раннего возраста обнаружился талант в музыке, практикуется в игре на фортепьяно.
  • Анализ сказки Ашик-Кериб Лермонтова Это национальная сказка со множеством понятий, относящих к турецким традициям. К примеру: сааз (музыкальный инструмент), кофейный дом, белоснежные минареты… Лермонтов не стилизовал эту историю под русскую сказку
  • Сочинение Становление характера Васютки 5 класс по рассказу Васюткино озеро Астафьева Детство главного героя рассказа «Васюткино озеро» Астафьева прошло в тайге. Автор тоже вырос в этих непростых условиях, поэтому может многое рассказать об этом. Васютка с ранних лет уже умел охотиться на птиц и вкусно её приготовить

Сочинение 3

Когда писатель создает собственный труд, он опирается на нынешнюю ситуацию или прежний опыт, а также может простирать свой взор в грядущее. В общем, довольно банальная фраза, однако, этот факт нужно отметить.

То, на чем будет концентрировать автор свое внимание, зависит от его творческой и идейной ориентации. К примеру, современник Чехова Брюсов, как известно, наставлял своих последователей-поэтов «не жить настоящим», ведь «только грядущее – область поэта». Были и такие, кто ориентировался на высокие идеалы античности или других прежних эпох.

На мой взгляд, Чехов не делал отдельных акцентов и на самом деле писал о вечном и вневременном. Этот факт легко подтверждается, когда читаешь его пьесу. Меня просто поразило, как точно некоторые диалоги и фразы описывают и современное состояние не только дел, но и человеческих душ, в частности тех, которые обрели свои тела на территории России.

Конечно, в этом смысле Чехов, если возможно так выразиться, не нов.

Он выполняет свою работу, просто качественно выполняет и легко вспомнить того же Салтыкова-Щедрина с его «пьют и воруют», немного пространный прогноз, но точный, также как про «дураков и дороги», которые в нынешней ситуации проявляются удивительно ярко и говорить тут о пространности прогноза даже при его глобальности и обобщении не приходится.

Китайская мудрость считает эпоху перемен довольно негативной ситуацией. Для России предыдущие полторы сотни лет по большей части представляется эпохой перемен, которая разбавляется апатичными периодами застоя. Здесь Чехов оказался в том периоде, который для писателя может быть более чем интересен.

Каким бы не были реформы прежних времен и как не казалось бы история насыщенной все-таки, через призму Вишневого сада мы видим довольно явные временные пласты, которые предстают как: длинное и устойчивое патриархальное прошлое, устойчивое и масштабное; шаткое настоящее с изжившими себя помещиками и дворянами; трагическое и печальное будущее, которое поменяет страну, приведет к измельчанию и пошлости.

Триумф маленького человека, который Чехов видит через превращение садов в дачные участки, действительно состоялся. Более того, автор совершенно верно указал на отсутствие, в целом смысла в этом преобразовании.

Поменялся ли сам человек, который заселил дачные участки в том саду, куда раньше мог только приходить работать – вопрос риторический, да и, по сути, он также работает в этом саду, только теперь там не всегда растут фруктовые деревья, а чаще просто пахнет навозом и звучит шансон вперемешку с пустым трепом и руганью.

Безусловно, Антон Павлович, пребывая подобно любому разумному творческому человеку, как бы над ситуацией, видел к чему идет Россия.

Конечно, не все дворяне, которых он так критикует в лице безвольных Раневской и Гаева окажутся беспомощными, кто-то станет частью белого движения и не только на словах, но и на деле докажет свое намерение бороться за идеалы и, по сути, сохранность родины, сохранность чего-то ценного. Тем не менее, многие этих людей не поймут, даже лопахины, равно как не понимают в итоге они даже себя.

Другие сочинения: ← Россия в пьесе Вишнёвый сад↑ Чехов А.П.Роль авторских ремарок в пьесе Вишневый сад →

Ссылка на основную публикацию