Природа в лирике Сергея Есенина

Природа в лирике Сергея Есенина

Наверное, у каждого человека, родившегося в России, ощущение и восприятие природы всегда были такими трепетными, как, может быть, ни у кого в мире. Весна, лето, осень и особенно русская «зимушка зима», как любовно говаривали о ней в нашем простом, но великом русском народе, брали и берут за живое душу, заставляя испытывать глубокие чувства, схожие с волнительными любовными переживаниями.

Да и как не любить всю окружающую нас красоту и прелесть: белый снег, свежую зелень необъятных лесов и лугов, темную глубину озер и рек, червонное золото опадающих листьев, которые с детства радуют глаз своей многоцветностью, переполняя бурлящими эмоциями взволнованное сердце любого человека, особенно поэта. Такого, как замечательный поэт Сергей Александрович Есенин, который в своей задушевной лирике оставил особое место иногда суровой, но всегда прекрасной российской матушке природе.

Родившись в селе Константиново, в центре России, Есенин видел и созерцал вокруг себя такую неописуемую красоту и прелесть, которые можно найти только на Родине, чьи необъятно широкие просторы, чье торжественное величие навеяли уже в детстве те думы и размышления, которые он передал нам позже в своей вдохновенной и волнующей лирике.

Село Константиново, родная Рязанщина – эти места пробуждали в Сергее Есенине трепет и поэтическую страсть к творчеству. Именно родной север явился наиболее вдохновляющим для поэта.

Я думаю, что только там, только на севере России, с его особым, сильным, но нежным духом, можно было проникнуться теми же чувствами, что пережил Есенин, рождая в один из долгих зимних вечеров эти волшебные строки:

Еду. Тихо. Слышны звоныПод копытом на снегу,Только серые вороныРасшумелись на лугу.

Это не обычный «Ямщицкий романс». В нем отсутствуют и ямщик, и седок, их заменяет сам поэт. Поездка не вызывает у него никаких ассоциаций, он обходится без обычной дорожной грусти. Все исключительно просто, как будто списано с натуры:

Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна,Словно белою косынкойПодвязалася сосна.

В простоте этих строк, в естественности слога заключаются подлинные гениальность и мастерство, выраженные поэтом с помощью могучего русского языка.

Это мастерство заставляет представить так живо и вьюгу, и зимний лес, и звон копыт по снежному насту, что уже не нужно видеть настоящую картину: воображение, выпущенное на волю, тут же дорисует картину зимнего леса. Ну как тут не вспомнить Сурикова, Шишкина, Саврасова!

Как кисть художника живописца, так и есенинское перо живо и ярко вывело на белых листах бумаги те замечательные картины, за которыми не надо было ехать далеко от дома в Испанию, Францию, Германию или куда либо еще: они были прямо здесь – в лесах Рязанщины, в белых ночах Петербурга, в по осеннему позолоченном Константинове. Куда бы поэт ни кинул взгляд, всюду на него как бы накатывали волны творческого воодушевления, подчас пронизанные грустью и тихой тоской, как и сама природа:

Край ты мой заброшенный,Край ты мой, пустырь,Сенокос некошеныйЛес да монастырь.

Когда читаешь стихи Есенина о природе, вся полнота мощи великого и могучего русского слова обрушивается на твое сознание, заставляя его взывать к подлинным жизненным образам, может быть, никогда по настоящему еще не увиденным, но таким удивительно реальным.

Гой ты, Русь моя родная,Хаты – в ризах образа…Не видать конца и края –Только синь сосет глаза.

Только слова такого великолепного мастера, как Сергей Есенин, могут творить образы, которые иначе, как собственными глазами, и увидеть то нельзя. А сила и воодушевление, какие редко можно найти даже в запахе, звуках, цвете окружающей нас жизни, но запечатленные на бумаге, так и хлещут из каждой есенинской строки – вот как в приводимом ниже отрывке:

Как птицы свищут верстыИз под копыт коня.И брызжет солнце горстьюСвой дождик на меня.

В этих коротких строчках поместилось, не теряя своей полноты, изумительное изображение широкой степной дороги, вольного ветра и яркого солнечного дня. Иному не хватит многих слов, чтобы до такой степени точно, ярко и метко отобразить невольно предстающий перед нами притягательный вид российской проселочной дороги.

Читаешь – и наслаждаешься простотой поэтического мастерства Сергея Есенина, которого недаром ставят на одно из первых мест в ряду великих русских поэтов.

Есенин утверждал, что он, «последний поэт деревни» в России. В его стихах любовно выписаны мелкие подробности деревенского быта:

Пахнет рыхлыми драченами;У порога в дежке квас,Над печурками точенымиТараканы лезут в паз.

Что ни фраза – то художественная деталь. И мы чувствуем: каждая подробность вызывает нежность поэта, все это – родное для него. Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы – «плачут», тополя – «шепчут», «туча кружево в роще связала».

Природа у Сергея Есенина многоцветная, красочная. Любимые же цвета поэта – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности голубых просторов России («синь, упавшая в реку», «только синь сосет глаза», «на небесном синем блюде»).

Описание природы у Сергея Есенина соотносятся с выражением настроений поэта. Как ни тесно связанно его имя с представлением о поэтических картинах русской природы, его лирика не является пейзажной в соответственном смысле слова.

Клен, черемуха, осень в стихах поэта – не просто приметы родной русской природы, это цепочка метафор, с помощью которых поэт рассказывает о себе, о своих настроениях, о своей судьбе.

Поэзия Сергея Есенина и нас учит видеть, чувствовать, любить, то есть жить.

Материал создан: 28.12.2016

За что я люблю Сергея Есенина

Человек и природа в лирике Еснина

Природа в лирике Сергея Есенина

Человек и природа в лирике Есенина

Великий русский поэт Сергей Есенин – «певец страны березового ситца», «певец любви, грусти, скорби», он же «московский озорной гуляка» и, конечно, поэт-философ. Есенина всегда волновали такие философско-мировоззренческие проблемы, как «Человек и вселенная», «Человек и природа».

В стихах Есенина немало своего рода сквозных образов, обогащаясь и видоизменяясь, проходят через всю его поэзию. Это, конечно, прежде всего образы родной природы, которые так глубоко передавали его убеждения о коренной слитности человека с природой, неотделенности человека от всего живого.

Читая «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», нельзя не вспомнить о «клененочке маленьком» из первых стихов. В одном из последних стихотворений у Есенина есть строки:

  • Я навек за туманы и росы
  • Полюбил у березки стан,
  • И ее золотистые косы,
  • И холщовый ее сарафан.
  • В этой березке, возникшей под самый конец жизни, отчетливо читается и та береза, которая появилась в его первом опубликованном стихотворении («Белая береза под моим окном…»), и многие другие обращения к этому образу.

Диалог лирического героя с Миром (человеком, природой, землей, вселенной) постоянен. «Человек – это дивное творение природы, неповторимый цветок живой жизни». В «Анне Снегиной» – самом крупном произведении последних лет жизни он писал:

  1. Я думаю:
  2. Как прекрасна
  3. Земля
  4. И на ней человек.

Строки эти наполнены гордостью, радостью и тревогой за человека, его судьбу, его будущее. Они могли бы по праву стать эпиграфом ко всему его творчеству.

  • Все мы, все мы в этом мире тленны,
  • Тихо льется с кленов листьев медь.
  • Будь же ты вовек благословенно,
  • Что пришло процвесть и умереть.
  • Философская глубина и высочайший лиризм этого стихотворения идет от великих традиций русской классической литературы.

Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных «братьев наших меньших». В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле.

Так, в «Песне о Собаке» автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины.

И когда месяц над «хатой» показался ей «одним из ее щенков», она умирает от тоски:

  1. И глухо, как от подачки,
  2. Когда бросят ей камень в смех,
  3. Покатились глаза собачьи
  4. Золотыми звездами в снег.
  5. В стихотворении «Лисица» Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно:
  6. Желтый хвост упал в метель пожаром,
  7. На губах – как прелая морковь.
  8. Пахло инеем и глиняным угаром,
  9. А в ощур сочилась тихо кровь.

Поэт защищает животных своей любовью. В стихотворении «Собаке Качалова» автор разговаривает с собакой по кличке Джим, как с другом. В каждой строке Есенин передает красоту и доверчивость этого пса, любуется им:

  • Ты по-собачьи дьявольски красив,
  • С такою милою доверчивой приятцей
  • И, никого ни капли не спросив,
  • Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Сергей Есенин подчеркивает единство всего живого, всего сущего. Нет и не может быть чужой боли в мире, все мы связаны между собой.

В стихотворении «Песни, песни, о чем вы кричите?.» ощущается зыбкость границ между природой и человеком через уподобление дерева и человека:

  1. Я хочу быть тихим и строгим.
  2. Я молчанью у звезд учусь.
  3. Хорошо ивняком на дороге
  4. Сторожить задремавшую Русь.
  5. Взаимопроникновение и переплетение человека и природы особо ощущается в стихотворении «Серебристая дорога»:
  6. Дай ты мне зарю на дровни.
  7. Ветку вербы на узду.
  8. Может быть, к вратам господним
  9. Сам себя я приведу.
  10. У Есенина одухотворение природы и даже уподобление человека природным явлениям напоминает народную поэзию.
  11. Я еще никогда бережливо
  12. Так не слушал разумную плоть,
  13. Хорошо бы, как ветками ива,
  14. Опрокинуться в розовость вод.
  15. Хорошо бы, на стог улыбаясь,
  16. Мордой месяца сено жевать
  17. Где ты, где, моя тихая радость,
  18. Все любя, ничего не желать!

Из фольклорной среды поэт брал лишь то, что было близко его поэтическому мироощущению. Это обусловило появление поэзии Есенина целой группы поэтических символов. Один из наиболее распространенных символов – образ дерева.

В древних мифах дерево символизировало жизнь и смерть, древнее представление о вселенной: верх – небо, низ – подземное царство, середина – земля. Дерево жизни в целом может сопоставляться с человеком.

Стремление к гармонии человека и мира выражается у Есенина через уподобление себя дереву:

  • Я хотел бы стоять, как дерево,
  • При дороге на одной ноге.
  • Я хотел бы под конские храпы
  • Обниматься с соседним кустом.
  • («Ветры, ветры «)
  • Ах, увял головы моей куст.
  • («Хулиган»)
  • Облетает моя голова,
  • Куст волос золотистый вянет.
  • («По-осеннему кычет сова»)
  • Есенин показал, что человек в просторах мирозданья всего лишь беззащитная песчинка, и для того, чтобы оставить о себе память, нужно творить прекрасное.
  • Наполненная любовью к людям, к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, добротой, искренностью, поэзия Есенина помогает нам познавать, заново открывать и беречь природу.
Читайте также:  Цитаты и высказывания поэтов классиков: лучшие, известные мысли поэтов и писателей

Тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию – звучит в стихотворении С.Есенина «Сорокоуст». В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом.

При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища.

В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.

Русская природа в лирике Есенина

Определение 1

Лирика – это род литературы, в котором воспроизводится субъективное чувство или настроение автора.

Сергей Есенин является одним из самых популярных, самых читаемых русских поэтов. Его творчество отличается необыкновенной силой непосредственности, искренности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков.

Стихи Есенина – это чистосердечный разговор с слушателем, читателем. Вместе с этим Есенин еще и глубокий мыслитель. Мир чувств, мыслей и страстей лирического героя его стихотворений сложен и противоречив.

Патриот своей родины, поэт был кровно связан со своим народом, с его поэтическим творчеством, с родной землей.

Замечание 1

Природа – это главная, всеобъемлющая стихия творчества Сергея Есенина.

Лирический герой его произведений связан с ней врожденно и пожизненно:

“Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали”.

Поэзия Есенина – важный этап в формировании национального пейзажа, в котором наряду с традиционными мотивами запустелости, грусти, нищеты, включены необычайно яркие и контрастные краски.

Есенин чаще, чем другие поэты, использует понятия «родина», «край», «Русь»:

  • «Гой ты, Русь, моя родная…»
  • «Русь»
  • «Край любимый! Сердцу снятся…»
  • «О верю, верю, счастье есть…»
  • «Запели тесаные дороги»
  • «О край дождей и непогоды…» и т.д.

По – другому поэт изображает атмосферные и небесные явления – более изобразительно, картинно, в описаниях используя антропоморфные и зооморфные сравнения. Например, ветер – «рыжий ласковый олененок», месяц – «теленок», «жеребенок» и т.д.

Из небесных светил у Есенина на первом месте образ месяца – луны, он встречается почти в каждом третьем произведении (в 41 произведении из 127). При этом в стихах раннего периода преобладает «месяц», а в произведениях после 1920 года – «луна».

В месяце поэт подчеркивает в первую очередь фигуру, внешнюю форму, силуэт. А луна – это главным образом свет и настроение, вызванное им – «луна хохотала, как клон», «тонкий лимонный лунные свет», «неуютная жидкая лунность» и т.д.

Месяц в творчестве Есенина ближе скорее к фольклору, он как сказочный персонаж, а луна вносит романсовые, элегические мотивы.

Замечание 2

Есенина можно назвать создателем «древесного романа», лирическим героем которого является клен, а героинями – ивы и березы.

Очеловеченные образы деревьев получают «портретные» подробности» (например, у клена – «нога», у березы – «бедра», «стан», «подол» и т.д. Во многом благодаря Сергею Есенину белая береза стала восприниматься как национальный поэтический символ России. Другими излюбленными растениями поэта являются черемуха, липа, рябина.

Образы животных тоже раскрыты более проникновенно и сочувственно. Они становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний. С животными у лирического героя стихотворений Есенина кровно-родственная близость, как с «братьями меньшими».

У Есенина пейзажные мотивы имеют тесную связь не только с круговоротом времени в природе, и но и с возрастным течением человеческой жизни – грустью о прошедшей юности, чувством увядания и старения. Излюбленным мотивом Есенина является разлука с родным домом и возвращение на «малую родину». В его творчестве образы природы окрашены чувством ностальгии и преломлены в призме воспоминаний.

Есенин с особенной остротой ставит проблему сложных взаимоотношений природы с побеждающей ее цивилизацией:

«…сдавили за шею деревню

Каменные руки шоссе».

В творчестве Есенина значительное место занимают космические и фантастические пейзажи, которые выдержаны в стиле библейских пророчеств, но имеют богоборческий и человекобожеский смысл:

“Ныне на пики звездные

Вздыбливаю тебя земля!”;

“Возгремлю я тогда колесами

Солнца и луны, как гром…”.

По выражению М. Горького, поэзия природы Есенина выражает «любовь ко всему живому в мире и милосердие». Она замечательно еще и тем, что впервые поэт последовательно проводит принцип уподобления природы самой природе и раскрывает изнутри все богатств ее образных возможностей.

” Древесные мотивы” лирики С. Есенина

Многие произведения Есенина в ранний период творчества проникнуты ощущением тесной связи с природой. Он постоянно обращается к ней, когда делится самыми сокровенными мыслями о себе, о своем настоящем, прошлом и будущем.

Поэтическую индивидуальность поэта образовало народное мировосприятие, которое он впитал в себя с детских лет. в своем трактате «Ключи Марии» Есенин писал: «Все от древа – вот религия мысли нашего народа… Древо – жизнь». Уподобление человека дереву для Есенина больше, чем философия. Он не просто верил в существование завязи человека с природой, а мая ощущал себя частью природы.

Мотив «древесного романа» Есенина восходит к традиционному мотиву уподобления природе.

Самыми сюжетно протяженными и самыми значимыми в творчестве Есенина являются клен и береза. В русской народной и в классической поэзии береза – национальный символ России и одно из самых почитаемых деревьев у славян. В древних обрядах береза часто была символом весны, и именно в этом значении Есенин упоминает ее в стихотворениях «Зашумели над затоном тростники…» и «Троицыно утро…».

Полного развития очеловечивание березы достигает в стихотворении «Зеленая прическа», где береза становится похожей на женщину:

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Клен в лирике Есенина выступает в роли лирического героя «древесного романа». Здесь клен – это разудалый парень, с копной непричесанных волос (у клена круглая крона, напоминающая копну волос).

Оттого что тот старый клен

Головой на меня похож.

У Есенина клен предстает в виде человека со всеми присущими ему периодами жизни и душевными состояниями.

Тополь «беззаботно-кудрявой головой» напоминает клен, однако вместе с этим он аристократически «строен и прям». Эта устремленность ввысь, стройность является главной чертой тополя не только в поэзии Есенина, но и в других поэтов. Тополь в лирике Есенина иногда ассоциируется с босоногими странниками. Также тополь в стихотворениях поэта, как и береза, является символом Родины.

Образ ивы и Есенина ассоциируется с одиночеством, грустью, разлукой, а осина подчеркивает одиночество, горечь, так как в народной поэзии осина – символ печали.

Хвойные деревья в лирике Есенина передают другое настроение, они выражают погруженность в себя, таинственное молчание, оцепененность. Зелень хвойных деревьев вызывает ассоциации с глубоким сном, вечным покоем, над котором не властен ни круговорот природы, ни время.

Взаимоотношения человека и природы у есенина. Сочинение на тему природа в лирике сергея есенина

Есенин писал о том, что волновало его самого и современников. Он был дитем своей эпохи, познавшей много катаклизмов. Именно поэтому основные темы поэзии Есенина — судьба русской деревни, настоящее и будущее России, умиление природой, любовь к женщине и религия.

Красной ниткой через все творческое наследие поэта проходит животрепещущая любовь к Родине. Это чувство — отправная точка всех его дальнейших литературных изысканий. Причем в понятие Родины Есенин вкладывает в первую очередь отнюдь не политический смысл, хотя не обошел он стороной горести и радости крестьянской Руси.

Родина для поэта — это окружающие его поля, леса, равнины, которые начинаются от родительского дома лирического героя и простираются в необъятные дали. Невероятной красоты образы поэт черпал из воспоминаний детства и природы своей вотчины — деревни Константиново, откуда и начиналась для Есенина его «малиновая Русь».

Такие чувства трепетной любви к родной земле выразились в нежнейших стихотворных акварелях.

Все темы в частности тема любви к Родине и настолько тесно переплетаются, что их нельзя отличить одну от другой. Он восхищался окружающим миром, как дитя, «родившееся с песнями в травном одеяле», считая себя неотъемлимой его частью.

Любовная лирика — отдельный пласт творчества поэта-самородка. Образ женщины из его стихотворений списан с русских красавиц «с алым соком ягоды на коже», «со снопом волос овсяных».

Но любовные отношения всегда происходят как бы на заднем плане, в центре действия всегда все та же природа. Девушку поэт часто сравнивает с тонкой березкой, а ее избранника — с кленом.

Для раннего творчества характерна юношеская пылкость, сосредоточенность на физическом аспекте отношений («зацелую допьяна, изомну, как цвет»).

С годами, познав горькие разочарования на личном фронте, поэт выражает свои чувства презрения к продажным женщинам, саму любовь цинично считая не более чем иллюзией («наша жизнь — простыня да кровать»). Сам же Есенин вершиной своей любовной лирики считал «Персидские мотивы», где оставила отпечаток поездка поэта в Батуми.

Следует отметить множество философских мотивов в стихах Есенина. Ранние работы искрят ощущением полноты жизни, точным осознанием своего места в ней и смысла бытия.

Лирический герой находит его в единении с природой, называя себя пастухом, чьи «палаты — межы зыбистых полей».

Он осознает быстрое увяданье жизни («все пройдет, как с белых яблонь дым»), и от этого его лирика просякнута светлой грустью.

  Проблемы и аргументы для сочинения ЕГЭ на тему: Патриотизм

Особый интерес вызывает тема «Бог, природа, человек в поэзии Есенина».

Сочинение на тему природа в лирике Сергея Есенина, – Сочинения по литературе

Наше время — время жестоких испытаний для человека и человечества. Стало ясно, что противостояние человека и природы таит смертельную опасность для них обоих. Стихи Есенина, проникнутые любовью к природе, помогают человеку найти место в ней.

Уже в ранний период творчества С. Есенина становится очевидной самая сильная сторона его поэтического дарования — умение рисовать картины русской природы. Пейзажи Есенина — не безлюдные картины, в них всегда, по выражению Горького, «вкраплен человек» — сам поэт, влюбленный в родимый край. Мир природы окружает его с самого рождения.

Читайте также:  Анализ рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»

Родился я с песнями в травяном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

В мире природы для поэта все родное и близкое. И русское поле, и лес, и березка, и золотая роща, и скачущий жеребенок, и крестьянка, и девушка — все живое вызывает у него глубокую нежность.

Читая стихи, видим мир глазами самого народа, и пусть родимый дом старый, и небеса похожи на дешевенький ситец, и хлеба небогатые… Все это согрето горячей есенинской любовью.

В этой любви к маленькой родине закладывается основа и подлинного патриотизма, и духовности.

Есенинская лирика чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими красками. Тона часто контрастны: синее сочетается с золотым, красное с зеленым. Зеленый цвет воды в родной Оке, неба родины. Алый, малиновый — ощущение радости, юности и грусти от сознания кратковременности счастья.

Особенно богаты у поэта желтый и красный — цвета осени, говорящие о неизбежности смены старого новым, краткости и величии жизни. Большую роль в лирике играет образ дерева: березка, клен, яблоня. Именно в этих образах Есенину удалось показать глубинную связь растений, животных и человека с матерью природой.

  • Самое любимое средство художественного изображения — это олицетворение:
  • О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманной глубины, v Изба-старуха челюстью порога
  • Жует пахучий мякиш тишины.
  • Еще интересен характерный для Есенина прием «олицетворение наоборот»: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы. Примером этому служит стихотворение:
  • Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком. И журавли, печально пролетая,

  и обходя моря и земли глаголом жгу сердца людей

  1. Уж не жалеют больше ни о ком.
  2. Исследователи много писали о преемственности лирики Есенина, о том, что сближает ее со стихами Никитина, Кольцова, Некрасова, но Есенин дал совершенно новые ценности, новую личность в поэзии. Потрясающие строки о счастье:
  3. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве…

Так мог сказать поэт вообще. Но дальше идут слова, переворачивающие представление о том, что может человек счесть за счастье. Такой доброты и глубины нет ни у кого:

…и зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове.

И здесь главное слово не «меньшие», а «братья». Душа поэта полна нежности, она проста, как и его лирика. Клен — брат, березка — «чужая жена».

Есенин чувствует за них, и это не метафора, а живое и сильное ощущение родства. Он мог бы сказать, что все живое на Земле состоит в родстве, все рождено из одной первичной клетки.

Поэтому дерево не просто живое, оно так же живо и способно ощущать, как человек:

Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки- ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» и т. д. Как на детей одной матери Земли, смотрел он на человечество, на природу, на животных.

Трагедия собаки-матери становится очень близкой человеческому сердцу, подчеркивает ощущение родства человека со всем живым на земле. О них, о братьях наших меньших, с большой любовью поэт говорит очень часто.

Когда читаешь «Собаке Качалова», поражаешься умению его разговаривать со зверьем уважительно, по-дружески, на равных. Видно, что все ему в собаке очень нравится: «…тебя по шерсти бархатной потрогать «, «такую лапу не видал я сроду».

С Джимом можно поговорить обо всем: о любви, радости, грусти, даже о жизни. С таким же чувством относится поэт и к обыкновенной дворняжке:

А ты, любимый, Верный нечий пес?

С какой любовью обращается поэт к скачущему жеребенку в «Сорокоусте»: «Милый, милый смешной дуралей». В самые трудные для себя минуты Есенин всегда остается человеком:

  Что такое лень и как с ней бороться (и надо ли вообще)

Стеля стихов злаченые рогожи, Мне хочется вам нежное сказать

Кому же это «вам»? Людям, человечеству. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» о жизни, любви и о том, как дороги поэту люди:

Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле

Есть в поэзии Есенина что-то, что заставляет читателя не только понимать сложность мира и драматизм событий, в нем происходящих, но и верить в лучшее будущее человека. Оно, конечно же, настанет, и в нем не найдется места для равнодушия, жестокости, насилия.

Творческое наследие С. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы. Проникнув в мир поэтических образов С. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит, и человечество.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-priroda-v-lirike-sergeya-esenina/

Бог

Истоки христианских мотивов у Есенина надо искать в его детстве. Его бабушка и дед были глубоко религиозными людьми и привили внуку такое же благоговейное отношение к Творцу.

Поэт ищет и находит аналогии искупительной жертвы в явлениях природы («схимник-ветер… целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу», «дня закатного жертва искупила весь грех»).

Бог у Есенина живет в той самой, старой уходящей Руси, там, «где капустные грядки красной водой поливает восход». Творца поэт видит прежде всего в творении — окружающем мире. Бог, природа, человек в поэзии Есенина всегда взаимодействуют.

Но не постоянно поэт был смиренным богомольцем. В один период у него появляется целая череда бунтарских, богоборческих стихотворений. Это связано с его верой в и принятием новой коммунистической идеологии.

Лирический герой даже бросает вызов Творцу, обещая создать новое общество без необходимости в Боге, «град Инонию, где живет божество живых».

Но такой период был недолгим, вскоре лирический герой вновь нарекает себя «смиренным иноком», молящимся на копны и стада.

Сочинение Бог, природа, человек в поэзии Есенина

Сергей Есенин – известный поэт, родившийся в селе Константиново Рязанской области.

В своих произведениях он затрагивал многие темы. Тут можно увидеть стихотворения, посвященные и окружающему природному миру, и величие человеческой душе, и моральной силе, и вере в Бога, и любви. Исходя из этого понятно, почему Есенин считался мастер не только счастья, но и глубокой душевной тоски.

Нередко поэт раздумывал о природе человека, о его месте в мире, о взаимосвязи Бога и появления человечества на земле.

Наряду с этим Есенин на бумаге оставлял свои мысли о горестях, страхах, одиночестве, горячей любви и боле предательств.

При всей разнообразности тем Сергей Есенин на протяжении всей своей жизни оставался истинным патриотом и, находясь вдали от родного края, всегда горько тосковал об Отчизне.

Поэт большое внимание в своем творчестве уделял идеи происхождения человека, возвышенности явления его жизни. Он считал, что люди – это результаты кропотливого труда природы. Именно об этом он повествует своим читателям в произведение «Цветы». Название говорит само за себя – поэт восторгается всяким живым организмом, восхваляет силу жизни.

Знакомясь с поэтической деятельностью Есенина, невольно начинаешь испытывать гордость за все живое на Земле. Осознаешь неукротимый интерес перед тайнами будущего и благодарность за прошлое, задумываешься о происхождении людской жизни.

Поэт важную роль в своем творчестве отводит природе. Он описывает красоту Рязанского края – своей Родины. Его лирический герой разделяет с природой и минуты радости, искреннего счастья и мгновенья душевного упадка.

Для Есенина важна также тема фатализма и значение судьбы. Он в своих произведениях нередко размышляет об отведенном жизненном пути и определенных испытаниях, посланных свыше.

Анализируя всю творческую дорогу Сергея Есенина, все же можно прийти к выводу, что поэт искренне и чисто любит окружающий его мир. Он с умиротворением описывает красоту природы. Именно она вдохновляла его на создание прекрасных произведений литературы. Возможно, тема природы стала главной темой в творчестве поэта, потому что из нее вытекают все остальные.

Природа в изображение Есенина наделена неподдельной жизнью и величием. Именно она залечивает раны на душе лирического героя и разделят вместе с ним минуты счастья и побед.

Рязанский поэт призывает своих читателей осознать силу человеческого начала в себе и установить гармонию в своей душе.

Человек

Довольно часто поэт изображает своего героя как странника, идущего по дороге, или как гостя в этой жизни («каждый в мире странник — пройдет, зайдет и вновь покинет дом»). Во многих произведениях Есенин затрагивает антитезу «молодость — зрелость» («Отговорила роща золотая…»).

Он нередко размышляет о смерти и видит ее как естественный финал каждого («я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть»). Смысл своего существования каждый может познать, найдя свое место в триаде «Бог — природа — человек».

В поэзии Есенина главным звеном этого тандема является природа, и ключ к счастью — это гармония с ней.

Бог в поэзии Есенина

Религиозное миропонимание пронизывает все творчество Есенина, особенно периода 1910-ых годов. Это миропонимание определяет и существенные стороны умонастроения его лирического героя, восприятия им вечности и исторического времени. Сюжет пришествия м мир Бога получает здесь оригинальное развитие.

Этот сюжет Есенин прорисовывает в различных вариациях.

Смысловой комплекс, воплощенный в художественной форме, насыщен прозрениями о тесной связанности земного мира с замыслом Божественным и восходит к Священному Писанию, при этом вступая в сложные опосредованные отношения с фольклорной традицией, с эсхатологическими и культурфилософскими интуициями.

В своем трактате «Ключи Марии», написанном в 1918 году, Есенин размышляет о значительном для современного сознания перевороте в религиозном и космологическом мироощущении, когда границы между земными измерениями и небесными теряют свою былую отчетливость.

Изображение перипетий вхождения Бога в земной мир в поэзии Есенина становится явным в стихотворениях 1914 года и часто выражается в «новеллистической» жанровой форме. Одной из ранних иллюстраций этого лейтмотива является произведение «Шел Господь пытать людей в любови…».

При помощи средств сюжетной, персонажной лирики в этом стихотворении запечатлевается психологическая зарисовка того, как Господь в образе нищего погружается в самую гущу человеческих страданий, при этом тая горькое убеждение в нравственной нечуткости, непросветленности природы человека.

Читайте также:  Может ли доброта причинить вред?

но кульминационная встреча с нищим стариком оказывается для Бога совершенно неожиданным откровением.

Такая с религиозной точки зрения «еретическая» поэтическая интуиция о возможном для Творца временном неведении о тайнах человеческой души у Есенина предопределяет особое направление размышлений о соотношении Божьего Промысла и воли человека, которое затем, например, в поэме «Инония», приведет к попытке «адаптации» Божественной реальности в земному пониманию, к созданию «нового» Бога и «новой» веры.

Природа

Она является храмом для поэта, а человек в ней должен быть богомольцем («я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья»). Вообще, тема Всевышнего и тема природы в поэзии Есенина настолько взаимосвязаны, что нет четкой линии перехода.

Природа является и главным героем всех произведений. Она живет яркой, динамичной жизнью. Очень часто автор применяет прием олицетворения (клененочек сосет зеленое вымя, рыжая кобыла-осень чешет свою золотую гриву, метель плачет, как цыганская скрипка, черемуха спит в белой накидке, сосна подвязалась белою косынкой).

  Образ Птицы-тройки в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Самые излюбленные образы — береза, клен, месяц, зори. Есенин — автор так называемого деревянного романа между березой-девушкой и кленом-парнем.

Стихотворение Есенина «Береза»

Как пример утонченного и в то же время простого осознания бытия можно рассмотреть стих «Береза». Это дерево издревле считается и символом русской девушки, и самой России, поэтому в это произведение Есенин вложил глубокий смысл.

Умиление малой частичкой природы перерастает в восхищение красотой необъятной русской земли. В обычных будничных вещах (снег, береза, ветки) автор учит видеть большее. Такой эффект достигается с помощью сравнений (снег — серебро), метафор (снежинки горят, заря обсыпает ветки).

Простая и понятная образность делает стихотворение Есенина «Береза» очень похожим на народное, а это наивысшая похвала для любого поэта.

Родная природа в лирике С.Есенина

Цель и задачи урока:

  • познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта;
  • показать народность творчества С. А. Есенина;
  • развивать начальные навыки анализа лирического произведения, выразительного чтения;
  • воспитывать интерес к поэтическому творчеству, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • портреты и фотографии С. А. Есенина;
  • презентация к уроку (транслируется на экране с помощью проектора);
  • карточки с заданием для работы на уроке, с домашним заданием.

ХОД УРОКА

Спит ковыль. Равнина дорогая. И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая

  • Не вольет мне в грудь мою теплынь.
  • I. Слово  учителя

В истории русской поэзии Есенин занимает совершенно особое место как проникновенный лирик родной природы, которой он посвятил свое творчество. Родина и ее природа – с этими двумя темами связано все лучшее в лирике поэта: “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине.

Чувство Родины – основное в моем творчестве”.

Сегодня на уроке мы будем читать, изучать, анализировать стихотворения Есенина, попробуем проникнуть в мир поэтического слова, научимся воспринимать словесные поэтические зарисовки через художественные образы, обращая внимание на связь человека с природой.

Прочитаем его автобиографию, написанную им незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Читаем «О себе»). Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нём-то мы всё знаем.

И всё же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, ещё много загадок.

В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – поэту даже не понадобилось псевдонимов, столь популярных в его время.

II. Доклад-сообщение ученика  о биографии Есенина  (с просмотром презентации).

III. Чтение и анализ ранних  стихотворений

“Стихи я начал писать рано, лет в девять”, – говорит поэт в своей автобиографии. Его первые стихотворные опыты были, конечно, слабыми, но уже в них можно было заметить незаурядность авторского мировосприятия, его творческую индивидуальность, проявляющиеся в необычной системе образов, в новизне сравнений, метафор, эпитетов:

  1. Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Котеночек маленький матке
  2. Зеленое вымя сосет.

Почти все первые стихи Есенина посвящены описанию природы. Да и могло ли быть иначе – ведь молодой поэт с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков, запахов.

Раздается белый перезвон берез, заливаются бубенцы, шумит камыш, полыхают зори, рощи кроют синим мраком, горит золотистая зелень, пахнет яблоками и медом, льют ели запах ладана – таков светлый и прекрасный мир природы у Есенина. Этот мир не бесшабашно-весел, в нем всегда где-то в глубине таится что-то грустное, что трудно выразить словами.

Пожалуй, эта грусть – о непрочности, хрупкости всего земного. И потому все прекрасное в жизни становится еще ближе, понятней и дороже.

Читаем стихотворение «В хате» (1914)

Это стихотворение стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок. Вычурных образов, всё обыденно, достоверно… И всё же оно притягивает: меткостью зарисовки, задушевностью интонации. Авторское отношение не высказано явно, но просвечивает в откровенности, доверительности, в мелодии стиха.

• Чтение стихотворений 2-4 (Приложение 1)

– Как Есенин изображает природу?

Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы создаётся, например, обращениями – найдите их в тексте…. В поэзии Есенина есть и тихие звуки – приведите примеры («шелест тростника», «говор кроткий», «тягучий вздох»…) – и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.

– Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихотворениях Есенина?

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; много зелёного цвета, синего, голубого и золотого. Есть и белый. И чёрный, и серый цвета… но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные цвета и оттенки.

– В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи. Найдите примеры изображения запахов.

«Запах мёда от невинных рук», «пахнет смолистой сосной», «Духовитые дубровы», «пряный вечер»…

– А какие явления природы чаще всего изображает Есенин?

Закаты, зори, тучи, озёра, ветер, реки… Есенин рисует и мир природы, и мир животных… Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой берёзки, образ лирического героя – с клёном… Найдём примеры.

IV. Анализ   послереволюционных  стихотворений  Есенина

Позднее поэт несколько отошел от пейзажной тематики. Как всякий большой художник, он не мог ограничиться только этим жанром. Есенин хочет быть не только певцом, но и гражданином. И тема Родины исподволь начинает звучать в его стихах. Они проникнуты чувством огромной любви к своей стране:

Я люблю Родину, Я очень люблю Родину!

Есенин говорит о себе как о крестьянском поэте, и его Русь – Русь крестьянская, сельская. В ней много патриархального, религиозного: розовые иконы, Иисус Христос, Божья Матерь, светлые хаты, старинные предания, обряды, связанные с деревенским бытом. Однако в стихах Есенина не только мифы и этнографические описания, но и …пашни, пашни, пашни, Коломенская грусть…

Это:

…степь и ветры, И ты, мой отчий дом.

Воспевая Родину, Есенин естественным образом возвращается к первоначальной тематике, к пейзажным описаниям. В его творчестве сливается воедино любовь к Родине и любовь к ее природе:

  • О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, – Люблю до радости и боли
  • Твою озерную тоску.

Иначе для Есенина и не может быть: так же, как для других художников любовь к своей стране означает любовь к ее истории, культуре, языку, для самого автора привязанность к России означает, прежде всего, привязанность к ее природе. Через все творчество поэта проходит образ русской березки. Это и “белая береза под моим окном”, и трогательные строки:

  1. Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы,
  2. И холщовый ее сарафан.

“Страной березового ситца” называет поэт Русь. Так в одном образе объединил он самые дорогие его сердцу понятия: береза для него это и само дерево, и вся русская природа вообще, и олицетворение родной страны.

• Чтение стихотворений 5-9 (Приложение 1)

В преддверии революции Есенин создает несколько стихотворений, в которых пытается показать будущее России. Он чувствует, что грядет великая буря. Он пророчит России роль “начертательницы третьего Завета”.

При этом верит, что путь страны – “с крестьянским уклоном”. В нашествии “стальной конницы” он видит гибель своей, крестьянской Руси. Однако исторический путь страны был не тем, которого ждал поэт.

И потому герой его послереволюционных стихов с горечью замечает:

Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен…

Но, как ни грустно, как ни больно чувствовать себя бесполезным в родной стране, автор не ожесточается. Он знает:

Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.

И он хочет “на родине любимой, все любя, спокойно умереть”. Поэтому поэт не только примиряется с действительностью, но и пытается найти в ней то, что ему близко, и продолжает воспевать

  • Всем существом в поэте Шестую часть земли
  • С названьем кратким “Русь”.

V. Подведение итогов урока

На протяжении творческого пути Есенина претерпевает изменение и образ России в его стихах. В ранний период творчества Русь – сельская, патриархальная, пусть убогая, но полная затаенной прелести и силы.

Разлюбив “нищую” Россию после возвращения из Америки, поэт в своем образе Руси новой сохранил и по-новому выразил прелесть родной земли.

Он пытается увидеть через “каменное и стальное” образ иной страны: Мне теперь по душе иное…

  1. Но, несмотря на эти слова, Есенин не оставляет своей любимой темы, темы Руси крестьянской…
  2. VII. Домашнее  задание

Выполнить сравнительный анализ стихотворений Есенина «Берёза» (1913г.) и «Зелёная причёска, Девическая грудь…» (1918)  (Приложение 2).

17.03.2011

Ссылка на основную публикацию