Образ Гамлета в одноименной трагедии Шекспира

Образ Гамлета в трагедии Шекспира центральный. Он вступает в борьбу с реальной действительностью, которая требует от героя размышлений по поводу бытия. Философские мысли становятся главными в произведении.

Главный герой трагедии – умный человек. Это проявляется не только в том, что он обучался в университете, но и в том, что он постоянно стремится к истине. Он не считает себя лучше всех, потому что знает, что ему есть куда стремиться. Гамлет – далеко не самодовольный и далеко не высокомерный человек.

Гамлет – это человек чести. Он никогда не сможет простить ложь и закрыть глаза на обман близких. Это говорит о непреклонности характера главного героя.

В столкновении персонажа с внешним миром проявляется основной конфликт произведения: человек и общество. Гамлет не может жить в таком противоречивом мире, в котором царствует зло и жестокость.

Образ центрального персонажа обусловлен общественной картиной, Гамлет – рождение эпохи.

Внешний конфликт трагедии перерастает во внутренний. Гамлет чувствует свое одиночество, он не похож на окружающих его людей. Это становится причиной постоянных размышлений по поводу собственного нахождения в мире.

Гамлет – очень умный и образованный человек. В его уста автор вкладывает серьезные размышления о сущности общества и мира в целом. В трагедии Шекспира довольно много монологов Гамлета, среди которых выделяются известные каждому размышления: «Быть или не быть?». Все монологи раскрывают сущность образа, его внутренние противоречия.

Гамлет – это человек новой эпохи, выражающий философское мировоззрение Возрождения. Герой трагедии Шекспира – философская категория, «вечный образ», который интересен своими психологическими чертами.

Анализ образа Гамлета позволяет сказать, что герой неоднозначен. Внутренне он очень противоречив. Поиск истины и правды приводят к глубоким размышлениям, которые ставят Гамлета перед выбором. Желание отомстить постоянно уходит на второй план, на первый выдвигаются рассуждения героя, которые и являются центральным звеном в трагедии.

Внешние обстоятельства, к которым можно отнести смерть отца, предательство дяди и матери, становятся причиной разрушения всех моральных принципов Гамлета. Реальная действительность, с которой главный герой вступил в борьбу, рушит все идеалы: и любовь, и дружбу, и честь. Однако Гамлет хочет противостоять злу, поэтому он решает отомстить за смерть отца.

Месть Гамлета – это не признак жестокости, это стремление к справедливости. Важна одна небольшая деталь: герой не хочет убивать убийцу отца, когда тот молится. Все это говорит о чистоте замыслов героя. И то, что Гамлет хочет отомстить, противоречит его мировоззрению и взгляду на собственную жизнь.

В этом и проявляется вся противоречивость образа, который несет и индивидуальные черты, и черты эпохи.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Образ Гамлета», рассмотрит образ центрального персонажа трагедии Шекспира, продемонстрирует роль его философских рассуждений в произведении.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест на тему “ЭГП Германии”с результатом 5/5

Гость завершил

Тест «Биография Гагарина»с результатом 6/13

Гость завершил

Тест на тему “Азот”с результатом 10/10

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 16/16

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 8/15

Гость завершил

Тест на тему “Азот”с результатом 2/10

Гость завершил

Тест «Чистый понедельник»с результатом 12/12

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Характеристика Гамлета (Гамлет)

Величайшая шекспировская трагедия была создана в 1600-1601 годах. За основу сюжета бралась легенда о датском правителе. Это трагическая история, повествующая о мести главного героя за убийство отца.

Данное произведение затронуло такие важные темы, как долг и честь, проблематику смерти и глубокомысленные рассуждения о жизни. Образ и характеристика Гамлета из трагедии Шекспира будут раскрываться по ходу всей пьесы.

Многогранная и неоднозначная натура Гамлета воплотила в себе сложность противоречивой души, раздираемой сомнениями и проблемой, стоящего перед ним выбора.

Гамлет – принц датский, наследник престола.

Образ

Жизнь принца была безмятежна. В семье, в которой он жил, царили любовь и согласие. Его окружали друзья, готовые поддержать в любую минуту. Рядом девушка, в которую он влюблен.

Ему были свойственны увлечения, как у всех юношей его возраста: театр, поэзия, научные исследования. Он был полон энергии и жизненных сил. Душа была открыта для всех. Он любил свою страну и народ, живущий в ней. Судьба Гамлета была предопределена.

Он должен был стать правителем, заняв престол, но все изменилось в одночасье.

Беда вошла в их дом. В самом расцвете сил умирает отец Гамлета. Не успевает он отойти от одного потрясения, на смену приходит другое. Через месяц после смерти отца, его мать выходит замуж за другого. Гамлет недоумевает, как она могла так поступить.

Она была для него идеалом женщины, а тут ‹‹не успев износить башмаков››, в которых сопровождала мужа в последний путь, отдает сердце другому. Третьим ударом стал факт убийства отца его родным братом Клавдием ради короны и руки матери Гамлета.

Из-за измены матери Гамлет делает вывод, что все женщины одинаковы.

О, пагубная женщина! Подлец, улыбчивый подлец, подлец проклятый. Вокруг одно предательство, измены и коварство. Он разочарован в матери, дяде-предателе, в своей презренной любви.

Каким докучным, тусклым и ненужным мне кажется все, что ни есть на свете! О мерзость! Этот буйный сад, плодящий одно лишь семя; дикое и злое…

Из-за смерти отца Гамлет оставляет учебу в Виттенбургском университете и возвращается в Эльсинор. С этого момента все рушится в его жизни.

Ему является призрак погибшего отца и сообщает, кто виновник его смерти, склоняя к мести. Гамлет растерян. Он на грани сумасшествия. Яркий и непревзойденный гуманист оказался в окружающем мире, враждебном его идеям.

Стремление найти виновных вырастает у него в общественный долг, поднимая к борьбе за справедливость. Гамлет медлит с борьбой, коря себя за бездеятельность. Его раздирают сомнения, способен ли он вообще на любое действие.

Ранимая натура протестует против борьбы. Он совершенно другого склада человек. Причинять боль другим людям это не про него, но ему не оставили выбор. Он должен действовать, но как? Орудовать мечом он не привык, а делать что-то надо, для того, чтобы восстановить пошатнувшееся в мире равновесие.

Век расшатался – и скверней всего, что я рожден восстановить его!

Гамлет понимает, что убив Клавдия, ничего не изменится в окружающем мире.

Он ставит перед собой непосильную задачу, противодействовать вселенскому злу. Это не единичный враг, не случайное преступление, а большое вражеское общество.

Масштабность зла угнетает его, вызывая разочарование в жизни и осознание ничтожности собственных сил.

Характер

Характер главного героя многогранен. Он умел быть разным. Ненавидеть и любить, быть грубым и одновременно обходительным. Остроумен. Мастерски владеет рапирой. Боится божьей кары, но может позволить себе побогохульствовать при случае. Любит мать, несмотря ни на что. Не отличается высокомерием.

Авторитетом для него являлся отец, которого он с гордостью вспоминал. Он живет своими мыслями и суждениями. Любит пофилософствовать. Часто задумывался на тему смысла существования людей. Обладал способностью чувствовать чужую боль и страдания, как свои собственные.

Остро воспринимал несправедливость и зло.

Образ и характеристика Гамлета, У. Шекспир

Философские измышления принца, описанные в великой трагедии Шекспира, через пять столетий находят отклик и сочувствие в сердцах читателей. «Быть иль не быть?» — спрашивает сам себя юноша, после череды предательств. Характеристика Гамлета создает представление о нем, как об очень сильном и мудром человеке, который сумел отстоять свою честь и отомстить за смерть своего отца.

Образ Гамлета в пьесе У. Шекспира

Несмотря на то, что Шекспир не дает внешнего описания своему главному герою — Гамлет — вечный образ в мировой литературе. Лишь по небольшим намекам, можно заметить, что Гамлет вовсе не силач, а изнеженный даже немного полноватый юноша.

Возлюбленная Офелия считала, что у Гамлета: взор вельможи, меч бойца, язык ученого. Называла его «цветом и надеждой» всей Дании.

После мнимого безумства Гамлет предстает Офелией в новом образе. Он к ней приходит неряшливо одетый, в грязных, спадающих до пяток чулках, его камзол не застегнут. Он стучит коленями и «бледней сорочки». Она не может его узнать, говорит, что ум Гамлета треснул как старая колода, а «облик юности цветущей» растерзали бред и безумие.

За внешним образом безумного Гамлета в трагедии Шекспира скрывается умный и хитрый мститель. Но внутреннее благородство не позволяет ему сразу совершить свою месть. Он долго сомневается в принятом решении.

Характеристика Гамлета

Гамлет полностью соответствует своей характеристике, благородного принца Дании. Шекспир писал, что он жил в счастливой и заботливой семье, пока его отец не умер Гамлет вынужден мириться с тем, что мать вышла замуж за дядю-убийцу.

  • «…Он в подданстве у своего рождения…»- говорит о нем Лаэрт.
  • Для Гамлета привычными являются слуги и роскошь: «…Он сам себе не режет свой кусок как прочие…»
  • Несмотря на внешнюю нерешительность и избалованность, Гамлет отважен, не боится даже призрака:
  • «…И если вновь он примет вид отца, Я с ним заговорю, хоть ад разверзнись,
  • Веля, чтоб я умолк…».
  • Сам сравнивает себя со смелым Немецким львом, каждая жилка которого полна отваги.

Узнав об убийстве отца, хитрый и расчетливый принц не сразу решается на открытое противостояние. Проверяет слова призрака и, лишь узнав правду, начинает действовать.

Без мести — жизнь теряет смысл. Он говорит Горацио:

«Мне жизнь моя дешевле, чем булавка».

Дядя Гамлета — король Дании Клавдий, в своем сошедшем с ума племяннике, признает сильную личность. Говорит что: «Безумье сильных требует надзора».

Читайте также:  Постмодернизм: характеристика явления

Главный герой произведения, Гамлет, без сомнения по своей характеристике умен и смекалист. Призывает друзей: «…Всему давайте смысл, но не язык».

Предателей, мнимых друзей называет губками, впитывающими щедроты короля. Видит их тщетные попытки «играть на нем», как на флейте, желая «…исторгнуть сердце тайны…».

Принц никак не может решиться на возмездие. Ругает себя за малодушие.

Убийство отца возлюбленной по ошибке (он хотел поразить оружием дядю-убийцу), не вызывает у него жалости. Он понимает, что Полоний тоже заслуживает жестокой кары.

Поверженный в поединке рукою принца Лаэрт, прощает Гамлета.

«Благородный Гамлет» умирает спокойно. Он победил всех врагов, отомстил за отца.

Цитатная характеристика образа Гамлета дает возможность читателям лучше описать его характер, и осознать смысл его поступков. Понять — почему образ Гамлета вечен, и написать сочинение на эту тему.

Гамлет – характеристика образа в трагедии У. Шекспира

Время на чтение: 10 минут

Об авторе и пьесе

Уильям Шекспир (1564 — 1616) — величайший мировой писатель. Перу англоязычного автора принадлежат пьесы, ставшие театральной классикой. Мелодичность и философское наполнение сонетов позволяют считать его выдающимся поэтом. Во время эпидемии чумы в 1593—1594 годах, когда театрам запретили давать представления в Лондоне, Уильям пишет поэмы.

В литературное наследие Шекспира входят:

  • 38 пьес;
  • 154 сонета;
  • 4 поэмы.

Пьесу «Гамлет», полное название которой «Трагическая история о Гамлете, принце датском», Шекспир закончил писать в 1601 году. В этом же году состоялась премьера в лондонском театре «Глобус». В главной роли выступал Ричард Бёрбедж. Роль Призрака исполнил сам автор.

Прототип Гамлета

В основе сюжета пьесы лежит сага из скандинавского эпоса. События, описанные Саксоном Грамматиком в хронике «Деяния данов» в начале XIII века, происходили на территории Дании во времена язычества.

Правителя Ютландии Хорвендила убивает родной брат Фенг. Убийца становится королём и женится на овдовевшей королеве Геруте. Сын Хорвендила Амлед, на глазах которого погиб отец, клянётся отомстить дяде. Изображая безумие, принц сжигает в замке придворных, которых опоил вином. Затем приходит в спальню Фенга и расправляется с братоубийцей.

Краткое содержание трагедии

Пьеса Шекспира начинается с того, что по ночам в окрестностях королевского дворца Эльсинор стража замечает Призрака отца Гамлета. Молодой человек встречается с приведением. Тень погибшего короля открывает сыну имя убийцы и взывает к отмщению. Гамлет решает притвориться сумасшедшим, найти доказательство вины Клавдия и совершить правосудие.

По просьбе принца бродячие артисты, приехавшие в замок, разыгрывают перед королевской четой спектакль «Убийство Гонзаго». Сюжет пьесы, получившей название «Мышеловка», намеренно изменили так, чтобы действие напоминало сцену отравления отца Гамлета братом Клавдием.

В кульминационный момент постановки, в которой цитатятся древние авторы, король нервно вскакивает и стремительно покидает зал. Принц убеждается в виновности дяди.

Клавдий вознамерился расправиться с племянником. Вместе с университетскими друзьями Гильденстерном и Розенкранцем Гамлета отправляют в Англию. В запечатанном письме, которое придворные везут английскому королю, содержится требование немедленно казнить принца. Молодому человеку удаётся подменить послание и избежать страшной участи.

По возвращении в Данию Гамлет вызывается на дуэль. По наущению Клавдия инициатором поединка стал Лаэрт. Молодой придворный считает мнимого безумца виновником гибели своих родных — сестры Офелии и отца Полония. Король предлагает фехтовать затупленными рапирами, но втайне советует Лаэрту смазать острие клинка сильнодействующим ядом.

Во время боя противники получают ранения отравленным оружием. Мать Гамлета Гертруда выпивает бокал вина с ядом. Умирающий принц убивает Клавдия. В Эльсинор входят войска норвежского правителя Фортинбраса.

Главный персонаж

Пьеса «Гамлет» создавалась в период расцвета эпохи Возрождения в Англии. Идеи Ренессанса оказали влияние на творчество Шекспира.

Принц Датский наделён чертами, которые характерны для романтического героя западноевропейской литературы XVI — XVII веков.

Главный персонаж трагедии меланхоличен, сосредоточен на внутреннем «я», а к окружающему миру относится желчно и язвительно.

Душевный разлад Гамлета вызван тем, что фантазии о жизни не совпадают с реальной действительностью. Мечты принца об идеальном мире, в котором живут добрые люди, разрушаются преступлениями Клавдия, изменой Гильденстерна и Розенкранца, предательством Гертруды.

Растерянный молодой человек сомневается в правоте окружающего мира, неуверен в себе. Главный герой пьесы пытается решить вопрос, что ложно — сама реальность или представление о ней.

В полной мере состояние Гамлета выражено в монологе из первой сцены III акта, который начинается словами «Быть или не быть…».

Сомнения заставляют принца метаться между злом и добром. В его поступках и мыслях переплетаются явь и вымысел, гармония и дисгармония, поэтика и антипоэтичность, низменное и возвышенное.

Противоречивость чувств, утрата ощущения реальности приводят к раздвоению личности, заставляют Гамлета надеть маску безумца, изображать шута. Шутовство помогает принцу разыграть спектакль, «свою игру», тем самым подчиняя её правилам окружающих. Надев личину сумасшедшего, принц получает свободу не только в высказываниях, но и в действиях, которые приводят к трагическому результату.

Пониманию образа Гамлета помогает анализ речи молодого человека. Большую часть времени принц говорит белым стихом. Это происходит, когда идут философские размышления и в кульминационные моменты действия.

Переход на прозу случается в следующих случаях:

  • в письмах главного героя;
  • диалоги с простым людом;
  • общение с проверенными друзьями и актёрами;
  • когда Гамлет притворяется сумасшедшим.

Смена одного стиля речи на другой указывает на изменение драматического напряжения в сцене. Например, в финале 2 сцены II акта после беседы в прозе с Гильденстерном и Розенкранцем начинаются философские размышления Гамлета, представленные в стихотворной форме. Аналогичным образом происходит переход на белый стих перед началом дуэли Гамлета с Лаэртом в финальной сцене трагедии.

Мнения литературоведов

И. В. Гёте рассматривал пьесу Шекспира с чисто психологической точки зрения, а в Гамлете видел только слабовольную личность. Немецкий писатель и философ считает молодого человека «сентиментально-элегическим мыслителем», который не способен совершить великие деяния.

По мнению В. Г. Белинского, отчаяние и уныние, вызванное душевной борьбой Гамлета с раем и адом, являются яркой характеристикой Принца датского в пьесе Шекспира. Однако критик расценивает слабость воли и колебания героя трагедии как духовное развитие сильного от природы человека.

В статье «Гамлет и Дон Кихот», написанной в 1860 году, И. С. Тургенев противопоставляет героев Шекспира и Сервантеса.

Принц Датский — скептик и эгоист, который ни во что не верит и не способен творить великие дела. Наоборот, рыцарь из Ламанчи — служитель идеи и борец за истину.

Тем не менее, обоих персонажей классической литературы эпохи Возрождения объединяет неприятие зла.

Советский литературовед А. А. Аникст (1910−1988) предостерегает от односложной интерпретации образа Гамлета. Оценить и понять многогранность произведения Шекспира помогает изучение истории, культуры, философии эпохи Ренессанса.

Тестовое задание

Чтобы успешно написать сочинение «Образ Гамлета», рекомендуется ответить на контрольные вопросы. Из трёх предложенных вариантов необходимо выбрать один правильный ответ.

Вопрос 1. Сколько пьес написал Шекспир?

Ответ: а). 4, б). 154, в). 38.

Вопрос 2. Премьера какого создания Шекспира прошла в театре «Глобус» в 1601 году?

Ответ: а). «Король Лир», б). «Гамлет», в). «Ромео и Джульетта».

Вопрос 3. Как звали литературного героя, ставшего прообразом Гамлета?

Ответ: а). Амлед, б). Омлет, в). Яичница.

Вопрос 4. Как называлась постановка, сыгранная бродячими актёрами в Эльсиноре?

Ответ: а). «Крысоловка», б). «Мышеловка», в). «Капкан».

Вопрос 5. Чем выделяется Гамлет среди других персонажей трагедии?

Ответ: а). пьяными выходками, б). участием в фехтовальном поединке, в). изображением сумасшедшего.

Вопрос 6. Чем вызван душевный разлад главного героя трагедии?

Ответ: а). плохой игрой артистов, б). несоответствием действительности реальной жизни, в). ненастной погодой в Дании.

Вопрос 7. Кто произносит монолог, из которого взята цитата «Быть или не быть»?

Ответ: а). Офелия, б). Гамлет, в). могильщик.

Вопрос 8. К чему приводит раздвоение личности центрального персонажа пьесы?

Ответ: а). к трагической развязке, б). ко всеобщему застолью, в). ни к чему.

Вопрос 9. Когда Гамлет говорит белым стихом?

Ответ: а). с простолюдинами, б). когда пишет письма, в). когда философствует.

Вопрос 10. Что объединяет образы Принца Датского и Дон Кихота?

Ответ: а). участие в поединках, б). путешествия, в). неприятие зла.

Правильные ответы: 1в), 2б), 3а), 4б), 5в), 6б), 7б), 8а), 9в), 10в).

Чтобы написать качественное сочинение на тему «Шекспир. Гамлет», придётся основательно потрудиться. Необходимо ознакомиться со статьями литературоведов и перечитать творение великого английского драматурга. Удовольствие доставит чтение пьесы в переводе М. Л. Лозинского или Б. Л. Пастернака.

Гамлет («Гамлет»)

«Трагическая история о Гамлете, принце датском» Уильяма Шекспира — одна из самых известных пьес в истории мировой литературы. Ниже приведена характеристика образа Гамлета — центрального персонажа этой трагедии.

  • Кто такой Гамлет
  • Характер Гамлета
  • Прообраз Гамлета
  • Заключение

Кто такой Гамлет

Гамлет — сын прежнего короля Дании, которого тоже звали Гамлет. Тот король умер, а престол занимает Клавдий — его брат. Но по замку Эльсинор по ночам бродит призрак, похожий на прежнего короля. Его неоднократно видят придворные, и новость доходит до принца. Он желает встретиться с этим призраком и узнать, чего же хочет «тень» его отца — если, конечно, это она и есть.

Встреча с призраком своего отца, тем не менее, стала для принца неожиданностью. Он узнал, что Клавдий вероломно убил брата и незаконно занял престол, забрав также и супругу брата. Только одного хочет призрак — отомстить Клавдию. И Гамлет, искренне любящий отца, соглашается выполнить эту «миссию».

Для этого он притворяется сумасшедшим. Это, по его мнению, позволит ему отыскать непререкаемые доказательства убийства. Однако некоторые придворные начинают догадываться, что сумасшествие Гамлета мнимое. Об этом они докладывают королю.

Клавдий понимает, что принц замышляет какое-то страшное дело. Он подсылает к нему его друзей, Гильденстерна и Розенкранца, чтобы они узнали всю правду о его планах. Но Гамлет раскрывает их замысел и вновь разыгрывает сумасшествие, отвечая им бессмысленными репликами.

Тем временем в город приезжает театр и устраивает для короля представление по пьесе «Убийство Гонзаго» (вымышленная пьеса «внутри» шекспировской трагедии). Гамлет подговаривает актёров, и они немного меняют сюжет представления, в результате чего в нём как бы копируется реальное убийство Клавдием своего брата.

Читайте также:  Идеальные женские образы в творчестве русских поэтов

Клавдий смотрит представление и в смятении уходит из зала в тот момент, когда актёры изображают убийство. Теперь Гамлет получил надёжные доказательства того, что его отца убил именно Клавдий.

Эти доказательства вскоре подкрепляются тем, что случайно увидел принц: Клавдий после представления молится в одиночестве.

Однако убивать его в этот момент принц не захотел: ведь, по христианским понятиям, убитый во время молитвы человек сразу попадает в рай, а отец Гамлета до сих пор не знает посмертного покоя. Принц решил подождать и выбрать более подходящий момент.

А пока он посетил Гертруду, свою мать, и начал её упрекать в том, что она оскорбила прежнего короля своим предательством. Этот разговор подслушал ближайший королевский вельможа Полоний, и заметивший это Гамлет его убил, приняв его за Клавдия. Внезапно рядом появляется призрак отца, которого никто не видит, кроме самого принца, и призывает того простить мать.

Затем король решает отправить принца в Англию за данью, а сопровождающим его даёт тайное письмо. Оно адресовано английскому королю, который должен будет убить Гамлета, как только тот окажется в его стране. Однако принц узнал о письме и подменего, благодаря чему остался жив.

Жизнь Гамлета окончилась трагически. Его вызвал на поединок Лаэрт, сын убитого Полония и брат Офелии — возлюбленной принца, которая сошла с ума (причём на самом деле). Король подговорил Лаэрта намазать клинок ядом.

Однако случайным образом ранения получают оба соперника, и оба получают дозу яда. Перед смертью Лаэрт раскрывает принцу свой договор с королём. Гамлет убивает Лаэрта и короля, а затем умирает сам.

В то же время умирает и королева, случайно выпив бокал отравленного вина, который король приготовил для принца (на случай, если в поединке он не пострадает).

Характер Гамлета

Гамлет склонен к философским раздумьям, ему присуще меланхолическое настроение, всё на свете кажется ему «докучным, тусклым и ненужным». После смерти отца и брака матери его разочарование в жизни углубилось, мир для него кажется «пустынным мысом», а человек — «квинтэссенцией праха». От горечи и озлобления он стал раздражительным.

Ко всем, кого считает заслуживающим кары, Гамлет беспощаден.

Он гневно укоряет мать в утрате женского достоинства; хочет убить Клавдия, думая, что это он прячется за ковром в спальне матери; подменяя письмо к английскому королю, изменяет его текст так, что уготованная ему участь постигнет предателей — его бывших друзей Розенкранца и Гильденстерна.

Гамлет близок к народу: он чувствует себя в близкой ему стихии не в дворцовых залах, а среди нищих актёров, среди солдат. При виде пошлости, цинизма и раболепства придворных принц впадает в ярость или придаётся мрачным раздумьям. Он мечтает искоренить зло, чтобы жизнь была подлинно человечной.

Гамлет традиционно воспринимается как пример отчаянного борца за справедливость. Он, можно сказать, добивается её, но при этом погибает сам.

Примечательно, что датский принц выступает одиноким бойцом, ведь он окружён разнокалиберными предателями, в числе которых оказались даже его лучшие друзья и его мать.

В своём стремлении наказать всех виновных Гамлет настолько неистов, что приходится вмешиваться даже отцу, точнее, его призраку: тот уговаривает принца простить Гертруду. В самом деле, она совершила предательство не по своей воле, и отец Гамлета это понимает.

Прообраз Гамлета

Собственно, основой своей пьесы Шекспир сделал древний и популярный в те времена сюжет, главным героем которого является легендарный принц Амлет. Хроника датского летописца Саксона Грамматика утверждает, что данные события произошли ещё в языческую эпоху — в первые века нашей эры.

Ещё одним прообразом шекспировского Гамлета считается Иеронимо — персонаж более ранней пьесы Томаса Кида «Испанская трагедия».

Заключение

Образ Гамлета вошёл в мировую культуру как некий символ отчаянного поиска правды, а также справедливой мести. Герой переживает серьёзное психологическое перерождение: из доброго, невинного юноши он в одночасье «взрослеет», когда перед ним раскрывается жестокая правда о происходящих в королевстве мрачных событиях.

У. Шекспир "Гамлет": описание, герои, анализ произведения

Описание образа

Характеристику Гамлета стоит начинать с того, каким именно предстает сначала персонаж. Этот ученый муж является наследником престола Дании, не лишенный воинской закалки. Пройденное обучение в лучших европейских заведениях, где преподавал идеи эпохи Возрождения сам Джордано Бруно, оставили на нем очевидный след.

Из обычного мстителя, который бросается в порыве эмоций и чувств казнить предателей, Гамлета терзают необычные сомнения, которые стоит рассматривать под призмой его человеческих побуждений. Герой любит мыслить, и даже больше, чем действовать, что свойственно образам Шекспира, но здесь проблема в другом.

Он может быстро покончить с проблемами, но ищет для этого наиболее верный путь.

Сюжетные перипетии

Характеристику Гамлета стоит проводить с точки зрения зрелого человека, у которого уже сформированы взгляды на мир. Обучение в лучших вузах Европы не прошло даром и подарило персонажу благое стремление – изменить мир в лучшую сторону.

Только вот с течением времени он сталкивается с тем, насколько глубоко стали порочными люди. Зло вкоренилось в каждого из них в той или иной мере и именно с этого начинаются его терзания.

Вдобавок ко всему родной дядя Клавдий ради наживы и желанной власти убивает отца Гамлета, чем в очередной раз доказывает правоту взглядов главного героя.

Внутренние терзания насчет того, почему же мир стал таким порочным, было подкреплено внешними факторами.

Давление необходимости мести, потеря близких людей, семейное предательство – все это только больше загоняло мужчину в пучины темных раздумий.

Именно в них на протяжении всего повествования автора затерялся герой Гамлет. Характеристика в этот момент может быть неверной с позиции его слабости, но это совсем не так.

  «Образ и характеристика главного героя романа «Рудин»»

Проблематика, часть 1

Офелия описывала датского принца как сильного и умного воина, способного бороться со всеми проблемами. И это действительно точное высказывание. Казалось бы, он тогда не должен терзаться сомнениями, а просто выполнить месть. Вот тут характеристика Гамлета и раскрывает его со стороны необычайной на свое время личности.

Убийство ради мести для него совсем не выход, ведь это только породит еще больше зла в мире. Он не желает идти таким же путем и стать частью всех интриг и заговоров при дворе. С локальных проблем насчет предательства и убийства его мысли перетекают в более глобальное направление – изменение мира.

Активный ум здравомыслящего человека пытается найти решение этой проблемы, но сделать этого никак не удается.

Гамлет рассуждает, что добра и зла не существует, а возникают такие понятия только из суждений человека. Противоречивость только еще больше давит на него, что читатель ощущает на протяжении всего прочтения пьесы Уильяма Шекспира.

Разные подходы

Продолжаем тему того, каков художественный образ, характеристика Гамлета. Так в чем же корень трагедии Гамлета, принца Датского? В разные эпохи образ Гамлета воспринимался и трактовался по-разному.

К примеру, Иоганн Вильгельм Гете, страстный почитатель таланта В.

Шекспира, считал Гамлета существом прекрасным, благородным и высоконравственным, а его гибель происходит от возложенного на него судьбой бремени, которого он не мог ни снести, ни сбросить.

Известный английский поэт, С. Т. Кольдридж, обращает наше внимание на полное отсутствие воли у принца. Все происходящие в трагедии события, без сомнения, должны были вызвать небывалый всплеск эмоций, и впоследствии рост активности и решительности действий.

Иначе и быть не могло. Но что мы видим? Жажду мести? Мгновенное исполнение задуманного? Ничего подобного, наоборот – бесконечные сомнения и бессмысленные и неоправданные философские размышления. И здесь дело не в отсутствии храбрости.

Просто это единственное, на что он способен.

Слабость воли приписывал Гамлету и В.Г. Белинский. Но, по мнению выдающегося литературного критика, она не является его природным качеством, скорее условным, обусловленным ситуацией. Она происходит от душевного раскола, когда жизнь, обстоятельства диктуют одно, а внутренние убеждения, ценности и духовные способности и возможности – иное, абсолютно противоположное.

Проблематика, часть 2

Все рассуждения Гамлета приходят к легендарной противоречивой фразе, которая прошла сквозь века. Она просто и понятно описывает его терзания. Быть и сделать то, что он должен в качестве сына своего отца, дабы свергнуть лживого дядю или даже убить.

В тоже время не быть, ведь месть не принесет ничего доброго, а только нарушит его внутреннее стремление сделать мир хоть немного лучше.

Именно в контексте этого высказывания появляется главная проблема – невозможность воплотить в реальность собственные амбиции.

В характеристике героя Гамлета стоит обязательно упомянуть, что он – человек нового времени с рассуждениями, свойственными великим философам. Мужчина опередил эпоху и искренне желает улучшить мир людей, но сделать этого просто не может.

Его размышления часто показывают, насколько слаб один человек перед огромным количеством пороков. Их ежедневно можно наблюдать, ведь даже семейные узы не становятся преградой для предательства и убийства.

Читайте также:  Можно ли оправдать месть?

Эта тема настолько глобальная, что на ее фоне теряются другие черты характера персонажа, кроме как способности мыслить.

Характеристика персонажей

В пьесе Шекспира присутствуют 13 персонажей. 5 из них являются второстепенными, 8 выступают на передний план. В характеристике герои по значимости расположены в порядке убывания:

  1. Гамлет. Сын погибшего от руки брата датского короля. Его отца тоже звали Гамлет (вероятно, это имя передается старшему ребенку в королевской семье). Наследнику примерно 20−25 лет, он благороден душой и храбр. Когда узнает о смерти отца, возвращается из Виттенбергского университета к датскому двору. Увиденная им картина — мать, вышедшая замуж за брата покойного супруга — естественно, вызывает у персонажа сначала недоумение, а затем подозрения. Особенно когда призрак отца рассказывает, как собственный брат убил его, влив в ухо яд белены во время сна. Сразу и беспощадно отомстить дяде племянник не мог, т. к. должен был сам убедиться в доказательстве преступления. Тогда у него возникает план: прикинуться сумасшедшим, чтобы родственник не смог заподозрить его в проведении расследования. И затея удается. Даже Офелия, возлюбленная датского принца, верит в его невменяемость.
  2. Призрак отца Гамлета. Это лицо появляется в пьесе дважды: когда рассказывает принцу о своей трагической гибели и во время сцены изобличения королевы сыном, прося пощадить ее. Есть предположение, что дух не получил упокоения, поскольку умер без отпущения грехов и вынужден скитаться между миром живых и мертвых. Только смерть убийцы и раскрытая правда о преступлении помогут ему попасть в рай. Сын помогает духу отца обрести покой, хоть и погибает сам.
  3. Матерь принца — королева Гертруда и жена умершего короля. Предстает перед читателем умной, но бессердечной и любящей власть особой. Ее стремление править можно рассмотреть как слабоволие, когда она соглашается с предложением Клавдия. Она не любила прежнего мужа и к сыну относится без особой нежности. С новым супругом образует идеальную пару, двуличную и властолюбивую. Позже после разговора с сыном понимает его убеждения. Умирает, выпив бокал отравленного вина, предназначавшегося принцу.
  4. Клавдий. Брат предыдущего короля, действующий хитростью, чтобы получить титул. Дабы не искать новую королеву, а заодно утвердить свое положение женился на вдове отравленного им властителя. От Гамлета мечтает избавиться, но затея не удается. В кульминации пьесы раскаивается в своем поступке, объясняя его жаждой к власти. Погибает от руки племянника.
  5. Офелия. Возлюбленная принца, дочь Полония — советника Клавдия и сестра Лаэрта, бывшего друга Гамлета. Милая и добрая девушка, она не отличается умом и сообразительностью, к тому же слаба духом. Не понимая, сколько хитросплетений создал Гамлет, чтобы добиться своего, легко позволяет врагам юноши манипулировать собой. После смерти отца сходит с ума, и «случайно» тонет (не исключено, что по желанию королевы Гертруды).
  6. Полоний. Служит новому королю в качестве советника. Вельможа очень хитер и умен, свои способности использует для слежки за другими подданными, особенно за принцем. Пытаясь в очередной раз подслушать речи Гамлета, чтобы доложить королю, он скрывается в покоях, где королева беседует с сыном. Но случайно выдает себя, и принц пронзает его шпагой сквозь ковер, где соглядатай прячется.
  7. Лаэрт. Был хорошим другом принцу Гамлету до того, как тот убил его отца. Весть о гибели родственника юноша получает находясь во Франции. Он тут же понимает, что должен отомстить. Помочь ему избавиться от Гамлета вызывается Клавдий. Лаэрт должен убить бывшего друга с помощью отравленной шпаги, а если не выйдет, завершить дело бокалом вина с ядом. В результате погибают и принц, и сын советника, а предназначенное первому вино выпивает Гертруда.
  8. Горацио. О нем можно рассказать коротко. На момент описываемых в пьесе событий это лучший друг Гамлета. Именно ему принц передает просьбу рассказать соплеменникам о коварстве Клавдия, которого успевает убить перед собственной смертью.
  9. Марцелл и Бернандо. Два офицера, сообщившие принцу датскому, что видели призрак умершего короля. Они провожают Гамлета к месту, где обнаружили дух, и оставляют юношу для беседы с привидением.
  10. Розенкранц и Гильденстерн. Парочка лицемеров, притворяющихся друзьями принца. По наущению Клавдия согласились ради вознаграждения сопровождать Гамлета в Англию. Там они должны были передать английскому королю письмо с просьбой убить юношу. Однако принц подозревает об их коварстве и подменяет послание.
  11. Фортинбрас. Наследник Норвегии, как и Гамлет, носящий родовое имя своего отца. Никогда не встречался с принцем датским, но оба знают о существовании друг друга в хорошем свете. В пьесе о нем говорится как о молодом, изящно воспитанном и решительном наследнике. Именно ему Гамлет завещает перед смертью свой трон.

Персонаж Гамлет неслучайно помещен в начало списка, как и Фортинбрас — в конец. Первый обозначает прошлое, второй — будущее Дании. То есть, право владеть страной передается от одного к другому.

Другая сторона героя

В произведение Шекспира среди всех главных героев характеристика Гамлета наиболее многогранная. С одной стороны, он кажется мыслителем со свойственной философам предрасположенностью к теории, а не практике.

В тоже время его речь не лишена стремлений, он хочет действовать, но не знает, как именно и куда направить это желание.

Его желание бороться со злыми умыслами даже ценой своей жизни при том, что персонаж осознает отсутствие результатов, превозносит его с другой стороны.

  Шибалково семя – краткое содержание рассказа Шолохова

Если же поставить в ряд характеристику Гамлета и героев Шекспира из этой же одноименной пьесы, то разница видна сразу же. У него сформированное мировоззрение, чистые помыслы и готовность отстаивать их до победного конца.

Понимание же того, что в нынешних условиях он ничего не может поделать, но все равно продолжает искать пути для решения, только больше вызывает уважение. Именно многогранность героя привлекает к себе, и по сей день читателей.

Шекспир сумел создать человека, готового решать проблемы, но показал его малую роль на общем фоне поступков людей.

Выводы

Выводы по Шекспиру из характеристики Гамлета нужно сделать исходя из сравнения. Герой явно шагнул вперед всех окружающих его людей, что видно по общению с ними. Даже философ Горацио со своей отрешенностью выглядит блекло по сравнению с яростным стремлением принца датского.

Персонаж способен мыслить, но его рассуждение идет вразрез с действиями. Он не может никак найти наиболее правильный вариант, а при этом не пробует ни один другой, так как сомневается в своих решениях. У него нет поддержки и понимание, давление внешних факторов также сильно сказывается на мужчине.

В итоге он одерживает победу и проигрывает одновременно. Вместе с кончиной персонажа умирают также все предатели семьи.

В своих последних словах Гамлет призывает человечество измениться и стать на сторону добра. Горацио он призывает поведать миру о том, каким порочным является датский королевский двор. Последние фразы демонстрируют, что даже при смерти он не оставил своих стремлений, а в последний раз призвал людей стремиться искоренять зло.

Образ Гамлета в трагедии Шекспира «Гамлет»

Гамлет — один из величайших образов мирового искусства. Всегда рождаются люди, которые опережают своё время — интеллектуально, морально, духовно. Изучая лучшие произведения мировой литературы, мы часто сталкивались с людьми, которые непохожи на окружающих. История жизни принца Гамлета закончилась трагедией.

Рассуждения Гамлета о жизни и смерти показывают, насколько он интеллектуально перерос своё поколение. Он чувствует, что «распалась связь времён». Ему трагически трудно жить по законам Датского королевства, так и не поднявшегося над древними пережитками.

В образе Гамлета чувствуется и высокое достоинство, и благородство, и стремление к справедливости. Трагическое одиночество Гамлета подчёркивается глубиной и силой художественного образа, с которым невозможно даже сравнивать кого-либо из его окружения.

Шекспир не случайно подчёркивает, что его герой провёл много лет в Вюртембергском университете. В стенах этого учебного заведении он не просто получил образование и развил свой литературный вкус: там он привык размышлять о жизни и оценивать её, научился связывать воедино разные события, у него сформировались этические принципы.

Жить, как живётся, Гамлет уже не сможет. Встреча с тенью отца оказалась решающей для его человеческого мужания: от анализа, рефлексии он переходит к делу — к мести. Месть Гамлета — не обычай старины: это акт возмездия философа за поруганную мораль, за отвратительное сладострастие и безграничное своеволие властителей.

Судьба заставляет мыслителя действовать — в этом одна из причин трагедии Гамлета. Даже в мести Гамлет остаётся философом: он проверяет обвинения, высказанные тенью. Его пьеса «Мышеловка» становится западнёй для королевской четы, но в конце концов в ловушку попадается и он сам.

Конфликт разрастается до вселенского масштаба: начав с размышления о пороках королевства, он приходит к пониманию пороков века, а затем — и порочности человеческой натуры. Гамлета охватывает пессимизм, и порой кажется, что он готов мстить всем — ничтожным и льстивым придворным, неверным друзьям, коварным женщинам.

Ведь Гамлет, глядя на Офелию, видит, что из неё может выйти двойник матери, со всеми её изъянами. Так появляется мысль о самоубийстве. Переживания Гамлета выливаются в страстные монологи, самый знаменитый из которых — «Быть или не быть».

Источник (в сокращении): Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Вентана-Граф, 2016

Ссылка на основную публикацию