Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Шинель»

В цикле петербургских повестей Гоголя Петербург показан через чиновничий класс. Это праздный, порочный и неискренний город, где такие люди, как Акакий Акакиевич и капитан Копейкин, совершенно беззащитны, а нос майора Ковалева делает успешную карьеру.

В «Шинели» читатель видит набросок городского пейзажа, когда Акакий Акакиевич идет в гости чуть ли не первый раз в жизни.

Гоголь показывает Петербург не только как город, где человека распознают по одежде, а еще и город, где каждому по рождению и социальному положению суждено жить в определенной части города: «Сначала надо было Акакию Акакиевичу пройти пустынные улицы с тощим освещением, но по мере приближения к квартире чиновника улицы становились живее, населенней и сильнее освещены».

Далее Гоголь описывает три вида транспорта: «реже встречались ваньки с деревянными решетчатыми своими санками, утыканными позолоченными гвоздочками, — напротив, все попадались лихачи в малиновых бархатных шапках, с лакированными санками, с медвежьими одеялами, и пролетали улицу, визжа колесами по снегу, кареты с убранными козлами».

Гоголь часто пишет о Петербурге как о каком-то городе-мираже, городе- обмане. После двух бокалов шампанского Акакию Акакиевичу самая обычная женщина, может быть, даже легкого поведения, показалась прекрасной, он «даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою, которая, как молния, прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения».

Но начиная с момента кражи шинели, меняется вся жизнь Акакия Акакиевича. Ему советуют обратиться к одному значительному лицу. Гоголь много раз повторяет словосочетание «значительное лицо», на протяжении 20 строк пять раз, и в комическом сочетании: «.

а лучше всего, чтобы он обратился к одному значительному лицу, что значительное лицо, спишась и сносясь с кем следует, может заставить успешнее идти дело. Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу. Какая именно и в чем состояла должность значительного лица, это осталось до сих пор неизвестным.

Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом». Гоголь говорит, что у «значительного лица» нет имени, а есть лишь социальная принадлежность, и то неопределенная. Далее Гоголь говорит, что значительное лицо — хороший человек, «но генеральский чин совершенно сбил его с толку».

Лицо отчитывает Акакия Акакиевича за несоблюдение процедуры прошения, и, когда Акакий Акакиевич высказал мнение, что «секретари того. ненадежный народ.

», значительное лицо начинает кричать на Башмачкина: «Откуда вы набрались такого духу? откуда вы мыслей таких набрались? что за буйство такое распространилось между молодыми людьми против начальников и высших!». Здесь в очередной раз автор подчеркивает, что основой светской этики в Петербурге является чинопочитание, уважение к процедурам и верность системе.

Акакий Акакиевич, находясь в сильнейшем потрясении после разговора со значительным лицом, простудился, пришел домой, «весь распух и слег в постель». Вызванный врач «тут же объявил ему чрез полтора суток непременный капут».

Умирает герой в бреду, но в бреду есть намек на речь — никому не понятный и ни до кого не дошедший протест, бессильный и безрезультатный: он «сквернохульничал, произнося самые страшные слова, так что старушка хозяйка даже крестилась, отроду не слыхав от него ничего подобного, тем более что слова эти следовали непосредственно за слогом «ваше превосходительство»».

Петербург остался без Акакия Акакиевича и не заметил утраты. Далее Гоголь пишет, что в Петербурге появляется привидение в виде Акакия Акакиевича, которое настигает значительное лицо: «Вдруг почувствовал значительное лицо, что его ухватил кто-то весьма крепко за воротник.

Обернувшись, он заметил человека небольшого роста, в старом поношенном вицмундире, и не без ужаса узнал в нем Акакия Акакиевича». Привидение даже разговаривает со значительным лицом: «А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, — отдавай же теперь свою!».

Гоголь не без иронии пишет, как при этом «значительное лицо чуть не умер», растеряв от страха всю свою значительность, «мужественный вид» и «богатырскую наружность».

Есть в речи привидения и речи покойного Акакия Акакиевича некое сходство, но призрак говорит более складно, чем Башмачкин. На генерала подействовало привидение: «Это происшествие сделало на него сильное впечатление.

Он даже гораздо реже стал говорить подчиненным: «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?»; если же и произносил, то уж не прежде, как выслушавши сперва, в чем дело». Далее повествователь передает городские слухи о том, будто по городу гуляет привидение. Гоголь с помощью фантастики стремится восстановить справедливость, навести подобие справедливости.

В «Ревизоре» он для этого показывает немую сцену, в «Шинели» прибегает к фантастике. Он это делает сознательно, ведь это единственный возможный способ изменить действительность.

Гоголь делает следующий после Пушкина шаг в развитии жанра петербургской повести. Хоть у Пушкина и есть инородный Петербург, которого нет у Гоголя, но самое главное — то, что у Гоголя, как и у Пушкина, присутствует сострадание к маленькому человеку, призыв к добру, любви и принятию.

Пушкин и Гоголь идут к этому разными путями, так как у Пушкина произведение в стихах, и он мог себе позволить авторское «я». У Гоголя объективная картина произведения, но повествователь, несмотря на форму третьего лица, очень близок к герою.

Повествователь ведет игру с читателем: он припоминает дату рождения Акакия Акакиевича, рассказывает городские слухи, но самое для него главное — сделать так, чтобы читатель проникся к герою состраданием.

И Пушкин, и Гоголь в своих петербургских повестях делают Петербург и фоном, и местом действия, и героем. Оба писателя соединяют реалистичность с фантастикой.

Презентация на тему : "Изображение Петербурга в Повести Н.В. Гоголя " Шинель"

Слайд 1

Тема: Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Шинель». С.Кушалино 2014 г . Работу выполнила Безверхняя Кристина. МОУ « Кушалинская СОШ»

Слайд 2

Гоголь мечтал о жизни в Петербурге, но город встретил его враждебно. Часто не хватало денег даже на самое необходимое. Мечты о столичной жизни.

Слайд 3

Для Гоголя не важен статус города, он показывает нам, что жизнь во всех русских городах одинакова, и не важно, Петербург ли это или губернский город N. Город для Гоголя — это странный, алогичный мир, лишенный всякого смысла. Жизнь города пуста и бессмысленна.

Слайд 4

Способы создания образа Петербурга. В повести «Шинель» образ Петербурга создается при помощи описания грязных улиц, сырых дворов, убогих квартир, зловонных лестниц, «проникнутых насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза», серых невзрачных домов, из окон которых выливаются помои.

Стихия у Гоголя тоже играет важную роль в раскрытии образа Петербурга: зима продолжается чуть ли не круглый год, дует постоянный ветер, леденящий, фантастический, непрекращающийся холод сковывает все. У Гоголя субъективное ощущение превращается в объективную реальность, время как бы останавливается, и холод начинает восприниматься как непреходящее состояние Петербурга.

Нечто подобное происходит и с ветром, который, «по петербургскому обычаю», дует сразу «со всех сторон».

Слайд 5

Мотив холода в повести. Мотив холода, как отмечает С. Г. Бочаров, легко переходит из физического мира в «нравственное пространство петербургских повестей». Происходит это и в самой «Шинели», где гибель героя среди холода и мрака бесконечной зимы соотносится с холодом бездушия, окружавшим его всю жизнь.

Эта философия всеобщего равнодушия, безразличия к человеку, власть денег и чинов, царящие в Петербурге, превращают людей в «маленьких» и незаметных, обрекают их на серую жизнь и гибель. Петербург делает людей нравственными калеками, а потом убивает их.

Для Гоголя Петербург — это город преступлений, насилия, тьмы, город ада, где человеческая жизнь совсем ничего не значит. Это город, похожий на страшный сон. В описании Петербурга важную роль играют фантастика и гротеск Гоголя.

Образ адского города достигается оживлением неодушевленных стихий: мороз, который продолжается почти год, ветер, который дует сразу с четырех сторон.

Слайд 6

Савва Бродский. В холодных пространствах Петербурга.

  • Слайд 7
  • Одиночество человека в большом городе.
  • Слайд 8

Из окон домов выбрасывался всякий мусор. И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки и тому подобный вздор .

Слайд 9

Будничная жизнь города. На улице все еще было светло.

Кое-какие мелочные лавчонки, эти бессменные клубы дворовых и всяких людей, были отперты, другие же, которые были заперты, показывали, однако ж, длинную струю света во всю дверную щель, означавшую, что они не лишены еще общества и, вероятно, дворовые служанки или слуги еще доканчивают свои толки и разговоры, повергая своих господ в совершенное недоумение насчет своего местопребывания…Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались еще глуше и уединеннее: фонари стали мелькать реже — масла, как видно, уже меньше отпускалось; пошли деревянные домы , заборы; нигде ни души ; сверкал только один снег по улицам, да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки. Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею. Вдали, Бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке, которая казалась стоявшей на краю света. Веселость Акакия Акакиевича как-то здесь значительно уменьшилась. Он вступил на площадь не без какой-то невольной боязни, точно как будто сердце его предчувствовало что-то недоброе. Он оглянулся назад и по сторонам: точное море вокруг него. «Нет, лучше и не глядеть», — подумал и шел, закрыв глаза, и когда открыл их, чтобы узнать, близко ли конец площади, увидел вдруг, что перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами, какие именно, уж этого он не мог даже различить.

Читайте также:  Тема любви в произведении а. и. куприна «олеся»

Слайд 10

Ветер – самый лютый враг петербургской бедноты. Он шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель …

Изредка мешал ему, однако же, порывистый ветер, который, выхватившись вдруг Бог знает откуда и невесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывая ему туда клочки снега, хлобуча , как парус, шинельный воротник или вдруг с неестественною силою набрасывая ему его на голову и доставляя, таким образом, вечные хлопоты из него выкарабкиваться.

  1. Слайд 11
  2. Обложка повести.
  3. Слайд 12

Мечта шинели. Перед ограблением.

  • Слайд 13
  • Сцена ограбления.
  • Слайд 14
  • Ограбление.
  • Слайд 15
  • Акакий Акакиевич на пустынной улице.
  • Слайд 16
  • Вечерний Петербург
  • Слайд 17
  • Если в раннем творчестве Гоголя Петербург — это сказочный город, то в зрелом — это мрачный, страшный, непонятный, ненормальный город, давящий на личность и убивающий ее, город духовно мертвых людей.

Образ Петербурга в повести “Шинель” – описание темы с цитатами Гоголя

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Образ Петербурга в повести Шинель

Город Петербург можно встретить во многих произведениях Н.В. Гоголя, а в ряде повестей, названных петербургскими, он играет значительную роль. К ним относится и повесть «Шинель».

С самого начала «Шинели» становится понятно, что мрачный и холодный город – враг главного героя. Акакий Акакиевич беден, работает переписчиком в одном из многочисленных городских департаментов. Автор не упоминает, в каком именно, акцентируя внимание на том, что таких мест в Петербурге много.

Также писатель не дает имен коллегам Башмачкина, а высокопоставленного чиновника называет «значительное лицо». Все остальные действующие лица словно сливаются с образом города, как типичные проявления Петербурга.

Это помогает проследить явный конфликт между маленьким человеком и огромным равнодушным городом.

Петербург в «Шинели» – это грязные улицы, пропахшие «спиртуозным запахом» черные лестницы, помои, выбрасываемые прямо на дорогу, крошечные квартирки, в которых не живут, а только существуют.

В описании Петербурга автор использует палитру темных и унылых цветов. Здесь властвуют оттенки серого, черного и желтого, присутствует холодный белый цвет. Город, несмотря на огромное количество жителей, кажется безжизненным и пустым.

Не забывает автор и о холодном петербургском климате. От мороза страдают и занимающие высокие должности чиновники, и простые переписчики. Тема мороза – один из основных двигателей повествования. Из-за него возникает необходимость покупки новой шинели, которую затем крадут у Акакия Акакиевича. И из-за мороза усугубляется болезнь Башмачкина, приведшая к его смерти.

Образ Петербурга в повести кажется исключительно негативным. Мрачный, безжизненный и холодный город отрицательно влияет на своих жителей, приносит страдания и доводит до смерти.

Через всю повесть проходит тема одиночества человека в большом городе. Петербург, изначально окружив главного героя пустыней человеческого равнодушия, в конце концов убивает его.

Акакий Акакиевич становится одним из бесплотных призраков города, сливается с ним в одно целое.

В то же время Петербург выступает и как вершитель справедливости. «Значительное лицо», виновное в смерти Башмачкина, наказано. Город награждает его порывами ледяного ветра и бросает в лицо снег, не позволяя забыть о проступке.

Описание

Н. В. Гоголь тщательно описывает Петербург различными средствами: прямыми описаниями, через действия персонажей, которые живут в столичном городе.

Образ Петербурга рисуется с помощью описания грязных улиц, по которым идет Башмачкин, с помощью описания «черных лестниц петербургских домов», которые пропахли «спиртуозным запахом, который ест глаза», с помощью описания квартир, в одной из которых не живет, а только существует Акакий Акакиевич.

Эти цитаты позволяют сказать о том, что цвета Петербурга связаны с оттенками черного, серого и желтого. Дома – серые, и из окон всегда выбрасываются всякие помои, которые вечно прилипают на вицмундир Башмачкина.

Серый и ничтожный – вот каким предстает Петербург в повести «Шинель».

Роль городских пейзажей

Гоголь противопоставляет образ Петербурга образу родных сел Украины. Для него большой город — хищник, а за его красивыми фасадами скрываются алчность и бесчеловечность. Описывая городские пейзажи, Гоголь не зря затрагивает тему контрастов.

Можно привести массу цитат из произведения «Шинель». Читатель видит, как рядом с шикарными домами соседствуют жалкие лачуги. Так и рядом с богачами живут бедняки.

Автор выражает свое сострадание ко всем униженным и бесправным, создав на страницах повести «маленького» Акакия Акакиевича.

Через равнодушие Башмачкина к красоте Петербурга Гоголь передает его бесстрастие к жизни. Он не замечает ничего вокруг и обращает внимание только на буквы в документах, которые переписывает день за днем. Единственное, что смогло вывести Акакия из оцепенения, — нужда.

Промозглый холод Петербурга заставляет одеваться по погоде, а шинель Башмачкина требовала замены.

Покупка новой стала для героя основной целью на долгое время. Но что это за жизнь, в которой главное — приобрести шинель?

Еще материалы по повести «Шинель»:

  • Краткое содержание повести «Шинель» для читательского дневника
  • Характеристика главных героев повести Гоголя «Шинель»
  • Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Шинель» (литература, 7 класс)
  • Раскрытие образа маленького человека в повести Гоголя «Шинель»
  • Мечта и реальность в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
  • Борьба жестокости и доброты в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
  • Краткое содержание повести «Шинель» Николая Гоголя
  • История создания и анализ повести Гоголя «Шинель»
  • «Шинель» (Н. Гоголь) — цитаты для сочинения
  • Образ Акакия Акакиевича Башмачкина в повести Гоголя «Шинель»

Влияние на людей

Н. В. Гоголь с самого начала произведения дает описание Петербурга. Автор отмечает, что низенький, рябоватый, рыжеватый и подслеповатый Башмачкин имеет «геморроидальный» цвет лица, потому что «виноват петербургский климат».

Именно этот климат станет причиной ухудшения состояния больного Акакия Акакиевича: болезнь пошла быстрее «благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата».

С этим в произведении тесно связана тема мороза. Писатель подробно описывает мороз, который является «сильным врагом» всех жителей Петербурга. От него страдают не только титулярные советники, но и занимающие высшие должности.

Именно мороз, свойственный Петербургу, является двигателем действия: «капот» Башмачкина испортился в мороз, который требовал от главного героя приобретение новой шинели.

В мороз шинель Акакия Акакиевича крадут, и из-за мороза он заболевает.

Также он участвует в сценах мести Башмачкина «значительному лицу», ветер будто бы помогает Акакию Акакиевичу для того, чтобы справедливость восторжествовала.

Н. В. Гоголь «Шинель»: главный герой, содержание

Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин. Он титулярный советник, забитый и зашуганный начальством и сослуживцами. Гоголь подробно останавливается на том, как родился Башмачкин, как ему выбирали имя. Раз отец был Акакий, то и сын будет им.

Родители заранее знали, что из него выйдет титулярный советник. Такая предопределенность подчеркивает то, что Акакий Акакиевич — маленький человек, который никак не может повлиять ни на свою жизнь, ни на других людей.

Над ним жестоко издеваются коллеги, сыплют ему на голову бумажки, а он ничего не может сказать.

Главная тема повести «Шинель» — это замещение всего духовного в человеке материальным. Даже фамилия героя указывает на это. Акакий Акакиевич одержим тем, чтобы отремонтировать шинель, но портной отказывает ему. Тогда герой решает накопить денег на новую.

И вот его мечта сбылась. В новой шинели его наконец заметили, даже пригласили в гости к одному столоначальнику. Наконец Акакий Акакиевич почувствовал себя полноценным. Но на обратном пути с него сорвали его новое одеяние.

Ему в этот момент казалось, будто снимали не одежду, а часть него. Убитый горем герой решает идти к «значительному лицу», но тот орет на него. После этого происшествия у Башмачкина ухудшается здоровье, ему мерещатся странные видения. В итоге герой умирает.

А по улицам города разгуливает призрак, который срывает шинели с прохожих.

Типичность

В начале повести Н. В. Гоголя не называется департамент, из чего следует, что этот департамент – образ собирательный, характерный для всех департаментов Петербурга. На это указывает и следующее: «все улицы и домы слились и смешались».

Образ Петербурга, к которому обращались в русской литературе довольно часто, рассматривается Н. В. Гоголем не только через пейзаж, но и через жителей города. В произведении описываются все чиновники от титулярного советника Башмачкина до «значительного лица».

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Образ Петербурга в повести «Шинель», рассмотрит собирательный образ города, который влияет на жизнь его жителей.

Образ Петербурга в повести «Шинель»

Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Шинель»

В цикле петербургских повестей Гоголя Петербург показан через чиновничий класс. Это праздный, порочный и неискренний город, где такие люди, как Акакий Акакиевич и капитан Копейкин, совершенно беззащитны, а нос майора Ковалева делает успешную карьеру.

В «Шинели» читатель видит набросок городского пейзажа, когда Акакий Акакиевич идет в гости чуть ли не первый раз в жизни.

Гоголь показывает Петербург не только как город, где человека распознают по одежде, а еще и город, где каждому по рождению и социальному положению суждено жить в определенной части города: «Сначала надо было Акакию Акакиевичу пройти пустынные улицы с тощим освещением, но по мере приближения к квартире чиновника улицы становились живее, населенней и сильнее освещены».

Далее Гоголь описывает три вида транспорта: «реже встречались ваньки с деревянными решетчатыми своими санками, утыканными позолоченными гвоздочками, — напротив, все попадались лихачи в малиновых бархатных шапках, с лакированными санками, с медвежьими одеялами, и пролетали улицу, визжа колесами по снегу, кареты с убранными козлами».

Гоголь часто пишет о Петербурге как о каком-то городе-мираже, городе- обмане. После двух бокалов шампанского Акакию Акакиевичу самая обычная женщина, может быть, даже легкого поведения, показалась прекрасной, он «даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою, которая, как молния, прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения».

Но начиная с момента кражи шинели, меняется вся жизнь Акакия Акакиевича. Ему советуют обратиться к одному значительному лицу. Гоголь много раз повторяет словосочетание «значительное лицо», на протяжении 20 строк пять раз, и в комическом сочетании: «.

Читайте также:  Подборка: Стоящая русская фантастика

а лучше всего, чтобы он обратился к одному значительному лицу, что значительное лицо, спишась и сносясь с кем следует, может заставить успешнее идти дело. Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу. Какая именно и в чем состояла должность значительного лица, это осталось до сих пор неизвестным.

Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом». Гоголь говорит, что у «значительного лица» нет имени, а есть лишь социальная принадлежность, и то неопределенная. Далее Гоголь говорит, что значительное лицо — хороший человек, «но генеральский чин совершенно сбил его с толку».

Лицо отчитывает Акакия Акакиевича за несоблюдение процедуры прошения, и, когда Акакий Акакиевич высказал мнение, что «секретари того. ненадежный народ.

», значительное лицо начинает кричать на Башмачкина: «Откуда вы набрались такого духу? откуда вы мыслей таких набрались? что за буйство такое распространилось между молодыми людьми против начальников и высших!». Здесь в очередной раз автор подчеркивает, что основой светской этики в Петербурге является чинопочитание, уважение к процедурам и верность системе.

Акакий Акакиевич, находясь в сильнейшем потрясении после разговора со значительным лицом, простудился, пришел домой, «весь распух и слег в постель». Вызванный врач «тут же объявил ему чрез полтора суток непременный капут».

Умирает герой в бреду, но в бреду есть намек на речь — никому не понятный и ни до кого не дошедший протест, бессильный и безрезультатный: он «сквернохульничал, произнося самые страшные слова, так что старушка хозяйка даже крестилась, отроду не слыхав от него ничего подобного, тем более что слова эти следовали непосредственно за слогом «ваше превосходительство»».

Петербург остался без Акакия Акакиевича и не заметил утраты. Далее Гоголь пишет, что в Петербурге появляется привидение в виде Акакия Акакиевича, которое настигает значительное лицо: «Вдруг почувствовал значительное лицо, что его ухватил кто-то весьма крепко за воротник.

Обернувшись, он заметил человека небольшого роста, в старом поношенном вицмундире, и не без ужаса узнал в нем Акакия Акакиевича». Привидение даже разговаривает со значительным лицом: «А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, — отдавай же теперь свою!».

Гоголь не без иронии пишет, как при этом «значительное лицо чуть не умер», растеряв от страха всю свою значительность, «мужественный вид» и «богатырскую наружность».

  Краткое содержание рассказа «Тупейный художник» Н. Лескова

Есть в речи привидения и речи покойного Акакия Акакиевича некое сходство, но призрак говорит более складно, чем Башмачкин.

На генерала подействовало привидение: «Это происшествие сделало на него сильное впечатление. Он даже гораздо реже стал говорить подчиненным: «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?»; если же и произносил, то уж не прежде, как выслушавши сперва, в чем дело».

Далее повествователь передает городские слухи о том, будто по городу гуляет привидение. Гоголь с помощью фантастики стремится восстановить справедливость, навести подобие справедливости. В «Ревизоре» он для этого показывает немую сцену, в «Шинели» прибегает к фантастике.

Он это делает сознательно, ведь это единственный возможный способ изменить действительность.

Гоголь делает следующий после Пушкина шаг в развитии жанра петербургской повести. Хоть у Пушкина и есть инородный Петербург, которого нет у Гоголя, но самое главное — то, что у Гоголя, как и у Пушкина, присутствует сострадание к маленькому человеку, призыв к добру, любви и принятию.

Пушкин и Гоголь идут к этому разными путями, так как у Пушкина произведение в стихах, и он мог себе позволить авторское «я». У Гоголя объективная картина произведения, но повествователь, несмотря на форму третьего лица, очень близок к герою.

Повествователь ведет игру с читателем: он припоминает дату рождения Акакия Акакиевича, рассказывает городские слухи, но самое для него главное — сделать так, чтобы читатель проникся к герою состраданием.

И Пушкин, и Гоголь в своих петербургских повестях делают Петербург и фоном, и местом действия, и героем. Оба писателя соединяют реалистичность с фантастикой.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Шинель»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Шинель»
  • для самых компанейских — Главные герои «Шинель»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Шинель»
  • для самых любопытных — Анализ «Шинель» Гоголь
  • для самых крутых — Читать «Шинель» полностью

Тест по произведению

Ирония и бездуховность

С состраданием в повести соседствует ирония. Герой не только незаметен, но и мягок до бесхарактерности.

Он слишком добр и спокоен, чтобы как-то отвечать на нападки сослуживцев и начальства. Возможность повышения по службе его пугает, поскольку ответственность в виде внесения правок в переписываемые документы кажется непосильной. Предложение другой должности остается отвергнутым. Акакий Акакиевич предпочитает свою роль жертвы, где ему комфортно.

Отсутствие духовной жизни Гоголь подчеркивает особенно. Речь Башмачкина состоит из междометий и предлогов, никаких длинных и законченных предложений нет. Единственное, перед чем он практически преклоняется, что боготворит, — новая шинель. Почти все окружающие героя люди:

  • жестоки;
  • властолюбивы;
  • не умеют сострадать.

Когда место Акакия Акакиевича освобождается, на него сразу находится другой претендент. Его отличительной чертой будет лишь красивый почерк.

Повесть «Шинель» — произведение, характерное для Гоголя. Мистическим элементом здесь будет не только появление беспокойного духа после смерти Башмачкина, но и сам Петербург.

Город оживает на страницах повести, превращаясь в злобное и враждебное существо. Прием олицетворения позволяет увидеть отношение автора ко всему происходящему и основные идеи повести.

Описание городских пейзажей помогает читателям уловить бесчеловечность и жестокость среды, где живут «маленькие люди».

Образ Петербурга в повести «Шинель», как Гоголь описывает город в произведении, примеры сочинений с описанием Петербурга

Мы подготовили для Вас несколько сочинений про образ Петербурга в повести «Шинель». Используйте наш материал для выполнения задания по литературе.

Сочинение 1

Содержание:

  • 1 Сочинение 1
  • 2 Сочинение 2
  • 3 Сочинение 3
  • 4 Сочинение 4

Город Петербург можно встретить во многих произведениях Н.В. Гоголя, а в ряде повестей, названных петербургскими, он играет значительную роль. К ним относится и повесть «Шинель».

С самого начала «Шинели» становится понятно, что мрачный и холодный город – враг главного героя. Акакий Акакиевич беден, работает переписчиком в одном из многочисленных городских департаментов. Автор не упоминает, в каком именно, акцентируя внимание на том, что таких мест в Петербурге много.

Также писатель не дает имен коллегам Башмачкина, а высокопоставленного чиновника называет «значительное лицо». Все остальные действующие лица словно сливаются с образом города, как типичные проявления Петербурга.

Это помогает проследить явный конфликт между маленьким человеком и огромным равнодушным городом.

Петербург в «Шинели» – это грязные улицы, пропахшие «спиртуозным запахом» черные лестницы, помои, выбрасываемые прямо на дорогу, крошечные квартирки, в которых не живут, а только существуют.

В описании Петербурга автор использует палитру темных и унылых цветов. Здесь властвуют оттенки серого, черного и желтого, присутствует холодный белый цвет. Город, несмотря на огромное количество жителей, кажется безжизненным и пустым.

Не забывает автор и о холодном петербургском климате. От мороза страдают и занимающие высокие должности чиновники, и простые переписчики. Тема мороза – один из основных двигателей повествования. Из-за него возникает необходимость покупки новой шинели, которую затем крадут у Акакия Акакиевича. И из-за мороза усугубляется болезнь Башмачкина, приведшая к его смерти.

Образ Петербурга в повести кажется исключительно негативным. Мрачный, безжизненный и холодный город отрицательно влияет на своих жителей, приносит страдания и доводит до смерти.

Через всю повесть проходит тема одиночества человека в большом городе. Петербург, изначально окружив главного героя пустыней человеческого равнодушия, в конце концов убивает его.

Акакий Акакиевич становится одним из бесплотных призраков города, сливается с ним в одно целое.

В то же время Петербург выступает и как вершитель справедливости. «Значительное лицо», виновное в смерти Башмачкина, наказано. Город награждает его порывами ледяного ветра и бросает в лицо снег, не позволяя забыть о проступке.

Сочинение 2

В образе славного города Петербург автор постарался показать все стороны, которые с его точки зрения, раскрывали его суть. Также, стоит сказать, что на его фоне происходят основные события в данной истории.

Ведь, центральные персонажи, вокруг которых разворачиваются действия, проживают в Петербурге, и на фоне изменений его структуры, становится понятным то, насколько значимыми они были с точки зрения сюжета. Гоголем этот город был описан невероятно подробно, и на удивление ярко и жизненно.

Он, через прямые описания, однако, с добавлением некоторой аллегории, позволил понять всю столичную жизнь, вместе с ее палитрой красок, которая содержала как печальные, так и радостные тона.

Улицы, по которым Башмачкин проходит, показаны весьма грязными и неопрятными, что говорит о том, что в данном городе никто особо не старается контролировать нормальную экологическую ситуацию.

Также, можно отметить то, что дома, находящиеся в этом городе имеют одинаковую бледноватую желтую или серую окраску, что позволяет понять тот факт, что автор видит данное место весьма унылым, однообразным и совершенно неинтересным.

Читайте также:  Характеристика Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Даже в описании внешности Башмачкина, писатель видел причастность данного города, так как его неблагоприятная атмосфера влияла на героя не лучшим образом, и цвет его кожи оставался желтоватым и нелицеприятным. Именно из-за Петербургского климата, герой не смог улучшить свое состояние, и, напротив, только ухудшил свое здоровье.

Показал Гоголь и суровую городскую зиму, которая являлась коварным врагом для всех жителей этого места.

Ведь, данное время протекает обычно весьма суровым и непростым образом, что показывает его пагубное влияние на простых людей, которые не могли существовать нормально в столь непростой период времени.

Также, можно сказать и о том, что в сюжетных линиях происходят кардинальные изменения именно тогда, когда на улицах свирепствуют морозы. Так, шинель героя была украдена именно в этот период времени, что говорит об особенном отношении автора к этому времени года.

Автор сделал образ данного места собирательным, так как хотел показать на его примере основные черты и особенности других крупных городов. Произведение получилось очень ярким, запоминающимся и поучительным, ведь оно содержит в себе смысл того, что не всегда крупные города являются показателем качественного уровня жизни.

Сочинение 3

Образ Петербурга в повести «Шинель» занимает важное место. Он является не только фоном происходящего, но и одним из персонажей, влияющим на исход событий.

Описание

Н.В. Гоголь тщательно описывает Петербург различными средствами: прямыми описаниями, через действия персонажей, которые живут в столичном городе.

Образ Петербурга рисуется с помощью описания грязных улиц, по которым идет Башмачкин, с помощью описания «черных лестниц петербургских домов», которые пропахли «спиртуозным запахом, который ест глаза», с помощью описания квартир, в одной из которых не живет, а только существует Акакий Акакиевич.

Эти цитаты позволяют сказать о том, что цвета Петербурга связаны с оттенками черного, серого и желтого. Дома – серые, и из окон всегда выбрасываются всякие помои, которые вечно прилипают на вицмундир Башмачкина.
Серый и ничтожный – вот каким предстает Петербург в повести «Шинель».

Влияние на людей

Н. В. Гоголь с самого начала произведения дает описание Петербурга.

Автор отмечает, что низенький, рябоватый, рыжеватый и подслеповатый Башмачкин имеет «геморроидальный» цвет лица, потому что «виноват петербургский климат».

Именно этот климат станет причиной ухудшения состояния больного Акакия Акакиевича: болезнь пошла быстрее «благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата».

С этим в произведении тесно связана тема мороза. Писатель подробно описывает мороз, который является «сильным врагом» всех жителей Петербурга. От него страдают не только титулярные советники, но и занимающие высшие должности.

Именно мороз, свойственный Петербургу, является двигателем действия: «капот» Башмачкина испортился в мороз, который требовал от главного героя приобретение новой шинели.

В мороз шинель Акакия Акакиевича крадут, и из-за мороза он заболевает.

Также он участвует в сценах мести Башмачкина «значительному лицу», ветер будто бы помогает Акакию Акакиевичу для того, чтобы справедливость восторжествовала.

Типичность

В начале повести Н. В. Гоголя не называется департамент, из чего следует, что этот департамент – образ собирательный, характерный для всех департаментов Петербурга. На это указывает и следующее: «все улицы и домы слились и смешались».

Образ Петербурга, к которому обращались в русской литературе довольно часто, рассматривается Н. В. Гоголем не только через пейзаж, но и через жителей города. В произведении описываются все чиновники от титулярного советника Башмачкина до «значительного лица».

Сочинение 4

В творчестве Николая Васильевича Гоголя много внимания уделяется городу Санкт-Петербург. Он выступает не только как локация разворачивающихся событий, но и как герой, одно из действующих лиц произведения. Не зря у писателя существует цикл «Петербургские повести», где город будто бы оживает и начинает активно участвовать в событиях. Особенно хорошо это заметно в произведении «Шинель».

Петербург описывается темными цветами и неприятными прилагательными. У читателя может сложиться негативное впечатление о городе после прочтения повести, но писатель хотел показать иное. В авторскую задумку входило показать читателям то, как город принимает своих жителей и влияет на них. Он не хотел чернить город или как-то принижать. Автор говорил о том, что наблюдал в жизни.

В описании Николай Гоголь использует серые, белые, черные, желтые оттенки. Город кажется безжизненным, но на самом деле он кишит людьми.

Главный герой — переписчик в одном из департаментов. Здесь выступает такой прием как типизация. Николай Гоголь специально не дает название департаменту, чтобы подчеркнуть, что таких учреждений было очень много, а такие случаи происходили часто.

Не дает имя писатель и коллегам переписчика. А высокопоставленный чиновник, виновный в пропаже шинели, называется просто как «значительное лицо». Такие герои сливаются с обликом города, являются его продолжением. Они усиливают мнение автора о столице.

В представлении автора Петербург враждебно относится и к мелким чиновникам, и ко крупным. Это недружелюбие проявляется в холоде, ветре, морозе. Мороз станет одним из главных действующих лиц повести. Именно он погубил шинель главного героя. Именно он усугубил болезнь Акакия Акакиевича Башмачкина, стал виной его смерти.

Но даже после смерти переписчик не покинул город. Он стал призраком, который жил в нем и хотел восстановить справедливость. Город помогает ему в этом.

Суровые порывы петербургского ветра бросают комья снега в «значительное лицо». Этот эпизод показывает, что Петербург поддерживает своих жителей, является их сторонником.

Несмотря на всю свою серость и жестокость, он помогает тем, кто нуждается в этом. Выходит, не такой он уж и враждебный…

В повести «Шинель» Петербург занимает чуть ли не главное место. Город активно участвует в событиях повествования, отражает чувства, мысли героев, поддерживает и помогает им.

Петербург в повести «Шинель» Гоголя Н.В. Сочинение по литературе

Этот странный, самый каменный и самый призрачный, город всегда имел особое влияние на художников. Его магией были покорены и Пушкин, и Блок, и Достоевский, его воспевал и ненавидел Аполлон Григорьев, в его «физиологии» пытался разобраться Некрасов.

В ряде повестей Николая Васильевича Гоголя, которые потом были названы «петербургскими», город играет одну из самых существенных ролей. Я хочу проследить это на примере повести «Шинель». Уже с первых строк нас встречает скверный петербургский климат (который в результате Акакия Акакиевича и погубил).

Департамент, в котором служит главный герой, скромно не назван, следовательно, мы можем сделать вывод, что в повести в обобщенном виде описываются все петербургские департаменты.

Гоголь дает широкую панораму жизни городского чиновничества — от беднейшего Акакия Акакиевича до «значительного лица», но именно по отношению к бедным город открыто враждебен:

Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалования, или около того. Враг этот никто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров… В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слезы выступают на глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны.

Акакий Акакиевич, маленький чиновник, беззащитен перед всеми: над ним издеваются сослуживцы, его унижает «значительное лицо», а город, город облитых помоями лестниц и «спиртуозного запаха», убивает его, даже не замечая. Акакий Акакиевич никому не нужен, он страшно одинок, а кто знает, сколько в Петербурге таких чиновников, старающихся

ступать как можно легче и осторожнее по камням и плитам, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок…

В многолюдном городе этот человек абсолютно один, да и сам город поворачивается к нему пустынной стороной:

Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею.

Город, город, сперва окружив пустыней бесконечного и беспощадного пространства, убивает Акакия Акакиевича:

Ветер, по петербургскому обычаю, дуя на него со всех сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель.

Но после смерти Акакий Акакиевич сливается с городом, его призрак становится неотъемлемой частью петербургских окраин.

И, хотя Гоголь иронизирует «В полиции сделано было распоряжение поймать мертвеца во что бы то ни стало, живого или мертвого, и наказать его, в пример другим, жесточайшим образом», справедливость в повести оказывается восстановленной.

«Значительное лицо», пытавшееся на вечеринке приятеля избавиться от мук совести, наказано. Город ополчается на него так же, как и на Акакия Акакиевича:

Изредка мешал ему однако же порывистый ветер, который, выхватившись, вдруг бог знает откуда и невесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывал ему туда клочки снега…

Как снег бело лицо призрака, и могилою тянет от него, он стал чуть ли не олицетворением Петербурга.

Мы видим, какую огромную роль играет этот город в повести. Он создает фон и атмосферу, он управляет судьбами героев, он вершит свою справедливость. И мы вполне можем говорить о «Петербурге Гоголя», так же, как о «Петербурге Достоевского» или «Петербурге Пушкина», у каждого большого художника — свое представление о городе, в котором он вынужден жить.

Ссылка на основную публикацию