Образ главной героини из рассказа «матренин двор»

Главная страницаРассказ “Матренин двор” Солженицына

Образ главной героини из рассказа «Матренин двор»
Матрена. Рассказ “Матренин двор”.
Художник В. Бритвин

Матрена в рассказе “Матренин двор” Солженицына является главной героиней произведения. В этой статье представлен цитатный портрет, образ и характеристика Матрены в рассказе “Матренин двор”, описание внешности и характера героини.

Смотрите: 

– Все материалы по рассказу “Матренин двор”

Полное имя героини — Матрена Васильевна Григорьева:
“…Так и поселился я у Матрены Васильевны…”
“…Товарищ Григорьева? Надо будет помочь колхозу!..”

Возраст Матрены — около 60 лет:
“…жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти…”

Она живет в деревне Тальново где-то в средней полосе России:

“…И я попросил мою новую знакомую отвести меня после базара в Тальново и подыскать избу, где бы стать мне квартирантом…”

Матрена — простая деревенская женщина:

“…Мне просто хотелось в среднюю полосу — без жары, с лиственным рокотом леса…”
“…накрытая неопределенным темным тряпьем, таким бесценным в жизни рабочего человека…”

Она является одинокой вдовой: 

“…по бедности Матрена не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать…””…Была она одинокая кругом…””…живет она одна и никто ей не помогает…””…мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны…”

У Матрены и ее мужа Ефима было 6 детей, но все они умерли в раннем возрасте:

“…а у Матрены с Ефимом дети  не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый.”

“Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей…”  

О внешности Матрены известно следующее:
“…кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее…”
“…Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены…”
“…от морщин, от будничного небрежного наряда…”
“…обезоруживала она меня лучезарной улыбкой. И, простодушно глядя блекло-голубыми глазами, спрашивала…”
“…Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица…”
“…Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой…”
“…У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей…” (о лице Матрены)
“…разъясняла Матрена, стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе…”
“…Заказала себе Матрена скатать новые валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто из ношеной железнодорожной шинели Деревенский портной-горбун подложил под сукно ваты, и такое славное пальто получилось, какого за шесть десятков лет Матрена не нашивала…” (Матрена шьет новое пальто, когда наконец получает пенсию)
“…Матрена, держась за фартук, вышла из-за перегородки растепленная, с пеленой слезы в неярких своих глазах…”
У Матрены слабое здоровье. Время от времени у нее случаются приступы какой-то болезни: 
“…врывалась временами тяжелая немочь, Матрена валилась и сутки-двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не шевелилась почти Сама Матрена не пила, не ела и не просила ничего…”
“…она была больна, но не считалась инвалидом…” “…недуг налетал на нее не каждый месяц, но, налетев, — …держит два-дни и три-дни, так что ни встать, ни подать я вам не приспею…”

Она является бедной женщиной. К сожалению, только незадолго до смерти ей удается добиться назначения пенсии: 

“…с тех пор, как стала сильно болеть — и из колхоза ее отпустили…” “…год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало…” “…Всё же к той зиме жизнь Матрены наладилась как никогда. Стали-таки платить ей рублей восемьдесят пенсии. Еще сто с лишком получала она от школы и от меня…”

Матрена живет в старом скромном доме: 

“…Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша…” Она является сердечной и простой женщиной:
“…И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала…”

Матрена  вежливая женщина: 

“…тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь…””…Мне почти не слышались ее утренние хлопоты…”

Она является деликатной, воспитанной женщиной:

“…Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат?..”

Матрена  совестливый человек. Она в ладах со своей совестью:

“…У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей…”

Она не гонится за деньгами и имуществом:

“…за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила…”
“…Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…”
“…Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей ур*дов и злодеев…”

“…она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…”

Она является доброжелательной женщиной: 
“…И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках…”
Матрена  общительная женщина:“…схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный…”Матрена  нежадная женщина: 
“…избу бы не жалко, живите…”
“…Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда…”

  • Она является отзывчивым человеком. Она помогает людям бесплатно:
  • Матрена  независтливая женщина:
  • Она является бескорыстным человеком. Она не берет денег за свою помощь:

“…глупая, помогала чужим людям бесплатно…”
“…по-глупому работающая на других бесплатно…”
“…Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрене с вечера и говорила:
— Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать.
И Матрена не могла отказать…”

“…еще говорила без тени зависти:
— Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!..”

“…— Что ж, платили вы ей? — приходилось мне потом спрашивать.
— Не берет она денег. Уж поневоле ей вопрятаешь…”

Она является праведной душой, по мнению ее квартиранта Игнатича:“Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша…”

Матрена  безгрешная душа: “Только грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки. Та — мышей душила…”

Матрена  трудолюбивая женщина. Труд помогает ей забыть о бедах:
“…Но лоб ее недолго оставался омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес…”
“…Спина у меня никогда не заживает. Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе, ей-богу правда…”

  1. Матрена встает рано  в 4-5 утра:
  2. Матрена держит в доме кошку, которую подобрала из жалости: 
  3. Она любит фикусы, комнатные цветы. У нее в доме имеется много фикусов

“…Матрена вставала в четыре-пять утра…”
“…Кроме Матрены и меня, жили в избе еще — кошка, мыши и тараканы…”
“…Кошка была немолода, а главное — колченога. Она из жалости была Матреной подобрана и прижилась…”

“…оттесняя от света любимые Матренины фикусы…”
“…была уставлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой…”
“…И вот всю толпу фикусов, которых Матрена так любила…”

  • Из домашнего скота у Матрены есть только коза. Корову она не может себе позволить, так как ее нечем будет кормить: 
  • У Матрены есть огород, где она выращивает картошку:
  • Трудолюбивая Матрена всегда чем-то занята:
  • Матрена является верующей, но при этом суеверной женщиной:
  • Она боится пожаров, молний и поездов:

“…ходила доить козу (все животы ее были — одна эта грязно-белая криворогая коза)..” “…раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы…”
“…Крупной же картошки огород ее песчаный, с довоенных лет не удобренный и всегда засаживаемый картошкой, картошкой и картошкой, — крупной не давал…” “…Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а десять соток так и пустовало за забором…”
“…я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день ее будет занят…”

“…Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия Сколько жил я у нее — никогда не видал ее молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала «с Богом!» Может быть, она и молилась, но не показно…”

“…Но отнюдь не была Матрена бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то — поезда…”
Когда Матрена слушает радио, она приходит к выводу, что ей нравятся романсы Глинки, но не нравятся песни Шаляпина:
“…Передавали как-то концерт из романсов Глинки. И вдруг после пятка камерных романсов Матрена, держась за фартук, вышла из-за перегородки растепленная, с пеленой слезы в неярких своих глазах:
— А вот это — по-нашему… — прошептала она…”
У Матрены есть близкая подруга Маша, которая помогает ей в трудную минуту. Например, когда у Матрены случается приступ болезни и она лежит пластом, Маша помогает ей по хозяйству:
“…В такие дни Маша, близкая подруга Матрены с самых молодых годков, приходила обихаживать козу да топить печь…”
“…ее полувековая подруга, единственная, кто искренне любил Матрену в этой деревне…”

У Матрены есть три младшие сестры:

“…с тремя Матрениными родными сестрами, звавшими Матрену как старшую — лёлька или нянька…”

Матрена 10 лет воспитывала свою племянницу Киру, как родную дочь. Теперь Кира является взрослой девушкой, состоит замужем и живет отдельно в деревне Черусти:

“Десять лет она воспитывала ее здесь как родную, вместо своих невыстоявших. И незадолго до меня выдала за молодого машиниста в Черусти.”

Подробнее о биографии Матрены смотрите в статье: Жизнь Матрены Григорьевой

Это был цитатный образ и характеристика Матрены в рассказе “Матренин двор” Солженицына, цитатный портрет, описание внешности и характера героини.

Смотрите: Все материалы по рассказу “Матренин двор”

Образ Матрены в рассказе Солженицина «Матренин двор»

21.06.2019 Образ главной героини из рассказа «Матренин двор»

С первых строк знакомства с героиней, автор дает понять, что одиночество и болезнь живут в избе вместе с Матреной. Ее окружают только горшки и кадки с фикусами, которые «заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Не имея возможности получать пенсию, она долгие годы проживала в бедноте. Нищенская обстановка дома дополняется полноправными жильцами – тараканами и мышами.

Читайте также:  Анализ повести «Выстрел» (А.С. Пушкин)

Одинокая шестидесятилетняя женщина всю свою жизнь прожила в деревне. С самых первых дней замужества Матрена трудилась с утра до вечера. Работа стала не только необходимостью, но и утешением после долгих и нудных хлопот по выбиванию пенсии. «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа».

Работая на чужих огородах, помогая колхозу со сбором урожая, она все делала бескорыстно и бесплатно. Без зависти, радовалась за их крупный урожай картошки у соседей, хотя ее самая большая картошина была с куриное яйцо, и та доставалась постояльцу. Сама питалась очень скромно, но когда приходил ее черед кормить пастухов, отдавала последнее.

Для них покупала в сельпо сахар, масло, которые не ела сама.

Трудная судьба женщины оставила след на ее внешнем виде. Одевалась более, чем скромно «неопределенное темное тряпье» да «старческие слинявшие платочки».

Нездоровый цвет старческого лица имел желтоватый оттенок, а глаза были серо-голубым. Иногда, тяжелые приступы неведомой болезни валили ее с ног и на три дня укладывали ее в пастель. Не могла пить и есть.

Мужественно и терпеливо она пережидает это время, не прося ни какой помощи, чтобы не беспокоить людей.

Образ Матрены показывает нам, насколько непросто может быть человеку. Нелегкую жизнь прожила главная героиня. В юности она полюбила Фаддея, но германская война помешала их счастью. Прождав три года любимого и потеряв всякую надежду, Матрена вышла замуж за его старшего брата Ефима.

Но в глубине души остались светлые чувства первой любви. Судьба не была к ней благосклонна. Погибли все ее дети, законный муж не вернулся с войны. Но хватило сил и душеного тепла взять к себе девочку Киру. Десять лет она воспитывала дочь Фаддея, как свою родную.

Подняла ее на ноги и выдала замуж.

По-настоящему близким человеком была ее подруга Маша. С молодости они дружили и поддерживали друг друга. В минуты тяжелой болезни, только Маша приходила помогать ухаживать за избой и животными. Три младшие сестры не проявляли интереса к судьбе Матрены. Они старались использовать ее доброту и простодушие в своих корыстных целях, впрочем, как и другие односельчане.

Матрена любила свою приемную дочь и обещала отдать ей свой дом после смерти. Фаддея не устраивает такой поворот событий, и он без разрешения, вместе с сыновьями, начинает разбирать и вывозить дом. Доброта Матрены не знает границ. Она активно участвует в разделе собственного имущества, помогает разобрать избу, складывает бревна. И сама едет перевозить избу через железнодорожный переезд.

Судьба главной героини заканчивается внезапно и трагически. Она погибает под колесами паровоза. Ее родные сестры сразу начинают делить оставшиеся добро. А некогда любимый мужчина думает только о том, как быстрее перевезти остатки бревен к себе во двор.

Этот контраст еще больше усиливает положительные стороны Матрены, ее душевные качества.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Образ и харатеристика Матрены Тимофеевны в рассказе Матренин двор Солженицына сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ Матрены в рассказе Матренин двор Солженицына

В рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» повествование ведется от лица Игнатича. По воле судьбы он оказывается в доме главной героини, крестьянки Матрёны. Именно ему предстоит познакомить читателя с её нелегкой историей жизни.

Матрёна — женщина которая всю жизнь отдала, работая на благо других и не прося ничего взамен. Главная героиня простодушна и приветлива. Она бедна и живет одна, так как стала вдовой и потеряла всех своих детей. Появление Игнатича приносит разнообразие в её жизнь. Рассказчик акцентирует наше внимание на том, что женщина выглядит больной из-за желтизны лица и мутных глаз.

В молодости она была влюблена в Фаддея и хотела выйти за него замуж. Вскоре приходит весть о том, что он пропал без вести на войне. Матрена сильно горевала, но родные настояли на том, чтобы она вышла замуж за брата Фаддея.

Трагедия заключается в том, что через некоторое время бывший возлюбленный возвращается домой живым. Он возненавидел Матрену за предательство. Теперь у каждого из них своя семья. Дети Матрены прожили недолго, а вся деревня считает, что на неё навели порчу.

Женщина берет на воспитание ребенка Фаддея, но приемная дочь выходит замуж и оставляет её.

Жизнь её заканчивается внезапно и трагично. Она погибает, когда помогая Фаддею его детям перетащить часть избы, которую завещала приемной дочери. Так они случайно приблизили смерть Матрены. Человек, которого она любила, оказался корыстным. На похоронах все думают не о женщине, а о том как быстрее поделить имущество.

Образ главной героини светлый и искренний, но в то же время трагичный. Несмотря на все тяготы жизни женщина помогает людям, продолжает работать и не просит за то деньги. Она до самой смерти так и не смогла добиться получения пенсии. Все испытания женщина переносила мужественно, не становясь озлобленной.

К сожалению, родственники и односельчане просто пользовались добротой и простодушием. При этом они не видели души человека. Никто из них не понимал, что на таких людях как Матрена и держится село. Я считаю, что жизнь несправедлива к главной героине.

Однако, с другой стороны именно это дает нам понять проблему нравственной жизни народа.

Суть рассказа

Матренин двор – рассказ о жизни простой советской сельской женщины-колхозницы по имени Матрена.

Мы узнаем её историю из уст квартиранта Матрены — бывшего политзаключенного Игнатьича, который выступает в роли рассказчика. Игнатьич для деревни — человек новый, с Матреной он знакомится лишь в начале книги.

История о судьбе Матрены и о сельской колхозной жизни, о порядках и нравах местных жителей звучит как рассказ человека со стороны.

Автор погружает нас в реалии после-сталинского СССР. Прошло три года, как умер Иосиф Виссарионович. Через сюжет произведения вскрываются негативные стороны советского режима, раскрываются специфика сельского быта, показывается жестокость и несправедливость мира.

В рассказе «Матренин двор» можно выделить три части:

  1. В первой части Игнатьич рассказывает о себе. Освободившись, он едет из Средней Азии в центральную Россию, хочет обустроить быт и найти работу. Отсидевших трудоустраивали неохотно. Герой хочет быть учителем, преподавать детям математику, а на эту профессию в селе дефицит, и герой решает уехать подальше от цивилизации. Он оказывается в поселке с характерным советским названием Торфопродукт. Но ему там не нравится, и при помощи знакомой Игнатьич поселяется в Тальново, в доме у Матрены, старушки лет за шестьдесят. Избу Матрены сложно назвать зажиточной, но даже в скромном жилище эта добрая светлая женщина сумела создать уют.
  2. Во второй части Игнатьич рассказывает нам о Матрене, он частично описывает то, что наблюдает сам, а частично ориентируется на рассказы героини и её родственников. Однажды дома у Матрены герой застает Фаддея, брата её покойного мужа и отца одного из учеников Игнатьича. Он пришел к учителю, чтобы просить за своего нерадивого сына. Читателю рассказывается о жизни Матрены, о том, как в молодости, ещё до начала первой мировой войны, у неё был роман с Фаддеем. Жених ушел на войну и пропал. Матрена была вынуждена выйти замуж за брата. Освободившись из немецкого плена, Фаддей приезжает в родную деревню и узнает о свадьбе своей невесты и брата Игната. «Если бы не брат родной – убил бы обоих», — говорит Фаддей. Он женится на другой женщине, которую тоже зовут Матреной. Мужа Игната у Матрены тоже забрала война, на него даже «похоронка» не пришла. Все шестеро детей, которых Матрена родила, умерли. Она живет в одиночестве, хотя у неё есть родственники – сестры. Одинокая женщина берет себе на воспитание одну из дочерей Фаддея, свою племянницу Киру. Девушка выросла, вышла замуж и переехала в Черусти, где им с мужем необходимо построить дом. Кира – наследница Матрены, и родственники начинают делить её скромное имущество ещё при жизни женщины. Чтобы построить дом для Киры решено разобрать горницу матрениного дома. Сердобольная, добросердечная Матрена не только не препятствует этому, а даже помогает мужикам таскать бревна. Стройматериалы несут через переезд, где происходит несчастный случай – Матрена умирает, попав под поезд. Вместе с ней гибнут ещё несколько персонажей. Она отдает свою жизнь за других людей, хотя её саму не щадила ни судьба, ни окружающие, ни государство. В колхозе женщина долгие годы работала «за палочки», а когда состояние здоровья не позволило ей продолжать трудиться, она долго пыталась выбить пенсию. Алчность Фаддея и равнодушие односельчан оказались для неё губительны.
  3. В заключительной части описываются события, происходящие после смерти Матрены. Рассказчик узнает о трагедии и задается вопросом «Зачем героиня полезла помогать?». Отдала горницу – и хватит с неё. Описываются похороны и поминки Матрены. У гроба плакали родственники и односельчане, причитая «Погубила тебя горница». Автор ставит извечный русский вопрос «кто виноват»? Кто-то обвиняет родственников мужа, а те выставляют всё таким образом, будто-то сама Матрена во всем и виновата. Рассуждая, Игнатьич приходит к мысли, что вина лежит, в том числе, и на работниках управления железной дороги, которые безалаберно отнеслись к своим обязанностям и обеспечению безопасности. А между тем после смерти Матрены каждый думает не о погибшей, а о собственных интересах. Кира, потерявшая не только вырастившую её тетку, но и брата, переживает о том, чтобы не посадили мужа. А Фаддей даже на поминки не является, зато на следующий же день приходит к родственникам Матрены «делить дом». Разобранной и перевезенной на свой участок горницы ему оказалось мало. Такие поступки вскрывают истинную сущность героя. Игнатьич переселяется к другой женщине, которая не очень хорошо отзывается о Матрене. Обидно и горько от такого финала.

История создания

Писатель Александр Солженицын

Рассказ «Матренин двор» Солженицын написал в 1959 году, а первая публикация состоялась в 1963 году в литературном журнале «Новый мир». Солженицын первоначально дал рассказу название «Не стоит село без праведника», однако редакция журнала настояла на изменении названия, чтобы не столкнуться с проблемами со стороны цензуры.

Работать над рассказом писатель начал летом 1959 года, когда гостил у друзей в одном из крымских поселков. К зиме рассказ уже был окончен. В 1961 году автор отправил рассказ Александру Твардовскому, главному редактору журнала «Новый мир», но тот посчитал, что рассказ в печать выпускать нельзя. Рукопись обсудили и на некоторое время отложили в сторону.

Читайте также:  Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита»

Тем временем вышел рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который имел большой успех у читающей публики.

После этого Твардовский решил еще раз обсудить с редакцией возможность выпуска «Матрениного двора», и рассказ стали готовить к печати.

Название рассказа было заменено перед публикацией по настоянию главного редактора, однако это не спасло текст от волны споров, которая поднялась в советской прессе после выхода журнала.

Иллюстрация к рассказу Солженицына «Матренин двор»

Творчество Солженицына долгое время замалчивалось, и только в конце 80-х годов ХХ века тексты писателя снова начали публиковаться в СССР.

«Матренин двор» стал первым рассказом Солженицына, который был опубликован после большого перерыва.

Рассказ вышел в журнале «Огонек» в 1989 году громадным тиражом в три миллиона экземпляров, однако публикация не была согласована с автором, поэтому Солженицын назвал ее «пиратской».

Главные герои

Матрена Васильевна Григорьева

– центральный персонаж книги. Она – образец трудолюбия, добропорядочности и самопожертвования. На таких, как Матрена, держится русское село в непростые советские времена. Главная её черта – желание помогать людям, не требуя многого взамен.

Женщина находится в бедственном материальном положении, однако, когда к ней приводят Игнатьича, готового снять у неё жильё, женщина говорит о том, что не ищет постояльцев.

Она пускает мужчину в дом и не стремится «содрать с него побольше денег», как поступили бы многие на её месте.

Всю свою жизнь Матрена трудилась с утра и до вечера, никогда не жаловалась на усталость, не причитала. А нажила немногое. Делила свою скромную избу с мышами да тараканами, которые стали издержками сельского быта. Из живности в её хозяйстве была коза и кошка.

Последнюю героиня подобрала на улице, пожалела живое существо, что тоже хорошо её характеризует. Она бескорыстно подарила горницу названной дочери, а сама никогда не просила о помощи, и не хотела навязываться, причинять другим неудобства и даже врача позвать стеснялась.

Такие люди как Матрена достойны всяческого уважения, но, к сожалению, судьба и окружающий мир зачастую к ним не справедливы.

Рассказчик Игнатьич.

Александр Исаевич не случайно общается с нами от лица этого героя, под этим образом он в некоторой степени подразумевал самого себя. Прослеживаются очевидные параллели между судьбой Игнатьича и самого писателя.

Через историю Игнатьича автор затрагивает в рассказе острую тему лагерей и невинно осужденных. Герой отсидел срок, но был оправдан и реабилитирован. Игнатьич отправляется жить в деревню не только из-за «клейма», наложенного на него судьбой, но и ввиду особенностей своего характера.

Герой нелюдим и необщителен, он стремится уйти от мира, хочет жить в тишине и покое. Матрена оказывается как раз тем человеком, с которым ему удается сойтись характерами, они живут душа в душу, но «жизненные принципы» женщины он понимает не сразу.

По-настоящему Матрена открывается герою лишь после своей смерти. В истории главной героини Игнатьич становится невольным «третейским судьей».

Сочинение про Матрёну

Ключевым персонажем произведения является Матрена Григорьева, шестидесятилетняя деревенская женщина.

Писатель представляет героиню в образе крестьянки, прожившей тяжелую, нелегкую деревенскую жизнь, но сохранившую отзывчивость, доброту, сострадание к окружающим. Вся жизнь Матрены связана с работой за трудодни на колхозном поприще.

Матрена рано лишилась матери, а проводив любимого человека Фаддея на службу, так и не дождалась его, пропавшего без вести на фронте. По требованию родственников Матрену выдают замуж за нелюбимого, родного брата Фаддея Ефима, с которым женщина живет несколько лет, так и не заведя детишек, поскольку все шестеро младенцев умирают во младенчестве.

Нежданно-негаданно в семью возвращается пропавший Фаддей, любивший Матрену, которого из-за ее вынужденного предательства охватывает гнев и ревность и только родство мужа Матрены с Фаддеем останавливают мужчину от братоубийства. Фаддей, смирившись с ситуацией, заводит собственную семью, в которой впоследствии появляются шестеро детей.

Потеряв на войне мужа и будучи бездетной, Матрена берет к себе на воспитание дочку Фаддея, Киру.

Несмотря на испытания, выпавшие на ее жизненном пути, Матрена остается отзывчивой, приветливой женщиной, готовой прийти на помощь любому нуждающемуся, ничего не прося взамен.

Женщина глубоко религиозна и не привыкла вызывать жалость у окружающих. Даже будучи тяжело больной, Матрена старается не обременять местного врача, смиренно перенося боль.

За всю свою жизнь Матрена накопила небольшое состояние, состоящее из ее любимых домашних животных, растений, растущих в горшочках на окне части дома, которую она завещает воспитаннице Кире.

Фаддей, узнав о решении Матрены передать дом его дочери, начинает раздел имущества, разбирая сарай, избу, забор и перетаскивая бревна к себе во двор, находящийся по другую строну железнодорожных путей.

Матрена, не способная быть в стороне, принимается помогать родственникам, перетаскивая имущество через рельсы, где попадает под колеса железнодорожного состава.

Таков финал жизненного пути праведного и чистого человека, за всю свою жизнь не совершившего ни одного дурного поступка.

Повествуя о жизни обычной русской деревенской женщины, писатель раскрывает понятия бескорыстности, любви к ближнему, человечность в качестве главных людских черт характера.

Темы и проблемы

Мотивы произведения А. И. Солженицына «Матренин двор» лежат в двух плоскостях: социально-бытовой и морально-нравственной. На страницах рассказа они переплетаются между собой.

Социальный аспект раскрывается через тему отношения власти к обществу и к людям и через описание быта крестьян. Писатель поведал нам о незавидной участи сельских жителей, нарисовал яркие бытовые картины.

Государство «рабочих и колхозников» на деле проявляет равнодушие к судьбе и к уровню жизни честных тружеников. Крестьяне не имеют ни паспортов, ни материального вознаграждения за свою работу. Сельчане вынуждены воровать торф, чтоб хоть как-то прокормиться.

Пожилую женщину Матрену власти «гоняют по кабинетам», не спеша назначать добросовестному работнику пенсию.

Ещё более значимой в рассказе представляется морально-нравственная сторона, выраженная через проблемы отношения человека к человеку, через тему труда и мировосприятия героев. По большому счету, автор ставит вопрос о том, как надо жить, и демонстрирует несправедливость этого мира и общества. За текстом рассказа скрываются глубокие философские вопросы.

Героиня всю жизнь самоотверженно делала своё дело, отдавала себя труду. Но что дали ей трудолюбие и праведность, что она получила? Односельчане её не ценили, меркантильный интерес оказался выше простых человеческих отношений.

Образ Матрены — глубокий и высоконравственный, её характер резко контрастирует с окружающими. Антиподом Матрены является Фаддей.

В тот момент, когда в семье большое горе, несколько близких людей ушло на тот свет, а ещё одному родному человеку светит тюрьма, Фаддея заботит лишь наследство.

Обличая корысть и алчность людей, Солженицын дополняет свой социально-бытовой и философско-нравственный рассказ «мистическими» мотивами. Всё, чего касаются нечестивые люди, становится проклятым.

Матренин двор был чистым и светлым местом, пока здесь жила праведница, но из-за действий Фаддея горница стала «нечистой» и принесла в село большую беду.

Теперь жизнь деревни уже никогда не будет прежней.

Идея

Основные мотивы и темы произведения доносят главную идею автора, она заключается в том, чтобы раскрыть сущность человеческой души, показать глубину характера героини. Трудности и сложная судьба только закаляют человека, раскрывают его сердце миру.

Пережив многое, героиня построила свой собственный маленький мир, в котором жила по своим законам и правилам. Всё, что ей удалось создать, было не во внешнем материальном мире, а прежде всего внутри её самой. С уходом Матрены из жизни этот мир начинает рушиться.

То же самое после смерти ждет и богача, его имущество растащат, а о нём самом через какое-то время забудут. Но со смертью Матрены село лишилось самого главного – оно лишилось человека в подлинном смысле этого слова.

Придет ли к людям понимание этой потери? Через образ конкретной деревни и конкретный Матренин двор автор передает «мини-модель» всего мира. В «невзрачных сельских декорациях» Александр Исаевич рисует глобальную моральную катастрофу.

Народный характер в произведении

Матренин двор – произведение о судьбе и облике народа. На страницах рассказа представлена целая вереница «народных» образов, составлен коллективный потрет эпохи и общества. А в центре этого портрета – Матрена. Она представляется «ангелом, не совместимым с этим миром».

Героиня благодаря своим жизненным принципам, установкам и характеру как будто «возвышается» над миром. Её добротой все пользуются, но Матрена вовсе не безвольна, её неспособность отказать — это не слабость, а сила её характера.

Русский народ силен характером и внутренним стержнем, и не утратили мы этот стрежень как раз благодаря таким Матренам, которых осталось мало, но всё же они есть ещё в русских селениях.

Литературное направление и жанр

Солженицын развивал толстовскую традицию русской прозы в реалистическом направлении. Рассказ соединяет в себе черты художественного очерка, собственно рассказа и элементы жития.

Жизнь русской деревни отражена настолько объективно и многообразно, что произведение приближается к жанру «рассказ романного типа». В этом жанре характер героя показан не только в переломный момент своего развития, но и освещена история характера, этапы его становления.

В судьбе героя отражается судьба всей эпохи и страны (как говорит Солженицын, земли).

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )Образ главной героини из рассказа «Матренин двор»

Сочинение Образ Матрёны в рассказе Матрёнин двор Солженицына

Матрёна Васильевна Григорьева главная героиня рассказа Александра Солженицына «Матрёнин двор». Она представляет собой пример простодушной русской женщины.

Матрёне около шестидесяти лет, живет всю сознательную жизнь деревне Тальново. Она имеет бледно-голубой цвет глаз. На круглом морщинистом лице нередко проявляется её болезнь, но сохраняется лучезарная улыбка. Говорит Матрёна всегда ласково, хотя речь её изобилует ошибками.

Матрёна – женщина суеверная, во всём следует народным приметам, из-за чего автор называет её язычницей. При этом она часто говорит «с Богом!» или «ей-богу!», не придавая этому большого значения. В избе есть красный угол, и, как полагается, по праздникам Матрёна зажигает лампадку.

Судьба Матрёны довольно трагична. Не дождавшись возлюбленного Фаддея с фронта, она по совету родных выходит замуж за его брата. Через некоторое время после этого Фаддей всё-таки возвращается и поначалу даже угрожает супругам.

Однако не желая брать на себя греха братоубийства, он заводит свою семью. Дети Матрёны все умирают вскоре после рождения, и она решается взять на воспитание дочь Фаддея.

Когда приемная дочь от неё уходит и муж умирает, она остаётся совсем одна.

Несмотря на все пережитые трудности, Матрёна остаётся человеком добрым и бескорыстным. Она никогда не падает духом и в постоянных бытовых заботах сохраняет оптимизм. Матрёна всегда готова помочь словом и делом.

Она регулярно самозабвенно благодетельствует односельчанам в любых их бытовых делах, встаёт каждый день рано утром. За свой труд Матрёна не спрашивает никакой награды, а в своём доме хозяйничает сама, хотя на это её сил не всегда хватает.

Читайте также:  Кратчайшее содержание произведения бунина «цифры» для читательского дневника

Работа помогает забыть ей беды и неудачи.

Матрёне не свойственно привязываться к материальным благам. Её дом обустроен довольно просто, даже бедно, хоть и был рассчитан при строительстве на большую семью.

Главными его богатствами ялвяются многочисленные горшки и кадки с фикусами и хромая кошка.

Не без сомнений Матрёна даже соглашается отдать своей воспитаннице Кире с мужем горницу, являвшуюся длительное время значительной частью её неизменного жилища.

Обобщая сказанное, можно сказать, что Матрёна представляет собой поразительно доброжелательную и бескорыстную праведницу, которая, не смотря на сложную судьбу, не придаётся отчаянию, а напротив старается отдавать все свои силы на благо общества.

Характеристика Матрёны

Матрёна – главная героиня в рассказе Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор». Всем хорошо известно, что создатель произведения был писателем-гуманистом. Именно поэтому перед нами предстал образ чистой и доброй женщины.

Повествование ведётся не от автора, а из уст героя-рассказчика, который приехал в деревню «Тальново» работать учителем. С ним мы знакомимся со всеми персонажами и событиями произведениями.

Игнатич – так зовут рассказчика, вышел из тюрьмы и поселился в доме Григорьевой Матрены Васильевны. Женщина изначально не хотела, чтобы в её доме жил посторонний мужчина, настаивала переехать в другое место, но Игнатич не был привередливым, его устраивало его тихое скромное жилище.

Матрена была простодушной и доброй женщиной лет шестидесяти, жила она одна, потому что её муж не вернулся с войны, а все шестеро детей погибли ещё в младенческом возрасте. В её доме обитали только кошка, мыши и тараканы. В каком-то смысле, с приездом учителя жизнь Матрёны была уже не такой одинокой, отныне ей было с кем разговаривать, ради кого стряпать еду и прибираться в избе.

Игнатич описывает лицо Матрёны болезненным, желтые мутные глаза, усталый горький взгляд. Периодически неизвестная болезнь нападала на неё, от чего Матрёна могла по нескольку дней не вставать с печи.

В молодости она хотела выйти замуж за Фаддея, но война забрала его на несколько лет, и тогда её пришлось свататься с его младшим братом. Когда Фаддей вернулся домой, Матрена была уже замужем, и тогда ему пришлось выбрать другую невесту, с которой они завели много детей.

Так как все дети Матрены погибли, она взяла на воспитание дочь своего первого возлюбленного Киру. Но Кира выросла и ушла в дом жениха, муж умер, так бедная женщина осталась совсем одна.

Матрена –это женщина, которая не жила для себя, она жила для других. Она всегда помогала людям и работала, не взирая на свой возраст и болезненное состояние. В деревне все пользовались её простодушием и бескорыстием, они не понимали, зачем Матрёна отдаёт всё своё добро и всю себя чужим людям.

Закончила свою жизнь наша главная героиня очень трагично. Она погибла под поездом, когда помогала перевозить часть своей избы Кире. А во всём виноват был Фаддей. Её первый возлюбленный настоял на том, чтобы Матрёна отдала своё жильё Кире, не смотря на то, что это было её единственное имуществу, и то, что она прожила в этой избе почти всю свою жизнь.

`

Характеристика Матрёны в рассказе Матрёнин двор

Популярные сочинения

Сочинения на тему Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» по литературе

В центре произведения А.И. Солженицына «Матренин двор» простая деревенская женщина – Матрена Васильевна, которая проработала всю жизнь в совхозе и прожила в нищете.

Замуж героиня вышла еще до революции. С первого дня супружеской жизни она принялась за домашние хлопоты. Но на долю женщины выпало много страданий: она потеряла своего мужа на фронте и похоронила шестерых детей.

Матрена была одинокой, жила сама в большом доме: «Строено все было давно и добротно, для большой семьи, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти». Несмотря на все тяготы повседневной жизни, Матрена не утратила души и сердца.

Она всегда откликалась на чужую беду и старалась помочь. Женщина является хранительницей очага.

Главная героиня пережила в жизни многое и даже не удостоилась заслуженной пенсии: «Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века отработала в колхозе, но потому, что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было за мужа, то есть за утерю кормильца». В то время во всех уголках России царила несправедливость. Тогда человек, который своими руками делал добро для своей страны, не ценился в государстве, кроме того, его всячески пытались втоптать в грязь. Матрена заслужила пенсию за свой тяжкий труд, но ее ей не дают, так как она в колхозе получала палочки, а не деньги. Чтобы добиться пенсии за своего мужа, героиня потратила много сил и времени. Она очень долго и мучительно собирала все бумаги, но все было напрасно – денег так и не удалось получить.

У главной героини не было большого хозяйства, только коза. Ела женщина в основном одну картошку. Хорошего в ее жизни было мало. Образ Матрены Васильевны – это воплощение лучших качеств русской крестьянки.

У нее трагическая судьба. Ее дети умирали, не доживая и до трех месяцев. Все в деревне тогда решили, что на ней порча. В личной жизни счастья она не знала.

Проработала десять лет бесплатно, всегда помогала всем, думала не о себе, а о людях.

Я считаю, что Матрена является жертвой событий и обстоятельств того времени. Простая русская женщина привлекает своей бескорыстностью, трудолюбием и большой душой. Она жила ради того, чтобы работать, приносить пользу колхозу, но в итоге все начали бессовестно эксплуатировать ее. Главная героиня по задумке автора – это воплощение идеала русской женщины. 

Матрёна («Матрёнин двор»)

Действие рассказа А. И. Солженицына происходит в русской деревеньке Тальново, удалённой не только от больших городов, но и от районного центра. Характеристика образа Матрёны складывается из повествования героя произведения Игнатича, в уста которого автор вкладывает своё отношение к жизни деревенских жителей.

  • Судьба Матрёны
  • Характер
  • Отношение окружающих к Матрёне
  • Заключение

Судьба Матрёны

Матрёна Васильевна Григорьева — простая русская женщина, которая другого мира, кроме родной деревни, не знает. Здесь она родилась, встретила свою любовь и дожила до пожилого возраста (автор указывает, что ей лет шестьдесят).

Когда Игнатич приезжает в деревню и попадает в дом к Матрёне, женщина предстаёт перед ним совершенно больная. Даже цвет лица и взгляд свидетельствуют о том, что женщина страдает неизлечимым недугом. Раз в месяц на неё накатывает «немочь», и она два-три дня лежит замертво. По состоянию здоровья пришлось ей уйти из колхоза, которому отданы все силы не за деньги, а за трудодни.

Матрёна прожила непростую жизнь. По ходу рассказа  по крупицам складывается сложная история её личной жизни. Первая любовь была у девушки ещё до Первой мировой войны. Готовились к свадьбе. Отец жениха даже построил для молодых избу. Но грянула война, и жених Матрены Фаддей призывается в армию. Долгие годы войны от него не было никаких вестей, и его родные думали, что он убит.

Годы шли. Родственники парня уговорили Матрёну выйти замуж за младшего брата бывшего жениха. Трагедия Матрёны в этой ситуации заключается в том, что сразу после свадьбы с Ефимом в деревню после венгерского плена неожиданно возвращается её бывший жених. Как рассказывает сама Матрёна, Фаддей обезумел от ярости и убил бы молодых, если бы Ефим не был его братом.

На семейную жизнь героини рассказа будто порчу кто навел. С мужем она жила неплохо. Но вот все дети умирали, прожив на свете несколько месяцев. В Великую Отечественную войну Ефим отправился на фронт.

История для Матрёны повторилась. Муж пропал без вести, и она осталась одна.

Но женщина никому не жалуется на свою судьбу, она верит в то, что Ефим остался в живых, попал в какую-нибудь далёкую страну, где всё у него хорошо.

Характер

Несмотря на все жизненные перипетии, тяжёлый деревенский быт и труд, Матрёна остаётся доброй, приветливой, просветлённой женщиной. Даже когда происходит что-то неприятное, она недолго хмурится. Отправляется  в огород или в лес.

Работа спасает её от переживаний, и снова лицо Матрёны освещается доброй улыбкой. Так происходит и когда она хлопотала о назначении пенсии по потере кормильца. Никто не помогает ей, приходится женщине наматывать километры от своей деревни до сельсовета.

Но Матрёна не ропщет, а только радуется, когда всё у неё получается.

Добротой её пользуются все кому не лень: колхоз, в котором она уже не работает, соседи, родные сестрицы. Никто даже не ставит под сомнение, что она придёт на помощь по первому зову. А вот самой Матрёне никто не помогает, лишь единственная подруга Маша, помогает ей в те дни, когда она не может встать из-за непонятной болезни.

Отсутствие детей омрачало жизнь Матрёны. Но и тут она находит выход, обратившись к жене Фаддея. Им Бог дал тоже шестерных детей. Младший родился, когда они были уже пожилые. Матрёна выпросила у них на воспитание одну из дочерей. Кира прожила с ней более десяти лет. Но пришло время, и повзрослевшая девушка вышла замуж и уехала в другой посёлок.

Отношение окружающих к Матрёне

Беззлобность главной героини рассказа, её беззаветная привязанность к Кире становятся причиной её гибели. Часть своего дома (сруб горницы) она завещает воспитаннице, а остальное имущество своим сёстрам.

Но отец девушки не хочет ждать, требует отдать горницу ещё при жизни Матрёны. Во время перевозки разобранного сруба и случается трагедия: застрявшие на железнодорожном перегоне сани вместе с людьми раздавили два сцепленных паровоза, ехавших задом.

Среди погибших оказалась и героиня рассказа.

Внешне страдая, родные погибшей думают только о том, что достанется каждому из её скудного имущества, и ругают её за то, что нажила она совсем немного.

Никто не вспоминает беззлобность Матрёны и то, что она за свою работу ничего не брала с людей. При её совсем маленькой пенсии богатству взяться неоткуда. Да и не стремилась к нему Матрёна.

Есть «картовь», торф для топки печи, сено для козы, и достаточно.

Заключение

Образ Матрёны  наводит на мысли о том, что жизнь была бы лучше, если бы таких людей, как эта деревенская женщина, было больше. Доброта, отсутствие жажды наживы, готовность прийти на помощь — это те качества, которых так не хватает многим окружающим. Не зря автор в последних строках рассказа сравнивает свою героиню с праведником, «без которого, по пословице, не стоит село».

Ссылка на основную публикацию