Всегда при чтении любой книги ваши любимые страницы ее напрямую связаны с основными действующими лицами, их характерами, особенностями сюжетных перипетий. Так и с текстом Михаила Юрьевича «Герой нашего времени».
Интересные страницы этого шедеврального творения напрямую связаны с персонажем по имени Григорий Александрович Печорин. Поэтому сочинение будет непосредственно связано с анализом этого персонажа.
Итак, образ Печорина. Автор, описывая этого персонажа, можно сказать, превзошел сам себя. Это такой литературный персонаж, который в сознании читателя отзывается как живой человек со своими взглядами на мир, поступками, которые он совершает по принципу проб и ошибок, с душой, которая очень ранима….
Читая роман Лермонтова, читатель осознает тот факт, что Михаил Юрьевич порционно разворачивает описания главного героя, о нем мы узнаем по принципу, который можно охарактеризовать, как «штрихи к портрету».
Наверное, чтобы не уйти от темы сочинения в сторону, стоит заметить, что самыми захватывающими эпизодами являются те, которые изложены в «Журнале Печорина».
Не случайно текст, принадлежащий перу Мишеля Лермонтова – психологический. По этой причине в своем личном журнале персонаж делает упор на душу, тонкие ее струны. Ведь, если глубоко вникнуть в образ главного героя, то можно сделать вывод о его тонком, можно даже сказать романтическом, начале.
Для него недосягаемым идеалом становится дружба, поэтому Григорий и не доверяет никому, не раскрывает своего чего-то самого сокровенного.
Любовь тоже могла бы стать для нашего героя смыслом его существования, но, увы, Вера – это та единственная, к которой он испытывал чувства ради своего самоудовлетворения.
Григорий Печорин по натуре фаталист, потому что он как вихрь врывается в судьбы других людей и делает их глубоко несчастными людьми. Ему бы задуматься над этим фактом, сделать определенные умозаключения…. Но Григорий до мозга костей индивидуум, поэтому он даже и не мыслит думать о судьбах окружающих, своем месте и роли в их судьбах.
Хотя к своей скромной персоне, по его мнению, он подходит объективно и оценивает себя всесторонне.
Таких, как Григорий Александрович больше нет. В последней главе под названием «Фаталист», он в очередной раз бросает вызов судьбе. Хотя в этом случае риск его оправдан. Он спасает других, чтобы лишний раз доказать себе любимому собственные постулаты фатализма. Да, он гордая и сильная личность. Он не покоряется никогда и никому, даже злодейке, или, может быть, госпоже судьбе-фортуне.
Почему же Печорин Григорий герой именно своего времени? Ответ достаточно прост.
Этот литературный персонаж, наряду с целой плеядой других – есть реакция на состояние общества, культуры и политики в 1 половине 19 века. Эт новый герой, потому что он глубоко психологичен.
Для него любовь и дружба – это не просто слова. Это его идеалы, к которым он стремится всю свою жизнь, но, увы, они для него недосягаемы.
Сочинение на тему Мои любимые страницы россуждение
В отечественной литературе Печорин является одним из самых интересных персонажей. Конфликт его личности не перестает интересовать всех читателей данного произведения и в наши дни.
Самого героя это приводит в поиски своего значения в этом мире.
Лермонтов настолько подробно описать все положительные и отрицательные качества своего героя, что очень сложно определиться, что же к нему испытывает читатель.
Одними из моих любимых страниц романа являются описание смерти Бэлы. Несмотря на то, что в этой главе мы только знакомимся с Печориным и предстает он перед нам не в лучшем свете, именно в этом месте мы видим его человечность, умение переживать, чувство вины за судьбу Бэлы и возможно даже умение любить.
То как он переживал, не отходил от постели раненой возлюбленной говорит нам именно о том, что Печорин имел чувства, ему было больно от смерти Бэлы. Возможно, это не была любовь всей его жизни, в дальнейшем мы узнаем о Вере, но то, что он испытывал нежные чувства к Бэле отрицать невозможно.
Вспомним воспоминания Максим Максимыча о Печорине после смерти Бэлы. Его облик сильно изменился, он исхудал и был нездоров. Сложно поверить, что причиной этому была не смерть Бэлы. Внешне Печорин не показывал грусти о смерти Бэлы, это было не в его привычках, но глаза его были наполнены грустью.
Разве не глаза являются зеркалом души человека?
Я не пытаюсь оправдать Печорина, действительно многие его поступки буквально кричат нам о том, что он приносил боль многим людям просто от скуки. Но иногда со скуки или же от интереса он совершал и хорошие поступки. Вот еще один любимый отрывок из романа, уже из главы «Фаталист».
Одним из положительных поступков можно назвать помощь в аресте казака, убившего Вулича. Пусть порывом его героичного поступка было просто проверить фатализм судьбы, но он смог помочь офицерам. И ведь в фатализме он все-таки убедился, хоть и до конца жизни не нашел свое предназначение.
Самокритика Печорина, которая проходит красной нитью через все произведение, заставляет нас начать уважать Печорина, как минимум за его открытость.
Он и сам называл себя «нравственным калекой», но что-то в его душе заставляло его поступать так, как он поступал. Неимоверно сложно выбрать, как же следует относиться к главному герою этого романа.
Я предпочитаю, думаю, что мне на самом деле жаль Печорина и я соболезную ему. Он прожил свою жизнь без цели и в одиночестве. Он расплатился за свое поведение сполна.
Мои любимые страницы Герой нашего времени
Сейчас читают:
- Сочинение по картине Айвазовского Девятый вал (9 вал) 7 класс
Академик живописи Иван Константинович Айвазовский, почти всю жизнь прожил на берегах Черного моря, в любимой им Феодосии. Ежедневно гуляя по набережной городка, художник общался с моряками больших и маленьких судов стоящих на рейде. - Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение
Молодой крестьянин Ермил Гирин — один из персонажей поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Образ Ермила Гирина показывает человека, который ценился среди русского народа. О Ермиле Гирине читатель узнает из уст крестьян. - Хочу и надо сочинение рассуждение 7 класс
Есть в русском языке два глагола «хочу» и «надо». Они описывают действия человека. С самого раннего детства ребёнок быстро усваивает слово «хочу». Только произнёс его и тут же родители, бабушки и дедушки бегут со всех ног, что исполнить желание ребёнка - Сочинение-рассуждение Я и другие
Я и общество, в котором я нахожусь. Как строятся наши взаимоотношения? По каким законам мы живем? Почему для всех нас так необходимы правила, обязательные для выполнения всеми членами общества. - Сочинение Мой любимый праздник День рождения 3, 4, 5, 10 класс
Мой любимый праздник – день рождения. Почему именно день рождения? Я люблю именно его, потому что он дарит незабываемые впечатления. - Сочинение по картине Осень. Охотник Левитана 8 класс
Левитан Исаак Осипович был известным пейзажистом своего времени, умением и талантом которого до сих пор восхищаются люди самого разного возраста. От его картин захватывает дух, как у детей, так и у взрослых.
Мои любимые страницы романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
Мои любимые страницы романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” связаны с повестью “Княжна Мери”. Здесь мы видим, что Григорий Александрович способен на благородные поступки. В этой повести Печорин активно взаимодействует со своим пародийным двойником – офицером Грушницким.
Почти сразу же разгадав этого человека, Григорий Александрович начинает играть с ним, манипулируя его слабостями. Всем своим существом Грушницкий стремится произвести впечатление: “… он из тех людей, которые… которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания”. Грушницкий напоминает Печорину героя романтических трагедий.
Этот персонаж бывает “довольно мил и забавен” лишь в те редкие минуты, когда он “сбрасывает трагическую мантию”. Соответственно, Грушницкий стремится поддержать свой образ в обществе.
Его кодекс чести – это кодекс общественных правил. Герой дорожит своим “добрым именем” в высшем свете, поэтому он стремится соблюдать все правила.
Но такое поведение показное, оно идет не от души и не от убеждений, а от желания нравиться себе и окружающим.
Характеры Печорина и Грушницкого, их моральные принципы раскрываются в повести и, прежде всего, в отношениях друг с другом.
Грушницкий ненавидит и завидует Печорину, потому что оказывается отвергнутым поклонником: княжна Мери выбирает не его, а Печорина.
В такой ситуации – “третий лишний” – настоящий мужчина должен отойти в сторону, а не злиться на более удачливого соперника. Но Грушницкий – не тот, с кем можно достойно бороться.
Он, впрочем, как и Печорин, способен на все, лишь бы утешить свое уязвленное самолюбие: Грушницкий клевещет на свою “возлюбленную”, лишь бы отомстить Печорину и княжне Мери, Печорин же затевает свой “роман” с Мери, только чтобы досадить юнкеру. В итоге соперничества Печорин вызывает Грушницкого на дуэль. Этот эпизод является кульминацией повести. Именно в нем обнажаются характеры героев, в том числе, и их представления о чести.
Трусливый Грушницкий согласился на дуэль только из-за уговоров своих друзей. Он со своей компанией стремится обернуть дело так, чтобы ему, в любом случае, ничего не грозило: секундант Грушницкого заряжает только один пистолет. По замыслу юнкера, Печорин должен был либо опозориться, либо погибнуть. Главный герой случайно узнает о заговоре.
Он идет на дуэль полный решимости разоблачить Грушницкого. За все время дуэли в юнкере лишь однажды просыпается совесть: в тот момент, когда Печорин просит перезарядить свой пистолет. Разгневанный же Печорин хочет добиться от Грушницкого либо покаяния, либо смерти. Поэтому он переносит дуэль на маленькую площадку перед пропастью, где любой выстрел должен стать смертельным.
Печорин немного жалеет своего соперника, который попал во всю эту историю из-за своей слабовольности. Главный герой до последнего момента дает своему сопернику шанс одуматься. Позволив Грушницкому стрелять первому, герой готов к практически неминуемой смерти, но тот промахнулся. Печорин понимает, что он убьет Грушницкого, поэтому дает ему возможность извиниться.
Но Грушницкий находится в таком отчаянии, что сам просит Григория Александровича стрелять, ибо иначе он зарежет его ночью из-за угла. И Печорин стреляет. Главный герой романа – жертва социальной среды, он неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. При этом он стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение, поэтому понятие чести у него сугубо субъективное.
Оно подчинено у Печорина его желаниям и страстям. Грушницкий же полностью искусствен и неестественен. Этот человек – пустышка, у него нет никаких нравственных принципов и представлений, он лишь играет в них. Но его мелкая и злобная натура берет верх, за это Грушницкий и платит своей жизнью.
В этих эпизодах романа затрагиваются вопросы чести, благородства, достоинства, которые важны для любого человека.
Кроме того, здесь во многом раскрывается и оттеняется сложная, противоречивая, очень интересная натура главного героя – Печорина, затрагиваются темы любви, счастья, ненависти, умения любить и делать счастливым другого человека. Именно поэтому мне так запомнились эти страницы романа Лермонтова “Герой нашего времени”.
(1 votes, average: 5.00
2898. Сочинение Мои любимые страницы романа Герой нашего времени Лермонтова Русский язык
Глава Бэла — это моя любимая часть романа «Герой нашего…». С удовольствием перечитываю эти страницы! Итак, мне больше всего нравится сцена, где герои оказываются в гостях. Тут такое интересное описание самого аула, празднества. Такие необычные характеры!
Кроме того, эти горцы ведь практически враги, но в то же время герои не могут ответить отказом на приглашение. На свадьбу местные приглашают всех встречных-поперечных. Думаю, это и верно подмечено, и интересно… Такой большой праздник свадьба считается, что как на Олимпийских играх нужно прекратить всю вражду.
В ауле опасно, но им приходится действовать, будто секретным агентам… Максим тот самый Максимович описывает предстоящее торжество забавно, со своей точки зрения: бал «по нашему сказать», «забыл, как по-ихнему», «как сказать». То есть читатель вроде и готов к сцене, но не совсем понял, что его ждёт. Так и сам герой! И становится любопытно… Вроде бы, то же самое, что и у нас, но не совсем так. Забавно!
И вот на самой свадьбе героев посадили, как дорогих гостей, на почётное место. И тут сама Бэла подходит и делает комплимент немного странный Печорину. Комплимент-загадка, по-моему. Мол, и стройней он местных, и золото у него, а не серебро, но не расти ему в этом саду… Вот уже она сама его и заинтриговала. Тем более что она шестнадцатилетняя красавица!
И её портрет тут так красив! Что она стройная лань, весёлая, а смотрит прямо в душу. Жаль, не увидела она проблем в душе Печорина! И тут же описание её поклонника, который следит за красавицей горящими глазами… Тут зреет любовный треугольник, интрига.
И уже говорится, что парень этот своего не уступит, хоть зарежь. Правда, это тогда вспоминали, как он баранов продавал, но всё же характер у него такой – неуступчивый, упрямый. И ещё один портрет дальше – лошади. Для горцев это важнейшее животное, это как машина сейчас.
И говорится, что глаза у той лошади были, как у Бэлы.
То, как дальше у них сложилось с этим похищением, с обучением, с финалом… к сожалению, грустно. Но на балу кажется, что всё могло б быть романтично и со счастливым финалом. Но уж получилось так, как должно было – по психологии героев. Но читая эти почти первые страницы, я надеюсь на лучшее каждый раз.
Княжна Мери
Мои любимые страницы в этом произведении – в части про княжну Мери (журнала окончание). И я даже нашел, что это страница дневника от шестнадцатого мая. Тут Печорин кажется мне таким умным злодеем из почти Средневековья, придворным интриганом. Он уже воплощает свой план, делится успехами… Такой довольный! И тут ещё чувствуется ирония…
Начинает он с того, что у него всё прекрасно и по плану – Мери его ненавидит! Вот чему человек радуется?! Колкие эпиграммы в его сторону только радуют Печорина. Он специально не знакомится с княгиней, а это её оскорбляет. Ещё хуже – он переманивает её знакомых.
(Друзья, конечно, останутся рядом, а знакомые…) Хотя сам и ненавидит принимать гостей, но каждый вечер закатывает пир – зовет всех, кто бывает у неё обычно. И они предпочитают её обществу его бесплатное шампанское.
Ещё фраза есть забавная там, что двое её поклонников сухо с Печериным разговаривают (из-за неё, видимо), но обедать приходят к нему каждый день. «Молодцы»!
Разговор с Грушницким вызывает смех. Молодой человек краснеет, смущается, скрывает свои чувства к княжне. Боится пойти к ней в гости… Говорит, что явно не достоин! Убеждает Печорина познакомиться с её семьей (и этим помочь ему самому). А Печорин-то смеется над ним.
Он даже заметил новое кольцо у приятеля на руке, где написано Её имя. В разговоре раскрывается и философия Печорина, что женщины любят, например, как раз тех, кого не знают. Они могут приписать Ему всё, что у них в мечтах.
То есть так девчонки и влюбляются во всяких гонщиков, рэперов… Они ведь лично не знают, что это за люди, а просто приписывают им качества хорошие.
Ещё в этой главе было воспоминание о ковре. Такая интрига, что Печорин специально перекупил (дорого!) ковер, который очень понравился Мэри. И кинул его на своего коня, и отправил его пройти прямо под её окнами, чтобы она расстроилась. Мэри ведь хотела этот ковер в комнату! А тут вдвойне обидно – и перекупили, и не по назначению используют!
В общем, эта страница дневника забавляет меня больше всего. По ней можно было бы снять трейлер к фильму (по этой части книги)! Тут и интересно, и забавно. Рекомендую почитать, она не такая уж большая!
Все сочинения
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: любимые страницы
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: любимые страницы
Скачать сочинение |
Тип: Эссе |
Роман «Герой нашего времени» является одним из зрелых и признанных произведений М.Ю. Лермонтова. В предисловии к книге поэт пишет, что его герой – это портрет, но не одного человека, а «портрет, составленный из пороков нашего поколения в полном из развитий». Печорина можно считать достойным продолжением пушкинского Онегина.
В произведении Лермонтов снова поднял проблему так называемого «лишнего человека». Печорин – молодой человек из аристократической среды. Он активно вмешивается в окружающую его жизнь. С первых страниц романа перед нами возникает образ, который представляет собой «слепок» пороков и, с другой стороны, положительных черт.
С самого начала произведения мы уже не понимаем мотивов поступков героя, нас удивляет необычная эксцентричная натура молодого человека. Трагизм героя заключается в том, что он не видит причин своей душевной неполноценности и обвиняет мир, людей и время в свое духовном рабстве. Моя самая любимая глава в романе – «Бэла».
Дело в том, что она объединила в себе черты путевого очерка (пушкинское «Путешествие в Азрум») и романтической новеллы о любви европейца к «дикарке». «Бэла» была напечатана в «Отечественных записках» с подзаголовком «Из записок офицера на Кавказе». В.Г.
Белинский писал об этой повести: «Простота и безыскусственность этого рассказа – невыразимы, и каждое слово в нем так на своем месте, так богато значением.
Вот такие рассказы о Кавказе, о диких горцах и отношениях к ним наших войск мы готовы читать, потому что такие рассказы знакомят с предметом, а не клевещут на него…»
В повести «Бэла» Печорин предстает перед читателем безжалостным и черствым человеком. Он похищает молодую девушку, не задумываясь о том, что вырывает ее из родного, дома.
Бэла долго не могла смириться с новой ролью: «Сидит в углу, закутавшись в одеяло. Не видит и не смотрит: пуглива, как дикая серна». Печорин, чтобы овладеть ее сердцем, каждый день дарил ей что-нибудь.
Первые дни девушка гордо отталкивала подарки, но, «мало-помалу она научилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и все грустила, напевала свои песни вполголоса». Наконец Печорин решился на последнюю уловку: он предложил Бэле вернуться в отчий дом, но «она вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею».
Увы, любовь главного героя была недолгой, уже через некоторое время он охладел к черкешенке. Таков Печорин – его чувства слишком поверхностны и недолговечны.
Да и сам он сознается в этом: «У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение, только дело в том, что это так».
Страдания и радости других Печорин воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Ради капризной прихоти, без долгих раздумий, он вырывает Бэлу из родной почвы и губит.
«Когда я увидал Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой», – говорит он Максиму Максимычу в разговоре. На мой взгляд, очень жестокие, холодные и слишком равнодушные слова. Печорин эгоцентричен по отношению ко всему миру. Его чувства противоречивы и поверхностны. Иногда я думаю, закономерна ли смерть Бэлы? Скорее всего, да, ибо это было для нее единственным выходом. Будь она жива, Печорин причинил бы ей еще много горя. Эта девушка слишком искренна и по-детски наивна, ее душа не вынесла бы новых разочарований. Для Печорина нет счастья в любви, в привязанностях, в искренности. «Насыщенная гордость» – вот его единственное стремление. Печорин дорожит только своей свободой, а до других людей ему, в принципе, нет никакого дела. Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой», «его душа испорчена светом».
«Герой нашего времени» поднимет проблему крайнего индивидуализма и эгоизма. Печорин смел, он обладает огромной выдержкой и силой воли.
Когда ему становится скучно с Бэлой, он один, почти без оружия, уезжает на охоту, в горы, где на каждом шагу его подстерегает опасность. Он не боится ни горцев, ни Казбича, который желает ему отомстить. Натура Печорина очень глубокая, восприимчивая и впечатлительная.
Он с резкой критикой относится к себе, анализируя свои поступки. И часто страдает не меньше тех, кого он сам делает несчастным.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: любимые страницы
Мои любимые страницы романа «Герой нашего времени» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Вообще-то я не большой поклонник романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», единственная часть, которая мне нравится-это «Бела».
Действие в ней происходит на Кавказе. Штабс-капитан Максим Максимыч, ветеран Кавказской войны, рассказывает попутчику случай, произошедший с ним в этих местах несколько лет назад.
Уже с первых строчек читатель погружается в романтическую атмосферу горного края, знакомится с горными народами, их бытом и обычаями.
Вот как Лермонтов описывает горную природу: «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею.» Когда читаешь эти строки, вспоминаются места на Кавказе, где ты бывал. Мне, например, вспомнилась Абхазия-очень красивый край.
В повести «Бела» Лермонтов противопоставляет двух главных героев-Григория Александровича Печорина и Максима Максимыча. Печорин-молодой офицер, представитель нового поколения дворян. Он умный, волевой, смелый человек. Поначалу у меня вызвали уважение его лихая отвага, склонность к риску, умение добиваться своего.
Читая произведение, я сочувствовал Печорину, когда он добивался расположения черкесской княжны-Белы. Он казался вполне искренним в своей любви к ней. Но в то же самое время Печорин меня отталкивает своим эгоизмом и индивидуализмом, неспособностью любить кого-либо по-настоящему, принося себя в жертву любимому человеку.
Он не задумывается о возможных последствиях своих поступков. Печорин ради собсвенного развлечения играет судьбами людей, не вникая в их традиции, обычаи и нравы. Максим Максимыч мне нравится гораздо больше. Он представитель старого поколения дворянства. На первом месте у него долг службы. Долго прослужив на Кавказе, он хорошо знает психологию горцев.
Он, с одной стороны, прост и бесхитростен, а с другой-человек трезвого ума и неплохо разбирается в людях. Особенно он мне понравился теплотой и искренностью своего сердца, тем, что ценит дружбу и не забывает старых друзей. Запомнилась трогательная сцена встречи штабс-капитана и Печорина через несколько лет после событий, описанных в «Беле».
Максим Максимыч от радости готов был задушить в объятиях старого знакомого, а Печорин лишь холодно подал ему руку. Как же расстроился старый служака!
Жалко, что повесть плохо заканчивается. Смерть Белы омрачает весь конец повести. Если бы девушка была действительно дорога Печорину, он приложил бы все усилия, чтобы сберечь её. После трагической кончины Белы он не долго горевал о ней.
Получается, что он рисковал жизнью совершенно напрасно, порой ради собственного развлечения. Мне трудно понять людей, которые с детства могут позволить себе всё, что хочется и быстро теряют интерес к жизни, поэтому и не ценят её.
Читая это произведение, испытываешь массу самых противоречивых чувств. Восхищение смелостью и удалью Печорина, уважение к свободолюбивому характеру горцев, к их верности своим традициям, а также переживание за судьбу Белы и самые тёплые чувства и симпатии к Максиму Максимычу.
В повести Лермонтов не даёт однозначных оценок своим героям. В ней есть над чем поразмыслить.
Мои любимые страницы романа «Герой нашего времени»
С главным действующим лицом, Григорием Печориным, в первую очередь связаны мои любимые страницы романа «Герой нашего времени»: мне нравится следить за тем, как выстраивает он свои отношения с разными людьми, как наблюдает жизнь, как плавно и вместе с тем неожиданно раскрывается его характер, нравится постепенно постигать суть его взглядов на жизнь, его миропонимание.
Лермонтов мастерски описывает Печорина: на страницах произведения перед нами, читателями, живой человек, с поиском своего места в жизни, порой холодный и неприступный,
порой ранимый и тонко чувствующий, часто даже жестокий и непредсказуемый — но во всем этом привлекательность его образа для меня.
Характер Печорина на страницах романа «Герой нашего времени» раскрывается, разворачивается постепенно. И если в первых главах характер и мотивы поступков Григория непонятны, своим поведением он настраивает против себя, не видишь ничего привлекательного в образе, то, постепенно живой ум, жажда жизни и действия героя романа завораживают, и хочется, чтобы роман не заканчивался.
Любимый герой романа
Образ Печорина по-настоящему необычен и интересен, именно он — мой любимый герой романа «Герой нашего времени». Удивительным образом раскрывается характер Григория.
В начале повествования мы, читатели, узнаем о нем и истории с Бэлой от штабс-капитана Максим Максимыча.
«Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!», — читаем мы, и заинтригованы: что за человек, о котором пойдет речь?
Но то, что и как делает и говорит Печорин, не прибавляет симпатий по отношению к нему. «Дикарка» Бэла насильно оторвана от своей среды, жизнь ее разрушена, Казбич теряет самое дорогое из-за «игры» Печорина, «пропал: верно, пристал к какой-нибудь шайке абреков» Азамат, разрушивший свою семью.
Милый добрый штабс-капитан, всей душой стремящийся повидаться со старым приятелем, ради встречи впервые в жизни нарушивший устав, оскорблен холодностью своего кумира.
Разрушен уклад жизни «честных контрабандистов», погибает на дуэли Грушницкий, страдает Вера, искренне привязанная к Григорию, полна отчаяния Мери, которую влюбил в себя Печорин
Кажется, рушится все, к чему прикасается — вольно или невольно — этот человек, оставаясь при этом отстраненным и безучастным. Но если следить не за тем, как главный герой идет по судьбам людей, а прислушаться к нему самому, к тому, что в действительности стоит за его холодностью и равнодушием, проанализировать оттенки его поведения — то картина предстает совсем иная.
«Если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение», — произносит он в ответ на упреки Максим Максимыча.
«Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня».
Слова эти идут вразрез с тем, что мы уже знаем о Григории, с тем мнением, которое сложилось о нем, и заставляют задуматься: может быть, слишком поверхностно мы судим о главном герое?
Журнал Печорина — любимые страницы
Мои любимые страницы «герой нашего времени» рассказывает сам — в своем журнале. Теперь перед нами Печорин изнутри, — и он таков, каков есть.
Разве можно было, например, ожидать от Печорина, которого мы, читатели, знаем, запись в журнале о запахе цветов и чудесном виде из окна? В душе Григория обитает романтик, он все время в поисках бурной деятельности, красоты жизни, настоящей любви, но всего этого не находит.
Мечтает о дружеском участии — и никому не доверяет, ни с кем не сближается, встречает в жизни единственную женщину, Веру, которую не смог бы обмануть никогда, и осознает, что всегда «любил для себя, для собственного удовольствия».
У Григория — сильный характер, мы наблюдаем, как Азамат, затем Максим Максимыч, Бэла поддаются его влиянию, Вера любит его, и даже мы, читатели, смотрим например, на Грушницкого глазами автора журнала.
Печорин часто совершает поступки, не раздумывая и навлекая на людей несчастия и перемены в жизни, он не умеет не вмешиваться в чужую жизнь. Но Григорий слишком индивидуалист, чтобы задумываться о других, в первую очередь его интересует он сам, мотивы поступков, предназначение, задачи в жизни.
На себя смотрит он объективно и горько:»верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни».
Печорина не с кем сравнивать. Даже фатализм его не похож на общепринятый. «Не покорюсь!» — кричал казак, вызвав решение Печорина испытать судьбу. И, хотя главный герой спасает людей и рискует жизнью, в первую очередь, делает это ради себя самого, бросив вызов предопределению судьбы. «Не покорюсь» — такова истина фатализма Печорина, и она придает ему сил, не делая рабом обстоятельств.
Вслед за своим любимым героем повторю: «Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно». Герой времени, в которое жил и творил Лермонтов, и не мог быть другим.
Кто они, «герои нашего времени»?
Печорин, как и другие литературные герои, которых принято называть «лишними людьми», — Онегин, Чацкий, Рудин, — воспринимаются не только как отклик писателей 19 века на атмосферу времени, не только как объяснение современникам их самих, но и как возможность заглянуть в собственный внутренний мир, задуматься над вечными вопросами любви и дружбы, долга и чести, человеческих взаимоотношений, и это — мое отношение к «героям нашего времени». Ни один из них не оставил равнодушным внимательного, вдумчивого читателя, в какое бы время тот ни жил, — они всегда современны. Вот и страницы романа «Герой нашего времени», которые рассказывают «историю души человеческой», становятся любимыми у новых и новых поколений, знакомящихся с замечательным произведением.
Данная публикация рекомендована к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Мои любимые страницы романа «Герой нашего времени».