Образ затерянного города в «Грозе» Островского

События пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза» происходят в небольшом населенном пункте Калинове, располагающемся на берегу Волги. Этот вымышленный город составляет основу произведения и олицетворяет российскую действительность. Образ затерянного города в драме Островского «Гроза» является одной из тем для сочинений по литературе в 10 классе.

Образ затерянного города в «Грозе» Островского

Взгляд автора на городскую жизнь

Образ затерянного города в «Грозе» Островского

Образ затерянного города в пьесе «Гроза» позволяет Островскому продемонстрировать читателю реалии жизни в России XIX столетия. Автор произведения вырос в провинциальном купеческом районе. На основе своего жизненного опыта Александр Николаевич выделял следующие особенности жизни в небольших населенных пунктах Российской Империи:

  • произвол чиновников, купцов и иных представителей высших сословий,
  • нищета мещан и крестьян, приехавших на заработки,
  • крепостное право, тормозившее развитие общества и экономики.

Перед написанием пьесы Островский посещал большое количество городов России, включая Ярославль, Кострому и Тверь. Калинов представляет собой собирательный образ, в котором читатель мог узнать родной населенный пункт.

Значимость затерянного города

Образ затерянного города в «Грозе» являлся одной из главных тем для споров среди русских критиков XIX столетия. Современники отмечали, что в произведении автор обращается к одной из главных социальных проблем России — произвола высших слоев населения. Некоторые критики называли Александра Николаевича «Колумбом патриархального купечества».

Образ затерянного города в «Грозе» Островского

Островский отмечает бессмысленность строительства высоких заборов и ворот, скрывающих правду о купечестве от общества.

Параллельно с демонстрацией патриархального домостроя Александр Николаевич проводит сравнение Калинова и остальных регионов Поволжья. Город остановился во времени и не развивается. Горожане понимают, что за чертой Калинова находятся живописные поля и леса, подчеркивающие красоту поволжской природы. Город превратил жителей в бесчеловечных монстров, угнетающих других людей.

Полезные статьи по пьесе Гроза:

  • Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи в пьесе «Гроза»
  • Конфликт поколений в пьесе А. Островского «Гроза»
  • Противостояние отцов и детей в пьесе Островского «Гроза»
  • Пример сочинения на тему «Проблематика пьесы Островского «Гроза»»
  • Жизнь Катерины в родительском доме в пьесе Островского «Гроза»
  • Сочинение «Тёмное царство» по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
  • Противоречивый образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза»
  • Характеристика Кулигина в пьесе Островского «Гроза»
  • Роль и характеристика Феклуши в драме «Гроза»
  • Сравнительная характеристика Катерины и Варвары из пьесы «Гроза»
  • Сочинение о последнем свидании Катерины и Бориса
  • Характеристика Бориса в пьесе Островского «Гроза»
  • Образы самодуров в пьесе Островского «Гроза»

2 сочинения по теме «Город Калинов в пьесе Островского «Гроза»

статьи

школьная программа

Образ затерянного города в «Грозе» Островского

Предлагаю вашему вниманию два школьных сочинения по теме города Калинова из пьесы Островского «Гроза». Первое под названием «Город Калинов и его обитатели», а второе – описание этого провинциального города в необычной форме, в формате письма другу от лица Бориса.

1-е сочинение, «Город Калинов и его обитатели»

Образ затерянного города в «Грозе» Островского

Перед созданием пьесы Островский совершил путешествие по городам Поволжья в составе экспедиции, изучавшей быт и нравы этой провинции. Поэтому образ города Калинова получился собирательный, основанный на наблюдениях писателя, и во многом напоминающий реальные города на Волге тех времен. Не случайно за звание прообраза Калинова спорили почти все города Поволжья (Торжок, Кострома, Нижний Новгород, Кинешма и другие).

Калинов стал обобщённым образом русского провинциального города. Важна именно идея похожести на типичный русский городок, действие пьесы могло происходить в любом из таких мест.

Об это свидетельствует и тот факт, что в пьесе нет подробного описания города, судить о нём мы можем лишь из нескольких ремарок и косвенных описаний.

Так, ремаркой с описанием открывается сама пьеса: «Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой — сельский вид».

Калинов – это город с вымышленным названием, и для читателей очень полезно понять, почему город называется именно так.

С одной стороны, интересна сама семантика слова «калина» (т.к. суффикс «ов» типичен для названия русских городов, например, Псков, Тамбов, Ростов и т.д.) — это яркая, внешне очень красивая ягода (как и сам город, бульвар на высоком берегу Волги), но внутри она горькая и невкусная.

Это сходно с внутренней жизнью города, той самой, что скрыта за высокими заборами – это тяжёлая, и в чем-то даже страшная жизнь.

Характеристику Калинову даёт механик-самоучка Кулигин, восхищающийся красотами местной природы: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется», и одновременно признающий: «Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие».

При всей внешней благоустроенности города там скучно, тоскливо, стоит душная и неприятная атмосфера. Одна из важнейших деталей города – бульвар, где никто не гуляет.

Обеспеченные же горожане предпочитают совсем иное развлечение – судиться и браниться с соседями, строить козни, да «пожирать» своих домашних.

Еще одним «развлечением» становится посещение храма, куда люди приходят не для искренних молитв и общения с Богом, а для обмена сплетнями и зрелищ.

Неудивительно, что город, в котором царит ханжество и лицемерие, хвалит такая же лицемерная Феклуша («Благолепный город»).

Днём Калинов полностью принадлежит чопорным людям, а по ночам гулять на бульвар выходят парочки, «ворующие» часок другой так, чтобы всё было «шито да крыто», чтобы ничто не нарушало внешнего благополучия города, жители которого живут в патриархальном укладе и читают «Домострой».

Калинов, по сути, не имеет постоянных связей с миром, он закрыт и замкнут в себе. В нём не читают газет, не узнают новостей о мире, тут с легкостью принимаются за чистую монету рассказы Феклуши о её странствиях.

Город выступает в чём-то символической силой, подпитывающей власть самодура Дикого (покидая город, он словно лишается своей силы). Бежать из города стремится Тихон, в Калинове он всегда забит и подавлен, но за его пределами пытается освободиться из оков. Даже чужак Борис ощущает давление провинциальных устоев.

Другая ассоциация, которую вызывает вымышленный город из пьесы Островского – это Калинов мост из русской сказки об Иване-крестьянском сыне и Чудо-Юде. Этот мост являлся местом, где сходились в борьбе добро и зло. Также и Калинов является сценой, где разворачивается трагедия личности Катерины, непримиримости её чистой и светлой души с порядками города, а также история её греховной любви.

Город вступает в сюжетное взаимодействие с персонажами, оттеняет их чувства и мысли. Так, в праздничный день посреди города Катерина кается в своих грехах перед всем миром, при этом фоном на стенах видны фрески страшного суда.

Ещё один элемент города – это сад, где Катерина встречается с Борисом. Он напоминает райский сад, здесь же, как и в известном библейском сюжете, совершается грехопадение Катерины.

Важную символическую роль играет и Волга, омывающая Калинов. В драме река олицетворяет собой силу, свободу, энергию, чистые чувства. Не случайно так стремится к воде Катерина (её убивает не вода, а якорь).

Город Калинов, очевидно, был нужен Островскому, чтобы показать уклад русской жизни в небольшом, провинциальном городе, которых так много в России, и любой из них, отчасти, напоминает Калинов.

Калинов выступает не просто фоном, на котором разворачиваются события, он также передаёт настроение своих жителей, помогает раскрыть их характеры, в чем-то берёт на себя символическую функцию, обогащающую пьесу.

Автор сочинения – Измайлова Е. А.

Сочинение «Характеристика города Калинова в форме дружеского письма»

Образ затерянного города в «Грозе» Островского

Любезный мой друг!

Давно я не писал писем, но сейчас душа просит. Пишу к тебе, чтобы рассказать о своей жизни в городе Калинове, где нахожусь с недавнего времени.

Если ты вдруг задашься вопросом о том, как же я попал сюда, то могу уверить тебя, что это было не самым благополучным стечением обстоятельств. Не вызывает сомнений красота этого места, но люди тут — сброд. Приехал я сюда к своему дядюшке, Савелу Прокофьевичу.

Дядюшка по завещанию батюшки моего должен нам с сестрой некую сумму, которую мы получим только в том случаи, если будем к нему почтительны.

Милый друг, это кажется почти невозможным! Настолько он самодур, что только дай ему малейший повод для гнева — страдать будет все семейство и каждый, кого встретит он на своём пути. Рад, что сестра осталась дома и не поехала со мной, ей бы совсем худо было тут.

Калинов — заурядный провинциальный город, единственное, что, возможно, заставляет здесь душу шириться, так это вид на Волгу, но не более того. В остальном очень серо, скучно. Множество купеческих домов, бульвар, да церквушка — ничего кроме, здесь, пожалуй, ты не найдёшь.

Весь город как будто никого кроме двух купцов не видит: только дядька мой, да ещё одна купчиха — Кабаниха. Они здесь словно во главе всего, все подчинено им, а они, в свою очередь, никого ни во что не ставят: каждый должен их слушать и выполнять, что велено.

Время здесь будто совсем мертвое, люди узколобые, никто и представить себе не может, что за пределами их городка есть ещё мир, живой мир, который не стоит на месте. Они даже не осознают масштаба собственной катастрофы.

Стоит отдать им должное в том, что работают в большинстве своём не покладая рук, но ведь совсем замерли они в этом, увязли. Они невежды, верят во все, что сказано им, потому то так скучна и однообразна жизнь их.

Единственный, с кем я могу маломальски говорить о чем-либо — Кулигин, но он здесь пропадёт, растеряет все, что есть в его голове, чужой он тут.

Так вот и проживаю дни свои в этой трущобе. Силы выносить все это уже на исходе, да и бросил бы давно, не будь сестры со мной, а так терпеть приходиться, не могу я ее подвести.

У тебя как дела, милый друг? Все ещё пишешь свои романы, или совсем со службой забросил писательство? Расскажи мне обо всем, что у тебя на душе, хочу знать все до мельчайших подробностей!

  • До следующего письма, крепко обнимаю тебя.
  • С наилучшими пожеланиями,
  • Ваш преданный друг Борис Григорьевич.
  • Октября 14, 1859 года
  • Сочинение предоставлено Греховой Юлией.
Читайте также:  Краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, главы 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25

Образ затерянного города в Грозе Островского

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Образ затерянного города в Грозе

Автор произведения Гроза, Александр Островский, родился в городе Москве, и уже с самого детства был близко знаком, с тем что такое знатное купечество.

Именно поэтому он, пытался изобразить в своих произведениях, более детально и подробно, каким оно является на самом деле.

Но чтобы более детально описать, всё что он знает, он решил изучить купечество более глубоко, для этого он отправился путешествовать по ряду городов, а в конце своего путешествия, наконец смог наиболее точно и подробно рассказать о том, какое оно является на самом деле. Самое подробное описание, можно встретить в его знаменитом произведении Гроза.

В начале произведения, мы знакомимся с главным городом, в котором происходит все действия, под названием Калинов. Данный город, находится на берегу великой реки Волги.

Несмотря на окружающие красоты, люди в этом городе живут очень несчастно и бедно. Они всё время, вынуждены работать и претерпевать пренебрежительное отношение к себе.

Они находятся в подчинении, своих господ и вынуждены следовать всех их прихотям. Из-за темного и жестокого места, ему дали название темного царства.

Счастье богатых людей, состоит лишь в том, чтобы набивать свои карманы деньгами, для этого они обманывают своих знакомых, родных, друзей. Большинство города находятся в рабстве, у господ.

А так как те, являются жестокими, в управлении над своими служащими, они заставляют их работать, целыми днями и целыми ночами.

Окружающие красоты их не волнуют, так как они отгородились от окружающего их пейзажа, высокими стенами, внутри которых они уничтожают морально и нравственно, всех своих домочадцев и служащих.

Жители данного города, не желают учиться чему-то новому и даже богатые люди, имеющие доступ к высокому образованию, считают что обучаться чему-то новому, неправильно. Большинство жителей считает что старые традиции и обычаи превыше всего.

Так например, главный персонаж тёмного царства Дикой, не считает, что образование, является хорошим времяпровождением, наоборот ему нравится, то как он живёт.

А тёмное образ города, подталкивает его на темные мысли, так например он считает что гроза, это не наказание, а благословение. Для того чтобы получить свою выгоду, он готов пойти на всё, он без зазрения совести обманывает как своих знакомых так и друзей.

Однако не только один, он такого мнения, большинство купцов, данного города, считают также.

  Эссе «Каким я вижу будущее образование в России?»

Образ затерянного города в драме Островского Гроза. Изображение затерянного мира города Калинова

Театральный сезон 1859 года ознаменовался ярким событием – премьерой произведения «Гроза» драматурга Александра Николаевича Островского. На фоне подъема демократического движения за отмену крепостного права его пьеса была более чем актуальной. Ее сразу по написании буквально рвали из рук автора: законченная в июле постановка спектакля шла на петербуржской сцене уже в августе!

Свежий взгляд на российскую действительность

Явным новаторством стал продемонстрированный зрителю образ “затерянного” города в драме Островского «Гроза». Драматург, родившийся в купеческом московском районе, досконально знал мир, презентованный им зрителю, населенный мещанами и купцами. Самодурство купцов и нищета мещан достигли совершенно уродливых форм, чему, конечно же, способствовало пресловутое крепостное право.

Реалистичная, словно списанная с жизни, постановка (вначале – в Петербурге) дала возможность закопавшимся в будничных делах людям вдруг со стороны увидеть мир, в котором они живут. Не секрет – беспощадно-уродливый. Беспросветный. Действительно – «темное царство». Увиденное было потрясением для людей.

Усредненный образ провинциального города

Не только лишь со столицей ассоциировался образ “затерянного” города в драме Островского «Гроза».

Автор, работая над материалом для своей пьесы, целенаправленно посещал целый ряд населенных пунктов России, создавая типовые, собирательные образы: Кострому, Тверь, Ярославль, Кинешму, Калязин.

Таким образом, городской житель увидел со сцены широкую картину жизни средней полосы России. В Калинове российский горожанин узнавал мир, в котором он жил. Это походило на откровение, которое нужно было увидеть, осознать…

Совет

Было бы несправедливым не отметить, что Александр Островский украсил свое произведение одним из самых замечательных женских образов в русской классической литературе. Прототипом для создания образа Катерины для автора послужила актриса Косицкая Любовь Павловна. Ее типаж, манеру говорить, реплики Островский просто вставил в сюжет.

Не оригинален был и выбранный героиней радикальный протест против “темного царства” – суицид. Ведь не было недостатка в историях, когда в купеческой среде человека «живьем съедали» за «высокими заборами» (выражения взяты из рассказа Савела Прокофьича городничему). Сообщения о подобных самоубийствах периодически появлялись в современной Островскому прессе.

Калинов как царство несчастных людей

Образ “затерянного” города в драме Островского «Гроза» действительно был подобен сказочному «темному царству». В нем жило очень мало по-настоящему счастливых людей. Если простые люди беспросветно работали, оставляя на сон всего часа три в сутки, то работодатели пытались закабалить их еще в большей степени, чтобы еще более обогатиться на труде несчастных.

Зажиточные же горожане – купцы – отгородились от сограждан высоченными заборами и воротами. Однако, по словам того же купца Дикого, нет за этими запорами счастья, ибо отгородились «не от воров», а чтобы не было видно, как «богатые… поедом едят домашних». А еще они за этими заборами «грабят родственников, племянников…». Избивают домашних так, что те «пикнуть не смеют».

Взгляд автора на городскую жизнь

Образ затерянного города в пьесе «Гроза» позволяет Островскому продемонстрировать читателю реалии жизни в России XIX столетия. Автор произведения вырос в провинциальном купеческом районе. На основе своего жизненного опыта Александр Николаевич выделял следующие особенности жизни в небольших населенных пунктах Российской Империи:

  • произвол чиновников, купцов и иных представителей высших сословий;
  • нищета мещан и крестьян, приехавших на заработки;
  • крепостное право, тормозившее развитие общества и экономики.

Перед написанием пьесы Островский посещал большое количество городов России, включая Ярославль, Кострому и Тверь. Калинов представляет собой собирательный образ, в котором читатель мог узнать родной населенный пункт.

Благодаря пьесе «Гроза» многие люди начинали задумываться о ситуации в стране, что способствовало изменению сознания жителей России. По этой причине произведение стало предметом спором между многими литературными критиками, включая Николая Добролюбова и Дмитрия Писарева.

Сочинение-рассуждение Какова роль образа города в пьесе А.Н.Островского «Гроза»?

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» показала народную жизнь, в которой есть два полюса – Катерина и Кабанова.

И эти полюса находятся в конфликте между собой: в Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, а в Кабанихе-самодурство, мешающее жить окружающим. Чтобы понять конфликт, автор создает конфликтные диалоги, монологи.

Но значимую роль в пьесе «Гроза» также играет пространство, в котором мы видим героев. А видим мы их в городе Калиново, образ которого мы сейчас рассмотрим.

В начале пьесы автор использует пейзаж, чтобы показать природный фон города Калинова, и противопоставляет его отношениям жителей этого города. Город стоит на берегу Волги и благодаря пейзажу мы видим красоту природы: простор, свободу, мощь русской реки, голубизну неба.

  Сочинение на тему катерина и кабаниха в драме гроза

Также, герои сами характеризуют город: «Красота дивная! В обетованной земле живете», «В городе рай и тишина». Кулигин же, восторгаясь прелестью местной природы, говорит с оттенком горечи из-за нравов, царящих там.

Жители этого небольшого города ведут весьма замкнутый образ жизни – гуляют по бульвару лишь в праздники, а все остальное время сидят по домам, совершенно не замечая всего этого великолепия вокруг них.

И тут город играет роль противопоставляющего элемента в сравнении с нравственным фоном жителей этого города, где не рай и красота, а, как Кулигин замечает: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» и где люди запираются не от воров, а «чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят».

Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

То есть, подчеркивая красоту города, автор усиливает драму, развернувшуюся внутри города.

Также, с помощью образа города автор показывает пространство, в котором живут герои, а следственно, которое характеризует их. В городе царит самодурство и деспотизм, которое подавляет всё человеческое в окружающих. Это «темное царство» губит и угнетает.

Поэтому в городе невозможна счастливая семейная жизнь: «Здесь что вышла замуж, что схоронили – все равно». Слезы и ругань в городе – нормальное явление. Властвуют деньги: «у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

Вся эта атмосфера города трагична, в городе тяжело выжить доброму и честному человеку. Мы понимаем, что лучше умереть, чем жить в «темном царстве».

Таким образом, роль города в пьесе незаменима. Именно через образ города отражается мрачная и унылая атмосфера жизни и нам становится понятно, почему конфликты внутри этого общества так плачевны и имеют трагичные исходы. Пространство становится важной частью сюжета и помогает автору обратить внимание на кризис патриархальных устоев жизни.

Полезный материал по теме:

  1. Что дало основание критику Н.А. Добролюбову назвать купечество города Калинова «Темным царством»(По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
  2. Роль Кулигина в пьесе «Гроза» Островского
  3. Можно ли утверждать, что в драме А.Н. Островского «Гроза» царству «самодуров» противостоит молодое поколение? (По пьесе «Гроза»)
  4. Тёмное царство в пьесе Островского «Гроза
  5. Проблемы, затронутые в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Читайте также:  Анализ романа «Отец Горио» (Оноре Бальзак)

Свежий взгляд на российскую действительность

Явным новаторством стал продемонстрированный зрителю образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза». Драматург, родившийся в купеческом московском районе, досконально знал мир, презентованный им зрителю, населенный мещанами и купцами. Самодурство купцов и нищета мещан достигли совершенно уродливых форм, чему, конечно же, способствовало пресловутое крепостное право.

Реалистичная, словно списанная с жизни, постановка (вначале — в Петербурге) дала возможность закопавшимся в будничных делах людям вдруг со стороны увидеть мир, в котором они живут. Не секрет — беспощадно-уродливый. Беспросветный. Действительно – «темное царство». Увиденное было потрясением для людей.

Образ «затерянного города» в драме Островского «Гроза»

В классической драматургии, несомненным представителем которой является А. Н. Островский, принципы построения любого произведения определяются единством трех условий, а именно: времени, места и действия. Что касается времени оно занимает двенадцать дней драматургической жизни героев.

Место, где происходят основные события драмы “Гроза”, Островский определил достаточно точно некий город Калинов, в пространстве которого буквально развертываются трагические хитросплетения сюжета пьесы. Во всяком случае, из пяти действий только одно, второе, происходит в интерьере комнаты дома Кабановых, остальные же имеют публичный, городской характер.

Чтобы убедиться в неслучайности авторского замысла, стоит внимательнее присмотреться к ремаркам пьесы, прислушаться к ее героям.

Итак, российская провинция. Волга. Лето. Город, где все рядятся в русские одежды и живут странными обычаями. В общественном саду на берегу реки сидит местный изобретатель-самоучка Ку-лигин и от полноты чувств, видимо, поет, любуясь заречными сельскими видами, райскими красотами, и от вида их радуется его душа.

Так начинается драма. Здесь, по высокому берегу Волги проходит граница между чудом заволжской природы и городом, местом, где сосредоточено зло и несчастье. Недаром тонкая и трагичная Катерина хочет стать птицей и улететь в дивные красоты и дали, которые наблюдает ее измученная бытом и злонравием родных душа.

А вот что говорит про городскую жизнь и обычаи наблюдательный Кулигин: “жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие”. Слово “жестокие” он употребляет дважды. Видно, и сам немало натерпелся уже и почти смирился.

Действительно, что-то страшное и недоброе постоянно совершается здесь. Недаром Островский дает прямое указание, может быть слишком прямое, на то, чем город является на самом деле.

В декорации четвертого действия мы видим сводчатую галерею старинной, начинающей разрушаться постройки, кусты, арки, за которыми все еще виден берег Волги.

Откуда взялась сия классическая руина в захудалом городишке, не ясно, пожалуй, и самому автору. Однако она ему чрезвычайно необходима.

Из разговоров горожан ясно, что стены постройки расписаны. Что же это за роспись? “Это геенна огненная!” восклицает один из горожан.

И вот здесь, в этой огненной “геенне”, собираются жители города, а вместе с ними и герои драмы, пытаясь укрыться от грозы.

И здесь у росписей адских мук достигают своего накала страсти, и Катерина опускается на колени перед фреской, чтобы замолить свои грехи, и в ужасе вскакивает, разглядев зловещие росписи…

Словно весь город прячется здесь, молится и боится, словно все они собрались в одном месте, и трагическая фигура Катерины в центре, и блаженный Кулигин, пророчествующий о благодати грозы. Это кульминация. Это четкое определение нравственной географии пространства драмы. Это царство несвободы, судьбы, о которой беспрестанно хлопочут и твердят герои драмы.

Свобода, покой, любовь там, за Волгой. Недаром ночами уходят туда влюбленные Кудряш и Варвара. Недаром вся истинная, человеческая жизнь происходит под покровом ночи, когда засыпают тяжелым сном все эти Кабановы, Дикие, Феклуши.

Удивляется Борис: “Точно сон какой вижу! Эта ночь, песни, свидания! Ходят обнявшись”. Но чему удивляться в этом перевернутом месте, так напоминающем Дантов “Ад”. Однако наступает день и все простое, разумное, естественное погружается в небытие.

Теперь стоит сказать несколько слов о местном климате, который представляет собой явление необычное, если не сказать странное. Во всяком случае, за время действия драмы происходит три грозы.

Невозмутимый же Кулигин доводит до нашего сведения, что здесь бывали также северные сияния, которыми следовало любоваться, и кометы, которым следовало радоваться как “обновке на небе”.

Сообщив все это и без того ошеломленным калиновцам, он уводит своего приятеля Бориса из расписанных фресками руин в грозу и в громы, и тот уходит за ним со словами: “Здесь страшнее!”

Катерина бросается с обрыва в Волгу. Происходит это в том самом месте, где любит сидеть Кулигин и любоваться сельскими видами. Она как бы растворяется в пейзаже Заволжья, там, где любовь и свобода. Об этом прозревает Тихон Кабанов. Вот они, последние ключевые слова драмы: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!”

Образ затерянного города в Грозе Островского

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Образ затерянного города в Грозе

Автор произведения Гроза, Александр Островский, родился в городе Москве, и уже с самого детства был близко знаком, с тем что такое знатное купечество.

Именно поэтому он, пытался изобразить в своих произведениях, более детально и подробно, каким оно является на самом деле.

Но чтобы более детально описать, всё что он знает, он решил изучить купечество более глубоко, для этого он отправился путешествовать по ряду городов, а в конце своего путешествия, наконец смог наиболее точно и подробно рассказать о том, какое оно является на самом деле. Самое подробное описание, можно встретить в его знаменитом произведении Гроза.

В начале произведения, мы знакомимся с главным городом, в котором происходит все действия, под названием Калинов. Данный город, находится на берегу великой реки Волги.

Несмотря на окружающие красоты, люди в этом городе живут очень несчастно и бедно. Они всё время, вынуждены работать и претерпевать пренебрежительное отношение к себе.

Они находятся в подчинении, своих господ и вынуждены следовать всех их прихотям. Из-за темного и жестокого места, ему дали название темного царства.

Счастье богатых людей, состоит лишь в том, чтобы набивать свои карманы деньгами, для этого они обманывают своих знакомых, родных, друзей. Большинство города находятся в рабстве, у господ.

А так как те, являются жестокими, в управлении над своими служащими, они заставляют их работать, целыми днями и целыми ночами.

Окружающие красоты их не волнуют, так как они отгородились от окружающего их пейзажа, высокими стенами, внутри которых они уничтожают морально и нравственно, всех своих домочадцев и служащих.

Жители данного города, не желают учиться чему-то новому и даже богатые люди, имеющие доступ к высокому образованию, считают что обучаться чему-то новому, неправильно. Большинство жителей считает что старые традиции и обычаи превыше всего.

Так например, главный персонаж тёмного царства Дикой, не считает, что образование, является хорошим времяпровождением, наоборот ему нравится, то как он живёт.

А тёмное образ города, подталкивает его на темные мысли, так например он считает что гроза, это не наказание, а благословение. Для того чтобы получить свою выгоду, он готов пойти на всё, он без зазрения совести обманывает как своих знакомых так и друзей.

Однако не только один, он такого мнения, большинство купцов, данного города, считают также.

Новаторский взгляд на обыденность

Островский продемонстрировал зрителям затерянный город таким, каким они не привыкли его видеть. Это собирательный, вымышленный образ, но от этого он получился ещё более ярким, чем если бы был списан с одного населённого пункта. Эпитеты, которыми наделяли критики жизнь героев драмы:

  • беспросветная;
  • нищая;
  • беспощадная;
  • уродливая;
  • ужасная.

В то время, когда была написана драма, на Руси ещё существовало крепостное право. Оно стало причиной доведения ситуации до абсурда. Самодурство зажиточных мещан приобрело невероятные формы, а в это время бедняки прозябали в нищете.

Первая постановка «Грозы» состоялась в Петербурге. Зрители говорили, что их потрясло, как пронзительно и точно автор описал действительность. Горожане так привыкли к гротескной картине вокруг себя, что уже перестали её замечать.

Островскому взгляд с неожиданной стороны на привычные вещи дался нелегко. Он много ездил по населённым пунктам средней полосы и собирал материал для произведения. Города, в которых побывал Александр Николаевич:

  • Калязин;
  • Ярославль;
  • Кинешма;
  • Тверь;
  • Кострома;
  • Тула.

Это далеко не полный перечень населённых пунктов, ведь Островский встречался и с жителями сёл. В результате была собрана основа для создания типичных образов, в которых многие зрители узнавали себя, хотя не всем это нравилось.

Образ города в драме Островского «Гроза» — совокупность характеров всех его жителей.

Те, кто попал в «тёмное царство» случайно, например, странница Феклуша, не вносят противоречия, а дополняют картину, делая её ещё более безысходной.

В сочинении о затерянном городе учащимся нужно описать основные категории персонажей. Условно их можно разделить на положительных и отрицательных. Первые страдают, а вторые выступают в роли угнетателей.

Островский – Колумб купеческой жизни

Характеристика драмы «Гроза» давалась в прессе начала XIX века. Островского называли «Колумбом патриархального купечества».

Его детство и юность прошли в населенном торговцами районе Москвы, а будучи судебным служащим, он не однажды сталкивался с «темной стороной» быта различных «Диких» и «Кабаних». То, что раньше было скрыто от общества за высокими заборами особняков, стало явным.

Пьеса вызвала существенный резонанс в обществе. Современники признали, что драматический шедевр поднимает большой пласт проблематики русского общества.

“Гроза”: образ города Калинова, образ Катерины, постановки пьесы

«Гроза» — драма АН. Островского. Написана в июле-октябре 1859 г. Первая публикация: журнал «Библиотека для чтения» (1860, т. 158, январь). Первое знакомство русской публики с пьесой вызвало целую «критическую бурю».

Читайте также:  Краткое содержание рассказа «Человек в футляре» (А.П. Чехов)

По поводу «Грозы» сочли необходимым высказаться видные представители всех направлений русской мысли. Было очевидно, что содержание этой народной драмы открывает «глубочайшие тайники неевропеизированной русской жизни» (А.И.

Герцен).

Спор о ней вылился в полемику об основных началах национального бытия. Добролюбовская концепция «темного царства» акцентировала социальное содержание драмы. А А. Григорьев рассматривал пьесу как «органическое» выражение поэзии народной жизни.

Позднее, в XX веке возникла точка зрения на «темное царство» как душевную стихию русского человека (А.А. Блок), предлагалась символическая трактовка драмы (Ф.А. Степун).

Образ города Калинова

Город Калинов возникает в пьесе «Гроза» Островского как царство «неволи», в котором живая жизнь регламентирована строгой системой обрядов и запретов. Это мир жестоких нравов: зависти и корысти, «разврату темного да пьянства», тихих жалоб и невидимых слез.

  • Течение жизни здесь сохранилось таким же, как сто и двести лет назад: с истомой жаркого летнего дня, чинными повечериями, праздничными разгулами, ночными свиданиями влюбленных пар.
  • Полнота, самобытность и самодостаточность бытия калиновцев не нуждается ни в каких выходах за свои пределы, — туда, где все «неправильно» и «по-ихнему все напротив»: и закон «неправедный», и судьи «тоже все неправедные», и «люди с песьими головами».
  • Обратите внимание

Толки о давнем «литовском разорении» и о том, что Литва «на нас с неба упала», раскрывают «историософию мирян»; простодушные рассуждения о картине Страшного суда — «богословие простецов», примитивную эсхатологию. «Закрытость», удаленность от «большого времени» (термин М.М. Бахтина) — характерная черта города Калинова.

Всеобщая греховность («Нельзя, матушка, без греха: в миру живем») — сущностная, онтологическая характеристика калиновского мира. Единственный способ борьбы с грехом и обуздания своеволия видится калиновцам в «законе быта и обычая» (П.А. Марков).

«Закон» обузил, опростил, подмял под себя живую жизнь в ее вольных порывах, стремлениях и желаниях. «Хищная мудрость здешнего мира» (выражение Г.

Флоровского) сквозит в духовной жестокости Кабанихи, дремучей упертости калиновцев, разбойничьей ухватке Кудряша, изворотливой сметливости Варвары, дряблой уступчивости Тихона. Печатью социального изгойства о и бессеребренника Кулигина.

Нераскаянный грех бродит по городу Калинову в обличье сумасшедшей старухи. Безблагодатный мир томится под гнетущей тяжестью «Закона», и лишь отдаленные раскаты грозы напоминают о «последнем конце».

Всеобъемлющий образ грозы возникает в действии, как прорывы высшей реальности в здешнюю, потустороннюю действительность. Под натиском неведомой и грозной «воли» время жизни калиновцев «в умаление приходить стало»: близятся «последние времена» патриархального мира. На их фоне время действия пьесы прочитывается как «осевое время» ломки целостного уклада русской жизни.

Образ Катерины в «Грозе»

Для героини пьесы распадение «русского космоса» становится «личным» временем переживаемой трагедии. Катерина — последняя героиня русского средневековья, сквозь сердце которой прошла трещина «осевого времени» и открыла грозную глубину конфликта человеческого мира и Божественной выси.

В глазах калиновцев Катерина — «чудная какая-то», «какая-то мудреная», непонятая даже для близких. «Неотмирность» героини подчеркнута даже ее именем: Катерина (греч. — присно-чистая, вечно-чистая). Не в миру, а в церкви, в молитвенном богообщении обнаруживается подлинная глубина ее личности.

«Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». В этих словах Бориса — ключ к тайне образа Катерины в «Грозе», объяснение озаренности, светоносности ее облика.

Ее монологи в первом акте раздвигают рамки фабульного действия и уводят за пределы означенного драматургом «малого мира». В них раскрывается свободное, радостное и легкое воспарение души героини к своей «небесной отчизне».

Важно

За пределами церковной ограды Катерину подстерегает «неволя» и полное духовное одиночество.

Ее душа страстно стремится к обретению родственной души в мире, и взгляд героини останавливается на лице Бориса, чуждого калиновскому миру не только в силу европейского воспитания и образования, но и духовно: «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак». Мотив добровольной жертвы за сестру — «сестру жаль» — центральный в образе Бориса. Обреченный «на жертву», он вынужден безропотно ждать иссякания самодурной воли Дикого.

Только по внешней видимости смиренный, затаенный Борис и страстная, решительная Катерина — противоположности. Внутреннее, в духовном смысле они одинаково чужды здешнему миру. Видевшись считанные разы, ни разу не переговорив, они «узнали» друг друга в толпе и уже больше не смогли жить по-прежнему.

Борис называет свою страсть «дурою», сознает ее безнадежность, но Катерина «нейдет» у него из головы. Сердце Катерины устремляется к Борису помимо ее воли и желания. Она хочет мужа любить — и не может; ищет спасения в молитве — «не отмолится никак»; в сцене отъезда мужа пытается заклясть судьбу («Умереть мне без покаяния, если я…

») — но Тихон не хочет понять ее («…и слушать не хочу!»).

Идя на свидание к Борису, Катерина совершает необратимый, «роковой» поступок: «Ведь что я себе готовлю. Где мне место-то… ». В точности по Аристотелю, героиня догадывается о последствиях, предвидит грядущее страдание, но совершает роковой поступок, не зная всего ужаса его: «Что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла.

Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься». Но «огонь неугасимый», «геенна огненная», предсказанные сумасшедшей барыней, настигают героиню еще при жизни, — муками совести. Сознание и чувство греха (трагической вины), как оно переживается героиней, уводит в этимологию этого слова: грех — греть (греч.

— жара, боль).

Прилюдное признание Катерины в содеянном — попытка загасить сжигающий ее изнутри огонь, вернуться к Богу и обрести утраченный душевный мир.

Кульминационные события IV действия и по формальным признакам, и смыслово-содержательно, и образно-символически связаны с праздником Ильи-пророка, «грозного» святого, все чудеса которого в народных преданиях связаны с низведением небесного огня на землю и устрашением грешников. Гроза, что прежде громыхала в отдалении, разразилась прямо над головой Катерины.

Совет

В соединении с изображением картины Страшного суда на стене полуразрушенной галереи, с выкриками барыни: «От Бога-то не уйдешь!», — с фразой Дикого, что гроза «в наказание посылается», и репликами калиновцев («эта гроза даром не пройдет»), она образует трагедийную кульминацию действия.

В последних словах Кулигина о «судье милосердном» слышится не только упрек грешному миру за «жестокость нравов», но и вера Островского в то, что суя Всевышнего немыслим вне милости и любви. Пространство русской трагедии раскрывается в «Грозе» как религиозное пространство страстей и страданий.

Протагонистка трагедии гибнет, а фарисейка торжествует в своей правоте («Понял, сынок, куда воля-то ведет!..»). С ветхозаветной суровостью Кабаниха продолжает блюсти устои калиновского мира: «бегство в обряд» — единственно мыслимое для нее спасение от хаоса воли.

Побег Варвары и Кудряша на просторы воли, бунт безответного ранее Тихона («Маменька, это вы ее погубили! Вы, вы, вы… »), плач о погибшей Катерине — предвещают наступление нового времени.

«Рубежность», «переломность» содержания «Грозы» позволяют говорить о ней, как о «самом решительном произведении Островского» (Н .А. Добролюбов).

Постановки

Первое представление «Грозы» состоялось 16 ноября 1859 г. в Малом театре (Москва). В роли Катерины — Л.П. Никулина-Косицкая, вдохновившая Островского на создание образа главной героини пьесы. С 1863 г. в роли Катерины выступала Г.Н. Федотова, с 1873 — М.Н. Ермолова. В Александринском театре (Петербург) премьера состоялась 2 декабря 1859 года (в роли Катерины — Ф.А.

Снеткова, роль Тихона гениально исполнил А.Е. Мартынов). В XX веке «Грозу» ставили режиссеры: В.Э. Мейерхольд (Александринский театр, 1916 г.); А.Я. Таиров (Камерный театр, Москва, 1924 г.); В.И. Немирович-Данченко и И.Я. Судаков (Московский Художественный театр, 1934 г.); Н.Н. Охлопков (Московский театр им. Вл. Маяковского, 1953 г.); Г.Н. Яновская (Московский ТЮЗ, 1997 г.).

Вывод

Читатель, знакомясь с творчеством Александра Островского, непременно открывает для себя особый, не персонифицированный персонаж — город в драме «Гроза». Этот город создал настоящих монстров, угнетающих людей: Дикого и Кабаниху. Они – неотъемлемая часть «темного царства».

Примечательно, что именно эти персонажи всеми силами поддерживают темную патриархальную бессмысленность домостроя в городе Калинов, лично насаждают в нем человеконенавистнические нравы. Город как персонаж произведения Островского статичен.

Он словно замер в своем развитии. Вместе с тем ощутимо, что «темное царство» в драме «Гроза» доживает свои времена.

Рушится семья Кабанихи… Высказывает опасения о своем психическом здоровье Дикой… Горожане понимают, что красота природы Поволжья диссонирует с тяжелой моральной атмосферой города.

Несчастные люди

Исследователи считают, что образ Катерины был списан с артистки Любовь Павловны Косицкой. Писатель наделил главную героиню той же манерой речи и внешностью. Самое ужасное, что способ ухода из жизни, выбранный Катериной, был обыденным для того времени. До Островского часто доходили новости об очередной жертве, замученной за «высокими купеческими воротами».

У бедняков не было времени тиранить своих близких. Им приходилось работать от зари до зари, и многие спали не больше 3 часов в сутки.

Купцам жилось не так тяжело, и бо́льшую часть свободного времени они проводили за своими любимыми занятиями — наставлениями, которые щедро раздавали близким. Некоторые не останавливались на этом и пускали в ход кулаки.

Жертвы, доведённые до безумия, бросались в Волгу. Чаще всего таким способом сводили счёты с жизнью девушки, недавно вышедшие замуж.

Вокруг каждого дома можно было увидеть высокий забор. За ним творилось страшное, и говорят, что для того и заводили злых собак, чтобы никто не смел войти без предупреждения и увидеть, как льются слёзы бедных невесток, жён и детей. По выражению современников, домашние таких тиранов «не смели пикнуть».

Ссылка на основную публикацию