Патриотизм в творчестве анны ахматовой: по стихотворению “мне голос был. он звал утешно…”

Анна Андреевна Ахматова вошла в русскую литературу как представительница яркого и во многом самобытного направления Серебряного века – акмеизм. Она вместе с мужем Николаем Гумилёвым стояла у истоков создания этого литературного течения.

Возникшая в конце девятнадцатого века поэтическая школа символистов переживала жесточайший духовный и творческий кризис, распадаясь от внутренней дряхлости и под ударами возникших в десятые годы новых литературных течений.

Но ни акмеизм, не футуризм, воинственно противопоставлявшие себя символизму, по самой своей природе не способны были принести обновление русской поэзии, сделать её рупором передовых идей времени.

Вышедшие в эти годы первые книги Ахматовой, голос которой на протяжении полустолетия выделялся в многоголосом хоре русской поэзии двадцатого века, сразу принесли ей всероссийскую славу, сделали её имя самым популярным из круга её соратников по «Цеху поэтов», объявившему себя новой литературной школой – «акмеисты».

Анна Ахматова выделялась и отделялась строгой простотой и ясностью стиха, при общем и для акмеистов и для их предшественников стремлении отгородить поэзию от больших животрепещущих тем времени, ограничить творчество узким кругом личных переживаний и душевных движений.

Началом исторического крушения стали для Ахматовой, как и для многих её современников, первая мировая война и Октябрьская революция, которая сделала невозможным прошлым всё, что с детства окружало поэтессу, входило в её духовный мир, было источником пафоса её лирики. Еще в 1917 Ахматова пишет:

Не ласки жду я, не любовной лести, В предчувствии неотвратимой тьмы…

Такой «неотвратимой тьмой» представилась ей впоследствии революция, совершённая рабочим классом России. Ей казалось, что «все расхищено, предано, продано», что «чертой смерти мелькало крыло», что «все голодной тоской изглодано».

Неприятие происходящего отчетливо выразилось в начальных строках, впоследствии отброшенных самой Ахматовой, стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно.», написанного в 1917 году.

Тот же мотив прозвучал и в стихах, написанных в июле 1921:

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Эти и другие строки, написанные Ахматовой в первые послеоктябрьские годы, показывают, что, тысячами нитей связанная со старой Россией, она не поняла того, что принесла её родине Октябрьская революция.

Символично, что в том же 1921 году Ахматова возвращается к стихотворению «Мне голос был. Он звал утешно», — и создает новую его редакцию.

Она переделывает начало и завершает стихотворение строками, решительно отвергающими недостойные речи тех, кто предлагает ей покинуть родную землю:

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный Оставь Россию навсегда Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Отвергая «утешные» голоса, зовущие на чужбину, куда ушли её современники – Иван Бунин, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, не желая есть «пахнущий полынью» чужой хлеб, Ахматова осталась на родине с готовностью разделить её пусть пока ещё непонятную и страшную судьбу.

Стихи, написанные Ахматовой между 1917 и 1941 годами, наглядно показывают, что не сразу, не вдруг лирическая муза её освоилась с новой действительностью, начала звучать в унисон с чувствами, которыми жил народ в бурную первую четверть века своей послеоктябрьской истории.

Читая стихи тех лет, чувствуешь, как трудно духовно сложившемуся, глубоко органическому лирику разрывать связи с прошлым.

Важнейшим рубежом на творческом пути Ахматовой стал 1941 год – начало Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков. В Ленинграде осенью 1941 года Анна Ахматова всем сердцем ощутила испепеляющий зной дыхания большой войны.

Любовь к России спасла поэтессу в 1917 году от соблазна уехать за границу, в эмиграцию.

Любовь к родной земле, попираемой пятой чужеземца, любовь укрепленная опытом и мудростью прожитых трудных лет, ввела русскую поэтессу Анну Ахматову в круг русских советских поэтов.

Страницы истории русской поэзии первой половины двадцатого века, на которых вписаны названия и дооктябрьских и послеоктябрьских книг Ахматовой, обогатились записью, знаменующей новый этап в её жизни и творчестве.

Замкнутая отрешенность интимно-лирической темы, свойственная всем этапам творческого пути Ахматовой в довоенные годы, отступает перед горячей патриотической, общественной взволнованностью, уступает место благородному гуманизму человека, потрясенного судьбой родины, участью своих сограждан, их страданиями и болью. Образ России, страдающей, вынужденной отступить на восток, но непобежденной и непобедимой, встает перед читателем в строках, обдуманных и прочувствованных в тяжелые дни осени 1941 года:

От того, что сделалось прахом, Не сраженная смертным страхом И отмщенная зная срок, Опустивши глаза сухие И сжимая уста, Россия В это время шла на восток. И себе же самой навстречу, Непреклонно, в грозную сечу, Как из зеркала наяву, Ураганом с Урала, Алтая, Долгу верная, молодая,

Шла Россия спасать Москву.

Много глубокой скорби в стихах, написанных Ахматовой в дни ташкентской эвакуации. Много материнской печали о загубленных детях, о согражданах-ленинградцах, сраженных холодом и голодом блокадных дней.

Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать Ленинград? Не шумите вокруг – он дышит, Он живой ещё, он всё слышит: Как из недр его вопли: «Хлеба!»

До седьмого доходят неба…

Горькие, терпкие строки! Но нет в них ни безнадежности, ни отчаянья. В них звучит гнев и уверенность в неизбежном, неотвратимом возмездии. И вера в будущее, олицетворенное в детях, спасенных от смерти:

Победа у наших стоит дверей… Как гостью желанную встретим? Пусть женщины выше поднимут детей, Спасенных от тысячи тысяч смертей,

Так мы долгожданной ответим.

Невиданные испытания, перенесенные народом, обострили духовное зрение Ахматовой, безгранично расширили круг её видения. И может быть, впервые в своей жизни она ощутила во всей полноте свою слиянность с землей, на которой родилась, на которой вкусила и от радости и от горестей бытия.

На сотни верст, на сотни миль, На сотни километров Лежала соль, шумел ковыль, Чернели рощи кедров. Как в первый раз я на неё. На Родину, глядела. Я знала: это все моё —

Душа моя и тело.

«Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Анализ стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно»: история написания, тема и композиция произведения А. Ахматовой

Множество стихотворений А. Ахматовой поражают тесным сплетением личных и гражданских мотивов. Образцом этого пласта ее лирики является «Мне голос был». Изучают его в 11 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом «Мне голос был» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1917 г., в период революции. Позже было включено в сборник «Белая гвардия».Тема стихотворения – кровавые исторические события и верность Родине.

  • Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирической героини, который по смыслу можно разделить на три части: рассказ об исторических событиях, строки, посвященные таинственному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.
  • Жанр – гражданская лирика.
  • Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет ее», «из сердца выну черный стыд».
  • Эпитеты – «приневская столица», «край глухой и грешный», «скорбный дух».
  • Сравнения – столица, «как опьяневшая блудница».

«Мне голос был», анализ стихотворения Ахматовой

Стихотворение «Мне голос был», написанное в 1917 году, вошло в сборник «Белая гвардия». В одном из самых ярких произведений этого периода творчества Ахматова, откликаясь на события революции 1917 года, поднимает новую для себя тему Родины.

Основная тема стихотворения – любовь к Родине. При этом неприятие поэтессой революции сочетается с ее духовным мужеством и патриотизмом.

В этом стихотворении Ахматова впервые выступила как поэт-гражданин, страстно и достойно выразив голос той части интеллигенции, которая сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной. Быть поэтом и творить, по мнению Ахматовой, можно только на родине.

Сама мысль об эмиграции в тяжелое для страны время оскорбительна для нее. Несмотря на отсутствие средств к существованию и наличие пятилетнего сына на руках, Ахматова приняла решение остаться в России.

Стихотворение «Мне голос был» вместило все душевные терзания поэтессы, поставленной самой жизнью перед труднейшим выбором – бежать из России за границу или разделить со своей страной ее трагическую судьбу. Произведение стало ярким манифестом, направленным против тех, кто бросил или собирался бросить Россию.

Композиция стихотворения включает две смысловые части. В первой части неведомый сладкий голос зовет лирическую героиню покинуть свой «глухой и грешный», обреченный край.

Отчетливый мотив искушения создается за счет неторопливой интонации, употребления призывных обращений («иди сюда») и повторов («оставь свой край», «оставь Россию»).

Голос обещает, что «черный стыд» в душе бросившего родину человека легко пройдет со временем, как и чувство вины; ведь главное – убежать от невзгод в другую, благополучную и комфортную жизнь.

Кульминация стихотворения наступает во второй части. Героиня делает нравственный выбор, приняв решение разделить со своей страной все тяготы и испытания. Ахматова, как и ее героиня, не отделяет себя от России. Она дает беспощадный отпор этому внутреннему голосу, не мысля своей жизни без родины.

Читайте также:  Итоговое сочинение по направлению «Я и другие» (пример)

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихием. Ахматова использовала в нем перекрестную рифму с чередованием мужской и женской рифмы. Чувство горечи и печали, глубокий психологизм стихотворения подчеркнуты с помощью эпитетов «глухой», «грешный», «черный» (стыд).

Стихотворение «Мне голос был» перекликается с одой Пушкина «Вольность».

Сама торжественная ритмика четырехстопного ямба, использованного вслед за Пушкиным поэтессой, придает стихотворению возвышенную одическую интонацию.

В первой строфе Ахматова неточно повторяет пушкинскую строфу, во второй — обращается к пушкинскому опорному образу «стыда». В ее лирической героине легко разглядеть черты пушкинского пророка.

Как и пушкинский пророк, Ахматова предвидит нелегкую трагическую судьбу страны и свою собственную судьбу, но не изменяет своей совести и не отрекается от своей родины.

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью…», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
  • «Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Родная земля», анализ стихотворения, сочинение
  • «Вечером», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Гость», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Белой ночью», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение
  • «Уединение», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Поэма без героя», анализ произведения Ахматовой
  • «Рыбак», анализ стихотворения Анны Ахматовой

По произведению: «Мне голос был»

По писателю: Ахматова Анна Андреевна

История создания

Стихотворение «Мне голос был» – крик души поэтессы, который вырвался под давлением событий в личной жизни поэтессы и в жизни русского народа. Произведение появилось в 1917 г., когда в России бушевала революция.

В русской литературе оно известно как оригинальная интерпретация событий начала ХХ века. Анна Андреевна была очевидицей голода и красного террора.

Женщина прекрасно понимала, что она с сыном тоже может стать жертвой мятежных событий.

В то время А. Ахматова жила очень бедно, ведь ее почти не публиковали, а на руках остался пятилетний ребенок. Николай Гумилев, муж поэтессы, тогда жил во Франции. Он пытался похлопотать о переезде супруги к нему, но женщина отказалась. Видимо, Гумилев и стал прообразом таинственного голоса.

Тема и проблематика

Основная тема произведения заключается в описании кровавой войны и любви к своей Родине. На первом плане стихотворения оказывается сама поэтесса, которая описывает Россию, голос и столицу.

  Сочинение настоящая ответственность бывает только личной

В первых строфах Анна Ахматова описывает образ своей Родины. Она повествует читателю о том, как простой народ с трепетом ждал немецких солдат, которые принесут за собой бесчисленную гибель и разрушения.

Поэтесса подмечает ещё и тот факт, что переворот оказал своё влияние не только на общество, но и на церковь: «покинул дух византийства». Неожиданно для читателей начинается описание столицы России. Ахматова сравнивает её с распутной девицей.

Вероятнее всего, такое мнение сложилось после революционных событий тех лет.

В третьей строфе читателю представляется образ голоса. Сама лирическая героиня точно не говорит или не знает, кому он принадлежит. Она вспоминает те моменты, когда голос хотел, чтобы поэтесса уехала из России.

Он даже был согласен на то, чтобы убрать всю боль, которая осталась в памяти у женщины. Однако героиня настолько верна своей родине, что не стала даже слушать вариант об эмиграции. Она закрыла уши, чтобы не осквернять свой патриотизм и дух.

Поэтесса без раздумья сделала свой окончательный выбор.

Стих построен на той мысли, что настоящий патриот никогда не откажется от своей родной страны, несмотря на всё происходящее в ней. Любовь к родине не зависит от обстоятельств, продиктованных властью.

Проблематика произведения:

  • Проблема чести и бесчестия.
  • Проблема нравственного выбора.
  • Проблема патриотизма.
  • Роль войны в истории государства.

Главной мыслью произведения является то, что нельзя поддаваться искушению и предавать свою родную страну в тяжёлые для неё времена.

Хотя бо́льшая часть интеллигенции не принимала участия в самих боевых действиях и не приходить на помощь белой армии. В основном люди становились жертвами обстоятельств.

Однако те, кто не эмигрировал из страны проявляли прямое сопротивление новой власти.

Таким образом люди показывали, что никакая ситуация не способна заставить их предать свою родину. Никто не мог сподвигнуть настоящего патриота позорно бежать из страны. Бо́льшая часть эмигрантов до конца жизни считали, что предали Россию, и хотели вернуться на родину. Анна Ахматова предчувствовала такой исход, поэтому наотрез отказалась от предложения навсегда оставить свою страну.

Однако за спокойствием поэтессы скрывается страх за собственную жизнь и за жизнь своего маленького сына.

Тема

В лаконичном произведении А. Ахматова раскрывает две темы – кровавые исторические события и верность Родине. В центре стихотворения лирическая героиня. Из ее уст звучит характеристика других образов стихотворения: России, столицы и голоса.

Первые строфы – метафорические описания Родины лирической героини. Женщина рассказывает, как народ ждал немецких «гостей», чувствуя, что те принесут с собой гибель.

Героиня замечает, что переворот повлиял даже на церковь, и ее покинул «дух византийства». Очень резко женщина отзывается о столице России, сравнивая ее с распутной девицей.

Эта ассоциация, видимо, тоже навеяна революционными событиями.

В стихах третьей строфы появляется образ голоса. Лирическая героиня не признается, кому он принадлежит, а, может, просто не знает этого. Она вспоминает, как голос пытался уговорить ее оставить Россию. Он даже обещал отмыть руки женщины и стереть ее боль. Однако любовь к Родине оказалась сильнее. Героиня, не раздумывая, сделала свой выбор: она закрыла уши, чтобы не осквернять свой дух.

В анализируемом стихотворении поэтесса реализовала идею о том, что искренняя любовь к Отчизне неподвластна обстоятельствам, продиктованным историей или обществом.

Краткое содержание

В первой строфе поэтесса рассказывает о незнакомом голосе, который звал ее, предлагал уехать и забыть о России. Неизвестный герой предлагает женщине помощь. Он отмоет ее руки от крови, освободит сердце от стыда и подарит героине новое имя, которое скроет боль от поражений и обид.

Но женщина не собирается слушать искусителя. Она закрывает уши руками, равнодушно и спокойно отказывается верить ему и следовать его словам. Речи незнакомца героиня сочла недостойными, оскорбительными. В то же время она ощущает печаль от происходящего.

В стихотворении Ахматова показала, как важна неподкупная любовь к Родине. Даже в сложные минуты нельзя отказываться от нее. Настоящая преданность неподвластна историческим событиям.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи А. Ахматова использовала средства выразительности.

Преобладают в тексте метафоры: «когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет ее», «из сердца выну черный стыд».

Эпитетов меньше, но они помогают придать мыслям завершенности и нужных эмоциональных оттенков: «приневская столица», «край глухой и грешный», «скорбный дух». Сравнение в тексте всего одно – столица, «как опьяневшая блудница».

Анализ 2

Одно из знаменитых произведений, а именно стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» великой русской поэтессы Ахматовой Анны было написано в 1917 году.

  Художественные приемы в литературе: виды и примеры

Первое, что нужно отметить, так это то, что Анна никогда не стремилась выложить в стихотворения свою душу, ей гораздо проще было создавать произведения на основе вымысла и своей фантазии, не вкладывая в них свою собственную судьбу. Однако, революционные годы на многих людях сказались очень тяжело, это же касается и данной поэтессы, данное время стало для неё тяжелым и довольно таки трагичным. Но, несмотря ни на что, она всегда была благодарна судьбе именно за такую жизнь и никогда не мечтала прожить свою жизнь по другому.

Основной темой данного произведения безусловно является Родины поэтессы, а именно Россия. Ведь далеко не секрет, что Ахматова всегда очень трепетно относилась к теме родины, искренне считая, что это самое главное, что может быть в жизни человека.

Именно поэтому нужно отметить, что стихотворение относится к гражданской, можно даже сказать патриотической лирике поэта.

Построение данного произведения выполнено в форме патриотической исповеди главной героини. По некоторым художественным приемам можно сказать, что данное стихотворение имеет нечто схожее с одой.

Начинается стихотворение со слов искушения. Так как главная героиня будто бы слышит голос, который манит её, призывая оставить свою родину, предать её и отправиться на поиски новой, более лучшей жизни.

Специалисты и критики в области литературы не однократно сравнивали это произведение с произведением другого, не менее известного и любимого поэта, а именно Пушкина Александра Сергеевича. В сравнение брали его произведение «Пророк». И действительно нечто общее проскальзывало и там, и там.

Чтобы показать всю полноту чувств, которые испытывает главная героиня стихотворение наполнено различными художественными элементами и от этого является более красочным и законченным.

Вообще все произведения Анны Ахматовой, связанные с темой родины являются очень живыми, так как данная тема была действительно очень близка поэтессе.

Ей самой неоднократно предлагали оставить Россию и перебраться в Европу, однако каждый раз поэтесса отвечала жестким отказом, указывая на то, что она просто не может придать собственную страну, сравнивая это предательство с предательством самой себя.

Читая данное произведение многие задумываются о том, что родина действительно очень много значит в жизни каждого, и это очень хорошо и важно.

Анализ стихотворения Мне голос был. Он звал утешно… по плану

Патриотизм в творчестве Анны Ахматовой: по стихотворению "Мне голос был. Он звал утешно…"

Анна Горенко родилась в семье потомственных дворян. Детство и юность она провела в Царском селе. Поэтесса гордилась тем, что смогла застать эпоху Пушкина и процветания дворянской культуры.

Читайте также:  Анализ произведения «Фауст» (Гёте)

Девушка знала несколько языков, получила прекрасное образование. Она была яркой представительницей старого дворянства. Анна Андреевна писала нежные лирические стихи о любви, преданности и дружбе.

За ней закрепился статус поэтессы, пишущей для женщин.

В 1910 году Ахматова вышла замуж за поэта Николая Гумилева, а в 1912 г. у пары появился сын Лев. Казалось, что счастью Анны Андреевны ничто не сможет помешать. Но именно в этот период происходят трагические для России и поэтессы события. В 1914 г.

начинается Первая мировая война. Николай Гумилев уходит в армию добровольцем, а Анна Андреевна остаётся одна с маленьким сыном. Политическая ситуация в России также усложняется.

Дворянская строй, к которому принадлежала Ахматова, подвергается критике, а традиционные ценности общества рушатся.

В 1917 году происходит Февральская революция. Большинство друзей поэтессы эмигрировало в Европу и США. Тема Родины в лирике Ахматовой начинает занимать центральное место. В произведениях присутствуют мотивы тоски, разочарования, а также любви и нежности к родной земле. С 1920 года в жизни А. Горенко происходит череда трагических событий:

  • 1920 год — самоубийство Андрея Горенко, брата Ахматовой;
  • 1921 — арест и расстрел Н. Гумилева;
  • с 1923 г. стихотворения Ахматовой подвергаются жёсткой критике, новые произведения не печатаются;
  • 1938 — арест сына и его перевод в трудовой лагерь.

Несмотря на репрессии, Анна Андреевна отказывается покидать страну и осуждает «предателей», сбежавших за границу. По этой причине стихотворения Ахматовой стали символом культуры, которую не смогли уничтожить ни политические преследования, ни революция, ни жестокие войны.

Патриотическая тема

Образ родной земли является ключевым в поэзии Ахматовой с 1917 года до конца жизни. Теме любви к России посвящено несколько сборников стихов поэтессы и знаменитая поэма «Реквием».

Первые произведения о Родине

Сборник стихов «Белая стая» был опубликован в сентябре 1917 года. Критики отмечали, что произведения А. Горенко стали более сдержанными и философскими. Анна Андреевна писала не только о собственных переживаниях, но и о бедах всего русского народа.

Первую мировую войну и революцию она называла «тучей над тёмной Россией». А. А. Ахматова предчувствовала грядущую политическую и социальную катастрофу.

Атмосферу приближающейся беды она передаёт при помощи описания природных явлений:

  • «пахнет гарью, птицы не поют…»;
  • «дымилось тело вспаханных равнин…»;
  • «в жёстком свете скудного дня…»;
  • «ведь настали, тускло пламенея, дни последние весны…».

Название сборника стихотворений выбрано вовсе не случайно. Белый цвет в творчестве Ахматовой символизирует скорбь и печаль, а птицы — веру.

В сборнике присутствует множество обращений к Богу. Поэтесса считала, что религия способна помочь народу пережить все беды.

Сборник 1921 года

С 1917 по 1920 г. сочинения Ахматовой почти не публиковались. Только в 1921 году вышел сборник «Подорожник», включающий в себя 38 стихотворений. В нем вновь освещается тема Родины.

В стихах Ахматовой поднимаются вопросы вынужденной эмиграции. Культурных деятелей, сбежавших из России, она называет «отступниками».

К самым знаменитым стихотворениям сборника «Подорожник» можно отнести:

  1. «Ты — отступник: за остров зелёный».
  2. «Теперь прощай, столица».
  3. «Земная слава как дым».
  4. «Я слышу иволги всегда печальный голос».

О смысле названия сборника спорят многие литературные критики и историки. Одни полагают, что подорожник является символом запустения и гибели культурных традиций в государстве. Другие, напротив, видят в названии образ народного лекарства от многих болезней.

Для многих людей стихи Ахматовой в сложные времена были тем самым «лекарством» от душевных тревог и разочарований.

Поэма о трагедии народа

Лучше всего тема Родины у Ахматовой раскрывается в поэме «Реквием». Это произведение было написано в 1938—1940 гг.

К этому времени Анна Андреевна пережила смерть бывшего мужа и арест единственного сына.

Лев Гумилев несколько лет отбывал наказание в трудовом лагере, хотя был виновен только в том, что его родители не поддерживали советскую власть. А. Горенко безрезультатно боролась за освобождение сына.

В основу поэмы легла не только личная трагедия женщины, но и горе всех матерей в России. В «Реквиеме» раскрывается сразу несколько тем:

  • любовь к стране;
  • материнская скорбь;
  • протест политическому режиму в России;
  • народная память.

Ахматова призывает читателей не забывать о жертвах политических репрессий. Только вспоминая об этих несправедливых событиях, можно не допустить повторения страшной трагедии.

Анна Андреевна писала про Россию не так, как другие поэты. Она никогда не критиковала власть в жёсткой форме, но и не пыталась ей угодить. До конца жизни поэтесса осталась верна своему литературному стилю, образу жизни и любви к Родине.

Гражданская лирика А. Ахматовой

Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был… А. Ахматова А. Ахматова, поэт огромного поэтического дара, возвышенного и трагического, вошла в русскую литературу прежде всего как певец любви. Однако с течением времени — времени бурь и потрясений в судьбе России — ее лирика, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обретает высокое гражданское звучание.

Уже в годы первой мировой войны в ее творчество вошли мотивы гражданственности, самопожертвования, любви к Родине. Ахматова сразу определила для себя главное: быть вместе с Россией на всех ее путях и перепутьях. Программным в этом отношении следует считать строки: Мне голос был.

Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда…» Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. Блок сказал об этом стихотворении: «Ахматова права. Это недостойная речь». «Глухой и грешный» край, Россия всегда остается для поэтессы единственной обителью.

Хранить верность Родине — вот главный гражданский долг. В одном из стихотворений 1922 года Ахматова пишет: «Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам». Участь изгнанника представляется ей не только недостойной, но и жалкой. Она предпочитает, оставаясь на Родине, принять вместе с ней удары судьбы и отказывается от сомнительной чести петь отступникам: Им песен я своих не дам.

Вместе со своей страной она переживает все бедствия, выпавшие на долго России В стихотворении, написанном к годовщине первой мировой войны, Ахматова пишет: Мы на сто лет состарились, и это Тогда случилось в час один. Отныне она видит свою задачу в ином: страсть и песни должны уйти из ее поэзии, так как — Ей, опустевшей, приказал Всевышний Стать книгой грозовых вестей.

О том, насколько близко воспринимает поэтесса судьбу своей Родины, о силе ее любви и самопожертвования ярче всего говорят строки стихотворения «Молитва», написанного в 1915 году: Дай мне горькие годы, недуга, Задыханъе, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар… Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

«В года мытарств, во времена немыслимого быта», когда «все расхищено, предано, продано», Ахматова хранит веру в свет и тепло грядущих дней России. На протяжении всего своего творчества Ахматова освещает «страшный путь» своего поколения — поколения, вкусившего «мало меду», но много горестей. Современники ее — люди, «бесслезнее, надменнее и проще» которых в мире нет.

Для них родная земля не храм, не талисман, не рай, а — «грязь на калошах» и «хруст на зубах», однако: ..ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно своею. В одной из «Северных элегий» Ахматова размышляет о своей судьбе, на которую наложило свой отпечаток беспощадное время: Меня, как реку, Суровая эпоха повернула. Ее путь отныне иной.

Но она не жалеет об этом: Но если бы оттуда посмотрела Я на свою теперешнюю жизнь, Узнала бы я зависть наконец. Да, в ее жизни многое было пропущено, вспоминает героиня элегии, многие зрелища прошли стороной: «И занавес вздымался без меня и также падал». Но — она разделила своей поэзией, своей судьбой участь миллионов современников. И их жизнь оказалась запечатленной в ее стихах.

В 30-е годы Ахматова пишет свою знаменитую поэму «Реквием». Реквием, по определению, есть произведение траурного характера, заупокойная служба. Это выдающееся творение ахматовского гения — молитва за упокой душ тысяч невинно убиенных. Их судьбы должны избежать забвения: вечная память жертвам террора — чтобы трагедия не могла повториться.

Ахматова, разделившая судьбу многих матерей — таким было ее приобщение к бедствиям страны, — стоявших вместе с ней у тюремной стены, создает памятник великому народному горю который Для них соткала я Из бедных, у них же подслушанных слов. Она, эта, по словам Жданова, «барынька, мечущаяся между будуаром и молельней», пишет о том, как безвинная корчилась Русь Под колесами черных «марусъ».

Стихи Ахматовой в период второй мировой войны — своеобразная формула гневного, воинственного патриотизма. Цикл стихов о ленинградской блокаде, которую поэтесса пережила вместе с тысячами других жителей города, нельзя читать равнодушно. Боль пронизывает каждую строчку: Принеси же мне горсточку чистой, Нашей невской студеной воды, И с головки твоей золотистой Я кровавые смою следы.

Однако за этой болью — неистребимая вера в победу, бесконечное мужество: Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова… Автор не мыслит себя вне страданий своего народа; дети блокадного Ленинграда — это и ее дети: Щели в саду вырыты, Не горят огни.

Пи-терские сироты, Детонъки мои! Высокую задачу своей поэзии Ахматова видит в том, чтобы оплакивать погибших, хранить память о них: «Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена».

В 1950 году она пишет: Прошло пять лет — и залечила раны, Жестокой нанесенные войной, Страна моя… Автор рисует картины мирной жизни, пришедшей на смену «ужасам войны», и вместе со всеми радуется силе и свободе своей страны. Судьба не была милостива к поэтессе.

Читайте также:  Сочинение: Чиновники в изображении Гоголя

Она пережила немало бед, видела смерть самых близких людей, испытала на себе силу террора: Так много камней брошено в меня… Долгие годы после революции она находилась на положении не то изгоя, не то заключенного: Одна на скамье подсудимых Я скоро полвека сижу. Но стих Ахматовой всегда был честен и мужествен. «В тот час, как рушатся миры», она не осталась спокойным созерцателем.

Испытания придали мощь и силу ее стихам, помогли осознать свой гражданский долг — быть со своим народом, быть его голосом. Достоинство таланта (по произведениям А. А. Ахматовой) Когда я ночью жду ее прихода. Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке… А.

Ахматова Имя Анны Ахматовой — одно из немногих имен русской поэзии XX века, отмеченных в десятилетиях неизменностью читательских симпатий, хотя революционные потрясения и социально-исторические перемены этих годов, казалось бы, способны были безвозвратно предать забвению этот негромко и с большими перерывами звучащий лирический голос.

Сжала руки под темной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?» — Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна… Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру» Поэзия Ахматовой никогда не была на гребне общественно-политических событий, и в этом смысле ее нельзя сравнить не только с голосом Маяковского, но и с куда более близким ей А. Блоком, посвятившим революции последний высокий порыв своей поэтической жизни.

Однако круг читателей и почитателей Анны Андреевны Ахматовой, которая смолоду не была обойдена признанием, в последние годы неизмеримо расширился. Не должен быть очень несчастным И, главное, скрытным. О нет! — Чтоб быть современнику ясным, Весь настежь распахнут поэт… Наш век на земле быстротечен, И тесен назначенный круг. А он неизменен и вечен — Поэта неведомый друг.

Так просто, открыто и страстно признавалась в любви читателям Ахматова. Литературная и жизненная судьба Анны Андреевны была на редкость нелегкой, и через все испытания она прошла с выдержкой и достоинством, которые не могут не вызывать уважения. Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда.

Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда…» Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. Поэтическое имя Ахматовой в читательском представлении ассоциируется с любовной лирикой. Действительно, большинство ее стихотворений одухотворено этим прекрасным и высоким чувством.

Перед нами любящая, страдающая, реже счастливая и никогда — успокоенная женщина. Так беспомощно грудь холодела. Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!» Ее лирическая героиня плачет и страдает, замирает от предчувствия любви или от ее потери.

Глубокие и искренние переживания поэтессы нашли отклик в сердцах читателей. Ее поэзии чужда ложь, игра в чувство, жеманство. Только искренние и глубокие чувства отражает Ахматова в своих стихах, поэтому они открыты миру людей, лишены даже намека на пошлость. Должен на этой земле испытать Каждый любовную пытку.

Жгу до зари на оконце свечу И ни о ком не тоскую, Но не хочу, не хочу, не хочу Знать, как целуешь другую… Ее поэзию нельзя назвать «женской, дамской», с их ограниченностью мысли и чувства, представленной, например, в прошлом веке Ростопчиной.

Поэзия Анны Ахматовой — это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала. Это своеобразный дневник сложного и вдумчивого современника величественной эпохи, но отраженной не непосредственно, как в зеркале, а пропущенной через сердце поэта. Хорошо здесь: и шелест и хруст; С каждым утром сильнее мороз, В белом пламени клонится куст Ледяных ослепительных роз. И на пышных парадных снегах Лыжный след, словно память о том. Что в каких-то далеких веках Здесь с тобою прошли мы вдвоем. Главная и неизбывная тема Ахматовой — любовь — еще задолго до охлаждающей умудренности зрелого возраста осложняется и обогащается другой «повинностью» ее жизни — призванием поэта. Поэзия — высший суд, перед которым смиряется даже неотвратимая и безоглядная сила любовных переживаний молодости. Общение поэта со своей музой — потребность не менее властная, ценность жизни не менее высокая. Муза ушла по дороге. Осенней, узкой, крутой, И были смуглые ноги Обрызганы крупной росой… Я, глядя ей вслед, молчала, Я любила ее одну, А в небе заря стояла, Как ворота в ее страну. Поэзию Анны Ахматовой отличают благородный лаконизм, немногословная емкость речи, когда за скудными строчками стихотворения живет возможность многих тонких подробностей и оттенков. Можно много говорить о замечательных чертах поэтического мастерства Ахматовой, но остановимся на одном — ее языке. Это не был никогда «язык цветов», а живой, будничный, обиходный, нарочито прозаический. Истоки ее языка и поэзии в пушкинской, классической манере, в этом залог ее успеха и «долголетия». Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле, Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле.

Анализ стихотворения Анны Ахматовой "Мне голос был. Он звал Утешно"

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Мне голос был. Он звал утешно.

  • Он говорил: “Иди сюда,
  • Оставь свой край глухой и грешный.
  • Оставь Россию навсегда.
  • Я кровь от рук твоих отмою,
  • Из сердца выну черный стыд,
  • Я новым именем покроюБоль поражений и обид”.
  • Но равнодушно и спокойноРуками я замкнула слух,
  • Чтоб этой речью недостойной
  • Не осквернился скорбный слух.
  • Анна Ахматова,
  • 1917.

Творчество Анны Ахматовой относится к направлению модернизм, а если сказать более точно к одному из его течений – акмеизму.

Основными чертами акмеизма являются: восприятие действительности как данности, раз и навсегда устоявшейся; склонность к сложному формальному эксперименту; внимание не столько к противоречивости общества, сколько к отражению этих противоречий в сознании человека; представление о том, что судьбу человека формируют непреодолимые обстоятельства – все эти черты мы встречаем в стихотворении А.Ахматовой “Мне голос был. Он звал утешно.”.

Данное произведение было написано в 1917 году и напечатано в книге стихов “Белая гвардия”. В этом сборнике отразилось появление новых тенденций в творчестве А.Ахматовой, связанных с политической обстановкой в стране – Мировая война, приближение революции. В связи с этим в лирике А.

Ахматовой появляются новые темы и чувство сопричастности к судьбе страны, русскому народу, истории. Явно прослеживается мотив трагической судьбы целого поколения, жившего в данный исторический период. Основная тема стихотворения – патриотизм. Автор отказывается принять революцию, которая повлечет за собой большую беду. А.

Ахматова воспринимала судьбу родины как свою. Очень интересно меняется в её творчестве само понятие “родина”. Сначала родиной было родное Царское село, потом Петербург, в период Великой отечественной Анна Ахматова сливается с народом, ощущает себя его частью, считает родиной всю страну. В данном стихотворении она сливается с народом.

В течении все своей жизни она не перестает переживать за Россию. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на родине. Поэтому так оскверняют её слух строчки – “Оставь свой край глухой и грешный.//Оставь Россию навсегда”. Ведь главная её любовь – любовь к родной земле.

В связи с этим в литературе можно встретить следующие термины А.Ахматова есть поэт – гражданин, поэт-патриот.

Идея стихотворения заключается в том, что лирическая героиня, то есть сама А.Ахматова никогда не покинет Россию, как бы ни было страшно, трудно, тяжело. Она не бросает свою родину, а защищает её.

В данном стихотворении мы можем встретить психологический реализм, в частности видим его в эпитетах использованных автором, например: “глухой и грешный”, “черный стыд”, “утешно, равнодушно и спокойно”.

С помощью этого лексического средства чувствуется весь трагизм ситуации, вся горечь, печаль. ахматова творчество анализ стихотворение

А. Блок очень любил стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно…”, знал его наизусть и, по свидетельству К. Чуковского, так выразил свое отношение к заложенной в нем позиции: “Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции — позор”.

“Мне голос был. Он звал утешно…”- данное стихотворение написано четырёх стопным ямбом с пиррихием. Рифма: чередование мужской и женской, перекрестная.

Всё случившиеся с Россией в эти годы, Анна Ахматова выразила как личную трагедию, все страдания родины, пропустив через свою душу. Она является истинной патриоткой, и даже сама мысль о том, чтобы эмигрировать из страны, как это сделали многие поэты, для неё была оскорбительна. А. Ахматова навсегда связала свою судьбу с судьбой родной земли.

Размещено на Allbest.ru

  • Творческое развитие Анны Ахматовой через лирическую героинюТеоретическое обоснование терминов “лирический герой”, “лирическое я” в литературоведении. Лирика Анны Ахматовой. Лирическая героиня Анны Ахматовой и поэтика символизма и акмеизма. Новый тип лирической героини в творчестве Анны Ахматовой и его эволюция.курсовая работа [42,6 K], добавлен 10.04.2009
  • Литературоведческий анализ стихотворения Анны Ахматовой “Сероглазый король”Влияние акмеизма в творчестве Анны Ахматовой, средневековые образы эпического стихотворения “Сероглазый король”, выполненного в виде сюжетной миниатюры жанра баллады. Анализ ритмики, рифмики и строфики, использование наследия английских народных образцов.контрольная работа
Ссылка на основную публикацию