Образ Матрёны в рассказе «Матрёнин двор» (А. Солженицын)

  • Сегодня на уроке мы:
  • ·     поговорим о трагической судьбе Матрёны, героини рассказа «Матрёнин двор»;
  • ·     попытаемся понять, можно ли назвать Матрёну праведницей;
  • ·     разберёмся, в чём же смысл рассказа-притчи Солженицына.

В теме нашего урока есть такие слова: «образ праведницы». А кто такой праведник или праведница? Какими качествами нужно обладать человеку, чтобы его назвали праведником?

  1. В словаре под редакцией Ефремовой есть два толкования этого слова.
  2. Согласно первому значению, это человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой-либо религии.
  3. А второе значение говорит, что праведник – это человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.
  4. В православии праведник – это святой, который прославился своими подвигами и святостью в обычной мирской жизни, а не в монастыре.

Можно ли назвать Матрёну праведницей? Автор так описывает её отношение к вере: «Не сказать, однако, чтобы Матрёна верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия… Сколько жил я у неё – никогда не видал её молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала «с Богом!»

Образ Матрёны в рассказе «Матрёнин двор» (А. Солженицын)

В начале рассказа герой-повествователь Игнатич не воспринимает её как праведницу. Какой он видит Матрёну?

Матрёна – обычная старуха, которая живёт в просторном, хоть и обветшалом доме одна. Из хозяйства у неё только грязно-белая криворогая коза и старая колченогая кошка, которую Матрёна приютила из жалости.

Матрёна ведёт обычную для деревенского жителя жизнь. Она рано встаёт и сразу же начинает хлопотать по хозяйству. Много работает. Ворует торф, чтобы протопить зимой дом. Питается Матрёна скудно: одной картошкой или ячневой кашей. «Не всегда это было посолено, как надо, часто пригорало, а после еды оставляло налёт на нёбе, дёснах и вызывало изжогу», – пишет Солженицын.

Образ Матрёны в рассказе «Матрёнин двор» (А. Солженицын)

Она даже поросёнка не держала, за что односельчане её осуждали. «Не гналась за обзаводом», – говорили они. Золовка вспоминает, что и красиво одеваться Матрёна не любила.

А что же ей приносило радость?

Труд. Матрёна очень трудолюбива. «У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа», пишет автор. Матрёна очень много работает, и не только на себя. Она с удовольствием помогает другим, никому не отказывая и не требуя платы.

Матрёна – бескорыстный и добрый человек. Но ценится ли её доброта в деревне? Какие люди окружают Матрёну? В своей книге «Бодался телёнок с дубом» Солженицын вспоминает слова Твардовского о рассказе «Матрёнин двор»: «Уж до такой степени у вас деревня с непарадной стороны – ну, хоть бы один заходик с парадной… Все вокруг – дегенераты, вурдалаки…»

Посмотрим, так ли это?

Жена председателя с Матрёной даже не здоровается, приказывая приходить на колхозные работы со своими вилами, хотя Матрёна официально в колхозе давно не работает и платы от него не получает. Врач к Матрёне приехала «злая очень». Пастухов автор описывает так: здоровенный «немоглухой» и мальчишка «с постоянной слюнявой цыгаркой в зубах».

Близкие Матрёны выглядят не лучше. Племянник Матрёны Андрей – ленивый, наглый, неуправляемый мальчишка, вечный второгодник. Родные сёстры Матрёны одержимы жаждой наживы.

Узнав, что Матрёна согласилась отдать горницу, они обругали её и сказали, что не хотят её больше видеть.

Даже близкая подруга Маша, со слезами рассказывая о гибели Матрёны, не забывает о кофточке, которую непременно надо забрать, «пока родня не налетела»

Фаддей, бывший возлюбленный Матрёны, и вовсе фигура демоническая. Высокий чёрный старик, с чёрными космами, чёрными усами и чёрной бородой – так описывает его Солженицын. Именно жажда наживы Фаддея и сгубила Матрёну. Чтобы получить участок земли для младшей дочери, Фаддей разобрал горницу, разрушил дом Матрёны. Даже на похоронах он не успокаивается.

  «Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда-то, – Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней матрёниных сестёр».

Характерно и описание похорон Матрёны. Игнатич замечает, что даже в плаче родни над гробом звучат споры за наследство. Да и сам плач писатель видит неискренним: «В плаче заметил я холодно-продуманный, искони-заведенный порядок». Искренне плакала только воспитанница Кира, жена Фаддея Матрёна и «древняя старуха», которую Игнатич считает чужой.

Могла ли быть лёгкой жизнь Матрёны среди таких людей? Конечно, нет. С Матрёной обошлись жестоко и люди, и власти, и судьба. Она не смогла выйти замуж за человека, которого любила. Её муж Ефим изменял ей, а во время войны он пропал без вести.

Игнатич почему-то предполагает, что если Ефим жив, то «женат где-нибудь в Бразилии или в Австралии. И деревня Тальново, и язык русский изглаживаются из памяти его». Всех шестерых детей Матрёна потеряла ещё младенцами.

Её семьёй стала воспитанница Кира, младшая дочка Фаддея.

Образ Матрёны в рассказе «Матрёнин двор» (А. Солженицын)

Терзает Матрёну и болезнь. «И в эту жизнь, густую заботами, ещё врывалась временами тяжёлая немочь, Матрёна валилась и сутки-двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не шевелилась почти».

Болезнь, невзгоды, обиды и потери не сломили Матрёну. Её душа осталась такой же чистой и светлой. Матрёна всегда готова помочь каждому, кому нужна помощь. По доброте своей она не может отказать даже незнакомому человеку.

Ведь она отговаривала Игнатича идти к ней, даже отправляла искать другое жильё. Но уступила ему. Не роптала, когда квартирант по-хозяйски «свою раскладушку развернул у окна и, оттесня от света любимые матрёнины фикусы, ещё у одного окна поставил стол».

Матрёна отдавала непрошенному жильцу самую крупную картошку и ни разу ни в чём его не упрекнула.

Матрёна не завидует людям, ни на кого не держит зла. «Грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та – мышей душила…», – замечает писатель.

Улыбка у Матрёны «добрая», «извиняющаяся» и «лучезарная». «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей», – пишет Солженицын.  Говорит Матрёна плавно, певуче. Писатель отмечает, что речь её начинается «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

 «Она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша», – утверждает автор в конце рассказа.

Праведничество – это естественный образ жизни Матрёны, которая живёт с богом в душе. Она следует божьему закону интуитивно, поэтому Матрёну можно назвать «природной праведницей».

Писатель старается сблизиться со своей героиней. Это можно заметить по частому употреблению просторечий и диалектных слов не только в речи крестьянки Матрёны, но и в тексте повествования.

Например: «нутряная Россия», «беспритульная Матрёна», «…и за обзаводом не гналась; и не бережная…», «тараканов менело».

Слово «бывалоча» вместо «бывало», «пособить» вместо «помочь», «молонья» вместо «молния» и так далее.

Также часто писатель повторяет, что Матрёна одинока. Как одинок бывший зэк Игнатич, который ни с кем не общается.

Но так ли это на самом деле? Ведь у Матрёны есть близкая подруга Маша, к ней часто заходит жена Фаддея – вторая Матрёна. Не забывает про приёмную мать Кира. На Крещение к Матрёны пришли сёстры.

Почему же только в этот день? «К себе она гостей по вечерам не звала, уважая мои занятия», – даёт нам ответ текст рассказа.

Подчёркивается и пренебрежение к материальной стороне жизни. Вот как рассказывается о бедной жизни и плохой еде в доме Матрёны: «Я мирился с этим, потому что жизнь научила меня не в еде находить смысл повседневного существования».

Писатель Виктор Астафьев говорил, что прозаики «деревенской школы» одновременно воспевали и отпевали деревню. Солженицын в своём рассказе только отпевает деревню. В рассказе нет светлых красок. Дом Матрёны серый от старости, с изгнивающей щепой. Комнаты в нём тёмные, зеркало тусклое, оконца хилые, красавица на плакате грубая.

Описание посёлка Торфопродукт ужасает: «однообразные, худо штукатуренные бараки», дымящие и свистящие поезда с торфом.

«Без ошибки я мог предположить, что вечером над дверьми клуба будет надрываться радиола, а по улице пображивать пьяные да подпыривать друг друга ножами».

Только в улыбке Матрёны и коротком воспоминании о её юности есть краски и свет: «…вспыхнул передо мной голубой, белый и жёлтый июль четырнадцатого года: ещё мирное небо, плывущие облака и народ, кипящий со спелым жнивом. Я представил их рядом: смоляного богатыря с косой через спину; её, румяную, обнявшую сноп. И – песню, песню под небом».

Идиллическая картина прошлого только подчёркивает беспросветность настоящего. Праведница Матрёна погибает, люди набрасываются на её дом, стараясь урвать себе кусок из скудного наследства. О Матрёне уже никто не думает, вспоминают её не добрым словом. Только Игнатич и оценил красоту её души. Что ждёт теперь село, оставшееся без праведника, без которого оно не стоит?

Мрачная картина, нарисованная писателем, побуждает задуматься об истинных ценностях и смысле человеческой жизни. О том, что добро – это не имущество. О том, что нельзя жить только для себя. О том, что жажда накопительства губит даже невинных людей и ведёт мир к разрушению.

Александр Трифонович Твардовский так оценивал героиню Солженицына: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, её душевный мир наделён такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».

Образ Матрёны в рассказе «Матрёнин двор» (А. Солженицын)

Матрена в рассказе "Матренин двор": образ, характеристика, описание внешности и характера, портрет

Главная страницаРассказ “Матренин двор” Солженицына

Образ Матрёны в рассказе «Матрёнин двор» (А. Солженицын)
Матрена. Рассказ “Матренин двор”.
Художник В. Бритвин

Матрена в рассказе “Матренин двор” Солженицына является главной героиней произведения. В этой статье представлен цитатный портрет, образ и характеристика Матрены в рассказе “Матренин двор”, описание внешности и характера героини.

Читайте также:  Цель — ничто, движение — всё

Смотрите: 

– Все материалы по рассказу “Матренин двор”

Полное имя героини — Матрена Васильевна Григорьева:
“…Так и поселился я у Матрены Васильевны…”
“…Товарищ Григорьева? Надо будет помочь колхозу!..”

Возраст Матрены — около 60 лет:
“…жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти…”

Она живет в деревне Тальново где-то в средней полосе России:

“…И я попросил мою новую знакомую отвести меня после базара в Тальново и подыскать избу, где бы стать мне квартирантом…”

Матрена — простая деревенская женщина:

“…Мне просто хотелось в среднюю полосу — без жары, с лиственным рокотом леса…”
“…накрытая неопределенным темным тряпьем, таким бесценным в жизни рабочего человека…”

Она является одинокой вдовой: 

“…по бедности Матрена не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать…””…Была она одинокая кругом…””…живет она одна и никто ей не помогает…””…мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны…”

У Матрены и ее мужа Ефима было 6 детей, но все они умерли в раннем возрасте:

“…а у Матрены с Ефимом дети  не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый.”

“Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей…”  

О внешности Матрены известно следующее:
“…кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее…”
“…Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены…”
“…от морщин, от будничного небрежного наряда…”
“…обезоруживала она меня лучезарной улыбкой. И, простодушно глядя блекло-голубыми глазами, спрашивала…”
“…Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица…”
“…Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой…”
“…У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей…” (о лице Матрены)
“…разъясняла Матрена, стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе…”
“…Заказала себе Матрена скатать новые валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто из ношеной железнодорожной шинели Деревенский портной-горбун подложил под сукно ваты, и такое славное пальто получилось, какого за шесть десятков лет Матрена не нашивала…” (Матрена шьет новое пальто, когда наконец получает пенсию)
“…Матрена, держась за фартук, вышла из-за перегородки растепленная, с пеленой слезы в неярких своих глазах…”
У Матрены слабое здоровье. Время от времени у нее случаются приступы какой-то болезни: 
“…врывалась временами тяжелая немочь, Матрена валилась и сутки-двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не шевелилась почти Сама Матрена не пила, не ела и не просила ничего…”
“…она была больна, но не считалась инвалидом…” “…недуг налетал на нее не каждый месяц, но, налетев, — …держит два-дни и три-дни, так что ни встать, ни подать я вам не приспею…”

Она является бедной женщиной. К сожалению, только незадолго до смерти ей удается добиться назначения пенсии: 

“…с тех пор, как стала сильно болеть — и из колхоза ее отпустили…” “…год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало…” “…Всё же к той зиме жизнь Матрены наладилась как никогда. Стали-таки платить ей рублей восемьдесят пенсии. Еще сто с лишком получала она от школы и от меня…”

Матрена живет в старом скромном доме: 

“…Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша…” Она является сердечной и простой женщиной:
“…И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала…”

Матрена  вежливая женщина: 

“…тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь…””…Мне почти не слышались ее утренние хлопоты…”

Она является деликатной, воспитанной женщиной:

“…Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат?..”

Матрена  совестливый человек. Она в ладах со своей совестью:

“…У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей…”

Она не гонится за деньгами и имуществом:

“…за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила…”
“…Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…”
“…Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей ур*дов и злодеев…”

“…она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…”

Она является доброжелательной женщиной: 
“…И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках…”
Матрена  общительная женщина:“…схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный…”Матрена  нежадная женщина: 
“…избу бы не жалко, живите…”
“…Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда…”

  • Она является отзывчивым человеком. Она помогает людям бесплатно:
  • Матрена  независтливая женщина:
  • Она является бескорыстным человеком. Она не берет денег за свою помощь:

“…глупая, помогала чужим людям бесплатно…”
“…по-глупому работающая на других бесплатно…”
“…Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрене с вечера и говорила:
— Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать.
И Матрена не могла отказать…”

“…еще говорила без тени зависти:
— Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!..”

“…— Что ж, платили вы ей? — приходилось мне потом спрашивать.
— Не берет она денег. Уж поневоле ей вопрятаешь…”

Она является праведной душой, по мнению ее квартиранта Игнатича:“Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша…”

Матрена  безгрешная душа: “Только грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки. Та — мышей душила…”

Матрена  трудолюбивая женщина. Труд помогает ей забыть о бедах:
“…Но лоб ее недолго оставался омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес…”
“…Спина у меня никогда не заживает. Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе, ей-богу правда…”

  1. Матрена встает рано  в 4-5 утра:
  2. Матрена держит в доме кошку, которую подобрала из жалости: 
  3. Она любит фикусы, комнатные цветы. У нее в доме имеется много фикусов

“…Матрена вставала в четыре-пять утра…”
“…Кроме Матрены и меня, жили в избе еще — кошка, мыши и тараканы…”
“…Кошка была немолода, а главное — колченога. Она из жалости была Матреной подобрана и прижилась…”

“…оттесняя от света любимые Матренины фикусы…”
“…была уставлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой…”
“…И вот всю толпу фикусов, которых Матрена так любила…”

  • Из домашнего скота у Матрены есть только коза. Корову она не может себе позволить, так как ее нечем будет кормить: 
  • У Матрены есть огород, где она выращивает картошку:
  • Трудолюбивая Матрена всегда чем-то занята:
  • Матрена является верующей, но при этом суеверной женщиной:
  • Она боится пожаров, молний и поездов:

“…ходила доить козу (все животы ее были — одна эта грязно-белая криворогая коза)..” “…раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы…”
“…Крупной же картошки огород ее песчаный, с довоенных лет не удобренный и всегда засаживаемый картошкой, картошкой и картошкой, — крупной не давал…” “…Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а десять соток так и пустовало за забором…”
“…я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день ее будет занят…”

“…Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия Сколько жил я у нее — никогда не видал ее молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала «с Богом!» Может быть, она и молилась, но не показно…”

“…Но отнюдь не была Матрена бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то — поезда…”
Когда Матрена слушает радио, она приходит к выводу, что ей нравятся романсы Глинки, но не нравятся песни Шаляпина:
“…Передавали как-то концерт из романсов Глинки. И вдруг после пятка камерных романсов Матрена, держась за фартук, вышла из-за перегородки растепленная, с пеленой слезы в неярких своих глазах:
— А вот это — по-нашему… — прошептала она…”
У Матрены есть близкая подруга Маша, которая помогает ей в трудную минуту. Например, когда у Матрены случается приступ болезни и она лежит пластом, Маша помогает ей по хозяйству:
“…В такие дни Маша, близкая подруга Матрены с самых молодых годков, приходила обихаживать козу да топить печь…”
“…ее полувековая подруга, единственная, кто искренне любил Матрену в этой деревне…”

У Матрены есть три младшие сестры:

“…с тремя Матрениными родными сестрами, звавшими Матрену как старшую — лёлька или нянька…”

Матрена 10 лет воспитывала свою племянницу Киру, как родную дочь. Теперь Кира является взрослой девушкой, состоит замужем и живет отдельно в деревне Черусти:

“Десять лет она воспитывала ее здесь как родную, вместо своих невыстоявших. И незадолго до меня выдала за молодого машиниста в Черусти.”

Подробнее о биографии Матрены смотрите в статье: Жизнь Матрены Григорьевой

Это был цитатный образ и характеристика Матрены в рассказе “Матренин двор” Солженицына, цитатный портрет, описание внешности и характера героини.

Читайте также:  Сенека - о чтении и письме: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Смотрите: Все материалы по рассказу “Матренин двор”

Образ Матрены в рассказе Солженицина «Матренин двор»

21.06.2019 Образ Матрёны в рассказе «Матрёнин двор» (А. Солженицын)

С первых строк знакомства с героиней, автор дает понять, что одиночество и болезнь живут в избе вместе с Матреной. Ее окружают только горшки и кадки с фикусами, которые «заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Не имея возможности получать пенсию, она долгие годы проживала в бедноте. Нищенская обстановка дома дополняется полноправными жильцами – тараканами и мышами.

Одинокая шестидесятилетняя женщина всю свою жизнь прожила в деревне. С самых первых дней замужества Матрена трудилась с утра до вечера. Работа стала не только необходимостью, но и утешением после долгих и нудных хлопот по выбиванию пенсии. «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа».

Работая на чужих огородах, помогая колхозу со сбором урожая, она все делала бескорыстно и бесплатно. Без зависти, радовалась за их крупный урожай картошки у соседей, хотя ее самая большая картошина была с куриное яйцо, и та доставалась постояльцу. Сама питалась очень скромно, но когда приходил ее черед кормить пастухов, отдавала последнее.

Для них покупала в сельпо сахар, масло, которые не ела сама.

Трудная судьба женщины оставила след на ее внешнем виде. Одевалась более, чем скромно «неопределенное темное тряпье» да «старческие слинявшие платочки».

Нездоровый цвет старческого лица имел желтоватый оттенок, а глаза были серо-голубым. Иногда, тяжелые приступы неведомой болезни валили ее с ног и на три дня укладывали ее в пастель. Не могла пить и есть.

Мужественно и терпеливо она пережидает это время, не прося ни какой помощи, чтобы не беспокоить людей.

Образ Матрены показывает нам, насколько непросто может быть человеку. Нелегкую жизнь прожила главная героиня. В юности она полюбила Фаддея, но германская война помешала их счастью. Прождав три года любимого и потеряв всякую надежду, Матрена вышла замуж за его старшего брата Ефима.

Но в глубине души остались светлые чувства первой любви. Судьба не была к ней благосклонна. Погибли все ее дети, законный муж не вернулся с войны. Но хватило сил и душеного тепла взять к себе девочку Киру. Десять лет она воспитывала дочь Фаддея, как свою родную.

Подняла ее на ноги и выдала замуж.

По-настоящему близким человеком была ее подруга Маша. С молодости они дружили и поддерживали друг друга. В минуты тяжелой болезни, только Маша приходила помогать ухаживать за избой и животными. Три младшие сестры не проявляли интереса к судьбе Матрены. Они старались использовать ее доброту и простодушие в своих корыстных целях, впрочем, как и другие односельчане.

Матрена любила свою приемную дочь и обещала отдать ей свой дом после смерти. Фаддея не устраивает такой поворот событий, и он без разрешения, вместе с сыновьями, начинает разбирать и вывозить дом. Доброта Матрены не знает границ. Она активно участвует в разделе собственного имущества, помогает разобрать избу, складывает бревна. И сама едет перевозить избу через железнодорожный переезд.

Судьба главной героини заканчивается внезапно и трагически. Она погибает под колесами паровоза. Ее родные сестры сразу начинают делить оставшиеся добро. А некогда любимый мужчина думает только о том, как быстрее перевезти остатки бревен к себе во двор.

Этот контраст еще больше усиливает положительные стороны Матрены, ее душевные качества.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Матрёна («Матрёнин двор»)

Действие рассказа А. И. Солженицына происходит в русской деревеньке Тальново, удалённой не только от больших городов, но и от районного центра. Характеристика образа Матрёны складывается из повествования героя произведения Игнатича, в уста которого автор вкладывает своё отношение к жизни деревенских жителей.

  • Судьба Матрёны
  • Характер
  • Отношение окружающих к Матрёне
  • Заключение

Судьба Матрёны

Матрёна Васильевна Григорьева — простая русская женщина, которая другого мира, кроме родной деревни, не знает. Здесь она родилась, встретила свою любовь и дожила до пожилого возраста (автор указывает, что ей лет шестьдесят).

Когда Игнатич приезжает в деревню и попадает в дом к Матрёне, женщина предстаёт перед ним совершенно больная. Даже цвет лица и взгляд свидетельствуют о том, что женщина страдает неизлечимым недугом. Раз в месяц на неё накатывает «немочь», и она два-три дня лежит замертво. По состоянию здоровья пришлось ей уйти из колхоза, которому отданы все силы не за деньги, а за трудодни.

Матрёна прожила непростую жизнь. По ходу рассказа  по крупицам складывается сложная история её личной жизни. Первая любовь была у девушки ещё до Первой мировой войны. Готовились к свадьбе. Отец жениха даже построил для молодых избу. Но грянула война, и жених Матрены Фаддей призывается в армию. Долгие годы войны от него не было никаких вестей, и его родные думали, что он убит.

Годы шли. Родственники парня уговорили Матрёну выйти замуж за младшего брата бывшего жениха. Трагедия Матрёны в этой ситуации заключается в том, что сразу после свадьбы с Ефимом в деревню после венгерского плена неожиданно возвращается её бывший жених. Как рассказывает сама Матрёна, Фаддей обезумел от ярости и убил бы молодых, если бы Ефим не был его братом.

На семейную жизнь героини рассказа будто порчу кто навел. С мужем она жила неплохо. Но вот все дети умирали, прожив на свете несколько месяцев. В Великую Отечественную войну Ефим отправился на фронт.

История для Матрёны повторилась. Муж пропал без вести, и она осталась одна.

Но женщина никому не жалуется на свою судьбу, она верит в то, что Ефим остался в живых, попал в какую-нибудь далёкую страну, где всё у него хорошо.

Характер

Несмотря на все жизненные перипетии, тяжёлый деревенский быт и труд, Матрёна остаётся доброй, приветливой, просветлённой женщиной. Даже когда происходит что-то неприятное, она недолго хмурится. Отправляется  в огород или в лес.

Работа спасает её от переживаний, и снова лицо Матрёны освещается доброй улыбкой. Так происходит и когда она хлопотала о назначении пенсии по потере кормильца. Никто не помогает ей, приходится женщине наматывать километры от своей деревни до сельсовета.

Но Матрёна не ропщет, а только радуется, когда всё у неё получается.

Добротой её пользуются все кому не лень: колхоз, в котором она уже не работает, соседи, родные сестрицы. Никто даже не ставит под сомнение, что она придёт на помощь по первому зову. А вот самой Матрёне никто не помогает, лишь единственная подруга Маша, помогает ей в те дни, когда она не может встать из-за непонятной болезни.

Отсутствие детей омрачало жизнь Матрёны. Но и тут она находит выход, обратившись к жене Фаддея. Им Бог дал тоже шестерных детей. Младший родился, когда они были уже пожилые. Матрёна выпросила у них на воспитание одну из дочерей. Кира прожила с ней более десяти лет. Но пришло время, и повзрослевшая девушка вышла замуж и уехала в другой посёлок.

Отношение окружающих к Матрёне

Беззлобность главной героини рассказа, её беззаветная привязанность к Кире становятся причиной её гибели. Часть своего дома (сруб горницы) она завещает воспитаннице, а остальное имущество своим сёстрам.

Но отец девушки не хочет ждать, требует отдать горницу ещё при жизни Матрёны. Во время перевозки разобранного сруба и случается трагедия: застрявшие на железнодорожном перегоне сани вместе с людьми раздавили два сцепленных паровоза, ехавших задом.

Среди погибших оказалась и героиня рассказа.

Внешне страдая, родные погибшей думают только о том, что достанется каждому из её скудного имущества, и ругают её за то, что нажила она совсем немного.

Никто не вспоминает беззлобность Матрёны и то, что она за свою работу ничего не брала с людей. При её совсем маленькой пенсии богатству взяться неоткуда. Да и не стремилась к нему Матрёна.

Есть «картовь», торф для топки печи, сено для козы, и достаточно.

Заключение

Образ Матрёны  наводит на мысли о том, что жизнь была бы лучше, если бы таких людей, как эта деревенская женщина, было больше. Доброта, отсутствие жажды наживы, готовность прийти на помощь — это те качества, которых так не хватает многим окружающим. Не зря автор в последних строках рассказа сравнивает свою героиню с праведником, «без которого, по пословице, не стоит село».

Матрёна — образ и характеристика героини рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»

Как и многие произведения Александра Исаевича Солженицына, рассказ «Матрёнин двор» основан на реальных событиях, на впечатлениях автора. Герой-рассказчик несёт в себе многие автобиографические черты автора: его лагерное прошлое, учительство в сельской школе, писательство. Матрёна Васильевна Григорьева — центральный персонаж рассказа.

Это образ простой русской женщины, крестьянки, «праведницы», как говорит о ней автор, одной из тех, без которых не стоит ни село, ни город, ни страна. Автор даёт подробнейшую характеристику образа Матрёны, вникая во все детали её нехитрого быта, передавая особенности речи, повествуя о нелёгкой судьбе.

Ему важно, чтобы читатель проникся мыслью, воплощённой в образе.

  • Двор Матрёны
  • Судьба
  • Праведник среди людей
  • Вывод

Двор Матрёны

Символично название рассказа. Двор Матрёны Васильевны, её дом и подворье являются своеобразным отражением натуры хозяйки, её судьбы.

Здесь прошла вся её жизнь, здесь она трудилась и рожала детей, ждала с войны мужа, любила и страдала. Матрёнин двор, как это ни парадоксально, стал причиной гибели героини.

Она умирает из-за разобранной горницы, части дома, давно обещанной приёмной дочери Кире.

Дом Матрёны поражает скудостью убранства, почти запущенностью, в нём нет создающих уют обывательско-мещанских мелочей: бумажных цветочков вокруг фотографий и открыток на стене, салфеточек, вышитых скатертей и наволочек. Женщина не слишком озабочена созданием уюта в своём доме, не любит готовить. То, что подаётся на стол, не отличается ни разнообразием, ни вкусом.

Дело вовсе не в лени хозяйки. Она труженица по природе. Труд — средство от невзгод, отдых, способ забыть об обидах и единственно возможный смысл жизни. Работа возвращает на её лицо добрую улыбку.

Читайте также:  Анализ рассказа «Судьба человека» (М.А. Шолохов)

Если Матрёна Васильевна не занята на огороде, то идёт в лес за ягодами, за травой для козы, или, взяв мешок, отправляется за торфом. Никогда не откажет ни родне, ни соседям, ни колхозу в помощи и будет с полной отдачей трудиться на чужом участке, не прося за это никакого награждения.

Просто ей жаль времени для себя, собственного уюта и благополучия. Она привыкла довольствоваться малым, самым необходимым.

Судьба

Судьба не была ласкова с героиней. Не сложилось у Матрёны ни с супружеством, ни с материнством. Две войны прошлись катком по её жизни. Первая мировая разлучила с женихом Фаддеем, на Второй мировой пропал муж. Шестеро детей умерли в младенчестве.

Жизнь Матрёны типична для сурового времени, в которое ей выпало родиться. Безропотно принимает она обрушивающиеся на неё несчастья и находит утешение в безвозмездной, щедрой, от души помощи окружающим. Берёт на воспитание дочь своего несостоявшегося жениха Киру.

Государство, на которое всю жизнь за мифические трудодни гнула спину Матрёна, на старости лет оставляет её в нищете, год от года уменьшая участок земли при доме, подталкивая к воровству, выплачивая мизерную пенсию. Да и ту вечная труженица и бессребреница начинает получать лишь в конце жизни.

Колхоз, который регулярно в страду пользуется её бесплатным трудом, не обеспечивает даже топливом на зиму, и ей приходится воровать торф, рискуя на старости лет оказаться под судом.

Так раскрывается основная тема рассказа – жизнь праведника и труженика в нашей стране.

Праведник среди людей

Делать что-то для людей, забывая о себе, — это постоянная потребность героини. Но жизнь праведницы, не заслуживает ни уважения в глазах окружающих, ни даже внимания. Односельчане и родня считают её не совсем нормальной, не стесняются пользоваться её добротой.

Даже после её смерти думают о том, как урвать лишний кусок от её скудного добра, как отвести от себя обвинения в её гибели.

Похороны Матрёны превращаются в своеобразное представление: над телом родственники в форме плача произносят обвинительные или оправдательные монологи, обращённые больше друг к другу.

Гибель Матрёны не заставила людей задуматься о том, что между ними жил человек праведный, чистосердечный, не имеющий на совести ни единого пятна. Герой рассказа с удивлением слышит сплетни и домыслы о жизни покойной. Людям по непонятной ему причине хочется запачкать имя единственного между ними чистого человека.

Горький путь праведника русской земли, не заслужившего ни уважения, ни понимания, оставшегося незамеченным, даже осуждаемым, — такова основная идея рассказа Солженицына. Вместе с тем, рассказ отнюдь не безрадостен.

В нём выражается уверенность, что таких Матрён много живёт в русской земле, и потому она ещё стоит и не оскудевает добрыми людьми.

Вывод

Не обременяя никого заботой о себе, героиня всю жизнь трудилась. Часто не для себя, для других. Она никогда не ждала благодарности от мира или людей, не пыталась добиться чего-то обманом, хитростью. Даже в молодости не гналась за достатком, за вещами, за нарядами. «Грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та — мышей душила…».

Автор отмечает природную чуткость, деликатность героини, отзывчивость души на всё доброе, светлое, настоящее. В ней нет и никогда не было зависти, злости, обиды на несправедливость судьбы.

Образ Матрёны воплощает в себе лучшие черты русского народа, жителей сельской глубинки: прямодушие, честность, незлобивость, открытость миру и стойкую независимость совести, не замутнённой ни мелочной расчётливостью, ни ложью.

Характеристика образа Матрёны может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Сочинение на тему Образ Матрёны и смысл названия по рассказу «Матрёнин двор» 8 класс ( : Солженицын А. И.)

В известном рассказе Александра Исаевича Солженицына “Матрёнин двор” мы знакомимся с печальной историей одинокой старухи Матрены Васильевны Корчагиной. В этой истории на примере одной реальной судьбы Солженицын показал общую трагедию русской женщины, живущей в послевоенной деревне.

Образ Матрены Васильевны – это образ простой русской крестьянки в том его идеальном воплощении, какое представляет себе Солженицын. Автор показывает, что Матрена Васильевна – одна из немногих женщин, кому удалось сохранить черты русской духовности.

А именно: милосердие, незлобивость, терпение, отзывчивость и самоотверженность.

Среди основных черт характера Матрены Васильевны можно выделить, в первую очередь, её способность всегда приходить на помощь людям и помогать бескорыстно.

Её скромность. Матрёна никогда никому не навязывалась со своим мнением или со своей помощью, не лезла вперед.

Смирение и покорность. Она никогда не жаловалась на свою жизнь, хотя судьба её была тяжёлой и жестокой.

Автор показывает открытое и искреннее отношение Матрёны ко всем людям, а также её интерес к общей жизни. Она никогда не замыкалась только на собственной выгоде и личных интересах.

Матрена Васильевна была бескорыстной женщиной, никогда не гналась за наживой, за прибылью, за всю жизнь она не скопила никакого богатства. Честный труд, честность, доброта и терпение – таковы её основные жизненные принципы.

Матрена Корчагина – это рассудительная мудрая женщина, много пережившая и много повидавшая. Несмотря на все житейские тяготы, она умела ценить добро и истинную красоту.

Она даже говорила, как добрая бабушка из старинной русской сказки. Солженицын наделил свою героиню плавной, певучей речью. И речь Матрёны играет важнейшую роль в создании народного женского образа.

В речи Матрены много просторечных выражений, диалектной лексики: картовь (картофель), приспел, не умемши, дуель (метель), к ужоткому (к вечеру).

И портрет Матрёны с её доброй лучезарной “извиняющейся” улыбкой дополняет этот образ.

Известный факт о рассказе “Матрёнин двор”. Изначально писатель хотел назвать рассказ “Не стоит село без праведника” (русская пословица). А название “Матренин двор” предложил Солженицыну Александр Трифонович Твардовский. На первый взгляд, может показаться, что это название более простое. Но на самом деле это не так.

Название “Матрёнин двор” хранит в себе глубинный смысл и отражает истинную суть рассказа. Двор Матрены, её дом – это дом и для автора, то пристанище, где он обрел покой и простое житейское счастье. После долгих лет лагерных мучений, жизни без дома, Матрена приютила его у себя, дала ему кров, тепло и заботу.

Это не просто двор в бытовом понимании. Это целый мир, особый Матрёнин мир, не похожий на все остальное вокруг. Это своеобразный уклад жизни. Двор Матрёны, по представлению автора, это крохотный островок, сохранивший в себе высокие и самые ценные черты русской духовности – терпение, бескорыстность, смирение, доброту.

Двор как мир. Мир Матрёны Корчагиной – это мир русского праведника, мир милосердия, душевной теплоты, добра и духовности. И автор показывает, как с уходом Матрены исчезает этот мир. Уходит из жизни все самое важное, все самое ценное.

Уходит праведность, человечность, уважение и отзывчивость, умение прощать, сострадание.

Фактическое разрушение дома Матрёны – это символ. Таким образом автор с символически изображает духовный разлад человека внутри самого себя и в обществе, показывает проблему нравственного и социального распада в русской деревне.

Образ Матрены в рассказе Солженицына «Матренин двор»

Мало кого из читателей может оставить равнодушным образ Матрены в рассказе Солженицына «Матренин двор».

К этому персонажу прикипаешь сердцем еще больше, когда узнаешь, что женщина из произведения – не плод фантазии писателя, а реальный человек, проживавший на территории Вологодской области.

Рассказ является автобиографическим. Солженицын взял за основу реальные события при его написании.

Итак, Матрена, кто же она? Это обычная русская крестьянка с судьбой, которую, к сожалению, разделили миллионы женщин в нашем отечестве. Росла в период послереволюционных лишений.

Молодость Матрены припала на Великую Отечественную войну. На фронт ушел человек, которого любила героиня – Фаддей. И пропал без вести. Матрена долго ждала его, но в итоге вышла замуж за брата своего жениха – Ефима.

Но и этого мужчину отняла у нее война. Ефим погиб.

Мало счастья досталось Матрене в жизни. Дети ее от Ефима умерли один за другим. Вернувшийся из плена Фаддей, не простил бывшую невесту. И практически всю жизнь женщина провела одна в огромном доме, строившемся когда-то для большой семьи.

На момент знакомства с Матреной автора ей было 60 лет. Желтое лицо, изможденное болезнью тело, натруженные руки… Такой описывает Солженицын эту женщину, приютившую главного героя в своем доме, рассыпающемся от времени и от тоски по крепкой мужской руке.

У Матрены чистая, светлая душа. Она заботится о своем постояльце, как умеет. Труд – это все, что знает женщина. Свои горести и несчастья она всю жизнь «лечила» тяжелой работой. И даже лицо Матрены светлеет после напряженного трудового дня. Других удовольствий она просто не знает. Ни радости материнства, ни счастья любви ей было испытать не суждено.

Единственное, что грело крестьянку какое-то время – это дочь Фаддея, которую она взяла к себе на воспитание. Но подросшая девочка покинула Матрену. А отец ее еще при жизни своей бывшей возлюбленной решает забрать причитающееся наследство.

Здесь трагизм судьбы Матрены в рассказе «Матренин двор» прослеживается лучше всего. Помогая Фаддею перевозить ее имущество, женщина погибает. И никто не роняет на ее похоронах ни слезинки.

Словно коршуны стоят люди вокруг гроба, думая лишь о наживе: об оставшемся после Матрены рассыпающемся доме и жалкой утвари в нем.

Таков печальный конец рассказа. Умерла чистая русская душа. А корысть осталась жить. Наверное, именно это хотел сказать Солженицын своему читателю. «Матренин двор» — произведение, оставляющее неизгладимый след в душе и вдохновляющее на то, чтобы менять мир и самому становиться лучше!

Сохрани к себе на стену!

Ссылка на основную публикацию