Маленькие герои большой войны

Маленькие герои большой войныБольше 70 лет назад даже детям, иногда совсем маленьким, пришлось прервать учебу и вместе со взрослыми вступить в жестокую борьбу. В нашей стране таких отважных детей, пожалуй, больше, чем в любой другой. Они справились с задачей на отлично, показав удивительные для подростков силу характера и смелость. Они шли на риск, а часто и на смерть, но не сомневались ни в своих силах, ни в правильности своих поступков. Мы расскажем о тех, чьи истории сегодня мало кто знает.

Виктор Новицкий, Новороссийск (1927–1942)

Маленькие герои большой войныС начала войны Витя помогал раненым в госпиталях, весной 1942 года сбежал на фронт, где был сыном полка и участвовал в боях, в которых овладел многими видами стрелкового оружия и метанием гранат. Был ранен и отправлен домой, в Новороссийск, куда и пришла за ним война.В то время как с пристани отправлялись в Геленджик воинские части и мирные жители, немцы вплотную подошли к Октябрьской площади. Их необходимо было задержать. На башне была оборудована пулеметная точка. Маленькому, всего из двоих человек, гарнизону помогал и Витя.

Фашисты пулеметную точку обнаружили и стали обстреливать ее из танка. Обоих краснофлотцев, Цыбенко и Гришина, вскоре убило, и Витя остался один.

Стреляя из пулемета, бросая гранаты, мальчик оборонял башню два часа, но гитлеровцам все же удалось к ней пробраться, после чего подростка схватили, облили горючей жидкостью и подожгли.

Именем Виктора Новицкого названы улица в Новороссийске и сухогрузный теплоход, а древнюю башню в 1956 году снесли, установив на ее месте обелиск защитнику Новороссийска Виктору Новицкому.

Виктор Черевичкин, Ростов-на-Дону (1925–1941)

Маленькие герои большой войны— Голубей своих просто обожал. В карманах у него всегда были для них семечки, — вспоминает его сестра Анна Ивановна Аксененко (Черевичкина).В школе учился хорошо, а вот поведением примерным не отличался. Упрямый характер проявился и когда началась война и в Ростов впервые вошли немцы.Витя стал связным у военных. Для того чтобы привязывать к лапкам голубей записки с данными, ему нужны были нитки. Нитки были дорогими, и найти в оккупированном городе их было непросто.— Помню, Витенька подходит ко мне и на ухо просит ниток принести. Мол, мамка ему не дает. Я говорю: давай я сама тебе пуговицу пришью. А он смеется: мне не пуговицы, а нитки нужны, — рассказывает Анна Ивановна.Немцы обоснованно усмотрели в птицах-связистах угрозу, поэтому одним из первых указов оккупационных властей в Ростове было уничтожение почтовых голубей.Витя указу не подчинился и птиц своих не уничтожил.— В тот день он ушел из дома как обычно, — продолжает сестра Виктора. — Не прошло и получаса, как вижу в окно: ведет Витеньку во двор немец с винтовкой. И ведет к сарайчику. Все решили, что его застрелят там же, в голубятне. А оттуда вдруг взмыли в небо голуби.Витя был расстрелян в сквере имени Фрунзе. Фотография убитого Виктора Черевичкина с мертвым голубем в руке фигурировала среди материалов обвинения на Нюрнбергском процессе.На следующий день немцы были выбиты из Ростова.Именем Виктора Черевичкина названа улица 2-я Майская, на которой жила до войны его семья, и парк в Ростове-на-Дону.

Валентина Зенкина, Брест (род. 1927)

Маленькие герои большой войныВ мае 1941 года девочка отпраздновала 14-летие. Училась она отлично и не догадывалась, что в следующий класс перейдет нескоро. Ей одной из первых пришлось испытать огонь войны.Отец с началом войны сразу ушел на защиту Брестской крепости, а Валя и ее мать попали в плен. Фашисты отправили девочку в крепость, чтобы передать советским солдатам приказ сдаваться.Попав в крепость, Валя осталась там ухаживать за ранеными. Все, что ей было известно о вооружении и расположении немцев, она сообщила бойцам.Потом, когда штурмы немцев стали совсем ожесточенными, всем, кто мог держать оружие, пришлось обороняться. Чтобы спасти женщин и детей, командование Брестской крепости решило вывести их из-под огня и переправить на другой берег реки Мухавец. Валя просила оставить ее, но потом вынуждена была выполнить приказ. Но война для Вали на этом не закончилась: девочка продолжила ее в партизанском отряде, воюя смело и наравне со взрослыми.После войны Валентина Зенкина была награждена орденом Красной Звезды.

Лариса Михеенко, Ленинград (1929–1943)

Маленькие герои большой войныВ 1943 году 13-летним девочкам стали приходить повестки об угоне на работы в Германию. Лара с подругами решили уйти в леса — к партизанам. Так они стали разведчицами: ходили по деревням, узнавали о количестве немцев, домах, в которых они квартируют, местонахождении их боевых точек, количестве техники и боеприпасов. У Лары это получалось особенно хорошо: она была малорослой, в 13 лет выглядела на 8, поэтому ей было проще оставаться незамеченной.Все данные, полученные девочкой, партизаны использовали в своих операциях.Ближе к осени 1943-го Ларе стали поручать диверсии: она хорошо ориентировалась на местности, была смелой и выдержанной. Так она стала отбивать у фашистов деревенский скот, подрывать мосты, пуская под откос поезда и нанося урон немцам.Последнее задание Лары было в деревне Игнатово, куда она отправилась с двумя взрослыми партизанами. Но группу выдали немцам, и в завязавшейся перестрелке партизаны погибли, а Лару схватили, жестоко пытали, а затем расстреляли.В школе №106 Санкт-Петербурга до сих пор стоит парта, за которой когда-то сидела Лара Михеенко. За ней теперь учатся лучшие ученики. На дверной табличке кабинета надпись: “Здесь училась героическая партизанка Лариса Михеенко”.Лариса Михеенко посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени и медалью “Партизану Отечественной войны” I степени

Василий Коробко, село Погорельцы (1927–1944)

Маленькие герои большой войныЗатем по собственной инициативе подпилил сваи моста и вытащил крепления, после чего рухнул первый же проезжающий по мосту немецкий БТР.А потом Василию поручили важную и рискованную работу: стать разведчиком в немецком штабе. Он был там истопником и подсобным рабочим. Никто не мог догадаться, что Василий внимательно присматривается к чертежам, прислушивается к беседам, а всю добытую информацию передает партизанам.Как-то немцы заставили мальчика, как местного жителя, вести их в лес, чтобы увидеть, откуда совершают вылазки партизаны. Но Вася вывел их к полицейской засаде. В темноте гитлеровцы приняли полицию за партизан и открыли интенсивный огонь. Обе стороны понесли значительные потери.Василий со взрослыми товарищами уничтожили девять немецких эшелонов и сотни гитлеровцев. В одном из боев мальчик погиб.Посмертно Василий Коробко награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалью “Партизану Отечественной войны” I степени.

Надежда Богданова, Витебск (1932–1991)

Маленькие герои большой войныВместе с партизанами они взрывали фашистские штабы, пускали под откос эшелоны со снаряжением, минировали объекты.Впервые она попала в плен к немцам, когда вывесила 7 ноября 1941 года красные флаги в оккупированном Витебске. Маленькую девочку били шомполами, пытали. Когда ее привели для расстрела ко рву, обессиленная девочка упала туда, на долю секунды опередив пулю. Партизаны нашли ее там живой.Второй раз Надю арестовали в конце 1943-го. Чтобы добиться сведений, на морозе ее обливали ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. У Вали снова не хватило сил, гитлеровцы посчитали ее мертвой и бросили в деревне Карасево как раз перед освобождением советскими солдатами. Надя не могла двигаться и почти ничего не видела. Зрение ей восстановил после войны академик Филатов.Бойцы партизанского отряда считали Надю погибшей. Только в 1960 году ей удалось встретиться с ними.Надежда Богданова награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалями.

Владимир Казначеев, деревня Соловьяновка, Брянщина (род. 1928)

Маленькие герои большой войныВ отряде была “партизанская школа” — готовили будущих минеров, подрывников. В итоге Володя пустил под откос восемь эшелонов. Прикрывал он и отходы группы, бывал связным, разведчиком — приносил из Клетни ценнейшие сведения. С наступлением темноты расклеивал листовки.Володя стал известен и среди фашистов: за его поимку немцы назначили награду, не подозревая, что их враг — ребенок.Он воевал наравне со взрослыми до самого освобождения Брянщины от немцев.Владимир Казначеев награжден орденом Ленина, медалью “Партизану Отечественной войны” I степени.Это лишь малая часть военных детских историй. Сколько маленьких, но отважных бойцов участвовали в войне, подсчитать невозможно: часто командиры детские имена в батальонные и ротные списки не заносили.В Курске есть военно-исторический музей “Юные защитники Родины” — единственный в своем роде. 23 февраля музею исполняется 40 лет.

Сотрудники музея собрали уникальную информацию: установили свыше 10 тысяч имен маленьких партизан и детей полков.

Классный час "Маленькие герои большой войны"

  • Классный час
  • Тема: Маленькие герои большой войны.
  • Форма проведения классного часа: урок мужества, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной войны.
  • Цель: познакомить учащихся с пионерами-героями, рассказать об их подвигах.
  • Задачи:
  • – раскрыть значение празднования Дня Победы, показать, что Великая Отечественная война была войной освободительной;
  • – воспитать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне;
  • – развивать связную речь, зрительную и слуховую память учащихся.
  • Оборудование: экран, проектор, фонограммы военных песен, кадры из фильмов.

Оформление: подготовлена выставка книг, рисунков детей, плакатов с портретами пионеров – героев. Ведущие и ученики, читающие стихи, одеты в форму военных лет. Звучит фонограмма марша «Прощание славянки».

На экране – кадры военной хроники.

  1. Аудитория: 5-7 классы.
  2. Ход классного часа:
  3. Ведущий 1:
  4. Вам, кому ещё нет 16… Всем, кто пока не знает, что такое война… Посвящается, Чтобы помнили…
  5. Чтобы поняли…
  6. Ученик:
  7. Еще тогда нас не было на свете,
  8. Когда гремел салют из края в край,
  9. Солдаты, подарили вы планете Великий май, победный май!
  10. Ведущий 2: Сегодня мы проводим мероприятие, посвященное 75-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне.
  11. Ученик:

Страна цвела. Но враг из-за угла Свершил налёт, пошёл на нас войною. В тот грозный час; Стальною став стеною, Вся молодость оружие взяла,

  • Чтоб отстоять Отечество родное.
  • Ведущий 1: 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города.
  • Звучит запись песни “Священная война”.
  • Ученик:

Сорок первый! Июнь. Год и месяц борьбы всенародной. Даже пылью времён Затянуть эту дату нельзя. Поднималась страна

  1. И на фронт уходила поротно,
  2. Кумачовые звёзды На полотнах знамён унося.

Ведущий 2: Красная Армия мужественно встретила врага. Но силы были неравные. Враг был жестокий. Наши войска несли огромные потери. На борьбу с немецкими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи. “Всё для фронта, всё для победы,”– повсюду звучал девиз.

Ведущий 1: Сколько Героев, смелых защитников Родины, было в годы Великой Отечественной войны. Сегодня нам хотелось бы вспомнить о пионерах-героях. Их подвиг никогда не забудется, будет служить примером для многих поколений детей.

Читайте также:  И.С. Тургенев: жизнь и творчество

Ведущий 2: А ведь до войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки, такие же, как и мы с вами. Так же учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Ведущий 1: Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Ведущий 2: Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.

Ученик:

ПИОНЕРАМ – ГЕРОЯМ 1941 – 1945гг ПОСВЯЩАЕТСЯ В нашей истории много событий, Где приходилось отстаивать Мир; Взрослых удел это, но не забыты Дети – идущие в бой,  вместо игр. Сколько их, маленьких,  лесом встревоженным Тайно носилось по тропкам исхоженным: Страшно, наверное, было идти, Важно – записку прижать на груди.

На голове вместо кепок – папахи, Вместо панамок – тугие платки, И гимнастёрки – а не рубахи, Туфли сменили – на сапоги.

Как отвечать этим псам с автоматами, Как бы при обыске не задрожать? Как не заплакать, когда тебе с матами Дуло – под нос, что готово стрелять? Сердце ребёнка кипело от злобы, Вместо улыбок, они – вновь и вновь Жизнью своей рисковали так, чтобы

  • Мир на Земле воцарил и Любовь!
  • Подготовленные учащиеся делают сообщения о пионерах – героях, показывают их фотографии.

Маленькие герои большой войныВаля Котик родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. В 12 лет уже стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался к врагам, добывал для партизан важные сведения. На его счету шесть взорванных эшелонов, множество успешных задач. Погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами.

Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны” 2 степени. Погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.

Володя Дубинин

 ПиМаленькие герои большой войны онер-герой Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях вблизи города Керчи. Он сражался наравне со взрослыми: подносил боеприпасы, воду, питание, ходил в разведку. Так как Володя был еще очень маленьким, он мог выбираться на поверхность по очень узким лазам каменоломни и незаметно для фашистов и разведывать боевую обстановку.  

Погиб мальчик 2 января 1942 года, помогая разминировать проходы к каменоломням. Володя похоронен в братской могиле партизан в центре Камыш-Бурунского порта в г. Керчи.  Посмертно юный герой награжден “Орденом Красного Знамени”. 

Марат Казей

 Маленькие герои большой войныВ белорусскую деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в пятый класс школы. Здание учебного заведения фашисты превратили в свою казарму.

За связь с партизанами была схвачена мама Марата Анна Александровна, и вскоре мальчик узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика.

Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения.

Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.

Мальчик участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою, сражаясь до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их вместе с собой.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. А в столице Беларуси городе Минске поставлен памятник юному герою.

ЛМаленькие герои большой войны ёня Голиков

Леня рос в деревне Лукино в Новгородской области, на берегу реки Поло. Когда его родное село захватили фашисты, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд, под откос летели вражеские поезда и машины, рушились мосты, горели вражеские склады.

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с немецким генералом. Бросив гранату, он подбил машину, из которой выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня погнался за ним. Долго преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Погиб Леня в бою под селом Острая Лука Псковской области зимой 1943 года. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Зина Портнова

 Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала нМаленькие герои большой войны а каникулы, – это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация “Юные мстители”, и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

В декабре 1943 года Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца.

Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее.

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.

СМаленькие герои большой войны аша Бородулин

Уже зимой 1941-го он носил на гимнастерке орден Красного Знамени. Было за что. Саша вместе с партизанами дрался с гитлеровцами в открытом бою, участвовал в засадах, не раз ходил в разведку.

Партизанам не повезло: каратели выследили отряд, взяли в кольцо. Трое суток партизаны уходили от преследования, прорывали окружение. Но каратели вновь и вновь преграждали им путь.

Тогда командир отряда вызвал пятерых добровольцев, которые должны были огнем прикрыть отход основных партизанских сил. На призыв командира Саша Бородулин шагнул из строя первым. Отважной пятерке удалось на какое-то время задержать карателей.

Но партизаны были обречены. Последним погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках.

Галя Комлева

  Маленькие герои большой войныКогда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи – на юге Ленинградской области – была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смелая, любознательная девочка. За шесть своих школьных лет она была шесть раз награждена книжками с подписью: “За отличную учебу”.

Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам.

Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала и за это юная патриотка была расстреляна.

Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени.

Ведущий 1: Сегодня мы не успели вспомнить обо всех пионерах. Ведь маленьких героев во время Великой Отечественной войны было немало. Их имена знают все, их подвиги наш народ не забудет никогда. Ведь у наших побед нет срока давности, на них воспитывались и будут воспитываться новые поколения русских бойцов.

Ведущий 2: Известный советский поэт Н.Добронравов и композитор А. Пахмутова написали «Песню о пионерах-героях». Давайте вместе споём эту песню.

Хоровое исполнение песни

Текст песни “Песня о пионерах-героях»

(А.Пахмутова, Н.Добронравов, 1962)

  1. 1. Шумела гроза над землёю,  Мужали мальчишки в бою…  Знает народ: пионеры-герои 
  2. Навечно остались в строю!
  3. Припев:  Шли они сквозь бурю,  Шли они сквозь ветер,  И ветер песню, песню их сберёг:  «У нас один, один лишь путь – к победе! 
  4. И нету других дорог!»
  5. 2. Шагают они на параде,  Равняя невидимый ряд,  Правофланговыми в каждом отряде 
  6. Ребята-герои стоят!

Припев.  Мы в жизни, мой друг и ровесник,  Дорогой героев пойдём.  Подвиги их мы запомним, как песню, 

  • И сами ее допоём!
  • Припев.

«У нас один, один лишь путь – к победе!  И нету других дорог!» Ведущий 1: Наш классный час подошел к концу. Напоследок предлагаем послушать стихотворение Павла Железнова «Пионеры-герои».

Ученик:

Пионеры-герои

В суровые годы великих сражений Советские люди планету спасли, Но шрамы тяжелых военных ранений Навеки остались на теле земли.

…Ветры в походные трубы трубили, Дождь отбивал барабанную дробь… Ребята-герои в разведку ходили  Сквозь чащу лесов и болотную топь… А нынче в разведку идут следопыты,  Туда, где когда-то ровесники шли…  Не будут, не будут, не будут забыты  Ребята – герои родимой земли! …И кажется, снова в борьбе и в походе Сегодня в рядах своих верных друзей Голиков Лёня, Дубинин Володя, Котик, Матвеева, Зверев, Казей. В мирные дни, побеждая и строя, Помнит Отчизна года боевые. Славьтесь в веках, пионеры-герои! 

  1. Славьтесь, товарищи, вечно живые!
  2. Использованная литература:
  3. “Говорят погибшие герои”. Москва Издательство политической литературы,1990

Назарова Н.Ф., Ганжина Ю.Н. Внеклассная работа по литературе, 2005

Парамонова С.А., Зайцева Т.В. Блокадный Ленинград: Литературно-историческая композиция – Преподавание истории и обществознания в школе: Журнал. 2004.№9

«Пионеры герои». Сборник о пионерах, помогавших бороться с немецкими захватчиками, 1985.

Фестиваль педагогических идей – Ресурсы интернета

Жизнь ради жизни. Маленькие герои большой войны

Шлиньков, Ф. А. Жизнь ради жизни. Маленькие герои большой войны / Ф. А. Шлиньков, Т. В. Мощенская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 2.1 (32.1). — С. 66-67. — URL: https://moluch.ru/young/archive/32/1945/ (дата обращения: 01.11.2021).



Они очень быстро повзрослели. Их детство было наполнено такими испытаниями и трудностями. До войны это были самые обычные девчонки и мальчишки. Учились, помогали старшим, бегали и играли, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные и друзья.

Война — не детское дело. Так было всегда. Так и должно быть. Но эта война была особенной. Поэтому она и называлась Великой Отечественной, что вся страна — от мала до велика — поднялась на защиту любимой Родины.

Эти простые мальчишки девчонки показали, каким грозным может стать маленькое детское сердце, когда разгорится в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Они не согнулись под этой тяжестью, а только стали сильнее духом, мужественнее и выносливее.

Ключевые слова: Великая отечественная война, дети-герои, дети-войны, солдаты, фронт, фашисты, враг.

Немецкие танки и мотопехота прорвали нашу оборону и прошли в наш тыл. Призывали в армию отцов и дедушек. Все кто мог воевать ушли на фронт, защищать свою Родину.

В это грозное время в пекарнях для солдат сушили ржаные сухари, девочки и мальчики помогали взрослым, вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых. Дети изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов.

В школьных пошивочных мастерских они шили для армии белье и гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, детей учились перевязывать раненых. Они убирали в палатах, кормили тяжело раненных.

Пели им песни, читали стихи, писали письма под диктовку, заготавливали дрова.

Но воевали не только солдаты, в то суровое и тяжелое время для нашей Родины, на защиту своей земли поднялся весь народ. Воевали женщины и, даже дети.

Мы хотим рассказать вам о детях, у которых с первых дней войны было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту, о детях, которые не жалея своей жизни, собирали ценные сведения, взрывали снаряды с боеприпасами и продовольствием врага, уничтожали вражеские эшелоны немецких солдат и офицеров, дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, делали многое, чтобы помочь освободить нашу Родину от врага. Голодных и промерзших убеждали вернуться домой, но многим из них некуда было возвращаться — война отняла у них и маму и папу, и бабушек, и дедушек, сгорели их дома.

Вот, например, Наде Богдановой не было и десяти лет, как она стала разведчицей в партизанском отряде. Она прикидывалась нищенкой и бродила среди фашистов, все подмечая и запоминая. Таким способом девочка приносила в отряд ценнейшие сведения.

Марат Казей отправился на фронт, после смерти своего отца. Он стал партизаном-разведчиком.

С нищенской сумкой за плечами, в драной одежде, в лаптях, бродил по деревням, запоминал, где стоят вражеские посты и пушки, сколько немецких солдат в гарнизонах, и доставлял нашему командованию ценные сведения.

Однажды, возвращаясь из разведки, он оказался в окружении немцев. Марат сражался до последнего патрона, а когда у него осталась одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их вместе с собой. Он пожертвовал собой.

Самому маленькому герою было 6 лет. Его звали Сережа Алешков. Когда его родных убили фашисты, он долго блуждал по лесу, где его обнаружили солдаты. Его назвали сыном полка. Во время Сталинградской битвы, он спас нескольких человек, включая командира.

Сашу Колесникова приняли воспитанником в танковый корпус. Однажды ему было необходимо взорвать мост через реку, по которому к немцам шла боевая техника. Мост усиленно охранялся, и к нему не было путей подхода. Саша не растерялся, проявил свою смекалку и забрался в ящик под вагон. Когда поезд проезжал по мосту, он поджег огнепроводный шнур, а сам выпрыгнул в реку.

Валю Зенкину фашисты заставили пробраться в Брестскую крепость. Она должна была передать нашим защитникам сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов. Она объяснила, какие у них орудия и где они находятся. Валя осталась помогать нашим бойцам. Днем она перевязывала раненых, а ночью собирала на поле недавнего боя оружие и перетаскивала в крепость.

Вале Котику было всего одиннадцать лет, когда началась война. Это был очень смелый мальчик. Вместе с другими ребятами ходил в разведку, собирал и прятал в тайник патроны, оружие, минировал дороги, по которым проезжали немецкие машины. Его ранили, но едва поправившись, он возвращался в отряд. Он погиб на войне, не дождавшись победы.

Зина Портнова после окончания седьмого класса поехала гостить к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Она состояла в подпольной молодежной организации, работала посудомойкой в столовой немецких офицеров. Однажды она специально отравила пищу, приготовленную на обед. Погибло около сотни гитлеровцев.

Чтобы не выдать себя, Зина попробовала отравленный суп и лишь чудом осталась жива. Но однажды во время задания Зину опознали и задержали немецкие фашисты. Она пыталась бежать, но ей прострелили ноги. Несмотря на свои страдания, она не предавала своих.

Ранним утром в январе 1944 года искалеченную, но не сломленную Зину расстреляли.

И таких детей героев очень много, многие награждены медалями и орденами, даже после смерти.

В каждой семье были дети войны, они претерпевали переезды, голод и холод, кто-то потерял близких и жил в детдомах, кто-то ушел на войну совсем подростком.

Мои бабушки Валя, Тая и Лида были сестрами.

Когда началась война, их папа ушел воевать и совсем вернулся домой только через три года после того как война закончилась, он помогал восстанавливать то, что разрушили фашисты, мосты, заводы.

Мои бабушки рассказывали о том, как было тяжело, как во время игры на улице с неба бомбили немцы, как им все время хотелось есть. Порой они даже заснуть не могли от голода.

Понятия дети и война несовместимы! Однако детям пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию войны. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет. Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда. К счастью, война закончилась, но тяжелые воспоминания навсегда остались в их памяти.

Литература:

  1. Книга трилогия. Маленькие герои большой войны. https://detigeroi.ru/index2018.php#book
  2. Максимова, Э. Дети военной поры [Текст] / Э. Максимова — М.: Издательство политической литературы, 1984
  3. Пионеры — герои Сборник рассказов для детей младшего школьного возраста [Текст] / Кемеровское книжное издательство, 1987

Основные термины (генерируются автоматически): война, ребенок, солдат, фашист, фронт.

Классный час «Маленькие герои большой войны» | Классный руководитель | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

  • Шнайдер Анна Анатольевна
  • Организация: МБОУ ООШ №5
  • Населенный пункт: Оренбургская область, г. Бугуруслан
  • Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества
  • Задачи:
  • – формировать гражданское самосознание;
  • – развивать представления учащихся о фактических событиях войны.
  • – воспитывать нравственные качества личности; чувство уважения и благодарности ветеранам и всем героям, погибшим в Великой Отечественной войне;
  • Ожидаемые результаты:
  • – расширение системы знаний о Великой Отечественной войне;
  • – повышение познавательного интереса к историческому прошлому своей страны;
  • – возникновение чувства ответственности за собственные поступки, формирование ценностной ориентации в жизни;
  • – понимание необходимости уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны;
  • – понимание масштабности Победы и величия подвига героев Великой Отечественной войны.
  • Оформление класса: книжная выставка, посвящённая Великой Отечественной войне, плакаты, фотографии, листовки из комплекта «Вечная слава», тексты военных песен, выставка детских рисунков «Пусть всегда будет мир»
  • Ход урока

I.Мотивация.

Закройте глаза. Представьте себе, что вы выходите из леса на нескошенный, заросший высокой травой луг, и ваше сердце переполняется радостью: столько здесь всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. На зелёном лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек.

Вокруг этих цветов летают пчёлы, стрекозы, жуки, прыгают кузнечики, а в бескрайнем небе поют птицы. По всему полю стелется душистый аромат полевых цветов. … Откройте глаза. – Это был обычный воскресный день – 22 июня. Ярко светило солнце, и небо было голубое- голубое.

И вдруг – война…(СЛАЙД1) (Звучит тихо фонограмма песни «Священная война») II.Слово учителя.

Всё поникло, ушло куда-то в прошлое перед этим словом. В одночасье для миллионов людей рухнули все планы на будущее – каникулы, экзамены, свадьбы. Вся жизнь перевернулась. Мирный день отдыха обернулся долгими годами страданий. Чёрной тенью фашистской напасти, дымом пожаров, смертью и руинами обернулся для всего народа этот день.

– Задумайтесь! Как это страшно – один народ убивает другой! Человек убивает человека, изощряется в пытках, изобретает оружие, уничтожает и уничтожается.

Ради чего? – 22 июня 1941года, в 4 часа утра, когда вся наша страна спокойно отдыхала от дневных забот, фашистская Германия, без объявления войны, совершила варварское, вероломное нападение на нашу Отчизну.

-Жестокая и бездушная война забрала жизни миллионов людей, принесла беду и горе в каждую семью. И от всех нас зависит, чтобы это осталось в памяти будущего поколения. Без памяти нет будущего. Поклонимся же тем, кто дал нам священное право жить на земле, благодаря кому вот уже 75 лет мы не знаем что такое война.  

III. Работа над высказыванием (СЛАЙД 2)

Маленькие герои большой войны

– как вы понимаете эти слова. Что значит маленькие герои большой войны?

IV.Cинквейн со словом война

V. Слово учителя.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. ПРИШЕЛ ЧАС – ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны, Были настоящими героями.

Р.Рождественский.

(звучит «До свидания, мальчики»)

VI.Объявление темы.(фон музыки «Священная война»)

Сегодня мы поговорим о детях, которые сражались на войне вместе со взрослыми.

VII. Беседа по вопросам.

– Как вы понимаете слово «фашизм»? (работа со словарем)

Фашизм – течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей.(СЛАЙД 3)

Казалось бы, что после победы в 1945 году фашизм был уничтожен, но и в наше время есть места где неспокойно, гдепроповедуют зло, насилие, а значит здесь гибнут просто мирные жители, а среди них много детей. Сегодня мы поговорим о тех людях, которые боролись против фашизма.

  1. Как вы понимаете слово «антифашист»?
  2. Антифашист – человек, несогласный с идеологией фашизма или участвующий в антифашистских акциях. (СЛАЙД 4)
  3. На фронт уходили не только взрослые, но и дети такого же возраста, как и вы… Памяти юных мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу, равенство и счастье людей
  4. Чтение стихотворения учащимися. (СЛАЙДЫ 5-14)
  5. 1. Юные безусые герои,
  6. Юными остались вы навек.
  7. Перед вашим вдруг ожившим строем
  8. Мы стоим, не поднимая век.
  9. Боль и гнев сейчас тому причиной,
  10. Благодарность вечная вам всем,
  11. Маленькие стойкие мужчины,
  12. Девочки, достойные поэм.

2. Сколько вас? Попробуй перечислить,

  • Не сочтёшь, а, впрочем, всё равно,
  • Вы сегодня с нами,
  • В наших мыслях,
  • В каждой песне, лёгком шуме листьев,
  • Тихо постучавшихся в окно.

VIII. Слово учителя.

  1. 1941 г, когда на Советский Союз напали войска фашисткой Германии, тысячи ребят в красных
  2. галстуках встали вместе со взрослыми на защиту Родины.
  3. – Ребята, давайте по очереди назовем известных героев (на доске висят плакаты известных героев).
  4. Валерий Волков, Саша Кондратьев, Альберт Купша, Аркадий Каманин, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик, Олег Кошевой, Боря Кулешин, Леня Голиков, Валя Зенкина, Володя Дубинин

IX.Слово учителя.

  • Ребята, почтим минутой молчания память юных героев, погибших за счастье и свободу Родины, за счастливое детство на нашей планете.
  • – Ребята, а знаете ли вы какие подвиги совершили юные гори?
  • X. рассказы о героях (работа в группе)
  • (раздаточный материал)
  • Рассказы о героях.
  • Саша Кондратьев (СЛАЙД 15)

Саша Кондратьев. Во время оккупации своей деревни Голубково Ленинградской области Саша с матерью прятали раненых бойцов и летчиков, рискуя своей жизнью, спасали их от карателей. Вместе со своим другом Саша собирал боеприпасы после боев. Вскоре они собрали целый склад оружия: мины, гранаты, патроны и даже ручной пулемет. Они собирались передать все это партизанам.

Ребята пришли к своему тайнику, чтобы приготовиться к переправке оружия, но вдруг увидели немецкий самолет, который летел к ним и так низко, что можно было видеть на нем черный крест.

Вот он пришел, их час, отомстить немцам за всех убитых летчиков и солдат! Ребята не хотели упускать момент. Они, не сговариваясь, вытащили пулемет.

И когда самолет был почти над мальчиками, Саша тщательно прицелился и выпустил длинную очередь из пулемета. Потом еще одну.

Самолет опустил одно крыло, выпрямился, полетел низко над озером, и, выпуская клубы черного дыма, врезался в темнеющую полосу черного леса.

Мальчики услышали вдалеке голоса. Тогда они поспешили спрятать пулемет в тайнике и бросились бежать подальше от этого места.

Саша вышел на открытое место. И вдруг прямо перед собой увидел старосту-полицая. Он успел предупредить своего друга: «Не выходи, беги отсюда!» А сам остался стоять на месте, потому что бежать не было смысла.

На базарной площади в г. Луга немцы повесили Сашу Кондратьева.

  1. В настоящее время в Луге Ленинградской области воздвигнут памятник в честь юного героя.
  2. Зина Портнова (СЛАЙД 16)
  3. Великая Отечественная Война застала ее в Белоруссии. По заданию подпольной партийной организации она выполняла
  4. важные поручения: распространяла сводки советского Информбюро,
  5. собирала и прятала оружие.
  6. В январе 1944 г, возвращаясь с задания, Зина неожиданно

натолкнулась на вражескую засаду. Ее схватили, долго и жестоко пытали, а затем расстреляли. Но фашисты не услышали не единого слова признания. Посмертно присвоено звание героя Советского союза.

Марат Казей (СЛАЙД 17)

Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет, но он ушел к партизанам вместе со своей сестрой и стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами.

Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко, попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона.

Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и взорвал себя вместе с ними…

Посмертно стал Героем Советского Союза.

Лёня Голиков ( СЛАЙД 18). Он был, как и мы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал Рихард Виртц.

Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь. В декабре 1942 года партизанский отряд был окружен немцами. После жестоких боев удалось прорвать окружение, в строю осталось 50 человек. Продовольствие и боеприпасы заканчивались.

Ночью в январе 43 года к деревне Остро-Лука вышли 27 партизан. Заняли три хаты, разведка не заметила гарнизона немцев, располагающихся поблизости. Под утро, отбиваясь, пришлось отходить к лесу. В том бою погиб весь штаб бригады и Леня Голиков.

За героический подвиг в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и особые заслуги в организации партизанского движения Леня Голиков был награжден посмертно званием Героя Советского Союза.

Валя Котик (СЛАЙД 19)

Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района, Каменец-Подольской (с 1954 года и по настоящее время — Хмельницкой) области Украины в семье служащего.

К началу войны он только перешёл в шестой класс школы № 4 города Шепетовка, но с первых дней войны начал бороться с немецкими оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ города Шепетовки, бросив гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины.

Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 года — в партизанском отряде имениКармелюка под командованием И. А. Музалёва, был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась.

Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада.

29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу; благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.

В бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. В 1958 году Валентину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Работа с Интернет-ресурсами(кто желает подготовить информацию об Аркадии Каманине ) (СЛАЙД 20)

Давайте перенесемся во времени назад. Вслушаемся в солдатские письма… Письма с войны… С Великой Отечественной… С их страниц мы услышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы мы жили и сделали все то, что не успели сделать они.

В чем заключается подвиг танкиста, чье письмо вы сейчас услышите? (Звучит вальс «В лесу прифронтовом» музыка М. Блантера, слова М. Исаковского. )

Учитель зачитывает строки из письма танкиста А. Голикова любимой

«28 июня» 1941г. Милая Тонечка! Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц.

Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем – Павел Абрамов и я. Ты его знаешь, я тебе писал о нем. Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь… Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях.

Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче – ты со мной. Мне хочется с тобой говорить, много-много, откровенно, как раньше. 22 июня, когда объявили войну, я подумал о тебе, подумал, когда теперь вернусь, когда увижу тебя и прижму к своей груди? А может, никогда.

Ведь война… Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись. Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе.

Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я «отдыхаю», с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз. И мне хочется говорить долго, долго, но некогда… Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий человек, он помнит обо мне, думает, любит. Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие.

У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она – могила-то?»

Вопросы классу: 1) Какие чувства вы испытывали, слушая строки этого письма? 2) Скажите, этот солдат совершил подвиг? В чем он заключается? 3) Какие человеческие качества помогали совершать этому солдату подвиги? (бесстрашие, смелость, мужество, стойкость, любовь к своей земле, любовь к своим близким, любовь к любимой девушке (жене). 3). Кому адресовано письмо? Как вы об этом узнали? 4). Какие чувства испытывает солдат к Тоне? Письмо пропитано любовью, и не только письмо, но и все героические поступки этого танкиста.

  • Творческая работа в группах.
  • Написать письмо – ответ.

Подведение итогов. Составить синквейн со словом победа. Ребята, вот и подошел к концу наш классный час, посвященный героям – антифашистам. Мы надеемся, что эти имена героев останутся в

вашей памяти навсегда. (СЛАЙД 21)

Чтите тех, кто умер за наше счастье,

пролил кровь за ясное небо над головой!!!

Помните, никогда не забывайте,

какой ценой досталась нам Победа!!!!!

Звучит песня «Журавли». Учащиеся дарят друг другу бумажных журавликов (оригами).

Приложения:

Ссылка на основную публикацию