Образ Петербурга в повести «Портрет» (Н.В. Гоголь)

Урок 24. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на
хуторе близ Диканьки»

Урок 25. Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»

Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Урок 27. Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

Урок 28. Н. В. Гоголь «Невский проспект». Правда и ложь, фантастика и реальность в повести

Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские
повести»

Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя.
«Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского

Уроки 31-32. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

УРОК 27
Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

Цель:

ввести учащихся в художественный мир «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя; помочь «увидеть» образ Петербурга; обучать умению давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке; совершенствовать умение работать с эпизодами художественного произведения (анализ); развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; эстетически и нравственно
воспитывать учащихся.

  • Оборудование:
  • Тип урока:
  • Прогнозируемые результаты:

учебник, раздаточный материал, портрет писателя, иллюстрации к повести, открытки с изображением современного Петербурга; слайды с изображением Невского проспекта. урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков. учащиеся рассказывают о своеобразии художественного мира «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя; принимают
участие в беседе; выполняют анализ эпизода художественного произведения.

ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний «Умники и умницы»: сопоставительная работа в парах

с аргументацией своего мнения
Задание.

Гоголь осознавал противоречивость своего характера и творчества: «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно». Сравните следующие высказывания о повести «Шинель» известных критиков. Мотивируйте, какая из них представляется вам наиболее убедительной. «Гоголь не грозит хозяевам жизни, а лишь убеждает их в том, что Акакий Акакиевич — такой же человек, как и они» (Г. Гуковский). «В финале звучит тема страшной мести; ненависть и презрение продиктовали Гоголю гневный и скорбный финал повести» (B. Ермилов). «…Гоголю была принципиально чужда идея насильственных действий… Гоголь верит, что можно перевоспитать погрязших в пороках…» (Г. Макогоненко) «…Произведения Гоголя объективно возбуждали мысль о необходимости иной жизни, иных социальных порядков» (C. Машинский).

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Значительную часть своей жизни Н. В. Гоголь провёл в Петербурге. Приехал он в Петербург девятнадцатилетним юношей в декабре 1828 г., а покинул
его знаменитым писателем и драматургом в декабре 1836 г. Н. В. Гоголь провёл в Петербурге «одну из самых свежих и впечатлительных эпох своей жизни», по
отзыву В. Г. Белинского. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал,— разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года.— Я его воображал красивее и великолепнее». «Трудно охватить общее выражение Петербурга»,— писал Гоголь в статье «Петербургские записки 1836 года»,— потому что в городе этом царит разобщение: «как будто бы приехал в трактир огромный дилижанс, в котором каждый пассажир сидел, во всю дорогу закрывшись, и вошёл в общую залу потому только, что не было другого места. Столица словно большой постоялый двор, где каждый сам по себе и никто не знаком друг с другом». Молодым человеком Гоголь приехал из родной Малороссии в Петербург и за короткое время успел познакомиться с жизнью столичных чиновников и петербургских художников — будущих своих персонажей. Писатель словно повторил этот маршрут, перенеся мир своего творчества из Диканьки и Запорожской Сечи на Невский проспект. И сегодня на уроке мы совершим с вами экскурсию по «гоголевскому» Петербургу, в центре нашего внимания — Невский проспект — «всеобщая коммуникация Петербурга».

IV. Работа над темой урока 1. «Под сенью дружных муз…»: работа с иллюстративным материалом

(Панорама Невского проспекта В. С. Садовникова)

с ми
заранее подготовленных учащихся

  1. Примерные комментарии
  2. Образ Петербурга в повести «Портрет» (Н.В. Гоголь)
  3. Образ Петербурга в повести «Портрет» (Н.В. Гоголь)
  4. Образ Петербурга в повести «Портрет» (Н.В. Гоголь)
  5. 2. Объяснение учителя

К моменту появления Гоголя в Петербурге завершалось формирование основных архитектурных ансамблей города. Благодаря работам крупнейших архитекторов конца ХVIII — начала XIX вв. — К. И. Росси, Д. Кваренги, А. Воронихина, А. Захарова, Санкт-Петербург приобрёл тот «строгий, стройный
вид», который воспел А. С. Пушкин. «Державное течение» Невы, «громады дворцов и башен», пространства величественных площадей завораживали юного Н. В. Гоголя своей строгой красотой, напоминали о тех знаменательных событиях, которые здесь разворачивались. Популярнейшим местом в Петербурге был Невский проспект. Развиваясь вместе с городом, Невский, его главная коммуникация, в начале XIX в. окончательно утверждается как парадная часть Петербурга, как излюбленное место гуляний его жителей. Известно огромное количество изображений Невского проспекта! К числу самых достоверных портретов Невского проспекта относится известная панорама крепостного художника Василия Семёновича Садовникова, которая сразу после первого выпуска в 1830 г. приобрела огромную популярность. Её покупали и для украшения интерьеров, и в подарок друзьям. Тщательнейшая передача архитектуры зданий и множество бытовых деталей, фигур (портретов жителей проспекта) сделали
эту панораму ценнейшим документом эпохи. Отличительная черта художника — способность видеть Петербург не только в изысканных линиях его строгой архитектуры, но и в живой жизни шумных улиц, в криках разносчиков и фонарщиков, в движении разноликой толпы и экипажей. Известно, что в 1836 г. Н. В. Гоголь послал эти изображения проспекта своей матери на Украину.

— Санкт-Петербург и петербургская действительность, общение с А. С. Пушкиным и литераторами его круга, с выдающимися деятелями культуры сформировали и Гоголя-писателя. Большинство его произведений было задумано и написано именно здесь. Петербургские повести «Невский проспект», «Нос»,
«Шинель», «Портрет» отразили неповторимое своеобразие облика города.

Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет
всё». Главная улица Николаевской империи была воспринята Н. В. Гоголем как своеобразное «зеркало», в котором отразился «весь Петербург». «Нет ничего
лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы?» — восклицает
писатель в начале своей повести. «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» — восклицал он. Внешнее великолепие проспекта не заслонило от острого взгляда писателя противоречий «во всякое время» заполняющей его пёстрой «дворянской, чиновничьей, купеческой,
лакейской толпы». Давайте вместе с Гоголем пройдёмся по проспекту.

  • 3. Выборочное чтение учащимися эпизода из повести «Невский проспект»
  • 4. Словарная работа (обращение к записи на доске)
  • 5. Ознакомление с памяткой «Анализ эпизода художественного произведения»
  • Анализ эпизода художественного произведения
  • Необходимо:
  • 6. Анализ эпизода (аналитическая беседа)
  • 7. Обобщение учителя

(от начала повести до слов «…всегда в немецких сюртуках гуляющими
целою толпою и обыкновенно под руку») с последующим анализом • Каково лексическое значение представленных слов и выражений: сюртук, фрак, салоп, фантасмагория, пестрядевый, штоф, редингот, веленевая
бумага,, фризовая шинель, ридикюль, демикотоновый сюртук, эстампы,
агат, алебарда, ливрея, чухонка, фагот, опиум, ключница, инвалидный солдат, капуцин, швабский немец, кабриолет, фунт, рапе, живёт на фуфу? (раздаточный материал) Умение анализировать эпизод необходимо при любой работе над художественным произведением, при устном ответе, в сочинении и т. п. Но анализ эпизода — это ещё и вид школьного сочинения, который можно отнести к одному из самых трудных. • установить границы эпизода; • определить основное содержание эпизода и участвующих в нём персонажей; • проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков; • рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет; • проследить логику развития авторской мысли; • отметить художественные средства, которые создают эмоциональную атмосферу эпизода; • показать роль этого эпизода в произведении, то, как он связан с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла. Последняя из перечисленных задач является самой главной, так как при анализе эпизода нам важно показать, как общий идейный замысел всего произведения в целом отражается в каждой его части. Главная опасность — замена анализа (анализ — это метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы) пересказом эпизода! Анализ эпизода — это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. Тема такого сочинения иногда начинается со слова
«роль»: «Роль первого сна Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”», «Роль диалогов-споров в романе И. С. Тургенева
“Отцы и дети”». Но тема, естественно, может быть сформулирована по-другому. Для полного и достаточного раскрытия такой темы важно увидеть, что её формулировка требует анализа одного или нескольких эпизодов произведения.
Следовательно, анализ эпизода в литературном произведении предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значения для образа в целом. Чем
зорче взгляд исследователя, тем лучше — и в науке, и в искусстве. Но любой анализ предполагает обязательно и синтез — то, во имя чего выполняется этот
анализ: обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений. • Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств
и художественных деталей? • Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте. • Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта. • Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести? • Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры. • Какова функция этого эпизода во всей повести? — Петербург предстаёт перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой,
«одетой в гранит», а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами. И люди, в течение
дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. «Создатель! Какие странные характеры
встречаются на Невском проспекте!». И всё-таки, несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, всё же между ними не создаётся ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их,— место встречи,— Невский проспект. Как будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе…». Гоголь активно использует приём обезличивания. Человек, теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей.
Достаточно сказать о мундире, фраке, шинели, усах, бакенбардах, чтобы дать исчерпывающее представление о пёстрой петербургской толпе. Невский проспект — парадная часть города — представляет весь Петербург. Город существует как бы сам по себе, это государство в государстве — и здесь часть теснит целое.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»
(работа в группах)

  1. Задание.
  2. Комментарий.

Изобразите в схеме или краткой записи ваше представление о том, что составляет идейную суть повести «Невский проспект». Каждая группа представляет свои варианты ответа, после чего происходит обобщение и подведение итогов. Учащиеся отмечают, что образ
Невского проспекта разрастается и превращается в символический образ Петербурга, а Петербург — это зеркало, в котором отражается Россия. VI. Домашнее задание 1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «“Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…” Почему Гоголь так поздно произнёс эту фразу?». 2. Подготовиться к аналитической работе над образами Пискарёва и Пирогова.

Следующий урок: Урок 28. Н. В. Гоголь «Невский проспект». Правда и ложь, фантастика и реальность в повести >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

Образ Петербурга в повести Портрет Гоголя сочинение – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Произведение Гоголя «Портрет» разделено на две тесно взаимосвязанные части. В первой части автор знакомит нас с таинственным портретом, купленным юным художником в картинной лавке.

Читайте также:  Краткий пересказ сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» с отзывом для читательского дневника

Во второй же части автор раскрывает тайну загадочного портрета.

Как это часто бывает в произведениях Гоголя, сверхъестественное и реальное переплетаются между собой и порой сложно разглядеть, где заканчивается обыденная жизнь и начинается мистика.

События повести тем временем разворачиваются в удивительных декорациях Петербурга. Автор провел здесь одну из важнейших частей своей жизни, поэтому мы часто можем встретить его на страницах произведений писателя, написанных в 30-е годы XIX века.

Отсюда и название – «Петербургские повести». Образ города автор часто передает через его звуки: скрип колес, свист метели, уличную суету.

Сам автор считает этот город странным, алчным, живущим обманом, жаждущим только денег и не дающим развиваться таланту.

Петербург, в представлении Гоголя, безликий город, наполненный суетливой толпой. Даже героев своей повести автор оставил безымянными.  Для него они просто толпа, будь то художники, бродяги, богачи в каретах или музыканты.

Однако одного персонажа повести автор удостоил именем. Чарткова автор «Портрета» выделил из безликой толпы, чтобы подчеркнуть присутствие мистики вокруг персонажа.

Писатель через мрачное описание города только подчеркивает безысходное положение героя.

В первой части «Портрета» мы наблюдаем, в какой нищете приходится жить главному герою. Он работает не покладая рук, вкладывает в свои работы весь свой удивительный талант, однако всякий раз сталкивается с отсутствием признания. Тем больнее художнику наблюдать, как иностранные мастера создают свои «шедевры» в два штриха и пользуются небывалой популярностью.

В один день на Чарткова неожиданно сваливается загадочное богатство. Все начинается с портрета в рамке, который герой покупает задешево в лавке с картинами. В рамке он находит мешочек с тысячей червонцев.

Герой решает использовать эти деньги, чтобы начать новую безбедную жизнь, не зная, что сулит ему неожиданное богатство. Портрет несет в себе нечто злое и темное, герой Гоголя фактически заключает сделку с дьяволом, обменивая свою душу на богатство.

Во второй части Гоголь переносит нас в Коломну, где рассказывает историю молодого художника, отец которого нарисовал злосчастный портрет, несущий в себе негативную энергию. Художник Б. пытается разыскать его и уничтожить, положив конец несчастьям, которые несет за собой портрет.

Так на протяжении всей повести мы можем наблюдать за сравнениями характеров, городов и судеб героев.

«Петербургские повести» Гоголя на фоне таинственного и сумбурного города учат ценить свои моральные устои и не жертвовать ими в угоду материального благосостояния и достатка, ведь как подчеркивал сам автор, человек, которого волнуют одни только материальные ценности, самый несчастный человек на Земле.

Картинка к сочинению Образ Петербурга в повести Портрет

ПредыдущаяСледующая

Петербург в жизни и творчестве Гоголя сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Петербург в жизни и творчестве Гоголя

В сознании величайшего классика Николая Васильевича Гоголя всегда присутствовал созданный лично яркий образ идеального для него города, который имел приятную атмосферу и радовал душу. Главными местами на протяжении всей жизни для поэта были Петербург и Рим, но остановиться стоит на первом из них.

Ещё со времён школьной скамьи драматург бредил Петербургом и во сне, и наяву. Побывав впервые в городе-мечте в далёкой юности, Гоголь столкнулся с многочисленными трудностями на и без того нелёгкой стезе писателя.

После жизни в Украине, озарённой в его воображении солнечными лучами, Петербург казался безжизненно серым и тусклым, а сам поэт смотрел на город уставшими глазами, провожая взглядом копошащихся людей, ассоциирующихся с муравейником.

Спустя года у поэта всё же сложилось, по меньшей мере, чёткое впечатление о городе, атмосфера которого была не из лучших, но Петербург словно манил Гоголя и завораживал.

Затуманенный город в голове поэта преобразился, заполнив собой ключевые моменты творчества. Практически во всех произведениях Гоголя имеется хотя бы одно упоминание о нём, от «Мёртвых душ» до «Вечеров на хуторе…».

Описывался Петербург так, как виделся поэту ещё в минуты юности: город с царицей, которая исполняет желания, объятый невиданными ранее чудесами.

Одновременно с этим, Петербург предстаёт перед глазами читателя призрачным городом, вобравшим в себя как прекрасное, так и безобразное, не имеющее даже чётких границ и очертаний.

В произведениях Николая Васильевича также есть место реализму, где Питер выступает в качестве города, охваченного правлением чиновников, существующих, ведя образ жизни бюрократов. Здесь поэту на помощь в подаче приходила сатира.

В одной из многочисленных повестей Николая Васильевича «Невский проспект», Гоголь описывает Петербург, раскрывая две его стороны и «два лика».

Начиная повествование, заявляет, подобно впервые увидевшему город-гигант деревенщине: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге…», когда по серому проспекту движутся безликие люди, односторонняя красота Питера выставляется вперёд, а за её очертаниями скрывается пустота и бездуховность, вперемешку с грязью.

Драматург выражает согласие с таким фактом, что город живёт по собственноручно созданным законам пафоса, трагедии, наигранности, фарса, а, завершая своё повествование, с уверенностью повидавшего многое в своей многогранной жизни человека, делает предупреждение будущему читателю: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нём, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!».

Исходя из творчества драматурга, можно сделать вывод: Петербург поэт связывает с людьми, потерявшими истинный свой лик, с нереальностью и, порой, аморальностью всех событий в городе, владычество мёртвого над ныне живущим периодически мелькает в произведениях, а иллюзорность всего описанного — подтекст каждой из строчек.

Сочинение Петербург в творчестве Гоголя

Николай Васильевич Гоголь – известнейший русский писатель, который подарил мировой и отечественной литературе уйму гениальных произведений, что продолжают читаться и по сей день.

В своем творчестве Николай Васильевич поднимал большое количество разнообразных проблем, бередивших его сознание и умы молодого поколения той эпохи.

Крепостничество, заевшаяся бюрократия, несправедливость власти, народ – вот темы гоголевских произведений.

Отдельное внимание писатель уделяет в своих повестях, романах и пьесах городу, который при его жизни являлся столицей России, города Невы, Петра, дождя, культуры – городу Петербургу.

О том, каким предстает этот город в произведениях Николая Васильевича Гоголя, написано в данной статье.

Николай Васильевич рисует Петербург городом зыбким, с элементами фантастики, нереальности, городом-призраком. В нем ничто не постоянно, а изменчиво и переменчиво. В некоторой степени он даже парадоксален.

Здесь сочетается несочетаемое: фантастика и обыденность, красота и уродство, богатство и нищета… И так со всеми сферами жизни. Тут происходят самые невероятные события. К примеру, в произведении «Нос» действия описываются в этом городе.

Нос ведет свою жизнь параллельно с хозяином.

К тому же Гоголь рисует перед читателем и реальный Питер. Здесь царствуют чиновники, которые высасывают средства из умирающих от голода и бедности людей. Их на улицах грязного города много. К примеру, есть такой герой, как Башмачкин.

Мелкий чиновник, что стал совершенно тупым от своего образа жизни. Теперь его главной задачей является скопить немного денег на шинель, чего ему не удается достигнуть.

В результате произведения герой умирает из-за того, что попадает под колеса машина иного важного представителя власти.

В гоголевском понимании Петербург – это город многогранный. Здесь есть и бедные, и богатые. В одном ряду находятся и роскошь, и грязь. На самом деле, это пугает и угнетает.

При описании города Николай Васильевич прибегает к использованию такого литературного приема, как сатира.

Интерес вызывает повесть «Невский проспект». Автор вначале воспевает часть города, находящуюся в названии. Притом, он пишет, что по улице идут и перемещается все, что только можно: усы и платья дам, но никак не лица. На это стоит обратить внимания. Автор делает акцент, снова же, на призрачности города и его тленности. Он призывает не верить проспекту и населенному пункту.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что город Петербург в произведениях данного автора – это уничтожение всего, что живет и дышит, а также власть умершего над существующим.

Образ Петербурга в произведениях Николая Васильевича Гоголя

В Петербург Николай Гоголь приехал девятнадцатилетним юношей. Как провинциал, он ожидал от столицы особых чудес и красот. Отчасти это нашло свое отражение в первых повестях писателя «Ночь перед Рождеством» и «Пропавшая грамота». Для сельского кузнеца Вакулы Петербург – это нечто невозможное, удивительное и потрясающее.

Гоголь передает эмоции героя через свет и звук: стук, крики, громыхание, слепящие огни фонарей. Кузнец, прилетевший в столицу на черте, ощущает себя внутри стремительного водоворота людей и зданий: «мосты дрожали», «форейторы кричали», «кареты летали».

Великолепный дворец, роскошные одежды придворных, могущественная императрица, исполняющая желания – все это напоминает сказку.

Совсем иначе представлен Петербург в «Ревизоре». В пьесе четко прослеживаются два разных взгляда на город: описание столичной жизни слугой Осипом и фантазии Хлестакова. Петербург Осипа вполне реален. Катание на извозчике, цирковые представления, поход в театр, вежливое «галантерейное» обхождение очень нравятся непритязательному слуге.

В мечтаниях Хлестакова столица представлена как город роскоши, богатства и чинопочитания. Петербург отчасти идеализирован, иллюзорен, поскольку мошенник лишь воображает, как он хотел бы жить. Но в этих двух представлениях о Петербурге уже намечается контраст между городом богатых и городом бедных, который найдет развернутое воплощение в «Петербургских повестях».

  Василий Шукшин – писатель, режиссер и актер. Досье

Гоголь не собирал произведения о Петербурге в единый сборник. Такое название закрепилось позже.

К «Петербургским повестям» литературоведы относят: «Нос», «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Невский проспект». В этих произведениях читатель четко видит две противоположные стороны города на Неве.

Один Петербург – с яркими огнями проспектов, дорогими магазинами, нарядной публикой и щегольскими экипажами. Второй – словно серая тень первого, нищий, грязный, обездоленный.

Город «значительных лиц», блестящий и богатый, скрывает под внешним лоском суету и бездуховность.

Автор описывает в «Невском проспекте», как по тротуару движутся шляпки, усы и сюртуки, словно у этих людей нет лиц. Здесь царят меркантильность и бюрократия.

Человек превращается в некий символ, основные признаки которого – деньги и чин. Красота и блеск фальшивые, показные, а за ними – пустота, порок, ложь.

«О, не верьте этому Невскому проспекту, – говорит писатель. – Все обман, все мечта, все не то…» Жизнь Петербурга похожа на призрачный сон. Город подавляет человека, лишает его души. Так, художник Чартков из повести «Портрет» меняет талант на деньги, а художник Пискарев из «Невского проспекта» кончает жизнь самоубийством.

Петербург «маленьких людей», искалеченных человеческих судеб наиболее ярко описан в «Шинели». «Вечный титулярный советник» Акакий Акакиевич Башмачкин опустошен и унижен до крайности. Его главная мечта – шинель. Отняв ее у Башмачкина, равнодушный город лишает чиновника и смысла жизни. Никто не сочувствует несчастному, его смерть даже не замечают.

Разительно отличается образ Петербурга в раннем и позднем периодах творчества Гоголя. В «Мертвых душах» столица представлена как город дьявола.

Нагромождение вещей, столпотворение людей различных национальностей, угрюмая казенщина канцелярий, мрачные дома, висящие в воздухе мосты вызывают ассоциации с библейским Вавилоном.

Этот город нравственно калечит людей, а затем убивает их или превращает в преступников.

В Петербурге Гоголя возможно все: нос отправляется гулять по улицам, призрак Акакия Башмачкина снимает с прохожих шинели, а портрет изменяет судьбы людей. Но мы воспринимаем эти фантастические сюжеты как нечто вполне обычное. В них Петербург является таинственной каменной громадой, «полной всяческой чертовщины». Запредельное и реальное переплетаются так, что их нельзя разделить.

Образ многоликой изменчивой столицы, созданный Гоголем, удивителен и своеобразен. Он так точно отражает душу Петербурга, что остается лишь повторить вслед за Владимиром Набоковым: «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».

  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • Гоголь Николай Васильевич, краткая биография
  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • Образ маленького человека в произведениях Гоголя
Читайте также:  Анализ повести «Выстрел» (А.С. Пушкин)

По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Сочинение на тему: Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (кратко)

Петербург – город, воспетый поэтами и писателями разных лет.

У него много лиц и имен, его называют «Северной Венецией», «Городом белый ночей», «Культурной столицей России», о нем слагают легенды, художники мечтают написать его в своих картинах, им восхищаются, его боготворят.

Это не просто город – это колыбель искусства. Почему же в своем произведении Федор Михайлович Достоевский показывает его иным, снимая с него богатое убранство?

Знакомиться с образом Петербурга читатель начинает с первых страниц романа. Автор уделяет особое внимание деталям созданного облика, чтобы наиболее точно передать влияние города на мысли героев.

Но это не просто образ — это полноценный герой, характер которого раскрывается на протяжении всего романа.

Важное место в описании автор отдает цветам, запахам и звукам, как будто пытаясь задействовать все органы чувств читателя для создания полной картины.

Петербург – мучительный, враждебный, равнодушный. Этими словами Ф.М. Достоевский описывает не только город, но и людей, которые живут в нем, связывая их одной неразрывной нитью. Автор показывает настоящие лица и трагедии того времени.

Созданный образ отвечает на многие вопросы читателя. Нищета, пьянство, безработица — вот условия, которые подталкивают людей на совершение убийств, грабежей и занятие проституцией. В этом городе нет места любви, жалости, сочувствию и счастью. Нищета нарисовала всем жителям одно лицо.

Город давит на Раскольникова, он видит вокруг себя только боль и опустошение, а реальная жизнь кажется кошмаром. Автор отводит особое место его комнате, называя ее «крошечной клетушкой», тем самым подчеркивая безысходность героя. «Желтенькие, пыльные и всюду отставшие от стен обои…» — олицетворение сумасшествия и болезненных мыслей, которые приходят ему в голову.

Ф.М. Достоевский выбрал образ Петербурга именно таким, чтобы подчеркнуть социальное неравенство и разложение общества. В романе поднята проблема страданий и боли низших слоев общества, ярким обликом которых стал и город, в котором они проживают – Петербург.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (кратко)» читают:

  Краткое содержание Игроки – Гоголь Николай Васильевич

  • Сочинение на тему «Значение сна Раскольникова на каторге»
  • Сочинение на тему: Образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
  • Сочинение на тему: Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
  • Сочинение на тему «Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем»
  • Популярные страницы
  • Сочинение по картине Рылова «В голубом просторе», 3 класс
  • Свою картину «В голубом просторе» советский художник-пейзажист Аркадий Александрович Рылов написал в 1918 году. Это было тяжёлое для нашей страны Читать далее…
  • Сочинение на тему «Зимнее утро»

Зимним утром необыкновенно красиво, особенно если стоит солнечная погода. Ранним утром на ветвях деревьев ещё можно увидеть иней. Деревья стоят Читать далее…

  1. Сочинение на тему «Смелость и трусость»
  2. С самого раннего возраста мы начинаем понимать, что такое смелость и что такое трусость, что быть смелым – это хорошо, Читать далее…
  3. Сочинение на тему «Чем можно пожертвовать ради любимого человека?»

Что такое любовь? Извечный вопрос, на который нет точного ответа. Сколько стихов о любви написано? Сколько книжек напечатано? Даже если Читать далее…

Сочинение на тему «Любимый день недели»

Мой самый любимый день недели – пятница. Наверное, в этом я не очень отличаюсь от других людей. Ведь пятница – Читать далее…

Сочинение на тему «Доброта – это проявление силы или слабости?»

Доброта касается души, выходит за рамки языка и соединяет людей на первичном уровне. Выросшая в католической семье, я много слышала Читать далее…

Сочинение на тему: Образ Петербурга в повести Портрет, Гоголь

­Главная>Сочинения по произведению Портрет

Образ Петербурга

31 предложение/ 404 слова

Повесть Гоголя «Портрет» состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой части мы узнаем о молодом художнике, который однажды приобретает в картинной лавке загадочный портрет. А во второй, автор рассказывает о причинах сверхъестественных способностей данного портрета. Мистика и реальность в произведениях Н. В. Гоголя зачастую сливаются в одно и трудно разглядеть грань между ними.

Между тем, автор очень трепетно рисует город, в котором провел значительную часть своей жизни. Петербург присутствует во всех его произведениях, написанных в 30-е годы XIX века. Поэтому они так и называются – «Петербургские повести».

Образ города он часто передает через звуки или свет. Например, через звук колес, свист снега, полет карет, дрожь мостов, мелькание и суету.

В глазах автора это странный город, живущий обманом и ложью, признающий только деньги, не дающий возможность развиться таланту.

К тому же, это безликий город, в котором практически нет личностей, только толпа. Даже главных героев Гоголь не хочет наделять именами. Они для него просто художники, музыканты или ростовщики.

Единственный персонаж повести «Портрет», которого он удостоил именем, это молодой Чартков. И то он это сделал, чтобы подчеркнуть присутствие злых чар, чреватых чертовщиной.

К сожалению, не с лучшей стороны автор описывает этот царственный город.

Уже в первой части мы видим, как много трудится бедный художник, но в какой нищете прозябает.

У Чарткова есть очевидный талант и он прикладывает немало усилий, чтобы развивать его, но всякий раз сталкивается с непониманием и низкой оценкой своих работ.

А когда дело доходит до каких-нибудь иностранных мастеров, которые в два штриха создают «шедевры», такие работы общество, окружающее его, признает и восхваляет. Оттого художнику еще больнее и неприятнее.

В один день на него нежданно сваливается таинственное и мистическое богатство. В рамке портрета, который он приобрел за двугривенный в картинной лавке, оказывается мешочек с тысячей червонцев. Эти деньги становятся его начальным капиталом и стартом к новой жизни. Не зная, что портрет несет в себе злую энергию, Чартков фактически продает душу дьяволу за материальное благосостояние.

Во второй части автор рассказывает о другом молодом художнике из Коломны, который наоборот борется со злом и готов заплатить за свою цель немалые деньги. Художник Б.

по просьбе отца, нарисовавшего этот злосчастный портрет, хочет найти и уничтожить его, чтобы освободить людей от дальнейших несчастий.

Так, незаметно, на протяжении всего произведения проходит нить сравнений: разные характеры, разные города, разные судьбы.

«Петербургские повести» Гоголя учат нас ценить собственные моральные устои и не поддаваться соблазну денежной мишуры и богатства. Автор не раз подчеркивал, что человек, которого интересуют одни только деньги, самый несчастный на Земле.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Портрет, Гоголь
  • Характеристики главных героев произведения Портрет, Гоголь
  • Краткое содержание Портрет, Гоголь
  • Краткая биография Николая Гоголя

23. Образ Петербурга в повести Гоголя «Портрет»

Тема города является
одной из основных тем в творчестве
Гоголя. В его произведениях мы встречаем
разные типы городов: столичный –
Петербург – в “Шинели”, “Мертвых
душах”, “Вечерах на хуторе близ
Диканьки”; уездный в “Ревизоре”,
губернский в “Мертвых душах”.

Город
для Гоголя – это странный, алогичный
мир, лишенный всякого смысла. Жизнь
города пуста и бессмысленна. Особенно
ясно эта идея выражена Гоголем в образе
Петербурга, созданном в целом ряде его
произведений.

Противоречия, с которыми
были связаны возникновение и развитие
Петербурга, послужили источником мифов
об этом городе.

Весь сюжет повести
“Портрет” разворачивается в Петербурге.
Петербург показан лицом России. Это
место, где все действия обретали особую,
яркую окраску, это место противоречий
и контрастов бедности и богатства.

Ярким
примером является противопоставление
Коломны, беднейшего района Петербурга
с его грязными улицами, сырыми дворами,
убогими квартирами, зловонными и темными
лестницами, и дворцов аристократов. Это
же подтверждает и судьба Чарткова,
сделавшего быструю карьеру.

Он из бедного
художника превратился в богатейшего
модного живописца, погубив при этом
свой талант.

На два полюса
разделены и жители столицы. С одной
стороны, это несчастный осадок
человечества, “пепельные”, по выражению
Гоголя, люди: выслужившиеся кухарки,
отставные чиновники, актеры, пьянствующие
старухи.

С другой стороны, это светские
люди: дамы, утомленные балами, чиновники,
военные, штатские – лица без души,
имеющие одни мундиры, корсеты, фраки и
занятые бесконечными обедами, галереями,
гуляньями. Для Гоголя Петербург – это
город преступлений, насилия, тьмы, город
ада, где человеческая жизнь ничего не
значит. Петербург набрасывает тень на
всю Россию.

Кажется, что жизнь в нем
внешне кипит, но жизнь эта призрачна,
это не деятельность, а пустая суета:
много людей, которые что-то делают,
суетятся, бегают туда-сюда, но непонятно,
для чего все это.

Весьма примечателен
образ ростовщика, который калечит
каждого человека, соприкоснувшегося с
ним: благородный князь становится
тираном и мучителем своей жены,
юноша-аристократ превращается в доносчика
и погибает в припадке безумства и т.д.
Этот ростовщик ассоциируется с общей
атмосферой города.

Философия всеобщего
равнодушия, безразличия к человеку,
власть денег и чинов, царящие в Петербурге,
обрекают людей на серую жизнь и гибель.
Петербург в описании Гоголя – это
страшный, непонятный, ненормальный
город, давящий на личность и убивающий
ее, город духовно мертвых людей.

Таким образом,
может Гоголь описанием Петербурга тонко
намекал на иерхическую лестницу –
помещики и крестьяне? Подразумевая под
собой, что главная беда Росси проникла
же в лучший город страны.

По городу разьезжали
кавалеры, дамы, дворяне, вельможи,
державшиеся на тысячей крепостных,
ремесленниках, батраков – бесправных,
фактически рабах своего властелина.

Членами Академий становились не те,
которые были одарены, а те, кто был знатен
и богат.

Дворцы, огромные дома дворян
резко контрастировали с ветхими
домишками, которые разваливались
буквально в труху и принадлежали людям,
с трудом зарабатывающим на кусок хлеба.

Образ Петербурга в творчестве Гоголя

Николай Васильевич Гоголь большую часть собственной жизни провел в Петербурге. Впервые в своей жизни он оказался там в возрасте девятнадцати лет.

В декабре месяце 1828 года он приехал туда, был малоизвестным и даже больше – все его ранние произведения в то время не сыскали никакой популярности, а критики оценили их крайне негативно.

Молодой писатель не отчаялся и не сдался, а за восемь последующих лет он стал очень известным, знаменитым во многих кругах и в 1836 году покинул Петербург. В дальнейшем он снова посещал свой любимый город, но уже бывал здесь не так долго, как самому хотелось бы.

Знакомство Гоголя с Петербургом

Впервые, когда юный писатель только приехал в Санкт-Петербург он жил мечтами о большем, что когда-нибудь придет время, когда он позволит себе снять квартиру с видом на красавицу Неву.

Он уверен в том, что здесь-то его жизнь кардинально изменится и мечтает об этом все больше. Тем не менее, пока ему это не удается, ему приходится поселиться в скромном районе дома аптекаря Трута, а потом он переехал на известную Мещанскую улицу.

Как сам писатель отзывается о ней, она была: «Улица табачных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф».

Собственно, писатель не теряет возможности поделиться собственными мыслями и насчет дома, где он проживает – дома каретного мастера Йохима.

В своих письмах он говорит, что дом этот содержит в себе людей совершено разных сословий, здесь есть: 2-е портных, одна маршанд де мод, мастерская сапожника, чулочного фабриканта, склеивающего битую посуду, декатировщика и красильщика, кондитерскую, мелочную лавку, магазин сбережения зимнего платья, табачную лавку и др.

Читайте также:  Анализ рассказа Чехова «О любви»

В мыслях Гоголя город всегда был каким-то уникальным, идеальным, таким, который обладал притягательной, особой душевной атмосферой. Впоследствии Рим смог заменить Гоголю Петербург, но только отчасти. Все-таки он снова и снова возвращался на Родину.

Несмотря на кажущуюся красоту, после Украины, Петербург оказался для Гоголя каким-то серым, тяжелым и мрачным, но своей атмосферы он от этого не утерял. Можно сказать, что писателя гипнотизировало именно величие Петербурга, из-за чего он старается практически не замечать всех его недостатков.

Популярные сочинения

  • Сочинение Где лучше жить: в городе или в деревне Некоторые люди стараются переехать из деревни в большой, крупный город, а еще лучше – в столицу. Особенно города нравятся молодым людям. Там расположены престижные учебные заведения. Есть много мест для отдыха и досуга.
  • Сочинение Описание картины Портрет Милы Хабарова (7 класс) Валентин Хабаров — один из известных и удивительных художников. Он очень тонко передаёт своё задуманное и искусно выражает эмоции на лицах в картинах. Также Хабаров главное значение уделяет и обстановке
  • Сочинение Добрый человек в моей жизни (4, 6.ю 9 класс) В моей жизни встречалось много добрых людей. Но я хочу выделить из них самого главного – это моя мама. Самый добрый и близкий человек в жизни, которого всегда интересуют твои вопросы и проблемы.

Петербург и Гоголь

В творчестве Гоголя Петербург появляется регулярно. Это, пожалуй, один из самых ярких, важных мотивов в его произведениях. Николай Васильевич упоминает о Петербурге: в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», в комедии «Ревизор», в «Повести о капитане Копейкине» из «Мертвых душ», в цикле петербургских повестей.

Неплохое впечатление писателя о Петербурге можно увидеть в произведении «Ночь перед Рождеством»: «…вдруг заблестел перед Вакулой Петербург… Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены, окна обратили на него свои бесчисленные очи…».

Таким образом писатель как бы говорит нам о городе-сказке, обладающим неведанными чудесами, неповторимыми красотами, с дворцами и различными садами. Вместе с этой красотой писатель рассказывает о Петербурге, как о некоем призрачном городе, где все довольно зыбко, люди, не замечают друг друга.

Можно сказать, что этот город для него одновременно обладает какой-то притягательной красотой, но и безобразием, имеет в себе что-то величественное и в то же время низкое.

Писатель совершенно уверен в том, что в этом городе с легкостью может происходить что-либо невероятное и удивительное, в частности, например, нос майора Ковалева, который живет своей жизнью, отдельно от своего владельца и чувствует себя вполне неплохо.

Анализ «Игроки» Гоголя Писатель не упускает возможность рассказать читателям и о бюрократической «машине», но, конечно, использует для этого сугубо сатирическую форму. На секрет, что сам основатель Петербурга – Петр Первый предпринял первые шаги, создав табель о рангах.

У Гоголя по красочным и шикарным улочкам Петербурга ходит несчастный, обделенный самой жизнью чиновник по имени Акакий Башмачкин. Именно бюрократия и чиновники доводят героя до состояния полнейшего отупления. Герой знакомится с оборотной стороной города, которая, как можно догадаться, совсем ему не по вкусу.

Петербург – город контрастов, где каждому намного тяжелее будет голодать, нежели чем заработать себе денег на шинель. Башмачкин же и погибает от рук этой самой бюрократической машины, после встречи с неким значительным лицом.

Таким образом писатель ставит окончательную точку над самым страшным, что происходит в Петербурге – здесь все его красоты выставлены на показ, зато вот его грязь скрыта далеко, но абсолютно каждый может с легкостью познакомиться с нею поближе и устрашиться от этого.

Собственно, тема контрастов Петербурга раскрывается и в другом произведении Гоголя – повести «Невский проспект». Этот аспект в повести рассказывается еще лучше, глубже. Писатель, в самом начале произведения восхищается величественностью Петербурга, его красотами.

Он буквально восклицает, что нет ничего лучшего, нежели чем Невский проспект, как минимум в самом этом городе. Гоголь рассказывает, что герой повести видит только мелькающие усы, различные шляпки, рукава и сюртуки, зато за всем этим не заметно ни одного лица.

Писатель пытается подчеркнуть отсутствие души в этом мире, в городе, что остались только те «шляпки», а сам живой человек где-то пропал, бесследно исчез.

  Николай Гоголь – Петербургские повести

Великолепие города, красота самих людей, все самое хорошее, что есть в городе – оно выставлено на показ и это заметит каждый, причем невооруженным глазом. За всем этим прячутся грязные дворы, подвалы, беднота, множество публичных домов.

В конце произведения мысли героя изменяются на прямопротивоположные. Если раньше Невский проспект для него олицетворял нечто красивое, даже в какой-то мере благородное, о теперь он просто старается получше укутаться в собственном плаще, когда прогуливается по нему.

Он старается не взирать даже глазком на окружающие его здесь предметы, ибо все, что есть вкруг – ложь, фарс, обман и обычная мечта, которая, скорее всего, никогда не сбудется.

В произведении «Шинель» нам рассказывают о простом человеке, который имеет лишь одну, простую мечту и именно ради нее он идет наперекор самому себе – служит в департаменте. Конечно, ему удалось добиться своей мечты, благодаря своему терпению, но и порадоваться приобретению долго ему не получилось.

Виноваты во всем те же чиновники – «люди с усами» отобрали его мечту и именно таким образом Петербург на своих беспредельных просторах погубил еще одного «маленького» человека.

Как ни было бы это странно, но Гоголь нашел свой «приют» далеко не в Петербурге. Он нашел его в Риме и именно здесь он понял, что вот – это город его мечта, тот, о котором он так много думал. В Риме же он проводит большую часть своего времени, начиная с 1836 года. Здесь же он по большей части пишет свои самые популярные и известные произведения.

В Петербург же он возвращается лишь за тем, чтобы представит миру свои детища, и вновь понять то, как он был раньше не прав, что Петербург – иллюзия. Сам же Гоголь, после поездки в Рим, говорил: «Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – все это мне снилось».

Только в Риме он смог по-настоящему проснуться, нашел свою мечту и наконец-таки перестал гоняться за призраком.

Трагическое лицо Петербурга в повести Гоголя «Невский проспект»

Остановив свой выбор на этой теме, я исходила из своего личного отношения к творчеству этого писателя, чьи произведения привлекают меня необычностью сюжетов, яркостью, четкостью и выразительностью языка, своеобразием авторского взгляда на мир.

Особое впечатление произвела на меня повесть «Невский проспект». Я считаю, что здесь наиболее отчетливо отразилась гоголевская концепция Петербурга — «самого предумышленного города на свете».

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет

все», — так начинает Гоголь свое повествование. Подчеркнуто эмоционально, восторженно говорит он о той роли, которую играет проспект в жизни каждого петербуржца.

Невский оказывается не просто улицей — «красавицей нашей столицы», он — главное действующее лицо, вершитель человеческих судеб.

Может показаться, что Гоголь искренне верит в способность «всемогущего Невского» объединять людей («только здесь житель Петербуржской или Выборгской части может встретить своего приятеля, у которого не бывал несколько лет»). Но вскоре наши иллюзии рассеиваются.

Мы видим, что проспект проводит четкую

грань между различными социальными группами, которые все появляются здесь, но только в разное, строго определенное время. С самого раннего утра по улице «плетется нужный народ»: «русские мужики, спешащие на работу», «сонный чиновник. с портфелем под мышкою».

Часам к двенадцати Невский проспект становится «педагогическим Невским проспектом»: сюда «делают набеги гувернеры всех наций со своими питомцами». Послеобеденное время — время прогулок аристократии и «чиновников по особенным поручениям». Невский соединяет жителей Петербурга, но не объединяет их.

Гоголь рисует образ странного сообщества людей, рожденного современным городом. Единственное, что их связывает, — это желание праздности. Именно тем притягателен для них Невский проспект, что от него «пахнет одним гуляньем»: «Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него (проспект), верно, позабудешь о всяком деле».

Автор показывает, как выхолащивает этот идол петербуржцев сущность людей, изменяя их мировосприятие.

Человек здесь теряется из виду, «тонет» в «видном» мире; объектом же внимания становятся «сапоги», «фалды» и другие атрибуты его успеха, положения, богатства: вместо людей по Невскому проспекту важно прохаживаются «щегольской сюртук с лучшим бобром», «греческий прекрасный нос», «превосходные бакенбарды», «пара хорошеньких глазок и удивительная шляпка».

Постепенно образ Невского проспекта наполняется символикой, становится таинственным, полуреальным-полуфантастическим. Это происходит, «как только сумерки упадут на домы и будочник. вскарабкается на лестницу зажигать фонарь».

Ночью «лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет», а в поступках людей чувствуется «что-то чрезвычайно безотчетное».

Сам Невский «оживает и начинает шевелиться», преображается, освещается новым, каким-то демоническим светом.

Гоголь подводит читателя к пониманию главной мысли своего произведения, которая будет прямо сформулирована в финале. «О, не верьте этому Невскому проспекту!» Здесь «все обман, все мечта, все не то, чем кажется».

Яркой иллюстрацией к этому утверждению являются две истории, лежащие в основе сюжета повести. Главным героем одной из них становится поручик Пирогов, другим — петербургский художник Пис — карев.

Герои противопоставлены друг другу: Пирогов исполнен амбиций и цинизма («Знаем мы вас всех»), Пискарев скромен, кроток, застенчив.

Однако истории их, в которых ощущается власть Невского проспекта, схожи.

И тот и другой обманываются в своих ожиданиях, связанных с чувством к женщине. Вот Пискарев встречает прекрасную незнакомку.

«Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прекраснейший лоб осенен был прекрасными, как агат, волосами Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грез. Все, что.

дает мечтание и тихое Вдохновение при светящейся лампаде, — все это, казалось, слилось и отразилось в ее гармонических устах». Каково же оказывается. разочарование героя, когда он обнаруживает в этом «гении чистой красоты» черты самого грязного порока.

  Фадеев Александр Александрович, краткая биография

Гоголь подчеркивает всю нелепость, противоестественность, несоединимость того, что каким-то, непостижимым образом оказывается соединенным в действительности.

Улыбку Мадонны сменяет на лице красавицы улыбка, исполненная «какой-то жалкой наглости; она. так же шла ее лицу, как идет выражение набожности роже взяточника или бухгалтерская книга поэту».

«Лучше бы ты вовсе не существовала», — «растроганный, растерзанный, с слезами на глазах», — думает Пискарев.

Не менее обманчив образ блондинки, за которой последовал второй герой. Она сразу производит на читателя впечатление пустого, но «легонького» и «довольно интересного созданьица».

Пирогов не сомневается в успехе («Ты, голубушка моя!») и вдруг, неожиданно для самого себя, получает суровый отпор от этого «бессмысленного» существа, которое защищено от всякого рода соблазнов немецкой «аккуратностью» в чувствах и преданностью мужу — грубияну и пьянице.

Невский проспект не только развращает, он губит все чистое, светлое, ломает человеческие судьбы. Не выдержав «вечного раздора мечты с существенностью», сводит счеты с жизнью носивший в душе своей «искры чувства, готовые. превратиться в пламя» художник Пискарев.

Зато порыв Пирогова, поначалу вознамерившегося жестоко отомстить за «ужасное оскорбление», сам собою «как-то странно» для героя, но очень логично для читателя угасает в кондитерской: «съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении».

В повести «Невский проспект» Гоголь создает искаженный, «перевернутый» мир, утверждающий в сознании людей «перевернутые» ценности.

«Далее, ради Бога, далее от фонаря и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо», — таким напутствием заканчивает повесть Н. В. Гоголь, глубоко переживавший за судьбу России, страстно мечтавший нарисовать образ «положительно прекрасного» чеповека, но посвятивший свою музу разоблачению порока, в какие бы блестящие одежды он не рядился.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Ссылка на основную публикацию